Дали сальвадор гала картина: Love story in pictures: Salvador Dalí and Gala – Сальвадор Дали | 1000 картин сюрреализма

Содержание

Что на самом деле изображено на самых известных картинах Сальвадора Дали

Все свои страхи и комплексы великий художник честно переносил на полотно

Сальвадор Дали – самый знаменитый сюрреалист, да и вообще один из популярнейших художников ХХ века. За свою долгую жизнь он создал более полутора тысяч произведений искусства: картин, иллюстраций, декораций, гравюр, скульптур. Все его чудачества и выходки, детские фобии и взрослые странности известны миру от него самого. И все они так или иначе нашли отражение в его творениях.

Справка: Сюрреализм – направление в искусстве, появившееся в 20-е годы ХХ века не без влияния идей психоанализа Фрейда. Вдохновение художники и поэты черпали в собственном подсознании, перемешивая в своем творчестве сон и явь, бред и действительность.

Сальвадор Дали. 1939 г. wikipediaСальвадор Дали. 1939 г. wikipedia

Королевское детство

Этот испанский пейзаж близ Фигераса – родного города Дали, написан в духе импрессионизма маслом на почтовой карточке… шестилетним Сальвадором. Рисовал он с самого детства. Люди, видевшие его картины, пророчили мальчику великое будущее художника. Ребенком он экспериментировал с живописью, делая картины-инсталляции с использованием наклеенных на холст камней или реальной вишни с червями. При этом мальчик был замкнутым и застенчивым, с кучей комплексов и странных фантазий.

С. Дали. Пейзаж близ Фигераса. 1910 г.
С. Дали. Пейзаж близ Фигераса. 1910 г.

Одноклассники травили Сальвадора, он же понял, что истерики и эпатажное поведение спасают в любых ситуациях, чем и пользовался. Дома Дали «царил и повелевал» – родители его обожали и баловали. Однажды он получил в подарок костюм короля — с накидкой, подбитой настоящим горностаевым мехом, и корону, украшенную драгоценными камнями. С этого момента будущий художник уже не сомневался в своем великом предназначении и избранности.

Когда он учился в Мадридской художественной академии, однокашники ходили за ним раскрыв рот и внимая каждому слову. Он же – великий не только художник, но и провокатор и актер – любил выделяться и поведением, и внешностью. Дали отрастил длинные волосы, придумал свои знаменитые усы. Шевелюру он нередко покрывал лаком для картин так, что они образовывали твердую корку. Любил оригинальные трости, а одеваться старался непременно вызывающе.

Читайте также: Сальвадора Дали эксгумируют для установления отцовства >>

Воспоминания эмбриона

Дали утверждал, что обладает ясными и четкими воспоминаниями о своей внутриутробной жизни. Самым ярким видением художника «до рождения» была глазунья из двух яиц, висящая в пространстве, причудливо переливаясь и напоминая о рае.

С. Дали. Высокое мгновение. 1938 г.С. Дали. Высокое мгновение. 1938 г.

Дали очень любил свою мать, которая умерла, когда ему было 17 лет. Тем чудовищнее выглядит его позднейший поступок, за который отец проклял сына и изгнал из семьи, – после знакомства со своей музой Галой на одном из холстов Дали написал: «Я плюю на свою мать». Объясняется это классически по Фрейду: он наконец-то полностью освободился от власти матери, семьи, обретя новый предмет для поклонения в лице возлюбленной. «Дневник одного гения» начинается фрейдовской цитатой: «Герой есть тот, кто восстает против отцовского авторитета и побеждает его».

Эротические фантазии

Дали делится со своими читателями бредовыми фантазиями, которые посещали его в детстве и юности: у него сохранились реальные и ложные воспоминания о любви, о девочках и девушках, которые любили его и которых не любил он.

С. Дали. Мед слаще крови. 1927 г.С. Дали. Мед слаще крови. 1927 г.

Дали в своих фантазиях стремился унижать и уничтожать: жаждал причинять боль, сбросить поклонницу с башни или скалы, расчленить ее. Не спешите ужасаться: это не более чем по Фрейду. Каждый может найти внутри себя что-то жуткое, но далеко не каждый способен это «вынуть наружу» и таким образом победить тараканов в своей голове.

Дали, благодаря своему увлечению Фрейдом, осознал, что это было желание сексуальной близости и боязнь ее. Сам он утверждает, что его жена

Гала (Елена Дьяконова) стала его первой женщиной. На картине 1927 года «Мед слаще крови», еще до встречи с ней, Дали изобразил берег, усеянный предметами, похожими на стрелы, женский манекен, отрубленные головы, руки, ноги, мух, облепивших мертвого осла. И это – образ его восприятия любви. Полюбив Галу, он, благодаря ей, полностью «излечился» от этого.

