Трансгендерность — Википедия. Что такое Трансгендерность
Трансгендерность — несовпадение гендерной идентичности человека с зарегистрированным при рождении полом. Некоторые трансгендерные люди идентифицируют себя с полом, противоположным зарегистрированному, другие имеют идентичности, выходящие за рамки бинарной гендерной системы[источник не указан 399 дней].
Трансгендерность сама по себе не является болезнью или расстройством[1]. В то же время некоторые трансгендерные люди испытывают в связи с несоответствием своего самоощущения и ожиданий окружающих сильный стресс, который может серьёзно сказываться на их здоровье и качестве жизни. Такой стресс называется гендерной дисфорией. Часто оптимальным решением этой проблемы является трансгендерный переход, который может включать медицинские процедуры по коррекции пола и смену документов[2]. Во многих случаях тяжёлый стресс, который переживают трансгендерные люди, не связан непосредственно с их состоянием, а вызван дискриминацией и неприятием со стороны окружающих — трансфобией.
Термины и язык
Первые исследователи трансгендерности использовали для описания трансгендерных людей местоимения и личные имена, соответствующие приписанному при рождении полу, тем самым отрицая гендерную идентичность исследуемых. С точки зрения некоторых современных исследователей, отрицание гендерной идентичности представляет собой проявление идеологии, утверждающей неполноценность или «неестественность» трансгендерных людей[3][4]. Правозащитники и исследователи указывают на то, что отрицание гендерной идентичности трансгендерных людей может непосредственно приводить к дискриминации и насилию над ними[4][5][6]. Поэтому нетрансгендерных людей они называют цисгендерами.
Те современные стилистические руководства для журналистов, которые затрагивают тему освещения жизни трансгендерных людей, рекомендуют всегда использовать в их отношении те самообозначения, личные имена и местоимения, которые эти люди для себя выбрали [7][8][9], в том числе в случаях, когда речь идёт о прошлом человека[5][10]. Такие же рекомендации адресуются психологам и медицинским работникам, оказывающим помощь трансгендерным людям[11][12][13][14][15][16].
Трансгендерность и сексуальная ориентация
Трансгендерность не имеет прямого отношения к сексуальной ориентации. Трансгендерные люди проявляют весь спектр возможных сексуальных ориентаций и предпочтений[17]. Результаты современных исследований свидетельствуют о приблизительно равном статистическом распределении трансгендерных людей по спектру сексуальной ориентации. Так, по некоторым данным, среди транссексуальных женщин 38 % бисексуальны, 35 % испытывают влечение к женщинам, 27 % — к мужчинам[18][19]. Среди транссексуальных мужчин, по данным исследований, 47 % испытывают влечение к женщинам, 18 % к мужчинам, 33 % бисексуальны
Терминология сексуальности
В прошлом врачи относили транссексуальных людей к гетеросексуалам или гомосексуалам на основании приписанного при рождении пола[21]. Большинство транссексуальных и трансгендерных людей считают такой подход оскорбительным, так как он основан на отрицании их гендерной идентичности[22]. Кроме того, он не учитывает возможность влечения трансгендерных людей к другим трансгендерным людям, в том числе людям с небинарными гендерными идентичностями.
Чтобы избежать путаницы и оскорбительных наименований, иногда используют термины «андрофилия» для обозначения влечения к мужчинам и «гинефилия» — к женщинам. Однако эти термины также ограничиваются рамками бинарной гендерной системы.
Трансгендерные идентичности
Для некоторых людей «трансгендер» является их идентичностью, но в то же время этот термин используется как зонтичное понятие, которое включает в себя ряд частично пересекающихся категорий, таких как «транссексуал» и «транссексуалка», «гендерквир», «бигендер», «агендер» и другие.
Некоторые трансгендерные мужчины также используют термин FtM (от англ. female-to-male — «из женщины в мужчину»), трансгендерные женщины — MtF (male-to-female — «из мужчины в женщину»). Другие отвергают эти понятия, считая, что они придают излишнее значение «переходному состоянию» человека и умаляют его собственное самоощущение[23].
Трансгендерные идентичности разнообразны и изменчивы, поэтому составить их исчерпывающий список или дать им чёткие, стабильные определения невозможно. Соответственно, представленные ниже термины и описания представляют собой не более чем приблизительные ориентиры.
Транссексуальные люди
Транссексуальные люди идентифицируют себя с полом, противоположным приписанному при рождении, и стремятся жить и восприниматься как представители такового. Многие транссексуальные люди, совершающие трансгендерный переход, по его окончании перестают определять себя как транссексуальных и скрывают своё прошлое, предпочитая жить как обычные женщины или мужчины. Такая стратегия является в том числе способом защититься от дискриминации и насилия, которые часто следуют за каминг-аутом
Трансвеститы или кроссдрессеры
Трансвеститы, или кроссдрессеры, — это люди, одевающиеся в одежду противоположного пола, то есть практикующие кроссдрессинг. Хотя некоторые люди используют понятие «трансвестит» как самообозначение, другие считают его дискриминационным и унизительным, предпочитая слово «кроссдрессер»[25]. Не все кроссдрессеры являются трансгендерами: кроссдрессинг представляет собой форму гендерного выражения, которая не связана напрямую с гендерной идентичностью человека[26].
Небинарные и квир-идентичности
Многие трансгендерные люди не относят себя ни к мужчинам, ни к женщинам. Они могут описывать своё гендерное самоощущение как принадлежность к обоим этим гендерам, как нахождение «между» ними или «вне» их. Некоторые люди используют для обозначения своих идентичностей такие понятия, как гендерквир, андрогин, бигендер, агендер и другие.
Как и транссексуальные люди, некоторые люди с небинарными идентичностями делают хирургические операции или принимают гормоны, чтобы изменить своё тело и чувствовать себя комфортнее. Другие не считают, что это может им помочь, или не испытывают дискомфорта в связи со своим телом. Некоторые имеют андрогинную внешность, в то время как другие выглядят как обычные мужчины или женщины, но могут совершать каминг-аут, открыто говоря о своей идентичности. Многие не делают каминг-аута, чтобы избежать отвержения[27].
Небинарные люди часто испытывают отвержение и дискриминацию как со стороны цисгендерного большинства, так и со стороны бинарных трансгендерных людей: и те, и другие не принимают гендерные идентичности небинарных людей всерьёз, считают их временным явлением или желанием выделиться[28]. В действительности гендерное самоощущение небинарного человека является столь же подлинным элементом его личности, как и у любого другого цисгендерного или трансгендерного человека
Трансгендерность и интерсексуальность
Интерсексуальные люди — это люди, чьи физические характеристики не вписываются в принятые представления о «мужском» и «женском» полах. Интерсексуальность считается патологией, и во многих странах интерсексуальные дети и взрослые подвергаются принудительной гормональной терапии и хирургическим вмешательствам[30][31]. Не все интерсексуальные люди относят себя к трансгендерам, так как многие из них идентифицируют себя с приписанным им полом[32]. Тем не менее, проблемы трансгендерных и интерсексуальных людей часто пересекаются, так как обе группы своим существованием ставят под сомнение жёсткие определения пола и гендера.
