Скульптура роден поцелуй – :

История одного «Поцелуя»: Кто вдохновил Родена на создание знаменитой скульптуры

История одного «Поцелуя»: Кто вдохновил Родена на создание знаменитой скульптуры, фото № 1

Слева – Камилла Клодель. Справа – Огюст Роден. Поцелуй, 1886. Париж, Музей Родена

«Поцелуй» – не единственная скульптура, на создание которой великого Огюста Родена вдохновила страсть к его ученице, скульптору Камилле Клодель. В течение 15 лет девушка была для него возлюбленной, натурщицей, музой, генератором идей и соавтором работ. После их расставания Камилла лишилась рассудка, а Роден не создал ни одного выдающегося произведения.

История одного «Поцелуя»: Кто вдохновил Родена на создание знаменитой скульптуры, фото № 2

Камилла Клодель

Камиллу Клодель нельзя назвать заурядной девушкой: еще в юности проявился ее талант ваяния, в 17 лет она поступила в Академию Коларосси, где ее наставником стал знаменитый скульптор Альфред Буше. А вскоре Камилла начала брать уроки у Огюста Родена.

История одного «Поцелуя»: Кто вдохновил Родена на создание знаменитой скульптуры, фото № 3

Слева – Огюст Роден. Справа – Камилла Клодель в мастерской

Между ними вспыхнула страсть, которая на долгие годы стала источником вдохновения для великого скульптора. Свою возлюбленную он описывал так: «Прекрасный лоб над дивными глазами глубокого густо-синего цвета, как у красавиц на портретах кисти Боттичелли, большой, чувственный рот, густая копна золотисто-каштановых волос, спадающих на плечи. Вид, впечатляющий дерзостью, превосходством и… детской веселостью».

История одного «Поцелуя»: Кто вдохновил Родена на создание знаменитой скульптуры, фото № 4

Камилла Клодель

Первое время Камилла Клодель шлифовала готовые скульптуры своего наставника, но со временем она начала создавать и собственные. Роден даже доверял ей заканчивать свои работы. Она стала для скульптора не только любимой моделью и музой, но и генератором идей, автором многих замыслов.

История одного «Поцелуя»: Кто вдохновил Родена на создание знаменитой скульптуры, фото № 5

Слева – Камилла Клодель. Вечный кумир, 1888. Справа – Огюст Роден. Вечный идол, 1889

Р.-М. Пари – биограф Камиллы Клодель, так описывает период их совместного творчества: «Все исследователи творчества Родена знают: новый стиль открылся у него в 80-е годы – именно тогда, когда в жизни его появилась эта девушка. Ей не исполнилось еще 20 лет – возраст гения, по Рембо. Родену было за 40, он успел утратить связь со своими живыми истоками. Сам по себе он продолжал бы двигаться в сторону Микеланджело, пытаясь осовременить его и тем самым огрубляя. А тут внезапно в нем зарождается нечто новое, что после разлуки с Камиллой словно уходит в песок. Такая взаимосвязь между страстью и творчеством у двух любовников одной профессии, работающих вместе, в одной мастерской и над одним сюжетом, подводит нас к выводу: без малого 15 лет Камилла была музой и правой рукой Родена».

История одного «Поцелуя»: Кто вдохновил Родена на создание знаменитой скульптуры, фото № 6

Слева – Огюст Роден. Справа – Камилла Клодель

Ученик Родена Э. А. Бурдель сказал о «Поцелуе»: «Не было и не будет мастера, способного вложить в глину, бронзу и мрамор порыв плоти более проникновенно и напряженно, чем это сделал Роден». Р. М. Рильке писал: «Чувствуешь, как волны из всех соприкасающихся поверхностей пронизывают тела, трепет красоты, чаяние, мощь. Потому и кажется, будто видишь блаженство этого поцелуя в каждой точке этих тел; он как восходящее солнце с его вездесущим светом». Скульптура вышла настолько чувственной, что многие сочли ее неприличной для демонстрации широкой аудитории.

История одного «Поцелуя»: Кто вдохновил Родена на создание знаменитой скульптуры, фото № 7

Огюст Роден. Поцелуй. Фрагмент

Их счастье не было безоблачным: Роден так и не оставил свою гражданскую жену, с которой прожил более 20 лет, ради Камиллы, а она не хотела довольствоваться ролью любовницы. 15-летняя история сотворчества и страсти закончилась катастрофой: любовь Камиллы переросла в ненависть. По несколько недель она не выходила из квартиры, погруженная в глубокую депрессию, лепила фигуры и тут же их разбивала – весь пол был устлан осколками. Ее рассудок не выдержал этого испытания: в 1913 г. женщину поместили в психиатрическую клинику, где она провела оставшиеся 30 лет своей жизни.

История одного «Поцелуя»: Кто вдохновил Родена на создание знаменитой скульптуры, фото № 8

Камилла Клодель. Слева – *Улетающий бог*, 1890-е гг. Справа –*Бронзовый вальс*, 1893

История одного «Поцелуя»: Кто вдохновил Родена на создание знаменитой скульптуры, фото № 9

Камилла Клодель. *Эпоха зрелости*, 1900 – аллегория ее разрыва с Роденом. Фигура Умоляющей – автопортрет Камиллы

Критики писали, что после расставания с Камиллой талант Родена угас, и он больше так и не создал ничего значительного. Сложно судить о масштабах таланта гения, но все его самые знаменитые работы действительно появились в то время, когда их с Камиллой любовь и вдохновение были взаимными. В 1880-1890-е гг. были созданы «Ева», «Мыслитель», «Вечный идол», «Вечная весна» и «Поцелуй», признанные вершиной творчества Огюста Родена.

