Диптих Мэрилин — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Ди́птих Мэрили́н (англ. Marilyn Diptych) — знаменитое шелкографическое полотно американского художника Энди Уорхола, выполненное в стиле поп-арт.
Работа Уорхола над картиной началась спустя неделю после смерти Мэрилин Монро, в августе 1962 года. При помощи трафаретной печати художник нанёс на холст пятьдесят одинаковых изображений актрисы, позаимствованных с известной фотографии 1953 года, сделанной на съёмках фильма «Ниагара». Картина была завершена через несколько месяцев.
Двадцать пять изображений Монро в левой части диптиха ярко окрашены, в то время как изображения на другой половине выполнены в чёрно-белых оттенках, местами размыты, нечётки, бледны. Существует мнение, что, разделяя картину на невзрачную нецветную и яркую, насыщенную, цветную части, Уорхол ассоциировал их со столь же контрастными жизнью и смертью Мэрилин Монро[1][2][3].
По состоянию на 2011 год Диптих Мэрилин выставлен в филиале лондонской Галереи Тейт в Ливерпуле. 2 декабря 2004 года газета «The Guardian» опубликовала список 500 наиболее выдающихся произведений современного искусства, отдав полотну Уорхола третье место
Напишите отзыв о статье «Диптих Мэрилин»
Примечания
- ↑ [www.tate.org.uk/servlet/ViewWork?workid=15976 «Диптих Мэрилин»] в базе данных Галереи Тейт (англ.)
- ↑ Helen Gardner, et al. Gardner’s Art Through the Ages. — Thompson Wadsworth, 2004.
- ↑ Carol Salus. Behind the Celestial Enchantment // The Poetry of Life in Literature. — Springer, 2000. — С. 198.
- ↑ Charlotte Higgins [www.guardian.co.uk/uk/2004/dec/02/arts.artsnews1 Work of art that inspired a movement … a urinal] // The Guardian. — 02.12.2004.
Ссылки
- [www.tate.org.uk/servlet/ViewWork?workid=15976 «Диптих Мэрилин»] в базе данных Галереи Тейт (англ.)
Отрывок, характеризующий Диптих Мэрилин
В то время как мать с сыном, выйдя на середину комнаты, намеревались спросить дорогу у вскочившего при их входе старого официанта, у одной из дверей повернулась бронзовая ручка и князь Василий в бархатной шубке, с одною звездой, по домашнему, вышел, провожая красивого черноволосого мужчину. Мужчина этот был знаменитый петербургский доктор Lorrain.– C’est donc positif? [Итак, это верно?] – говорил князь.
– Mon prince, «errare humanum est», mais… [Князь, человеку ошибаться свойственно.] – отвечал доктор, грассируя и произнося латинские слова французским выговором.
– C’est bien, c’est bien… [Хорошо, хорошо…]
Заметив Анну Михайловну с сыном, князь Василий поклоном отпустил доктора и молча, но с вопросительным видом, подошел к ним. Сын заметил, как вдруг глубокая горесть выразилась в глазах его матери, и слегка улыбнулся.
– Да, в каких грустных обстоятельствах пришлось нам видеться, князь… Ну, что наш дорогой больной? – сказала она, как будто не замечая холодного, оскорбительного, устремленного на нее взгляда.
– Неужели? – воскликнула Анна Михайловна. – Ах, это ужасно! Страшно подумать… Это мой сын, – прибавила она, указывая на Бориса. – Он сам хотел благодарить вас.
Борис еще раз учтиво поклонился.
– Верьте, князь, что сердце матери никогда не забудет того, что вы сделали для нас.
– Я рад, что мог сделать вам приятное, любезная моя Анна Михайловна, – сказал князь Василий, оправляя жабо и в жесте и голосе проявляя здесь, в Москве, перед покровительствуемою Анною Михайловной еще гораздо большую важность, чем в Петербурге, на вечере у Annette Шерер.
– Старайтесь служить хорошо и быть достойным, – прибавил он, строго обращаясь к Борису. – Я рад… Вы здесь в отпуску? – продиктовал он своим бесстрастным тоном.
– Жду приказа, ваше сиятельство, чтоб отправиться по новому назначению, – отвечал Борис, не выказывая ни досады за резкий тон князя, ни желания вступить в разговор, но так спокойно и почтительно, что князь пристально поглядел на него.
50 лет с Мэрилин без Мэрилин
Ровно пятьдесят лет назад, 5 августа 1962 года не стало Мэрилин Монро. Обстоятельства смерти одной из величайших звёзд кинематографа до сих пор остаются невыясненными. Одни говорят о неверно рассчитанной дозировке снотворного, другие – о самоубийстве, третьи полагают, что «возлюбленная Америки» стала жертвой политической интриги. Как бы то ни было, Монро ушла преждевременно, находясь на пике своей славы, успев покорить сердца миллионов, но оставшись для большинства загадкой.
