KYDRA PRIMARY BLEU УСИЛИТЕЛЬ ЦВЕТА СИНИЙ 60 мл
KYDRA PRIMARY BLEU. Усилитель цвета СИНИЙ. Новая палитра хроматиксов KYDRA PRIMARY способствует усилению пигмента краски. Отлично сочетается с любой линейкой красителей KYDRA. Без аммиака. Объем 60мл.
Подробное описание
2 000 ₽
В наличии
– +- Обзор
- Отзывы (0)
KYDRA PRIMARY — новая ультрамодная палитра хроматиксов от KYDRA, которая закрывает все потребности в создании цвета.
Позволяет получить любые оттенки от натуральных до интенсивно-холодных, от ярких до пастельных тонов, а также создавать уникальный авторский цвет.
Идеально сочетается со всеми линейками красителей KUDRA le SALON.
Содержит натуральные ингредиенты, на основе растительных экстрактов, что гарантирует при окрашивании защиту и увлажнение волос и кожи головы.
Не содержит аммиак!
Количество бустера, необходимое для использования, рассчитывается по «Правилу 11»
«Правило 11» для использования усилителей цвета Kydra:
Вычтите из числа 11 число, обозначающее желаемый уровень тона. Полученное число – количество граммов усилителя, необходимое для добавления на 30 г основного красителя. Таким образом, для краски Kydra с уровнем тона 10 нужно добавить 1 г бустера Kydra Primary нужного оттенка. На 30 г краски с уровнем тона 6 понадобится 5 г бустера.
Отзывов нет
Теги:
kydraДля салоновкраска кедракедра краска для волоспрофессиональная краскакупить краску для волосKydra BlondКраска для волосКидра краскаC этим товаром покупают
Быстрый просмотр
1 700 ₽
Kydra Crème 8/1 Light Ash Blonde Hair Colore Treatment Cream Стойкая крем-краска для волос 60мл
В наличии
Быстрый просмотр
Быстрый просмотр
Быстрый просмотр
Хит!
Быстрый просмотр
Kydra Le Salon Elixir of Ales with Extraction of Calendula Интенсивный эликсир-уход с экстрактом календулы для увлажнения волос 10мл.
В наличии
1Быстрый просмотр
1 700 ₽
Kydra Crème 6/1 Dark Ash Blonde Hair Colore Treatment Cream Стойкая крем-краска для волос 60 мл
В наличии
Читать онлайн «Синий. История цвета», Мишель Пастуро – Литрес
© Editions du Seuil, 2006
© Н. Кулиш, пер. с французского, 2015
© ООО «Новое литературное обозрение», 2015
Введение
Цвет и историк
Цвет – не столько природное явление, сколько сложная культурная конструкция, которая сопротивляется любой попытке обобщения, кроме анализа. Тот, кто берется его исследовать, неизбежно сталкивается со множеством трудноразрешимых проблем. Вероятно, именно поэтому так мало серьезных работ, посвященных цвету, и еще меньше тех, где автор критически и тщательно исследует феномен цвета в исторической перспективе. Зато много таких, где авторы, произвольно оперируя категориями пространства и времени, предпочитают исследовать сомнительную универсальную или архетипическую истинность цвета. Между тем для историка ее просто не существует. Цвет – прежде всего факт общественной жизни. Нет транскультурной истинности цвета, как бы ни старались уверить нас в обратном некоторые книги, опирающиеся на превратно понятые положения нейробиологии или – что еще хуже – скатывающиеся в псевдонаучную эзотерическую психологию. К сожалению, библиография по истории цвета катастрофически переполнена подобного рода трудами.
В таком положении дел отчасти виноваты сами историки, поскольку они редко уделяли внимание цвету. Однако у этого невнимания есть свои причины, которые сами обладают ценностью исторического факта. В основном они обусловлены трудностями, возникающими при попытке рассмотреть цвет как полноправный объект исторического исследования. Эти трудности бывают трех типов.
Во-первых, это проблемы идентификации: мы видим цвета, пришедшие из прошлого, такими, какими их сохранило для нас время, а не в их первоначальном состоянии; вдобавок мы видим их при свете, часто не имеющем ничего общего с условиями освещения, которые были известны тогда; и наконец, за долгие десятилетия у нас выработалась привычка изучать изображения и объекты далекого прошлого по черно-белым фотографиям и, несмотря на появление цветной фотографии, наш тип восприятия и осмысления в какой-то мере все еще остается черно-белым.
Далее, существуют трудности методологические: как только речь заходит о цвете, перед историком встает множество самых разных проблем – физических, химических, технических, связанных со свойствами материалов, а также иконографических, идеологических, связанных с эмблематикой и символикой. Как классифицировать все эти проблемы? В какой очередности задавать главные вопросы? Какую систему оценок принять для изучения цветных изображений и предметов? Ни один исследователь, ни один научный коллектив, ни одна методика до сих пор не справились с этими трудностями: все они склонны выбирать из многообразия фактов и проблем, относящихся к цвету, только то, что необходимо для подтверждения выдвигаемой ими теории, и игнорировать все то, что заставляет в ней усомниться. Такой подход нельзя не назвать порочным. Тем более что, когда мы имеем дело с целыми историческими эпохами, часто возникает соблазн механически перенести на предметы и изображения информацию, которую мы черпаем из текстовых источников, хотя – по крайней мере на начальном этапе исследования – правильнее было бы действовать по примеру исследователей первобытного общества (которые, не располагая никакими текстами, должны анализировать наскальные рисунки): отыскать в самих этих изображениях и предметах присущие им смысл, логику, систему, изучая, например, какие элементы повторяются в них чаще, какие – реже, как они располагаются, как группируются, каково пропорциональное соотношение между верхом и низом, правой и левой частями, передним планом и фоном, центром и периферией. То есть провести внутренний структурный анализ, с которого должно было бы начинаться изучение изображения или предмета в цветовом аспекте (но из сказанного не следует, что процесс изучения должен на этом закончиться).
