Бьорк лебедь платье: скандальное платье-лебедь Бьорк с «Оскара», которое вдохновляет дизайнеров 20 лет спустя

скандальное платье-лебедь Бьорк с «Оскара», которое вдохновляет дизайнеров 20 лет спустя

Почему 20 лет спустя мы все еще вспоминаем этот выход

Антон Гулевский Редактор моды

Недавний круизный показ Dior в Афинах напомнил всем не только о древнегреческой мифологии, но еще и об одном из самых известных выходов за всю историю церемонии «Оскар». Последний образ в коллекции весьма напоминает культовое платье-лебедь, в котором на красную ковровую дорожку премии пришла певица Бьорк в 2001 году. Мы решили вспомнить историю этого наряда, разобраться, кому же все-таки принадлежит первоначальная идея, и понять, почему мы все еще вспоминаем этот выход целых 20 лет спустя.

Публика и модные критики единогласно назвали наряд Бьорк худшим не только в том году, но и вообще за всю историю церемонии

Когда ровно 20 лет назад Бьорк вышла на красную ковровую дорожку «Оскара» в платье Marjan Pejoski в форме белого лебедя, трогательно обнимающего ее за шею, она вызвала настоящий фурор.

Правда, восторгов по поводу этого выхода тогда было немного: публика и модные критики единогласно назвали наряд худшим не только в том году, но и вообще за всю историю церемонии. Впрочем, ничего удивительного в этом нет: тогда эксперименты на больших красных дорожках были еще редкостью, а «Оскар» и вовсе был территорией, где безраздельно правили сияющие платья с километровыми шлейфами и высоченные шпильки. Но нельзя не оценить вклад исландской певицы в модный прогресс: уверены, что во многом благодаря ей на главную церемонию в мире кино теперь можно прийти и в кедах (как режиссер Хлои Чжао), и без укладки и макияжа (как Фрэнсис МакДорманд).

На самой церемонии Бьорк даже устроила небольшой перформанс — пронесла в юбке 6 яиц и «отложила» их прямо на красной ковровой дорожке

Впрочем, у хрупкой девушки из Исландии всегда был свой взгляд и на музыку, и на моду — поэтому ее критика мало волновала. Ей самой платье понравилось настолько, что впоследствии она даже снялась в нем для обложки своего альбома Vespertinе.

А на самой церемонии она даже устроила небольшой перформанс — пронесла в юбке 6 яиц и «отложила» их прямо на красной ковровой дорожке (так она, по ее словам, воплотила тему фертильности). Еще одним источником вдохновения для нее стал американский хореограф Басби Беркли и его танец лебедей — своим «лебединым» платьем певица хотела отдать ему дань уважения.

На ум приходит древнегреческий миф про Леду и лебедя, в котором верховный бог Олимпа Зевс явился на встречу к своей возлюбленной в обличии белой птицы

Впрочем, в этом наряде можно увидеть массу других референсов и скрытых смыслов. Во-первых, как известно, лебеди — символ верности, ведь они одни из немногих животных, которые образуют моногамную пару на всю жизнь. Во-вторых, на ум приходит древнегреческий миф про Леду и лебедя, в котором верховный бог Олимпа Зевс явился на встречу к своей возлюбленной в обличии белой птицы. Не возьмемся судить, имел ли в виду этот античный сюжет автор платья Марьян Пежоски, но он явно видел фото 1935 года, на котором Марлен Дитрих позирует в, пожалуй, самом первом платье-лебеде в истории моды — а уж оно-то как раз и было вдохновлено древним мифом.

Но на этом «лебединая песня» не закончилась. В 1997 году этот образ воспроизвел в своей кутюрной коллекции для Givenchy Александр Маккуин — правда, в его прочтении лебедь был черным (чем дизайнер добавил ему дополнительный смысл — теперь это еще и наряд Одиллии из «Лебединого озера», которая пытается сойти за Одетту). В 2014-м году чуть более абстрактная версия того же платья появилась в кутюрной коллекции Valentino — к слову, тогда сокреативным директором Дома была Мария Грация Кьюри, которая ныне возглавляет Dior. И последнее на данный момент высказывание на тему вновь принадлежит ей — судя по тому, что круизный показ Dior прошел в Афинах, первоисточником здесь снова стал античный сюжет про Леду и Зевса. Выходит, что круг замкнулся — а идея такого платья доказала, что ни капли не растеряла актуальности за все эти годы. Хотя бы потому что по-прежнему вызывает такую бурю обсуждений и репостов в соцсетях.

