Аззедин алайя: Аззедин Алайя: фото, биография и лучшие работы дизайнера

Аззедин Алайя: фото, биография и лучшие работы дизайнера

18 ноября 2017 года не стало великого кутюрье Аззедина Алайи. До своего 78-летия он не дожил чуть больше трех месяцев. Этот дизайнер стоит в одном ряду с Кристобалем Баленсиагой, Юбером де Живанши, Ивом Сен-Лораном и другими признанными мастерами. Алайя сочетал в себе грандиозный талант, трудолюбие и страсть творить прекрасное. Вот как минимум пять причин помнить и любить его всегда.

Платья-скульптуры

Аззедин Алайя родился и вырос в Тунисе. Там, еще до переезда в Париж, он окончил школу изящных искусств по классу скульптуры. Становиться скульптором он не собирался — в учебной программе гораздо больше ваяния его интересовал развернутый курс истории искусства. Но годы учебы не прошли даром — умение чувствовать форму стало его козырем. Алайя начинал как портной (знал свое дело от начала и до конца).

Популярное

А взявшись за дизайн одежды, не кроил, а буквально лепил платья — крайне трепетно относился к лекалам. Аззедин преклонялся перед красотой женщины и умел выгодно подать любые формы. Его стали называть The King of Cling — «король облегающего силуэта». Клиентки в его платьях выглядели как статуэтки, за что и любили дизайнера без памяти.

Наоми Кэмпбелл

Черная Пантера Наоми Кэмпбелл — главная муза Аззедина. В частности, благодаря ему ее модельная карьера в 1990-е развивалась так стремительно. Дизайнер одевал Кэмпбелл с особой любовью, всякий раз превращая в произведение искусства. Между ними сложились настолько теплые и доверительные отношения, что Наоми называла Аззедина папой, а он ее своей дочкой.

Популярное

Кожаные кружева

Аксессуары Azzedine Alaïa не менее женственны и сексуальны, чем платья. Героиня дизайнера носит туфли с внушительной платформой в носовой части и высоченной шпилькой, а все, что необходимо иметь при себе, складывает в сумочку из перфорированной кожи, напоминающей кружева. Эта женщина в прямом смысле недостаточно устойчива и защищена, но в этой своей уязвимости она прекрасна.

Популярное

Смелость и самодостаточность

Алайя — классик. Но с системой считаться он не желал. Настоящему творцу трудно работать строго по распорядку. В 1992 году кутюрье покинул расписание парижской Недели высокой моды и прекратил выпускать коллекции в сезон — с тех пор он устраивал шоу только тогда, когда ему было что показать.

Популярное

За эти годы лишь два показа-сюрприза Azzedine Alaïa Couture вписались во временные рамки традиционных Недель моды: осень-зима 2011 и совсем недавний осень-зима 2017. Аззедин предпочитал свободу во всем, не только в вопросе дедлайнов. Он ставил женственность превыше всего — даже в век господства непритязательной уличной моды он продолжал создавать наряды, служащие лишь одной цели — сделать свою хозяйку сексуальной. В его руках кутюр оставался кутюром.

Преданность друзьям

В 1957 году совсем юный портной, выпускник школы изящных искусств Аззедин Алайя перебрался в Париж. В скором времени после переезда он совершил невероятный карьерный рывок — устроился работать в ателье Christian Dior. Правда, продлилось счастье недолго — всего пять дней. Дело в том, что как раз в то время завершилась Алжирская война, и ко всем выходцам из Северной Африки во Франции начали относиться предвзято.

В 2011 году после увольнения Джона Гальяно руководство LVMH предложило Аззедину возглавить Дом Dior, но тот отказался. Гальяно — близкий друг Алайи. Занять место, которое тот так скандально потерял, Алайя не мог ни в коем случае. Человеческие отношения для него были гораздо важнее карьеры.

Популярное

Azzedine AlaiaАззедин Алайя

Читайте также

6 фактов биографии • Интерьер+Дизайн

18 ноября 2017 не стало одного из последних великих кутюрье, Аззедина Алайи (Azzedine Alaïa). Звезда 1980-х годов, любимчик первых красавиц планеты, он работал в своем темпе, вне трендов и сезонов, для избранного клуба клиентов. Алайя, один из немногих модельеров, кто оставил после себя коллекцию дизайна, собственную арт-галерею и бутик-отель.  

Он «изменил мою концепцию моды», — говорит Николя Гескьер, Louis Vuitton. — Увидев работу Аззедина, я понял, что мода — это строительство и архитектура. Идея и способность ее реализовать самому — главный акт дизайнера».

