Краткое содержание · П. Чайковский «Щелкунчик» · Балет · Репертуар · Челябинский государственный академический театр оперы и балета им. М.И.Глинки
Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М. И. Глинки Министерство культуры Челябинской области серый фонбелый фон
Касса работает
10:00 — 20:00
Перерыв
14:00 — 14:30
8 (351) 263-87-63
8 (351) 263-99-82
67-й театральный сезон
Версия для слабовидящих Вакансии Личный кабинет
Премьера состоялась в 2013 г.
Продолжительность спектакля 1 час 50 минут с одним антрактом
ПРОЛОГ
В канун Рождества советник медицины Штальбаум собирает в своем доме гостей. Сам хозяин и его жена с детьми – Мари и Францем, приветливо встречают пришедших на праздник.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
В уютном доме все готово к празднику. Дети с нетерпением ждут рождественские подарки. Вспыхнула елка разноцветными огнями, начались танцы, родители дарят детям подарки. Вдруг на пороге гостиной появляется незнакомец в маске. Он снимает ее, и все узнают доброго Дроссельмейера, крестного Мари. Дроссельмейер показывает фокусы, а затем достает Щелкунчика и рассказывает историю этой куклы.
Сказка закончилась, все аплодируют Дроссельмейеру. Мари просит подарить ей Щелкунчика. В этот момент Франц отнимает куклу и ломает ее. Дроссельмейер прогоняет несносного мальчишку, чинит Щелкунчика и дарит его крестнице.
Праздничный вечер заканчивается, исполняется последний танец – гросфатер. Гости расходятся. Елка гаснет. Мари пробирается в опустевшую гостиную, чтобы еще раз взглянуть на Щелкунчика, оставшегося под елкой. Вместе с боем часов, словно по волшебству, появляется Дроссельмейер.
Вокруг все начинает преображаться: елка растет, и вместе с ней комната превращается в огромный зал. Щелкунчик и игрушки тоже увеличиваются и оживают. Вдруг в комнате появляются мыши во главе с Мышиным королем. Им противостоит отважный Щелкунчик с немногочисленной армией елочных игрушек.
Начинается бой: Щелкунчик храбро сражается с мышиной армией, но силы неравны. Еще немного… и Мышиный король одержит верх. Дроссельмейер подает Мари горящую свечу, которую она в отчаянии бросает в Мышиного короля. В это время Щелкунчику удалось освободиться. Он пронзает саблей Мышиного короля, а остатки «серой» армии разбегаются в панике по своим норам. Противник побежден. Чары рассеялись: Мари видит перед собой прекрасного Принца.Взявшись за руки, Мари и Принц присоединяются к волшебному хороводу снежинок и через звездное небо спешат в королевство Принца.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Мари и Принц любуются звездным небом. Дроссельмейер неотступно следует за ними. Волшебный шар, на котором они летят, опускается перед стенами сказочного города. Дроссельмейер проходит к воротам замка и открывает их волшебным ключом, потом незаметно исчезает. Мари и Принц входят в тронный зал. Их встречают король, королева и торжественная свита. Жители волшебного города преподносят подарки и устраивают необыкновенный праздник.
ЭПИЛОГ
Неожиданно возникает фигура Дроссельмейера. Все замерло: стены замка исчезают, появляется гостиная дома Штальбаумов. В углу комнаты – спящая Мари с куклой-Щелкунчиком. Проснувшись, девочка видит Дроссельмейера. Она подбегает к нему, чтобы поблагодарить за чудесную рождественскую сказку.
arrow_drop_up
содержание, видео, интересные факты, история
П.И. Чайковский балет «Щелкунчик»
Самое волшебное и новогоднее произведение П.И. Чайковского, известное по всему миру – балет «Щелкунчик». Зачастую в классических операх или балетах есть один или несколько известных номеров, которые становятся знаковыми для произведения и горячо любимыми публикой. О «Щелкунчике» этого не скажешь, потому что весь балет состоит из таких «хитов»! Пожалуй, это самое узнаваемое произведение во всем мире. Чего только стоит завораживающий Танец феи Драже, нежнейший Вальс Цветов, череда танцев: Шоколад, Кофе, Чай и многие другие. Да и кто из детей, в конце концов, не мечтал оказаться на месте Мари и Щелкунчика в этом сказочном месте из шоколада, карамели, зефира и прочих вкусностей?!
