Библиотеки в современном мире: Почему библиотеки не исчезнут в цифровом мире будущего

Содержание

Почему библиотеки не исчезнут в цифровом мире будущего

Сейчас, когда любые сведения доступны в Сети, библиотеки кажутся пережитком прошлого. Почему вопреки распространенному заблуждению они не исчезнут и какую роль библиотеки играют в концепции lifelong learning

Об авторе: Мария Привалова, генеральный директор Центральной библиотеки им. Н.А. Некрасова.

Библиотеки в современном мире нужны для того же, для чего были нужны и сто лет назад, и двести — и даже раньше. Еще в римских термах (античных банях) были греческий и латинский залы, где люди читали тексты, беседовали и обменивались новостями. Знаменитая Александрийская библиотека 2 тыс. лет назад превосходила полнотой своего собрания любую из нынешних: в ней было собрано едва ли не все, что было тогда написано на Земле. Потом, правда, настали темные времена, общедоступных книжных собраний не существовало, но за последние три-четыре столетия библиотеки вновь прошли путь от закрытых архивов, университетских, церковных и частных книжных коллекций к современным открытым для всех «публичкам».

Для университетских и крупных национальных библиотек она была и остается ключевой. Однако и для них, а уж тем более для «обычных» публичных библиотек важнейшая функция –– предоставление широкого доступа к текстам и другим информационным ресурсам, а также помощь читателям в работе с ними. То есть прямое и непосредственное участие в просвещении общества и его гуманитарном развитии.

Современная система публичных библиотек начала складываться в XIX столетии, но ее активное развитие произошло около века назад. Их бурный рост пришелся на первую половину XX века, в том числе, в советской России. Во многих странах развитие библиотек стало тогда частью «левого поворота»: равный доступ к информации и получению образования входил в повестку дня наравне с борьбой за права трудящихся, сокращение рабочего дня и т. п.

Но не стоит думать, что библиотеки существуют только для необеспеченных слоев населения. Представители разных экономических и возрастных групп встречаются здесь примерно так же часто, как и в среднем по городу.

То есть библиотеки, в числе очень немногих институций, борются не только с цифровым неравенством, но и с социальным расслоением в целом, одной из бед нашего времени.

Несмотря на проникновение интернета практически во все сферы и процессы в обществе, главный ресурс библиотеки –– это по-прежнему книжные фонды. Люди и сегодня любят читать произведения на бумаге, а библиотека дает возможность прочесть их, не покупая. Платить за книги могут не все, к тому же купленное произведение может не понравиться или займет лишнее место на полке. Несмотря на развитие цифровых сервисов для чтения, люди продолжают брать бумажные книги.

Рост интереса к книгам обеспечивают насыщенная новинками коллекция и библиотекари. Хороший библиотекарь, способный обсудить с человеком его прошлый читательский опыт и помочь подобрать подходящую книгу, –– огромное преимущество.

Библиотека сегодня –– это самое общедоступное из всех общественных пространств.

Это идеальное «третье место», то есть удобное пространство для проведения времени вне дома и офиса. Библиотеки все больше используются в качестве места для работы и учебы: в отличие от коворкингов или тайм-кафе, они бесплатны, не требуют четкого расписания и предлагают разнообразные дополнительные возможности.

Экономика образования Внеклассное чтение: десять самых красивых современных библиотек мира

Иначе говоря, библиотека — это безопасное и дружелюбное пространство, где удобно и уютно заниматься своими делами.

Библиотеки –– места живые; знакомиться с различными сферами знаний, художественным наследием и современной культурой помогают проходящие в них выставки, лекции, дискуссии, концерты, театральные представления, кинопоказы, кружки и ридинг-группы, дискотеки и рэп-батлы, фаблабы и мастерские и т.д.

Так хорошая библиотека не только помогает осваивать знания, но и дает новый для читателя культурный опыт.

Все чаще библиотеки становятся важными социальными центрами, поддерживающими жителей в целом или отдельные сообщества по интересам. Во всем мире успешные библиотеки умудряются решать самые разные задачи, даже самые нетривиальные: где-то выдают напрокат лыжи (или швейные машинки, или приборы для измерения давления), где-то проводят занятия с детьми в уязвимом положении, преподавая им основы дизайн-проектирования и разрабатывая обучающие игры для слепых, где-то организуют языковые курсы для мигрантов — перечень можно продолжать бесконечно. Нередко библиотеки становятся центрами знаний о конкретной территории, хранят память места и формируют локальную идентичность.

Во время пандемии в фаблабах некоторых библиотек наладили производство персональных защитных экранов для тех, кто обязан ходить на работу. В других библиотекари читают детям по телефону вечерние сказки.