Вспоминая о знакомстве с Галой и своем предвкушении любви Дали писал, что чувствовал приближение неизведанного и наслаждался этим, но пока в одиночестве, и одинокое наслаждение тела считал «слаще меда». Вскоре после знакомства с будущей любовью всей его жизни, художник написал картину «Великий мастурбатор», символизирующую переход на новый рубеж сексуального мировоззрения. Дали признавался, что в этой картине отразил «чувство вины существа, полностью лишенного жизни из-за активного онанизма». Эту работу художник не продал и не расстался с ней до конца жизни.

С. Дали. Великий мастурбатор. 1929 г.
С. Дали. Великий мастурбатор. 1929 г.

Образы картины Дали сам разъясняет в своих книгах. Большая восковая голова, огромный нос, которой упирается в землю, вместо рта – мертвый кузнечик, поедаемый муравьями. И кузнечики, и муравьи – детские страхи Дали. Кузнечиков или саранчу он боялся панически.

Что касается муравьев, то однажды в детстве, придя в свой мини-зверинец, Сальвадор обнаружил, что его ежик умер. Когда он перевернул тельце, то с ужасом увидел, что оно кишит муравьями. Воск, связанный с медом, для Дали тоже символ смерти, потому что его таяние есть умирание. Теперь, встретив любовь своей жизни, художник освободился от страхов.

Читайте также: 135 лет назад на свет появился незабываемый Пикассо >>

Постоянство памяти

Это, пожалуй, самая знаменитая картина Сальвадора Дали, созданная им в Порт-Льигате, где он поселился вместе с Галой. После долгих размышлений и созерцания прекрасных пейзажей родилась «морфологическая эстетика мягкого и твердого». Стекающие часы символизируют отказ от линейного понимания времени: все, что происходит, происходило или произойдет – мягкое и податливое. Говорят, что Дали вдохновился сыром камамбер. На одной же из своих лекций на вопрос из зала об этой картине художник ответил, что не важно, мягкие часы или твердые, – главное, чтобы они показывали точное время.

С. Дали. Постоянство памяти. 1931 г.С. Дали. Постоянство памяти. 1931 г.

Не просто сны

Эта картина, написанная Дали в 1944 году в США, куда они с Галой уехали подальше от войны, чисто символистско-фрейдистская. Этот сон – о противостоянии мужского и женского начала, о грани реального и бессознательного. Гала не лежит, а парит; по Фрейду полет – это символ подавляемых желаний. Обелиск на спине у слона, как и ружье, как и жало осы, превращенной в тигров по цветовой аналогии, – олицетворение мужской силы. Гранат – возрождение и плодородие, женская суть.

С. Дали. Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения. 1944 г.С. Дали. Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения. 1944 г.

Слона с площади Минервы в Риме работы эпохи барокко Джованни Лоренцо Бернини Дали изображает на многих своих картинах, и это пристрастие необъяснимо, как и любовь к слоновьим черепам. Три тысячи слоновьих черепов художник мечтал расположить в бухте Порт-Льигата. Тонкие ножки, готовые обломиться, в целом ряде картин символизируют единственную зыбкую грань между реальностью и подсознанием, между праведностью и грехом.

Религиозный кубизм

В 1950-е годы, вернувшись в Порт-Льигат, Дали продолжает создавать свою собственную мифологию далианства и галатианства. Он отходит от сюрреализма, предпочтя ему «сверхкубические» творения и обратясь к религиозным сюжетам, в которых присутствует он сам со своей богиней Галой.

С. Дали. Мадонна Порт-Льигата. 1950 г.С. Дали. Мадонна Порт-Льигата. 1950 г.

В «Дневнике одного гения» Дали подробнейшим образом описывает день за днем процесс создания «Corpus Hypercubus» – Гиперкубического тела, включая как особенности наложения красок, так и все физиологические подробности собственного существования: сон, пробуждение, простуду, кишечные расстройства.

Художник утверждал, что весь мир состоит из кубов или цилиндров. «На всех моих картинах неземной красотою блистают Мадонна и младенец Иисус. Здесь тоже все подчиняется строжайшим математическим законам – математике архикуба».

