Опасные связи Лои Фуллер / Кино / Независимая газета
Тэги: кино, стефани ди джусто, танцовщица, история, айседора дункан, лоу фуллер, танец, модерн
Молодые, дерзкие и беспечные творили искусство рубежа веков. Кадр из фильма
Дебютный фильм Стефани Ди Джусто «Танцовщица» участвовал в основном конкурсе Каннского кинофестиваля, где не получил призов, но заслужил хвалебные отзывы критиков. Интерес к картине, появившийся задолго до ее премьеры, был вызван в том числе участием в фильме дочки Джонни Деппа – 17-летняя модель Лили-Роуз в этом одном из первых своих больших проектов (до этого она появилась в двух картинах Кевина Смита, независимых и «на любителя») сыграла – ни много ни мало – юную Айседору Дункан.
«Танцовщица», однако, вовсе не о ней – femme fatale мирового балета и русской поэзии Дункан здесь появляется лишь в нескольких, пусть и важных, эпизодах. В центре же – история другой американки, Лои Фуллер (ее сыграла француженка Стефани Скололински, более известная как Соко), придумавшей танец модерн. Дочь неудачливого фермера-золотоискателя после его гибели от рук конкурентов переезжает в Нью-Йорк, где ее мать содержит католический приют. Девушка мечтает о сцене, потому соглашается и на откровенную фотосессию, и на роль без слов в спектакле. Во время первого выхода на сцену Мария-Луиза Фуллер, пока еще не поменявшая имя на емкий сценический псевдоним Лои, путается в длинном платье и, чтобы выйти из положения, начинает кружиться – так, под восторженные крики публики, рождается новый вид искусства и новая звезда.
Рождается, как и положено, в муках. Уже не молодая – для дебютантки – 25-летняя Лои сама придумывает и костюм, сотканный из десятков белоснежных лоскутков, и концепцию танца «Серпантин». Он прославит ее на парижской сцене и будет стоить ей и душевного, и физического здоровья. В прямом смысле ослепляющий свет софитов, которые по задумке танцовщицы должны освещать ее фигуру и расцвечивать белое платье красным, желтым, синим, зеленым, и тяжелые деревянные трости в руках, и объемный наряд, в котором ее, падающую в обморок, как в простыне (саване?) выносят за кулисы.
Репетиции больше походят на военные тренировки. Набрав группу учениц, Фуллер гоняет их по проселочной местности, заставляя то бежать, утопая в грязи, то, остановившись, импровизировать. Режиссер обращает особое внимание на принципиальные отличия модерна от классики. Танцы босиком на природе, полупрозрачные костюмы, хаотичный рисунок движений. Разодетая почтенная публика театра «Гранд Опера» и полуобнаженная танцовщица – ключевой контраст переходного периода, в котором fin de siecle встречает Belle Epoque.
На этом историческом фоне разворачивается еще и личная, косвенно связанная с искусством трагическая история успеха Лои Фуллер. Соко играет ее смущенной, закомлексованной, неуверенной в себе, но одержимой своим творением, своим искусством, которое по природе требует предельного раскрепощения, – еще один контраст. Дитя прошлого века, героиня первой делает шаг в новое время и открывает дверь тем, кому предстоит править в будущем – в том числе и Айседоре Дункан. Лили-Роуз Депп врывается в кадр в толпе других безликих танцовщиц труппы, мгновенно выделяясь из нее. Тонкая, легкая, раскрепощенная, юная, но дерзкая, она, в отличие от Фуллер, не боится, не стесняется показать ни лицо, ни тело – напротив, только этим и живет. Распугивает стариков в смокингах своим танцем то в нижнем белье, то в прозрачной тунике на голое тело, с радостью принимает приглашение на званые обеды и комплименты.
