«Лебединое озеро» (1895)
Репертуарная книга Мариинского театра. 1895
© Мариинский театр
«Лебединое озеро» впервые зазвучало в Мариинском театре в 1894 году. Для вечера памяти Петра Ильича Чайковского Лев Иванов, во время болезни Петипа исполнявший все постановочные заказы, сочинил второй акт балета, за двадцать лет до того написанного композитором и показанного в Большом театре. Через год после представления лебединой картины, к бенефису петербургской звезды Пьерины Леньяни был подготовлен весь спектакль.
Пьерина Леньяни – Одетта
© Мариинский театр
Постановкой руководил вышедший после болезни Мариус Петипа. Уже подготовленная Львом Ивановым вторая картина вошла в новый балет без изменений. И финальную четвертую, тоже лебединую картину было поручено сочинить Иванову.
Еще при жизни Чайковского дирекция императорских театров вела переговоры с композитором о возможности постановки балета в Петербурге, и сохранились сделанные задолго до премьеры 1895 года наброски Петипа. Перечисляя в заметках действующих лиц финальной сцены на озере – «белые лебеди, розовые лебеди, черные лебеди»1, – хореограф зачеркнул «розовые». В постановке, осуществленной под общим руководством Петипа, осознавший свою роковую ошибку принц встречал на озере белых и черных лебедей.
Вера Трефилова – черный лебедь. Мария Пильц – белый лебедь
© Мариинский театр
Первую и третью, дворцовые, сцены поставил Мариус Петипа, включив в них как классические, так и характерные танцы. Свой огромный опыт постановки разнообразных дивертисментов Петипа использовал в сочинении испанского и мазурки.
Наталия Матвеева и Александр Ширяев в Испанском танце
© Мариинский театр
Венгерский и неаполитанский танцы сочинил Лев Иванов.
Мария Петипа и Альфред Бекефи, Юлия Седова в Венгерском танце
© Мариинский театр
В спектакле в соответствии с традициями балетных постановок тех лет щедро использовалась пантомима. «Встретившись с принцем, девушка-лебедь начинала ожесточенно жестикулировать, рассказывая при помощи условного жеста историю о том, каким образом она стала оборотнем. Никто ничего не понимал»2, – вспоминала участвовавшая в спектакле Агриппина Ваганова. Одну из главных пантомимно-драматических ролей в спектакле, партию Ротбарта, исполнял выразительный мимист Алексей Булгаков. А на время его отъезда на лечение за границу Петипа передал роль Николаю Солянникову. Молодому артисту, в репертуаре которого образ Ротбарта сохранится вплоть до 1930-х годов, пришлось спешно готовить партию, и каков был его ужас, когда после своего дебюта он прочитал в рецензии: «Булгакова в роли Ротбарта не заменил, а заместил Солянников. Это был не Злой гений, а добродушный леший»3.
Алексей Булгаков – Ротбарт
© Мариинский театр
Мужские танцевальные высказывания в спектакле предполагали партия спутника принца Бенно и партия друга принца, участвовавшего в pas de trois в первой картине. Роль принца Зигфрида, которую на премьере исполнял Павел Гердт, не обязывала исполнителя к разнообразию танцевальных свершений.
Евгений Пономарёв. Эскиз костюма Зигфрида
© Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека
Самуил Андрианов – Зигфрид
© Мариинский театр
Критика оценила оформление спектакля: «Дирекция со своей стороны сделала для успеха балета все зависящее от нее. Декорации 2-й картины и апофеоза г. Бочарова и 2-го акта г. Левота бесподобны. Костюмы красивы и роскошны»4.
Евгений Пономарёв. Эскизы костюмов Одиллии и Ротбарта
© Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека
Спектакль прочно вошел в репертуар Мариинского театра. Первоначально монополия на исполнение главной партии принадлежала Пьерине Леньяни. После ее отъезда из России петербургскую сцену украшали Одетты-Одиллии Матильды Кшесинской, Ольги Преображенской, Веры Трефиловой, Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Любови Егоровой, Ольги Спесивцевой.
Анна Павлова – Одетта, Николай Легат – Зигфрид. Тамара Карсавина – Одетта
© Мариинский театр
В 1933 году, поставив перед собой задачу «избежать ненужных условностей и сделать балет более доступным массовому зрителю»5, за редактирование «Лебединого озера» взялась Агриппина Ваганова. Вместо фантастического балета Ваганова с режиссером Сергеем Радловым предлагали романтическую новеллу.
