Денев катрин отвращение: Все отзывы о фильме «Отвращение» (Великобритания, 1965) – Афиша-Кино

Все отзывы о фильме «Отвращение» (Великобритания, 1965) – Афиша-Кино

Все отзывы о фильме

Repulsion, Великобритания, 1965

О фильме В ролях Отзывы (7)Похожие

Рецензия «Афиши» на фильм

Андрей Плахов

69 отзывов, 69 оценок, рейтинг 217

9

Кароль (Денев), бельгийка, живущая с сестрой в Лондоне и работающая маникюршей, испытывает отвращение к еде и вообще ко всему плотскому. Когда сестра уезжает в отпуск и Кароль остается одна, квартира начинает наполняться звуковыми и оптическими галлюцинациями, а также вполне реальными мужскими трупами.

Первый кадр фильма вырастает из темного зрачка Кароль, увеличенного во весь экран, и так на все оставшееся время мы погружаемся внутрь героини, в обволакивающий мрак ее подсознания. Поляк Поланский сделал из своего первого западного фильма пособие по кинорежиссуре: применив систему ­подвижных разнокалиберных декораций и широкоугольных объективов, он блестяще расправился с экранным временем и пространством. Но выстроенный по всем правилам жанра психотриллер не стал бы ничем большим, если бы на главную роль режиссер не нашел идеальную исполнительницу — девушку с лицом ангела, способную зарезать мужчину бритвой. Денев в этой роли навсегда рассталась с имиджем хрупкой мечтательной добродетели. Хрупкость превратилась в болезненную худобу добровольной жертвы Освенцима, а романтическая мечта оказалась вытеснена в шизофрению и паранойю. Поланский, чья мать погибла в Освенциме, снял одну из самых пронзительных картин об отчуждении и страхе перед жизнью.

1 мая 2006

Лучшие отзывы о фильме «Отвращение»

    • Георгий

      708 отзывов, 2495 оценок, рейтинг 2297

      7Девушка со странными глазами и своеобразным взглядом на внешний мир

      Для середины прошлого века фильм, безусловно, ценен с точки зрения постановки сцен, подобранных декораций, размещенных в кадре предметов и пугающей эмоционально давящей тишины. Но вся эта попытка разобраться в собственных гештальтах и затянутость развития сюжета действуют как-то невероятно усыпляюще. Тогда все-таки снимали совсем другое кино… смотреть это кино сейчас — не просто.
      Оценивая образ Кэрол так и хочется воскликнуть: «Дура! Идиотка!» Но Катрин при этом все равно невероятно хороша.

      24 ноября 2012

    • M_Thompson

      1370 отзывов, 1411 оценка, рейтинг 587

      9

      Карол (Катрин Денев), вместе со своей сестрой, снимает квартиру в одном британском городке. Она – бельгийка, но приехала жить в Англию и работать в косметическом салоне. У ее сестры Хелены (Ивон Фурно) есть любовник, который иногда у них ночует, но вообще он – женатый человек, что, впрочем, не мешает ему отправиться с Хеленой загород на выходные. Сестра готовит Карол кролика, дает наставления заплатить за квартиру, да отчаливает, вопреки уговорам сестры не уезжать. Дело в том, что Карол уже чувствует себя очень странно – она видит отражение мужчин в зеркалах, странные тени, а разлом в асфальте на улице вводит ее в ступор. Но самое страшное происходит, когда она остается дома одна. Квартира буквально разваливается на части, стены покрываются трещинами, а из-за подпертой шкафом двери выбирается мужчина, который анально ее насилует. Ее случайный друг беспокоится о ней, как и ее начальница на работе. Но здравый рассудок красивой девушки, кажется, окончательно с ней распрощался.

      Первый фильм Полански за пределами своей родины он снял в Британии, а не во Франции, как того хотел. Дело в том, что в это время он познакомился с бывшим поляком Джином Гутовски, который взялся продюсировать работы своего земляка, и ради этого они создали независимую студию Carde Films и первым ее фильмом должен был стать «Тупик», сценарий к которому Полански написал вместе с французским писателем Жераром Брахом, который негласно работал над сценарием и предыдущего фильма Полански – «Нож в воде». Однако денег на проект у них не было, поэтому было решено обратиться на британскую студию Compton Films, занимавшуюся производством сексплуатационных картин. Там сценарий Полански никому не понравился, но, так как его предыдущий фильм оказался номинирован на BAFTA, предложили ему снять что-то для их студии – какой-нибудь ужастик. Так режиссер начал работать исключительно ради денег на финансирование «Тупика» над фильмом, который в последствии станет одним из самых его знаменитых и интересных. Вот бы каждый коммерческий проект так начинался и заканчивался.

      Как и многие знаковые фильмы из категории, близкой к ужасам середины прошлого века, «Отвращение» опирается в своей природе пугающего не на каком-то сверхъестественном начале, но на безумной игре подсознания и постфрейдистских прикладных идеях психоанализа, отталкивающихся, понятное дело, от эмоциональных переживаний на почве сексуальных проблем, в которых старшая сестра играет роль матери, а ее любовник – роль отца. Секс для Карол – это источник страха и отвращение, это заменитель тех самых сил зла, которые являются другой стороной конфликтов в более мистических фильмах. Она боится близости, и сама строит вокруг себя эмоционально-психическую ловушку, в которую попадает не только она, но и те, кто в этот момент находятся неподалеку.

