Баски художник – 13 фактов о Жане Мишеле Баския к выставке в музее Гуггенхайма в Бильбао

Жан-Мишель Баския (Jean-Michel Basquiat) – биография, картины художника

Жан-Мишель Баския является одной из самых загадочных личностей в мире искусства. Оставив после себя огромное наследие, его работы продолжают будоражить сознание и заставляют задаваться философскими вопросами. Сложно найти хотя бы одного человека, который бы при просмотре его работ остался равнодушным. Этот человек входит в список самых влиятельных художников; за свою короткую жизнь, и, за еще более короткую карьеру, он успел влиться в богему и стать знаковой личностью. Кто этот человек? Как он стал известен публике? О его работах, о дружбе с известными художниками и музыкантами, о личной жизни и об уходе рассказывается далее.

Биография: начало творческого пути

Настоящее имя художника – Jean-Michel Basquiat. Он родился 22.12.1960 в Бруклине. Его мать была родом из Пуэрто-Рико, а отец имел предков с Гаити. Именно благодаря такому разнообразию культур мальчик с детства умел говорить по-английски, по-испански и по-французски. Так он мог читать книги на родных языках символистов, мифы разных народов, а также историю. С самого детства он проявлял любовь к искусству и его мать была благосклонна к интересам сына.

С 17-ти лет (в 1977 году) Жан-Мишель, совместно с его другом (Al Diaz), начал рисовать граффити в Манхеттене. Тогда он везде ставил подписи “SAMO”, а также “SAMO shit”. Все его работы состояли из сложных, порой непереводимых фраз, несущих сложный и глубокий смысл. Одна из таких фраз: “Plush safe he think.. SAMO”, может быть переведена, как “Он думает плюш спасает.. SAMO”. Или “SAMO as an escape clause”, как “SAMO, как причина бегства”. Проект был закончен одной фразой – “SAMO IS DEAD”, что означает “SAMO мертв”. В 1978 году Баския оставляет дом и начинает жить с друзьями, при этом подрабатывает деньги на продаже открыток и футболок на улицах Нью-Йорка. Примерно в это же время он создает музыкальную группу, под названием “Gray”, и играет в клубах Манхэттена.

В 1980 году была представлена коллективная выставка художников, под названием The Times Square Show, и Жан-Мишель принимает в ней участие. Но, судьбоносной стала не только эта выставка, но и статья, написанная Рене Ричардом (Rene Ricard) в журнал Artforum. Заголовок звучал, как The Radiant Child (Радиантный Ребенок). Именно эта публикация поспособствовала развитию международной карьеры Жан-Мишеля. Затем Баския долго выставлял свои работы в Нью-Йоркских галереях. С начала 1982 года Баския постоянно выставляет свои работы совместно с неоэкспрессионистами того времени – Энцо Кукки, Дэвидом Салле и другими.

Баския и Уорхол

В этом же году, в 1982-ом, Баския знакомится с одним из известнейших поп-арт художников – Энди Уорхолом. Влияние Уорхола трудно переоценить, тогда он был одной из культовых личностей в богеме. Знакомство с Энди не только помогло Жан-Мишелю раскрыть новые стороны своего таланта, но и сделало его более значимой личностью, ведь Уорхол тогда считался практически “полубогом”, как его привыкли называть.

Занятный факт: еще на заре своей карьеры Жан-Мишель зашел в кафе, где обедал Уорхол, и продал ему пару своих открыток. Друзья, ожидавшие Мишеля на улице не поверили ему, когда он рассказал о произошедшем.

Но, даже знакомство с Уорхолом не помогло Баския стать “серьезным” художником в классическом понимании этого слова. Дело в том, что его рисунки носили андеграундный характер, и даже после получения образования он продолжал использовать небрежный тон, противоречащий всем законам художественной школы. Тем не менее, он оставался культовой личностью и все люди стремились стать ближе к нему.

Дружба с Энди длилась вплоть до его кончины в 1987 году. Уорхол и Баския создали множество совместных работ, самой известной, пожалуй, из которых оказалась “Безымянная”, написанная в 1984 году. Затем они пробовали соединить трафаретную технику Уорхола со свободным и диким жанром Баския. Так родилась целая группа работ, часть которой хранится в частных коллекциях, а другая в музеях. У друзей есть огромное количество совместных фото и произведений, многие считали их лучшими друзьями, о чем Энди не раз упоминал в различных интервью.

Работы

Работы Жан-Мишель Баския продавались и при его жизни. Но, только задолго после его смерти, работы резко приобрели в цене и стали продаваться за миллионы долларов США. Сложно сказать, какие именно у Баския самые известные картины. Большинство из них и вовсе не имеют какого-либо названия. Сначала известность приобрели его граффити, которые он подписывал, как “SAMO”.

«Bananas» (1984)

«Автопортрет» (1984)

«Башка» (1982)

Жан-Мишель Баския, Энди Уорхол. Без названия (1984)

«Верхом на смерти» (1988)

«Вино Вавилона» (1984)

«Гибкий» (1984)

«Голливудские африканцы» (1983)

«Голова» (1981)

«Две головы» (1982)

«Духовики» (1983)

«Затуманенные головы» (1982)

«Земля» (1984)

«Знаменитые негритянские атлеты» (1981)

«Логотип» (1984)

«Шутка черного полицейского»

«Без названия» (1982)

«Ла Хара» (1981)

Стиль художника

Принято относить его работы к следующим стилям:

  • Стрит-арт
  • Неоэкспрессионизм

Стиль художника Баския сложно отнести к какому-то одному направлению. Дело в том, что он использовал в своем творчестве как элементы модерн, так и национальное народное искусство. Имея гаитянские корни, он все же что-то перенял от этого направления и изобразил его по-своему.