Сейчас библиотеки, вопреки распространенному заблуждению, не только не умирают, но и заново осмысливают и расширяют свою роль в обществе. Неважно, на каком носителе записан текст — на папирусе, пергаменте или бумаге, на жестких дисках или сервере, библиотека продолжает держать статус хранителя человеческих знаний и наследия и берет на себя все больше задач в современном цифровом мире.


Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

«РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

Оценки

(2)

  • Пострелиз
  • Пресс-релиз

Стаценко Анастасия Валерьевна, Дарутина Алла Геннадьевна28 октября Централизованная библиотечная система города Сургута провела очно-заочную конференцию «Роль библиотеки в современном мире», участниками которой стали молодые сотрудники в возрасте до 35 лет.

Конференция проходила в Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина с одновременной трансляцией на канале YouTube. Помимо Сургута «географию» мероприятия также составили Ханты-Мансийск, Челябинск и Казань. Аудиторию конференции – специалисты библиотек разных систем и ведомств, студенты профильного факультета Челябинского института культуры и сотрудники Казанского государственного института культуры.

Цели конференции – актуализация и укрепление профессиональных ценностей и перспективных направлений развития, организация площадки для наработки мастерства публичных выступлений у молодых сотрудников библиотек и формирование у них навыков самопрезентации.

С приветственным словом к слушателям обратилась директор Централизованной библиотечной системы г. Сургута Яна Борисовна Юркевич. С докладами выступили приглашённые участники: Свистунова Алиса Олеговна, заведующий научно-методическим отделом Государственной библиотеки Югры (г. Ханты-Мансийск), Басков Николай Владимирович, аспирант КГИК, заведующий библиотекой-филиалом № 26 Централизованной библиотечной системы г.

Казани (г. Казань), Новокрещенова Людмила Владимировна, методист Челябинской областной библиотеки для молодёжи (г. Челябинск) и студенты 4-го курса Челябинского государственного института культуры. В конференции приняли участие 118 человек. Из них 57 – в формате онлайн.

Всего было представлено 12 докладов. Основное внимание в ходе выступлений и последующих обсуждений было уделено таким вопросам, как:

1. Трансформация библиотек в современном мире. Библиотекарь и общество в контексте социокультурных трансформаций: историческая ретроспектива. Процессы в современной библиотеке. Медиа – тотальная повседневность в системе библиотечных ценностей? Личность библиотекаря в условиях трансформирующейся реальности. По данным темам выступили «новички» – начинающие специалисты, имеющие стаж работы не более 2 лет, студенты профильных вузов.

2. Повышение квалификации персонала в офлайн- и онлайн-реальности. Проблематика профессионального развития. Практики, методы, технологии.

Вопросы обучения, адаптации. Отражение новой реальности в профессиональной литературе. В этом блоке выступали «профи» – молодые профессионалы, имеющие стаж работы более 2 лет.

Редько Екатерина Алексеевна, модераторы Елалова Е.В., Дарутина А.Г.Я.Б. Юркевич, директор ЦБС, А.Г. Дарутина, Е.В. Елалова, модераторы конференции (2)

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий

  • Назад
  • Вперед

Эволюция библиотек в 21 веке (инфографика)

Путешественнику во времени, посетившему сегодня библиотеку, вероятно, будет трудно осмыслить то, что он увидел: библиотека 21 века эволюционировала далеко, далеко за пределы своего первоначального состояния. репозиторий книг, который станет жизненно важным центром сообщества и многоканальным источником контента.

По мере того, как библиотеки вступают в последнюю фазу своей истории, снова поворачиваясь, чтобы адаптироваться к затяжным воздействиям Ковида, мы оглядываемся назад на историю публичных библиотек, чтобы вспомнить, как далеко мы продвинулись — и сколько еще интересного появляются новые возможности для перемен.

См. также:

    • Влияние передовых технологий на библиотеки и образование  
    • Будущее академических библиотек и медиаграмотности в условиях экономики впечатлений  
    • Преобразование библиотек для сообществ 21 века  

600 г. до н. э.: Первая библиотека

Еще в седьмом веке ассирийский правитель Ашшурбанипал хранил 30 000 клинописных табличек по темам — от научных текстов до блокбастеров, таких как «Эпос о Гильгамеше». Но древние цивилизации по всему миру построили свои собственные хранилища знаний. Александрийская библиотека Египта содержала более 700 000 документов, а библиотека 10-го века в Кордове, Испания, содержала более 400 000 собственных книг.

