Без боли и ран: в музее Машкова повторили перформанс сербской дивы Марины Абрамович | v1.ru
Очередную лекцию в музее Машкова посвятили сербской художнице
Фото: Наталья Журбина
Она представляла свои перформансы в крупнейших музеях Нью-Йорка, Лондона, Москвы. Она вошла в энциклопедию мирового современного искусства. Ее называют «дивой перформанса», а злые языки из-за возраста — ей более 70 лет — величают ее «бабушкой искусства перформанса». Сербский мастер Марина Абрамович является легендой современного искусства, поэтому именно ей в Волгограде посвятили очередную лекцию в рамках проекта «Просто современное искусство». В музее изо волгоградцы повторили знаменитый перформанс Абрамович «В присутствии художника», проведенный в 2010 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Кто-то может сказать: да сейчас столько проблем, зачем нужны все эти актуальные искусства? Но дело в том, что мир — это не только житейские трудности. Жизнь многогранна, и одна из ее граней — современное искусство с его яркими именами и концепциями.
Марину Абрамович считают одной из самых эпатажных художниц
Фото: музей изо им. И. Машкова
Посвященная Марине Абрамович лекция прошла в выставочном зале музея Машкова и завершила первую часть большого музейного проекта «Просто современное искусство», начатого в октябре 2019 года. За несколько месяцев волгоградцев познакомили с несколькими современными направлениями, ближе узнали такие имена, как Энди Уорхол, Марсель Дюшан, Джаспер Джонс, Роберт Раушенберг, Джексон Поллок, Марк Ротко, Барнетт Ньюман, Луиза Буржуа, Яёй Кусама и многие другие. И вот пришла пора более детально познакомить волгоградскую публику с «дивой перформанса».
Марина Абрамович, в отличие от многих творческих людей, не стала брать псевдоним и вошла в историю искусства под свои именем. Она родилась в Белграде в 1946 году в верующей семье. Ее дед был патриархом Сербской православной церкви. В детские и подростковые годы вся ее жизнь была подчинена строгому упорядоченному режиму. Искусствоведы в этой строгой систематизации жизни усматривают фундамент для будущего перформансов Абрамович, поскольку для них характерны порядок и последовательность.
Если другие художники проводили и проводят свои перформансы на улицах, чтобы привлечь как можно больше зрителей, то особенность творчества Абрамович в том, что все ее акции проходят исключительно в музейных пространствах.
Волгоградцы во время перформанса посмотрели в глаза незнакомцам
Фото: Наталья Журбина
Одним из первых нашумевших перформансов Абрамович стал «Ритм 10». Он представлял собой игру в нож. Художник методично играла в эту опасную игру, и в механике ее действий было нечто завораживающее. Перформанс оказался достаточно опасным — без порезов, причем весьма серьезных, не обошлось.
Для другого перформанса — «Ритм 5» — на полу выложили пятиконечную звезду из горящих огней. В центре этой звезды и находилась Марина Абрамович. Но художница не учла, что горящий огонь съедал кислород, отчего она могла умереть. Абрамович потеряла сознание, но зрители подумали, что такова задумка автора. И неизвестно, чем бы всё это могло закончиться, если бы на Марине вдруг не загорелись волосы. Вот тогда ее и спасли, а перформанс был завершен.
Для многих акций Абрамович характерна опасность. Автор испытывала человеческое тело на физическую, эмоциональную и психологическую выносливость.
Перформанс, который повторили в выставочном зале музея Машкова, был абсолютно безопасный в физическом плане. Для акции «В присутствии художника» два незнакомых человека садятся друг напротив друга и пристально, не отрываясь, смотрят друг другу в глаза. По мнению Марины Абрамович, только когда смотришь в глаза незнакомцу, ты проживаешь миг здесь и сейчас, думая о настоящем. Конечно, это субъективное мнение, но почему бы его не послушать и не принять к сведению? На прошедшем воркшопе друг напротив друга сели пять пар незнакомцев, они смотрели в глаза друг другу, а то, о чем думали, — осталось, как говорится, за кадром. Многим этот опыт показался интересным.