Сцена I действия. Константин Сергеев – Граф
© Мариинский театр. Фото Евгения Рагузина. 1936
Принц в новой версии балета стал увлеченным старинными легендами Графом, которому в мечтах лебедь виделась девушкой, Ротбарт – его соседом-герцогом, желающим выдать замуж свою дочь. Подстреленная герцогом птица умирала на руках Графа, и тот в тоске закалывался кинжалом. «Нам необходимо было избавиться от излюбленных в старых балетах шаблонных пантомимных сцен и знаков, мало понятных и чуждых современному зрителю, – писала Ваганова. – ‹…› Злой дух, превращающий девушек в лебедей и строящий всяческие козни влюбленным сердцам, из сюжета исключен. Балерина, исполнявшая две роли: Одетты – королевы лебедей и Одиллии – дочери злого гения, в связи с изменением сюжета исключена, роли лебедя и Одиллии поручены разным балеринам. Пантомимные моменты, если можно так выразиться, «станцованы», мистицизм удален. ‹…› Сладенький апофеоз, напоминавший «селение рая», заменен трагическим концом неудачника-романтика»6.
Галина Уланова — Лебедь, Константин Сергеев – Граф, 1939. Ольга Иордан — Одиллия, 1937
© Мариинский театр. Фото Евгения Рагузина
Оформил реалистичную версию «Лебединого озера» художник Владимир Дмитриев, в те годы сотрудничавший с режиссером Сергеем Радловым и уже имевший опыт оформления балетных спектаклей в Ленинградском театре оперы и балета.
Владимир Дмитриев. Эскизы женских костюмов для венгерского, венецианского и испанского танцев
© Мариинский театр
Спектакль Вагановой исполнялся в Ленинграде до лета 1941 года. В эвакуации на молотовской сцене «Лебединое» изменилось. От сочинения бывшего художественного руководителя труппы Агриппины Вагановой остались лишь заявленные в программке «отдельные танцы», автором новой редакции в условиях нового пространства стал Владимир Пономарёв. Оформила эвакуационное «Лебединое», как и абсолютное большинство спектаклей театра той поры, Татьяна Бруни.
Татьяна Бруни. Эскиз костюма Ротбарта к третьей картине и эскиз женского костюма для испанского танца
© Мариинский театр
В 1945 году на ленинградской сцене появилась новая редакция балета, осуществленная Федором Лопуховым. В спектакле, увидевшем свет вскоре после победы, зло было наказано. Хотя танцевальный текст партии Ротбарта, воплощения зла, Лопухов расширил: Ротбарт получил вариацию, а танцы характерного дивертисмента трактовались как колдовство его свиты. Это решение из спектакля Лопухова заимствовал Владимир Бурмейстер, создавая свою версию «Лебединого» в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. А с перенесением спектакля Бурмейстера на сцену парижской Гранд опера задумка Лопухова прочно обосновалась на многих сценах мира. Спустя годы Федор Лопухов назвал своим «грехом перестановку» сочинения Петипа и Иванова, а его искуплением – возвращение к жизни композиции и хореографии Петипа и Иванова на сцене Малого театра оперы и балета в 1958 году.
III картина спектакля 1945 года
© Мариинский театр. Фото Мельник
Автором костюмов к редакции Лопухова в Кировском театре стала Татьяна Бруни, декорации создавались по эскизам Бориса Волкова. А главные партии исполнили Наталия Дудинская (Одетта – Одиллия) и Константин Сергеев (Зигфрид).
Наталия Дудинская – Одиллия
© Мариинский театр. Фото Ефраима Лесова. 1947
Наталия Дудинская – Одетта
© Мариинский театр. Фото Моисея Гершмана. 1946
Этот же дуэт стал центральным в редакции Константина Сергеева, премьера которой состоялась в 1950 году. «Будучи одновременно и участником новой постановки «Лебединого озера» и балетмейстером, я как хореограф подчинялся желаниям и творческим потребностям танцовщика Сергеева»7, – писал автор новой версии балета. Зигфрид, получив «возможность высказаться» – соло в первой картине, стал танцевать в спектакле больше. В дворцовых сценах появился шут.