Она – такое же творение Лои Фуллер, как и сам танец модерн. Их встреча – еще одна разрушительная история любви и предательства, каких в фильме несколько. Будь то реальный роман танцовщицы с разорившимся французским аристократом (Гаспар Ульель) или ее метафорический роман с танцем. Эти опасные связи сопутствуют восхождению Фуллер. С ее истинным взлетом, только намеченным в финальных кадрах, окончательно утвердится новая эпоха – которую время парадоксально запомнит по имени Айседоры Дункан. Фильм Ди Джусто – этакая поэтическая, то есть отчасти выдуманная биография, – в каком-то смысле восстанавливает историческую справедливость. Рассказывает о том и той, без кого не было бы ни танца модерн, ни эпохи модерн, ни, кажется, самой Айседоры Дункан.
В кинобиографии легендарной Лои Фуллер почти нет правды
Искусству знаменитой артистки помогали развевающиеся ткани и бамбуковые палочки / kinopoisk.ru
Лои Фуллер (1862–1928) – американка, ставшая одной из самых знаменитых танцовщиц Франции и навсегда поменявшая представления о современном танце. Легенда «Фоли-Бержер», героиня знаменитых афиш Belle Еpoque. Новатор, смело экспериментировавшая с костюмами, освещением, декорациями, люминесцентными красителями и разными спецэффектами, делавшими ее номера незабываемыми. Приятельница Родена, Малларме и Тулуз-Лотрека. Член французского астрономического общества.
«Танцовщица», полнометражный дебют дизайнера и режиссера видеоклипов Стефани Ди Джусто, в этом году попала в каннскую программу «Особый взгляд»; люди осведомленные видят в этом махинации продюсеров из компании Wild Bunch, без усилий которых «Танцовщицу» и близко не подпустили бы ни к каким каннским конкурсам. Хотя взгляд на жизнь Фуллер у Стефани Ди Джусто действительно особый. Биографические фильмы не обязаны быть столь же точными, как биографические книги, и все же «Танцовщица» ставит какой-то рекорд по безудержному вранью: это именно тот случай, когда любые совпадения героини с реальной Фуллер выглядят случайными. Самое же удивительное, что изменения не мотивированы практически ничем: история Фуллер от них становится только скучнее.
Брюнетка и «Сумерки»
Стефани Соколински, выступающая под псевдонимом Соко, – французская певица русско-польско-франко-итальянского происхождения. Успеха она добилась лет 10 назад, когда ее сингл I’ll Kill Her начал входить в чарты то в Дании, то в Бельгии, то в Австралии. Фильмография ее включает около 30 картин – правда, в основном короткометражных и телевизионных. Таблоиды начали активно обсуждать Соко в этом году, когда она сообщила, что у нее роман с американской актрисой Кристен Стюарт, звездой «Сумерек»; впрочем, длились отношения недолго, уже к весне девушки разбежались.
Почему экранная героиня вступает в волшебный мир театра в Нью-Йорке в 25 лет, в то время как настоящая Фуллер активно выступала в Чикаго еще подростком? Почему эти 25 лет она проводит где-то в горах (да и выглядит как дитя этих самых гор) с довольно диким папашей и какими-то коровами, но при этом читает «Саломею» Оскара Уайльда? Откуда у этой деревенщины вообще «Саломея», еще не опубликованная на английском в тот момент, когда разворачивается действие? Почему в фильме Фуллер становится звездой только в Европе, тогда как настоящая танцовщица приехала туда на гастроли уже в качестве прославленной американской артистки? Почему ее успехи связываются с состоятельным патроном, импотентом и наркоманом (Гаспар Ульель), которого в реальности просто не было – это собирательный образ, причем собран он скорее из штампов о вялых аристократах fin de siеcle? Если задать эти вопросы Стефани Ди Джусто, она наверняка сможет выдавить только пошлейшее: «Я так вижу». Однажды она обмолвилась, что «о настоящей Фуллер никто почти ничего не помнит». Редко встретишь автора, который расписывался бы в своей неадекватности с таким нажимом: для любого человека, который всерьез интересуется историей танца, Фуллер – фигура примерно столь же знаковая, как Айседора Дункан.
