Кавакубо рей коллекции: Кавакубо, Рей | Энциклопедия моды – Рей Кавакубо | Дизайнеры | кто есть кто

Содержание

Кавакубо, Рей | Энциклопедия моды

Рей КавакубоРей Кавакубо (англ. Rei Kawakubo) – японский дизайнер, основатель и арт-директор бренда Comme des Garçons. Является Кавалером ордена искусств и литературы.

Модели одежды, созданные Рей Кавакубо, отличаются асимметричностью, объемностью, деконструктивизмом.

«Я всегда начинаю с того, что забываю все, что делала раньше, и игнорирую то, что уже существует. Меня может вдохновить случайная фотография, человек на улице, чувство или ощущение, ничего не значащий, может быть даже бесполезный и выброшенный в мусорную корзину предмет — все, что угодно».

Рей Кавакубо

Биография и карьера

Рей Кавакубо родилась 11 октября 1942 года в Токио. В 1964 году она окончила частный университет Кэйо, где обучалась на факультете литературы и изящных искусств. После этого Рей Кавакубо устроилась в рекламный отдел текстильной компании Asahi Kasei. В 1967 году она начала подрабатывать стилистом.

Логотип бренда Comme des GarconsВ 1969 году Рей Кавакубо выпустила свою первую женскую коллекцию под маркой Comme des Garcons, названной словами из популярной в то время песни. По признанию самого дизайнера, в создание одежды она «не вкладывала ничего особенного». Не имея в то время навыков шитья, Рей Кавакубо объяснила портным свое видение коллекции, которое они впоследствии воплотили.

В 1973 году Рей Кавакубо официально зарегистрировала компанию Comme des Garcons Cо. Ltd.

В 1975 году дизайнер открыла бутик в Токио и выпустила первую официальную коллекцию женской одежды. Бренд Comme des Garcons приобрел популярность в Японии.

В 1978-м Рей Кавакубо запустила мужскую линию одежды. В этом же году дизайнер представила аромат для мужчин Comme des Garcons Homme.

В 1980 году Рей Кавакубо переехала в Париж. В 1981 году дизайнер представила свою коллекцию на Неделе моды в Париже. Одежда ассиметричного кроя была сшита из тканей черного, серого и бежевого цветов. Коллекция получила неоднозначные отзывы: одни критики назвали ее «апофеозом абсурда», другие – «ударом по штампам».

В 1982 году Рей Кавакубо стала членом парижского Синдиката Haute Couture и Pret-a-Porter.

В 1983 году Рей Кавакубо получила награду «Mainichi Newspaper Award» от газеты Mainichi.

В 1987 году Рей Кавакубо была названа лучшим дизайнером по версии журнала Journal du Textile.

В 1991 году дизайнер получила титул Кавалера ордена искусств и литературы (Франция).

Рей Кавакубо (1983 год) Джунья Ватанабе

В ранних работах Рей Кавакубо использовала исключительно темные тона. С середины 1990-х гг. в коллекциях Comme des Garçons появились яркие и пастельные оттенки. Дизайнер объяснила изменения тем, что «новые оттенки являются Рей Кавакубоспособом дополнительной экспрессии черного, демонстрации его различных граней».

С 1992 года с брендом Comme des Garçons начал работать дизайнер Джунья Ватанабе. Для каждого сезона он создавал по несколько предметов одежды, которые впоследствии входили в различные линии марки.

В коллекции Comme des Garçons 1995 года Рей Кавакубо представила ансамбль, состоящий из джемпера, выполненного из нежно-розового акрила, и юбки в тон, к задней части которой была пришита еще одна объемная юбка. На создание комплекта дизайнера вдохновила мода на платья с турнюрами в 1870-1880-х гг. Такая одежда придавала дополнительный объем нижней части тела.

В 1997-м Рей Кавакубо получила докторскую степень Королевского художественного колледжа Лондона. В этом же году она создала женскую коллекцию с вшитыми в одежду накладками, имитирующими горбы. В 1997 году Рей Кавакубо пригласила Тао Курихару на должность своего ассистента. С 2005-го в течение нескольких лет Тао возглавляла разработку коллекций для женской линии Tricot Comme des Garçons.

В 1998 году Рей Кавакубо выпустила аромат Odeur 53 by Comme des Garcons. Главной особенностью парфюма стало полное отсутствие структуры начальных, серединных и конечных нот. Аромат был создан на основе 53-х запахов неорганических материалов, таких, как огонь, песок пустыни, каучук, кислород и т.д.

В 2004 году Рей Кавакубо представила коллекцию, состоящую из объемных разноцветных юбок из японских тканей и прозрачных тюлевых топов, под которые дизайнер предложила не надевать белье.

Женская коллекция Comme des Garcons весна-лето 2004 Мужская коллекция Comme des Garcons осень-зима 2005-2006 Женская коллекция Comme des Garcons весна-лето 2013

В 2005 году Рей Кавакубо запустила линию Comme des Garçons Homme Plus Evergreen. Дизайнер взяла за основу модели своих ранних коллекций мужской одежды, добавив новые элементы.

В 2006 году Рей Кавакубо запустила ювелирную линию Pearl.

В 2009 году в честь 40-летия Comme des Garçons Рей Кавакубо запустила временную линию Black, которая просуществовала восемнадцать месяцев. В нее вошли брюки, юбки, плащи, куртки и украшения, выполненные преимущественно в черном цвете. Цены варьировались от 70 до 660 долларов.

В августе 2010 года состоялось открытие шестиэтажного флагманского магазина в Сеуле площадью 1800 квадратных метров.

