«Новая волна» во французском кино
В конце 1950 годов во французском кинематографе возникло оригинальное идейное направление, получившее название «новая волна». Этот термин впервые был употреблен журналисткой Ф. Жиру в 1958 году применительно к молодежным течениям, однако впоследствии понятие стало использоваться в отношении фильмов нового жанра. Его особенностями были отказ от устоявшихся, традиционных установок и правил в кинематографе, а также последовательности развития действия.
Вместо этого молодые режиссеры задались целью создать эффект максимальной естественности съемок, так, чтобы происходящее на экране казалось близким и понятным зрителю. Именно в таком духе выдержан известный фильм Ф. Трюффо «Четыреста ударов» (1959 год) с Ж.-П. Лео в главной роли.
В данной картине стремление «новой волны» освободиться от правил и установок получило свое воплощение не только в технике съемок, но и в самом сюжете картины. Главный герой, подросток, на протяжении всей ленты пытается избавиться от гнетущей действительности и потому все время нарушает запреты, сбегает от воспитателей, а в финале устремляется к морю, точно желая исчезнуть в нем навсегда – своеобразный апогей жажды свободы и независимости, что, по сути, было главным кредо нового направления.
Такой конец во многом напоминает развязку другого фильма этого жанра – «На последнем дыхании» Ж.-Л. Годара (1960 год) с Ж.-П. Бельмондо в главной роли. Многие сцены отсняты таким образом, что каждый может почувствовать себя участником событий. Например, главный герой в начале картины обращается с маленькой речью прямо в камеру, как бы ведя диалог со зрителем.
В таком же стиле снят и другой фильм Годара «Женщина есть женщина» (1961 год) с Анной Кариной в главной роли. Но несмотря на кажущуюся естественность происходящего, намеренно усиленная резкость движения камеры создает эффект условности событий. Еще одной характерной особенностью фильмов Годара является обилие пастиша (так называемого «культурного винегрета» – т.е. множества отсылок к другим произведениями искусства).
В стиле «новой волны» снят фильм Л. Маля «Вор» (1967 год) с Бельмондо в главной роли. Этот фильм отличает тщательная продуманность сюжета вплоть до мельчайших деталей и подробностей. Это сказывается, в первую очередь, в манере съемок, когда режиссер акцентирует внимание зрителей буквально на всем: камера как будто стремится запечатлеть и выделить каждый фрагмент интерьера, где происходит мизансцена, каждый предмет в комнате, каждую складку в одежде персонажей. Такой подход должен создать эффект достоверности и непосредственности происходящего и вместе с тем сохранить дух историчности: действие разворачивается в начале XX века, и постановщик любыми средствами воссоздает это время, стремясь к некоторой документальности в съемках. Именно этот подход позволяет отнести «Вора» к категории фильмов «новой волны»: антураж начала XX столетия показан здесь с удивительной точностью, и персонажи по своим характерам, образу мыслей, привычкам и манерам органично вписаны в контекст эпохи.
Другой фильм Трюффо «Сирена с Миссисипи» (1969 год) с К. Денев и Бельмондо в главных ролях отличается подчеркнутой неторопливостью развития событий, несмотря на довольно интригующий сюжет. Режиссер подробно, даже несколько дотошно прописал своих персонажей, добиваясь таким образом бо́льшей естественности и непринужденности в изображении событий. Можно сказать, что его усилия увенчались успехом: герои выглядят очень естественно, а события на экране кажутся достаточно правдоподобными, несмотря на очевидную надуманность сюжета. Французское «новое направление» оказало значительное влияние на европейское и американское кинематограф, что говорит о значимости его идей и новых режиссерских находок.
Афиша : ПКПБ им. А. М. Горького : pgpb.ru
Клуб любителей эксклюзивного кино «Зеркало»
05 июля, Четверг 18:00 Большой зал
Кинематограф, как это принято считать, предъявляет обществу зеркало. Мы разглядываем в нем самих себя, нашу жизнь и время, в которое наша жизнь протекает.
