Денис матвиенко балет биография: Денис Матвиенко — о балете, семье и «солнечной» философии

Денис Матвиенко — о балете, семье и «солнечной» философии

Денис Матвиенко. Фото – Вадим Шульц

Проект «Большой Балет» уже перешагнул за экватор: всего несколько выпусков — и будут известны имена победителей.

А пока телезрители болеют за своих фаворитов, мы беседуем с одним из членов жюри проекта — приглашенным солистом Михайловского и Мариинского театров, заслуженным артистом Украины, лауреатом международных конкурсов Денисом Матвиенко.

Три месяца назад он начал преподавать в Академии русского балета имени Вагановой.

В своем интервью Денис рассказал о новой деятельности, о главном качестве хорошего танцовщика и тех участниках «Большого балета», которые произвели на него особое впечатление.

— Преподавание в Академии имени Вагановой — это первый опыт педагогической деятельности в вашей жизни?

— С детьми — да. Сейчас я являюсь доцентом Академии русского балета имени Вагановой. Веду урок классического танца у мальчиков пятого класса и дуэт у второго курса. А так, если учитывать, что десять лет назад я стал художественным руководителем балета Национальной оперы Украины и после этого Новосибирского театра оперы и балета… Естественно, я работал как педагог, давал классы.

Денис Матвиенко: «Месси без игроков – никто. То же самое в балете»

— Ваши ощущения от работы с детьми?

— Ох, сложно. Дети — это энергетические вампиры (смеется). Они не так подготовлены, как взрослые артисты, приходится всё разжевывать, по десять, по миллион раз всё повторять. Но мне кажется, что дети наиболее отзывчивые. Они очень ждут каждого замечания, и я вижу, что я для них, наверное, тот человек, который в какой-то мере определяет их судьбу. Ведь я даю хоть и не начальную базу, но тем не менее базу классического танца и дуэтного. И я с удовольствием это делаю.

У меня большой багаж разных школ, разных стилей — московская школа (Большой театр), питерская (которая немного отличается) и начальная киевская. В общем, где я только не танцевал! И в какой-то момент меня просто стало разрывать от этого багажа, мне хотелось быть полезным. И это какая-то новая история про меня. Потому что все знают Дениса Матвиенко как артиста, знали как художественного руководителя, а теперь — педагога.

— Теперь, несмотря на вашу внешность, вы стали кем-то вроде патриарха, который хочет поделится этим богатым опытом?

— Ха-ха, нет, не патриархом. Знаете, ещё большой плюс в том, что я, скажем так, танцующий педагог. Я был и танцующим руководителем. Мог обучать не только на словах, но и на деле. Я также сам периодически занимаюсь со своими детьми, это полезно и для меня, и для них.

— То, что вы начали заниматься с детьми, не значит окончание вашей танцевальной карьеры?

— Окончание моей танцевальной карьеры я планировал ещё лет пять назад, когда приступил к руководству в Новосибирском театре. Тогда и по жизни так сложилось, и травм было много, и я думал, что достаточно натанцевался, и я действительно достаточно натанцевался. Я могу уйти хоть завтра, и не буду скучать по сцене, честно скажу. Естественно, какие-то роли, которые я хотел, не сделаны, но я думаю, что ни один танцор, заканчивая карьеру, не будет удовлетворен. Я к этому очень философски отношусь.

Но тем не менее я продолжаю танцевать, у меня спектакли в Михайловском, Мариинском театрах, так что приходится как-то двигаться. В общем, живот пока не отрастить. Я жене обещал, что я буду как Брэд Питт. Поэтому даже когда нет работы, я всё равно хожу в зал, занимаюсь, поддерживаю форму. Хочется подольше быть красивым. Время никого не щадит.

Денис Матвиенко представил жизнь артиста

— Во многих ваших интервью чувствуется тоска, что вы не очень много времени проводите с собственными детьми.

— Это да, так было раньше. Но недавно закончился мой контракт в Новосибирском театре оперы и балета, и я решил не продлевать его, потому что семья в Санкт-Петербурге. Меня дети не видели практически. Но сейчас всё изменилось.

— Во время карантина были с семьёй? Насладились моментом, о котором так мечтали?

— Абсолютно! Провёл это время с семьёй. Мы честно отсидели полтора месяца с середины марта. Было немного сложно, ведь дети маленькие. Одной семь лет, второму — год. И вы, конечно, представляете, что творилось дома. Но мне было хорошо. Во-первых, от меня все отстали. Раньше постоянно кто-то звонил, писал, всем от меня что-то было нужно.

Я как человек воспитанный, всегда стараюсь каждому уделить внимание, ответить, но уже просто устал. Вообще история с пандемией перевернула весь мир, много что изменилось. То, что не нужно — отпало, и слава богу, никто не пристаёт, и я очень счастлив.

— То есть вы из пандемической ситуации выходите с положительным опытом?

— Да, точно. Но я вообще положительный человек, оптимист. Я считаю, что во всём нужно какие-то позитивные вещи искать.

— Вы постоянно пребываете в каком-то солнечном настроении и полны оптимизма, это сразу бросается в глаза.

— Да, я когда пришёл в киевский театр работать (я пришёл, учась на третьем курсе, с семнадцати лет я уже танцевал спектакли), меня все называли солнышком. Я как-то всех любил. Конечно, со временем, работая в театрах, встречаешь разных людей. И иногда ты чересчур открыт (а я открытый человек). И получаешь за это, и начинаешь меняться в другую сторону. Но не подумайте ни в коем случае, я не жалуюсь. Вообще моя покойная мама, знаете, она отбила чувство жалости вообще.

— Каким образом?

— Розгами! Ха-ха. Я шучу. Она воспитывала. К сожалению, папа мой, покойный тоже, мало занимался семьёй и детьми, в основном мама. И она была за маму, и за папу. Хотела, чтоб сын вырос мужчиной. За что я ей очень благодарен.

— У неё это получилось? В смысле женщина может вырастить настоящего мужчину?