Трансгендерность и здоровье
Ментальное здоровье
Трансгендерность не является ментальным расстройством. В современной науке психологическое состояние считается расстройством в случае, если оно вызывает сильный стресс или ограничение возможностей. Многие трансгендерные люди не испытывают стресса или нарушения каких-либо функций в связи со своим гендером, поэтому идентификация в качестве трансгендера не представляет собой ментальное расстройство. При этом значительный стресс может вызывать затруднённый доступ к ресурсам, позволяющим свободно выражать свою гендерную идентичность (таким как гормональная терапия и другие медицинские процедуры), непринятие в обществе, дискриминация и нападения. Как отмечают специалисты, именно в силу этих обстоятельств среди трансгендерных людей тревожность, депрессия и другие ментальные проблемы встречаются чаще, чем среди цисгендерных людей[1].
Некоторые трансгендерные люди испытывают гендерную дисфорию, то есть стресс, вызванный самим фактом несоответствия своей гендерной идентичности приписанному полу. Гендерная дисфория может проявляться, в частности, через депрессию или затруднения в формировании здоровых отношений с другими людьми. Преодоление дисфории подразумевает облегчение страданий и восстановление функциональности, поэтому решением этой проблемы часто, хотя и не всегда, является трансгендерный переход
Специалисты по ментальному здоровью рекомендуют людям, испытывающим внутренний конфликт в связи со своей гендерной идентичностью или стресс от несовпадения самоощущения и ожиданий окружающих, обращаться за психотерапевтической помощью. Однако клиническая подготовка не включает в достаточном объёме информацию, необходимую для оказания адекватной помощи трансгендерным клиентам [34]. Многие психологи и психотерапевты недостаточно осведомлены о трансгендерности, и часто трансгендерные люди, обращаясь к таким специалистам, не получают необходимой помощи и вынуждены вместо этого заниматься их просвещением[33].
Трансгендерные люди могут обращаться за психологической помощью по различным причинам, и сам факт обращения не означает, что проблема заключается в гендерной идентичности. Для многих трансгендерных людей основную проблему составляет эмоциональное напряжение, вызванное социальной стигмой и столкновениями с трансфобией. По словам одной трансгендерной женщины: «Трансгендерные люди приходят к терапевту, и большая часть их проблем не имеет отношения к самой трансгендерности, а только к тому, что им приходилось скрываться, лгать, и они чувствовали вину и стыд, и к сожалению, обычно это длилось годами»
Физическое здоровье
Для трансгендерных людей существует ряд медицинских возможностей по приведению своего тела в соответствие с самоощущением. Заместительная гормональная терапия для трансгендерных мужчин вызывает рост бороды, перераспределение жировой ткани, маскулинизацию кожи, волосяного покрова и изменение голоса. Гормональная терапия для трансгендерных женщин феминизирует распределение жировой ткани и форму груди. Лазерная или электроэпиляция для трансгендерных женщин удаляет лишние волосы. Хирургические операции для трансгендерных женщин феминизируют голос, кожу, черты лица, кадык, грудь, талию, ягодицы и гениталии. Хирургические операции для трансгендерных мужчин маскулинизируют грудь и гениталии, удаляют матку, яичники и фаллопиевы трубы.
Объём медицинских процедур определяется индивидуальными потребностями каждого человека. Многие трансгендерные люди не заинтересованы в физическом переходе, другие нуждаются в некоторых, но не во всех процедурах.
Целесообразность и эффективность медицинской коррекции пола
Современные эксперты по здоровью трансгендерных людей согласны в том, что как медицинские, так и немедицинские (такие как смена документов) элементы коррекции пола полезны и эффективны для людей с диагнозом «гендерная дисфория». Так, согласно Всемирной профессиональной ассоциации по вопросам здоровья трансгендеров (WPATH), медицинские процедуры по коррекции пола не являются «косметическими» или «факультативными», а представляют собой медицинскую необходимость[2]. Они также не являются экспериментальными: многолетний клинический опыт и медицинские исследования показывают, что они имеют важнейшее значение для благополучия трансгендерных людей. По данным исследований, заместительная гормональная терапия и хирургические операции способствуют повышению качества жизни, общего состояния здоровья, социального функционирования, а также ментального здоровья трансгендерных пациентов[2].
В 2011 году медики из Каролинского института в Швеции провели исследование, которые показало более высокий уровень ментальных проблем и самоубийств среди людей, прошедших хирургические процедуры по коррекции пола, по сравнению с цисгендерными людьми. Исследователи наблюдали за 324 людьми, сделавшими операции по коррекции пола, и обнаружили более высокие показатели общей смертности, попыток самоубийств и госпитализации с психиатрическими диагнозами, чем в контрольной группе цисгендерных людей[36]. Некоторые неспециалисты ссылаются на эти данные как основание для признания хирургической коррекции пола неэффективной[37]. Но сами шведские исследователи указывают, что для определения эффективности операций необходимо сравнение с трансгендерными людьми, которым операции не проводились. В этом исследовании такого сравнения не было сделано, потому что исследователи не ставили перед собой цели выяснить эффективность операций[36]. Их данные показывают, что риски для здоровья и жизни трансгендерных людей уменьшаются с ростом качества оказания медицинской помощи и с улучшением отношения к трансгендерным людям в обществе[36]. Основной вывод исследователей в том, что медицинская помощь трансгендерным людям должна быть высококачественной и комплексной[36].
Исследования, которые проводятся с непосредственной целью выяснить эффективность медицинских процедур по коррекции пола, показывают, что удовлетворённость результатами коррекции пола, а также социальное и эмоциональное благополучие трансгендерных людей повышается по мере того, как растёт качество оказания медицинской помощи[38]. Так, исследования пациентов, которые получали медицинскую помощь в соответствии со Стандартом оказания медицинской помощи транссексуальным, трансгендерным и гендерно-неконформным людям (его разработкой занимается с 1979 года Всемирная профессиональная ассоциация по вопросам здоровья трансгендеров, эксперты которой регулярно обновляют и дорабатывают Стандарт), показали, что ни один из пациентов не сожалел о проведённых операциях[38][39][40].
Дискриминация
Трансгендерные люди по всему миру подвергаются отвержению, стигматизации, оскорблениям и физическому насилию. Миллионы трансгендерных людей не имеют возможности получить личные документы, отражающие их гендер, устроиться на работу, получить базовые государственные услуги, и сталкиваются c глубоко укоренённой дискриминацией в сферах здравоохранения и образования. Эти нарушения прав трансгендерных людей носят систематический характер, но повсеместно недостаточно документируются[41]. По данным мониторинга убийств трансгендеров, проводимого правозащитной организацией «Трансгендерная Европа» (Transgender Europe), с 2008 по 2011 год было зарегистрировано более 800 убийств трансгендерных людей по всему миру[41]. Как отмечают специалисты, в действительности убийств трансгендерных людей на почве ненависти, вероятно, гораздо больше, но получение информации о них затруднено[41].
По данным опроса 2011—2012 года, в России приблизительно каждый четвёртый трансгендерный человек сталкивался с физическим насилием, причём 23 % — со стороны родственников. 59 % подвергались давлению со стороны сверстников в школе, 28 % — дискриминации на работе, 43 % сталкивались с проблемами из-за несоответствия внешности и документов[42].
Права трансгендерных людей
Смена имени и паспортного пола
Во многих странах существуют юридические процедуры, позволяющие трансгендерным людям менять свой юридический пол и имя в соответствии с их гендерной идентичностью. При этом большинство стран признаёт только два юридических пола: мужской и женский, — и исключает другие гендерные идентичности и способы выражения. В ряде стран условием для смены документов является проведение определённых медицинских процедур по коррекции пола, в частности заместительной гормональной терапии и хирургических операций. По мнению ведущих экспертов в области здоровья трансгендерных людей, такие законы нуждаются в изменении, так как объём необходимых медицинских вмешательств зависит от потребностей конкретного человека и не может навязываться извне[2]. При этом эксперты указывают на то, что смена документов играет важнейшую роль для социального функционирования многих трансгендерных людей, а затруднение или невозможность смены документов может иметь разрушительные последствия для их социальной интеграции и личной безопасности[2].