Распятие или гиперкубическое тело. 1954Распятие или гиперкубическое тело. 1954

Сальвадор Дали — великий среди пигмеев

«Сюрреализм — это я»

Один из самых именитых представителей сюрреализма, великий и неординарный Сальвадор Дали родился в семье состоятельного нотариуса. К моменту его рождения родители уже пережили потерю первенца и дали второму сыну имя покойного. Мать Дали, как глубоко верующий человек, была уверена, что он — реинкарнация старшего брата, в чем и убеждала сына.

Сальвадор уже в самом маленьком возрасте осознал конечность человеческого бытия. Особенно тревожилась его душа, когда он смотрел на надгробную фотографию очень похожего на него мальчика с таким же именем. Мать чрезмерно опекала и баловала сына. Дали рос очень капризным и своенравным ребенком, часто манипулировал родителями с помощью публичных сцен и истерик. Уже с детства проявлялась его сложная личность. Он обладал набором фобий и комплексов, которые мешали ему найти общий язык со сверстниками.

Сальвадор Дали, 1934 год.
Сальвадор Дали, 1934 год. Источник: ru. wikipedia.org

Природный талант к рисованию проявился у Сальвадора в раннем детстве, и отец отдал его на уроки живописи к местному художнику. Уже в четырнадцатилетнем возрасте юноша представил свои работы на выставке в родном городе. Неоспоримый талант позволил ему поступить в Мадридскую академию изобразительных искусств. Однако эпатажный студент не смог надолго там задержаться: через пять лет его исключили за высокомерное отношение к преподавателям. Сальвадор по этому поводу не переживал. Он был счастлив, что в Мадриде завел много интересных и полезных знакомств, которые повлияли на его художественный рост. Дали работал в популярных на тот момент художественных стилях, но все чаще его окутывал сюрреалистический мир искусства. Отсутствие художественного образования не помешало амбициозному художнику организовывать собственные выставки, которые посещал сам Пабло Пикассо.

Гала Дали — «демонесса гения»

В 25 лет Дали встретил единственную любовь всей своей жизни — эмигрантку из России Елену Дьяконову, которая называла себя Галой Элюар. Она была старше художника на десять лет и состояла в браке с его другом. Этот союз супруги позиционировали как свободный. Между Сальвадором и Галой возникла серьезная страсть, и женщина оставила своего мужа, чтобы стать для Дали любовницей, а затем и женой. Для художника Гала была не только музой, но и своего рода менеджером. Благодаря ее усилиям картины Дали стали популярны во многих странах, и его слава приобрела совершенно иные масштабы. Сальвадор слыл в обществе эпатажной личностью с весьма причудливой манерой поведения. Даже его внешний вид говорил о том, что он — натура эгоцентричная и бесконечно творческая. Постоянные безумные выходки Дали шокировали его отца, из-за чего у них были напряженные отношения. Последней каплей стала надпись на одной из картин художника о том, что он с наслаждением плюет на портрет умершей матери. Хотя в действительности он всей душой любил свою мать и тяжело переживал ее уход из жизни. Дали вело неудержимое стремление шокировать и изумлять публику. Однажды он перессорился и с членами сюрреалистической тусовки, к которой принадлежал, на прощание заявив, что сюрреализм есть он. А его эпатаж с нездоровым восхищением Гитлером и вовсе шокировал коллег. В преддверии Второй мировой войны, успев окончательно разорвать отношения с единомышленниками, Сальвадор вместе с Галой отбыли в США.

Сальвадор и его муза, 1939 год. Сальвадор и его муза, 1939 год. Источник: zen. yandex.ru

Художник был узнаваем и в этой стране и быстро добился еще большего успеха. Любители роскоши скупали его картины за огромные суммы. К тому времени Дали нажил приличное состояние. В Америке он пробовал себя как дизайнер, ювелир, иллюстратор, сотрудничал с Хичкоком и Уолтом Диснеем. Сальвадор не изменял себе и продолжал совершать эксцентричные поступки. Он мог провести выставку в акваланге или в экстравагантном костюме метафизического куба, мог выйти на прогулку с муравьедом, о чем потом писали многочисленные издания. Но по-настоящему известность он почувствовал после выпуска своей автобиографии под названием «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Ее экземпляры разлетелись как горячие пирожки. Книга, написанная в легком жанре, получилась несколько странной и даже шокирующий, но, безусловно, индивидуальной. Постепенно Дали прискучило в Америке. Он выдохся от излишне насыщенной и эпатажной жизни. После восьми лет, проведенных в этой стране, художник и его жена возвратились на родину, в любимую Каталонию. Здесь Дали построил большой дом-музей, который получил название «Дворец ветра». Живопись Сальвадора в Испании приобрела особенно академический характер: работы, в основном пейзажи и классические картины, стали более спокойны. Дали проникся идеями католицизма, и в картинах засквозила религиозная тема. На 54-м году жизни художник обвенчался со своей музой. Но, несмотря на венчание, их чувства охладевали. Гала, как и раньше, придерживалась свободной любви, и ее все чаще видели в окружении молодых кавалеров. Супруги нередко ссорились. Все это привело Дали к глубокой депрессии, что не замедлило сказаться на творчестве — полотна наполнились печалью и скорбью. Сальвадор купил для Галы замок, в котором она жила отдельно от него. Он же имел право посещать свою возлюбленную только с ее письменного разрешения. Это длилось более десяти лет.