— У неё это получилось, я считаю. У меня сын, ему сейчас год и семь месяцев и даже моя жена говорит, что я слишком строг с ним. Я порой действительно себя торможу, но мне хочется, чтоб он был мужиком.

Светлана Захарова о «Большом балете»: «Страсти кипели, но мы, как могли, смягчали обстановку»

— Вы — за строгое воспитание?

— Я за справедливое воспитание. Хочу, чтобы сын вырос сильным человеком. Если брать хронологию истории, всего человечества, мужчины были созданы для того, чтобы воевать, охотиться, семью свою охранять. Мы должны быть именно такими.

— Возвращаясь к этому солнечному оптимизму, это встроенная опция или приобретённая?

— Я думаю, что это врождённое. Потому что я смотрю на свою дочь, и она очень похожа в этом на меня. Я даже иногда говорю жене, что ей будет нелегко с этим оптимизмом по жизни, потому что когда-то я по голове получал за свою доброту. Не сразу понимаешь где свет, а где тьма.

— Скажите, вот вы родились в танцевальной семье. У вас был какой-то другой выбор?

— Я занимался футболом, довольно неплохо, пока меня не отдали в Киевское хореографическое училище. В училище меня отдали наверное просто потому, что… Вот я сейчас как родитель понимаю. Моя дочь рисует, ходит в музыкальную школу, занимается танцами. Она вообще способна к творчеству. Это генетически. Я понимаю, что это гены. У неё это получается лучше, чем у других, она уже в четвёртом поколении танцует.

Гены, я действительно теперь верю, что существует такое понятие. Я понимаю, что если её отдать в Академию, то это значительно облегчает жизнь родителям, потому что у ребёнка хорошие данные и она сможет успешно реализоваться. Это облегчает мне задачу как отца. Может она смогла бы стать великолепным доктором, но тогда мы могли бы пропустить момент, когда она могла бы стать хорошей балериной. Поэтому я думаю, что мои родители пошли по более лёгкому пути. И не прогадали с этим.

— И вы не сопротивлялись?

— Я с трёх лет на сцене, в разных коллективах, и всегда был гвоздём программы. Мне это всё легко давалось, легче, чем другим. И актёрское мастерство, и танец, и всё остальное. Как сопротивляться? Папа спросил: «Сынок, ты хочешь танцевать?» Я сказал: «Да». Я же не знал, каково это — научиться танцевать.

Денис Матвиенко: «Говорить, что я предал Украину, работая в России, — наглость»

— Учитывая ваш огромный опыт в разных танцевальных сферах, то, что вы работаете с детьми, проводите кастинги, скажите — с какого возраста можно определить потенциал у юного артиста?

— Ну, есть яркие личности. Например, если мы возьмём моего коллегу Николая Максимовича Цискаридзе, я думаю, что это было с десяти лет понятно, что это одарённый человек. По своим физическим параметрам. Некоторые проявляются немного позже. У меня как раз сейчас 15-летние мальчики, это как раз возраст, когда видна колоссальная разница. Кто-то уже прямо сильный, а кто-то ещё совсем ребёнок по всем фронтам: и по физике, и по мышлению. Поэтому я думаю, что в пятнадцать уже можно понять, кто есть кто.

— Однажды вы сказали, что главный параметр у танцовщика — это мозги. То есть не только эти технические данные, но и интеллект, и психологическая резистентность. Вы этому учите?

— Многие считают, что артисты балета — это ногами дёргать. Но это абсолютно неправильно, потому что ногами дёргать надо красиво и правильно, а для этого нужно думать. Я три месяца преподаю, и доволен тем, что последние недели три мальчики начали анализировать что они делают. Почему что-то получилось, почему не получилось. К сожалению, раньше с ними об этом никто не говорил.

А меня именно педагог так воспитывал, что мы должны сами понимать всю механику, постоянный анализ должен быть. Каждое движение придумано не просто так, и не глупыми людьми, поэтому в каждом движении должно быть в первую очередь содержание этого движения. Поэтому парни последние три недели, я вижу, копаются в себе. То есть я стараюсь преподавать не по одному какому-то шаблону, не под одну планку всех, а индивидуально подходить к каждому. Учитывая, естественно их природные качества и способности.

Алексей Мирошниченко: «Артист балета – есть то, что он танцует»

— А ваш опыт в «Большом балете», это первый такой опыт на телевидении?

— Да-да, я впервые сидел в телевизионном жюри. Скажу честно (я это говорил и на проекте, не знаю, вырежут или нет), что я не большой поклонник такого рода мероприятий. Считаю, что балет нужно смотреть вживую, и что через экран телевизора очень сложно оценить участников. Прочувствовать танец можно только сидя в зале. Но я так думал до того, как посмотрел выпуски. Я думал, что это не формат, а оказывается это формат, и все очень правильно, красиво, профессионально сделано. Так что съемочная команда «Большого балета» — большие молодцы.

— Кто из участников запомнился особо?

— Из участников — Анастасия Лебедик (респ. Коми), балетмейстер у них Марианна Рыжкина. Она так блекло начала, я даже помню, их ругал за исполнение Вальса Мошковского… И когда была современная хореография, последние два тура она меня просто потрясла. И Диану Вишнёву тоже. Ей двадцать лет всего, но она так проникновенно, по-взрослому, по-женски танцевала. Очень редко в этом возрасте человек может показать такой жизненный опыт на сцене.

— Вообще у вас между членами жюри на проекте было согласие или были споры?

— В основном — да, согласие. Мы как-то в одном направлении шли. В конце мы немного по поводу девочек и их премий спорили, но пришли к единому мнению.

Марианна Рыжкина: «Я обожаю творческие авантюры»

— Как вам кажется, что-то в их карьере изменится после проекта?

— Они увидели, как танцуют другие, как в классической, так и в современной хореографии. Если они ребята умные (а они ребята умные), то это им даст большой рывок в их исполнительстве.

— Какими качествами нужно обладать, что нужно показать, чтобы заслужить высшие баллы, заслужить внимание жюри?

