Оазис в пустыне: на вилле Ива Сен-Лорана в саду Мажорель
23 марта 2019ЖУРНАЛ ELLE №38 март 2019Ты мерцала стыдливой звездой, Ты Луною зажглась золотой, И тебе, недоступной богине, Отдавал я мечту за мечтой
За мои семьдесят (ой-ой!) лет мне везло столько раз, что не перечислить. Но визиты в дом с садом Мажорель в качестве гостьи в моем личном рейтинге успеха — где-то между звездными знакомствами, головокружительной карьерой и сногсшибательным романом. Да, именно так.
Ив Сен-Лоран и Мариан Макэвой на чаепитии в саду Мажеорель, 1975
С 1975 года я приезжала сюда 45 раз — как будто к этому утопающему в цветах, мистическому и до невозможности экзотичному месту меня тянут невидимые нити. Видимо, те же, что когда-то привлекли Ива Сен-Лорана, — он купил этот сад в Северной Африке и сделал его знаменитым на весь мир.
Колоннада из пальм вашингтония ведет ко входу на виллу «Оазис». Дорожка выложена терракотовой плиткой в традиционной марокканской технике бежмат
ФОТОMiguel Flores-ViannaСкрытый от суеты современного Марракеша сад Мажорель со своей многогранной драгоценной короной, виллой «Оазис» — безудержная фантазия, воплощенная в жизнь уникальной творческой энергией. История Мажореля — это франко-американская сага о шести мечтателях: французском востоковеде и коллекционере растений Жаке Мажореле, легендарном бунтаре Иве Сен-Лоране, его партнере по бизнесу и по жизни — напористом индустриалисте и филантропе Пьере Берже, утонченном французском декораторе Жаке Гранже, богемном архитекторе Билле Уиллисе и энергичном американце — ландшафтном дизайнере Мэдисоне Коксе.
Кушетка в спальне Сен-Лорана прибыла в Марокко из особняка Шато-де-Феррье, принадлежавшего Мари-Элен де Ротшильд. Кресла, обитые персидскими коврами, и хрустальная люстра сделаны в XIX веке, исфаханский ковер — на два столетия старше
ФОТОMiguel Flores-ViannaЖак Мажорель купил эту землю в 1923-м и вплоть до середины 1930-х строил дом. Выкрасить виллу «Оазис» в вибрирующий синий — идея Мажореля. Как и окружающий особняк роскошный сад — вся территория утопает в эксцентричных кустарниках, деревьях, вьюнах и лозах, которые Жак привозил из путешествий или находил здесь же, в Марокко.
Сын известного французского дизайнера мебели Луи Мажореля Жак в основном известен благодаря картинам в жанре реализма, на которых изображал людей и пейзажи Северной Африки. Но также он хорошо умел писать и в ярком, пышном стиле ар-нуво — несколько дверей и консолей, расписанных им вручную, хорошо сохранились в прихожей и большой гостиной на вилле «Оазис».
ФОТОMiguel Flores-ViannaМажорель открыл большую часть сада для публики в 1947 году. Купив виллу в 1980-м, Сен-Лоран и Берже продолжили демократичную политику предшественника. В 2018-м Мажорель посетили 850 000 человек, так и не увидев то, что показано на этих страницах — приватную часть сада.
Незаметно соединенные чередой закрытых деревянных дверей публичные и приватные владения Мажореля одинаково пышны, ярки, поэтичны и невероятно ухоженны. Обе части скрыты зарослями высокого бамбука, но в одной из них почти не бывает людей.
Обивку для всей мебели Жак Гранж заказывал у частных мастеров
ФОТОMiguel Flores-ViannaПри жизни Сен-Лоран и Берже сотрудничали с архитектором Биллом Уиллисом, преображая студию для рисования в музей берберов. Они же основали здесь кафе, книжный магазин и сувенирную лавку, из которой невозможно уйти без покупки: сумки, шали или полотенца для рук. Ландшафтный дизайнер Мэдисон Кокс не только помог восстановить все существующие павильоны, балюстрады, ручьи, пруды, площадки, дорожки, но и добавил новые. Трава была заменена на красный гравий, не требующий полива.