В России смена паспортного пола регулируется Федеральным законом об актах гражданского состояния. Согласно статье 70 этого закона, для внесения изменений в актовую запись о рождении заявитель должен представить медицинский документ установленного образца, подтверждающий смену пола[43]. Однако образец такого документа до сих пор не разработан, в результате чего органы ЗАГС часто отказывают трансгендерным людям в смене документов[44]. В таких случаях трансгендерные люди вынуждены обращаться в суд. Хотя закон не определяет объём медицинских вмешательств, требуемых для смены документов, на практике органы ЗАГС обычно отказывают в смене документов людям, не прошедшим никаких хирургических вмешательств, даже если сами заявители в таких вмешательствах не нуждаются[44].
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 Ответы на Ваши вопросы о трансгендерных людях, гендерном выражении и гендерной идентичности (рус.). Американская психологическая ассоциация. Проверено 12 марта 2016.
- ↑ 1 2 3 4 5 World Professional Association for Transgender Health. WPATH Clarification on Medical Necessity of Treatment, Sex Reassignment, and Insurance Coverage for Transgender and Transsexual People Worldwide
- ↑ Ansara, Y Gavriel, and Peter Hegarty. Cisgenderism in psychology: pathologising and misgendering children from 1999 to 2008 // Psychology & Sexuality. — 2011. — № 3. — С. 137-160. «Article records… were evaluated for two kinds of cisgenderism, the ideology that invalidates or pathologises self-designated genders that contrast with external designations. Misgendering language contradicts children’s own gender assignations and was less frequent than pathologising language which constructs children’s own gender assigna- tions and expression as disordered.»
- ↑ 1 2 Ansara, Y. G. Beyond Cisgenderism: Counselling people with non-assigned gender identities // Moon, L. (ed.) Counselling Ideologies: Queer Challenges to Heteronormativity. — Aldershot: Ashgate, 2010. — С. 167-200. «In this chapter, I will use the term cisgenderism to describe the individual, social, and institutional attitudes, policies, and practices that assume people with non-assigned gender identities are inferior, ‘unnatural’ or disordered and which construct people with non-assigned gender identities as ‘the effect to be explained’.»
- ↑ 1 2 Journalists: Commit to Fair and Accurate Coverage of Transgender People, including Pvt. Chelsea Manning. Transgender Law Center (2013). — «Always use a transgender person’s preferred name». Проверено 17 сентября 2013.
- ↑ Ansara, Y. G. Cisgenderism in medical settings: How collaborative partnerships can challenge structural violence // Rivers, I., & Ward, R. (Eds.) Out of the ordinary: LGBT lives. — Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2012. — С. 102-122.
- ↑ AP editors’ note on Manning, Associated Press (22 August 2013). Проверено 17 сентября 2013.
- ↑ Division of Public Affairs. Style Guide. Vanderbilt University (September 2011). Проверено 17 сентября 2013.
- ↑ Frequently Asked Questions on Trans Identity. Common Ground – Trans Etiquette. University of Richmond. Проверено 17 сентября 2013.
- ↑ NAMES, PRONOUN USAGE & DESCRIPTIONS (PDF). GLAAD Media Reference Guide. GLAAD (May 2010). — «Try to write transgender people’s stories from the present day, instead of narrating them from some point in the past». Проверено 17 сентября 2013.
- ↑ Glossary of Gender and Transgender Terms (PDF). Preface: Fenway Health (January 2010). Проверено 17 сентября 2013. Архивировано 19 октября 2013 года.
- ↑ Glicksman, Eve Transgender terminology: It’s complicated. Vol 44, No. 4: American Psychological Association (April 2013). Проверено 17 сентября 2013.
- ↑ Sponsored by the American Medical Association and The Fenway Health with unrestricted support from Fenway Health and Pfizer. Meeting the Health Care Needs of Lesbian, Gay, Bisexual, and Transgender (LGBT) People: The End to LGBT Invisibility (PowerPoint Presentation). The Fenway Institute. Проверено 17 сентября 2013.
- ↑ Therapists with Lesbian, Gay, Bisexual, and Transgender Clients (Word Document). Association for Behavioral and Cognitive Therapies (2010). Проверено 17 сентября 2013.
- ↑ Elizondo, Paul M. III, D.O. Working With Transgender Persons. Phychiatric Times (6 September 2012). Проверено 17 сентября 2013.
- ↑ Competencies for Counseling with Transgender Clients (PDF). Association for Lesbian, Gay, Bisexual, and Transgender Issues in Counseling (18 September 2009).
- ↑ Tobin HJ (2003). Sexuality in Transsexual and Transgender Individuals Part I: A Review of the Literature.
- ↑ Myths and Facts About Transgender Issues. Star Tribune (May 24, 2008). Проверено 14 декабря 2014.
- ↑ Leavitt F, Berger JC (1990). Clinical patterns among male transsexual candidates with erotic interest in males. Archives of Sexual Behavior Volume 19, Number 5 / October, 1990
- ↑ http://www.transgenderlaw.org/resources/transfactsheet.pdf Transgender Law and Policy Institute. Transgender Issues: A Fact Sheet
- ↑ Chivers, Meredith L.; Bailey, J. Michael. Sexual Orientation of Female-to-Male Transsexuals: A Comparison of Homosexual and Nonhomosexual Types. Archives of Sexual Behavior
- ↑ Bagemihl B. Surrogate phonology and transsexual faggotry: A linguistic analogy for uncoupling sexual orientation from gender identity. In Queerly Phrased: Language, Gender, and Sexuality. Anna Livia, Kira Hall (eds.) pp. 380 ff. Oxford University Press ISBN 0-19-510471-4
- ↑ Ситникова Я. Терминология трансгендерности: непатологизирующий небинарный подход
- ↑ Suzan Cooke. The Many Shades of Stealth
- ↑ Towards a Transpositive Therapeutic Model: Developing Clinical Sensitivity and Cultural Competence in the Effective Support of Transsexual and Transgendered Clients Архивировано 27 сентября 2007 года.. International Journal of Transgenderism 5,2. Retrieved on 2007-08-13.
- ↑ Transgender FAQ. Resources. Human Rights Campaign. Проверено 17 сентября 2013.
- ↑ 1 2 Understanding Non-Binary People. A Guide For the Media
- ↑ 1 2 Adrian Ballou. 10 Myths About Non-Binary People It’s Time to Unlearn
- ↑ A Gender Not Listed Here: Genderqueers, Gender Rebels, and OtherWise in the National Transgender Discrimination Survey
- ↑ Submission 88 to the Australian Senate inquiry on the involuntary or coerced sterilisation of people with disabilities in Australia, Australasian Paediatric Endocrine Group (APEG), 27 June 2013
- ↑ Fighting for the Body She Was Born With, The New York Times (6 October 2014). Проверено 9 февраля 2015.
- ↑ Intersex Society of North America. What’s the difference between being transgender or transsexual and having an intersex condition?