Сальвадор Дали: последние годы

На 77-м году жизни у художника диагностировали болезнь Паркинсона. Через год его ждал новый удар — умерла от инфаркта любимая Гала. Убитый горем, он решил переехать в замок жены, где следы ее былого присутствия помогали ему хоть как-то скрасить одиночество.

В последние годы Сальвадор получил множество премий и наград от правительства Испании. Ему присвоили звание почетного профессора Академии искусств в Париже. Но, несмотря на это, он чувствовал себя несчастным. Болезнь Паркинсона мешала ему рисовать. Работы заметно изменились — они выражали всю тоску старого больного человека. Художник почти прекратил появляться в обществе. Через пару лет его ждала новая беда — в замке случился пожар. Парализованный старик, он безуспешно звал на помощь. Когда прислуга прибежала в его комнату, он уже получил тяжелые ожоги. Но выжил. После этого случая Дали покинул замок и переехал в театр-музей, где оставался до конца своих дней.

Дали, 1973 год. Дали, 1973 год. Источник: i-d.vice.com

На 85-м году жизни «король сюрреализма» скончался от сердечной недостаточности. Перед смертью он завещал похоронить себя в своем музее в окружении своих работ. Его тело было замуровано в пол в одной из комнат, чтобы, как он и хотел, по могиле могли ходить восхищенные посетители. Все свое состояние Дали завещал любимой Испании.

Автопортрет с беконом и квантовая Мадонна. Гид по выставке Сальвадора Дали в Манеже

Культурно-исторический фонд «Связь времен» и санкт-петербургский Музей Фаберже в сотрудничестве с Департаментом культуры города Москвы продолжают серию выставок известных художников XX века. Первой из них стала ретроспектива «Viva la vida. Фрида Кало и Диего Ривера».

В новой экспозиции, которая поможет проследить творческий путь одного из самых неординарных художников прошлого столетия, — больше 180 работ, созданных мастером в разные годы. Картины предоставили музей «Гала — Сальвадор Дали», национальный музей «Центр искусств королевы Софии», а также европейские коллекционеры. Два шедевра покажут в нашей стране впервые.

«Главная сложность состояла в том, чтобы собрать все эти работы в одно время в одном месте. Изначально речь шла о 70 экспонатах, но путем долгих переговоров с музеями удалось увеличить это число до 180. Еще одна трудность была связана с транспортировкой — вся коллекция не могла перемещаться одним видом транспорта одномоментно. Мы разбивали ее на три партии. Затем, уже в выставочном зале, картины должны были отстояться в кофрах, а мы внимательно следили за температурой, влажностью в помещении, это одно из главных требований музеев», — рассказал Владимир Воронченко, директор Музея Фаберже, выступившего организатором выставки.

«Автопортрет с рафаэлевской шеей»

Фото: mos.ru. Евгений Самарин

Импрессионистский «Автопортрет с рафаэлевской шеей» — одна из первых работ Сальвадора Дали. Он написал ее в 1921 году, вскоре после того, как умерла его мать Фелипа Доменеч. Эта смерть стала тяжелейшим испытанием в его жизни — Сальвадор, которому на тот момент едва исполнилось 17, был очень привязан к маме.

Эта картина — отсылка к автопортрету Рафаэля Санти, созданному в 1506 году. Великий художник эпохи Возрождения, которому на тот момент было 23 года, изобразил себя как мечтательного и немного женственного юношу. Дали, ярый поклонник Рафаэля, изобразил себя в том же духе. Шея на его холсте — могучая, удлиненная — такая же, как на картине Рафаэля. Однако сам Сальвадор никогда не мог похвалиться атлетическим телосложением.

Его увлечение творчеством Рафаэля было огромным — Дали хотел походить на него внешне и в жизни: например, однажды отпустил волосы на манер своего кумира.

