Дали сальвадор и гала: Love story in pictures: Salvador Dalí and Gala

Сальвадор Дали о Гала: цитаты и картины

Одной из самых трогательных сторон личности Сальвадора Дали — человека, в общем, циничного и довольно бесчувственного — являлось его бесконечное преклонение перед женой: уроженкой Казани Еленой Дмитриевной Дьяконовой, известной всему миру под именем «Гала»

 

Надо отметить, в отношении своей жены Дали всегда вел себя, как истинный средневековый рыцарь, без устали воспевающий красоту и прочие достоинства свой Прекрасной Дамы и готовый без колебаний перегрызть глотку любому, кто рискнет с ним не согласиться. 

 

Любовь, почитание, обожание, преклонение, обожествление — список самых высоких чувств, которые испытывал Сальвадор Дали по отношение к своей «второй половине», можно продолжать бесконечно.  

Самый «нерукотоворный» памятник, который дали воздвиг своей жене — это, разумеется, картины испанского Мэтра, на десятках (если не сотнях) которых Гала присутствует в качестве модели.

Немало проникновенных строк посвятил Дали жене и в своих литературных опусах. В этой статье мы приведем некоторые высказывания Дали о Гала, которые встречаются в его книгах «Тайная жизнь Сальвадора Дали» и «Дневник одного гения». 

«Самое главное на свете — это Гала и Дали. Потом идет один Дали. А на третьем месте — все остальные, разумеется, снова включая и нас двоих…»

«…Вечером Гала приходит в восторг от моих картин. Я ложусь спать счастливым. Счастливые картины нашей фантастической реальной жизни. О милый Сентябрь, эти дивные полотна делают нас еще прекрасней. Спасибо, Гала( Это ведь благодаря тебе я стал художником. Без тебя я не поверил бы в свои дарования! Дай же мне руку! А ведь правда, что я люблю тебя с каждым днем все сильней и сильней…»

Анжелюс Галы

«…Гала, возвращаясь с ловли лангустов, посылает прислугу передать мне, чтобы я полюбовался пожаром, который окрасил море сперва в цвет аметиста, потом в ярко-красный.

Из окна делаю ей знак, что уже заметил. Гала сидит на носу своей лодки, покрашенной в неаполитанский желтый цвет. В этот день она кажется мне прекрасней, чем когда бы то ни было прежде. 

Рыбаки на берегу любуются пламенеющим пейзажем. Я снова опускаюсь на колени возблагодарить Бога за то, что Гала столь же прекрасна, как и существа, населяющие полотна Рафаэля. Готов поклясться, что подобная красота непостижима, и никому еще никогда не удавалось проникнуться ею так безраздельно, как это удается мне благодаря восторженным экстазам, которые я уже пережил прежде, созерцая рог носорога…»

Портрет Галы с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече

«…Такова моя жена Гала (Елена Дмитриевна Дьяконова, русская по происхождению), которую я обрел себе на счастье. Ее мимолетные движения, жесты, ее выразительность — это все равно что вторая Новая Симфония: выдает архитектонические контуры совершенной души, кристаллизующиеся в благодати самого тела, в аромате кожи, в сверкающей морской пене ее жизни.

Выражая изысканное дыхание чувств, пластика и выразительность материализуются в безукоризненной архитектуре из плоти и крови.

Когда Гала отдыхает, могу сказать, что она равна своей грацией часовне Темпьетто ди Браманти, что близ собора Святого Петра Монтозио в Риме. И как Стендаль в Ватикане, я позже и независимо от него могу поставить на одну доску стройные колонны с ее гордостью, нежные и упорные перила с ее детскостью, божественные ступени с ее улыбкой. Долгими часами перед мольбертом, украдкой любуясь ею, когда она этого не замечала, я твердил себе, что она такое же прекрасное полотно, как работы Вермеера и Рафаэля.

Тогда как другие, кто нас окружает, кажутся всегда .так мало прорисованными, так посредственно отделанными, что похожи скорее на гнусные карикатуры, намалеванные на скорую руку голодным художником на террасе кафе…»

Галатея со сферами

«…Я поцеловал ее приоткрывшиеся губы. Я никогда еще так не целовался, так глубоко и не думал, что такое может быть. Все мои эротические «Парсифали» пробудились от толчков желания в так долго подавляемом теле. Этот первый поцелуй, в котором столкнулись наши зубы и сплелись наши языки, был лишь началом голода, который побуждал нас вкушать и поедать из глубины самих себя. 