Третий тип трудностей – гносеологического порядка. Мы не можем применять к изображениям, памятникам и предметам, созданным в прошедшие века, наши современные определения, концепции и классификации цвета. У обществ прошлого эти критерии были иными (а у будущих обществ, возможно, появятся свои…). Исследуя артефакт, историк (а историк искусства, возможно, чаще других) постоянно рискует допустить анахронизм. Но когда речь идет о цвете, о его определениях и классификациях, этот риск значительно возрастает. Вспомним, например, что долгое время черный и белый считались хроматическими цветами; что до XVII века люди не знали о существовании цветового спектра и спектрального порядка цветов; что только тогда, в XVII веке, возникло и начало закрепляться разделение цветов на основные и дополнительные, а окончательно оно было признано лишь в XIX веке; что противопоставление холодных и теплых оттенков – чистая условность, которая менялась от эпохи к эпохе (например, в Средние века синий считался теплым цветом) и от общества к обществу. Спектр, цветовой круг, концепция основных цветов, закон одновременного контраста, палочки и колбочки в светочувствительном слое сетчатки – не вечные истины, а всего лишь этапы непрерывно развивающейся истории познания. Поэтому не следует обращаться с ними бесцеремонно и своевольно.
В моих предыдущих работах я не раз останавливался на этих гносеологических, методологических и идентификационных проблемах, а потому мне не хотелось бы уделять им здесь слишком много внимания[1]. Пусть в этой работе по необходимости и затрагиваются некоторые из них, все же наша главная тема – другая. И это не место изображений или произведений искусства в истории цветов, которую во многом еще только предстоит написать. Однако мы часто будем опираться на разнообразные документальные материалы, чтобы рассмотреть историю цветов во всех ее аспектах и наглядно доказать, что она отнюдь не ограничивается сферой искусства. История цветов не дублирует историю искусства, это нечто иное, нечто гораздо более масштабное. И напрасно авторы большинства работ по историческим проблемам цвета ограничивали область исследования живописью, искусством или, в редких случаях, наукой[2]. На самом деле надо было обратиться к совершенно другой области.
Потому что история цвета – это всегда история общества. В самом деле, для историка, так же как, впрочем, для социолога и антрополога, цвет – явление прежде всего социальное. Именно общество «производит» цвет, дает ему определение и наделяет смыслом, вырабатывает для него коды и ценности, регламентирует его применение и его задачи. Именно общество, а вовсе не художник и не ученый, и уж тем более не система органов человека и не созерцаемая нами картина природы. Проблемы цвета – прежде всего социальные, ибо человек живет не обособленно, а внутри общества. Если мы не признаем это, то можем легко скатиться к примитивной нейробиологии или опасному сциентизму, и тогда все наши старания создать историю цветов неминуемо потерпят крах.
Чтобы выполнить свою миссию, историк цвета должен проделать двойную работу. С одной стороны, ему нужно смоделировать то, что могло быть миром цвета для различных обществ, предшествовавших нашему, включая все составляющие этого мира – лексику и подбор названий, химию красок и разнообразную технику окрашивания, регламентацию ношения одежды и коды, которые лежат в ее основе, место, отводимое цвету в повседневной жизни и в материальной культуре, декреты правителей, нравоучения духовных лиц, теории ученых, творения художников. Областей для сбора и анализа данных очень много, и всюду возникают самые разнообразные вопросы. С другой стороны, погрузившись в прошлое и замкнувшись в пределах одной-единственной культуры, историк должен изучить ее обычаи, коды и системы, выяснить причины изменений и исчезновений, исследовать инновации или взаимопроникновения, которые имели место во всех аспектах существования цвета, доступных исторической науке. И, как ни странно, вторая задача, быть может, труднее первой.
При этом двустороннем исследовании нельзя пренебрегать никакими фактами – ведь цвет по сути пронизывает собой весь комплекс жизненных явлений, все виды деятельности. Но есть сферы, где поиск оказывается особенно успешным. Например, лексика: здесь, как, впрочем, и везде, история слов неизменно обогащает наши знания о прошлом обширной и полезной информацией; если речь идет о цвете, она наглядно показывает нам, что в любом обществе изначальная функция цвета – классифицировать, метить, оповещать, вызывать ассоциации с чем-либо или противопоставлять чему-либо. Другой источник сведений – история красильного дела, тканей и одежды. Ведь именно в этой области одна группа проблем – вопросы химии и технологии, свойства материалов и тонкости ремесла – теснее всего связана с другой – проблемами социальными, идеологическими, вопросами эмблематики и символики. Для исследователя Средних веков, например, самые надежные, богатые и удобные в применении источники документального материала – это красильное дело, ткани и одежда, а не витраж, фреска или роспись по дереву, и даже не миниатюра (хотя, разумеется, он не может обойтись без них, и в его работе оба типа артефактов тесно связаны друг с другом).
Настоящая книга отнюдь не ограничивается эпохой Средних веков. Но, с другой стороны, она и не задумана как некая всеобщая и полная история цвета в обществах Западной Европы: ее задача – лишь расставить некоторые вехи. Для этого мы выбрали путеводной нитью историю синего цвета, от неолита до XX столетия. В самом деле, его история таит в себе немало загадок и неожиданностей: в культурах Античности роль синего цвета весьма незначительна; у римлян он даже считается неприятным и принижающим – это цвет варваров. А сегодня синий – любимейший цвет европейцев, в этом смысле он оставил далеко позади зеленый и красный. Значит, за минувшие столетия произошла полная переоценка ценностей. И цель настоящей книги – выявить эту переоценку. Вначале мы показываем, что общества античной эпохи и раннего Средневековья относились к синему цвету с полным равнодушием; затем он постепенно набирает популярность во всех областях жизни: с XII века синие тона в одежде и в бытовой культуре становятся желанными и престижными. Читатель увидит, какие социальные, моральные, художественные и религиозные ценности были связаны с этим цветом в разное время, вплоть до эпохи романтизма. И наконец, книга показывает триумф синего цвета в наши дни, еще раз напоминает о его многообразном использовании, о диапазоне его значений в прошлом и настоящем и задается вопросом о его роли в будущем.