Краткое содержание балета Чайковского «Щелкунчик» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица |
Описание |
Штальбаум | советник медицины, именно в его доме разворачиваются все события |
Мари | дочка Штальбаума, получившая в подарок Щелкунчика |
Фриц | брат Мари, сломавший Щелкунчика на празднике |
Дроссельмейер | крестный Мари, подаривший ей Щелкунчика и рассказавший о чудесном городе |
Щелкунчик | заколдованный принц |
Фея Драже | правительница в волшебном городе Конфитюренбурге |
Принц Коклюш | принц из сказочного города, встречающий девочку и Щелкунчика |
Король мышей | злой повелитель враждебной армии мышей, напавший на Щелкунчика |
Краткое содержание «Щелкунчика»
Основные события в балете разворачиваются накануне большого и светлого праздника — Рождества.
В доме Штальбаума собрались гости и крестный Мари, который пришел с кучей подарков для детей. Среди них заметно выделяется кукла, предназначенная для колки орехов – Щелкунчик. Довольно неуклюжая игрушка с широкой улыбкой сразу понравилась девочке Мари. Уже все дети ушли спать, а она все не могла расстаться с Щелкунчиком.
Девочка так заигралась, что не заметила, как вокруг все стало меняться. Елка стала огромных размеров и послышался странный шорох. В комнате появилась армия мышей, а сам Щелкунчик внезапно ожил, превратившись в прекрасного юношу. Он тут же собрал себе армию из солдатиков и отправился на врага, но их силы были неравны. Мари, увидев это, решила помочь Щелкунчику и кинула своим башмачком в Короля мышей. Враги испугались внезапной атаки и разбежались.
Когда Мари очнулась, перед ней оказался ее крестный – Дроссельмейер, представший в образе волшебника. Он рассказал об удивительном сказочном мире, в который достаточно непросто попасть, преодолевая снежную бурю.
Продолжительность спектакля | |
I Акт | II Акт |
50 мин. | 50 мин. |
Фото:
Интересные факты о Щелкунчике
- Сохранились сведения, что на первом представлении балета в Мариинском театре (декабрь 1892 года) публика была необычайно удивлена именно силой звучания оркестра. В особенности привлек их внимание музыкальный инструмент челеста.
- Начиная с постановок «Щелкунчика», появилась традиция отдавать второстепенные роли ученикам хореографических училищ.
- Танец «Кофе» основан на народной грузинской колыбельной.
- Согласно содержанию немецкой легенды, щелкунчики приносят удачу и оберегают дом. Поэтому эти деревянные механические куклы были популярны как рождественские подарки для детей.
- Елка, которую устанавливают обычно на сцене в первом акте, весит около тонны.
- Во время нежного танца снежинок на сцену падает конфетти, общая масса которого около 20 кг.
- За весь спектакль на сцене демонстрируется около 150 различных костюмов.
- Для полноценной работы всего оборудования, нанесения грима и смены костюмов за кулисами во время выступления должно находится около 60 человек.
- Для освещения балета применяется обычно до 700 осветительных приборов.
- На одну пачку Феи Драже уходит 7 слоев тюля.
- Существует некая путаница в именах девочки (Мари, Маша или Клара). На самом деле, как указано в первоисточнике, Клара – это всего лишь кукла девочки, которую зовут Марихен. На французский манер ее имя звучит как Мари, именно такая версия досталась директору Императорских театров Всеволжскому. В советских постановках, начиная с 1930 года, балет русифицировался и девочка Мари получила имя Мария, а ее брат стал Мишей. Также праздник Рождество заменили на Новый Год.
- Перед тем как приступить к написанию балета, Чайковский сначала полностью написал сюжет со слов Всеволжского и уже после принялся сочинять музыку.
- Волшебный город Конфитюренберг из второго акта так же придумал Всеволжский.
- Самый большой шелкунчик был сделан в Германии и имел высоту более 10 метров.
- Франк Рассел Гэли исполнил партию Щелкунчика в рекордном возрасте, на тот момент ему было 74 года и 101 день.
- Первоисточником знаменитого спектакля стала немецкая сказка Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», вышедшая в свет в 1816 году.
