Как денди лондонский одет — Вселенная: Александр Сергеевич Пушкин — LiveJournal
?Previous Entry | Next Entry
Вот мой Онегин на свободе:
Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет —
И наконец увидел свет.
Денди…Когда-то ими восхищались и подражали, они пользовались успехом у женского пола, их любили и ненавидели. Светские львы, которые были завсегдатаями салонов и производили неописуемый эффект на окружающих. Кто же такие денди?
Денди (англ. dandy) — социально-культурный тип XIX века в буржуазно-дворянском обществе. Изысканно одетый светский человек, подчёркнуто следящий за внешним видом, поведением, изысканностью речи. Щёголь, франт, законодатель моды. Так говорит Большая Советская Энциклопедия, словарь Даля и Wikipedia.
К известным денди относятся Байрон, Джордж Браммел, Гюисманс, Робер де Монтескью, Оскар Уайльд, Джеймс Уистлер, Бодлер, Макс Бирбом и другие личности.
![](/800/600/http/ucare.timepad.ru/2d5c1861-f2d8-4243-99d7-7e2aaf7e3190/poster_event_2223481.jpg)
Из чего же состоял гардероб денди?
Основной деталью одежды денди являлся фрак с длинными фалдами, которые достигали колен, и с воротником фатерморд. Во времена дендизма, фраки для денди шились из шерстяных тканей. Именно в эту эпоху создаются известные твид, фланель и клетчатый рисунок ткани. В покрое костюма иногда использовались даже корсеты. Совершенный крой и внимание к деталям – основные характеристики одежды денди. Невзирая на свою простоту, одежда денди была очень дорогой. Минимализм и элегантность были вылизаны до совершенства и стали эталоном классического стиля и изысканности. В одежде того времени преобладали черный и коричневый цвет, а также синий, серый – никаких кричащих оттенков. Единственными уместными аксессуарами считались булавка в галстуке и карманные часы с цепочкой.
![](/800/600/http/i.pinimg.com/originals/22/4d/f8/224df899118e84aa01b89d820d853ba2.jpg)
По одному из определений, денди – это мужчина, умеющий носить одежду. Причем с таким видом, как-будто он не придает ей ни малейшего значения. Действительно, денди очень часто специально протирали костюмы или заставляли лакеев разнашивать фраки, чтобы придать им поношенный вид. Это объяснялось тем, что появляться на светских мероприятиях в новом костюме являлось признаком дурного тона. Денди – это не модный костюм, а манера носить его. Существовал даже кодекс денди, который определял манеру поведения и основные принципы денди.
Вот некоторые из пунктов кодекса Dandy:
1. Физические данные
2. Элегантность
3. Самообладание
4. Апломб
5. Независимость
6. Остроумие
7. Скептицизм
8. Самоуверенность
9. Достоинство
10. Тонкий вкус
Взято тут: http://vk.com/goldenboypierre?w=wall-41167501_39187
April 2023 | ||||||
S | M | T | W | T | F | S |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 |
- ВНИМАНИЕ! НАШИ МЕТКИ
- Театр «Пушкинская школа»
- Видеобиблиотека сообщества
- Пушкинский дом (ИРЛИ РАН)
- Государственный музей-заповедник «Царское село»
- Набережная Мойки, 12
- Государственный музей А.
С. Пушкина (Москва)
- Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»
- Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Тригорское»
- Одесский музей А.С. Пушкина
- Музей А. С. Пушкина в Гурзуфе
- Музей А. С. Пушкина в Киеве (информация о музее)
- Дом-музей А. С. Пушкина в Кишиневе (информация о музее)
- tanya_mass : Для Пушкина эти черты были притягательны [+5]
- osenny_list : (no subject) [+0]
Powered by LiveJournal.com
Что означает модная стрижка Онегина? • Расшифровка эпизода • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
КурсКак читать русскую литературуЛекцииМатериалыСодержание первой лекции из курса Игоря Пильщикова «Почему мы не понимаем классиков?»
Самое начало «Евгения Онегина». Онегин выходит в свет:
Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде;Как dandy лондонский одет…
Остановимся здесь: что значит dandy? И что значит «как dandy»? Что значит «острижен по последней моде» — и важно ли это для понимания романа? Или мы можем представлять себе любую стрижку и любую — модную или не модную — одежду? Попробуем ответить на эти вопросы.