История одного «Поцелуя»: Кто вдохновил Родена на создание знаменитой скульптуры, фото № 10

Камилла Клодель

www.livemaster.ru

кто вдохновил Родена на создание знаменитой скульптуры. Поцелуй (Роден) Идеальный Давид из испорченного мрамора

И представленная в 1889 году на Всемирной выставке в Париже. Изначально изображённая обнимающаяся пара являлась частью рельефной группы, украшающей большие бронзовые скульптурные ворота «Врата ада», заказанные Родену для будущего музея искусств в Париже. Позднее была оттуда удалена и заменена скульптурой другой пары любовников, расположенной на малой правой колонне.

Огюст Роден
Поцелуй . 1882
Франческа да Римини
Мрамор. 181,5 × 112,5 см
Музей Родена
Медиафайлы на Викискладе

Не было и не будет мастера, способного вложить в глину, бронзу и мрамор порыв плоти более проникновенно и напряженно, чем это сделал Роден.

История

Скульптура Поцелуй изначально носила название Франческа да Римини , в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы 13-го века, чьё имя обессмертила

Божественная комедия Данте (Круг второй, Пятая песнь). Дама полюбила младшего брата своего мужа Джованни Малатеста , Паоло. Полюбив друг друга за чтением истории Ланселота и Гвиневры , они были обнаружены, а затем убиты её мужем. На скульптуре можно видеть, как Паоло держит в руке книгу. Любовники на самом деле не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха.

Переименование скульптуры в более отвлечённое — Поцелуй (Le Baiser ) — было сделано критиками, впервые увидевшими её в 1887 г.

По-своему изображая женские персонажи, Роден отдаёт дань уважения им и их телу. Женщины у него не просто находятся во власти мужчин, они — равноправные партнёры в охватившей обоих страсти. Очевидный эротизм скульптуры вызвал множество дискуссий. Бронзовая копия Поцелуя (74 см высотой) была послана на Всемирную выставку 1893 года в Чикаго. Копию сочли неприемлемой для всеобщего обозрения и переместили в отдельную маленькую комнату, с доступом по личному заявлению.

Малые варианты

При создании больших скульптур Роден нанимал помощников, делавших уменьшенные версии скульптуры из более лёгкого в обработке, нежели мрамор, материала. Когда эти версии были закончены, Роден добавлял последние штрихи к крупной версии статуи.

Прежде чем создать Поцелуй в мраморе, Роден создал несколько скульптур меньшего размера из гипса, терракоты и бронзы.

Большие мраморные скульптуры

Заказ для Франции

В 1888 французское правительство заказало Родену первый полномасштабный мраморный вариант Поцелуя для Всемирной выставки, но выставлена на публичное обозрение она была лишь в 1898 г. на Парижском салоне . Скульптура снискала такую популярность, что компания Барбединни предложила Родену контракт на ограниченное количество уменьшенных бронзовых копий. В 1900 г. статуя переехала в Музей в Люксембургском саду , а в 1918 г. была размещена в Музее Родена , где пребывает и поныне.

Заказ Уоррена

В 1900 г. Роден сделал копию для Эдварда Перри Уоррена, эксцентричного американского коллекционера из Льюиса (Англия, Суссекс), имевшего коллекцию древнегреческого искусства. Увидев Поцелуй на Парижском салоне, художник Уильям Ротенштейн рекомендовал скульптуру Уоррену для приобретения, но она была заказана французским правительством и не продавалась. Вместо оригинальной скульптуры Роден предложил сделать копию, за которую Уоррен предложил половину начальной цены в 20000 франков, но автор не уступил. Когда скульптура прибыла в Льюис в 1904 г., Уоррен разместил её в конюшнях позади своего дома, где та оставалась в течение 10 лет. Неизвестно почему Уоррен выбрал для неё такое место — из-за большого размера или потому, что она не до конца отвечала его ожиданиям. В 1914 г. скульптура была взята в долг местными властями и выставлена на всеобщее обозрение в здании муниципалитета. Множество местных пуритански настроенных жителей, ведомых директрисой мисс Фаулер-Татт, выразили несогласие с эротической подоплёкой скульптуры. Особенные заботы вызывало то, что она может распалить солдат, во множестве расквартированных в городе. В конце концов скульптуру задрапировали и скрыли от публичного просмотра. Во владения Уоррена статуя вернулась в 1917 г., где хранилась на конюшне 12 лет, вплоть до его смерти в 1929 г. Наследник Уоррена выставил скульптуру на аукцион, где она не нашла покупателя по своей отправной цене и была снята с продажи. Несколько лет спустя статую одолжила Галерея Тейт в Лондоне. В 1955 г. Тэйт купила эту скульптуру за 7,500 фунтов. В 1999 г., с 5 июня по 30 октября, Поцелуй ненадолго вернулся в Льюис, как часть выставки работ Родена. Постоянное место размещения скульптуры — Тэйт Модерн, хотя в 2007 г. её привозили в Ливерпуль, где ей отвели почётное место на праздновании 800-летия города, а также объявления Ливерпуля европейской культурной столицей в 2008 г. В данный момент (март 2012) одолжена музеем современного искусства Тёрнера в Кенте.