Но цвет не может «найти себя» самостоятельно. Он может обрести смысл и начать полноценно «работать», только когда его ассоциируют с другими цветами или противопоставляют им. Вот почему всякому, кто пожелает говорить о синем, неизбежно придется вести речь и о других цветах. И в этой книге они будут присутствовать постоянно: не только зеленый и черный, с которыми долгое время сближали синий цвет, не только белый и желтый, которые часто составляли с ним контрастные пары, но также – и в особенности – красный, его многовековой антагонист, сообщник и соперник в культуре и в быту различных социумов Западной Европы.
Глава I
Редкий цвет
От начала начал до XII века
Нельзя сказать, что традиция использования синего цвета в общественной, художественной и религиозной жизни восходит к незапамятным временам. На первых настенных изображениях, относящихся к эпохе позднего палеолита, когда люди еще вели кочевую жизнь, но человеческое общество уже сложилось, этот цвет отсутствует. Мы видим все оттенки красного, черного, коричневого, охрового, но синего нет совсем, зеленого – тоже, а белого очень мало. Через несколько тысячелетий, в эпоху неолита, когда люди начали вести оседлую жизнь и освоили технику окрашивания, они стали использовать красную и желтую краски, а синей пришлось ждать своей очереди еще очень долго. Этот цвет с самого рождения Земли широко представлен в природе, однако воспроизводить его, изготавливать для своих надобностей и свободно им пользоваться человек научился очень поздно и с большим трудом.
Возможно, именно поэтому в западной культурной традиции синий так долго оставался на втором плане и не играл практически никакой роли ни в общественной жизни, ни в религиозных обрядах, ни в художественном творчестве. По сравнению с красным, белым и черным, тремя «основными» цветами всех древних социумов, символическое значение синего было слишком бедным, чтобы содержать в себе или передавать важные понятия, вызывать глубокие чувства или производить сильное впечатление или чтобы с его помощью можно было создавать различные коды и системы, классифицировать, сближать или противопоставлять явления и выстраивать их иерархию (в любом обществе классификаторская функция цвета – главная), а также для того чтобы контактировать с потусторонним миром.
Второстепенная роль синего в жизни древних и то обстоятельство, что во многих древних языках трудно найти определение этого цвета, заставили ученых XIX века усомниться в том, что древние видели синий цвет или, во всяком случае, видели его таким, каким его видим мы. Сейчас подобные сомнения стали анахронизмом. Однако на удивление небольшое общественное и символическое значение, которое придавалось этому цвету в европейских социумах в течение долгих тысячелетий, от неолита до середины Средневековья, – неопровержимый исторический факт, и он нуждается в объяснении.
Белый и два его антагониста
У цвета всегда были особые отношения с тканью. Поэтому для историка, желающего уяснить себе место, роль и историю цвета в данном конкретном социуме, ткани и одежда – самая перспективная и многосторонняя область исследования, значительно более перспективная и многосторонняя, чем лексика, искусство или живопись. Мир тканей – это мир, в котором тесно переплетаются материальные, технические, экономические, социальные, идеологические и символические проблемы. Здесь представлено все, что влияет на судьбу цвета: химия красителей, техники окрашивания, товарообмен, коммерческие интересы, финансовые ограничения, классовые различия, идеологические направления, эстетические взгляды. Ткань и одежда, в совокупности представляющие собой область междисциплинарного исследования, будут постоянно появляться в этой книге.
Но если мы обратимся к социумам далекого прошлого, то не сможем ни изучить, ни даже выявить тесную взаимосвязь между цветом и одеждой, поскольку не располагаем ни артефактами, ни свидетельствами очевидцев. Современная наука утверждает, что окрашивание тканей стало применяться между шестым и четвертым тысячелетиями до нашей эры. Раскрашивание тела и предметов растительного происхождения (кусков дерева или древесной коры) – более древняя практика. Самые ранние фрагменты окрашенных тканей, дошедшие до нас, найдены не в Европе, а в Азии и Африке. В Европе первые такие артефакты появились только в конце четвертого тысячелетия до нашей эры[3]. И все они выдержаны в красных тонах.
Это обстоятельство примечательно. В Западной Европе вплоть до возвышения Рима выкрасить кусок ткани чаще всего (но не всегда) значило заменить его изначальный цвет на один из оттенков красного, от самых бледных охристых или розовых тонов до самых насыщенных пурпурных. Красящие вещества, прежде всего – марена, по-видимому, представляющая собой древнейший краситель, но также и другие растения, кермес и некоторые моллюски, легко и глубоко проникают в текстильные волокна и меньше других красителей страдают от солнца, воды, стирки и света. К тому же они позволяют добиться большего многообразия и яркости оттенков, чем красители других цветов. Итак, в течение нескольких тысячелетий окрашивание тканей – это окрашивание преимущественно в красный цвет. Факт, который находит подтверждение в латинском языке: слова coloratus(окрашенный) и ruber(красный) – синонимы[4].