Время реальное. И время кинематографическое. В кино, к примеру, было время итальянского неореализма. И время французской «Новой волны». Это были крупнейшие художественные явления мировой культуры!
Суть итальянского неореализма заключалась в том, что снятые в этом жанре фильмы были просты, безыскусны, максимально приближены к жизни. Неореализм – это Росселини, Висконти, де Сантес, де Сика и лицо Анны Маньяни, ставшее символом «Нового итальянского кино».
Французская «Новая волна» — это бунт молодых, пожелавших свергнуть с пьедестала отцовский кинематограф. Время Французской «Новой волны» было коротко: 1959- 1962 гг. Но ее апологеты Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо и Клод Шаброль молниеносно изменили мир французского кинематографа. Фильмы Французской «Новой волны» показывали повседневность, переработанную в очень личном стиле. Лицом этой повседневности стало лицо Жана – Поля Бельмондо. Казалось, что итальянский неореализм и французская «Новая волна» победили весь остальной кинематограф.
Но это не так. И в Италии, и во Франции продолжали работать кинорежиссеры, снимавшие так называемое «традиционное кино». Что-то среднее. Не совсем неореализм и не совсем Французскую «Новую волну». Что-то, что было рядом. Таковы фильмы Дино Ризи и Алена Кавалье.
Дино Ризи – один из создателей жанра «комедии по-итальянски». Жанра, в котором комическое переплетается с трагическим, смешное с серьезным. В начале 60-х «комедия по- итальянски» теснила в сознании зрителей фильмы Феллини, Висконти, Антониони. Пьетро Джерми, Витторио де Сика и Дино Ризи успешно конкурировали с ними. Вот «негромкие шедевры» тех лет: «Бедные, но красивые», «Трудная жизнь», «Обгон» — все фильмы Дино Ризи, реалистически показавшие широчайшую панораму итальянской жизни.
То же впечатление производят фильмы Алена Кавалье, который прославился своими политическими триллерами, вызвавшими гнев цензуры и осторожный прием у зрителей, и без того утомленных политическими эскападами Жана-Люка Годара. Фильмы Алена Кавалье несли в себе отраженный свет Французской «Новой волны» — не более. Как и фильмы Дино Ризи с их условной принадлежностью к итальянскому неореализму.
5 июля. 18:00 Любовь в Риме. Фильм Дино Ризи. Италия, Франция, Германия. 1960. 107 м.
В ролях: Питер Болдуин, Милен Демонжо, Эльза Мартинелли, Клаудио Гора, Умберто Орсини.
Ночной Рим подарил молодому и уже пресыщенному жизнью писателю Марчелло Кенни встречу с начинающей актрисой Анной. Марчелло очарован ее красотой и ее легким характером. Настолько легким, что у Марчелло закрадывается мысль, не вызвана ли эта легкость в характере, легкостью в поведении этой обольстительной девушки?
Случай убедиться в этом не заставит себя ждать. Анна действительно, любит Марчелло, но это не мешает ей идти на короткие, скоропалительные романы с другими мужчинами. Сюжет – не нов. Его мораль грустна и назидательна. Два человека не могут быть вместе из-за желания женщины нравиться всем, легко сходиться с теми, кто тебе нравиться, но искреннее любить при этом только одного.
12 июля. 18:00. Обгон. Фильм Дино Ризи. Италия. 1962. 108 мин.
В ролях: Витторио Гассман, Жан-Луи Трентиньян, Катрин Спаак и Клаудио Гора.
Беспокойному и импульсивному Бруно Картона скучно. Рассекая по городу на своем белом кабриолете, он случайно врывается в тихую и размеренную жизнь студента Роберто – его полного антипода. Бруно просит воспользоваться телефоном, и с этого момента начинается их короткое и яркое приключение, из которого каждый выйдет абсолютно другим человеком.
Роберто с немым восхищением наблюдает за своим новым приятелем, как тот небрежен за рулем, как хулигански нарушает правила, как очаровывает своей непосредственностью родственников Роберто, как умеет расположить к себе любого человека.
