Выставка Марины Абрамович — Журнал ELITE Interior
Марина Абрамович. Портрет со свечой из серии Places of Power, 2013. Courtesy of Marina Abramovicć Archives © Marina Abramoviсć20 января в Палаццо Строцци во Флоренции завершила работу одна из главных мировых выставок конца 2018-го – начала 2019 года: масштабная ретроспектива «The Cleaner» мастера перформанса Марины Абрамович. Италия в качестве места проведения была выбрана не случайно: во-первых, Марина много работала здесь в 1970-е – ее перформансы проходили в Риме, Милане, Неаполе, Венеции, Болонье; а во-вторых, устраивая выставку в стенах знаменитого памятника архитектуры эпохи Возрождения, организаторы стремились показать связь творчества Марины с классическим наследием.
Название выставки «The Cleaner» («Чистильщик») выражает отношение Марины к собственной жизни и творчеству: «Как во время уборки дома мы оставляем только нужные вещи, а хлам выбрасываем, так и в жизни я оставляю только то, в чем нуждаюсь здесь и сейчас, и избавляюсь от лишнего – прошлого, воспоминаний, власти фатума».
Марина Абрамович. Перформанс «Балканское барокко», 1997. Одноканальное видео 9 мин. 42 сек. Abramović LLC, Нью-Йорк. Courtesy of Marina Abramovicć Archives e LIMA. © Marina Abramovic. Marina Abramović by SIAE 2018У посетителей была уникальная возможность проследить весь творческий путь художницы – от ранних работ 1960-х годов до недавних, созданных в 2000-е.
Марина Абрамович. Перформанс «Дом с видом на океан», 2002–2017. Мультимедийная инсталляция, Abramović LLC , Нью-Йорк. Courtesy of Marina Abramovic Archives e Sean Kelly, New York, MAC/2017/072. © Attilio Maranzano. Courtesy of Marina Abramovicć Archives Marina Abramovic by SIAE 2018В экспозицию вошли фотографии, рисунки, видеоарт, объекты и инсталляции, а также были воссозданы ее самые известные перформансы – правда, их показывала не Абрамович, а художники, которых она выбрала и подготовила.
Основная тема, с которой работает Абрамович, – исследование пределов возможностей человеческого тела и его потенциала для творческого самовыражения. На протяжении 50 с лишним лет инструментом художницы является ее собственное тело, над которым она ставит порой шокирующие эксперименты, – но в нарциссизме Марину упрекнуть не получится. «Я хочу, чтобы мою работу зритель воспринимал как зеркало, в котором отражается он сам. Я хочу, чтобы он видел не меня, а себя – это принципиальная для меня вещь», – записала она в 1991 году в дневнике.
В Палаццо Строцци можно было увидеть записи и реинактменты перформансов «Ритм 10» 1973 года, в котором она резала себе пальцы перочинными ножами, жуткий «Ритм 0» 1974 года, в котором неподвижно стоящая в течение нескольких часов художница позволила посетителям галереи делать с собой всё, что заблагорассудится; словно почуявшие свежую кровь хищники, поначалу вполне интеллигентные зрители едва не убили Марину, – эксперимент по обнаружению звериного начала в распоясавшейся толпе прошел на ура, но после она обнаружила у себя прядь седых волос.
Марина Абрамович и Улай. Перформанс «Энергия покоя», 1980. Видео 4 мин. 4 сек. LIMA Foundation, Амстердам. Courtesy of Marina Abramovic Archives and LIMA, MAC/2017/034. © Ulay/Marina Abramovic. Courtesy of Marina Abramovic Archives. Marina Abramovic by SIAE 2018Ретроспектива включала работы, созданные Абрамович совместно с ее бывшим партнером художником Улаем: Impronderabilia 1977 года, а фургон Citroёn, в котором они жили и путешествовали по Европе с 1975 по 1980 годы, был установлен во внутреннем дворике Палаццо.
Марина Абрамович и Улай. Видеоинсталляция «Отношения в движении. Фургон», 1975–1980. Лионский музей современного искусства. Courtesy of Marina Abramovicć Archives. Marina Abramovicć by SIAE 2018Две работы – фото «Amina Mundi/Пьета» 1983 года и видео «The Kitchen V, Carrying the Milk» 2009-го демонстрировались за пределами Палаццо Строцци – в Музее Опера-ди-Санта-Мария-дель-Фиоре.
Марина Абрамович и Улай. «Anima Mundi. Пьета», 1983–2002. Цветной принт. © Marina Abramovic and Ulay. Courtesy of Marina Abramovic Archives and Galleria Lia Rumma Milano/NapoliТем, кто на выставку не попал, но хочет лучше понять творчество Марины Абрамович, советуем почитать вышедшую в 2016 году ее автобиографию «Walk Through Walls» («Проходя сквозь стены») и дневники художницы («Marina Abramovic: Writings 1960–2014»).