Личная жизнь

Баския никогда не был женат и не имел детей. Он вел весьма разгульный образ жизни и никогда себе ни в чем не отказывал. Известно, что на заре своей карьеры с ним встречалась Мадонна. Которая даже как-то подралась с другой девушкой Жан-Мишеля. В целом, он всегда оставался ребенком, никогда не строил планов на жизнь и ни к чему не относился слишком серьезно.

Наследие

Официальная причина смерти – передозировка наркотическими веществами. До сих пор ходит много слухов по поводу произошедшего, однако данная причина была указана экспертизой. Американский художник Жан-Мишель Баския ушел из жизни в 1988 году в возрасте 28 лет.

18 мая 2017 года японский дизайнер купил безымянную работу Жан-Мишеля за $110,5 млн, на данный момент – это самая дорогая картина. В 2013 году “Затуманенный головы” была продана за $14,6 млн. Рисунки Баския возрастают в цене из года в год, и это можно наблюдать по истории продаж. Картины Жан-Мишель Баския по-прежнему можно увидеть в музеях Нью-Йорка. В Москве работы художника периодически появляются с различными выставками в Музее Современного Искусства.

crossarea.ru

5 фактов, которые нужно знать о Жане-Мишеле Баския | Vogue Ukraine

Жан-Мишель Баския – один из самых известных современных художников. Американец также является главной фигурой в панк-искусстве и неоэкспрессионизме. Прославился Баския благодаря своим работам в стиле граффити и стрит-арт. Он получил международное, сосредоточив свое творчество вокруг проблем расизма и всевозможных неравенств. Баския стал первым темнокожим художником, добившимся популярности, и хотя его карьера прервалась из-за смерти всего в 27 лет, в мире искусства произведения Баскии остаются чрезвычайно влиятельными.

Жан-Мишель Баския

Баския родом из культурно богатой, но непростой семьи. Его отец был иммигрантом из Гаити, а мать – американкой пуэрториканского происхождения. Это позволило ему свободно говорить на английском, испанском и французском. Его мама любила живопись и все детство мальчика посещала с ним нью-йоркскии музеи. 

Некоторое время после того, как его родители развелись, а его мать попала в психиатрическую больницу, Баския ушел из дома из-за физического и эмоционального насилия. Несколько лет он провел без крыши над головой, оставаясь у друзей, ночуя на скамейках в парке и заброшенных зданиях.

В 2013 году картина «Затуманенные головы» (1982) была продана за 48,8 млн долларов на аукционе в Нью-Йорке

Жизнь на улице сыграла важную роль в его карьере. Будучи бездомным, Баския продавал открытки и футболки со своими рисунками, чтобы заработать хотя бы на еду. Сегодня эти работы расходятся на аукционах по несколько тысяч долларов.

Энди Уорхол и Жан-Мишель Баския

Баския дружил и сотрудничал с Энди Уорхолом. С легендой поп-арта Жан-Мишель познакомился в одном из нью-йоркских ресторанов. Случайно увидев Уорхола, он предложил ему приобрести несколько его открыток. Уорхол согласился, и к тому же пригласил молодого художника пообедать вместе с ним. Тот отказался, сказав, что ему нужно идти. На самом деле Баския побежал в студию, успел написать картину с ними двоими, а затем поспешил назад в ресторан, чтобы подарить ее новому знакомому. В итоге они вместе создавали картины, в которых поп-арт Уорхола был покрыт граффити. С 1984 по 1985 годы они «в четыре руки» написали 130 холстов. 

Великие хиты Леонардо да Винчи, 1982

Анатомические детали на картинах Баския появились из-за детской трагедии. Когда Жан-Мишель был еще ребенком, его сбила машина. Он получил множественные внутренние повреждения и перелом руки, ему пришлось удалить селезенку. Процесс реабилитации растянулся на долгое время. Для развлечения, мать принесла мальчику учебник «Анатомия Грея». Время, проведенное с книгой стало причиной появления в творчестве художника отсылок к этому анатомическому атласу.

В 2017 году безымянная работа Баския 1982 года была продана за 110,5 млн долларов на аукционе в Нью-Йорке

Картины, представленные на его первой персональной выставке, полностью распродались. В 1982 году, кудожнику было всего 21, вместо холстов он использовал ящики, двери, окна и даже холодильники. После этого он стал невероятно популярным, его часто замечали в компании многих звезд. В то же время он начал дружить с Дэвидом Боуи, и встречался с Мадонной.

Мадонна и Жан-Мишель Баския

vogue.ua

Как смотреть Баския • Arzamas

Искусство

С 17 января Beat Films выпускает в прокат документальный фильм Сары Драйвер «Баския: взрыв реальности» о жизни и карьере художника в Нью-Йорке рубежа 1970–80-х годов. Фильм уже был показан на московском Beat Film Festival в рамках совместной программы c летним кинотеатром музея «Гараж» Garage Screen, а теперь выходит в прокат в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России

Автор Валентин Дьяконов

Автор самой дорогой американской картины, когда-либо проданной на аук­ционе  В 2017 году картина «Без названия» (1982) была куплена на аукционе Sotheby’s за 110,487,500 дол­ларов., бывший бойфренд Мадонны, Жан-Мишель Баския, пожалуй, послед­ний из художников XX века, оставивший после себя мощную роман­тическую ауру. В России она чувствуется меньше, чем в англоязычном мире, но в ее причинах и истоках имеет смысл разобраться.

1. «Знаменитые негритянские атлеты» (1981)

© The Estate of Jean-Michel Basquiat / Fair use

Четыре лица без определенных черт, бейсбольный мяч и три слова — все очень просто и нарисовано с детской энергией, выходящей за контуры. Баския еще школьником начинал с уличного искусства и в дуэте с Элом Диасом работал под ником SAMO  Сокращенное «same old», в свою очередь сокращенное от «same old shit» — «всё то же дерьмо».. Первые вещи для выставок в галереях — рисунки, в том числе и этот, с фразой, которая часто встречается на его работах, — «famous negro athletes» («знаменитые негритянские атлеты»). Помимо ритмичности и даже перкуссионности этих слов, их важность в том, что Баския указывает на простой факт: чернокожие знаменитости в Америке существуют только в спорте, но не в культуре и искусстве. 