Популярные номера «Щелкунчика»
Вальс цветов (слушать)
Марш из I действия (слушать)
Танец Феи Драже (слушать)
Вальс снежных хлопьев (слушать)
Па-де-де Феи Драже и Принца Оршада-Коклюша — адажио (слушать)
Музыка
Петр Ильич воплощает уже известную ему тематику в балете – преодоление враждебных сил благодаря силе любви.
Музыкальная ткань балета очень яркая и насыщена сильными, запоминающимися номерами. Так, перед сценой роста елки из первого акта звучит необычайная по выразительности музыка. Начинается она призрачно, передавая мышиную суету. Постепенно она приобретает более широкий размах, трансформируясь в разворачивающуюся мелодию.
Чайковский постарался, чтобы музыка очень тонко передавала всё содержание сказки, происходящее на сцене: барабанный бой, фанфары или писк мышей. Особенно любим у публики Дивертисмент II акта, который заключает в себе череду танцев на балу в сказочной стране. Это и яркий испанский танец – Шоколад, волнующий восточный – Кофе, характерный китайский – Чай, а также необычайно яркий и живой – Трепак. Далее идет изящный танец пастушков, Матушка Жигонь и жемчужина Дивертисмента – Вальс цветов с его завораживающей мелодией. Танец Феи Драже привлекает своей изысканностью, а настоящей лирической и драматической кульминацией смело можно назвать адажио.
История создания «Щелкунчика»
В 1890 году Петру Ильичу Чайковскому предложили сочинить оперу, состоящую из одного акта и балет. По замыслу эти произведения должны были исполняться в один вечер. Работать над балетом он начал вместе с Мариусом Петипа. Примечательно, что при написании партитуры Чайковский постоянно советовался с ним, даже по поводу музыки. Работа протекала достаточно быстро, однако, весной 1891 года, Петр Ильич вынужден был сделать паузу. Причина была уважительной – он отправился в США, где проходило долгожданное открытие знаменитого Карнеги-холла. Сохранились сведения, что Чайковский умудрялся сочинять даже в дороге на пароходе, так как боялся не успеть к сроку.
Несмотря на все свои старания, композитор был вынужден послать Всеволжскому письмо из Парижа и попросить немного перенести премьеру. Как только Чайковский вернулся, работа пошла гораздо продуктивнее. Так, к февралю 1892 года он полностью закончил свой спектакль. Премьера сюиты из «Щелкунчика» состоялась в Русском музыкальном обществе под управлением автора. Публика восторженно встретила новое произведение композитора. В этом время Петипа тяжело заболевает и роль балетмейстера теперь уже исполняет Л. Иванов, который как раз заканчивал свою карьеру танцовщика и ранее попробовал себя в роли хореографа. Так как Петипа не мог уже работать над либретто, его созданием продолжил заниматься брат композитора Модест Чайковский. Работа в театре над постановкой началась осенью 1892 года, премьера же была назначена на декабрь этого же года.
Литературная основа балета «Щелкунчик»
Первоисточником знаменитого спектакля стала немецкая сказка Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», вышедшая в свет в 1861 году. По сюжету Марихен Штальбаум получает от своего крестного в подарок на Рождество небольшую куклу, предназначенную для колки орешков. Этой же ночью Щелкунчик чудесным образом оживает и вступает в сильнейшую и неравную борьбу с отрядом коварных мышей. Утром крестный Дроссельмейер поведал девочке одну интересную историю про своего племянника, заколдованного злобным королем мышей. И ночью Марихен, вместе со своей куклой Кларой и Щелкунчиком снова были атакованы врагами. Сумев одолеть коварное войско, они все вместе направились в сказочное царство, где девочку избрали принцессой.
Эта сказка была переведена литератором Эмилем Лабедолльером на французский язык в 1838 году. Именно этот перевод и достался знаменитому писателю Александру Дюма. Любопытно, что он решил создать уже свой вариант произведения. Эта немного измененная версия сказки с некоторыми отступлениями и попалась И.А. Всеволжскому, решившему создать балет.