Так я пожирал ее рот, кровь которого смешалась с моей кровью. Я исчезал в этом бесконечном поцелуе, который разверзся подо мной как бездна водоворота, в который меня затягивало преступление и который, я чувствовал, грозил проглотить меня…»

«…Плеврит сделал ее такой хрупкой, что она стала похожа на принцесс, нарисованных Рафаэлем Кичнером, — казалось, они вот-вот умрут от слабости, надышавшись ароматом огромной гардении. Меня охватила жалость и при каждом движении Гала мне хотелось плакать. 

Эта нежность сопровождалась порой некоторой долей садизма. Я вскакивал, крича на нее: «Ты слишком красива», и тут же осыпал ее поцелуями, сжимал в объятиях. Чем больше я чувствовал ее сопротивление моим слишком пылким объятиям, тем больше мне хотелось ее сжать. Мои порывы изнуряли ее, но это лишь разжигало меня. 

Наконец Гала заплакала. Тогда я исступленно набросился на нее, исцеловывал лицо, сосал нос, сжимал щеки, сплющивал ей нос, сосал губы, что вызывало у нее гримасу, и снова обнимал ее, прижимая ей уши к щекам. Я стискивал ее маленькое личико в безумном бешенстве, как будто месил кусок теста для хлеба. Желая ее утешить, я заставлял ее плакать…»

«Моя жена, обнаженная, смотрит на собственное тело, ставшее лесенкой, тремя позвонками колонны, небом и архитектурой»

«…Из моего хаоса Гала неустанно ткала полотно Пенелопы. Едва она раскладывала по местам документы и мои заметки, как я снова все приводил в беспорядок в поисках какой-либо совершенно не нужной мне вещицы, что было не более чем внезапным капризом. Почти всегда я оставлял лишнее в Париже по совету Гала, которая отлично знала, что именно понадобится мне для работы. 

Пробило пять, и луна исчезла со светлого неба. Гала снова раскрыла уложенные и закрытые чемоданы, без лени и без надежды, зная, что мы еще не будем спать. Пока я не спал, не ложилась и она, наблюдая за моей работой еще более напряженно, чем я. Поэтому я нередко пускался на жульничество, извлекая удовольствие из драмы и желая видеть ее страдающей. — Это ведь твоей кровью я пишу картины, — сказал я ей однажды.

И решил всегда подписывать картины обоими нашими именами. Так три месяца мы прожили в Порт-Льигате, впившись в это Время, как рак желудка и рак горла. Четверть часа мы не могли прожить без ненасытных объятий, пожирающих эту субстанцию. Мы терзали Время, чтобы заставить его думать о нас…»

Распятие, или Гиперкубическое тело

«…Секрет моего влияния — это то, что оно всегда было тайным. Секрет влияния Гала был, в свою очередь, в том, что оно было вдвойне тайным. Но я знал секрет, как оставаться в тайне. Гала знала секрет, как оставаться скрытой в моей тайне.

Иногда похоже было, что мой секрет раскрыт: ошибка! Это был не мой секрет, а тайна Гала! Наша бедность, отсутствие у нас денег также было нашим секретом. Почти всегда у нас не было ни гроша, и мы жили в страхе нищеты. Тем не менее мы знали, что не показывать этого — наша сила. Сострадание в будущем убивает. 

Сила, — говорила Гала, — внушать не сострадание, а стыд. Мы могли умереть с голоду, и никто никогда не узнал бы об этом. «Genio у figura, hasta la sepulfura», «с голоду помирай, а виду не подавай» — вот каким был наш девиз. Мы были похожи на испанца, которому нечего есть, но, как только пробьет двенадцать, он идет домой и садится за пустой, без хлеба и вина, стол. Он ждет, пока все пообедают. Под палящим солнцем спит пустая площадь. Из всех окон видно, кто уже поел и идет через площадь. Сочтя, что уже пора, человек встает, берет зубочистку и выходит прогуляться на площадь, как ни в чем не бывало ковыряя зубочисткой в зубах.

