Тумблер вивьен ли: Как первая красавица Голливуда жила и снималась вопреки болезни, которую принимали за дурной характер – Жизнь как фильм. Великие роли и личные драмы Вивьен Ли

Как первая красавица Голливуда жила и снималась вопреки болезни, которую принимали за дурной характер

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Она блистательно играла классических героинь в театре, который всегда считала выше кино: Офелию и Клеопатру, Джульетту и леди Макбет. Она раскрыла свой талант в драмах, и известна всему миру как неподражаемая Скарлетт О’Хара из «Унесенных ветром» и Бланш Дюбуа из «Трамвая „Желание“». Она стала первой британской актрисой, которая получила «Оскар», и мечтала заставлять людей смеяться. Но за изысканной внешностью и яркой судьбой скрывалась очень непростая жизнь Вивиан Мэри Хартли — так по-настоящему звали Вивьен Ли.

Нам в 

AdMe.ru очень интересна история этой неординарной женщины, которая считала, что каждый может получить то, что хочет, если очень постарается. Однако жизнь показала ей свои разные стороны — Вивьен пережила и депрессию, и безграничное счастье, всегда стараясь оставаться собой.

Актриса родилась в 1913 году, и ее детство было противоречивым. Характер будущей звезды сформировался в свободной жаркой Индии, где она родилась, но, когда Вивиан было 7 лет, ее родители вернулись в Англию и отдали девочку на учебу и воспитание в монастырь, чтобы «выветрить из нее индийский дух». Домой она вернулась лишь спустя 11 лет.

Именно любительские спектакли в монастырской школе, в которых она участвовала, помогли Вивиан определится с профессией. В 18 лет она поступила в Королевскую академию драматического искусства в Лондоне, но проучилась там меньше года, потому что решила стать женой «настоящего анагличанина».

Первый муж — адвокат Герберт Ли Холман — был старше ее на 12 лет. Он не одобрял занятия актерством, поэтому школу Вивиан бросила, но от мечты стать знаменитой не отказалась. В браке с Холманом она родила свою единственную дочь Сюзанну, но вот стать добропорядочной английской женой так и не смогла. Она умудрялась сниматься в рекламе, эпизодах в кино. Тогда же придумала себе сценический псевдоним Вивьен Ли и сыграла в спектакле «Маска добродетели», после которого ее заметили в театральных кругах Лондона как «подающую надежды нестандартную актрису потрясающей красоты».

В это же время она встретила Лоуренса Оливье. Вивьен увидела его на сцене и сказала подруге, что обязательно выйдет замуж за этого человека. Подруга резонно заметила, что Вивьен уже замужем, на что та лишь загадочно улыбнулась. Вскоре они стали играть на одной сцене. Поначалу их отношения оставались просто симпатией, но позже переросли в бурный роман. Оливье вспоминал, что его заворожила «удивительная, невообразимая» красота Вивьен. Жена Оливье и муж Ли долго не давали развод, паре удалось пожениться лишь спустя 6 лет.

К тому времени Вивьен уже прославилась на весь мир благодаря своей роли Скарлетт О’Хара и получила свой первый «Оскар».

Съемочная группа «Унесенных ветром» после получения «Оскара».

«Я надеюсь, что обладаю одной чертой, которой никогда не имела Скарлетт, — чувством юмора. Я хочу получать радость от жизни. А у нее есть одна черта, которой, я надеюсь, никогда не будет у меня, — это эгоизм».

Вивьен Ли

Жизнь как фильм. Великие роли и личные драмы Вивьен Ли

Вивьен Ли озарила своим присутствием всего лишь 19 картин, но и этого скромного списка ей хватило, чтобы заслужить место среди главных актрис прошлого века. К кино британская красавица относилась с некоторой снисходительностью, считая, что исполнительский талант по-настоящему проявляется в театре. На сцене она смело играла как шекспировскую классику, так и современные пьесы Бернарда Шоу, Ноэла Кауарда и Теннеси Уильямса. Вивьен скончалась от туберкулеза, когда ей было всего 53 года. В тот день все театры в центральном Лондоне погасили свет на один час в память о ней.

Впрочем, обессмертило ее именно кино. Партия Скарлетт О’Хары считалась «ролью века» еще до начала съемок «Унесенных ветром», и Ли заполучила ее. Одного подобного триумфа уже было достаточно, чтобы ее не забыли. Но через 12 лет Вивьен даже превзошла это достижение.

Две великие роли

Принято думать, что красивым актрисам необязательно уметь играть, а о красоте Вивьен Ли слагали легенды. Пленительная внешность многим мешала рассмотреть ее талант. За ее хрупким изяществом скрывались стальная воля и далеко идущие амбиции. Вивьен с детства знала, что хочет стать актрисой, и топала к своей цели напролом.

Режиссеры Александр Корда и Элиа Казан поначалу скептически относились к ее дарованию, но после совместной работы с ней оба постановщика уже не могли не восхищаться ее решительностью, самопожертвованием и самозабвенным погружением в персонажей. А продюсер Дэвид Селзник хоть и не сомневался в мастерстве Ли, но все равно не хотел брать «слишком британскую» актрису в «Унесенных ветром».

Своим сложным пробивным характером она умела добиваться желаемого и менять предвзятые мнения о себе.

Кастинг в «Унесенных ветром» затянулся почти на два года и превратился в национальную эпопею. Около 1400 претенденток метило на роль Скарлетт О’Хары, волевой дочери владельца рабской плантации во времена американской гражданской войны.

Судьба самостоятельной и несгибаемой девушки полнилась таким количеством жизненных и романтических тяжб, что сыграть ее мечтала каждая лицедейка. Не прочь были даже Джоан Кроуфорд и Кэтрин Хепберн, но Ли их всех обошла.

Кларк Гейбл и Вивьен Ли на съемках фильма "Унесенные ветром" Hulton Archive/Getty Images

Кларк Гейбл и Вивьен Ли на съемках фильма «Унесенные ветром»

© Hulton Archive/Getty Images

Работала она на износ: по 16 часов в день и 6 дней в неделю на протяжении 4 месяцев. Даже удивительно, как из хаотического производства, где менялись режиссеры, а сценарий переписывался на ходу, получился настолько знаковый фильм, побивший рекорды по сборам и наградам.