Коллаборации

В 2008 году Рей Кавакубо создала осенне-зимнюю капсульную коллекцию мужской, женской и детской одежды для H&M. Дизайнер заимствовала ряд элементов из стиля Comme des Garcons. В женской, мужской и детской линиях были представлены пальто, жакеты, рубашки, лонгсливы, шорты, брюки и рубашки сложного кроя. Рей Кавакубо также подготовила унисекс-аромат H&M Comme des Garcons. В его основу вошли ноты бергамота, мандарина, перца, кориандра, можжевельника, кедра, пачули, сосны.

Коллекция Сomme des Garcons для H&M Парфюм Сomme des Garcons для H&M

В 2008 году Рей Кавакубо и Стивен Джонс выпустили аромат Stephen Jones Millinery. Создателем туалетной воды выступил Антуан Мезондье. В основу парфюма вошли ноты листьев фиалки, гвоздики, магмы, тмина, амбры. Стивен Джонс сравнил аромат с «запахом фиалки, побитой метеоритом» и назвал его «футуристическим рококо». Флакон был изготовлен из полупрозрачного черного стекла и украшен репсовой лентой, его форма напоминала чернильницу. Упаковка парфюма была выполнена в форме коробки для шляп. Сотрудничество Рей Кавакубо и Стивена Джонса началось в 1984 году. На протяжении многих лет модист создавал головные уборы для показов первой линии женской одежды Comme des Garcons и мужской – Comme des Garcons Homme Plus.

В 2008 году Рей Кавакубо предложила Иву Карселю, исполнительному директору Louis Vuitton (на сегодняшний день является президентом Фонда LVMH), открыть совместный магазин брендов в Токио.

«Comme des Garcons был первым, кто предложил сотрудничество, и отказаться от этого было бы глупо, поскольку совместный проект — это отличный повод отпраздновать 30-летие появления марки в Токио».

Ив Карсель

Рей Кавакубо и Стивен Джонс выпустили аромат Stephen Jones Millinery Cовместный магазин Comme des Garcons и Louis Vuitton в Токио

В течение трех месяцев в бутике продавалась коллекция сумок, состоящая из шести моделей. Для Louis Vuitton Monogram Speedy Рей Кавакубо создала 8 ручек разной длины.

«Невозможно описать словами безграничный талант Рей Кавакубо и ее влияние на современную моду. Мне кажется невероятно трогательным, что этот модельер, вдохновивший многих современных дизайнеров, сама вдохновилась Louis Vuitton».

Марк Джейкобс

В 2009 году по заказу американской компании-производителя игрушек Mattel Рей Кавакубо создала наряд для куклы Барби. Она изготовила платье с ярким цветочным фотопринтом и ассиметричной юбкой. Кукла вошла в коллекцию «Barbie Collector Platinum Label Collection».

В 2010 году Рей Кавакубо разработала дизайн сумок для Paco Rabanne. Дизайнер представила новые варианты иконической Paco Rabanne 69, созданной из металлических пластин в 1969 году. Новую интерпретацию классики воплотила Джуди Блэйм. Для создания сумок были использованы современные технологичные ткани, а также цепочки, металлические и пластиковые брелоки в виде ключей, пуговиц, монет и пр. Некоторые модели выполнены с вплетением меха или шерсти в черном, бордовом, шоколадном либо зеленом цветах. Коллекция сумок была представлена в 2011 году.

Рей Кавакубо создала наряд для куклы Барби Рей Кавакубо создала коллекцию кошельков и сумок в сотрудничестве с The Cambridge Satchel Company

  • The Cambridge Satchel Company

В 2011 году Рей Кавакубо подготовила коллекцию кошельков и сумок в сотрудничестве с известным производителем сэтчелов The Cambridge Satchel Company. Результатом совместной работы стали сумки-сэтчелы, выполненные в черном, белом, серебряном и золотом тонах, а также 3 модели квадратных и прямоугольных черных кошельков с лаконичным дизайном.

В 2012 году Рей Кавакубо создала две лимитированные коллекции шелковых шарфов Comme des Carrés for Hermès весна-лето 2013.

«Я всегда испытывала безграничное уважение к традициям модного дома Hermes. Во время работы над коллекциями я постаралась взглянуть на платки как на предмет искусства. Я украсила их красочными абстрактными рисунками, а также добавила элементы, присущие марке Comme des Garçons. В итоге получились настоящие арт-объекты».

Рей Кавакубо

Первая коллекция получила название «Noir et Blanc». В нее вошли пять черно-белых платков. Вторая коллекция был названа «Couleur», она состояла из шести красочных каре. Платки «Noir et Blanc» представлены в Токио, Нью-Йорке и Париже. Каре «Couleur» — в Лондоне и Токио.

  • Прочие коллаборации

Рей КавакубоВ разное время Рей Кавакубо и команда дизайнеров Comme des Garçons сотрудничали с такими брендами, как Fred Perry, Levi’s, Converse All Star, Speedo, Nike, Moncler, Lacoste, Cutler and Gross, Chrome Hearts, Hammerthor, S. N. S. Herning, Azzedine Alaïa, Coca-Cola, Vivienne Westwood.

Эстетика Рей Кавакубо

Творческая позиция Рей Кавакубо заключается в отрицании общепринятых стандартов. У дизайнера нет привязанности к определенной форме, материалу, типу ткани. Модели одежды, созданные Рей Кавакубо в разные сезоны, сильно отличаются друг от друга. Фирменной чертой дизайнера являются элементы деконструктивизма: неровные подолы, косые швы, удлиненные рукава, перевернутые накладные карманы, деформированные ткани и пр. Рей Кавакубо признается, что «ненавидит симметрию».

