Коко Шанель: история жизни Мадемуазель
Эта дата не могла пройти незамеченной: в этом году выходят несколько биографий Коко Шанель, в том числе в комиксах, Карл Лагерфельд представил публике свой короткометражный фильм о Коко, а сумки Chanel Boy по‑прежнему находятся на пике популярности у it-girls. Мы сегодня решили рассказать тебе о жизни великой Габриэль Шанель, реформатора женского гардероба, и показать несколько архивных фотографий.
Детство и юность Коко Шанель
19 августа 1883 года в Богом забытом городке Сомюр на западе Франции у поденщицы Жанны Деволь и коммивояжера Альбера Шанель родилась девочка Габриэль. Семья жила крайне бедно и, не имея собственного дома, часто переезжала. После смерти жены Альбер отдал сыновей родственникам, а дочерей — в монастырский приют. Габриэль тогда было 12 лет. Ни она, ни остальные дети больше никогда не видели отца. Маленькая Шанель не могла поверить, что он их бросил. «Я не сирота! Скоро приедет папа и заберет меня!» , — так отвечала девочка на насмешки других воспитанниц приюта.Мужчина — короткий путь к успеху
Шанель приняла предложение молодого барона Этьена Бальсана стать его содержанкой. Коко училась у Этьена верховой езде, спала до полудня, завтракать в постели кофе с молоком и шоколадными конфетами… Фантазерка Коко, предоставленная самой себе, начала создавать сама для себя одежду и аксессуары, не имевшие ничего общего с модой тех лет. После очередной любовной ссоры Шанель переехала в парижскую холостяцкую квартиру Бальсана и на его средства открыла в 1909 году шляпный салон.«Раскручивать» свое дело Шанель решила смостоятельно. Маленькие круглые шляпки Шанель во время ее прогулок и выходов в свет привлекали внимание изяществом и полным отсутствием украшений. Так пришел первый успех — и новое чувство: Коко сблизилась с приятелем Этьена английским плейбоем Артуром Кейпелом, которому суждено было стать самой большой и, пожалуй, единственной любовью в жизни великой мадемуазель. Артур ввел Коко в свой круг, познакомил ее с банкирами, политиками, финансистами. Советы, связи и деньги Кейпела помогли Шанель открыть первый бутик в Париже, на улице Шамбон, а чуть позднее и первый филиал своего магазина в Довилле, который в 1919 году вырос до полноценного модного Дома, а ценники на платьях достигали 3 тысяч франков. Коко получила то, о чем мечтала — славу и роскошную жизнь. Платой за успех стала трагическая жертва личной жизнью. И Этьен, и Артур любили Шанель, но женились на аристократках. Брак Артура Кейпела не был удачен, и он вновь и вновь возвращался к Шанель, но… 22 декабря 1919 года Артур разбился на машине. Шанель вновь осталась одна и, чтобы заглушить боль потери, с головой ушла в работу.
Бессмертный стиль
Стремясь освободить моду от ненужной роскоши, Коко начала со шляп. Модистка убрала с них страусиные перья и бархат. А после взялась и за верхнюю одежду. Первая коллекция женской одежды от Шанель — это практичные, удобные и революционные в своем роде вещи. «Матросский костюм» для пляжного отдыха — тельняшка, широкие светлые брюки, берет — был сшит из приятного телу трикотажа, который раньше использовали только для нижнего белья. Также Шанель придумала прямой силуэт без талии, но с шарфом или поясом на бедрах и горловиной, похожей на воротник мужской сорочки. Так в арсенале модниц появилось платье-шемизье, или платье-рубашка. Шанель обвиняли в том, что она «ограбила» сильный пол и перекроила мужской английский классический стиль для женщин. Взамен рюшей, оборок, бантов, корсетов и платьев с турнюрами Коко предложила сорочки и галстуки, брюки, пиджаки, жакеты, вязаные пуловеры, кожаные жокейские куртки. Кроме того, Шанель осмелилась «вывести в свет» бижутерию, короткие стрижки и загар. Кульминацией стиля от Шанель стало маленькое черное платье, созданное в 1926 году. Это был наряд родом из детства Шанель: воспитанницы приюта, где она росла, носили черные платья с маленьким белым воротничком. Безупречные пропорции, аскетичная простота кроя, изысканность ткани, сдержанная цветовая гамма — Коко превратила цвет траура и бедности в символ элегантности и вкуса.«Мода выходит из моды, — говорила Коко, — стиль — никогда»
Великая мадемуазель и любовница
В окружении Шанель было немало известных русских эмигрантов: Сергей Дягилев, Игорь Стравинский (летом 1920 года они пережили короткий, но бурный роман). Шанель покорила сердце великого князя Дмитрия Павловича Романова, племянника Николая II.Дмитрий Романов позже женился на богатой американке, однако эта связь принесла Шанель знаменитое детище, которое обернулось миллионными доходами. Дмитрий устроил Коко, встречу с парфюмером, французом русского происхождения Эрнестом Бо. Бо, по замыслу Шанель, создал смешанный цветочный аромат, чего никто еще не делал. Из нескольких вариантов будущих духов заказчица выбрала аромат под номером пять. Символично, что эту цифру Коко считала для себя счастливой и новые коллекции показывала публике только пятого числа. Так родился легендарный парфюм Chanel № 5.
Шанель исполнилось сорок два, когда в ее жизни появился новый поклонник-аристократ. Герцог Вестминстерский был экстравагантен и баснословно богат. Он сходил с ума от Шанель, но на предложение руки и сердца Коко ответила отказом: «Герцогинь много, а Коко Шанель одна!» Она не захотела жертвовать Домом моды ради титула и замужества и осталась великой мадемуазель.
Но самый таинственный роман Коко — это ее отношения с Вальтером Шелленбергом, главой разведки С. С. Шанель вызвалась стать посредницей в переговорах немцев о мире с союзниками, но операция «Модная шляпка» провалилась. После освобождения Франции Коко выслали из страны за сотрудничество с оккупантами, и любовники уехали в Швейцарию. Шанель заботилась о Шелленберге до его смерти в 1952 году.
