Лебединое озеро фото балета: Картинки к балету «Лебединое озеро» для детей

Лебединое озеро картинки — 79 фото

Балет Лебединое озеро


Балет Лебединое озеро 1877


Лебединое озеро большой театр


Балет Лебединое озеро


Балет Лебединое озеро Чайковский




Чайковский Лебединое озеро Одиллия


Петр Чайковский балет Лебединое озеро


Балет Лебединое озеро


Балет Лебединое озеро


Москонцерт Холл Лебединое озеро



Балет Лебединое озеро принц Зигфрид


Балет Лебединое озеро


Лебединое озеро Чайковский большой театр


Петр Чайковский Лебединое озеро


Чайковский пётр Ильич Лебединое озеро


Балет театр Лебединое озеро




Балет Лебединое озеро


Балет Лебединое озеро


Балет Лебединое озеро


Балет Лебединое озеро Чайковский



Балет Лебединое озеро Одетта


Балет Лебединое озеро


Классический русский балет Лебединое озеро



Балет театр Лебединое озеро


Щелкунчик Лебединое озеро


Балет Лебединое озеро



Балет Лебединое озеро Орел



Лебединое озеро балет балет


Лебединое озеро


Балет Лебединое озеро театр оперы и балета


Мария Бек балет



Театр оперы и балета Пермь Лебединое озеро


Балерина Лебединое озеро


Пьеса Чайковского Лебединое озеро


Балет Лебединое озеро



Лебединое озеро Сац



Премьера балета Лебединое озеро


Русский театр Лебединое озеро


Балет Лебединое озеро большой театр Одетта




Лебединое озеро балет Кремлевский балет


Мариус Петипа балет Лебединое озеро


Балет Лебединое озеро


Балет Лебединое озеро большой театр



Майя Плисецкая Лебединое озеро



Чайковский сцена из балета Лебединое озеро



Пьеса Чайковского Лебединое озеро


Балет Лебединое озеро большой театр


Чайковский Лебединое озеро Одетта


Балет Жизель живопись



Балет п. и. Чайковского «Лебединое озеро»


Петр Чайковский Лебединое озеро


Лебединое озеро Михайловский театр


Театр русский балет Лебединое озеро



Оксана Скорик балерина


Балет Лебединое озеро Чайковский



Балет Лебединое озеро


Балет Лебединое озеро Одетта


Майя Плисецкая Лебединое озеро Одетта


Лебединое озеро балет Александринский театр



Подборка из 79 красивых картинок по теме — Лебединое озеро картинки. Смотрите онлайн или можете скачать на телефон или компьютер в хорошем качестве совешенно бесплатно. Не забывайте оставить комментарий и посмотреть другие фотографии и изображения высокого качества, например Перо и чернильница картинки, Картинки алмаза в разделе Картинки!

Чайковский. Балет «Лебединое озеро» (Swan Lake)

Балет на музыку Петра Чайковского в четырех актах. Либретто В. Бегичева и В. Гельцера.

Действующие лица:

  • Одетта, королева лебедей (добрая фея)
  • Одиллия, дочь злого гения, похожая на Одетту
  • Владетельная принцесса
  • Принц Зигфрид, ее сын
  • Бенно фон Зоммерштерн, друг принца
  • Вольфганг, наставник принца
  • Рыцарь Ротбарт, злой гений под видом гостя
  • Барон фон Штейн
  • Баронесса, его жена
  • Барон фон Шварцфельс
  • Баронесса, его жена
  • Церемониймейстер
  • Герольд
  • Скороход
  • Друзья принца, придворные кавалеры, дамы и пажи в свите принцессы, лакеи, поселяне, поселянки, слуги, лебеди и лебедята

Действие происходит в сказочной стране в сказочные времена.

История создания

В 1875 году дирекция императорских театров обратилась к Чайковскому с необычным заказом. Ему предлагалось написать балет «Озеро лебедей». Необычным этот заказ являлся потому, что ранее «серьезные» композиторы балетной музыки не писали. Исключение составляли лишь произведения в этом жанре Адана и Делиба. Против ожидания многих, Чайковский заказ принял. Предложенный ему сценарий В. Бегичева (1838—1891) и В. Гельцера (1840—1908) был основан на мотивах встречающихся у разных народов сказок о заколдованных девушках, превращенных в лебедей. Любопытно, что за четыре года до этого, в 1871 году, композитор написал для детей одноактный балет под названием «Озеро лебедей», так что, возможно, ему принадлежала идея использования именно этого сюжета в большом балете. Тема всепобеждающей любви, торжествующей даже над смертью, была ему близка: в его творческом портфеле к тому времени появилась уже симфоническая увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», а в следующем году, после обращения к «Лебединому озеру» (так стал называться балет в окончательном варианте), но еще до его окончания, была создана «Франческа да Римини».

Композитор подошел к заказу очень ответственно. По воспоминаниям современников, он «перед написанием балета долго добивался, к кому можно обратиться, чтобы получить точные данные о необходимой для танцев музыке. Он даже спрашивал… что ему делать с танцами, какова должна быть их длина, счет и т. д.». Чайковский внимательно изучал различные балетные партитуры, чтобы понять «этот род композиции в деталях». Только после этого он приступил к сочинению. В конце лета 1875 года были написаны первые два акта, в начале зимы — два последних. Весной следующего года композитор оркестровал написанное и закончил работу над партитурой. Осенью в театре уже шла работа над постановкой балета. Ее начал осуществлять приглашенный в Москву в 1873 году на должность балетмейстера московского Большого театра В. Рейзингер (1827—1892). К сожалению, он оказался неважным постановщиком. Его балеты на протяжении 1873—1875 годов неизменно проваливались, и когда в 1877 году на сцене Большого театра появился еще один его спектакль — премьера «Лебединого озера» состоялась 20 февраля (4 марта по новому стилю), — это событие осталось незамеченным. Собственно, с точки зрения балетоманов это и не было событием: спектакль оказался неудачным и через восемь лет сошел со сцены.