Образы коллекции Рей могут быть романтическими и вместе с тем жесткими. Работы дизайнера одни называют «антимодой», другие, например, Анн Демельмейстер и Мартин Маржела, говорят о ее «исключительности в мире моды». По мнению самой Рей Кавакубо, ее работа — это «создание вещей, которых никогда не существовало».

Некоторые модели из коллекций Рей Кавакубо экспонируются в Лондонском музее современного искусства.

Рей Кавакубо | Дизайнеры | кто есть кто

Японский дизайнер-икона уже 40 лет сочиняет вещи, которые ошеломляют и восхищают, оскорбляют и завораживают. Лишь на одно они не способны — оставлять равнодушным. Творчество Рей Кавакубо похоже на нескончаемый самурайский поход, у которого одна цель: найти красоту там, где ее раньше никто не осмеливался искать.

1942 Рей Кавакубо родилась в Токио. Она окончила престижный университет Кейо, где изучала восточную и западную эстетику. Затем устраивается в рекламный отдел компании Asahi Kasei, изобретавшей синтетические ткани, а с 1967 года подрабатывает стилистом. Искусствоведческое образование и близость к текстильным технологиям, вступают, по-видимому, в сложную алхимическую реакцию, и Кавакубо начинает придумывать свои первые женские платья.

1969 Рей основывает марку Comme des Garcons: во франкофонное название «Как мальчики» дизайнер по собственному признанию «не вкладывала ничего особенного». Не умея шить, она буквально на пальцах объясняет портным, что хочет видеть. Обнаружилось, что хочет она вещей экстравагантных, но, определенно, пользующихся успехом. Через четыре года Comme des Garcons превращаются в компанию, а вскоре запускается линия для мужчин.

1981 Переехав в Париж, Кавакубо устраивает первый показ в Европе. Шоу производит эффект разорвавшейся бомбы. Журналисты так и пишут: «пост-ядерная мода», «Хиросима-шик» — охарактеризовать увиденное в расхожих терминах не получалось. Для одних ассиметричные чернильно-черные вещи из мятой ткани кажутся апофеозом абсурда, для других — неотразимым ударом по штампам Старого света. Неистовая Рей превращает одежду в интеллектуальное приключение, которое дышит городскими джунглями и жестоким японским изяществом. Пока другие дизайнеры по старинке драпируют моделей, Кавакубо работает с силуэтами, словно поэт с замашками вивисектора — скручивает, кромсает, оставляя незаконченные швы, отрывая рукава и переворачивая карманы. «Я ненавижу симметрию». Стоит услышать в этом признании не столько любовь к деконструкции, сколько манифест непривычного отношения к прекрасному: жизнь начинается там, где случается отклонение от мертвой правильности. Именно в таком ключе, красоту понимают молодые бельгийские авангардисты, заявившие о себе в середине 80-х: Анн Демельмейстер и Мартин Марджела открыто говорят, как их тронули дефиле Кавакубо и Йоджи Ямамото. С 1981 года Рей становится постоянной участницей Недели моды в Париже.

1997 Работы Рей нередко называют «антимодой». Сама дизайнер не в восторге от ярлыков вообще, и этого в частности. Для нее работа с одеждой — это «создание вещей, которых никогда не существовало». Стоит ли удивляться, что результаты, порой, шокируют. В 1997 году, к примеру, в своей «горбатой коллекции» она ставит под вопрос самый базис — форму женского тела. По подиуму вышагивают модели, похожие на квазимодо. Вшитые в накладки деформируют силуэты горбами, вспухшими плечами, ассиметричными бедрами. За подобные демарши Кавакубо любят величать феминисткой, от чего художница снова открещивается: «подобные движения меня никогда не интересовали. Творчество — вот меч, которым я сражаюсь в битвах, в которых захочу». Впоследствии «горбатая коллекция» ложится в основу постановки легендарного танцовщика Мерса Каннингема Scenario. Кавакубо, получившая в 1997-м почетное звание доктора лондонского Королевского художественного колледжа близка арт-кругам, занимается графическим дизайном, оформляет интерьеры, ее работы выставляются в ведущих музеях мира. При этом она не любит давать интервью, презирает светскую хронику и полагает, что дизайнер не должен быть селебрити.

1998 Эксперименты субтильной японки распространяются не только на платья. Знаменитый парфюм Odeur 53, к примеру, совершенно непохож на обычные ароматы. Понять, чем он пахнет, с первых нот понять невозможно — в состав входят 53 неорганических субстанции, в том числе горелая резина и лак для ногтей. Идея получает развитие в Odeur 71, который, помимо прочего, благоухал факсовым тонером.

2004 Впрочем, было бы ошибкой думать, что Кавакубо культивирует лишь откровенные безумства. Дизайнер не чурается и гармоничных парфюмов, и нежных украшений. Другой вопрос, что она во всем акцентирует новаторский подход, и стратегии продаж не исключение. Так, например, в Берлине открывается первый из десяти «партизанских магазинов» Guerilla. Согласно концепции, эти аскетичные заведения расположены в стороне от обычных торговых кварталов и работают один год. Среди прочего, Guerilla открываются в Рейкъявике, Варшаве, Стокгольме, Афинах, Хельсинки. Однако максимальную популярность у массовой аудитории Кавакубо принес недавний проект с H&M, который расхватали чуть ли не за считанные часы. Из прочих заметных коллабораций трудно забыть сумку о шести ручках для Louis Vuitton и коллекцию Broken Bride («не всякое замужество бывает счастливым…»), к которой приложился шляпных дел мастер Стивен Джонс. На 2008 год оборот независимой компании Кавакубо составляет 180 миллионов долларов.