      В визуализации внутреннего мира безумия Карол, ее кошмаров, ее видений, Полански явно стилистически обращается к наследию экспрессионистов – декорация эстетики потока сознания Роберта Винне, урбанистическая социальная тревога Георга Гросса, визуальный и насыщенный деталями трагизм Макса Бекманна. Источник болезни Полански ищет именно в «здравом обществе», поэтому за подобные моменты визуального экспрессионизма некоторыми журналистами был поруган – слишком большое внимание визуальному воплощению кошмаров не способствует достижению тех целей, о которых сами критики помышляли.

      На самом же деле «Отвращение» — это шедевр не только жанрового характера. Социально мрачный и безысходный, визуально находчивый и смелый, клаустрофобный по настроению и замечательно снятый со всех позиций искусства режиссуры, он дал еще и Катрин Денев одну из лучших, если не лучшую роль в ее жизни. Такой вы больше ее нигде не увидите. К сожалению.

      20 марта 2012

    • Сергей Павлов

      206 отзывов, 208 оценок, рейтинг 112

      9

      Лучший фильм великого режиссера, потрясающий запредельным уровнем саспенса и невероятной, новаторски реалистично показанной атмосферой безумия. Катрин Денев экстраординарна в роли иностранки, приехавшей в Лондон.Также и Поланский, эмигрант из Польши чувствовал себя здесь немного чужаком.

      20 августа 2014

    • scheet

      616 отзывов, 617 оценок, рейтинг 97

      5

      Поначалу главная героиня воспринимается даже неким подобием Моники Витти из «Красной пустыни». Но где Антониони, и где какой-то Полански? Пока станет понятно, что фильм задумывался ни сколько психологическим, сколько остросюжетным, проходит немалая его часть. Причём часть скучная. Развязка безусловна неплоха, но в целом фильмы на «душевнобоьную» тематику бывали и значительно более цельными. Ну а Катрин Денёв, смотрящая в одну точку, и говорящая тихим голосочком, уж точно не явила никакого актёрского класса.

      24 сентября 2015

    • Ося Заставская

      4 отзыва, 7 оценок, рейтинг 6

      7

      Об «Отвращении» с восхищением!

      Вопреки своему названию картина тов. Полански вызывает у меня сплошные восторги. Аплодисменты режиссёру за сильный , магнетический фильм.
      Брависсимо мадам Денёв за бесподобное воплощение образа Кароль, бельгийской эмигрантки приехавшей с сестрой в Лондон , скрывающей за ангельским ликом дьявольское безумие.
      Красавица Кароль работает в салоне красоты, трудится на поддержание в порядке чужих ногтей. Работа её не радует. Жизнь её может показаться пресной, ведь этой барышне не интересны ни молодые люди, ни девичьи сплетни, ни танцы. Она стремиться домой, где её окутывают давно знакомые ей страхи и страсти, в которых она находит и наслаждение, и страдание.
      Присутствие сестры помогает Кароль сдерживать чудищ, населяющих её подсознание, но как только сестра, прихватив любовника, отправляется в Италию, «плотину » прорывает и Кароль оказывается целиком во власти своих же собственных кошмаров. Гойя был абсолютно прав: «Сон разума рождает чудовищ»- и Кароль яркое тому подтверждение. Дни напролёт она ,не выходя из дома, лелеет свой бестиарий , взращивает своих демонов и уничтожает каждого, кто может нарушить эту её безумную герметичность.

      Вот чем оборачивается красота и вот какая за красоту плата. Нужна ли такая красота? Спасёт ли она мир?

      10 августа 2010

    • Kirill Zakharov

      6 отзывов, 6 оценок, рейтинг 3

      7

      Пожалуй, самый простой и «линейный» фильм из т. н. «комнатной трилогии» Полански. Оговоримся: он в этой трилогии первый. Героиня Денев по имени Кэрол (при взгляде на нее в сознании иного обывателя сразу же вспыхнет диагноз – «дура» и «блондинка») работает в салоне красоты и постепенно просто-напросто сходит с ума (разумеется, на сексуальной почве), начиная уничтожать все, что движется, а точнее, приближается к ней. Кстати, она девственница (бежим читать розановских «Людей лунного света»). Вот и все, ничего более, но в этой простоте сила: именно такой нехитрый набор позволил Полански создать картину, которая спустя полвека не утратила ни красоты, ни пресловутой «актуальности», чего автор этих строк не может сказать о «Жильце», но это мнение спорно и требует отдельного большого и заумного разговора. Десять тысяч спасибо Катрин Денев, которая вытаскивает на себе весь фильм (как, например, малосимпатичный тяжеловоз Лора Дерн спустя годы и годы вытянул всю «ВНУТРЕННЮЮ ИМПЕРИЮ»), и которая, к слову, в будущем свой «блондиночный» опыт уж не рискнула повторять. Все псевдо-фрейдо-сюрреалистические образы, которыми Полански начинил картину, – трещины, руки, торчащие из стен (слизано у Жана Кокто, впоследствии взято на вооружение Марком Захаровым), – устарели, но «простецкая» игра Денев, без конца почесывающей носик – ни на йоту. Под занавес у зрителя возникает предсказуемый «куплет»: кто же более безумен – Кэрол, или мир, что породил ее безумие? Чарльз Мэнсон сотоварищи на этот вопрос постарался ответить своим. Возвращаясь к сказанному: все-таки бедный сюрреалистический мертвый кролик, которого Кэрол держит в своем доме, не устарел, но удостоился жизни после жизни. Спустя двенадцать лет он превратится в отвратительное и несчастное дитя Головоластика. Очевидно, что именно «Отвращение» послужило Дэвиду Линчу образцом для создания упомянутого шедевра.