Монро успешно воплотила главные мифы США: миф об американской мечте и миф о «человеке, сделавшем самого себя» («self-made man»). Родившаяся на развалинах несчастливого брака, преданная в младенчестве собственной матерью, кочевавшая из одной приёмной семьи в другую, она с детства привыкла опираться исключительно на собственные силы. Обретя дерзновенную мечту покорить весь мир, она лишь самой себе обязана тем, что из обычной девушки по имени Норма Джин превратилась в Мэрилин Монро, самую роскошную красотку всех времён и народов.
В основе феномена Мэрилин Монро заложена некая двойственность, поразительная противоречивость. В двух словах эта особенность выражена фразой героя последнего фильма с участием Монро «Неприкаянные»: «С одной стороны, она выглядит наивным и глупым ребёнком, а с другой… Ты видел, как она попкой крутит?» В более трагичном ключе двойственность актрисы выразил Энди Уорхол в знаменитом полотне «Диптих Мэрилин», созданном вскоре после смерти звезды.
Непостижимым образом в Мэрилин переплетались детская невинность и неудержимая чувственность, милая застенчивость и неподражаемая непосредственность, беззащитность и невозмутимость, импульсивность и самообладание, мнимая наивность и столь же мнимая порочность.
Шатенка от природы, Монро как никто другой сумела доказать тезис о том, что джентльмены предпочитают блондинок. Ей прекрасно удавались роли легкомысленных красоток со смутным прошлым и неопределённым будущим, но в таком амплуа выражалась лишь малая доля таланта актрисы. Всю жизнь она мечтала о глубоких драматических ролях. Вероятно, именно благодаря этому даже гламурные девицы в её исполнении не так просты, как кажутся на первый взгляд. Монро с лёгкостью ломала стереотипные представления зрителя, давая ему понять, что платиновые волосы, аппетитные формы и томный голосок вовсе не отрицают наличие ума и сообразительности.
На съемочной площадке актриса славилась своей завораживающей фотогеничностью и тотальной неспособностью запоминать необходимый текст. Камера не переставала любить её даже на шестидесятом дубле одной и той же сцены. Публичная Монро выделялась откровенными нарядами, эффектно подчеркивавшими всё лучшее, чем природа одарила актрису. Повседневная Монро предпочитала одеваться подозрительно скромно. Неизменным в выборе костюма оставалось чувство вкуса и подчёркнутая женственность.
О Монро без конца спорили, одни ругали её на чём свет стоит за вульгарность и чрезмерную раскованность, другие превозносили до небес за то же самое. Кто-то говорил о ней, как о «символе бесконечной женственности», другой видел в ней лишь «маленького ребёнка». В одной из своих песен актриса провозгласила бриллианты своими лучшими друзьями. Однако если судить по оставшейся после Монро обширной библиотеке, настоящими своими друзьями она считала книги.
Миллионы считали Мэрилин едва ли не самым счастливым человеком на земле, в то время как она страдала от депрессии, одиночества и невозможности в полной мере реализовать свой талант. Если обратиться к её дневниковым записям, то можно заметить, что отчаяние там всегда чередуется с жизнеутверждением, уныние – с бурной жаждой деятельности. Мэрилин прожила жизнь в борьбе, прежде всего в борьбе с самой собой.
Стихией Монро была перемена. На протяжении всей жизни она не уставала расти и самосовершенствоваться. Завоевав статус крупнейшей кинозвезды, она отправилась на уроки сценического мастерства в знаменитую Актёрскую студию. А получив высокую оценку главы студии Ли Страсберга, задумалась о том, чтобы самой снять кино.
Мэрилин была зачастую не самого высокого мнения о мужчинах, но представить свою жизнь без них она не могла. Должно быть, поэтому большинство её друзей были представителями сильного пола, в том числе, Трумэн Капотэ, Дэррил Занук. Друзья часто становились любовниками. В их число, по слухам, входили Марлон Брандо, Ив Монтан, Пол Ньюман, Джон и Роберт Кеннеди, Фрэнк Синатра. Правда, настоящего мужчину Мэрилин видела лишь в редких исключениях, вроде Раджа Капура, Лоуренса Оливье и Кларка Гейбла. Всех вышеперечисленных Монро не только восхищала, но и доводила до белого каленья.
В нашей памяти образ Мэрилин Монро складывается из казалось бы незамысловатых деталей: из обворожительной улыбки и алых сочных губ, из фарфоровой кожи и прелестной родинки на щеке, из объёмной причёски светлых волос и из выразительных, притягивающих как магнит, глаз, из волнующей походки и из платья с интригующим вырезом, из кокетливо-обволакивающего голоса и искрящегося смеха. Непринуждённое единство этих элементов рождало неповторимый образ, заставлявший одних терять голову, других зеленеть о зависти, а вместе и тех и других менять свою жизнь перед очевидным доказательством возможности достижения совершенства. Не устававшая меняться, Монро умела придавать своему образу самые разные интонации, звучание которых порой было столь многозначительно, что порождало символы эпохи, а саму Монро возводило до статуса иконы времени.
