Прекрасный и взрывоопасный фиолетовый: история создания цвета
В древности не существовало химических составов, поэтому красящие вещества, как и окрашенные ткани, относились к дорогим товарам. Цвета добывались из природных источников, зачастую подразумевался трудоемкий процесс. Дороже всех считался пурпур: фиолетовые, и красные оттенки получались от морских моллюсков-иглянок.
Летописец Плиний Старший упоминал пурпур в своей книге (I век н.э.) следующим образом: «Люди сходят по нему с ума. Несомненно – это цвет триумфа. Но если учесть столь отвратительные его запах, то стоит ли он этих денег?..». И действительно, факт того, что запах был ужасным, подтвержден. Интересно еще то, что женам красильщиков разрешалось разводиться с мужьями, так как едкий запах не каждый смог бы стерпеть.
Легенда о божественном цвете
Римляне верили, что, когда сам бог-покровитель мореплавания Мелькарт сопровождал нимфу на прогулке по морскому берегу, его пес разжевал раковину с моллюсками, вследствие чего пасть и шерсть животного окрасилась в яркий цвет.
Легенда гласит, что люди стали собирать на дне моря удивительные раковины, а после раскладывать их на берегу. В каждой такой ракушке всегда остается капелька невероятно дорогого красителя в виде естественного сока.
Фиолетовый в истории
Пурпурный добывается из нескольких видов иглянок. К примеру, железы пурпуры хемастома и мурекс бран-дарис выделяют фиолетовый пурпур. А морская улитка мурекс трункулюс выбрасывает красный пурпур. Впервые фиолетовый зарегистрирован в эпоху неолита. Пещерные художники Печ Мерле пользовались палочками марганца и гематитового порошка. Они изображали очертания собственных рук и животных от 16 000 до 25 000 лет до н.э.
Несмотря на красивую легенду о боге Мелькарте, процесс изготовления краски был освоен финикийцами. Добывалась она трудно и долго: чтобы создать пару грамм пурпура, требовались тысячи хищных моллюсков.
Дело в том, что краситель, вырабатываемый из желез брюхоногих иглянок, являлся чем-то вроде снотворным для добычи. Гораздо позже были открыты места производства: на территории древней Финикии находили огромные насыпи этих ракушек. В 1600 году до н.э. город Тир стал эпицентром производства красителя, а также присвоил ему первой официальное наименование — тирский пурпур.
Востребованность пурпура во время финикийской цивилизации оправдывалась качеством и техникой мастеров комбинировать диковинные оттенки. Например, от розового к фиолетовому, от красного к лиловому. Вдобавок стремительно развивалось ткацкое ремесло, благодаря чему создавались изящные ткани из шерсти, окрашенные в пурпур. Одежда, окрашенная багряно-фиолетовым цветом, упоминалась в Илиаде Гомера и в Энеиде Вергилия.
В Древнем Китае фиолетовый цвет добывался посредством экстракта особого цветка. Цена на фиолетовые одеяния завышалась в пять раз, а все потому, что краситель плохо ложился на ткань. И все же, фиолетовый считался вторичным, по сравнению с тем же малиновым, символизирующим легитимность. Пурпур служил для обозначения непристойности. Но ближе к 6 веку до н. э. их роли кардинально поменялись.
Мальва
В 1856 году британский студент-химик Уильям Генри Перкин провел опыты по разработке синтетического хинина. Вместо этого он создал первый синтетический анилиновый краситель. Оттенок фиолетового — мовеин — получил название от цветка Мальвы. Благодаря королеве Виктории, которая надела шелковое лиловое платье на королевскую выставку 1862 года, новый цвет быстро вошел в моду. Открытие Перкина позволило производить краситель в промышленных масштабах. С тех пор лиловый перестал быть доступен только аристократии и вышел на общий рынок. Перкин полностью трансформировал химическую промышленность.
Пурпур в одежде
Удивительное дело: если пересчитать один фунт шелка пурпурного цвета на актуальную валюту, эквивалент составит 28 000 долларов. Самый дорогой шелк везли из Китая, дешевле только подкрашенная сирийская шерсть и виссон (тончайшее египетское полотно). Багряно-фиолетовый потому был недоступен «простым смертным», что заключал в себе одновременно божественное и земное, следовательно — принадлежал высшим властям.
В культуре Византии пурпур символизировал атрибут царственности и непосредственно императорское достоинство. Носить одеяния и обувь, восседать на троне и подписываться чернилами этого цвета был вправе только Басилевс (древнегреческий монарх). Ввиду глубокого почтения, алтарный Евангелие, Богоматерь и Св. Анна изображались в аналогичных оттенках.
В XIII веке производство было приостановлено, но уже в XVI веке королева Елизавета выпустила закон, по которому цвета для каждого сословия английских подданных строго контролировались. В основном, запрещалось ношение пурпурных тканей всем, кроме родственников королевы.
Характер и настроение
Красный и синий — две крайности, сходящие в точку равновесия. В пурпуре объединены противоречивость, мудрость, сознательность и сосредоточенность. Помимо царственного налета, с его помощью преподносится и низшая похоть. Этому свидетельствуют писания об обряженной в пурпур вавилонской блуднице.
