Полет в космос цена для туриста 2019 – Продан первый билет к Луне: Space X объявила имя космического туриста | Технологии

Первые туристы отправятся в космос в 2019 году

Полет к звездам для космического туриста будет длиться около 15 минут, в невесомости человек сможет провести примерно 4 минуты. Об этом рассказал гендиректор Космокурса Павел Пушкин. Компания обещает туристам полеты к орбите в 2025 году.

Ранее глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин говорил, что уже в 2020 году можно будет доставлять космических туристов на Международную космическую станцию «быстрее авиаперелета из Москвы до Брюсселя».

Американские компании уже начали продавать билеты на полёты в космос для туристов. Но они будут доставлять туристов на высоту в два раза меньшую, чем предлагают россияне за эту же стоимость — $200-300 тысяч.

Ране эксперты высказывали мнение, что компания Virgin Galactic Ричарда Брэнсона может стать первой, кто отправит в космос туристов. Ранее Брэнсон пообещал, что первые туристы отправятся в космос уже в 2019 году.

Отметим, что идея организации космического туризма довольно популярна в бизнес-кругах. Ранее компания SpaceX, созданная Илоном Маском, заявила о намерении отправить двух космических туристов в путешествие вокруг Луны. Сделать это компания собиралась еще в этом году.

В феврале в SpaceX сообщили, что туристы уже внесли «значительный депозит» для выполнения «лунной миссии». Имена туристов по их же просьбам не разглашаются. Как отметили в компании, уже в этом году путешественники пройдут начальный курс подготовки.

Для организации туристической миссии планируется использовать грузовик Dragon 2 (Crew Dragon). За вывод капсулы на орбиту будет отвечать ракета-носитель Falcon Heavy. Это новые для SpaceX космические аппараты, которые пока находятся в разработке. Первые полеты Dragon 2 и Falcon Heavy должны состояться позднее в этом году.

Отметим, что в октябре в НАСА заявили об опасности использования ракет SpaceX для пилотируемых запусков. Как отмечали эксперты ведомства, топливо, используемое в ракетах SpaceX, требует выполнить пуск носителя не позже чем через полчаса после начала заправки, из-за чего у членов экипаже может не оказаться достаточного количества времени на то, чтобы занять места в корабле-капсуле на борту ракеты. Как поясняют авторы, ни одна страна мира не размещает экипаж на корабле до завершения заправки.

Названа стоимость полета в космос из Москвы

Российская компания «КосмоКурс» планирует построить космодром неподалеку от Москвы. Желающих будут отправлять в космические туры за деньги.

«КосмоКурс» уже приступила к переговорам о строительстве космодрома. Компания отказалась от площадок на Байконуре, чтобы быть доступнее для жителей Центральной части России. В каком именно регионе появится космодром, пока не уточняется.

Однако уже известна примерная стоимость полета. Ее назвал генеральный директор компании Павел Пушкин. По его словам, космические туры предполагают суборбитальные полеты. Туристов будут поднимать на 200 километров над землей, а затем возвращать назад.

«Полет от старта до посадки длится 15 минут. При этом невесомость человек будет испытывать пять-шесть минут», – цитирует Пушкина «Вечерняя Москва».

Он подчеркнул, что такой полет справедливо называть космическим. Обойдется путешествие в 200-250 тысяч долларов. Взлетать выше стоит намного дороже. Путешествующие на МКС обошлось бы человеку в сумму от 30 до 40 миллионов долларов, добавляет vm.ru.

Туристов перед отправкой в космос будут готовить к полету – обязательно потребуется пройти курс в Звездном городке в Щелкове. Гендиректор «КосмоКурса» добавил, что планирует первый полет на 2025 год.

Читайте нас в Яндексе

Автор: Игорь Рязов

Как полететь в космос — стоимость полета для космического туриста

Специальный самолет Ил-76 МДК во время полёта создает режимы реальной невесомости. Такие полёты в невесомости проходят космонавты перед полетом в космос. Вы можете записаться в сборную группу или набрать свою команду и испытать себя!

Тур на Байконур позволит Вам стать свидетелем грандиозного события – старт космического корабля с космонавтами. Во время тура предусмотрено посещение ряда музеев и объектов, напрямую связанных с полетами в космос. Данный тур будет интересен не только любителям космонавтики, но и тем, кто далек от всего этого.

Возможность принять участие в настоящей тренировке для космонавтов – реальные тренажеры, на которых тренируются космонавты перед полетом: тренажер космического корабля «СОЮЗ», тренажер «Выход-2», центрифуга ЦФ-7 и ЦФ-18, тренажер космического питания, костюмы «Сокол» и «Орлан» и многое другое!

Экскурсии в самые известные музеи космонавтики и авиации: Мемориальный музей космонавтики, Звездный городок, музей ВВС в Монино, Центр управления полетами, Лыткарино, школьные экскурсии и многое другое!

Программа выживания, разработанная на базе Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина. Реальные тренировки для космонавтов – выживание в тайге после посадки космического корабля. Программа выживания зимой и летом. Интересно, экстремально и необычно!

Уникальное место в Центре подготовки космонавтов им Ю.А. Гагарина, не имеющее аналогов в мире. Макет в натуральную величину космической станции МКС в самом большом по масштабу бассейне. Во время погружения создается эффект гидроневесомости для отработки действий космонавтов в открытом космосе.

Многие знают, что возможно стать свидетелем старта космического корабля на космодроме Байконур. Но, на сегодняшний день, мало кто может себе представить, что можно принять участие в невероятном на первый взгляд мероприятии.

В ближайшее время

Космическая еда

Компания «Страна Космического Туризма» является ведущим туроператором в России и в мире, предлагающим туристам уникальные полеты на МиГ-29. Демонстрационные полеты на МиГ-29 для туристов проводятся исключительно только в России на Нижегородском авиационном заводе «Сокол» в Нижнем Новгороде.

Как полететь в космос и сколько это стоит

Космический туризм и полёты в космос стали доступны не только космонавтам в 2001 году, когда первый космический турист Деннис Тито провёл на орбите Земли неделю, заплатив за это деньги. Сегодня мы предлагаем доступные программы для всех желающих полететь в космос и приобщиться к новому виду туризма.