В «Неприкаянных» героиня Монро сокрушается тому, что люди умирают, так и не передав свой опыт, свои познания и умения другим. Монро, не смотря на раннюю смерть, научила других очень многому. Фильмы с её участием, её портреты, её песни подают нам пример беззаветного счастья и радости жизни. Они до сих пор служат подтверждением того, что даже самые дерзкие мечты могут стать реальностью. Для этого нужно лишь верить в себя и в свои силы. Ах да, если вы девушка, то желательно ещё иметь при себе пару туфель на шпильках.
5 фильмов с Мэрилин Монро, которые стоит посмотреть:
01. «Ниагара» (Генри Хэтэуэй, 1952)
«Ниагара» — картина, роль в которой возвела Монро в ранг кинозвёзд первой величины. Кроме того, это одна из немногих картин, где Мэрилин, по её собственным словам, «не играла непроходимую дуру». Лента представляет собой яркий образец «розового» или «солнечного» нуара. В соответствии с доктриной жанра здесь есть буйство самых страшных человеческих страстей и тягостная атмосфера безумия и фатализма, криминальный сюжет и пара убийств, неверная роковая красотка и опутанный её сетями мужчина, а также невероятно насыщенные цвета в духе «вырви глаз».
02. «Джентльмены предпочитают блондинок» (Ховард Хоукс, 1953)
Главной ролью в этой картине Монро окончательно закрепила свою актёрскую славу, параллельно утвердив за собой амплуа недалёкой блондинки, которое так и не смогла полностью преодолеть. В картине чрезвычайно весело и озорно высмеиваются всевозможные человеческие и общественные пороки. Заодно констатируется неутешительная закономерность устройства нашего мира: джентльмены предпочитают блондинок, а те в свою очередь всему прочему предпочитают бриллианты.
03. «Зуд седьмого года» (Билли Уайлдер, 1955)
Именно в этой картине запечатлён самый знаменитый образ Монро – красавица в белоснежном платье, раздуваемом ветром. Однако ленту стоит смотреть не только ради этой сцены. Прелесть фильма составляет общая ироничная и снисходительная интонация, с которой рассказывается о том, что все мужчины очень и очень большие и неисправимые негодяи, а девушки, какие бы они не были, всегда лишь невинные жертвы сильного пола.
04. «Некоторые любят погорячее» («В джазе только девушки») (Билли Уайлдер, 1959)
Лента «Некоторые любят погорячее», целомудренно названная в советском прокате «В джазе только девушки», стала вершиной карьеры Монро. Пожалуй именно здесь она исполнила свою лучшую и самую известную роль. Как и много раз ранее, её героиня по прозвищу Душечка ищет миллионера, но, попав в хитрый водоворот событий, находит любовь. В этой истории, рассказанной с искренним весельем и задором, есть нечто безумно очаровательное, трогательное и капельку грустное, что возвывает еёё до масштаба киношедевра на все времена. Кроме того, именно здесь звучит всем знакомая «I wanna be loved by you» с её чудесным «пу-буп-пи-ду».
05. «Неприкаянные» (Джон Хьюстон, 1961)
Картина «Неприкаянные» раскрыла неизвестные большинству зрителей грани таланта Монро и предвещала новый виток в её творчестве. Однако, первая по-настоящему драматическая роль, о какой актриса всегда мечтала, увы, оказалась её последней ролью вообще. Картину подвергли критике сразу после выхода и не оценили по достоинству до сих пор. А между тем, воплощённый здесь трагический образ разведённой несчастливой девушки, был максимально близок к реальной Монро, страдающей, одинокой, жаждущей любви и понимания.
Мэрилин в образе Мао — Википедия
Филипп Халсман. Мэрилин в образе Мао, 1952«Мэрилин в образе Мао» (англ. Marilyn as Mao), или «Мэрилин/Мао» (англ. Marilyn/Mao), — фотомонтаж, созданный американским фотографом латышско-еврейского происхождения Филиппом Халсманом в 1952 году, позже — яркий художественный образ, использованный многими известными деятелями изобразительного искусства, среди которых Сальвадор Дали, китайские художники Юй Юхань и Хуа Цзимин.