МАРИНА АБРАМОВИЧ. МАНИФЕСТ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
Марина Абрамович. Портрет с золотой маской, 2009. Видео 30 мин. 5 сек. LIMA Foundation, Амстердам. Courtesy of Marina Abramovic. Archives e LIMA, MAC/2017/062. © Marina Abramovic . Courtesy of the Marina Abramovic ArchivesПравила жизни художника:
Художник не должен лгать ни себе, ни другим
Художник не должен красть идеи у других художников
Художник не должен идти на компромиссы ни с самим собой, ни в угоду арт-рынку
Художник не должен убивать других людей
Художник не должен превращать самого себя в идола
Художник не должен превращать самого себя в идола
Художник не должен превращать самого себя в идола
Отношение художника к любви:
Художнику не следует влюбляться в другого художника
Художнику не следует влюбляться в другого художника
Художнику не следует влюбляться в другого художника
Отношение художника к эротике:
Художнику следует развивать умение смотреть на мир через призму эротического
Художник должен быть эротичным
Художник должен быть эротичным
Художник должен быть эротичным
Отношение художника к страданию:
Художник должен страдать
Чем сильнее страдания – тем лучше работа
Страдание приносит трансформацию
Страдание возвышает дух художника
Страдание возвышает дух художника
Страдание возвышает дух художника
Отношение художника к депрессии:
Художник не должен пребывать в депрессии
Депрессия – это болезнь, и ее нужно лечить
Депрессия не является для художника продуктивной
Депрессия не является для художника продуктивной
Депрессия не является для художника продуктивной
Отношение художника к самоубийству:
Самоубийство – это преступление против жизни
Художник не должен кончать жизнь самоубийством
Художник не должен кончать жизнь самоубийством
Художник не должен кончать жизнь самоубийством
Отношение художника к вдохновению:
Художник должен заглядывать глубоко внутрь себя и черпать там вдохновение
Чем глубже он всматривается в себя, тем более всеобъемлющим становится. Художник – это вселенная
Художник – это вселенная
Художник – это вселенная
Отношение художника к самоконтролю:
Художник не должен стараться контролировать свою жизнь
Художник должен всецело контролировать свою работу
Художник не должен стараться контролировать свою жизнь
Художник должен всецело контролировать свою работу
Отношение художника к ясности:
Ясность означает умение воспринимать
Ясность означает умение отдавать
Ясность означает умение получать
Ясность означает умение воспринимать
Ясность означает умение отдавать
Ясность означает умение получать
Отношение художника к символам:
Художник сам создает собственные символы
Символы – язык художника
Этот язык нужно впоследствии дешифровать
Иногда трудно подобрать ключ к шифру
Иногда трудно подобрать ключ к шифру
Иногда трудно подобрать ключ к шифру
Отношение художника к тишине:
Художник должен понимать тишину
Художник должен создать вокруг себя пространство, чтобы тишина вошла в его работу
Тишина – это остров посреди бушующего океана
Тишина – это остров посреди бушующего океана
Тишина – это остров посреди бушующего океана
Отношение художника к одиночеству:
Художник должен подолгу оставаться в одиночестве
Одиночество чрезвычайно важно
Вдали от дома
Вдали от студии
Вдали от семьи
Вдали от друзей
Художник должен много времени проводить у водопадов
Художник должен много времени проводить у действующих вулканов
Художник должен подолгу смотреть на реки с быстрым течением
Художник должен подолгу смотреть на горизонт, где океан встречается с небом
Художник должен подолгу смотреть на звездное ночное небо
Отношение художника к работе:
Художник не должен каждый день ходить в студию
Художник не должен работать по расписанию, как банковский служащий
Художник должен изучать жизнь и только тогда приступать к работе, когда идея придет к нему во сне или наяву как удивительное прозрение
Художник должен избегать самоповторов
Художник не должен создавать слишком много работ
Художник не должен засорять мир своим искусством
Художник не должен засорять мир своим искусством
Художник не должен засорять мир своим искусством
Имущество художника:
Буддийские монахи советуют человеку иметь всего 9 вещей:
Один летний балахон
Один зимний балахон
Одну пару обуви
Одну простую миску для пищи
Одну москитную сетку
Один молитвенник
Одну циновку для сна
Один зонтик
Одну пару очков, если они необходимы
У художника должно быть как можно меньше личных вещей
У художника должен быть максимальный минимум вещей
У художника должен быть максимальный минимум вещей
У художника должен быть максимальный минимум вещей
Друзья художника:
Художник должен дружить с теми, кто его воодушевляет
Художник должен дружить с теми, кто его воодушевляет
Художник должен дружить с теми, кто его воодушевляет
Враги художника:
Враги очень важны
Далай-лама говорит, что очень легко испытывать сострадание к друзьям, и очень сложно – к врагам
Художник должен учиться прощать
Художник должен учиться прощать
Художник должен учиться прощать
Различные сценарии смерти:
Художник должен помнить о том, что он смертен
Для художника чрезвычайно важным является не только то, как он живет, но и то, как он умирает
Художник должен замечать в своих работах символы, которые могут означать различные сценарии смерти
Художник должен умереть в сознании и без страха
Различные сценарии похорон:
Художник должен оставить указания относительно своих похорон, чтобы всё было сделано согласно его воле
Похороны – это последнее произведение художника перед уходом
Похороны – это последнее произведение художника перед уходом
Похороны – это последнее произведение художника перед уходом.