2009 К 40-летнему юбилею Comme des Garcons Кавакубо запускает временную линию Black, которая просуществует восемнадцать месяцев. В нее входят брюки, юбки, плащи, куртки, украшения и прочая роскошь преимущественно черного цвета. Цены — от $70 до $660. Поговаривают, что это отличный антикризисный ход. Но сама Кавакубо утверждает, что кризис тут не причем: «Рецессия не повлияет на Comme des Garçons так, как она бьет по большим компаниям, у которых одна цель — сделать одежду, которая продается. Экономика никак не связана с творчеством, которое было и остается для меня самым главным. Я всегда шла туда, где еще не была, без оглядки на биржевые графики».

Навеки в истории моды — Rei Kawakubo

Настала пора продолжить цикл публикации из истории моды (пожалуй назову этот цикл «Авангард — женщины в моде»).

Предыдущие истории:

Авангардная мода от Nana Aganovich

Сказочные платья модельера Ицин Инь и её волшебная история

О Рэй Кавакубо я уже немного рассказала в своей первой публикации об авангардной моде.

Скажем прямо — очень кратко упоминала:
«В 1981 году Yohji Yamamoto (Йоджи Ямамото) и Ray Kawakubo (Рей Кавакубо) вызвали настоящую революцию своими нетривиальными коллекциями, которые они представили вместе и эти коллекции взорвали все привычные каноны моды. Дизайнеры полностью изменили крой и форму вещей и начали применять новые техники обработки материалов. Основными принципами нового стилевого направления стали универсальность и функциональность. И именно благодаря этим дизайнерам чёрный цвет перестал считаться унылым и депрессивным.»

Настала пора рассказать подробнее об этом легендарном дизайнере, и то, что эта пора настала, я поняла, увидев эту фантастическую фотосессию для журнала Dazed, знаменитым своим нестандартным взглядом на модную индустрию.

Навеки в истории моды — ei awakubo, фото № 1

Навеки в истории моды — ei awakubo, фото № 2

Навеки в истории моды — ei awakubo, фото № 3

Навеки в истории моды — ei awakubo, фото № 4

Навеки в истории моды — ei awakubo, фото № 5

Навеки в истории моды — ei awakubo, фото № 6

Навеки в истории моды — ei awakubo, фото № 7

Навеки в истории моды — ei awakubo, фото № 8

Навеки в истории моды — ei awakubo, фото № 9

Навеки в истории моды — ei awakubo, фото № 10

Навеки в истории моды — ei awakubo, фото № 11

Для фотосессии выбраны образы из последней коллекции модного Дома Comme des Garçons 2018-2019. Как мы видим, чёрный цвет уже не столь важен для Рей Кавакубо. «Я люблю черный, но он стал слишком попсовым, слишком привычным, как джинсы. Мне хочется найти «новый черный», «черный будущего» — говорит дизайнер в одном из своих последних интервью.

Итак — Рей Кавакубо (Rei Kawakubo).

Рей Кавакубо на данный момент является креативным директором Дома Comme des Garçons, который, несмотря на свой крайне нетрадиционный творческий метод, она превратила в бизнес с оборотом 220 миллионов долларов в год. Она никогда не училась на модельера; вместо этого она изучала искусство и литературу в университете Кейо (Keio University). Возможно, полученное образование повлияло, но Рэй Кавакубо всегда следила за ритмом своей карьеры — как коммерчески, так и творчески. И в результате на протяжении нескольких десятилетий она остаётся иконой современной модной индустрии.

Будущий знаменитый японский дизайнер вступила на стезю моды в тот момент, когда она устроилась внештатным стилистом на текстильную фабрику — в 1967 году. И уже два года спустя она начала делать одежду под лейблом Comme Des Garçons и в 1973 году зарегистрировала одноимённый бренд. Название бренда в переводе означает «как мальчик». Такое название выбрано скорее всего потому, что первые коллекции «Comme des Garçons» шились в стиле «унисекс», но сама Рей говорила, что она постоянно слушала песню француженки Франсуазы Хард под названем «Tous les garcons et les filles» (в переводе «все мальчики и девочки»).

Навеки в истории моды — ei awakubo, фото № 12

В течение оставшейся части десятилетия Кавакубо совершенствовала свою эстетику и создавала свою компанию, открыв бутик в Токио в 1975 году. Очень нестандартный бутик — полное отсутствие манекенов на витрине магазина и зеркал внутри. «Женщины должны покупать одежду из-за того, как они в ней себя чувствовали, а не потому, как они в ней выглядят» — говорит сама Рей.

К моменту своего дебюта в Париже в 1981 году (одновременно с Йоджи Ямамото) Рей Кавакубо была уже очень известна в Японии. В Париже была показана коллекция под названием «Destroy» и она казалась наиболее радикальной из всех, созданных Рей прежде — объемная унисекс одежда, скомпонованная в странных и иррациональных сочетаниях.

После показа мнение модной общественности разделилось — некоторые знатоки дали коллекции определение «эстетика бедности» и даже назвали коллекцию безвкусной. Но, несмотря ни на что, лондонский универмаг Browns разместил заказ на закупку коллекции, а знаменитый фотограф Питер Линдберг снял для Comme des Garçons рекламную кампанию.

В 1986 году выставка этих фотографий, уже тогда вошедших в историю моды, прошла в парижском музее Помпиду.

Навеки в истории моды — ei awakubo, фото № 13

Навеки в истории моды — ei awakubo, фото № 14

Очень скоро марку приняли в Парижский синдикат высокой моды, что поставило Comme des Garçons в один ряд с главными французскими кутюрными дома. 1981 год в дальнейшем назовут годом японской экспансии — как я уже писала, одновременно с Рэй в Париж приехал представить свою марку Йоджи Ямамото.