Вивьен стала первой британской актрисой, удостоившейся «Оскара».

Ли не гналась за славой и бралась за самые разные роли, которые представляли для нее интерес: от балерины, вышедшей на панель по воле рока, до Клеопатры и Анны Карениной.

Венцом ее карьеры стала партия Бланш Дюбуа в киноверсии «Трамвая «Желание»», благодаря которой она унесла домой вторую золотую статуэтку.

Успех дался дорогой ценой. Вивьен слишком вжилась в слабую и чахнущую героиню, чью шаткую психику обуревали демоны прошлого.

По признанию Ли, роль Бланш подтолкнула ее к безумию.

Марлон Брандо и Вивьен Ли на съемках фильма "Трамвай "Желание"" Hulton Archive/Getty Images

Марлон Брандо и Вивьен Ли на съемках фильма «Трамвай «Желание»»

© Hulton Archive/Getty Images

Сумасшедшие страсти

Жизнь Вивьен Ли столь изобиловала бурными романами, трагическими невзгодами и проблемами с душевным здоровьем, что сделала бы честь сюжету самой захватывающей драмы. Про ее сердечные отношения с сэром Лоуренсом Оливье судачил весь свет. На момент знакомства оба уже обзавелись семьями с детьми, но влюбленных подобные недоразумения не остановили.

Через несколько лет их супруги наконец-то согласились на разводы, и в 1940 освобожденная пара поженилась. Вместе они прожили 20 лет, часто играя вместе на сцене и изредка в кино. Их совместный быт складывался отнюдь не безмятежно. Постепенно Оливье начал замечать приступы гиперактивности у жены, которые сменялись длительными депрессиями. Впоследствии у Ли диагностировали биполярное расстройство.

Во время съемок «Цезаря и Клеопатры» беременная Вивьен поскользнулась и упала, что привело к выкидышу. Последовал нервный срыв, но Ли продолжала играть в кино, пусть и с большими перерывами. «Трамвай «Желание»» еще больше усугубил ситуацию: бедная актриса как будто бы заразилась безумием от своей героини.

Немудрено, учитывая, что до выхода фильма она 326 раз играла эту пьесу на сцене в течение 9 месяцев. На съемках ее следующей картины, «Слоновьей тропы», Вивьен страдала от нервных припадков, паранойи и галлюцинаций. В результате ее отправили лечиться, а на замену позвали Элизабет Тейлор.

Ли и впредь увлекалась мужчинами, что списывали на ее психические расстройства — видимо, потому что здоровой женщине вряд ли бы пришло в голову крутить интрижки на стороне, когда она замужем за великим актером.

С Лоуренсом Оливье Hulton Archive/Getty Images

С Лоуренсом Оливье

© Hulton Archive/Getty Images

Ее амурные похождения даже вдохновили на фильм «Очень важные персоны» (1963).

Однажды Вивьен чуть не сбежала с австралийским актером Питером Финчем, но туман в аэропорту задержал все вылеты, благодаря чему она успела передумать и осталась с Оливье. На основе этой истории драматург Теренс Рэттиган сочинил сценарий.

Представителей индустрии до сих пор притягивает кинематографический потенциал Ли. Последний год ходят слухи о сразу двух биографических проектах.

Создатели сериала «Вражда» Джаффе Коэн и Майкл Зэм собирались снять полнометражную картину, в то время как Натали Дормер должна сыграть главную роль в сериале, где каждый эпизод соответствовал бы ленте в фильмографии Вивьен. Своим перфекционизмом и преданностью к профессии Ли заслужила, чтобы ее помнили. Остается только порадоваться, что сейчас предпринимаются попытки увековечить ее наследие.

Вивьен Ли Sasha/Getty Images

Вивьен Ли

© Sasha/Getty Images

Что смотреть у Вивьен Ли:

  • «Унесенные ветром»
  •  «Трамвай «Желание»»
  • «Леди Гамильтон»
  •  «Мост Ватерлоо»

Вивьен Ли — Википедия

Вивьен Ли[4] (англ. Vivien Leigh; урождённая Вивиан Мэри Хартли англ. Vivian Mary Hartley; с 1947 года леди Оливье[5]; 5 ноября 1913 — 8 июля 1967) — британская актриса. Обладательница двух премий «Оскар» — за роль Скарлетт О’Хары в фильме «Унесённые ветром» (1939) и Бланш Дюбуа (англ.)русск. в фильме «Трамвай „Желание“» (1951)[6]. Роль Бланш Дюбуа она также играла на сцене, в лондонском театре «Вест-Энд», в 1949 году[7]. Актриса часто работала в сотрудничестве со своим мужем, Лоренсом Оливье, который был режиссёром нескольких фильмов с её участием. На протяжении своей тридцатилетней карьеры она играла разнообразные роли: от героинь комедий Ноэла Коуарда и Джорджа Бернарда Шоу, до классических шекспировских характеров, таких, как Офелия, Клеопатра, Джульетта и леди Макбет (англ.)русск.. В 1960 году была удостоена именной звезды на Голливудской «Аллее славы»[8].

Иногда Вивьен Ли казалось, что из-за необыкновенной красоты её не воспринимают серьёзно как актрису, но главным препятствием на пути к ролям было её плохое здоровье[9]. Находясь под влиянием биполярного аффективного расстройства на протяжении большей части взрослой жизни, Вивьен Ли приобрела репутацию актрисы, с которой трудно работать, поэтому в её карьере часто наблюдались периоды упадка[9]. В дальнейшем периодические приступы туберкулёза ослабили здоровье актрисы. Этот диагноз был впервые поставлен ей в середине 1940-х годов[9]. Вивьен Ли и Лоренс Оливье развелись в 1960 году[10], и впоследствии актриса лишь изредка снималась в кино и играла в театре вплоть до своей смерти от туберкулёза в 1967 году[11].

Американским институтом кино Вивьен Ли была признана одной из величайших актрис в истории Голливуда[12]. Актёрская работа Вивьен Ли в фильме «Трамвай „Желание“» (1951), зачастую называется одним из наиболее доскональных перевоплощений всех времён[13][14].