Космический туризм — РИА Новости, 28.04.2016

Пока только семь человек смогли воспользоваться такой возможностью и стать «космическими туристами». Несколько кандидатов сошли с дистанции по разным (медицинским и финансовым) причинам.

Первым официальным непрофессиональным участником космического полета стал американский бизнесмен итальянского происхождения Деннис Тито. Он полетел на МКС на борту российского корабля «Союз ТМА-32» 28 апреля 2001 года. В состав экипажа космического корабля также входили российские космонавты Талгат Мусабаев и Юрий Батурин. Полет Тито обошелся в 20 миллионов долларов, он провел на орбите семь дней (завершился полет 6 мая) и облетел Землю 128 раз.

Денис Тито был первым космическим туристом, но не первым космонавтом, отправленным на орбиту на коммерческой основе. Еще в 1990 году японский журналист Тоехиро Акияма посетил орбитальную станцию «Мир» в качестве космонавта-исследователя. Он вел ежедневную телевизионную радиопередачу с орбиты, а также выполнял научные эксперименты для российских и японских компаний. За его подготовку и полет заплатила токийская телерадиокомпания Tokyo Broadcasting System (TBS) — в рекламных целях. Так как стоимость полета была оплачена его работодателем, японского журналиста можно считать деловым путешественником, а не туристом.

Также в США за отправку непрофессионалов в космос на шаттлах (в составе миссии их называли специалистами по полезной нагрузке) платили сторонние организации.

Основными заказчиками полетов выступали всевозможные исследовательские институты. Отобранные ими люди проводили на орбите опыты, а в некоторых случаях и сами становились объектами экспериментов, поэтому назвать их пребывание в космосе отдыхом никак нельзя.

Деннис Тито считается первым туристом в классическом понимании этого слова. Он полетел на МКС для того чтобы отдохнуть, провести время с удовольствием, поснимать Землю из иллюминатора.

Вторым космическим туристом был бизнесмен из ЮАР Марк Шаттлворт, полетевший на МКС 25 апреля 2002 года (полет завершился 5 мая). Третий космический турист, американский мультимиллионер Грегори Олсен (Gregory Olsen) побывал на МКС 1-11 октября 2005 года.

Первой космической туристкой стала американка иранского происхождения Аноуше Ансари (Anousheh Ansari), побывавшая на борту МКС 18-29 сентября 2006 года. Она стала дублером японского космического туриста Дайсукэ Эномото, который не был допущен к полету по состоянию здоровья. Шаттлворт, Олсен и Ансари заплатили за полеты около 20 миллионов долларов каждый.

Пятым космическим туристом стал один из основателей компании Microsoft, американец венгерского происхождения Чарльз Симони (Charles Simonyi), побывавший на МКС дважды. Первый полет он совершил в составе 15-й экспедиции 7-21 апреля 2007 года. На МКС он выполнял эксперименты по заказу Европейского космического агентства (исследования влияния невесомости на кровь), а также по его собственной научной программе (влияние радиации). За полет Симони заплатил больше своих предшественников — 25 миллионов долларов. Второй раз он летал с 26 марта по 8 апреля 2009 года в составе 16-й экспедиции посещения. Стоимость его повторного полета из-за инфляции и удорожания стоимости услуг возросла до 35 миллионов долларов.

Шестым космическим туристом стал американский миллионер Ричард Гэрриот (Richard Garriott). Полет проходил с 12 октября по 24 октября 2008 года. 

За путешествие в космос Гэрриот заплатил около 30 миллионов долларов.

Седьмым космическим туристом стал бывший цирковой артист, владелец Cirque du Soleil (Цирк Солнца) канадец Ги Лалиберте (Guy Laliberté), совершивший полет 30 сентября —11 октября 2009 года. По неофициальной информации, он заплатил за свой полет около 35 миллионов долларов.

После 2009 года из-за прекращения полетов американских шаттлов и увеличения нагрузки на российские корабли по доставке грузов, космонавтов и астронавтов на МКС, Россия вынуждена была свернуть программу космического туризма.

В 2012 году стало известно, что в план по эксплуатации МКС был включен годовой полет космонавта Роскосмоса и астронавта НАСА на 2015 год. Обычно длительность пребывания экспедиций на МКС составляет около шести месяцев. За счет иного графика смены экипажа появилась возможность сэкономить одно место в «Союзе».

Восьмым космическим туристом собиралась стать британская певица Сара Брайтман (Sarah Brightman). Ее полет планировался на сентябрь 2015 года, предполагалось, что он продлится десять дней. Певица прошла подготовку в Центре подготовки космонавтов в российском Звездном городке. Однако в середине мая 2015 года Сара Брайтман объявила, что не может совершить запланированный полет по семейным обстоятельствам. Вместо нее в сентябре 2015 года на МКС полетел казахстанский космонавт Айдын Аимбетов.

Дублером певицы был определен японский бизнесмен и «большой поклонник космоса» Сатоши Такамацу. Его полет на МКС может состояться в 2017-2018 годах.

Кроме сложности доставки туристов на МКС, у станции есть ряд недостатков в отношении туризма. Она предназначена для проведения серьезных экспериментов, и на ее борту постоянно работают представители 16 стран, поэтому турист не окружен сервисом и его действия весьма ограничены: он не может в любое время подойти к иллюминатору, не имеет права отвлекать профессионалов от их работы и т.д.

В настоящее время силу набирают частные компании, которые готовы предоставить в будущем услуги космического туризма.

Американская компания Bigelow Aerospace создает надувной модуль для МКС, который станет орбитальной гостиницей для космических туристов.

В начале апреля 2016 года экспериментальный надувной модуль был отправлен на МКС, где он в пристыкованном к станции и надутом виде будет оставаться на орбите около двух лет.

В 2016 году было объявлено, что американский концерн United Launch Alliance (ULA) заключил контракт на осуществление запуска на своей ракете Atlas V 552 раздвижного модуля компании Bigelow Aerospace (BA) на низкую околоземную орбиту в 2020 году.

По мнению академика Российской академии космонавтики имени Циолковского Александра Железнякова, орбитальный космический туризм некоторое время еще будет оставаться весьма редким явлением, единичными полетами, а суборбитальный туризм, или «прыжки» на границу атмосферы и космоса — такие полеты вскоре будут массовыми.

