Художник магритт картины – Рене Магритт. 115 лет магическому реалисту: tverdyi_znak — LiveJournal

Магритт, Рене — Википедия

Рене́ Франсуа́ Гиле́н Магри́тт (фр. René François Ghislain Magritte; 21 ноября 1898, Лессин — 15 августа 1967, Брюссель) — бельгийский художник-сюрреалист. Известен как автор остроумных и вместе с тем поэтически загадочных картин.

Магритт родился в 1898 г. в маленьком бельгийском городке Лессине провинции Эно. Отец художника, Леопольд Магритт (1870-1928[6]), занимался шитьем и торговлей тканями. Мать, Регина (ур. Бертэншам, 1871-1912[7]) до замужества работала модисткой. После нескольких лет в Лессине семья Магриттов переехала в Гилли, где у Рене родились два младших брата: Пол (1902-1975[8]) и Раймон (1900-1970[9]), а оттуда – в Шатле, где и жили с 1904 по 1912 гг. с небольшими перерывами[10]. Там же с 1904 по 1910 г. Рене окончил начальную, а также первый класс средней школы.[11]

Магритт вспоминал[12], как во время пребывания в Суаньи, где в то время жила его бабка по отцовской линии

[13], он и его подружка любили играть на заброшенном кладбище, где регулярно встречали художника, рисующего аллеи. Позднее установили, что им был бельгийский живописец Леон Хьюгенс[13]. Эти встречи оставили маленького Рене с «неясно-волшебным» впечатлением от живописи и с ощущением, что художник наделен сверхъестественной силой.

В марте 1912 года Регина, мать Рене, утопилась в реке Самбре, что, по-видимому, оказало значительное влияние на художника, однако, вопреки расхожему мнению, не стоит переоценивать влияние этого события на творчество автора. Магритт вынес из детства ряд других, не столь трагичных, но не менее загадочных воспоминаний, про которые сам говорил, что они нашли отражение в его творчестве.

В феврале 1913 г., чуть более чем через год после самоубийства Регины Магритт, Леопольд и трое мальчиков переехали из Шатле в Шарлеруа.  В августе того же года на местной ярмарке Рене познакомился с двенадцатилетней Жоржеттой Бергер, дочерью мясника. Они дружили почти год до Первой мировой войны и расстались с ее началом, чтобы случайно встретиться только через 6 лет.

Начало творческого пути, Брюссель (1915-1922)[править | править код]

Рене Магритт (стоит, крайний слева) и Жоржетта Бергер (сидит, крайняя слева) среди группы бельгийских художников. 1922.

В конце 1914 или в начале 1915 г., Магритт создал свою первую работу. На полотне размером 1.5 на 2 метра были изображены лошади, выбегающие из горящей конюшни. В октябре 1915 г. будущий художник бросает школу и переезжает в Брюссель, где планирует посещать Академию изящных искусств в качестве вольнослушателя. Занятия, по его собственному признанию [12], он посещал очень нерегулярно и покинул Академию уже в 1918 году. С 1919 по 1920г. Рене арендует студию на пару с абстракционистом и поэтом Пьер-Луизом Флоке. Примерно в это же время он знакомится с поэтом Пьером Буржуа и его братом, архитектором Виктором Буржуа. Вместе со своими друзьями Магритт издает 4 выпуска журнала Au volant! («За рулем!»)

[14].

В это же время Магритт начинает показывать первые работы публике. Первый публичный показ его работ состоялся в 1919 г. в галерее Centre d’Art, причем выставлялись не полотна, а две гуашевые афиши[10][12]. Тогда же, в 1919 г., публике был представлен первый холст Магритта. Разные источники указывают, что это могли быть или «Женщины» (фр. Femmes)[15], или «Обнаженная» (фр. Nu)[16]. Так или иначе, исследователи отмечают[15] сильное влияние кубизма (в частности, Пабло Пикассо) и футуризма на ранние работы Магритта.

В 1920 г., прогуливаясь по городскому ботаническому саду, он случайно встретил Жоржетту, с которой последний раз виделся в 1914 г. После службы Магритта в бельгийской армии в 1920-21 гг., Рене и Жоржетта поженились 28 июня 1922 года и переехали жить в брюссельский район Лакен.

Магритт работал художником плакатов и рекламы на фабрике бумажной продукции вплоть до 1926 года, когда контракт с брюссельской галереей Сенто позволил ему полностью посвятить себя живописи.

В 1926 году Магритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода. В 1927 году устраивает свою первую выставку, которую критики признают неудачной.

Магритт с Жоржеттой уезжают в Париж, где знакомятся с Андре Бретоном и вступают в его кружок сюрреалистов. В этом кружке Магритт не потерял свою индивидуальность, но вступление в него помогло Магритту обрести тот фирменный своеобразный стиль, по которому узнаются его картины. Художник не боялся спорить с другими сюрреалистами: например, Магритт отрицательно относился к психоанализу и особенно к его проявлениям в искусстве. Действительно, природа его творчества не столько психологическая, сколько философски-поэтическая, порой основанная на парадоксах логики.

После расторжения контракта с галереей Сенто Магритт возвращается в Брюссель и снова работает с рекламой, а затем вместе с братом открывает агентство, которое даёт им постоянный доход.

Во время германской оккупации Бельгии во время Второй мировой войны Магритт сменяет цветовую гамму и стилистику своих картин, приближаясь к стилистике Ренуара: художник считал важным взбодрить людей и вселить в них надежду.

После войны Магритт перестаёт писать в таком «солнечном» стиле и возвращается к образам своих довоенных картин. Перерабатывая и совершенствуя их, он окончательно формирует свой странный стиль и добивается широкого признания.

Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года, оставив недописанным новый вариант своей картины «Империя света». Похоронен на Схарбекском кладбище.

Художник изображён на бельгийской почтовой марке 1993 года.