1913–1935: Детство и начало карьеры[править | править код]

В 1960 году Вивьен Ли говорит о своём двойственном отношении к её первому одобрению критиков и внезапной славе, комментируя:

Некоторые критики ничего более глупого не придумали, чем сказать тогда, что я была великой актрисой. И я подумала, что это было глупо, подло так сказать, потому что на меня были возложены такое бремя и такая ответственность, которую я просто не могла нести. Мне потребовались годы обучения и мастерства, чтобы оправдать тот титул, который они мне присвоили в своих первых отзывах обо мне. Это было так глупо с их стороны. Я помню того критика очень хорошо, и я никогда его не прощу[15][16].

Вивиан Мэри Хартли родилась в индийском городе Дарджилинге. Её отец, Эрнест Хартли, англичанин по происхождению, был офицером индийской кавалерии. Мать, Гертруда Робинсон Яки, имела ирландское и французское происхождение. Родители поженились в Кенсингтоне, Лондон, в 1912 году. В 1917 году Эрнеста Хартли перевели в Бангалор, в то время как Гертруда и Вивиан остались в Утакамунде. Вивиан Хартли в первый раз выступила на сцене в возрасте трёх лет, прочитав стихотворение «Маленькая Бо Пип» в составе любительской театральной группы своей матери. Гертруда старалась привить дочери любовь к литературе и знакомила её с произведениями Ханса Кристиана Андерсена, Льюиса Кэрролла и Редьярда Киплинга, а также с рассказами из греческой мифологии. Единственный ребёнок в семье, Вивиан Хартли, была отправлена в Монастырь Святого Сердца в Англии в 1920 году. Её лучшей подругой в монастыре была будущая актриса Морин О’Салливан, с которой Вивиан делилась своим желанием стать «великой актрисой».

Вивиан Хартли продолжила своё образование в Европе, вернувшись в 1931 к своим родителям в Англию. Она мечтала стать актрисой, и родители оказывали ей поддержку. Отец помог ей поступить в Королевскую Академию Драматических искусств в Лондоне[17].

В конце 1931 года она встретила Герберта Ли Холмана, адвоката, который был старше её на 13 лет. Несмотря на то, что он не одобрял «людей, связанных с театром», они поженились 20 декабря 1932 года. Вивиан заканчивала своё обучение уже будучи замужем. 12 октября 1933 года она родила ребёнка — девочку, которую назвали Сюзанна, но Вивиан задыхалась от навязанной ей роли домохозяйки. Друзья советовали её на небольшую роль в картине «Дела идут на лад», и эта роль стала дебютом Вивьен на киноэкране. Она наняла агента Джона Гиддона, который заверил её, что имя «Вивиан Холман» не подходит для актрисы, и, отказавшись от предложенного псевдонима «Айприл Морн», она берёт имя «Вивьен Ли». Гиддон порекомендовал её Александру Корда как возможную киноактрису, но тот счёл, что в ней нет потенциала[18].

Сыграв в спектакле «Маска добродетели» в 1935 году, Вивьен получила отличные отзывы, за которыми последовали интервью и статьи в газетах. Среди этих статей была одна из «Дэйли экспресс», в которой журналист заметил, как «молниеносная перемена произошла на её лице». Это был первый раз, когда публика заметила быстрые смены настроения Вивьен, выделявшие её среди других актрис. Джон Бенджаман описал её как «дух английского девичества»[19]. Когда пришло время премьерного показа, Корда понял свою ошибку и подписал с ней контракт, в котором она назвалась своим псевдонимом «Вивьен Ли». Она продолжала играть, но когда Корда перенес постановку в больший театральный зал, Ли обвинили в неумении держать в напряжении такую большую аудиторию и заставили корректировать свой голос, чтобы его было слышно во всех концах зала. Из-за этого спектакль закрыли[20].

1937–1939: Встреча с Лоренсом Оливье[править | править код]

Лоренс Оливье увидел Вивьен в «Маске добродетели». Он поздравил её с выступлением, и между ними завязались дружеские отношения. Играя любовников в фильме «Пламя над Англией», Ли и Оливье поняли, что их дружба переросла в сильное влечение, а после съёмок — в роман.

В это время Ли прочла книгу Маргарет Митчелл «Унесённые ветром» и настояла на том, чтобы её агент в Америке посоветовал её Дэвиду Селзнику, продюсеру фильма, на роль Скарлетт. Она говорила журналистам: «Я видела себя в роли Скарлетт О’Хара», а кинокритик Лежон вспомнил разговор того времени, в котором Ли «потрясла нас всех» своим утверждением, что Оливье «не будет играть Ретта Батлера, но я буду играть Скарлетт О’Хара. Подождите и вы увидите!»[21].

Ли играла Офелию в «Гамлете» в постановке Оливье в театре Олд-Вик. Оливье позднее вспоминал один инцидент, который произошёл однажды, пока она готовилась к своему выходу. Без всякой на то причины она вдруг начала кричать на него, потом притихла и стала смотреть в одну точку.

Она выступала на сцене без подобных инцидентов, и уже на следующий день вернулась в нормальное состояние, напрочь забыв об этом событии. Впервые Оливье стал свидетелем такого поведения Ли[22]. Они стали жить вместе, потому что ни Холман, ни жена Оливье, актриса Джилл Эсмонд, не соглашались дать супругам развод.

Ли снялась с Робертом Тейлором, Лайонелом Берримором и Морин О’Салливан в фильме «Янки в Оксфорде». Это был первый фильм с участием Вивьен, заставивший обратить на себя внимание в Соединённых Штатах. Во время съёмок она заработала себе репутацию сложной и безрассудной в работе, и Корда посоветовал агенту Ли предупредить актрису, что у неё будет небольшой выбор ролей, если она не изменит своё поведение[23]. Её следующая роль была в фильме «Переулок Святого Мартина» с Чарльзом Лоутоном.

«Унесённые ветром»[править | править код]

Фильм «Унесенные ветром» мгновенно принес Вивьен Ли внимание и славу, но она сказала:

Я — не кинозвезда. Я — актриса. Быть кинозвездой — просто кинозвездой — это как фальшивая жизнь, прожитая во имя фальшивых ценностей и ради известности. Актёрство это надолго и в нём всегда есть превосходные роли, которые можно сыграть[24].