Суборбитальный полет будет проходить по эллиптической траектории, без выхода на орбиту искусственного спутника Земли и недолго. Во время него туристы смогут увидеть космическое пространство, Луну и Солнце как полноценные космические объекты, округлости Земли и почувствовать невесомость. Среди преимуществ можно выделить также более низкую стоимость билета по сравнению с полетом на МКС и отсутствие больших перегрузок. Корабли будут взлетать и приземляться как обычные самолеты, что дает свободу в выборе площадок, а не ограничивается Байконуром.

Созданием частного пилотируемого суборбитального космического корабля для доставки туристов в космос занимается компания Virgin Galactic. По расчетам, корабль будет выходить в безвоздушное пространство на скорости, в три с половиной раза превышающей скорость звука, пассажиры будут испытывать невесомость в течение всего нескольких минут. Первая модель SpaceShipTwo разбилась на летных испытаниях в октябре 2014 года.

Частная компания XCOR Aerospace разрабатывает космоплан Lynx («Рысь») — двухместный минишаттл, способный взлетать и садиться горизонтально. Планируется, что полет на космоплане будет длиться 45 минут, из них 30 минут участники путешествия проведут на высоте 106 километров — выше официальной границы космоса.

В России компания «КосмоКурс», работающая в рамках фонда «Сколково», занимается созданием суборбитального ракетно-космического комплекса многоразового использования для туристических полетов в космос.

В отличие от самолетных суборбитальных схем, требующих два-три часа, полет на нем будет занимать только 15 минут, из них в состоянии невесомости турист сможет находиться в течение 5-6 минут.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Кто и как готовит космических туристов-миллиардеров к полету

Конец XX века можно по праву назвать началом эры “частной космонавтики”. Космический монополист — государство постепенно открывает “двери в небо” для частных организаций, готовых строить ракеты, и для туристов, желающих увидеть нашу планету с высоты за свои деньги или деньги коммерческих компаний.  

В 1990 году в космос на корабле “Союз” отправился первый “непрофессионал” — японский журналист Тоёхиро Акияма. На момент полета ему было 48 лет. Вместе с советскими космонавтами Виктором Афанасьевым и Мусой Манаровым он вошел в состав экипажа восьмой основной экспедиции орбитальной станции «Мир» и должен был провести несколько прямых эфиров для японских телезрителей. За эту миссию корпорация TBS заплатила Советскому союзу, по разным данным, от $25 млн до $37 млн.

Тренировка журналиста, которая заняла чуть больше года, проходила в Центре подготовки космонавтов имени Гагарина. Тогда еще не было разработано специальных обучающих программ для частных лиц, и японца, возможно, готовили по некой “облегченной схеме”, не предназначенной для профессиональных космонавтов (для необученного человека схема тренировки космонавтов может стать непосильной ношей). После выхода на орбиту у Тоёхиро проявилась недостаточность подготовки, во время адаптации к невесомости возникли проблемы со здоровьем, связанные с расстройствами вестибулярного аппарата.

Станция Мир в космосе

Фото: NASA/ Космическая станция МИР

Приблизительно с начала 2000-х годов, когда желающих отправиться в космос среди миллиардеров становится все больше, обучение начинает проходить по более выверенной и тщательной схеме.

КОСМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ

На сегодняшний день известно как минимум о 15 организациях, занимающихся “продажей билетов в космос”. Самые известные из них — SpaceX, Blue Origin, Virgin Galactic и Space Adventures. Если первые три, по сути, еще новички в этой сфере, им только предстоит отправить туристов в космическое пространство (SpaceX — к Луне в 2023 году, Blue Origin в суборбитальный полет в первой половине 2019 года, Virgin Galactic — во второй половине 2019 года), то последняя — “ветеран”.

Джефф Безос - глава Blue Origin

Фото: Amazon/ Джефф Безос —
основатель и владелец аэрокосмической компании
Blue Origin  

Американская Space Adventures уже помогла семи миллиардерам попасть на МКС. Компания тесно сотрудничает с Роскосмосом, и поэтому все ее клиенты проходят обучение на базе Центра подготовки космонавтов имени Гагарина и под наблюдением Государственной корпорации.

РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ КОСМИЧЕСКОГО ТУРИСТА НА ПРИМЕРЕ SPACE ADVENTURES

Как мы отметили выше, пока что единственной компанией в мире, которая уже отправляет туристов в космос, и делает это аж с 2001 года, является Space Adventures. Для этой цели Space Adventures использует ракеты “Союз”, принадлежащие Роскосмосу.

Попасть в космос — это очень дорогое удовольствие, и доступно оно не всем — лишь тем у кого есть миллионы долларов и хорошее здоровье (или почти хорошее). Обычно космический тур представляет собой полет на МКС, а цена на него с 2009 года варьируется от $35-45 млн. Если турист захочет выйти в открытый космос, ему нужно будет доплатить еще $45-55 млн.

В 2002 году государства-члены Международной космической станции подписали документ, который устанавливает общие критерии отбора посетителей (космических туристов) и космонавтов МКС.

Все будущие участники полета должны соответствовать ряду не только медицинских, но и биографических требований. В первую очередь специалисты смотрят, чтобы будущий турист имел “чистое прошлое”:

не был судим;

не запятнал свое имя позорным или нечестным поведением;

никогда не употреблял наркотики;

не испытывал проблем с алкоголем.

Его анкета проверяется Интерполом, а также 16 странами-участницами проекта МКС. Согласие должны дать все 16 государств.

Турист обязан владеть английским (на уровне Intermediate Low) и хотя бы немного языком той страны, которая осуществляет запуск (в данном случае русским).

Джефф Безос - глава Blue Origin

Фото: Роскосмос/ Тренировка несостоявшегося космического туриста — Сары Брайтман

Когда начинается черед медицинских комиссий, врачи из Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН проверяют историю болезней кандидата на космический полет, просят его сдать целый ряд анализов, пройти медосмотр.

Если все хорошо с анализами, будущий космический турист допускается к нагрузочным тестам, а после их успешного прохождения к стендовым – тестам в барокамере, вращению на центрифуге и т.д. Максимальная перегрузка на центрифуге, которую допускают для космических туристов, составляет 8g.