Дисциплина как эликсир молодости
Коко Шанель утверждала, что красота женщины зависит не от возраста и цены платья, а от образа жизни, манер, ухоженности и душевной гармонии:После напряженной работы Коко позволяла себе периоды полного безделья в загородном доме, наслаждаясь свежим воздухом, свободой и одиночеством. Шанель с удовольствием рыбачила, разводила цветы, заботилась об окрестных собаках, ездила верхом. Кстати, мадемуазель была «жаворонком» и сстрого следила за распорядком дня, отводя на сон не менее семи-восьми часов: «После бессонной ночи не создашь ничего путного днем. Отправляться спать после полуночи — значит не щадить самих себя. Лично меня после двенадцати часов вообще ничего не интересует. Пощадите себя ради самих себя. Щадите свои уши, щадите свои глаза, щадите свои мысли. Что вы слышали такого после полуночи, что вы считали бы ценнее собственного сна? Это всего лишь то, что вы так или иначе слышали, и к тому же раз сто…»
. Коко считала алкоголь и излишества в еде врагами красоты. До самой старости она сохраняла девичью стройность, предпочитая рацион из овощей, фруктов, рыбы. Единственной нездоровой слабостью Шанель было постоянное курение.Великая мадемуазель создала философию и образ новой женщины: «Моду создают для нескольких сотен людей. Я создала стиль для целого мира».
Текст: Алина Краснова.
Фото: пресс-материалы Chanel, архивные фотографии.
Коко Шанель: биография и личная жизнь
Коко Шанель кардинально изменила мир моды, возвела в эталон женственность и элегантность, сделала модной профессию кутюрье. Благодаря изящной француженке женщины узнали, как можно выглядеть сногсшибательно без пестрых нарядов и глубоких декольте. Вспомним самые яркие факты биографии знаменитого дизайнера и базовые принципы стиля Chanel.
Фото: YouTube
Коко Шанель: биография и карьера
Настоящее имя Коко Шанель — дамы, создавшей культовое черное платьице, непревзойденный аромат и маленькую сумочку на цепочке, — Габриэль Бонёр Шанель. Коко принадлежит высказывание о том, что мода меняется, а стиль остается, и о том, что женщина должна одеваться так, чтобы ее хотелось раздевать.
19 августа день рождения яркой Габриэль Шанель — знаменитой парижанки Коко, поразившей высший свет, создавшей культ сдержанной красоты. Вспомним о самых ярких фактах ее биографии:
Детские годы и юность
Жизнь Коко определила ее феминистическое мировоззрение и независимый характер. Трудности, с которыми Габриэль пришлось столкнуться в самом начале пути, сформировали волевой характер девушки, идеал свободы в мыслях, одежде и поведении, умение манипулировать мужчинами.
Фото: YouTube
Габриэль — вторая дочь дочери плотника и торговца из городка Сомюр. Родители не были официально женаты, поэтому как только Жанна Деволь — мать одиннадцатилетней Коко — отправилась в мир иной, отец — Альберт Шанель — оставил дочерей на произвол судьбы. Скоро Габриэль оказалась в монастырском приюте, где монахини научили ее шить и дали азы кроя.
Воспитание монахинь отразилось на понимании Коко стиля, особенности которого безупречное сочетание цветов, простота кроя и богатство тканей, элегантность линий и утонченность аксессуаров.
Некрасивая одежда вызывала у Шанель отторжение. Неказистые наряды девочка мечтала заменить роскошными, стильными нарядами, которые бы украшали женщину. Тесные корсеты хотела заменить легкими, подчеркивающими фигуру фасонами.
Как Габриэль стала Коко и самой модной шляпницей Парижа
Став совершеннолетней, Габриэль пошла работать. Обладая отменной фигурой и хорошим голосом, она устроилась петь в кабаре. Песни «Qui qu’a vu Coco» (Кто видел Коко?») и «Ko Ko Ri Ko» — дали ей новое имя, под которым икона стиля Сoco Сhanel стала знаменитой.
Коко жила на улице, где дефилировали в поисках клиентов, проститутки. Они одевались крикливо и вызывающе. Чтобы дистанцироваться от них, Шанель носила скромные платья.
Фото: YouTube
Старт карьеры красивая и дерзкая двадцатидвухлетняя барышня получила благодаря двум богачам — французу Этьен Балсану и еврею-фабриканту по прозвищу Бой (Артур Кэйпел). Один обеспечил ее нужными связями, а другой дал денег на шляпный салон, в котором девушка стала и дизайнером, и модисткой, и продавцом.
Парижанки хлынули в магазин Коко, который она открыла напротив отеля «Ритц» в самом сердце французской столицы. Новая шляпница предложила вместо громоздких, театрально вычурных головных уборов с перьями, бусинами, цветами и шлейфами маленькую элегантную шляпу-котелок со скромным украшением.
Империя Коко Шанель
Пламя Первой мировой войны не остановило триумфального вхождения Коко в мир моды. Она завоевывает французский мир моды — открывает один за другим бутики.
Всё, что ни делает мадемуазель, моментально становится модным. Она обрезала волосы, прощаясь с сиротским прошлым, оказалось, что ввела моду на короткие стрижки, надела черное платье — ввела моду на женственные силуэты и превратила черный цвет из траурного в элегантный, явилась на прием с загаром — сделала модными солнечные ванны.
Фото: YouTube
Одежда, которую создавала Шанель, пользовалась огромным спросом, потому что дарила женщине право на свободу, но при этом подчеркивала ее сексуальность и красоту. Она одела женщин в брючные костюмы, подарила им шикарные пальто и сумочки через плечо, ввела в моду носить длинные бусы из искусственного крупного жемчуга.
В 1921 году Шанель выпустила знаменитые духи, ставшие классикой и признаком отменного вкуса их обладательницы. Она перестала быть модисткой, а стала модельером, знакомства с которым искали политики, художники, композиторы, певцы, киноактеры и бизнесмены. О ней говорят за пределами Франции.