Подлинное рождение первого балета Чайковского состоялось более двадцати лет спустя, уже после смерти композитора. Дирекция императорских театров собиралась поставить «Лебединое озеро» в сезоне 1893—1894 годов. В распоряжении дирекции были два прекрасных балетмейстера — маститый Мариус Петипа (1818—1910), работавший в Петербурге с 1847 года (он дебютировал одновременно как танцовщик и балетмейстер и создал целую эпоху в русском балете), и Лев Иванов (1834—1901), помощник Петипа, ставивший, в основном, небольшие балеты и дивертисменты на сценах Мариинского, Каменноостровского и Красносельского театров. Иванов отличался удивительной музыкальностью и блестящей памятью. Он был настоящим самородком, некоторые исследователи называют его «душой русского балета». Ученик Петипа, Иванов придал творчеству своего учителя еще большую глубину и чисто русский характер. Однако создавать свои хореографические композиции он мог только на прекрасную музыку. К его лучшим достижениям относятся, кроме сцен «Лебединого озера», «Половецкие пляски» в «Князе Игоре» и «Венгерская рапсодия» на музыку Листа.

Сценарий новой постановки балета был разработан самим Петипа. Весной 1893 года началась его совместная работа с Чайковским, прервавшаяся безвременной кончиной композитора. Потрясенный как смертью Чайковского, так и своими личными потерями, Петипа заболел. На вечере, посвященном памяти Чайковского и состоявшемся 17 февраля 1894 года, в числе других номеров была исполнена 2-я картина «Лебединого озера» в постановке Иванова.

Этой постановкой Иванов открыл новую страницу в истории русской хореографии и приобрел славу великого художника. До сих пор некоторые труппы ставят ее как отдельное самостоятельное произведение. «…Открытия Льва Иванова в «Лебедином озере» являются гениальным «прорывом» в XX век», — пишет В. Красовская. Высоко оценив хореографические находки Иванова, Петипа поручил ему лебединые сцены. Кроме того, Иванов поставил Чардаш и Венецианский танец на музыку Неаполитанского (впоследствии выпускаемый). После выздоровления Петипа со свойственным ему мастерством закончил постановку. К сожалению, новый поворот сюжета, — счастливый конец вместо первоначально задуманного трагического, — предложенный Модестом Чайковским, братом и либреттистом некоторых опер композитора, обусловил относительную неудачу финала.

15 января 1895 года в Мариинском театре, в Петербурге, состоялась, наконец, премьера, давшая долгую жизнь «Лебединому озеру». Балет на протяжении XX века шел на многих сценах в различных вариантах. Хореография его впитала идеи А. Горского (1871—1924), А. Вагановой (1879—1951), К. Сергеева (1910—1992), Ф. Лопухова (1886—1973).

Сюжет

(первоначальная версия)

В парке замка Владетельной принцессы друзья ожидают принца Зигфрида. Начинается праздник его совершеннолетия. Под звуки фанфар появляется принцесса и напоминает Зигфриду, что завтра на балу он должен будет выбрать невесту. Зигфрид опечален: он не хочет себя связывать, пока его сердце свободно. В сумерках видна пролетающая стая лебедей. Принц и его друзья решают закончить день охотой.

По озеру плывут лебеди. На берег к развалинам часовни приходят охотники с Зигфридом и Бенно. Они видят лебедей, у одного из которых на голове золотая корона. Охотники стреляют, но лебеди уплывают невредимыми и в волшебном свете обращаются в прекрасных девушек. Зигфрид, плененный красотой королевы лебедей Одетты, слушает ее печальный рассказ о том, как злой гений заколдовал их. Лишь ночью они принимают свой настоящий облик, а с восходом солнца снова становятся птицами. Колдовство потеряет силу, если ее полюбит юноша, никому еще не клявшийся в любви, и сохранит ей верность. При первых лучах зари девушки исчезают в развалинах, и вот уже по озеру плывут лебеди, а за ними летит огромный филин — их злой гений.

В замке бал. Принц и принцесса приветствуют гостей. Зигфрид полон мыслями о королеве лебедей, никто из присутствующих девушек не трогает его сердца. Дважды звучат трубы, возвещающие прибытие новых гостей. Но вот трубы прозвучали в третий раз; это приехал рыцарь Ротбарт с дочерью Одиллией, удивительно похожей на Одетту. Принц, уверенный, что Одиллия и есть таинственная королева лебедей, радостно устремляется к ней. Принцесса, видя увлечение принца прекрасной гостьей, объявляет ее невестой Зигфрида и соединяет их руки. В одном из окон бальной залы появляется лебедь-Одетта. Увидев ее, принц понимает страшный обман, но непоправимое свершилось. Охваченный ужасом принц бежит к озеру.

Берег озера. Девушки-лебеди ожидают королеву. Одетта вбегает в отчаянии от измены принца. Она пытается броситься в воды озера, подруги стараются ее утешить. Появляется принц. Он клянется, что в Одиллии видел Одетту и только поэтому произнес роковые слова. Он готов умереть вместе с ней. Это слышит злой гений в облике филина. Смерть юноши во имя любви к Одетте принесет ему гибель! Одетта бежит к озеру. Злой гений пытается превратить ее в лебедя, чтобы не дать утонуть, но Зигфрид борется с ним, а затем бросается вслед за любимой в воду. Филин падает мертвым.