Оба дизайнера буквально произвели революцию в моде и, благодаря именно им двоим, в модной индустрии значительно вырос интерес к экспериментальным и даже странным вещам. И, благодаря этим пионерам моды, в модном словаре впервые появился термин «деконструкция».

Навеки в истории моды — ei awakubo, фото № 15

Навеки в истории моды — ei awakubo, фото № 16

В 2005 году дизайнер дала интервью The New Yorker, в котором она заявила, что она «никогда не собиралась начинать революцию» — она намеревалась только продемонстрировать «то, что я считал сильным и красивым. Так получилось, что мое представление отличалось от всех остальных.»
И ещё одна цитата: «Comme des Garçons всегда путешествовал в своем собственном темпе и будет продолжать делать это.»

Необычна весенне-летняя коллекция 1997 года, (её прозвали «буграми и ухабами») — в одежду были вшиты объемные мягкие вставки. Эта коллекция привела Рей Кавакубо к сотрудничеству с нью-йоркским хореографом Мерсом Каннингемом, который поставил спектакль под названием «Сценарий». Все танцоры, задействованные в ней, были одеты в костюмы от Comme des Garçons.

Навеки в истории моды — ei awakubo, фото № 17

Навеки в истории моды — ei awakubo, фото № 18

Начиная с 2004 года бренд разрабатывает собственную концепцию универмага, в котором продаются избранные коллекции бренда — и коллекции других дружественных брендов. Первый такой магазин назывался Dover Street Market.

В 2010 году компания открыла Dover Street Market в Пекине, далее последовало открытие магазина в Токио, в 2013 году Dover Street Market открылся в Нью-йорке и в Берлине.

Рэи Кавакубо и ее муж Эдриан Йоффе вместе владеют компанией Comme des Garçons International.

Рэй и Эдриан (на посту президента компании) контролируют все процессы — от создания коллекции до интерьера торговых пространств.

Навеки в истории моды — ei awakubo, фото № 19

Сама Рей Кавакубо как личность обладает крайне загадочной привлекательностью, не последнюю роль в этом играет её крайняя закрытость, неизменная, как её чёрная одежда-униформа и геометричная стрижка каре. Она не раз демонстрировала неприязнь к публичным мероприятиям и её интервью редки, как драгоценные камни. Она решительно не отвечает на вопросы, связанные с личной жизнью, редко фотографируется и не любит светскую хронику.

Навеки в истории моды — ei awakubo, фото № 20

В 2017 году в нью-йоркском Метрополитен-музее открылась выставка «Rei Kawakubo/Comme des Garçons: Art of the In-Between», посвященная творчеству Рэй.

Кураторы экспозиции выбрали 120 образов более похожих на арт-объекты, чем на одежду.

Навеки в истории моды — ei awakubo, фото № 21

Навеки в истории моды — ei awakubo, фото № 22

Навеки в истории моды — ei awakubo, фото № 23

Главный куратор Института костюма Эндрю Болтон потратил год на исследование гения Рэи Кавакубо. Перечитывая её редкие интервью, он обнаружил, что Кавакубо сравнивает свои творения с коанами — загадками дзен-буддизма. Это истории, придуманные мудрецами для того, чтобы был понятен смысл жизненных загадок, своеобразные притчи, разгадка которых равна откровению. Эти истории заставляют размышлять и даже открывают истинный смысл бытия

«Главное не в том, чтобы расшифровать коаны. Главное, что вы, наконец, понимаете, что они парадоксальны и лишены смысла, а ваш интеллект ограничен. Вы освобождаете ум и переходите к следующему уровню восприятия. Удивительно, но это то, чем занимается Рэи Кавакубо — она создает свои коаны», — говорит Болтон. «Ей 74 года, и ни одного другого дизайнера не назовешь таким же смелым, таким же открытым к вызовам, как она. Так почему же мы выбрали Рэи как второго в истории дизайнера, которой удостаивается чести быть темой Met Gala при жизни? Вы просто взгляните на ее одежду. Она говорит сама за себя».

Навеки в истории моды — ei awakubo, фото № 24

Навеки в истории моды — ei awakubo, фото № 25

Навеки в истории моды — ei awakubo, фото № 26

Навеки в истории моды — ei awakubo, фото № 27

Навеки в истории моды — ei awakubo, фото № 28

Навеки в истории моды — ei awakubo, фото № 29

Навеки в истории моды — ei awakubo, фото № 30

Навеки в истории моды — ei awakubo, фото № 31

Навеки в истории моды — ei awakubo, фото № 32

Рэй Кавакубо и её феминистская мода — Wonderzine

И тут в спокойный, размеренный ритм парижских мод с разрушительностью цунами врывается вчерашняя студентка токийского университета Кэйо Рэй Кавакубо. Во время показа на подиум выходят девушки в невнятного вида одеждах чёрного цвета: художественно украшенных дырами свитерах, будто их как следует поела моль, ниспадающих юбках и объёмных рубашках, скрывающих даже намёк на вторичные половые признаки. Достопочтенная публика в шоке — что это было: вещи, которые предполагается носить, или художественное высказывание на тему японской разрухи после Второй мировой войны? Коллекция, которую критики презрительно окрестили «хиросимским шиком», предсказуемо не вызвала массового одобрения, но навсегда изменила мир моды. И вряд ли кто-то тогда мог предположить, что Кавакубо будет суждено стать одной из самых влиятельных дизайнеров для многих последующих поколений.