Константин Шатилов – Зигфрид, Юрий Умрихин – шут
© Мариинский театр. Фото Ефраима Лесова. 1954
Первую картину Сергеев полностью переиначил: поставил заново вальс, танец с кубками, все ансамбли, сохранив только pas de trois друзей принца. Изменения коснулись и второй картины – Сергеев переставил танец больших лебедей, а также пересмотрел хореографию финальной сцены на озере. Оформил его постановку Симон Вирсаладзе.
Симон Вирсаладзе. Эскиз женского костюма для испанского танца и эскиз костюма Ротбарта
© Мариинский театр
В редакции Константина Сергеева «Лебединое озеро» до сих пор идет на сцене Мариинского театра. В 1983 году спектакль переодели в костюмы Галины Соловьевой и декорации Игоря Иванова. Но иногда, когда петербургские спектакли пересекаются с показами балета на гастролях, из запасников достают оформление, созданное по эскизам Вирсаладзе. А хореография спектакля, ставшего символом русского балета, не меняется уже больше шестидесяти лет.
Ольга Макарова
Ульяна Лопаткина – Одетта
© Мариинский театр. Фото Наташи Разиной. 2014
1 Балетмейстерские экспликации. Комментарии Ф. В. Лопухова // Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи. Л.: Искусство, 1971. С. 220.
2 Ваганова А. Я. О переделке «Лебединого озера» // Агриппина Яковлевна Ваганова. Статьи. Воспоминания. Материалы. Л.-М.: Искусство, 1958. С. 71.
3 Солянников Н. Глава русского балета // Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи. Л.: Искусство, 1971. С. 259.
4 Плещеев. А. А. Наш балет (1673 – 1899). Балет в России до начала XIX столетия и балет в Санкт-Петербурге до 1899 года. СПб.: Лань, Планета музыки, 2009. С. 484.
5 Ваганова А. Я. «Лебединое озеро» // Агриппина Яковлевна Ваганова. Статьи. Воспоминания. Материалы. Л.-М.: Искусство, 1958. С. 70.
6 Там же.
7 Сергеев К. М. Мысль и движение // Константин Сергеев. Сб. ст. М.: Искусство, 1978. С 32.
Балет «Лебединое озеро»
Постановка Классического Национального Русского балета п/р А. Бутримовича.
Бутримович Александр Витальевич — выпускник Российской Академии Театрального Искусства(ГИТИС), Лауреат и обладатель бронзовой медали 9 Международного конкурса артистов балета и хореографов г.
Узнать больше
Балет в двух действиях
Продолжительность: | 2 часа с одним антрактом |
Хореография | Мариус Петипа в редакции В. Бутримовича |
Костюмы и декорации | Владимир Жуков |
Прима-балерина |
Первая солистка | Анна Свирина |
Показать всё
Описание
Сердца зрителей будут трепетать от «Лебединого озера» вечно!!!
В чем секрет успеха знаменитого балета?
Когда-то известный критик Герман Ларош сказал: «Лебединое озеро» — лучший балет, который я когда-либо слышал…. Мелодии, одна другой пластичнее, певучее и увлекательнее, льются как из рога изобилия».
И действительно, балет на музыку Петра Ильича Чайковского — едва ли не самая известная в мире театральная постановка. Шедевр хореографии был создан 130 лет назад и до сих пор является одной из самых крупных жемчужин в короне мировой культуры.
История любви юного принца Зигфрида и прекрасной девушки-лебедя Одетты, омраченная коварным волшебником Ротбартом и его дочерью Одилии с 19 века и до наших дней продолжает трогать сердца зрителей. Петр Ильич сделал невероятное — создал произведение, где балет и музыка — это единое целое, и выбрал тему любви и измены, то что будет волновать людей вечно.
«Классический Национальный Русский балет» — успешная московская труппа классического танца, в который входят лучшие представители балетных школ России, талантливая перспективная молодежь и зрелые заслуженные мастера танца.
Продолжительность – 2 часа с одним антрактом
Возрастной ценз: 6+
Фотографии
Swan Lake Stock-Fotos und Bilder
- CREATIVE
- EDITORIAL
- VIDEOS
- Alle
- Sport
- Entertainment
- News
- Archiv
Beste Übereinstimmung
Neuestes
Ältestes
Am beliebtesten
Alle Zeiträume24 Stunden48 Stunden72 Stunden7 Tage30 Tage12 MonateAngepasster Zeitraum
Durchstöbern Sie 7.398
Лебединое озеро Stock-Photografie und Bilder. Одер, например, Sie nach балет или черный лебедь, um noch mehr faszinierende Stock-Bilder zu entdecken.Показаны редакционные результаты для Лебединое озеро. Либер в Креативе сучен?