— Я конечно не буду рассказывать, что мы должны иметь академическое образование. Классические природные качества, техника, и т. д. и т. п. Я думаю, очень важна правильность подбора репертуара, как классического, так и современного. То есть были ребята, которым явно неправильно подобрали номера. И причём эта претензия даже не к артистам, а к их педагогам, руководителям, которые это не учли. Поэтому хочу пожелать им именно это.

— «Большой балет» для вас — это конкурс или все-таки телешоу?

— Я бы это оценил этот как состязание, конкурс в рамках телевизионного шоу. Я надеюсь, что у нас, как у жюри, получилось это сделать. Скажу вам честно, если бы я сидел в балетном зале один на один с этими артистами, я бы на другом языке разговаривал с ними. С некоторыми бы в более, наверное, короткой и жесткой форме. Но это телевидение. Я думаю, что у нас получилось быть дипломатами.

Ильдар Абдразаков: «Культура – это то, что удерживает мир в эпоху катаклизмов»

— Лично о вас, какой комментарий или оценка запомнились больше всего в жизни?

— Обо мне? Да вы знаете, я вообще не любитель про себя читать какие-то комментарии, рецензии…

— Вас и с Барышниковым, и с Нуреевым, и с кем только ни сравнивали.

— Ну это лестно, конечно, Наташа Макарова такое сказала, это приятно слушать, не скрою. (В одном из интервью звезда мирового балета Наталья Макарова сказала о Денисе Матвиенко: «Это Барышников, Нуреев и Годунов в одном лице. Такого явления в балете не было давно». — Прим. ред.).

Но вот года четыре назад, в рамках фестиваля «Dance open», Словенский национальный театр показывал балет «Пер Гюнт». На музыку Грига, и с хореографией Эварда Клюга. Его хореография, кстати, тоже была на «Большом Балете». Клюг — мой друг, мой любимый хореограф, и я танцевал партию Пер Гюнта тогда.

Это ультрасовременная хореография, где нет ни пируэтов, ни прыжков, что обычно привыкли видеть в моем исполнении. И вот какое-то издание, не помню, написали что.. Ну похвалили, что прекрасный спектакль, и написали, что «хоть все и ждали от Матвиенко, как всегда, много пируэтов и прыжков, но этого не было, а Матвиенко достиг такого уровня, что на него приятно смотреть, просто когда он стоит спиной в зал».

И мне это очень понравилось, потому что всю жизнь у меня был шаблон такого трюкача, прыгуна. А мне хотелось показать, что я могу быть разным, могу быть и драматическим актёром. И в этот момент у меня это наконец-то получилось, и люди увидели, что оказывается есть и такие способности у этого танцовщика.

Беседовала Дженнет Арльт, телеканал “Культура”

На эту тему:

Денис Матвиенко — биография, личная жизнь, фото

Денис Владимирович Матвиенко. Родился 23 февраля 1979 года в Днепропетровске (ныне Днепр). Украинский артист балета, хореограф. Заслуженный артист Украины. Премьер Мариинского театра, художественный руководитель балета Новосибирского оперного театра (2016).

Денис Матвиенко родился 23 февраля 1979 года в Днепропетровске (ныне Днепр).

Отец — Владимир Иванович Матвиенко, танцор, выступал в ансамбле «Славутич», был главным балетмейстером Киевского Театра Эстрады (1988-1989), главным балетмейстером Киевского государственного Мюзик-Холла (1989-1991).

Мать — Наталия Георгиевна Матвиенко, танцевала в ансамбле «Славутич».

Дед — Георгий Павлович Клоков (1931-2010), выступал в ансамбле «Жок», создатель и руководитель ансамбля «Дружба» (1960-1973), а затем фольклорно-хореографического ансамбля «Славутич», Народный артист Украины.

В ансамбле «Жок» танцевала и его бабушка.

Сестра — Алена Матвиенко, балетный продюсер.

С ранних лет занимался танцами. В 1989-1997 годах учился в Киевском государственном хореографическом училище в классе Валерия Парсегова.

Еще будучи студентом хореографического училища, в 17 лет Денис Матвиенко дебютировал на сцене Национальной оперы Украины в партии принца Дезире в балете «Спящая красавица». Время выпускного экзамена совпало со временем проведения IV Международного конкурса артистов балета в Люксембурге, в котором Денис планировал принять участие. И директор училища Татьяна Алексеевна Таякина пошла на беспрецедентный шаг — перенесла дату выпускного экзамена. На IV Международном конкурсе артистов балета в Люксембурге Денис получил Гран-При.

Окончив училище, стал солистом в труппе Национальной оперы Украины. Уже в июне 1997 года Денис Матвиенко стал премьером Национальной оперы Украины. Менее чем через год, в 1998 году, Денис Матвиенко получает Гран-При III Международного конкурса артистов балета им. Рудольфа Нуриева в Будапеште, еще через год, в 1999 году — Золотую медаль и Приз Вацлава Нижинского на III Международном конкурсе современной и классической хореографии в Нагое (Япония).

В 2001 Денис получает приглашение от Мариинского театра в Санкт-Петербурге, где становится ведущим солистом, и в течение одного театрального сезона исполняет ведущие партии в балетах «Дон-Кихот» и «Драгоценности», а также в премьерах балетов «Золушка» Алексея Ратманского и «Блудный Сын» Джорджа Баланчина.

Денис Матвиенко в молодости

С 2002 года Денис Матвиенко является приглашенным солистом в New National Theatrе (Токио, Япония) Но в 2003 году Денис возвращается в Национальную оперу Украины в качестве премьера.

В 2005 Денис Матвиенко вместе с женой Анастасией Матвиенко решает принять участие в Х Московском Международном конкурсе артистов балета и хореографов и получает на конкурсе Гран-при, а Анастасия — Золотую Медаль.