Музыка

В «Лебедином озере» Чайковский еще остается в рамках жанров и форм балетной музыки, сложившейся к тому времени по определенным законам, хотя наполняет их новым содержанием. Его музыка трансформирует балет «изнутри»: традиционные вальсы становятся поэтическими поэмами огромного художественного значения; адажио являются моментом наибольшей концентрации чувства, насыщаются прекрасными мелодиями; вся музыкальная ткань «Лебединого озера» живет и развивается симфонически, а не становится, как в большинстве современных ему балетов, просто аккомпанементом тем или иным танцам. В центре — образ Одетты, охарактеризованной трепетной, взволнованной темой. Связанная с ней проникновенная лирика распространяется на все произведение, пронизывая его прекрасными мелодиями. Характерные танцы, как и картинно-изобразительные эпизоды, занимают в балете сравнительно небольшое место.

Л. Михеева

На фото: «Лебединое озеро» в Мариинском театре


«Лебединое озеро» сочинялось молодым Чайковским в один из его активнейших творческих периодов. Уже были созданы три симфонии и знаменитый ныне концерт для фортепиано с оркестром (1875), чуть позднее — четвертая симфония (1878) и опера «Евгений Онегин» (1881). Обращение композитора такого уровня к сочинению балетной музыки не было обычным для того времени. В императорских театрах для подобного вида творчества существовали штатные композиторы — Цезарь Пуни, Людвиг Минкус, позже Риккардо Дриго. Чайковский не ставил перед собой задачу «революции» в балете. Со свойственной ему скромностью он скрупулезно изучал балетные партитуры, стремясь, не порывая с установившимися формами и традициями балетных спектаклей, изнутри насытить их музыкальную основу высокой содержательностью.

Теперь общепризнанно, что именно «Лебединое озеро» открыло отечественному балету невиданные музыкальные горизонты, развитые впоследствии и самим Чайковским и его последователями в этой сфере. Однако прав и Борис Асафьев: «В сравнении с роскошным барокко „Спящей красавицы» и мастерским симфоническим действием „Щелкунчика», „Лебединое озеро» — альбом задушевных „песен без слов». Оно напевнее и простодушнее других балетов». Вряд ли можно требовать от «первенца» совершенства музыкальной драматургии. В постановках «Лебединого озера» и по сей день не найдено идеального соответствия между музыкальными замыслами композитора и сценическим действием.

Музыка сочинялась с мая 1875 по апрель 1876 года по заказу московского Большого театра. В основе балета — сказочный сюжет «из рыцарских времен». Существует немало мнений о его литературных источниках: называют Гейне, немецкого сказочника Музеуса, русские сказки о девушке-лебеди и даже Пушкина, но сама история вполне самостоятельна. Идея, вероятно, принадлежит композитору, но авторами либретто считаются инспектор московских театров Владимир Бегичев и артист балета Василий Гельцер. Премьера спектакля состоялась 20 февраля 1877 года. Его, увы, крайне неудачным хореографом был Вацлав Рейзингер. К сожалению, неуспех этой постановки надолго бросил тень на сам балет. Когда же, почти сразу после смерти Чайковского, в 1893 году встал вопрос о постановке «Лебединого озера» в Мариинском театре, то ответственнейшую доводку до полноценной сценической реализации пришлось делать уже без автора.

В видоизменениях сюжетной основы приняли участие брат композитора Модест Чайковский (либреттист «Пиковой дамы» и «Иоланты»), директор Императорских театров Иван Всеволожский и Мариус Петипа. По указаниям последнего, дирижер Дриго, благоговевший перед музыкой Чайковского, внес в партитуру балета значительные коррективы. Так первые два акта стали двумя картинами начального акта. Дуэт Принца и поселянки из первой картины стал ныне знаменитым па-де-де Одиллии и Принца, заменив на балу секстет с участием главных героев. Из финального акта изъята сцена бури, которая по замыслу композитора завершала балет. Мало того, Дриго оркестровал и вставил в балет три фортепианные пьесы Чайковского: «Шалунья» стала вариацией Одиллии в па-де-де, «Искорка» и «Немножко Шопена» вошли в третий акт.

Именно на эту видоизмененную партитуру и была создана знаменитая постановка 1895 года, давшая бессмертие балету. Петипа, помимо общего руководства постановкой, сочинил хореографию первой картины и ряд танцев на балу. Льву Иванову принадлежит честь сочинения лебединых картин и некоторых танцев на балу. Главную партию Одетты-Одиллии танцевала итальянская балерина Пьерина Леньяни, а роль Зигфрида исполнил Павел Гердт. Знаменитому артисту шел 51-й год, и балетмейстерам пришлось пойти на компромисс: в лиричном белом адажио Одетта танцевала не с Принцем, а с его другом Бенно, а Зигфрид лишь мимировал неподалеку. В па-де-де мужская вариация была купирована.

Тогдашние балетоманы не сразу оценили достоинства премьеры. Однако зритель, ранее полюбивший «Спящую красавицу», «Пиковую даму» и «Щелкунчика», горячо принял новый балет Чайковского, в котором искренний лиризм музыки удачно сочетался с проникновенной хореографией лебединых сцен Льва Иванова, а праздничные картины включали такие шедевры Мариуса Петипа, как па-де-труа и па-де-де. Именно эта постановка постепенно (и с неизбежными изменениями) завоевала весь мир.

В России первые изменения начались уже через 6 лет. Первым «редактором» стал Александр Горский — один из исполнителей роли Бенно в Петербурге.

В первой картине появился Шут, зато во второй исчез Бенно. Сочиненный Горским испанский танец на балу ныне исполняется повсеместно. В Мариинском театре «Лебединое озеро» Иванова-Петипа с незначительными коррективами шло до 1933 года.

В балете в разные годы блистали Матильда Кшесинская, Тамара Карсавина, Ольга Спесивцева. В 1927 году юная Марина Семенова поразила всех своей гордой Одеттой и демонически властной Одиллией.