В фиолетовом заключены такие настроения как осторожность, сдержанность и в то же время чувственность. Если его разделить, в результате образуются множество розовых оттенков, поэтому пурпур чудесным образом воплощает союз мужского и женского начал.
Что может означать использование фиолетового цвета в кино
В конце прошлой недели институт Pantone объявил цветом 2018 года ультрафиолетовый. Он ассоциируется с музыкантом Принсом и визионерским взглядом на будущее. Исследователи не первый год изучают, какие цвета что символизируют в искусстве и как с точки зрения психологии человек воспринимает различные цвета, ведь чаще всего мы сами не осознаем, что нас заставляет чувствовать тот или иной цвет. Buro 24/7 ознакомился с мнением этих исследователей, выбрал несколько идей о том, что может означать фиолетовый цвет в кино, и подобрал к ним фильмы.
Фиолетовый как цвет упущенных возможностей и чего-то, что не случилось
Появление фиолетового на экране может означать упущенные возможности, непринятые или неверно принятые решения героев.
«Мост искусств», 2004
Режиссер: Эжен Грин
Место действия фильма — Париж, главные герои — студент Паскаль и певица Сара. Они могли бы быть идеальной парой, но незнакомы друг с другом, и оба мучаются в отношениях с не подходящими им людьми. Однажды Паскаль решает совершить самоубийство и включает фоном пластинку с записью барочного ансамбля, в котором поет Сара. Красота музыки и искренность чувств вокалистки меняют настроение Паскаля, он влюбляется в ее голос и решает найти девушку. Увы, им уже никогда не встретиться.
Паскаль и Сара так и не знакомятся, но в фильме есть сцена, где у них был шанс это сделать: Паскаль сидит в кафе в лучах фиолетового света и читает книгу, в это же время туда приходит Сара, но он сидит к ней спиной; потом Паскаль ненадолго выходит из зала, Сара допивает свой кофе и уходит, Паскаль возвращается за книгой и счетом и тоже уходит.
Во время этой сцены в кафе нет никого, кроме главных героев и единственного сотрудника заведения.
Фиолетовый как цвет потери, расставания и смерти
Фиолетовый может означать расставание с людьми, мечтами и иллюзиями и различного рода потери, в том числе смерть.
«Кабаре», 1972
Режиссер: Боб Фосс
1931 год, Берлин, к власти вот-вот придет Гитлер. Американка Салли Боулз зарабатывает тем, что поет в местном кабаре. Там она встречает писателя Брайана Робертса, приехавшего из Англии. Салли пытается закрутить с ним роман, но ничего не выходит, зато они становятся друзьями. Потом у Салли завязываются отношения с богачом-гедонистом Максимилианом фон Хойне. Отношения героев фильма постепенно запутываются, и в финале Салли придется принять несколько сложных решений.
Для последнего музыкального номера, который Салли исполнит в фильме, певица решает надеть фиолетовое платье. Вскоре после этой сцены последует развязка, и девушка потеряет любящего ее человека, нерожденного ребенка и привычный мир, который скоро изменят нацисты.
«Академия Рашмор», 1998
Режиссер: Уэс Андерсон
Ученик престижной школы Макс Фишер пытается преуспеть во всем и сразу: он руководит учебной газетой, школьными клубами по интересам и ставит пьесы. К несчастью, все эти активности плохо сказываются на его оценках, и Максу надо срочно улучшить успеваемость. Ситуация осложняется тем, что подросток влюбляется в новую учительницу. Макс прилагает усилия, чтобы завоевать ее, и мечтает о том, как они будут вместе.
Уэс Андерсон известен тщательным выбором цветовой палитры для своих фильмов. В «Академии Рашмор» очень много фиолетового. За полтора часа экранного времени «Академии» Макс растеряет мечты, на которые так старательно работал, и повзрослеет.
Фиолетовый как цвет мистики, волшебства и потусторонних сил
Фиолетовый ассоциируется с магическими и потусторонними силами, медиумами и гадалками. Шар, предсказывающий будущее, часто изображают фиолетовым.
«Спящая красавица», 1958
Режиссер: Клайд Джероними
Известный сюжет: король и королева одного волшебного царства забыли пригласить на праздник в честь своей дочери злую колдунью, а та обиделась и в отместку заколдовала всех. Теперь в королевстве все спят, включая принцессу.
Злая колдунья Малефисента из диснеевского мультика ходит в черно-фиолетовом наряде, а вот в фильме с Анджелиной Джоли костюм сделали полностью черным. Кроме того, когда мультяшная Малефисента творит свою магию, то свет, исходящий из ее волшебного жезла, тоже фиолетовый.
Фиолетовый как цвет идеала, мечты
Возможно, такая ассоциация возникла из-за того, что когда-то фиолетовая краска была очень сложной в изготовлении, а значит, и очень дорогой. Из-за этого позволить себе что-то фиолетовое могли только богатые королевские особы.