Жан-Мишеля Баския сложно понять без базовых представлений о рейганомике и борьбе за права человека в США в 1960-е. Еще сложнее осознать, что его слава (но не он сам) является продуктом этих идеологически полярных процес­сов. Рейганомика, то есть экономическая стратегия правительства США при пре­зиденте Рональде Рейгане, заключалась в снижении налогов для богатых людей и корпораций, из-за чего у тех и других освободились излишки капи­тала, которые использовались для разных спекулятивных игр, в том числе и на художественном рынке. Именно этим объясняются высокие цены на работы художника при его жизни и уже после смерти. Баския умер в 1988 году, через год после выхода на экраны фильма Оливера Стоуна «Уолл-стрит». «Жадность — это хорошо», — утверждает главный герой фильма, корпоративный рейдер Гордон Гекко (кстати, фамилия говорящая, в одной букве от прожорливой ящерицы геккона). Прошлые и нынешние коллекцио­неры Баския часто похожи на Гекко. 

Кульминацией борьбы за права человека в США стало убийство чернокожего политика Мартина Лютера Кинга белым фанатиком во время митинга 4 апреля 1968 года в Мемфисе. Бунты афроамерикан­ского населения по всей Америке убедили правительство, что в структуре американских городов нужно что-то менять. Были приняты новые законы о десегрегации, вводившие, например, общие автобусы для белых и черных школ. Результатом этих мер стала вспыш­ка бытового расизма, известная как «побег белых» («white flight») из центров больших городов на окраины, в так называемую одноэтажную Америку. Так в мегаполисах США образовались трущобы, существующие и по сей день (хотя сегодня джентрификация потихоньку вытесняет беднейшие слои населения на окраины). В них жили и живут собратья Баския, чьи интересы и духовную жизнь он взялся представлять в ультраснобском и элитарном мире современ­ного искусства.

2. «Духовики» (1983)

© The Estate of Jean-Michel Basquiat / Fair use

Триптих «Духовики» посвящен концертному альбому саксофониста Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи «Джаз в Мэсси-холле», записанному 15 мая 1953 года. Это шедевр одной из джазовых манер, би-бопа, отличающейся высокой скоростью и головокружительной сложностью. Помимо их схема­тичных портретов, Баския покрывает холсты надписями, отсылающими к музыке («Ornithology» — композиция Чарли Паркера, у которого было прозвище Птица), анатомии («ear», «teeth», «feet» и «larnyx», искаженное «larynx» — «гортань», важный орган для духовика) и даже спискам покупок («soap» — «мыло»). В центральной части красуется череп — частый у Баския мотив, связанный со скоротечностью жизни, в первую очередь афроамерикан­ской.

Обращение Баския к Паркеру и Гиллеспи вскрывает общие приемы: импро­визацион­ность, нарочито разболтанные композицион­ные ходы, умение впле­тать ошибки в музыкальную (и изобразительную) ткань. Кроме того, это по­пыт­ка включить Паркера и Гиллеспи в современность и утвердить их место в истории с помощью монументаль­ной живописи. Список несправедли­востей, допущенных по отношению к гениям афроамериканского искусства, очень длинный, и особое место занимают в нем джазмены и блюзмены, к которым в Европе относились намного человечнее, чем на родине.

3. Жан-Мишель Баския, Энди Уорхол. Без названия (1984)

© The Estate of Jean-Michel Basquiat / Fair use

Эта работа Баския, написанная вместе с Энди Уорхолом, — единственная, которую можно увидеть в России (она выставлена в Мраморном дворце Русского музея). Баския взял Уорхола нахрапом: в 1980 году подошел к нему в ресторане и сунул несколько рисунков. Правда, до совместной работы дело дошло только к 1984 году. Оба работали независимо: Уорхол раскрашивал контуры предметов, спроецированные на холст диапроектором, Баския затем экспрессивно лепил слой за слоем (результат напоминает рекламу мебельного магазина, покрытую граффити).

На тот момент коллеги и критики относились к Уорхолу крайне негативно. Его считали придворным художником у людей, добившихся успеха при Рейгане, портретистом спекулянтов и плутократии. И действительно, редкий образ успешного бизнесмена в американском кино 1980-х обходится без портрета кисти Уорхола в интерьере. Ореол звездности и ощутимого финансового достатка, однако, привлекал Баския и близкое ему поколение художников, не нашедших точек соприкосновения с академичным и строгим искусством концептуализма и минимализма. Признание Уорхола было для Баския крайне важным, но недолго. С первых совместных выставок середины 1980-х на дуэт посыпались критические отзывы, и Баския почувствовал, что ассоциации с Уорхолом тянут его ко дну, после чего прекратил общение со старшим коллегой. Смерть Уорхола в 1987 году тем не менее Баския перенес крайне тяжело и погрузился в депрессию, которая и стала одной из причин его ранней кончины от передозировки героина.

4. «Автопортрет» (1984) 

© The Estate of Jean-Michel Basquiat / Fair use

С самого начала своей карьеры Баския рассчитывал на признание наравне с гениями авангарда. Его «Автопортрет» 1984 года тому доказа­тельство: кар­тина ставит Баския в освященный давней традицией ряд худож­ников, утвер­ждав­ших свое право на независимость от заказчика и чисто ремесленных вопросов. Надо сказать, что Баския своего добился: его очень часто называют «черным Пикассо». На «Автопортре­те», однако, не чувствуется уверенности в том, что поиск славы обречен на успех: художник тщательно выписывает зубы, не улыбается, но скалится на зрителя, как бы сопротивляясь одомаш­ниванию.