Чтобы понимать Рэй Кавакубо как дизайнера, нужно прежде всего знать её бэкграунд. Её детство и юношество пришлись на послевоенные годы, когда Япония вышла из Второй мировой ослабленной политически и финансово. Семидесятые, так же как для Великобритании шестидесятые, стали для страны формированием нового поколения, не заставшего ужасы Хиросимы и Нагасаки в сознательном возрасте, но живущего на фоне их социальных последствий. Во время американской оккупации Японии в 1945–1952 годах люди Запада стремились насадить стране собственные ценности, в частности, дать женщинам больше прав и свобод. Так, новая конституция Японии, вступившая в силу в мае 1947 года, гарантировала женщинам избирательные права — впервые за всю историю страны. Этот шаг был предпосылкой сформировавшегося в 1970-е движения феминизма в японском обществе — того самого, который станет катализатором и движущей силой всего творчества Кавакубо.

Конечно, Кавакубо была отнюдь не первым дизайнером, пропагандировавшим идеи феминизма в моде и старающимся уйти от общепринятых представлений о женственности и красоте. Все мы помним о Габриэль Шанель, которая уверяла, что женская фигура вовсе не обязана иметь форму песочных часов, чтобы считаться привлекательной, а излишние украшательства — и вовсе признак дурного вкуса. Или о Соне Рикель, которая в менее радикальной форме провозглашала право женщины одеваться для себя, а не для привлечения мужского внимания. Но именно голос Рэй Кавакубо прозвучал достаточно громко, чтобы эхом отразиться в коллекциях многих других дизайнеров десять, двадцать и тридцать лет спустя.

Рей Кавакубо — фото, коллекции и биография дизайнера 2015, 2016

Рей Кавакубо – постядерная мода. Вспоминая творческую манеру Йоджи Ямамото, провозгласившего чёрный королём в мире цвета, часто проводят параллель с работами иного концептуального дизайнера, приехавшего из Японии, чтобы покорить мир европейской и американской моды своими своеобразными моделями. Рей Кавакубо – женщина, не приемлющая трёх вещей: симметрии, ярлыков и ограничений. Эта позиция отражена в создаваемых ею моделях и постоянно дополняется новыми штрихами. Ее коллекции неповторимы.

Рей Кавакубо : биография


Изначально Рей Кавакубо получила образование искусствоведа, изучая восточную и западную эстетики. Подобное образование вместе с опытом работы в отделе маркетинга крупного японского бренда и заинтересованность в текстильных технологиях определили будущий путь Рей Кавакубо как гениального концептуального дизайнера, чьи коллекции предназначены не для массовой аудитории.

Первая проба себя на европейском подиуме принесла Рей Кавакубо оглушающий успех, которые в буквальном смысле оглушил, а заодно и ослепил, штампованную публику Старого Света. Эту её коллекцию модные критики назвали «Хиросима-шик» за использование исключительно чёрного цвета и ассемитричность моделей, находящихся на апофеозе гротеска.

Рей Кавакубо : карьера


С этого момента все последующие коллекции Кавакубо стали похожи на интеллектуальное путешествие по глубинам человеческой сущности. Она никогда не драпировала своих моделей в изящные наряды, силуэты грубо разрывались, рукава оказывались то ли не до конца пришитыми, то ли немного надорванными, перекрученные фигуры деформировали тела моделей. Но подобный вид её коллекций вовсе не свидетельствует о ненависти Кавакубо к людям или этому миру, он провозглашает протест против симметрии в том её значении, которое казалось Рей Кавакубо неприемлемым – мёртвая симметричность. Её позиция заключается в том, что красота начинается там, где заканчивается пустая идеальность.

Рей Кавакубо : коллекции


Несмотря на то что дизайнерские коллекции от Рей Кавакубо казалось бы навсегда закрепили за ней ярлык женщины, которая представляет «антимоду», сама японка всегда в несколько презрительной манере относилась к подобной оценке, считая такие вот ярлыки высшим проявление глупости. Некоторые её творения и в самом деле производят несколько гнетущее впечатление, к примеру, её «горбатая коллекция», поставившая под сомнение идеал женского тела. Модели обзавелись горбами, бёдра стали ассиметричными, а плечи «вспухли», однако, творческий багаж Рей Кавакубо включает в себя не только подобные крайности, сочетая в себе и более нежные и элегантные образы.

Рей Кавакубо – ярчайший представитель концептуального дизайна, чьи работы определили художественную манеру многих бельгийских концептуалистов, легли в основу танцевальных постановок, синтезировав в себе полный отрыв от финансовой стороны дизайна и чистое стремление к вечному поиску.





запоминающийся стиль одежды, уникальные коллекции, фото

Рей Кавакубо появилась на свет в Токио в 1942 году. В частном университете Кейо девушка изучала литературу, а также западную и восточную эстетику. После окончания учебы будущая законодательница моды начала работать в пиар-отделе корпорации Asahi Kasei, специализирующейся на изготовлении продукции химической промышленности. С 1967 года Рей подрабатывала стилистом.

Становление великого модельера Рей Кавакубо

Образование в области культурологии в сочетании с интересом к текстильному производству дало свои плоды – вскоре Кавакубо начала воплощать в жизнь свои задумки и рисовать первые эскизы женских платьев. В 1969 году женщина стала основательницей бренда одежды, обуви, а также других изделий класса «люкс» под названием «Comme des Garcons». С французского языка это название переводится достаточно необычно: «Как некоторые мальчики». По словам самого дизайнера, она не собиралась вкладывать в эту фразу никакого феминистического смысла – ей просто нравится музыкальная композиция «Tous Les Garçons et Les Filles» авторства Франсуазы Арди.

Весьма примечательно, что на начальном этапе своей карьеры Рей Кавакубо (модельер) не умела шить самостоятельно. Она в буквальном смысле «на пальцах» рассказывала нанятым портным, какое именно изделие хочет видеть в итоге на манекене. В скором времени стало очевидным, что женщина питает слабость к экстравагантным предметам гардероба, которые, тем не менее, пользовались популярностью. Интересно, что дизайнер по сей день не рисует для помощников эскизы, обходясь одними только словами и общими описаниями своего замысла.

