Баския жан мишель работы: Jean-Michel Basquiat — Biography, Artworks, Art

биография и вклад в моду — CRIT.ERIUM

Сегодня, наверное, даже человек далекий от искусство знает о Жан-Мишель Баския. За свою короткую жизнь он проделал огромный путь — от Нью-Йоркских трущоб до всемирной славы. Один из любимых граффити-художников и творческих деятелей.

Содержание

ДЕТСТВО

Жан-Мишлель Баския родился в Нью-Йорке в 1960 году, в семье матери-пуэрториканки и отца-гаитянца. Огромный вклад в его любовь к рисованию и тягу творчеству внесла его мама. Она активно водила маленького Жана по выставкам, театрам, просвещала в мир живописи. А он в свою очередь все впитывал. Желание рисовать у Жана появилось еще в 3 года. А мама в свою очередь очень поддерживала его тягу к рисованию.

А в 12 лет написал свою первую картину. Мальчик был очень талантливым и всесторонне развитым, помимо английского, отлично владел испанским и французским языками, что можно заметить на его работах. В детстве Жана Мишеля Баския сбила машина и он лежал в больнице. Для того, чтобы утешить сына, его мать подарила ему «Анатомию Грея». Там он нашел объяснения тому, что с ним происходит. Впоследствии, он заложил в своем творчестве отсылки к этому легендарному атласу по анатомии. А В 1982 году он создает работу, посвященную Леонардо да Винчи, на создание которой его, в том числе, вдохновляют картинки из книги.


Но к сожалению, в семье Жан-Мишеля было не все гладко. В 1968 году его родители развелись, а сам Жан Мишель попал в аварию. Спустя пару лет его мама легла в психиатрическую больницу. Тогда Жан-Мишель Баския и две его сестры стали воспитываться деспотичным отцом.
В 17 лет Баския ушел из дома и вместе с другом начали рисовать свои первые граффити.

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ

Свои работы подписывал как SAMO или SAMO shit (англ. «same old shit» — «то же старое дерьмо»). А пошло все со школьной газеты — Basement Blues Press, которую создали Жан и его друзья. Там, в одной из статей он написал о вымышленной религии SAMO.
Рисунки он часто сопровождал провокационными социальными и политическими надписями, которые выражали их отношение ко всему происходящему в мире.
В качестве полотен для его рисунков могло быть что угодно, так как бедный художник не располагал средствами. Его стиль назвали  неоэкспрессионизмом. А источником вдохновения его были фильмы Хичкока, комиксы и книги. Он всегда выделялся своими неординарными работами, в которых был сложный посыл обществу и этот вызов вызвал фурор.

«Я пользуюсь краской, как ломом, чтобы взломать двери мир искусства»

Жан-мишель баския

Так, в начале 80х, он активно начал набирать популярность и уже сам являлся источником вдохновения для своих кумиров.

Чуть позже, в 1982 году он познакомился со всеми известным Энди Уорхолом. Это, ктстаи, была вторая их встреча, но в этот раз она оказалось более судьбоносной. Их дружба развивалась очень быстро, а такой творческий тандем был очень плодотворным. Так как они влияли на работы друг друга, а также творили вместе в соавторстве! Например, картины «Олимпийские игры» (1984), «Яд» (1984-1985), «Зенит» (1985) и арт-объект «Десять боксерских груш (Тайная вечеря)» (1985).

Автопортрет Энди Уорхола и Жана-Мишеля


Жан-Мишель Баския жил с мечтой о славе и признании, к деньгам, он, кстати, был равнодушен и очень легко распоряжался ими и сорил. А когда обрел заветную славу, то уже хотел сбежать от нее на край света, открыть фабрику по производству текилы, играть джаз в кабаках! . Но к сожалению, жизнь талантливого художника оборвалась очень рано. Из-за склонности к наркотикам, он умер на 27 году жизни.

Но даже спустя столько лет после его смерти его картины продолжают покупать, а его творчество активно используют современные дизайнеры в своих работах.

МОДА И ИСКУССТВО

Так как мода и искусство тесно связаны и непосредственно влияют друг на друга. И ранее мы упомянули о том, что огромное количество дизайнеров используют в своих изделиях работы Жан-Мишеля, ведь сам Баския очень любил одежду. Биографы и друзья вспоминают истории о том, как он открывал счета в своих любимых бутиках одежды, обменивая холсты на одежду. Он обожал бренд армани, а в его костюмах он не только посещал выставки и светские мероприятия, но и писал картины.

«Я был счастлив, что он решил носить именно мой бренд. И еще больше я был счастлив, что он в них рисует. Я делаю одежду для того, чтобы ее носили, чтобы в ней жили, и он это почувствовал».

Джорджо Армани
Comme des Garçons. 1987

С помощью одежды и своих холстов он общался с миром и выражал себя. А еще у него была очень отличительная походка, так, в 1987 году он был моделью на показе японского модного дома Comme des Garçons. Единственная модель, которая ни разу не улыбнулась.