Агент «Вестминстер»: падение и взлет Коко Шанель
Оккупация Франции фашистскими войсками заставила Шанель свернуть бизнес, но не принудила покинуть Париж. После освобождения Франции от нацистов Коко арестовывают и обвиняют в работе на вражескую разведку. Хал Воган в книге «В постели с врагом» утверждал, что Шанель контактировала с Гансом Гюнтером фон Динклаге — офицером, работавшим на Абвер. Благодаря ему она спасла из лагеря военнопленных племянника — Андре Паласса.
Фото: YouTube
От суда за коллаборационизм Шанель спаслась бегством в Швейцарию, где прожила 10 лет. Ее бизнес пришел в упадок, но о кутюрье не забыли. В 1954 году Коко возвращается в Париж, открывает дом моды и презентует новую коллекцию. Модели от Шанель критики разнесли в пух и прах, но через три года она возвращается в высшую Лигу. Ее клиенты — Одри Хепберн, Жаклин Кеннеди, Элизабет Тейлор, Бриджит Бордо и Грета Гарбо, принцесса Монако Грейс Келли.
В роскошных апартаментах отеля «Ритц», но в одиночестве в 1971 году Шанель, сделавшая женственность и элегантность синонимами стильности, отходит в мир иной. Биография Коко Шанель стала источником вдохновения для современных режиссеров. Факты ее жизни использованы в фильме «Одинокая Коко Шанель» (1981), «Габриэль Шанель. Бессмертный стиль» (2001), «Коко до Шанель» (2009).
Читайте также: Шэрон Тейт: история жизни и смерти иконы стиля 1960-х
Личная жизнь Коко Шанель
Коко Шанель, фото которой позволяют судить о ее внешних данных, путь к славе прокладывала с помощью денег и связей любовников. Сначала ее покровителем стал сержант Этьен Балсар — знаменитый французский коннозаводчик. Он перевез Габриэль в поместье Руайо, вблизи Парижа. Другой ее любовник — англичанин Артур Кэйпел — дал денег на шляпный салон.
Фото: YouTube
Коко Шанель в молодости не была ветреницей, но пользовалась природными данными, чтобы очаровывать мужчин и использовать их в своих корыстных целях. С Кэйплом девушка хотела связать свою судьбу, мечтала выйти за него замуж. Он вдохновил ее на создание укороченных юбок и свитеров из джерси — любимого наряда баронессы Ротшильд.
Чтобы стать своим во Франции, где не любили евреев и не хотели с ними торговать, Кейпел женится на француженке — представительнице высшего света. В 1919 году Бой погибает в автокатастрофе. Эта личная трагедия Шанель стала причиной рождения маленького черного платья.
Через год в Биаррице Коко знакомят с Дмитрием Романовым — кузеном последнего русского императора. Ей — 37, а ему — 30. Однако возраст не стал помехой для бурного, но непродолжительного романа.
Шанель активно пользовалась связями Дмитрия. Он познакомил ее с Эрнестом Бо — создателем легендарного аромата «Chanel №5». Благодаря русскому князю в коллекции нарядов Коко появились пальто с соболиной опушкой и просторные рубашки с вышивкой.
Кадр из фильма «Коко Шанель и Игорь Стравинский»
Круг русских эмигрантов подкинул знаменитой француженке еще одно знакомство — с композитором Игорем Стравинским. Их отношения отображены в фильме Яна Кунена «Коко Шанель и Игорь Стравинский».
Роман Шанель и Стравинского был страстным и вдохновляющим, вне всяких законов морали и чести. Габриэль пригласила Стравинского с умирающей от туберкулеза женой погостить в ее домике на берегу Лазурного моря. Они не скрывали страсть, которая между ними вспыхнула. Благодаря пережитым эмоциям Шанель создала изысканные духи, а Стравинский совершил переворот в музыке.
В сорок пять Коко Шанель была хороша собой, успешна и знаменита. Она стала вхожей в высшие слои общества, благодаря чему познакомилась с Хью Ричардом Артуром Гросвенором — герцогом Вестминстерским. Бурный роман, продлившийся четырнадцать лет, едва не завершился свадьбой.
По легенде Коко отказалась, произнеся слова, ставшие знаменитыми: «Герцогинь Вестминстерских может быть много, а Коко Шанель одна». Однако была и более прагматичная причина расставания: герцогу нужен был наследник, а Коко не хотела или не могла иметь детей. Они остались друзьями: герцог даже знакомил Коко с будущей женой, ища одобрения любовницы. Благодаря ему Шанель ввела моду на твидовые костюмы и кардиганы.
Фото: YouTube
Следующим избранником знаменитой парижанки стал художник и авантюрист Поль Ирибарнегаре. Отношения, начинавшиеся как ни к чему не обязывающие (Поль был женат), переросли в серьезные. Несмотря на решимость мужчины развестись, чтобы жениться на Коко, свадьба так и не состоялась. Поль умер на теннисном корте, когда к нему навстречу по тропинке шла Шанель.
Судьба свела Коко с Гюнтером фон Динклаге — немецким бароном, офицером. Он стал последней надеждой на устройство личной жизни, но отношения не сложились.
Знаменитая Шанель после этого романа не пыталась изменить судьбу. Она полностью ушла в работу, создавая империю моды.
Коко Шанель: правила стиля
О стиле Шанель говорят многие, но не все могут назвать составляющие особенной манеры одеваться, ставшей каноном элегантности благодаря Коко. Представляем модные идеи Chanel, которые превращают женщину в эталон красоты и утонченности:
- Вечная классика.
Коко Шанель была убеждена, что оригинальность ведет к маскараду. Сдержанность в одежде — это признак хорошего вкуса. Поэтому большинство моделей от Коко Шанель имеют строгие и лаконичные расцветки. Популярное изобретение Шанель — кофточка в горизонтальную полоску, напоминающая тельняшку.