1. Независимый дизайнер

Марк Ньюсон, Карла Соццани, Аззедин Алайя с другом на ужине в Galerie Azzedine Alaïa.


«Если дизайнер — тот, кто меняет тело, то сегодня есть только Аззедин, который знает, как это сделать». Оливье Сайяр, историк моды

Он всегда делал, что хотел. Тщетно правительство Саркози пыталось вручить ему орден Почетного легиона. Убежденный перфекционист Алайя избегал не только государственных наград, но и обычного календаря показов, предпочитая демонстрировать свои достижения тогда, когда считал нужным. Оттачивая силуэт днем и ночью, сам шил каждый из нарядов (в отличие, скажем, от Карла Лагерфельда) и заставлял коллег работать днем и ночью. Поддерживали команду дружеские посиделки с патроном — великолепным рассказчиком, у которого один из тысячи анекдотов на языке. Этот «ужин у Алайи» оставался самым шикарным местом в Париже, в разные годы здесь собирались: Андре Путман, Жан-Поль Гуд, Фарида Хелфа, Джулиан Шнабель, Карла Соццани, Питер Марино…

2. Суперпоклонники

Аззедин Алайя и Наоми Кэмпбелл, снимок из коллекции Карлы Соццани, 1987 / Arthur Elgort © Arthur Elgort,

Перые леди Карла Бруни-Саркози и Мишель Обама заказывали у него куртки и трикотаж. Когда Наоми Кэмпбелл была в самом начале своей карьеры, именно Аззедин Алайя взял ее под свое крыло. «Я встретила его, и все, — рассказывала Кэмпбелл журналу AnOther. — Он позвонил моей матери и сказал ей, что я должна жить с ним и что мне нужна защита. Он сказал, что я не должна быть одна в Париже в возрасте 16 лет. С 1986 года пара поддерживала и защищала друг друга в жестоком мире моды. «Я никогда не стану иметь дело с кем-либо, кто неуважительно отнесется к моему Papa». Кэмпбелл — не единственный супер-поклонник Алайя. Он создавал сценические костюмы для Тины Тернер и Грейс Джонс в 80-е. Супермодели 90-х – Линда Евангелиста, Хелена Кристенсен, Синди Кроуфорд забывали о всех других обязательствах ради работы с Алайей.

3. Вторая кожа

Выставка Аззедина Алайи в Palais Galleria, 2013.

Флагманский магазин Azzedine Alaïa на 5 Rue de Marignan.

Флагманский магазин Azzedine Alaïa на 5 Rue de Marignan.

Монохромная палитра, подчеркнутые талии, аксессуары, созданные при помощи технологии лазерной резки…  Когда в 2013 состоялась выставка Алайи в Palais Gaillera c феерической сценографией Мартина Зекели, его сравнивали с Рей Кавакубо. Но все же первую ретроспективу ему предложил не Париж, а главный Музей дизайна Нидерландов — Groninger Museum.

Эротические монохромные модели от Azzedine Alaïa во многом продукт высоких технологий. The King of Cling — король облегающих силуэтов — он первым стал использовать ткани стрейч, раньше предназначавшихся только для купальников. Благодаря этому материалу платья облегали фигуру как вторая кожа. В 1992 он радовался, что для своей коллекции Spring’92 выбрал материал Relax, который разработчики NASA полюбили за способность служить экраном против микроволновых излучений… Культурный статус Алайи поразителен еще и из-за скромного фона. Он родился в Тунисе, в семье хлеборобов. Изучив скульптуру в местной École des Beaux-Arts, он отправился в Париж, чтобы сделать себе имя, и вскоре устроился на работу в Dior. Откуда был быстро уволен как человек без французских  документов. До успеха, который пришел к Алайя в 1980-х, в его скромной квартире повсюду были швейные машинки: он выполнял заказы как портной, создавая наряды для богатых клиенток.

 


4. Галерея

Экспозиция Au Silence, художник Кристоф фон Вейхс, Galerie Azzedine Alaïa. Фото: Franck Juery/Surface.

С 2013 года Galerie Azzedine Alaïa на rue de la Verrerie выставляет экспонаты, которые наводят мосты между дисциплинами (модой, архитектурой, поэзией, фотографией). В обширную коллекцию Alaïa входят произведения Шнабеля, Сезара, Уорхола… Он не только стал одним из первых коллекционеров аскетичной мебели французских модернистов — Шарлотты Перриан и Жана Пруве, но еще в 2014 рискнул выставлять Memphis и стеллажи-лестницы Этторе Соттсасса.