Замысел решительного переосмысления классического балета принадлежал Агриппине Вагановой и ее соавторам: музыковеду Борису Асафьеву, режиссеру Сергею Радлову и художнику Владимиру Дмитриеву. Вместо «фантастического балета» перед зрителями возникла романтическая новелла. Действие перенесли в начало XIX века, Принц стал Графом, увлеченным старинными легендами, Ротбардт — его соседом-герцогом, желающим выдать замуж свою дочь. Лебедь лишь в мечтах графа представала в образе девушки. Подстреленная герцогом птица умирала на руках Графа, который в тоске закалывался кинжалом.

В обновленном «Лебедином озере» двух героинь танцевала не одна, как ранее, а две балерины: Лебедя — Галина Уланова, Одиллию — Ольга Иордан. Любопытная перелицовка балета просуществовала менее десяти лет, но от нее осталась трепетная хореографическая сцена «Птица и охотник», заменившая в начале второй картины малопонятный рассказ Одетты о своей судьбе.

В 1937 году в московском Большом театре Асаф Мессеpep также обновил «Лебединое озеро». Именно тогда трагическая гибель героев, столь важная для замысла Чайковского, была заменена прямолинейным «хэппи-эндом». Думается, что не случайна и дата этой коррекции, ставшей обязательной для постановок советского периода. С 1945 года и в Ленинграде Принц стал в рукопашной схватке одолевать злодея Ротбардта. Справедливость требует отметить, что балетмейстеру Федору Лопухову принадлежит не только это новшество. Вся картина бала у него трактовалась как развернутое колдовство — танцующие и гости появлялись по приказам Ротбардта.

Более полувека на сцене Мариинского театра сохраняется «сценическая и хореографическая редакция» «Лебединого озера» Констатина Сергеева (1950). И хотя от хореографии 1895 года в ней осталось немного (вторая картина, дополненная танцем больших лебедей, мазурка, венгерский, а также частично па-де-де— в сцене бала), она сама за более чем полвека стала «классической», благодаря гастролям театра ею любовались зрители всех континентов. В ней аккумулировалось танцевальное и артистическое мастерство десятков превосходных исполнителей главных партий: от Натальи Дудинской до Ульяны Лопаткиной, от Константина Сергеева до Фаруха Рузиматова.

Две постановки, обогатившие сценическую историю «Лебединого озера», были реализованы в Москве во второй половине XX века. В почти диаметральных по стилю и замыслу спектаклях общим было одно — декларативный возврат к оригинальной партитуре Чайковского (правда, не в полном объеме) и соответственный отказ от постановки 1895 года: сохранялась лишь вторая картина Иванова, да и то с поправками Горского.

Владимир Бурмейстер осуществил свою версию на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (1953). На интродукцию к балету была сочинена сцена, объясняющая зрителям, как и почему Ротбардт превратил Одетту и ее подруг в лебедей. Во втором акте, развивая идею Лопухова, хореограф трактовал сюиту характерных танцев как ряд соблазнов Принца, в каждом из которых демонстрировался еще один лик коварной Одиллии и ее мира. В последнем акте впечатляла танцевально решенная сцена разбушевавшейся стихии, созвучная апогею чувств героев. В финале торжествовала любовь, и лебеди, почти на глазах зрителя, трансформировались в девушек.

«Лебединое озеро» Юрия Григоровича (Большой театр, 1969) — философская поэма о вечной борьбе добра с коварством и злом, причем эта борьба ведется, прежде всего, внутри человека. Главное в этом спектакле — судьба Принца, а не участь Одетты. Злой гений предстает черным двойником героя, обе партии хореографически обогащены. Такой дуализм личности сродни музыкальным темам безжалостного фатума, преследующего человека, в симфонических сочинениях Чайковского. По существу, спектакль Григоровича не связан с замыслом классического спектакля 1895 года, хотя, как уже говорилось, использует хореографию второй картины.

Новаторское и талантливое решение «Лебединого озера» вызвало немалые споры. В каждом из «национальных» танцев второго акта солирует участница танца невест. Стоило ли ради этого приема решать эти танцы средствами классического танца, а не традиционно, давая простор танцу характерному? Ведь наличие в спектакле характерного танца, оттеняющего танец классический, одна из примет балетов эпохи Петипа. Другой спорный вопрос — финал спектакля. Проблема личной ответственности героя за свои поступки неминуемо приводила к неизбежной гибели героев. Однако эта мизансцена была категорически запрещена после генеральной репетиции лично тогдашним министром культуры СССР Екатериной Фурцевой. В постсоветское время хореограф обновил свою постановку на сцене Большого театра, выстроив финал по-новому: гибнет лишь Одетта.

Впервые вне России балет был показан 30 октября 1911 года в Лондоне труппой «Русские сезоны Сергея Дягилева». По его указаниям балет был сокращен Михаилом Фокиным до двух актов. Сцена у озера стала первым актом, второй разворачивался во дворце. Использовались декорации и костюмы Константина Коровина и Александра Головина, одолженные Дягилеву московским Большим театром.

Наибольший интерес у зрителей вызвало выступление в главной женской партии знаменитой Матильды Кшесинской. Огромный успех имело поэтичное белое адажио с Вацлавом Нижинским и виртуозный блеск техники балерины в фуэте. Чуть позднее известный московский танцовщик Михаил Мордкин в рамках гастролей своей труппы «Все звезды России» впервые в США показал «Лебединое озеро» в Вашингтоне.

Первой иностранной труппой, решившейся на полную реализацию русского шедевра, стал лондонский Vic Wells Ballet (1934). Постановку, ставшую одним из эталонов для мирового балета, осуществил Николай Сергеев. Он попытался, по возможности дотошно, воспроизвести спектакль Петипа и Иванова 1895 года. Честь «внедрения» «Лебединого озера» во французский балет принадлежит другому знаменитому эмигранту Сержу Лифарю (1936, Гранд-Опера). Призвав на помощь бывших петербургских балерин, он дополнил балет своими композициями. В 1960 году этот театр пригласил Бурмейстера перенести его московский спектакль на парижскую сцену.