      15 июня 2012

    • Евгения Калихова

      2 отзыва, 0 оценок, рейтинг 0

      9

      Это фильм о молодой девушке Кэрол Леду, которая страдает тяжелой формой психического расстройства. Проявляется в фильме это не сразу, а постепенно, по нарастающей. Первые 30 минут фильма режиссер знакомит нас с жизнью молодой маникюрщицы, которая живет в съемной квартире со своей сестрой и ее парнем. Мы медленно погружаемся в жизнь главной героини, протекающей от работы до дома и от дома до работы. У девушки даже есть ухажер, Колин, оказывающий ей всякие знаки внимания, но она будто не замечает его, как не замечает и большинства того, что ее окружает.

      Постепенно через маленькие детали (отрешенный взгляд, повадки, мимику, короткие ответы в разговорах, отношение к мужскому полу), мы начинаем замечать странное отношение к жизни у главной героини, отвращение ко всему.

      Кэрол Леду оказывается психически больным и опасным для общества человеком. Обостряются эти заболевания в тот момент, когда героиня остается один на один со своими фобиями (сестра и ее молодой человек отправляются на отдых в Италию). Девушку начинают преследовать звуковые и визуальные галлюцинации.

      Гнетущая атмосфера уныния, одиночества и отвращения пронизывает насквозь все в фильме. Поэтому через 30 минут плавного повествования, зритель настолько погружается в атмосферу жизни Кэрол, что уже, будто сам видит тянущиеся из неоткуда руки и трещины в стене, чувствует на себе страх и отвращение.

      Особого уважения достойна работа режиссера Романа Полански и оператора Гилберта Тейлора. Превосходно выстроенные кадры, потрясающие своей глубиной ракурсы и планы (чего только стоит сверх крупный план глаз главной героини), игра света и тени — все сработано на отлично.

      Безусловно, стоит отметить, что Катрин Денев, сыгравшая роль главной героини, создала бесподобный образ закомплексованной, погруженной в мир страхов и фобий девушки, девушки с ангельской внешностью, но способной с легкостью зарезать мужчину.

      5 марта 2015

Подборки «Афиши»

 

фильмов про женщин за гранью нервного срыва

лучших хоррор-сериала

выставок в Москве, которые нужно успеть посетить в январе

концертов января, на которые стоит отправиться с детьми

Мероприятия

 

Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»

Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость

  • Абакан,
  • Азов,
  • Альметьевск,
  • Ангарск,
  • Арзамас,
  • Армавир,
  • Артем,
  • Архангельск,
  • Астрахань,
  • Ачинск,
  • Балаково,
  • Балашиха,
  • Балашов,
  • Барнаул,
  • Батайск,
  • Белгород,
  • Белорецк,
  • Белореченск,
  • Бердск,
  • Березники,
  • Бийск,
  • Благовещенск,
  • Братск,
  • Брянск,
  • Бугульма,
  • Бугуруслан,
  • Бузулук,
  • Великий Новгород,
  • Верхняя Пышма,
  • Видное,
  • Владивосток,
  • Владикавказ,
  • Владимир,
  • Волгоград,
  • Волгодонск,
  • Волжский,
  • Вологда,
  • Вольск,
  • Воронеж,
  • Воскресенск,
  • Всеволожск,
  • Выборг,
  • Гатчина,
  • Геленджик,
  • Горно-Алтайск,
  • Грозный,
  • Губкин,
  • Гудермес,
  • Дербент,
  • Дзержинск,
  • Димитровград,
  • Дмитров,
  • Долгопрудный,
  • Домодедово,
  • Дубна,
  • Евпатория,
  • Екатеринбург,
  • Елец,
  • Ессентуки,
  • Железногорск (Красноярск),
  • Жуковский,
  • Зарайск,
  • Заречный,
  • Звенигород,
  • Зеленогорск,
  • Зеленоград,
  • Златоуст,
  • Иваново,
  • Ивантеевка,
  • Ижевск,
  • Иркутск,
  • Искитим,
  • Истра,
  • Йошкар-Ола,
  • Казань,
  • Калининград,
  • Калуга,
  • Каменск-Уральский,
  • Камышин,
  • Каспийск,
  • Кемерово,
  • Кингисепп,
  • Кириши,
  • Киров,
  • Кисловодск,
  • Клин,
  • Клинцы,
  • Ковров,
  • Коломна,
  • Колпино,
  • Комсомольск-на-Амуре,
  • Копейск,
  • Королев,
  • Коряжма,
  • Кострома,
  • Красногорск,
  • Краснодар,
  • Краснознаменск,
  • Красноярск,
  • Кронштадт,
  • Кстово,
  • Кубинка,
  • Кузнецк,
  • Курган,
  • Курск,
  • Лесной,
  • Лесной Городок,
  • Липецк,
  • Лобня,
  • Лодейное Поле,
  • Ломоносов,
  • Луховицы,
  • Лысьва,
  • Лыткарино,
  • Люберцы,
  • Магадан,
  • Магнитогорск,
  • Майкоп,
  • Махачкала,
  • Миасс,
  • Можайск,
  • Московский,
  • Мурманск,
  • Муром,
  • Мценск,
  • Мытищи,
  • Набережные Челны,
  • Назрань,
  • Нальчик,
  • Наро-Фоминск,
  • Находка,
  • Невинномысск,
  • Нефтекамск,
  • Нефтеюганск,
  • Нижневартовск,
  • Нижнекамск,
  • Нижний Новгород,
  • Нижний Тагил,
  • Новоалтайск,
  • Новокузнецк,
  • Новокуйбышевск,
  • Новомосковск,
  • Новороссийск,
  • Новосибирск,
  • Новоуральск,
  • Новочебоксарск,
  • Новошахтинск,
  • Новый Уренгой,
  • Ногинск,
  • Норильск,
  • Ноябрьск,
  • Нягань,
  • Обнинск,
  • Одинцово,
  • Озерск,
  • Озеры,
  • Октябрьский,
  • Омск,
  • Орел,
  • Оренбург,
  • Орехово-Зуево,
  • Орск,
  • Павлово,
  • Павловский Посад,
  • Пенза,
  • Первоуральск,
  • Пермь,
  • Петергоф,
  • Петрозаводск,
  • Петропавловск-Камчатский,
  • Подольск,
  • Прокопьевск,
  • Псков,
  • Пушкин,
  • Пушкино,
  • Пятигорск,
  • Раменское,
  • Ревда,
  • Реутов,
  • Ростов-на-Дону,
  • Рубцовск,
  • Руза,
  • Рыбинск,
  • Рязань,
  • Салават,
  • Салехард,
  • Самара,
  • Саранск,
  • Саратов,
  • Саров,
  • Севастополь,
  • Северодвинск,
  • Североморск,
  • Северск,
  • Сергиев Посад,
  • Серпухов,
  • Сестрорецк,
  • Симферополь,
  • Смоленск,
  • Сокол,
  • Солнечногорск,
  • Сосновый Бор,
  • Сочи,
  • Спасск-Дальний,
  • Ставрополь,
  • Старый Оскол,
  • Стерлитамак,
  • Ступино,
  • Сургут,
  • Сызрань,
  • Сыктывкар,
  • Таганрог,
  • Тамбов,
  • Тверь,
  • Тихвин,
  • Тольятти,
  • Томск,
  • Туапсе,
  • Тула,
  • Тюмень,
  • Улан-Удэ,
  • Ульяновск,
  • Уссурийск,
  • Усть-Илимск,
  • Уфа,
  • Феодосия,
  • Фрязино,
  • Хабаровск,
  • Ханты-Мансийск,
  • Химки,
  • Чебоксары,
  • Челябинск,
  • Череповец,
  • Черкесск,
  • Чехов,
  • Чита,
  • Шахты,
  • Щелково,
  • Электросталь,
  • Элиста,
  • Энгельс,
  • Южно-Сахалинск,
  • Якутск,
  • Ялта,
  • Ярославль
  • Оценки
  • Положительные,
  • Отрицательные
  • Сортировка
  • по дате,
  • по рейтингу рецензии