Господство красного цвета, по-видимому, началось в глубокой древности, задолго до римлян. Это важнейший антропологический факт, который, как нам кажется, объясняет, почему длительное время в большинстве индоевропейских социумов у белого цвета было два антагониста – красный и черный, и вокруг этих трех «полюсов» вплоть до разгара Средних веков выстраивались все социальные коды и основные представления, связанные с цветом. Не будучи охотником за архетипами, историк в данном случае может с полным правом заявить, что в древних социумах красное долгие века олицетворяло окрашенную ткань, белое – ткань неокрашенную, но незапачканную или первозданно чистую, а черное – ткань неокрашенную и запачканную или попросту грязную[5]. Две основные шкалы измерения цвета в древности и в Средневековье – шкала яркости и шкала насыщенности – возможно, возникли из этого двойного противопоставления: с одной стороны, черного и белого (из-за разного отношения к свету, к его силе и чистоте), с другой стороны, белого и красного (из-за разного отношения к красителю, к его наличию или отсутствию, к его сочности, к его концентрированности). Черное – мрачное, красное – яркое, а белое – противоположно и тому и другому[6].
В этой системе с тремя полюсами и двумя шкалами нет места синему, впрочем, так же как и желтому и зеленому. Но сказанное вовсе не означает, что этих цветов не существует, вовсе нет. Они ощутимо присутствуют в окружающем мире, в повседневной жизни; но в плане символики, в социальном плане они не выполняют тех функций, которые выполняют три основных цвета. Как мы увидим, для историка представляет большую трудность понять, а затем доискаться причин, почему в Западной Европе в период между серединой XII и серединой XIII века на смену этой троичной схеме, сложившейся еще в доисторические времена и основанной на белом цвете и двух его антагонистах, приходят новые цветовые комбинаторики. Отныне синий, желтый и зеленый будут играть такую же важную роль, как белый, красный и черный. За несколько десятилетий западноевропейская культура перешла от спектральных систем на основе трех цветов к системам, основанным на шести цветах, – системам, по которым мы во многом продолжаем жить и сегодня.
Бытовые красители: вайда и индиго
Но вернемся к древним красителям. И отметим, что, если греки и римляне редко пользовались синей краской, о других народах этого сказать нельзя. Так, кельты и германцы употребляют в качестве красителя вайду, или синильник (лат. glastum, vitrum, isatis, waida), дикорастущее растение семейства крестоцветных, которое встречается на влажных глинистых почвах во многих регионах Европы с умеренным климатом. Красящее вещество (индиготин) содержится главным образом в листьях, но получение из них синей краски – долгий и сложный процесс. Мы еще поговорим об этом, когда дойдем до XIII века, когда мода на синие тона в одежде вызовет настоящую революцию в красильном деле и вайда превратится в ценную хозяйственную культуру.
А вот народы Ближнего Востока завозят из Азии и Африки краситель, долго остававшийся неизвестным в Европе: индиго. Эту краску добывают из листьев индигоноски, растения, которое насчитывает множество видов, но ни один из них не встречается в Европе. Индигоноска, растущая в Индии и на Ближнем Востоке, – это кустарник, достигающий максимум двух метров в высоту. Красящее вещество (индиготин), более действенное, чем вайда, получают из верхних молодых листочков. Оно придает шелковым, шерстяным и хлопчатобумажным тканям настолько насыщенный и стойкий синий цвет, что красильщику почти не приходится использовать протраву, чтобы закрепить краску в волокнах ткани: иногда достаточно просто опустить ткань в чан с индиго, а затем разложить на открытом воздухе для просушки. Если цвет оказывается слишком бледным, эту операцию повторяют несколько раз.
В тех краях, где растет индигоноска, использование пигмента индиго началось еще в эпоху неолита; благодаря этому кустарнику возникла мода на синий цвет в окрашивании тканей и в одежде[7]. В те же незапамятные времена или немногим позже индиго, в особенности индийский, становится экспортным товаром. Народы, упоминаемые в Библии, начали пользоваться этой краской задолго до рождения Христа; однако стоила она дорого и применялась только для высококачественных тканей. В Риме, напротив, использование этого красителя оставалось ограниченным, и причина была не только в дороговизне (индиго привозили издалека), но еще и в том, что в римском обществе синие тона были мало популярны, хотя нельзя сказать, что они полностью отсутствовали в повседневной жизни. Римлянам, а до них и грекам, был хорошо знаком азиатский индиго. Они умели отличать этот действенный краситель от вайды, которую производили кельты и германцы[8], и знали, что он происходил из Индии: отсюда и латинское название – indicum. Но они не знали о его растительном происхождении. Дело в том, что листья индиго измельчали и превращали в тестообразную массу, которую высушивали, а потом вывозили и продавали уже в виде небольших брикетов[9]. И покупатели в Европе принимали их за минералы. Вслед за Диоскоридом некоторые авторы утверждали, что индиго – полудрагоценный камень, разновидность лазурита. Вера в минеральное происхождение индиго просуществует в Европе до XVI века. Мы вернемся к этой теме позже, когда речь пойдет о синих красителях в Средние века.
В Библии часто говорится о тканях и одеждах, реже – о красках и цветах. Во всяком случае, сведения о цветовых нюансах и о технике окрашивания весьма скудны. Здесь у историка возникают проблемы лексического свойства, и ему приходится с большой осторожностью относиться к разным по языку и по времени переводам библейских текстов, которыми пользуется он сам и которыми пользовались цитируемые или комментируемые им авторы (например, Отцы Церкви). Потому что описания цветов в Библии на разных языках не совпадают и вдобавок с каждым новым переводом становятся все подробнее и точнее. А в переводах сплошь и рядом встречаются неточности, отсебятина и смысловые сдвиги. Обратимся, например, к переводу на средневековую латынь: там, где в древнееврейском, арамейском или греческом текстах речь идет лишь о веществе, о свете, о плотности или же о высоком качестве, в латинском появляется множество цветовых характеристик предмета. Там, где в древнееврейском тексте сказано «блистающий», в латинском часто используется определение candidus(белоснежный), или даже ruber(красный). Там, где в древнееврейском тексте сказано «грязный» или «темный», в латинском сказано nigerили viridis, а на местных наречиях – «черный» или «зеленый». Там, где в древнееврейском или греческом текстах сказано «бледный», в латинском сказано или albus, или viridis, а на местных наречиях – «белый» или «зеленый». Где в древнееврейском тексте сказано «богатый», в латинском – purpureus, а на местных наречиях – «пурпурный». В переводах Библии на французский, немецкий, английский языки слово «красный» часто употребляется для передачи определения, которое в греческом или древнееврейском оригинале не имеет цветовой характеристики, но связано с представлениями о богатстве, мощи, величии или красоте, или даже любви, смерти, крови, огне. А значит, вместо того чтобы углубляться в символику цветов, историку надо проводить тщательнейшее эвристическое и филологическое исследование всякий раз, когда он обращается к тексту Священного Писания[10].