Для картин Магритта характерен отстранённый, как бы невозмутимый стиль. На них изображаются обычные предметы, которые у Магритта, в отличие от других крупных сюрреалистов (Дали, Эрнст), почти никогда не теряют своей «предметности»: они не растекаются, не превращаются в собственные тени. Однако само странное сочетание этих предметов поражает и заставляет задуматься. Невозмутимость стиля только усугубляет это удивление и погружает зрителя в некое поэтическое оцепенение, вызванное самой тайной вещей.

Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. Из-за этого картины художника часто напоминают ребусы, которые полностью разгадать невозможно, так как они ставят вопросы о самой сути бытия: Магритт всё время говорит об обманчивости видимого, о его скрытой таинственности, которую мы обычно не замечаем. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». Таким образом, Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета — не сам предмет.

Вообще названия картин играют у Магритта особую роль. Они почти всегда поэтичны и никак, на первый взгляд, не связаны с самим изображением. И именно в этом видел их значимость сам художник: он считал, что скрытая поэтическая связь названия и картины способствуют тому магическому удивлению, которое Магритт видел предназначением искусства. «Я взял себе <…> ориентир <…> — магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком» (лекция 1938 года).

Автограф Магритта, которым он подписывал свои картины.

Именно борьба за это магическое, борьба против обманчивой самоочевидности обыденного создала, например, такой характерный образ творчества художника, как мужчину в котелке. Помещая эту, казалось бы, квинтэссенцию обезличенной обыденности в разные странные ситуации («Голконда», «Месяц сбора винограда», «Тайна горизонта») художник ставит под вопрос простоту этого образа и простоту само́й видимой обыденности.

Мастер стремился решить в своём творчестве проблему соответствия восприятия реальному миру, осмыслить разницу или тождественность между изображением и действительностью. Поэтому Магритт нередко использовал образы картины в картине, зеркала, окна, глаза, сцены или занавеса.

Магритт придерживался социалистических взглядов, поскольку левое крыло, по его мнению, выражало в политике идеи свободы, близкие сюрреализму. Предположительно, он дважды вступал в Коммунистическую партию Бельгии до войны: в 1932 и в 1936 годах, и дважды покидал ее, из-за разногласий с товарищами во взглядах на роль искусства в пропаганде идей социализма. Так, члены партии раскритиковали его работу «Красная модель» (Le Modele Rouge[[:en:fr:Le Modèle rouge|[en]]]) за неверное отображение коммунистов. Не были приняты и несколько проектов плакатов, которые Магритт подготовил для центра работников бельгийской текстильной промышленности. В 1945 он стал членом Компартии в третий раз (по словам Жоржетты Магритт, на волне благодарности русским), и в том же году написал конфиденциальное «Разъяснение» коммунистам-интеллектуалам. В нем он высказал озабоченность тем фактом, что роль искусства сводилась к пропаганде идей и побед марксизма, с использованием понятных стилей и предметов. Магритт приравнивал такой утилитарный подход к искусству к нацистским методам пропаганды

[17].

В идеях коммунизма Магритт, прежде всего, видел доступность «интеллектуальной роскоши» для всех слоев общества:

Классовое сознание необходимо, но это не означает, что рабочие должны обречь себя на хлеб и воду и не хотеть курицы и шампанского. Люди идут в коммунисты именно потому, что стремятся к лучшей, достойной человека жизни. <…>

Художник-коммунист видит смысл своего творчества в создании картин, которые будут интеллектуальной роскошью, роскошью коммунистического общества, несомненно отличающейся от бесполезной, показушной и дурновкусной роскоши нынешних эксплуататорских классов.

Оригинальный текст (англ.)

Class consciousness is a basic necessity, but this does not mean that the workers have to be condemned to bread and water and that it is wrong to wish for chicken and champagne. They are Communists precisely because they aspire to a higher life, worthy of man. <…> The Communist painter justifies his artistic activity by creating pictures that are an intellectual luxury, a luxury for a Communist society, differing — it goes without saying — from the useless, ostentatious and bad-taste luxury of the present exploitative classes.

В религии Магритт придерживался агностических взглядов, говоря: «Слово «бог» не имеет для меня значения, но за ним я вижу не пустоту, а тайну»[17].

Музей Магритта (фр. Musée Magritte) в Брюсселе входит в комплекс Королевских музеев изящных искусств и был открыт в 2009 г. в здании отеля Антенлох[18]. На площади в 2500 м2 размещены более 230 работ художника: картин, набросков и скульптур, попавших туда, главным образом, из коллекций вдовы художника Жоржетты и поэтессы Ирэн Хамоа

[19], входившей в круг бельгийских сюрреалистов и дружившей с Магриттом.

В изобразительном искусстве[править | править код]

Магритт оказал значительное влияние на художников второй половины XX века, главным образом, на концептуалистов и представителей поп-арта[10]. Многие молодые художники, среди которых Энди Уорхол, Роберт Раушенберг и Джаспер Джонс, впервые увидели работы Магритта на экспозиции 1954 г. в нью-йоркской галерее Sidney Janis[20]. Раушенберг и Джонс впоследствии приобрели работы Магритта[21]: так, в частной коллекции Раушенберга до 2016 г. находился один из вариантов картины «Шехерезада», написанный в 1947 г.[22][23].

