Айседора дункан и луи фуллер: Опасные связи Лои Фуллер / Кино / Независимая газета

Опасные связи Лои Фуллер / Кино / Независимая газета

Тэги: кино, стефани ди джусто, танцовщица, история, айседора дункан, лоу фуллер, танец, модерн

Молодые, дерзкие и беспечные творили искусство рубежа веков. Кадр из фильма

Дебютный фильм Стефани Ди Джусто «Танцовщица» участвовал в основном конкурсе Каннского кинофестиваля, где не получил призов, но заслужил хвалебные отзывы критиков. Интерес к картине, появившийся задолго до ее премьеры, был вызван в том числе участием в фильме дочки Джонни Деппа – 17-летняя модель Лили-Роуз в этом одном из первых своих больших проектов (до этого она появилась в двух картинах Кевина Смита, независимых и «на любителя») сыграла – ни много ни мало – юную Айседору Дункан.

«Танцовщица», однако, вовсе не о ней – femme fatale мирового балета и русской поэзии Дункан здесь появляется лишь в нескольких, пусть и важных, эпизодах. В центре же – история другой американки, Лои Фуллер (ее сыграла француженка Стефани Скололински, более известная как Соко), придумавшей танец модерн. Дочь неудачливого фермера-золотоискателя после его гибели от рук конкурентов переезжает в Нью-Йорк, где ее мать содержит католический приют. Девушка мечтает о сцене, потому соглашается и на откровенную фотосессию, и на роль без слов в спектакле. Во время первого выхода на сцену Мария-Луиза Фуллер, пока еще не поменявшая имя на емкий сценический псевдоним Лои, путается в длинном платье и, чтобы выйти из положения, начинает кружиться – так, под восторженные крики публики, рождается новый вид искусства и новая звезда.

Рождается, как и положено, в муках. Уже не молодая – для дебютантки – 25-летняя Лои сама придумывает и костюм, сотканный из десятков белоснежных лоскутков, и концепцию танца «Серпантин». Он прославит ее на парижской сцене и будет стоить ей и душевного, и физического здоровья. В прямом смысле ослепляющий свет софитов, которые по задумке танцовщицы должны освещать ее фигуру и расцвечивать белое платье красным, желтым, синим, зеленым, и тяжелые деревянные трости в руках, и объемный наряд, в котором ее, падающую в обморок, как в простыне (саване?) выносят за кулисы.

Красота требует жертв, этот в высшей степени воздушный танец оборачивается синяками, кровоподтеками, болями, требующими то горячих, то ледяных ванн.

Репетиции больше походят на военные тренировки. Набрав группу учениц, Фуллер гоняет их по проселочной местности, заставляя то бежать, утопая в грязи, то, остановившись, импровизировать. Режиссер обращает особое внимание на принципиальные отличия модерна от классики. Танцы босиком на природе, полупрозрачные костюмы, хаотичный рисунок движений. Разодетая почтенная публика театра «Гранд Опера» и полуобнаженная танцовщица – ключевой контраст переходного периода, в котором fin de siecle встречает Belle Epoque.

На этом историческом фоне разворачивается еще и личная, косвенно связанная с искусством трагическая история успеха Лои Фуллер. Соко играет ее смущенной, закомлексованной, неуверенной в себе, но одержимой своим творением, своим искусством, которое по природе требует предельного раскрепощения, – еще один контраст. Дитя прошлого века, героиня первой делает шаг в новое время и открывает дверь тем, кому предстоит править в будущем – в том числе и Айседоре Дункан. Лили-Роуз Депп врывается в кадр в толпе других безликих танцовщиц труппы, мгновенно выделяясь из нее. Тонкая, легкая, раскрепощенная, юная, но дерзкая, она, в отличие от Фуллер, не боится, не стесняется показать ни лицо, ни тело – напротив, только этим и живет. Распугивает стариков в смокингах своим танцем то в нижнем белье, то в прозрачной тунике на голое тело, с радостью принимает приглашение на званые обеды и комплименты.