«Лебединое озеро» сегодня исполняется повсеместно в мире. Большинство постановок сохраняют в том или ином виде хореографию Иванова и Петипа. Однако существуют оригинальные спектакли Джона Ноймайера, Мэтью Борна, Матса Эка, использующие лишь партитуру Чайковского.

А. Деген, И. Ступников


Обращаясь к сказочным сюжетам, Чайковский вкладывал в них глубокое и значительное жизненное содержание. Простая и непритязательная немецкая сказочка о девушке-лебеде, положенная в основу «Лебединого озера» (Источником либретто, как устанавливает Ю. О. Слонимский, послужила сказка немецкого писателя XVIII века И. К. А. Музеуса «Пруд лебедей», входящая в состав восьмитомного собрания «Народные сказки немцев». Извлечение из собрания Музеуса издано в русском переводе под названием «Волшебные сказки». В составлении балетного сценария принимало участие, по-видимому, несколько лиц, причастных к московскому театру.), была им превращена в волнующую лирическую поэму верной любви, торжествующей над злом и коварством. Созданный в счастливую пору творческой молодости композитора, незадолго до «Евгения Онегина», «Франчески да Римини» и Четвертой симфонии, этот балет носит на себе печать той непосредственности лирического вдохновения, которой отмечены лучшие произведения данного периода. Мелодическое богатство и выразительность музыки «Лебединого озера» в соединении с широтой и напряженностью симфонического развития сглаживают недостатки сценарного плана, покоряя зрителя и слушателя неотразимой силой своего поэтического обаяния.

В балете показаны два мира — реальный и фантастический, между которыми, однако, нет непереходимой грани. Королева лебедей Одетта, заколдованная злым волшебником, томится в неволе и жаждет человеческого тепла и любви, но только по ночам ей дозволено принимать свой настоящий облик юной красавицы. Увидев ее однажды, принц Зигфрид влюбляется в нее, но невольно нарушает клятву верности, и Одетта должна погибнуть, а Зигфрид бросается в пучину разбушевавшихся вод, чтобы умереть вместе с ней.

Такова несложная и довольно банальная сказочная фабула, на основе которой Чайковскому удалось создать произведение с развернутым, напряженно развивающимся действием, целостное и законченное по своей драматургической композиции. Сквозь всю партитуру проходит нежная элегическая тема томления Одетты, большей частью сохраняя свою тембровую (гобой с его мягким теплым звучанием) и тональную (си минор) окраску.

Впервые она появляется в конце первого действия, картины веселого пиршества, танцев и забав в парке возле замка Зигфрида, празднующего с друзьями свое совершеннолетие. Тема Одетты, пролетающей вместе с подругами мимо веселящейся компании, приносит с собой дыхание иного, влекущего к себе поэтического мира.

Второе действие у озера, куда приходит Зигфрид, следуя за лебединой стаей, проникнуто глубоким трепетным лиризмом, контрастируя блеску и пышности предыдущего. Взволнованный рассказ Одетты о своей судьбе, а затем ее танцевальный дуэт (Pas d’action) с Зигфридом (В Adagio этого танцевального номера Чайковский использовал материал любовного дуэта из своей уничтоженной оперы «Ундина». Солирующие скрипка и виолончель передают звучание женского и мужского голосов.) окружены рядом изящных танцев кордебалета, создающих красивый поэтичный фон для этих драматургически центральных эпизодов. Все действие обрамляется двумя проведениями темы Одетты, которая получает здесь более широкое развитие и достигает патетического звучания в оркестровом tutti, предвещая трагический исход любви двух молодых существ.

В третьем действии перед зрителем возникает картина пышного бала в замке принцессы, матери Зигфрида, устраивающей смотр невест для своего сына. Но над этим блестящим торжеством словно нависла зловещая тень. Именно здесь злой волшебник Ротбарт осуществляет коварный замысел, приходя с своей дочерью, как две капли похожей на пленившую сердце юного принца царицу лебедей. Что-то отравленное, какой-то колдовской дурман ощущается в музыке этого действия начиная со сцены выхода гостей, построенной на чередовании трубных фанфар, возвещающих о прибытии знатных персон, с фрагментами вальса. Последними приходят Ротбарт с Одиллией, и завершается сцена большим общим вальсом. Но в отличие от плавных лирических вальсов двух предшествующих действий этот динамичный энергично ритмованный вальс проникнут жгучей страстностью выражения. За ним следует цикл групповых танцев (Pas de six), который Н. В. Туманина характеризует как «сцену обольщения». В отдельных частях этого цикла слышится то чувственное томление (вторая вариация с ее ориентальной окраской), то что-то повелительное и угрожающее (грозные «стучащие» ритмы четвертой вариации). Завершается цикл стремительной «вакхической» кодой с острыми синкопированными ритмами. Еще один цикл национальных танцев приводит к заключительной сцене, где Зигфрид, не подозревающий обмана, танцует с Одиллией все тот же вальс и Ротбарт, торжествуя, передает ему руку дочери, но в этот момент в окне появляется лебедь с короной и драматично звучащая тема Одетты передает ее ужас и отчаяние.

Последнее, четвертое действие переносит нас снова на берег озера. Слышится грустная мелодия танца маленьких лебедей, тоскующих без Одетты, затем стремительно вбегает она сама, рассказывая о своем несчастье в драматическом взволнованном танце. Появление Зигфрида и его гибель вместе с Одеттой составляют содержание финальной сцены балета, который завершается торжественным патетическим звучанием темы Одетты в ритмическом увеличении и мощном оркестровом tutti как апофеоз верной и стойкой любви.