«Бегущий по лезвию 2049», 2017
Режиссер: Дени Вильнев
Продолжение культового «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта было, пожалуй, самым ожидаемым фильмом этого года. В 2049 году «бегущие по лезвию» отлавливают репликантов и уничтожают их. Один из «бегущих» Кей живет с виртуальной девушкой-голограммой Джой. Случайно ему в руки попадает информация, которая может полностью изменить его представление о самом себе да и весь мир.
Одна из лучших сцен фильма: Кей, оставшийся без своей виртуальной возлюбленной, проходит мимо интерактивной рекламы аналогичных девушек-голограмм Джой, и гигантская девушка с билборда заигрывает с ним. Согласно рекламе, Джой — это девушка-идеал, девушка-мечта. Вероятно, поэтому голограмма с билборда такая розово-фиолетовая.
Конечно, цвет в кино — более сложное явление, ведь и наше восприятие цвета комплексное и зависит от того, в каком окружении и в какой культуре мы росли. Каждый фильм и его цветовые решения уникальны.
Что еще читать и смотреть о цвете в кино
- Книга «Фиолетовый означает, что кто-то умрет» Патти Беллантони
- Книга «Цвет и его значение: Наука, искусство, символизм» Джона Гейджа
- Инфографика-шпаргалка о значении различных цветов в кинематографе от Studio Binder
- Видео издания The Verge о том, как цвет влияет на восприятие фильма
- Видео о значении цвета для раскрытия киноисторий от видеоэссеиста Льюиса Бонда
- Видеоэссе о том, как работает с цветом режиссер Вонг Кар Вай
- Лонгрид о цветовых палитрах польского кино
- Видео о том, как студия Pixar работает с цветами
пурпурных | Glidden
Пурпурный | ГлидденКредит: ППГ / PPG. Com
Написано:
Опубликовано: PPG.Com Правообладатель: ППГ на
- белые
- серые
- негры
- бежевый
- нейтралы
- блюз
- зелень
- желтые
- апельсины
- розовые
- красные
- пурпуры
- вода
- аэрозольная краска
- увидеть все
цветов
яркая звезда ППГ1166-1
продуваемый всеми ветрами ППГ1164-1
айсберг ППГ1164-2
лепесток астры ППГ1166-2
ветреный день ППГ1164-3
голубой опал ППГ1166-3
свежая фиалка ППГ1166-4
мечтательный ППГ1164-4
ускорение ППГ10-21
черничный маффин ППГ1164-5
кимоно ППГ1166-5
голубая одиссея ППГ1166-6
голубое облако ППГ1164-6
лицензия на мечту ППГ10-22
аннаполис синий ППГ1164-7
~/Цвет/Цветовые семейства/Фиолетовые
ППГ Индастриз
Книга фиолетовых красок
Благородные цвета краски
Фиолетовые краски
Книга пурпурных цветов
Фиолетовый ассоциируется со многими замечательными чертами и характеристиками. В прошлом его редкость в природе и последующие затраты на производство ограничивали его доступность для всех, кроме знати. Теперь фиолетовые краски доступны каждому. В бледных тонах оттенки фиолетовой краски на синей основе элегантны и успокаивают, а фиолетовые краски на красной основе романтичны.
Стена: Насыщенный лавандовый MEN7053-4 Потолок: Нежный белый MEN7065-1 Отделка: Лепесток орхидеи MEN7053-1
Узнайте о фиолетовом цвете
Фиолетовый — это семейство цветов, которое является исключительно уникальным и неотразимым при использовании для окраски интерьеров или экстерьеров. Возможно, именно спокойствие, которое Фиолетовая краска заимствует у синего, и абсолютная энергия, которую они получают от красного, создают сочетание, столь же пленительное, сколь и загадочное.
См. все цвета фиолетовой краски
Pittsburgh Paints & Stains Совет эксперта
Используйте классические нейтральные тона — черный, белый и серый — чтобы подчеркнуть изысканность и роскошь пурпурных красок.
Стена: Violet Hush MEN7052-1 Отделка: Нежный белый MEN7065-1
Стена: Дикая сирень MEN7052-4 Отделка: Гипс MEN7130-1
Гостиные и ванные комнаты
Фиолетовая палитра является синонимом роскоши, богатства и экстравагантность, но также тайна и творчество. В бледных тонах оттенки фиолетовой краски на синей основе элегантны и успокаивают, а фиолетовые краски на красной основе романтичны.
Узнайте больше о фиолетовых цветах краски
Pittsburgh Paints & Stains Совет эксперта
Сочетание нежных оттенков фиолетового с естественным светом и чистыми белыми тонами краски излучает изысканность.
Стена: Silverado MEN7049-5 Отделка: Delicate White MEN7065-1 Акценты: Blue Dolphin MEN7045-3; Slate Pebble MEN7075-4
Обеденные зоны и спальни
Приглушенные средние тона или бледные фиолетовые тона успокаивают и элегантны для гостиных и переходных зон. Более светлые фиолетовые тона на красной основе более женственны и романтичны, идеально подходят для спален.