Заказ Якобсена

Третья копия была заказана в 1900 г. Карлом Якобсеном для его будущего музея в Копенгагене . Копия сделана в 1903 г. и стала частью первоначальной коллекции Новой глиптотеки Карлсберга , открытой в 1906 г.

Французская экспрессия, нашедшая отражение в камне. Полет фантазии, остановившееся мгновение, ярко выраженная чувственность работ. Все это скульптуры Родена.

Сегодня мы с вами поговорим о творчестве этого великого художника, который внес громадный вклад в мировую культуру. Кроме этого, он совершил революционный прорыв в скульптуре.

Биография

Огюст Роден был вторым ребенком от второго брака парижского чиновника. У него была старшая сестра Мари, которой удалось упросить отца отправить брата в Малую школу. Там мальчик начинает осваивать свою будущую профессию.

Он интересуется всем, что связанно со скульптурой, посещает разные курсы, но успехом его попытки не отличаются. Например, в Школу изящных искусств он не поступил и с третьего раза. После смерти сестры у юноши начались проблемы, и он на короткое время забросил этот вид деятельности.

Вернул его на «путь истинный» священник Пьей Эймар, к которому Роден поступил послушником в сложный период жизни. В 24 года юноша знакомится со швеей Розой Бере, которая повлияла на его уверенность. После начала их отношений Огюст открывает свою первую мастерскую.

После признания в сорокалетнем возрасте у художника начинается бурная жизнь. Он получает первый государственный заказ на портал в парижском музее, с которым так и не справился. Знаменитая скульптура «Мыслитель» Родена, как и многие другие, изначально планировалась как часть этой композиции.

В последние годы Роден разбогател, приобрел себе поместье, от правительства ему был выделен целый павильон. Под конец жизни скульптор подрабатывал созданием бюстов и портретов высоко

supertachki.ru

кто вдохновил Родена на создание знаменитой скульптуры

«Поцелуй» – не единственная скульптура, на создание которой великого Огюста Родена вдохновила страсть к его ученице, скульптору Камилле Клодель. В течение 15 лет девушка была для него возлюбленной, натурщицей, музой, генератором идей и соавтором работ. После их расставания Камилла лишилась рассудка, а Роден не создал ни одного выдающегося произведения.

Камилла Клодель

Камиллу Клодель нельзя назвать заурядной девушкой: еще в юности проявился ее талант ваяния, в 17 лет она поступила в Академию Коларосси, где ее наставником стал знаменитый скульптор Альфред Буше. А вскоре Камилла начала брать уроки у Огюста Родена.

Слева – Огюст Роден. Справа – Камилла Клодель в мастерской

Между ними вспыхнула страсть, которая на долгие годы стала источником вдохновения для великого скульптора. Свою возлюбленную он описывал так: «Прекрасный лоб над дивными глазами глубокого густо-синего цвета, как у красавиц на портретах кисти Боттичелли, большой, чувственный рот, густая копна золотисто-каштановых волос, спадающих на плечи. Вид, впечатляющий дерзостью, превосходством и… детской веселостью».

Камилла Клодель

Первое время Камилла Клодель шлифовала готовые скульптуры своего наставника, но со временем она начала создавать и собственные. Роден даже доверял ей заканчивать свои работы. Она стала для скульптора не только любимой моделью и музой, но и генератором идей, автором многих замыслов.

Огюст Роден. Данаида, 1885 – скульптура, посвященная Камилле Клодель

Слева – Камилла Клодель. Вечный кумир, 1888. Справа – Огюст Роден. Вечный идол, 1889

Р.-М. Пари – биограф Камиллы Клодель, так описывает период их совместного творчества: «Все исследователи творчества Родена знают: новый стиль открылся у него в 80-е годы – именно тогда, когда в жизни его появилась эта девушка. Ей не исполнилось еще 20 лет – возраст гения, по Рембо. Родену было за 40, он успел утратить связь со своими живыми истоками. Сам по себе он продолжал бы двигаться в сторону Микеланджело, пытаясь осовременить его и тем самым огрубляя. А тут внезапно в нем зарождается нечто новое, что после разлуки с Камиллой словно уходит в песок. Такая взаимосвязь между страстью и творчеством у двух любовников одной профессии, работающих вместе, в одной мастерской и над одним сюжетом, подводит нас к выводу: без малого 15 лет Камилла была музой и правой рукой Родена».


Слева – Огюст Роден. Справа – Камилла Клодель

Ученик Родена Э. А. Бурдель сказал о «Поцелуе»: «Не было и не будет мастера, способного вложить в глину, бронзу и мрамор порыв плоти более проникновенно и напряженно, чем это сделал Роден». Р. М. Рильке писал: «Чувствуешь, как волны из всех соприкасающихся поверхностей пронизывают тела, трепет красоты, чаяние, мощь. Потому и кажется, будто видишь блаженство этого поцелуя в каждой точке этих тел; он как восходящее солнце с его вездесущим светом». Скульптура вышла настолько чувственной, что многие сочли ее неприличной для демонстрации широкой аудитории.

Огюст Роден. Поцелуй. Фрагмент

Их счастье не было безоблачным: Роден так и не оставил свою гражданскую жену, с которой прожил более 20 лет, ради Камиллы, а она не хотела довольствоваться ролью любовницы. 15-летняя история сотворчества и страсти закончилась катастрофой: любовь Камиллы переросла в ненависть. По несколько недель она не выходила из квартиры, погруженная в глубокую депрессию, лепила фигуры и тут же их разбивала – весь пол был устлан осколками. Ее рассудок не выдержал этого испытания: в 1913 г. женщину поместили в психиатрическую клинику, где она провела оставшиеся 30 лет своей жизни.