Стоит отметить, что, несмотря на единодушие критиков в оценке влияния Магритта на поп-арт, сам Рене открещивался от титула «отца поп-арта», называя этот стиль очередным «бесконечно менее дерзновенным» вариантом дадаизма (интересно, что именно к неодадаизму относят некоторые работы Раушенберга и Джонса, которые, как было сказано выше, были большими поклонниками Магритта). Он называл направление «не слишком серьезным, и, возможно, не искусством вовсе», отводя ему место в мире моды и уличной рекламы.[24] В свою очередь, многие из представителей поп-арта, не отрицая косвенного влияния Магритта на свои произведения, подчеркивали отсутствие прямолинейных отсылок[20]. Например, Эд Рушей, лично знакомый с художником, указывал на то, что искать прямую связь между творчеством Магритта и его собственным было бы слишком просто и прямолинейно. По его словам, речь скорее шла о «художественной симпатии», нежели об «источнике вдохновения»[25]. Отрицал прямую взаимосвязь и Раушенберг[20]. Курировавший выставку Магритта художник-концептуалист и один из деятелей поп-арта Джон Балдессари, рассуждая о связи Магритта и поп-арта, говорил, что художник, скорее, повлиял на восприятие искусства массами, «сделав сюрреализм удобоваримым для широкой аудитории»[26].

В кино[править | править код]

Образ «Сына человеческого» был многократно[10] использован в кинематографе. В фильме «Афера Томаса Крауна» главный герой одевается в характерные костюм и котелок для финального ограбления музея. Картина «Империя Света» послужила прообразом знаменитой сцены фильма «Изгоняющий Дьявола», в которой Отец Феррин стоит перед домом МакНилов в освещении уличных фонарей. Она же вдохновила авторов постера к фильму[27][28]. Считается[29][30], что сцена уползающего червя в первом полнометражном фильме Дэвида Линча «Голова-ластик», была вдохновлена картиной «Медитация».

В музыке[править | править код]

Многие музыканты используют работы Магритта для оформления обложек своих альбомов. Например, конверт пластинки Джеффа Бека «Beck Ola» практически воспроизводит картину «Комната для подслушивания», обложка альбома «Late for the Sky» Джексона Брауна отсылает к «Империи Света», а альбома Джона Фокса и Луиса Гордона «The Pleasures of Electricity»  – к «Принципам удовольствия». Магритт упоминается и в текстах песен. В частности, Пол Саймон посвятил художнику и его жене целую песню «Rene And Georgette Magritte With Their Dog After The War» на альбоме Hearts and Bones, а на альбоме Hobosapiens Джона Кейла есть песня «Magritte». Пол МакКартни, большой почитатель творчества Магритта и владелец нескольких его произведений и личных предметов[31], вспоминает, как картина Au Revoir определила название и логотип фирмы Apple Corps:

Я всегда любил работы г-на Магритта и восхищался им с 1960-х, когда я впервые узнал о его работе. <…>. Однажды он [Роберт Фрейзер, лондонский арт-дилер] принес ко мне домой одну картину. На ней была только лишь надпись “Au Revoir”на красивом зеленом яблоке. <…>. Это большое зеленое яблоко, которое я до сих пор храню у себя, и вдохновило нас на логотип.

Оригинальный текст (англ.)

I’ve always loved Mr Magritte’s work and have admired him since the 1960s when I first became aware of his work. One day he brought this painting to my house. <…> It just had written across it ‘Au revoir,’ on this beautiful green apple. <…>. This big green apple, which I still have now, became the inspiration for the logo.

  • 2016 — Магритт. Человек в шляпе / Rene Magritte, Man in the Hat (реж. Майкл Бёрк / Michael Burke)
  1. 1 2 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
  2. 1 2 René Magritte
  3. 1 2 Benezit Dictionary of Artists — 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7, 978-0-19-989991-3
  4. ↑ LIBRIS — 2012.
  5. ↑ Museum of Modern Art online collection
  6. ↑ Family tree of Léopold MAGRITTE (англ.). Geneanet. Дата обращения 21 января 2019.
  7. ↑ Family tree of Adeline BERTINCHAMPS (англ.). Geneanet. Дата обращения 21 января 2019.
  8. ↑ Family tree of Paul MAGRITTE (англ.). Geneanet. Дата обращения 21 января 2019.
  9. ↑ Family tree of Raymond MAGRITTE (англ.). Geneanet. Дата обращения 21 января 2019.
  10. 1 2 3 4 Biography — Matteson Art (неопр.). www.mattesonart.com. Дата обращения 27 сентября 2018.
  11. ↑ Rene Magritte (неопр.). PraBook.
  12. 1 2 3 Magritte, René, 1898-1967,. René Magritte : selected writings. — Minneapolis. — 1 online resource (xxiii, 286 pages .) с. — ISBN 9781452954912, 1452954917.
  13. 1 2 The Menil Collection. Why Magritte Matters (неопр.) (10 февраля 2016). Дата обращения 12 февраля 2019.
  14. Brodskai︠a︡, N. V. (Natalʹi︠a︡ Valentinovna). Surrealism : genesis of a revolution. — New York: Parkstone International, 2012. — 1 online resource (255 pages) с. — ISBN 9781780428734, 1780428731.
  15. 1 2 Susan Day. The Contradictory World of René Magritte (неопр.). Susan Day (19 марта 2018). Дата обращения 27 февраля 2019.
  16. ↑ Rene Magritte — 370 artworks — WikiArt.org (неопр.). www.wikiart.org. Дата обращения 27 февраля 2019.
  17. 1 2 Magritte, René, 1898-1967,. René Magritte : selected writings. — Minneapolis. — 1 online resource (xxiii, 286 pages .) с. — ISBN 9781452954912, 1452954917.
  18. ↑ Origin – Magritte Museum (англ.). www.musee-magritte-museum.be. Дата обращения 2 октября 2018.
  19. ↑ Artworks – Magritte Museum (англ.). www.musee-magritte-museum.be. Дата обращения 2 октября 2018.
  20. 1 2 3 Cath Pound. Magritte and the subversive power of his pipe (англ.). Дата обращения 30 сентября 2018.
  21. El, Eugen. Magritte and contemporary art (en-us), SCHIRN KUNSTHALLE FRANKFURT (22 февраля 2017). Дата обращения 30 сентября 2018.
  22. ↑ Sotheby’s: Rene Magritte. Sheherezade (неопр.).
  23. Alexander Adler. Rauschenberg’s Treasures (англ.). Huffington Post (18 November 2011). Дата обращения 30 сентября 2018.
  24. Magritte, René, 1898-1967. Magritte, ideas and images. — New York: H.N. Abrams, 1977. — 277 pages с. — ISBN 0810913003, 9780810913004.
  25. ↑ Magritte Q&A | LACMA (англ.). www.lacma.org. Дата обращения 30 сентября 2018.
  26. Finkel, Jori. Ceci N’est Pas Magritte, but His Outlook Is Compatibly Surreal (англ.). Дата обращения 30 сентября 2018.
  27. ↑ 25 Fascinating Facts About The Exorcist — Listverse (англ.), Listverse (30 октября 2009). Дата обращения 27 сентября 2018.
  28. ↑ 20 Fascinating Facts About The Exorcist (англ.) (26 December 2017). Дата обращения 27 сентября 2018.
  29. Sharf, Zack. David Lynch and the Iconic Paintings That Inspire His Visual Style — Watch (англ.), IndieWire (5 июля 2017). Дата обращения 27 сентября 2018.
  30. VoorDeFilm. The Art of David Lynch (неопр.) (28 июня 2017). Дата обращения 27 сентября 2018.
  31. Michael Odell. Percy Thrillington, Magritte & Paul McCartney (англ.). the Guardian (29 November 2008). Дата обращения 27 сентября 2018.
  32. ↑ New Feature: Paintings On The Wall — René Magritte (1898 — 1967), PaulMcCartney.com (13 марта 2015). Дата обращения 27 сентября 2018.
  33. Silver, Craig. How A Magritte Painting Led to Apple Computer (англ.), Forbes. Дата обращения 27 сентября 2018.