почему платье Бьорк изменило моду

21 ноября певице Бьорк исполняется 57 лет. Загадочную исландскую исполнительницу любят не только за ее музыкальные композиции — однажды она вышла на красную дорожку в наряде, который изменил моду. Рассказываем историю этого «революционного» платья в виде лебедя.

Лиза Маценко

Теги:

История моды

Оскар

Когда вдохновляют крылья

Образ лебедя в искусстве — не редкость. Взять хотя бы балет «Лебединое озеро» или древнегреческие мифы. Кстати, согласно одному из них, Зевс, ослепленный красотой царицы Леды, отправился к ней встречу в обличье этой грациозной белой птицы. Красивая легенда вдохновляла дизайнеров еще в начале прошлого века — именно поэтому в 1935-м Марлен Дитрих предстала на костюмированном балу в белом платье из шелка, для отделки которого использовались птичьи перья.

Почти 70 лет кутюрье раз за разом переосмысливали моду, но к ретро-образу актрисы не возвращались. «Птичье» платье впервые появилось после долгого перерыва лишь у Givenchy в 1997 году — правда, оно было черным. А вот воссоздать наряд белого лебедя решился только бренд Marjan Pejoski в осенней коллекции 2001-го. Именно этот образ и полюбился Бьорк.

Белое для дебютантки

Белое мини с огибающей шею птицей певица выбрала неспроста. Для нее церемония вручения премии «Оскар» в 2001 году была первой в жизни. Да, на тот момент имя Бьорк уже было на слуху, но это касалось сферы музыки, а не кино. Все изменил фильм Ларса фон Триера «Танцующая в темноте», в котором она сыграла главную роль. Певица еще записала саундтрек к картине — он и претендовал на главную награду киноиндустрии. В эффектное появление на красной дорожке исполнительница вложила особый смысл — образ Бьорк, по ее собственным словам, символизировал фертильность. Чтобы донести свою идею до всех и каждого, певица решила не ограничиваться одним лишь платьем-лебедем, она также принесла с собой на торжественное мероприятие искусственные яйца.

Пернатая революция

Бьорк думала, что ее появление на «Оскаре» в 2001-м будет первым и единственным, поэтому и выбрала такой экстравагантный аутфит. Она хотела внести свою лепту в модную историю — и у нее это получилось. Если сейчас на «Оскаре» бывают наряды похлеще, чем на Met Gala, то в начале нулевых на красной дорожке можно было увидеть 50 оттенков классических бюстье. Даже яркие цвета считались модным прорывом, что уж говорить про платье-лебедь.

Певица дополнила образ сверкающим телесным кэтсьютом и ретро-босоножками — это вам не вездесущие лодочки!

Наряд вызвал шквал негативных эмоций, но Бьорк это не волновало. Она даже вновь примерила белое мини, когда фотографировалась для обложки альбома Vespertinе — он вышел в августе 2001-го. С тех пор наряды на торжественные церемонии перестали создаваться по формуле «классический силуэт + однотонная ткань», а звезды все чаще решались на модные эксперименты.

Счастливого 20 -летия платья Björk’s Swan, возможно, самый эффективный образ Оскара, когда -либо

Знаменитые моменты

по Kyle Munzenrieder

Фотография RON DAVIO Все началось: одно из самых высмеиваемых платьев на красной ковровой дорожке всех времен. Как дела: недавняя звезда модной выставки в выдающемся музее Америки. Это история печально известного лебединого платья Бьорк, которое она надела 20 лет назад на Оскар 2001 года. Это платье сразу же было воспринято как шутка и помещено во все мыслимые «списки худших нарядов», оно сумело выдержать испытание временем в качестве заявления на красной ковровой дорожке, которое существует в своей собственной категории.

Трудно точно передать, какой шок вызвало платье в то время. В то время как дети TikTok в настоящее время охвачены ностальгией по концу 90-х и началу 00-х годов, правда в том, что верхний слой респектабельной культуры, примером которого является Оскар, в то время был довольно скучным. С тех пор молодость бэби-бумеров затмилась, но теперь они вступали в пик своей институциональной власти. Поколение X, членом которого является Бьорк, наслаждалось своим закатом в качестве модного молодого поколения, но самые ранние миллениалы уже учились в колледже и были готовы оставить свой след. Америка находилась на распутье поколений, а значит, и культур.

Сами Оскары попали в странную ситуацию. Голливуд отчаянно цеплялся за идею «классического студийного фильма «Оскар» с большими-большими звездами, даже если зрители начали отпускать их (первый фильм X-Men только что вышел прошлой осенью, сигнализируя о начале эпохи мегафраншиз). Инди-фильмы только начали появляться на церемонии, и даже тогда они обычно производились такими людьми, как Харви Вайнштейн и Скотт Рудин.