Выставка Этторе Соттсасса в Galerie Azzedine Alaïa, 2014.

Именно они произвели фурор на стенде Friedman Benda Gallery на выставке Design Miami/Basel 2017.  В 2015 году в Galerie Azzedine Alaïa прошла ретроспектива графических работ поэта Адониса. Позже экспонировалось архитектурное наследие Жана Нувеля и Клода Парана. В сезоне 2016- 2017 — коллекция фотографий Карлы Соццани, с которой он дружил с 1979 года. А до 26 ноября — британский художник, профессор Голдсмитса Ричард Уэнтворт (Richard Wentworth) демонстрирует свое непростое отношение к современной культуре.

5. Бутик

Бутик Azzedine Alaïa в Париже. 2006.

Отвечая на просьбу близкого друга самый дорогой промдизайнер в мире Марк Ньюсон спроектировал обувной бутик Azzedine Alaïa в Марэ. И придумал почти музейный павильон. Ниши, где выставлены вещи, подсвечены как музейные витрины. Несущая колонна оформлена как украшение для скамьи. Пол, стены, ступени сделаны из белого каррарского мрамора. В 2013 Алайя открыл еще один магазин на Rue de Marignan, 5. В нем — мебель коллекционного дизайна от Марка Ньюсона, Пьера Полена, Шарлотты Перриан, работы художника Криса Ру. Концепцию дизайна определил Мартин Шекели, а вертикальный сад создал знаменитый ландшафтный дизайнер Патрик Блан.

  

Аззедин Алайя.

6. Отель

Бутик-отель 3 Rooms.

Аззедин Алайя предпочитал, чтобы его мастерская и дом были расположены как можно ближе друг к другу, а потому всегда объединял их под одной крышей. Мансарду площадью 300 кв. в здании XVII века на rue de Moussy в квартале Марэ в Париже Алайя превратил в бутик-отель 3 Rooms. Апартаменты расположены рядом с его мастерской, демонстрационным залом, квартирой и той самой кухней, где всегда рады гостям. Эти три сьюта с одной и двумя спальнями созданы как безупречные пространства art & design. На фоне белых стен мебель и светильники Жана Пруве, Марка Ньюсона, Арне Якобсена, Шарлотты Перриан, Пьера Полена выглядят не хуже, чем на выставке в музее дизайна. Цены начинаются от 450 евро за ночь.

Апартаменты Аззедина Алайи на rue de Moussy.

Бутик-отель 3 Rooms.

6 способов, которыми Аззедин Алайя изменил мир моды, каким мы его знаем

Мы получаем комиссию за продукты, приобретенные по некоторым ссылкам в этой статье.

Getty Images

10 мая Аззедин Алайя, скончавшийся в ноябре прошлого года в возрасте 77 лет, будет отмечен специальной ретроспективной выставкой в ​​Музее дизайна в Лондоне. Дело в том, что Алайя, сын тунисских фермеров, выращивавших пшеницу, был новаторским провидцем. Здесь мы отдаем дань уважения настоящему художнику, объясняя его выдающееся наследие и всепроникающее влияние.

1. Он понял женское тело

Алайя придал своей одежде женскую форму, спроектировав ее вокруг женского тела. Он ваял свои работы на уровне мастерства Родена (сам Алайя учился на скульптора), никогда не теряя формы того, как его работа будет смотреться на женщине — облегающие и расклешенные формы и зауженные талии являются ключевыми чертами. Черпая вдохновение у древних амазонок, его работы бросили вызов предвзятым представлениям о женственности. Далекие от свободных, мягких форм, которые были до него (вспомните Дайан Китон в Annie Hall ), дизайнер изобрел облегающий силуэт. Его проекты заставляют женщин выглядеть и чувствовать себя как можно лучше; они подворачиваются, захватывают и разглаживают, создавая впечатляющий эффект. «Никакое другое платье не может заставить женщину выглядеть и чувствовать себя так хорошо, как платье Alaia, потому что оно идеально облегает женское тело», — говорит Наоми Кэмпбелл, знакомая с дизайнером с 16 лет.

2. Он был первым, кто отказался традиционная программа шоу

Алайя всегда бьет под собственный барабан. За несколько световых лет до того, как была создана концепция See Now Buy Now (при которой коллекции становятся доступными сразу после показа), он отказался от расписания показов, отказавшись от ожиданий индустрии и фактически пропустив тенденции. После периода показа своих коллекций через несколько месяцев после традиционного расписания Недели моды Алайя полностью ушел из календаря показов в 1992. Однако в июле 2011 года он вернулся с неожиданным шоу с Наоми Кэмпбелл в главной роли, которое получило восторженные отзывы.

