Дау хржановский – Дау как данность. Байопик о физике Ландау вырос в уникальный проект художественной симуляции советской жизни. Премьера!

Дау (фильм) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Дау.
Ambox outdated serious.svg

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела.

Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

«Да́у» — художественный многосерийный фильм Ильи Хржановского. Биографическая драма рассказывает о жизни Льва Ландау — советского физика, лауреата Нобелевской, Ленинской и трёх Сталинских премий[1]. На момент 23 ноября 2018 года фильм имеет статус постпродакшн. Время выхода обозначено 2019 годом[7]. 24 января 2019 года в трёх пространствах в центре Парижа — театре Шатле, Театре-де ля Виль и Центре Помпиду объявлено о начале показа проекта «Дау»[8].

Сценарий фильма основан на мемуарах Конкордии Терентьевны Дробанцевой, жены Льва Ландау, опубликованных в 1999 году в виде книги «Академик Ландау: Как мы жили»

[9][10][11]. По словам Ильи Хржановского, кроме мемуаров вдовы в сценарий легли факты, полученные им в результате работы с архивными документами. «Мне бы хотелось построить фильм по принципу „Расёмона“: взгляд на одну личность с различных точек зрения», — говорил Хржановский[11]. В мае 2006 года на Международном кинофестивале в Каннах проект фильма попал в число 17 наиболее перспективных мировых проектов в официальной программе «Ателье режиссёров»[5].

В 2007 году планировалось, что бюджет фильма составит 3,5 млн долларов[10]. В конце 2008 года появились сведения, что бюджет фильма достигнет 10 млн долларов[5]. Роль Ландау досталась Теодору Курентзису[4][5]. На роль Коры, жены профессора, претендовала актриса Елена Яковлева[4]. Съёмки начались в апреле 2008 года в Санкт-Петербурге

[5]. Основная часть съёмок прошла в Харькове, а также в Баку, Москве, Лондоне и Копенгагене[4]. В эпизодических ролях снялись многие непрофессиональные актеры, в том числе политические деятели Украины.

С июня 2008 года в Харькове начался кастинг на роли актёров и массовки[4]. Для массовых сцен планировали отобрать около 4 тысяч человек. Отбором занимались специалисты компании «Мосфильм» и телеканала ОТБ[12]. Также проводился поиск реквизита 1930-х годов так как Лев Ландау работал в Украинском физико-техническом институте (УФТИ) с 1932 по 1937 годы[4]. Реквизит искали по домам и «секонд хендам». Часть вещей покупали, но большинство люди отдавали бесплатно.

В Харькове сохранилось много конструктивистской архитектуры, поэтому там снималась и часть московских сцен[5]. Слова Мануэля Альберто Кларо, одного из операторов картины: «Меня очень поразили конструктивистские здания. Наверное, архитектура — это главное в этом городе. Очень красиво. Есть некоторые вещи, которые, если на них просто посмотреть, выглядят уродливыми. Но если их снять с любовью, то на картинке они получатся привлекательными. И я уверен, что у нас это получится, потому что это привлекательный город для фильма»

[3]. Съёмки проводились в исторической части города: на улице Сумской (в 1930-х называвшейся Карла Либкнехта), переулке Воробьёва, улице Дарвина, Красноармейской, Полтавском шляхе (улица Свердлова), на Привокзальной площади у железнодорожного почтамта, в саду Шевченко возле памятника Кобзарю, в зоопарке и на площади Свободы (Дзержинского). Университетский бал был снят в памятнике конструктивистской архитектуры Доме культуры Южной железной дороги на Ивановке[5].

Старые корпуса УФТИ между улицами Гуданова и Лермонтовской сохранились, но киносъёмка в них всё ещё запрещена из-за режима секретности[5]. На улице Динамовской на месте открытого бассейна спорткомплекса «Динамо», заброшенного в начале 1990-х годов и выкупленного строительной компанией «Авантаж», был сооружён самый крупный на территории бывшего СССР съёмочный павильон площадью 6 тысяч м²

[5][13]. В этом павильоне построили декорации Института физических проблем АН СССР, московской квартиры Ландау и ещё декорации для ряда московских сцен фильма[13]. Для съёмок сцен прилёта Льва Ландау в город на территории Харьковского аэропорта (в 1930-х называвшегося «Основа») была построена полноразмерная модель огромного советского семимоторного экспериментального пассажирского самолёта-гиганта К-7. «Летающий Госпром», так называли самолет его конструкторы должен был стать первым в мире аэробусом, но машина разбилась во время первых испытательных полетов. В фильме он был использован в качестве элемента заднего плана. На его фоне прилетевший Ландау спускается с борта одномоторного биплана (Ан-2). В качестве квартиры Ландау использованы помещения Госпрома
[5]
. При съёмках на площади Свободы перед Госпромом были спрятаны за декорациями памятник Ленину, установленный в 1963 году (снесён в сентябре 2014 года)[14].