Принцесса Диана на представлении «Лебединое озеро» Английского национального балета в платье, созданном французским дизайнером Жаком Азагури, на… Английская принцесса Диана прибыла в коротком голубом платье в Королевский Альберт-Холл на представление «Лебедь» Озеро в исполнении Английского национального балета. Принцесса Англии Диана в коротком голубом платье с бисером. Леди Памела Харлех в Королевском Альберт-Холле на представлении «Лебединого озера» в исполнении … Дианы, принцессы Уэльской в качестве покровительницы Английского национального балета, на их Королевском гала-представлении «Лебединое озеро» в лондонском Королевском Альберт-Холле, .. .Российские танцовщики Виктория Терешкина и Владимир Шкляров выступают в постановке балета Мариинского театра по опере Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро» с… английской принцессой Дианой, прибывающей в коротком голубом платье из бисера в Королевский Альберт-холл на представление «Лебединого озера» англичан. Народные…Российские танцоры Артем Овчаренко и Анна Никулина во время I Акта в постановке балета Большого театра «Лебединое озеро» на фестивале в Линкольн-центре в…Артисты труппы в адаптации Лиама Скарлетта Мариуса Петипа и Льва Иванова «Лебедь» Озеро в Королевском оперном театре, 17 мая 2018 года в Лондоне, … Принцесса Диана встречается с актерами постановки Английского национального балета «Лебединое озеро» в Королевском Альберт-Холле, Лондон, 3 июня 1997. На…Русские танцовщики Виктория Терешкина и Владимир Шкляров выступают в постановке балета Мариинского театра по пьесе Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро» с…Русские танцовщики Виктория Терешкина и Владимир Шкляров выступают в постановке балета Мариинского театра по опере Петра Ильича Чайковского «Лебедь» Озеро» с… Дианой, принцессой Уэльской в качестве покровительницы Английского национального балета, на их Королевском гала-представлении «Лебединое озеро» в лондонском Королевском Альберт-Холле, … Танцоры выступают во время репетиции мельбурнского этапа переосмысления Мэтью Борна Лебединое озеро Чайковского в театре Риджент 11 апреля.Лебединое озеро Чайковского: Руководство для начинающих
Лебединое озеро Чайковского: Руководство для начинающих — Classic FMУзнайте историю шедевра Чайковского «Лебединое озеро», балета, который продолжает восхищать публику своей романтикой, драмой, трагедией и изысканной музыкой
Подробнее Чайковский последний
Почему *эта* мелодия из «Щелкунчика» есть в каждом трейлере к рождественскому фильму
Министр культуры Украины призвал бойкотировать Чайковского до конца войны
20 лучших произведений классической рождественской музыки
Рождество
Лучшие балетные партитуры всех времен
Discover Music
Российский конкурс имени Чайковского исключен из Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов
Дом Чайковского, разрушенный российской армией на северо-востоке Украины
Удивительно грациозная чихуахуа исполнила балет «Лебединое озеро» на выставке собак Крафтс
Филармония Кардиффа исключила Чайковского из концертной программы из-за конфликта в Украине
Узнать больше Лучшая классическая музыка
10 произведений классической музыки, которые на 100% изменят вашу жизнь
Откройте для себя музыку
Четыре эпохи классической музыки: краткое руководство
Откройте для себя музыку
15 самых известных мелодий классической музыки
Откройте для себя музыку
25 лучших пианистов всех времен
Откройте для себя музыку
15 композиторов LGBTQ+ в истории классической музыки, которых вы, вероятно, уже знаете
Откройте для себя музыку
Последнее на Классическом FM
У очаровательного малыша самая красивая реакция на скрипичный концерт Бруха
10 самых романтичных оперных дуэтов всех времен
Откройте для себя музыку
Брайма Канне-Мейсон исполняет трогательную тему «Списка Шиндлера» спустя 30 лет после выхода фильма
Видео
Что за душераздирающая струнная музыка в The Last of Us?
Рихтер
Польская авиакомпания приказала скрипачу либо хранить Страдивари на сумму 5 миллионов евро, либо не садиться в самолет
Discover Music
Андреа Бочелли0091
Андреа Бочелли