Valentino, Supreme, Off-White, Coach, Zara, Dr. Martens и много других брендов, которые черпают вдохновение в искусстве Жан-Мишеля.
Мы собрали ниже самые любимые коллаборации и вещи, вдохновленные творчеством Жан-Мишеля Баския:

OFF-WHITE X JEAN-MICHEL BASQUIAT FALL/WINTER 2018

Дизайнер Вирджил Абло, в своем творчестве разделял те же ценности, что и Жан-Мишель. Поэтому мужская коллекция 2018 года была вдохновлена работами Жан-Мишеля.

Converse x Jean-Michel Basquiat

В  2020 году компания Nike презентовала шикарную игровую форму City Edition для клуба NBA Brooklyn Nets на основе творчества Жана-Мишеля Баскии. А позже была выпущена коллекция одежды, которая достаточно быстро нашла своих поклонников.

В 2021 году компания Converse, принадлежащая Nike, разработала коллекцию обуви, вдохновлённой той же культовой личностью. 

Dr. Martens x Jean-Michel Basquiat

Еще одна удачная коллоборация обуви и работ хужожника. Модели 1460 и 1461 украшены фрагментами самых известных работ художника, — это картины Untitled 1982 года и Pez Dispenser 1984-го.

COACH FALL/WINTER 2020/2021

Нью-йорскский бренд Coach в 2020/2021 выпустил коллекцию одежды, посвященной творчеству Жан-Мишеля Баскии. Все элементы гаредроба, включая худи, футболки, свитшоты, плащи, куртки, сумки были украшены элементами творчества Жан-Мишеля.

Comme Des Garçons, FALL/WINTER 2018

Мы уже упомянули, что далко в 1987 Жан-Мишель успел поучаствовать в показе японского модного дома. А в 2018 в честь него была выпущена целая коллекция. Рубашки Comme Des Garçons были украшены работами художника. Коллекция получилась яркой и интересной.

Supreme x Jean-Michel Basquiat

В 2013 году еще один известный бренд Supreme создал коллекцию в честь легендарного художника Куртки M-65 по мотивам картины «Cassius Clay». А также рубашки, толстофки, футболки с прочими работами Жан-Мишеля.

Tiffany & Co

В 2023 году 23 августа Tiffany анонсировала рекламную кампанию «About Love», представителями которой стали Бейонсе и Джей-Зи. Супруги снялись на фоне редкой картины Жан-Мишель Баския — «Равно Пи» (1982). А сам образ Jay-Z отсылка Баскии на обложке New York Magazine 1985 года.

Есть еще много ярких работ, именитых дизайнеров, которые черпали вдохновение в работах Жан-Мишеля. Думаю, еще ни один дизайнер будет продолжать это делать и радовать поклонников шедеврами. Ведь, за столь короткую жизнь художник успел перевернуть мир!

Жан-Мишель Баския: перечеркивая жизнь – Солонеба

Я зачеркиваю слова, и тот факт, что они вычеркнуты, заставляет вас их читать.
Жан-Мишель Баския

Если бы Жан-Мишель Баския не смешал героин с кокаином адским, жарким августовским днём 1988 года, сейчас ему бы было за 50. Большинство его друзей и знакомых по Нью-Йоркской богемной тусовке, менее изобретательные в области коктейлей, не только живы, но и выглядят весьма неплохо. Например, Винсент Галло, Мадонна, Джулиан Шнабель или Дебора Харри. Если бы Баския не был таким жадным потребителем любой дури; если бы не страдал паранойей, если бы умел считать, умел быть «социально активным», быть конформистом, если бы не умер Уорхол… Даже если бы все этим «если» были возможны, всё равно бы Баския не стал солидным художником с солидным счетом в банке, при пресс-службе и при собственном самолёте. Если бы тогда он выжил, сейчас он был бы мало преуспевающим владельцем крошечного завода по производству текилы на Гаваях, вечно пьяным и вечно счастливым, играющим по вечерам джаз в местном пабе с такими же как он любителями бибопа. Только не подумайте, что это преувеличение или фантазия автора: Баския действительно мечтал все бросить и купить текильный завод, уехать и стать музыкантом, которым, кстати говоря, он и был – поскольку он играл с собственной группой и даже записал альбом.

Он просто слишком долго выбирал – Гавайи или Мауи; Мауи или Гавайи. А потом стало поздно.