Империя света Рене Магритта | Artifex.ru

Настоящее искусство — всегда загадка, не имеющая однозначного ответа. Это и привлекает большинство людей. Смотреть на картину настоящего художника — значит смотреть в бесконечность, рождающуюся на основе наших ассоциаций. Это путешествие, конечный пункт которого никогда не известен. Рене Франсуа Гислен Магритт (René François Ghislain Magritte) знал о загадках все. Правда, отгадок художник не любил: больше всего в жизни он ненавидел, когда искусствоведы начинали трактовать его картины.

 

О Магритте написано столько, что сказать что-то новое почти невозможно, но при этом большая часть его жизни остается тайной. Забавный парадокс. Художник всегда питал особую страсть к маскам. На публике он старательно скрывал свои истинные мотивы и настоящие чувства. Это еще больше запутывало критиков и порождало все новые и новые трактовки, которые мастер, по его словам, так сильно не любил. Вспомним хотя бы историю о смерти его матери.

Будущий живописец жил тогда в Шарлеруа, маленьком промышленном городе Бельгии. Ох уж эти маленькие промышленные бельгийские городки, сколько сделали они для мировой живописи! За несколько десятков лет до Магритта по таким же городам странствовал в качестве проповедника Винсент ван Гог. В итоге полученные впечатления подтолкнули тридцатилетнего пастыря к занятиям живописью. Скучные, унылые пейзажи, маленькие домики, почти поголовная нищета — Бельгия конца XIX-начала XX века очень сильно отличалась от современного центра Евросоюза. Самоубийства в среде рабочих и мелких коммерсантов, живущих на гране разорения, были вполне обычным явлением.

Регина Магритт, мать живописца, тоже несколько раз пыталась покончить с собой. Дошло до того, что муж запирал ее в спальне, когда уходил на службу. Не помогло. 12 марта 1912 года Регина вышла из дома в одной ночной сорочке и исчезла. Ее тело спустя несколько дней было обнаружено в реке Самбра. Подол ночной рубашки был обмотан вокруг головы женщины.

Самоубийство матери не могло не оставить следа в сознании ребенка, которому на тот момент было только 13 лет. Но сам автор говорил, что это событие не оказало на него очень большого влияния. Рене Магритт утверждал, что он ощутил даже некоторую радость, поскольку его семья стала знаменитой в округе.

Показной цинизм! Сколько людей в истории прибегали к нему, чтобы скрыть свои истинные чувства… Здесь можно еще заметить, что сам факт самоубийства матери живописца очень долго был неизвестен широкой публике, да и сам художник о нем ни разу не говорил. О том, что для них действительно важно, люди, чаще всего, молчат. Ну как тут не вспомнить строки Федора Тютчева:

Молчи, скрывайся и таи
И чувства, и мечты свои.
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,
Любуйся ими – и молчи.

Рене Магритт действительно не любил говорить о своем детстве и пережитой трагедии. Маски… Они были одной из любимых деталей в творчестве художника. Как тут не вспомнить картину «Влюбленные», написанную в 1928 году.

Под маской никто не может разглядеть твоего лица, проникнуть в твою душу. Но и тебе не дано ничего увидеть. Подол ночной рубашки, обмотавшийся вокруг головы трупа матери, — что может быть лучшим символом слепоты? А разве любовь — это не слепота? Думая о том, что отлично понимаем другого человека, мы, на самом деле, анализируем только свое отношение к нему. В нашей жизни нет других людей — есть только отражения, тени на стене, бродящие на границе нашего сознания, которое мы называем «реальность». И если все вокруг — это иллюзия, то художник — настоящий иллюзионист.

Во время исполнения номера фокусник всегда совершает самое заметное, бросающееся в глаза движение, лишь для одного — скрыть реальность. С картинами Магритта происходит то же самое.

Он не случайно начинал свою карьеру на фабрике бумажной продукции в Брюсселе как художник плакатов и рекламы. Публике всегда нужны простые и понятные символы. Их на картинах мастера предостаточно, но истинная суть куда глубже: она находится там, куда испорченный рекламой взгляд обывателя проникнуть не может. На картине «Влюбленные» перед нами настоящий поцелуй страсти. Обратите внимание на движение покрывал на головах фигур: складки направляются к краям картины. Перед нами порыв, когда влюбленные сливаются в поцелуе.