Камилла Клодель. Слева – *Улетающий бог*, 1890-е гг. Справа –*Бронзовый вальс*, 1893

Камилла Клодель. *Эпоха зрелости*, 1900 – аллегория ее разрыва с Роденом. Фигура Умоляющей – автопортрет Камиллы

Критики писали, что после расставания с Камиллой талант Родена угас, и он больше так и не создал ничего значительного. Сложно судить о масштабах таланта гения, но все его самые знаменитые работы действительно появились в то время, когда их с Камиллой любовь и вдохновение были взаимными. В 1880-1890-е гг. были созданы «Ева», «Мыслитель», «Вечный идол», «Вечная весна» и «Поцелуй», признанные вершиной творчества Огюста Родена.

Камилла Клодель

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! 🙂

Мой мир

Facebook

Вконтакте

Twitter

Одноклассники

musthaveforyou.mediasole.ru

Скульптура «Поцелуй» – Огюст Роден – Жан Оноре Фрагонар

Огюст Роден

Французский скульптор Огюст Роден (1840-1917) сочетал в своих работах смелость реалистических исканий, жизненность образов, энергичную живописную лепку, текучесть формы с драматизмом замысла, стремлением к философским обобщениям.

Поцелуй. Огюст Роден

«Поцелуй» (1886, бронза, повтор мрамор) — одна из знаковых работ Родена. Воссоздать «чудо жизни» — в этом Роден видит главную задачу скульптора: передать ощущение напрягающейся мускулатуры, легкое колебание грудной клетки, словно вздымающейся от дыхания, трепет поверхности кожи, нервов, уловить естественный ритм, присущий живому организму; при этом не подгонять современного человека под античный образец, под холодные в своем совершенстве статуи классицистов. Ему это удалось.

«Поцелуй» Родена, этого непревзойденного мастера камня и пластики, не оставляет равнодушных. Желания испытать те же чувства, что присущи участникам сюжета, удается немногим. Весь трепет и нежность прикосновений невольно передаются зрителю. Кажется, что начинаешь в полной мере ощущать… пока еще сдержанную приличием страсть. Эта работа, как бриллиант, отражает в себе все оттенки чувств. Мы видим не жаркие объятия и ненасытное желание, но истинный поцелуй любви. Взаимную осторожность и чуткость. Их губы едва соприкасаются. Они слегка дотрагиваются друг до друга и вместе с тем стремятся безмерно приблизиться друг к другу.

Но что же подтолкнуло мастера к созданию столь прекрасного изображения любви? Как сказали бы его соотечественники — Chercher la femme. Интерес, увлечение, влюбленность, любовь — и, как следствие, всплеск вдохновения. Роден был влюблен в свою ученицу Камиллу Клодель, которую встретил на курсах для девушек, заменяя педагога. Он увидел в ней бесспорный талант, она в нем — великого мастера. Вспыхнувшее чувство побудило мэтра к созданию серии скульптур, олицетворяющих нежную любящую пару. Среди этих шедевров — «Поцелуй».

Пожилой Роден изобразил пышущих молодостью и страстью юношу и девушку. Видимо, именно таким в период отношений с «мадемуазель Камиллой», было состояние его души: возвышенным и помолодевшим.

Чувство к Камилле было настолько сильным, что он, даже после того, как расстался с ней, всячески ее поддерживал. Но принципиальная Камилла не признавала возможности «делить своего гения», а Огюст так и не смог оставить свою верную и давнюю подругу жизни — Розу Бере, родившую ему сына.