Оливье развивал карьеру в кино, но несмотря на успех в Британии, его плохо знали в Штатах, а ранние попытки представить себя на американском рынке провалились. Согласившись на роль Хитклиффа в фильме «Грозовой перевал», он уехал в Голливуд и оставил Вивьен в Лондоне. Продюсер картины Сэмюэл Голдвин и режиссёр Уильям Уайлер предложили Вивьен роль второго плана, Изабеллу. Она отказалась, заявив, что будет играть только главную роль, Кэти, но эту роль уже отдали Мерл Оберон.

В это время в Голливуде активно искали актрису на роль Скарлетт в «Унесённых ветром» (1939). Американский агент Вивьен Ли предложил её кандидатуру в феврале 1938 года. В том же месяце Дэвид Селзник посмотрел её работы «Пламя над Англией» и «Янки в Оксфорде», и с этого момента Вивьен стала серьёзной претенденткой на роль. В период между февралём и августом, Селзник просмотрел все её английские картины, а к августу он вел переговоры с продюсером Александром Корда, с которым у Вивьен Ли был подписан контракт. 18 октября Селзник написал тайную записку режиссёру фильма Джорджу Кьюкору: «Я все ещё надеюсь на эту новую девушку».

Вивьен переехала в Лос-Анджелес под предлогом того, чтобы быть рядом с Оливье. Когда Майрон Селзник (брат Дэвида), который также представлял и Оливье, встретил Вивьен Ли, он понял, что она обладает всеми теми качествами, которые его брат так долго искал. Майрон отвёл Вивьен и Оливье на площадку к Дэвиду, где снимали сцену пожара в Атланте. На следующий день Вивьен прочла отрывок из сценария для Селзника, который устроил кинопробы. Селзник написал тогда своей жене: «Она Скарлетт — темная лошадка и выглядит чертовски привлекательно. Говорю тебе в строжайшем секрете: круг претенденток сузился до Полетт Годдар, Джин Артур, Джоан Беннетт и Вивьен Ли» Режиссёр Джордж Кьюкор согласился с общим мнением и восхвалял «невероятную безудержность» Вивьен, которая получила свою роль вскоре после этого.

Киносъёмки оказались сложными для Вивьен. Кьюкор был уволен и заменён Виктором Флемингом, с которым Ли часто ссорилась. Она и Оливия де Хэвилленд (Мелани Гамильтон) тайно встречались с Кьюкором по ночам и на выходных, чтобы спросить у него совета в исполнении своих ролей. Вивьен подружилась с Кларком Гейблом (Ретт Батлер) и его женой Кэрол Ломбард, а также и с де Хэвилленд, но часто ссорилась с Лесли Говардом (Эшли Уилкс), с которым должна была сыграть несколько эмоциональных эпизодов. Также её раздражала необходимость иногда работать 7 дней в неделю, часто до поздней ночи, к тому же она скучала по Оливье, который работал тогда в Нью-Йорке. Она писала Ли Холману: «Я не выношу Голливуд… Я никогда к этому не привыкну — как я ненавижу сниматься в кино»[24].

В 2006 году де Хэвилленд опровергла заявления о маниакальном поведении Вивьен Ли во время съёмок «Унесенных ветром», опубликованные в биографии Лоренса Оливье. Она встала на защиту Ли, говоря: «Вивьен была безукоризненно профессиональна, безукоризненно дисциплинирована на съемках. У неё были 2 огромные задачи: делать все, что в её силах в работе над чрезвычайно сложной ролью и находиться в разлуке с Ларри (Оливье), который был в Нью-Йорке»[25].

Из десяти премий «Оскар», выигранных «Унесенными ветром», была и премия за лучшую женскую роль, которую получила Вивьен Ли. Она также выиграла награду как лучшая актриса, полученную от «New York Film Critics Circle»[26].

1940–1949: Свадьба и совместные проекты с Оливье[править | править код]

Вивьен Ли и Лоренс Оливье в «Gold Coast», июнь 1948 год

В феврале 1940 года Джилл Эсмонд согласилась дать Оливье развод, а Холман дал согласие на развод с Ли. Они сохраняли дружеские отношения на протяжении всей жизни. Сын Эсмонд и Оливье остался с матерью, а дочь Вивьен, Сюзанна, осталась с отцом. 30 августа Оливье и Вивьен поженились в Санта-Барбаре, штат Калифорния. Единственными свидетелями на церемонии были Кэтрин Хепбёрн и Гарсон Канин.

Ли надеялась работать вместе с Оливье и пробовалась на роль в фильме «Ребекка», режиссёром которого был Альфред Хичкок. После её кинопроб Селзник написал: «Она играет недостаточно искренне и взросло». Режиссёр же заметил, что она не проявляла никакого энтузиазма, пока главную роль не отдали Оливье. В итоге на роль утвердили Джоан Фонтейн. Вивьен также не получила роль в фильме «Гордость и предубеждение», где играл Оливье.

Ли и Оливье вместе сыграли в фильме «Леди Гамильтон» (1941), где Лоренс исполнил роль Горацио Нельсона, а Вивьен — Эммы Гамильтон.

Эта роль утвердила статус Ли как голливудской звезды, и фильм был не только одобрен критиками и популярен среди зрителей, но стал любимым фильмом самой актрисы. Фильм пользовался огромным успехом не только в США и Великобритании, но и в СССР. Уинстон Черчилль организовал закрытый показ, на котором присутствовал Франклин Д. Рузвельт, и в конце показа обратился к пришедшим, сказав: «Джентльмены, мне показалось, что этот фильм заинтересует вас, он показывает великие события, подобные тем, в которых вы только что принимали участие». Оливье и Ли стали любимцами Черчилля. До конца своей жизни он приглашал их на званые обеды, считал Вивьен примером для подражания.

Вивьен и Лоренс поставили пьесу «Ромео и Джульетта» для Бродвея. Нью-Йоркские газеты стали публиковать статьи о начале отношений Ли и Оливье, обвиняли их в отсутствии нравственности, так как они не вернулись в Англию после войны. Критики не оценили постановку должным образом. Брукс Аткинсон из «Нью-Йорк таймс» писал: «Несмотря на молодость и красоту мисс Ли и мистера Оливье, это вряд ли можно назвать актёрской игрой». В то время как большинство критиков ругали игру и постановку Оливье, один журналист написал про Ли, что её голос похож на голос продавщицы. Оливье и Вивьен вложили большую часть накопленных ими средств в эту постановку, и её провал оказался для них катастрофой[27].