Справедливости ради отметим, что хотя в основу медицинского отбора и положены принципы, разработанные специально для космонавтов, к непрофессионалам требования гораздо мягче, чем к профессионалам. Скорее всего, это связано с тем, что полет очень краткосрочен и занимает 10-12 дней. К примеру, Ричард Гэрриотт, который побывал на МКС в 2008 году, в свое время не прошел отбор в отряд астронавтов NASA из-за проблем со зрением, но это не помешало ему отправиться в космос в качестве туриста.

Джефф Безос - глава Blue Origin

Фото:
Space Adventures

По правилам, если риск для самого туриста укладывается в 1–2% годового случая, и это не влияет на программу полета и безопасность всего экипажа, то ему дают «зеленый свет». Но если по какому-то из пунктов турист не годен, тогда составляется специальный документ — «waiver» (исключение из правил). В нем сотрудники ИМБП указывают, что могут справиться с возникшей ситуацией и отступить от правил, взяв на себя этот риск (главное, чтобы опасность для здоровья туриста не была слишком большой, иначе разрешение на полет врачи не дадут). Обязательное условие — члены Совета по космической медицине МКС должны с указаниями согласиться. Каждый «waiver» оформляется очень серьезно, готовится полная литературная справка по данному заболеванию.

Среди 7 космических туристов, побывавших на МКС, были люди с клиническими диагнозами, требующими постоянного лечения: во время миссии их здоровье поддерживалось специальными медицинскими процедурами.

По итогам осмотра и физических тестов медики дают заключение. Положительное — турист отправляется в Звездный городок под Москвой для дальнейшего обучения, отрицательное — едет домой. Миллиардер должен пройти большую часть тестов на “хорошо”, сколько бы долларов у него не было, иначе в космос его не пустят.

Джефф Безос - глава Blue Origin

Фото:
Роскосмос/ Миллиардер Деннис Тито на МКС вместе с российскими космонавтами Талгатом Мусабаевым и Юрием Батуриным

Минимальный срок последующего обучения длится шесть месяцев. За это время будущий участник проходит три вида подготовок: общекосмическую (ОКП), специализированную космическую (СКП), предполетную космическую (ППКП).

В обучение входит изучение различных систем МКС и корабля «Союз», отработка взаимодействий с членами экипажа, нестандартных и аварийных ситуаций, умений выхода в открытый космос, навыков выживания, парашютная подготовка, а также изучение русского языка.

За 14 дней до старта турист вылетает на Байконур для окончательной подготовки к полету.

“Даже перед обычным путешествием турист должен продумать, какие именно вещи он возьмет с собой в поездку и что будет делать во время путешествия. Примерно то же самое происходит и с космическим туристом. Уже за полгода до старта мы должны четко представлять, чем будущий участник космического полета будет заниматься в космосе. А это, в свою очередь, означает полное понимание того, что он должен будет взять с собой на Станцию и спустить вниз на Землю при посадке, какие научные эксперименты будет проводить и что для этого понадобится. И всё это в условиях жесточайшего лимита по допустимой массе, причем, масса вещей, возвращаемых на Землю, в три раза меньше, чем допустимая масса при подъеме наверх”, — объясняет Денис Шапиро, сотрудник  российского представительства Space Adventures

SPACEX, BLUE ORIGIN, VIRGIN GALACTIC И ДРУГИЕ

В отличие от Space Adventures, другие частные компании пользуются услугами не государственных космических госкорпораций, а небольших стартапов, на которые работают опытные специалисты.

Год назад стало известно о появлении Starfighters. Стартап разработал первую высококвалифицированную программу для подготовки космических туристов, которые забронировали места на ракетах Blue Origin, SpaceX, Virgin Galactic или любой другой компании. Клиенты Starfighters учатся летать на истребителях F-104, с помощью которых можно воссоздать перегрузки и микрогравитацию, аналогичные тем, что испытывают космонавты в полете.

Другой стартап, Blue Abyss из Великобритании в конце прошлого года объявил о том, что собирается готовить к полету миллиардеров. Для этой цели компания наняла одного из лучших инструкторов индустрии космического туризма, эксперта в области микрогравитации Владимира Плетцера, в 1990-х годах он был кандидатом на включение в экипажи шаттлов от Бельгии.

Предполагается, что услугами Blue Abyss может воспользоваться SpaceX.

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Геннадий Падалка: ближайшие 20 лет для космоса будут эпохальными

Российский космонавт Геннадий Падалка – рекордсмен мира по суммарной продолжительности полетов в космос, его «стаж» — 878 суток в составе пяти различных экипажей. В интервью корреспонденту РИА Новости Анне Раткогло он рассказал о том, что изменилось в отечественной и мировой космонавтике за последние годы, нужен ли на орбите робот Федор, почему нельзя осваивать космос в одиночку и с кем лучше в этом сотрудничать, о роли Илона Маска, о различиях станций «Мир» и МКС. Он также сообщил, сколько человек в России хотят быть космонавтами и как можно стать космическим туристом.

— Геннадий, мы сейчас находимся в Китае, и я не могу не спросить, что вы думаете об их успехах в космосе? В последнее время часто говорят, что они будут впереди планеты всей, какую оценку как профессионал вы можете им дать?

— Китайцы — молодцы. В январе 2019 года первыми в истории человечества высадились на обратной стороне Луны. Зонд, в составе которого находился посадочный аппарат и луноход, совершил посадку в заранее выбранном районе. Это важная миссия с точки зрения науки и отработки посадки на поверхность небесного тела. Но вот что касается пилотируемых программ, то с нами и нашими партнерами по МКС Китай не работает. Из азиатских стран на МКС тесно сотрудничают японцы, и они не раз выручали всех партнеров. Особенно в 2015 году, когда две подряд аварии грузовых кораблей, нашего «Прогресса» и американского Dragon, резко сократили ресурсы станции. Японское космическое агентство тогда отправило свой грузовой корабль HTV с пятью тоннами грузов. В этом основное преимущество партнерства.

Отсутствие Китая в международных пилотируемых программах, на мой взгляд, большая потеря для международного сотрудничества в космосе. Возможная причина — технологии. Китай в начале пути своих пилотируемых программ. Надеемся, что будут нашими партнерами, либо в рамках того содружества стран, которые сейчас работает на МКС, либо со странами БРИКС, о чем говорят наши лидеры. Может быть, в строительстве совместной орбитальной станции, лунного или марсианского проекта.