Катрин Денев (Отвращение / Африканец / Дикарь / Шербурские зонтики / Тристана / Капитуляция / Шпик / Дневная красавица / Сирена Миссисипи / Жизнь бога на DVD

Отвращение:

Молодая и красивая маникюрша Кэрол психически неуравновешенная и опасная для окружающего общества. Девушку оставляют на несколько дней одну дома и тут все начинается. Кошмары Кэрол приобретают явственный характер, они материализуются. Ей мерещатся трещины в стенах, руки, которые тянутся к ней, чтобы схватить. Пространство вокруг начинает растягиваться и сжиматься. Когда вернулась ее сестра, то обнаружила два трупа..

Африканец:

Замечательный приключенчессий фильм с истинно французским юмором, снят в экзотических, живописнейших местах Африки, куда прилетает главная героиня фильма, чтобы изучить возможность строительства отеля.

Дикарь:

Нелли и Мартен случайно повстречались в Каракасе. Он помог ей сбежать от жениха, за которого она передумала выходить замуж, и отвёз в аэропорт, чтобы она уехала из Венесуэлы. Однако Нелли не захотела покидать своего спасителя. Обманом она проникла на остров, где он жил в полном одиночестве, и теперь им предстоит провести вместе несколько дней…

Шербурские зонтики:

Эта грустная история о любви и разлуке позволяет зрителю увидеть очарование и магию этого чувства в самом повседневном облачении, со всеми его банальностями и сентиментальностью. От других мюзиклов картину отличает решение Деми и композитора Леграна положить все диалоги на музыку, вплоть до самого бессмысленного слова.

Фильм разделен на три акта — Отъезд, Разлука, Возвращение.
Картина начинается с показа двух влюбленных. Их любовь в самом расцвете. Женевьев (прекрасная 21-летняя Денев) в магазине своей матери продает зонтики, а Ги (Нино Кастельнуово) работает на станции техобслуживания автомобилей. Влюбленных ожидает разлука, так как Ги получает повестку. Они проводят вместе божественный прощальный вечер, а затем он уходит в армию.
Во втором акте Женевьев узнает, что она беременна, и, не получая никаких вестей от своего любимого, выходит замуж за богатого и удобного Роланда (Марк Мишель).
Они уезжают в Париж, а Ги возвращается в Шербург…

На премьере «Шербургских зонтиков» плакали зрители. Критики неистовствовали: «Поэтический неореализм!» Наградой режиссеру Жаку Деми стала Пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля, а музыку, написанную к фильму знаменитым Мишелем Леграном, и сейчас помнят во всем мире.