Американская актриса и модель Мэрилин Монро к 1952 году уверенно шла к пику своей карьеры. Она заключила семилетний контракт с киностудией
Филипп Халсман создал фотомонтаж «Мэрилин в образе Мао» (англ. «Marilyn as Mao») в 1952 году. Позитивы, сделанные в этом году, находятся в собрании Галерее искусства Коркоран под инвентарным номером CGA.1989.17j[6], а также в коллекции Музея Гетти под названием «Портрет Мэрилин Монро в образе Председателя Мао Цзэдуна» (англ. Portrait of Marilyn Monroe as Chairman Mao Zedong)[7], его размер 34.4 на 25.9 сантиметров. Музей Гетти приобрёл его у коллекционера Сэмуэля Вагстаффа Младшего (англ.)русск. в 1984 году и неоднократно представлял на крупных международных выставках в 1985—1986 году (Лондон), в 1993 году (Малибу), в 2012 году (Лос-Анджелес). Ещё один позитив фотографии, сделанный в этом же году, находится в коллекции Staley-Wise Gallery (англ.)русск. в Нью-Йорке
Работа Дали под её полным названием в каталоге «Автопортрет (фотомонтаж со знаменитым „Мао-Мэрилин“, созданным Филиппом Халсманом по просьбе Дали)» (англ. «Self-Portrait (Photomontage with the famous „Mao-Marilyn“ that Philippe Halsman created at Dalfs wish», 1971—1972) была выполнена в смешанной технике с использованием масляной живописи по холсту и фотоколлажа. Её размер — 118 x 96 сантиметров. Картина находится в частной коллекции. Среди работ Дали в каталоге значится под номером 1338 [13]. Она представляет собой монтаж лица Мэрилин Монро, наложенного на бюст Мао Цзэдуна (этот фотомонтаж создан фотографом Филиппом Халсманом), который, в свою очередь, наложен на профиль самого Дали, окруженный привычными объектами из других его полотен: плавящиеся на солнце часы, муравей, стервятник, стекающие вниз пятна красной и жёлтой красок. Известно, что Дали принял решение написать эту картину размером около 3 футов, чтобы отметить создание собственной шестичастной оперы «Быть Богом» (англ.)русск. (фр. «Être Dieu»), которую Дали начал в 1920-х годах, а затем продолжил сочинять в сотрудничестве с композитором Игорем Вакевичем (англ.)русск. и испанским писателем Мануэлем Васкесом Монтальбаном. Сам Дали предстает в этой опере в образе Бога, Бриджит Бардо в образе артишока, а Мэрилин Монро и Екатерина Великая исполняют стриптиз. Опера «Быть Богом» так и не была поставлена при жизни Сальвадора Дали. Сохранилась аудиозапись, сделанная в парижской студии, она была выпущена на 3 СD лейблом
Изображение картины Дали впервые появилось на обложке французского журнала Vogue, которую Дали создал на Рождество 1971 года (декабрьско-январский выпуск)[14]. Известно, что в 1972 году Дали работал над короткометражным фильмом, в котором накладывал черты американской актрисы Денис Санделл на лицо Мэрилин Монро. Художник рассказывал Денис Санделл, что планирует снять фильм об обложке Vogue, на которой он использовал фотоколлаж Филиппа Халсмана. Следов этого фильма искусствоведам разыскать не удалось[15].
Профиль Дали изображён на картине нечётко, его взгляд пристален, впечатляют орлиный нос, длинные ресницы, раскрашенные губы, драгоценное ожерелье вокруг шеи и длинная изящная шея. «Он видит себя монархом, ему нравится идея королевской власти», — утверждала по поводу этой картины искусствовед Джоан Кропф. По мнению искусствоведа «в „Автопортрете“ он пытается стать такой же иконой, как Мэрилин Монро». Тем не менее художник не был удовлетворен этой картиной. «У Дали была настоящая проблема с тем, что он не был Богом», — утверждает пресс-секретарь компании EG & G Dynatrend, занимавшейся продажей картины, Кристина Месснер, — «но он успокаивал себя, что если бы он был Богом, то он не был бы Дали, а быть Дали означало быть лучшим из всех»
Кристина Месснер утверждала, что Робер Дешарн (англ.)русск., последний бизнес-менеджер Дали, сказал ей, будто бы полотно было задумано художником как дань растущим связям между Соединенными Штатами и Китаем, и, когда президент Ричард М. Никсон собирался в Китай на встречу с Мао, Дали создал копию изображения, предназначенную для китайского лидера[14], которая была передана ему Никсоном во время этой личной встречи[17]. В другой интерпретации слов Кристины Месснер, Дали якобы думал, что Мао однажды объединит Китай и Соединенные Штаты и «захватит мир»[16].
Колумбийские наркобароны пытались использовать «Автопортрет» Сальвадора Дали для отмывания денег, но агенты Таможенной службы Соединенных Штатов 7 декабря 1993 года в Майами конфисковали картину, «так как она была приобретена за счёт незаконных продаж наркотиков». Таможенная служба в 1995 году собиралась продать её в Майами-Бич, чтобы финансово поддержать операции по борьбе с наркопреступностью. «Цель колумбийских торговцев наркотиками состояла в том, что их партнеры в Майами продадут картину на аукционе и направят деньги обратно в Колумбию», — говорится в заявлении Таможенной службы. Её представитель Майкл Шихан отказался объяснить, кто направил картину, кому, как Таможенная служба узнала об этом и где картина была перехвачена[14]. Он заявил, что после проведения процедуры конфискации никто не стал претендовать на картину[17].
