Баския художник: Jean-Michel Basquiat — Biography, Artworks, Art

Жан-Мишель Баския (Jean-Michel Basquiat) – биография, картины художника

Жан-Мишель Баския
  • отCrossarea
  • Posted on

Жан-Мишель Баския является одной из самых загадочных личностей в мире искусства. Оставив после себя огромное наследие, его работы продолжают будоражить сознание и заставляют задаваться философскими вопросами. Сложно найти хотя бы одного человека, который бы при просмотре его работ остался равнодушным. Этот человек входит в список самых влиятельных художников; за свою короткую жизнь, и, за еще более короткую карьеру, он успел влиться в богему и стать знаковой личностью. Кто этот человек? Как он стал известен публике? О его работах, о дружбе с известными художниками и музыкантами, о личной жизни и об уходе рассказывается далее.

Биография: начало творческого пути

Настоящее имя художника – Jean-Michel Basquiat. Он родился 22.12.1960 в Бруклине. Его мать была родом из Пуэрто-Рико, а отец имел предков с Гаити. Именно благодаря такому разнообразию культур мальчик с детства умел говорить по-английски, по-испански и по-французски. Так он мог читать книги на родных языках символистов, мифы разных народов, а также историю. С самого детства он проявлял любовь к искусству и его мать была благосклонна к интересам сына.

С 17-ти лет (в 1977 году) Жан-Мишель, совместно с его другом (Al Diaz), начал рисовать граффити в Манхеттене. Тогда он везде ставил подписи “SAMO”, а также “SAMO shit”. Все его работы состояли из сложных, порой непереводимых фраз, несущих сложный и глубокий смысл. Одна из таких фраз: “Plush safe he think.. SAMO”, может быть переведена, как “Он думает плюш спасает.. SAMO”. Или “SAMO as an escape clause”, как “SAMO, как причина бегства”. Проект был закончен одной фразой – “SAMO IS DEAD”, что означает “SAMO мертв”. В 1978 году Баския оставляет дом и начинает жить с друзьями, при этом подрабатывает деньги на продаже открыток и футболок на улицах Нью-Йорка.

Примерно в это же время он создает музыкальную группу, под названием “Gray”, и играет в клубах Манхэттена.

В 1980 году была представлена коллективная выставка художников, под названием The Times Square Show, и Жан-Мишель принимает в ней участие. Но, судьбоносной стала не только эта выставка, но и статья, написанная Рене Ричардом (Rene Ricard) в журнал Artforum. Заголовок звучал, как The Radiant Child (Радиантный Ребенок). Именно эта публикация поспособствовала развитию международной карьеры Жан-Мишеля. Затем Баския долго выставлял свои работы в Нью-Йоркских галереях. С начала 1982 года Баския постоянно выставляет свои работы совместно с неоэкспрессионистами того времени – Энцо Кукки, Дэвидом Салле и другими.

Баския и Уорхол

В этом же году, в 1982-ом, Баския знакомится с одним из известнейших поп-арт художников – Энди Уорхолом. Влияние Уорхола трудно переоценить, тогда он был одной из культовых личностей в богеме. Знакомство с Энди не только помогло Жан-Мишелю раскрыть новые стороны своего таланта, но и сделало его более значимой личностью, ведь Уорхол тогда считался практически “полубогом”, как его привыкли называть.

Занятный факт: еще на заре своей карьеры Жан-Мишель зашел в кафе, где обедал Уорхол, и продал ему пару своих открыток. Друзья, ожидавшие Мишеля на улице не поверили ему, когда он рассказал о произошедшем.

Но, даже знакомство с Уорхолом не помогло Баския стать “серьезным” художником в классическом понимании этого слова. Дело в том, что его рисунки носили андеграундный характер, и даже после получения образования он продолжал использовать небрежный тон, противоречащий всем законам художественной школы. Тем не менее, он оставался культовой личностью и все люди стремились стать ближе к нему.

Дружба с Энди длилась вплоть до его кончины в 1987 году. Уорхол и Баския создали множество совместных работ, самой известной, пожалуй, из которых оказалась “Безымянная”, написанная в 1984 году. Затем они пробовали соединить трафаретную технику Уорхола со свободным и диким жанром Баския. Так родилась целая группа работ, часть которой хранится в частных коллекциях, а другая в музеях. У друзей есть огромное количество совместных фото и произведений, многие считали их лучшими друзьями, о чем Энди не раз упоминал в различных интервью.