Баския в мастерской

Существует какое-то количество мифов о непризнанных гениях, чаще европейских художниках, слишком опередивших своё время – вроде Ван Гога или Модильяни – с печальной судьбой, непроданными за жизнь работами и ранней смертью. Существует так же так называемый «клуб 27» – Джоплин, Моррисон, Хендрикс, – легенды и иконы американской культуры, умершие от передозировки в 27 лет. И для той, европейской, и для этой, американской легенды Баския подходит идеально: он умер в 27, перебрав наркотиков; при жизни был нищ, а в середине 90-х, через десять лет после смерти, его работы продавали по 15 миллионов долларов за холст. Идеальный персонаж для арт-хаусной драмы – и Джулиан Шнабель, художник, режиссер и друг Баския не преминул воспользоваться судьбой Жана-Мишеля, чтобы рассказать его историю, печальную до слез, миллионам зрителей. Хороший актерский состав – Деннис Хоппер, Даниэль Дефо, Винсент Галло, Гэри Олдман и даже Дэвид Боуи в роли Уорхола – обеспечили драме неплохие отзывы критиков и еще чуть-чуть подняли цену на работы Баския.

А кроме того, фильм скорее всех запутал отрывочной историей жизни художника, чья биография была так коротка, что ее вполне можно было изложить в повествовательном режиме часа за три экранного времени со всеми подробностями.

Баския родился в семье пуэрториканки Матильды и выходца с Гаити Джерарда Баския, живших в Бруклине, и имевших, кроме будущего художника, еще двоих детей. Благодаря таким непростым корням Баския с детства говорил на четырех языках – английском, французском, испанском и креольском. И был членом детского клуба Бруклинского музея – и вообще получил неплохое образование, в том числе и художественное. Ни нищеты, ни трагедий и детских травм у него в семье не наблюдалось, мать души в нем не чаяла и всячески старалась привить любовь к искусству. Благополучие Баския закончилось в тот день, когда его мать попала в психиатрическую клинку. По всей видимости, она была шизофреничкой, так что большую часть своей жизни провела в палатах для душевнобольных; его отец – добропорядочный буржуа в пиджаках и галстуках – женился второй раз, и жизнью Жан-Мишеля особенно не интересовался.

Ровно в семнадцать лет, как по расписанию, Баския сбежал: это был 1977 год, без единых компьютерных полицейских баз, так что для побега было достаточно переехать в другой район, Манхэттан. Где и стали появляться диковинные надписи – мерцающая смыслами, странноватая поэзия, что-то вроде граффити-танка, граффити-хокку, подписанных ником SAMO, «сэймо», что в расшифровке означало «сэйм одл щит», «все то же старое дерьмо» – такой немудрящий ник для семнадцатилетнего граффитчика. Надписи появлялись везде: на вагонах подземки, на дверях в ночные клубы, подвалы, где собирались те, кто называл себя художественной богемой; на люках, стенах, брандмауэрах и даже меню ресторанов.

Только не нужно представлять себе граффити Баския как разноцветные огромные надписи, с обводками, прорисовками и тенями, ныне покрывающие, да впрочем и тогда покрывавшие, стены зданий и жилых домов. Это действительно просто надписи, белой или черной краской, сделанные баллончиком и с проставленным внизу копирайтом.

Все свои собственно художественные – немногочисленные – порывы Баския реализовывал на клочках бумаги, стенах собственного дома и подвернувшихся поверхностях – столешницах или дверях холодильников. Серьезного плана у него не было – зато было много друзей, много наркотиков, в основном марихуаны, собственная группа, с которой он выступал в ночных клубах, и Жан-Мишель размышлял о том, чтобы стать профессиональным музыкантом – он играл на клавишах, кларнете и мог быть ди-джеем. Проект Samo закончился в 1979 году надписью Samo is dead . Баския стал подрабатывать, продавая футболки и рисуя по совету друга, картины. Арт-критик и поэт Рене Рикар в 1980 написал о граффитчике статью «Солнечный ребенок», сделавшей имя Баския известным в узком, но очень важном кругу – и это было начало славы. Одновременно, и началом конца.

Когда Баския стал звездой, марихуана стояла мешками в углах его студии, на полу повсюду валялись деньги, по ним и по его работам ходили все кому не лень.

Баския не раз называли ребенком, но он, скорее всего, был вечным подростком: он много капризничал, искренне хотел быть знаменитым, совершенно не мог представить себе планов на будущее и ни в чем себе не мог отказать, особенно в сексе и наркотиках. Позже, когда он стал звездой, в его доме деньги валялись повсюду, по ним и по его работам, ходили гости его огромного, на 5 тысяч метров, лофта. Марихуана стояла мешками в углах этой студии, а гости часто крали у Баския деньги, а он часто не мог вспомнить, куда и сколько их дел. Он покупал все новенькое – фотоаппараты, копировальные машины, вспышки, видеомагнитофоны; он снял со счета 5 тысяч баксов, чтобы погулять с Мадонной, тогда еще только начинающей свою карьеру, и при этом бывшей девушкой Баския, на выходных. Тогда, в середине 80-х, на эти деньги можно было жить год: он просадил их за два дня.

Однажды один из его ассистентов в Калифорнии выразил мнение, что ему следовало бы инвестировать деньги, обзавестись брокером, и тогда, если карьера пойдет на спад, Баския останется с деньгами. Художник долго остолбенело стоял, а затем внятно, как ребенку, чуть ли не по буквам, стал говорить, что нет совершенно никакой необходимости в планах на будущее.