Все эти трудноразрешимые проблемы объясняют, почему нам так непросто определить место, которое синий цвет занимает в Библии и у народов, упоминаемых в Библии. Очевидно, его место не столь значительно, как у красного, белого или черного. Но добавить к этому очевидному факту хоть что-нибудь – задача почти невыполнимая. Казус с одним древнееврейским словом, вызвавшим ожесточенные дискуссии, доказывает, насколько опасны могут быть попытки передать современной терминологией цвета то, что в древних текстах обозначало лишь вещество или свойство. В древнееврейском тексте Библии часто встречается слово tekhelet. Некоторые переводчики, филологи и толкователи решили, что оно обозначает оттенок цвета – глубокую, насыщенную синеву. Другие, более осмотрительные исследователи, поняли это слово как обозначение вещества, красителя животного происхождения, «взятого из моря», возможно, какой-то особой разновидности моллюска семейства мурицевых или багрянок; однако у них не вызвало сомнений утверждение, что это вещество красило именно в синий цвет[11]. А между тем, не только из мурекса, но ни из одного вида моллюсков, служивших в библейские времена источником сырья для красильщиков Восточного Средиземноморья, нельзя получить стойкую, яркую краску определенного цвета. Цвет, который производят эти моллюски, варьируется от красного до черного, включая все оттенки синего и фиолетового, и даже еле уловимые блики и отсветы, которые вписываются в желто-зеленую гамму. Вдобавок, уже после того, как краска въедается в волокна ткани, цвет продолжает меняться, и эти изменения со временем не прекращаются: главная особенность всех пурпурных тканей древности – невозможность определить их изначальный цвет. Перевод понятия tekheletкак «синий» или даже попытка ассоциировать это вещество с синим цветом с филологической точки зрения – рискованная гипотеза, а с исторической – попросту анахронизм.
1. Имеются в виду работы «К социальной истории цвета», «Возможна ли история цвета?» и «Цвет и историк» (Pastoureau M. Vers une histoire sociale des couleurs // Couleurs, images, symboles. Études d’histoire et d’anthropologie. Paris, 1989. Pp. 9–68; Une histoire des couleurs est-elle possible? // Ethnologie française. Octobre – décembre 1990. Vol. 20/4. Pp. 368–377; La couleur et l’historien // Pigments et colorants de l’Antiquité et du Moyen Âge / éd. B. Guineau. Paris: CNRS, 1990. Pp. 21–40). Основой настоящей книги стали семинары, которые я вел в Практической школе высших исследований и в Высшей школе социальных наук в 1980–1995 гг. Ее первоначальный вариант был опубликован в виде короткой статьи под названием «Jésus teinturier. Histoire symbolique et sociale d’un métier réprouvé» (Красильщик Иисус. Символическая и социальная история отверженной профессии). См.: Médiévales. 1995. No. 29. Pp. 43–67).
2. В этом отношении типична книга Джона Гейджа «Цвет и культура» (Gage J. Color and Culture. Practice and Meaning from Antiquity to Abstraction. London, 1993). Из всех трудов по истории цвета это, вероятно, – самый масштабный и фундаментальный. Однако, несмотря на многообещающее название, в этой книге нет почти ничего о роли цвета в обычаях, принятых в том или ином социуме, и его отражении в лексике и нормах языка, выборе одежды и употреблении красителей, в эмблемах и социальных кодах (гербах, флагах, опознавательных знаках и символах). Проблемы истории цвета интересуют автора этой прекрасной книги лишь в тех случаях, когда они связаны с историей науки и искусства. См. мою рецензию в журнале: Les Cahiers du Musée national d’art moderne (Paris). Hiver 1995. No. 54. Pp. 115–116.
3. Brunello F. L’arte della tintura nella storia dell’umanita. Vicenza, 1968. Pp. 3–16.
4. André J. Étude sur les termes de couleur dans la langue latine. Paris, 1949. Pp. 125–126. По сей день в испанском (кастильском) языке словом coloradoчасто обозначают красный цвет.
5. Gerschel L. Couleurs et teintures chez divers peoples indo-européens // Annales, Économies, Sociétés, Civilisations. T. XXI. 1966. Pp. 603–624.
6. Заметим, между прочим, что в некоторых культурах, в частности мусульманской, черный и красный цвета связаны друг с другом напрямую, без посредничества белого.
7. Brunello F. Op. cit. Pp. 29–33.
8. О вайде красильной в эпоху Античности см.: Cotte J., Cotte C. La guède dans l’Antiquité // Revue des études anciennes. 1919. T. XXI/1. Pp. 43–57.
9. Плиний, однако, не утверждает, что индиго – камень; по его словам, это что-то вроде пены или тины, затвердевшей, а затем истолченной в порошок. «Ex India venit indicus, arundinum spumae adhaerescente limo; cum teritur, nigrum; at in diluendo mixturam purpurae caeruleique mirabilem reddit» – Naturalis historia, XXXV, 27, 1 («Она привозится из Индии, а представляет собой ил, пристающий к пене тростников. На вид она черная, но при разведении дает удивительное сочетание пурпура и лазури». Пер. Г.А. Тароняна. Источник: Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. М., 1994).