Работы

Работы Жан-Мишель Баския продавались и при его жизни. Но, только задолго после его смерти, работы резко приобрели в цене и стали продаваться за миллионы долларов США. Сложно сказать, какие именно у Баския самые известные картины. Большинство из них и вовсе не имеют какого-либо названия. Сначала известность приобрели его граффити, которые он подписывал, как “SAMO”.

«Bananas» (1984)

«Автопортрет» (1984)

«Башка» (1982)

Жан-Мишель Баския, Энди Уорхол. Без названия (1984)

«Верхом на смерти» (1988)

«Вино Вавилона» (1984)

«Гибкий» (1984)

«Голливудские африканцы» (1983)

«Голова» (1981)

«Две головы» (1982)

«Духовики» (1983)

«Затуманенные головы» (1982)

«Земля» (1984)

«Знаменитые негритянские атлеты» (1981)

«Логотип» (1984)

«Шутка черного полицейского»

«Без названия» (1982)

«Ла Хара» (1981)

Стиль художника

Принято относить его работы к следующим стилям:

  • Стрит-арт
  • Неоэкспрессионизм

Стиль художника Баския сложно отнести к какому-то одному направлению.

Дело в том, что он использовал в своем творчестве как элементы модерн, так и национальное народное искусство. Имея гаитянские корни, он все же что-то перенял от этого направления и изобразил его по-своему.

Личная жизнь

Баския никогда не был женат и не имел детей. Он вел весьма разгульный образ жизни и никогда себе ни в чем не отказывал. Известно, что на заре своей карьеры с ним встречалась Мадонна. Которая даже как-то подралась с другой девушкой Жан-Мишеля. В целом, он всегда оставался ребенком, никогда не строил планов на жизнь и ни к чему не относился слишком серьезно.

Наследие

Официальная причина смерти – передозировка наркотическими веществами. До сих пор ходит много слухов по поводу произошедшего, однако данная причина была указана экспертизой. Американский художник Жан-Мишель Баския ушел из жизни в 1988 году в возрасте 28 лет.

18 мая 2017 года японский дизайнер купил безымянную работу Жан-Мишеля за $110,5 млн, на данный момент – это самая дорогая картина. В 2013 году “Затуманенный головы” была продана за $14,6 млн. Рисунки Баския возрастают в цене из года в год, и это можно наблюдать по истории продаж. Картины Жан-Мишель Баския по-прежнему можно увидеть в музеях Нью-Йорка. В Москве работы художника периодически появляются с различными выставками в Музее Современного Искусства.

21

Поделились

Художники Жан-Мишель Баския и Энди Уорхол воссоединились в Париже.

В истории искусства великие партнерские отношения крайне редки. В течение короткого периода в 1980-х такие иконы, как Энди Уорхол и Жан-Мишель Баския, лидировали. Сначала раздался громкий взрыв. Они вместе пообедали в октябре 1982 года, и Уорхол, которому тогда было 54 года, сделал поляроидный снимок себя с Баския, которому тогда было 22 года. Баския взял заказ на портрет и закончил его менее чем за два часа в своей студии. Уорхол был поражен тем, насколько это было блестяще. К маскам, черепам, граффити и малоизвестным символам Баския вскоре присоединились образы поп-арта Уорхола, логотипы и газетные заголовки в совместных портретах. За короткое, но продуктивное время, проведенное вместе с 1983 по 1985 год, они создали около 160 отдельных работ.

Семьдесят из них, отобранные в основном из частных коллекций, будут выставлены в Фонде Луи Виттон в Париже, начиная со среды. Дитер Буххарт, главный куратор выставки и эксперт по Баския, заметил: «Это, безусловно, самое успешное сотрудничество в истории искусства между двумя великими художниками. Оно никогда не было сравнимо на таком уровне и за такой короткий промежуток времени». Переходя из комнаты в комнату, мы видим это столкновение стилей, возрастов и личностей и поражаемся удивительной гармонии, возникающей в результате. Художественный руководитель музея Сюзанна Пейдж заявила: «Появляется не Уорхол и не Баския, а третий художник». Она сказала AFP, что пара «играла и провоцировала друг друга с большой щедростью». «Уорхол позволил вмешательствам Баскии полностью ниспровергнуть его».