Терраса виллы «Оазис» утопает в зарослях бугенвиллии
ФОТОMiguel Flores-ViannaМежду тем у самой виллы «Оазис» можно встретить разве что стайку голубей или воробьев, а также звонких лягушек или безмолвных рыб, чей дом — это пруд, окружающий главный павильон особняка. Воркование, кваканье и всплески воды — умиротворяющее звуковое сопровождение для призыва к молитве, который доносится сюда из мечетей «Розового города».
Жизнь на вилле не всегда была такой спокойной. Марелла Аньелли, Бетти и Франсуа Катру, Бернар-Анри Леви, Лулу де ла Фалез и ее муж Таде Клоссовски съезжались на обеды, чаепития, коктейльные вечеринки и ужины, устраиваемые Сен-Лораном и Берже. Там бывал и интерьерный дизайнер Жак Гранж, декорировавший комнаты внутри особняка, и архитектор Уиллис, отреставрировавший многие из стен, окон, лестниц, потолков, фонтанов, террас и полов. Архитектор также спроектировал самый известный бело-зеленый плиточный павильон, который становился эпицентром вечеринок на вилле «Оазис» в теплые месяцы, когда в дополнение к сияющей луне в саду зажигались сотни фонариков.
Межкомнатная дверь из кедра вырезана и раскрашена вручную
ФОТОMiguel Flores-ViannaЗимой жарко полыхающие камины из плитки с замысловатым декором приглашали к коктейлям в большой и синей гостиных; столовая в русском стиле — к пышным ужинам; мавританская библиотека располагала к чаепитиям и неспешным дижестивам; а большой квадратный холл — конечно же, к танцам. Душно-ароматные желтые, красные, розовые, оранжевые и белые розы, сорванные тут же в саду, переполняли вазы, а музыканты, повара и официанты были одеты в марокканские наряды, придуманные Сен-Лораном.
Все и всегда здесь было безупречно срежиссировано: роскошно, красочно, но никогда безвкусно.
Голубой салон виллы отреставрировал архитектор Билл Уиллис, а декором занимался дизайнер Жак Гранж. Сине-зеленая обивка двухместных диванов рифмуется с плиткой камина
ФОТОMiguel Flores-ViannaПьер Берже был и навсегда останется последним жильцом виллы «Оазис». Его вдовец, Мэдисон Кокс, президент фонда Pierre Bergé —Yves Saint Laurent в Париже и президент фонда Jardin Majorelle, решил объединить три акра закрытого сада с тремя акрами открытого, соединив приватное царство с общественным.
Зимой жарко полыхающие камины из плитки с замысловатым декором приглашали к коктейлям, а большой квадратный холл — конечно же, к танцам!
Работы начнутся уже в этом году — и по дорожкам из красного гравия скоро будут сновать тысячи любопытных посетителей, а не стайки голубей.
Верхний этаж виллы Сен-Лоран продумал сам и назвал его Minzah. В центре — бамбуковый стол XIX века. Cправа — кресло архитектора и дизайнера Адольфа Лооса, плетеные стулья бренда Bonacina и светильники от Исаму Ногучи
ФОТОMiguel Flores-ViannaИ тут все логично: Ив Сен-Лоран когда-то застолбил свое место в мире моды благодаря кутюрным коллекциям, но самая важная часть его наследия — более доступная одежда prêt-à-porter, мода для народа. Так и с любимой дизайнером виллой «Оазис» — скрытая от публики роскошь, утопающая в цветах и зелени, станет открытым пространством, доступным для всех жаждущих вдохновения.
ФОТОMiguel Flores-ViannaМариан Макэвой
Последняя любовь: вилла Ива Сен-Лорана и Пьера Берже
Вилла Мабрука возвышается над мединой Танжера и хранит историю длиною не в одну жизнь. Первая ее часть относится к годам, которые здесь провели вместе Ив Сен-Лоран (Yves Saint-Laurent) и Пьер Берже (Pierre Bergé). В те времена интерьер дышал ароматами Танжера и представлял собой пряную смесь декаданса, книг Пола Боулза и напускной небрежности. «Ив попросил меня обустроить дом так, словно его купила эксцентричная англичанка, решившая осесть в Танжере, — вспоминает декоратор Жак Гранж (Jacques Grange). — Эта идея полностью отвечала его вкусам. Обладая необычайно тонким чувством цвета, Сен-Лоран обожал перегруженные интерьеры, а всем мебельным тканям предпочитал блестящий вощеный ситец».