Несмотря на то, что первая часть проекта «Просто современное искусство» завершена, он не прекращен. В рамках выставки «Эрмитаж. 255 лет» в выставочном зале на Чуйкова пройдут две интересные лекции. 25 января «Современное искусство и классика: друзья или враги?» и 15 февраля «Шедевр в современном искусстве: Мона Лиза». Ждите любопытных мероприятий в рамках предстоящей выставки Рене Магритта, а новый цикл программ «Просто современное искусство» начнется с сентября 2020 года. Его темой станет экология. Неизменные авторы проекта — Иван Говорухин и Мария Мелихова — рассмотрят творчество художников XX–XXI веков, которые сделали мусор главным героем, а также обратят внимание на рациональное использование ресурсов, осознанный подход к повседневным вещам.
Выставки 2020 года, ради которых стоит путешествовать
Долгие годы мы призывали к лучшей репрезентации женщин-художниц; в 2020 году музеи наконец набирают обороты. На очереди — Яёи Кусама, Элис Нил, Занеле Мухоли, Артемизия Джентилески, Цао Фэй, Марина Абрамович: провести год в путешествиях между великолепными выставками, запоздавшими на десятилетия (а в некоторых случаях и на века), — не самая плохая идея.
Современной маскулинности в различных ее проявлениях также посвящены важные выставки в Берлине и Лондоне, нью-йоркский музей Гуггенхайма тем временем исследует искусственную и естественную среды.
Из числа новых пространств, которые откроются в 2020-м, выделим монументальный ГЭС-2 по проекту Ренцо Пьяно в Москве и Фонд современного искусства Франсуа Пино в Париже, который разместится в отреставрированном Тадао Андо здании Торговой биржи. В этом году международные биеннале ожидаются в Сиднее, Сан-Паулу, Хельсинки и Марселе, триеннале — в Иокогаме и Новом Орлеане. Марракеш же встречает год на заре новой традиции — теперь это африканская культурная столица номер один. Вот наш личный шорт-лист самых значимых выставок 2020 года, ради которых можно смело брать билет на самолет (в том числе в Москву).
1. Бети Саар
до 5 апреля, LACMA, Лос-Анджелес; 22 апреля – 26 июля, Музей Людвига, Кельн; 1 декабря – 14 марта 2021, Институт современного искусства Майами
«Я больше не могу разделять свои работы, говоря, что одни связаны с оккультизмом, другие с шаманизмом, третьи — с чем-то еще и так далее… В них есть все и сразу, это просто то, чем я занимаюсь», — говорит Бети Саар. Художница, которой сейчас уже за 90, была свидетельницей движений за гражданские права в США. Ее ассамбляжи полны магии и мистицизма, но Саар может быть и прямолинейной: в узнаваемо карикатурной работе The Liberation of Aunt Jemima 1972 года главная героиня «вооружена» метлой и автоматом.
Бети Саар. The Edge of Ethics, 2010
© Museum Associates/LACMA
2. Год Яна ван Эйка
1 февраля — 30 апреля, Van Eyck. An Optical Revolution, Музей изящных искусств, Гент, Бельгия
Ян ван Эйк. «Поклонение агнцу», 1432
© Foto: Dominique Provost
3. Марракеш — столица африканской культуры
22–-23 февраля (VIP-превью 20–21 февраля), ярмарка 1-54, отель La Mamounia; 25 февраля — 19 июля 2020, Have You Seen A Horizon Lately?, MACAAL; 19
—–23 февраля, Her Eyes, They Never Lie, Black Shade Projects, Марракеш, МароккоС февраля, одновременно с ярмаркой современного африканского искусства 1-54, в разных точках этого тысячелетнего города будут проводить многочисленные выставки и мероприятия. В числе главных — экспозиция Have You Seen A Horizon Lately? в музее современного африканского искусства Аль-Маден (MACAAL), а также новый проект местной фотоплатформы Black Shade Projects — Her Eyes, They Never Lie.
Акира Икезо. Coconut Heads around the Ceramic Studio, 2019; Have You Seen The Horizon Lately?, MACAAL
© Akira Ikezoe; Proyectos Ultravioleta
4. Masculinities: Liberation through Photography
20 февраля — 17 мая, Центр искусств Барбикан, Лондон; 16 октября — 10 января 2021 года, музей Гропиус-Бау, Берлин
Ади Нез. Без названия, из серии «Солдаты», 1999
© Adi Nes & Praz-Delavallade Paris, Los Angeles
Марина Абрамович. В присутствии художника
В Центре современной культуры «Гараж» с 8 октября по 4 декабря 2011 года пройдет крупнейшая ретроспектива Марины Абрамович – одного из самых знаменитых художников современности, выдающегося мастера перформанса.