Картина была выставлена в Bass Museum of Art (англ.)русск., там же прошла пресс-конференция, посвященная аукциону (акция стала первой подобной продажей конфискованной картины таможенной службой). Аукцион был назначен на 1 июня[14]. Газеты с юмором отмечали, что аукцион волей обстоятельств пришёлся на день рождения самой Мэрилин Монро. Дайан Камбер, исполнительный директор музея, назвала это событие «сюрреалистическим вечером»[16]. Так как работы Дали неоднократно подделывались (иногда это объясняется его привычкой подписывать чистые листы бумаги), картина была «проверена несколькими признанными экспертами Дали» и подтверждена архивистом и специалистом по творчеству художника Альбертом Филдом (англ.)русск.[14], а также последним бизнес-менеджером Дали Робером Дешарном[16]. Известны четыре владельца картины: частный коллекционер Хелена де Саро из Барселоны в Испании; Galeria Duque Arango в Медельине, Колумбия; частный коллекционер в Майами и Таможенная служба. Таможенная служба оставила за собой право отклонить все заявки, поданные на аукцион, и не объявила минимальную цену (картина, как утверждалось, была оценена специалистами в 500 000 долларов США)[14].
Продажа осуществлялась компанией EG & G Dynatrend из Берлингтона (англ.)русск., штат Массачусетс, которая сотрудничает с Департаментом казначейства США, и Larry Latham Auctioneers из Брадентона (англ.)русск., штат Флорида. Потенциальные покупатели, включая участников торгов, должны были внести депозиты в размере 25 000 долларов США. Вырученные средства должны были поступить в фонд Департамента казначейства, который финансирует правоохранительные органы Таможенной службы[14].
Мао и Мэрилин в творчестве китайских художников[править | править код]
Образ, созданный Халсманом и повторённый Дали, нашёл живой отклик в современном китайском изобразительном искусстве. Юй Юхань (кит. трад. 余友涵, англ. Yu Youhan) — китайский художник, принадлежит к представителям авангарда, который сложился в Китае после окончания культурной революции. Художник долгое время был увлечён абстрактным искусством. После почти десятилетия создания абстрактных композиций Юй Юхань увлёкся поп-артом. Сам он объясняет смену стиля знакомством с работами Энди Уорхола[18].
Юй Юхань. Без названия (Мао Мэрилин), 2005Работа Юй Юханя «Без названия (Мао Мэрилин)» (англ. «Untitled (Mao Marilyn)») создана в 2005 году, техника — масляная живопись по холсту, размер — 150 x 149 сантиметров[19], входила в коллекцию швейцарского бизнесмена и дипломата (он долгое время был послом Швейцарии в Китае) Ули Сигга (англ.)русск.. Картина основана на двух сериях Энди Уорхола разного времени «Мао» и «Мэрилин». Уорхол создал серию образов Мэрилин Монро в 1962 году, спустя неделю после загадочной смерти актрисы. Художник размышлял о культе звёзд. Он создал огромное полотно с пятьюдесятью портретами актрисы (шелкография, акрил, холст): половина из них ярко раскрашена, вторая же половина — черно-белая (часть изображений словно «испорчены»). Уорхол опирался на рекламный снимок Мэрилин из фильма «Ниагара» 1953 года[20]. Трафаретная печать позволила Уорхолу разделить фотографические изображения на элементы и провести эксперименты в цвете. В 1972 году Уорхол приступил к созданию подобной серии изображений Председателя Мао Цзэдуна в той же технике, что совпало с растущим интересом к Западу в Китае и визитом президента Никсона в КНР. Юй Юхань создал работу, подражая «живописным» мазкам кисти, которые имитируются в экранной печати Уорхола. Художественный критик воспринимает просмотр картины Юй Юханя как рефлексивный опыт, поскольку художник отходит от техники фотографии и коммерческих процессов назад к ручной работе, противоположной отпечаткам Уорхола, которые объединяют коммерческие техники и фотографию. В современном китайском художественном движении Юй Юхань считается живописцем «политического поп-арта»[18]. Картина привлекла внимание художественных критиков и публики на выставке в Национальной галерее Австралии в 2009 году[21]. Художественный критик Джулия М. Уайт считает, что полотно китайского художника вырывает Мао Цзэдуна из героического контекста и показывает его наслаждающимся своими «пятнадцатью минутами славы» (англ.)русск.[22].
Китайский художник Хуа Цзимин (англ. Hua Jiming, род. 1964) часто для того, чтобы раскрыть свои мысли на полотне, пытается вызвать улыбку у зрителя. Он использует яркие цвета и включает в работы элементы поп-арта, отражая собственное понимание общества и искусства. В своей серии «20 Mao» художник по-разному изображает Мао Цзэдуна на своих картинах, некоторые его работы — юмористические, другие рассчитаны на серьёзное восприятие. «Я потратил два года на создание изображений Мао. Я использовал образ на полотне, чтобы показать вездесущность Мао в нашем обществе в его различных обличьях». Художник использует во многих своих произведениях стиль, напоминающий граффити[23]. Акварель художника «Мэрилин Мао» (англ. «Marilyn Mao») выполнена в 2012 году. Её размер — 41 x 32 сантиметров[24].
- ↑ Kahana, Yoram Marilyn: The Globes’ Golden Girl (англ.). Hollywood Foreign Press Association (HFPA) (30 января 2014). Дата обращения 11 сентября 2015.