Айседора, кстати, появляется в фильме, ее играет 16-летняя Лили-Роуз Мелоди Депп, и ее появление напоминает порыв свежего ветра. Пока сложно сказать, какая из нее актриса, Ди Джусто явно не тот режиссер, у которого можно себя проявить, – но обаяние от родителей, Джонни Деппа и Ванессы Паради, она унаследовала в полном объеме (кстати, она и чисто внешне удивительно похожа одновременно на папу и на маму). В любом случае Лили-Роуз больше похожа на танцовщицу, способную зачаровать публику своими движениями, чем угрюмая, угловатая Стефани Соколински, играющая Фуллер. (В жизни Фуллер и Дункан не особо любили друг друга, в фильме же Фуллер испытывает к Дункан более чем отчетливое лесбийское влечение – что молоденькая, но весьма коварная Айседора использует в своих целях.) У Соколински общее с Фуллер только примерное внешнее сходство; эффект же от собственно танцев держится на развевающейся ткани и бамбуковых палочках, которые выступают как бы продолжением рук и в сочетании с огромными рукавами делают их похожими на крылья (это ключевая метафора фильма: душа героини похожа на птицу, лебедь белую, поняли?). Фуллер действительно тщательно продумывала костюмы, и ее легендарный почти цирковой номер «Серпантин» воспроизведен более или менее точно. Но только костюм в кадре и танцует. А так-то из перформанса Соко следует, что плясать на сцене может любой, главное – дать ему в руки правильные палочки.
Автор – специальный корреспондент «Комсомольской правды»
Американский пионер современного танца
Судя по всему, жизнь Фуллер за кулисами была такой же сложной, как и ее тщательно поставленные выступления.
Нет более очаровательной современной танцовщицы, чем Лои Фуллер. Ее преображающее волшебство на сцене ставит ее в начало того, что называют «современным танцем». Возможно, вы слышали об Айседоре Дункан, а не о Лои Фуллер, если вы не особо интересуетесь историей танцев или пионерами театрального освещения, но она интриговала меня с детства.
Когда-то она была самой известной танцовщицей в мире, разрушив стереотипы традиционной хореографии и проложив путь другим пионерам современного танца. Айседора Дункан тренировалась с Лои в начале своей карьеры в Париже, но вскоре они расстались и стали непримиримыми соперниками. Один критик сказал: «Айседора лепит. Лои Фуллер рисует. Бесполезно их сравнивать». Лои и Айседора были американками и обе добились настоящего успеха в Европе. Лои сказала: «Я родилась в Америке, но выросла в Париже»; К моему удовольствию, фильм Каннского кинофестиваля 2016 года «La Danseuse» (по-английски «Танцовщица») показывали в полете, когда я недавно впервые за шесть лет уехал за границу. Фильм воплотил в жизнь большую часть исследований, связанных с возрождением интереса к этому влиятельному художнику, который дал Айседоре Дункан ее европейский старт и повлиял на движения в стиле модерн, символизм, кубизм и футуризм во время Прекрасной эпохи на рубеже 19-го века.век.
Проще говоря, Лои разработала импровизационные техники свободного движения, когда она манипулировала легкой шелковой тканью в пространстве, растянутой палочками, которые она держала в руках как часть костюма, которые становились экранами для световых эффектов и проекций волшебных фонарей. Не так просто, ее творческие концепции, украденные другими в США, привели ее к путешествию в Европу в надежде и окончательном достижении — от танцев в бурлеске и водевиле до Фоли-Бержер и, наконец, в Парижской опере. Она также получила права интеллектуальной собственности на свою изобретательность. В то время электрическое освещение было довольно новым для публики и для сцены, поэтому ее инновации привели к патентам на химические соединения для создания цветных гелей, а также к использованию химических солей для люминесцентного освещения и одежды. (Помню, я узнал о «диммерах для морской воды» на курсах освещения сцены в колледже.) Она даже была членом Французского астрономического общества.