Марс снятый телескопом Хаббл

27 декабря 2019, 10:00

Вячеслав Шуршаков: человек сможет слетать на Марс только раз в жизни

— К вопросу о сотрудничестве, как вы думаете, нужна ли после 2024 года МКС или другая международная орбитальная станция?

— Наши партнеры идут вперед. Их ближайшие планы — строить окололунную станцию, высадка на Луну и марсианский проект. Мне кажется, что мы исчерпали необходимость пребывания на земной орбите. Многому научились и приобрели колоссальный опыт. В 60-е годы прошлого века, на заре космической эры мы не понимали, с чем столкнемся и какое влияние окажут невесомость и радиация на человека в длительном полете. Сейчас мы умеем создавать космическую технику, которая надежно работает в экстремальных условиях космоса, научились противостоять вредным факторам космического полета, длительно жить и работать в космосе. Надо лететь дальше, а не накручивать витки вокруг Земли. Ближний космос может быть востребован, например, коммерческими компаниями по созданию и совершенствованию новых технологий и промышленного производства.

— Некоторые говорят о том, что лучше не тратить время на Луну, а сразу лететь к Марсу, как вы к этому относитесь?

— У ведущих космических держав цель одна – Луна. Почему это важно? Отработка технологий для дальнего космоса, в том числе и защита экипажа от радиации. Сейчас это наиболее актуально. Строительство окололунной базы, как перевалочной, и лунной опять же для отработки технологий, например, по добыче воды и ракетного топлива из лунного грунта. В марсианском реголите тоже есть вода, а марсианская атмосфера на 90% состоит из углекислого газа, а это значит, воду и ракетное топливо, при соответствующих технологиях, можно добывать там. Поэтому в плане сначала Луна, потом Марс.

— России выгоднее работать с другими странами или самостоятельно развиваться?

— Самостоятельно — тупиковый путь. Каждый год работы в одиночку выльется в десятилетия отставания. Нужно сотрудничать, обмениваться технологиями, дополнять друг друга техническими решениями, а не создавать то, что уже есть у партнеров. Заниматься освоением космического пространства в одиночку затратно финансово и невыгодно с точки зрения технологической.

Корабль Союз МС-12, пристыкованный к МКС16 декабря 2019, 07:58Хочу стать космонавтомРоскосмос попробует в 2020 году отправить корабль к МКС за два часа

— Но, скажем, тот же Китай пока держится обособленно.

— Ну вот они так и летают. Их пилотируемые программы от случая к случаю.

— Они говорят, что готовы сотрудничать и даже свою орбитальную станцию, когда она будет построена, откроют для других стран.

— Без проблем. Еще раз повторю, исследование космического пространства в одиночку выливается в десятилетия отставания. Пожалуйста, пусть строят свою орбитальную станцию, а сегодняшние партнеры по МКС к тому времени займутся освоением Марса.

— А России куда дальше двигаться в освоении космоса?

— У нас есть идеи и мечты, к сожалению, до реализации пока дело не доходит. Нам необходим новый пилотируемый корабль для лунного и марсианского проектов, нужна сверхтяжелая ракета-носитель. У наших партнеров по МКС цели более четкие и многое уже реализовано. Готов пилотируемый корабль «Орион» для дальнего космоса, и они завершают испытания двух кораблей (Starliner и CrewDragon) для полетов на МКС. Есть у них и сверхтяжелая ракета SLS. Они готовы к реализации проекта Artemis по созданию окололунной станции, высадки на Луну в 2024-2025 году и дальнейшим полетам к Марсу. Аналогичные проекты есть у Илона Маска. Место России только среди передовых космических держав, пусть даже на второстепенных ролях.

— Наша страна в прошлом была ведущей космической державой, и сейчас трудно мириться с тем, что нам приходится догонять других и быть на второстепенных ролях, что лично вы думаете по этому поводу?

— За последние два десятилетия отрасль действительно сильно сдала. Причин несколько. Во-первых, технологическое отставание: российский сегмент МКС построен по технологиям 1980-х годов. Перспективные, на наш взгляд, модули МЛМ и НЭМ все еще на земле, хотя должны были быть в составе нашего сегмента еще в 2008–2009 годах. Хорошо сделанный и надежный, но давно устаревший корабль «Союз» проходит бесконечные модернизации.

Во-вторых, неэффективное и нецелевое использование бюджетных и коммерческих средств в отрасли, в СМИ регулярно появляется об этом информация.

Земля с орбиты Международной космической станции

27 ноября 2019, 11:00

Египет успешно запустил в космос спутник связи «Тэйиба-1»

В-третьих, нехватка квалифицированных специалистов. Произошел существенный перекос в сторону управленцев, юристов, экономистов, финансистов. Топ-менеджмент в зарубежных космических агентствах и компаниях, как правило, профессионалы с отличным инженерно-техническим образованием, представители научных сообществ, специалисты в области прикладной физики. Кстати, это то, что было и в наших космических бюро и коллективах в 1960–1970-е годы при наших выдающихся конструкторах Королеве, Глушко, Челомее.

— Когда этот кризис начался?

— Период стагнации начался у нас еще в нулевых. Запустив на МКС два базовых модуля, вокруг которых партнеры смогли начать сборку своих сегментов, мы почему-то остановились в своем развитии. В кораблестроении идет бесконечная модернизация старого «Союза». Мы до сих пор летаем на том, что досталось нам в наследство от Советского Союза. Не создали ничего нового, сейчас я говорю только о пилотируемой космонавтике.

— Недавно в Роскосмосе заявили, что в следующем году планируют осуществить полет к МКС за два часа, это не достижение?

— Главное – добраться до станции удачно и безопасно, а всех этих рекордов по скорости не понимаю. Я летал по двухсуточной схеме. Меня она полностью устраивала, потому что есть время на адаптацию к невесомости. Летал и по четырехвитковой схеме за шесть часов, тоже неплохо, поскольку корабль — средство доставки экипажа к станции и в нем не очень комфортно, так нет горячей пищи, прохладно, очень влажно, шумно и хочется побыстрее на станцию. Сокращение времени полета к станции я бы не назвал каким-то рекордом или достижением, в этом нет никаких преимуществ, в этом нет ничего особенного – ни позитивного, ни негативного. Более того, спешка может привести к каким-то непредвиденным ситуациям и отказам.