Фото: YouTube
Идея маленького черного платья — это реализация практичности в одежде, которой придерживалась кутюрье. «Когда нечего надеть, надевай маленькое черное платье», — рекомендовала Шанель. В нем женщина может выглядеть роскошно и очень скромно.
Одежда и аксессуары должны быть красивыми и удобными. Ставку следует делать на том, что удобно: брюки, платья, юбки-миди или до колен. По этой же причине дизайнер рекомендовала носить сумки через плечо, тогда руки будут свободными.
- Стиль «гарсон».
Мужские брюки обеспечивают женщине свободу движений. Коко Шанель ввела моду на брючные костюмы (брюки-клеш), которой с удовольствием следовали Марлен Дитрих и Грета Гарбо. При этом сама мадемуазель отдавала предпочтение платьям, считая их более женственными.
Кадры из фильма «Завтрак у Тиффани»
Коко была уверена в том, что люди с отменным вкусом носят бижутерию, а остальные — золото. Поэтому своим клиенткам она рекомендовала носить украшения из крупного жемчуга. Сама Коко знаменита жемчужной нитью длиной в один метр.
- Носите не более трех украшений.
«Снимите то, что надели последним», — советовала Коко Шанель. Перегруженность украшениями утяжеляет образ, делает его вычурным и пестрым.
- Женщина хорошо обута — значит она хорошо одета.
Коко Шанель подарила миру лодочки с невысокими (5 см) каблуками рюмочкой. Классическая расцветка — бежевая основа и черный носок.
Эта обувь отличалась комфортностью, изяществом и износостойкостью (черный носок долго не стирался). При этом Коко была уверена, что чем старше становится женщина, тем короче должна быть юбка и выше каблуки.
- Богатые наряды старят.
Чем старше женщина становится, тем более утонченным должен становиться ее наряд: простые линии силуэта, цветовая сдержанность и гармония расцветок — вот чему надо отдавать предпочтение.
Фото: pexels.com
Дорогой, но легкий запах — это составляющая модного образа женщины. Он оповещает о ее приходе и еще долго напоминает о женщине после ее ухода.
Роскошная простота — так называют стиль от Коко Шанель. Минул век с того момента, как знаменитая Габриэль Бонëр Шанель перевернула мир моды, освободив женщину от грузных и неудобных костюмов, шляпок и сумочек.
Она показала миру настоящую красоту женщины, ее утонченность и изысканность. Правила стиля Шанель — каноны современного мира моды.
Читайте также: Энди Уорхол: биография, лучшие картины
Коко Шанель: женщина-легенда — Персиковые сны — LiveJournal
19 августа 1883 года в захолустном французском городке Сомюр у поденщицы Жанны Деволь и коммивояжера Альбера Шанель родилась девочка, которую при крещении нарекли Габриэль. Новорожденной ничто не предвещало яркой судьбы и будущей мировой славы. Семья жила крайне бедно, часто переезжала, не имея собственного дома, и почти не видела отца. Он был хорош собой, пользовался успехом у дам, и беззаботная жизнь ловеласа влекла его гораздо сильнее, чем унылый очаг с пятью голодными отпрысками и вечно плачущей женой.После смерти Жанны (Габриэль тогда было двенадцать лет) Альбер отдал сыновей на воспитание родственникам, а дочерей – в монастырский приют, и дети больше никогда не видели отца.
В восемнадцать лет она покинула монастырь. Навыки рукоделия, полученные в приюте, пригодились девушке в первом самостоятельном шаге: она стала швеей в магазине готового платья в городке Мулен. Работа кормила, появились частные заказы, однако Шанель хотелось иного. Она начала выступать в местном кафешантане, исполняя перед публикой непритязательные песенки: «Qui qu a vu Coco» и «Ко Ко Ri Kо». С тех пор имя Габриэль словно забыли: все стали называть ее просто Коко. Пела и танцевала Шанель посредственно, от карьеры певицы или актрисы ей пришлось отказаться. Но обаятельную брюнетку с немного печальными карими глазами и чувственным ртом заметили, а ведь именно этого она и добивалась.
Шанель приняла предложение молодого повесы Этьена Бальсана стать его содержанкой. Мир праздных удовольствий распахнул перед Коко двери. Она училась у Этьена верховой езде, спала до полудня, завтракала в постели кофе с молоком и шоколадными конфетами, зачитывалась дамскими романами… И уже тогда начала создавать для себя одежду и аксессуары, не имевшие ничего общего с модой тех лет.
Когда отношения любовников остыли, Шанель переехала в парижскую холостяцкую квартиру Бальсана и на его средства открыла в 1909 году шляпный салон. Лучшей рекламой салона была она сама во время прогулок по Парижу. Маленькие круглые шляпки Шанель привлекали внимание женщин изяществом и полным отсутствием украшений. Так пришел первый успех – и новое чувство: Коко сблизилась с приятелем Этьена английским плейбоем Артуром Кейпелом. Этот обаятельный красавец стал самой большой любовью Шанель и ее наставником в делах.
Артур ввел Коко в свой круг, познакомил с банкирами, политиками, финансистами. Советы, связи и деньги Кейпела помогли Шанель открыть первый бутик (Париж, улица Камбон, 1910 год), первый филиал своего магазина (Довилль, 1913), Дом моделей (Биарриц, 1915) и Дом высокой моды (Париж, 1919). Теперь стоимость платьев в ее коллекциях достигала 3 тыс. франков. Коко получила богатство и признание, не было только семейного счастья: Этьен и Артур любили модистку, но женились на аристократках. Шанель не таила обид. Позднее она скажет: «Я смогла создать свой дом, потому что двое мужчин содержали мою скромную персону». И шутя добавит: «Они считали меня молодой монашкой, в то время как я была крупным хищником».
Связь Коко и Кейпела продолжалась и после его брака. Их разлучила смерть: 22 декабря 1919 года Артур разбился на машине. Шанель вновь осталась одна и, чтобы заглушить боль потери, с головой ушла в работу.