Тристана:

В этой экранизации романа испанского классика Бенито Переса Гальдоса (второй — после «Назарина») Бунюэль переносит действие с конца прошлого века в 20-30-е годы нынешнего. В центре — судьба красивой девушки Тристаны (Денев), переехавшей после смерти матери из провинции в старинный Толедо, где строгие патриархальные нравы прикрывают цинизм и лицемерие. И дядя тристаны дон Лопе (Рей), и художник Орацио (Неро), которого она полюбила, в конце концов превращают невинную, милую девушку в жестокую, мстительную фурию. Оскарная номинация за лучший иностранный фильм.

Капитуляция:

Люсиль наслаждается жизнью из свободного досуга и комфорта, благодаря ее богатому любовнику/другу, Шарлю. Несмотря на различие в их возрастах — Люсиль — 25, Шарль находится в его сороковых — они, кажется, прекрасная пара, живут в большом доме, встречаются с друзьями.

Однажды, Люсиль встречает человека ее собственного возраста, Антуана, к которому ее немедленно влечет. Они швыряют себя в страстную любовную интригу, и Люсиль скоро понимает, что она должна оставить Шарля и продолжать жизнь с Антуаном — даже при том, что последний не имеет достаточно денег, чтобы содержать их обоих. Антуан находит своей возлюбленной работу, но Люсиль скоро понимает, что она не предназначена для работы. Вскоре она обнаруживает, что беременна, и осознает болезненную действительность жизни, которую она выбрала…

Шпик:

В маленьком городке Сен-Жан-де-Мон происходит ограбление банка. Один из грабителей ранен. Выясняется, что деньги, похищенные налетчиками, предназначались для закупки крупной партии наркотиков. Таким образом, одни воры помешали другим провернуть выгодное дело.

Расследование поручено комиссару Кольману. Он уверен в себе. Он знает преступный мир Франции, как свои пять пальцев. Но выясняется, что он совсем не знает тех, кого считал друзьями.

Дневная красавица:

Верная жена и добропорядочная хозяйка Северина Серзи однажды решается на невероятный и совершенно аморальный эксперимент. Устав oт собственной непогрешимости, она тайно поступает на работу в публичный дом некой мадам Анаис. Но так как по вечерам и по ночам Северина продолжает играть свою привычную роль буржуазной кошечки, в борделе она получает имя «Дневная красавица». Как любая проститутка, она исполняет все желания своих клиентов. А затем возвращается к домашнему очагу. Таким образом, Северина начинает вести двойную жизнь. И никто из ее близких, даже не догадывается о том, как Северина проводит свои дни.

Сирена Миссисипи:

На далекую колонию Франции в Центральной Америке богатый плантатор Луи Макс приглашает невесту, найденную по переписке, чтобы создать семью. Вскоре после заключения брака Жюли исчезает с большей частью состояния Луи. Становится очевидно, что красавица оказалась самозванкой. С помощью частного детектива обманутому мужу удается отыскать во Франции жену. Луи все еще любит Мерион и прощает ей все. Но испытывает ли Мерион такие же глубокие чувства? Или она все еще интересуется исключительно его деньгами?

Жизнь богачей:

Конец немецкой оккупации. В маленьком французском городке, в особняке, который французы любовно именуют Шато, (замок) скучает очаровательная француженка, жена немецкого офицера. Гремят взрывы наступающей армии союзников, а в доме свита устраивает для своей хозяйки праздник. В разгар веселья на территорию Шато сваливается парашютист-освободитель, который тоже не прочь присоединится к гуляющим и прекрасной хозяйке дома…

Квайетус | Фильм | Особенности фильма

Бася Левандовска Каммингс исследует психодраму Романа Полански 1965 года, которая возвращается в избранные британские кинотеатры в эти выходные

«Продюсеры привыкли снимать порно». Катрин Денев

Для фильма, который так блестяще затрагивает темы порнографии и ее отношения к кино и зрителям, возможно, это не должно вызывать удивления. Для Repulsion , первого англоязычного фильма Романа Полански, речь идет о потрепанном, темном, жестоком и эротическом образе взгляда, который стремится завладеть своим предметом: красивой женщиной.

Использование передержки и резкой светотени, игра с периферией изображения и крайние крупные планы (вступительные титры картины проходят через глазное яблоко ее прекрасного главного героя) Отвращение отражает с немалой долей иронии то, как визуальное язык кино производит и воспроизводит гендерно-ориентированное видение, очень похожее на фильм Майкла Пауэлла « Подглядывающий Том » (1960).

Кэрол (Катрин Денев) — бельгийская мастер маникюра, живущая в Южном Кенсингтоне. Она ходит на работу каждый день, ошеломленная, со стеклянными глазами и почти невозможно красивая для своего ветхого и пьяного окружения. Поклонник Кэрол, Колин (Джон Фрейзер), все больше расстраивается из-за ее мечтательного безразличия и хрупких отвращений и, подстрекаемый своими друзьями, клянется признаться ей в своих чувствах. «Я хочу быть с тобой все время», — говорит он ей, забравшись в ее квартиру, где Кэрол забаррикадировалась среди гниющих кроличьих туш и потрескавшихся стен, ее психическое состояние переходит в параноидальную одержимость. В ответ на заявление Колина Кэрол убивает его подсвечником. С каждым ударом камера качается. Мы, наблюдатели-вуайеристы, мужчины, занимаем место разбитой головы Колина.