Оживленная трасса сменяется проселочной дорогой, ночь сменяет день, разговоры о девушках переходят в откровенную беседу о личных проблемах. Бруно, хотя и пытается перевести все в область шутки, но невольно сам начинает задумываться о своей жизни. Ведь за этой beiia vita городского кутилы скрывается глубокая печаль, все его игры это лишь маска, защита от серых будней, от скучной реальности.
Попыткой вырваться из этих пут и станет стремительная поездка героев фильма, два ярко прожитых ими дня, которых с лихвой хватило бы на всю размеренную, неспешную жизнь Роберто.
19 июля. 18:00. Поединок на острове. Фильм Алена Кавалье. Франция. 1962. 104 мин.
В ролях Жан-Луи Трентиньян, Анри Серр, Роми Шнайдер, Робер Буске, Жан Берлиоз, Морис Гаррель.
Элементы политического триллера в этом фильме обнаруживают себя не сразу. Лишь какое-то время спустя нам становится понятной причина беспокойства, которым охвачен герой фильма Клеман. Он – участник ультраправой террористической группы. После неудачного аттентата и предательства товарища, Клеман с женой вынуждены скрываться. Они находят приют у Пола, школьного товарища Клемана.
Клеману предстоит разделаться с предателем, а его жене – пережить новое чувство. Таким образом, экстремизм политический, внешний сталкивается с экстремизмом внутренним, затрагивающим сферу чувств. Клеман – весь во власти обстоятельств. «Двойное предательство», которое он переживает, заставляет его решиться на крайние меры. Финальная сцена – выяснение отношений на острове – эмоционально предвосхищает финал «Погони» Артура Пенна и заставит сильно поволноваться зрителя.
26 июля. 18:00. Непокоренный. Фильм Алена Кавалье. Франция – Италия. 1964. 115 мин.
В ролях: Ален Делон, Леа Массари, Жорж Жере, Морис Гаррель, Робер Кастель.
Ближний Восток. После неудавшегося путча генералов в 1961 году, Томас Влассельрут, легионер из Люксембурга, дезертирует из Армии и находит пристанище в семье колонистов: Марии и ее отца. Девушка влюблена в покинувшего поле боя легионера, а он думает только о том, как вернуться домой. Для этого ему нужны приличные деньги. Он ведь дезертир, и вернуться домой может только по подложным документам. А за них нужно заплатить приличную сумму.
Лейтенант Фрейзер, бывший командир Томаса, состоящий в секретной военной организации ОАС, предлагает ему участвовать в похищении двух французских граждан. Один из заложников — лионский адвокат Доменика Серве, которая защищает алжирских бойцов Фронта национального освобождения, собирающихся дать важные показания в суде.
«400 ударов» и еще 9 лучших фильмов французской новой волны по версии IMDb
Французская новая волна была кинематографическим движением во Франции с конца 1950-х до конца 60-х годов. Его возглавили такие режиссеры, как Франсуа Трюффо , Жан-Люк Годар , и Аньес Варда , многие из которых были критиками, прежде чем ступить за камеру. Хотя они исследовали самые разные истории, этих кинематографистов разделял мятежный и экспериментальный дух.
СВЯЗАННЫЙ: От «Diabolique» до «Titane»: 10 лучших франкоязычных фильмов ужасов, которые стоит посмотреть
Они бросили вызов разногласиям в фильмах, используя неортодоксальные стили и структуры, включая переходы, нелинейное повествование и разрушение четвертой стены. В их фильмах также обычно исследуются экзистенциальные или философские темы. Движение имело большое влияние как во Франции, так и во всем мире. Эти фильмы, выбранные пользователями IMDb, являются отличной отправной точкой для тех, кто хочет познакомиться с французским кинематографом.
«Колено Клэр» (1970) — IMDb: 7.5/10
Колено Клэр — фирменный фильм режиссера Эрика Ромера . Как и большинство его фильмов, это романтическая комедия с множеством философских бесед. Он состоит из серии виньеток, прекрасно снятых Нестором Альмендросом , знаменитым оператором, получившим Оскар за фильм Days of Heaven Теренса Малика .
