Арт выставка что это такое – Музей современного искусства Эрарта — Официальный сайт — Музей современного искусства Эрарта

Содержание

Современное АРТ искусство

Невозможно дать четкое определение такому термину как – арт искусство. Слово «Арт» само по себе обозначает – искусство, но все чаще, таким образом, обозначают определенные художественные стили.

Главными отличительными признаками современного искусства являет то, что все формы, линии, цвета максимально приближены к естественным. Так же немаловажно, что в процессе активно применяются самые последние технологии.

Итак, современное арт искусство – это смешение различных жанров, всевозможные эксперименты и вообще, интерес ко всему новому, неизведанному.

В настоящее время есть большое количество самых разных направлений. Самыми высоко оцененными можно назвать следующие:

  • Поп-арт – самым ярким представителем данного направления является Энди Уорхол;
  • Видео-арт – это направление появилось в конце ХХ века. Видео-арт не является «культурой масс», так как эти видеоинсталляции предназначены для уже искушенного в данном вопросе, зрителя;
  • Оп-арт – это абстракционизм и основой произведений данного направления выступает оптическая иллюзия;
  • Соц-арт – самым ярким примером данного направления является картина Врубеля, на которой изображен поцелуй Брежнева и Хонеккера.

Точно не подсчитано, сколько всего направлений существует сейчас в искусстве. В современном арт-искусстве почти ежедневно появляются все новые течения, стили. Неотъемлемой частью современного искусства являются провокации и эпатажи.

К появлению новых жанров и течений приводит желание художников отойти от привычных рамок, изменить все уже имеющиеся нормы. В настоящее время сам художник и концепция, которая стоит за его произведениями, гораздо важнее, чем сам итог его творчества.

Современное искусство отзывы

Между художниками возникают споры о том, какими способами лучше выражать современное искусство. Некоторые из них считают что – современное арт-искусстве может быть всем и в то же время ничем. Они отошли от привычных способов, и проводят разнообразные акции и перформанс.

Необходимо разобраться, в чем же заключается современное искусство, отзывы о котором весьма противоречивы.

В XXI веке искусство славится необычными изображениями и формами, созданными в 3D формате. В современном мире 3D графика присутствует повсеместно. Она в прямом смысле слова – имеет большое количество сторон. Большое количество современных художников изображают на своих «творениях» объемные формы предметов, благодаря чему данные творения поражают своей реалистичностью. Большинство современных художников создают «шедевры», способные удивить абсолютно каждого.

Раньше заниматься искусством могли только состоятельные люди. На протяжении долгого времени его не выпускали за стены специальных заведений и попасть туда могли только избранные. Однако вечно так продолжаться не могло. Громадная сила искусства «задыхалась» в таких темницах и постепенно оно стало выбираться наружу. Так появилось – уличное искусство.

Из-за многообразия форм порой трудно найти различия между уличным искусством и вандализмом. В данный момент уличное искусство набирает обороты с бешеной скоростью.

Сегодня существуют несколько необычных и довольно интересных способов проявления современного арт - искусства. Одним из способов выступает – реди–мейд. Основной мыслью данного способа является то, что человек воспринимает предмет так или иначе, и зависит это от того что этот предмет окружает.

Техника создания изображений таким образом, что их можно полностью разглядеть только под определенным углом, называется – анаморфозы. Чаще всего такие произведения создаются из того что попадет под руку.

Еще одним способом выражения современного искусства является написание рисунка при помощи человеческих жидкостей. Так же используют жидкости животных. В основном это кровь и моча. Это самое спорное течение в искусстве XXI века.

Арт — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 июля 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 июля 2019; проверки требует 1 правка.

Арт — калька с англ. art — «искусство». См., например:

  • Арт-группа — объединение художников, совместно создающих свои произведения.
  • Арт-объект — произведение искусства.
  • Ар-деко — течение в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи.
  • Арт-Москва — ежегодная художественная ярмарка современного искусства, проводится в Москве с 1996 года.
  • Арт-банкинг — финансово-консультационное сопровождение инвестиций в искусство.
  • Арт-рок — музыкальный жанр.
  • Арт-терапия — вид психотерапии.

АРТ, Арт — название:

  • АРТ — телеканал (Россия)
  • АРТ — телекомпания (Казахстан).
  • Арт — коммуна в кантоне Швиц на берегу Цугского озера, Швейцария.
  • Арт[en] — крупнейший остров группы Белеп в Тихом океане.