Вот почему Полански сближает нас — зрителей — с хищным мужским взглядом, который так отталкивает и подавляет Кэрол. Выбирая для нас эту точку зрения, Полански выдвигает на первый план имеющиеся в его распоряжении кинематографические механизмы. «Хорошо, мистер Демилль, я готова к крупному плану», — сказала Норма Десмонд (Глория Суонсон) в доме по бульвару Сансет, (1950), напоминая нам, что женское лицо во всей его мягко сфокусированной красоте было основной мотив крупного плана. Это был кадр, во многом составивший золотой век кинематографа. Но в Repulsion , Полански откровенно играет с этим тропом; крупный план прекрасной Кэрол всегда дразняще краток. Большую часть фильма она снята с низких ракурсов, с поднятыми ногами или в темноте. Часто мы видим ее отражение в зеркале или, в начале ее параноидальной кончины, отражение в серебряном чайнике, который искажает и преломляет ее красоту. Подобно знаменитой сцене в фильме «: Апокалипсис сегодня, » (1979), где Брандо играет с тусклым светом свечи, не позволяя нам полностью увидеть свою гигантскую голову, в то время как полковник Курц, Денев и Полански используют свет и тьму, чтобы играть с нашим желанием обладать полный, чистый образ красоты Кэрол. По большей части визуальное владение отрицается.

Писательница и критик Маша Тупицына в своей афористической книге Лакония (составленной из ее твитов) пишет: «Ужас интересен тем, что все время трансгрессируют тело – свое тело, чужое тело. Тело монстра … В ужасе тело перестает быть герметичным и протыкается, проникает, проталкивается, открывается, растворяется, входит и выходит всеми способами. Его социальная печать сразу же срывается».

Преступления, которые она описывает — физические, а также социальные, пространственные и временные — занимают центральное место в Repulsion Последовательность событий. По мере того, как мировоззрение Кэрол становится все более искаженным, она становится одержимой защитой себя от посягательств на ее тело со стороны мужчин: женатый парень ее сестры Майкл (Иэн Хендри) часто посещает их квартиру, остается на ночь и доводит сестру Кэрол до громких стонов удовольствия. всю ночь. Это звуковое, а также физическое вторжение — «сама сексуальность громко провозглашается». Его присутствие является синонимом секса, что беспокоит Кэрол. Ранее в фильме она целует Колина, но сразу же уходит в свою квартиру, чтобы почистить зубы. С отвращением она понимает, что использовала кисть Майкла. Таким образом, мужчины, которые так отталкивают ее, дважды вторгались в ее рот.

Соответствующее социальное поведение вскоре утрачивается и для нее, священное и профанное растворяются. Она идет на работу с гниющим кроличьим сердцем в аккуратной белой сумочке. Затем, делая маникюр ногтям клиентки – выдавливая лишнюю кожу над ее ногтями, – Кэрол режет ее. Кровь, пятно на воображаемой чистоте женщин, нарушает замкнутую, феминизированную среду. Все стереотипно женское переворачивается с ног на голову. Полански с едким остроумием представляет нам сумасшедшую, перевернутую женственность.

Фильмы Чарли Чаплина даже представлены как шутка о смешении субъекта и объекта, которое, кажется, лежит в основе ужаса Кэрол как красивой женщины, которой угрожает опасность быть объективированной и, следовательно, одержимой. Ее подруга описывает увиденный фильм: «Он был так голоден, что съел свои туфли, а потом притворился, что шнурки — это спагетти! И там был этот огромный большой толстяк, который хотел его съесть! Он хотел съесть Чарли Чаплина! Он думал, что Чарли — цыпленок! И цыпленок тоже ходил, как Чаплин».

Мужчины как цыплята для еды; шнурки в виде спагетти; женщины как объект для пожирания? Чем-то, возможно, косвенно, он напоминает Магритта «Измены образов » (1928-29) и замечание художника о том, что трубка — это не трубка, а изображение трубки. Здесь Полански, возможно, предлагает что-то подобное: образ женщины — это не женщина, но тем не менее для нас все еще возможно смещенное обладание. Когда-то удаленное владение.

Вернувшись в вонючую квартиру, паранойя Кэрол становится своего рода радикальным анти-домашним. Она нарушает все правила. Она убивает своего отвергнутого любовника, а затем безмятежно сидит, вышивая девственно белую ночную рубашку. Среди давно забытого гниющего завтрака она гладит какую-то вялую одежду, шнур явно не подключен. В своем ниспровержении женского идеала Repulsion кажется в некотором роде предшественником таких фильмов, как « Семиотика кухни » Марты Рослер (1975), в котором звучали коммодифицированные версии традиционных женских ролей в современном обществе, или « Жанна Дильман, 23 на набережной» Шанталь Акерман. Commerce, 1080 Bruxelles (1975), который замедлил ритуалы одомашнивания женщин, сделав их совершенно причудливыми и несколько навязчивыми.

Через сорок восемь лет после первого выпуска, Repulsion все еще волнует. Слияние удовольствия и боли, влечения и отвращения, хрупкости и непостоянства — это убедительный фильм о всех противоречиях кино и его одержимости женственностью.

Repulsion выходит в ограниченном прокате с сегодняшнего дня; полный список просмотров можно найти здесь. Чайнатаун ​​ также переиздан по всей стране, и оба фильма имеют расширенные тиражи в BFI Southbank в рамках сезона Романа Полански.