Постановки «Щелкунчика»
Впервые постановка «Щелкунчик» вместе с оперой «Иоланта» состоялась в декабре 1892 года в Мариинском театре. Разработкой костюмов занимался сам Всеволжский, за дирижерским пультом стоял Р. Дриго. Успех был широчайшим, хотя и сохранились сведения о том, что опера публике понравилась поначалу больше. Несмотря на то, что единого действа не получилось, как планировал директор театров, по отдельности это были замечательные спектакли и в одной программе они больше не использовались. Работу Л. Иванова признали великолепной, особенно критики отметили созданный им танец воздушных снежинок. После своей премьеры балет оставался в репертуаре театра еще на протяжении 30 лет. В 1923 году балетмейстер Ф. Лопухов вновь обратился к спектаклю Чайковского, и в 1929 вышла обновленная версия «Щелкунчика». После этого балет еще неоднократно был поставлен на разных мировых сценах. Среди наиболее ярких постановок можно отметить версию балетмейстера Джорджа Баланчина, осуществленную в 1954 году в Нью-Йорке. Причем эта постановка вот уже более 50 лет ежегодно собирает все больше восторженных зрителей. Наряду с театральными постановками, балет также неоднократно был экранизирован.
На музыку «Щелкунчика» обратили внимание и многие мультипликаторы. В 1940 году на студии Уолта Диснея вышел мультфильм «Фантазия», в котором представлены некоторые фрагменты из балета. В советское время Борис Степанцев создал свой знаменитый мультфильм по сказке Гофмана, также с музыкой Чайковского. Подробнее познакомиться с этими версиями, можно в специальном разделе «Музыка из мультфильмов».
К необычным постановкам можно отнести версию Мэтью Боурна – британского хореографа. Она не имеет ничего общего с классической версией балета, тем не менее, хорошо отражает музыку. В частности, он дал другую интерпретацию Па-де-де из второго акта. События перенесены в приют для беспризорных детей, где за ними присматривает доктор Дросс. Сон главной героини оказывается совсем не таким, как в первоначальной версии. В нем все неустойчиво и любые объекты внезапно превращаются в различные вещи, иногда даже зловещие. А сами герои разлучаются из-за соперницы Мари, причем сам Щелкунчик и вовсе теряет память.
Вполне заслуженно спектакль является настоящей жемчужиной мирового балета. Со времен первой премьеры он с успехом ставится на всех известных мировых сценах. Музыку из «Щелкунчика» можно услышать в кино, в разнообразных мультфильмах и даже в компьютерных играх. Современные хореографы с удовольствием используют этот балет, привнося в него новшества, изменяя сюжет, место действия, вводя современные танцы. Лишь одно остается нетронутым – это удивительно прекрасная, завораживающая слушателей буквально с первых волшебных звуков музыка Чайковского.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Пётр Ильич Чайковский «Щелкунчик»
История балета «Щелкунчик»
Общий вариант
Балет «Щелкунчик» поставлен по мотивам сказки «Щелкунчик и король Мыши» по сценарию Э. Немецкая девочка, мечтающая о Щелкунчике-принце и жестокой битве против Мышиного короля с семью головами.
Когда Мариусу Петипа пришла в голову идея поставить эту историю в балет, она фактически была основана на редакции Александра Дюма,
известный французский писатель. Его версия больше отражает то, что мы полюбили как балет «Щелкунчик».
Сцена вечеринки
Канун Рождества в доме Штальбаумов. Большой величественный дом с самой красивой елкой, какую только можно вообразить. Штальбаумы устраивают ежегодную рождественскую вечеринку, приветствуя приезд своей семьи и друзей. Дети, Клара и Фриц, танцуют и играют, приветствуя своих друзей.
Вечеринка становится праздничной с музыкой и танцами, когда прибывает крестный отец Дроссельмейер. Он искусный мастер по изготовлению часов и игрушек. всегда полна сюрпризов. Дроссельмейер привлекает всеобщее внимание, представляя двух кукол в натуральную величину. Они являются украшением вечеринки, каждый по очереди танцует.
Дети начинают открывать подарки, когда Дроссельмейер преподносит свой Кларе и Фрицу. Хотя его подарок Фрицу довольно приятный, он дарит Кларе прекрасного Щелкунчика, который становится хитом вечеринки. Фриц начинает ревновать и, имея чуть больше мужества, чем должно быть у мальчика, выхватывает щелкунчика из Клара и тут же ломает его. Клара убита горем, глядя, как Дроссельмейер быстро чинит Щелкунчика с помощью носового платка, который он волшебным образом достает из воздуха.