3. Он был непревзойденным мастером

Немногие дизайнеры уровня Алайи до сих пор кроят свои собственные выкройки одежды, шьют образцы и проводят примерки, но тунисский дизайнер никогда не переставал пользоваться иголкой и ниткой. Он мастер ориентироваться в весе ткани, и создание и исполнение каждого изделия имеет решающее значение. Его продукция ограничена, но хорошо исследована, продумана и мастерски сделана. В перенасыщенной индустрии, где бренды выпускают все больше и больше коллекций, он был умной аномалией. Для него мода заключалась в тщательном построении, но всегда с целью заставить женщин чувствовать себя совершенно божественными. Алайя был настоящим кутюрье, который редко спал больше двух часов в сутки. Однако он слишком хорошо знал важность своей команды. Фактически, по этой причине Алайя никогда не кланялся после выступления. «Я не хочу быть клоуном», — сказал он однажды Ярмарка тщеславия . «Получить аплодисменты только себе — это слишком неуважительно по отношению ко многим людям, помогающим мне».

4. Платья Alaia не подвержены старению

Фразы «безвременье» и «инвестиции» часто используются в моде, но работы Alaia действительно заслуживают того и другого. Женщины, которые покупают его модели, знают, что они покупают реликвии, прекрасные вещи, которые будут носить десятилетиями, а затем передавать будущим поколениям. Без рекламы и маркетинга коллекции Alaia никогда не переставали привлекать внимание. Несмотря на их высокие цены (его повседневная одежда стоит около 2000 фунтов стерлингов), мало кто будет спорить с их возвращением.

5. Он изобрел супермодель

Хотя Джанни Версаче часто приписывают изобретение супермодели, Алайя был первым. Именно на его интимных, эксклюзивных показах в середине 80-х родилась концепция, и пресса увидела этих сильных женщин вместе. Он заботился о супергероях, таких как Вероника Уэбб, Стефани Сеймур и Наоми Кэмпбелл, как отец. На самом деле Кэмпбелл до сих пор называет его «папа». Синди Кроуфорд, Клаудия Шиффер, Ясмин Ле Бон, Кристи Тарлингтон и Ева Герцигова были постоянными посетителями его показов, и его одежда придавала им внушительный вид. Эти модели отменяли другие заказы, чтобы участвовать в его показах, и то, как они выглядели в его одежде, красивые и сильные, возможно, было эффективным инструментом брендинга для привлечения других рабочих мест.

6. Мир моды находится под его влиянием сезон за сезоном

Когда Шер из Clueless находилась под прицелом и сказала своему преступнику: «Но это Алайя!» популярная культура. Его влияние перетекло из мира моды в более широкий мир, что сделало его имя всемирно известным. Внутри индустрии его влияние широко распространено — его фирменный облегающий силуэт, его мягкая, замысловатая обработка кожи, скульптурные вставки в стиле годе, леопардовый принт, а также приталенные и расклешенные силуэты можно увидеть каждый сезон. От Николя Гескьера из Louis Vuitton до Эрве Леже и Риккардо Тиши мир моды всегда будет заимствовать его наследие.

Биография Аззедина Алайи

26.02.2021 2 комментария

Тунисский дизайнер был одним из самых талантливых и любимых деятелей моды 20-го века — вот его история.

Ранние годы

Алайя родилась в июле 1939 года в Тунисе, столице Туниса, и с детства проявляла талант к искусству. В 1955 году он начал изучать скульптуру в Школе изящных искусств в Тунисе, солгав о своем возрасте, чтобы его приняли, прежде чем переехать в Париж в 1919 году.57 лет, чтобы отточить свои навыки в сфере моды под руководством Кристиана Диора, Ги Лароша и Тьерри Мюглера.

Однако это было трудное время для иммигрантов во Франции. Алайя проработал всего пять дней в Dior (тогда его возглавлял Ив Сен-Лоран), прежде чем были обнаружены проблемы с его документами. К счастью для мира моды, пара аристократок была убеждена отложить это в сторону и взяла его в качестве помощницы по хозяйству и портнихи, познакомив его с женщинами из общества, которые станут его первыми клиентками.

Основание своего бренда

В конце семидесятых Алайя начал создавать платья на заказ для парижской модной элиты в своей парижской квартире на Rue de Bellechasse. Среди первых клиентов были Великий Гарбо, Луиза де Вильморин, танцовщицы кабаре Crazy Horse и Мария-Элен де Ротшильд, и молва о его таланте быстро распространилась. В 1980 году Alaia представил свою первую коллекцию готовой одежды, которую Бергдорф Гудман подхватил после случайной встречи, во время которой одноименный ритейлер увидел на улице женщину в пальто Alaia.