Дневная красавица | Фильм

Она, как сказал однажды режиссер Клод Шаброль, «единственная хичкоковская героиня во Франции». Катрин Денев никогда не работала с Хичкоком, но какое-то время, в шестидесятых, под руководством других — Полански, Бунюэля, Жака Деми — она олицетворяла холодную, загадочную блондинку. В эссе, которое можно было бы легко применить к Денев, Хичкок объяснил причину своего выбора: «Важно различать большую грудастую блондинку и женственную блондинку с оттенком элегантности, чей пол должен быть открыт», — писал он. . «Например, на экране, если актриса хочет передать сексуальность, она должна сохранять слегка загадочный вид. Когда к ней приближается мужчина, зрители должны задаться вопросом, собирается ли она отшатнуться от него или сорвать с него одежду».

У Денев была хичкоковская родословная: она была больше Грейс Келли, больше Ким Новак или Евой-Мари Сен, чем Бриджит Бардо. Но Денев подняла хладнокровие на ступеньку выше: в «Отвращении» она играет истеричку, испытывающую отвращение к сексу, в «Дневной красавице» — фригидную жену, находящую выход в проституции — словно вся эта белокурая тайна наконец-то сошлась воедино в ее неподвижной, лицо похожее на маску.

Трюффо говорил о ее «элементе мечты»: в этих ролях она была пустой, чистой, сексуально незавершенной; она стала экраном, на который можно было спроецировать любую фантазию.

С тех пор Денев ушла дальше. Ей сейчас далеко за пятьдесят, и она стареет с такой грацией, которую, несомненно, невозможно было бы вообразить для молодой девушки с лентами, которую она играла в «Шербурских зонтиках». Когда я встречаю ее в баре отеля недалеко от ее дома в Париже, она одета небрежно и ведет себя спокойно. Она носит затемненные очки, курит тонкие белые сигареты, которые достает из серебряного портсигара, и говорит низким хриплым голосом — настолько быстро, что, как она однажды призналась, ей даже трудно озвучить себя.

На этой неделе Денев можно будет увидеть в британских кинотеатрах в фильме «Возвращение времени», экранизации романа Рауля Руиса «Пруст». Она играет Одетту, кокетливую, очаровательную мать девушки, которую любит Марсель. Ее роль коротка, но она исполняет ее с умом и изяществом. Когда я упоминаю об этом, Денев выглядит взволнованной и не воспринимает изящество как комплимент («Правда? Думаешь, это было недостаточно легкомысленно?»), но это показатель того, как далеко она продвинулась, и того, какие роли она сыграла. она стала зрелой. Хотя она работала более или менее постоянно (только в этом году мы также можем ожидать увидеть ее в фильмах «Пола X» Леоса Каракса, «Восток-Запад» Режиса Варнье и «Танцующая в темноте» Ларса фон Триера), семидесятые не были гладкими. а к началу восьмидесятых французские критики проклинали ее неуклюжий переход от кукольной фантастической фигуры к бог знает чему?

Можно сказать, что на экране у нее были проблемы с превращением в женщину. Но к тому времени, когда она снялась в фильме Варнье «Индокитай» (1991), за который она была номинирована на «Оскар», крутости уже не было. Она играла мать и любовницу, движимую как сексуальным желанием, так и всепоглощающей материнской любовью. Две эмоции трагически сталкиваются, и Денев сохраняет свою элегантность и силу, раскрывая хрупкую уязвимость и грубую теплоту. Как произошло это изменение?

‘Первым, кто предложил мне зрелую роль, был Трюффо в «Последнем метро» [в 1980]. Он сказал, что собирается дать мне роль женщины, которая не была непривлекательной, но у которой была ответственная роль в фильме, у которой было больше, чем просто влюбиться. Так что это началось в восьмидесятых». Андре Тешине также помог ей «развиться — не во мне, я имею в виду, а в отношении публики — предлагая мне роли женщин, которые были более сложными, чем те, которые вы обычно видите в кино». Денев сняла вместе с Тешине три фильма: «Место преступления» (1986), «Мое любимое время года» (1999).3) и Les Voleurs (1996). Они познакомили ее с натурализмом, своего рода грубыми эмоциями, с которыми она раньше не сталкивалась. Она не боялась перемен: «Меня воспринимали как утонченную актрису, и Тешине действительно раскрыл меня, если хотите, своими ролями, которые он написал для меня, тем, как он меня режиссировал, как он меня снимал — я стал кем-то более уязвимым, более близким к современной женщине, чем к мифическому персонажу».

Она не смогла бы добиться этого самостоятельно, объясняет она, потому что «во Франции все режиссеры — авторы, поэтому вы не можете предлагать им проекты, потому что они работают над своими темами».

Я полагаю, что если вы сейчас посмотрите Belle de Jour или Repulsion, они покажутся вам фильмами Катрин Денев. Их объединяет она, и так и хочется сказать, что со временем она стала автором этих фильмов. — Это правда, что это случается, хотя и не всегда, через очень и очень долгое время. Но она объясняет, что, когда она впервые работала с Бунюэлем, она понятия не имела, чего он от нее хочет. «Дневная красавица» была очень сложной, потому что это фильм о фантазиях, поэтому все очень замаскировано — недосказанного больше, чем сказано. Сначала я очень сопротивлялся этому. Я думал, что он хотел сделать что-то более грубое, более обнаженное. Не недоверие к нему заставляло меня сопротивляться, а собственная ханжество и беспокойство. Его отношения с актрисами были… ну, он никогда не мог быть по-настоящему близок с женщинами, он был очень измученным человеком и мало разговаривал со своими актерами.

Но все закончилось достаточно хорошо, чтобы мы смогли снова работать вместе менее чем через два года».