Вивьен Ли и Лоренс Оливье в аэропорте «Archerfield», 20 июня 1948 года

Пара вернулась в Англию. В 1943 году у Ли началось турне по Северной Африке, она выступала вплоть до того момента, когда у неё начался кашель и лихорадка. В 1944 ей поставили диагноз — туберкулёз в левом лёгком. Однако после того, как Вивьен провела несколько недель в больнице, ей показалось, что болезнь оставила её. Весной она сыграла в фильме «Цезарь и Клеопатра» (1945), в это же время выяснилось, что Вивьен ждёт ребёнка.

В итоге у неё произошёл выкидыш. Она впала в глубокую депрессию, которая достигла своего пика, когда Ли едва не набросилась на мужа, словесно и физически атакуя его до тех пор, пока рыдая не упала на пол. Оливье эти симптомы показались знакомыми — несколько дней гиперактивности, и, как следствие, эмоциональный срыв, после которого Вивьен ничего не помнила, но была сильно смущена и раскаивалась[28].

Она уже достаточно окрепла и в 1946 году сыграла в успешной лондонской постановке Торнтона Уалдера «The Skin of Our Teeth». Фильмы, в которых она исполнила роли в то время — «Цезарь и Клеопатра» и «Анна Каренина» — не имели громкого успеха.

В 1947 году Оливье был посвящён в рыцари, и Вивьен сопровождала его в Букингемский дворец на церемонию. Она стала леди Оливье, и сохранила этот титул даже после развода. К 1948 году Оливье был в Совете Директоров театра Олд-Вик и вместе с Ли отправился в турне по Австралии и Новой Зеландии, целью которого был сбор средств для театра. В течение шести месяцев Оливье играл в «Ричарде III» и вместе с Ли в спектаклях «The School for Scandal» и «The Skin of Our Teeth».

Турне имело огромный успех, несмотря на то, что некоторое время Ли страдала от бессонницы. Целую неделю, пока Вивьен болела, её роли исполняла актриса-дублёр. Вивьен справилась с тяжёлым грузом ответственности, и даже Оливье заметил, как она «очаровала прессу». Участники труппы позднее вспоминали скандалы, которые случались, например, в Крайстчерче, когда Ли отказалась выходить на сцену. Оливье дал ей пощечину, но Ли в ответ тоже ударила его по лицу и вышла на сцену. К концу турне оба были измотаны и больны. Оливье признался журналистам: «Возможно, вы не замечаете, что разговариваете с парой остывающих трупов»[29].

1949–1951: «Трамвай „Желание“»[править | править код]

Успех турне приободрил пару, и они впервые появились вместе в Вест-Энде. Они играли те же спектакли, добавив «Антигону». На этом настояла Вивьен, так как она всегда мечтала попробовать свои силы в трагической роли. Ли добилась роли Бланш ДюБуа в Вест-Энде, в постановке по пьесе Теннесси Уильямса «Трамвай „Желание“», и была утверждена после того, как автор пьесы и продюсер увидели её игру в других спектаклях. Оливье стал режиссёром этой постановки.

Пьеса содержала намёки на изнасилование, гомосексуальность и беспорядочные связи, вокруг неё велись жаркие споры и дискуссии. Из-за обсуждений в средствах массовой информации Вивьен волновалась ещё больше. Игру Ли в этой пьесе много критиковали. Говорили, что она совершенно не подходит для этой роли, а британские актёры слишком хорошо воспитаны, чтобы проявлять подобные эмоции на сцене. Оливье и Ли были огорчены этими рецензиями. Но интерес публики обеспечил постановке коммерческий успех.

Было сыграно 326 спектаклей «Трамвая», после чего Вивьен пригласили принять участие в создании киноверсии этого спектакля. Её зачастую непристойное чувство юмора помогло в общении с Марлоном Брандо, который также участвовал в картине. Однако у Вивьен были сложные отношения с режиссёром Элиа Казаном, который не ценил её как актрису. Он говорил, что у неё нет большого таланта. Но работа продолжалась, и вот он уже восхищался её решимостью отличаться от всех остальных актрис своего времени. «Она бы стала ползать по разбитому стеклу, если бы думала, что это поможет ей лучше исполнить свою роль».

А Ли говорила, что роль очень выматывает её: «Девять месяцев я была Бланш ДюБуа, и она до сих пор управляет мною». Рецензии на фильм были отличные, и Ли получила второй «Оскар» в номинации «Лучшая женская роль», а также премию BAFTA за «Лучшую женскую роль»[30]. Теннеси Уильямс сказал, что в игре Вивьен было всё, что он хотел, и больше, чем то, о чём он мечтал. Несколько лет спустя Вивьен Ли, страдавшая биполярным расстройством, скажет, что именно роль Бланш ДюБуа привела её к безумию[31].

1961–1967: Последние годы и смерть[править | править код]

Вивьен Ли в 1958 году

Актёр Джон Меривейл (англ.)русск., с которым у актрисы начались романтические отношения после развода с Оливье, присоединился к ней в турне по Австралии, Новой Зеландии и Латинской Америке, который длился с июля 1961 года по май 1962 года[32]. Хотя Вивьен Ли по прежнему страдала от приступов депрессии, она продолжала работать в театре и в 1963 году, получила премию «Тони» за «Лучшую женскую роль в мюзикле», «Товарищ». Она также появилась в фильмах «Римская Весна миссис Стоун» (1961) и «Корабль дураков» (1965)[33].

Последней экранной работой Ли стал фильм, «Корабль дураков» (1965), который был одновременно и триумфом, и символом её болезни, которая усиливалась. Продюсер и режиссёр Стэнли Крамер, изначально не знал о её хрупком психическом и физическом состоянии. Позже в интервью, Крамер вспомнил её смелость в принятии на себя непростой роли: «Она была больна, но в ней было мужество, и она шла вперёд, это просто невероятно»[34].

В мае 1967 года Вивьен Ли репетировала с Майклом Редгрейвом пьесу, «Тонкий баланс (англ.)русск.», тогда у неё случился приступ туберкулёза[35]. После нескольких недель отдыха она восстановилась. В ночь на 7 июля 1967 года Джон Меривейл оставил её в квартире на площади Итон, чтобы выступить в спектакле. Он вернулся домой незадолго до полуночи, вошёл в спальню и обнаружил её тело на полу. Меривейл сначала связался с её семьёй, а позже позвонил Оливье. Лоренс Оливье стоял и молился о «прощении за все беды, которые возникли между ними»[36], прежде чем помог организовать похороны[37].