Съёмки проходили на 35 площадках. Для строительства декораций домов ушло около тысячи кубометров леса[15]. В фильме использовалась ретро-техника харьковского клуба «СамоходЪ»: три грузовика, три мотоцикла и 10 легковых автомобилей[5]. Также в съёмках использовались раритетные харьковские трамваи: двухосный пассажирский вагон модели «Х» и 4 снегоуборочных вагона 1930-х годов.[источник не указан 189 дней]

Харьковский период съёмок занял около года — с июня 2008 по май 2009, было запланировано 63 съёмочных дня[4]. По состоянию на конец октября 2008 кастинг прошли около 50 тысяч харьковчан, из них были отобраны около 1500 человек[16]. 17 октября 2008 года съёмки начались со сцен на Полтавском шляхе, в 30-е годы называвшемся улицей Свердлова

[5]. Здесь было задействовано около 800 человек массовки[16].

18 октября начались съёмки на Привокзальной площади. Для съёмок этих сцен фасад здания почтамта в середине октября 2008 оснастили декорацией огромных (три человеческих роста) часов, существовавших с 1928 года, и надписями «Почтамт» и «Почта», выполненных «конструктивистским» чёрным шрифтом.[источник не указан 189 дней]

Съёмки фильма «Дау» официально завершились в ноябре 2011 взрывом построенных декораций Института[17], на развалинах которых была устроена дискотека.

Премьера фильма неоднократно переносилась.

Исполнительница роли Конкордии Дробанцевой Радмила Щеголева рассказала, что по контракту она не могла сниматься в других фильмах до премьеры «Дау». Таким образом она оставалась без работы около 7 лет.[18]

Весной пятичасовая версия картины была показана в закрытом режиме на Украине. Тогда же имело место сообщение, что прокатная версия будет трёхчасовой и выйдет в 2019 году.

[19]

В июле 2018 года на сайте dau.xxx появился трейлер фильма[20].

Премьера проекта «Дау» прошла c 25 января по 17 февраля в Париже. Площадками проекта, запущенного при поддержке мэрии Парижа, стали театр «Шатле», столичный «Театр де ля виль» и Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду.

Проект представлял собой не показ фильма, а многодневное зрелище. Публике было предложено 13 фильмов и ряд сериалов, смонтированных из 700 часов отснятого на 35 мм киноматериала. Самый длинная из кинолент была рассчитана на девять часов. Также зрители могли принять участие в семинарах, посетить концерты, увидеть перформансы и инсталляции. Центр Помпиду предоставлял проекту два десятка произведений советского авангарда, развешанные в театральных залах.[источник не указан 189 дней]

Дау (проект) — Википедия

«Дау» — мультидисциплинарный[источник не указан 235 дней

]антропологический кино-арт-проект, премьера которого состоялась в Париже зимой 2019 года.

Фильм «Дау»[править | править код]

Первоначально проект задумывался как байопик о советском физике, лауреате Нобелевской премии, Льве Ландау (Дау — прозвище Ландау). В 2006 году сопродюсерами фильма выступили Филипп Бобер и Сюзанна Мариан (Essential Filmproduktion, Германия, и Societé Parisienne de Production, Франция), Артем Васильев (Phenomen Films), X Film Creative Pool Entertainment (Германия), Medienboard Berlin-Brandenburg (Германия), WDR/Arte (Германия), Arte France Cinema (Франция), Mitteldeutsche Medienförderung (Германия), Eurimages, The Swedish Film Institute (Швеция), Film i Väst (Швеция), Hubert Bals Fund (Нидерланды), Государственное агентство Украины по вопросам кино, Министерство культуры Российской Федерации. В связи с задержкой окончания съёмок и монтажа, в 2015 году Минкульт России через суд вернул выделенную субсидию, а Госкин Украины взыскал пени. В октябре 2018 года, за несколько месяцев до парижской премьеры, правление Eurimages также решило прекратить поддержку проекта

[1][2][3][4]. Подготовительный период съемок был в 2006 году, первые блоки съёмок фильма начались в 2008 году и проходили в Санкт-Петербурге и Харькове. В 2009 году продюсер Артём Васильев вышел из проекта. Сценарист Владимир Сорокин также покинул проект на начальном этапе[5].

Премьера фильма запланирована на 2019 год.[6]

Мультимедийный проект «Дау»[править | править код]

Параллельно с развитием фильма стал производиться мультимедийный проект «Дау». С 2007 года, благодаря финансовой и идейной поддержке филантропа Сергея Адоньева, у проекта появились новые возможности.[7]

В украинском городе Харьков на месте бывшего бассейна стадиона «Динамо» был построен «Институт» площадью 12 000 м². Он стал самой большой съёмочной локацией в Европе[8][9]. В то же время он превратился в живую параллельную реальность, где в течение почти трёх лет, с 2009 по 2011 годы, соблюдая правила динамической исторической реконструкции (период 1938—1968 годов), жили и работали учёные, художники, музыканты, философы, религиозные деятели, мистики, наряду с поварами, уборщиками, медсёстрами, парикмахерами и сотрудниками органов безопасности

[8][10]. Камера фиксировала естественное поведение каждого героя в заданных режиссёром обстоятельствах. Все, кроме Дау (дирижёр Теодор Курентзис), его жены (актриса Радмила Щёголева), их сына (в старшем возрасте — музыкант Николай Воронов) и директора «Института» с 1938 по 1953 годы Крупицы (театральный режиссер Анатолий Васильев) жили в «Институте» под своими именами. Их реальные биографии были адаптированы под советские реалии[11] ref name=»komm» />[12][13].