— В этом году активное обсуждение вызвал полет на МКС робота «Федора», на ваш взгляд, это важное достижение для российской космонавтики и робототехники?

— Робототехника — неотъемлемая и важная часть космонавтики для автоматических космических аппаратов и в помощь человеку. Лично у меня робот «Федор» восхищения не вызвал. С его прототипом я начинал работать еще в 2011 году. Мы проводили экспертизу антропоморфного робота как помощника космонавту при выходе в открытый космос. Отзыв отрицательный. Все равно протащили. Кому-то выгодно.

Робота Федор в специальном футляре после полета на МКС на территории ракетно-космической корпорации Энергия 12 ноября 2019, 12:29РИА НаукаРазработчик рассказал, когда робот «Федор» выйдет в открытый космос

— То есть антропоморфные роботы нам в космосе сейчас не особо нужны?

— Это не тот путь, по которому наша космическая индустрия должна развивать робототехнику, во всяком случае, сейчас. Нам следует брать за пример опыт наших партнеров по МКС. Нам нужны шагающие по поверхности станции роботы-манипуляторы, которые могут работать под управлением оператора и автоматически. Антропоморфные роботы могут быть отдельным направлением в будущем. Не вижу перспективы этой «кукле-игрушке» на российском сегменте сейчас и на начальном этапе лунной и марсианской программ. Какова цель доставки «Федора» на МКС? Что ценного получено по результатам полета? Если ничего, то можно было бы отправить на «Союзе» аналогичную «куклу» на порядок дешевле и более продвинутую, купив в обычном японском либо южнокорейском магазине детской игрушки.

— Насколько я знаю, «Федора» позиционируют как робота-аватара, который будет делать работы в открытом космосе вместо космонавтов, есть ли в нем смысл?

— Возможно, в будущем.

— Что нам нужно сейчас? Например, у канадских партнеров есть манипулятор SSRMS, шагающий по поверхности станции с семью степенями свободы, и SPDM с двумя «руками», каждая из которых имеет тоже по семь степеней свободы. Они создали манипулятор, который обошел разработки всех остальных партнеров. Спектр возможностей у него огромен: сборка сегмента партнеров, стыковки и расстыковки грузовых кораблей, перенос модулей станции весом в несколько десятков тонн, ремонт и обслуживание систем, помощь астронавтам при ВКД (внекорабельная деятельность, выход в открытый космос – прим. ред.). Преуспели в робототехнике на МКС и японцы с европейцами.

— А что имеется в арсенале российского сегмента?

— На нашем сегменте снаружи из робототехники ничего. Даже на станции «Мир» были два небольших и полностью автоматических манипулятора, с помощью которых мы могли перестыковывать 20-тонные модули с осевого узла на боковые и обратно, в случае необходимости. На российском сегменте МКС за 20 лет мы не создали и не испытали ни одного элемента робототехники. Вся наша «робототехника» — две стрелы с ручным управлением из прошлого века. С помощью трех рукояток на каждой из них и команд «майна/вира» космонавты и занимаются переносом грузов небольшой массы. Совершено безвозмездно могу проконсультировать специалистов Роскосмоса, что нужно и в каком направлении следует развивать отечественную робототехнику, без которой к лунной и марсианской программам можно и не приступать.

Выход в открытый космос19 ноября 2019, 06:37Хочу стать космонавтомУченые рассказали о смертельной опасности длительных полетов в космосе

— Вы летали и на «Мир», и на МКС, большая ли разница между ними?

— Огромная. «Мир» — отечественная станция, а МКС— международная. Хотя и на «Мире» было реализовано много международных проектов. Для наших партнеров МКС — прорыв в области технических решений, технологий, архитектуры построения модулей, совершенствования систем жизнеобеспечения и создания замкнутого контура по воде. В первом приближении аналога земного гидрологического цикла. Приводил я пример и с робототехникой. Российский сегмент МКС, к сожалению, не претерпел таких изменений. Наш сегмент в основном построен по технологиям 1980-х годов.

На МКС мы отстаем от партнеров и по уровню космического комфорта. Даже на «Мире» у нас условия были гораздо комфортнее.

— Как такое возможно, учитывая, что МКС современнее?

— Дам вам хорошее сравнение — типовая однокомнатная квартира. Так вот, вся МКС это примерно 12 однокомнатных квартир, из них только три российских. У партнеров же несколько научных модулей, отдельно — спальный, отдельно — модуль для санитарно-гигиенических процедур, спорта и туалета, отдельно — складские помещения и модуль для приема пищи. На российском сегменте МКС экипаж вынужден и жить, и работать в служебном модуле «Звезда». Спальные места, прием пищи, туалет, спортзал, проведение большинства научных экспериментов в одном.

На «Мире» таких модулей было шесть, причем четыре из них только научные. Были у нас передовые технологические наработки и в системах жизнеобеспечения, создания замкнутого контура по воде. На МКС мы не вышли даже на этот уровень, растеряв эти наработки, а ведь именно такие технологии нужны для лунной и марсианской базы. Отправить экипаж в надежде, что продолжим снабжать ресурсами, не разумно. Грузовой корабль может взорваться на старте, может быть нештатная ситуация по трассе перелета либо при посадке. Так что российская космонавтика, увы, сделала шаг назад. Даже по сравнению со станцией «Мир».

Запуск ракеты-носителя Союз-2.1а с пилотируемым кораблем Союз МС-14 со стартовой площадки космодрома Байконур13 декабря 2019, 16:33Сказано в эфиреВоенный эксперт: тема милитаризации космоса стала сверхактуальнойГА ООН приняла три российские резолюции о демилитаризации космоса. Директор Центра военно-политических исследований МГИМО Алексей Подберезкин в эфире радио Sputnik назвал это хотя и запоздалым, но крайне необходимым шагом.

— Когда «Мир» затопили, что вы почувствовали?

— Конечно, жаль было. Наш космический дом. Станция могла бы еще полетать, но в силу разных причин полет завершился. Во-первых, в начале нулевых началось строительство МКС и нам стало тяжело финансировать одновременно две программы. Во-вторых, на «Мире» была серьезная авария. Грузовой корабль «Прогресс» таранил станцию. Причина банальна – 100-процентный человеческий фактор. Мы тогда потеряли целый модуль, а с ним и очень много европейского оборудования. Ряд европейских стран отказались летать на «Мир». Нет полетов с партнерами, значит, нет и финансирования. В-третьих, выработка ресурса отдельных систем. Но это не основная причина. Какие-то да, были выработаны. Но, с другой стороны, летает же сейчас российский сегмент МКС, построенный по тем же технологиям. Летает более 20 лет, а «Мир» пролетал всего 15 — с 1986 по 2001 год.