Уже через четыре года своего существования небольшое предприятие «Comme des Garcons» стало компанией с солидной репутацией. Появилась отдельная линия мужской одежды. В 1981 году Рей переехала в столицу Франции – Париж. Там она организовала первый авторский показ на территории Европы. Устроенное ею шоу превзошло все ожидания поклонников. Журналисты изъявляли бурные восторги в своих материалах. Они называли идеи Кавакубо такими громкими терминами, как «хиросима-шик» и «поcт-ядерная мода», поскольку затертые фразы из мира моды совершенно не подходили для описания столь оригинального явления.

Рей Кавакубо уже тогда ненавидела и до сих пор испытывает своего рода отвращение к симметричным силуэтам. Вместо того, чтобы изготавливать всем привычные, однотипные наряды с унылыми драпировками, дизайнер полностью выворачивает карманы, скручивает и безжалостно отрезает висящую ткань, ничего не делая с необработанным швами.

Фото одежды Рей Кавакубо

Некоторые ошибочно полагают, что это свидетельствует о стремлении к разрушению, однако это лишь проявление нестандартного видения прекрасного. По мнению Рей, настоящая жизнь – это полный отказ от обезличенной прилизанности. Целый ряд юных бельгийских авангардистов, получивших известность в середине восьмидесятых годов, руководствовались этими постулатами под влиянием показов Кавакубо и Йоджи Ямамото. Среди них – Мартин Марджела и Анн Демельмейстер.

Асимметричные иссиня-черные вещи из якобы помятых тканей стали своеобразной визитной карточкой дизайнера. До нее подобные изделия воспринимались исключительно как абсурд и нелепица, после нее – превратились в мощный удар по надоевшим стандартам Европы и Азии. У Рей Кавакубо одежда, фото которой доступны в сети, излучает неподдельную городскую независимость вкупе с лаконичной элегантностью, присущей лишь жителям Страны восходящего солнца.

Коллекции Рей Кавакубо

В 1981 году женщина становится частым гостем на Парижской неделе моды. Ее имя часто упоминают в связи с «антимодой», что вызывает у дизайнера, не терпящего клише, только раздражение. Ее кредо – творить вещи, которых до этого никто никогда не видел, которые порой могут даже шокировать. Рей Кавакубо полностью переосмыслила символику черного цвета, превратив его в символ торжества разума и деконструкции. Поклонницами истинно «темных» вещей стали многие японки, работающие в сфере культуры и искусства. Впоследствии их наименовали термином «karasu», что в переводе с японского языка означает «вороны». Со временем Рей перешла от черного цвета к красному, а затем белому и зеленому.

Фото одежды Рей Кавакубо

Одна из таких коллекций вышла в 1997 году. Модели представляли одежду с горбом на месте подола или воротника, походя при этом на чудищ наподобие легендарного Квазимодо из романа Гюго. Асимметричные бедра, искривленные плечи и деформированные силуэты… Всем этим Рей хотела привлечь всеобщее внимание к форме женского тела. Впоследствии у Рей Кавакубо коллекции с «горбами» стали основой перформанса «Scenario» известного танцора Мерса Каннингема.

Стиль Рей Кавакубо

Именно за такие выходки модельера часто называют феминисткой, хотя она не принадлежит к этому течению. Ее интересует исключительно творческая самореализация. Она крайне редко беседует с представителями средств массовой информации, скептически относится к упоминаниям своего имени в прессе и убеждена, что настоящий дизайнер не является публичной персоной. Все ее ответы туманны, так как основаны на ощущениях. Например, на вопрос о том, с чем у нее ассоциируется золото, она дала весьма странный ответ: «С Ватиканом, Дубаем и заварочными чайниками».

В 1997 году женщина получила ученую степень в лондонском Королевском художественном колледже. Помимо создания брендовой одежды, она увлекается графическим дизайном и разработкой интерьеров. Рей очень щепетильно относится к таким мелочам, как ширина двери в ее фирменном магазине, ширина кружева на платье, месторасположение вензеля на странице. Ее инсталляции неоднократно показывались в лучших галереях мира. В частности, в парижском выставочном центре «A1043» демонстрировались разработанные Рей стулья, деревянная ширма и столик с двойной столешницей.

В 1998 году японка начала производство духов. В этой нише она также не чурается экспериментов. К примеру, небезызвестная туалетная вода Odeur 53 состоит из пятидесяти трех различных компонентов, в число которых входят неорганические субстанции – вулканический пепел, лак для ногтей, цемент, горелая резина, кукольные волосы. В свою очередь, аромат Odeur 71 имеет явно выраженный запах факсового тонера. Еще одни духи Рей пахнут черным перцем.

Люди, которые считают, что у Рей Кавакубо стиль нелепый, глубоко заблуждаются, когда думают, что она не может создавать классические духи или аксессуары в нежном, чисто девичьем стиле. Тем не менее, даже сюда Рей умудряется вносить свою изюминку. Речь идет о новаторском подходе к стратегии продаж. Женщина причастна к открытию десяти «подпольных» торговых точек сети «Guerilla» в Берлине, Стокгольме, Варшаве, Рейкьявике, Хельсинки, Афинах. Все эти заведения находятся на расстоянии от оживленных торговых кварталов и открывают свои двери для посетителей на протяжении всего одного года.

Среди массовой аудитории Кавакубо прославилась за счет коллаборации со шведской розничной сетью H&M. Из остальных проектов заслуживают упоминания женская сумка для «Louis Vuitton» и коллекция «Broken Bride», посвященная неудачным бракам. В реализации последнего замысла участвовал талантливый мастер Стивен Джонс.