- ↑ Spoto, 2001, pp. 224–225.
- ↑ Spoto, 2001, pp. 196–197.
- ↑ Spoto, 2001, p. 200.
- ↑ Churchwell, 2004, p. 62.
- ↑ Philippe Halsman. Marilyn As Mao, 1952. (неопр.). The Corcoran Gallery of Art. Дата обращения 8 июня 2018.
- ↑ Philippe Halsman. Portrait of Marilyn Monroe as Chairman Mao Zedong, 1952. (неопр.). The J. Paul Getty Trust. Дата обращения 8 июня 2018.
- ↑ Philippe Halsman. Marilyn-Mao. 1952. (неопр.). The Museum of Modern Art. Дата обращения 8 июня 2018.
- ↑ Philippe Halsman. Marilyn as Mao. (неопр.). The Museum of Modern Art. Дата обращения 8 июня 2018.
- ↑ Taylor, 2008, с. 108.
- ↑ Halsman, Halsman, 1989, с. 66.
- ↑ Nicotera, 2012, с. 10.
- ↑ Dali, Descharnes, Neret, 1997, с. 773.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Blumenthal, 1995, с. 1.
- ↑ King, 2010, с. 133.
- ↑ 1 2 3 4 Beard, 1995.
- ↑ 1 2 Winship, 1995.
- ↑ 1 2 Quinn, 2012.
- ↑ McDonald, John. Go Figure! Contemporary Chinese Portraiture: National Portrait Gallery in Canberra, September 13 — February 17, 2009. (неопр.). Sydney Morning Herald (October 13, 2012). Дата обращения 10 июня 2018.
- ↑ Сидельникова, Евгения. Энди Уорхол. Диптих Мэрилин. (неопр.). Артхив. Дата обращения 10 июня 2018.
- ↑ Austin, April. China’s irrepressible modern art scene. (англ.) // The Christian Science Monitor : Газета. — 2009. — 27 March.
- ↑ White, Julia M. Mahjong: Contemporary Chinese Art from the Sigg Collection. (неопр.). The Berkeley Art Museum and Pacific Film Archive. Дата обращения 10 июня 2018.
- ↑ Hua Jiming. (неопр.). SURGE Art. Дата обращения 8 июня 2018.
- ↑ Marilyn Mao. Hua Jiming. (неопр.). SURGE Art. Дата обращения 8 июня 2018.
- Beard, David. Goodbye Dali: U.s. Customs Offers Surreal Deal On Portrait. (англ.) // Sun Sentinel : Газета. — 1995. — 1 June.
- Blumenthal, Ralph. U.S. Customs Service Joins Art Market. (англ.) // The New York Times : Газета. — 1995. — 18 May. — P. 1.
- Churchwell, Sarah. The Many Lives of Marilyn Monroe. — Granta Books, 2004. — ISBN 978-0312-4256-54.
- Dali, Salvador, Descharnes, Robert, Neret, Gilles. Salvador Dali, 1904-1989: The Paintings 1904-1946.. — Taschen, 1997. — Т. 1. — 780 с. — (Jumbo Series). — ISBN 978-3822-8826-34.
- Halsman, Philippe, Halsman, Yvonne. Halsman at work: Philippe Halsman and Yvonne Halsman.. — Abrams, 1989. — 94 с.
- King, Elliott H. Dali, Surrealism and Cinema.. — Oldcastle Books, 2010. — 224 с. — ISBN 978-1842-4337-68.
- Nicotera, Luca. L’altra Cina. (итал.) // Abitare la Terra: Rivista di geoarchitettura : Журнал. — 2012. — Novembre (n. 32).
- Quinn, Lucy. Mao Marilyn. (англ.) // National Portrait Gallery : Журнал. — 2012. — 28 November.
- Spoto, Donald. Marilyn Monroe: The Biography. — Cooper Square Press, 2001. — ISBN 978-0815-4118-33.
- Taylor, Michael. The Dali Renaissance: New Perspectives on His Life and Art After 1940.. — Philadelphia: Philadelphia Museum of Art, 2008. — 226 с. — (Philadelphia Museum of Art Series). — ISBN 978-0300-1364-70.
- Winship, Frederick M. Drug traffickers’ Dali art to be sold. (англ.) // United Press International, Inc. : Информационное агентство. — 1995. — 18 May.
Банки с супом Кэмпбелл — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Банки с супом Кэмпбелл (англ. Campbell’s Soup Cans[2]) — работа американского художника Энди Уорхола, созданная им в 1962 году. Картина состоит из тридцати двух полотен, 51 см высотой и 41 см шириной, на каждой из которых изображена банка супа компании Campbell Soup, при этом все консервированные банки разных сортов, предложенных компанией в своё время[2]. Отдельные картины были произведены с помощью гравирования, полумеханизированного процесса трафаретной печати, с использованием неживописного стиля. Банки супа «Кэмпбелл», опираясь на тему из массовой культуры, помогли возвестить поп-арт в качестве главного художественного движения в США.
