Бьорк лебедь платье: скандальное платье-лебедь Бьорк с «Оскара», которое вдохновляет дизайнеров 20 лет спустя

скандальное платье-лебедь Бьорк с «Оскара», которое вдохновляет дизайнеров 20 лет спустя

Почему 20 лет спустя мы все еще вспоминаем этот выход

Антон Гулевский Редактор моды

Недавний круизный показ Dior в Афинах напомнил всем не только о древнегреческой мифологии, но еще и об одном из самых известных выходов за всю историю церемонии «Оскар». Последний образ в коллекции весьма напоминает культовое платье-лебедь, в котором на красную ковровую дорожку премии пришла певица Бьорк в 2001 году. Мы решили вспомнить историю этого наряда, разобраться, кому же все-таки принадлежит первоначальная идея, и понять, почему мы все еще вспоминаем этот выход целых 20 лет спустя.

Публика и модные критики единогласно назвали наряд Бьорк худшим не только в том году, но и вообще за всю историю церемонии

Когда ровно 20 лет назад Бьорк вышла на красную ковровую дорожку «Оскара» в платье Marjan Pejoski в форме белого лебедя, трогательно обнимающего ее за шею, она вызвала настоящий фурор.

Правда, восторгов по поводу этого выхода тогда было немного: публика и модные критики единогласно назвали наряд худшим не только в том году, но и вообще за всю историю церемонии. Впрочем, ничего удивительного в этом нет: тогда эксперименты на больших красных дорожках были еще редкостью, а «Оскар» и вовсе был территорией, где безраздельно правили сияющие платья с километровыми шлейфами и высоченные шпильки. Но нельзя не оценить вклад исландской певицы в модный прогресс: уверены, что во многом благодаря ей на главную церемонию в мире кино теперь можно прийти и в кедах (как режиссер Хлои Чжао), и без укладки и макияжа (как Фрэнсис МакДорманд).

На самой церемонии Бьорк даже устроила небольшой перформанс — пронесла в юбке 6 яиц и «отложила» их прямо на красной ковровой дорожке

Впрочем, у хрупкой девушки из Исландии всегда был свой взгляд и на музыку, и на моду — поэтому ее критика мало волновала. Ей самой платье понравилось настолько, что впоследствии она даже снялась в нем для обложки своего альбома Vespertinе.

А на самой церемонии она даже устроила небольшой перформанс — пронесла в юбке 6 яиц и «отложила» их прямо на красной ковровой дорожке (так она, по ее словам, воплотила тему фертильности). Еще одним источником вдохновения для нее стал американский хореограф Басби Беркли и его танец лебедей — своим «лебединым» платьем певица хотела отдать ему дань уважения.

На ум приходит древнегреческий миф про Леду и лебедя, в котором верховный бог Олимпа Зевс явился на встречу к своей возлюбленной в обличии белой птицы

Впрочем, в этом наряде можно увидеть массу других референсов и скрытых смыслов. Во-первых, как известно, лебеди — символ верности, ведь они одни из немногих животных, которые образуют моногамную пару на всю жизнь. Во-вторых, на ум приходит древнегреческий миф про Леду и лебедя, в котором верховный бог Олимпа Зевс явился на встречу к своей возлюбленной в обличии белой птицы. Не возьмемся судить, имел ли в виду этот античный сюжет автор платья Марьян Пежоски, но он явно видел фото 1935 года, на котором Марлен Дитрих позирует в, пожалуй, самом первом платье-лебеде в истории моды — а уж оно-то как раз и было вдохновлено древним мифом.

Но на этом «лебединая песня» не закончилась. В 1997 году этот образ воспроизвел в своей кутюрной коллекции для Givenchy Александр Маккуин — правда, в его прочтении лебедь был черным (чем дизайнер добавил ему дополнительный смысл — теперь это еще и наряд Одиллии из «Лебединого озера», которая пытается сойти за Одетту). В 2014-м году чуть более абстрактная версия того же платья появилась в кутюрной коллекции Valentino — к слову, тогда сокреативным директором Дома была Мария Грация Кьюри, которая ныне возглавляет Dior. И последнее на данный момент высказывание на тему вновь принадлежит ей — судя по тому, что круизный показ Dior прошел в Афинах, первоисточником здесь снова стал античный сюжет про Леду и Зевса. Выходит, что круг замкнулся — а идея такого платья доказала, что ни капли не растеряла актуальности за все эти годы. Хотя бы потому что по-прежнему вызывает такую бурю обсуждений и репостов в соцсетях.