На выставке, куратором которой выступает Клаус Бизенбах, будет представлено около 50 работ, созданных на протяжении четырех десятилетий, в том числе ранние эксперименты Абрамович: аудиофрагменты, видеоработы, инсталляции, фотографии, сольные и групповые перформансы.
Получив международное признание как художник-новатор в области перформанса, Абрамович уже более 30 лет исследует границы этого искусства, создавая работы, которые физически и психологически являются серьезным испытанием и для самого художника, и для зрителя. С самого начала карьеры в Белграде в 1970-е главным объектом перформансов Абрамович было ее собственное тело. Желая изучить его границы и возможности, она переносила боль, изнеможение и опасности в поисках эмоционального и духовного преображения.
Зрителям предстоит живо ощутить атмосферу творчества художника: на выставке будут в хронологическом порядке представлены четыре знаковые работы Абрамович, исполненных вживую российскими перформансистами. Их выступление будет сопровождаться видео- и фотоматериалами, аудиозаписями и объектами, использованными в изначальных перформансах.
Всего на выставке будет представлено четыре живых реперформанса Марины Абрамович. Термин реперформанс был введен самим художником, он обозначает повтор любого другого перформанаса, исполненного раньше. Выставку откроет знаменитая работа Абрамович и ее бывшего спутника жизни Улая (настоящее имя Уве Лейсипен, р. 1943) – Imponderabilia (1977 / 2010). Это название можно перевести как «непредсказуемый и не поддающийся определению фактор». Прямо в проходе, ведущем на выставку, будут стоять друг напротив друга два обнаженных человека, мужчина и женщина – таким образом каждый из зрителей, желающих попасть на экспозицию, будет поставлен в ситуацию вынужденного этического выбора – проходить или не проходить, а если да, то к кому из перформансистов повернуться лицом.
На выставке в Центре «Гараж» Абрамович впервые представит новый перформанс-инсталляцию, Измерение магии взгляда, являющийся результатом тесного сотрудничества художника с российскими и американскими учеными. Посетители смогут принять участие в эксперименте, в котором измеряется активность мозга при визуальном контакте — процесс, способствующий эмоциональному, а не физическому взаимодействию. Зрителям представится возможность наблюдать это действие и увидеть, какие зоны мозга физически стимулированы в моменты мысленного взаимодействия участников. Произведение отсылает к недавнему перформансу Абрамович В присутствие художника, исполненному в Музее современного искусства, Нью Йорк, когда, на протяжении нескольких месяцев посетители, сидя напротив, смотрели в глаза Марине.
Изначальная идея выставки принадлежит Музею современного искусства Нью-Йорка.
Дополнительная информация о выставке: //abramovic.garageccc.com
В Польше верующие выступают против выставки художницы Марины Абрамович 
Как сообщают СМИ, выставка стала объектом недовольства католического населения Торуни. Пока протесты проходят довольно мирно: религиозные активисты лишь приходят к зданию музея с крестами и стягами и читают молитвы.
Выставка работ Марины Абрамович имеет передвижной характер. Она впервые была показана в 2017 году в стокгольмском Модерна Мусет, а затем — в Дании, Норвегии, Германии и Италии. В экспозицию входят видео, архивные материалы, фотографии, рисунки, объекты и перформансы, на которые Марина Абрамович большой специалист; в них участвуют специально нанятые исполнители. После Торуни экспозиция должна поехать на родину художницы — в Белград. Эксцессов до сих пор на пути выставки не отмечалось.Польские католические активисты осуждают проведение выставки в своей стране во время Великого поста. Ей присвоили прозвище «сатанинский вернисаж». В интернете появилось заявление о том, что верующие имеют право требовать, чтобы власти защищали страну и нацию от «искусства», являющегося злом и относящегося к тайным культам. Противники выставки имеют в виду слухи о принадлежности Абрамович к секте сатанистов. Эта версия возникла в 2016 году в связи с давним, еще 1990-х годов, перформансом Spirit Cooking, в процессе которого художница рисовала свиной кровью.
Отмечается, что протест выставке Абрамович выразило и местное арт-сообщество, но вовсе не по идеологической причине: художники недовольны низкой оплатой труда исполнителей, участвующих в известных перформансах Марины.