Его холодильник времен богатства был забит деликатесами – Баския легко учился всему: любить голубые сыры, отличать год урожая французского каберне и пить только шампанское «Дом периньон».

Он носил тогда только костюмы Армани, спал в них, работал в них, и они вечно были заляпаны краской – Баския, хоть и получил образование, держал кисть зажатой в щепоти, выдавливал из тюбика краску прямо на холст, чтобы потом размазать ее по поверхности, не пользуясь палитрой; часто использовал для работы малярные кисти, так что весь, включая свои знамениты дреды, был разноцветным и испачкавшимся – как дорвавшися до торта сладкоежка.

После первой, групповой выставки в начале 80-го года его работы не заметили. Тогда, желая обратить на себя внимание, Баския отправился к тому, кого считал единственным своим кумиром, настоящим художником: Энди Уорхолу. Он просто принес целую серию своих рисунков, которые он называл почтовыми открытками – по размеру они как раз такими и были – и предложил Уорхолу, завтракающему в ресторане со своим агентом, Бруно Бишофбергером, купить рисунки по два доллара. Звезде поп-арта открытки понравились, и он даже предложил Баския присоединиться к ним, но молодой и независимый Жан-Мишель ушел, забрав деньги.

Так в 1982 году состоялось знакомство, которое определило жизнь – и смерть, прямо скажем – Баския. И наверное, это было самое выгодное вложение денег Бруно Бишофбергера.

Еще какое-то время Баския продолжал спать в Центральном парке в коробке из-под телевизора, как делал раньше, но уже из любви к природе и свободе – а не по необходимости, как раньше. Он был признан Уорхолом, это решило для него род занятий: Баския окончательно стал художником. Он волок домой весь мусор и хлам, на котором можно было рисовать. Двери, доски, столешницы, железные листы, картонки, коробки, даже шины – и покрывал их взрывами цвета, страшными, иногда смешными картинками, надписями, зачеркнутыми и снова наведенными, черепами, масками, картами и списками его жизни, его мира. Он работал по 17-20 часов в сутки, накачивая себя амфетаминами, и принимал героин, чтобы вырубиться на три-четыре часа. А затем начинал сначала.

Впервые попавший в мастерскую к Баския (в какой-то момент один из арт-диллеров, сообразив, что через год-другой Баския сделает стремительную карьеру, предложил ему подвал, где Баския мог работать на огромных холстах или листах бумаги) сказал: «Я ревную его – он так быстр! Он даже быстрее меня» – что практически было невозможно, поскольку Уорхол тогда уже только печатал свои работы. Тем не менее Баския, трудоспособный, стимулирующий воображение и нервною систему любой дрянью, мог писать быстрее, чем Уорхол печатать.

Они стали друзьями, эти два странных человека – манерный, томный, с выбеленным лицом, хрупкий гипсовый славянин и доверчивый, эмоционально нестабильный, растерянный и в то же время напористый креол. Оба изгои, по своему чужие этой культуре, и в своей отторгнутости нашедшие общий язык – эпатажа, коммерческого успеха как признания, цинизма и спрятанной боли. Звезда Баския взошла мгновенно: все работы с его первой персональной выставки в 1984 году были проданы еще до утра, а в 1986 году его портрет уже напечатал «Нью-Йорк таймс» на обложке. Баския был везде – самым желанным гостем на вечеринках, самым продаваемым художником; о нем говорили все, писали все. Суперпопулярная группа «Блонди» даже записали клип с ним, а Уорхол вместе с ним написал около двух десятков работ – не просто для одной выставки, а на одних холстах: дуэт, тандем и спарринг великих.

Работы Баския были открытием целого континента, совершенно неисследованной интеллектуальной и эмоциональной территорией в живописи – здесь и расизм, и чуждость, и целая история афро-американской культуры.