Она – такое же творение Лои Фуллер, как и сам танец модерн. Их встреча – еще одна разрушительная история любви и предательства, каких в фильме несколько. Будь то реальный роман танцовщицы с разорившимся французским аристократом (Гаспар Ульель) или ее метафорический роман с танцем. Эти опасные связи сопутствуют восхождению Фуллер. С ее истинным взлетом, только намеченным в финальных кадрах, окончательно утвердится новая эпоха – которую время парадоксально запомнит по имени Айседоры Дункан. Фильм Ди Джусто – этакая поэтическая, то есть отчасти выдуманная биография, – в каком-то смысле восстанавливает историческую справедливость. Рассказывает о том и той, без кого не было бы ни танца модерн, ни эпохи модерн, ни, кажется, самой Айседоры Дункан.  

В кинобиографии легендарной Лои Фуллер почти нет правды

Искусству знаменитой артистки помогали развевающиеся ткани и бамбуковые палочки / kinopoisk.ru

Лои Фуллер (1862–1928) – американка, ставшая одной из самых знаменитых танцовщиц Франции и навсегда поменявшая представления о современном танце. Легенда «Фоли-Бержер», героиня знаменитых афиш Belle Еpoque. Новатор, смело экспериментировавшая с костюмами, освещением, декорациями, люминесцентными красителями и разными спецэффектами, делавшими ее номера незабываемыми. Приятельница Родена, Малларме и Тулуз-Лотрека. Член французского астрономического общества.

«Танцовщица», полнометражный дебют дизайнера и режиссера видеоклипов Стефани Ди Джусто, в этом году попала в каннскую программу «Особый взгляд»; люди осведомленные видят в этом махинации продюсеров из компании Wild Bunch, без усилий которых «Танцовщицу» и близко не подпустили бы ни к каким каннским конкурсам. Хотя взгляд на жизнь Фуллер у Стефани Ди Джусто действительно особый. Биографические фильмы не обязаны быть столь же точными, как биографические книги, и все же «Танцовщица» ставит какой-то рекорд по безудержному вранью: это именно тот случай, когда любые совпадения героини с реальной Фуллер выглядят случайными. Самое же удивительное, что изменения не мотивированы практически ничем: история Фуллер от них становится только скучнее.

Брюнетка и «Сумерки»

Стефани Соколински, выступающая под псевдонимом Соко, – французская певица русско-польско-франко-итальянского происхождения. Успеха она добилась лет 10 назад, когда ее сингл I’ll Kill Her начал входить в чарты то в Дании, то в Бельгии, то в Австралии. Фильмография ее включает около 30 картин – правда, в основном короткометражных и телевизионных. Таблоиды начали активно обсуждать Соко в этом году, когда она сообщила, что у нее роман с американской актрисой Кристен Стюарт, звездой «Сумерек»; впрочем, длились отношения недолго, уже к весне девушки разбежались.

Почему экранная героиня вступает в волшебный мир театра в Нью-Йорке в 25 лет, в то время как настоящая Фуллер активно выступала в Чикаго еще подростком? Почему эти 25 лет она проводит где-то в горах (да и выглядит как дитя этих самых гор) с довольно диким папашей и какими-то коровами, но при этом читает «Саломею» Оскара Уайльда? Откуда у этой деревенщины вообще «Саломея», еще не опубликованная на английском в тот момент, когда разворачивается действие? Почему в фильме Фуллер становится звездой только в Европе, тогда как настоящая танцовщица приехала туда на гастроли уже в качестве прославленной американской артистки? Почему ее успехи связываются с состоятельным патроном, импотентом и наркоманом (Гаспар Ульель), которого в реальности просто не было – это собирательный образ, причем собран он скорее из штампов о вялых аристократах fin de siеcle? Если задать эти вопросы Стефани Ди Джусто, она наверняка сможет выдавить только пошлейшее: «Я так вижу». Однажды она обмолвилась, что «о настоящей Фуллер никто почти ничего не помнит». Редко встретишь автора, который расписывался бы в своей неадекватности с таким нажимом: для любого человека, который всерьез интересуется историей танца, Фуллер – фигура примерно столь же знаковая, как Айседора Дункан.