В кастинге приняло участие 392 тысячи человек[9].

В «Институте» «Дау» существовало два научных отдела: теоретический отдел, в котором работали или выступали с докладами современные физики-теоретики (Дмитрий Каледин, Никита Некрасов, Андрей Лосев, Самсон Шаташвили, а также Карло Ровелли, Эрик Верлинде, Дэвид Гросс, Яу Шинтун, и экспериментальный отдел, представленный в основном современными художниками. В «Институте» проводились исследования по квантовой физике, теории струн и петлевой квантовой гравитации, а также эксперименты в областях, выходящих за рамки традиционного научного знания, таких как оргонная энергия, телепортация и сверхвозможности человекаref name=»komm» />

[9][12].

Первоначальная задумка Ильи Хржановского создать фильм о Льве Ландау в процессе реализации трансформировалась в масштабное исследование человеческой природы, которое продолжается и по сей день. На разных стадиях реализации проекта в нем были задействованы современные художники Марина Абрамович, Карстен Хеллер, Борис Михайлов и Филипп Паррено; режиссеры и постановщики Питер Селларс, Ромео Кастеллуччи, Анатолий Васильев, Дмитрий Черняков; дизайнер Рей Кавакубо; музыканты Роберт дель Ная из Massive Attack, Брайан Ино, Леонид Федоров и Arca[14].

Съёмки[править | править код]

Отличительной особенностью съемочной локации стало то, что она работала в круглосуточном режиме, вне зависимости от графика съёмок. Специально для проекта главный оператор «Дау» Юрген Юргес разработал систему освещения, позволяющую вести съёмку, не выставляя осветительное оборудование[15]. В ноябре 2011 года съёмки были закончены, а локация уничтожена, что стало частью сюжета. Уцелевшие объекты (мелкий и крупный реквизит, артефакты, костюмы) были сохранены и используются в других контекстах «Дау»[7].

В результате съёмок было создано 700 часов киноматериала, из которых смонтировано 14 фильмов, 3 сериала, а также видеоперформансы и научные фильмы[16][17].

Постпродакшн фильмов завершился в 2018 году. Фильмы озвучили Жерар Депардье, Уиллем Дефо, Ларс Айдингер, Изабель Аджани, Фанни Ардан, Изабель Юппер, Шарлотта Рэмплинг, Ирис Бербен, Ханна Шигулла, Барбара Зукова, Катарина Тальбах, Вероника Феррес, Хайке Махатч, Тони Гаррн, Лилит Штангенберг, Катрин Ангерер, Палина Рожински, Вики Крипс, Йелла Хаазе, Мартин Вуттке, Бликса Баргельд, Бела Б, Билл Каулитц, Том Шиллинг, Марк Хоземанн, Фредерик Лау, Франц Роговский, Луис Хофманн, Бен Беккер, Свен Марквардт, Тахар Рахим, Дени Лаван, Лу де Лааж, Эрик Кантона, Паскаль Греггори, Амира Казар[14].

Конференции[править | править код]

В 2017 году в Лондоне началась серия конференций, посвященных широкому кругу культурологических, социальных, политических вопросов, которые поднимает и актуализирует «Дау». Были проведены следующие конференции:

  • «Импорт и экспорт Русской революции: обмен идеологий, политик, сообществ» (25—26 февраля 2017, Лондонская школа экономики и политических наук). В конференции приняли участие профессор Теодор Шанин, профессор Александр Эткинд, профессор Марк Штейнберг, профессор Саймон Диксон, профессор Джон Батлер, профессор Эрик ван Рее, профессор Виктория Журавлева, профессор Дэвид Вольф и др.[18][19]
  • «Протагонисты политической мифологии: как индивиды и коллективы входят в историю?» (25—26 марта, 2017, Палата Общин, Парламент Великобритании, Университет Вестминстера). Участники: первый Президент Украины Леонид Кравчук, первый Государственный Секретарь РСФСР Геннадий Бурбулис, Председатель Верховного совета республики Беларусь Станислав Шушкевич, посол Великобритании в СССР и России сэр Родрик Брейтвейт, посол Западной Германии в СССР доктор Андреас Майер-Ландрут, профессор Роберт Сервис, профессор Линда Кук, профессор Марк Фенстер, профессор Джудит Пэллот и др.[20][21]
  • «Опыт экстремизма: вера, насилие и освободительные движения» (24—26 мая, 2017, Палата Лордов, Парламент Великобритании, Лондонское королевское общество). Участники: Начальник генерального штаба Вооруженных сил Великобритании Майкл Дэвид Джексон, представитель правительства автономного Курдистана Его Превосходительство Карван Джамаль Тахир, полковник Владимир Ажиппо, профессор Джеймс Фэллон, члены Международного трибунала по бывшей Югославии Марко Сладоевич (Сербия), Амир Ченгич (Босния), Давор Лазнич (Хорватия), бывший директор службы пропаганды партии Шинн Фейн Дэнни Моррисон (Северная Ирландия).