ПО СВЯЗИ: 5 основных фильмов легенды французской новой волны Эрика Ромера
Большая часть драмы (и комедии) возникает из-за недопонимания или непонимания персонажей друг друга. «В конце концов, все в этом фильме просто ошибаются в некоторых основных фактах», — сказал Ромер. Персонаж Аврора ( Aurora Cornu ) тоже выражает это, когда говорит: «У героев истории всегда завязаны глаза. Иначе бы они ничего не делали.»
«Банда аутсайдеров» (1964) — IMDb: 7.6/10
Этот классический фильм Годара вращается вокруг студента, изучающего иностранные языки ( Анна Карина ), которая дружит с двумя гангстерами, которые убеждают ее помочь им совершить ограбление. Все трое — киноманы, поэтому их диалоги переполнены отсылками к фильмам. Это очаровательный фильм, который длится всего 97 минут.
СВЯЗАННЫЙ: Памяти Жана-Луи Трентиньяна: 10 самых запоминающихся выступлений французской звезды
В нем есть танцевальная сцена, которая быстро стала культовой. На него ссылались много раз, в том числе Квентин Тарантино в Криминальное чтиво . «Танец, который мы три недели репетировали в ночном клубе, — рассказала Карина. —
«Жюль и Джим» (1962) — IMDb: 7.7/10
«Я думаю о ребенке, которого у нас никогда не будет.» Эта романтическая драма режиссера Франсуа Трюффо является синонимом французской Новой волны. Действие происходит во время Первой мировой войны и следует за любовным треугольником между Джимом ( Анри Серр ), Катрин ( Жанна Моро ) и их австрийский друг Жюль ( Оскар Вернер ).
Это трогательная, горько-сладкая история, и, возможно, это самый влиятельный фильм Трюффо. Мартин Скорсезе сказал, что Джулс и Джим вдохновили озвучку, переходы и общее «панк-отношение» Goodfellas .
«На последнем дыхании» (1960) — IMDb: 7.7/10
На последнем дыхании — новаторский криминальный фильм Жан-Люка Годара о поп-культуре. Он следует за молодым человеком ( Жан-Поль Бельмондо ), который угоняет машину, убивает полицейского и пускается в бега. Единственный человек, к которому ему приходится обращаться, это его американская подружка ( Джин Себерг ). Фильм фокусируется на его понимании ситуации, а главный герой часто разговаривает напрямую со зрителями.Он имел мгновенный успех и привлек значительное внимание Годара. Кажется, ему это не очень понравилось. «Я чувствую, что люблю кино меньше, чем год назад, просто потому, что снял популярный фильм», — сказал Годар в интервью после премьеры «9».0018 Бездыханный . «Я надеюсь, что люди действительно ненавидят мой второй фильм, так что я снова захочу снимать фильмы».
«Шербурские зонтики» (1964) — IMDb: 7.8/10
Шербурские зонтики — романтический мюзикл с участием Катрин Денев
Этот фильм вдохновил многих последующих режиссеров. Дэмиен Шазель сказал, что это его любимый фильм всех времен, а Квентин Тарантино и Роджер Эвэри похвалили его в своем подкасте Video Archives. На вопрос, почему он заставил персонажей петь, а не говорить, режиссер Жак Деми ответил: «Почему бы и нет? Это сделало бы жизнь более приятной».
«Клео с 5 до 7» (1962) — IMDb: 7.9/10
Этот фильм режиссера Аньес Варда рассказывает о певице Клео ( Коринн Маршан ), пока она ждет результатов своего теста на рак. Действие фильма разворачивается в реальном времени и включает в себя множество разговоров о смерти, экзистенциализме и смысле жизни.