- ↑ 1 2 3 Brown, M.L. & Rounsley, C.A. (1996) True Selves: Understanding Transsexualism — For Families, Friends, Coworkers, and Helping Professionals Jossey-Bass: San Francisco ISBN 0-7879-6702-5
- ↑ (2002) «Transgender issues in counselor education». Counselor Education and Supervision 41 (3): 233–242. DOI:10.1002/j.1556-6978.2002.tb01286.x.
- ↑ 1 2 (2013) «Seeking support: Transgender client experiences with mental health services». Journal of Feminist Family Therapy 25: 17–40. DOI:10.1080/0895833.2013.755081.
- ↑ 1 2 3 4 Cecilia Dhejne, Paul Lichtenstein, Marcus Boman, Anna L. V. Johansson, Niklas Långström, Mikael Landén. Long-Term Follow-Up of Transsexual Persons Undergoing Sex Reassignment Surgery: Cohort Study in Sweden. — 2011. — DOI:10.1371/journal.pone.0016885.
- ↑ Why the First Hospital to Do Sex-Reassignment Surgeries No Longer Does Them (англ.)
- ↑ 1 2 Всемирная профессиональная ассоциация по трансгендерному здоровью. Стандарты помощи транссексуальным, трансгендерным и гендерно нонконформным людям. 7-я версия // Международные медицинские стандарты помощи трансгендерным людям = Standards of Care for the Health of Transsexual, Transgender, and Gender-Nonconforming People, Version 7. — СПб: ЦСИИ «Действие», 2015. (недоступная ссылка)
- ↑ Rehman, J., Lazer, S., Benet, A. E., Schaefer, L. C., & Melman, A. The reported sex and surgery satisfactions of 28 postoperative male-to-female transsexual patients. — 1999. — DOI:10.1023/A:1018745706354.
- ↑ Krege, S., Bex, A., Lümmen, G., & Rübben, H. Male-to-female transsexualism: A technique, results and long-term follow-up in 66 patients. — 2001. — DOI:10.1046/j.1464- 410X.2001.02323.x.
- ↑ 1 2 3 Transrespect Versus Transphobia Worldwide. A Comparative Review of the Human-Rights Situation of Gender-Variant/Trans People (недоступная ссылка)
- ↑ ЛГБТ-организация «Выход». Гендерная идентичность в эпицентре дискриминации
- ↑ Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об актах гражданского состояния». Статья 70. Заключение органа записи актов гражданского состояния о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния
- ↑ 1 2 Проект правовой помощь трансгендерным людям. Изменение актовой записи о рождении трансгендерными людьми
Ссылки
Бигендерность — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Символ небинарного гендераБиге́ндерность (би-, от лат. bis — «дважды» или «вдвойне» и гендер, от англ. gender; буквально: «двойной пол») — небинарная гендерная идентичность, при которой у личности присутствуют две разные гендерные идентичности (одновременно или попеременно)[1]. К примеру, при бигендерности человек может идентифицировать себя одновременно бинарной женщиной и мужчиной, женщиной и небинарной личностью, neutrois и агендером и т. п.[1]. В некоторых случаях его/её полоролевое самоощущение (социальный пол, гендер) меняться в зависимости от настроения, собеседника, окружающей обстановки.
Бигендерность не следует путать с расстройством множественной личности, так как бигендер представляет собой одну цельную личность, но исполняет в обществе социальную роль различных гендеров.
Бигендерность не является показателем сексуальной ориентации. Бигендер может обладать любым типом сексуальной ориентации, как и любой индивид.
Исследование Департамента общественного здоровья Сан-Франциско от 1991 года показало, что среди трансгендеров менее 3 % людей с приписанным мужским полом и менее 8 % людей с приписанным женским полом идентифицируют себя как бигендеры[2].
Бигендерная самоидентификация обычно понимается как самоидентификация в качестве мужчины и женщины одновременно или передвижение между маскулинным и феминным гендерным самовыражением, тем не менее, бигендерность может совмещать в себе два любых гендера, а не только мужской и женский. Это отличается от гендерфлюидной самоидентификации, так как те, кто самоидентифируются как гендерфлюиды могут не перемещаться между заданными гендерными идентичностями, а могут со временем испытывать весь гендерный спектр[3].
Изменяющееся гендерное несоответствие[править | править код]
В 2012 году исследователи Вилаянур С. Рамачандран и Лаура К. Кэйс изучили подмножество бигендерных людей, которые сообщили, что изменения гендера для них обычно нежелательны и недобровольны, появляются, когда они предпочли бы оставаться в другом гендере. Исследователи назвали это состояние изменяющееся гендерное несоответствие (ИГН)[4]. Нет причин полагать что ИГН является обычным типом бигендерности, и исследователи не предпринимали попыток изучить более широкую выборку бигендеров, тех, кто не испытывали ИГН.
Рамачандран и Кэйс вывели теорию, что изменение гендерного соответствия у людей с ИГН не объясняется социально сконструированной природой гендера. Среди участников исследования более половины сообщили о наличии у них «фантомной конечности» — например, фантомная эрекция, когда у самого тела нет пениса. Те, кто сообщили о фантомных частях тела оценили их как средние по силе (в среднем 2.9 по пятибалльной шкале). Исследование также выявило среди бигендеров значительную часть страдающих биполярным расстройством (9 человек из 32). Вдобавок, среди людей с ИГН оказалось значительно больше амбидекстров, чем в среднем по популяции[4].
Согласно Кэйс и Рамачандрану, эти данные свидететльствуют, что у ИГН-бигендерности есть биологическая основа и предположили, что это может относиться к необычный степени переключения полушарий, или изменением доминантного полушария во время одного и того же поведения и подавлением мозолистым телом, связанным с картой пола тела в теменной коре, и её взаимным соединением с островковой долей и гипоталамусом. Они предполагают, что «координация между сдвигами соединения с мозгом, автономного ответом, выброса гормонов и динамической репрезентации пола вместе могут создавать чувство изменения гендера, которое испытывают многие бигендерные люди».
Гендер — Википедия
Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — спектр характеристик, относящихся к маскулинности и фемининности. В зависимости от контекста, под такими характеристиками могут подразумеваться социальные структуры (в частности, гендерные и другие социальные роли) или гендерная идентичность[1][2][3].
В некоторых случаях понятие «гендер» ошибочно используется как синоним понятия «пол». В действительности, разграничение гендера и пола является фундаментальным, так как множественные различия между женщиной и мужчиной имеют небиологические по своей природе причины[4]. Понятие гендера затрагивает психические, культурные и социальные различия, а понятие пола — только физические (телесные) различия[4].
Понятие «гендер» получило распространение благодаря развитию феминистской теории и гендерных исследований[⇨]. Оно опирается на теорию социального конструктивизма, ряд представителей которой (в основном феминистские авторы) ставят под сомнение природное происхождение различий между людьми и объясняет их социальными процессами[5]. Тем самым понятие «гендер» предназначено для критики обыденных представлений о «биологии как судьбе» и отсылает к идеологии гендерного равенства[⇨].
Хотя многие источники определяют гендер как «социальный пол», в современных феминистских и гендерных исследованиях такое понимание считается устаревшим. Критикуя понимание гендера как производной биологического пола, современные исследования рассматривают обе эти категории как социальные конструкты, находящиеся в сложном взаимодействии друг с другом[⇨]. Тем не менее, существуют различия в трактовке термина «гендер» в разных течениях феминистской теории, постфеминизме, гендерной психологии, гендерной социологии и лесбийской философии[4].