Смерть актрисы была публично объявлена 8 июля. Огни каждого театра в центре Лондона были потушены в течение часа[38]. Похоронная процессия прошла в церкви Святой Марии, в Лондоне[39]. В соответствии с волей актрисы, тело Вивьен Ли было кремировано в крематории Голдерс-Грин, а её прах был развеян над озером возле её дома[40] в деревне Блэкбойз[41], в графстве Восточный Сассекс[42].

Мемориальная доска названная в честь Вивьен Ли, на улице «Eaton Square», в Белгрейвии

Вивьен Ли считалась одной из самых красивых актрис своего времени. Режиссёры, работавшие с ней, также подчеркивали это. Когда её спросили, считает ли она, что её красота была препятствием для того, чтобы её воспринимали всерьёз как актрису, она сказала: «Люди думают, что если вы выглядите хорошо, вы не можете играть, и поскольку я забочусь только об актёрской игре, я думаю, что красота может быть большим препятствием, если вы действительно хотите выглядеть как персонаж, которого вы играете»[16]. Актриса Сюзанна Ли взяла себе фамилию своей крёстной матери — Вивьен Ли[43].

Режиссёр Джордж Кьюкор описал Ли, как «непревзойдённую актрису, сдерживающую свою красоту»[44], Лоренс Оливье сказал, что критики должны «отдать ей должное за то, что она была актрисой, не искажающей свои суждения из-за своей необычайной красоты»[45]. Гарсон Канин описал Ли, как «красотку, чья упоительная красота часто скрывала её ошеломляющие успехи как актрисы»[46]. Он сказал: «Великие красавицы редко бывают великими актрисами, просто потому, что им не нужно быть ими. Вивьен была другой, амбициозной, настойчивой, серьёзной, вдохновлённой»[46].

Вивьен Ли объясняла, что она «играла как можно больше разных персонажей, в попытке освоить своё ремесло и развеять предубеждения о своих способностях»[16]. Она считала, что комедийную роль труднее играть, чем драматическую, потому что она требует более точной подготовки, и сказала, что больше внимания следует уделять комедии как части обучения актёра[16]. Приближаясь к концу своей карьеры, она сказала: «Гораздо легче заставить людей плакать, чем заставить их смеяться»[16].

Её ранние роли принесли ей ошеломительный успех в Великобритании, но она по-прежнему в значительной степени была не известна в других частях мира до выхода фильма «Унесённые ветром» (1939). В декабре 1939 года, кинокритик Франк Ньюджент из New York Times, написал: «Мисс Вивьен Ли в роли Скарлетт показала свой талант, эта роль сделала её знаменитой. Она так идеально подходила для Скарлетт, что любая другая актриса в этой роли была бы немыслима»[47]. В 1998 году, критик Эндрю Саррис писал: «Она живёт в нашем сознании и памяти как динамическая сила, а не как постоянное присутствие»[48]. Историк кино и критик Леонард Малтин назвал «Унесённых ветром» одним из лучших фильмов всех времён, в 1998 году, он писал что Вивьен Ли «блестяще сыграла свою роль»[49].

Выступление Вивьен Ли в пьесе «Трамвай „Желание“», описанное Филлисом Хартнолом как «доказательство её большой силы как актрисы» привело к длительному периоду, в течение которого она считалась одной из лучших актрис английского театра[50]. Обсуждая последующую экранизацию, Полин Кейл написала, что Вивьен Ли и Марлон Брандо «продемонстрировали хорошую игру, и перенесли её на пленку», и что Ли «создала одного из тех редких персонажей, который может вызвать страх и жалость»[51].

В 1985 году портрет актрисы был включён в серию почтовых марок Великобритании наряду с Альфредом Хичкоком, Чарли Чаплином, Питером Селлерсом и Дэвидом Нивеном[52]. В архиве Лоренса Оливье хранится коллекция вещей, включающая в себя множество личных документов Вивьен Ли, в том числе многочисленные письма, которые она писала Оливье. Документы Вивьен Ли, включая письма, фотографии, контракты и дневники, принадлежат её дочери, Сюзанне Фаррингтон. В 1994 году Национальная библиотека Австралии купила фотоальбом с монограммой «L & V O», предположительно принадлежавший Оливье, содержащий 573 фотографии Оливье и Ли, во время их поездки в Австралию в 1948 году. В настоящее время он является частью коллекции Национальной библиотеки Австралии[53]. В 2013 году архив Вивьен Ли, содержащий письма, дневники, фотографии, театральные сценарии и награды, был приобретён Музеем Виктории и Альберта[54].

Star.svg — главная роль

Биография Вивьен Ли | Журнал Домашний очаг

Будущая звезда родилась в индийском городке Дарджилинг, где отец, британский подданный, исполнял свой военный долг. Мама Вивьен Ли происходила из старинных ирландского и французского родов. Смесь крови дала девушке необычайную красоту и избавила актрису от истинно британской чопорности.

Ей было семь, когда родители вернулись в Англию и отдали девочку в Монастырь Святого Сердца, чтобы та получила достойное образование и слегка усмирила свой пыл, появившийся на беспечных индийских пляжах. Лишь спустя 11 долгих лет обучения она вернулась в семью родителей.

Ли

Добропорядочной англичанкой она так и не стала. Влияние неординарного папы с необычайной харизмой и актерскими способностями выводили малышку из состояния смирения, прививаемого в школе. Однажды она провела все летние каникулы с отцом, который водил ее на скачки, покупал декольтированные платья и демонстрировал приятелям. Мужчины рано начали интересоваться девушкой, а она — ими.

Получив образование и вернувшись в семейное гнездо, Вивьен познакомилась с 31-летним успешным адвокатом Гербертом Ли Холманом. Он был помолвлен, однако ее это не остановило. Спустя несколько месяцев 18-летняя Вивьен вышла замуж. Спустя три года, поискав занятие по душе, она увлеклась театром, где и увидела впервые необычного, слишком темпераментного для этой роли Ромэо — Лоренса Оливье.