При этом его стала одолевать паранойя: ему казалось, что над ним смеются за его спиной; что за ним охотятся, что его используют все, даже близкие друзья, и что он везде – как в цирке. Собственно, если убрать излишнюю нервозность из этих заявлений художника, он был прав. Везде, где бы не писали и не говорили о нем, подчеркивалось, что он – первый афро-американский художник, достигший успеха. Впрочем, слово «афро-американский» появилось позже, тогда писали по-простому, «черный Пикассо» или «черный Рембо» (с ударением на последнем слоге). На него и правда пялились в дорогих ресторанах, публика в которых считала, что афро-американцы в принципе не способны заработать столько денег, чтобы позволить себе дорогую еду и коллекционную выпивку. При этом яркость, необычность работ Баския выглядела для белых чуть ли не примитивным искусством островитян или африканского континента – то, от чего в свое время приходил в восторг Пикассо. А между тем, несмотря на странность формы, работы Баския вовсе не были примитивными или наивными – его «неоэкспрессионизм» рефлективное, концептуальное искусство. Баския вступал в диалоги с Пикассо и Ван Гогом, с Поллаком и Да Винчи; это была постоянна полемика работы, и планку Баския никогда не понижал – уж если сравнивать себя с кем-то, то пусть это будут гении. Образ «уличного художника из нищего квартала» слегка портит то, что он обожал Равеля, Кейджа и бибоп: Майлза Дэвиса, Чарли Паркера, Диззи Гиллеспи и Джона Колтрейна. Он был страстным поклонником Берроуза, с которым встречался, и битников вообще. И очень расстроивший Баския отказ работать с ним крупнейшего нью-йоркского галериста Лео Кастелли можно было рассматривать скорее как комплимент: «Я слишком стар», сказал Костелли – «чтобы работать с таким сложным художником». И речь, разумеется, не о трудностях характера или странном образе жизни, которые вел Баския. А именно о сложности интеллектуальной, созданной при этом не игрой смыслов, цитатами, ироническим обыгрывания старого наследия – а созданием новых, ярких образов, неожиданных тем, приемов, техник – он все делал как будто заново. Это был не просто голос одного поколения; его работы были открытием целого континента, совершенно неисследованной интеллектуальной и эмоциональной территорией в живописи – здесь и расизм, и чуждость, и целая история афро-американской культуры. И, естественно, наркотики, и даже то, что какой-то критик назвал «голосом улицы превращенном в высокое искусство». Так что ни о каком наиве или примитивности работ Баския, как впрочем, и его самого, речь идти не может: да, он не любил считать деньги, и не мог себе отказать в лишней дозе, но умиляться тут нечему. Он знал что делал – и то, что работы часто выглядели как наскальные рисунки, только делает их страшнее, а смысл – яснее.

Баския фактически перестал работать в 1987 году, когда ему не исполнилось 27 лет: умер Уорхол, и Баския не смог это пережить. Он стал чудовищно много колоться, впадая в ступор, и часами не выходя их квартиры. Позади были поездки в Европу и Японию, где он триумфально выставлялся; позади Калифорния с выставкой у Ларри Гагосяна; позади слава, друзья, репортеры – все они стали исчезать, когда Баския перестал работать и продавать картины; он съехал из лофта, стал забывать где он и кто он; однажды, в три часа ночи, он ввалился в пижаме к своей бывшей девушке, самой первой – и, обнаружив ее с будущим мужем, ушел. Это был последний раз, когда его видели живым – 12 августа 1988 года она принял смертельную дозу героина с кокаином. Практически на всех последних своих работах он рисовал что-то вроде крестов и многократные надписи «человек умер» – целый год эпитафии по Уорхолу, целый год траура.

Чаще этих крестов и надписей встречалась только одна – знаменитая корона, которой он сам себя короновал в возрасте 6 лет: его мать повела в музей смотреть «Гернику» Пикассо, и там, перед ней, Баския понял, что он тоже будет королем – так что корона, как знак его верности тому первому художественному переживанию, есть почти на всех его работах всех периодов. Как и зачеркнутые слова – он говорил: «я зачеркиваю слова, и тот факт, что они вычеркнуты, заставляет вас их читать». Вычеркнув себя из списка живых, он сделал со зрителями то же самое, заставив человечество вглядываться в его работы с особым вниманием.


  • Автор текста: Гала Скляревская
  • Официальный сайт Жана-Мишеля Баския: basquiat. com
  • На титульном фото: Жан-Мишель Баския © William Coupon / houhouhaha.fr

Пауль Клее – Жан-Мишель Баскиа. Живопись в движении – лекция Ирины Кулик в Музее «Гараж»


Andy Warhol Charlie Parker Daniel Defoe David Bowie Deborah Harry Dennis Hopper Dizzy Gillespie Gary Oldman Jean-Michel Basquiat John Coltrane Julian Schnabel Madonna Miles Davis Pablo Picasso Vincent Gallo Винсент Галло Гэри Олдман Даниэль Дефо Дебора Харри Деннис Хоппер Джон Колтрейн Джулиан Шнабель Диззи Гиллеспи Дэвид Боуи Жан-Мишель Баския Мадонна Майлз Дэвис Пабло Пикассо Чарли Паркер Энди Уорхол

Новую выставку Жана-Мишеля Баскии курировала его семья: NPR

Фотография 1983 года 23-летнего художника Жана-Мишеля Баския. Ли Джаффе/Предоставлено семьей Баския скрыть заголовок

переключить заголовок

Ли Джаффе/Предоставлено семьей Баския

Фотография 1983 года 23-летнего художника Жана-Мишеля Баския.

Ли Джаффе/Предоставлено семьей Баския

Недавно открывшаяся выставка в Нью-Йорке посвящена ярким и любимым работам художника Жана-Мишеля Баскии. Он включает в себя 200 редких и никогда ранее не встречавшихся картин, рисунков и артефактов. Их выставили на обозрение его сестры, что дает интимный, семейный взгляд на жизнь и карьеру художника.