После ухода кутюрье жизнь на вилле остановилась, Пьер Берже перестал сюда ездить. Однако по прошествии многих лет декоратора вновь призвали к изголовью этой «спящей красавицы». «Пьер в один день решил вернуть виллу к жизни, и я стал ее реструктурировать, — продолжает Жак Гранж. — Пробил стены, раскрыл окна, возвел что-то вроде террасы-променада. Теперь там можно гулять, как по палубе корабля». К тому времени декоратор и заказчик общались друг с другом уже сорок лет, и потому принять решение об изменениях было нетрудно. «Мы просто продолжили начатый когда-то разговор», — замечает Жак Гранж.
Колониальная атмосфера с вкраплениями африканизмов получила новое подкрепление. В холле сохранился оригинальный шахматный пол и колонны в мавританском стиле. Кресла в столовой обиты тем самым вощеным ситцем, который так любил кутюрье. Мавританский стиль сохранила и спальня Ива, которая используется как гостевая комната. Спальня Пьера Берже превратилась в подобие обволакивающего соломенного «кокона» благодаря охристым шторам и стеновым панелям из плетеной рафии.
Снаружи — райский сад, придуманный пейзажистом Мэдисоном Коксом, спутником Пьера Берже. В самой гуще редких растений Средиземноморья прячется очаровательный чайный «киоск». Словно драгоценный ларец, посвященный декоративному искусству, он украшен фресками английского художника Лоуренса Майнотта. Со стороны моря вилла располагает еще и просторным панорамным павильоном с видом на Гибралтарский пролив.
В этом чайном салоне дремлют бамбуковые кресла, а на них свысока смотрит роскошная римская мозаика, привезенная Жаком Гранжем из Сирии больше двух десятилетий назад.
«Пьер Берже, так много сделавший в свое время для Танжера (в частности, он спас от гибели Колоннскую библиотеку), не успел увидеть окончательное преображение своего дома, — заключает Жак Гранж. — Но мне кажется потрясающим, что он до последнего дня продолжал украшать его. В доме по-прежнему живы воспоминания, а самый лучший декор — это еще и дань памяти».
Вилла Ив Сен-Лорана в Марракеше
«Этот город научил меня цвету» – говорил кутюрье и гений моды Ив Сен-Лоран про Марракеш, к которому он всегда испытывал самые яркие и нежные чувства.
О любви мэтра к Марокко могут рассказать его коллекции, связанные с африканской тематикой: «Марокканское вдохновение», «Краски Марокко», «Африканские мечты», «Сахара», вдохновлённая местными мастерами и их ремеслами. И действительно, восточный колорит, буйство красок, утонченность линий и форм, шарм, загадка, ткани, пропитанные ароматом шафрана не могут не привлекать людей искусства. А истинных французов, Лорана и его друга Пьера Берже в особенности.
Африка для мэтра – родной дом, в Алжире он родился, воевал. А в Марракеше он провел свои последние дни.
В начале тридцатых годов в сердце Марракеша обосновалась неимоверно колоритная вилла, которую построил еще один талантливейший француз, художник и коллекционер экзотических растений Жак Мажорель. После его смерти, Сен-Лоран вместе с Берже, можно сказать, спасли от неминуемой гибели прекрасную виллу. Они выкупили дом, вместе с садом, чем сохранили имя своему соотечественнику, взамен обретя дом, где живут море вдохновения, цвета и умиротворения.
В саду есть всевозможные виды редкой флоры, пальм, кактусов. Отличное место, оазис, чтобы спрятаться от жары и городской суеты. Вилла выкрашена в ультрамарин и желтый, что очень выделяется на фоне нежных розовых построек. А сердце виллы – фонтан с чистой водой. На вилле находятся частные коллекции Ив Сен Лорана.
Посетить виллу Ив Сен-Лорана может каждый. Здесь есть три экспозиции на выбор: Сады Мажорель, музей Ив Сен-Лорана и музей барберов . Обрати внимание, что музей Ив Сен-Лорана и музей барберов закрыты каждую среду.
Стоимость билета на посещение всех экспозиций стоит 200 дирхам, есть скидки студентам при предъявлении студенческого билета.