Глубокая психологическая содержательность, богатство красок и симфонический размах музыки Чайковского оказались не по плечу балетному театру 70-х годов. Постановка «Лебединого озера» в московском Большом театре в 1877 году была серой, бесцветной и ни в какой степени не отвечала новизне и художественной значительности партитуры. «По музыке „Лебединое озеро“ — лучший балет, который я когда-нибудь слышал… По танцам „Лебединое озеро“ едва ли не самый казенный, скучный и бедный балет из тех, что даются в России», — писал Ларош после премьеры. Только немногие из современников сумели оценить значение того, что было сделано Чайковским, большинством же его новаторство осталось не понято. Удержавшись на сцене Большого театра в течение шести сезонов, «Лебединое озеро» было забыто и не возобновлялось при жизни композитора.

Ю. Келдыш

  • Балетное творчество Чайковского →

На правах рекламы:
Балет «Лебединое озеро» в Большом театре,
билеты на http://www.vipticket.ru

Записи

Караян Герберт фон. Записи в mp3 (classic-music.ru)

Чайковский Пётр. Балеты. Записи в mp3 (classic-music.ru)

Публикации

34-й Нуриевский фестиваль: от классики до неоклассики 05.06.2021 в 13:36

К 20-летию новой старой редакции «Лебединого озера» Юрия Григоровича 05.04.2021 в 12:58

О «Лебедином озере» Рудольфа Нуреева в Венской опере 25.02.2019 в 20:00

«Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!» 22.01.2019 в 21:18

«Лебединое озеро» как иллюзия Людвига II Баварского: балет Джона Ноймайера 17. 04.2018 в 11:10

Париж тоже станет ближе! 15.10.2017 в 22:51

HD-коллекция «Балет Большого театра»: весенний релиз 08.08.2016 в 12:38

Большой балет в Большом театре Беларуси 25.06.2016 в 15:02

На XXIII Международном фестивале оперы и балета в Кишинёве 30.09.2015 в 14:14

Интервью с хореографом Сергеем Бобровым 30.01.2015 в 22:06

Сезон Мариинского балета завершился в Лондоне 17.08.2014 в 18:35

В Казани закончился XXVII балетный фестиваль имени Рудольфа Нуриева 03.06.2014 в 17:22

«Лебединое озеро» в Мариинском театре 01.06.2013 в 18:13

Чайковский и Императорская сцена 30.05.2013 в 16:54

«Лебединое озеро»: трансляция в 3D 24.05.2013 в 11:57

И лебедь плывет 11.10.2012 в 23:59

Лебеди-акробаты 09.10.2012 в 20:12

Открытие гастролей Мариинского балета в Лондоне 28.07.2011 в 18:53

«Лебединое озеро» Мэтью Боурна в театре Арчимбольди 29.11.2010 в 16:10

Думайте сами, решайте сами… 06.04.2006 в 14:25

В Большом театре начались выступления Королевского балета Великобритании 26. 06.2003 в 14:46

Танец кубанских лебедей 03.10.2002 в 01:28

Триумфально завершились гастроли балетной труппы Мариинского театра в Нью-Йорке 25.07.2002 в 17:54

Людмила Семеняка: «Хочу новых ролей!» 17.01.2002 в 20:14

Swan Lake Ballet — Bilder und stockfotos

71Bilder

  • Bilder
  • Fotos
  • Grafiken
  • Vektorenen
  • Видео

Durchstöberne 719

. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr Stock-Photografie und Bilder zu entdecken.

Сортировать по номеру:

В достоверности

Королевский оперный театр, Ковент-Гарден, Лондон — балет «Лебединое озеро» фото и фотографии

Королевский оперный театр, Ковент-Гарден, Лондон

Лондон, Vereinigtes Königreich — 2 марта 2021 г. : Королевский оперный театр Eingangsflaggen, Ковент-Гарден.

klassisches ballett-tänzer — лебединое озеро балет стоковые фото и изображения

Klassisches Ballett-Tänzer

балет — лебединое озеро балет стоковые фото и изображения

Ballett

schöne ballerina — лебединое озеро балет стоковые фото и изображения

90altesschöne03 ballerina Хоэншвангау в Германии — балет «Лебединое озеро» фото и фотографии

Altes Schloss Hohenschwangau in Deutschland

балерина-силуэт-балет-тенцерин — лебединое озеро балет сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ фотографии и фотографии

Балерина в позе лебедя

Балерина в позе Шванензее с красивой пачкой и черным трикотажем. Aufgenommen im Studio mit grauem Hintergrund.

ballet tanz in bristol, vereinigtes königreich — стоковые фотографии и изображения балета «Лебединое озеро»

Ballett Tanz in Bristol, Vereinigtes Königreich

schwanensee — swan lake ballet stock-fotos und bilder

Schwanensee

junge ballett-tänzerin — swan lake ballet stock-fotos und bilder

Junge Ballett-Tänzerin

Balletttänzerin, die ihre Tanzschuhe zum Aufwärmen vor der Präsentation bekommt

Grown So Ugly — балет «Лебединое озеро» стоковые фото и фотографии

Grown So Ugly

ballett-tänzer — swan lake ballet stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole

Ballett-Tänzer

Deutsche Opera Berlin Germany — балет «Лебединое озеро» фото и фотографии

Deutsche Opera Berlin Германия

schwanensee — балет «Лебединое озеро» стоковые фото и изображения

Ballerina «Janus’im Swan Lake Kostüm

ballerin als swan — swan lake ballet стоковые фотографии и фотографии

Ballerin als swan

Ballerin in weißem Tutu sitzt auf dem Flow als Schwan auf dem weißen Hintergrund

swandance — балет «Лебединое озеро» фото и фотографии

Swandance

Höckerschwan, der wild, aber Elegant wie eine Ballerina schwimmt

Королевский оперный театр — балет «Лебединое озеро» сток-фото и изображения

Royal Opera House

театр Außerhalb von Sadler es Wells zu weihnachten — балет «Лебединое озеро» фото и фотографии