Марине Абрамович сегодня 73 года. Она родилась в Белграде в 1946 году, училась в университете искусств в Белграде, в Академии изящных искусств в Загребе (Хорватия). В 1970-е годы Марина Абрамович преподавала в Академии изящных искусств в Нови-Саде и начала сольную арт-карьеру. В настоящее время художница уже давно живет в Амстердаме.
На протяжении полувека Марина Абрамович занималась исследованием отношений между художником и аудиторией, пределами тела и возможностями ума. За это арт-деятельницу прозвали «бабушкой искусства перформанса». Подлинное открытие сути искусства она совершила в 14 лет, увидев, как один из взрослых плюнул масляными красками на холст и разорвал его: художница поняла, что процесс важнее результата.
Наиболее известны перформансы Абрамович «Ритм 0» 1974 года — она предложила публике 72 предмета, в том числе нож, хлыст, пистолет с одним патроном и разрешила применять их к себе, а затем на протяжении 6 часов отмечала, как люди становятся все агрессивнее в причинении боли; «Балканское барокко» 1997 года — художница перемывала гору окровавленных костей в память о жертвах войны в Югославии. За последнюю работу она получила премию «Золотой лев» 47-й Венецианской биеннале.
Один из новых перформансов Марины Абрармович называется «В присутствии художника». Он впервые был разыгран в 2010 году в Нью-Йоркском музее современного искусства на первой ретроспективной выставке деятельницы. Идея перформанса заключалась в пристальной «переглядке» с любым желающим, которая фиксировалась фотографом. За 736 часов и 30 минут художница посмотрела в глаза полутора тысячам посетителей.
В России в октябре 2011 года в московском Центре современной культуры «Гараж» открылась крупная ретроспектива Марины Абрамович тоже под названием «В присутствии художника». На ней было показано четыре новых перформанса. Абрамович провела в «Гараже» пятидневный мастер-класс по обучению будущих участников её реперформансов своей авторской методике.
Видео дня. Актриса Бочкарева устроила шоу в суде
Читайте также
От Анри Матисса до Марины Абрамович: выставка-игра • Интерьер+Дизайн
Возможность увидеть работы культовых современных художников вне рамок школ и концепций предлагает Еврейский музей и центр толерантности в Москве. Кураторы подготовили выставку-интерактив «Бум! Бам! Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович» (14 февраля – 14 апреля 2019).
По теме: Красные в Гран Пале
Музей представляет не просто выставку, а семейный проект-аттракцион. Для знакомства с работами нужно залезть на лестницу, пригнуться, съехать с горки или заглянуть в шкаф. В проекте «Игра с шедеврами» работы оказываются на уровне детских глаз, а взрослые могут посмотреть на современное искусство без страха его не понять. Важная особенность — выставка аппелирует не к разуму смотрящего, а исключительно к его эмоциям и чувствам.
Фрэнсис Бэкон. Набросок головы Джорджа Дайера. 1967, 38×28 см. Масло, Холст.Более трех десятков работ в разных жанрах: от живописи и фотографии до инсталляции и экспериментальной анимации — в экспозицию войдут «Три фигуры в поле» Казимира Малевича, «Набросок головы Джорджа Дайера» Френсиса Бэкона, «Портрет» Роя Лихтенштейна, «Купальщицы» Натальи Гончаровой, «Адальберту Штифтеру» Ансельма Кифера и др.
Казимир Малевич. Три фигуры в поле, 1928–1930. Холст, масло. Собрание Валерия Дудакова и Марины Кашуро.Кураторы выставки: Алексей Мунипов, Ирина Мунипова, Лия Чечик, Ирина Дворецкая. Художник выставки: Алексей Трегубов.
Василий Кандинский. Беспредметное, ок. 1910. Холст, масло. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко.Ретроспектива Марины Абрамович в «Гараже»
Марина Абрамович
В культурном центре «Гараж» открылась ретроспектива Марины Абрамович. На выставке, куратором которой выступает Клаус Бизенбах, представлено около 50 работ, созданных на протяжении четырех десятилетий, в том числе ранние эксперименты сербской художницы, аудиофрагменты, видеоработы, инсталляции, фотографии, сольные и совместные перформансы.
Посетителей — в том числе, представителей творческой интеллигенции и бизнес-элиты, а также персонажей светской хроники — встречала табличка «Детям до 16 — не рекомендуется». Впрочем, среди гостей торжественного приема таковых и не наблюдалось; преобладала публика «за 30-ть», а также многочисленная когорта хипстеров, но те, кажется, тоже перешагнули порог совершеннолетия.