Релиз в Париже[править | править код]

Фильмы, созданные из отснятого в «Институте» киноматериала, были впервые представлены в Париже с 25 января по 17 февраля 2019 года при поддержке мэрии Парижа. Продюсер релиза в Париже — Мартин д´Англежан Шатийон[7][22]. Основные ивенты «Дау» проходили в двух парижских театрах на площади Шатле (театр Шатле и театр Де ля Вилль), находящихся в стадии ремонта. Также в Центре Жоржа Помпиду была представлена воспроизводящая обстановку «Института» «Дау» инсталляция, в которой попеременно проживали разные герои проекта. Для посещения проекта «Дау» зрителям было необходимо получить одну из «Дау-виз» — на 6 часов, 24 часа или «мультивизу» без временного ограничения[23].

Круглосуточные публичные показы фильмов сопровождались индивидуальными разговорами зрителей с «активными слушателями», среди которых были священники, пасторы, раввины, а также социальные работники и врачи. В пространстве двух театров одновременно проходили конференции, перфомансы, концерты, шаманские ритуалы. Узнать о них заранее было невозможно. Принцип неизвестности и постоянной метаморфозы, предлагающий посетителю не планирование, а неожиданное столкновение, стал частью концепции проекта «Дау»[7][17][24].

Согласно этому принципу, выступления больших музыкантов в рамках проекта тоже проходили инкогнито, без афиш и объявлений. Так, в течение парижского релиза в разных пространствах двух театров выступили Теодор Курентзис и MusicAeterna, Jazz Aeterna и ТриголОс, музыканты Михаил Рудый, Татьяна Гринденко, Владимир Мартынов, Владимир Тарасов, Леонид Федоров, Михаил Мордвинов, Дмитрий Уваров, Владимир Волков, певец Сергей Старостин, оперная певица Екатерина Щербаченко, музыканты Вангелино Курентзис, Марко Никодиевич, певец и перформер Arca, Роберт дель Ная («Massive Attack»), Брайан Ино, которые принимали непосредственное участие в создании музыкального ряда «Дау». Также в разных зонах «Дау» можно было увидеть перформансы Саши Вальц и ее танцевальной труппы, инсталляции Ромео Кастеллуччи и Филиппа Паррено. Участие в парижских конференциях «Дау» приняли писатель и режиссер Джонатан Литтелл, футуролог Риэл Миллер, профессор физики, теоретик струн Никита Некрасов, писатель и социальный критик Евгений Морозов, фотограф Реза Дегати, профессор Оксфордского университета, биофизик Соня Контера, писатель Александр Эткинд и другие.

По предварительным подсчётaм, в период с 25 января по 17 февраля 2019 года в Париже проект «Дау» посетило около 40 тыс. человек.

Парижская премьера проекта вызвала неоднозначную реакцию в европейской прессе[1]. Критика проекта связана главным образом с вопросами прозрачности, трудовой этики и соблюдения прав участников. Критические материалы содержат в основном ссылки на свидетельства участников проекта, задействованных в нем краткосрочно[25][26][27]. Ни один из участников и создателей фильмов «Дау», представленных в рамках парижской премьеры, не выступил с критикой проекта[6][12][28]. Критика по поводу съёмок детей с синдромом Дауна была опровергнута пресс-службой проекта, опровержение приводится в соответствующих материалах[29]. Кроме того, проект вызвал множество дискуссий о границах допустимого в киноискусстве[17][30]. Накануне начала показа французская газета Le Monde опубликовала большой материал об истории создания фильма с критикой сцен насилия. Из-за цитирования в этой публицации слов Хржановского, которых сам режиссёр, по его версии, никогда не произносил, в отношении газеты был инициирован судебный иск[1][31][32].

Авторы и режиссёры монтажа фильмов проекта[править | править код]

  • Екатерина Эртель — фильмы «Дау» 3, 5, 7, 8, 9.1, 11, сериалы S1, S3
  • Илья Пермяков — фильмы «Дау» 10, 13, 14
  • Анатолий Васильев — фильм «Дау» 8
  • Алексей Слюсарчук — фильмы «Дау» 2, 6, 9.2

Диснейленд в коммуналке — Статьи на КиноПоиске

Несмотря на тотальную, абсолютно советскую дезорганизацию и дезинформацию, корреспонденту КиноПоиска все же удалось посетить показ скандального кинопроекта Ильи Хржановского в Париже.

Подробно о том, что такое «Дау» и почему вызывает столько споров и скандалов, мы рассказывали здесь.

«Может, мне НКВД вызвать?» — неубедительно стращает ряженый под советского интеллигента 1930-х мужчина, выгоняя меня из инсталляции на четвертом этаже Центра Помпиду. Время — пятница, после полудня. Проект «Дау», премьеру которого задерживают уже почти на два дня, пока с горем пополам открылся лишь здесь, в кулуарах знаменитого музея. В театр Шатле и Театр де ла Вилль, где должны пройти показы 700 часов отснятых Хржановским киноматериалов, так и не пускают.