«Я безошибочно чувствую безвкусицу», – утверждала Шанель. Стремясь освободить моду от излишней роскоши, Коко начала с шляп и убрала с них страусиные перья и бархат. В Довилле она впервые изготовила на продажу коллекцию женской одежды. Это были практичные, удобные и революционные в своем роде вещи. «Матросский костюм» для пляжного отдыха – тельняшка, широкие светлые брюки, берет – был сшит из трикотажа, ткани, которую раньше использовали только для нижнего белья. Платья также были изготовлены из непривычного материала – джерси – и имели оригинальный фасон. Грубое полотно не садилось по фигуре, и тогда Шанель придумала прямой силуэт без талии, но с шарфом или поясом на бедрах и горловиной, похожей на воротник мужской сорочки. Так в арсенале модниц появилось платье-шемизье, или платье-рубашка.
О Коко стали говорить, что она «ограбила» сильный пол и перекроила мужской английский классический стиль для женщин. Взамен рюшей, оборок, бантов, корсетов и платьев с турнюрами кутюрье предложила сорочки и галстуки, брюки, пиджаки, жакеты, вязаные пуловеры, кожаные жокейские куртки. А еще она сделала достоянием дам всех сословий бижутерию (особенно искусственный жемчуг), короткие стрижки и загар.
Воплощением сложившегося стиля Шанель стало ее самое любимое творение – маленькое черное платье, созданное в 1926 году. Безупречные пропорции, аскетичная простота кроя, изысканность ткани, сдержанная цветовая гамма – Коко превратила цвет траура и бедности в символ элегантности и респектабельности. Историки моды считают, что этот наряд родом из детства Шанель: воспитанницы приюта, где она росла, носили черные платья с маленьким белым воротничком.
«Мода выходит из моды, – говорила Коко, – стиль – никогда». Маленькое черное платье, строгие повседневные костюмы из твида с металлическими пуговицами и контрастным кантом, представленные в 1955 году, стали универсальной основой женского гардероба.
В окружении Шанель было немало известных русских эмигрантов, бежавших во Францию после Октябрьской революции. Она дружила с импресарио Сергеем Дягилевым, летом 1920 года пережила короткий, но бурный роман с композитором Игорем Стравинским. В том же году Шанель покорила сердце великого князя Дмитрия Павловича Романова, племянника Николая II. Он мог дать Коко только громкое имя и фактически находился у нее на содержании, пока не женился на богатой американке.
Однако эта связь принесла Шанель знаменитое «детище», которое обернулось миллионными доходами. Дмитрий устроил Коко, мечтавшую о выпуске именных духов, встречу с парфюмером, французом русского происхождения Эрнестом Бо. Воплотить замысел Шанель было непросто: предстояло создать смешанный цветочный аромат, чего никто еще не делал. С задачей Эрнест справился блестяще. Из нескольких вариантов будущих духов взыскательная заказчица выбрала аромат под номером пять. Символично, что эту цифру Коко считала для себя счастливой и новые коллекции показывала публике только пятого числа. Так родился легендарный парфюм Chanel №5.
Шанель исполнилось сорок два, когда в ее жизни появился новый поклонник-аристократ. Герцог Вестминстерский был экстравагантен и баснословно богат. Он ухаживал за королевой моды, как пылко влюбленный юноша, однако на предложение руки и сердца Коко ответила отказом: «Герцогинь много, а Коко Шанель одна!» Она не захотела жертвовать домом моды ради титула и замужества и осталась великой мадемуазель.
Самый скандальный и секретный роман Коко – ее отношения с Вальтером Шелленбергом, главой разведки СС. Шанель вызвалась стать посредницей в переговорах немцев о мире с союзниками, но операция «Модная шляпка» провалилась. После освобождения Франции Коко выслали из страны за сотрудничество с оккупантами, и любовники уехали в Швейцарию. Шанель заботилась о Шелленберге, словно мать и жена, вплоть до его кончины в 1952 году.
Королева моды утверждала, что красота женщины зависит не от возраста и цены надетого платья, а от образа жизни, манер, ухоженности и душевной гармонии: «В двадцать лет ваше лицо дает вам природа, в тридцать его лепит жизнь, но в пятьдесят вы должны заслужить его сами».
Лучшим способом поддержания тонуса Коко считала любимое дело: «Главное для женщины – постоянно работать. Только работа дает бодрость духа, а дух, в свою очередь, заботится об участи тела». С иглой, булавками и ножницами в руках она творила без оглядки на часы, создавая наряды не на бумаге, а вживую, на манекенщицах. Неудивительно, что Шанель всегда была в отличной профессиональной форме: последнюю коллекцию она представила на подиуме, когда ей было за восемьдесят.
После напряженной работы Коко устраивала себе для восстановления сил периоды полного безделья. Она отдыхала в загородном доме, наслаждаясь свежим воздухом, свободой и одиночеством. Ее радовали не только пешие прогулки и верховая езда. Утонченная парижская дама с удовольствием рыбачила, разводила цветы, заботилась об окрестных собаках.
Большое значение Шанель придавала распорядку дня. Открыв свой дом моды, она забыла о богемной жизни и стала «жаворонком», отводя на сон не менее семи-восьми часов: «После бессонной ночи не создашь ничего путного днем. Отправляться спать после полуночи – значит не щадить самих себя. Лично меня после двенадцати часов вообще ничто не интересует». Сторонница умеренности, Коко считала алкоголь и излишества в еде врагами красоты. До самой старости она сохраняла девичью стройность, предпочитая рацион из овощей, фруктов, рыбы. Единственной нездоровой слабостью Шанель было постоянное курение.
Великая мадемуазель создала философию и образ новой женщины, стала ее эталоном. В судьбе Габриэль Коко Шанель отразился весь XX век, а она отразила его в творчестве: «Моду создают для нескольких сотен людей. Я создала стиль для целого мира».