«Кубистический автопортрет»

Фото: mos.ru. Евгений Самарин

Таким Дали изобразил себя в 1923 году, во время обучения в мадридской Академии изящных искусств Сан-Фернандо. Художник дружил с режиссером Луисом Бунюэлем и поэтом Федерико Гарсией Лоркой, преклонялся перед талантом психолога Зигмунда Фрейда и основоположника кубизма Пабло Пикассо. К картинам последнего он питал особую страсть — настолько, что сам решил написать что-то в этом стиле.

Образ Дали на «Кубистическом автопортрете» распадается на отдельные трапециевидные сегменты. От его внешнего облика остаются разве что глаза, брови и волосы.

«Невидимый человек»

Фото: mos.ru. Евгений Самарин

«Невидимый человек» — первый сюрреалистический шедевр Дали — был создан в 1929 году. Художник уже несколько лет жил в Париже после отчисления из Академии изящных искусств Сан-Фернандо за недостойное поведение. К этому времени он успел устроить собственную выставку, которую посетил сам Пабло Пикассо. В том же году Дали участвовал в создании фэнтезийной драмы «Андалузский пес» режиссера Луиса Бунюэля.

Эта картина экспонируется в России впервые. Второе название картины — «Невидимка». В основе сюжета — контуры предметов, метаморфозы, причудливые переплетения отдельных элементов, составляющих в совокупности фигуру мужчины. В дальнейшем эти приемы станут визитной карточной художника.

«Архитектонический “Анжелюс” Милле»

Фото: mos.ru. Евгений Самарин

С самого детства Дали восхищался картиной «Анжелюс» французского художника-реалиста Жана Франсуа Милле. Она висела в его комнате, и он мог часами разглядывать крестьянина и крестьянку, застывших в молитве в закатном поле. Дали говорил, что эта картина вдохновляет его и завораживает, как никакая другая. Он признавался, что всегда чувствовал в ней смерть. И действительно, когда полотно стали исследовать с помощью рентгена, оказалось, что вместо корзины с картофелем, над которой стоят крестьяне, Милле изначально изобразил детский гроб. Объясняется такой неожиданный сюжет просто: младенец был некрещеным, поэтому его пришлось хоронить не на кладбище, а в поле. А изменить идею художник мог потому, что без похоронной темы картину было проще продать.

Мистическое совпадение: у Дали был старший брат Сальвадор, который в младенчестве скончался от менингита. Спустя девять месяцев родился второй Сальвадор — родители не могли смириться с потерей и назвали второго сына именем первенца. Когда мальчику было пять лет, мать с отцом отвели его на могилу и сказали, что он — реинкарнация брата. Эта версия не понравилась будущему художнику.

Еще до рентгеновских исследований Дали понимал, что в картине Милле что-то не так. Повзрослев, он переписывал этот сюжет более 60 раз, стараясь разобраться. И «Архитектонический “Анжелюс” Милле» — один из результатов проделанной работы. Крестьяне на его холсте превратились в белые биоморфные формы.

«Пейзаж с загадочными элементами»

Фото: mos.ru. Евгений Самарин

«Пейзаж с загадочными элементами» — одна из самых значимых работ Сальвадора Дали, созданная в середине 1930-х годов. Здесь присутствуют темные кипарисы — частые гости на полотнах Дали. Это отсылка к картине Арнольда Беклина «Остров мертвых», которую Сальвадор очень любил.

Спиной к зрителю изображен Вермеер Делфтский — голландский художник XVII века, творчество которого ценил Дали. Мастер представлен сидящим за мольбертом, и это напоминает о его собственной картине «Искусство живописи». Создавая «Пейзаж с загадочными элементами», Дали уделял особое внимание соотношению света и тени, точности деталей — этим отличались и работы Вермеера. За это Дали называл его изобретателем цветной фотографии. Для того чтобы предельно точно и детально изображать людей и предметы, Вермеер использовал камеру обскура. А Дали в этом помогала лупа.

На картине есть и сам Сальвадор — в образе мальчика в матросском костюмчике, играющего под присмотром няни. Оба эти персонажа часто встречаются в работах сюрреалистического периода, так же как и огромные зерна фасоли, образующие символ инь-ян.

«Мягкий автопортрет с жареным беконом»

Фото: mos.ru. Евгений Самарин

Один из самых известных автопортретов Дали также показывают в России в первый раз. Художник создал его в 1941 году, когда переехал в Соединенные Штаты Америки. Узнать его в персонаже, лицо которого, кажется, лишено костей, можно по знаменитым тонким усам, закрученным вверх.

В своей автобиографической книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали» художник говорит о творческом перерождении — а именно так он относился к этому автопортрету — через образ змеи, сбрасывающей кожу.