Время работы: с 10:00 до 18:00
Билеты можно купить заранее на сайте музея: www.museeyslmarrakech.com
Давайте вдохновляться красками Марокко и искусством вместе! Ведь серфинг — это тоже искусство
Присоединяйся к сёрф-туру в Марокко с командой Surfway Moscow в 2020 году!
Вилла Ива Сен-Лорана в Танжере, Марокко • Интерьер+Дизайн
Британский дизайнер Джаспер Конран стал новым владельцем виллы Mabrouka (что означает «удача» на арабском языке), бывшего дома Ива Сен-Лорана и Пьера Берже в Танжере, Марокко, который в настоящее время принадлежит Fondation Jardin Majorelle. Cумма покупки не разглашается.
По теме: Studio KO: терракотовый памятник Иву Сен-Лорану в Марокко
Расположенная на вершине скалы с видом на Гибралтарский пролив, всего в пяти минутах от центра Танжера, вилла «Мабрука» построена в духе 1960-х годов и включает в себя модернистские элементы, смешанные с марокканской традицией.
Собственность изобилует широкими окнами от пола до потолка с металлическими рамами, с белыми оштукатуренными стенами, зубчатыми арками и мраморным полом в шахматную клетку.
Дизайнер Джаспер Конран, фото Chris Tubbs.Сен-Лоран и Берже купили виллу в 90-х, доверив ее украшение Жаку Гранжу, французскому дизайнеру, в числе клиентов которого были Ален Дюкасс и Палома Пикассо. Важным украшением дома Сен-Лорана и Берже в Танжере стал красочный ситец с птицами, деревьями, фруктами и бабочками.
Вилла «Мабрука».Долгое время считавшейся визитной карточкой аристократических домов Европы, ситец во второй половине XX века стал эмблемой провинциального загородного дома. Часто сопровождаемый вышитыми подушками, фарфоровыми безделушками и кружевами, избыточный декор был на вилле оставлен, предоставляя контраст для современного стиля.
Вилла «Мабрука».«Эксцентричный англичанин 50-х, который приехал жить в Танжер, Ив хотел ситца и один цвет на одну комнату: голубая комната, желтая и так далее. Это было похоже на украшение дома для персонажей из пьесы Теннесси Уильямса», — написал Жак Гранж в своей книге «Секреты жизни Сен-Лорана и Пьера Берже».
Вилла «Мабрука».Вилла «Мабрука» является полной противоположностью другим домам Ива Сен-Лорана и Пьера Берже — здесь нет картин, антиквариата и драгоценных раритетов, которые пара собирала годами.
Сад засажен здесь итальянскими лимонными деревьями, розами, бугенвиллеей и гортензиями, которые окружают бассейн, вырытый в скале, и фонтан, созданный ландшафтным дизайнером Мэдисоном Коксом. Следуя завещанию Берже, вырученные от продажи средства пойдут на содержание музея Ива Сен-Лорана в Марракеше, сада Мажорель и Берберского музея.
Ив Сен Лоран в Марокко: nosikot — LiveJournal
Впереди — военно-морской флот Марокко, слева, за стрелой крана — минарет соборной мечети (крупнейшая в мире — на 100.000 правоверных), построенной на насыпи («трон Аллаха над морем»)
Начало тут: http://nosikot.livejournal.com/927352.html (далее по внутренним ссылкам).
Прибыли в Касабланку (второй порт Марокко, после Танжера, в городе 6 млн. жителей), «по совету друзей» решили отправиться в Марракеш (расположен в глубине страны, у подножия гор Высокого Атласа, 1,5 млн. жителей, 2 млн. туристов ежегодно).
Ну, порт как порт (одновременно ВМБ местного флота – см. фото), а одна из достопримечательностей Марракеша – кактусовый сад Маджорель, основанный в 1917 одноименным французским художником, к-рый туда и переехал жить. Уже в наше время за ним сюда последовал известный француз Ив Сен Лоран – приехал лечиться от воспаления легких (это что-то типа нашего Крыма, по полезности климата для дыхательных путей), да так и остался (скоро, видимо, из Франции ВСЕ уедут – останутся только венгерские евреи Шаркажи и Голландцы…) – умер и похоронен тут в 2008 году.
Кактусы расположены вне Медины – старого города, остальные основные достопримечательности – в нем.
Новый город смотрится весьма презентабельно и чисто.