Великая Мадемуазель: факты о Коко Шанель
Главное, что нужно знать об иконе стиля
10 января 1971 года не стало Коко Шанель, навсегда изменившей всеобщее представление о моде. К годовщине со дня смерти великой Коко мы собрали интересные черты к ее портрету.
До того, как стать модельером, юная Габриэль Шанель пела в кабаре. В честь одной из песен «Qui qu’a vu Coco» она и получила свой псевдоним, который впоследствии ее прославил.
Карьера Шанель в мире моды началась с создания шляп для европейских аристократок. И только потом к ее ассортименту добавилась одежда.
Коко Шанель никогда не была замужем, хотя мужчины всегда играли важную роль в ее судьбе и карьере. Этьен Бальзан вытащил ее из нищеты, Артур Кейпел помог открыть первый бутик, Дмитрий Романов – запустить дебютный аромат. Потом были еще поэт Пьер Реверди, герцог Вестминстерский Хью Ричард Артур, журналист и художник Поль Ирибарнегаре, барон Ганс Гюнтер фон Динклаге, которые тоже сильно повлияли на мировоззрение модельера.
Коко Шанель создала костюмы для нескольких голливудских фильмов, среди ее постоянных клиенток были Марлен Дитрих и Грета Гарбо, предложения стать автором нарядов для американских картин сыпались на нее одно за другим, но строптивая Мадемуазель обычно отклоняла их, называя Голливуд «столицей дурного вкуса».
У Коко Шанель была странная склонность ко лжи – модельер часто выдумывала или приукрашала факты своей биографии, происходило это не только в детстве, но и в зрелом возрасте.
Габриэль Шанель была ярой противницей женственных силуэтов, ставших визитной карточкой Домов Christian Dior и Cristobal Balenciaga, – она выступала за простоту кроя и практичность вещей.
Еще одной соперницей Шанель была Эльза Скьяпарелли, которую Габриэль демонстративно называла не иначе как «эта итальянка». У двух великих дизайнеров своего времени были противоположные взгляды на моду: Шанель делала ставку на практичность и простоту, а Скьяпарелли – на эпатаж.
Коко Шанель популяризировала загар – дизайнер приобрела золотистый оттенок кожи, отдыхая в Каннах, и решила, что то, что пошло ей, должно пойти и всем остальным женщинам. До этого символом аристократизма всегда считалась светлая фарфоровая кожа, не тронутая солнцем.
Шанель принадлежит авторство множества легендарных для мира мода вещей – она придумала маленькое черное платье, твидовый жакет, бижутерию, двухцветные туфли, ввела в моду широкие брюки и мужской стиль.
Непревзойдённая Коко Шанель
Коко Шанель сняла с женщин корсет, подарила черный цвет и революционные духи. Мы расскажем вам о биографии этой легендарной женщины и приведем некоторые её цитаты
«Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать!»
Шарм Коко Шанель заключался в ее особенной красоте, оригинальном, тонком уме и выдающемся характере, где любовь к свободе сочеталась с беспрестанной тягой к одиночеству…
Коко Шанель стала знаменитой не только благодаря своей деятельности в мире моды, но и бурными романами с представителями высшего света, коих в ее биографии немало, а так же высокомерием по отношению к окружающим ее людям — она унижала тех, кому делала добро. О ней говорили, что ее подарки, как пощечины. Высказывания Коко о людях были убийственны, а грубость ее отдавала высокомерием. Она была удивительно работоспособна, энергична и презирала людей.
“Мне плевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще.”
Коко Шанель
“Я люблю, когда мода выходит на улицу, но не допускаю, чтобы она приходила оттуда.”
Коко Шанель родилась 19 августа 1883 года в Сомуре, хотя говорила, что родилась на 10 лет позже в Оверни. Мать умерла, когда Габриель было всего шесть лет, позже умер и отец, оставив пятерых детей сиротами. Они были в то время на попечении родственников и некоторое время находились в детдоме. В 18 лет Габриель стала работать продавцом в магазине одежды, а в свободное от работы время выступала в кабаре. Излюбленными песнями девушки были «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qua vu Coco», за что она и получила прозвище — Коко. Габриель не блистала в качестве певицы, но во время одного из её выступлений приглянулась офицеру Этьену Бальзану и вскоре переехала жить к нему в Париж. Спустя некоторое время она ушла к английскому бизнесмену Артуру Капелю. После отношений со щедрыми и богатыми любовниками она смогла открыть собственный магазин в Париже.
“Чтобы быть незаменимой, нужно все время меняться.”
Однажды целый год провела она в загородном особняке. Днем занималась верховой ездой, по вечерам посещала светские приемы. Коко решила, что для езды на лошади платье — очень неудобная вещь, заявилась к портному с брюками, которые взяла у жокея.
— Сшейте мне такие же!
— Но, мадам, ходить в мужских брюках женщине не принято!
Коко решительно повторила свою просьбу и покинула мастерскую.
Дамы, пришедшие к ней в гости, сначала были крайне удивлены, увидев Габриель на коне в мужских штанах. Но позже, за ужином они признали, что брюки и женщина — очень хорошее сочетание. В один день Шанель превратилась для жительниц близлежащих имений в законодательницу моды.
Интересно, что у неё всегда было большое количество романов и интриг, но все они так и не закончились чем-то серьёзным. Предложения ей делали довольно часто. Однажды герцог Вестминстерский попросил ее руки, на что она с характерной для нее иронией ответила: «На свете тысячи всяких герцогинь, но лишь одна Коко Шанель». Такой ответ не удивителен, ведь ее работа была для нее единственным смыслом жизни.
В 1910 году она открывает шляпное ателье-салон
Уже в 1912 году Коко создает свой первый Дом моды в Довиле, но Первая мировая война временно мешает ее планам. В 1919 году Шанель открывает Дом моды в Париже. В это время у Шанель уже были клиенты по всему миру. Люди любили её блейзеры, юбки, длинные свитера из джерси, матроски и известнейший костюм (юбка + жакет). Сама Коко сделала себе короткую стрижку, любила носить маленькие шляпки и солнцезащитные очки.