Говорят, тогда она уходила со спектакля с мыслью о том, чтобы и самой стать актрисой уровня Оливье и покорить его своим талантом.

Открытие

Скоро Вивьен и сама попробовала себя на сцене в спектакле «Маска добродетели». Красивая девушка не мало удивила режиссера, показав еще на первом прослушивании настоящий талант, серьезное отношение к делу и стремление учиться. После премьеры Вивьен назвали открытием и порекомендовали найти себе агента.

Контракт она заключила с режиссером и продюсером Александром Корда, взяв в качестве псевдонима первую часть фамилии законного мужа — Ли. Она выбрала Корда потому, что в «Огне над Англией» он должен был снимать Оливье. Вивьен выпросила себе роль в фильме. Корда согласился, но посмеялся над влюбленностью начинающей актрисы, предупредив ее, что Оливье любит жену.

Может быть Оливье и любил жену, пока не встретил Вивьен. Позднее он признается, что от сияющих изумрудных глаз будущей возлюбленной растерялся и пришел в необычайное смятение. Ни к одной женщине никогда в жизни его не влекло так сильно, как к хрупкой, но такой упрямой Вивьен.

На момент встречи обоих влюбленных дома ждали вторые половины и дети. У Вивьен была трехлетняя дочка, у Ларри недавно родился сын.

Им было все равно. Неземная любовь поглотила актеров. Они долго упрашивали своих супругов дать им развод, но ни Ли Холман, ни миссис Оливье не соглашались пойти на скандал и расторгнуть священные для Англии узы.

Им снова было все равно. Словно во сне они сбежали из семей и стали жить вместе. Много позже, оставшись без Ларри, Вивьен будет терзать себя угрызениями совести — ведь она бросила единственную дочь. Впрочем, материнских чувств Ли так никогда не испытала. Ребенок родился сразу после заключения брака, когда девушке было всего 19. Младенца она отдала на попечение маме, а единственное публичное подтверждение ее материнства случилось на первом интервью Вивьен Ли. Тогда трехлетняя малышка сидела на коленях у своей уже становящейся знаменитой мамы и играла ее сигаретой.

Скарлетт

В счастливой любви с Оливье Вивьен забеременела еще раз. Но к тому времени приступы психического заболевания уже начали проявлять себя. Вивьен по нескольку дней испытывала гиперактивность, за которой следовал нервный срыв. Она могла кричать, падать на пол, биться кулаками и ногами в пол, срывать с себя одежду, пока силы не покинут ее. После приступа актриса внезапно успокаивалась и подолгу сидела молча, глядя в одну точку. А потом дико раскаивалась за такое непристойное поведение.

Сначала слава Вивьен Ли взорвала Англию, потом — Европу. На родине актриса прочла роман «Унесенные ветром» и просила своего агента найти для нее роль Скарлетт. Она понимала эту героиню и чувствовала, что сыграет ее максимально точно. Такая роль нашлась за океаном. Чтобы сыграть ее, пришлось показаться режиссеру — Дэвиду Селзнику. На ее работу в Голливуде долго не соглашался вечный продюсер звезды Корда. Но по счастливой случайности в США снимался Оливье, и под предлогом повидаться с любимым, Вивьен уехала в Америку.

Там, конечно, состоялись пробы миниатюрной брюнетки с нежными и строгими чертами, Селзник был покорен, а Вивьен досталась та самая роль. Могла ли она предполагать, что тяжелые съемки вымотают ее и истощат здоровье так, что к их концу она будет кричать о ненависти к Голливуду и работе в киноиндустрии? Роль была тяжелой, работать приходилось круглые сутки, выходных не было. У истощенной Ли снова начались приступы. Кто-то из съемочной группы даже назовет ее поведение в своей биографии маниакальным. Впрочем, это будет опровергнуто: режиссер фильма встанет на сторону Вивьен. Он расскажет, что актриса вела себя крайне профессионально, а роли отдавалась без остатка.

Бланш

После выхода на экраны «Унесенных ветром» о Вивьен узнал весь мир. Восхищение доносилось из-за океана, а новые успехи актрисы оставляли желать лучшего. Несколько неудачных работ, провальный совместный с Оливье спектакль… Новый взлет ожидал Ли в новой роли.

Она уговорила режиссера на роль Бланш ДюБуа в «Трамвае «Желание». Словесные тумаки, которые щедро отвешивал своей Бланш Элиа Казан скоро дали свои плоды: роль была названа самым точным перевоплощением, а Ли после съемок пожаловалась, что была Бланш на протяжении девяти месяцев, и героиня до сих пор живет в ней.

Эта роль подкосила ее психическое здоровье сильнее, чем все другие. Кроме того, у актрисы обнаружили туберкулез левого легкого.

Больная, но упрямая, она мужественно и талантливо сыграет еще в нескольких проектах, но в конечном итоге обе болезни возьмут свое. От нестабильного психического состояния актрисы устал Оливье. От туберкулеза устала сама Вивьен. Сначала супруг отставил ее, а спустя непродолжительное время, будто не желая жить без него, Вивьен умерла в своей квартире. Узнав о гибели возлюбленной, Оливье несколько часов не сходил с места. Он молился о прощении за все беды, которые случались между ними.

Анна Каренина

Мост Ватерлоо

Пламя над Англией

Унесённые ветром

Цезарь и Клеопатра

Цезарь и Клеопатра

Вивьен Ли: 12 фактов об актрисе

1. В возрасте семи лет родители отправили Вивьен (настоящее имя — Вивиан Мэри Хартли) на воспитание в монастырь Святого Сердца в Англии. Там она познакомилась с Морин О’Салливан, с которой их впоследствии связала крепкая дружба. Именно с Морин она делилась своими мечтами и не раз заявляла, что будет «великой актрисой».

2sBPOPJgUqs.jpg

Вивиан в детстве. (wikimedia.org)

2. Первый агент предложил Вивиан взять псевдоним Эйприл Морн, однако она придумала свой — «позаимствовав» имя своего первого супруга Герберта Ли Холмана.

original.jpg

 Ли в образе Клеопатры. (wikimedia.org)

3. Со своим вторым мужем Лоуренсом Оливье она познакомилась на съемках фильма «Огонь над Англией». Вся съемочная бригада была в курсе их романа. Однако пожениться удалось только спустя почти 4 года, так как супруги актеров (Оливье тоже был несвободен) долго не соглашались давать развод.