Арт — имя:

  • Арт Блэйки (1919—1990) — американский музыкант, джазовый барабанщик.
  • Арт Бухвальд (1925—2007) — американский журналист и писатель-сатирик, лауреат Пулитцеровской премии.
  • ван Арт, Ваут (р. 1994) — бельгийский профессиональный шоссейный велогонщик.
  • Арт Гарфанкел (р. 1941) — американский певец, актёр и писатель; участник дуэта Simon and Garfunkel.
  • Арт Карни (1918—2003) — американский актёр.
  • Арт ван дер Нер (1603/1604—1677) — голландский живописец.
  • Арт Оэнфер (II век) — легендарный Верховный король Ирландии.
  • Арт Росс (1886—1964) — канадский хоккеист и тренер.
    Арт Росс Трофи — приз, ежегодно вручаемый хоккеисту, набравшему наибольшее количество очков по системе гол+пас в регулярном чемпионате НХЛ.
  • Арт Трипп (р. 1944) — американский музыкант, перкуссионист/барабанщик.
  • Арт Тэйтум (1909—1956) — американский джазовый пианист, композитор.
  • Арт Харрис (1947—2007) — американский баскетболист.
  • Арт Хейман (1941—2012) — американский баскетболист.
  • Арт Хиллхаус (1916—1980) — американский баскетболист.
  • Арт Шпигельман (р. 1948) — американский художник, писатель, автор и издатель комиксов, лауреат Пулитцеровской премии.

АРТ — аббревиатура:

Апт-арт — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 июля 2015; проверки требуют 7 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 июля 2015; проверки требуют 7 правок.

Апт-арт (оригинальное название: APTART) — «квартирное искусство», название происходит от английских слов «apartment» (квартира) и «art» (искусство). Апт-арт — термин, изобретённый художником Никитой Алексеевым для домашней выставки, которая оформляется в начале 80-х годов в качестве особого экспозиционного жанра, ставшего ярким художественным явлением и оригинальным, чисто российским вкладом в развитие современного искусства. Апт-арт — искусство, созданное именно с расчетом на такой способ демонстрации.

Апт-арт принял форму устройства выставочных показов в частных квартирах и начался в 1982 году экспозицией группы «Мухомор» в квартире Никиты Алексеева. Участники не занимались чистой живописью. Они собирали городской хлам и старые плакаты, создавали намеренно китчевые ассамбляжи, пародирующие грубое нутро позднесоветской жизни, убогих публичных пространств и тесного тусклого квартирного быта. Апт-арт занимался чем-то вроде любительских самоделок по борьбе с загрязнением окружающей среды. Саркастические и красочные, эти битком набитые инсталляции парадоксальным образом подрывали различие между искусством и жизнью. В отличие от «Коллективных действий», АПТАРТ не был ни камланием, ни шаманством. Напротив, объектом его внимания были скорее сферы общественного и политического. Причиной возникновения являлось тоталитарное господство соцреализма. Право выставляться в галереях имелось только у членов союзов художников и комбинатов, специальные комиссии пропускали исключительно идеологически "неопасную" продукцию. Альтернативные выставки стали устраивать на квартирах. И возник новый художественный язык, резко отличающийся от привычного языка художников, обслуживающих госзаказ.

явление или одно из течений — журнал "Рутвет"

Сегодня появилось немало новых терминов, многим из которых невозможно дать четкое определение. Сложно ответить и на вопрос – арт искусство, что это такое, так как «art» в переводе с английского это и есть искусство. Однако сегодня этим термином часто обозначают некоторые отдельные стили.

Арт-нуво

Говоря о чем-то новом в живописи, архитектуре, музыке и так далее, невозможно не обратиться к стилю модерн или арт-нуво, что в переводе и обозначает «новое искусство». Основными его отличительными признаками является максимальная приближенность к естественным цветам, формам и линиям, а также активное использование новейших технологий.

Эксперименты, смешение жанров, стремление ко всему новому – все это легло в основу произведений, созданных в стиле арт-нуво. Появился этот стиль в конце 19 века в Европе. Один из самых ярких его представителей – английский график Обри Винсент Бёрдслей, известный как оформитель обложек, афиш и книжных иллюстраций.

Всем известный испанский архитектор Антонио Гауди также был представителем арт-нуво. Причудливые формы спроектированных им зданий до сих пор поражают воображение. Знаменитый дом Бальо в Барселоне, Дом Висенс, расположенный в том же городе, Храм Святого Семейства (Саграда Фамилиа) и еще несколько творений великого архитектора внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и являют собой прекрасные образцы стиля арт-нуво (или модерн).