Середина 1800-х: Публичные библиотеки набирают популярность 

Частные библиотеки, предназначенные только для членов, продолжали процветать на протяжении большей части истории человечества (даже Бенджамин Франклин участвовал в игре со своей собственной библиотекой по подписке). Но в середине 1800-х годов возник интерес к более широкому распространению этих источников знаний, и по всему миру начали открываться публичные библиотеки. В 1833 году в Питерборо, штат Нью-Гэмпшир, открылась первая в США библиотека, поддерживаемая налогами. При поддержке женских групп по сбору средств после Гражданской войны (и щедрых пожертвований Эндрю Карнаги) последуют еще тысячи человек.

1876: библиотечная организация меняется навсегда

1890-е годы: дети ступают в библиотеку 

Долгое время библиотеки рассматривались как места, где собираются интеллектуальные взрослые (обычно мужчины). Правильно: дети не допускаются. Но ситуация ослабевает по мере того, как возрастает ценность детского чтения и образования. В публичной библиотеке Бруклина открывается первый детский читальный зал, где за малышами присматривает дворник библиотеки.

1932: кассы становятся электрическими

В течение многих лет система с двумя картами была лучшим, что могли сделать библиотекари, чтобы отслеживать, где и какая книга: у каждой книги была карточка, на которой записывались кассы, а у заемщиков были свои личные карточки. со списком их выборов. Но братья Гейлорд произвели революцию во всем, выпустив электрическую машину для зарядки книг. В их инновационной системе карта заемщика с тиснением использовалась для регистрации идентификационного номера заемщика на книжной карте, которая затем заполнялась по номеру телефона.

1940-е годы: распространение высоких технологий поражает

Пневматические трубки и кухонные лифты были в моде. Постоянные посетители библиотек были ошеломлены быстрой доставкой запрошенных ими книг из стеллажей – современное удобство с помощью всего лишь нажатия кнопки.

1970-е: компьютеризированная каталогизация становится нормой 

Уже в 1970-х машиночитаемая каталогизация стала стандартом. Система под названием MARC (разработанная пионером в области обработки данных Генриеттой Аврам для Библиотеки Конгресса) была национальным и международным методом создания и обмена документами между библиотеками — и оставалась таковой почти 50 лет.

1980-е годы: Библиотеки балуются оцифровкой контента 

Библиотека Конгресса (всегда новаторы!) начала несколько пилотных проектов по оцифровке документов как из своих печатных, так и непечатных коллекций. (Его веб-сайт будет запущен в 1993 году, а сегодня почти 40 миллионов файлов из первоисточников доступны в Интернете из любой точки мира.) 

1991: первая цифровая библиотека 

Университет Карнеги-Меллона представил электронную библиотеку Mercury назад в 91 году. В то время он содержал дюжину текстовых баз данных и коллекцию изображений страниц из статей журналов по информатике. Это могло быть ограничено, но хранение и распространение этих файлов по сети кампуса было революционным и подготовило почву для грядущего взрыва цифрового контента.

Конец 1990-х: развитие архитектуры библиотек 

По мере того, как библиотеки стали местом не только для чтения в тишине, архитекторы и дизайнеры начали переосмысливать то, как может выглядеть функциональное пространство. Современный дизайн публичных библиотек начал меняться от душных, тихих мест для хранения книг или глубокой концентрации на светлые и просторные места для собраний сообщества с открытой концепцией.

2000 г.: технология RFID упрощает кассу

С введением киосков самообслуживания с RFID в публичных библиотеках посетители получили возможность самостоятельно выполнять эту не требующую навыков задачу, освободив библиотекарей и библиотечных работников для предоставления более важных услуг своим библиотекам. сообщества.

Начало 2000-х: библиотеки внедряют цифровые газетные киоски

Цифровые газетные киоски, такие как PressReader, начинают предлагать библиотекам виртуальный контент мирового уровня. Благодаря такого рода инструментам библиотеки теперь могут предоставлять посетителям еще более широкий взгляд на мнения и местные отчеты, где бы они ни находились физически по всему миру.

Конец 2000-х: библиотечные каталоги выходят за рамки книг

От фильмов до музыки библиотеки уже давно предлагают гораздо больше, чем обычные книги. Некоторые даже позволяют посетителям проверить туристическое снаряжение, настольные игры или билеты в музеи! Но по мере того, как технологические инструменты становятся все более и более распространенными в нашем мире — если не просто необходимыми — они также становятся важным элементом инвентаря для библиотеки 21-го века. Предоставление компьютеров на месте или разрешение на кассу ноутбуков и смартфонов дает посетителям библиотеки доступ к множеству цифровых ресурсов.