Айседора, кстати, появляется в фильме, ее играет 16-летняя Лили-Роуз Мелоди Депп, и ее появление напоминает порыв свежего ветра. Пока сложно сказать, какая из нее актриса, Ди Джусто явно не тот режиссер, у которого можно себя проявить, – но обаяние от родителей, Джонни Деппа и Ванессы Паради, она унаследовала в полном объеме (кстати, она и чисто внешне удивительно похожа одновременно на папу и на маму). В любом случае Лили-Роуз больше похожа на танцовщицу, способную зачаровать публику своими движениями, чем угрюмая, угловатая Стефани Соколински, играющая Фуллер. (В жизни Фуллер и Дункан не особо любили друг друга, в фильме же Фуллер испытывает к Дункан более чем отчетливое лесбийское влечение – что молоденькая, но весьма коварная Айседора использует в своих целях.) У Соколински общее с Фуллер только примерное внешнее сходство; эффект же от собственно танцев держится на развевающейся ткани и бамбуковых палочках, которые выступают как бы продолжением рук и в сочетании с огромными рукавами делают их похожими на крылья (это ключевая метафора фильма: душа героини похожа на птицу, лебедь белую, поняли?). Фуллер действительно тщательно продумывала костюмы, и ее легендарный почти цирковой номер «Серпантин» воспроизведен более или менее точно. Но только костюм в кадре и танцует. А так-то из перформанса Соко следует, что плясать на сцене может любой, главное – дать ему в руки правильные палочки.

Автор – специальный корреспондент «Комсомольской правды»

Американский пионер современного танца

Судя по всему, жизнь Фуллер за кулисами была такой же сложной, как и ее тщательно поставленные выступления.

Нет более очаровательной современной танцовщицы, чем Лои Фуллер. Ее преображающее волшебство на сцене ставит ее в начало того, что называют «современным танцем». Возможно, вы слышали об Айседоре Дункан, а не о Лои Фуллер, если вы не особо интересуетесь историей танцев или пионерами театрального освещения, но она интриговала меня с детства.

Когда-то она была самой известной танцовщицей в мире, разрушив стереотипы традиционной хореографии и проложив путь другим пионерам современного танца. Айседора Дункан тренировалась с Лои в начале своей карьеры в Париже, но вскоре они расстались и стали непримиримыми соперниками. Один критик сказал: «Айседора лепит. Лои Фуллер рисует. Бесполезно их сравнивать». Лои и Айседора были американками и обе добились настоящего успеха в Европе. Лои сказала: «Я родилась в Америке, но выросла в Париже»; К моему удовольствию, фильм Каннского кинофестиваля 2016 года «La Danseuse» (по-английски «Танцовщица») показывали в полете, когда я недавно впервые за шесть лет уехал за границу. Фильм воплотил в жизнь большую часть исследований, связанных с возрождением интереса к этому влиятельному художнику, который дал Айседоре Дункан ее европейский старт и повлиял на движения в стиле модерн, символизм, кубизм и футуризм во время Прекрасной эпохи на рубеже 19-го века.век.

Проще говоря, Лои разработала импровизационные техники свободного движения, когда она манипулировала легкой шелковой тканью в пространстве, растянутой палочками, которые она держала в руках как часть костюма, которые становились экранами для световых эффектов и проекций волшебных фонарей. Не так просто, ее творческие концепции, украденные другими в США, привели ее к путешествию в Европу в надежде и окончательном достижении — от танцев в бурлеске и водевиле до Фоли-Бержер и, наконец, в Парижской опере. Она также получила права интеллектуальной собственности на свою изобретательность. В то время электрическое освещение было довольно новым для публики и для сцены, поэтому ее инновации привели к патентам на химические соединения для создания цветных гелей, а также к использованию химических солей для люминесцентного освещения и одежды. (Помню, я узнал о «диммерах для морской воды» на курсах освещения сцены в колледже.) Она даже была членом Французского астрономического общества.