 

 

А дальше парадокс, один из тех, которые так любил художник: настоящая любовь всегда рождается из слепоты. У незрячих людей обостряются другие чувства. Они намного лучше слышат и чувствуют окружающий мир, а слышать и чувствовать — два самых мощных компонента настоящей любви.

Стоит ли говорить, что первые сюрреалистические работы мастера, представленные на выставке 1927 года в Брюсселе, были встречены критикой более чем прохладно. А где талант молодого художника, которому только исполнилось 29 лет, мог раскрыться лучше, чем в Париже? Том самом Париже, который в 20 годы XX века стал центром мировой культуры? Которому Эрнест Хемингуэй посвятил один из лучших своих романов «Праздник, который всегда с тобой»? Именно во французской столице талант живописца расцвел по-настоящему.

Магритт познакомился там с французскими сюрреалистами и их лидером Андре Бретоном. Впрочем, этот союз в скором времени распался. Художнику не нравилось вести богемный образ жизни. Ему он предпочитал домашний уют и общество своей любимой жены. Кроме того, не нравилось Магритту и увлечение большинства сюрреалистов психоанализом Зигмунда Фрейда. Не нравилось до такой степени, что художник перестал называть себя сюрреалистом и начал характеризовать свое творчество как «магический реализм».

В 1937 году он написал свою известную картину «Терапевт», которую можно назвать издевательством над всей теорией психоанализа. В 1947 году появилось ее продолжение, картина «Освободитель». На мой взгляд, эта работа — великолепное отражение постмодернистской теории «симулякров».

 

Живопись Живопись

Освободитель не несет никаких идеалов, ничего настоящего, только контурные изображение, которыми подменяются настоящие идеи. Потрясающая картина современности, в которой все идеалы прошлого давно превратились в безжизненные схемы.

Впрочем, лучшая его работа была написана уже в 50 годах. Это «Империя света».

На первый взгляд, в этой картине нет ничего необычного. Стандартный вечерний пейзаж. Но это совсем не так. Перед нами — день, что видно по ярко-голубому небу, а вот вся земля погружена в сумерки. Самый яркий источник света в сумерках на земле — это фонарь. А дальше можно включать все богатство ассоциаций. Эта картина бесконечна. На нее можно смотреть бессчетное количество раз — и каждый раз видеть по-новому.

 
Живопись
 

Она прекрасна именно бедностью типичной символики, столь характерной для Магритта в прошлом. Ее суть — не в свете фонаря, не в отражении в зеркальной поверхности озера. Это типичные заблуждения человека, иллюзии, на которые, подобно мотылькам, слетаются люди и за которые гибнут. А вот на небо они смотрят в последнюю очередь, иногда это случается, когда бывает уже слишком поздно. Невольно напрашивается параллель со «Смертью Ивана Ильича» Льва Николаевича Толстого.

В своей судьбе и в своем творчестве художник воплотил в жизнь великолепный парадокс: он прожил самую незаурядную заурядную жизнь из всех возможных.

Рене Магритт: жизнь и творчество художника

Рене Магритт- бельгийский художник-сюрреалист. Известен как автор остроумных и вместе с тем поэтически загадочных картин.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография Рене Магритта

Творчество художника

Интересные факты из жизни

Картины Рене Магритта

Библиография

Биография Рене Магритта

Магритт родился 21 ноября 1898 года в маленьком бельгийском городке Лессине. Детство и юность провёл в небольшом промышленном городе Шарлеруа. Жизнь была тяжёлой.

В 1912 году его мать утопилась в реке Самбре, что, видимо, оказало большое влияние на бывшего тогда ещё подростком будущего художника, однако, вопреки расхожему мнению, не стоит переоценивать влияние этого события на творчество автора. Магритт вынес из детства ряд других, не столь трагичных, но не менее загадочных воспоминаний, про которые сам говорил, что они нашли отражение в его творчестве (лекция 1938 года).

Два года Магритт проучился в Королевской Академии Изящных Искусств в Брюсселе, которую покинул в 1918 году. В это время он познакомился с Жоржеттой Бергер, на которой женился в 1922 году и с которой прожил до самой смерти в 1967.

Магритт работал художником плакатов и рекламы на фабрике бумажной продукции вплоть до 1926 года, когда контракт с брюссельской галереей Сенто позволил ему полностью посвятить себя живописи.

В 1926 году Магритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода. В 1927 году устраивает свою первую выставку. Критики признают её неудачной, и Магритт с Жоржеттой уезжают в Париж, где знакомятся с Андре Бретоном и вступают в его кружок сюрреалистов. В этом кружке Магритт не потерял свою индивидуальность, но вступление в него помогло Магритту обрести тот фирменный своеобразныйстиль, по которому узнаются его картины. Художник не боялся спорить с другими сюрреалистами: например, Магритт отрицательно относился к психоанализу и особенно к его проявлениям в искусстве. Действительно, природа его творчества не столько психологическая, сколько философски-поэтическая, порой основанная на парадоксах логики.

С 1932 по 1945 художник трижды вступал в Коммунистическую партию Бельгии и также трижды покидал её ряды.

После расторжения контракта с галереей Сенто Магритт возвращается в Брюссель и снова работает с рекламой, а затем вместе с братом открывает агентство, которое даёт им постоянный доход. Во время германской оккупации Бельгии во времяВторой мировой войны Магритт сменяет цветовую гамму и стилистику своих картин, приближаясь к стилистике Ренуара: художник считал важным взбодрить людей и вселить в них надежду.

Однако после войны Магритт перестаёт писать в таком «солнечном» стиле и возвращается к образам своих довоенных картин. Перерабатывая и совершенствуя их, он окончательно формирует свой странный стиль и добивается широкого признания.

Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года, оставив недописанным новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». Похоронен на Схарбекском кладбище.

Творчество художника

«Сюрреализм — это реальность, освобожденная от банального смысла», — заявил как-то Магритт.

Картины художника создают ощущение таинственной напряженности и страха; это ощущение достигается путем изображения обстановки, не имеющей ничего общего с нормальной, привычной для человека. Секрет произведений Магритта заключается в контрасте между прекрасно выписанными «гиперреальными» предметами и их странными сочетаниями и неестественным окружением.

«Сюрреализм Магрита» — интеллектуальная игра, в которой раскрываются проблематичные свойства зрительного восприятия и иллюзорного изображения на плоскости. Художник называл свои картины теоремами, полагая, что происходящие в них смещения и трансформации реальности обладают внутренней логикой, подобной логике математических преобразований. Уже серия работ конца 1920-х — начала 1930-х годов, где элементарная картинка сопровождается противоречащей ей надписью, демонстрирует условно-знаковый характер визуального образа («Пустая маска», 1928, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рaйн-Вестфалия; «Предательство образов», 1928-1929, Лос-Анджелес, Музей искусств; «Ключ к сновидениям», 1930, Париж, частное собрание). В ряде полотен сюрреалистический абсурд возникает как следствие буквального перевода словесных метафор в зримый образ («Любовники», 1926, Брюссель, частное собрание; «Искусство разговора»,1950, частное собрание).

Влюбленные

Специальный интерес художника к психологическим и гносеологическим проблемам проявился в присущей его живописи игре отражений, в сопоставлении образов явных и скрытых, в символике зеркала, глаза, окна, сцены и занавеса, картины в картине («Человеческий удел», 1933, Вашингтон, Национальная галерея; «Недопустимое воспроизведение», 1937, Роттердам, Музей Бойманс ван Бейнинген; «Прогулка Евклида», 1955, Миннеаполис, Институт искусств). В 1940-x годах Магрит сделал две попытки изменить свою манеру. Однако так называемый «стиль плен солей» (или «ренуаровский», 1945-1947) и последовавший за ним «вульгарный стиль» (1947-1948) не привели к плодотворным результатам, и художник вернулся к прежнему методу. В скульптуре Магрит дублировал образы своей живописи, продолжая развивать тему соотношения физической и ментальной реальностей.

Магритт, устраивая иной раз оптические головоломки, посмеивается над публикой и подтрунивает над наивной верой реалистов в то, что они достоверно отражают окружающий мир. Никакая виртуозность кисти и точность наблюдения не способны, по Магритту, «словить» на полотне реальный физический объект. Картина — вымышленное пространство, что, однако, не отрицает того, что сущность предметов и явлений может быть выражена в ней куда полнее и глубже, чем при самом добротном и добросовестном копировании реальности. Поэтому на известном автопортрете «Прорицательность» Магритт программно запечатлевает свой метод, состоящий в визуализации незримого, отношении к живописи как к колдовству. На столе перед художником — яйцо, а на холсте на мольберте — уже птица.

Иррациональное и таинственное, окружающее нас, он сумел выявить просто и сильно, принципиально оставаясь в русле фигуративной живописи. Он заставил отказаться от догмы и примитивизма восприятия жизни, открывая новые смыслы в, казалось бы, азбучных истинах.

Магритт презирал художников, ставших пленниками своего таланта и виртуозности, ненавидел способности, если они сводились к техническим приемам и сосредотачивались на материалах. Предметом его постоянной заботы была мысль в картинах, без всяких предубежденных мыслей, без всяких концепций – мысль исключительно в визуальной сфере, которая тем не менее стимулируется интеллектом и метафизикой:

«…и я при помощи живописи делаю мысли видимыми».

Знакомство с метафизической живописью Джорджа де Кирико и поэзией Dadaistic было важным поворотным пунктом для творчества Магритта. В 1925 Магритт входит в группу дадаистов, сотрудничает в журналах “Aesophage” и “Marie” вместе с Жаном Арпом, Пикабия, Тцара и другими дадаистами. В 1925–1926 Магритт написал «Оазис» и «Затерянного жокея» – свои первые сюрреалистические картины. В 1927–1930 Магритт проживал во Франции, участвовал в деятельности группы сюрреалистов, тесно сблизился с Максом Эрнстом, Дали, Андре Бретоном, Луи Бунюэлем и особенно с Полем Элюаром.

Достаточно просто всмотреться в его работы, чтобы почувствовать, что опрятный и уравновешенный, чуждый эксцентричности и скандальности бельгийский буржуа, действительно, был одним из художников-магов этого столетия.

Голконда

Сила и мощь Магритта заключается в его способности поддерживать не смысл, а необходимость смысла в мире, который перестал осознавать эту потребность. Его творчество – это загадка, которая вряд ли будет до конца разгадана.

Интересные факты из жизни

  • Магритт ненавидел смирение, терпение, прошлое (в равной степени свое и чужое), фольклор, рекламу и голоса рекламы, бойскаутов, пьяных людей. И декоративно-прикладное искусство. Последнее понятно: Магритт восемь лет рисовал обои, плакаты, декорации к рекламе и прочее декоративное и творческое, прежде чем в нем признали художника.
  • Он прожил удивительно скучную жизнь. Может быть, даже более скучную, чем Кафка. Не мазал штаны козьими экскрементами, не скандалил, не безумствовал. Любил одну женщину, писал картины в столовой, одевался небогато. Единственным ярким событием за всю его жизнь была трагическая смерть матери. Мать будущего художника утопилась в реке, когда ему было 14 лет. Об этой семейной трагедии Магритт предпочитал не рассказывать и даже жена художника, прожившая с ним без малого пятьдесят лет, узнала о самоубийстве матери лишь от биографа Магритта. Впрочем, специалисты считают, что отголосок страшной смерти преследовал Рене. Когда тело утопленницы нашли, ее лицо оказалось опутано ночной рубашкой. Может быть, поэтому Магритт так часто пишет женщин, чьи лица закрыты покрывалом? 
  • Несмотря на тесные связи с сюром, Магритт не любил, когда его называли сюрреалистом. Для своего творчества он придумал название «магический реализм», потому что его работы не столько обращены к подсознанию, сколько побуждают к активному размышлению и поиску ответов на вечные вопросы. 
  • Он выстраивал сюжет своих полотен на игре контрастов. Самая главная идея всех картин Рене Магритта в том, что только соседство несочетаемых вещей позволяет отчетливо понять суть и природу каждого из них.