Некоторые также интерпретируют это как политическую аллегорию, но Варда говорит, что это скорее личная история. «Я стараюсь снимать фильмы, которые связаны с обществом, но не полностью в нем», — сказала она. «[ Cléo ] не фильм о войне в Алжире. Это не фильм о раке. Это фильм о поиске нитей в мире».
«Моя любовь в Хиросиме» (1959) — IMDb: 7.9/10
Действие происходит за один день, Hiroshima Mon Amour рассказывает историю любви между француженкой ( Эммануэль Рива ) и японцем ( Эйдзи Окада ) из Хиросимы. Они связаны своим опытом во время Второй мировой войны, и мы узнаем об их жизни через воспоминания.
Создатели фильма изначально задумывали фильм как документальный, но изо всех сил пытались придумать свежие идеи. Прорыв произошел, когда директор
«Жить своей жизнью» (1962) — IMDb: 7.9/10
Vivre sa Vie (что означает «живи своей жизнью») — это, пожалуй, самое знаковое сотрудничество между супружеской парой Жан-Люком Годаром и Анной Кариной. Карина играет молодую женщину, которая бросает мужа и ребенка в надежде стать актрисой, но вскоре ее жизнь рушится.
Как и Band of Outsiders , в нем есть отличная танцевальная сцена. Эту не репетировали несколько недель, Карина придумала на лету. «Я полностью импровизировала, а затем Годар последовал за мной с камерой», — сказала она. » Рауль Кутар
— отличный оператор. Он мог следить за чем угодно, он действительно гений. Эта сцена очень понравилась в Бразилии!»«День за ночь» (1973) — IMDb: 8.0/10
Day For Night вращается вокруг режиссера, пытающегося закончить свой фильм, в то время как всевозможные личные и профессиональные проблемы встают на его пути. Постановка пронизана делами, расставаниями и конфликтами. Актерский состав ( реальный актерский состав ) потрясающий, особенно Жаклин Биссет в роли актрисы Джули Бейкер.
Это любовное письмо Трюффо к кино, метафильм о кинопроизводстве. Он сказал, что хочет Day for Night , чтобы «показать, почему любить кино — это хорошо». Название относится к технике съемки дневных сцен и придания им такого вида, как если бы они происходили ночью, обычно с помощью фильтра на объективе камеры, изменения пленки или редактирования их при постобработке.
«400 ударов» (1959) — IMDb: 8.1/10
Изображение через Cocinor400 ударов — это дебют Трюффо о маленьком мальчике ( Жан-Пьер Лео ) из Парижа, который чувствует, что родители и учителя его неправильно понимают. Он пытается сбежать из дома, но его задерживает полиция. Это история взросления и критика французского общества конца 50-х годов.
Фильм стал хитом в США и привлек большое внимание американцев к французскому кинематографу. Однако Трюффо сказал, что он был вдохновлен американскими режиссерами, такими как Сидни Люмет , Артур Пенн , Роберт Маллиган, и Фрэнк Тэшлин . «Это полное обновление американского кино», — сказал Трюффо в интервью 1960 года. «Они очень живые […] и в то же время довольно интеллектуальные. Им удается объединить лучшее из обоих».
ПРОДОЛЖАЙТЕ ЧИТАТЬ: 10 французских мультфильмов, которые стоит посмотреть, от «Тайного» до «Совершенно шпионского!»
Французская «Новая волна»: как Жан-Люк Годар совершил революцию в кино
Первая часть цикла о французской Новой волне и влиянии Жан-Люка Годара на кинематограф.
Время от времени происходит парадигматический сдвиг в том, как люди понимают вид искусства. В кино французская новая волна была одним из таких времен.
И в основе художественного движения был Жан-Люк Годар .
Годар, скончавшийся на этой неделе в возрасте 91 года в результате эвтаназии, был одним из последних выживших представителей той эпохи.
Вместе с Франсуа Трюффо, Аленом Рене, Эриком Ромером, Аньес Варда и многими другими Годар проложил новый подход к медиуму. Его смерть знаменует собой уход эпохи.
Но что именно определило французскую новую волну? И как Годар был неизгладим от этого?