Слово «денди» кажется нам знакомым, хотя это слово заимствованное и достаточно редкое. Ну подумайте, часто ли вы в жизни говорите «денди», а особенно с английским произношением? Такие слова нередко бывают активны в течение только одного исторического периода — как правило, в момент заимствования. Затем по разным причинам они устаревают. И мы уже не точно знаем, что́ эти слова значили 100–150 лет назад, и еще меньше знаем и понимаем, что эти слова значили для конкретного автора, их употреблявшего.
Для Пушкина это слово новое, новомодное, только что заимствованное, и поэтому он дает его в иноязычном, английском написании. Почему мы знаем, что в английском, а не французском — ведь французский язык был Пушкину гораздо ближе? Дело в том, что французский вариант этого слова, заимствованный также из английского, был «данди́», что явно не подходит по стихотворному размеру.
Первое время это слово, придя в русский язык, так и пишется латиницей. Написание кириллицей закрепляется только в середине 1830-х годов в «Практической русской грамматике» Николая Ивановича Греча. А в первом издании этой грамматики в 1827 году этого слова еще не было. В академический словарь 1847 года это слово не попало. Зато благодаря Пушкину иностранное слово «денди» все-таки приобрело популярность, и такую, что Владимир Иванович Даль, в общем чуждавшийся европеизмов, все же включил слово в «Толковый словарь живого великорусского языка».
Удобным справочником по пушкинским словам является «Словарь языка Пушкина». Но слово dandy мы в этом словаре не найдем, потому что в него вообще не включены слова, написанные латиницей. Но те же лингвисты, которые составляли «Словарь языка Пушкина», составляли и тома толкового словаря Ушакова. А в словаре Ушакова написано:
«Де́нди [дэ], нескл., м. (англ. dandy). В буржуазно-дворянском обществе (первоначально в Англии) — изысканный светский человек, законодатель моды.
Как денди лондонский одет. Пушкин».
Насколько важно, что это слово английское? Очень важно, потому что с точки зрения поэтики бытового поведения денди — это английская модель поведения. Англомания во времена Пушкина — новомодное явление, и она была противопоставлена более укрепившимся французским моделям поведения.
С одной стороны, денди у Пушкина противопоставлен щеголю, которого в этот период и чуть раньше называли либо французским словом «петиметр», либо французским словом «фешенебль» (заимствованным из английского).
Почему денди — это не просто щеголь? Потому что денди создает моду, а щеголь рабски следует моде. Таким образом, в определении Онегина «как dandy лондонский» кроется некое противоречие. Быть «как dandy» — это ведь уже значит не быть денди, а казаться им.
С другой стороны, новая английская модель дендистского поведения противопоставлена старой французской модели либертенского (или либертинского) поведения.
Денди, наоборот, практикует эпатажное поведение, которым прославился основоположник дендизма Джордж Браммел, он же по-русски Бруммель или Бреммель. И денди практикует необычную внешность. Но при этом он не противопоставляет себя социальной норме, а, наоборот, задает передний край, авангард этой нормы.
В «Евгении Онегине» есть прямая характеристика французского либертинажа — и отрицательная характеристика! — когда в начале четвертой главы Пушкин говорит про «хладнокровный разврат»: это забава, которая, по мнению автора, достойна лишь «старых обезьян хваленых дедовских времян»:
Разврат, бывало, хладнокровный
Наукой славился любовной,
Сам о себе везде трубя
И наслаждаясь не любя.![]()
Но эта важная забава
Достойна старых обезьян
Хваленых дедовских времян…
Эти строки Пушкин перенес в свой роман в стихах из собственного письма к брату Льву, в котором он вполне серьезно учит того жизни:
«Замечу только, что чем меньше любим мы женщину, тем вернее можем овладеть ею. Однако забава эта достойна старой обезьяны XVIII столетия».