— Согласны ли вы с тем, что по российской космической отрасли сильно ударили 90-е годы прошлого века?

— Я разрушу этот миф. В советское время было принято сравнивать нашу жизнь с 1913-м годом. Сейчас у нас другая тенденция: сравнивать сегодняшнюю нашу жизнь с 90-ми. На самом деле 90-е годы были успешными для российской космонавтики. Мы развивались и даже достроили станцию «Мир». Это 125 тонн веса и 400 кубических метров объема. До развала СССР она была готова только наполовину. Всего за 10 лет, с 1986 года по 1996, благодаря в том числе и международному партнерству, мы собрали ее полностью. Что сейчас? В 1998 году мы запустили первый модуль российского сегмента МКС. С тех пор прошло более 20 лет, а наш сегмент собран наполовину, при том что его вес порядка 55 тонн, а объем 200 кубических метров. Только половина станции «Мир». Для российской космонавтики и Роскосмоса 1990-е годы были весьма успешными, а нулевые и последующие — нет.

Космонавт Валентина Терешкова в Звездном городке во время подготовки к полету18 октября 2019, 00:59Хочу стать космонавтомЖенщины в космосе

— Вы упомянули Илона Маска, как вы относитесь к его проектам, ведь многие не верят в его технологии и называют его идеи пустыми мечтами?

— Многие представляют, что его возвращаемые первые ступени ракет размером с карандаши. Что такое первая ступень ракеты Falcon? Это ступень высотой с десятиэтажный дом и диаметром около четырех метров. В его проекте Starship возвращаемая многоразовая ступень будет диаметром девять метров и высотой с 20-этажный дом. Это не пустые фантазии, а отработанные технологии. Он мечтает и ставит цели, которые не всегда достижимы, но к ним человечество должно стремиться.

Помимо прочего, он создает многим конкуренцию. Даже внутри его компании, к примеру, проектом Starship занимаются две команды – одна в Техасе, другая во Флориде. За основу проекта Starship будут взяты наиболее продвинутые корабль и тяжелая ракета-носитель. Это как раз то, что было у нас в Советском Союзе, когда было несколько команд, была конкуренция, здоровая или нет, но она была.

Маск — мечтатель-романтик, он не только сам влюблен в космос, но и заражает своей любовью всех окружающих. У него очень молодая команда. Я помню, в 2012 году мы встречали первый Dragon на борту МКС. В прямом эфире показывали его Центр управления полетами. Команда молодых специалистов 25-40 лет с фантастическими идеями и проектами. Мне это напоминает времена Сергея Павловича Королева, под его началом тогда работала именно команда таких инженеров, которые не боялись творить, рисковать и брать на себя ответственность.

— К вопросу о конкуренции, считаете ли вы, что объединение космической отрасли под управление одной корпорации не лучший шаг?

— Я так не считаю, а вижу. У нас успешных госкорпораций единицы, Роскосмос в их число не входит. Госкорпорациями осваиваются огромные потоки бюджетных средств. Результат на выходе небольшой. С одной стороны, есть общий контроль за расходованием бюджетных средств, для нас это большая проблема. Президент и председатель правительства не раз об этом говорили. Но, с другой стороны, тем самым убивается конкуренция. Партнеры умело сочетают работу национального космического ведомства NASA и частных компаний Boeing, Lockheed Martin, SpaceX. Кстати, и Airbus работает над созданием космических аппаратов, делает служебный модуль для корабля «Орион» и ряд модулей для окололунной станции.

Галактики из Призрачного следа, заснятые телескопом Hubble

29 октября 2019, 21:19

Телескоп «Хаббл» заснял «зловещее лицо» в космосе

Поэтому самые надежные и востребованные гражданские самолеты у компаний Boeing и Airbus. Вот вам и прямая связь передовых космических технологий с последующим их внедрением в другие отрасли.

— Не скучаете ли вы по космосу?

— Нет, не скучаю. В космосе ведь не только романтика. Там много нудной, тяжелой и монотонной работы. Мы ведь туда прилетаем и не сидим у иллюминатора с фотоаппаратом, видеокамерой и любуемся красотами Земли. Разгрузка грузовых кораблей, загрузка мусора, подготовка рационов питания и одежды, ремонтно-восстановительные работы, уборка станции. Много интересных научных экспериментов, но мы не всегда ими занимаемся.

— Мне лично кажется, что космонавты сегодня не самые знаменитые люди в России, все помнят в основном героев прошлого. Это говорит о том, что космонавтика сегодня непопулярна?

— Думаю, мы очень привязаны к прошлому. Даже когда мы отмечаем День космонавтики, славим не сегодняшние достижения, а то, что было в прошлом. Причина — отсутствие значимых космических событий и проблемы в отрасли сегодня. Отсюда и мало желающих при наборе в отряд космонавтов. В последнем открытом наборе у нас было всего 400 кандидатов. Три человека на миллион россиян. К примеру, в США 18000 кандидатов или 57 на миллион жителей. Сравнение для космической державы, гражданин которой позвал человечество в космос, не в нашу пользу.

— Это число желающих?

— Да, желающих. Значит, профессия недостаточно популярна. Я и мои коллеги много встречаемся с молодежью, пытаемся популяризировать, но желающих мало.

— Может их отпугивают трудности подготовки или страх, что они не полетят в космос?

— Не думаю. По моему наблюдению, в космонавтику всегда приходили две категории людей. Первая — по призванию. Их видно сразу. Как правило, они оказываются в космической отрасли еще задолго до отбора в отряд космонавтов. Вторая — романтики. Может, кто-то из них никогда всерьез об этом и не думал. Так, мечтал в детстве. Но тут вдруг объявляется набор. И он принимает решение попробовать.