Сразу же после конкурса Денис получает от руководства Большого театра в лице художественного руководителя Алексея Ратманского предложение перейти в труппу Большого театра в качестве премьера, но Денис принимает решение остаться в Киеве. И вновь создает прецедент, став в 2005 году первым с дореволюционных времен приглашенным премьером труппы Большого театра.

С 2007 Денис выступает в качестве «Guest principal» в таких театрах, как Teatro alla Scala (Милан, Италия) и Grand Opera (Париж, Франция). В том же 2007 году по приглашению Фаруха Рузиматова, являвшегося на тот момент художественным руководителем балетной труппы Михайловского театра, Денис Матвиенко становится премьером Михайловского театра и переезжает в Санкт-Петербург.

С марта 2009 года — премьер Мариинского театра. Вместе с Николаем Цискаридзе, Марсело Гомесом, Иваном Васильевым, Гийомом Коте, Дэвидом Холбергом, Хосе Мануэлем Карреньо, Хоакином Де Луцем и Леонидом Сарафановым принимает участие в проекте «Короли танца».

В 2010 году премьеры Мариинского театра Денис Матвиенко и Леонид Сарафанов решают создать совместный проект. Для этого они привлекают хореографа Эдварда Клюга и композитора Милко Лазара. Премьера балета состоялась 19 июня 2010 года в Санкт-Петербурге. Балет получает множество хвалебных отзывов и опять прецедент: впервые в истории премии частный проект танцовщиков номинируется на получение самой престижной театральной премии России «Золотая маска» сразу в четырех номинациях («Лучший спектакль», «Лучшая хореография», «Лучшая женская роль» и «Лучшая мужская роль») и получает «Золотую маску» в номинации «Лучшая мужская роль».

В ноябре 2011 года Денис Матвиенко по приглашению Министра культуры Украины М.А. Кулиняка становится Художественным руководителем балетной труппы Национальной оперы Украины.

Создал «Фонд поддержки искусств Дениса Матвиенко».

В апреле 2012 Денис Матвиенко вводит в репертуар НОУ сразу два одноактных балета: «Класс-концерт» Асафа Мессерера (постановка Михаила Мессерера) и Radio and Juliet Эдварда Клюга (первый в репертуаре театра балетом в стиле contemporary).

14 октября 2012 года Денис Матвиенко вместе с артистами балета НОУ приняли участие в заключительном показе украинской недели моды Ukrainian Fashion Week, что было еще одним шагом на пути к популяризации балета на Украине.

В октябре 2012 года под руководством Дениса Матвиенко в НОУ началась работа над балетом «Баядерка» в редакции Наталии Макаровой. Балерина прилетела в Киев в январе 2013 года, премьера спектакля состоялась 14 февраля, став первой постановкой Макаровой на постсоветском пространстве.

6 декабря 2012 года на сцене Национальной оперы Украины прошла премьера балета Quatro.

Репертуар Дениса Матвиенко:

  • «Дон Кихот», хореография М.Петипа и А.Горского — Базиль;
  • «Дон Кихот», хореография Рудольфа Нуриева — Базиль;
  • «Спящая красавица» — Принц;
  • «Лебединое Озеро» — Принц Зигфрид;
  • «Жизель» — Альберт;
  • «Кармен-Сюита» Альберто Алонсо — Эскамилио (Тореадор), Хосе;
  • «Сильфида» — Джеймс;
  • «Баядерка» — Солор;
  • «Ромео и Джульетта», хореография Кеннета Макмиллана — Ромео;
  • «Ромео и Джульетта», хореография Леонида Лавровского — Ромео;
  • «Драгоценности», хореография Джорджа Баланчина — «Изумруды» и «Рубины»;
  • «Тщетная предосторожность» — Колен;
  • «Тема с вариациями», хореография Джорджа Баланчина;
  • «Блудный сын» Джорджа Баланчина — Блудный сын;
  • «Золушка», хореография Алексея Ратманского — Принц;
  • «Шопениана», хореография Фокина;
  • «Манон», хореография Кеннета Макмиллана — Де Грие;
  • «Раймонда» — Жан де Бриен;
  • «Корсар» — Конрад, Раб;
  • «Щелкунчик» — Принц;
  • «Три мушкетера» — Д’Артаньян;
  • «Спартак», хореография Юрия Григоровича — Спартак;
  • «Золотой Век», хореография Юрия Григоровича — Борис;
  • «Дама с камелиями», хореография Асами Маки — Арман;
  • «Спартак», хореография Георгия Ковтуна — Спартак;
  • «В Ночи», хореография Джерома Роббинса;
  • «Шурале», хореография Леонида Якобсона — Али Батыр;
  • «Этюды» — хореография Харальда Ландера;
  • «Конек-Горбунок», хореография Алексея Ратманского — Иван-дурак;
  • Radio and Juliet, хореография Эдварда Клюга;
  • Remanso — хореография Начо Дуато.

27 марта 2013 года, в то время, когда Денис находился на гастролях в Лондоне, он был снят с поста художественного руководителя балетной труппы НОУ. Его сменила Анико Рехвиашвили. Сам Денис Матвиенко говорил: «Для меня было важно максимально расширить аудиторию и показать, что балет — это не нафталин, что он может быть современным и интересным. Всего за полтора года моей работы мы успели  поставить балеты Radio and Juliet, Quatro, «Шопениана», «Видение розы», «Баядерка», устроили бенефис Елены Филипьевой, на сцене театра выступали «Короли танца», Complexions, Нина Ананиашвили. Radio and Juliet стал первым репертуарным спектаклем в стиле  contemporary в истории театра. Опасаясь, что наши зрители не смогут оценить и принять такую хореографию, мы с моим продюсером и сестрой Аленой Матвиенко поставили на один вечер два одноактных балета: первый — классический «Класс-концерт», а второй — Radio and Juliet. Но все наши страхи оказались напрасными — в финале второго действия зрители встали и начали аплодировать, это была наша победа.