Как только начинают таять деньги, надо увеличить чаевые, не уподобляясь посредственностям. Лучше лишиться чего-нибудь, чем приспосабливаться. Можно не есть, но нельзя есть плохо. Со времени Малаги я ученик Гала, которая раскрыла мне принципы удовольствия и научила меня реалиям.

Она научила меня одеваться, спускаться по лестнице, не падая тридцать шесть раз, не терять денег, есть, не бросая на пол куриные кости, и различать наших врагов. Она была Ангелом Гармонии, пропорции которой возвестили о моем классицизме. Не потеряв лица, я избавился от тиков, которые меня терзали. Я понял свои действия.

Гала не ожесточила меня, как это сделала бы жизнь, но построила вокруг меня скорлупу рака-отшельника, так что с внешней стороны я был как крепость, а внутренне продолжал стареть…»

САЛЬВАДОР ДАЛИ — ЭКСКУРСИИ

Театр-музей Дали и замок Галы

МУЗЕЙ ДАЛИ И ЖИРОНА

ТРЕУГОЛЬНИК ДАЛИ

tagPlaceholderTags: сальвадор дали, картины сальвадора дали, цитаты сальвадора дали

Сальвадор Дали, Гала и Казань» — Реальное время

Общество

00:00, 25. 09.2022

Продолжение эпизода книги «Сюрреальные нити судьбы: Сальвадор Дали, Гала и Казань»

Заведующая кафедрой философии КИУ Елена Яковлева продолжает сближать образы Казани с творчеством испанского художника — читаем главу из книги «Сюрреальные нити судьбы: Сальвадор Дали, Гала и Казань».

Рог носорога, воплощая аполлоническое начало, выступает в качестве фундаментальной основы эстетики, в которой сочетаются чистота и страсть. В 1952 году Сальвадор Дали неожиданно «открыл, что всю свою жизнь писал, не отдавая себе в этом отчета, только рога носорогов» [1]. Более того, предметы из рога носорога играли роль фетишей в его жизни: в детстве это был столик из рога носорога, перед которым он молился, в зрелости — носорожья трость, с которой он не расставался. Он вспомнил, как в детстве его «с неистовой силой обворожила картина Вермеера «Кружевница» в отцовском кабинете, и он «смотрел на нее и думал в это время о носорожьих рогах» [1].

Впоследствии художник создал копию картины, в основе которой лежали его «носорогоцентрические идеи». А с 1955 года Сальвадор Дали видел логарифмическую спираль, а значит, и носорожьи рога не только в «Кружевнице», но и в шляпе подсолнуха, цветной капусте, лице Галы (он «аналитически разложил лицо Галы, составленное, как оказалось, из восемнадцати носорожьих рогов») [1]. Выстраивая неожиданные и даже парадоксальные логические цепочки, Сальвадор Дали высокопарно подчеркивал, «чтобы ухитриться перейти от «Кружевницы» к подсолнуху, от подсолнуха к носорогу и от носорога к цветной капусте, надо и вправду кое-что иметь в голове» [1].

Геометрия духа — симметрия,
заворожившая душу снами,
что рождены корнями
и оттого всесильны.
Это они, оплетая сердце,
сушат мозг,
свивая пергамент извилин.
Это они готовят — и скоро! —
Великое Таинство Метаморфозы [2].

Возвращаясь к носорожьему рогу, отметим: по мнению гения, он может быть не только твердым, но и мягким, оплывающим, что делает его элементом мистическим. Вспомним, калфак, обнаруживающий в своей форме носорожий рог = логарифмическую спираль, представляет собой мягкий элемент одежды, сшитый из ткани. Сравнение Казани с калфаком, калфака — с рогом носорога, рога носорога — с логарифмической спиралью позволяет говорить о совершенстве города, вписанного в природный ландшафт, его вечности и мистичности, способности преображаться (быть и твердым, и мягким).

Но на этом трансформации Казани в женщину, а именно в головной женский убор, не заканчиваются. Думаем, и Сальвадор Дали не остановился бы на этом. Вспомним известные строчки: «Начинается Земля, как известно, от Кремля». Владимир Маяковский был прав. Кремль — сердцевина любого старинного города. И если внимательно посмотреть на схему Казанского кремля, подключая далианское воображение, то она трансформируется в женский профиль с калфаком на голове, где «лобную часть с калфаком составляют Тайницкая и Воскресенская башни, президентский дворец и башня Сююмбике, глаз — Южный корпус, нос — мечеть «Кул-Шариф», рот — Преображенская башня, подбородок обрамляет юго-западная башня, а длинная шея красавицы Казани — улица Баумана, где постоянно дует ветер и в зависимости от времени года хочется закутаться то в теплую шаль, то в легкий шелковый платок» [3].