1921 году Коко представляет пальто на меху и новую марку духов «Chanel № 5»
“- Куда наносить духи?
— А куда ты хочешь, чтобы тебя целовали?”
“Мода — это то, что выходит из моды.”
…Габриель увидела груду искореженного металла, которая совсем недавно была машиной, легонько провела рукой по стекла. Везде была кровь — кровь Артура Кэпела, ее любимого мужчины. Она села на обочину и расплакалась. А вернувшись домой, перекрасила стены в черный цвет и обратилась в траур.Габриель Шанель уже была очень знаменитой — и тысячи подражательниц мгновенно последовали её примеру. Так в моду прочно вошел черный цвет.
В 1926 году Коко Шанель создала свое знаменитое маленькое черное платье, ставшее многофункциональной вещью вне моды, установив этим концепцию минимализма в модельном деле
Несмотря на колоссальный успех своей одежды, в 1939 году Коко закрывает все магазины и дом моды, начинается Вторая мировая война. Многие дизайнеры уехали из страны, но Коко остаётся в Париже и лишь по завершении войны уезжает в Швейцарию.
В 1954 году, в возрасте 71 года, Габриель снова вернулась в мир моды и презентовала свою новую коллекцию. Но прежней славы и почитания она добилась только несколько лет спустя. Коко видоизменила свои классические наряды на более современный манер, и самые богатые и знаменитые женщины мира стали посещать её презентации. Костюм «от Шанель» стал демонстрацией статуса нового поколения: созданный из твида, с обтягивающей юбкой, жакетом без воротника, покрытым тесьмой, золотистыми пуговицами и накладными карманами. Также Шанель снова показала общественности женские сумочки, ювелирные украшения и обувь, имевшие потрясающий успех
“Говорят, что женщины одеваются ради женщин, что их подстегивает дух соперничества.
Это правда. Но если бы на свете больше не осталось мужчин, женщины перестали бы одеваться.”
“Драгоценности — это целая наука! Красота — это грозное оружие! Скромность — это верх элегантности!”
В период с 1950 по 1960-е годы Коко работала со многими голливудскими студиями и звездами уровня Одри Хепберн и Лиз Тэйлор. В 1969 году актриса Кэтрин Хепберн сыграла роль Шанель в бродвейском мюзикле «Коко».
“Если вы родились без крыльев, не старайтесь помешать им вырасти.”
“Есть время работать, и есть время любить. Никакого другого времени не остается.”
10 января 1971 года в возрасте 87 лет великая Коко умерла. Похоронили её в Лозанне — в могиле, окруженной пятью львами из камня. С 1983 года Карл Лагерфельд управляет домом моды Шанель и является его главным дизайнером.
“Каждая женщина имеет тот возраст, какого заслуживает.”
Ежедневно Габриэль (Коко) Шанель начинала жить заново. Она щепетильно избавлялась от груза прошлого. Каждый новый день она удаляла из памяти всю тяжесть дня вчерашнего. Детство и период ее юности покрыты тайной. Она создавала свою легенду собственными руками, добавляя факты, сбивая с толку биографов. Габриэль отбросила, как ненужный хлам, 10 лет своей жизни и, осознав это почувствовала, что у нее теперь гораздо больше времени. Она стала плодотворнее размышлять, меньше уставать. Своей судьбой она доказала: будущее не вытекает из прошлого, в любой момент можно собственную карьеру начать и построить заново.
Любое препятствие на своём пути Шанель рассматривала как указатель нового пути.
Коко Шанель совершила парадокс благодаря образу своей жизни и движущей силе своего яркого таланта, потому ее биография настолько богата яркими фактами
“Красота нужна нам, чтобы нас любили мужчины; а глупость — чтобы мы любили мужчин.”
Внешняя красота в женщине считалась ею составляющей успеха, иначе невозможно никого ни в чем по жизни убедить. Чем старше дама, тем важнее для нее красота. Шанель говорила: «В 20 лет ваше лицо дает вам природа, в 30 — его лепит жизнь, но в 50 вы должны заботиться о нем сами…Ничто так не старит, как попытки молодиться. После 50 никто уже не молод. Но я знаю 50-летних, более привлекательных, чем три четверти неважно ухоженных молодых женщин». Сама Шанель была похожа на вечного радостного подростка. Она очень следила за собой и весила всю жизнь столько, сколько и в 20 лет.
За 87 лет жизни великая Коко дала свое имя целому стилю одежды, костюму, Дому моды и духам. Постоянная изобретательница, Шанель создала массу новинок, но прежде всего…образ женщины, который до нее никто и представить не мог
В наши дни в парижской квартире Шанель на улице Камбон все обустроено так же, как и при жизни кутюрье
источник; http://lifeglobe.net/blogs/details?id=241
Если статья понравилась, то поделитесь с друзьями в социальных сетях, буду благодарна!
Биография Коко Шанель
Настоящее имя мадам Коко – Габриэль Бонер Шанель, а прозвище, под которым она вошла в историю, родилось из-за любви восемнадцатилетней девушки к песенкам Qui qu’a vu Coco и Ko Ko Ri Ko. Будучи известным на весь мир модельером, она считала, что никогда нельзя опускать руки, ведь в них – все! Нетипичная красота, тонкий оригинальный ум, выдающийся характер, сочетающий в себе тягу к уединению и любовь к свободе, позволили Коко Шанель доказать, что мода – это женщина, ее внутренний мир, гармония.