К сожалению, руководству Национальной оперы — да и руководству страны в целом — все это оказалось ненужным, и меня сняли с должности. Произошло это, когда я с проектом «Короли танца» был на гастролях в Лондоне — на сайте театра, где еще вчера было написано «художественный руководитель балетной труппы», утром значилось «солист балета». Когда в ситуацию вмешались журналисты, им ответили, что я никогда не был худруком».

Поставил балет The Great Gatsby по одноименному роману Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. О том, почему он выбрал для либретто именно это произведение, Денис говорил: «Потому что его тема — любовь и предательство — близка и понятна всем. Описанная в нем яркая и интересная история не привязана к 20-м годам прошлого века, она может происходить — и происходит — в любое время, пока люди встречаются, любят друг друга и расстаются». Музыку к The Great Gatsby написал Константин Меладзе.

В апреле 2014 года Денис Матвиенко перенес сложнейшую операцию на ноге. Его прооперировали в одной из клиник города Тюбинген (Германия). «Об этой операции знали только самые близкие люди. Не могу сказать, что я суеверный, но рассказывать на каждом шагу о таком не хотел. В моей жизни было очень много разных испытаний. Признаюсь, что для моей карьеры это испытание самое серьезное. До вчерашнего дня врачи еще не могли гарантировать, что я смогу вернуться на сцену», — говорил тогда Матвиенко. Травма стала следствием предыдущей операции, в ходе которой врачи не обратили внимание на микротрещину в кости. «Страшно представить, что я целый год танцевал с трещиной в опорной ноге. При этом у меня был насыщенный гастрольный график, поэтому трещина росла от выступления к выступлению и из совсем маленькой превратилась в огромную. Последствия могли быть очень трагичными. Это был непростой период, но сейчас, слава Богу, все хорошо. За два месяца я полностью реабилитировался и начинаю активно возвращать свою профессиональную форму, хотя в апреле я не то, что не мог танцевать, а заново учился ходить», — отмечал артист.

Денис Матвиенко — единственный в мире обладатель четырех Гран-При международных конкурсов артистов балета.

С 2016 года — художественный руководитель балета Новосибирского оперного театра.

В 2020 году стал членом жюри 4-го сезона шоу «Большой балет» на телеканале «Россия К». В проекте молодым российским и зарубежным артистам балета проект дает шанс заявить о себе, представляет все возможности, чтобы раскрыться в полной мере, показать свои способности, реализовать творческие амбиции и взять новые вершины. Победителей нового сезона проекта «Большой балет» ждет главный приз — Хрустальный пуант.

Личная жизнь Дениса Матвиенко:

Женат. Супруга — Анастасия Матвиенко, балерина, солистка Мариинского театра.

Они познакомились на конкурсе артистов балета имени Сержа Лифаря, куда Денис просто приехал посмотреть. Стоя за кулисами, он увидел танцующую на сцене девушку — красивую, яркую и очень талантливую. Он начал ухаживать за Настей, но поначалу особого успеха не имел. Она даже на предложение руки и сердца, которое Денис сделал, подложив в карман ее куртки кольцо с бриллиантом, ответила не сразу. Но в итоге смог добиться своего. Они вместе с 2004 года.

«Балетные женятся на балетных только потому, что они слишком сильно заняты. Если ты целый день тренируешься, репетируешь, а вечером еще и танцуешь в спектакле, то куда ты пойдешь знакомиться? Вот и получается, что большая часть браков — внутрибалетная», — говорил Денис.

27 января 2013 года у пары родилась дочь Елизавета Матвиенко.

Денис Матвиенко и жена Анастасия Матвиенко

Награды и звания Дениса Матвиенко:

1997 год — IV Международный конкурс артистов балета в Люксембурге — Гран-при;
1998 год — III Международный конкурс артистов балета им. Рудольфа Нуриева в Будапеште — Гран-при;
1999 год — III Международный конкурс современной и классической хореографии в Нагое, Япония — Золотая медаль и Приз Вацлава Нижинского;
2005 год — X Московский Международный конкурс артистов балета и хореографов- Гран-при;
2008 год — Приз «Душа танца» в номинации «Звезда»;
2009 год — Награжден нагрудным знаком Министерства культуры Республики Татарстан «За достижения в культуре»;
2011 год — Лауреат Международной балетной премии DANCE OPEN в номинации «Лучшая пара»;
2014 год — «Человек года 2013» в номинации «Деятель искусств года»;
Заслуженный артист Украины.

BalletStage Основана Денисом Матвиенко

Ballet.Stage была образована в феврале 2022 года, когда Денис Матвиенко, его жена Анастасия и ее сестра Александра начали помогать украинским артистам балета, пострадавшим от войны в Украине. Подход заключался в том, чтобы активировать сеть глобальных отраслевых контактов и отношений между театрами, школами и артистами, которые были готовы оказать поддержку в эти трудные времена.

Художественные руководители и артисты, поддержавшие:

  • Кшиштоф Пастор — директор Польского национального балета

  • Эдвард Клаг — директор Мариборского балета

  • Аарон С. Уоткин — художественный руководитель Дрезденского балета Земперопера

  • Ренато Занелла — художественный руководитель Словенского театра оперы и балета

  • Марио Радоковский — Художественный руководитель балета Брно

  • Мадлен Онне — художественный руководитель Финского национального балета

  • Тед Брандсен — директор Голландского национального балета

  • Андрис Плуцис — директор Земельного театра Айзенаха

  • Айварс Лейманис — художественный руководитель Латвийской национальной оперы

  • Джули Кент — художественный руководитель Вашингтонского балета

  • Джон Ноймайер — художественный руководитель, главный балетмейстер Гамбургского балета