Уорхол, коммерческий иллюстратор, который стал успешным автором, публицистом, художником и режиссёром, впервые показал работу 9 июля 1962 года на своей первой персональной выставке как художник[3][4] в лос-анджелесской галерее Ferus. На этой выставке состоялся дебют поп-арта на Западном побережье[5]. В США абстрактный экспрессионизм был доминирующим в послевоенный период, и не только «изящные искусства» были ценными и эстетичными, но также существовал и мистический уклон. Это противоречие привело к большой дискуссии о достоинствах и этике таких работ. Мотивы Уорхола как художника были под сомнением, но они по-прежнему актуальны и по сей день. Большой общественный переполох помог превратить Уорхола из опытного коммерческого иллюстратора 1950-х годов в заметного художника, и это помогало отличить его от других восходящих художников. Хотя коммерческий спрос на его картины возник не сразу, ассоциация Уорхола с этой темой привела к тому, что его имя стало синонимом картины с супом «Кэмпбелл». На волне успеха в 1960-е годы одноразовых бумажных платьев, «Campbell Soup Company» в целях рекламы выпустила бумажное «СУПер-платье» (англ. Souper Dress), на основе этой серии картин Уорхола. Эту модель платья можно было заказать по почте, заплатив за неё один доллар и отправив две этикетки от банок супа[6].
Уорхол впоследствии в течение трёх различных этапов своей карьеры создал широкий спектр работ, изображающих консервные банки «Кэмпбелл», и произвёл другие работы, используя самые разные образы из мира коммерции и средств массовой информации. Сегодня банки супа «Кэмпбелл», как правило, используется в отношении к исходному набору картин, а также более поздние рисунки Уорхола и картины, изображающих эти банки. Из-за возможной популярности целой серии тематических работ репутация Уорхола выросла до точки, где он стал не только самым известным американским поп-арт художником[7], но и стоимость его работ была самой высокой среди живших в это время американских художников[8].
- ↑ 1 2 https://www.moma.org/collection/works/79809
- ↑ 1 2 The Collection (неопр.). Музей современного искусства (2007). Дата обращения 27 марта 20016.
- ↑ Angell, p. 38.
- ↑ Livingstone, p. 32.
- ↑ Lippard, p. 158.
- ↑ Хайнеманн, Барбара. Курирование выставки: искусство и мода // Мода и искусство / Пер. с англ. Е. Демидовой. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. — 272 с. — ISBN 978-5-4448-0289-2.
- ↑ Stokstad, p. 1130.
- ↑ Bourdon p. 307.
№ п/п | Цена, в млн | Картина | Изобр. | Художник | Год создания | Дата продажи | Продавец | Покупатель | Место продажи |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | $450,3[1][2] | Спаситель мира, около 1499 | приписывается Леонардо да Винчи | 1499 | 15.11.2017 | Дмитрий Рыболовлев | Мухаммед ибн Салман Аль Сауд | Christie’s, Нью-Йорк | |
2 | $179,3[3] | Алжирские женщины, 1955 | Пабло Пикассо | 1955 | 11.05.2015 | неизв. | Хамад бен Джасим бен Джабер Аль Тани | Christie’s, Нью-Йорк | |
3 | $170,4[4] | Лежащая обнажённая, 1917—1918 | Амедео Модильяни | 1918 | 09.11.2015 | Laura Mattioli Rossi | Лю Ицянь | Christie’s, Нью-Йорк | |
4 | $157,2 | Лежащая обнажённая, 1917 | Амедео Модильяни | 1917 | 15.05.2018 | Джон Маньер | аноним | Christie’s, Нью-Йорк | |
5 | $142,4[5][6] | Три наброска к портрету Люсьена Фрейда — триптих, 1969 | Фрэнсис Бэкон | 1969 | 12.11.2013 | Элейн Уинн | Christie’s, Нью-Йорк | ||
6 | $119,9[7][8] | Крик (4-я картина серии), 1893—1910 | Эдвард Мунк | 1910 | 02.05.2012 | Петтер Олсен | Леон Блэк | Sotheby’s, Нью-Йорк | |
7 | $115 | Молодая девушка с цветочной корзиной, 1905 | Пабло Пикассо | 1905 | 10.05.2018 | Дэвид и Пегги Рокфеллер | Аноним | Christie’s, Нью-Йорк | |
