Властители умов | The Art Newspaper Russia — новости искусства
РоскошьCartier
№88
Материал из газеты
Как появились самые знаменитые бестселлеры Cartier: браслеты Love и Juste un Clou, кольцо Trinity, часы Tank и Santo
Наталья Филатова-Киетине
09.02.2021
Реклама браслетов Love. 1970.
Фото: Archives Cartier Paris © Cartier
У каждого большого ювелирного бренда собственные сильные стороны. «Точка силы» Cartier — умение создавать изделия-блокбастеры — объекты желания для нескольких поколений. Это касается и часов, и украшений. Tank, Santos, Trinity, Love, Juste un Clou — все они в свое время были «материальным ответом» вызову эпохи — социальному, инженерному, культурному, мистическому — и отозвались настолько мощно, что востребованы по сей день.
Кольцо Trinity.
Фото: Cartier
Важно, что в ДНК Cartier зашиты невероятная гибкость и изменчивость, умение впитывать и перерабатывать различные культуры — от национальных русских мотивов до традиционных индийских узоров, но на вершину ювелирной иерархии бренд возвела способность к лаконичным дизайнерским высказываниям.
Браслет Love.
Фото: Cartier
История часов Tank более чем известна. В декабре 1916 года в Париже часовой энтузиаст Луи Картье мечтал о том, чтобы превратить часы из игрушки и статус-символа в элегантный дизайнерский аксессуар, незаменимый в повседневной жизни. Силуэт корпуса танков, участвовавших в сражениях Первой мировой войны, навел Луи на мысль о лаконичном геометрическом дизайне часов. Среди поклонников этого яркого часового дизайна были многие важные персоны XX века, а Энди Уорхол говорил: «Я ношу Tank не для того, чтобы узнавать время, я их даже не завожу. Я ношу Tank, потому что это единственные часы, которые стоит носить».
Браслет Juste un Clou.
Фото: Cartier
За дизайном часов Santos стоит история дружбы. Близкий друг Луи Картье авиатор, проектировщик летательных аппаратов (копия его аэроплана даже была показана на выставке Cartier in Motion в Лондоне) и просто человек с тонким вкусом Альберто Сантос-Дюмон как-то пожаловался, что проиграл гонку на воздушных шарах, потому что не мог следить за временем: погода была плохая, видимость стремилась к нулю, приходилось все внимание уделять рулю и навигации, доставать часы из кармана жилета было невозможно. Луи посочувствовал товарищу, а его рассказ навел Картье на важную мысль. Так, благодаря Сантос-Дюмону, наручные часы стали мужским аксессуаром, а не только женским украшением.
Энди Уорхол в часах Tank в своей мастерской.
Фото: Fred W. McDarrah/Getty Image
Кольцо Trinity — одно из самых желанных обручальных колец в мире на протяжении уже почти 100 лет. В 1924 году один из крупнейших деятелей французской культуры XX века — писатель, поэт, драматург, художник и режиссер Жан Кокто — пришел к Луи Картье с идеей кольца — символа «абсолютной любви». Кольцо должно было показать три ипостаси чувства: любовь-дружбу, любовь-страсть и верность. Оно предназначалось «королеве модного Парижа» Натали Палей, русской княжне, внучке Александра II. В 1927 году Кокто дарит кольцо на ее свадьбу с дизайнером Люсьеном Лелонгом. После расставания с мужем у Натали был яркий, но недолгий роман с самим Кокто, но первое кольцо-прототип режиссер и поэт носил на мизинце до самой смерти. А ювелирный Дом получил один из дизайнов-бестселлеров и в придачу легендарного амбассадора, с удовольствием позировавшего с украшением для фотопортретов. Кстати, название Trinity у этого кольца появилось только в 1990-е. Trinity по сей день в числе самых цитируемых и подделываемых украшений в мире.
Ален Делон c кольцом Trinity.
Фото: Patrice Habans/Paris Match
Итальянский дизайнер Альдо Чипулло, который работал в главных американских ювелирных фирмах, в 1969 году поступил на службу в Cartier и тут же создал компании два новых блокбастера. В 1969-м — браслет Love, а в 1970-м — «гвоздь» Juste un Clou.
Жан Кокто. Тема «Орфея». Постер к выставке. 1960.
Фото: Cartier
Love был призван стать ювелирной интерпретацией любовных оков. Мысль о таком украшении пришла к Чипулло спонтанно. Он расстался с возлюбленной, тяжело переживал разрыв и в одну из бессонных ночей придумал современный аналог «пояса верности» — браслет, который не так просто надеть и снять, символ того, что не стоит относиться к любви легкомысленно. С проектом браслета Чипулло пришел к руководству другого ювелирного Дома, где тогда работал, но им идея показалась чересчур сложной, а воплощение — слишком индустриальным. Так звездный дизайн достался Cartier.