  • Нина Ананиашвили — Художественный руководитель Государственного балета Грузии

  • Кристиан Теобальд — художественный руководитель Staatsballett Berlin

  • Нина Полакова — балетмейстер Словацкого национального балета

  • Эмили Молнар — Художественный руководитель Нидерландского танцевального театра

  • Septime Webre — Художественный руководитель, Hong Kong Ballet

  • Карлос Акоста — Директор Королевского балета Бирмингема

  • Шелли Пауэр — исполнительный директор Philadelphia Ballet

  • Марчелло Анджелини — художественный руководитель балета Талсы

  • Стэнтон Уэлч — директор Хьюстонского балета

  • Орельен Сканнелла — художественный руководитель балета Западной Австралии

  • Орели Дюпон — директор по танцам, Парижская опера

  • Геннадий Недвигин — Художественный руководитель, Atlanta Ballet

  • Франческа Маньини — художественный руководитель балетной школы 9 Рима0005

  • Лурдес Лопес — художественный руководитель Майами Сити Балет

  • Хельги Томассон — художественный руководитель и солист балета Сан-Франциско

  • Алессио Карбоне — Художественный продюсер

  • Марсело Гомес — Балетмейстер, солист, Дрезденский балет

  • Лана Саленко — солистка Берлинского государственного балета

  • Дарья Климентова — Художественный руководитель балетных мастер-классов в Праге

  • Ирина Борисова — солистка Национальной оперы и балета Украины

    И многое другое, о чем мы могли не упомянуть, СПАСИБО!

 

 

С сентября 2022 года команда «Балет. Сцена» начала работу над другими проектами, такими как балетные прослушивания, конкурсы, живые выступления, стажировки и даже онлайн-мастер-классы. В следующем году мы объявим о совершенно новом событии, которого еще не существует в нашей растущей балетной индустрии. Мы верим, что это будет вдохновляюще и вызовет настоящий интерес у широкой публики и профессионалов по всему миру. Оставайтесь с нами и следите за нашими анонсами!

 

Знакомьтесь

Денис Матвиенко

Соучредитель и художественный руководитель балетной сцены

Денис Заслуженный артист Украины, г. Днепровск, 1999 г.р. Он начал свое обучение классическому танцу в очень молодом возрасте в Киевском государственном хореографическом училище, а в 18 лет он присоединился к Украинскому национальному балету в качестве первого деятеля.

В 2001 году поступил в Мариинский театр в Санкт-Петербурге в качестве солиста. В 2003 году вернулся в Украинский национальный балет, а в 2007 году вернулся в Санкт-Петербург, работая в Михайловском театре в качестве солистки. Через два года, в 2009 г., он вернулся в качестве главной звезды Мариинского театра.

Денис был приглашенным танцором во многих труппах, таких как Большой, Новый национальный театр Японии, театр Алла Скала, Парижская опера и другие. За свою карьеру он исполнил множество главных ролей, но в душе он танцор с исключительной универсальностью, что позволяет ему преуспевать как в неоклассических, так и в современных работах.


 

На протяжении многих лет он получал крупные отраслевые и танцевальные награды, в том числе:
 

Гран-при IV Международного конкурса артистов балета в Люксембурге (1997 г.)

Гран-при III Международного конкурса артистов балета им. Рудольфа Нуриева в Будапеште (1998 г.)

Золотая медаль и премия Вацлава Нижинского III Международного конкурса современной и классической хореографии (Нагоя, Япония, 1999 г.)

Обладатель Гран-при Х Международного Московского конкурса артистов балета и хореографии (2005 г. )

Лауреат премии «Дух танца» в номинации «Звезда» (2008 г.)

Нагрудный знак Министерства культуры Республики Татарстан «За достижения в культуре» (2009 г.)

Лауреат Международной балетной премии «Dance Open» в номинации «Лучшие партнеры» (2011 г.)

Дух танца премия в номинации «Балетмейстер» (2019)

С 2011 по 2013 год Денис был художественным руководителем и солистом балета Национальной оперы Украины, а с июня 2016 года – художественным руководителем Балет Новосибирского театра оперы и балета. С 2020 по 2022 год Денис преподавал классический танец в Академии Вагановой в Санкт-Петербурге и был художественным руководителем Балетного Прослушивания «Балет Будущего».

 


В феврале 2022 года из-за продолжающейся войны на Украине переехал и основал Ballet.Stage.

Денис Матвиенко: Нет предела совершенству

Художественный руководитель балетной труппы НОВАЦ Денис Матвиенко рассказал о премьере «Пер Гюнта».

Недавно провел творческую встречу в рамках образовательного проекта «Открытые диалоги». Официальное дело этой встречи – премьера: «Пер Гюнт» впервые будет поставлен на главную сцену. Европейский хореограф Эдвард Клуг, проехавший от Парижа до Санкт-Петербурга, был тем, кто рассказал Хенрику Ибсену игру языком танца. Ведущую партию двухактного балета исполняет Денис Матвиенко, который первым представил скандальный спектакль российскому зрителю на фестивале Dance Open в Санкт-Петербурге. Вела встречу Анна Ярова, народная артистка России, которая буквально завалила директора компании вопросами.

— Вас часто представляют четырехкратным обладателем Гран-при международных конкурсов артистов балета.

— В тот короткий период, когда я руководил Украинской национальной балетной труппой, передо мной стояла задача продвигать балет. И проблема была в том, что это было никому не нужно. Но у меня была отличная команда. И они придумали эту крылатую фразу: Единственный в мире четырехкратный обладатель Гран-при. Я не уверен, действительно ли я единственный, но что я знаю, так это то, что получить один Гран-при непросто. Когда я получил четвертую, в газетах написали, что я коллекционер Гран-при, как будто речь идет о марках. Собственно линия соревнований в моей биографии началась в 90-е годы, время, когда у танцоров не было агентов, которые могли бы устроить карьеру. Конкурс был реальной возможностью показать себя, быть замеченным. Так я три года участвовал в соревнованиях и получил Гран-при: Люксембурга в 1997-м, Будапешта в 1998-м, Японии в 1999-м. Я не планировал ехать на четвертый в Москву.

— Почему?

— В то время мне было уже 26, слишком староват для соревнований. Меня долго уговаривали, говорили, что юбилейный конкурс требует определенного уровня, а я волновалась и боялась. Эти соревнования очень похожи на спортивные вещи, которые могут случиться с вами на сцене, вы можете, например, поскользнуться или не выполнить то, что вы легко сделали на репетициях, а когда у вас есть три Гран-при, вы не можете позволить себе упасть. Вы представляете, что было бы, если бы я проиграл второй тур? Я много думал об этом и серьезно отнесся к соревнованиям.