Стиль французской «новой волны»
Французская «новая волна» появилась в то время, когда фильмы о пожилых людях снимались на больших студиях, и стала глотком свежего воздуха.
Годар разорвал свод правил кино. О чем они должны быть, как они должны быть сняты и как они были отредактированы, все это было предметом обсуждения.
Бут-де-Суфле ( На последнем дыхании ) 1960 года был первым полнометражным фильмом Годара и символом многих стилей французской Новой волны.
Это было снято с небольшим бюджетом с использованием портативных камер, которые позволяли Годару свободно передвигаться, а не фиксировать камеру на месте.
Американская актриса Джин Себерг и французский кинорежиссер Жан-Люк Годар, март 1960 г.AFPИспользование портативных камер «стало типичным для Новой волны, поскольку создавало шаткую, зернистую эстетику. Известный пример — сцена на Елисейских полях в 9.0018 На последнем дыхании », — объясняет доктор Даррен Уолдрон, старший преподаватель кафедры кинодрамы Манчестерского университета.
Годар мог сниматься на улицах Парижа. Изображение города и жизни молодежи в основе его фильма сегодня звучит банально, но тогда это было радикально.
Главный герой «На последнем дыхании» Мишель, которого играет Жан-Поль Бельмондо, говорит прямо в камеру и одержим актером Хамфри Богартом. Открытые ссылки на кинопроизводство были определяющим качеством движения «Новая волна».
Уолдрон указывает на открытие Breathless , где Мишель обсуждает свои интересы и мысли с аудиторией.
«Еще один пример, который мне нравится, — это « Pierrot le Fou » Годара», — указывает он, где другого персонажа, которого играет Бельмондо, спрашивают, с кем он разговаривает, и он просто отвечает: «зрители».
Фильмы, которые знают, что они фильмы
Годар хотел, чтобы его актеры играли с повествованиями, которые они создавали на экране, на видном месте.
Доктор Нил Арчер, старший преподаватель кино в Килском университете, отмечает, что это отчасти потому, что «На последнем дыхании» — это явная дань уважения американским фильмам 40-х и 50-х годов.
«Ощущение помещения истории в другой контекст, чтобы она выглядела как спектакль. Персонаж Бельмондо играет роль, он персонаж в своем собственном фильме гангстера, который совершил этот поступок, и романтика роли в конце концов убивает его. Он не может действовать, поэтому он не может жить», — говорит Арчер.
Частично удобство в создании отсылок к фильмам и разрушении четвертой стены заключается в том, что французская Новая волна была определена когортой кинематографистов, которые сами по себе были кинокритиками, отмечает Уолдрон.
Многие знаменитости начали свою карьеру с статей для журнала Cahiers du Cinéma. «Это естественная эволюция их роли как историков кино — исследовать и снимать фильмы как кинокритики», — говорит Арчер.
В то время как портативная техника Годара на улицах Парижа может поначалу показаться любительской техникой Годара, кинопроизводство всегда было для него средством допроса фильма.
Бельмондо и Себерг в фильме «На последнем дыхании» Rialto Pictures/StudioCanalАнархический монтаж
Вопрошание кино сильно отражалось в том, как Годар подходил к кинематографическому языку своего повествования.
«В частности, в кино Годара монтаж часто был новаторским, почти анархическим, — говорит Уолдрон. «Он нарушил обычные коды непрерывного монтажа, в том числе вставив множество переходов, которые придали фильму неровную, нервную эстетику».
«Он также позволял персонажам входить в кадр и выходить из него, не позволяя камере следовать за ними и, казалось бы, случайным образом», — продолжает он, ссылаясь на спонтанные действия Ле Мепри и отказ Годара от использования искусственного освещения как символ его экспериментальной чувствительности.
«Такие фильмы/сцены нарушают обычные способы рассказывания историй и, можно сказать, отдаляют зрителя или нарушают его обычную практику просмотра, поскольку их внимание направлено на выяснение того, что происходит, а не на отслеживание истории.