До появления Бэнкси Баския был главным символом успеха для не-белых уличных художников, мечтающих о карьере в большом мире искусства. Стре­мительное продвижение через анонимность улиц в престижную галерею Аннины Нозей, коллекцию Генри Гельдцалера, европейские собрания, аукционные рекорды и, наконец, посмертная ретроспектива в американской Третьяковке, Музее Уитни, в 1992 году считались до недавних пор образцом взлета для граффитчика. Но искусство Баския не похоже на то, чем занимались его соратники, прославлявшие свои имена тщательно выписанными каллигра­фическими надписями. У его работ европейская родословная: мать водила Баския в Музей современного искусства Нью-Йорка смотреть на Пикассо и авангард, а его стиль больше напоминает ар-брют, направление, открытое французским художником Жаном Дюбюффе в 1950-е годы. Дюбюффе увлекся искусством аутсайдеров и примитивными рисунками в общественных местах, увидев в этих выплесках массового сознания основания для новой, брутальной и прямолинейной эстетики, напоминающей о европейской архаике. 

5. «Верхом на смерти» (1988)

© The Estate of Jean-Michel Basquiat / Fair use

«Верхом на смерти» — практически рентгеновское изображение: вроде бы художник и победил, оседлав вечного врага человечества, а вроде и проиграл, потому что диагноз неумолим. Эта вещь сделана в последний год жизни Баския. Чернокожая мужская фигура в профиль, висящая в воздухе, под ней — смерть на четвереньках. Они постепенно растворяются в золотом — то ли фоне, то ли тумане (в европейском христианском искусстве такие фоны символизи­ровали небеса и вечность).

К молодым знаменитостям часто приковано пристальное внимание СМИ. В 1987 году многим критикам казалось, что Баския повторяется и работает только для коллекционеров. Как уже было сказано, сам он погружался в депрессию, став в итоге жертвой героиновой эпидемии и превратившись из «лучезарного ребенка», как назвал его критик Рене Рикар, в наркомана.

Смерть от передозировки в 1988 году превратила Баския в романтического героя и поставила его в один ряд с другими художниками, уничтожившими себя. В 1996 году вышел фильм о Баския, снятый его другом Джулианом Шнабелем, — а байопики о художниках можно пересчитать по пальцам.

Жан-Мишель Баския. 1980-e годы© DIOMEDIA

Однако нельзя сказать, что притягательность Баския поверхностна и основана только на трагических обстоятельствах рано оборвавшейся жизни. В образе дикаря, рассказывающего правду, либеральный Запад видел надежду на спасе­ние еще со времен Вольтера. Баския стал в ряд таких дикарей, открыв поклон­никам, не имеющим лишних миллионов на покупку его вещей, правду об их зависимом и угнетенном состоянии. Картины Баския — это шум и ярость, которые дано почувствовать всем, кто чувствует себя в клетке рутины.

Полное расписание Beat Film Festival можно увидеть тут.

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Архив

Искусство

«Целая буря гармоний»: Пикассо, Маяковский и другие о Матиссе

В день 150-летия художника великие люди признаются ему в любви

arzamas.academy

Баския Жан-Мишель | Art Узел

Жан-Мишель Баския родился 22 декабря 1960 года в Нью-Йорке, США, умер в 1988 году — американский художник.

Баския родился в Нью-Йорке — в Бруклине. У него было две младшие сестры. Его мать, Матильда, была из Пуэрто-Рико, а отец, Джерард, имел гаитянские корни. Благодаря этому Мишель с детства свободно говорил на французском, испанском и английском языках, читал книги, в том числе поэзию символистов, мифы и историю. Уже в раннем возрасте он проявил способности к искусству, и его мать поощряла эти стремления. Его отец был успешным экономистом. Ему принадлежало здание на Пасифик-Стрит, где жила его семья. В возрасте шести лет Баскиа стал юным членом совета Бруклинского музея.

В сентябре 1968 года в возрасте восьми лет Баския был сбит машиной во время игры на улице. У него была сломана рука и повреждено несколько внутренних органов, в итоге он перенес операцию по удалению селезенки. Пока он выздоравливал от полученных ран, чтобы занять его, мать принесла ему книгу Анатомия Грея. Эта книга оказала значительное влияние на его будущее художественное видение. В том же году его родители развелись, и он с сестрами остался с отцом. Они прожили в Бруклине пять лет, а затем переехали Пуэрто-Рико в 1974 году. Еще через два года они вернулись в Нью-Йорк.

Когда Баския было 11, его мать была помещена в психиатрическую клинику. В 15 лет Баския убежал из дома. Он ночевал на скамейке в парке Вашингтон-сквер и в течение недели был арестован и возвращен на попечение отца. Баския был отчислен из десятого класса Высшей школы Эдварда Р. Марроу. Тогда отец выгнал его из дома и, он жил с друзьями, подрабатывая продажей футболок и открыток на улице. Так же он работал в Unique Clothing Warehouse в Западном Бродвее, Манхеттен. 

В 1976 году Баския и его друг Al Diaz начали рисовать граффити на стенах зданий в Нижнем Манхеттене, подписываясь «SAMO» или «SAMO shit». Изображения состояли из содержательных фраз, смысл которых сложно перевести на русский язык, например, «Plush safe he think.. SAMO» («Он думает, что плюш оберегает (его). SAMO») или «SAMO as an escape clause» («SAMO как условие отрицания»). 11 декабря 1978 в Village Voice была опубликована статья article об этих надписях. Когда закончилась дружба Баския и Al Diaz проект так же закончился эпитафией «SAMO IS DEAD» («SAMO мертв») в 1979 году. 