Текст: Анна Пашина
Фото предоставлены пресс-службой Fondazione Palazzo Strozzi
ELITE Interior, # 2/148 февраль 2019
Марина Абрамович. В присутствии художника
В Центре современной культуры «Гараж» с 8 октября по 4 декабря 2011 года пройдет крупнейшая ретроспектива Марины Абрамович – одного из самых знаменитых художников современности, выдающегося мастера перформанса.
На выставке, куратором которой выступает Клаус Бизенбах, будет представлено около 50 работ, созданных на протяжении четырех десятилетий, в том числе ранние эксперименты Абрамович: аудиофрагменты, видеоработы, инсталляции, фотографии, сольные и групповые перформансы.
Получив международное признание как художник-новатор в области перформанса, Абрамович уже более 30 лет исследует границы этого искусства, создавая работы, которые физически и психологически являются серьезным испытанием и для самого художника, и для зрителя. С самого начала карьеры в Белграде в 1970-е главным объектом перформансов Абрамович было ее собственное тело. Желая изучить его границы и возможности, она переносила боль, изнеможение и опасности в поисках эмоционального и духовного преображения.
Зрителям предстоит живо ощутить атмосферу творчества художника: на выставке будут в хронологическом порядке представлены четыре знаковые работы Абрамович, исполненных вживую российскими перформансистами. Их выступление будет сопровождаться видео- и фотоматериалами, аудиозаписями и объектами, использованными в изначальных перформансах.
Всего на выставке будет представлено четыре живых реперформанса Марины Абрамович. Термин реперформанс был введен самим художником, он обозначает повтор любого другого перформанаса, исполненного раньше. Выставку откроет знаменитая работа Абрамович и ее бывшего спутника жизни Улая (настоящее имя Уве Лейсипен, р. 1943) – Imponderabilia (1977 / 2010). Это название можно перевести как «непредсказуемый и не поддающийся определению фактор». Прямо в проходе, ведущем на выставку, будут стоять друг напротив друга два обнаженных человека, мужчина и женщина – таким образом каждый из зрителей, желающих попасть на экспозицию, будет поставлен в ситуацию вынужденного этического выбора – проходить или не проходить, а если да, то к кому из перформансистов повернуться лицом.
На выставке в Центре «Гараж» Абрамович впервые представит новый перформанс-инсталляцию, Измерение магии взгляда, являющийся результатом тесного сотрудничества художника с российскими и американскими учеными. Посетители смогут принять участие в эксперименте, в котором измеряется активность мозга при визуальном контакте — процесс, способствующий эмоциональному, а не физическому взаимодействию. Зрителям представится возможность наблюдать это действие и увидеть, какие зоны мозга физически стимулированы в моменты мысленного взаимодействия участников. Произведение отсылает к недавнему перформансу Абрамович В присутствие художника, исполненному в Музее современного искусства, Нью Йорк, когда, на протяжении нескольких месяцев посетители, сидя напротив, смотрели в глаза Марине.
Изначальная идея выставки принадлежит Музею современного искусства Нью-Йорка.
Дополнительная информация о выставке: //abramovic.garageccc.com
Марина Абрамович родилась в Югославии в 1946 году. В конце 1960-х она начала эксперименты со звуком и пространством, создавая программы для воображаемых перформансов. В 1970-х она стала использовать собственное тело как объект и носитель своих работ, начав с серии длительных перформансов, содержавших протест против политического климата социалистической Югославии. В 29 лет Абрамович, не предупредив никого, уехала из Белграда в Амстердам, где встретила художника Улая, с которым они работали вместе следующие 12 лет. Свое сотрудничество они завершили в 1988 году перформансом: они шли навстречу друг другу с противоположных концов Великой китайской стены, чтобы встретиться на середине и разойтись.
В 1990-х, в период конфликтов на Балканах, Абрамович выступала с сольными работами, переосмысляя собственный культурный опыт и культурно-исторические традиции своей страны. Переехав в 2001 году в Нью-Йорк, она изучала возможности повторных перформансов как способа показа и сохранения этого вида искусства, воспроизводила свои ранние работы и перформансы других художников. Эти идеи отражены в перформансе «В присутствии художника». Ее работы демонстрировались во многих странах мира, а в 2011 году она приняла участие в опере «Жизнь и смерть Марины Абрамович», поставленной по мотивам ее собственной жизни Робертом Уилсоном с участием Уиллема Дефо в рамках Манчестерского международного фестиваля.