В экспозиции «Жан-Мишель Баския: Король удовольствий» есть залы, в которых воссозданы конкретные места из его жизни. Like VIP-комната в ночном клубе Palladium, усеянная фотографиями молодого художника, наслаждающегося светской жизнью со своими приятелями-знаменитостями, плюс два массивных панно, которые Баския нарисовал для клуба.

Одна из панелей, созданных Баския для закрытого ночного клуба Palladium на Манхэттене, теперь установлена ​​на выставке «King Pleasure». Предоставлено семьей Баския скрыть заголовок

переключить заголовок

Предоставлено семьей Баския

Одна из панелей, созданных Баския для ныне закрытого ночного клуба Palladium на Манхэттене, теперь установлена ​​на выставке «King Pleasure».

Предоставлено семьей Баския

В начале 1980-х в Нижнем Ист-Сайде художники и музыканты всех мастей счастливо смешались. У Баскии была собственная экспериментальная группа Grey, которую он основал вместе с режиссером Майклом Холманом; другим участником Grey был актер и режиссер Винсент Галло. Одним из друзей Баскии и первых покупателей была певица Дебби Харри из Blondie. Она, в свою очередь, пригласила его на роль ди-джея в клипе на песню Blondie «Rapture»; он появляется как раз в тот момент, когда она начинает читать рэп об их общем близком друге, артисте Fab 5 Freddy.

Блонди Ютуб

Еще одно помещение в «King Pleasure» — воссозданная студия Баскии на Грейт-Джонс-стрит, в помещении, которое он арендовал у своего друга и соавтора Энди Уорхола. Комната усеяна его картинами и книгами по искусству, раскрытыми по всему полу. По телевизору показывают отрывки из его любимых фильмов, а над головой играет музыка одного из его героев, Майлза Дэвиса. В одном углу висит один из плащей Баскии — мощное напоминание о пропавшем без вести художнике, который умер в 1988 передозировки героина в возрасте 27 лет.

Воссоздание мастерской Баскии на Грейт-Джонс-стрит, 57 на Манхэттене в рамках выставки «King Pleasure». Иванэ Катамашвили/Предоставлено семьей Баския скрыть заголовок

переключить заголовок

Иванэ Катамашвили/Предоставлено семьей Баския

Воссоздание мастерской Баскии на Грейт-Джонс-стрит, 57 на Манхэттене в рамках выставки «King Pleasure».

Иванэ Катамашвили/Предоставлено семьей Баския

Эти развлечения — лишь один из аспектов, отличающих эту выставку от типичной выставки изобразительного искусства. «King Pleasure» курировали две младшие сестры Баскии, Лисан Баския и Жанин Эриво, которые наблюдают за поместьем своего покойного брата, а выставочное пространство спроектировано известным архитектором Дэвидом Аджайе.

Лисан говорит, что иммерсивное шоу предлагает их точку зрения на Жана-Мишеля Баския. «Что мы можем сделать, так это предоставить контекст, — говорит она, — и сделать так, чтобы люди, которые ценят работу Жана-Мишеля, получили более полное представление о том, кем был этот человек на личном уровне — откуда он пришел, семья, в которой он жил». был воспитан, и контекст, в котором он начал свое путешествие».

Сестры Жан-Мишеля Баския, Жанин Эриво (слева) и Лисан Баския. Эти двое теперь наблюдают за состоянием своего покойного брата. Миранда Пенн Турин/Предоставлено семьей Баския скрыть заголовок

переключить заголовок

Миранда Пенн Турин/Предоставлено семьей Баския

Сестры Жан-Мишеля Баския, Жанин Эриво (слева) и Лисан Баския. Эти двое теперь наблюдают за состоянием своего покойного брата.

Миранда Пенн Турин/Предоставлено семьей Баския

Наряду с картинами и рисунками на выставке представлено множество сувениров из их семейной жизни. Но главным достоинством по-прежнему остается его искусство: быстрая и уверенная рука, которую он демонстрировал даже в подростковом возрасте. Буйные цвета. Резкие комментарии о расе и иерархии. Умные, порой циничные фразы он переводил в текст на своих полотнах. Столетия художественных и исторических отсылок соседствовали с черепами, анатомическими рисунками и мультяшными автомобилями, идеи перекликались друг с другом, как в музыке бибоп, которую он любил. Его помазание великих черных деятелей культуры как королей. Иногда он буквально венчал их в своих работах, — говорит его сестра Джанин.

В одном из коридоров выставки «Жан-Мишель Баския: Король удовольствий» представлены работы Баскии, а также портрет его давнего друга и коллеги, сделанный художником Энди Уорхолом. Иванэ Катамашвили/Предоставлено семьей Баския скрыть заголовок

переключить заголовок

Иванэ Катамашвили/Предоставлено семьей Баския

В одном из коридоров выставки «Жан-Мишель Баския: Король удовольствий» представлены работы Баскии, а также портрет его давнего друга и коллеги, сделанный художником Энди Уорхолом.