В фильме о ее жизни, снятом Стефани де Джусто, мы видим сложное детство энергичной, театрально настроенной Марии Луизы Фуллер в пригороде Чикаго, штат Иллинойс. «Неисправность костюма», когда она была актрисой-ребенком, показана как случайное открытие использования спущенной юбки, чтобы развеваться и развить действие танцовщицы юбки в бурлеске. Вместо того, чтобы просто танцевать, размахивая юбкой, она убрала корсетный лиф, чтобы поднять линию талии, и добавила много шелковой ткани вместо многочисленных складок юбки танцовщицы.
Затем он стал проекционным экраном для освещения. В фильме Лои играет Соко, французская инди-электронная певица/автор песен и актриса, которая страстно воссоздает технику Лои Фуллер, обученную Джоди Сперлинг, которая поставила хореографию для фильма и выступала в качестве творческого консультанта. Сперлинг является примером длительного влияния на современных хореографов. Она поставила десятки произведений, вдохновленных Фуллером, расширив словарный запас и технику Фуллера в 21 веке с помощью своей труппы Time Lapse Dance из шести танцоров.
В классическом примере «друга», амбициозно пользующегося преимуществом, более красивая девушка копирует свой костюм и занимает место для представления во время краткого отсутствия Лои в театре. И, как и в большинстве таких болезненных переживаний, результаты оказываются к лучшему. Когда импресарио оправдывается, что это «просто развлечение» и она не может владеть своей творческой собственностью, она решает отправиться в Европу и (как показано в фильме) берет деньги у декадентской знакомой, бедной королевской семьи, вышедшей замуж за богатого Американская наследница.
Судя по всему, жизнь Фуллер за кулисами была такой же сложной, как и ее тщательно поставленные выступления. Она была бизнесвумен в театре, но щедро вкладывала средства в постановки и часто жила не по средствам. В фильме мы видим ее доброту и щедрость, когда он возвращается в Париж, без гроша в кармане и разведенный, и она сдает его роскошный дом для репетиций и резиденции для своей труппы. Между Америкой и собственным полным производством в Европе мы видим, как она настойчиво убеждает Фоли-Бержер взять ее на работу и инвестировать в ее дорогостоящие технические нужды. У нее были техники, которые вручную вращали диск с разноцветными гелями через вырез в зеркальном стекле под ней, а также сбоку и под другими углами. Она могла полностью исчезнуть, просто подняв руки и повернувшись.
Она была новатором в устранении сценических декораций и выступлении в полном затемнении, за исключением ее света и проекций, таких как фотографии поверхности луны. Ее змеиный танец 1891 года был замечен в Фоли-Бержер в Париже в 1892 году, что породило жанр, которому широко подражали. Среди других известных хореографий теней и силуэтов был Танец огня, который создавал иллюзию окружения пламенем. Для фильма Энн Купер Олбрайт сотрудничала с художником по свету над серией работ, вдохновленных оригинальными патентами Фуллера на дизайн освещения.
Также в фильме мы видим изнурительную физическую подготовку, ледяные ванны и боль, чтобы иметь возможность постоянно двигать жезлами, поддерживающими ярды за ярдами материала, на протяжении минут каждого танца. Это сопровождалось раздражением, покраснением и потерей зрения, вызванными жаром и яркостью света, направленного на нее с близкого расстояния. Во время танца она казалась элегантно высокой.
Будучи первопроходцем в создании танцевальных путей, Лои Фуллер поддерживала других исполнителей, таких как Айседора Дункан. В фильме искрометную Айседору играет Лили-Роуз Депп, дочь французской вокалистки Ванессы Паради и американского актера Джонни Деппа. Здесь мы видим Айседору, счастливую эмоционально манипулировать Лои, чтобы утвердиться, а затем дискредитировать ее как ненастоящую танцовщицу, зависящую от образов, а не от тела в исполнении.