В английском языке слово gender изначально означало грамматический род. Американский сексолог Джон Мани в 1955 году в своих работах, посвящённых изучению транссексуальных и интерсекс-людей, впервые использовал это слово для терминологического различения биологического пола и социальной роли. Но широкое распространение понятие «гендер» получило только в начале 1970-х годов благодаря развитию феминистского движения и феминистской теории. Феминистские теоретики использовали понятие «гендер» как аналитическую категорию для того, чтобы отделить половые различия, обусловленные биологией, от форм поведения и качеств, которые считаются в обществе «мужскими» или «женскими»[6]. Разграничение понятий «гендер» и «пол» позволило поставить под сомнение обыденные представления о «биологии как судьбе»[7] и благодаря этому существенно расширить горизонты социальных и гуманитарных наук, изучая тематические области, которые ранее не были предметом научного интереса[8].
В постсоветскую науку понятие «гендер» вошло на рубеже 1980-х и 1990-х годов со складыванием научной области гендерных исследований[9][10]. Сегодня понятие «гендер» как противопоставленное понятию «пол» как в постсоветских странах, так и во всём мире широко используется во многих контекстах, в частности в социальных науках[11][12] и документах Всемирной Организации Здравоохранения[1]. При этом во многих других контекстах, в том числе в некоторых отраслях социальных наук, термины «гендер» и «пол» продолжают использоваться как взаимозаменяемые[2][3]. Вопрос разграничения понятий «пол» и «гендер» или использования их как синонимов напрямую зависит от философских и политических установок конкретного автора[13].
Различие гендера и пола[править | править код]
Разграничение понятий «гендер» и «пол» опирается на теорию социального конструктивизма, которая объясняет кажущиеся природными и естественными различия социальными процессами. Использование понятия «гендер» в противопоставлении понятию «пол» опирается на тезис о том, что положение женщин и мужчин в обществе и различия между «мужским» и «женским» не имеют биологического происхождения, а являются способом интерпретации биологического, легитимным в данном обществе[14]. Тем самым сторонники социального конструктивизма критикуют «здравый смысл», то есть господствующие в современных обществах обыденные представления, согласно которым в основе социального разделения на мужчин и женщин и вытекающих из него различий в формах поведения, возможностях, правах и пр. лежит «природная сущность». В то же время сторонники социального конструктивизма критикуют и традиционные социологические теории, опирающиеся на тот же «здравый смысл» и присущий ему биологический детерминизм[14]. В отличие от биологического детерминизма, социальный конструктивизм утверждает, что гендерные роли конструируются обществом, что женщинами и мужчинами не рождаются, а становятся. Мужское и женское, как и другие социальные категории (например, молодое и старое) создаётся в различных социальных контекстах, принимает разные формы и наполняется разным содержанием[14].
В гендерных исследованиях и лежащих в их основе феминистских теориях гендер понимается как социальная категория, организующая социальные отношения власти и неравенства. В классических версиях феминистских теорий речь шла о доминировании мужчин как социальной группы над женщинами: исполнение предписанных и усвоенных гендерных ролей подразумевает неравенство возможностей, преимущества мужчины в публичной сфере, вытеснение женщины в приватную. При этом сама приватная сфера оказывается менее значимой, менее престижной и даже репрессированной[14]. В современных феминистских теориях понимание гендера как структурирующего отношения власти усложняется и уточняется, с одной стороны, за счёт рассмотрения гендера в контексте других иерархических социальных категорий (расы, класса и др.), а с другой стороны — за счёт понимания принудительной гендерной бинарности как одного из базовых компонентов гендерного угнетения[15]. Таким образом, понятие «гендер» является не только аналитическим, но и политическим: оно включает в себя критику существующих гендерных отношений неравенства и предназначено для изменения социального порядка и построения нового социального порядка, основанного на гендерном равенстве[16].
Определение гендера как «социального пола»[править | править код]
Во многих ранних феминистских теориях гендер понимался как культурный коррелят биологического пола[14]: утверждалось, что пол, то есть биологические различия, делает людей мужчинами и женщинами, а гендер, то есть социальные и культурные различия — мужественными и женственными. Похожие представления лежат в основе распространённых в русскоязычных источниках определения гендера как «социального пола» или «социокультурного аспекта половой принадлежности»[17][18][19]: такие определения ставят гендер в прямую зависимость от пола, подразумевают бинарность обеих категорий и однозначное соответствие между ними. Определение гендера через пол основано на представлении о биологическом поле и половых различиях как основополагающих и неоспоримых — то есть, по сути, противоречит социально-конструктивистскому назначению понятия «гендер», возвращая его в рамки биологического детерминизма[20]. Современные феминистские и гендерные исследования рассматривают гендер не как производную биологического пола, а как одну из базовых категорий социального деления и неравенства, находящуюся в сложном и многоуровневом взаимодействии с биологическим полом[20]. Ключевой вклад в эти современные представления внесли исследования социального конструирования биологического пола[20][21][22].
Социальное конструирование биологического пола[править | править код]
Ранние феминистские теории рассматривали гендер как конструируемую категорию, зависящую от социального контекста, а биологический пол понимали как нечто единое и универсальное[23]. Некоторые современные исследования ставят под сомнение как реальность существования двух противопоставленных друг другу биологических полов, так и политическую нейтральность научных исследований, отстаивающих это противопоставление.
Как утверждает биолог и феминистка Энн Фаусто-Стерлинг, наблюдаемая биологическая реальность свидетельствует о половом разнообразии, которое плохо вписывается в господствующий научный нарратив о «двух полах»[24]. В своей статье об интерсекс-людях она выдвинула провокационный тезис о необходимости выделять пять полов — как сама исследовательница признавалась позднее, целью этого шутливого утверждения было наглядно показать абсурдность дискретной классификации, так как в действительности половое разнообразие человеческих организмов следует понимать как непрерывный спектр[25]. Как показывает феминистский анализ производства научного знания, в действительности ни один из предлагаемых «традиционной биологией» половых признаков: хромосомы (XX и XY), гормоны (андрогены и эстрогены), гонады (яичники и яички), внутренняя морфология (простата, влагалище, матка и фаллопиевы трубы), внешние половые органы (половой член, мошонка, клитор и половые губы), вторичные половые признаки (волосы на лице и теле, форма груди) — не удовлетворяет требованиям бинарной классификации. Ни один из них не позволяет ни отделить всех мужчин от всех женщин, ни выделить какое-либо общее базовое свойство одного пола[26]. Таким образом, половой диморфизм оказывается не природной данностью, а изобретённым людьми способом осмыслять биологическую реальность[26].
Если в обыденных представлениях «природа» понимается как нечто раз и навсегда данное и неизменное, то исследования в рамках истории и социологии науки показывают, что конкретное содержание даже таких, казалось бы, предельно конкретных понятий, как «генетический пол», меняется в зависимости от используемых учёными технологий[23], а неосознанные допущения о гендере влияют на то, какие данные исследователи учитывают, а какие исключают из рассмотрения, несмотря на их объективную значимость для изучаемых явлений[20].
Неразличение гендера и пола[править | править код]
Причиной неразличения понятий «гендер» и «пол», в том числе в научных источниках, может быть незнакомство автора с теориями социального конструирования гендера и гендерных отношений как отношений власти[13][27]. В то же время смешение этих понятий имеет не только аналитическое, но и политическое значение. Если разграничение этих понятий служит опровержению биологического детерминизма и продвижению гендерного равенства, то использование термина «гендер» как синонима слова «пол» лишает понятие «гендер» его критического политического содержания и тем самым способствует оправданию гендерного неравенства[13].