В фильме о ее жизни, снятом Стефани де Джусто, мы видим сложное детство энергичной, театрально настроенной Марии Луизы Фуллер в пригороде Чикаго, штат Иллинойс. «Неисправность костюма», когда она была актрисой-ребенком, показана как случайное открытие использования спущенной юбки, чтобы развеваться и развить действие танцовщицы юбки в бурлеске. Вместо того, чтобы просто танцевать, размахивая юбкой, она убрала корсетный лиф, чтобы поднять линию талии, и добавила много шелковой ткани вместо многочисленных складок юбки танцовщицы.

Затем он стал проекционным экраном для освещения. В фильме Лои играет Соко, французская инди-электронная певица/автор песен и актриса, которая страстно воссоздает технику Лои Фуллер, обученную Джоди Сперлинг, которая поставила хореографию для фильма и выступала в качестве творческого консультанта. Сперлинг является примером длительного влияния на современных хореографов. Она поставила десятки произведений, вдохновленных Фуллером, расширив словарный запас и технику Фуллера в 21 веке с помощью своей труппы Time Lapse Dance из шести танцоров.

В классическом примере «друга», амбициозно пользующегося преимуществом, более красивая девушка копирует свой костюм и занимает место для представления во время краткого отсутствия Лои в театре. И, как и в большинстве таких болезненных переживаний, результаты оказываются к лучшему. Когда импресарио оправдывается, что это «просто развлечение» и она не может владеть своей творческой собственностью, она решает отправиться в Европу и (как показано в фильме) берет деньги у декадентской знакомой, бедной королевской семьи, вышедшей замуж за богатого Американская наследница.

Судя по всему, жизнь Фуллер за кулисами была такой же сложной, как и ее тщательно поставленные выступления. Она была бизнесвумен в театре, но щедро вкладывала средства в постановки и часто жила не по средствам. В фильме мы видим ее доброту и щедрость, когда он возвращается в Париж, без гроша в кармане и разведенный, и она сдает его роскошный дом для репетиций и резиденции для своей труппы. Между Америкой и собственным полным производством в Европе мы видим, как она настойчиво убеждает Фоли-Бержер взять ее на работу и инвестировать в ее дорогостоящие технические нужды. У нее были техники, которые вручную вращали диск с разноцветными гелями через вырез в зеркальном стекле под ней, а также сбоку и под другими углами. Она могла полностью исчезнуть, просто подняв руки и повернувшись.

Она была новатором в устранении сценических декораций и выступлении в полном затемнении, за исключением ее света и проекций, таких как фотографии поверхности луны. Ее змеиный танец 1891 года был замечен в Фоли-Бержер в Париже в 1892 году, что породило жанр, которому широко подражали. Среди других известных хореографий теней и силуэтов был Танец огня, который создавал иллюзию окружения пламенем. Для фильма Энн Купер Олбрайт сотрудничала с художником по свету над серией работ, вдохновленных оригинальными патентами Фуллера на дизайн освещения.

Также в фильме мы видим изнурительную физическую подготовку, ледяные ванны и боль, чтобы иметь возможность постоянно двигать жезлами, поддерживающими ярды за ярдами материала, на протяжении минут каждого танца. Это сопровождалось раздражением, покраснением и потерей зрения, вызванными жаром и яркостью света, направленного на нее с близкого расстояния. Во время танца она казалась элегантно высокой.

Будучи первопроходцем в создании танцевальных путей, Лои Фуллер поддерживала других исполнителей, таких как Айседора Дункан. В фильме искрометную Айседору играет Лили-Роуз Депп, дочь французской вокалистки Ванессы Паради и американского актера Джонни Деппа. Здесь мы видим Айседору, счастливую эмоционально манипулировать Лои, чтобы утвердиться, а затем дискредитировать ее как ненастоящую танцовщицу, зависящую от образов, а не от тела в исполнении.