Голливудская мода тоже немного устарела. Появление в списках самых плохо одетых таблоидов действительно начало потрясать всех (почему мы все прислушивались к модным советам из различных журналов, которые впоследствии разрушили жизнь Бритни Спирс? Понятия не имею). На смену пришли профессиональные стилисты. Тем не менее, проблема заключалась в том, что у всех версия гламура начала казаться немного неописуемой и общей.

Затем появляется Бьорк — иконоборец ночных видеоблоков MTV с трехоктавным вокальным диапазоном — на церемонию в платье, которое буквально напоминает лебедя. У нее была сумочка в форме яйца, но, судя по реакции, она могла с таким же успехом снести яйцо прямо посреди красной ковровой дорожки. Комедианты будут доить его годами (Эллен Дедженерес носила свою собственную версию платья, когда позже в том же году принимала участие в церемонии вручения премии «Эмми»).

ЛЮСИ НИКОЛСОН/AFP через Getty Images

Ключ к пониманию поступка Бьорк заключается в следующем: она не одевалась так, чтобы произвести фурор. Это не был трюк. Она была совершенно серьезна. На самом деле, она бы надела это платье и на обложку своего следующего альбома Vespertine без капли иронии. Ей просто очень понравилось платье от Марьяна Пейоски. Вот что отличает его от других «дурацких» моментов красной ковровой дорожки. И именно поэтому ему каким-то образом удалось выдержать испытание временем и стать чем-то вроде пробного камня культуры.

«Я редко смотрю голливудские фильмы, а поскольку я из Исландии, то то, что попадает туда, довольно случайно», — сказала она с тех пор. «Большинство голливудских фильмов, которые я смотрю, — это мюзиклы Басби Беркли, и — как называется этот фильм со всем этим плаванием? Эстер Уильямс, что-то в этом роде, поэтому я подумал, что было бы очень уместно носить лебедя. Я думаю, они больше не делают таких вещей, верно? Но это была дань уважения Басби Беркли и такой элегантности».

Кроме того, чего еще нам было ожидать? Бьорк уже сделала себе имя как поборница авангардных и необычных дизайнеров, выступая за Жана-Поля. Готье и сотрудничество с Александром МакКуином. Должна ли она была появиться в респектабельном шелковом платье-колонне? Кто-нибудь действительно хотел бы этого вместо этого? Разве мир не стал бы скучнее?

Photo by Catwalking/Getty Images

С тех пор платье, наконец, обрело уважение. Он был представлен на выставке «Заметки о лагере» в Метрополитен-музее в 2019 году, а в 2014 году Валентино отдал ему дань уважения во время своей презентации высокой моды в том же году. К тому же, приношу извинения Жюльет Бинош, это был даже не самый плохой наряд на красной дорожке вечера по любым меркам.

На самом деле, возможно, самый большой позор наследия платья заключается в том, что оно затмевает более интересный разговор: в том году Бьорк была отвергнута в номинации на лучшую женскую роль.

Она появилась только потому, что ее песня «I’ve Seen It All» из фильма «Танцующая в темноте » была номинирована, но она также снялась в этом фильме и продемонстрировала адское выступление. Фактически, она выиграла лучшую женскую роль в Каннах и на Европейской кинопремии в том же году и была номинирована на премию «Золотой глобус». Но Оскар не был достаточно смелым, чтобы полностью признать ее. Как мы уже говорили, тогда все было скучно.

Вам также понравится

20 лучших модных модных модных ковровых покрытий 2022

от Кэролин Терски

Оливия Уайльд вместе куки самых больших историй в стиле, кино, телевидении, музыке и многом другом.

Еженедельник «Вход и выход» Полная шпаргалка о том, что в тренде на этой неделе.

Подписываясь на эту рассылку BDG, вы соглашаетесь с нашими Условиями обслуживания и Политикой конфиденциальности

Лебединое платье Бьорк на вручении Оскара: памятный момент красной ковровой дорожки

Автор Марианна Серини, CNN

Копаясь в архивах истории поп-культуры, «Помни, когда?» — это новая серия, предлагающая ностальгический взгляд на наряды знаменитостей, которые определяли их эпохи.

Помните, как Бьорк появилась на церемонии вручения премии «Оскар» в 2001 году с искусственным лебедем на шее?