Фотки самого города никак не загрузятся, поэтому марокканский пост разбил пока на два…
Гидом взяли местного, к-рый отучился в Луганске на ветеринара (! — это он так подрабатывает) — но «методичку» по истории и достопримечательностям знал неплохо.
Далее – порт и сад кактусов (кликабельно):
Касабланка за портовыми сооружениями
На удивление зелено — искусственное орошение и плодородная земля
Деревушка
Необычное дерево в саду кактусов
Разнообразные кактусы
Двойной смотрится мило
Еще…
Жовто-блакитный домик Маджореля (Ив Сен Лоран построил виллу за пределами сада)
Снова они…
Парковые деревья
Пальмы и папоротники
Могилка Ив Сен Лорана
Арык к дому
Из какого-то тут делают текилу
Вилла Oasis в Марракеше. Роскошная резиденция Ив Сен Лорана и Пьера Берже.
На волне психоделической меланхолии второй половины 1960-1970-х годов многие представители художественной и аристократической элиты, под влиянием хиппи плененные ориентальной экзотикой, устремились на Восток. Мик Джаггер и Кит Ричардс обжились в Марракеше, а Ротшильды обустроили свою роскошную семейную резиденцию в аутентичном арабском стиле в Танжере. Последними культурными «эмигрантами», последователями этакого «эстетического бегства» стали Ив Сен Лоран и Пьер Берже, которые в конце 1970-х годов приобрели в Марракеше усадьбу La Zahia: ультрамариновую виллу в стиле ар-деко с роскошным экзотическим садом. Фантастическое строение, также как и парк были созданы и оформлены в 1930-х годах художником Жаком Мажорелем (Jacques Majorelle), сыном известного краснодеревщика эпохи ар-нуво Луи Мажореля.
Уиллис и Гранж
В ту эпоху в Марокко ведущим архитектором и одновременно самым большим знатоком исламского искусства оформления интерьера был американский эмигрант Билл Уиллис (Bill Willis), который работал в стиле Пьера Лоти (Pierre Loti) – в классической вариации ориентализма XIX столетия. К его услугам и прибегли Лоран и Берже. В конечном итоге резиденция получилась скорее эклектичной, нежели ориентальной, потому что владельцы хотели сохранить оригинальные трафаретные росписи самого Мажореля и созданный им колорит неоисторизма 1920-30-х годов, а также захотели привнести в некоторые интерьеры эстетику западной элегантности и комфорта, в которую можно было бы вписать ряд произведений искусства ХХ века из коллекции Берже. Последняя задача была доверена верному союзнику по убеждениям – французскому декоратору Жаку Гранжу (Jacques Grange), который в то же время работал над интерьерами другого поместья Лорана-Берже – знаменитого шато Gabriel в Нормандии.
Точная реконструкция и эклектика
Безупречный с точки зрения исторической реконструкции ориентальный стиль Билла Уиллиса лучше всего представлен в красной библиотеке виллы. Гедонистический интерьер, по уровню роскоши равный султанским дворцовым покоям, украшен расписанными и резными панелями, балочным плафоном с позолотой, нишами с исламскими арками в форме замочной скважины, антикварной инкрустированной мебелью и латунными светильниками, аутентичными коврами и текстилем, а также камином с великолепным ажурным порталом. Интерьеры Жака Гранжа отличает присутствие в них англо-американской мебели, принадлежащей исторической европейской и современной эпохам, западная эклектичность с вкраплением ориентальных элементов и нежная голубая палитра, навеянная полотнами Матисса.
Ив Сен-Лоран: фото дизайнера в Марокко во время отдыха
«Во время пребывания в Марокко я обнаружил, что особенно люблю цвет и его проявления в вещах, которые можно найти только там — в мозаиках зилидж и резьбе по дереву, на кафтанах и накидках джеллаба. Дерзостью, которую можно заметить в моей работе, я обязан этой стране с ее сильной гармоничностью, смелыми сочетаниями, страстью к творчеству. Марокканская культура стала мне очень близкой, но просто использовать ее элементы недостаточно — мне нужно было ее трансформировать, адаптировать», — вспоминал Ив Сен-Лоран в 1983 году.
К этому моменту вместе с Пьером Берже они уже 17 лет были влюблены в эту африканскую страну. На двоих у них было несколько вилл, служивших им убежищем — настоящим тайным садом под палящим солнцем.
Manon Garrigues/Vogue.fr
Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.