Онегин начинает как либертен, а затем становится денди. Именно поэтому он денди, а не либертен: в сельской глуши он не воспользовался сердечной слабостью Татьяны, как это не раздумывая сделал бы, скажем, виконт де Вальмон — герой «Опасных связей» Шодерло де Лакло (это была одна из любимых книг Пушкина).
Вот на все эти детали и намекает то, что Онегин пострижен по последней моде. По справедливому комментарию Юрия Лотмана, Онегин, выйдя в свет, меняет длинную французскую стрижку а-ля Титюс Стрижка, названная в честь римского императора Тита, вошла в моду в период Французской революции. на короткую английскую — дендистскую. И с другой стороны, в том же романе короткая английская стрижка противопоставлена романтической немецкой стрижке а-ля Шиллер. Такая прическа была у Ленского — «и кудри черные до плеч» (эту деталь впервые прокомментировал филолог Михаил Федорович Мурьянов).
Таким образом, то, что было понятно широкому кругу современников писателя, а не только избранным, теперь становится понятным только избранным, то есть филологам. Остальные понимают текст по своему разумению, приспосабливают его к своим нуждам, ко злобе дня — в общем, переосмысливают, а не стремятся реконструировать авторское задание. И если язык «Слова о полку Игореве» очевидно непонятен современному читателю (а то же можно сказать и о языке поэтов XVIII века — от Кантемира до Ломоносова и даже, наверное, до Державина), то язык Пушкина и других писателей его времени отличается кажущейся понятностью.
Эту проблему четко сформулировал Александр Борисович Пеньковский, замечательный лингвист, который последние годы своей жизни занимался языком Пушкина. В своей книге «Загадки пушкинского текста и словаря» он писал:
«…общепринятое определение хронологических границ современного русского литературного языка, по формуле „от Пушкина до наших дней“… на самом деле глубоко ошибочно. В действительности тот язык, на котором думал, говорил, писал и творил Пушкин, — это язык, во многом близкий к современному, очень на него похожий, но в то же время глубоко от него отличный».
Мы не всегда понимаем Пушкина в том числе и потому, что плохо знаем его язык. Пеньковский продолжает:
«Здесь имеет место явление, близкое тому, что принято называть „ложными друзьями переводчика“, но только действующее в сознании читателей, уверенных в том, что они читают текст на своем языке, тогда как на самом деле они переводят его с другого (пусть близкого, но другого!) — если не языка, то состояния языка, и переводят, как выясняется, с более или менее серьезными ошибками».
Возьмем для примера слово «педант». Оно заимствовано из итальянского pedante и сперва означало школьного учителя. В этом значении оно встречается в «Евгении Онегине», только не в окончательном тексте, а в черновике лирического отступления о лицейских годах, в начале восьмой главы романа:
Когда французом называли
Меня задорные друзья,
Когда педанты предрекали,
Что ввек повесой буду я…
Здесь слово «педант» употребляется не в современном нам, близком нам значении, а в исходном значении «учитель». Учителя предрекали Пушкину, что ничего хорошего из него не получится, а хорошее получится из князя Горчакова, будущего канцлера.
С другой стороны, педантом Пушкин в самом начале романа называет самого Онегина:
Ученый малый, но педант,
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре…
Здесь «педант» означает совсем другое, а именно «светский человек, любящий демонстрировать свою ученость». Это значение развилось у слова «педант» во французском языке, и вслед за французскими контекстами появляется похожий русский контекст его употребления. И первая глава «Евгения Онегина» — это как раз самый известный, но не всегда правильно понимаемый случай употребления слова «педант» в этом значении.
Кроме того, в том же «Евгении Онегине» про Зарецкого, который организует дуэль между Ленским и Онегиным, сказано, что он «в дуэлях классик и педант», то есть формалист. Это значение нам привычно, и этот контекст мы понимаем лучше, чем первые два.
И наконец, про Онегина второй раз говорится, что он педант. Мы помним, что он был денди (или «как денди»), и поэтому неудивительно, что Онегин
В своей одежде был педант
И то, что мы назвали франт.
Так вот, Онегин в одежде педант — это то же самое, что Зарецкий в дуэлях педант, но не то же самое, что Онегин — педант, который касался «до всего слегка» (а знал все, может быть, и не очень хорошо).