«Я убил свое прошлое, чтобы избавиться от него. Так змея избавляется от своей старой кожи — моя старая кожа в таком случае бесформенная и революционная послевоенная жизнь. Эти строки — конвульсии, которые позволят мне отбросить в забвенье последние куски прошлого, еще приставшие ко мне. Новая кожа и новая земля! Земля свободы, столь возможной, земля Америки, предпочитаемая потому, что она молода и не затронута даже тенью драмы… Речь идет не о косметической хирургии или увечье, но о возрождении. Я не отрекаюсь ни от чего. Я продолжаюсь», — писал он.

На постаменте рядом с фигурой лежит полоска жареного бекона. «Моя живопись — это жизнь и пища, плоть и кровь», — так пояснял Дали значение этого элемента.

«Безумный Тристан. Эскиз декорации»

Фото: mos.ru. Евгений Самарин

Дали очень интересовался сюжетом о Тристане и Изольде — легендарных влюбленных, героях многочисленных рыцарских романов. В 1944 году, взяв за основу оперу Вагнера «Тристан и Изольда», он создал либретто, костюмы и декорации для балета «Безумный Тристан». Это была последняя совместная работа Дали и Леонида Мясина — хореографа и танцовщика дягилевской труппы. Сам Дали называл спектакль первым параноидальным балетом о любви до гроба.

Лейтмотив постановки — история любви и смерти. Дали снова обращается к теме «Анжелюса» Милле: голову Тристана он изобразил в виде отцветающего одуванчика, а Изольде добавил крестьянскую повозку, вырастающую из спины. Переплетающиеся между собой корни напоминают о деревьях, которые выросли на могилах героев.

1940-е годы стали для Дали достаточно плодотворными. Его картины и книга пользуются успехом, он сотрудничает с Уолтом Диснеем — создает мультфильм Destino, который, как и его полотна, наполнен сюрреалистическими фантазиями.

«Ураново-атомная меланхолическая идиллия»

Фото: mos.ru. Евгений Самарин

В 1945 году Дали вместе со всем миром пытался осознать факт атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Эта трагедия не могла не отразиться и на его картинах. В частности, ядерный удар стал главной темой «Ураново-атомной меланхолической идиллии» — первой работы, где главным цветом становится черный.

Дали использует мотивы, характерные для его творчества 1930-х годов: здесь и знаменитые мягкие часы, и слоны на тонких ногах-ходулях. Однако на этом холсте у них совсем иное значение: теперь это образы разрушения и страха. Единственные источники света — отрывки идиллического пейзажа, напоминающего о горячо любимой художником живописи Ренессанса.

После 1945 года в творческой жизни Дали начинается новый атомно-мистический период. 

«Максимальная скорость мадонны Рафаэля»

Фото: mos.ru. Евгений Самарин

Трагедия Хиросимы стала поворотным моментом в карьере Дали. Она заставила художника задуматься о мощи атома. В это же время он серьезно увлекся мистицизмом, а также обращался к классической живописи. В 1950-х Сальвадор начинает интересоваться квантовой теорией. В результате этих увлечений появилась картина «Максимальная скорость мадонны Рафаэля».

В основе композиции — голова Марии из картины «Мадонна со щегленком» Рафаэля Санти. Дали объединяет каноны классического религиозного искусства и собственную интерпретацию физических теорий. Образ Мадонны распадается на геометрические фигуры и формы по принципу золотого сечения. Дали считал, что динамическое движение этих идеальных форм, с одной стороны, доказывает непрерывность материи, а с другой — показывает процесс ядерного распада, скрытый от глаз.

«Дали со спины, пишущий Галу со спины, увековеченную шестью виртуальными роговицами, временно отраженными в шести настоящих зеркалах. Стереоскопическое произведение»

Фото: mos.ru. Евгений Самарин

В начале 1970-х Сальвадор Дали начал экспериментировать со стереоскопической техникой письма. Он пытается получить объемное изображение, «выход в третье измерение». 

Его картина «Дали со спины, пишущий Галу со спины…» напоминает шедевр «Менины» Веласкеса — еще одного художника, которого Дали очень ценил. А расположение мастера за мольбертом спиной к зрителю — оммаж все тому же Вермееру Делфтскому.