почему платье Бьорк изменило моду

21 ноября певице Бьорк исполняется 57 лет. Загадочную исландскую исполнительницу любят не только за ее музыкальные композиции — однажды она вышла на красную дорожку в наряде, который изменил моду. Рассказываем историю этого «революционного» платья в виде лебедя.

Лиза Маценко

Теги:

История моды

Оскар

Когда вдохновляют крылья

Образ лебедя в искусстве — не редкость. Взять хотя бы балет «Лебединое озеро» или древнегреческие мифы. Кстати, согласно одному из них, Зевс, ослепленный красотой царицы Леды, отправился к ней встречу в обличье этой грациозной белой птицы. Красивая легенда вдохновляла дизайнеров еще в начале прошлого века — именно поэтому в 1935-м Марлен Дитрих предстала на костюмированном балу в белом платье из шелка, для отделки которого использовались птичьи перья.

Почти 70 лет кутюрье раз за разом переосмысливали моду, но к ретро-образу актрисы не возвращались. «Птичье» платье впервые появилось после долгого перерыва лишь у Givenchy в 1997 году — правда, оно было черным. А вот воссоздать наряд белого лебедя решился только бренд Marjan Pejoski в осенней коллекции 2001-го. Именно этот образ и полюбился Бьорк.

Белое для дебютантки

Белое мини с огибающей шею птицей певица выбрала неспроста. Для нее церемония вручения премии «Оскар» в 2001 году была первой в жизни. Да, на тот момент имя Бьорк уже было на слуху, но это касалось сферы музыки, а не кино. Все изменил фильм Ларса фон Триера «Танцующая в темноте», в котором она сыграла главную роль. Певица еще записала саундтрек к картине — он и претендовал на главную награду киноиндустрии. В эффектное появление на красной дорожке исполнительница вложила особый смысл — образ Бьорк, по ее собственным словам, символизировал фертильность. Чтобы донести свою идею до всех и каждого, певица решила не ограничиваться одним лишь платьем-лебедем, она также принесла с собой на торжественное мероприятие искусственные яйца.

Пернатая революция

Бьорк думала, что ее появление на «Оскаре» в 2001-м будет первым и единственным, поэтому и выбрала такой экстравагантный аутфит. Она хотела внести свою лепту в модную историю — и у нее это получилось. Если сейчас на «Оскаре» бывают наряды похлеще, чем на Met Gala, то в начале нулевых на красной дорожке можно было увидеть 50 оттенков классических бюстье. Даже яркие цвета считались модным прорывом, что уж говорить про платье-лебедь.

Певица дополнила образ сверкающим телесным кэтсьютом и ретро-босоножками — это вам не вездесущие лодочки!

Наряд вызвал шквал негативных эмоций, но Бьорк это не волновало. Она даже вновь примерила белое мини, когда фотографировалась для обложки альбома Vespertinе — он вышел в августе 2001-го. С тех пор наряды на торжественные церемонии перестали создаваться по формуле «классический силуэт + однотонная ткань», а звезды все чаще решались на модные эксперименты.

Счастливого 20 -летия платья Björk’s Swan, возможно, самый эффективный образ Оскара, когда -либо

Знаменитые моменты

по Kyle Munzenrieder

Фотография RON DAVIO Все началось: одно из самых высмеиваемых платьев на красной ковровой дорожке всех времен. Как дела: недавняя звезда модной выставки в выдающемся музее Америки. Это история печально известного лебединого платья Бьорк, которое она надела 20 лет назад на Оскар 2001 года. Это платье сразу же было воспринято как шутка и помещено во все мыслимые «списки худших нарядов», оно сумело выдержать испытание временем в качестве заявления на красной ковровой дорожке, которое существует в своей собственной категории.