Вместе с Лои и Айседорой Рут Сен-Дени дополняет триумвират пионеров современного танца начала 20-го века. Рут Сен-Дени была поклонницей Фуллера и ставила хореографию в знак уважения. Среди ее многочисленных друзей были ученые Пьер и Мария Кюри, художники Огюст Роден и Анри де Тулуз-Лотрек, поэт Стефан Малларме и королева Румынии Мария.
Она была одной из самых влиятельных женщин в Америке и время от времени возвращалась туда из Парижа, чтобы ставить спектакли своих учеников, «фуллеретов» или муз вместе с большим контингентом электриков. Она также писала пьесы, основала школу и два художественных музея, ставила хореографию и ставила бесчисленные шоу для мировых турне, совершенствовала технику сценического мастерства и вдохновляла зарождающийся стиль модерн.
Лои Фуллер скончалась в начале 1928 года, незадолго до того, как ей исполнилось 66 лет. Она оставила после себя удивительное наследие танца, театра и сценического освещения, которое вдохновляло в то время и продолжает восхищать невообразимыми и недостижимыми достижениями, которых она на самом деле достигла.
1900 – Айседора Дункан и рождение современного танца – танцевальный консорциум
Айседора Дункан
16 марта 1900: Первое европейское выступление Айседоры Дункан состоялось в Лондоне. К тому времени, когда она погибла в результате несчастного случая в 1927-летняя Айседора (задушенная шарфом, зацепившимся за спицы автомобильного колеса) стала международной знаменитостью, а ее радикальное представление о танцевальной форме, заменившей академические ограничения интуитивным вдохновением, должно было стать центральной темой двадцатого века. танец.
Сумасшедший?
Дункан пересекла Атлантику на лодке для перевозки скота с матерью, сестрой и братом на буксире в поисках творческого климата, который мог бы оказаться более благоприятным для ее целей, чем климат ее родной Америки. За удивительно короткий промежуток времени она стала культовой фигурой. Выступая босиком и в свободной тунике, она подарила зрителям очень индивидуальное и субъективное видение танца. Одни считали Айседору богиней, другие просто считали ее сумасшедшей. История подтверждает, что она представляла собой смесь обоих: легенда раскрывает ее отличительное качество как харизму. Это сочеталось с непоколебимой верой в собственную гениальность. Оба качества были частью наследия, которое она передала своим коллегам-первопроходцам танца.
Инновации
Айседора Дункан сделала два важных вклада в танец. Она освободила себя и тех, кто ей наследовал, от сковывающей атрибутики корсетов, нижних юбок, длинных рукавов, высоких воротников и тяжелых юбок, которые носили женщины того времени. Ее второе, не менее важное новшество заключалось в том, чтобы настаивать на том, что ее искусство заслуживает одновременно и великой музыки. Она танцевала под Глюка, Вагнера и Баха и даже под Седьмую симфонию Бетховена. Музыкальные критики были почти так же шокированы ее безрассудством, как любители балета — ее босыми ногами.
Театральный танец
Западный театральный танец был в самом разгаре, когда Айседора впервые появилась в Европе. Канатоходцы и акробаты делили сцены мюзик-холла с «танцорами на пальцах ног», Вацлав Нижинский был еще неизвестным учеником, а ни Фредерик Эштон, ни Джордж Баланчин еще не родились. Другая американская экс-патриотка, Лои Фуллер, была звездой на Всемирной выставке 1900 года в Париже, но ее выступления были скорее иллюзионистскими уловками, чем танцами. Фуллер, одна из первых танцовщиц, творчески использующих электричество, достигла своих сценических эффектов, превращая гигантские шелковые вуали в плавные узоры, усиленные изменением цвета света, чтобы потерять окно.