Außerhalb von Sadler es Wells Theater zu Weihnachten

Menschen, die das Sadler’s Wells Theater nach einer abendlichen Aufführung Matthew Bournes «Schwanensee» zur Weihnachtszeit verlassen. Театр Сэдлерс Уэллс является ведущим балетом и современным танцем: Das heutige Gebäude — eröffnet 1998 — ist das sechste Theatre auf dem Gelände seit 1683.

kleine ballerina — лебединое озеро балет фото и фотографии

Kleine Ballerina

schwan und blaues wasser des sees — лебединое озеро балет сток фото и изображения

Schwan und blaues Wasser des Sees

Schwan und blaues Wasser des Sees eine wunderbare Aussicht

zwei schwäne bilden ein herz — стоковые фотографии и изображения балета «Лебединое озеро»

Zwei Schwäne bilden ein Herz

der schwanensee — балет «Лебединое озеро» стоковые фотографии и изображения

Der Schwanensee

Dieses Foto wurde am Lake Kussharo Hokkaido aufgenommen

schwan auf dem wasser in einem park in brügge — лебединое озеро балет сток-фотографии и изображения видел я уфер. селективный фокус. sägen sie das planetenkonzept. — балет «Лебединое озеро»: стоковые фотографии и изображения

Grauer, verschönerter Schwan am Ufer der Seen am Ufer.

балерина-schuh 010 — балет «Лебединое озеро», стоковые фотографии и изображения

Ballerina-Schuh 010

der schwanensee — стоковые фотографии и изображения балета «Лебединое озеро»

Der Schwanensee

Dieses Foto wurde am See Kussharo Hokkaido aufgenommen. im Winter Jahreszeiten Die Schwäne kommen aus Russland zu diesem See

schwanensee. ein paar schöne wilde weiße schwäne in einem teich. водохранилище мит wildvögeln. — балет «Лебединое озеро» фото и фотографии

Schwanensee. Ein Paar schöne wilde weiße Schwäne in einem Teich….

weißer schwan im teich. шванензее. Уайлдер Вайссер Фогель. — стоковые фото и фотографии балета «Лебединое озеро»

Weißer Schwan im Teich. Шванензее. Уайлдер Вайссер Фогель.

schwanensee — балет «Лебединое озеро»

балерина в образе лебедя — лебединое озеро балет стоковые фото и изображения0003 schwanensee — балет «лебединое озеро»

Schwan ruht auf dem Boden in einem Park, der von Anderen Schwäne. ..

schwäne auf dem wasser machen umarmungen — лебединое озеро, балет, фото и фотографии -клипарт, -мультфильмы и -символ

Ballett-Tänzer

ballett-tänzer — swan lake ballet стоковые фото и изображения

Ballett-Tänzer

klassisches ballett-tänzer — swan lake ballet стоковые фото и изображения

Schöne ballerina

ballett-tänzer — лебединое озеро ballet stock-fotos und bilder

Ballett-Tänzer

Zwei Balletttänzer posieren auf schwarzem Hintergrund in Ballettkostümen

deutsche opera berlin germany 9-swan lake ballet — swan lake ballet0002 Deutsche Opera Berlin Germany

porträt einer schöne ballerina — swan lake ballet stock-fotos und bilder

Porträt einer schöne ballerina

klassisches ballett-tänzer — swan lake ballet stock-fotos und bilder

Klassisches Ballett-Tänzer

Zwei Balletttänzer posieren auf schwarzem Hintergrund in Ballettkostümen

Королевский оперный театр — балет «Лебединое озеро»0003 Королевский оперный театр — балет «Лебединое озеро» swandance — балет «Лебединое озеро»0002 Swandance

Höckerschwan, der wild, aber Elegant wie eine Ballerina schwimmt

swandance — балет «Лебединое озеро» стоковые фото и фотографии

Swandance

swandance — балет «лебединое озеро» стоковые фото и изображения

Swandance, wild schwimmt Höckerber, aderschwimmt

wie eine Ballerina schwimmt

schwäne auf dem wasser machen umarmungen — балет «Лебединое озеро» стоковые фото и изображения

Schwäne auf dem Wasser machen Umarmungen

swandance — балет «лебединое озеро» стоковые фото и изображения

Swandance

weißer schwan im teich. шванензее. Уайлдер Вайссер Фогель. — балет «Лебединое озеро» стоковые фото и фотографии

Weißer Schwan im Teich. Шванензее. Уайлдер Вайссер Фогель.

Вайссер Шван им Тайх. Шванензее. Дикий шёнер вайсер Фогель.

weißer schwan im teich. шванензее. Уайлдер Вайссер Фогель. — балет «Лебединое озеро» стоковые фото и фотографии

Weißer Schwan im Teich. Шванензее. Уайлдер Вайссер Фогель.

Шванензее. ein paar schöne wilde weiße schwäne in einem teich. водохранилище мит wildvögeln. — стоковые фото и фотографии балета «Лебединое озеро»

Шванензее. Ein Paar schöne wilde weiße Schwäne in einem Teich….

Schwanensee. Ein Paar wunderschöner wilder weißer Schwäne in einem Teich.

Шванензее. ein paar schöne wilde weiße schwäne in einem teich. водохранилище мит wildvögeln. — балет «Лебединое озеро» фото и фотографии

Schwanensee. Ein Paar schöne wilde weiße Schwäne in einem Teich….