Иванэ Катамашвили/Предоставлено семьей Баския

«Для него было очень важно, чтобы темнокожие изображались в положительном свете, — говорит Джанин. «И поэтому я думаю, что это была главная причина, по которой он короновал не только себя, но и тех героев». Такие герои, как Джесси Оуэнс, Джо Луис и один из его кумиров, саксофонист Чарли Паркер.

Писательница и специалист по баскиа Чедриа ЛаБувье говорит, что «King Pleasure» — это шанс для публики увидеть многие произведения, которые иначе они бы не увидели. «Я подумала, что это прекрасная демонстрация количества», — отмечает она. «Когда вы говорите о Баския, 90 процентов его работ находятся в частных коллекциях, и большинство из них — в Европе».

Картина Баскии 1983 года « тюремщиков ». Предоставлено поместьем Жана-Мишеля Баскии. скрыть заголовок

переключить заголовок

Предоставлено поместьем Жана-Мишеля Баскии.

Картина Баскии 1983 года Тюремщики .

Предоставлено поместьем Жана-Мишеля Баскии.

В 2019 году ЛаБувье курировал выставку Баския для Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке, став первым чернокожим куратором-одиночкой, который провел там выставку. (Позже ЛаБувье обвинил руководство музея в расизме, после чего художественный руководитель и главный куратор Гуггенхайма Нэнси Спектор ушла, «чтобы заняться другими кураторскими начинаниями и закончить докторскую диссертацию» после более чем трех десятилетий работы в учреждении. Музей провел независимую расследование Спектор, которое сняло с нее эти обвинения, хотя ЛаБувье не участвовал в этом расследовании.)

ЛаБувье говорит, что хотела бы, чтобы у ученых было больше возможностей заниматься творчеством Баския и его наследием, несмотря на то, что он стал ориентиром в поп-культуре. Она отмечает, что работы художника часто раскупались сразу после того, как они были завершены, частными коллекционерами на разгоряченном арт-рынке 1980-х годов. «Как еще вы собираетесь увидеть или получить доступ к этим работам?» она спрашивает. «Но есть также этот дисбаланс — когда не так много академических исследований или схоластических исследований, наше понимание художника скомпрометировано».

Портрет Басукиата 1982 года, сделанный фотографом Джеймсом Ван Дер Зее. Джеймс Ван Дер Зи/Метрополитен-музей скрыть заголовок

переключить заголовок

Джеймс Ван Дер Зи/Метрополитен-музей

Портрет Басукиат 1982 года, сделанный фотографом Джеймсом Ван Дер Зее.

Джеймс Ван Дер Зи/Метрополитен-музей

Чего «King Pleasure» не делает, так это пробуждает самые тревожные элементы биографии Баския, в том числе его сильное употребление наркотиков, его непостоянный характер и обвинения, которые он выдвигал друзьям и интервьюерам в том, что он подвергался физическому насилию со стороны своих родителей, отец Жерар и мать Матильда, как описано в биографии Фиби Хобан 1998 года, Basquiat: A Quick Killing in Art 9.0060 .

Сестры Баскии отрицают обвинения в насилии. В письменном заявлении для NPR Лисане сказала: «Мы выросли в 1960-х, когда шлепки были обычной формой дисциплинарного взыскания. Это не затмевает невероятную страсть и преданность, которые они продемонстрировали нам троим. Наши родители любили нас. … Они не всегда понимали это правильно, но они вложили свое сердце и душу, чтобы помочь нам стать лучше, чем мы могли бы быть».

Более того, будучи очень молодым чернокожим мужчиной гаитянского и пуэрториканского происхождения, Баския стал суперзвездой в преимущественно белом мире высокого искусства, который часто презирал и принижал его, даже несмотря на то, что рыночная стоимость его работ резко возросла. Его сестры говорят, что выставка — это праздник того, как много он сделал за такое короткое время.

«Это история, которую мы с Джанин хотели рассказать, — это история действительно сложного человека, — говорит Лисане.

«Он был очень целеустремленным и очень решительным, — добавляет Джанин. «Он сказал: «Однажды я стану знаменитым». И, черт возьми, он сделал это возможным. Он был полон решимости».

Билеты на «Жан-Мишель Баския: Король удовольствий» в Нью-Йорке поступили в продажу до начала сентября.

Жан-Мишель Баския — Искусство, смерть и картины

(1960-1988)

Кем был Жан-Мишель Баския?

Жан-Мишель Баския впервые привлек внимание своим граффити под названием «САМО» в Нью-Йорке. Он продавал толстовки и открытки с изображением своих работ на улицах до того, как началась его карьера художника. Он сотрудничал с Энди Уорхолом в середине 1980-х, результатом чего стала выставка их работ. Баския умер 12 августа 1988 года в Нью-Йорке.