Библиография

  • Gemeinsame Normdatei — Leipzig: Deutschen Nationalbibliothek, 2012—2014. 
  • Бусев М. МАГРИТ Рене Франсуа Гислен // Энциклопедический словарь сюрреализма / Балашова Т. В., Гальцова Е. Д. (ред., сост.). — М.: ИМЛИ РАН, 2007. — С. 298. — 1500 экз. 
  • Ткач, М.И. Энциклопедия пейзажа. — Olma Media Group, 2002. — С. 207. — 350 с.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, lookatme.ru, lichnosti.net

Если вы нашли неточности, или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы, и наши читатели, будем вам очень благодарны.

Рене Магритт: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Рене Магритт: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

Рене Магритт. 115 лет магическому реалисту: tverdyi_znak — LiveJournal

«Во всем, что мы видим, прячется что-то другое,
мы всегда хотим увидеть то, что прячется за тем,
что мы видим, но это невозможно.
Люди очень тщательно хранят свои секреты…»
(Р. Магритт)

115 лет назад родился Рене Франсуа Гислен Магритт — бельгийский художник-сюрреалист, известный как автор остроумных и вместе с тем поэтически загадочных картин…


В жизни


На автопортрете

Словосочетание «необычный сюрреалист» звучит почти, как «масло масляное». Завет Оскара Уайльда — делать свою жизнь искусством — блюдется сюрреалистами строго, превращая их биографии в бесконечный перфоманс с обязательными скандальными заявлениями, эпатажными выходками и душевным стриптизом.

На фоне этого бесконечного карнавала личная жизнь бельгийского художника Рене Франсуа Гислена Магритта выглядит скучной, даже более того — о ужас! — мещанской. Судите сами. Козьими какашками себя Магритт не мазал, сексуальных оргий не устраивал, идеолога движения из себя не корчил, трактаты о пуке и онанизме не писал, голым при луне не плясал… Всю жизнь прожил лишь с одной женщиной, работать предпочитал дома, в гостиной, где ни разу даже ковер краской не заляпал! Да и имидж имел еще тот — костюмчик, котелок — ну прямо, как любимые герои его картин — одноликие добропорядочные джентльмены.
Да! Он еще и психоанализ не любил — что для сюрреалистов той поры было настоящим «святотатством»…



Магритт родился 21 ноября 1898 г. в маленьком городке Лессине, в Бельгии. Детство и юность провёл в небольшом промышленном городе Шарлеруа. Жизнь была тяжёлой.
В 1912 году его мать утопилась в реке Самбре, что, видимо, оказало большое влияние на бывшего тогда ещё подростком будущего художника, однако, вопреки расхожему мнению, не стоит переоценивать влияние этого события на творчество автора. Магритт вынес из детства ряд других, не столь трагичных, но не менее загадочных воспоминаний, про которые сам говорил, что они нашли отражение в его творчестве.

В 1916 году Рене поступает в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе. Проучившись здесь два года, он не только развивает свой талант и приобретает профессию, но и заводит знакомство с юной Жоржетой Бергер. Позже, в 1922 году, она станет женой и музой Магритта на всю оставшуюся жизнь.

Жоржета Бергер стала единственной натурщицей Магритта.


Картина «Свершение невозможного»


Фотоимитация картины

В то время он развивает глубокую неприязнь к декоративно-прикладному искусству. Позже он скажет: «Я ненавижу свое прошлое и чье-либо другое. Я ненавижу смирение, терпение, профессиональный героизм и обязательное чувство прекрасного. Я также ненавижу декоративно-прикладное искусство, фольклор, рекламу, голоса, которые делают объявления, аэродинамизм, бойскаутов, запах нафталина, события одного момента и пьяных людей».

После окончания академии Магритту понадобилось восемь лет, чтобы пройти свой путь от оформителя плакатов к художнику-сюрреалисту. Сначала Рене занимался обоями и работал художником по рекламе. В это же время он пишет свои первые работы в жанре кубизма, но уже через пару лет его захватывает модернистское течение дадаистов.

В 1926 году художник завершает первую стоящую, по его мнению, картину «Потерянный жокей».

«Потерянный жокей» (1948)
Упрощенный вариант картины 1926 года. Сюрреалистический эффект достигнут здесь гораздо более экономичными средствами — деревья напоминают не то листья, от которых остались только прожилки, не то схемы нервной системы.

В 1927 году устраивает свою первую выставку. Критики признают её неудачной, и Магритт с Жоржеттой уезжают в Париж, где знакомятся с Андре Бретоном и вступают в его кружок сюрреалистов. В этом кружке Магритт не потерял свою индивидуальность, но вступление в него помогло Магритту обрести тот фирменный своеобразный стиль, по которому узнаются его картины. Художник не боялся спорить с другими сюрреалистами: например, Магритт отрицательно относился к психоанализу и особенно к его проявлениям в искусстве. Действительно, природа его творчества не столько психологическая, сколько философски-поэтическая, порой основанная на парадоксах логики.