kiss.romanticcollection.ru

Огюст Роден. Поцелуй на века » Crossroads

Когда-то давно, путешествуя по заллам Эрмитажа, я увидела удивительную скульптуру. Тела мужчины и женщины переплелись в объятии, а нежный, белый мрамор подчеркивал всю чистоту их поцелуя. Скульптура была необыкновенно эротична, прекрасна, говорила о любви, страсти, чувствах соединивших этих двух людей, для которых весь остальной мир не существовал. Они друг для друга были Весь мир. То, что это и есть знаменитый «Поцелуй» Родена, я не сомневалась. Это произведение я видела на репродукциях. Но в реале оно вызвало у меня шок. Это как удар, теплой нежной волны в самое сердце-стоишь, смотришь и не можешь оторваться. Такова необычайная сила этого произведения. Казалось мастер создал идеал любви. Но это не так. Фигуры влюбленных глубоко характерны и точны, в них Роден изобразил себя и свою возлюбленную-Камиллу. Именно эта характерность и придает такой реализм его работе, потому так трогает душу. Потому что реальна, потому что близка, потому что похожа на всех нас. Даже спустя столетия.
Именно влюбленность великого мастера-Огюста Родена в свою помощницу и талантливого скульптора Камиллу Клодейль, послужила огромным творческим стимулом. Он создал свой великоллепный цикл, полный чувственности, движения, любви и нежности. Роден изображал влюбленные пары и для самых известных его скульптур, таких как «Поцелуй» позировала сама Камилла.
Камилла Клодейль родилась в 1864 году в семье далекой от искусства. Отец занималься продажей недвижимости, а мать вела хозяйство и воспитывала троих детей. Двое из которых впоследствии стали широко известны. Брат Камиллы -Поль стал поэтом и дипломатом, а сама Камилла блестящим скульптором. В возрасте 15 лет она начала учиться в художественной студии скульптуре, а впоследствии семья переехала из Рамбуйе (Северная Франция) в Париж.
Камилла была очень начитанна, хорошо образованна и лишена всяких предрассудков.
Их знакомство произошло в Школе изящных искусств, где Роден пришел провести занятие в женской мастерской, но провел там совсем немного времени, преподавание его не интересовало. Однако он обратил внимание на гипсовый бюст, красивого ребенка. Это была скульптура Камиллы «Поль Клодейль в 13 лет». Мастера приятно удивили способности молодой девушки, да и сама восемнадцатилетняя Камилла была великолепна: синие глаза, изящная фигура. Она начала работать в мастерской Родена. В качестве секретаря, помощницы, ученицы, подмастерья. Камилле было очень непросто. Все подмастерья держались от нее подальше, их смущала половая принадлежность, а еще больше красивая внешность Камиллы. Да и сам метр ни в чем не делал ей поблажек. Она вместе со всеми работала по многу часов, месила глину, уберала мусор. И тем не менее он отличал образованную и талантливую девушку от остальных учеников. Его интересовало и волновало ее мнение.
Роден снял ветхий особняк неподалеку от площади Италии. Особняк имел три этажа. На первом разместилась мастерская, очень скоромная, но чисто прибранная и светлая. В ней Огюст и Камилла провели много часов вместе, в ней же и родились гениальные скульптуры Родена, как отражение его глубокой и поздней любви, к прекрасной Клодейль. На втором этаже была спальня, а третий скульптор отвел под кладовую для материалов. Кроме всего прочего, дом имел вымощенный булыжником двор с фонтаном посередине, а позади-ухоженный сад. В особняке царили тишина и покой, располагая к творчеству и уединению. В этой мастерской Камилла позировала для Родена. Мэтр лепил ее голову, руки, делал сотни набросков с фигуры. Камилла по многу часов ходила по мастерской, а Огюст рисовал ее. Иногда работа заканчивалась только под утро.
Это было счастливое время для Родена. Он сразу распознал в Камилле талант скульптора, но не ожидал встретить настолько близкого человека, близкого со всеми стремлениями и помыслами, женщину которую полюбит.
Их связь продлилась 15 лет. За это время Камилла Клодейль стала известным скульптором, а Огюст Роден создал многие свои замечательные произведения: Граждане Кале, портрет Виктора Гюго… но особой живой струёй в его творчестве была и остается серия замечательных, эротичных скульптур. Своеобразный памятник влюбленным всех времен.

www.newalive.net

Скульптуры Родена: фото с описанием

Французская экспрессия, нашедшая отражение в камне. Полет фантазии, остановившееся мгновение, ярко выраженная чувственность работ. Все это скульптуры Родена.

Сегодня мы с вами поговорим о творчестве этого великого художника, который внес громадный вклад в мировую культуру. Кроме этого, он совершил революционный прорыв в скульптуре.

Биография

скульптуры родена

Огюст Роден был вторым ребенком от второго брака парижского чиновника. У него была старшая сестра Мари, которой удалось упросить отца отправить брата в Малую школу. Там мальчик начинает осваивать свою будущую профессию.

Он интересуется всем, что связанно со скульптурой, посещает разные курсы, но успехом его попытки не отличаются. Например, в Школу изящных искусств он не поступил и с третьего раза. После смерти сестры у юноши начались проблемы, и он на короткое время забросил этот вид деятельности.

Вернул его на «путь истинный» священник Пьей Эймар, к которому Роден поступил послушником в сложный период жизни. В 24 года юноша знакомится со швеей Розой Бере, которая повлияла на его уверенность. После начала их отношений Огюст открывает свою первую мастерскую.

После признания в сорокалетнем возрасте у художника начинается бурная жизнь. Он получает первый государственный заказ на портал в парижском музее, с которым так и не справился. Знаменитая скульптура «Мыслитель» Родена, как и многие другие, изначально планировалась как часть этой композиции.

Далее, во время путешествий по странам Европы, художник знакомится с критиками и другими скульпторами, которые вводят его в мир элиты искусства.

В последние годы Роден разбогател, приобрел себе поместье, от правительства ему был выделен целый павильон. Под конец жизни скульптор подрабатывал созданием бюстов и портретов высокопоставленных европейцев. Среди его клиентов были генералы, артисты и даже короли.

Становление

Работы французского скульптора долгое время не находили отклика в сердцах критиков и общества. Начал он как декоратор, позже открыл первую мастерскую в конюшне. Ему было чуть больше двадцати лет.

Первой значительной работой для Родена был бюст Биби, сегодня это произведение известно как «Человек со сломанным носом». Но публика узнала о нем только спустя несколько лет, так как Парижский Салон с первого раза его не согласился выставить.
Скульптуры Родена постепенно совершенствуются. Набольшее влияние в его жизни имели две женщины – Роза и Камилла. Именно их образы отражены в большинстве произведений.

Позже Огюст начинает применять на практике идею «воплощения движения в камне». Так появляются работы «Шагающий» и «Иоанн Креститель». Натурщиком для них стал безвестный итальянский крестьянин, который предложил скульптору свои услуги после возвращения последнего из Италии.

огюст роден скульптуры

Окончательное же признание приходит к Родену после сорока лет. Значительным событием, которое повлияло на всю следующую жизнь художника, стало знакомство с Антоненом Прустом. Это был французский министр изящных искусств, который, как и Огюст Роден, посещал салон мадам Жюльетты Адам.