Архитектура Гауди

Современное искусство в 20 веке

На сегодняшний день существует огромное количество течений и направлений. Одними из самых известных и любопытных для ценителей всего нового можно назвать такие:

  • оп-арт – направление, в основу которого лег абстракционизм, а сами произведения основаны на оптической иллюзии;
  • поп-арт, ярчайшим представителем которого является Энди Уорхол. Поэтому к арт искусству картины этого художника также можно отнести;
  • соц-арт – течение, появившееся в СССР в 1970-х годах. Знаменитая картина Дмитрия Врубеля на берлинской стене, изображающая поцелуй Брежнева и Хонеккера, как раз является примером соц-арта;
  • видеоарт – направление, которое получило развитие в конце 20 века с появлением новых медиа-возможностей. Видеоинсталляции принципиально отличаются от клипов и короткометражных фильмов тем, что в основу их концепции положено восприятие уже подготовленным для этого искушенным зрителем (то есть не масскультура).

Оригинальная надпись Арт

Невозможно точно сказать, какое количество направлений в искусстве существует на данный момент. Ведь современное арт искусство тем и прекрасно, что каждый день могут появляться новые стили, направления и течения.

Интересное изобретение: Solar lamp: столик для ноутбука, светильник и арт-объект.

Даже небольшая группа художников, поэтов или музыкантов могут создать свой стиль и тем самым обособить себя от предшественников. Именно это и является одним из основных отличительных признаков современных тенденций.

Кроме того, даже представители тех профессий, которые сложно назвать строго творческими, могут претендовать на новаторство и создать нечто новое, что потом ляжет в основу их персонального стиля. Например, это могут быть парикмахеры, изобретатели, инженеры, педагоги, повара и так далее.

Арт-ярмарки 2019: анонс Art Basel, Cosmoscow, Frieze London, TEFAF NY

Арт-ярмарка – своеобразная «Неделя моды» в мире искусства. Именно здесь определяют пульс развития арт-индустрии: открывают новые имена, задают художественные тренды и заключают крупные сделки. Но даже если вы не вписаны в узкий круг художников, критиков и арт-дилеров, смело планируйте поездку на одну из ярмарок (иногда на них даже Джей Зи и Бейонсе) . В нашем гиде рассказываем, куда отправиться в этом году и как получить максимум от прямого контакта с прекрасным.

Для чего созданы арт-ярмарки?

Джей Зи и Бейонсе

Галеристы и коллекционеры заинтересованы в том, чтобы их искусство было публичным. Для этого несколько раз в году они вывозят работы из своих собраний на арт-ярмарки. Проходят они по всему миру: от Майами до Гонконга. Классический «жанр» этого мероприятия – огромная выставка с закрытыми VIP-показами и параллельной образовательной программой. В отличие от музея, правда, большинство объектов на ярмарке можно купить. За несколько дней показа произведения искусства, обычно спрятанные в маленьких галереях и частных собраниях, видят тысячи людей. А среди них – сотни потенциальных покупателей и десятки авторитетных критиков. Поэтому арт-ярмарки помогают своим участникам нарастить цену художественный коллекции, повысить престиж галереи, продать и купить работы, а также понять, какое искусство актуально в этом году и в каком направлении расширять коллекцию в будущем.

Зачем вам нужно посетить арт-ярмарку?

  • Во-первых, это красиво. Концентрация произведений искусства здесь зашкаливает. В отличие от тематической выставки, где картины и скульптуры дополняют друг друга и подчинены концепции куратора, произведения искусства на ярмарках выходят из тени и открываются для посетителей во всей своей индивидуальности. Да, у каждой арт-ярмарки тоже есть своя специализация (одни сфокусированы на современном искусстве, другие – на XX веке и старых мастерах), но основная их идея – подчеркнуть самобытность каждой работы и усилить эклектическую эстетику мероприятия.
  • Во-вторых, это интересно. Хотя ярмарки искусства и созданы для того, чтобы стимулировать продажи, галеристы с удовольствием расскажут о своих произведениях не только клиентам (их, кстати, часто знают в лицо), но и всем желающим. Поинтересуйтесь, как понравившаяся вам картина попала в коллекцию галереи или расспросите галериста об одном из художников – поверьте, его рассказ вполне сможет стать сюжетом для детектива (а иногда и триллера). Параллельно с коммерческой частью современные арт-ярмарки проводят образовательные программы с лекциями, интервью и кинопоказами, поэтому поход на арт-ярмарку может дать вам свежие знания о современном художественном процессе и знакомство с его ключевыми героями.
  • И наконец, это атмосферно. Оказавшись на арт-ярмарке, вы точно подумаете, что попали на воплощенный праздник жизни. Сюда съезжаются со всего мира, а самые искушенные планируют свои путешествия так, чтобы по пути обязательно заехать в Базель. Подготовили для вас календарь лучших ярмарок искусства до конца года.

На какие арт-ярмарки поехать в этом году?