— Что самое сложное в художественных конкурсах?

— На соревнованиях ты должен собраться и показать все, на что способен. Спектакль длится три часа, если вы что-то не успели сделать в первом акте, то в третьем акте можно совершить такой причудливый прыжок, чтобы все забыли, что вы упустили в начале. На соревновании у вас есть 7 минут, и вы должны показать, на что вы способны. Это важно, не каждый художник может ответить на этот призыв. Я видел блестящих танцоров, которым не хватило выносливости. И конкурсы очень важны для художников. Может быть, в настоящее время они стали менее важными, но они призывают вас и формируют ваш характер. Это опять-таки дело нашей профессии — каждый день доказывать себе и всем вокруг, что ты уже умеешь, на что еще способен, где твои пределы. Это требует больших усилий.

-Вы победитель на всю жизнь? Какие черты вашей личности помогают вам двигаться вперед?

— Я перфекционист во всем, на работе и в личной жизни. Многофункциональный социопат, как я люблю говорить. Мое стремление к совершенству всегда помогало мне на моем пути. Я всегда хотел чего-то добиться, красиво выглядеть на сцене. Я никогда не любил себя, никогда не мог смотреть видео со мной на сцене. Мне не нравилось то, что я делал, потому что я чувствовал одно, а выглядело иначе. Самосовершенствование – бесконечный путь в этой профессии. Даже на пенсии танцоры остаются неудовлетворенными. Это верно. Я чувствую, что мог бы станцевать, но уже слишком поздно. Нет предела совершенству. Часто говорят, что спортсмены и артисты — люди ограниченные. Это также верно. Но дело не в глупости, дело в другом. Наша работа занимает 90 процентов нашей жизни, мы не можем отвлечься от нее. Мы должны сосредоточиться на том, что делаем: роли, выступления, конкурсы. Меня часто спрашивали, какое у меня хобби. Хобби нет, ничего подобного. Я никогда не пробовал кататься на лыжах или коньках, я не могу себе этого позволить. Что, если я сломаю ногу или потяну мышцу? Мой первый визит в ночной клуб случился, когда мне было 22 года. В этом возрасте люди уходили из клубов, а я только начал.

— Как вы относитесь к негативным отзывам о спектаклях, в которых принимаете участие?

— Восприятие балета очень личное. Кому-то может понравиться, кому-то нет. Дискуссии на эту тему вечны. Я люблю говорить, что в балете нет плохих танцоров. Каждый танцор найдет свою аудиторию. То же самое можно применить и к хореографам. Как руководитель балетной труппы я должен относиться ко всем одинаково. Есть танцоры, которые мне не нравятся, и это не делает их плохими. Я ценю их работу и усилия, просто мне это не нравится. Это нормально.

— Как Вы можете оценить уровень преимуществ, проблем компании НОВАТ.

— Когда впервые познакомилась с новосибирскими артистами, приятно удивила женская часть. Все они высококлассные балерины, как солистки, так и кордебалет. И все оказались воспитанными в местной школе. Недостатком является отсутствие мужского персонала. Когда я вошел в театр, там было 32 танцора. Это немного для театра с таким огромным репертуаром, в который входят такие балеты, как «Спартак». И разброс налицо: есть очень хорошие танцоры вроде Ивана Кузнецова и Романа Полковникова, а есть совсем неквалифицированные ребята. Это проблема. В балетной труппе каждый должен быть на своем месте: кордебалет, корифеи, первые солисты, вторые. В следующем сезоне я планирую занять свое место. Мы уже добавили 12 человек, к нам присоединилось много иностранных танцоров.

— Иностранные танцоры в новосибирском балете — это новая стратегия развития труппы?

— Это было сделано не специально, мельница слухов сработала. География играет против театра (лично мне приходится жить в двух местах, моя семья живет в Санкт-Петербурге, я работаю здесь, в Новосибирске), но сам театр гениален. Репертуар откликается на любой зрительский зов. Если вам нравится Начо Дуато, посмотрите «Спящую красавицу». Если это не Дуато, посмотрите «Щелкунчика» Вайнонена. Нравится Ковтун — иди в «Спартак» и смотри шоу с тиграми. Не твоя вещь? — посмотреть спектакль с хореографией Григоровича. В марте будет еще один балет «Пер Гюнт».

— Кто решил включить Пера Гюнта в репертуар? Должен признаться, это не самое распространенное название в балетном мире.

— Я предложил это руководству театра. Почему именно Эдвард Клагс Пер Гюнт? В репертуаре много разных балетов, но этот особенный. Это наполовину балет, наполовину драма. Хореограф намеренно выделил актерскую часть, хотя хореография очень интересная. Только его немного. Спектакль представляет собой полноценный двухактный балет, сюжет которого рассказывает нам историю жизни одного человека. Хореограф специально попросил не накладывать слишком много краски на лицо, чтобы все выглядело максимально естественно. Даже костюмы сделаны из натуральной ткани. В спектакле будут фигурировать настоящие деревянные обрубки по 20 кг каждый, и нам предстоит с ними потанцевать. Только топор будет фальшивым. Вы услышите потрясающую музыку Грига – сюиту «Пер Гюнт» и фортепианный концерт. Спектакль действительно красивый. Кроме того, этот спектакль представляет собой квинтэссенцию современного балетного мира. Вот именно эстетика. Вы вольны не любить это, и это будет нормально.

— Вы один из самых больших русских поклонников хореографии Эдварда Клагса. Расскажите нам свою историю.