Гендерные исследования — междисциплинарная научная область, сформировавшаяся под влиянием феминистских движений и в тесном сотрудничестве с ними. Эта область изучает гендер и сексуальность в литературе, языке, географии, истории, политологии, социологии, антропологии, теории кино, медиа[28], психологии, праве и медицине[29]. Она также изучает пересечения категорий расы, этничности, класса, национальности и инвалидности с категориями гендера и сексуальности[30][31]. Гендерные исследования близки к теории конфликта, поскольку рассматривают социальные взаимодействия в перспективе власти — как борьбу между различными группами за власть, ресурсы и статус[12][13].
В постсоветской науке гендерные исследования начали развиваться во время Перестройки вместе с независимым женским движением[9][10]. Постсоветские гендерные исследования изначально опирались на западные феминистские теории и разделяли их политическую ориентацию на изменение социального порядка. Параллельно на постсоветском пространстве возникла область знания, которая частично заимствовала из гендерных исследований терминологию и постановку проблем, но при этом опиралась на традиционные научные теории, не предполагающие критики существующих властных отношений. Эта научная область получила название «феминологии» или «гендеристики»; гендерные теоретики иногда называют её «ложными гендерными исследованиями»[13].
- ↑ 1 2 What do we mean by «sex» and «gender»? (англ.). World Health Organization. Дата обращения 26 ноября 2015.
- ↑ 1 2 Haig, David. The Inexorable Rise of Gender and the Decline of Sex: Social Change in Academic Titles, 1945–2001 (англ.) // Archives of Sexual Behavior. — 2004. — Vol. 33, no. 2. — P. 87—96. Архивировано 25 мая 2011 года.
- ↑ 1 2 Udry, J. Richard. The Nature of Gender (англ.) // Demography. — 1994. — Vol. 31, no. 4. — P. 561—573. Архивировано 3 апреля 2013 года.
- ↑ 1 2 3 Костикова И. В. и др. Введение в гендерные исследования. — 2-е изд.. — М.: Аспект Пресс, 2005. — С. 8—10. — 255 с. — (Серия «Классический университетский учебник»). — ISBN 5-7567-0331-4.
- ↑ Социальное конструирование гендера как методология феминистского исследования. Здравомыслова Елена, Темкина Анна
- ↑ Jane Pilcher, Imelda Whelehan. Gender // 50 Key Concepts in Gender Studies (англ.). — Sage, 2004. — ISBN 978-1-4129-3207-3.
- ↑ Iris Marion Young. Lived Body versus Gender // A Companion to Gender Studies (англ.) / Philomena Essed, David Theo Goldberg, Audrey Kobayashi. — John Wiley & Sons, 2009. — ISBN 978-1-4051-8808-1.
- ↑ Ярская-Смирнова Е. Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Ирина Жеребкина (ред.). — Харьков, СПб.: ХЦГИ, Алетейя, 2001. — С. 17—48. — ISBN 5-89329-397-5.
- ↑ 1 2 Гапова Е. Классовый вопрос постсоветского феминизма или об отвлечении угнетенных от революционной борьбы // Гендерные исследования. — 2006. — № 15. — С. 144—164. Архивировано 1 июня 2011 года.
- ↑ 1 2 Здравомыслова О. Гендерные исследования как опыт публичной социологии в России (рус.). Полит.Ру (24 сентября 2009). Дата обращения 9 марта 2016.
- ↑ GENDER (неопр.) (недоступная ссылка). Social Science Dictionary. Дата обращения 20 марта 2015. Архивировано 2 февраля 2011 года.
- ↑ 1 2 Lindsey, Linda L. Ch. 1. The Sociology of gender // Gender Roles: A Sociological Perspective (англ.). — Pearson, 2010. — ISBN 0-13244-830-0. Архивная копия от 5 апреля 2015 на Wayback Machine
- ↑ 1 2 3 4 5 Гапова Е. Итоги съезда: еще раз о классовом проекте постсоветского феминизма // Журнал исследований социальной политики. — 2009. — Т. 7, № 4. — С. 465—484.
- ↑ 1 2 3 4 5 Здравомыслова Е., Тёмкина А. Социальное конструирование гендера: феминистская теория // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Ирина Жеребкина (ред.). — Харьков, СПб.: ХЦГИ, Алетейя, 2001. — С. 147—173. — ISBN 5-89329-397-5.
- ↑ Julia Serano. Whipping Girl: A Transsexual Woman on Sexism and the Scapegoating of Femininity. — Seal Press, 2007. — ISBN 978-1-58005-154-5. Архивная копия от 13 марта 2016 на Wayback Machine
- ↑ Lorber, Judith. The Social construction of gender. — Sage, 1990. — ISBN 978-0-8039-3956-1.
- ↑ Гендер // Новейший философский словарь / Грицанов А. А.. — Мн.: Книжный дом, 2001. — ISBN 985-6656-06-0 isbn2=985-428-431-X.
- ↑ Воронина О. Гендер // Словарь гендерных терминов / Денисова А. (ред.). — М.: Информация XXI век, 2002.
- ↑ И. Р. Чикалова, Е. И. Янчук. Гендер // Социология: энциклопедия / А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко.. — Мн.: Книжный дом, 2003.
- ↑ 1 2 3 4 Wendy Cealey Harrison. The Shadow and the substance. The sex/gender debate // Handbook of Gender and Women’s Studies (англ.) / Kathy Davis, Mary Evans, Judith Lorber. — Sage, 2006. — ISBN 978-1-4462-0684-3.
- ↑ Fausto-Sterling, Anne. Myths of Gender: Biological Theories about Women and Men, Revised Edition (англ.). — Basic Books, 2008. — ISBN 978-0-7867-2390-4.
- ↑ Fausto-Sterling, Anne. Sexing the Body: Gender Politics and the Construct (англ.). — Basic Books, 2008. — ISBN 978-0-7867-2433-8.
- ↑ 1 2 M’charek, Amade. Genetic Sex // A Companion to Gender Studies / Philomena Essed, David Theo Goldberg, Audrey Kobayashi. — John Wiley & Sons, 2009. — ISBN 9781405188081.
- ↑ Fausto-Sterling, A. The Five Sexes: Why Male and Female Are Not Enough (англ.) // The Sciences. — 1993. — Vol. 33. — P. 20—24. — ISSN 0036861X. — DOI:10.1002/j.2326-1951.1993.tb03081.x. Архивировано 23 января 2020 года.
- ↑ Fausto-Sterling, A. Is Gender Essential? // Sissies and Tomboys: Gender Nonconformity and Homosexual Childhood (англ.) / Matthew Rottnek (ed.). — NYU Press, 1999. — P. 53. — ISBN 978-0-8147-7484-7.
- ↑ 1 2 Hawkesworth, Mary, and Lisa Disch. Feminist theory: Transforming the known world // The Oxford Handbook of Feminist Theory (англ.) / Hawkesworth, Mary (ed.). — Oxford University Press, 2016. — 1068 p. — ISBN 978-0-1993-2858-1.
- ↑ Першай А. Колонизация наоборот: гендерная лингвистика в бывшем СССР // Гендерные исследования. — 2002. — № 7—8. — С. 236—249.
- ↑ Krijnen, Tonny; van Bauwel, Sofie. Gender And Media: Representing, Producing, Consuming (англ.). — New York: Routledge, 2015. — ISBN 978-0-415-69540-4.