Марина Абрамович | 243 Выставки и мероприятия
Выставки 243 результатов
Текущие выставки
MAMC Сент-Этьен
Сен-Прист-ан-Харес | Франция
19 ноября 2022 г. — 10 апреля 2023 г.
Ленбаххаус
Мюнхен | Германия
19 июля 2022 г. — 12 мая 2023 г.
Фонд искусств Макэвоя
Миссионерский район | Сан-Франциско | Калифорния | США
10 марта 2023 г. — 27 мая 2023 г.
Предстоящие выставки
Венеция | Италия
22 апр. 2023 г. — 17 сентября 2023 г.
Прошедшие выставки
Музей Питта Риверса
Оксфорд | Великобритания
24 сентября 2022 г. — 02 апреля 2023 г.
Современное искусство Оксфорд
Оксфорд | Великобритания
24 сентября 2022 г. — 05 марта 2023 г.
Мешер
Бейоглу | Стамбул | Турция
14 сентября 2022 г.
— 12 февраля 2023 г.Музей Лонга, Вест Бунд
Сюхуэй | Шанхай | Китай
13 ноября 2022 г. — 05 февраля 2023 г.
Центральный музей
Утрехт | Нидерланды
08 октября 2022 г. — 15 января 2023 г.
GAM, Galleria Civica d’Arte Moderna e Contemporanea Турин
Турин | Италия
03 ноября 2021 г. — 30 ноября 2022 г.
Galeria Horrach Moya, Садрассана
Пальма-де-Майорка | Испания
23 июля 2022 г. — 17 ноября 2022 г.
Эс Балюар, Музей современного искусства
Пальма-де-Майорка | Испания
26 ноября 2021 г. — 13 ноября 2022 г.
MUMOK, Музей современного искусства Stiftung Ludwig
Вена | Австрия
02 июля 2022 г. — 06 ноября 2022 г.
MUDAC, Музей дизайна и современных аппликаций искусств
Лозанна | Швейцария
18 июня 2022 г. — 25 сентября 2022 г.
Музей изящных искусств, Ренн
Ренн | Франция
11 июня 2022 г. — 18 сентября 2022 г.
Дважды откладываемая выставка Марины Абрамович, наконец, приедет в Лондон в 2023 году
Долгожданная выставка сербской перформансистки Марины Абрамович подтверждена в Королевской академии художеств (РА) в Лондоне. Шоу, которое изначально должно было открыться в сентябре 2020 года, сначала было перенесено на осень 2021 года из-за пандемии, а затем снова перенесено. Теперь он будет открыт с 23 сентября по 10 декабря 2023 года.
«Элементы перформанса и участия» означали, что было сложно запрограммировать шоу, когда потенциальный Covid-19блокировки и ограничения все еще вероятны. «Стало ясно, что осень 21-го все еще была потенциальным риском, поэтому, чтобы уменьшить этот риск, мы решили перепрограммировать его два года спустя, когда мы почувствовали, что можем быть достаточно уверены, что сможем представить выставку так, как мы и художник изначально планировали. — говорит представитель.
Выставка станет первой крупной ретроспективой художника в Великобритании и последует за аналогичными выставками-блокбастерами, которые проводились для крупных современных художников в главных галереях РА, включая Аниша Капура в 2009 году. , Дэвид Хокни в 2012 году и Энтони Гормли в 2019 году. На выставке будет представлено более 50 работ, включая фотографии, видео, объекты, инсталляции и так называемые «повторные перформансы», где некоторые из предыдущих перформансов Абрамовича будут исполнены более молодыми исполнителями. .
Абрамович известна своими длительными и иногда рискованными перформансами, такими как Rhythm 0 (1974), где посетителям предлагалось делать с артисткой все, что они хотели, используя один из 72 предметов, разложенных на столе, включая перо, цветок, немного вина, скальпель и даже заряженный пистолет. Еще одно из ее самых обсуждаемых выступлений, по которому был снят полнометражный документальный фильм, было «9».0111 Художник присутствует (2010). Посетители могли по очереди сидеть напротив Абрамович, которая молча сидела за столом по восемь часов в день в течение трех месяцев ее ретроспективы в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Точные работы, которые будут представлены на шоу RA, еще не раскрыты.
Франсиско де Гойя Герцогиня Альба (1797) Испанское общество Америки
РА также объявила остальную часть своего графика на 2023 год, который начнется с выставки испанских и латиноамериканских работ от Испанского общества Нью-Йорка. Музей и библиотека (