10. По этим вопросам см.: Pastoureau M. Ceci est mon sang. Le christianisme médiéval et la couleur rouge // Le Pressoir mystique. Actes du colloque de Recloses / éd. D. Alexandre-Bidon. Paris, Cerf, 1990. Pp. 43–56; La Réforme et la couleur // Bulletin de la Société d’histoire du protestantisme français. Juillet – septembre 1992. T. 138. Pp. 323–342.
11. См.: Hercenberg B. Dov. La transcendence du regard et la mise en perspective du tekhélet («bleu» biblique) // Revue d’histoire et de philosophie religieuse (Strasbourg). Octobre – décembre 1998. T. 78/4. Pp. 387–411.
Коды синего цвета
Синий
#0000ff | RGB(0,0,255)
Небесно-голубой
#87ceeb | RGB(135 206 235)
флот
#000080 | RGB(0,0,128)Пузыри
#e7feff | RGB(231 254 255)Бледно-голубой
#bcd4e6 | RGB(188 212 230)
Бледно-васильковый
#abcdef | RGB(171 205 239)Blizzard Blue
#ace5ee | RGB(172 229 238)Синий порошок
#b0e0e6 | RGB(176 224 230)Детские голубые глаза
#a1caf1 | RGB(161 202 241)Синий без фото
#a4dded | RGB(164 221 237)Голубой
#add8e6 | RGB(173 216 230)Светло-стальной синий
#b0c4de | RGB(176 196 222)Светло-голубой
#87cefa | RGB(135 206 250)-
Светло-васильковый
#93ccea | RGB(147 204 234) Бледно-лазурный
#9bc4e2 | RGB(155 196 226)Голубой пастельный
#aec6cf | RGB(174 198 207)Голубой
#89cff0 | RGB(137 207 240)Джорди Блю
#8ab9f1 | RGB(138 185 241)Французский небесно-голубой
#77b5fe | RGB(119 181 254)Небесно-голубой
#87ceeb | RGB(135 206 235)Каролина Блю
#99бадд | RGB(153 186 221)Синий колокольчик
#a2a2d0 | RGB(162 162 208)Дикий синий там
#a2add0 | RGB(162 173 208)Майя Блю
#73c2fb | RGB(115 194 251)Средний небесно-голубой
#80daeb | RGB(128 218 235)Уголь
#7cb9e8 | RGB(124 185 232)Темно-голубой
#8cbed6 | RGB(140 190 214)Потолок
#92a1cf | RGB(146 161 207)Васильковый
#6495ed | RGB(100 149 237)Синий мальчик
#6ca0dc | RGB(108 160 220)Черника
#4f86f7 | RGB(79 134 247)Айсберг
#71a6d2 | RGB(113 166 210)Темно-синий пастельный
#779ecb | RGB(119 158 203)-
Организация Объединенных Наций Синий
#5b92e5 | RGB(91 146 229) Синий лунный камень
#73a9c2 | RGB(115 169 194)Синий ультрамарин
#4166f5 | RGB(65 102 245)Ярко-серый
#6699cc | RGB(102 153 204)Лазурный мороз
#6d9bc3 | RGB(109 155 195)Превосходство в воздухе Синий
#72a0c1 | RGB(114,160,193)Синий пиктон
#45b1e8 | RGB(69 177 232)Королевский синий
#4169e1 | RGB(65 105 225)Тёмно-синий
#778ba5 | RGB(119 139 165)Синий Доджер
#1e90ff | RGB(30 144 255)Синий (Crayola)
#1f75fe | RGB(31 117 254)Блю де Франс
#318ce7 | RGB(49 140 231)Небесно-голубой
#4997d0 | RGB(73 151 208)Серебряное Озеро Голубое
#5d89ba | RGB(93 137 186)Сизый
#6082b6 | RGB(96 130 182)Хан Блю
#446ccf | RGB(68 108 207)Блубоннет
#1c1cf0 | RGB(28,28,240)Диско-шар Spiro
#0fc0fc | RGB(15 192 252)Синий Пфальц
#273be2 | RGB(39,59,226)Тафтс Синий
#417dc1 | RGB(65 125 193)Рэкли
#5d8aa8 | RGB(93 138 168)Синий Брандейс
#0070ff | RGB(0,112,255)Лазурный
#007fff | RGB(0,127,255)Темно-синий
#00bfff | RGB(0,191,255)Яркий небесно-голубой
#00ccff | RGB(0,204,255)Синий (Рыб)
#0247fe | RGB(2,71,254)Электрический ультрамарин
#3f00ff | RGB(63,0,255)Стальной синий
#4682b4 | RGB(70 130 180)Свобода
#545aa7 | RGB(84,90,167)Яркий лазурный
#1dacd6 | RGB(29 172 214)Синий Вон там
#5072a7 | RGB(80 114 167)Шар Синий
#21abcd | RGB(33 171 205)Яркий темно-синий
#1974d2 | RGB(25 116 210)Испанский небесно-голубой
#00aae4 | RGB(0,170,228)Новый автомобиль
#214fc6 | RGB(33,79,198)Лазурно-голубой
#2a52be | RGB(42,82,190)Фиолетово-синий
#324ab2 | RGB(50,74,178)Синий UCLA
#536895 | RGB(83 104 149)Персидский синий
#1c39bb | RGB(28,57,187)Голубая королева
#436b95 | RGB(67 107 149)Насыщенный синий электрик
#0892d0 | RGB(8 146 208)True Blue
#0073cf | RGB(0,115,207)Джинсовая ткань
#1560bd | RGB(21,96,189)Средне-синий
#0000cd | RGB(0,0,205)Синий (Пигмент)
#333399 | RGB(51,51,153)Синий Зеленый
#0d98ba | RGB(13 152 186)Сапфир
#0f52ba | RGB(15,82,186)Темно-сланцевый синий
#483d8b | RGB(72,61,139)Лазурит
#26619c | RGB(38,97,156)Французский синий
#0072bb | RGB(0,114,187)Океанская лодка Синяя