Героиня выставки Марина Абрамович
…и хозяйка «Гаража» Даша Жукова
Протиснувшись мимо двух совершенно голых людей (перфоманс начинается уже на входе!), приглашенные оказывались в пространстве, заполненном разного рода артефактами, в частности — гигантским автопортретом Абрамович в смирительной рубашке («Вы можете подвергать каким угодно испытаниям свое тело и в итоге приручить его, но дух — никогда»).
В число работ, представленных на экспозиции — самой большой в жизни Марины Абрамович — входит, например, перфоманс «Отношение во времени», в котором тихо сидят два артиста, крепко привязанные друг к другу своими длинными волосами, «Обнаженный со скелетом», в котором голый артист лежит позади скелета, заставляя его шевелиться своим дыханием и «Яркость света», в котором обнаженный артист, подвешенный высоко под потолком и утопающий в свете, выглядит парящим.
Художницу всегда интересовала тема насилия, страха смерти и боли, и ей посвящен перфоманс «Ритм 0», в рамках которого на протяжении шести часов она позволяла зрителям делать со своим телом все, что угодно, используя предложенные предметы — ножницы, нож, плётку, пистолет, пулю… К концу действа вся ее одежда была искромсана, а тело порезано и различными способами декорировано. В рамках выставки были представлены аналоги этих предметов, а также диапроекция с 35-мм пленки, на которой изображены фотографии происходившего. Артистка рассказывает:
Я была тогда довольно молодой и исследовала эти пугающие вещи. Позже я поняла, что можно воодушевить зрителей и сделать их лучше, чем они были до перфоманса. Это то, что я делаю сейчас, но мне понадобилось очень много времени, чтобы этому научиться.
Марина Абрамович утверждает, что все, что она делала, в конечном счете было направлено на то, чтобы изменить себя и зрителей ментально и энергетически. После просмотра экспозиции, кажется, каждый гость готов был подписаться под тем, что ей это удалось.
Даша Жукова
Полина Дерипаска, Светлана Бондарчук
Наталья Гольденберг
Полина Киценко и Ульяна Сергеенко
Ульяна Сергеенко и Ольга Слуцкер
Марина Абрамович проиграла в суде Улаю
Перформанс «Энергия покоя». Марина Абрамович и Улай
Марина Абрамович, на днях возглавившая рейтинг «Самых влиятельных людей в мире искусства» по версии издания Artnet, и Улай (Франк Уве Лайзипен) были соавторами перформансов и состояли в романтических отношениях более десяти лет. За это время они успели создать ряд пронзительных произведений, темой которых были их непростые взаимоотношения: знаменитый перформанс «Отношения во времени» (1977), где они сплелись волосами на 17 часов; «Энергия покоя» (1980), где Абрамович держит лук, а Улай стрелу, направленную прямо в сердце художницы; «Вдох-выдох» (1980) — когда художники, перекрыв доступ кислорода через нос, на протяжении 15 минут дышали одним воздухом, передавая углекислый газ друг другу через рот. В этой работе Марина Абрамович и Улай исследовали возможность автономного от мира поддержания жизни друг друга.
В 1988 году художники расстались и встретились снова только спустя 30 лет в Музее современного искусства в Нью-Йорке во время перформанса Абрамович «В присутствии художника». Художница на протяжении восьми часов смотрела в глаза каждому, кто садился за стол напротив нее. Неожиданно для всех напротив сел Улай — это была очень трогательная встреча, бабушка перформанса даже расплакалась. Это было в 2010 году, а в 2015-м Улай подал иск против Абрамович. Он обвинил ее в «вычеркивании его имени из истории», заявив, что художница просит галереи указывать ее как единственного автора их совместных работ, а также не предоставляет Улаю всю информацию о продажах и заплатила ему всего четыре раза за последние 16 лет. Кроме того, как пишет газета Guardian, художница не позволила ему включить изображения их совместных работ в книгу Whispers: Ulay on Ulay, что вынудило его заменить их бледно-розовыми квадратами и внести множество правок, а также возражала против создания фонда Улая — организации, которая должна управлять наследием художника после его смерти.
Тогда Абрамович отказалась комментировать иск и заявила, что это попытка очернить ее репутацию. Однако на днях состоялось слушание дела, и Улай выиграл суд. Окружной суд Амстердама обязал художницу выплатить Улаю €250 тыс.