Инсталляция представляет собой фрагмент коммунальной квартиры. Ничего особенного, все это мы видели тысячу раз — например, у художника-концептуалиста Ильи Кабакова. По коммуналке, заложив руки за спину, гуляет статист. На стойке информации опять обманули: сказали, что можно будет зайти внутрь и пообщаться с ученым — проект-то иммерсивный. Но погрузиться в него нельзя — вот кокетливо грозят НКВД. Впрочем, уже через минуту аутентичность беседы нарушает лексикон ХХI века, звучат слова «айфон» и «ресепшен».

Еще через сутки, получив наконец у работников «визового центра» (это сплошь французские студенты-хипстеры, которым, как написано в газетах Le Figaro и Libération, платят меньше минимальной заработной) свой аусвайс, я оказываюсь во вселенной «Дау». Иду в Театр де ла Вилль. Шатле так и не открыт.

«Дау» / www.dau.com

Сдаю на входе телефон. Анонсированные в пресс-релизе дауфоны с программой индивидуальной экскурсии, просчитанной на основе заполненной вами анкеты (желающих приобрести билеты спрашивали: «Подвергались ли вы когда-нибудь сексуальному насилию? Видели когда-нибудь труп?»), не выдают. Не готово. Зато работает бутик с мерчем, полки которого уставлены консервными банками с горошком. Этажом выше открыт буфет — совсем не по демпинговым ценам там торгуют чаем в алюминиевых кружках и гуляшом в собачьих мисках. Столы по форме напоминают мужские гениталии. За ними рассажены восковые манекены. Атмосфера — как в Диснейленде, парк сталинского периода. Не страшно! У любезного персонала, одетого в рабочие комбинезоны, узнаем, что первый показ задерживается.

Решаю скоротать время, пробежавшись по еще одной инсталляции. Это снова коммунальная квартира, организованная в бывших гримерках. Декор без сюрпризов и без нюансов: портки, кастрюли, портреты вождей. Иногда, впрочем, попадаются постсоветские артефакты. Фаллоимитаторы и работы близких кругу Тимура Новикова художников. В одной из комнат красуется переходящее знамя, врученное Сергеем Курехиным композитору Джону Кейджу, авторства Сергея Бугаева Африки. В общем, давно навязший в зубах псевдототалитарный китч для туристов из капстран. Их, кстати, на удивление немного, и ведут они себя как обманутые вкладчики. Французский Twitter полнится претензиями: «Дау» сравнивают с печально известным фестивалем Fyre и требуют вернуть деньги. Уже и хештег соответствующий встречается — #DAUdanslecul («дауутебявжопе»). Грубо, но прозорливо. Ведь основная мысль Ильи Хржановского — тоталитарная машина имеет граждан. Западная публика отказывается воспринимать «Дау» как арт- или кинопроект. В многочисленных негативных рецензиях «Дау» характеризуют как никудышно организованную ролевую игру, аттракцион и только.

«„Это искусство, ты не понял“ — моральное, интеллектуальное и организационное убожество»

Но вот нас приглашают в зал (в Театре де ля Виль их два — собственно основной амфитеатр и крохотная комната типа видеосалона 1990-х). В дверях выдают смартфоны с записью перевода для не владеющих русским. Гаснет свет, очень громко играет советский гимн. Минут десять мы слушаем «союзнерушимый» на разных языках, завороженно пялясь в белый экран. Все-таки запускают кино. Это «Дау 7». Примерно двухчасовый фильм про Дау (так тут зовут главного героя, Льва Ландау) и его старую возлюбленную, приехавшую в Харьков из Афин с визитом (ее играет театральная актриса Мария Нафпльоту). Неожиданно оказывается, что все диалоги на греческом. Дирижер Теодор Курентзис в брюках с высокой талией и его подруга в шляпке и с мундштуком долго выясняют отношения, попивая коньяк из чешских фужеров. Это нигде не объяснено, но мы-то знаем, что подруга и вправду подруга дирижера. Курентзис тоже Курентзис, а не Ландау, и он не пытается это скрывать. Герои не играют, а якобы живут в кадре. Налицо эффект присутствия.

Мизансцена, операторская работа, монтаж — все предельно традиционно и даже скучно. На «Сцены из супружеской жизни» (многие российские критики сравнивали фрагменты «Дау» с Бергманом ) не тянет. Похоже на сериал для канала ТНТ. Время от времени фигуранты как будто вспоминают, что «здесь снимается кино», и начинают что-то изображать. Некое попурри из самых расхожих поведенческих клише об эпохе на уровне мимики и жестикуляции, что-то типа фильма «Рай» Андрея Кончаловского.