#0077be | RGB(0,119,190)Синий Гонолулу
#007fbf | RGB(0,127,191)Синий (Ncs)
#0087bd | RGB(0,135,189)Испанский синий
#0070b8 | RGB(0,112,184)Синий Star Command
#007bb8 | RGB(0,123,184)Бонди Синий
#0095b6 | RGB(0,149,182)Египетский синий
#1034a6 | RGB(16,52,166)Синий Гонолулу
#006db0 | RGB(0,109,176)Синий (Манселл)
#0093af | RGB(0,147,175)Кобальт
#0047ab | RGB(0,71,171)Лазурный
#007ba7 | RGB(0,123,167)Зафре
#0014a8 | RGB(0,20,168)International Klein Blue
#002fa7 | RGB(0,47,167)UA Синий
#0033aa | RGB(0,51,170)Королевская лазурь
#0038a8 | RGB(0,56,168)Синий сапфир
#0067a5 | RGB(0,103,165)CG Синий
#007aa5 | RGB(0,122,165)Йельский синий
#0f4d92 | RGB(15,77,146)Синий герцог
#00009c | RGB(0,0,156)Синий Сент-Патрик
#23297a | RGB(35,41,122)Смальта
#003399 | RGB(0,51,153)Синий USAFA
#004f98 | RGB(0,79,152)Ультрамарин
#120a8f | RGB(18,10,143)Средний синий электрик
#035096 | RGB(3,80,150)Морской синий
#006994 | RGB(0,105,148)Императорский синий
#002395 | RGB(0,35,149)Синий сапфир
#126180 | RGB(18,97,128)Королевский синий (сетка)
#041690 | RGB(4,22,144)Синий Air Force (USAF)
#00308f | RGB(0,48,143)Темно-синий
#00008b | RGB(0,0,139)Синий фтало
#000f89 | RGB(0,15,137)Разрешение Синий
#002387 | RGB(0,35,135)Темно-лазурный
#08457e | RGB(8,69,126)Темно-синий
#000080 | RGB(0,0,128)Каталина Блю
#062a78 | RGB(6,42,120)Космический кадет
#1d2951 | RGB(29,41,81)Темно-синий имперский
#00416a | RGB(0,65,106)Королевский синий (традиционный)
#002366 | RGB(0,35,102)Темно-синий полуночный
#003366 | RGB(0,51,102)Пакистан Зеленый
#000060 | RGB(0,0,96)Холодный черный
#002e63 | RGB(0,46,99)Синий Янки
#1c2841 | RGB(28,40,65)Берлинская лазурь
#003153 | RGB(0,49,83)Синий Оксфорд
#002147 | RGB(0,33,71)Темно-синий полуночный
#000036 | RGB(0,0,54)Темно-синий порошок
#000039 | RGB(0,0,57)
Шестнадцатеричные коды именованных цветов, используемых в функциях HTML-страницы
The Mobile Hex Hub Blues: бирюзово-голубой синий
Нужен мобильный? Существует мобильная версия этих цветовых диаграмм. Нейтральные: черный, серый, белый Теплые: красный оранжевый коричневый желтый желто-зеленый Зеленый: зеленый бирюзовый Синий: бирюзовый голубойYou are here Фиолетовый: фиолетовый индиго фиолетовый розовый красный 90 004 В приведенной ниже таблице показано шестнадцатеричные коды цветов для оттенков синего, бирюзового, голубого и подобных цветов. Эта страница является частью The Hex Hub The Color Spot на HTML Station. Вы можете использовать краткую справочную таблицу, чтобы выбрать из многих других доступных таблиц цветов или увидеть значение меток (Safe 16 SVG Hex3).
Вы можете использовать разные форматы одной и той же информации
(Чтобы проголосовать за эту версию, поделитесь этой ссылкой: )
расширенная версия /
компактная версия
/ Мобильная версия
лазурный4 | #838B8B | светло-голубой4 | #7A8B8B | лазурный3 | #C1CDCD | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
бледно-бирюзовый4 | #668B8B | светло-голубой3 909 70 | #B4CDCD | темно-сланцево-серый (SVG) | #2F4F4F | |||||||
темно-сланцево-серый (SVG) | 9096 9 #2F4F4Fкадетский синий | #5F9F9F | голубой | #C0D9D9 | ||||||||
темно-серый4 | #528B8B | лазурный2 | #E0EEEE | бледно-бирюзовый3 | #96CDCD | |||||||
серый | #388E8E | темно-серый3 | #79CDCD | светло-голубой2 9 0970 | #D1EEEE | |||||||
голубой | #8FD8D8 | цвет морской волны (Safe Hex3) | #66CCCC | бирюзовый | #ADEAEA | |||||||
средний бирюзовый | #70DBDB | 9097 3бледно-бирюзовый2 | #AEEEEE | бледно-бирюзовый (SVG) | #AFEEEE | |||||||
darkslategray2 | #8DEEEE | мятный металлик | #37FDFC | бирюзовый (16 SVG) | #008080 | |||||||
темно-голубой (SVG) | #008B8B | голубой3 | #00CDCD | 90 974 | голубой2 (Hex3) | #00EEEE | ||||||
бирюзовый (Safe 16 SVG Hex3) | #00FFFF | голубой (Safe 16=aqua SVG Hex3) | #00FFFF | темно-сланцево-серый1 | #97FFFF | |||||||
бледно-бирюзовый1 (Hex3) | #BBFFFF | светло-голубой (SVG) | #E0FFFF | лазурный (SVG) | #F0FFFF 909 70 | |||||||