Врата ада

Сейчас речь пойдет о самой известной и значимой композиции Огюста Родена. Этому шедевру он посвятил всю жизнь. «Врата ада» впоследствии вылились в основную массу статуй, автором которых является Роден. Скульптуры с названиями «Поцелуй», «Мыслитель» и многие другие когда-то были лишь зарисовками в процессе создания шедевра.

скульптура мыслитель родена

Вы будете поражены, но над этим произведением француз трудился более двадцати лет. Композиция была заказана как оформление для входных дверей парижского музея декоративных искусств. В это время его постройка только планировалась.

Примечательно то, что с этого момента начинается официальное признание скульптора в высших кругах. До восьмидесятых годов девятнадцатого века его работы оценивались слишком неоднозначно. Большая часть вообще воспринималась как выпад в сторону моральных принципов общества. Но после начала работы над первым государственным заказом скульптуры Родена пробуждают интерес у коллекционеров из разных стран.

На самом деле мастер не успел закончить «Врата ада» до своей кончины. Они были воссозданы и отлиты окончательно из бронзы уже после его смерти. Многие же статуи, являвшие собой составную часть композиции, превратились в самостоятельные произведения искусства.

В чем же заключался замысел оформления входной двери музея? Окрыленный Огуст Роден взялся воплотить на этом холсте всю человеческую жизнь. Он за основу взял поэму Данте Алигьери, однако в процессе работы на него огромное влияние оказали Бодлер и французские символисты. Когда это все попало на благодатную почву личного импрессионизма автора, начали получаться настоящие шедевры. Далее мы поговорим о них более подробно.

Вечная весна

Скульптура Родена «Вечная весна» является воплощением импрессионистических настроений автора. В ней он выразил истинную суть страсти в тот момент, когда уже ничего больше не осталось. Это та секунда, когда рушатся все запреты и отключается разум.

скульптура родена вечная весна

Композиция показывает встречу молодого юноши и девушки где-то в парке или лесу. Их тела обнажены, но поданы в расплывчатой манере, благодаря которой автор показывает время события. Страсть охватила молодую пару в сумерках.

Девушка изящно изогнулась, но ее поза показывает, что она лишается сил, млея под любовным натиском юноши. Именно благодаря остановленному мгновению и стала шедевром скульптура «Весна».

Роден задолго до создания этой композиции начал исследовать женскую чувственность, работая с натурщицами. Кроме этого, большинство скульптур были вдохновлены эксцентричными отношениями с Камиллой Клодель. Страсть Родена к этой женщине выразилась в «Поцелуе», «Вечной весне» и других откровенно эротических композициях.

Поцелуй

Скульптуры «Весна» и «Поцелуй» Родена поражают образами женщин, изображенных в них. Давайте подробнее остановимся на последней.

Итак, скульптура Родена «Поцелуй» вначале называлась «Франческа да Римини». Только в 1887 году критики дали ей прозвище, которое закрепилось благодаря содействию средств массовой информации.

скульптуры родена в париже

У этого произведения просто потрясающая история. Оно создавалось под влиянием «Божественной комедии». В этой поэме рассказывается об этой героине. Она влюбилась в младшего брата своего мужа. Их встречи происходили во время чтения рассказов о Ланселоте. Заметив страсть, сквозившую в их взглядах, муж Франчески убил обоих. Трагедия описана в Пятой песне Второго круга Ада.

Примечательно, что в скульптурной композиции поцелуя не происходит. Их губы близко друг к другу, но не соприкасаются. В правой руке молодой человек держит книгу. То есть этим автор хотел сказать, что «платонические» любовники погибли, не согрешив.

Главное отличие роденовских женщин — в равном положении с мужчинами. Они не подчинены, а находятся на позиции партнера, испытывая такие же чувства по силе. Также у них есть идентичные с противоположным полом права на реализацию стремлений.

Когда в Чикаго на выставку была отправлена уменьшенная бронзовая копия «Поцелуя», комиссия жюри не разрешила выставлять ее на всеобщее обозрение. Она находилась в закрытой комнате с допуском только при записи и разрешении. Основанием такого отношения был явный эротизм момента, который выражает композиция. Кроме этого, античная естественность фигур не совсем принималась в американском обществе того периода.

Сегодня существуют и официальные копии скульптуры, сделанные художником на заказ. Первая находится в музее Родена и была создана по заказу правительства Франции за 20 тысяч франков. Вторую купил коллекционер из Англии, но она не оправдала его ожиданий и долгое время находилась позади конюшни. Сегодня она расположена в Ливерпуле, но ее часто берут в аренду английские музеи. Третья копия находится в Копенгагене. Еще три скульптуры купил музей д’Орсе. Таким образом, изначально принятая «в штыки» композиция получила все-таки общественное признание после смерти автора.

Мыслитель

Сейчас мы с вами поговорим о самом знаменитом произведении французского художника. Скульптура «Мыслитель» Огюста Родена была создана за два года, с 1880 по 1882.

скульптура мыслитель огюста родена

Эта статуя несет на себе влияние гениального Микеланджело Буонаротти, итальянского писателя Данте Алигьери и его «Божественной комедии». Первоначальное название скульптуры – «Поэт». Этот макет был когда-то частью скульптурной композиции «Врата ада». Сегодня же работа выставлена в парижском музее этого художника.

Как и для многих других композиций, Огюсту Родену позировал парижский боксер и уличный боец Бо Жан. Он обладал атлетическим телосложением и хорошим рельефом мышц. Примечательно, что эта скульптура выполнена с максимальной аллегоричностью. Автор постарался выразить физическую мощь в отрыве от образа конкретного человека.