- ↑ About — Center for the Study of Gender and Sexuality (CSGS) (англ.). The University of Chicago. Дата обращения 1 мая 2012.
- ↑ Joseph F. Healey, Andi Stepnick, Eileen O’Brien. Race, Ethnicity, Gender, and Class: The Sociology of Group Conflict and Change (англ.). — SAGE Publications (англ.)русск., 2018. — ISBN 978-1-5063-9975-1.
- ↑ Department of Gender Studies (англ.). Indiana University (IU Bloomington). Дата обращения 1 мая 2012.
- Ирина Жеребкина (ред.). Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие. — Харьков, СПб: ХЦГИ, Алетейя, 2001. — ISBN 5-89329-397-5.
- Фонд имени Генриха Бёлля. Гендер для «чайников». — М.: Звенья, 2006. — ISBN 5-7870-0097-8.
- Тартаковская И. (науч. ред.). Гендер для «чайников» — 2. — М.: Звенья, 2009. — ISBN 978-5-7870-0110-5.
- Кон И. Мужчина в меняющемся мире. — М.: Litres, 2015. — ISBN 97-8-54250-7404-1.
- Бёрн Шон. Гендерная психология = The Social Psychology of Gender. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. — ISBN 978-5-9387-8019-4.
- Kathy Davis, Mary Evans, Judith Lorber (eds.). Handbook of Gender and Women’s Studies (англ.). — Sage, 2006. — ISBN 978-1-4462-0684-3.
| |||
|
Шкала Бенджамина — Википедия
Шкала гендерной идентичности Гарри Бенджамина (англ. Harry Benjamin’s Gender Identity Scale), часто называемая просто «шкалой Бенджамина» являлась первой попыткой классифицировать и понять различные формы гендерно-вариантного поведения, предложенной доктором Гарри Бенджамином. Эта шкала состоит из 6 категорий, что приблизительно подобно шкале Кинси для классификации сексуальной ориентации, состоящей из 7 категорий.
Подобно тому, как Кинси понимал шкалу сексуальной ориентации не как 7 отдельных градаций, а как непрерывный спектр, д-р Бенджамин также понимал, что природа гендерной идентичности и гендерно-вариантного поведения также не дискретна и представляет собой в действительности непрерывный спектр, континуум состояний, которых намного больше, чем отражено в шкале. Однако разработанная им шкала, тем не менее, выглядела в то время удобным, рациональным и клинически применимым способом диагностировать различные формы транссексуальности и проводить различие между теми пациентами, которые нуждаются в гормонотерапии и/или хирургической коррекции пола и теми, кому это не требуется или не показано.
Бенджамин при этом отмечал: «Следует особо подчеркнуть, что эти 6 типов не могут и никогда не смогут быть чётко разделены»[1]
Группа | Тип | Наименование |
---|---|---|
1 | I | Псевдо-трансвестизм |
1 | II | Фетишистский трансвестизм |
1 | III | Истинный трансвестизм |
2 | IV | Нон-оп транссексуализм |
3 | V | Ядерный транссексуализм со средней степенью гендерной дисфории |
3 | VI | Ядерный транссексуализм с тяжёлой гендерной дисфорией |
Бенджамин также добавил примечание: «Следует указать, что существует возможность нескольких различных концептуализаций и классификаций феномена трансвестизма и транссексуальности. Дальнейшие исследования и наблюдения могут привести нас к пониманию того, какая из концепций и классификаций ближе к истине, и таким образом, возможно, мы сможем приблизиться к пониманию этиологии транссексуальности».[1]
Шкала Бенджамина относится только к MtF трансгендерам: транссексуалкам и трансвеститам, поскольку д-р Бенджамин имел сравнительно мало опыта с FtM трансгендерами и не мог классифицировать столь малую выборку.
Тип первый: Псевдо-трансвестизм[править | править код]
- Гендерная идентичность (самоощущение): Мужское.
- Привычки в одежде и социальная жизнь: Живёт как мужчина. Может изредка переодеваться в женскую одежду ради получения сексуального возбуждения и удовлетворения. Нормальная мужская жизнь без ощущения гендерного дискомфорта.
- Выбор сексуальных объектов и половая жизнь: Может быть гетеро-, би- или гомосексуален. Переодевание и, более часто, обмен одеждой с женщиной могут вообще не реализовываться и возникать только в мастурбационных фантазиях. Может получать сексуальное удовлетворение и только от чтения трансвеститской литературы, без физической реализации переодеваний.
- Оценка по шкале Кинси: Может быть любой в пределах от 0 до 6
- Операция по коррекции пола: Не рассматривается самим индивидом в реальности, нежелательна и не показана.
- Гормонотерапия: Не рассматривается индивидом как привлекательная возможность, нежелательна и не показана.
- Психотерапия: Нежелательна и не нужна.
- Примечание: Интерес к переодеванию — только эпизодический.
Тип второй: Фетишистский трансвестизм[править | править код]
- Гендерная идентичность (самоощущение): Мужское.
- Привычки в одежде и социальная жизнь: Живёт как мужчина. Переодевается в женскую одежду периодически или часть времени носит её. Обычно носит мужское нижнее бельё, но может носить и женское, чтобы испытывать возбуждение постоянно.
- Выбор сексуальных объектов и половая жизнь: Гетеросексуален. Изредка бисексуален. Мастурбация с фетишем (переодеванием в женскую одежду). Чувство вины, ощущение собственной «неправильности». Попытки «исправиться» и рецидивы.
- Оценка по шкале Кинси: 0-2 (то есть исключительно или преимущественно гетеросексуален).
- Операция по коррекции пола: Активно отвергается индивидом, не кажется привлекательной идеей, не показана.
- Гормонотерапия: Редко рассматривается индивидом как привлекательная возможность. Иногда может быть показана для снижения либидо.
- Психотерапия: Может быть успешной при условии благоприятного семейного и социального окружения.
- Примечания: Может имитировать двойственную (мужскую и женскую) идентичность с мужским и женским именами.
Тип третий: Истинный трансвестизм[править | править код]
- Гендерная идентичность (самоощущение): Мужское (но с меньшей уверенностью, с колебаниями).
- Привычки в одежде и социальная жизнь: Переодевается в женскую одежду постоянно или настолько часто, насколько это возможно по ситуации. Может успешно жить и быть принимаемым обществом в качестве женщины. Предпочитает носить женское нижнее бельё, но может носить мужское, если нет другой возможности.
- Выбор сексуальных объектов и половая жизнь: Гетеросексуален, за исключением ситуаций, когда надевает женскую одежду. В женской одежде гомосексуален и предпочитает традиционно «женскую», пассивно-рецептивную роль. Переодевание приносит сексуальное удовлетворение одновременно с облегчением или снятием гендерного дискомфорта. Может пытаться «исправиться» и рецидивировать.
- Оценка по шкале Кинси: 0-2 (то есть исключительно или преимущественно гетеросексуален)
- Операция по коррекции пола: На практике отвергается индивидом, но теоретически, как идея, может казаться привлекательной. Не показана.
- Гормонотерапия: Привлекательна для индивида, во всяком случае, как эксперимент. Может помочь эмоционально. Может быть показана.
- Психотерапия: Бессмысленна. Если проводится попытка психотерапии, она обычно оказывается безуспешной.
- Примечания: Может принимать двойственную идентичность. Тенденция к развитию в сторону транссексуализма.
Тип четвёртый: Нон-оп транссексуализм[править | править код]
- Гендерная идентичность (самоощущение): Неопределённое, между мужским и женским. Колебания между тем, считать ли себя трансвеститом или MtF транссексуалкой.