Часы Santos de Cartier.
Фото: Cartier
Сегодня украшение настолько распространено, что в некоторых аэропортах мира в пунктах досмотра держат под рукой отвертку от браслета Love на случай, если пассажиру нужно будет снять аксессуар. Love произвел настоящую революцию в индустрии, и сейчас у каждого большого ювелирного бренда есть свой вариант жесткого браслета. Кстати, понять, что у вас в руках именно браслет Love, довольно просто: у него есть вес (это была еще одна из важнейших для Чипулло идей — истинная любовь не может быть легковесной).
Часы Tank Louis Cartier.
Фото: Cartier
В основе дизайна второго бестселлера Cartier авторства Чипулло, «гвоздя» Juste un Clou, лежит, как объяснял его создатель, «мощное урбанистическое решение, индустриальный дизайн, который можно носить с утра и до вечера». «Гвозди» 1970-х были более массивными и быстро стали культовыми у завсегдатаев легендарного клуба Studio 54. Современные украшения Juste un Clou гораздо более изящные, подтверждающие девиз коллекции “When the Ordinary Вecomes Precious” («Когда обыденное становится драгоценным»). В них уже почти не считывается еще один заложенный Чипулло смысл — оммаж старым ремесленным техникам и ручному труду европейских мануфактур.
Подписаться на новости
Легендарные гвозди – Weekend – Коммерсантъ
Juste un Clou, ювелирные украшения в форме гвоздя, появились в коллекции дома в 1970 году. Примечательны обстоятельства рождения этой вещи.
Браслет-гвоздь придумал итальянский по рождению дизайнер Альдо Чипулло (1936-1984), много лет проработавший в Нью-Йорке для американских ювелирных домов, в частности для современной марки David Webb и исторической компании Tiffany & Co. В 1969 году Альдо Чипулло поступил на службу в американское отделение Cartier, и именно для заокеанского отделения французского дома и был создан «гвоздь». Альдо Чипулло позднее вспоминал, что хотел представить в полной мере «самый современный дизайн», «могучее повседневное урбанистическое украшение», которое можно было бы не менять в течение всего дня.
Однако между его браслетом Love, который символизировал любовные оковы (это украшение закручивается на руке, и его довольно трудно снять), и браслетом Clou есть разница. Все-таки Альдо Чипулло был итальянцем, и его хай-тековский «Гвоздь» — это еще и оммаж всем ремесленникам старого европейского мира, знак причастности к ручному труду. Не случайно, что золотые украшения в форме седельного гвоздя гораздо позднее появились и у французского дома Hermes: с помощью гвоздя, закрученного в браслет, кольцо или брошь, мастера Hermes подчеркивали и свое «ручное» историческое мастерство.
Juste un Clou de Cartier 2012 года — это драгоценности для молодой клиентуры дома, для джетсеттеров, модных динамичных людей, путешественников и космополитов.
Итак, в новую линию входят браслеты и кольца из белого, желтого, розового золота, с белыми бриллиантами и без драгоценных камней. Лаконизм оказывается разбавленным специальными трюками: красиво сплющенной шляпкой гвоздя (именно она украшается бриллиантами) и его заостренным, как бы опасным концом.
Конечно, теперь о дани почтения всем ремесленникам речь уже не идет: это собрание является хорошо продуманной, коммерческой линией, даже сравнительно бюджетной. Украшения не имеют коллекционного значения, как это нередко бывает с линиями haute joaillerie Cartier. Однако репутация дома такова, что даже гвоздь от Cartier может стать символом любви и веселой жизни.
5 фактов о легендарных коллекциях, которых вы не знали — WWD
Знаменитый французский ювелир Cartier изучил свой архив и совместно с издателем Assouline создал настольный фолиант «Cipullo: Making Jewelry Modern». Это обзор Альдо Чипулло, создателя коллекций Love и Juste Un Clou, двух культовых выражений Дома и год за годом его бестселлеров. В преддверии выхода книги французский дом провел беседу в Zoom с автором книги, отмеченной наградами журналисткой и историком ювелирного искусства Вивьен Беккер, Пьером Райнеро из Cartier и напарником Альдо Ренато Чипулло.
Вот пять вещей, которые мы узнали о печально известных коллекциях Love и Juste Un Clou:
Браслет любви.![](/800/600/http/getbracelets.ga/images/Cartierbracelet/Cartier-Juste-Un-Clou-Bracelet10.jpg)
1. Все о Нью-Йорке У Cartier есть магазин в Нью-Йорке уже более 100 лет, и, по словам его брата, Альдо Чипулло был очарован современностью города. Ношение украшений каждый день было очень современной идеей для начала 70-х, когда зарождались коллекции, и чуждой для европейских украшений Старого Света, где украшения выпускались только для особых случаев и случаев. Эта идея помогла Cipullo сформировать намерение сделать Love и Juste Un Clou частью повседневной одежды.