Ближе к концу первого часа сентиментальный пинг-понг сменяется каким-то перестроечным стебом. Дау принимает на работу горничных. Проводит собеседование с несколькими очень некрасивыми, словно с фотографий Дианы Арбус, женщинами. Он просит их раздеться до белья и декламировать Пушкина. Чем-то подобным в Ленинграде в 1990-е занимались члены Новой академии, называлось это «Пиратское телевидение».

«Дау»

Затем, к неудовольствию публики, порядком уставшей, снова начинается «еще раз про любовь», но уже с участием супруги Дау, Норы, в исполнении Радмилы Щеголевой, профессиональной актрисы, которую долго и, к счастью, безуспешно пытались отучить играть (тут ее героиня приходит домой и застает мужа с другой, той самой гречанкой).

Щеголева — лучшее, что есть в фильме. Вполне непринужденно она выдает актерский перформанс в стиле поздней Киры Муратовой, порхает по декорациям, будто перекочевавшим в «Дау» из «Серпа и молота» Сергея Ливнева, деланно смеется, бормочет, шепчет, внезапно задушевно смотрит прямо в камеру. Впечатление такое, что тут не жизнь входит в конфликт с искусством (беспрецедентный эксперимент, о котором столько говорилось), а Брехт со Станиславским. Но если эффект очуждения Щеголевой удался вполне, то психологический реализм остальных участников оставляет желать лучшего. Все же Курентзис непрофессионал, и это очень заметно рядом с настоящими актрисами (хотя Нафпльоту тут тоже по-театральному переигрывает).

Радмила Щеголева

Следующий фильм — «Дау 3». Увертюра та же — белизна экрана под гимн. Сюжет смотрится приквелом предыдущего. Опять ряженый Курентзис, на этот раз, однако, он немногословен. Жует пельмени и сыр с плесенью, пьет пиво. Зато Нора болтает без умолку. У нее в гостях мать (настоящая мать Щеголевой). На пару они косплеят «Осеннюю сонату», предсказуемо касаясь всех аспектов любви/ненависти и оппозиции «отцы и дети». Трогательно, но до ужаса неоригинально. Иностранные зрители один за другим дезертируют из зала, не справившись с аудиогидом. Перевод запаздывает. Обещанные секс и насилие не показали!

В одной из кабинок с мониторами, на которых транслируют то нарезку из 13 фильмов, то трейлер, удается посмотреть фрагмент скандальной серии про Валеру и Сашу. Многообещающее гей-порно обрывается в момент пенетрации. Так, наверное, выглядел бы «Назови меня своим именем», если бы за камерой стоял Олег Мавроматти или Светлана Баскова.

Мария Нафпльоту

По истечении шестичасовой визы, уставшая, но неудовлетворенная, я покидаю «Дау». Впечатления однозначные. Даже если позабыть про этику, про насилие (психологическое, физическое или даже сексуальное), которому вроде бы подвергали актеров во время съемок, остается вопрос о целях проекта в области визуальных искусств (удобное определение, позволяющее избежать упреков в том, что как кино все это сыровато), превращающего трагический национальный опыт диктатуры в тему для ролевой игры. Хржановский пытается объяснить: нет русского человека — есть только советский, в каждом из нас сидит раб. Стоит только надавить, пусть понарошку, и все мы моментально оскотинимся. При этом для Хржановского в скотстве тоже есть свой эстетизм.

Все так и есть: человек слаб, а насилие порождает насилие. Лишь с одной оговоркой: в России об этом не забывали ни на один день, и нам не нужно шок-напоминание о НКВД, стукачах и буфетах. Хотелось бы, наоборот, как раз забыть навыки поведения в очереди и на допросе.

Авторы фильма «Дау» подадут в суд на министерство культуры

Создатели экспериментальной картины «Дау» намерены опротестовать в суде отказ министерства культуры выдать прокатное удостоверение четырем частям проекта Ильи Хржановского. Как сообщил источникам «Интерфакс» представитель режиссера, предложение обратиться в суде поступило из ведомства.

«Нами получен ответ, что министерство культуры не видит возможности дать (прокатное) удостоверение в связи с тем, что они все-таки усматривают некую порнографию в указанных сериях и что, согласно законам РФ, мы можем опротестовать любое решение Минкультуры через суд. И нам порекомендовали подать в суд», — рассказал собеседник издания.

В пресс-службе Минкультуры РФ сообщили: «Минкультуры России считает, что все спорные юридические вопросы должны решаться в правовом поле с участием судебных инстанций и в рамках российского законодательства».

В конце 2019 года министерство культуры отказало в выдаче прокатного удостоверения четырем фильмам «Дау», так как усмотрело в эпизодах «ДАУ. Наташа», «ДАУ. Новый человек», «ДАУ. Нора Сын», «ДАУ. Саша Валера» материалы, пропагандирующие порнографию. Впоследствии министр культуры РФ Владимир Мединский заявил, что эти части могут быть показаны на VOD-ресурсах с предупреждением о содержании.