- Привычки в одежде и социальная жизнь: Переодевается настолько часто, насколько это возможно. Переодевание не приносит полного освобождения от гендерного дискомфорта и воспринимается как недостаточная мера. Может жить как мужчина или как женщина. Иногда чередует жизнь в той и в другой роли.
- Выбор сексуальных объектов и половая жизнь: Либидо часто низкое. Асексуальность или аутосексуальность/аутоэротичность. Может быть бисексуальность. В некоторых случаях может состоять в браке и иметь детей.
- Оценка по шкале Кинси: 1-4 (то есть достаточно большой процент бисексуальности, но не исключительная гомосексуальность)
- Операция по коррекции пола: Привлекательна для индивида, но инициатива в запросе индивидом не проявляется, либо заинтересованность в операции поначалу не признаётся индивидом. Может быть показана или не показана в зависимости от клинической ситуации.
- Гормонотерапия: Необходима для ощущения гендерного комфорта и эмоционального равновесия. Показана.
- Психотерапия: Показана, но только в качестве сопровождения и поддержки процесса транзишена; в противном случае отвергается или оказывается безуспешной.
- Примечание: Социальная жизнь в том или другом поле зависит от обстоятельств.
Тип пятый: Истинный, или ядерный, транссексуализм с гендерной дисфорией средней тяжести[править | править код]
- Гендерная идентичность (самоощущение): Женское (ощущение себя женщиной, ошибочно заключённой в мужское тело)
- Привычки в одежде и социальная жизнь: Живёт и работает как женщина, если это возможно. Получает недостаточное, неполное облегчение гендерного дискомфорта как от женской одежды, так и от гормонотерапии.
- Выбор сексуальных объектов и половая жизнь: Либидо низкое. Асексуальность или аутосексуальность/аутоэротичность, либо пассивная «гомосексуальная» (относительно акушерского пола) активность. Может быть в прошлом женат и иметь детей.
- Оценка по шкале Кинси: 4-6 (то есть преимущественно или исключительно гомосексуальность)
- Операция по коррекции пола: Активно требуется самим индивидом, и обычно бывает показана.
- Гормонотерапия: Необходима взамен операций или (чаще) как предварительная подготовка к операциям.
- Психотерапия: Активно отвергается, бессмысленна и оказывается безуспешной в плане попыток примирить индивида со своим телом и чуждой для него гендерной ролью. Показана только в качестве сопровождения и поддержки процесса транзишена.
- Примечания: Сильные надежды на операцию и готовность её добиваться, работать на неё. Часто цель достигается.
Тип шестой: Истинный, или ядерный, транссексуализм с тяжёлой гендерной дисфорией[править | править код]
- Гендерная идентичность (самоощущение): Женское (ощущение себя женщиной, ошибочно заключённой в мужском теле; активное отвержение и неприятие своего тела). Полная психосексуальная «инверсия».
- Привычки в одежде и социальная жизнь: Живёт и работает как женщина, если это возможно по обстоятельствам. Ношение женской одежды и гормонотерапия дают недостаточное и неполное облегчение гендерного дискомфорта. Гендерный дискомфорт очень сильный.
- Выбор сексуальных объектов и половая жизнь: В молодости интенсивно стремится к романтическим или сексуальным отношениям с обычными (гетеросексуальными) мужчинами в качестве женщины. Отношения с гомосексуальными мужчинами активно отвергает и относится с неприязнью и отвращением, поскольку не желает быть воспринимаемой как мужчина. Позднее либидо снижается. Может состоять в браке и иметь детей, но только за счёт использования фантазий о себе как женщине в процессе сношения, в противном случае сношение невозможно.
- Оценка по шкале Кинси: 6 (исключительная «гомосексуальность» относительно акушерского пола)
- Операция по коррекции пола: Активно требуется индивидом. Показана как можно скорее по жизненным показаниям. Обычно пациентки способны добиться её.
- Гормонотерапия: Активно требуется. Показана для частичного облегчения состояния, но не может заменить операцию.
- Психотерапия: Психологическая помощь и поддержка в процессе транзишена или психотерапия только для симптоматического облегчения состояния. Не может заменить гормонотерапию и операции.
- Примечания: Активно ненавидит свои мужские половые органы. Высокий риск суицида или самоповреждения (самостоятельного производства кастрации или пенэктомии) в случае задержки с разрешением на операцию.
Сексуальная ориентация транссексуалов[править | править код]
Шкала Бенджамина использует шкалу Кинси для различения между «истинной транссексуальностью» и «трансвестизмом». Однако постулированная Бенджамином строгая взаимосвязь между гендерной идентичностью и сексуальной ориентацией основывалась на личных[источник не указан 2610 дней] предрассудках исследователя, а не на его научных находках.
В те времена, когда д-р Бенджамин практиковал лечение транссексуальности, ни один транссексуал не мог быть квалифицирован как подходящий кандидат для гормонотерапии и операций, если он не был абсолютно «гомосексуален» относительно своего анатомического пола (то есть, в действительности, гетеросексуален относительно своей гендерной идентичности), и, таким образом, не был абсолютно «гетеросексуален» после завершения трансформации (относительно своего нового анатомического пола). Это было просто потому, что в то время существовала вера в то, что «само собой разумеется», «настоящая», «нормальная» женщина обязательно должна быть строго гетеросексуальна, а лесбиянки рассматривались как «не совсем женщины», «ненастоящие женщины», девиантные или аномальные женщины. Поэтому для врачей того времени (включая самого д-ра Бенджамина) выглядела дикой, абсурдной идея о том, чтобы помогать MtF-транссексуалке (то есть анатомическому «мужчине»), которую сексуально привлекают женщины, в коррекции пола, с тем, чтобы она была лесбиянкой после коррекции пола: ведь это же анатомически мужчина, и этот человек может любить женщин как мужчина, а значит, не нуждается в коррекции пола. Аналогично дикой выглядела для д-ра Бенджамина мысль о том, чтобы помогать в трансформации FtM-транссексуалу (то есть анатомической «женщине»), которого привлекают мужчины (то есть FtM-гею): ведь это анатомически женщина, и, следовательно, этот человек может любить мужчин как женщина.
Когда транссексуалы и транссексуалки узнали об этом предрассудке, многие из них начали лгать относительно своей сексуальной ориентации для того, чтобы получить необходимое лечение — гормонотерапию и операции. В настоящее время в большинстве клиник стран Запада и в ряде клиник в России (например, МГПЭЦ), занимающихся лечением расстройств гендерной идентичности, понимают, что сексуальная ориентация и гендерная идентичность — разные вещи и что сексуальная ориентация у трансгендерного, так же как и у обычного, человека может быть любой, и может не совпадать с тем, что «социально предписывается» для «настоящих мужчин» и «настоящих женщин».
Современные взгляды на шкалу гендерной идентичности[править | править код]
Современные взгляды на вопросы гендерной идентичности отличаются от взглядов Гарри Бенджамина не только в том, что исключают сексуальную ориентацию как критерий для диагностики и различения между транссексуальностью, трансвестизмом и другими формами гендерно-вариантного поведения. Сегодняшние взгляды также исключают фетишистский трансвестизм из спектра расстройств гендерной идентичности, поскольку это феномен совершенно иной природы, не имеющий отношения к гендерной идентичности индивида, но связанный с фетишизмом, сексуальным возбуждением, парафилией.