Schwanensee. Ein Paar wunderschöner wilder weißer Schwäne in einem Teich.

weißer schwan im teich. шванензее. Уайлдер Вайссер Фогель. — стоковые фото и фотографии балета «Лебединое озеро»

Weißer Schwan im Teich. Шванензее. Уайлдер Вайссер Фогель.

Вайссер Шван им Тайх. Шванензее. Дикий шёнер вайсер Фогель.

weißer schwan im teich. шванензее. Уайлдер Вайссер Фогель. — балет «Лебединое озеро» стоковые фото и фотографии

Weißer Schwan im Teich. Шванензее. Уайлдер Вайссер Фогель.

фон 2

Балет «Лебединое озеро».0003

Ältestes

Am beliebtesten

Alle Zeiträume24 Stunden48 Stunden72 Stunden7 Tage30 Tage12 MonateAngepasster Zeitraum

Lizenzfrei

Lizenzpflichtig

RF und RM

Durchstöbern Sie 4.625

swan lake ballet Stock-Fotografie und Bilder. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr Stock-Photografie und Bilder zu entdecken. Танцоры выступают на представлении спектакля «Лебединое озеро» Русского национального балета в театре Лопе де Вега в Мадриде. Российский национальный… Танцоры выступают на представлении спектакля «Лебединое озеро» Русского национального балета в театре Лопе де Вега в Мадриде. Русский национальный … Лондон, Великобритания — 28 февраля: Маяра Магри в роли Одетты / Одииле и Сезар Корралс в роли принца Зигфрида в постановке Королевского балета « Лебединое озеро» в … Российская танцовщица Анна Никулина выступает во время первого действия в балете Большого театра. постановка «Лебединое озеро» на фестивале Линкольн-центра в Театре имени Давида Х…Алена Ковалева в роли Одетты/Одиллии в балете Большого театра постановка Юрия Григоровича по опере Мариуса Петипа и Льва Иванова «Лебединое озеро» в… Русские танцоры Виктория Терешкина и Владимир Шкляров выступает в постановке балета Мариинского театра ‘Лебединое озеро’ Петра Ильича Чайковского с… Российские танцоры Артем Овчаренко и Анна Никулина во время первого действия в постановке балета Большого театра ‘Лебединое озеро’ на фестивале Линкольн-центра в. ..Танцоры Выступление на сцене во время генеральной репетиции «Лебединого озера» Английского национального балета в Лондонском Колизее 6 января 2015 года в Лондоне… Кордебалет исполняет «Лебединое озеро» в Фестивальном театре 15 августа порыв Эдинбург, Шотландия. Классическое «Лебединое озеро» — одно из главных представлений 2005 года… Презентация «Лебединого озера» Русского национального балета в Театре Лопе де Вега в Мадриде, 25 октября 2021 года в Мадриде, Испания. Русские… Александр Волчков и Светлана Захарова из балета Большого театра выступают во время фотоколла спектакля «Лебединое озеро» в Королевском оперном театре 29 июля., 2013… Артисты балета Московского Большого театра «Лебединое озеро» выступают в Королевском оперном театре Ковент-Гарден 3 августа 2006 года в Лондоне, Англия. Анна Никулина в роли Одетты/Одиллии в постановке балета Большого театра «Лебединое озеро» Юрий Григорович после Мариуса Петипа и Льва Иванова в… Принцесса Уэльская Диана на представлении балета Большого театра «Лебединое озеро» в Лондонском Колизее, 27 июля 1989 года. На ней розовое платье и… Презентация Лебединое озеро» Русского национального балета в Театре Лопе де Вега в Мадриде, 25 октября 2021 года в Мадриде, Испания. Русская…Солистка Санкт-Петербургского классического балета Татьяна Назархевич работает над подготовкой спектакля «Лебединое озеро», Театр Эдп Гран Виа, 7 июля…Анна Никулина в роли Одетты/Одиллии и Руслан Скворцов в роли Принца Зигфрид с артистами труппы в постановке балета Большого театра «Лебединое озеро»…Труппа балета и оперы Мариинского театра исполняет «Лебединое озеро» в Королевском оперном театре. Диана, принцесса Уэльская в качестве покровительницы Английского национального балета, посещает их Гала-представление «Лебединое озеро» в лондонском Королевском Альберт-холле… Наталья Бессмертнова и Александр Годунов в балете «Лебединое озеро». Танцор выступает на сцене во время генеральной репетиции «Лебединого озера» Английского национального балета в Лондонском Колизее 6 января. , 2015 год, Лондон,… Руслан Скворцов и Мария Александрова из балета Большого театра выступают во время фотоколла спектакля «Лебединое озеро» в Королевском оперном театре 29 июля. , 2013 г. в… Диана, принцесса Уэльская, в Лондонском Колизее на представлении балета «Лебединое озеро» Большого театра, 27 июля 1989 г. Ее платье от…Фотоколл балета «Лебединое озеро» в исполнении Мариинской оперы И балет в Королевском оперном театре в Лондоне. Танцоры Шанхайского балета исполняют «Лебединое озеро» на сцене во время репетиции в Большом театре Шанхая за день до открытия 17 июня… Виктория Терешкина в роли Одетты в балете Мариинского театра постановка Константина Сергеева «Лебединое озеро» в Королевском оперном театре Ковент-Гарден в…Сцена из балета «Лебединое озеро», Мариинский театр. 1895. Находится в коллекции Музея Большого театра. Сцена из балета «Лебединое озеро», Мариинский театр. 1895 г. Найден в коллекции Музея Большого театра. Артисты выступают во время генеральной репетиции постановки Австралийского балета «Лебединое озеро» в Сиднейском оперном театре в Сиднее, 31 марта 2016 г.…. Танцоры Американского театра балета Кори Стернс и Девон Тойшер исполняет па-де-де второго акта из оперы «Лебединое озеро» с хореографией Льва Иванова во время.