Это был, пожалуй, один из самых странных нарядов, когда-либо виденных знаменитостями на красных дорожках. И чтобы сделать момент еще более сюрреалистичным, исландская королева музыки затем «отложила» шесть яиц — гигантских страусиных яиц, если быть точным — к изумлению зрителей и ожидающих камер.

Именно эта диковинность сделала образ таким культовым. Платье не только обеспечило Бьорк место одной из самых запоминающихся личностей в индустрии развлечений, оно доказало, что даже ужасные платья могут войти в историю моды (подробнее об этом позже).

Исландская актриса и певица Бьорк на 73-й ежегодной церемонии вручения премии «Оскар» 25 марта 2001 года в Shrine Auditorium в Лос-Анджелесе, Калифорния. Фото: Люси Николсон/AFP/Getty Images

Когда Бьорк впервые появилась на красной ковровой дорожке в тот вечер, ее птичий вид взъерошил немало перьев. Одна за другой Бьорк возглавляла списки самых плохо одетых женщин — не только на церемонии вручения премии «Оскар», но и за год в целом.

Человеком, стоящим за птицей, был македонский дизайнер Марьян Пейоски, который годом ранее одел Бьорк в розовое платье в стиле принцессы на Каннском кинофестивале. Лебединое платье первоначально появилось на его шоу Осень-Зима 2001 года и, как сообщается, было задумано как «скульптура» с использованием смеси тканей, включая замшу, шерстяной войлок и настоящие гусиные и лебединые перья.

Краткая история красной ковровой дорожки

Пейоски понятия не имел, что Бьорк наденет его на церемонию вручения «Оскара», и узнал об этом только на следующее утро, как сообщает Vogue. Критика, похоже, его не беспокоила: «Не все понимают мой стиль, — сказал он журналу в 2001 году. — Но меня не волнует плохая реклама. Если вы художник, вы не ожидаете, что всем понравится то, что вы И вообще, мне нравится, что возникла такая проблема».

Экстравагантная внешность Бьорк помогла создать образ, соответствующий ее авангардной музыке. Но платье-лебедь не было ни первым, ни последним странным нарядом, который она носила.

В 1990-х годах она носила водолазку с невероятно длинными рукавами, блестящую зеленую накидку в паре с походными ботинками и мини-пучок (фирменная прическа Бьорк на протяжении почти десятилетия), а также традиционные японские сандалии гэта и носки таби, которые она носила на концерте U2.

Бьорк в головном уборе с помпонами во время своего тура Volta Tour в 2008 году. Фото: Джим Дайсон/Getty Images

После лебедя некоторые из ее наиболее эксцентричных нарядов включали объемную юбку марабу, которую она дополняла лицом, усыпанным кристаллами; огромный головной убор с помпонами, который она носила во время ее тура Volta; а на испанском музыкальном фестивале Sónar в 2017 году боди с головы до ног и шляпа из гофрированной ткани со складками, наполненной нитками крошечных жемчужин, которые обтрепались на рукавах и лодыжках.

Список можно продолжить. Но дело в том, что Бьорк всегда нарушала традицию моды на красных дорожках во имя индивидуальности.

Именно поэтому спустя почти два десятилетия мы все еще помним лебединое платье. В то время это могло вызвать удивление, но с тех пор это платье было удостоено чести Музея современного искусства и Метрополитен-музея, которые демонстрировали оригинал на громких выставках моды (ретроспектива Бьорк 2015 года и «Camp» 2019 года). : Заметки о моде» соответственно).

Поп-культура продолжает ссылаться на платье, укрепляя его культовый статус с помощью пародии. Эллен ДеДженерес повторила образ на церемонии вручения премии «Эмми» в 2001 году, а Кевин Джеймс последовал ее примеру на церемонии вручения премии «Выбор народа» в следующем году. На церемонии вручения «Оскара» 2006 года ведущий Джон Стюарт нанес удар по платью: «Бьорк не могла быть здесь сегодня вечером… Она примеряла свое оскароносное платье, и Дик Чейни застрелил ее», — сказал он в своем вступительном монологе, имея в виду печально известный инцидент на охоте.

Эллен ДеДженерес в лебедином платье Бьорк на вручении премии «Эмми» в 2001 году. Фото: Люси Николсон/AFP/Getty Images

Фильмы, музыкальные клипы и даже эпизод культовой анимационной комедии «Арчер» отдают дань уважения этому образу.

Но, пожалуй, самое высокое признание пришло из самого мира моды, когда в 2014 году дизайнеры Valentino Пьерпаоло Пиччоли и Мария Грация Кьюри по-новому интерпретировали эксцентричное платье для своей весенней кутюрной коллекции.