В современном языке слово «педант» активно только в значении «формалист». Поэтому остальные контексты для нынешнего читателя смазываются, остаются приблизительно понятными или непонятыми вовсе.
Курс «10 секретов „Евгения Онегина“»
Короткие лекции, объясняющие сложные места романа
Как написать «Евгения Онегина»: инструкция
10 советов Александру Пушкину
Хорошо ли вы помните «Евгения Онегина»?
Тест на знание деталей пушкинского текста
Радио ArzamasДжаз в СССР
Новый курс музыковеда Федора Софронова — о том, как в молодое Советское государство проник джаз, как он влиял на судьбы своих главных героев и как в конце концов советским джазом заинтересовался мир
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсы
Спецпроекты
Лекции
11 минут
1/4
Что означает модная стрижка Онегина?
Как избавиться от иллюзии, что у Пушкина и других классиков нам понятно всё
Читает Игорь Пильщиков
Как избавиться от иллюзии, что у Пушкина и других классиков нам понятно всё
12 минут
2/4
Похож ли Пушкин на Ляписа-Трубецкого?
Разгадка тайны облучка из «Евгения Онегина» и «Мертвых душ»
Читает Игорь Пильщиков
Разгадка тайны облучка из «Евгения Онегина» и «Мертвых душ»
13 минут
3/4
Над чем шутил Пушкин перед дуэлью?
Зачем переводить классическую литературу со старого на современный русский
Читает Игорь Пильщиков
Зачем переводить классическую литературу со старого на современный русский
15 минут
4/4
Почему Скалозуб — удавленник?
Нужно ли знать быт и порядки ушедших эпох, чтобы понимать классические произведения
Читает Игорь Пильщиков
Нужно ли знать быт и порядки ушедших эпох, чтобы понимать классические произведения
Материалы
Игра: узнайте мемы въ старой орѳографіи
Интерактивный кроссворд
Как написать русскую литературу: 14 инструкций
Учебник для начинающих классиков
Игорь Пильщиков: «У цифровой филологии большое будущее»
Что такое филология и как ей выживать в современном мире
20 вещей, которые надо знать о словаре Даля
Мат, жаргон, жид, шляпа и другие потрясающие факты
Какъ писать въ старой орѳографіи?
Все, что нужно знать про ять, фиту и твердый знак
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2023. Все права защищены
Найти и купить напрямую в #RealGreatBrands
Макси-платье Rebel
в The Wander Shop
72 $
Fort Lauderdaв избранноеМАКСИ-ПЛАТЬЕ SEYCHELLES
от Trina Turk 90 003
85 $
DallasДобавить в избранноеМакси-платье Faye
from VIDA MOULIN
189 $
PhoenixДобавить в избранноеПлатье макси Giovanna
from HerringStone’s Baton…
20 $
Baton RougeДобавить в избранноеПлатье макси с цветочным принтом
from The Vintage Twin
55 $
New York Cityдобавить в избранноеПЛАТЬЕ МАКСИ
from Copper Penny
152 $
SavannahaДобавить в избранноеPage Blue Flange Sham 9000 3
с сайта +cranandcanopy.com
40$
добавить в избранноеFront Page Reporter’s Not…
от Good Neighbor
20 $
Torontoдобавить в избранноеFront Page Worthy Dress
от Sassy Shortcake
68 $
Charlestonдобавить в избранноеminkpink: платье миди page
от Riffraff
159 $
Fayettevilleдобавить в избранное sМакси-платье Lucia
from Mod&Soul
74 $
Richmondдобавить в избранноеPAGE PEARL BUCKET BAG
от Trina Turk
160 $
Dallasadd в избранноеМакси-платье Pricilla
от VIDA MOULIN
19 $
Phoenixдобавить в избранноеПлатье макси Mosto
от Wanderlust By Abby
89 $
Baton Rougeв избранное 002 Макси-платье-рубашка от BellaJames Women’s B. ..