Вместе с Лои и Айседорой Рут Сен-Дени дополняет триумвират пионеров современного танца начала 20-го века. Рут Сен-Дени была поклонницей Фуллера и ставила хореографию в знак уважения. Среди ее многочисленных друзей были ученые Пьер и Мария Кюри, художники Огюст Роден и Анри де Тулуз-Лотрек, поэт Стефан Малларме и королева Румынии Мария.

Она была одной из самых влиятельных женщин в Америке и время от времени возвращалась туда из Парижа, чтобы ставить спектакли своих учеников, «фуллеретов» или муз вместе с большим контингентом электриков. Она также писала пьесы, основала школу и два художественных музея, ставила хореографию и ставила бесчисленные шоу для мировых турне, совершенствовала технику сценического мастерства и вдохновляла зарождающийся стиль модерн.

Лои Фуллер скончалась в начале 1928 года, незадолго до того, как ей исполнилось 66 лет. Она оставила после себя удивительное наследие танца, театра и сценического освещения, которое вдохновляло в то время и продолжает восхищать невообразимыми и недостижимыми достижениями, которых она на самом деле достигла.

1900 – Айседора Дункан и рождение современного танца – танцевальный консорциум

Айседора Дункан

16 марта 1900: Первое европейское выступление Айседоры Дункан состоялось в Лондоне. К тому времени, когда она погибла в результате несчастного случая в 1927-летняя Айседора (задушенная шарфом, зацепившимся за спицы автомобильного колеса) стала международной знаменитостью, а ее радикальное представление о танцевальной форме, заменившей академические ограничения интуитивным вдохновением, должно было стать центральной темой двадцатого века. танец.

Сумасшедший?
Дункан пересекла Атлантику на лодке для перевозки скота с матерью, сестрой и братом на буксире в поисках творческого климата, который мог бы оказаться более благоприятным для ее целей, чем климат ее родной Америки. За удивительно короткий промежуток времени она стала культовой фигурой. Выступая босиком и в свободной тунике, она подарила зрителям очень индивидуальное и субъективное видение танца. Одни считали Айседору богиней, другие просто считали ее сумасшедшей. История подтверждает, что она представляла собой смесь обоих: легенда раскрывает ее отличительное качество как харизму. Это сочеталось с непоколебимой верой в собственную гениальность. Оба качества были частью наследия, которое она передала своим коллегам-первопроходцам танца.

Инновации
Айседора Дункан сделала два важных вклада в танец. Она освободила себя и тех, кто ей наследовал, от сковывающей атрибутики корсетов, нижних юбок, длинных рукавов, высоких воротников и тяжелых юбок, которые носили женщины того времени. Ее второе, не менее важное новшество заключалось в том, чтобы настаивать на том, что ее искусство заслуживает одновременно и великой музыки. Она танцевала под Глюка, Вагнера и Баха и даже под Седьмую симфонию Бетховена. Музыкальные критики были почти так же шокированы ее безрассудством, как любители балета — ее босыми ногами.

Театральный танец
Западный театральный танец был в самом разгаре, когда Айседора впервые появилась в Европе. Канатоходцы и акробаты делили сцены мюзик-холла с «танцорами на пальцах ног», Вацлав Нижинский был еще неизвестным учеником, а ни Фредерик Эштон, ни Джордж Баланчин еще не родились. Другая американская экс-патриотка, Лои Фуллер, была звездой на Всемирной выставке 1900 года в Париже, но ее выступления были скорее иллюзионистскими уловками, чем танцами. Фуллер, одна из первых танцовщиц, творчески использующих электричество, достигла своих сценических эффектов, превращая гигантские шелковые вуали в плавные узоры, усиленные изменением цвета света, чтобы потерять окно.