Главная героиня картины — Гала, жена Дали. Ее настоящее имя — Елена Дьяконова, она была родом из России. Художник познакомился с ней в 1929 году, когда она была замужем за французским поэтом Полем Элюаром. Сальвадор и Гала полюбили друг друга с первого взгляда. На первое свидание Дали пришел в драной рубашке, вместо духов использовал козий навоз, а подмышки подкрасил синей краской. Гала оценила его эксцентричный вид. Вскоре она развелась с Элюаром. Через три года Сальвадор сделал ей предложение. Этот союз был идеальным — влюбленные сходились в самом главном: Дали — гений.

Гала умерла на семь лет раньше своего супруга. Он тяжело переживал эту потерю и практически перестал творить. К слову, незадолго до смерти Гала стала бояться нищеты, хотя предпосылок к этому не было никаких. Тем не менее она даже просила мужа подписывать чистые листы бумаги, чтобы в случае финансовых проблем их можно было бы продавать как автографы. Он подчинился, хотя это было опасно: на листках недобросовестный покупатель в теории мог разместить что угодно: и рисунки, и долговые расписки.

Фобии и пристрастия Сальвадора Дали в его картинах

В творчестве великий сюрреалист согласовывал свои сильные фобии с глубокими увлечениями. Дали был одержим эротикой, мастурбацией и снами.

Он изображал головы, яйца, слонов, ракообразных, бабочек. Появление каждого элемента на его холсте можно обосновать по Фрейду.

Сюрреалистические образы Сальвадора Дали сохраняют свою эффектность десятилетия спустя, на них всегда стоит взглянуть ещё раз.

kartiny i fobii Salvadora Dali 1«Постоянство памяти», 1931.

Насекомые

Ползающие и роящиеся чёрные муравьи, яркие бабочки, пролетающие поодиночке или в группах, небольшой кузнечик, сидящий на деформированной голове – картины мастера наполнены насекомыми, которые приводили его самого в ужас. Муравьи символизируют тлен и страх смерти. Кузнечики, которые появляются с определенной регулярностью, вызывали у Дали страх с самого детства.

kartiny i fobii Salvadora Dali 2 copyКартина «Постоянство памяти» на стене музея. Фото ©Кристина Уайтинг.

Крошечные вещи

Сальвадор Дали бесконечно очаровывался множеством крошечных вещей. Кроме насекомых, конечно. Ему нравились оливки, хлебные крошки, песчинки. Художник считал, что мелочи обладают мощью, позволяющей разрушать существа, в сто раз более крупные, чем они сами. И многие из его ранних картин очень миниатюрны.

Знаменитейшее полотно «Постоянство памяти» имеет громадное значение в истории современного искусства, но размеры произведения всего лишь 24×33 см.

kartiny i fobii Salvadora Dali 3Здесь омар, там омар, повсюду омары.

Ракообразные

В символизме Дали панцирь представлял броню, которая защищает скрытое в ней мягкое существо. Эта концепция тесно вязалась с самим художником-отшельником, который нуждался в твёрдой оболочке, способной защитить его от внешнего мира.

Омары стали центральным элементом не только в его живописи. Сотрудничая с эпатажным дизайнером Эльзой Скиапарелли, Дали нарисовал огромного красного омара на белом шелковом платье. А в 1936 году он создал сюрреалистическую скульптуру «Телефон-омар», которая состояла из дискового телефона и прикреплённого к нему гипсового омара, заменявшего традиционную трубку.

kartiny i fobii Salvadora Dali 4«Eggs on the Plate without the Plate», 1932 (Неплоские яйца на плоской тарелке). Жёсткость снаружи, мягкость и хлипкость внутри.

Яйца

Как и ракообразные, яйца обладают твёрдой оболочкой, защищающей мягкое содержимое. Яйца – зародышевая форма, поэтому они символизируют рождение, новую жизнь и надежду. Дали явно питал к ним пристрастие. Яйца появляются в целостном виде, например в картине «Метаморфозы Нарцисса», и в разбитом, как на изображении выше. И здание Театра-музея Дали увенчано гигантскими яйцами.

kartiny i fobii Salvadora Dali 5«Приспосабливаемость желаний», 1929 (The Accommodations of Desire).

Женская сексуальность

По некой иронии, невзирая на любовь к яйцам, Дали был в ужасе от их происхождения. Женская сексуальность и её составляющие приводили его в ужас. В картине «Кровоточащие розы» он буквально изобразил кровь, истекающую из органов женской брюшной полости. В «Приспосабливаемости желаний» (выше) львиные головы обозначают зубастые влагалища. Этот мощный образ представляет потенциал женщины травмировать или даже кастрировать мужчину во время полового акта – основной фобии Дали.

kartiny i fobii Salvadora Dali 6«Великий мастурбатор», 1929.