Надежным охранником кремлевской красавицы оказывается устроившийся на ее длинной шее — улице Баумана (на пересечении с улицей Мусы Джалиля) — Кот Алабрыс, играющий роль символа Казани (скульптор И.Н. Башмаков). Он олицетворяет добродушие и одомашненность, дружбу татарского и русского народов. Скульптурно-архитектурная композиция представляет Кота лежащим на кушетке. У подножия композиции читаем фразу «Кот казанский: ум астраханский, разум сибирский…» Казанский кот стал знаменитым в XVIII веке. Императрица Елизавета Петровна приказом от 13 октября 1745 года именно породу казанских котов в количестве 30 штук заставила вывезти в Санкт-Петербург для ловли грызунов в Зимнем дворце, после того как узнала, что в Казани нет мышей. Дело в том, что в Казани в те времена распространенной была «бойцовская» порода котов-мышеловов: у них была крупная голова, мускулистая шея, развитый плечевой пояс и короткий хвост. С этого времени казанский кот стал одним из популярнейших образов лубков.

Одним из загадочных персонажей татарской мифической сюрреальности является Су анасы, чей памятник мы встречаем на улице Баумана в Казани (скульптор И. Н. Башмаков). У татар Су анасы/мать воды — дух воды, обладающий женским обликом и напоминающий русалку. Прототипом этого персонажа стала царевна Гаушаркад, родная сестра/дочь татарского хана Мухаммед-Амина. Почувствовав падение ханства при нашествии завоевателей, чтобы не достаться им, она бросилась в озеро Кабан и превратилась в водяную. За свой патриотический порыв она была вознаграждена особой магической силой — наказывать злоумышленников, приблизившихся к озеру. Согласно легендам, именно Су анасы похищала и топила врагов. Несмотря на это, в татарском самосознании водяная олицетворяет жертвенность во имя справедливости и блага родной земли. Символом Су анасы является золотой/позолоченный гребень, указывающий на ее ханское происхождение и богатство. Су анасы, расположившись на Баумана, круглосуточно охраняет покой Казанского кремля: воздев к небу руки, водяная обращается к сверхреальности — высшим небесным силам, чтобы они защитили город от разного рода неприятностей. Подчеркнем, в образе Су анасы мы встречаем женщину — защитницу Казани, что очередной раз подчеркивает преобладание женского начала в городском пространстве.

Еще одним занимательным существом мифической сюрреальности татар является Шурале. Это антропоморфное существо, дух леса, оказывается большим проказником и любителем пошутить. Горбатый и низкорослый старичок с рогом на лбу, покрытый черной шерстью, с длинным извивающимся хвостом, шевелящимися лохматыми ушами внушает страх своим внешним видом. И неслучайно: он заводит людей в глубь леса и с помощью щекотки убивает их, ворует лошадей, загоняя их до смерти. Но существуют секреты спасения в лесу от Шурале: необходимо, добравшись до водного источника, перепрыгнуть его или защемить длинные пальцы Шурале в щели дерева. Предполагаем, что Сальвадор Дали влюбился бы в персонажа и сделал Шурале одним из часто встречаемых персонажей своих картин, с удовольствием утрировав его безобразность.

Сегодня Шурале перепутал среду своего обитания, поселившись в центре Казани, возле театра имени Г. Камала (скульптура «Загадки Шурале» А. Миннуллиной). Но новое место жительства не изменило его задорной натуры. Он приглашает каждого гостя посидеть с ним на бревне и поразгадывать его загадки, чтобы лучше понять и узнать женскую натуру Казани.

Возвращаясь к женскому облику Казани, обратим внимание, что калфак мы встречаем не только в схеме города, но и в схеме кремля, что утрирует женственность и национальную специфичность города. Данное удвоение оказывается значимым. И на этот бы факт обратил внимание Сальвадор Дали. Двойники занимали особое место в его жизни. Всю свою жизнь гений ощущал, что проживает ее за умершего брата: призрак брата всегда преследовал художника. Родители внушили маленькому Сальвадору Дали, что он — реинкарнация своего брата. Сальвадор Дали, провозглашающий себя Нарциссом, также подчеркивал свою двойственность и в мифологическом образе, и в его отражении. А еще одним из его двойников была Гала.