Когда вечер становится поздним, гости расходятся, а семья Штальбаум уединяется на вечер. Клара беспокоится о ней
любимый Щелкунчик крадется обратно к дереву, чтобы проверить его, и засыпает с ним на руках.
Сцена боя
Когда часы бьют полночь, начинают происходить странные вещи. Клара начинает уменьшаться по мере того, как растет ее красивая рождественская елка. высоко над ней. Игрушки вокруг дерева оживают, а комната наполняется армией мышей во главе со свирепым Мышиным Королем. Когда Щелкунчик просыпается, он ведет свою армию солдатиков в бой с мышами. Мышиный король загоняет Щелкунчика в угол и сражается с ним один на один. Кажется, Щелкунчик не ровня Мышиному королю.
Щелкунчик и его армия больше не могут существовать и попадают в плен к мышам и их Королю. Клара делает последний вызов
бросила свою туфельку в Мышиного Короля, попав ему прямо в голову. Мышиный король падает на пол, и мыши убегают, унося бездыханное тело своего предводителя.
Страна Снега
Щелкунчик превращается в принца и берет Клару в путешествие в Страну Снега, заколдованную лесную страну чудес
где их приветствуют танцующие снежинки.
Страна сладостей
Принц сопровождает Клару в Страну Сладостей, где их встречает Фея Драже. Принц говорит ей об их смелой битве с армией мышей, и она награждает их праздником танцев.
- Испанский танец
- Арабский танец
- Русский танец
- Китайский танец
- Танец Мирлитон
- Вальс цветов
В финале Фея Драже и Кавалер танцуют красивое па-де-де.
Конец мечты
Клара просыпается ото сна и оказывается у своей рождественской елки со своим любимым Щелкунчиком.
О балете «Щелкунчик»
Перейти к основному содержанию История балета «Щелкунчик»«Происхождение Щелкунчика», классическая рождественская история, представляет собой балет-сказку в двух действиях, посвященный семейному празднованию Рождества. Адаптация Александра Дюма-отца по рассказу Э.Т.А. Гофман был положен на музыку Чайковским и первоначально поставлен Мариусом Петипа. Он был заказан директором Императорских театров Москвы Иваном Всеволожским в 189 г.1 , премьера которого состоялась за неделю до Рождества 1892 года. С момента премьеры в западных странах в 1940-х годах этот балет стал, пожалуй, самым популярным из тех, что исполнялись на Рождество. История сосредоточена на кануне Рождества молодой девушки и ее пробуждении к большому миру и романтической любви. Перед премьерой балета в декабре 1892 года композитор отобрал восемь наиболее популярных произведений, сформировав то, что в настоящее время известно как «Щелкунчик-сюита», соч. 71а, как звучит в постановках Московского балета. Люкс мгновенно стал популярным; однако полный балет не пользовался большой популярностью как рождественское представление почти 100 лет спустя.
Первое представление Рождественского балета состоялось как двойная премьера вместе с последней оперой Чайковского «Иоланта» в период рождественских праздников 18 декабря [ст. 6 декабря] 1892 г., Императорский Мариинский театр в Санкт-Петербурге, Россия. Принято считать, что Лев Иванов, второй балетмейстер Императорских театров Санкт-Петербурга, тесно сотрудничал с Мариусом Петипа, премьер-мэтром балета Императорских театров Санкт-Петербурга и широко известен как отец русского балета, над созданием праздничного балета. . Его дирижировал Риккардо Дриго, с Антуанеттой Дель-Эра в роли Феи Сахарной сливы, Павлом Гердтом в роли ее принца, Станиславой Белинской в роли Клары/Маши, Сергеем Легатом в роли Щелкунчика-принца и Тимофеем Стуколкиным в роли дяди Дроссельмейера. Продолжение чтения от Московского балета
, где можно увидеть балет Щелку Академия танца представляет балет «Щелкунчик» (Театр средней школы Нью-Ханаан, Нью-Ханаан Коннектикут)Dance Factory Ridgefield и Savatara Corporation представляют «Щелкунчика» ( Мемориальный зал Klein, Bridgeport CT)
Коннектикут Ballet’s The Nutcracker (The Palace Theatre, Stamford CT)
Conservatoration Ballet.