Удивительно, но скульптура «Мыслитель» Родена впервые была показана публике в датской столице, Копенгагене. Позже она была отлита в бронзе и экспонировалась в Париже. Размер новой бронзовой версии был увеличен до 181 сантиметра. До 1922 года он находился в Пантеоне, а после – в музее Родена.

Примечательно, что на открытии скульптуры в Пантеоне в 1904 году автор заявил, что данная композиция является памятником рабочим Франции.

Сегодня существует более двадцати копий этой статуи во Франции и других странах. Например, в Филадельфии, возле роденовского музея, в Копенгагене, возле входа в Колумбийский университет.

Граждане Кале

Совершенно новый подход к искусству выделяет из массы скульптуры Родена. Фото композиции «Граждане Кале» только подтверждает это.

Если попытаться проанализировать эти статуи, можно прийти к неоднозначным выводам. Новаторство художника выразилось в первую очередь в отсутствии постамента. Огюст Роден настаивал на положении фигур на уровне прохожих, кроме этого, важной была оговорка по поводу их величины. Они планировались в человеческий рост.

скульптуры весна и поцелуй родена

Почему для художника важны были такие условности? Чтобы понять это, следует обратиться к истории, которая послужила основой для памятника.

Во время столетней войны английский король осадил город Кале. Жители, отказавшись сдаваться, заперли ворота и приготовились к длительной блокаде. Осада продлилась более года. Запасы провианта заканчивались, и население Кале вынуждено было сдаться.

Английский монарх Эдуард III предъявил следующие условия, на которых он примет капитуляцию. Ему должны были выдать шесть богатых и именитых горожан, чтобы он их казнил. Но жребий не понадобился. Первым вышел Юсташ де Сен Пьер, богатейший банкир в городе. Он решил принести себя в жертву ради спасения любимого города. За ним вышли еще пятеро знатных горожан.

Пораженная таким самопожертвованием, жена английского короля упросила мужа помиловать их. Эта шестерка не была казнена.

Таким образом, скульптуры Родена символизируют то, что героизм скрывается в каждом из нас. Нужно только создать определенные условия для его проявления.

Бронзовый век

У следующей работы великого французского скульптора очень интересная история. Она содержит в себе восхищение художника от посещения памятников эпохи Возрождения и неспособность академических кругов принять новые идеи.

Итак, чем же провинился перед искусством Огюст Роден? Скульптуры обычно изображают в материальном плане какую-то идею. Она может быть как абстрактной, так и конкретной.

Сложность заключалась в том, что, создавая скульптуру, позже названную «Бронзовый век», автор не стал отвлекаться на детали. Он просто сделал слепок с тела бельгийского солдата, поразившего его атлетичностью своего телосложения.

Позже по этому слепку была просто отлита бронзовая фигура. Именно это и возмутило большинство критиков. Они посчитали, что это не выражение искусства, а просто обычный любительский проект. Но французская творческая элита отстояла скульптуру Родена.

Что же говорит по этому поводу сам автор? Он хотел в фигуре этого солдата выразить все мужество солдат Франции. Но в процессе работы над произведением была полностью изменена концепция. Окончательный вариант предполагал вызвать в зрителях ощущение восстания и пробуждения человеческой мощи, а не послужить отражением страданий.

Если внимательно приглядеться к фигуре, мы заметим очевидное подражание скульптуре Микеланджело Буонаротти «Умирающий раб». Действительно, это так, ведь работа была создана после путешествия по Италии.

Наследие

На сегодняшний день официально существуют три музея в мире, посвященные творчеству этого художника. Выставляются скульптуры Родена в Париже, Филадельфии и Мёдоне, где находится могила и бывшая вилла мастера.

Огюст Роден при жизни позволял снимать копии со своих творений для коммерческих целей. Так, в литейных мастерских официально было произведено более полутысячи дубликатов скульптур «Вечный идол» и «Поцелуй».

Благодаря такой политике великого мастера, его шедевры в виде копий находятся в самых именитых музеях мира. Их можно найти среди экспонатов в Эрмитаже (Санкт-Петербург), музее имени Пушкина (Москва), Национальной галерее искусств (Вашингтон), Метрополитене (Нью-Йорк), музее Копенгагена и других заведениях.

Однако в 1956 году во Франции официально был принят закон, который запрещает считать подлинными все уже сделанные копии, начиная с тринадцатой. Юридически же с этого времени позволялось снимать с каждого творения Огюста Родена только двенадцать копий. Но поскольку все права после смерти художника перешли его французскому музею, то права наследников это решение не затрагивает.

Оценки критиков

Мы с вами познакомились с таким феноменом французской культуры, как Огюст Роден. Скульптуры этого художника попали во многие музеи мира. Чем же так полюбился зрителям его стиль? Давайте послушаем мнения критиков.

Творчество Родена насквозь пронизано двумя новаторскими идеями, с помощью которых он произвел революцию в искусстве конца девятнадцатого – начала двадцатого века.

Во-первых, это движение. Его творения живут собственной жизнью. Они просто на секунду замерли под испытывающими взглядами зрителей. Кажется, пройдет миг, и они вновь начнут дышать, их вены будут пульсировать, а фигуры — двигаться.