​Международная известность и немалое освещение в престижных модных журналах, в частности Elle и French Elle , последовали за ним, и в 1984 году Алайя была признана дизайнером года и лучшей коллекцией года французами. Министерство культуры. Примерно в это же время Алайя начал оттачивать фирменные стили боди-кона, которые впоследствии стали основой его домашнего кодекса. Постоянный новатор, многие из самых известных дизайнов Алайи были результатом его исследований на фабриках, экспериментов с новыми тканями и преданности искусству раскроя и ручного шитья. Талия была подтянута, а бюст подчеркнут, возмутительно прославляя женские формы, которые оказались чрезвычайно популярными.

К 1988 году Алайя переехала в более просторное помещение в Париже и открыла бутики в Беверли-Хиллз и Нью-Йорке, вскоре после того, как модная пресса окрестила ее «королем моды». Он также собрал вокруг себя кружок статных женщин, которые обожали дизайнера, даже если они возвышались над ним. Грейс Джонс, Тина Тернер, Линда Евангелиста и Мадонна обратились к Алайе за платьями для красных дорожек и гастрольными костюмами. Наоми Кэмпбелл, которой Алайя предложил место для сна в качестве 16-летнего подростка, недавно приехавшего в Париж, всю жизнь относилась к нему как к отцу.

Молодой Алайя в Тунисе

Алайя уходит на ретрит сделал свое раннее имя.

Работая в одном помещении в Марэ, которое было бутиком, ателье, выставочным залом, хранилищем для его обширного архива и функциональным бистро (он любил готовить) в одном месте, Алайя брался за проекты для некоторых из самых громких имен в мире моды, включая супермодель Стефани Сеймур, для которой он создал свадебное платье в 1995, на завершение которого, как сообщается, ушло 1600 часов.

В том же году лейбл Alaia стал нарицательным после того, как Алисия Сильверстоун надела классическое алое мини-платье Alaia в роли Шер Горовиц в фильме Clueless . В то время Алайя была хорошо известна в модных кругах, но еще не добилась массовой популярности. Проверка имени дома в Clueless закрепила его место в поп-культуре и познакомила дизайнера с новым, более молодым поколением потребителей, которые станут ключевой частью клиентской базы бренда.

Образ из коллекции SS21

Несмотря на это, Алайа по-прежнему стеснялся славы, предпочитая совершенствовать свои модели вдали от глаз СМИ. Его также очень любили сверстники за его заботливый характер и поддержку, которую он оказывал молодым дизайнерам, проходившим через его старомодное парижское ателье. Возможно, это больше, чем любой из его самых известных проектов, осталось его наследием.

​Новые инвестиции

В 2000 году, когда продажи шли на спад, Алайя подписала соглашение о партнерстве с группой Prada, что мгновенно повысило привлекательность бренда. Возможно, благодаря сочетанию силы воли со стороны Алайи и признания таланта со стороны Prada, Алайя сохранил высокий уровень контроля над своим брендом, оставаясь верным фирменному стилю, на котором он построил бренд. В 2007 году Алайя выкупил часть своего бизнеса по производству одежды прет-а-порте, решение, возможно, вызванное необходимостью придерживаться двухгодичного графика показов. Алайя был известен тем, что показывал коллекции только тогда, когда был готов, а в 2007 году не устраивал шоу уже три года. У Prada осталась только обувь, а позже в том же году Richemont выкупила долю бизнеса.

​По словам Алайи, в 2008 году ему предложили орден Почетного легиона, высшую награду Франции, но он отказался от награды. Позже он сказал Business of Fashion : «Люди говорили, что я отказался, потому что не люблю Саркози, но это смешно. Я отказался, потому что не люблю украшения, разве что на женщинах. Мое платье на женщине — это прекрасное украшение».

​Возвращение на подиум

В 2011 году Алайя провел свой первый дефиле за семь лет и был заслуженно награжден овациями, а в первом ряду были представлены Донателла Версаче и София Коппола. Бренд пользовался неизменным успехом на протяжении последних лет жизни Алайи. В июле 2017 года Алайя поставит свое последнее выступление (опять же, после пятилетнего перерыва), а 18 ноября 2017 года Алайя скончался в возрасте 82 лет после сердечного приступа. После его смерти бренд Alaïa был продолжен его командой до того, как в феврале 2021 года креативным директором был назначен Питер Мюльер, бывший глобальный креативный директор Calvin Klein.