Космонавт ОАЭ Хаззаа аль-Мансури после посадки спускаемого аппарата пилотируемого космического корабля Союза МС-1216 октября 2019, 15:25Сказано в эфиреЭксперт оценил перспективы сотрудничества России и ОАЭ в космосе Россия продолжит помогать ОАЭ развивать космическую сферу, заявил российский лидер Владимир Путин. Как отметил в эфире радио Sputnik руководитель Института космической политики Иван Моисеев, есть широкие возможности для сотрудничества двух стран в этой области.

Потом, в процессе подготовки и полетов, эти две группы делятся уже на три. Есть люди, которые быстро понимают, что ошиблись. Слетав максимум пару раз, они получают определенную выгоду, скажем зарабатывают пенсию, и спокойно уходят. Например, на руководящие должности. Таких в ЦПК много. Есть другие, которые считают, что статус, полученный ими в космонавтике, можно и нужно реализовать в какой-то другой области. Скажем, в политике или общественной деятельности. Это нормально. Им тоже не о чем жалеть.

И есть небольшой процент фанатиков, которые из полета в полет, из экспедиции в экспедицию. Их примерно четверть. В любом случае раньше желающих было больше. В наше время сменились нравственные ценности и жизненные приоритеты. Престижно и прибыльно быть госслужащим, чиновником, силовиком, а не инженером в космической отрасли или космонавтом.

— Переносите ли вы дружбу с партнерами по МКС на Землю, ведь, судя по видеозаписям со станции, коллектив там очень сплоченный?

— Как правило, никогда. После полета начинается подготовка к следующей миссии, и каждый из нас назначается в новый экипаж. Нужно выстраивать отношения, находить контакт и точки соприкосновения с другими людьми, поэтому не могу сказать, что после полетов мы всегда дружим. Бывает так, что мы больше и не пересекаемся. Чаще всего встречаемся на совместных международных конференциях, симпозиумах, форумах, связанных с космическими исследованиями.

— Что брали с собой на МКС?

— Практически ничего. Со мной был только мой талисман — снеговик, который мне давала младшая дочь. Еще эмблемы и конверты с логотипом экипажа. Все остальное — видео, фото, музыка, литература, пресса — забрасывается через спутниковый ретранслятор по связи на персональный компьютер каждому члену экипажа, в зависимости от его предпочтений. Занимается этим группа психологической поддержки.

Кадр из фильма Звездные войны: Эпизод V — Империя наносит ответный удар4 октября 2019, 03:00АкцентыНаши в космосе: как СССР обошел Америку Три причины, по которым следовало запустить первый спутник Земли: именно советский и именно 4 октября 1957 года, ни днем позже.

— Какие перспективы в освоении космоса ждут нас в ближайшем будущем?

Ближайшие 10-20 лет будут эпохальными десятилетиями. Как 1960-1970-е годы: первый полет, первый выход в открытый космос, первая лунная программа. Сейчас начнется такой бум с Луной и Марсом, что только успевай наблюдать. Спустя 60 лет человечество ждет очередной прорыв в космических технологиях и исследованиях. Главное для России – успеть запрыгнуть хотя бы в последний вагон и дальше двигаться с нашими сегодняшними партнерами.

Гарант сотрудничества — взаимозависимость и взаимозаменяемость, как сейчас на МКС. У нас многие говорят, что мы разделимся и продолжим летать самостоятельно. Уровень кооперации и техническая взаимозависимость таковы, что если расстыковать сегменты, то ни мы ни партнеры летать не смогут без технического дооснащения комплексов и огромных финансовых затрат. Россия — нужный, уважаемый и надежный партнер на МКС. Чтобы оставаться и далее таковой, создать нужно немало: сверхтяжелый носитель, пилотируемый корабль, космодром, передовые технологии и технические решения, от которых зависели бы наши партнеры.

— Есть ли у России сейчас что-то, кроме кораблей «Союз», чем мы сегодня можем похвалиться?

— «Союзом» мы похвалиться не можем. Это достижение поколения первопроходцев космоса. Наше поколение ничего подобного не создало. В остальном у нас идеи и мечты. Мы в режиме ожидания какого-то чуда, но чудес не будет.

— Вы сейчас являетесь туристическим амбассадором, могли бы вы рассказать о космическом туризме?

— Мы единственная страна, которая занималась и продолжает заниматься космическим туризмом, хотя сейчас полеты с туристами приостановлены. Мы используем наши «Союзы» для доставки профессиональных астронавтов. Выполняем наши партнерские обязательства и зарабатываем на этом хорошие деньги. Безвозмездно мы никого не возим. Нам сейчас это выгодно. Начнут партнеры использовать свои корабли для доставки астронавтов, и мы потеряем существенную долю дохода для покрытия расходов на пилотируемую космонавтику. С 2011 года Роскосмос на извозе заработал больше, чем потребовалось Маску для создания нового пилотируемого корабля Crew Dragon.

Эскиз космического корабля Crew Dragon

14 ноября 2019, 03:54

SpaceX провела огневое испытание системы эвакуации корабля Crew Dragon

— Сколько такой полет стоит и как записаться в туристы?

— Все зависит от того, кто летит и от какой страны. Как правило, это приватная информация. Место на корабле «Союз» для профессиональных астронавтов наших партнеров оценивается в сумму порядка 80 миллионов долларов. Цену билета для космического туриста не знаю. С 2009 года туристы не летают, и как подать заявку, тоже не скажу. Ранее заключался контракт напрямую с Роскосмосом либо через компанию космического туризма Space Adventures, которая предоставляет доступ частным лицам в космическое пространство.

— Нужно ли проходить медицинскую проверку и подготовку?

— Медкомиссия — одно из основных требований для полета. Далее туристы, или как их называют «участники космического полета», проходят подготовку. Очень короткую, максимум до полугода. Космический турист это как пассажир такси, поэтому требуется минимум подготовки. Самое главное, это не быть обузой для основного экипажа, знать и соблюдать меры безопасности, самостоятельно питаться и пользоваться туалетом. Некоторые летали более профессионально — с пользой для себя и их бизнеса. Со мной летал Чарльз Симони свой второй полет. У него была хорошо разработанная им самим научная программа. Но большинство летит за романтикой и полагая, что за удовольствием.

— И что туристы на станции увидят? Сколько длится полет?

— У каждого своя программа полета, включая и небольшую научную программу. Обычно 7-10 дней полета. Только на время пересменки экипажей. Прилетел, вкусил невесомости, романтики, космической пищи, полюбовался красотами и на Землю.