2010-е – настоящее время: создание гостеприимных пространств для творчества  

Современные библиотеки — это не просто места для потребления контента: это место для творчества. По мере того, как все больше и больше библиотек предлагают студии для разработчиков, кабины для подкастинга, программное обеспечение для редактирования видео, семинары и учебные пособия, библиотека превратилась в динамичный творческий центр, в котором создается столько же контента, сколько им пользуются.

Роль библиотеки, конечно, будет продолжать развиваться, но куда бы мы ни пошли дальше, важно отметить, что библиотекарь 21-го века никогда  всего лишь хранитель книг. Это исследователи, аналитики данных, аналитики информации, менеджеры баз данных, менеджеры социальных сетей… и развитие технологий за последние десятилетия только прояснило их многогранную роль и неизмеримую ценность.

 

Хотите, чтобы это было на вашем сайте?

Просто скопируйте и вставьте приведенный ниже код на свой сайт:


Предоставлено: PressReader

 

Теперь, когда мы оглянулись назад, как насчет того, чтобы смотреть вперед? Узнайте больше о будущем библиотек здесь.

 

Роль библиотек в современном обществе

«Что такое библиотека? Нужны ли нам традиционные библиотеки в этом цифровом мире? Вымрут ли библиотеки?»

 

  Слово «библиотека», похоже, сейчас используется во многих различных аспектах, от обычной библиотеки до цифровой библиотеки. Согласно онлайн-словарю библиотечных и информационных наук (ODLIS), «библиотека — от латинского слова «Liber», что означает «книга». В греческом и римском языках соответствующий термин — «библиотека», что означает «коллекция или группа коллекций книг и/или других печатных или непечатных материалов, организованных и поддерживаемых для использования (чтение, консультации, изучение, исследование, и др. )

  Библиотека – это не только здание с набором книг и несколькими видами материалов, она также играет жизненно важную роль в поддержке образовательной и исследовательской деятельности общества, популяризации культуры, распространении информации, формировании системы ценностей для каждого человека, и т.д.

«Кому нужен Библиотекарь, когда есть Гугл и Интернет? ну кому нужен Учитель, когда есть Википедия? точно так же, как Википедия не заменяет Учителя, точно так же поиск Google и Интернет не заменяют Библиотекаря».

  В библиотеке каждая книга или другие материалы библиотеки предназначены для использования пользователями или читателями, а также каждый читатель должен найти свою книгу. Без коллекции книг, читателей или пользователей и сотрудников библиотеки библиотека пуста. Библиотека предлагает бесплатные книги и тихое место для чтения, что также влияет на привычку читать и увеличивает ее. Google может найти в Интернете 100 000 ответов или решений на любой вопрос, но специалисты библиотеки могут найти нужный ответ в нужное время.

  В современную эпоху, с обилием информации, библиотеки помогают современному обществу, сохраняя и распространяя соответствующую информацию по мере необходимости. Он предлагает актуальную и достоверную информацию, а также запись знаний, созданных и накопленных прошлыми поколениями, потому что в эту современную эпоху информационный взрыв привел нас к путанице при выборе соответствующей информации из кучи информации, доступной на нескольких платформах. Библиотеки играют важную роль в современном обществе, поскольку считаются «воротами знаний для общества». Современное общество имеет различные потребности, такие как образование, исследования, культурные достижения, различные виды информации и т. д. Общество основало различные институты для удовлетворения этих потребностей. Среди них библиотека занимает видное место, в то время как другие учреждения предназначены для удовлетворения одной или нескольких потребностей, библиотека способна удовлетворить все их в равной мере. Ресурсы и услуги библиотек предлагают и создают возможности для обучения, поддерживают грамотность и образование и помогают формировать новые идеи и перспективы, которые необходимы для творческого и инновационного общества.

  Во время пандемии Covid-19, когда страны по всему миру принимают ряд мер по замедлению распространения коронавируса, от введения национального карантина до закрытия, библиотеки также серьезно пострадали, как и многие другие учреждения в связи с растущей пандемией. , что привело к сложному выбору того, какие услуги предлагать и как, в зависимости от нескольких показателей пандемии, поскольку школы и колледжи пытаются проводить операции в Интернете в максимально возможной степени. Но даже в этой суровой ситуации несколько библиотечных ассоциаций сами проделали большую работу, чтобы информировать своих членов и поддерживать их в трудные времена, например, предлагая онлайн-обучение, связанное с Covid-19.и профессиональное развитие, запуск кампании по дезинформации о Covid-19 и т. д. И когда случаи заболевания во всем мире начали уменьшаться день ото дня, библиотеки предприняли несколько шагов или шагов, чтобы вновь открыться, ограничивая концентрацию пользователей, продвигая гигиену, удерживая пользователей и сотрудников безопасно и т.