Для создания такого эффекта мастер часами наблюдал и делал зарисовки с обнаженных натурщиков, которые ходили по его студии. Причем он категорически не признавал услуг профессиональных позеров. Огюст приглашал только молодых людей из простого народа. Рабочих, солдат и прочих.

Во-вторых, это эмоциональность. Автор считал, что скульптуры живут собственной жизнью, изменяясь вслед за своим творцом. Поэтому Роден не признавал завершенности и канонов. Во время работы француз делал серию слепков натурщиков под разными углами. Так постепенно формировались его шедевры, получаясь из калейдоскопа деталей, увиденных с нескольких ракурсов.

Итак, мы с вами сегодня познакомились с жизнью и творчеством Огюста Родена, одного из величайших скульпторов девятнадцатого века.

Путешествуйте чаще, дорогие друзья! Наслаждайтесь жизнью во всех ее проявлениях.

fb.ru

История одного «Поцелуя»: кто вдохновил Родена на создание знаменитой скульптуры: spetsialny — LiveJournal

«Поцелуй» – не единственная скульптура, на создание которой великого Огюста Родена вдохновила страсть к его ученице, скульптору Камилле Клодель. В течение 15 лет девушка была для него возлюбленной, натурщицей, музой, генератором идей и соавтором работ. После их расставания Камилла лишилась рассудка, а Роден не создал ни одного выдающегося произведения.


Камилла Клодель

Камиллу Клодель нельзя назвать заурядной девушкой: еще в юности проявился ее талант ваяния, в 17 лет она поступила в Академию Коларосси, где ее наставником стал знаменитый скульптор Альфред Буше. А вскоре Камилла начала брать уроки у Огюста Родена.

Слева – Огюст Роден. Справа – Камилла Клодель в мастерской

Между ними вспыхнула страсть, которая на долгие годы стала источником вдохновения для великого скульптора. Свою возлюбленную он описывал так: «Прекрасный лоб над дивными глазами глубокого густо-синего цвета, как у красавиц на портретах кисти Боттичелли, большой, чувственный рот, густая копна золотисто-каштановых волос, спадающих на плечи. Вид, впечатляющий дерзостью, превосходством и… детской веселостью».

Камилла Клодель

Первое время Камилла Клодель шлифовала готовые скульптуры своего наставника, но со временем она начала создавать и собственные. Роден даже доверял ей заканчивать свои работы. Она стала для скульптора не только любимой моделью и музой, но и генератором идей, автором многих замыслов.

Огюст Роден. Данаида, 1885 – скульптура, посвященная Камилле Клодель

Слева – Камилла Клодель. Вечный кумир, 1888. Справа – Огюст Роден. Вечный идол, 1889

Р.-М. Пари – биограф Камиллы Клодель, так описывает период их совместного творчества: «Все исследователи творчества Родена знают: новый стиль открылся у него в 80-е годы – именно тогда, когда в жизни его появилась эта девушка. Ей не исполнилось еще 20 лет – возраст гения, по Рембо. Родену было за 40, он успел утратить связь со своими живыми истоками. Сам по себе он продолжал бы двигаться в сторону Микеланджело, пытаясь осовременить его и тем самым огрубляя. А тут внезапно в нем зарождается нечто новое, что после разлуки с Камиллой словно уходит в песок. Такая взаимосвязь между страстью и творчеством у двух любовников одной профессии, работающих вместе, в одной мастерской и над одним сюжетом, подводит нас к выводу: без малого 15 лет Камилла была музой и правой рукой Родена».

Слева – Огюст Роден. Справа – Камилла Клодель

Ученик Родена Э. А. Бурдель сказал о «Поцелуе»: «Не было и не будет мастера, способного вложить в глину, бронзу и мрамор порыв плоти более проникновенно и напряженно, чем это сделал Роден». Р. М. Рильке писал: «Чувствуешь, как волны из всех соприкасающихся поверхностей пронизывают тела, трепет красоты, чаяние, мощь. Потому и кажется, будто видишь блаженство этого поцелуя в каждой точке этих тел; он как восходящее солнце с его вездесущим светом». Скульптура вышла настолько чувственной, что многие сочли ее неприличной для демонстрации широкой аудитории.

Огюст Роден. Поцелуй. Фрагмент

Их счастье не было безоблачным: Роден так и не оставил свою гражданскую жену, с которой прожил более 20 лет, ради Камиллы, а она не хотела довольствоваться ролью любовницы. 15-летняя история сотворчества и страсти закончилась катастрофой: любовь Камиллы переросла в ненависть. По несколько недель она не выходила из квартиры, погруженная в глубокую депрессию, лепила фигуры и тут же их разбивала – весь пол был устлан осколками. Ее рассудок не выдержал этого испытания: в 1913 г. женщину поместили в психиатрическую клинику, где она провела оставшиеся 30 лет своей жизни.

Камилла Клодель. Слева – *Улетающий бог*, 1890-е гг. Справа –*Бронзовый вальс*, 1893

Камилла Клодель. *Эпоха зрелости*, 1900 – аллегория ее разрыва с Роденом. Фигура Умоляющей – автопортрет Камиллы

Критики писали, что после расставания с Камиллой талант Родена угас, и он больше так и не создал ничего значительного. Сложно судить о масштабах таланта гения, но все его самые знаменитые работы действительно появились в то время, когда их с Камиллой любовь и вдохновение были взаимными. В 1880-1890-е гг. были созданы «Ева», «Мыслитель», «Вечный идол», «Вечная весна» и «Поцелуй», признанные вершиной творчества Огюста Родена.

источник


spetsialny.livejournal.com