В 1979 году Баския появился в прямом эфире общественного кабельного телевидения на шоу TV Party, ведущим которого был Глен О’Брайен, так они подружились. Баския регулярно появлялся на шоу в течение следующих нескольких лет. В тот же 1979 год Баския собрал группу Test Pattern, играющую нойз-рок, экспериментальное ответвление панк-рока. Позже группа была переименована в Gray  и выступала в различных клубах Манхеттена. Gray так же включала Шеннона Доусона, Майкла Холмана, Ника Тейлора, Уэйна Клиффорда и Винсента Галло. Они выступали в ночных клубах, таких как Max’s Kansas City, CBGB, Hurrah и the Mudd Club. В 1980 году Баския снялся в независимом кино Downtown 81 О’Брайена, первоначально фильм назывался New York Beat. В тот же год Баския встретил Энди Уорхола, в ресторане. Баския представил Уорхолу примеры своих работ, Уорхол был потрясен гениальностью и обаянием Баския.  Они вместе создали много совместных работ. Они работали вместе, влияли на творчество друг друга. Их отношения продолжались до смерти Уорхола в 1987 году. 

В июне 1980 Баския принимает участие в The Times Square Show, коллективной выставке художников. В 1981, поэт и арт-критик Рене Ричард (Rene Ricard) опубликовал статью «The Radiant Child» в журнале Артфорум, которая способствовала международной карьере Баския. 

К концу 1982 года Баскиа приехал в Лос-Анджелес, чтобы немного отдохнуть. Всего год назад ему удавалось держаться на плаву благодаря своим щедрым подружкам, а теперь он сам снимал студию у Ларри Гагосяна стоимостью 2500 долларов в месяц. В том году он написал свою знаменитую картину в оттенках желтого “Hollywood Africans”, которая сейчас находится в коллекции Музея Уитни. 

“Hollywood Africans”, 1982

В ее центре расположены три фигуры – автопортрет и карикатурные изображения художников граффити RAMMELLZEE и TOXIC, которых он привез с собой за Западное побережье. В документальном фильме Тамры Дэвис «Лучезарное дитя» (The Radiant Child), дилер Фред Хоффман описывает, как принимали Баскиа в Лос-Анджелесе. Из этого текста становится ясно, какой опыт послужил источником вдохновения этой картины:

«Около 10 часов вечера я стоял в лобби ресторана Spago в ожидании места. Вслед за Ларри Гагосяном вошли Жан-Мишель, RAMMELLZEE и FAB 5 FREDDY, и в зале воцарилась полная тишина. Я хочу сказать, что эти трое молодых чернокожих парней были один симпатичнее другого. Не знаю, что думали люди – может, они считали, что это какие-то супер новые голливудские звезды или им показалось, что их сейчас ограбят. Но в зале просто повисла мертвенная тишина. Это была фантастика».

С 1982 Баския регулярно выставляется с Джулианом Шнабелем, Дэвидом Салле, Франческо Клементе и Энцо Кукки, группой художников, которую арт-критики, кураторы и коллекционеры вскоре назовут неоэкспрессионистами.

В 1982 году Баския некоторое время работал с музыкантом и художником Дэвидом Боуи. 

Сингл «Beat Bop», 1983

В 1983 году Баския выпустил 12 минутный рэп сингл с участием хип-хоп исполнителей — Rammellzee и K-Rob, сингл включал две версии одного трека: «Beat Bop» с вокалом на одной стороне и инструментальную версию «Beat Bop» на другой. Сингл был выпущен ограниченным тиражом одноразовым лейблом Tartown Record Company. Упаковка сингла известна работой Баския, что делает его желанной вещью, как среди коллекционеров записей, так и коллекционеров искусства. Благодаря предложению швейцарского дилера Bruno Bischofberger, Уорхол и Баския работали над совместной серией картин в период между 1983 и 1985 годами. В работе Olympic Rings (1985), Уорхол сделал несколько вариантов олимпийских колец, окрашенные в оригинальные исходные цвета. Баския ответил абстракцией, стилизовал этот логотип в свой граффити стиль. 

Баския часто рисовал в дорогих костюмах Армани и даже появлялся на публике в этих забрызганных краской костюмах. 

В 1986 году Баския выставляется в знаминитой галерее Mary Boone в Сохо. 10 февраля 1985 года он появился на обложке журнала The New York Times Magazine с заголовком «New Art, New Money: The Marketing of an American Artist». С 1984 многие друзья Баския начинают отмечать его всё более странное поведение, вызванное приёмом наркотиков. Баския пристрастился к героину в годы жизни среди уличных художников Нью-Йорка. 

В апреле 1988 года у Баскиа открылась первая персональная выставка в нью-йоркской галерее at Vrej Baghoomian Gallery.

Среди его работ была “Riding With Death”. Здесь нет безумного текста, характерного для его творчества; словно он пытается успокоиться, очистить свой внутренний взор. В центре картины изображена единственная человеческая темнокожая фигура, скрученная и одинокая. Она сидит верхом на скелете лошадки. Возможно, это визуальная отсылка к сленговую словечку «лошадка», обозначающее наркотик, который всего четыре месяца спустя, в августе 1988, унесет его жизнь.

 “Riding With Death”, 1988

На фоне картины изображено плоское и безликое поле золотистого цвета. Оно может символизировать что-то святое, лучшую жизнь, к которой стремился художник. Но этот фон может быть и символом культуры гламура и денег, в которую он погружался. Сложно сказать, благословение это или проклятие, и это делает эту историю особенно печальной.

Когда умер Энди Уорхол – 22 февраля 1987 года, Баския все более обособляется, и его героиновая зависимость и депрессия становятся сильнее. Несмотря на попытки воздержания в течение поездки в Мауи, Гавайи, Баския умирает 12 августа 1988 года от передозировки героина в своей художественной студии на улице Great Jones в Нью-Йорке. Ему было 27. Баския был похоронен на кладбище Green-Wood в Бруклине.   

Творчество Баския можно условно разделить на три периода. В ранний период, с 1980 по 1982, он часто изображает скелеты и маскообразные лица, в чем выражается его необычайный интерес к смертности. Другие наиболее частые образы: автомобили, здания, полиция, игры детей на тротуаре и граффити, пришедшие из его опыта рисования на улицах города. Средний период, с конца 1982 по 1985 год отмечен интересом Баския к его гаитянским корням. Последний период, с 1986 до смерти в 1988, отмечен новой манерой и новыми образами.