Art Basel

Где: Базель, Швейцария

Когда: 13 – 16 июня

Главное событие современного искусства. Ежегодно Арт Базель собирает около 300 галерей со всего мира: вместе они создают «временный музей» с живописью, скульптурами, фото и мультимедиа искусством четырех тысяч художников. Эта ярмарка выходит за пределы своих стен: тихий город на берегу Рейна превращается в огромный фестиваль культуры и красоты. В следующем году Арт-Базелю исполняется 50 лет – к юбилею ярмарка готовит грандиозный кросс-культурный проект со своими филиалами в Майами и Гонконге.

Cosmoscow

Где: Москва

Когда: 6-8 сентября

Чтобы познакомиться с современным российским искусством, достаточно взять билеты на седьмую ярмарку Cosmoscow, которая проходит в Гостином Дворе. Организаторы уже анонсировали насыщенную программу к сентябрю: специально для ярмарки художественные группы, музеи и галереи готовят свои проекты.

Frieze London

Где: Лондон, Великобритания

Когда: 3 – 6 октября

Каждую осень в лондонском Риджентс-парке открывается масштабная двухчастная ярмарка Фриз. И это абсолютный must-visit для всех, кто связан с арт-рынком и любит искусство. Здесь можно увидеть как лучшие работы современных художников, так и искусство прошлого: от старых мастеров до экспериментаторов XX века. Параллельно с ярмаркой выходит одноименный журнал, качественно освещающий жизнь современного искусства. И если журнал можно найти в библиотеке «Гаража», то познакомиться с выставленными на ярмарке работами дистанционно не получится. Поэтому берите VIP-билет с предпоказом (он гораздо дороже, но это того стоит) и скорее бронируйте рейсы в Лондон.

TEFAF (NY)

Где: Нью Йорк, США

Когда: 1 – 5 ноября

Ярмарка TEFAF была основана в 1998 году и проходит в Маастрихте. «7000 лет искусства» - так организаторы описывают широкий профиль мероприятия. Осенние Нью-Йоркские показы сконцентрированы на декоративном искусстве и антиквариате. Если вы любите эстетику 1920-х годов и сходите с ума по ар-деко, отправляйтесь на эту ярмарку. И не забудьте дополнить свои впечатления панорамными видами на Крайслер билдинг, роскошный пример архитектуры ар-деко по проекту Уильяма Ван Аллена.

Как ходить на арт-ярмарки и получать от них удовольствие?

Планируйте заранее

Если прийти на ярмарку без подготовки, есть риск потеряться среди бесконечных павильонов с искусством и пропустить то, что интересно лично вам. Все арт-ярмарки публикуют подробные путеводители по своим пространствам и программы мероприятий. Изучите их и составьте личный топ галерей, лекций и показов, от которых ваше сердце забьется сильнее. Когда приедете на ярмарку – у вас будет своя траектория, которая поможет вам чувствовать себя уверенно и успеть увидеть самое интересное.

Смотрите по сторонам

Относитесь к походу на ярмарку как к эксперименту: здесь вы увидите тренды, но далеко не всегда – признанные шедевры. Поэтому не гонитесь за именами великих художников и вообще на время отключите эту ненужную иерархию. Не стесняйтесь собственных вкусов и задерживайтесь у тех работ, которые нравятся именно вам. Заведите специальный блокнот и записывайте туда номера запомнившихся павильонов, названия галерей и интересных работ, чтобы потом к ним вернуться. Арт-ярмарка – отличный способ избавиться от давящих канонов и прислушаться к себе.

Исследуйте город

Концепция любой ярмарки восходит к культуре площади и карнавала. Это значит, что ярмарка вторгается в пространство города и на время сбивает его привычный ритм. Воспользуйтесь уникальным моментом и исследуйте город, в котором вы оказались. Искусство – лучший медиатор между человеком и внешним миром, поэтому попробуйте наслоить ваши впечатления от прекрасного на город и его жизнь. Для этого гуляйте, ходите в местные музеи, знакомьтесь и пробуйте национальную кухню. Если вы последуете первому пункту нашей инструкции, то сил на вечерние приключения у вас будет достаточно.

Вероятно, вам также будет интересно:

Как начать разбираться в арт-рынке

Как Стефан Брайтвизер обокрал 200 музеев, а его мама сожгла картины

5 самых дерзких работ Бэнкси

Фото: Getty Images

Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.

Арт-центр — Википедия

Худо́жественный центр (арт-центр, или центр иску́сств) отличен от художественной галереи или художественного музея.

На Западе центр искусств — функциональный общественный центр с определённой сферой компетенции, призванный поощрять практики искусств и обеспечивать различные услуги. Центр искусств предоставляет место для выставок и/или для работы художников, семинаров, оказывает образовательные услуги, предоставляет техническое оборудование и т. д.

Московский «Винзавод» создавался как «частный арт-центр»[1]. Создание частных арт-центров зачастую вписывается в стратегию джентрификации коммерчески непривлекательных городских пространств за счёт привлечения к ним общественного внимания. Примером такой стратегии может выступать АРТСтрелка[2].

Россия[править | править код]

В России художественные центры распределены согласно экономико-политической ситуации в различных городах. Центр современной культуры «Гараж» предоставляет свою площадь для наиболее дорогостоящих проектов связанных с современным искусством в городе (показы дорогостоящих частных коллекций современного искусства, выставки самых дорогих художников России, площадка для основного проекта 3-й Московской биеннале современного искусства).

Арт-центр Винзавод находится на территории бывшего пивоваренного завода (впоследствии — винного комбината) «Московская Бавария». Вход сюда бесплатный.

ГЦСИ Государственный Центр современного искусства — музейно-выставочная и научно-исследовательская институция, учрежденная в 1992 году Министерством культуры Российской Федерации.

В Екатеринбурге  в 1999 году появился Уральский филиал Государственного центра современного искусства. Сегодня  УФ ГЦСИ расположен в старинном здании в центре города (здание бывшей вечерней школы 1905 г. постройки). 

Филиал ГЦСИ в здании Арсенала в Нижнем Новгороде, 2015 

Арт-центр «Пушкинская, 10» (Санкт-Петербург) когда-то был оплотом петербургских художественных инициатив.

Зверевский центр современного искусства в последние годы простаивает, изредка предоставляя место под проведение традиционных в России праздников.

Арт-центры существуют и в других городах, например, в Самаре.

PERMM - первый в России "нестоличный" (расположенный не в Москве, и не в Петербурге) Центр современного искусства. Расположен в Перми,  в здании речного вокзала. Арт-центр ОБЛАКА, расположенный в Уфе.

Украина[править | править код]

PinchukArtCentre был открыт в Киеве Фондом Виктора Пинчука 16 сентября 2006 года и стал первым арт-центром Украины и крупнейшим центром современного искусства в Восточной Европе.[3] Основной задачей деятельности PinchukArtCentre является модернизация украинской художественной сферы. PinchukArtCentre реализует международную программу выставок, семинаров, мастер-классов, осуществляет поддержку культурных проектов и владеет коллекцией работ современного искусства, насчитывающей более 400 экспонатов.

В последние годы частные арт-центры стали открываться и вне Киева, в котором их насчитывается 13[4]. Среди наиболее динамично развивающихся — днепровский арт центр «Квартира»[5], харьковский филиал «Я-галереи»[6] и симферопольский «Карман», «Ермилов-артцентр» в Харькове. Донецкий арт-центр «Изоляция»[7] в настоящее время ведёт свою деятельность в Киеве.

Казахстан[править | править код]

Центр современного искусства Сороса был открыт 1998г. В Казахстане является крупнейшим центром современного искусства.

Европа[править | править код]

В Великобритании художественные центры начали появляться после Второй мировой войны. Они прошли путь от мест для «среднего класса» к модным альтернативным центрам и, в конечном счёте, превратились в центры по обслуживанию общества с возможностями доступа для пользователей-инвалидов.

Америка[править | править код]

В США художественные центры являются учреждениями, приспособленными для демонстрации, производства, и искусства открытого к доступу, для людей, интересующихся искусством.

Второй тип американских арт-центров — это здания, которые арендованы художниками, галереями или компаниями, вовлечёнными в художественный процесс.

  • Evans, G. (2001) 'Amenity planning and the arts centre', Chapter 4 of Cultural Planning: an urban renaissance? London, Routledge.

Что делать на ярмарке современного искусства

«Афиша Daily» отправилась на международную ярмарку viennacontemporary, чтобы узнать, зачем сегодня нужны ярмарки современного искусства, правда ли, что деньги - устаревшая форма общения между людьми, и как среди всей этой толкотни найти ту самую работу.

Что такое ярмарки современного искусства и зачем на них ходить

Бывает, что ярмарки современного искусства сравнивают с супермаркетом. Такое сравнение, конечно, прозвучит очень грубо. Да, здесь все покупается и продается, но ярмарки современного искусства в нынешнем виде — не менее важный смотр искусства, чем, например, биеннале.

Биеннале, при всей визуальной эффектности, все же адресовано искушенной публике: хорошо бы знать историю конкретной биеннале, специфику выбора куратора и того выбора, который обычно делает куратор. Ярмарка — намного более демократичная выставка искусства хотя бы потому, что все на ней можно купить.

Биеннале ставит скорее образовательную задачу: захватить зрителя важной для этого года темой в политике или обществе, заставить задуматься о бичах человечества — или же пытается поймать и описать большую волну, которая происходит в искусстве сегодня. Амбиции ярмарки скромнее. Пространство на них справедливо поделено между авторитетными галереями, которые представляют лучшие работы своих самых интересных художников с самым выгодным разбросом цен — так, что купить хотя бы серийную работу может позволить себе обычная семья, которая год специально откладывала для этого разумный процент бюджета.

© Маргарита Игнатюк

Какими бывают ярмарки современного искусства

Ярмарки современного искусства стараются собирать художников со всего мира, то есть являются в большинстве случаев международными. Но при этом у них, как правило, есть определенный фокус: локальный или глобальный. Первые собирают больших художников со всего мира и интересны в первую очередь состоявшимся людям, которые рассматривают искусство как инвестиции — с расчетом, что приобретение работы топового художника потом как минимум окупится, а в случае чего ее легко можно будет продать. Несправедливо говорить, что все выставки первого типа похожи друг на друга, но, по крайней мере, в некоторой своей части это неизбежно. Ярмарка первого типа работает как чемпионат мира — утверждает страну и ее искусство на большом рынке и служит притоком для международного туризма. Ярмарка второго типа пестует местных художников, поддерживает местный рынок и, в конце концов, выступает как инкубатор для искусства в конкретной стране.

Кристина Штайнбрехер-Пфандт

Арт-директор ярмарки viennacontemporary

«Когда мы приняли эстафету Венской ярмарки, шли большие дебаты о том, стоит ли сохранить наш фокус на Восточную Европу. Семь лет назад это было совсем не секси — и со всех сторон нам советовали лучше создать в Вене «мини-Базель».

Если ты не выделяешь местных галеристов, не инвестируешь в них, не работаешь с местным сообществом, то не сможешь существовать и конкурировать. Мы — не сателлит, который приехал и уехал; местное сообщество для нас — главное. После двух лет работы все изменилось: местных галерей у нас уже не меньше 30% участников. И среди других ярмарок мне нравятся те, что придерживаются нашего подхода — например, 1-54 Contemporary African Art Fair и LOOP Barcelona Fair, где можно найти уникальные вещи. А я ищу и люблю уникальные вещи.

Вот почему у нас такая серьезная образовательная программа: нам все еще нужно объяснять коллекционерам, что Восточная Европа и ее художники — это классно. Если бы мы устроили ярмарку в другой стране, то аудиторию, может, и не нужно было бы этому учить. Но коллекционеры приезжают к нам и не знают 60% имен. Вот почему нам предстоит много работы.

Наша ярмарка — проводник стран в мир современного искусства. Мы позвали участвовать страны, ранее входившие в Югославию, у которых на тот момент не было галерей; в этом году на ярмарке мы сделали фокус на Армению, где ситуация аналогична. Это адски сложная работа, но в конце концов наша образовательная программа направлена именно на то, чтобы поддержать художников и продавать их искусство: за время туров и образовательных программ коллекционеры и кураторы должны познакомиться с новыми именами и новыми работами».

© Bechter Kastowsky Galerie

Франц Войда

Бизнесмен

«Идеальная ярмарка — та, где у тебя рождаются новые идеи, где можно увидеть новые картины из разных стран. Для меня эта ярмарка так важна, потому что здесь можно увидеть и западное, и восточное искусство. Последние шесть лет я собираю искусство Центральной и Восточной Европы, поэтому мне очень нравится здесь бывать.

Впервые на ярмарки современного искусства я попал 30 лет назад или даже больше. Тогда я отправился впервые на Art Basel — он тогда еще был исключительно европейским (теперь главная мировая ярмарка имеет филиалы в Гонконге и Майями — прим.ред) — и пришел в такой восторг, что начал собирать абстрактное, минималистичное и концептуальное искусство. Frieze, FIAC и Art Basel, как мне кажется, по-прежнему очень важны, хотя ярмарки действительно похожи друг на друга — здорово, что viennacontemporary в этом смысле уникальна, и больше нигде нельзя найти фокуса на Восточную Европу».

Подробности по теме

Директор «Гаража» и основатель Vladey о современном искусстве и светлом будущем

Директор «Гаража» и основатель Vladey о современном искусстве и светлом будущем


Зачем ярмарка современного искусства нужна городу и обычному человеку

Kop I, Kop III, 2017

© Maen Florin/ Nadja Vilenne

По-хорошему, ярмарка современного искусства должна быть чем-то намного большим, чем вернисаж. Как в случае с удавшимся фестивалем или той же Венецианской биеннале, от первой поездки на которую все теряют голову, ярмарка должна захватить весь город.

Снова хочется похвалить венскую ярмарку за отличную работу с городом: ужины, дискуссии, экскурсии, которые ведут художники, специальные события, параллельные программы в музеях и галереях. Масштаб происходящего действительно впечатляет. На двух городских улицах — Schleifmühlgasse и Eshenbachgasse — практически за каждой дверью открыта галерея с бережно подготовленной выставкой на единую тему в специальной программе Curated by. Арт-горячка захватывает каждого, кто здесь оказался.

Пропуск на ярмарку в этом идеальном мире становится дверью в новое сообщество: на выставке можно легко познакомиться и с художниками, которые с удовольствием объяснят свои работы, и с коллекционерами, которые будут готовы поболтать об искусстве, и — теоретически — даже обзавестись полезными знакомствами.

Венская ярмарка поддерживает местных художников — но при этом работает с городом как единым целым.

Арт-директор ярмарки Кристина Штайнбрехер-Пфандт говорит о важности единого городского опыта. Туристы приезжают на выходные, чтобы увидеть ярмарку — но ярмарка обязательно предлагает свой ракурс на город. В этом году в рамках дополнительной программы viennacontemporary состоялась премьера спектакля Ивана Вырыпаева «Иранская конференция», спродюсированного при поддержке Aksenov Family Foundation. Традиционно под ярмарку созревает молодое венское вино Sturm, которое даже не вывозят за пределы страны, и фестиваль молодого вина накладывается на фестиваль коммерческого искусства.

Бернард Хайнц

юрист

«Для меня очень важны все параллельные события Венской ярмарки — особенно открытые двери частных коллекций. Это невероятно интересно: в музеи ты можешь зайти каждый день, а вот частный коллекционер так легко не покажет тебе свои сокровища. Не буду спорить, что ярмарки — это отличный путь для нетворкинга: все мы здесь, в конце концов, общаемся и знакомимся друг с другом».

Подробности по теме

Киты, летающие города и мохнаторукий краб: зачем нужно ехать в Брюгге этим летом

Киты, летающие города и мохнаторукий краб: зачем нужно ехать в Брюгге этим летом


Как ярмарке выделиться среди конкурентов

How many nails in a mouth?

© Luchezar Boyadjiev

Не секрет, что ярмарок намного больше, чем физически способен охватить коллекционер. По данным галереи Tate, в мире их больше 200 — и некоторые открываются в один и тот же день. Как ярмаркам при этом конкурировать друг с другом — и тем более с такими гигантами, как Basel и Frieze?

Перезапущенная берлинская ярмарка решила привлечь к себе внимание площадкой, в которую не так-то легко попасть: аэропортом Темпельхоф. Выше мы уже говорили о том, что фокус на искусство, которое трудно найти где бы то ни было еще (от африканского региона до восточноевропейского), — верный путь к успеху. Образовательная программа важна, но не должна отвлекать от содержания выставки — а в идеале тоже работает на продажу художников, которых показывает ярмарка. Чем дальше, тем более гибридными становятся выставки: музеи рады принимать в них участие, а галеристы — показать музеям своих художников. Но важно соблюсти прозрачность происходящего: все, что представлено на ярмарке, должно продаваться — либо нужно четко объяснить, почему это не продается.

Джоао Азинхейро

директор Kubikgallery, специального призера ярмарки viennacontemporary

«Каждая ярмарка — это казино. Ты никогда не знаешь, сможешь ли продать работы, придет ли твоя аудитория. Иногда образовательная программа настолько интересна, что на саму ярмарку кураторы даже не заходят — и я вижу в этом серьезную проблему.

Как ни странно, ошибки все делают одни и те же — а ведь для хорошей ярмарки всего-то нужно собрать коллекционеров и разобраться с пространством. Но ярмарки часто думают только о том, как нагнать побольше народу и продать побольше билетов. Нужен хороший выбор пространства, адекватные ставки за адекватные площади (в маленькие комнатушки серьезные коллекционеры просто не зайдут) — и достойный отборочный комитет, где будут не только представители городских галерей, но и обязательно аутсайдеры со свежим взглядом».


Серьезные мыслители иногда относятся к ярмаркам слегка высокомерно, объясняя это тем, что здесь собирается исключительно коммерческое искусство — привлекательные объекты, которые вызывают желание их приобрести и не отражают передовой линии искусства. С этим трудно поспорить, хотя многие ярмарки показывают все больше перфомансов — можно вспомнить хотя бы радиоактивный суп, который пару лет назад варили японские художники на Frieze, — устраивают гибридные технологические пространства, представляют все больше видеоарта, и так далее.

Стас Шурипа

куратор стенда фонда Aksenov Family Foundation на viennacontemporary

«Для молодых художников ярмарка — отличный способ разобраться с тем, как устроено коммерческое искусство. Все мы в него так или иначе вовлечены — и наша задача помогать молодым художникам понять, как устроен мир искусства, и в этом смысле коммерческие программы оказываются очень полезны.

И работы, собранные на ярмарках современного искусства, и подача, и оформление просто кричат о том, что здесь собрано коммерческое искусство. Конечно, ярмарки по-прежнему различаются по качеству, но они представляют собой одну и ту же систему. Всюду представлены исключительно объекты — а с девяностых годов искусство все же преодолевает эти консервативные формы.

Деньги, я вообще считаю, это очень консервативная вещь. Даже прогрессивно мыслящие коллекционеры все равно немного подвержены финансовой гравитации и не могут выйти в своем мышлении за пределы объектов. А искусство вышло за пределы предметов: сегодня это ситуации, невысказанные социальные эмоции, которые не может охватить коммерческий подход.

Как вы уже поняли, я не очень люблю коммерческое искусство, но дух ярмарок мне нравится».

Изабелла Балзер

основатель галереи Balzer Projects

«Я — профессор. Даже на ярмарках мне нравится создавать кураторские проекты. Жаль, что продавать их не так-то просто — особенно если привозишь всего одного художника, и он может всем не понравиться, а значит, и не продастся — тогда это будет действительно проблема. Меня немного расстраивает общий подход к искусству: сегодня им торгуют совсем как недвижимостью. Китайские покупатели часто спрашивают, как мое искусство чувствует себя на аукционах. А оно там просто не появляется, потому что мои покупатели не хотят его перепродавать. Я верю, что они действительно любят работы, которые покупают у меня».

А что есть в Москве?

Художница Татьяна Ахметгалиева на выставке современного искусства Cosmoscow на территории бывшей кондитерской фабрики «Красный Октябрь», 2010 год

© Михаил Фомичев/РИА «Новости»

Ярмарка (тогда это называлось арт-шоу) Cosmoscow в 2010 году начиналась с глобальных амбиций: среди 30 галерей в 2010 году было 15 русских и 15 иностранцев, из них шесть или семь галерей имели серьезный вес во всем мире и участвовали в такой авторитетной выставке, как Art Basel. Это были берлинские Contemporary Fine Arts, Sprüth Magers и Nordenhake, нью-йоркская Leo Koenig, лондонская Simon Lee, амстердамская Fons Welters и другие.

© Артем Геодакян/ИТАР ТАСС

В 2014 году после длительного перерыва ярмарка была перенесена в «Манеж», с 2015 года Cosmoscow стабильно проходит в Гостином Дворе. Помимо предоставления галереям выставочного пространства ярмарка выступает с миссией поддержки отечественных художников — приобретает второй год напрямую у художников отдельные работы и дарит их в музейные коллекции. В этом году на Cosmoscow наравне с реально работающими галереями представлены интернет-магазины и спонтанно возникающие дилеры.

Один из отзывов на Cosmoscow заключался в вопросе, действительно ли там можно купить искусство. В том же балансе образовательных программ и собственно ярмарочной активности Cosmоscow в этом году перемудрили с последними — и переполнили ярмарку событиями, партнерскими стендами, новыми программами, заставляя, вероятно, именно оттого и задумываться над тем, действительно ли это искусство продается.


Как вести себя на ярмарке современного искусства

© Артем Геодакян/ИТАР ТАСС

Путешествие по ярмарке полезно устроить в несколько кругов — сначала просто осмотреться и понять, какие разделы и галереи покажутся ближе. Здесь можно вспомнить интервью с самой юной в Москве коллекционершей, которая выбирает работы, если в них есть розовый, зеленый или фиолетовый, — но, как мудро заметил куратор Евгений Антуфьев, даже взрослые коллекционеры могут преследовать схожий принцип — например, собирать фотографии рук. Если понравится что-то конкретное, можно начать говорить с галеристом — узнать детали биографии художника и цену работы. Главное — следовать эмоциям, которые неминуемо отпределяют первое посещение выставки. Некоторые произведения искусства живут с коллекционерами всю жизнь, другие быстро надоедают. Отношения с искусством в этом смысле напоминают отношения с людьми: не всегда получается найти ту историю, с которой состаришься, но поиск в любом случае того стоит.

Есть контакт! Первые интервью с фрешменами, подборки книг, сериалов и новости, которые будут обсуждать завтра, — в нашем паблике во «ВКонтакте».