Одежда двухтысячных от модельера Рей Кавакубо

В коллекции 2005 года женщина по-новому обыграла свадебные платья, привнеся в них дух тотального разрушения устоявшихся канонов. Кавакубо черпает вдохновение в самых разных вещах – и в невзначай увиденном в мусорном баке предмете, и в случайном прохожем, и в мимолетной фотографии. Четырежды в год она ездит из Токио в Париж со своими верными помощниками. В одном сезоне творческая команда может выпустить два десятка юбок и ни одной блузки, чтобы вывести на подиум наполовину раздетых манекенщиц. В другом – натянуть миниатюрные пиджаки на одежду стандартных размеров. Названия коллекций Кавакубо – отдельный вид искусства («Разрушение портняжного искусства», «Церемония разрушения» и так далее).

Одежда модельера Рей Кавакубо

Уже в 2008 году товарооборот компании Рей достиг цифры в сто восемьдесят миллионов долларов. В 2009 году «Comme des Garcons» отпраздновала свой сороковой день рождения. В честь этого знаменательного события Рей Кавакубо запустила серию «Black» из полностью черных юбок, брюк, курток, плащей, аксессуаров и прочих предметов гардероба. Все вещи из линейки были доступны покупателям на протяжении полутора лет по цене от семидесяти до шестисот шестидесяти долларов.

Помимо всего прочего, Рей Кавакубо строго контролирует производство текстиля для шитья своих изделий. Компания активно скупает ткацкие станки на уже закрывшихся производствах.

В 2017 году в Нью-Йорке состоялась выставка изделий дизайнера под названием «The Art In-between». Она стала первым мероприятием, которое Метрополитен-музей посвятило какому-либо модельеру при жизни. Все пространство организаторы разделили не по хронологическому принципу, а по тематическим зонам. Отдельного упоминания удостоились образцы рекламной продукции японского модельера. В ее архивах отыщутся плакаты, которые продвигают одежду, совершенно не показывая ее. Вместо этого реклама может содержать изображения персонажей комиксов, животных, клоунов и обитателей подводного мира.

Для оформления своих торговых точек Кавакубо нанимает модных современных художников. Именно ей принадлежит идея создания магазинов поп-ап и универмагов-галерей Dover Street Markets.

На данный момент Рей Кавакубо работает совместно со своим мужем – президентом «Comme des Garçons International» Эдрианом Йоффе. Ее творчество существенно повлияло на жизненный путь Джона Гальяно, Хельмута Ланга, Александра Маккуина и Миуччи Прада. Кроме того, Кавакуба поддерживает российского дизайнера Гошу Рубчинского. В 2016 году она даже присутствовала на одном из его показов в Париже.

10 фактов о Рей Кавакубо, которые вы не знали

Сегодня основательнице бренда Comme des Garçons исполняется 75 лет. По этому поводу вспоминаем факты из ее жизни

Рей Кавакубо назвала свой бренд Comme des Garçons в честь песни

По одной из версий, Кавакубо просто нравилась песня Tous les garçons et les filles французской певицы Франсуазы Арди.

У нее нет образования дизайнера

До того, как стать дизайнером, Кавакубо училась на факультете искусств и литературы университета Кэйо в Японии. В 1965 году она сменила род деятельности и устроилась в текстильную компанию.

1/4

Рей Кавакубо с мужем

Она работает с мужем

Мы говорим про Эдриана Йоффе, мужа Кавакубо и президента Comme des Garçons International.

Она рекламирует бренд, не используя при этом одежду

В архивных рекламных кампаниях Comme des Garçons можно встретить птиц, героев комиксов, клоунов и рыб. У Кавакубо есть талант рекламировать бренд одежды, не показывая эту самую одежду.

Темой Met Gala 2017 года стало творчество Рей Кавакубо

До этого года история моды знала только одного дизайнера, который при жизни удостаивался чести стать главным героем бала Met Gala. Это был Ив Сен-Лоран в 1983 году. Рей Кавакубо стала второй.

Дизайнер повлияла на Джона Гальяно, Александра Маккуина и других дизайнеров

Антимодная вселенная Кавакубо стала источником вдохновения для десятка дизайнеров. Среди них — Хельмут Ланг и Мартин Маржела, Джон Гальяно и Миучча Прада, а также Александр Маккуин.

1/5

Comme des Garcons, осень-зима 1993

Comme des Garcons, осень-зима 1992

Comme des Garcons, весна-лето 2016

Comme des Garcons, весна-лето 2012

Comme des Garcons, весна-лето 2017

Рей Кавакубо — затворница

Впрочем, есть исключительные случаи. Например, в прошлом году дизанер пришла на показ Гоши Рубчинского в Париже. Этому есть объяснение: Comme des Garçons занимаются продвижением и поддержкой российского дизайнера. Также в марте этого года она посетила пресс-конференцию, посвященную выставке Rei Kawakubo/Comme des Garçons: Art of the In-Between в Музее искусства костюма.

Она проводила шоу в российском посольстве

Неожиданный выбор локации для парижской Недели моды.

Она занимается дизайном мебели

Вчера в парижской галерее A1043 открылась выставка мебели, которую создали по проектам Рей Кавакубо. На экспозиции выставлены 15 предметов: стулья, стол с двумя столешницами и деревянную ширму. Выставка будет работать ‪до 22 декабря‬.

Она феминистка

Это можно доказать одной цитатой Кавакубо: «Я делаю вещи для женщины, которую не волнует мнение мужчины».

Больше материалов, посвященных Азии — в специальном тематическом разделе.