Мастурбация

Сальвадор Дали испытывал отвращение к сексу, но был одержим мастурбацией. Даже распространено мнение, что это была почти единственная форма его сексуальной активности. К этой увлечённости обнаруживаются ссылки в картинах «Великий мастурбатор» и «Гитлер мастурбирует». В сюрреалистической работе «Мрачная игра» также присутствует мотив руки в различных вариациях.

kartiny i fobii Salvadora Dali 7«Балерина в мёртвой голове» (1939) и «Череп Сурбарана» (1956).

Черепа

Сохраняя верность своей парадоксальной природе, Дали боялся смерти, но не отходил от этой темы. Черепа как представление человеческой смертности, регулярно появляются в его картинах. В произведении «Испарившийся череп содомизирует рояль на коде» (1934) череп деформирован и встревожен. В картине «Лицо войны» символ смерти приумножен многократным изображением черепов в отверстиях уродливой головы.

Самые колоссальные изображения черепов в творчестве Дали это те, что составлены с помощью других элементов, как в произведении «Балерина в голове Смерти», вдохновившем многих художников.

kartiny i fobii Salvadora Dali 8«Антропоморфный шкафчик», 1936.

Ящики

Книги Зигмунда Фрейда, особенно «Толкование сновидений», привели художника в восторг. Они даже встретились незадолго до смерти психоаналитика. Дали откликнулся на подход Фрейда к скрытым тайникам подсознания, источнику снов и движущей силы творчества художника. Картины «Антропоморфный шкафчик» и «Жираф в огне» стали примером использования ящиков, встроенных в человеческую фигуру, чтобы показать скрытые аспекты личности.

kartiny i fobii Salvadora Dali 9Став известным художником, Дали обратился к религиозной тематике в конце 1940-х годов. Фото © Getty Images.

Религия

В детстве Дали столкнулся с противоречием. Его мать была глубоко верующей католичкой, а отец выказывал отвращение к религии. В зрелые годы художник пережил обновление веры и заинтересовался традиционной иконографией христианства. Он увлёкся её метафизическими аспектами и возможностью интеграции религии и науки. С конца 1940-х и в 50-х годах художник создал серию откровенно религиозных картин, написав «Тайную вечерю», несколько версий распятого Христа и Мадонну, в которой угадываются черты его главной вдохновительницы – Галы.

kartiny i fobii Salvadora Dali 10Под впечатлением от атомной бомбы Сальвадор Дали написал картину «Взрывающаяся голова Рафаэля», 1951.

Наука / Физика

Дали с горячностью относился к религии и вместе с тем увлекался наукой, в частности, квантовой и ядерной физикой. Он зачитывался выпусками научно-популярного журнала «Scientific American» и любил обсудить его содержание. Это был атомный век. Создание ядерного оружия впечатлило художника, после чего он создал картины «Распятие или Гиперкубическое тело» и «Взрывающаяся голова Рафаэля».

Все изображения: Фонд «Гала-Сальвадор Дали».

25 самых странных сюрреалистичных картин Сальвадора Дали

Автор:
05 июля 2015 10:40

Легендарный испанский художник-сюрреалист Сальвадор Дали — фигура достаточно неоднозначная в мировом искусстве. Его называли гением с характером бунтаря. Одни считали его сумасшедшим, другие — неподражаемым талантом. Сам Дали называл себя спасателем всего мирового искусства, ибо только он один «…способен возвысить, объединить и с царственной пышностью и красотою примирить с разумом все революционные эксперименты современности.

1. Искушение святого Антония

1. Искушение святого Антония

2. Вселенский собор

2. Вселенский собор

3. Архитектонический

3. Архитектонический

4. Портрет Пикассо

4. Портрет Пикассо

5. Атавистические останки дождя

5. Атавистические останки дождя

6. Загадка Вильгельма Телля

6. Загадка Вильгельма Телля

7. Предчувствие гражданской войны

7. Предчувствие гражданской войны

8. В поисках червертого измерения

8. В поисках червертого измерения

9. Мелкие останки

9. Мелкие останки

10. Пуристический натюрморт

10. Пуристический натюрморт

11. Сон

11. Сон

12. Преждевременное окостенение станции

12. Преждевременное окостенение станции

13. Антропоморфный шкафчик

13. Антропоморфный шкафчик

14. Сотворение чудовищ

14. Сотворение чудовищ

15. Загадка Гитлера

15. Загадка Гитлера

16. Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения

16. Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения

17. Постоянство памяти

17. Постоянство памяти

18. Тлеющий осел

18. Тлеющий осел

19. Эскиз декорации для балета

19. Эскиз декорации для балета