2. От обычного к современному Чипулло нравилась идея брать самые простые вещи, такие как гвоздь, и возвышать их до чего-то прекрасного. По словам Дома, браслет для ногтей, переименованный в Just Un Clou в 2012 году, доводит до совершенства чистоту обычной формы и превращает простой ноготь в драгоценность, отличающуюся чистыми, радикальными и бескомпромиссными линиями.
Изображение из книги Assouline «Cipullo: Making Jewelry Modern».![](/800/600/http/i.pinimg.com/originals/e2/eb/11/e2eb112b9d6cf0bc7336346742f37750.jpg)
3. Изгиб, который ласкает Форма браслета Love очень важна для его комфорта. Его пропорции измеряются тем, как вы носите его на запястье, которое он естественным образом обнимает.
Сочетание стилей браслетов Cartier Love. Предоставлено4. The Love’s Perfect Screws Каждый браслет имеет 10 мотивов выгравированных винтов, которые были изучены до миллиметра и обработаны для получения чистой линии. При его создании выбор оставить видимыми функциональные винты был радикальной идеей. Они запечатаны отверткой, встроенной в браслет, и являются стилистической интуицией французского ювелира, сигнализирующей о том, что он видит красоту везде, где она может быть, и осмеливается показать то, что другие предпочитают скрывать.
5. The Juste Un Clou’s P recise Ребра Перед шляпкой гвоздя в браслетах выгравированы пять ребер и четыре в кольцах, которые напоминают аппаратные гвозди с плоской головкой с одинаковыми гравировками. Он олицетворяет стремление Картье свести объект к его самому чистому выражению: структура ногтя, понятная с первого взгляда.
Еще с WWD:
Cartier запускает рекламную кампанию, демонстрирующую классику Дома
Генеральный директор Cartier Сирил Виньерон рассказывает о благотворительном подходе
ЭКСКЛЮЗИВ: Cartier представит концепцию Precious Garage на Неделе моды в Нью-Йорке
Икона ювелирного искусства: Cartier Juste un Clou
Идея была проста, гвоздь превратился в украшение в форме золота. Как браслет Juste en Cloud стал культовым дизайнерским произведением.
Браслет Juste un Clou, как и браслет Love, является культовым дизайном среди конюшен Cartier. По собственному признанию Cartier, это прежде всего гвоздь, просто гвоздь, превращенный в украшение. Именно чистота линии превращает простой гвоздь в драгоценный предмет, а дизайн браслета Juste un Clou раскрывается одним штрихом. Цель Картье заключалась в том, чтобы свести произведение к его самой чистой форме: структуре.
Когда браслет Juste un Clou был создан в 1971 году в Cartier в Нью-Йорке (вскоре после браслета Love), он был известен как браслет Nail. Через некоторое время название изменится, когда браслет вернется в 2000-е и будет называться Juste un Clou, что звучит немного более заманчиво. Сегодня коллекция представлена в версиях из желтого, розового и белого золота, с паве и без паве. Он также включает в себя кольца, броши, ожерелья и серьги-подвески.
С момента своего изобретения Альдо Чипулло, около 50 лет назад, это изделие стало классикой, культовым изделием, отличающимся промышленной эстетикой. На момент запуска это сделало Cartier актуальным для более молодой и модной аудитории. Одним из непреходящих достижений Чиупулло было стремление сделать украшения повседневным аксессуаром, а не чем-то, что можно оставить только на лучшее.
Успех был настолько велик, что в 2012 году Cartier перезапустили браслет Juste un Clou и выпустили совершенно новую коллекцию, основанную на нем.
К 2017 году коллекция Juste un Clou расширилась и расширилась до серег, запонок, булавок для галстука, а также колье Torque. Тем не менее, браслет Juste un Clou по-прежнему остается самым желанным. И чувствует себя особенно современно среди современных дизайнов.
Примечательно, что у Juste un Clou перед головкой гвоздя есть четкие выступы: пять выгравированы на браслетах и четыре на кольцах, которые действительно напоминают аппаратные гвозди с плоской шляпкой с идентичными гравировками.
Когда он дебютировал, браслет из 18-каратного золота можно было купить по цене от 250 до 750 долларов, что составляет примерно от 180 до 544 фунтов стерлингов. С тех пор цена значительно выросла, вы ищете не менее 3000 фунтов стерлингов.