темно-бирюзовый (SVG) | #00CED1 | кадетский синий (SVG) | #5F9EA0 | бирюзовый4 | #00868B | 10 0970 | #00F5FF бассейн | бирюзовый светодиод | #05EDFF | |||
cadetblue4 | #53868B | старая медь | #73B1B7 90 970 | индиго | #05E9FF | |||||||
cadetblue3 | #7AC5CD | 9097 4 | синий кадет2 | #8EE5EE | лазурный | #05B8CC | ||||||
cadetblue1 | #98F5FF 9 0970 | голубой (SVG) | #B0E0E6 | пастельный синий | #C1F0F6 | |||||||
nypd синий | # 39B7CD | глаза Линдси | #65909A | голубой бриллиант | #0EBFE9 | 90 987 | ||||||
яйцо малиновки | #C3E4ED | голубой4 | #68838B | серфинг | 9096 9 #63D1F4||||||||
голубой3 | #9AC0CD | озеро Мичиган | #50A6C2 | голубой (SVG) | #ADD 8E6 | |||||||
голубой2 | #B2DFEE | темно-синий4 | #00688B | deepskyblue3 | #009ACD | |||||||
skyblue5 (Safe Hex3) | #0099CC | 9 0973DeepskyBlue2 | #00B2EE | темно-синий (SVG) | #00BFFF | |||||||
голубой1 | #BFEFFF | павлин | #33A1C9 | LCD темный | #507786 | |||||||
небесно-голубой (SVG) | #87CEEB | летний | #38B0DE | полицейский стробоскоп | #0BB5 ФФ | |||||||
карибский | #42C0FB | голубая акула | #6996AD | каролина голубая | #539DC2 | |||||||
стальной синий | #236B8E | голубой6 | #3299CC | 90 974 | топаз | #0198E1 | ||||||
синяя линия | #33A1DE | светло-голубой4 | # 607B8B | тихоокеанский синий | #35586C | |||||||
голубая губка | #5D92B1 | светло-голубой3 9097 0 | #8DB6CD | глаза лиз | #325C74 | |||||||
светло-голубой2 | # A4D3EE | голубой туман | #82CFFD | неоновый синий | #67C8FF | 909 87 | ||||||
светло-голубой1 | #B0E2FF | светло-голубой (SVG) | #87CEFA | небесно-голубой3 | #6CA6CD | 9097 4 | ||||||
небесно-голубой4 | #4A708B | лазурно-голубой | #9BC4E2 | небесно-голубой2 909 70 | #7EC0EE | |||||||
небесно-голубой1 | #87CEFF | голубой мальта | #517693 909 70 | озеро гурон | #5D7B93 | |||||||
синий кит | #42647F | steelblue (SVG) | #4 682B4 | стальной синий3 | #4F94CD | |||||||
стальной синий2 | #5CACEE | стальной синий1 | #63B8FF | синий пес | #525C65 | |||||||
стальной синий4 | #36648B | тропический синий | #62B1F6 | голубой лед | #74BBFB | |||||||
aliceblue (SVG ) | #F0F8FF | аквамарин | #4E78A0 | краситель индиго | # 0D4F8B | |||||||
сланцево-серый (SVG) | #708090 | сланцево-серый (SVG) | #708090 | светло-серый (SVG Hex3) | #778899 | |||||||
светло-серый (SVG Hex3) | #778899 | озеро Эри | #6183A6 | slategray3 | #9FB6CD | |||||||
светло-синий | #7D9EC 0 | 987 | ||||||||||
доджерблю2 | #1C86EE | синий дом | #60AFFE | slateblue | #007FFF | |||||||
dodgerblue (SVG) | #1E90FF | slategrey4 | #6C7B8B | вересковый синий 909 70 | #B7C3D0 | |||||||
сера синий | #739AC5 | черника | #75A1D0 | серый2 | #B9D3EE | |||||||
синее ведро | #499DF5 | slategray1 | #C6E2 FF | греческая крыша | #3B6AA0 | |||||||
кошачий глаз | #7AA9DD | 909 74 | синий пикассо | #0276FD | синий знак | #003F87 | ||||||
голубой стальной4 90 970 | #6E7B8B | Lake Superior | #506987 | светло-стальной синий3 | #A2B5CD | |||||||
джинсовая ткань | #4372AA | синий паук | #26466D | павлин | #1D7CF2 | 9097 3|||||||
синий тунец | #687C97 | голубая кукуруза | #344152 | синий камень | #50729F | |||||||
синяя птица | #4973AB | светло-стальной синий (SVG) | #B0C4DE | почтовый ящик | #3063A5 | |||||||
light steelblue2 | #BCD2EE | забудь меня nots | #7EB6FF | светло-стальной синий1 | #CAE1FF | |||||||
озеро онтарио | #4 D71A3 | blue angels | #2B4F81 | blue ridge mtns | #4981CE | |||||||
голубая корова | #88ACE0 | химический костюм | #5993E5 | большой синий автобус | # 3A66A7 | |||||||
попугай | #3579DC | синяя таблетка | #5190ED | 9097 3синие джинсы | #42526C | |||||||
синий минтай | #4D6FAC | YInMn синий | #2E5090 | st луи блюз | #2C5197 | |||||||
васильковый (SVG) | #6495ED | нептун | #6D9BF1 | природный газ | #5B90F6 | |||||||
Улисс Баттерфляй | #1464F4 | синий поезд 91 B3F8B | голубика свежая | #5971AD | тынант | #0147FA | 9 0987 | |||||
кобальт | #3D59AB | royalblue4 | #27408B | royalblue3 | #3A5FCD | |||||||
Royalblue (SVG) | #4169E1 | RoyalBlue2 | #436EE | CICHLID | 969699739696969973. |