Ранние годы

Баския родился в Бруклине, Нью-Йорк, 22 декабря 19 года.60. Разнообразное культурное наследие Баскии, отца американца гаитянского происхождения и матери пуэрториканца, было одним из его многочисленных источников вдохновения.

Художник-самоучка, Баския начал рисовать в раннем возрасте на листах бумаги, которые его отец, бухгалтер, приносил домой из офиса. По мере того, как он все глубже погружался в свою творческую сторону, его мать настоятельно поощряла его развивать свои художественные таланты.

Баския впервые привлек внимание своим граффити в Нью-Йорке в конце 1970-х годов под названием «САМО». Работая с близким другом, он помечал поезда метро и здания на Манхэттене загадочными афоризмами.

В 1977 году Баския бросил школу за год до окончания школы. Чтобы свести концы с концами, он продавал на улицах родного Нью-Йорка толстовки и открытки с изображением своих работ.

Мотив короны

В своих ранних работах Баския был известен тем, что использовал мотив короны, который был его способом прославлять чернокожих как величественных членов королевской семьи или считать их святыми.

Подробно описывая саму корону, художник Франческо Клементе заявил: «Корона Жана-Мишеля имеет три вершины в честь трех его королевских родов: поэта, музыканта, великого чемпиона по боксу. Жан сопоставлял свое мастерство со всем, что он считал сильным без ущерба для их вкуса или возраста».

Картины

Три года борьбы сменились славой в 1980 году, когда работы Баскии были представлены на групповой выставке. Его работа и стиль получили признание критиков за слияние слов, символов, фигурок и животных. Вскоре его картины полюбились любящей искусство публике, которая без проблем заплатила до 50 000 долларов за оригинал Баския.

Его восхождение совпало с появлением нового направления в искусстве, неоэкспрессионизма, положившего начало волне новых, молодых и экспериментальных художников, среди которых были Джулиан Шнабель и Сьюзен Ротенберг.

В 2017 году японский миллиардер побил рекорд, купив на аукционе Sotheby’s картину Баския «Без названия» 1982 года с изображением черепа за 110,5 млн долларов.

Жан-Мишель Баския

Фото: Getty Images

Баския и Уорхол

В середине 1980-х Баския сотрудничал со знаменитым поп-исполнителем Уорхолом, что привело к показу их работ, на котором были представлены корпоративные логотипы и мультипликационные персонажи.

В одиночку Баския продолжал выставляться по стране и миру. В 19В 86 лет он отправился в Африку на шоу в Абиджане, Кот-д’Ивуар. В том же году 25-летний художник выставил почти 60 картин в галерее Kestner-Gesellschaft в Ганновере, Германия, став самым молодым художником, когда-либо выставлявшим там свои работы.

Личные проблемы

По мере роста его популярности росли и личные проблемы Баскии. К середине 1980-х друзей все больше беспокоило его чрезмерное употребление наркотиков. Он стал параноиком и надолго изолировал себя от окружающего мира. Отчаявшись избавиться от героиновой зависимости, он в 19 лет уехал из Нью-Йорка на Гавайи.88 лет, вернувшийся через несколько месяцев и утверждающий, что он трезв.

К сожалению, это не так. Баския умер от передозировки наркотиков 12 августа 1988 года в Нью-Йорке. Ему было 27 лет. Хотя его художественная карьера была короткой, Баския приписывают то, что он привнес афроамериканский и латиноамериканский опыт в элитный мир искусства.

После своей смерти художник снова оказался в центре внимания в мае 2017 года, когда японский миллиардер купил «Без названия», картину 1982 года с изображением черепа, за 110,5 млн долларов на аукционе Sotheby’s. Продажа установила рекорд по самой высокой цене за произведение американского художника и за произведение искусства, созданное после 19 лет.80. Это была также самая высокая цена за картину Баския и чернокожего художника.

Смерть

Баския умер от передозировки наркотиков 12 августа 1988 года в Нью-Йорке. Ему было 27 лет.

Кино

Биографический независимый фильм режиссера Шнабеля под названием Баския был выпущен в 1996 году, в котором Джеффри Райт играл главную роль, а Дэвид Боуи играл Уорхола среди звездного состава.


  • Год рождения: 1960
  • Дата рождения: 22 декабря 1960 г.
  • Место рождения: Нью-Йорк
  • Город рождения: Бруклин
  • Страна рождения: США
  • Пол: Мужской
  • Наиболее известен: Жан-Мишель Баския был неоэкспрессионистом. художник 1980-х годов. Он наиболее известен своим примитивным стилем и сотрудничеством с поп-исполнителем Энди Уорхолом.
  • Отрасли
    • Искусство
  • Астрологический знак: Козерог
  • Год смерти: 1988
  • Дата смерти: 12 августа 1988
  • Место смерти: Нью-Йорк
  • Город смерти: Нью-Йорк
  • Страна смерти: США

Мы стремимся к точности и справедливости.