Более поздний фильм, Тристана, — тот, который Денев предпочитает из двух. Она играет главную роль, молодой женщины, которая вступает в сексуальные отношения со своим законным опекуном, а затем мстит ему, но не раньше, чем ей ампутируют ногу. (Единственный раз, когда Хичкок встретил Бунюэля, он похлопал его по спине и восхищенно сказал: «Бунюэль. Эта деревянная нога».) мальчик внизу. Зрители видят только ее лицо. Медленно, как ни странно, она улыбается. «Да, мне очень нравится эта сцена, — вспоминает Денев. «Я решил улыбнуться, потому что, когда я знал, как это оформлено, я хотел показать то, что вы не могли видеть. Она знает, что мальчик может видеть ее грудь, но также и ее ампутированную ногу, так что это способ сказать: «Я знаю, на что ты смотришь, и я знаю, какая я — способ одержать верх, несмотря ни на что». Мне всегда нравятся вещи, которые имеют двойное преимущество».

Денев уже давно, по ее выражению, «мифическая фигура», и не только на экране. Когда она снялась в Belle de Jour в 1967 году, костюмы разработал Ив Сен-Лоран. С тех пор она стала его другом и музой. В 1965 году она вышла замуж за Дэвида Бэйли, который сделал несколько замечательных ее фотографий — она стала иконой, фотографом. В семидесятых годах она была лицом Chanel, а в 1985 году она была выбрана лицом Марианны, символа Французской республики, для выставок в городских залах и силуэтов на марках. Но хотя внешне она была воплощением совершенства, буря ее личной жизни всегда выплескивалась на общественное достояние. В 17 лет она встретила Роже Вадима, человека, который «открыл» Бардо, и родила от него ребенка. В 19В 72 года у нее родилась дочь от Марчелло Мастроянни (сейчас у Кьяры Мастроянни процветающая актерская карьера, а также фигурирует в «Возвращенном времени»). Денев всегда старалась сохранить свою частную жизнь. «У всех нас есть право на наш тайный сад, — говорит она. Но есть одна очень личная тема, о которой я хотел спросить ее.

В 1967 году Денев и ее сестра Франсуаза Дорлеак сыграли близнецов в мюзикле Жака Деми «Девушки из Рошфора». В том же году, возвращаясь из отпуска на юге Франции, Дорлеак погибла в автокатастрофе. Трюффо, снявший ее в «Ла-По-Дус», написал в «Кайе дю Синема»: «Недопустимо, чтобы 26 июня прошлого года этот громкий каскадный смех был прерван». Она была на год старше Денев и начала свою актерскую карьеру раньше. Она серьезно относилась к этому и играла на сцене. Только когда она снималась в фильме, для которого нужно было найти актрису на роль ее сестры, она уговорила Денев пройти прослушивание. С тех пор их карьеры двигались в тандеме: Денев снялась в «Отвращении» с Полански, Дорлеак снялся в его «Куль-де-Сак» в следующем году; оба работали с Трюффо, оба работали с Деми.

Но они не могли быть более разными. Сдержанность Денев более чем соответствовала жизнерадостности Дорлеака. Денев завидовала подвижности лица сестры; Дорлеак, менее совершенный физически, комплексовал по поводу своей «асимметричности». Они выросли в либеральной семье с двумя младшими сестрами. Их отец был главой дубляжа в Paramount, а их мать, чью девичью фамилию Денев позже приняла, была актрисой в детстве. Пока Денев не уехала из дома к Вадиму, две девушки делили двухъярусную кровать. Они были очень, очень близки.

В 1996 году Денев сняла документальный фильм о своей сестре, и к фильму была издана книга. Это был первый раз, когда она могла говорить о своей сестре после ее смерти, и, сказала она тогда, она не знала, будет ли это во второй раз. Но теперь, когда я предварительно спрашиваю о Дорлеаке, она говорит мне, что постоянно удивляется тому, как живо помнят Франсуазу и сколько у нее поклонников среди тех, кто даже не родился, когда она умерла, — людей моего поколения. Я спрашиваю ее, что она думает о комментарии, опубликованном в выпуске Positif за 80-е годы, в котором ей давали такой карьерный совет: «Денев не хватает энергии, резкости, кислотности, которые она могла бы позаимствовать у своей сестры Франсуазы Дорлеак».

«Чрезвычайно любопытно, — отвечает она, — по-моему, это невероятно неуместно и невероятно бестактно. Я думаю, что это совершенно неуместно, и я не думаю, что это что-то значит.

Это как обвинять блондинку в том, что она блондинка». Хотя Денев явно потрясена, она продолжает говорить. «Каждый раз, когда кто-то говорит что-то подобное, мне больно, потому что это что-то пробуждает — мы так дополняли друг друга, и я чувствую, что мне чего-то не хватает». Знаешь, когда ты со счастливыми людьми, ты чувствуешь себя счастливым. Так что это правда, что мне не хватает чего-то, чему она в какой-то степени помогла мне стать. Но, как сказал Жискар д’Эстен о Миттеране, он — это он, а я — это я. Верно. Достаточно сложно быть собой, не отбрасываясь назад к кому-то другому». Она делает паузу. «Но теперь я могу принять такой комментарий немного лучше, потому что я просмотрел все, что связывает меня с ней. Это менее болезненно, чем было. Потому что это было болезненно очень, очень, очень долго».

Я хочу узнать больше о Дорлеаке, но мне жаль затрагивать столь интимную тему. На протяжении всего нашего разговора Денев была сердечной, потом близкой по духу, временами почти материнской, а теперь уязвимой.