Искусство Баскиа излучает жизненную энергию – он работал быстро, и рисовал везде, на всех поверхностях, которые его окружали – и своей бесконечной привлекательностью оно во многом обязано легенде о спонтанности художника, не сдерживаемой самоцензурой. Но если вы приглядитесь, вы увидите, что почти все работы Баскиа являются отпечатками его болезненного сознания. Эта живопись аллегорична, она рассказывает не о черной расе в целом, а о сложном статус Баскиа, который существовал между двумя общинами, среди ожиданий, которым он не мог соответствовать. На самом деле, если вы будете  верно интерпретировать его работы, вы увидите, что они были резким обвинением в адрес той самой публики, которая его так охотно приняла, и славы, пришедшей к художнику, чтобы его погубить.

“Eyes and Eggs”, 1983

Возьмем, к примеру картину выставки Гагосяна, например, “Eyes and Eggs” (1983). На ней, в типичном экспрессионистическом стиле Баскиа, изображен измученный темнокожий человек. (Человеческие фигуры словно подверглись излучению какой-то рентгеновской машины, их тела деформированы, разворочены, через кожу видны зубы и ребра, гениталии отделены от тела). На комбинезоне человека написано его имя – JOE. В руках он держит сковородку, на которой разбито два яйца. Их кроваво-красные желтки визуально рифмуются со сверкающими глазницами черепа. Название картины дает понять, что на самом деле герой делает омлет из собственных глаз. Эта работа не только привлекает взгляд своим мрачным сюжетом, ожидающим своего арт-критика, но является чем-то гораздо более сложным. Фигура здесь является одновременно субъектом и объектом; изображенный герой берет свое видение, свое собственное восприятие мира и делает из него яичницу, которой угощает постоянных зрителей.

После недолгого увлечения граффити, к Баскиа пришла слава. Граффити было основной арт-формой безденежного Нью-Йорка 70-х годов. Однако Баскиа никогда не был частью граффити тусовки в Бронксе. Его работы в стрит-арте недвусмысленно предназначались для жителей Сохо, что означает, что искусство в основном привлекало внимание креативного класса, жившего в центре. Это сработало. Всего за два года в начале 80-х Баскиа прошел путь от неординарного райтера, известного под именем SAMO, до участника до галерейных выставок, цены на работы которого составляли сотни тысяч долларов.

Все, кто встречал Баскиа, отмечали его амбициозность, его стремление заявить о собственных творческих устремлениях (его символикой, и символом копирайта, которым он помечал все вокруг себя была корона). Когда он обратился к живописи на холсте, он сохранил свой нервный стиль, подсказанный граффити, но приправленный референциями на темы классического искусства. 

Баскиа мог видеть, что СМИ в основном интересовались его физиогномикой, а не его искусством. В 1985 году его совместная выставка с Уорхолом подверглась резкой критике, у него было ощущение, что он был какой-то модой, время которой уже почти истекло.

Как у художника, у него было очень острое ощущение того, что всегда находится на сцене, всегда играет роль; в конце концов, его первые холсты на подрамниках были созданы для фильма 1981 года, в котором он сыграл роль художника-неудачника. Это дает представление о том, как недолго он жил в созданной им самим мифологии. Наркотики помогали ему сконцентрироваться и соответствовать требованиям, которые предъявлял к нему арт-рынок. Они были частью образа раблезианского художника-мученика, легенды, которая, насколько это было ему известно, оставалась двигателем его успеха. «Люди говорят мне, что я должен бросить наркотики, – должен был он заметить, – и, потом, когда я это делаю, они говорят, что это может сказаться на моем творчестве».

artuzel.com

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой

Уникальные люди приходят в этот мир, порой, ненадолго, однако успевают показать нам то, что не всегда мы можем и готовы понять, но что заставляет остановиться и задуматься, все ли есть так, как мы видим?

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 1

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 2

Позвольте представить вам Жана-Мишеля Баскиа — самого высокооплачиваемого в истории граффити-художника, художника неоэкспрессиониста. В 2013 году на аукционе в Нью-Йорке его картина «Затуманенные головы» ушла с молотка за 48,8 млн долларов.

Родился Баскиа в Нью-Йорке — в Бруклине. В 70-е начал рисовать граффити на зданиях в Нижнем Манхэттене, используя при этом псевдоним SAMO.

Баскиа был знаком со многими известными личностями. У него были короткие романтические отношения с Мадонной. Он работал под руководством музыканта Боуи и долгое время сотрудничал с художником Энди Уорхоллом.

Умер от отравления наркотиками в 27 лет.

Его крылатые слова I don’t think about art when I’m working. I try to think about life. — «Я не думаю об искусстве, когда я работаю. Я стараюсь думать о жизни».

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 3

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 4

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 5

О творчестве Жана Мишеля мало написать, что он творил в таком-то стиле и направлении в живописи, важно донести почему он так делал.

Баския показывает мир в простой и непринужденной манере ребенка.

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 6

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 7

Много ли среди нас смельчаков, способных показать себя такими, какими они есть? Много ли людей отважатся заявить миру: «Да, я именно такой!» и выпустить всех своих монстров наружу.

Баския мог. Посредством живописи он освобождался от канонов общества, заглядывал внутрь себя и вытаскивал на свет божий свое видение реальности. Показывал всего себя, не задумываясь о какой-либо критике. Творил легко и непринужденно.

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 8

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 9

«Я могу рисовать как Рафаэль, но мне понадобится вся жизнь, чтобы научиться рисовать так, как это делает ребенок» — известное высказывание знаменитого художника Пабло Пикассо. Оно отражает преклонение и восхищение знаменитого мастера перед рисунком ребенка, который рисует так, как видит, просто и наивно, живо и непосредственно, он не скован нормами и канонами.