20150202-lawrencevivien-1.jpg

 Ли и Оливье. (wikimedia.org)

4. Именно Оливье подал Вивьен идею пробоваться на роль Скарлетт. Ли обошла больше полутора тысяч актрис, в том числе признанных и прославленных, получила эту роль и, чуть позже, «Оскар».

 Ли на вручении «Оскара» за роль в «Унесенных ветром»

5. На съемках «Унесенных ветром» Ли курила по 4 пачки сигарет в сутки. В 1944 году ей поставили страшный диагноз — туберкулез. Врачи выписали ей лекарство, которое негативно влияло на психику, в результате Ли попала в психиатрическую клинику. Однако о побочном эффекте таблеток стало известно уже после смерти актрисы.

6. За съемки в «Унесенных ветром» Ли получила гонорар в 25 тысяч долларов, в это же время Кларку Гейблу, исполнителю роли Ретта Батлера, заплатили 120 тысяч долларов.

_gone_.jpg

На съемочной площадке «Унесенных ветром». (wikimedia.org)

7. Вивьен была любимой актрисой Уинстона Черчилля, и он регулярно приглашал ее и супруга на все званые ужины.

Viviana_archiv_03.jpg

В роли Бланш Дюбуа в «Трамвай желание». (wikimedia.org)

8. У Ли была одна дочка, Сюзанна, от первого брака с Холманом. Лоуренсу она не смогла родить ребенка.

9. Лоуренс объявил, что хочет развода, в день рождения Ли, преподнеся в подарок ключи от Роллс-ройса. Вивьен тяжело переживала расставание. И даже после разрыва на номерном знаке своего авто оставила буквенную надпись VLO (Вивьен Ли, леди Оливье)

18d7e56968d0.jpg

Свадьба дочери Сюзанны. (wikimedia.org)

10. Ли была дамой с характером и любила употребить крепкое словцо. Более того, ругалась она с чувством и большим искусством.

11. Вивьен не любила, когда ее называли красивой. «В английском языке есть два слова, которые я ненавижу больше всего: прелестная и красивая. Думаю, я бы ударила того, кто меня сейчас так назвал бы», — говорила она.

21751_900.jpg

Вивьен Ли в «зрелые» годы. (wikimedia.org)

12. На следующий день после внезапной кончины Вивьен Ли от приступа туберкулеза все лондонские театры на минуту погасили огни. Прах актрисы после кремации развеяли над озером в графстве Восточный Суссекс, где она жила.

Вивьен Ли / Vivien Leigh / Биография и фильмография

Дата рождения:

Место рождения:

Darjeeling, Западная Бенгалия, British India (сейчас Индия)

Умерла 7 июля 1967 года.

Фильмография: Актриса

  • Корабль дураков (Корабль глупцов) (1965) /Ship of Fools/
  • Римская весна миссис Стоун (1961) /The Roman Spring of Mrs. Stone/
  • Глубокое синее море (1955) /The Deep Blue Sea/
  • Трамвай «Желание» (1951) /A Streetcar Named Desire/
  • Анна Каренина (1948) /Anna Karenina/
  • Цезарь и Клеопатра (1945) /Caesar and Cleopatra/
  • Леди Гамильтон (1941) /That Hamilton Woman (Lady Hamilton)/
  • Мост Ватерлоо (1940) /Waterloo Bridge/
  • 21 день (1940) /21 Days/
  • Унесенные ветром (1939) /Gone with the Wind/
  • Тротуары Лондона (1938) /Sidewalks of London/
  • Янки в Оксфорде (1938) /A Yank at Oxford/
  • Путешествие во мраке (1937) /Dark Journey/
  • Пламя над Англией (1937) /Fire Over England/
  • Буря в стакане воды (1937) /Storm in a Teacup/
  • Джентльменское соглашение (1935) /Gentlemen’s Agreement/
  • Посмотри и улюбнись (1935) /Look Up and Laugh/
  • Дела идут на лад (1935) /Things Are Looking Up/ 
  • Деревенский сквайр (1935) /The Village Squire/

Премии и награды

ОСКАР

Победитель в категориях:
Лучшая актриса
1952 — Трамвай «Желание» /A Streetcar Named Desire/
1940 — Унесенные ветром /Gone with the Wind/

ВЕНЕЦИАНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ

Победитель в категориях:
Лучшая актриса
1951 — Трамвай «Желание» /A Streetcar Named Desire/

Вивьен Ли | Блогер Carry на сайте SPLETNIK.RU 6 августа 2010

Опубликовано пользователем сайта

Про звезд Carry

Вивиан Мэри Хартли — английская актриса, обладательница двух премий «Оскар» за роли американских красавиц: Скарлетт О’Хара в «Унесённых ветром» (1939) и Бланш Дюбуа в «Трамвае „Желание“» (1951), родилась 5-го ноября 1913 года, в канун праздника фейерверков, или Ночь Гая Фокса. Находясь под влиянием маниакальной депрессии на протяжении большей части взрослой жизни, Вивьен Ли приобрела репутацию актрисы, с которой трудно работать, поэтому в её карьере часто наблюдались периоды упадка. В дальнейшем периодические приступы туберкулёза ослабили здоровье актрисы. Такой диагноз был впервые поставлен ей в середине сороковых годов, и впоследствии Ли лишь изредка снималась в кино и играла в театре до своей смерти.В мае 1967 году у Ли начались новые приступы туберкулёза. 7 июля того же года, во время очередного приступа, Вивьен Ли скончалась. Она была кремирована, а её прах развеян над озером близ небольшой деревни, в которой она жила в графстве Восточный Суссекс. «Жизнь так коротка чтобы работать так тяжело…» «Женское очарование — на пятьдесят процентов иллюзия» «Намного легче заставить людей плакать, чем заставить их смеяться» «Нет некрасивых женщин — есть только женщины, не знающие, что они красивы» «Мой знак зодиака — Скорпион. А они съедают и сжигают себя изнутри.» «Если мужчина не может быть верен одной женщине, он по крайней мере верен самому себе.» «Не буду думать об этом сегодня,подумаю об этом завтра….»

Оставьте свой голос: