их роль в творчестве художника
- Ранние автопортреты Дюрера
- Самые знаменитые портреты Альбрехта Дюрера
- Скандальный автопортрет Дюрера
Updated:
Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer) — это первый художник Западной Европы, обратившийся к жанру автопортрета. Многие века до него личность живописца считалась слишком малозначительной, чтобы изображать ее на холсте. Но в эпоху Возрождения происходит переосмысление творческого дара и роли художника в обществе. Альбрехт Дюрер с юных лет много размышлял о духовном развитии и чувстве собственного достоинства. Для Германии эта тема была особенно актуальной, ведь изобразительное искусство там считалось ремеслом. Чтобы утвердить высокую значимость живописи и тех, кто посвятил ей жизнь, художник создал серию автопортретов — признанных шедевров мастера.
Ранние автопортреты Дюрера
Первый автопортрет Дюрер создал в 1493 г, в 13 лет.
В 1493 г, когда художнику было 22, он создает живописный автопортрет. Существует предположение, что картина была написана для невесты. Отец подыскал ее Альбрехту, пока тот отсутствовал в родном городе. Намек на это — растение в руках молодого человека. Сейчас его называют остролистом или чертополохом, но в те времена в Германии его прозвали «мужская верность». Отправляя портрет невесте, Дюрер подтверждает готовность жениться. Но экстравагантно-театральный костюм и надпись «мои дела определяются свыше» указывают на намерение мастера следовать предназначенным ему путем.
Самые знаменитые портреты Альбрехта Дюрера
Всего через 5 лет был создан новый автопортрет, но разница между картинами хорошо заметна.
В 1500 г. жители Европы опасались конца света, что заставляло общество чаще задумываться о смысле человеческой жизни. В это время Дюрер создает самый знаменитый свой автопортрет, третий из написанных маслом. Его новаторство и смелость в том, что фигура повернута к зрителю фронтально. В те времена подобным образом изображали только Христа. Темный фон, печаль во взгляде и будто поднятая для благословения рука еще больше усиливают сходство с ликом святого. Вызова и дерзости здесь нет. Дюрер был глубоко верующим и считал, что уподобиться Христу — главная жизненная цель каждого христианина.
Скандальный автопортрет Дюрера
Автопортрет в образе Христа был не единственной картиной, поразившей общественность. Еще больший шок, хотя и другого рода, вызвал рисунок, созданный в промежутке с 1503 по 1509 г. На нем Дюрер изобразил себя обнаженным — подробно и откровенно. Такое изображение художником самого себя было беспрецедентным, и рисунок долго воспроизводился в обрезанном по пояс виде.
Мастер вовсе не стремился ломать устои или шокировать публику. Он совершенствовал умение изображать обнаженное тело, в том числе для теоретических трудов по искусству. Но в Германии найти натурщика, согласного позировать без одежды, было крайне сложно. А сам Дюрер был прекрасно сложен и вполне подходил для этой роли.
Есть свидетельства об утраченных автопортретах Дюрера. Итальянец Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) описывает присланный Рафаэлю (Raffaello Santi) портрет, выполненный на ткани с большим мастерством. Рафаэль был впечатлен и отправил Альбрехту собственные рисунки, которыми последний очень дорожил. Также известны автопортреты, которые художник помещал в многофигурные композиции. Это обычная практика для мастеров того периода. Например, на картине «Праздник розовых венков» легко узнать Дюрера в правом верхнем углу.
- Добавить фото
Вы можете отправить одновременно до 4 фотографий
Больше новостей
Картина «Нюрнбергский процесс» Лауры Найт — сюжет, изменивший принципам реалистического искусства
Картина «Воскресное чтение в сельской школе» Николая Богданова-Бельского — светлый момент из жизни крестьянской общины
Карло Карра — итальянский художник, который в молодости увлекался авангардным искусством, а после сорока лет стал убежденным сторонником идей неоклассицизма
Стиль гжель в интерьере — волшебство морозной свежести в доме
Главные часовые аукционы уходящего года
Аллегория: суть, отличительные черты, история в искусстве
«Подкопченные» картины: как сюрреалист Вольфганг Паален придумал технику «фюмаж»
Проект «Не тайные комнаты»: воссоздание интерьеров известных картин
Самые ценные произведения русских художников: совокупная стоимость достигает миллиарда
Разделенные. Части шедевров, ставшие самостоятельными произведениями
10 автопортретов Дюрера – первого европейского художника, осмелившегося рисовать самого себя
Альбрехт Дюрер первым в истории европейской живописи начал писать автопортреты. Рассмотренные в хронологической последовательности, они составляют уникальную историю человеческого познания себя.
Автопортрет в возрасте 13 лет
В правом верхнем углу сделана надпись: «Я сам нарисовал себя в зеркале в 1484 году,когда я был еще ребенком. Альбрехт Дюрер».
В Германии конца XV века не приняты были автопортреты. 13-летний Дюрер не мог видеть никаких образцов, как не мог предполагать, что когда-то именно благодаря ему в европейском искусстве утвердится такой жанр — автопортрет. С интересом естествоиспытателя, столь характерным для эпохи Ренессанса, Альбрехт просто фиксировал заинтересовавший его объект — собственное лицо — и не пытался себя украсить, героизировать или принарядить (как станет поступать, повзрослев).
Альбрехт был тогда подмастерьем у ювелира – своего отца.
Автопортрет с повязкой, 1491 год
Следующие дошедшие до нас графические автопортреты Альбрехта Дюрера выполнены в 1491—1493-м годах. Их автору чуть-чуть за двадцать. Здесь уже использован не серебряный карандаш, а перо и чернила. А сам Дюрер — больше не подмастерье ювелира, а начинающий художник.
Автопортрет с остролистом (Автопортрет с чертополохом), 1493 год
Это первый из автопортретов Дюрера, написанных маслом. Всего их известно три: первый — луврский, второй хранится в Прадо (Мадрид), а третий и самый знаменитый — в Старой пинакотеке Мюнхена.
Автопортрет, 1498 год
«Это я писал с самого себя. Мне было 26 лет. Альбрехт Дюрер».
Между двумя автопортретами — этим и предыдущим — прошло всего пять лет, и это были очень важные годы в биографии Дюрера.
Автопортрет в одежде, отделанной мехом («Автопортрет в возрасте 28-ми лет», «Автопортрет в шубе»), 1500 год
«Старый Дюрер, зайдя как-то в мастерскую сына, увидел картину, только что законченную им. Христа — так показалось золотых дел мастеру, зрение которого окончательно испортилось. Но, всмотревшись пристальнее, увидел он перед собою не Иисуса, а своего Альбрехта. На портрете был одет его сын в богатую меховую шубу. Зябко стягивала ее борта рука с бледными, беспомощными в своей худобе пальцами. Из мрачного фона, словно из небытия, выступало не просто лицо — лик святого.В глазах застыло неземное горе. Мелкими буковками сделана надпись: „Таким нарисовал себя я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, в возрасте 28 лет вечными красками“».
Автопортрет, Альбрехт Дюрер, 1500 Праздник четок (Праздник розовых венков), 1506 год
В правом углу алтарной картины «Праздник четок», написанной по заказу немецкой общины в Венеции, художник изображает себя в пышном одеянии. В руках он держит свиток, где написано, что Альбрехт Дюрер завершил картину в пять месяцев, хотя на самом деле работа над ней продлилась не меньше восьми: Дюреру было важно доказать сомневающимся итальянцам, что в живописи он так же хорош, как и в гравюре.
Алтарь Иова (Алтарь Ябаха). Реконструкция, 1504 год
Алтарь Ябаха (иногда его еще называют «Алтарь Иова»), вероятно,был заказан Дюреру курфюрстом Саксонским Фридрихом III для замка в Виттенберге в ознаменование окончания эпидемии чумы 1503 года.
Себя Дюрер изобразил в образе барабанщика. В реальности художник интересовался музыкой, пробовал играть на лютне,но есть в этом образе нечто еще более несомненно дюреровское — присущая ему экстравагантность в выборе одежды. Дюрер-барабанщик изображает себя в черной чалме и необычной по крою короткой оранжевой накидке.
Автопортрет в обнаженном виде. Альбрехт Дюрер, 1509 год
Немецкий филолог и историк XVI века Иоахим Камерарий Старший для издания книги Дюрера о пропорциях написал очерк жизни и творчества художника.
Внешность Дюрера в нём Камерарий описывал так: «Природа наделила его телом,выдающимся своей стройностью и осанкой и вполне соответствующим в нём благородному духу… Он имел выразительное лицо, сверкающие глаза, нос благородной формы,…довольно длинную шею, очень широкую грудь, подтянутый живот,мускулистые бедра, крепкие и стройные голени. Но ты бы сказал, что не видел ничего более изящного, чем его пальцы. Речь его была столь сладостна и остроумна,что ничто так не огорчало его слушателей, как её окончание».![]()
То, с какой откровенностью Дюрер изображает не чью-нибудь, а собственную наготу, вплоть до ХХ века оставалось чем-то беспрецедентным и настолько шокирующим, что во многих изданиях этот поколенный автопортрет Дюрера стыдливо обрезался на уровне пояса.
Муж скорбей (Автопортрет), 1522 год
Здесь Дюреру 51 год. Он ощущает себя глубоким стариком.
Автопортрет, 1521 год
А этот автопортрет — не картина и не гравюра, а визуализация диагноза из письма,написанного Дюрером доктору, у которого хотел получить консультацию. Вверху сделано пояснение: «Там, где жёлтое пятно и куда указывает мой палец, там у меня болит».
Более подробно об автопортретах Дюрера можно прочитать в лонгриде Артхива на эту тему.
Как автопортрет Альбрехта Дюрера потряс мир искусства
Трудно понять, каковы были намерения художника, когда он создавал свои работы. В большинстве случаев художники не оставляют публике письменных заявлений о том, для чего предназначалась их работа. Затем эту загадку должны разгадать искусствоведы и искусствоведы. В деле , Альбрехта Дюрера было много споров о точном намерении художника с его прославленным Автопортрет из 1500 года. Многие предположения обвиняют Дюрера в вызывающем акте высокомерия. Мы точно знаем, что Альбрехт Дюрер был чрезвычайно искусным художником, и его Автопортрет выглядит очень знакомо.
Ранняя жизнь и гравюры Альбрехта Дюрера
Альбрехт Дюрер родился в 1471 году в немецком городе Нюрнберге. С 11 лет Альбрехт работал подмастерьем у своего отца, ювелира, который научил его бесценным навыкам рисования и гравюры, которые позже оказались решающими для его карьеры художника. Талант и слава Альбрехта в раннем возрасте также были результатом значительной удачи. Поддержка его крестного отца, Антона Кобергера, одного из самых успешных издателей того времени в Германии, означала его незамедлительную и легкую известность как писателя и гравера. Кроме того, обучение Дюрера было не чем иным, как экстраординарным. Его трехлетнее ученичество в возрасте 15 лет у ведущего художника и гравера Нюрнберга Михаэля Вольгемута познакомило его с искусством гравюры на дереве, в котором он впоследствии преуспеет.0005
Естественно, вся эта удача и профессиональное образование привели молодого Альбрехта к мгновенному творческому успеху. После продолжительных путешествий по культурным столицам мира Дюрер начал по-настоящему оттачивать свое мастерство. В частности, его поездка в Италию и Нидерланды в начале 1490-х годов познакомила художника с захватывающими нововведениями и новыми формами художественного выражения, которые повлияли на его творческую практику. К 1494 году, когда Альбрехт Дюрер триумфально вернулся в Нюрнберг, чтобы поселиться со своей новой невестой Агнес Фрей, он сделал это как новый независимый гравер и известный художник.
Молодой Альбрехт, признанный художник
![](/800/600/http/images.slideplayer.com/32/10055495/slides/slide_3.jpg)
Возвращение в Нюрнберг также ознаменовалось открытием собственной мастерской Альбрехта Дюрера, где он сосредоточился на производстве гравюр на дереве. Обычно считается, что Дюрер больше сосредоточился на гравюрах, чем на картинах маслом, потому что гравюры было значительно проще производить и гораздо более прибыльно. Эта практика позволила Дюреру укрепить свое имя как исключительного художника на всем континенте, потому что его гравюры были гораздо более высокого качества, чем те, что были распространены в Германии. Кроме того, гравюры могли широко распространяться, в отличие от картин, написанных маслом.
Вам нравится эта статья?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей Как прекрасно знал Дюрер, картины — это одноразовая вещь: в большинстве случаев они предназначены для продажи и восхищения одним человеком. Даже в маловероятном случае их воспроизведения окончательная часть всегда будет хотя бы немного отличаться; но опять же, ни один покровитель не заказал ту же работу, что и другой. С печатными изданиями возможности для воспроизведения и распространения были намного проще. Поэтому Дюрер, естественно, стремился к производству и продаже своих исключительных гравюр. Как оказалось, это было чрезвычайно выгодное решение, поскольку он регулярно получал заказы и даже выполнял проекты для императора Священной Римской империи Максимилиана I.
Богохульный художник
При этом Альбрехт не совсем отказался от живописи. Напротив, находясь под сильным влиянием различных художественных новшеств, с которыми он столкнулся во время своих путешествий, Альбрехт Дюрер начал экспериментировать с различными композиционными элементами; цвет, положение тела, освещение и мазки. Эти композиционные эксперименты привели к выпуску небольшой серии автопортретов, начиная с 149 г.3 и завершается его последней частью оригинального автопортрета в 1500 году. В этом произведении Дюрер, кажется, представляет себя в очень знакомом образце, обычно узнаваемом в религиозной иконографии.
Художественное мастерство и религиозные элементы 1500 Автопортрета неоспоримы. И все же произведение Дюрера исторически признано чем-то менее благочестивым. Что очень интересно, так это то, что работа привлекла относительно мало внимания во время первоначального выпуска портрета. Удивительно, но триста лет спустя Дюрер и его портрет были заклеймены как кощунственные. Что могло измениться за это время? В основном его интерпретация.
Пристальный взгляд
Многие, если не большинство интерпретаций произведений искусства, которых мы придерживаемся, пришли к нам из области истории искусства и искусствоведения. Эти дисциплины, как правило, возникли во второй половине 18 века и закрепились в публичном дискурсе как академические области в 19 и 20 веках. Понимание этой концепции имеет решающее значение, поскольку первоочередной задачей любого будущего искусствоведа или критика, независимо от их исторического контекста, является наблюдение.
Когда искусствоведы посмотрели на «Автопортрет » Альбрехта Дюрера 1500 , все они увидели стилизацию позднесеверного средневекового изображения Иисуса Христа. В частности, можно увидеть, как Дюрер смотрит прямо с холста на зрителя, лицом вперед, от пояса вверх и в идеальной симметрии с холстом. Кроме того, он носит длинные и слегка вьющиеся волосы золотисто-коричневого цвета, оттенок которого отличается от его собственного природного пигмента. Его правая рука свернута в интригующем жесте, а левая держит шубу. Наконец, золотая надпись, украшающая простой фон, несет в себе уникальное послание: «Я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, создал свое изображение в соответствующих (вечных) цветах в свои 28 лет».
Подражание Христу
Все эти композиционные элементы намеренно указывают на образ Спасителя. Нет сомнений в том, что Дюрер написал свой портрет в одной из самых узнаваемых стилистических традиций, предназначенных для фигуры Иисуса Христа. Эта стилистическая традиция упоминается как Христос Пантократор и считается одним из самых узнаваемых художественных стилей в христианской иконографии. Этот метод религиозного изображения был довольно широко распространен в средние века и может быть найден во многих фресках и мозаиках, а также в большинстве изображений Христа в греческой и восточно-православной традиции.
Во времена Дюрера считалось, что существует письменное свидетельство очевидца о фигуре Христа. Как и ожидалось, Дюрер стилизовал себя по образцу, указанному в отчете, изменив, например, оттенок своих светлых волос на «цвет спелого лесного ореха». По сути, Альбрехт Дюрер точно знал, что делал.
Интерпретация автопортрета
Остается вопрос, почему Альбрехт Дюрер сознательно изобразил себя в манере, предназначенной исключительно для религиозного деятеля. Общественность наверняка воспримет такой шаг как высокомерный акт откровенной гордыни. Например, когда интерпретация художественного замысла меняется в зависимости от эпохи. Как уже говорилось, во время выпуска портрета было очень мало шума, особенно потому, что картины делались в основном по заказам. Это предполагает, что Дюрер написал свой портрет как форму упражнения для личной выгоды и дальнейшего изучения художественных новшеств своего времени. Большинство современников Дюрера расценили бы работу Альбрехта как упражнение благочестивого человека, создающего образ в очень распространенной традиции «Подражания Христу»: религиозной практики следования по стопам Христа.
Однако, когда историки искусства начала 19 века, такие как Мориц Таусинг, проанализировали произведение, он обнаружил, что вместо того, чтобы Дюрер имитировал образ Христа, каждое изображение Христа после Дюрера было скопировано с его собственного изображения. Это означает, что «Автопортрет » Дюрера был настолько уважаемым и влиятельным в то время, что стал образцом для любых последующих изображений религиозных деятелей. Это был поразительный подвиг. Однако, когда зрители конца 19-го и начала 20-го веков, принадлежащие к движению христианского возрождения, пересмотрели произведение, они обнаружили, что оно значительно недостает. Известный искусствовед Эрвин Панофски даже назвал его «кощунственным».
Альбрехт Дюрер, великий художник
Мы никогда не узнаем, были ли точны историки искусства 19-го и 20-го веков, поскольку их работа остается в значительной степени спекулятивной. Однако, основываясь на некоторых известных фактах о жизни Альбрехта Дюрера и композиционных элементах картины, мы можем попытаться сделать обоснованное предположение. Всеобъемлющее повествование, которое мы можем извлечь из 1500 Автопортрет — изображение уверенного в себе художника. Как утверждает сам Дюрер, он завершил работу, не дожив до 29 лет, и уже много лет работал уважаемым художником в своей родной стране и других творческих центрах по всей Европе. Также можно с уверенностью предположить, что требуется особый талант, чтобы повлиять на всю стилистическую традицию, как это произошло с Дюрером и его портретом.
Что можно узнать из произведения Дюрера, так это влияние истории искусства на повествование о произведении искусства и его признание публикой. Несмотря на наличие или отсутствие какого-либо символического элемента или попытки ниспровергнуть религиозные верования и иконографию, Альбрехт Дюрер Автопортрет — образец бесспорного художественного мастерства и превосходной композиционной красоты.
ОЦЕНКА ИСКУССТВА | Один из первых автопортретов
Северного Возрождения, Автопортрет с меховым воротником — панно
картина, созданная нюрнбергским художником Альбрехтом Дюрером (1471-1528).
Вундеркинд в рисовании, выдающийся Дюрер.
способности в гравюре, а также живописи
— наряду с его огромной разносторонностью и любознательностью — позволили ему сочетать
детальный реализм нидерландского
Искусство эпохи Возрождения с дизайн и правила красоты, пропагандируемые флорентийцами
Ренессанс (1400-1500).
Автопортрет с меховым воротником есть
прежде всего личное заявление Дюрера. Во-вторых, монументальность картины
это способ Дюрера сказать, что он хочет, чтобы его считали ренессансным
художник, а не более скромный североевропейский мастер.
|
| Возможно, Дюрер пытался преобразовать
его автопортрет в произведение религиозного
искусство, чтобы поднять дискуссию о статусе художников (в том числе
себя) на более высокий план. Автопортрет с меховым воротником есть последний из трех написанных им автопортретов. Два других — Портрет. художника с чертополохом (1493, Лувр, Париж) и Автопортрет с Перчатками (1498, музей Прадо, Мадрид), оба из которых посвящены его моложавый внешний вид, прическа и модная одежда. Пинакотек портрет более серьезный, даже мрачный, и вводит новую интровертную ноту. В Помимо написанных им автопортретов, Дюрер создал около десяти автопортретов. рисунки и один портрет гуашью (сейчас утерян). Интерпретация портретов эпохи Возрождения Для анализа некоторых из величайших
портреты 15-16 веков см. |