Трудно точно передать, какой шок вызвало платье в то время. В то время как дети TikTok в настоящее время охвачены ностальгией по концу 90-х и началу 00-х годов, правда в том, что верхний слой респектабельной культуры, примером которого является Оскар, в то время был довольно скучным. С тех пор молодость бэби-бумеров затмилась, но теперь они вступали в пик своей институциональной власти. Поколение X, членом которого является Бьорк, наслаждалось своим закатом в качестве модного молодого поколения, но самые ранние миллениалы уже учились в колледже и были готовы оставить свой след. Америка находилась на распутье поколений, а значит, и культур.

Сами Оскары попали в странную ситуацию. Голливуд отчаянно цеплялся за идею «классического студийного фильма «Оскар» с большими-большими звездами, даже если зрители начали отпускать их (первый фильм X-Men только что вышел прошлой осенью, сигнализируя о начале эпохи мегафраншиз). Инди-фильмы только начали появляться на церемонии, и даже тогда они обычно производились такими людьми, как Харви Вайнштейн и Скотт Рудин.

Голливудская мода тоже немного устарела. Появление в списках самых плохо одетых таблоидов действительно начало потрясать всех (почему мы все прислушивались к модным советам из различных журналов, которые впоследствии разрушили жизнь Бритни Спирс? Понятия не имею). На смену пришли профессиональные стилисты. Тем не менее, проблема заключалась в том, что у всех версия гламура начала казаться немного неописуемой и общей.

Затем появляется Бьорк — иконоборец ночных видеоблоков MTV с трехоктавным вокальным диапазоном — на церемонию в платье, которое буквально напоминает лебедя. У нее была сумочка в форме яйца, но, судя по реакции, она могла с таким же успехом снести яйцо прямо посреди красной ковровой дорожки. Комедианты будут доить его годами (Эллен Дедженерес носила свою собственную версию платья, когда позже в том же году принимала участие в церемонии вручения премии «Эмми»).

ЛЮСИ НИКОЛСОН/AFP через Getty Images

Ключ к пониманию поступка Бьорк заключается в следующем: она не одевалась так, чтобы произвести фурор. Это не был трюк. Она была совершенно серьезна. На самом деле, она бы надела это платье и на обложку своего следующего альбома Vespertine без капли иронии. Ей просто очень понравилось платье от Марьяна Пейоски. Вот что отличает его от других «дурацких» моментов красной ковровой дорожки. И именно поэтому ему каким-то образом удалось выдержать испытание временем и стать чем-то вроде пробного камня культуры.

«Я редко смотрю голливудские фильмы, а поскольку я из Исландии, то то, что попадает туда, довольно случайно», — сказала она с тех пор. «Большинство голливудских фильмов, которые я смотрю, — это мюзиклы Басби Беркли, и — как называется этот фильм со всем этим плаванием? Эстер Уильямс, что-то в этом роде, поэтому я подумал, что было бы очень уместно носить лебедя. Я думаю, они больше не делают таких вещей, верно? Но это была дань уважения Басби Беркли и такой элегантности».

Кроме того, чего еще нам было ожидать? Бьорк уже сделала себе имя как поборница авангардных и необычных дизайнеров, выступая за Жана-Поля. Готье и сотрудничество с Александром МакКуином. Должна ли она была появиться в респектабельном шелковом платье-колонне? Кто-нибудь действительно хотел бы этого вместо этого? Разве мир не стал бы скучнее?

Photo by Catwalking/Getty Images

С тех пор платье, наконец, обрело уважение. Он был представлен на выставке «Заметки о лагере» в Метрополитен-музее в 2019 году, а в 2014 году Валентино отдал ему дань уважения во время своей презентации высокой моды в том же году. К тому же, приношу извинения Жюльет Бинош, это был даже не самый плохой наряд на красной дорожке вечера по любым меркам.

На самом деле, возможно, самый большой позор наследия платья заключается в том, что оно затмевает более интересный разговор: в том году Бьорк была отвергнута в номинации на лучшую женскую роль.

Она появилась только потому, что ее песня «I’ve Seen It All» из фильма «Танцующая в темноте » была номинирована, но она также снялась в этом фильме и продемонстрировала адское выступление. Фактически, она выиграла лучшую женскую роль в Каннах и на Европейской кинопремии в том же году и была номинирована на премию «Золотой глобус». Но Оскар не был достаточно смелым, чтобы полностью признать ее. Как мы уже говорили, тогда все было скучно.