Ждать недолго — твоя голова
канет в омут,
и по воле богов,
воле сна и страсти
ты — человек! —
станешь стеблем,
цветком,
Нарциссом [2].

Несмотря на колоссальную работоспособность (12–15 часов в сутки), организм и мозг гения требовали питания, что рождает проблему: чем в Казани, в которой при желании и подключении воображения обнаруживается сюрреальный флер, можно угостить Сальвадора Дали и Галу, слывших гурманами? Надо отметить, что в татарской национальной кухне много вкусных и экзотических, на взгляд иностранцев, блюд, способных поразить вкус самых взыскательных и требовательных. Татары гостеприимны, они с удовольствием встречают гостей и накрывают стол, считая, что в этом заключается счастливая и радостная жизнь («счастлив не богатый, а щедрый»). Татарский стол, радующий глаз изобилием и красотой, всегда вкусен и сытен.

Елена Яковлева. Использованы фотографии из книги «Сюрреальные нити судьбы: Сальвадор Дали, Гала и Казань»

Справка

ИСТОЧНИКИ

1. Дали С. Дневник одного гения. СПб.: Азбука, 2014. 288 с.

2. Дали С. МЕТАМОРФОЗЫ НАРЦИССА. Паранойяльная поэма (и в то же время инструкция по восприятию метаморфоз Нарцисса, запечатленных на моем полотне).

3. Яковлева Е. Л. Городская телесность как феномен бытия личности: опыт осмысления города Казани как тела // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 24–28.

ОбществоИсторияКультура Татарстан

Gala Nude — Lincoln In Dalivision | Сальвадор Дали

ущипнуть, чтобы увеличить

Рама

Без рамы — 1200 — — На заказ — 1442,5 — —

о Gala Nude — Lincoln в Dalivision

Сальвадор Дали (исп., 1904-1989) создал эту гравюру по мотивам своей картины «Гала, созерцающая Средиземное море».

Через абстрактный образ Дали мы видим форму его любимой жены Галы, ее темные волосы создают левый глаз Линкольна.

О художнике: Сальвадор Дали

Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 года в маленьком сельскохозяйственном городке Фигерас, Испания. Фигерас расположен в предгорьях Пиренеев, всего в шестнадцати милях от французской границы в княжестве Каталония. Сын преуспевающего нотариуса, Сальвадор Дали провел свое детство в Фигерасе и в летнем доме семьи в прибрежной рыбацкой деревушке Кадакес, где его родители построили свою первую студию. Став взрослым, он сделал свой дом с…

просмотреть страницу исполнителя

О среде: Литография

Гравюра, созданная с помощью плоских камней или металлических пластин. Художник создает литографию, нанося изображение непосредственно на печатный элемент с помощью таких материалов, как мелки для литографии или специальные жирные карандаши. После этого рисунок многократно переносится с пластины на бумагу. На литографии не будет точек при просмотре через увеличительное стекло.

Нашим клиентам нравится

Служба поддержки клиентов

«Весь процесс был очень простым, с хорошей информацией о статусе заказа и очень быстрой доставкой. В целом, очень хороший опыт, который я хотел бы повторить. ”

Horace L.

starstarstarstar

Нашим клиентам нравится

Разнообразие стилей

«Категории художников были превосходны, а список произведений искусства феноменален!»

Дин Г.

starstarstarstar

Нашим клиентам нравится

Ведущий в отрасли отдел логистики

«Доставка прошла отлично — произведение искусства в рамке было хорошо упаковано и доставлено без каких-либо повреждений.

Майкл М.

звездазвездазвезда

Последние коллекции:

Куратор RoGallery

1 / 6

Искусство в продаже

посмотреть коллекцию

Дерьер Ле Мируар

посмотреть коллекцию

Искусство для всех: покупайте искусство до 1000 долларов

посмотреть коллекцию

Празднование афроамериканского искусства

посмотреть коллекцию

Латиноамериканское искусство

посмотреть коллекцию

Искусство до 200 долларов

посмотреть коллекцию

Gala Nude — Lincoln in Dalivision

Salvador Dalí

1980

Unframed

см.