Баскиа до конца жизни сохранит в своих работах «ребенка». В этом его гениальность, поэтому он и не мог остаться незамеченным.

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 10

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 11

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 12

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 13

Осознанно осмыслить творчество Баскиа невозможно, да этого и не получится, надо просто расслабиться и дать сознанию погрузиться в мир его работ, проникнуться манерой общения художника с окружающим миром. Возможно, вам откроется нечто запредельное, возможно вы откроете себя.

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 14

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 15

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 16

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 17

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 18

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 19

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 20

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 21

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 22

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 23

Работы Баския могут вызывать абсолютно противоречивые чувства, но ни одного человека, соприкоснувшегося с его творчеством, не оставят равнодушным.

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 24

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 25

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 26

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 27

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 28

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 29

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 30

Познакомилась я с этим художникам случайно, блуждая по просторам интернета. Первой моей реакцией на его работы было: «Это же детские рисунки, почему эта страшная мазня стоит так дорого?».

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 31

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 32

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 33

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 34

Теперь поняла почему.

Для окружающих мы часто предстаем такими, какими хотим, чтобы они нас видели, зачастую с собой бываем не менее лживыми, чем с остальными, постоянно носим тысячи масок.

Только ребенок без утайки расскажет вам обо всем, а такой художник, как Баскиа, поможет на бессознательном уровне выйти из состояния важного взрослого, вновь окунуться в мир детства, где все просто и понятно, стать самим собой. Поэтому его работы вначале вызывают искреннее недоумение, а потом восхищение.

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 35

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 36

С творчеством Баскиа у меня сейчас иные, особые отношения. Это и уникальный способ познания себя, и возможность ощутить свободу, быть открытой миру (хотя и дается с трудом), искусство быть собой.

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 37

Как правило, подобные Баскиа люди не могут адаптироваться к жизни. Они приходят, в этот мир, делают то, что предназначено и уходят, иногда бывают услышанными.

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 38

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 39

Жизнь и работы Жана-Мишеля Баскиа вдохновили к созданию множества книг, поэм, биографических и художественных фильмов («Жан-Мишель Баския: Лучезарное дитя», 2010 г., «Баскиа», 1996 г.).

Jean-Michel Basquiat: искусство быть собой, фото № 40

www.livemaster.ru

Жан-Мишель Баския: жизнь и творчество художника

Жан-Мишель Баския (англ. Jean-Michel Basquiat, 22 декабря 1960, Нью-Йорк, США — 12 августа 1988, Нью-Йорк, США) — американский художник. Прославился сначала как граффити-художник в Нью-Йорке, а затем, в 1980-х, как очень успешный неоэкспрессионист.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Жана-Мишеля Баския

Библиография и фильмография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Баския родился в Нью-Йорке — в Бруклине. Его мать, Матильда, была из Пуэрто-Рико, а отец, Джерард, имел гаитянские корни. Благодаря этому Мишель с детства свободно говорил на французском, испанском и английском языках, читал книги, в том числе поэзию символистов, мифы и историю. Уже в раннем возрасте он проявил способности к искусству, и его мать поощряла эти стремления.

В 1977, в возрасте 17 лет, Баския и его друг Al Diaz начали рисовать граффити на стенах зданий в Манхеттене, подписываясь «SAMO» или «SAMO shit».

В 1978, Баския покидает дом, живёт с друзьями, подрабатывая продажей футболок и открыток на улице. Также в конце семидесятых Баския с товарищами организует группу Gray, которая играет в различных клубах Манхеттена.

В июне 1980 Баския принимает участие в The Times Square Show, коллективной выставке художников. В 1981, поэт и арт-критик Рене Ричард (Rene Ricard) опубликовал статью «The Radiant Child» в журнале Артфорум, которая способствовала международной карьере Баския. На протяжении нескольких следующих лет Баския продолжает выставлять свои работы в Нью-Йорке.

С 1982 Баския регулярно выставляется с Джулианом Шнабелем, Дэвидом Салле, Франческо Клементе и Энцо Кукки, группой художников, которую арт-критики, кураторы и коллекционеры вскоре назовут неоэкспрессионистами.

В 1982 Баския встретил Энди Уорхола, с которым впоследствии часто сотрудничал.

С 1984 многие друзья Баския начинают отмечать его всё более странное поведение, вызванное приёмом наркотиков. Баския пристрастился к героину в годы жизни среди уличных художников Нью-Йорка.

В 1985 Баския появился на обложке The New York Times Magazine.

Жан-Мишель Баския умер от отравления наркотиками (он смешал кокаин и героин) в своей студии в 1988 году. После его смерти у него дома были найдены 171 картина, 917 рисунков, 85 принтов, а также 25 тетрадей с зарисовками.

ТВОРЧЕСТВО

«Я не думаю об искусстве, когда я работаю. Я стараюсь думать о жизни»

В подростковом возрасте парень начал увлекаться граффити (graffiti) – искусством настенных рисунков и надписей.

Вскоре на многих городских стенах появились странные надписи, все из которых были подписаны неким Samo.

Значения их были весьма туманными — ‘Plush safe he think… SAMO’, или ‘SAMO as an escape clause’, — однако в каждой из них прослеживался некий стиль. Его творения даже стали предметом статьи в издании ‘Village Voice’, а вскоре кто-то из друзей посоветовал талантливому пареньку заняться живописью профессионально.

Творчество Баския можно условно разделить на три периода.

В ранний период, с 1980 по 1982, он часто изображает скелеты и маскообразные лица, в чем выражается его необычайный интерес к смертности. Другие наиболее частые образы: автомобили, здания, полиция, игры детей на тротуаре и граффити, пришедшие из его опыта рисования на улицах города.

Шутка черного полицейского
Шутка черного полицейского
Башка 1982
Башка 1982
Голова 1981
Голова 1981

На волне растущей популярности современной живописи в 1980-х Жан-Мишель неожиданно попал в мэйнстрим. Говорили, что на его картинах едва успевала высыхать краска, как на них уже находился покупатель.