«Дау» — проект невиданного масштаба. Работа над лентой о жизни и карьере советского физика Льва Ландау началась в 2006 году, а сами съемки стартовали в 2008-м и продлились три года. Для фильма в Харькове был выстроен своеобразный «парк советского периода». Хржановский практиковал метод полного погружения в роль, из-за чего актеры круглосуточно жили в декорациях. Режиссер считал, что им нужно пройти через все испытания, которым мог подвергнуться советский человек в сталинскую эпоху. Граница между игрой и реальностью была размыта, для расчетов на съемочной площадке актерам даже выдавали советские деньги. Все это послужило поводом для обвинений режиссера в жестоком обращении с творческим коллективом фильма.

В общей сложности было отснято 700 часов материала. Полностью «Дау» демонстрировался в начале 2019 года в Париже в рамках специальной экспозиции, показ шел 24 часа в сутки без перерывов. Подробнее о «Дау» КиноПоиск рассказывал в материалах «Диснейленд в коммуналке» и «11 вопросов о „Дау“: Что нужно знать о проекте, вызвавшем столько скандалов».

Источник: «Интерфакс»

Подписывайтесь на канал КиноПоиска в Telegram, чтобы быть в курсе всех самых важных новостей из мира кино и сериалов.

Режиссер «Дау» ответил Мединскому по поводу найденной в фильме порнопропаганды: Кино: Культура: Lenta.ru

Режиссер многосерийной картины «Дау» Илья Хржановский обратился к министру культуры России Владимиру Мединскому с просьбой выдать прокатное удостоверение всем частям его картины. Об этом сообщает «Интерфакс».

Из СМИ кинематографист узнал, что к показу были запрещены четыре ленты, так как в них обнаружили материалы, пропагандирующие порнографию. «Я считаю эту формулировку глубоко несправедливой, не говоря о том, что она звучит как обвинение по известной статье Уголовного кодекса. Откровенные сцены, наличествующие в фильмах, существуют там как часть художественного образа и кинематографического языка, а не как пропаганда порнографии», — отреагировал Хржановский.

Материалы по теме

00:05 — 12 июля 2019

Без бумажки

Как прокатные удостоверения позволили Минкульту подмять под себя кино в России

Он напомнил, что над «Дау» работали известные культурные деятели, в числе которых дирижер Теодор Курентзис, лауреат Нобелевской премии, физик Дэвид Гросс и художница Марина Абрамович. Режиссер пояснил, что вряд ли бы такие фигуры согласились заниматься озвучиванием порнофильмов. «Есть очевидные меры, такие как возрастные ограничения, и это вполне объяснимо, но почему взрослые граждане свободной страны вынуждены жить по указке неведомой им комиссии Минкульта?» — поинтересовался Хржановский.

О том, что Минкульт не выдал прокатное удостоверение нескольким частям картины, посвященной советскому физику и лауреату Нобелевской премии Льву Ландау, стало известно 25 ноября.

Премьера проекта «Дау» прошла c 25 января по 17 февраля в Париже в виде многодневного зрелища. В городе организовали показ 13 фильмов и нескольких сериалов, смонтированных из 700 часов отснятого материала. Самая длинная картина длилась девять часов.

Что происходит в России и в мире? Объясняем на нашем YouTube-канале. Подпишись!

Таинственный «Дау»: кто поддерживает главный российский «кинодолгострой» :: Технологии и медиа :: Журнал РБК

В 2019 году должна выйти прокатная версия главного российского «кинодолгостроя» — фильма Ильи Хржановского «Дау», который снимается уже более десяти лет. Таинственным спонсором ленты может быть основатель Yota Сергей Адоньев

Фото: dau.xxx

В конце апреля 2018 года в киевском кинотеатре «Жовтень» экспертная комиссия Государственного агентства Украины по вопросам кино (Держкино) принимала фильм «Дау» российского режиссера Ильи Хржановского. Почти невероятное по нынешним временам событие: Держкино выступает одним из главных исполнителей политики по бойкоту кинопродукции из России. Но «Дау» частично снята на деньги украинского бюджета, и отношение к ней иное. «Про цю стрічку нічого не можна написати, її треба просто побачити. Обов‘язково!» («Про эту картину ничего нельзя написать, ее нужно просто посмотреть. Обязательно!»), — заметил на своей страничке в Facebook глава Держкино Филипп Ильенко, сидевший в первом ряду вместе с Хржановским.

«Дау» — уникальный проект не только потому, что его показывают комиссии Держкино в центре Киева в 2018 году. Картину о советском физике Льве Ландау режиссер Хржановский задумал в середине нулевых, начал снимать в 2008-м, построив для этого в Харькове настоящий мини-город с атмосферой СССР 1930-х, а в последние годы монтирует отснятый материал в здании на Пикадилли в Лондоне. Все подробности работы засекречены, и даже после увольнения работники соблюдают соглашение о неразглашении. «Связано ли это с тем, что вокруг картины сознательно культивируется атмосфера таинственности?» — спросил корреспондент журнала РБК руководителя постпродакшна «Дау» Максима Демиденко. «Даже этот вопрос я не могу комментировать», — ответил он.