125 $
San Joseдобавить в избранноеПлатье макси Salerno
от FIVESTORY
435 $
New York Cityдобавить в избранноеПЛАТЬЕ MAXI RANCHO
от Trina Turk
240 $
Dallasдобавить в избранноеПлатье макси Mykonos
from vestique
59 $
Atlantaдобавить в избранноеПлатье макси Ola
from VIDA MOULIN
2 $ 85
Phoenixдобавить в избранноеМакси-платье Peony
из бутика словаря
128 $
San Diegoдобавить в избранноеШейный платок Fine & Dandy
от Samson
45 $
Columbusдобавить в избранноеPAGE PANT
от Trina Turk
358 $
Dallasдобавить в избранноеПлатье-макси Dandy
от LoveShackFancy
445 $
West Palm Beachдобавить в избранноеХлопковая рубашка Dandy
от Marissa Collections
118 $
Naplesдобавить в избранноеТрикотажное платье макси
от Kirna Zabête
1497 $
New York Cityдобавить в избранноеМакси-платье Celeste
from Aimaleigh’s Boutique
46 $
Chesapeakeдобавить в избранноеGrey Page Duvet Cover
от CraneandCanopy. com
119 $
добавить в избранноеМакси-платье Maissanne
от Staxx
99 $
SpringfieldДобавить в избранноеМакси-платье LUCINDA
9 0002 от Risque Boutique118 $
Торонтодобавить в избранноеФутболка Fine and Dandy
Red Cat & Co.0002 Макси-платье
от Sattva Boutique
239 $
Halifaxдобавить в избранноеШляпа Dandy с широкими полями — IVO…
от Willows
42 $
Vancouverдобавить в избранноеДлинные рукава платья
от Thrilling
45 $
West Palm Пляждобавить в избранноеПлатье макси Cosmopolitan
от Hemline Vinings
298 $
Atlantaдобавить в избранноеПлатье макси ALYSSAH
от Risque Boutique
64 $
Torontoдобавить в избранноеПЛАТЬЕ МАКСИ SABRINA
от Sassanova of Baltimo…
164 $
Baltimoreдобавить в избранноеПлатье макси Swing
от Kirna Zabête
940 $
New York Cityдобавить в избранноеМакси-платье Calypso
от Paisley
125 $
Raleighadd в избранноеМакси-платье Isotta
от Kirna Zabête
810 $
New York Cityдобавить в избранноеБраслет Page Four
от Calypso Boutique
16 $
Lexingtonдобавить в избранноеHANDLEY PAGE-Noir
от Black Optical
460 $
Tulsaдобавить в избранноеМакси-платье Gilvery
от LoveShackFancy 9 0003
525 $
West Palm BeachДобавить в избранное Туфли Willie от Bettie Pa. ..
из Италии Direct Cloth…
89 $
New OrleansДобавить в избранноеРубашка Viola Dandy
из коллекции Marissa
177 $
NaplesДобавить в избранноеDeepa Gurnani Page Earrin…
от Estilo
230 $
Austinaдобавить в избранноеплатье-рубашка макси
от Morton James
43 $
Lexingtonдобавить в избранноеПлатье макси Empress
от Ecodessa
80 $
Syracuseдобавить в избранноеМакси-платье Clara
из The Posh Loft
50 $
Savannahad в избранноеРубашка Dandy — Denim Strip…
из коллекции Marissa
325 $
NaplesДобавить в избранноеПлатье макси Tracey
от Birch
76 $
ColumbusДобавить в избранноеPAGE PEARL WICKER CLUTCH
от Trina Turk
142 $
Dallasдобавить в избранноеМакси-платье (черное)
от Good Neighbor
70 $
Torontoдобавить в избранноеМакси-платье Hallie
от Rose & Remington
27 $
Bloomingtonдобавить в избранноеМакси-платье Ellis
от VIDA MOULIN
209 $
Phoenixдобавить в избранноеМакси-платье с поясом
от Boyds Philadelphia
698 $
Philadelphiaдобавить в избранноеМакси-платье Sarahi
от Lauriebelles 9 0003
45 $
Sioux Fallsдобавить в избранное Unique Vintage Turquoise . ..
from unique винтаж
39 $
добавить в избранноеТоп Fine And Dandy
из бутика Julie’s
55 $
Charlotteдобавить в избранноеTaos Dandy (женщины) — Char…
от The Heel Shoe Fitter…
70 $
Green BayДобавить в избранноеПлатье макси Amy
от Why Not Boutique
53 $
Tampaдобавить в избранноеПлатье макси Madlyn
из коллекций Марисса
965 $
Неапольдобавить в избранноеПлатье макси Heartbreaker
от Shoe Groupie Boutiqu…
50 $
San JoseДобавить в избранноеПлатье макси Trinita
от VIDA MOULIN
339 $
Phoenixдобавить в избранное сМакси-платье Zanara
from Pretty Pieces
40 $
Jacksonvilleдобавить в избранноеMacie Maxi Dress
from Why Not Boutique
50 $
Tampaдобавить в избранноеNico Maxi Dress
from DownEast
$68
Twin Fallsдобавить в избранноеParty Page
from Off Broadway Vintage. ..
37 $
AlbuquerqueДобавить в избранноеEliza Page Candle
from Eliza Page
30 $
AustinaДобавить в избранноеМакси-платье Celeste
от Prep Obsessed
47 $
West Palm Beachв избранное Платье макси 002 Fleurот Hemline
380 $
Houstonadd в избранноеПЛАТЬЕ FERN MAXI
от Trina Turk
465 $
Dallasadв избранноеLast Page First Floral Dr…
from roolee
68 $
добавить в избранноеPage Grey Одеяло
от CraneandCanopy.com
171 $
добавить в избранноеAlegria Classic — Fine and…
от When the Shoe Fits
140 $
Vancouver добавить в избранное 900 02 Платье макси Villaот VIDA MOULIN
79 $
Phoenixдобавить в избранноеПлатье макси Jacqueline
от TNT
353 $
Torontoдобавить в избранноеПлатье макси Lyra
от VIDA MOULIN
31 $ 9
Фениксв избранноеYellow Page Sham
от CraneandCanopy. com
40 $
добавить в избранноеCatherine Page Monet Hoop
от Southern Muse
58 $
Memphisдобавить в избранноеденди лев модальн…
от Bliss Baby
$38
LubbockДобавить в избранноеSockwell Diamond Dandy (M…
from The Heel Shoe Fitter…
30 $
Green BayДобавить в избранноеSolid Maxi Dress
from Wanderlust By Abby
40 $
Baton Rougeдобавить в избранноеМакси-платье Jazmin
от BellaJames Women’s B…
94 $
San Joseadd в избранноеКуртка из джерси Dandy
от The Helm 90 003
795 $
EdmontonДобавить в избранноеСапоги Metal Page Tabs
from NAVA
14 $
Providenceв избранноеTaos Dandy — Charcoal
from When the Shoe Fits
100 $
VancouverДобавить в избранное«SANTORINI» MAX Я ПЛАТЬЕ
из бутика Verano
50 $
Rochesterдобавить в избранноеПлатье макси Leah
из бутика Subtle & Chic. ..
56 $
Fort Myersдобавить в избранноеTARABAI MAXI ПЛАТЬЕ
от Sassanova of Baltimo…
328 $
Baltimoreдобавить в избранноеGretsch Jim Dandy G9500 A…
от Ish Guitars
169 $
Syracuseдобавить в избранноеPage Quilted Hoodie
от Uniquities
$120
Raleighadd в избранноеПлатье макси Rosè
из бутика Bella Jade
54 $
NaplesДобавить в избранноеПлатье макси
из бутика Flock
116 $
Ottawaad d в избранноеМакси-платье Comohill
из бутика Sapphire
310 $
Charlestonadd в избранноеEnchanting Metal Page Tab…
от NAVA
14 $
Providenceв избранноеМакси-платье Annie
от VIDA MOULIN
308 $
Фениксв избранноеЭтот лондонский денди 19-го века произвел революцию в стиле
На балу Браммелл часто общался со знатью. На этой цветной литографии XIX века Браммелл (крайний слева) беседует с герцогиней.
Фотография Грейнджер, Альбом
Джордж Брайан «Бо» Браммель, которого называют самым известным и влиятельным человеком в Лондоне начала 19 века, был в центре революции. Он вызвал перемены не риторикой или военной мощью, а инновациями в мужском стиле и манере. Мужчины копировали то, что он носил, его манеры и даже его ежедневный уход за собой.
Сегодня его помнят как первого в мире денди, но хотя его имя стало синонимом лейбла, вдохновить на его создание он не стал. Оксфордский словарь английского языка , определяющий этот термин как «человек, который прежде всего учится одеваться элегантно и модно», ведет свое происхождение от 1780 года, всего через два года после рождения Браммелла. Тем не менее, Браммелл стал символом нового мужского стиля, который до сих пор диктует то, как люди одеваются. (См. также: Революция стиля Марии-Антуанетты.)
Создание законодателя вкусов
Браммелл родился в Лондоне в 1778 году и вырос в революционную эпоху в Европе и Северной Америке. Французская и Американская революции (1789-1799; 1775-1783) ознаменовали упадок аристократии и подъем личности. Мужская одежда стала отражать эти политические и экономические изменения. Мужской стиль 18-го века, находящийся под сильным влиянием французской королевской семьи, был сложным и ярким: радуга оттенков в волнистых шелковых, атласных и бархатных тканях; кружевные галстуки и манжеты; бриджи до колен с чулками; высокие напудренные белые парики; и макияж. (См. также: Старинные фотографии королевских семей со всего мира.)
Рост нового британского стиля, сочетавшего в себе простоту, структуру и сдержанность с монохромными и военными тканями, отказался от такой дореволюционной моды. Психолог Джон Карл Флюгель позже назвал этот постепенный процесс упрощения мужской одежды «великим мужским отречением», благодаря которому мужская мода стала вдохновляться социальным равенством. Он отвернулся от экстравагантности, и чрезмерная ухоженность стала считаться женской чертой. (См. также: Гендерная мода переписывает правила того, кто что носит. )
Браммелл, проницательный наблюдатель за обществом, осознал социальную мобильность, которую обещала современная эпоха, когда стиль и индивидуальность, а не происхождение и богатство, могли предвещать статус и силу. В 1790 году он начал учебу в Итонском колледже, где преждевременно реформировал характерный галстук Итона, а затем провел один семестр в Оксфордском университете.
Джордж, принц Уэльский. Камея Джеймса Тасси, около 1790 г.
Фотография Бриджмена, ACI
В 1794 г. Браммелл переехал в Лондон и присоединился к элитному Десятому Королевскому гусарскому полку, которым командовал принц Уэльский, позже ставший королем Георгом IV. Принц и его приближенные восхищались и были очарованы эстетикой, остроумием и обаянием Браммелла. Воодушевленный этим покровительством, Браммелл стал для них образцом для подражания, арбитром элегантности в лондонском обществе в первое десятилетие XIX в.век.
Элегантно одетый мужчина
Модная мантра Браммелла призывала «максимум роскоши на службе минимальной показухи». Или, как люди могли бы сказать сегодня, «меньше значит больше». Элегантность заключалась в крое и качестве, а не в цвете и отделке. Он предупредил, что «если люди на улице оборачиваются, чтобы посмотреть на вас, значит, вы плохо одеты, а либо слишком строго, либо слишком тесно, либо слишком модно».
Хорошо сидящее пальто из темно-синей шерсти с длинными темно-коричневыми брюками и льняной рубашкой, ярко-белым льняным галстуком и темными ботинками для верховой езды дополняли этот новый образ сдержанной элегантной простотой. Портные с лондонской Сэвил-Роу превратили свои магазины в портняжную Мекку, чтобы соответствовать строгим стандартам Браммелла, и даже дали ему образцы, чтобы он мог служить ходячей рекламой их товаров.
Браммелл также выступал за инновации в области личной гигиены. Как одежда должна выглядеть отполированной и аккуратно скроенной, так и человек должен выглядеть. Он заменил зависимость от духов и пудры для волос концепцией ежедневного принятия ванны. Для его современников купание часто означало омовение прохладной водой только лица, кистей и предплечий; Считалось, что потоотделение избавляет организм от токсинов. Предложение Браммелла о ежедневном купании в горячей воде было не чем иным, как революцией.
Его методы ухода, несколько эксцентричные, стали широко известны. Он начистил сапоги шампанским. Его ритуал купания и одевания, на котором иногда присутствовал принц Уэльский, занимал несколько часов каждое утро. Он использовал серебряную плевательницу вместо того, чтобы плевать на пол, как это было принято. Он часами пробовал разные способы завязывания галстука, чтобы он казался легким.
Городские разговоры
Стремление к беззаботности распространилось и на тщательно сконструированную личность Браммелла. Будучи первой по-настоящему современной знаменитостью, Браммелл понимал, что его «внешний вид» включает в себя не только стиль, но и манеру поведения. Его внешний вид, от одежды, которую он носил, до позы, которую он предлагал, был образом, который он тщательно создал. Остроумие Браммелла соответствовало его гардеробу — элегантность и остроумие, — но его высокомерная осанка, его вид томного безразличия были маскарадом, персонажем, которого он играл. Одна опора в его образе — лупа, единственная увеличительная линза, которую он держал в одной руке, — усиливала его способность высокомерно судить о тех, кто находился под его пристальным взглядом. Его высокий галстук, из-за которого его голова слегка наклонялась, а глаза опускались, производил такое же впечатление превосходства.
Его имя и образ побудили к созданию преувеличенных, выдуманных описаний его поведения. В одной истории утверждалось, что Браммелл, развалившись на оттоманке в поместье принца, приказал принцу позвонить в колокольчик слуге и попросить еще шампанского. Когда слуга прибыл, оскорбленный князь якобы попросил его приготовить не больше шампанского, а «г. Карета Браммела. Этого инцидента не произошло, но попытки Браммелла опровергнуть эту историю не увенчались успехом. Его дерзкий и стильный образ иногда затруднял выявление лжи.
Изгнание и позор
К 30 годам тот же пронзительный юмор и хладнокровная дерзость, которые ознаменовали его восхождение по социальной лестнице, также ознаменовали его падение в опалу. Браммелл действительно публично оскорбил принца-регента, спросив у компаньона принца: «Кто твой толстый друг?»
Было ли это на самом деле преступлением, которое положило конец их отношениям в 1812 году, до сих пор теряется в исторических слухах. Потеря его королевского покровителя не сразу повлияла на высокое положение Браммелла в обществе, но его экстравагантный образ жизни и азартные игры истощили небольшое состояние, унаследованное им от отца. Чтобы спастись от кредиторов, в 1816 году Браммелл бежал в Кале на севере Франции.
Он был назначен британским консулом в 1830 году в близлежащем Кане, но продержался на этом посту всего два года. Не имея дипломатической неприкосновенности, он был заключен в тюрьму за растущие долги. Благотворительные друзья из Англии добились его освобождения, но последние дни Браммелл провел в состоянии тяжелой депрессии и самообмана. Человек, считавший пиво самым вульгарным напитком, перепутал его с шампанским. Он надевал вечерний сюртук, зажигал свечи и возлагал цветы, устраивая приемы для аристократов, которые были всего лишь призраками — давно умерших королевских особ, чей уход с его воображаемого вечера был отмечен лишь краткой передышкой от безумия.
В 1840 году, в возрасте 61 года, Браммелл умер в приюте в Кане и был похоронен в гробу, оплаченном на благотворительность, позорная смерть для человека, когда-то славившегося своим стилем.
«Чтобы быть по-настоящему элегантным, нужно, чтобы его не замечали.» Чего нельзя сказать о статуе Бо Браммелла на Джермин-стрит в Лондоне.
Фотография Image Broker, Alamy
Eternal icon
Однако наследие Браммелла гарантировано. Считая свое возвышение до иконы стиля необъяснимым, Браммелл однажды спросил доверенное лицо: «Если мир настолько глуп, чтобы восхищаться моей нелепостью… . . что это значит?» Тем не менее, его «нелепости» навсегда изменили мужскую моду и образ жизни. Его создание скульптурного костюма, воротника и галстука — даже рутина ухода — до сих пор влияет на то, как одеваются многие мужчины. Действительно, с его небрежным проявлением остроумия, уравновешенности и безразличия, которые были направлены на то, чтобы удивить, а не порадовать, Браммелл создал не только современную концепцию индивидуальности, но и знаменитости.