В монументальных 10-метровых «Африканских масках» трудно сказать, где заканчивается работа одного художника и начинается работа другого. Среди наиболее удивительных работ, таких как «Десять боксерских груш», которые никогда не выставлялись при жизни ни одного из художников, несмотря на рисунок Уорхола с изображением лица Иисуса Христа, основанный на «Тайной вечере» Леонардо да Винчи, со словом «судья» и короной. шипов, добавленных Баския. Когда они работали вместе, карикатурист и общий друг Кит Харинг описал результаты как «разговор о живописи». Харинг также появляется на выставке эпизодически. Однако нашлись и скептики. Единое видение художника — вот что должно руководить созданием множества портретов из войлока.

Поклонники обоих артистов видели в них скорее двух великих джазовых музыкантов, умеющих подыгрывать друг другу. Баския оживил Уорхола, а Баския дал Уорхолу новую жизнь. Пейдж заметил, что «это высвободило невероятную энергию», и на более базовом уровне у них двоих был схожий врожденный талант к композиции и координации цветов. Уорхол не был таким отрешенным, каким он иногда казался; тогда как Баския был более серьезным, социально активным художником, «разгневанным» невидимостью чернокожих. По словам Пейджа, «сторона социальной активности» Баскии была чем-то, что он «принял и разделил». «Уорхол по-своему был занят; он был очень сложным существом». Подход Баскии, который некоторые наблюдатели могли счесть дерзким (например, когда молодой художник нацарапал работы, которые Уорхол оставил в своей студии Factory), был полностью принят художником-ветераном. Эти двое работали вместе до счастливого конца. Однако и Уорхол, и Баския скончались в течение двух лет: Уорхол от рутинной операции, а Баския от передозировки героина. Имена уже нарицательные по всему миру, их популярность будет только расти.

Жан-Мишель Баския. Без названия. (1982) | МоМА

  • Не на просмотре

Середина
Бумага, фломастер и масленка

Размеры
30 х 22 дюйма (76,2 х 55,9 см)

Кредит
Дар Нормана Даброу

Номер объекта
439. 1986

Авторские права
© 2023 Поместье Жана-Мишеля Баския. Лицензия Artestar, Нью-Йорк.

Отделение
Рисунки и гравюры

Мы идентифицировали эти работы на следующих фотографиях из истории нашей выставки.

  • Рисунки 80-х из коллекции: Часть II

    12 апреля – 10 июля 1990 г.

    2 другие работы выявлены

Как мы определили эти работы

В 2018–2019 годах MoMA сотрудничал с Google Arts & Culture Lab над проектом, в котором использовалось машинное обучение для идентификации произведений искусства на фотографиях инсталляций. Этот проект завершен, и сейчас сотрудники MoMA определяют работы.

Если вы заметили ошибку, свяжитесь с нами по адресу [email protected].

Лицензирование

Если вы хотите воспроизвести изображение произведения искусства из коллекции Музея современного искусства или изображение публикации или архивных материалов Музея современного искусства (включая изображения установки, контрольные списки и пресс-релизы), обратитесь в Art Resource (публикация в Северной Америке) или Scala Archives (публикация во всех других географических точках).

MoMA лицензирует архивные аудиофайлы и выбирает клипы, не защищенные авторскими правами, из нашей коллекции фильмов. В настоящее время видео, созданное MoMA, не может быть лицензировано MoMA/Scala. Все запросы на лицензирование архивных аудиозаписей или видеоклипов, не защищенных авторскими правами, следует направлять в Scala Archives по адресу [email protected]. Кадры из кинофильмов не могут быть лицензированы MoMA/Scala. Чтобы получить доступ к кадрам из кинофильмов для исследовательских целей, обратитесь в Центр изучения кино по адресу [email protected]. Для получения дополнительной информации о прокате фильмов и нашей библиотеке циркулирующих фильмов и видео посетите сайт https://www.moma.org/research/circulating-film.

Если вы хотите воспроизвести текст из публикации MoMA, отправьте электронное письмо по адресу [email protected]. Если вы хотите опубликовать текст из архивных материалов MoMA, заполните эту форму разрешения и отправьте на [email protected].