Его примитивная, несколько детская и непосредственная манера рисования привлекала именно своей естественностью, а, кроме того, он имел и еще один несомненный в то время плюс – был чернокожим.

Средний период, с конца 1982 по 1985 год отмечен интересом Баския к его гаитянским корням.

Гибкий 1984

В 1983-1985-х годах вышла большая часть совместных работ Жан-Мишеля Баския и Энди Уорхола. 

Последний период, с 1986 до смерти в 1988, отмечен новой манерой и новыми образами. 

Его карьера не продлилась и десяти лет – с 1979 по 1988; за это время Жаном-Мишелем Баския было создано несколько сотен картин и тысячи рисунков, лучшие из которых заняли свои места в таких галереях, как Музей Уитни (Whitney Museum of American Art) и Бруклинский музей (Brooklyn Museum).

БАСКИЯ И УОРХОЛ

В 1982 Баския познакомился с Энди Уорхолом и они вместе создали много совместных работ. Они работали вместе, влияли на творчество друг друга. Баския увлечен работами, но, даже проводя все свое время в студии с Энди, он всегда возвращался домой и продолжал рисовать в одиночестве. Баския показывает Уорхолу примеры своих работ, и Уорхола потрясают рисунки молодого художника. Они становятся друзьями. Именно Энди ввел его в самое сердце богемной артистической среды.Basquiat Jean Michel & Warhol Andy "Bananas" 1984

Их дружба кажется символичной – как старейшина авантгарда, Уорхол дает Жан-Мишелю несколько хороших советов относительно продажи работ. Уорхол по-отечески относится к Баския, дает советы о здоровых привычках и упражнениях.

На вопрос, как Уорхол повлиял на молодого художника, Баския ответил: «Я теперь все время ношу чистые брюки».

С 22-го февраля 1988 года, после смерти своего близкого друга, Энди Уорхола, Жан-Мишель погрузился в депрессию и изолировал себя от окружающего мира. Жан-Мишель начал принимать героин, он умер от передозировки в возрасте 27 лет.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Сегодня работы Жан-Мишеля – одни из самых дорогостоящих в мире. До 2002 года наивысшей ценой, уплаченной за работу Баския, было 3 302 500 долларов. 14 мая 2002 «Profit I» Баския была выставлена на аукцион и продана за 5 509 500 долларов. В мае 2007 работа Баския «без названия» 1981 года была продана на аукционе за 14,6 миллионов долларов.

16 мая 2013 года картина «Затуманенные головы» была продана за 48,8 млн долларов на аукционе в Нью-Йорке.

"Затуманенные головы", 1982

Известно, что художник был приятелем Дэвида Боуи (David Bowie).

БИБЛИОГРАФИЯ И ФИЛЬМОГРАФИЯ

  • Buchhart Dieter, O’Brien Glenn, Prat Jean-Louis, Reichling Susanne. Jean-Michel Basquiat, Hatje Cantz, 2010
  • Deitch J, Cortez D, and O’Brien, Glen. Jean-Michel Basquiat: 1981: the Studio of the Street, Charta, 2007
  • Fretz, Eric. Jean-Michel Basquiat: A Biography. Greenwood, 2010
  • Hoban, Phoebe. Basquiat: A Quick Killing in Art (2nd ed.), Penguin Books, 2004
  • Marenzi, Luca. Jean-Michel Basquiat. Charta, 1999
  • Marshall, Richard. Jean-Michel Basquiat: In World Only. Cheim & Read, 2005
  • Фильм «Жан-Мишель Баския: Лучезарное дитя»
  • Фильм «Downtown 81»
  • Фильм «Баския», режиссера Джулиана Шнабеля, 1996 год.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, peoples.ru, creammag.ru, en.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Жан-Мишель Баския: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Жан-Мишель Баския: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Тайные знаки картины Баския | Artifex.ru

Эксперты Sotheby’s обнаружили невидимую надпись на полотне художника.

«Тридцать лет назад художник Жан-Мишель Баския (Jean-Michel Basquiat) тайно подписал одну из своих картин невидимыми чернилами», − заявляет аукционный дом Sotheby’s, который обнаружил скрытый автограф при подготовке картины на продажу.

Речь идет о полотне «Оранжевая спортивная фигура» («Orange Sports Figure»), которую эксперты оценили в сумму от 3-х до 4-х миллионов фунтов стерлингов.

 
Jean-Michel Basquiat. Orange Sports Figure

Картины Баския часто покрыты словами или неясными каракулями. Но свое полное имя под картинами художник оставлял крайне редко. Почти всегда использовал псевдоним SAMO. Например, именно так подписаны многие его граффити на стенах зданий в Манхеттене.

И вот при помощи ультрафиолетового излучения под слоями акриловых и аэрозольных красок на картине обнаружилось имя художника и дата − 1982 год. По словам главы отдела современного искусства Sotheby’s в Европе Шенн Вестфал, сотрудники были удивлены и озадачены подписью.

«Никто, вероятно, не знал об этой невидимой надписи. Нас привлекает перспектива того, что он мог оставить на своих полотнах другие надписи, которые видны только в ультрафиолетовом свете», − сказала она.

В итоге картина была продана за 4 миллиона фунтов стерлингов (6,3 миллиона долларов), что, впрочем, − не рекорд для полотен этого художника. Самая высокая сумма, уплаченная за работу Баския, составила 14,6 миллиона долларов. Именно по такой цене в 2007 году ушла с аукциона картина, не имеющая названия, которую Баския написал в 1981 году.

 

Жан-Мишель Баския − американский граффити-художник и неоэкспрессионист. Его яркий стиль выработался во многом под влиянием Пикассо и абстрактных экспрессионистов, а также работ уличных художников граффити. Популярность Баския и его полотен возросла в 1988 году после смерти художника. Она была классической для того времени − от передозировки наркотиков.

artifex.ru