— Я работаю с Эдвардом уже 12 лет. Мы познакомились в Японии в 1998 году, но начали сотрудничать только в 2005 году, прямо перед соревнованиями. Мне нужен был номер в современной хореографии. Я позвонил ему, спросил, есть ли что-нибудь новое. И сказал, что только что поставил балет «Радио и Джульетта» «Ромео и Джульетта» с рок-музыкой в ​​исполнении Radiohead. Это был потрясающий одноактный балет. Так и произошло начало нашего партнерства. Мы показали его на первом туре X Московского международного конкурса хореографов и артистов балета. После этого я поставил этот танец на сцены по всему миру. Это стало нашей торговой маркой. Потом было много других балетов. Можно долго говорить об этом хореографе, но скажу самое главное: его хореография никого не оставляет равнодушным.

— Год назад вы впервые показали «Пер Гюнта» российской публике на фестивале «Dance Open» в Санкт-Петербурге.

— Эдвард впервые поставил «Пер Гюнта» в Мариборе с участием своих танцоров. На премьеру я привела с собой Катю Галанову, руководителя Dance Open. Мы смотрели его вместе, и оба вышли из дома в шоке. Две недели Катя думала, понравится ей или нет, стоит ли везти на фестиваль. Необычный спектакль, максимально приближенный к реальной жизни. Например, в первом акте есть момент, когда я пью водку с моим противником, моим врагом. Мы репетировали эту сцену 30 минут, а в спектакле она длится 10 секунд. Я в жизни выпил много водки, как и все художники; Одно дело пить его на кухне, а когда ты выходишь на сцену, это совершенно другое чувство. Во время репетиций мы старались сделать все максимально естественно и не допустить заезженных черт. Не так-то просто водку пить!

— В Новосибирске у нас уже есть дерзкий драматический Пер Гюнт. Вы видели это?

— Я слышал об этом, и я хотел бы увидеть его один раз. Я не уверен, что они должны сделать сюжет понятным. В случае с нашим Пером Гюнтом зрители легко увидят оригинальную историю через спектакль. В Петербурге спектакль имел огромный успех. Некоторые говорили, что в спектакле не хватало танцев. Один критик писал, что Матвиенко достиг того состояния, когда приятно смотреть, как он просто стоит на сцене. Это не я, это хореограф. Один гениальный хореограф, работавший со мной над этим спектаклем. Но, как я уже сказал, производительность в любом случае шокирует.

— Нужно ли шокировать зрителей выступлением?

— Важно вызывать эмоции. Очень плохо, когда мужчина уходит из театра только с мыслями о том, какой классный был бар. Но когда он выходит из театра с головной болью, это хороший знак. Искусство не может быть любимым всеми людьми. Главное, не оставить равнодушных зрителей. Танцор, музыкант, хореограф, мы все здесь, чтобы затронуть ваши чувства, и это конкретное выступление будет эмоционально подавляющим. Мы должны иметь этот спектакль в своем репертуаре, даже если он будет не таким популярным. Конечно, надо сохранить старые классические шедевры, но репертуару нужны другие.

— Ты не боишься рискнуть?

— Не бойтесь рисковать. Я авантюрный человек. Но как художник я люблю слышать аплодисменты. Мы все лицемеры, нам нужно развлекать публику, заставлять смеяться и плакать. Это особенность этой профессии, мы всегда присматриваемся к зрителю.

— А воспитательная функция театра?

— Это должен быть метод. Мы должны ставить эксперименты. В следующем сезоне мы постараемся пригласить молодых, современных, может быть, даже неизвестных хореографов. У мелких частных компаний нет финансовых возможностей развивать этот жанр, а мы — огромный государственный театр. У нас есть бюджет, государственная поддержка; мы должны развивать современные движения. Хотя у нас не хватает средств. Публика возмущена тем, что цены растут. Это понятно, но вы должны понять нас. Мы должны хорошо заплатить хореографу, чтобы иметь возможность пригласить его. Мы должны платить артистам достойную зарплату, чтобы они не сбежали. На каждую премьеру уходит много средств: гонорары, гонорары, авторские права, декорации, костюмы, освещение. Это все нужно оплачивать. Балет – это эксклюзивный вид искусства, каждый спектакль уникален, увидеть его можно только один раз. Даже если кто-то упал на задницу, простите, такого больше никогда не повторится. Например, вчера в оркестровую яму упал щит, позавчера мне чуть палец мечом не отрубили. В феврале во время «Лебединого озера» моя партнерша разбила мне губу в черном па-де-де. Она делала пируэт и ударила меня локтем. Вырубил меня на пару секунд. Я помню тот удар и следующее. Я стою на сцене в белых трико с полным ртом крови: что мне с этим делать? Конечно, я мог уйти за кулисы, притвориться раненым, вызвать скорую помощь, но я думаю, что зрители пришли в дом не для того, чтобы смотреть, как я мучаюсь на сцене. Если человек приходит в театр и видит на сцене плачущую танцовщицу, я думаю, он больше не придет в этот театр.

— Значит, вы считаете, что в репертуаре должны быть разные спектакли; что лично вы предпочитаете как артист-исполнитель: классику или современность?

— Конечно, я предпочитаю современную хореографию. Это мой 21 сезон. Когда мне исполнилось 20 лет, я уже исполнил всю классику. Все возможные вариации Дон Кихота, девять вариаций Лебединого озера. Вы представляете, как я устал от всего этого?! Классическая хореография имеет свои пределы; это чистая математика со своими законами и формулами. В отличие от этого современная школа не имеет границ. В нем представлены современные взгляды на то, как люди хотят двигаться, как хореографы воплощают свои фантазии, как это воспринимают зрители. Я, конечно, продолжаю танцевать классику, но оцениваю себя критически. Я видел много хороших танцоров, которые вовремя не ушли со сцены. Больше всего я боюсь потерять границы самовосприятия. Кошмар, когда зрители тебя жалеют. Хотя это и понятно, мы живем балетом и однажды лишаемся. Трудно прощаться со сценой. Пару лет назад я собиралась уйти и уйти в современную хореографию, но новосибирский театр продлил мою молодость. Когда я приехал в Новосибирск, я был не в лучшей форме после всех травм и операций. Я думал, что не буду танцевать здесь.