8 | $110,5[9] | Без названия, 1982 | Баския, Жан-Мишель | 1982 | 19.05.2017 | ||||
9 | $106,5[5][8] | Обнажённая, зелёные листья и бюст, 1932 | Пабло Пикассо | 1932 | 05.05.2010 | аноним | Christie’s, Нью-Йорк | ||
10 | $105,4[10] | Серебряная автокатастрофа (двойная), 1963 | Энди Уорхол | 1963 | 13.11.2013 | ||||
11 | $104,1[5] | Мальчик с трубкой, 1905 | Пабло Пикассо | 1905 | 04.05.2004 | Дж. Уитни | Barilla Group? | Sotheby’s, Нью-Йорк | |
12 | $95,2[5] | Дора Маар с кошкой, 1941 | Пабло Пикассо | 1941 | 03.05.2006 | ||||
13 | $87,9[5] | Портрет Адели Блох-Бауэр II, 1912 | Густав Климт | 1912 | 08.11.2006 | ||||
14 | $86,7[5][11][12] | Оранжевый, красный, жёлтый, 1961 | Марк Ротко | 1961 | 08.05.2012 | ||||
15 | $86,281[5] | Триптих, 1976 | Фрэнсис Бэкон | 1976 | май 2008 | Роман Абрамович | |||
16 | $85 | Супрематическая композиция, 1916 | Казимир Малевич | 1916 | 15.05.2018 | Christie’s, Нью-Йорк | |||
17 | $84,7 | Кувшинки в цвету | Клод Моне | 1914—1917 | 08.05.2018 | Дэвид и Пегги Рокфеллер | Christie’s, Нью-Йорк | ||
18 | $84,2[13] | Черный огонь I, 1961 | Барнетт Ньюман | 1961 | 13.05.2014 | ||||
19 | $82,5[5][6] | Портрет доктора Гаше, 1890 | Винсент ван Гог | 1890 | 15.05.1990 | ||||
20-21 | $81,9[14] | Тройной Элвис, 1963 | Энди Уорхол | 1963 | 12.11.2014 | ||||
20-21 | $81,9[15] | № 10, 1961 | Марк Ротко | 1961 | 15.05.2015 | ||||
22-23 | $80,8 | Одалиска, лежащая с магнолиями | Анри Матисс | 1923 | 08.05.2018 | Дэвид и Пегги Рокфеллер | Christie’s, Нью-Йорк | ||
22-23 | $80,8[13] | Три этюда к портрету Джона Эдвардса — триптих, 1984 | Фрэнсис Бэкон | 1984 | 13.05.2014 | ||||
24 | $80,5 (£40,9) | Пруд с кувшинками, 1919 | Клод Моне | 1919 | июнь 2008 | ||||
25 | $78,1 | Бал в Мулен де ла Галетт (уменьшенная авторская копия), 1876 | Пьер Огюст Ренуар | 1876 | 17.05.1990 | ||||
26 | $76,8 (£49,5) | Избиение младенцев, 1611 | Петер Пауль Рубенс | 1611 | 10.07.2002 | ||||
27 | $75,1[16] | № 1 (Королевский красный и голубой), 1954 | Марк Ротко | 1954 | 13.11.2012 | ||||
28 | $72,8 | Белый центр (жёлтое, розовое и лиловое на розовом) 1950 | Марк Ротко | 1950 | 15.05.2007 | ||||
29 | $71,7 | Зелёная автокатастрофа (Зелёная горящая машина I), 1963 | Энди Уорхол | 1963 | 16.05.2007 | ||||
30 | $71,5 | Портрет художника без бороды, 1889 | Винсент ван Гог | 1889 | 19.11.1998 | ||||
31 | $70,5[17] | Без названия (Нью-Йорк), 1968 | Сай Твомбли | 1968 | 11.11.2015 | ||||
32-33 | $69,6[18] | Без названия, 1970 | Сай Твомбли | 1970 | 12.11.2014 | ||||
32-33 | $69,6[19] | Четыре Марлона, 1966 | Энди Уорхол | 1966 | 12.11.2014 | ||||
34 | $69 | Обнажённая, сидящая на диване, 1917 | Амедео Модильяни | 1917 | 02.11.2010 | ||||
35 | $67,4[20] | Бюст женщины (женщина в сеточке для волос), 1938 | Пабло Пикассо | 1938 | 11.05.2015 | ||||
36 | $66,3[21] | Аликамп, 1888 | Винсент ван Гог | 1888 | 05.05.2015 | Christie’s, Нью-Йорк | |||
37 | $66,2[13] | Без названия, 1952 | Марк Ротко | 1952 | 13.05.2014 | ||||
38 | $65,5 (¥425,5) | Орёл, сидящий на сосне, 1946 | Ци Байши | 1946 | 22.05.2011 | ||||
39 | $63,4 | Мужчины в её жизни, 1962 | Энди Уорхол | 1962 | 08.11.2010 | ||||
40 | $62,8[13] | Расовые беспорядки, 1964 | Энди Уорхол | 1964 | 13.05.2014 | ||||
41 | $62,1 (¥402,5) | Переселение Жичуана, ок. 1350 | Ван Мэн | 1350 | 04.06.2011 | ||||
42 | $61,7 | 1949-A-№ 1, 1949 | Клиффорд Стилл | 1949 | 09.11.2011 | ||||
43 | $60,5 | Натюрморт с кувшином и драпировкой, 1893—1894 | Поль Сезанн | 1894 | 06.10.1999 | ||||
44 | $48,8 | Затуманенные головы, 1982 | Жан-Мишель Баския | 1982 | 16.05.2013 |