Обратная связь

Эта запись находится в стадии разработки. Если у вас есть дополнительная информация или вы заметили ошибку, отправьте отзыв по адресу [email protected].

Жан-Мишель Баския. Без названия. 1981 | МоМА

  • Не на просмотре

Баския был художником-самоучкой, чей опыт работы в Нью-Йорке в 1970-х и 1980-х годах помог определить грубость и агрессивность его работ. Этот безымянный рисунок, состоящий из выразительных линий, ярких цветов, случайных знаков, фигур и символов, является примером его визуальной эстетики. В нем три схематичных мужских фигуры с пустыми лицами, части тела и выражения которых изображены простыми жестовыми линиями, несут оружие по бокам и излучают мистическую ауру, которая усиливается ореолами, парящими вокруг их голов. Подобные короне образы — торговая марка творчества Баския; для него это символизировало то, что он считал духовным превосходством афроамериканских мужчин в современном обществе.

Пейзаж вокруг фигур состоит из доисторических символов и египетских иероглифов, изображающих природные элементы, такие как солнце, луна, звезды и вода. Два центральных животных — одно злобное и дикое, другое разложившееся и почти скелетное — олицетворяют смерть и смертность. Мастерски манипулируя линиями, цветом и символами, Баския исследует жизнь, смерть, духовное, сверхъестественное и физическое в конкретном визуальном пространстве.

Выдержка из публикации Музея современного искусства, Основные моменты MoMA с 1980 г. , Нью-Йорк: Музей современного искусства, 2007 г., с. 22.

Середина
Масляная палочка на бумаге

Размеры
40 х 60 дюймов (101,6 х 152,4 см)

Кредит
Дробный и обещанный подарок Шелдона Х. Солоу

Номер объекта
137.1991

Авторские права
© 2023 Поместье Жана-Мишеля Баския. Лицензия Artestar, Нью-Йорк.

Отделение
Рисунки и гравюры

Мы идентифицировали эти работы на следующих фотографиях из истории нашей выставки.

  • Фигура человека: современный взгляд: избранные рисунки из коллекции

    1 июля – 26 сентября 1995 г.

    3 других выявленных произведения

  • Фигура человека: современный взгляд: избранные рисунки из коллекции

    1 июля – 26 сентября 1995 г.

    Идентифицировано 2 других произведения

  • Выбор

    16 марта – 26 сентября 2000 г.

    1 другая работа выявлена ​​

  • Рисунок из модерна, 1975–2005 гг.

    14 сентября 2005 г. – 9 января 2006 г.

    2 другие работы выявлены

  • Глоссолалия: языки рисования

    26 марта – 7 июля 2008 г.

    7 других работ выявлено

  • Глоссолалия: языки рисования

    26 марта – 7 июля 2008 г.

    9 других работ выявлено

  • Глядя на музыку: Сторона 2

    10 июня — 30 ноября 2009 г.

  • Глядя на музыку: Сторона 2

    10 июня – 30 ноября 2009 г.

    1 другая работа выявлена ​​

Как мы определили эти работы

В 2018–2019 годах MoMA сотрудничал с Google Arts & Culture Lab над проектом, в котором использовалось машинное обучение для идентификации произведений искусства на фотографиях инсталляций. Этот проект завершен, и сейчас сотрудники MoMA определяют работы.

Если вы заметили ошибку, свяжитесь с нами по адресу [email protected].

Лицензирование

Если вы хотите воспроизвести изображение произведения искусства из коллекции Музея современного искусства или изображение публикации или архивных материалов Музея современного искусства (включая изображения установки, контрольные списки и пресс-релизы), обратитесь в Art Resource (публикация в Северной Америке) или Scala Archives (публикация во всех других географических точках).

MoMA лицензирует архивные аудиофайлы и выбирает клипы, не защищенные авторскими правами, из нашей коллекции фильмов. В настоящее время видео, созданное MoMA, не может быть лицензировано MoMA/Scala. Все запросы на лицензирование архивных аудиозаписей или видеоклипов, не защищенных авторскими правами, следует направлять в Scala Archives по адресу [email protected]. Кадры из кинофильмов не могут быть лицензированы MoMA/Scala.