Десятилетие «Дау»

Подготовка к съемкам фильма «Дау» началась в середине 2000-х, а на Каннском кинофестивале 2006 года он вошел в число 15 перспективных проектов, за которыми нужно следить, — так называемую программу The Cinefondation Atelier. На тот момент у Ильи Хржановского в портфолио был одна, но нашумевшая работа: снятая в 2004-м дебютная картина «4» по сценарию писателя Владимира Сорокина.

Признание «4» среди арт-хаусной публики позволило замахнуться на масштабный проект — биографию советского физика Льва Ландау, которого друзья и коллеги называли Дау. Фильм быстро перерос жанр байопика. Основные съемки стартовали в 2008 году в Харькове, главная роль досталась дирижеру Теодору Курентзису. На базе заброшенного открытого бассейна «Динамо» были построены декорации Харьковского физико-технического института, в котором Ландау работал в 1930-е, общая площадь построек составила 6 тыс. кв. м. Внутри был воспроизведен быт сталинского времени, все актеры и многочисленные статисты должны были постоянно носить одежду тех лет и расплачиваться в столовой старыми деньгами. «Институт», как назвали мини-город, стал местом паломничества московской богемы, а в 2010 году сюда заглянул даже Роман Абрамович и, не нарушив правил, дисциплинированно переоделся в одежду советского времени, рассказывал украинский портал «Сегодня».

В съемках в качестве статистов были заняты сотни местных жителей, которые потом жаловались в соцсетях на тяжелые условия работы и хронические невыплаты, писал в большой обзорной статье портал Film.ru. Несмотря на это, в конце 2011 года съемки официально завершились разрушением декораций и open-air-вечеринкой с участием нескольких сотен человек. Для монтажа 700 часов отснятого материала команда Хржановского переместилась в Лондон, начался период постпродакшна, который не завершился до сих пор. Сроки выхода фильма многократно переносились. В контракте с Министерством культуры РФ от 2006 года о предоставлении субсидии было прописано, что фильм должен быть готов к весне 2010 года. В середине 2009 года первый продюсер картины Артем Васильев говорил журналу «Сеанс»: «Съемки, как мы надеемся, завершатся в 2011 году». Но в конце 2011 года создатели картины договорилась о выделении финансирования от Держкино Украины, пообещав подготовить фильм к концу 2013 года. Затем этот срок был перенесен на конец 2016-го, но экспертной комиссии украинского агентства вариант длиною пять с половиной часов показали только весной 2018-го.

Хржановский, последнее время не дающий интервью, рассказал членам комиссии, что пятичасовой вариант — это «материнская» версия фильма, написал в Facebook присутствовавший на встрече украинский продюсер Юрий Минзянов. Кроме него в рамках проекта «Дау» есть более десятка полнометражных картин, каждая из которых связана с главными героями: предполагается, что их покажут осенью в европейских столицах в виде «концептуальных перформансов», рассказал Минзянов. В середине июля, спустя два месяца после встречи с комиссией Держкино, создатели фильма запустили сайт dau.xxx с единственным видео, из которого следует, что осенью в Париже, Берлине и Лондоне состоятся некие показы материалов «Дау».

Что касается прокатной версии, то

В Париже пройдет показ 700-часовой картины «Дау» — Новости на КиноПоиске

Долгожданная премьера биографической картины «Дау», рассказывающей о жизни и карьере советского физика Льва Ландау, состоится в Париже 24 января. Режиссер Илья Хржановский планирует представить зрителю все 700 часов отснятого материала. Показ будет идти 24 часа в сутки без перерывов, вплоть до 17 февраля.

Создатели «Дау» планируют превратить просмотр картины в экпириенс. Демонстрация пройдет в двух театрах, расположенных на разных концах площади Шатле, их соединит специальный мост, оформленный в стиле сталинской эпохи. Перед просмотром посетители должны будут ответить на вопросы о себе и получить смартфоны — одновременно личное дело и прибор слежения за зрителем.

«Два театра будут действовать как живые организмы, существующие и дышащие в сердце Парижа», — заявил продюсер смотра Мартин д’Англежон-Шатиллон.

Показ «Дау» будет идти круглосуточно, и посетителям придется заранее купить один из вариантов «визы»: 6-часовой пропуск обойдется в 35 евро, 24-часовой — в 75 евро, а без ограничений — 150 евро. Единовременно в каждом театре могут находиться 2000 человек, а всего организаторы смотра планируют привлечь 50 000 зрителей.

«Дау» — проект невиданного масштаба. Работа над лентой о Ландау началась в 2006 году, а сами съемки стартовали в 2008-м и продлились три года. Для фильма в Харькове был выстроен своеобразный «парк советского периода». Хржановский практиковал метод полного погружения в роль, из-за чего актеры круглосуточно жили в декорациях. Режиссер считал, что им нужно пройти через все испытания, которым мог подвергнуться советский человек в сталинскую эпоху. Граница между игрой и реальностью была размыта, даже для расчетов на съемочной площадке актерам выдавали советские деньги. Все это послужило поводом для обвинений режиссера в жестоком обращении с творческим коллективом фильма.

В 2018 году была показана 5-часовая версия фильма. Но зрители в Париже смогут увидеть весь отснятый материал.

Screendaily