Законодательница модыБиография Коко Шанель насыщена и триумфальными, и трагическими страницами. Исследователи считают, что она родилась в 1883 году в Сомуре, однако сама Коко всю жизнь утверждала, что она на десять лет моложе, а ее родным городом является Оверни. В шестилетнем возрасте девочка и четверо ее братьев и сестер лишились матери, а чуть позже – и отца. Скитания по родственникам и приютам отразились на внутреннем мире Габриэли. Девочка разочаровалась в людях, стала жесткой, высокомерной, целеустремленной и циничной. Чтобы прокормить себя, она устроилась работать продавцом в магазин одежды, а по ночам подрабатывала певицей в увеселительных заведениях. Там восемнадцатилетняя Коко встретила своего первого мужчину Этьена Бальзана. Офицер увез возлюбленную в столицу Франции. Вкусив прелести столичной жизни, девушка смекнула, что достичь высот ей помогут обеспеченные мужчины. Меняя состоятельных любовников, как перчатки, она подкопила денег и в 1910 году стала хозяйкой собственного магазина аксессуаров. Спустя год ей удалось обосноваться на улице Камбон, где по сей день располагается дом моды Coco Chanel.
Но знаменитость женщине обеспечили не продаваемые шляпки, а брюки. Увлекаясь верховой ездой, Коко часто проводила время на ипподроме. Ей захотелось заиметь брюки, но портной был шокирован таким заказом. В те времена их носили исключительно мужчины! Однако Коко была непреклонна, и портной выполнил ее просьбу. В один день имя Коко Шанель стало синонимом стиля для всех женщин округи, которые увидели женщину в брюках.
За годы жизни Коко Шанель не раз совершала открытия в мире моды. Она сделала себе короткую стрижку, показав пример многим девушкам, носила блейзеры, полосатые джемперы, костюмы, состоящие из жакета и юбки. В 1921 году появились легендарные духи Chanel № 5, покорившие весь мир. На вопрос о том, куда их лучше наносить, великолепная Коко отвечала, не изменяя себе – туда, куда вы хотите, чтобы вас целовали. Спустя пять лет Коко Шанель создала маленькое черное платье, присутствующее и сегодня в гардеробах модниц.
Твидовые костюмы, укороченные пиджаки, классические брюки, неповторимые ароматы – эта женщина за свою жизнь успела видоизменить моду и взгляд на нее.
Личная жизньИстория романтических отношений Коко Шанель – плохой пример для женщин, ведь личная жизнь модельера насыщена мрачными страницами. Роман с офицером Этьеном Бальсаном был лишь возможностью оказаться в Париже. Коко быстро нашла ему замену, влюбившись в Артура Капела. Отношения между ними были сложными, так как Артур не отличался преданностью и верностью, но Коко прощала ему измены. В 1919 году он погиб в автокатастрофе, а Коко, надевшая траурные черные одежды и перекрасившая стены дома в черный цвет, невольно создала новый тренд. После этого черный цвет стал классикой.
В 1920 году в ее жизни появился князь Дмитрий Романов, но через год он женился на другой. Затем она увлеклась Пьером Реверди, который спустя несколько месяцев бросил ее, став религиозным отшельником. С герцогом Вестминстерским Хью Ричардом Артуром Коко прожила четырнадцать лет. Ему нужны были наследники, но дети в планы Коко Шанель не входили, так как она была бесплодна. Герцог тоже женился на другой… Роман с журналистом Полем Ирибарнегаре длился четыре года, а в 1935 году у него случился сердечный приступ. Последней любовью стал дипломат Ганс Гюнтер фон Динклаге. Сложные отношения с мужчиной, который работал на Вермахт, длились 15 лет.
Читайте такжеУмерла легенда индустрии моды в 1971 году от сердечного приступа.
Как я работала с Коко Шанель — Wonderzine
«Манифест 343 шлюх»
После Chanel меня ждала другая, не менее интересная дорога, но мы с Мадемуазель всегда оставались в хороших отношениях. Я стала работать с Александром — парикмахером, порекомендовавшим меня Мари-Элен де Ротшильд. Он был в восторге от моих волос, они давали ему большой простор для творчества. В то время Александр тесно работал с L’Oréal — компания приглашала его работать на мероприятиях по всей Европе, и я путешествовала вместе с ним. Однажды он пригласил меня сняться в рекламе культового лака L’Oréal Elnett — так я стала его лицом.
Затем я уехала в Нью-Йорк, где целый год проработала в агентстве Eileen Ford — ныне Ford Models, после чего вновь вернулась в Париж. Меня пригласил на работу Тед Лапидус, и я стала директором его бутика. Было интересно попробовать себя по другую сторону индустрии, и мне нравилось работать с Тедом, но, к сожалению, в то время у него были большие проблемы с оплатой. Поэтому, когда со мной связались представители газеты Le Nouvel Observateur, я приняла их предложение о работе в качестве коммерческого директора — но это уже совсем другая история.
Тем не менее, думаю, вам будет интересно, что в 1971 году я подписала Манифест за декриминализацию абортов, известный как «Манифест 343 шлюх» (фр. Manifeste des 343 salopes), составленный Симоной де Бовуар. Наше открытое письмо было опубликовано как раз в Le Nouvel Observateur — вместе со мной его подписали Катрин Денёв, Франсуаза Саган, Жанна Моро, Марина Влади, Аньес Варда и другие именитые женщины. Наш манифест стал толчком для принятия знаменитого «Закона Вейль» в 1974 году (закон о легализации абортов во Франции, автором которого стала министр здравоохранения и одна из важнейших феминистских фигур Франции ХХ века Симона Вейль. Этот закон часто называли «делом всей её жизни». — Прим. ред.).
Карл Лагерфельд
Мне нравится то, что сегодня в Chanel делает Карл Лагерфельд: я считаю, ему удаётся идти в ногу со временем, не изменяя стилю дома. Сама Коко не очень жаловала мужчин-кутюрье — она считала, что геи не любят женщин. Единственным модельером, который её восхищал, был Кристобаль Баленсиага. Думаю, ей бы понравилось то, что делает Лагерфельд.
Красота
При любых обстоятельствах важно всегда оставаться собой. Мне кажется, сегодня женщины слишком много стараются и в погоне за совершенством теряют свою индивидуальность. Я ничего не имею против эстетической хирургии, но всё же важно сохранять естественность. Для меня куда важнее юность интеллектуальная, нежели внешняя. Энергия, динамизм — эти качества не имеют срока годности.