Р. Магритт
«Искусство, как я понимаю, не подвластно психоанализу. Это всегда тайна. …Они решили, что моя «Красная модель» — пример комплекса кастрации. Выслушав несколько объяснений подобного рода, я сделал рисунок по всем «правилам» психоанализа. Естественно, они проанализировали его так же хладнокровно. Ужасно видеть, какому глумлению может подвергнуться человек, сделавший один невинный рисунок… Возможно, сам психоанализ — лучшая тема для психоаналитика».

Впрочем, эти заявления совершенно не умерили пыла самих психоаналитиков. Откопали они таки в скучной биографии художника единственный подходящий факт — странное самоубийство его матери, которая безо всяких видимых причин утопилась в реке. Магритту в ту пору было всего четырнадцать — вот она детская психологическая травма! Вот почему лица на его картинах часто закрыты или заслонены! Ведь когда тело утопленницы нашли, его лицо оказалось опутано ночной рубашкой. Попытки Магритта опровергнуть эти домыслы, ясное дело, ни к чему не привели…

Сложные отношения с коллегами по цеху не раз вынуждали Магритта дистанцироваться от термина «сюрреализм». «Лучше зовите меня «магическим реалистом» — не раз заявлял художник.


«Черная магия»

И действительно, в манере рисования Магритта практически отсутствует текучая пластика форм, характерная для многих сюрреалистов. Его образы имеют четкие границы, скрупулезно выписанные детали, холодную статичность и поэтому почти осязаемую «предметность». Зачастую элементы картины чрезвычайно просты и реалистичны. И вот из этих «элементарных частиц» Магритт создает поистине волшебные конструкции.

Самая главная идея всех картин Рене Магритта в том, что только соседство несочетаемых вещей позволяет отчетливо понять суть и природу каждого из них. Игра контрастов наполняет абсолютно все работы Магритта неповторимой магией.

В каждой из своих работ художник изображал абсолютно обыденные и привычные человеку предметы: яблоко, роза, замок, окно, скала, статуя, радуга, человек.

Список можно продолжать бесконечно, но поверьте, ни одного удивительного, вымышленного персонажа вы не встретите. Вся тайна и магия в необъяснимом и несоразмерном сочетании образов. Многие картины сквозят контрастом тяжести камня и невесомости неба. Гигантские размеры сочных фруктов и живых цветов вписаны в тесные границы серой комнаты или бетонной стены. На картинах Рене Магритта парящая голова и разбитое окно олицетворяют единую идею искусства свободы.

Всю жизнь Магритт прожил с ощущением того, что мир хранит какую-то тайну, скрытую от обыденного человеческого глаза. Недаром одну из своих картин, где изображен глаз с плывущими по роговице облаками, художник назвал «Фальшивое зеркало».

Но наиболее ярко эта мысль выражена на одной из самых знаменитых и программных работ Магритта — «Вероломство образов» — где обыкновенную трубку сопровождает ироничная подпись «Это — не трубка». Эта нехитрая с виду картина стала превосходной иллюстрацией к философским размышлениям о разнице между предметом, образом и словами. Вот, что значит концептуальность.

Р. Магритт:
«Действительно, разве можно набить эту трубку табаком? Нет, это не трубка, и я бы солгал, если бы утверждал обратное.
…Слово не выражает суть явления. Нет никакой связи между образом и его словесным выражением. Вообще, слова не несут никакой информации о предмете, который описывают. Деревья, которые мы видим, точно так же видят нас. Они живут вместе с нами. Это — свидетели происходящего в нашей жизни. Они скрывают множество тайн. Потом из дерева делают гроб, дерево возвращается в землю. Храня наш прах и становясь прахом. Назвать образ дерева «дерево» — ошибка, случай неверного определения. Образ независим от предмета, который он представляет. То, что возбуждает нас в нарисованном дереве, — не имеет никакого отношения к дереву реальному. И наоборот. То, чем мы наслаждаемся в реальной жизни, оставляет нас холодными в изображении этой прекрасной реальности. Не надо путать реальное с сюрреалистическим и сюрреалистическое с подсознательным».

М. Фуко «Это не трубка»:
«В высказывании Магритта нет противоречия: представляющий трубку рисунок сам трубкой не является. И, тем не менее, существует привычка речи: что на этой картинке? — это теленок, это квадрат, это цветок. Калиграмма — тавтология, она захватывает вещи в ловушку двойного начертания. Калиграмма никогда не говорит и не представляет одновременно; одна и та же вещь, пытаясь быть одновременно видимой и читаемой, умирает для взгляда, оказывается непроницаемой для чтения. Магритт выстраивает калиграмму, а затем ее демонтирует. Он вносит смуту во все традиционные взаимоотношения между языком и образом. Отрицания множатся: Это не трубка, но рисунок трубки; это не трубка, но фраза, говорящая, что это не трубка. Старинное тождество между сходством и утверждением Кандинский устраняет одним полновластным жестом, избавляя живопись от того и другого. Магритт же действует через разъединение: разорвать между ними связь, установить их неравенство, заставить каждое из них вести свою собственную игру, поддержать то, что проявляет природу живописи, в ущерб тому, что ближе к дискурсу».

После расторжения контракта с галереей Сенто Магритт возвращается в Брюссель и снова работает с рекламой, а затем вместе с братом открывает агентство, которое даёт им постоянный доход. Во время германской оккупации Бельгии во время Второй мировой войны Магритт сменяет цветовую гамму и стилистику своих картин, приближаясь к стилистике Ренуара: художник считал важным взбодрить людей и вселить в них надежду.

Однако после войны Магритт перестаёт писать в таком «солнечном» стиле и возвращается к образам своих довоенных картин. Перерабатывая и совершенствуя их, он окончательно формирует свой странный стиль и добивается широкого признания.


«Песня любви»

Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года, оставив недописанным новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света».


«Империя света»

2 июня 2009 в Брюсселе открыт музей Рене Магритта

Источники
Магритт, Рене
Магритт, Рене
Рене Магритт. И явное станет тайным