Катя Суворова, режиссёр: «Миру интересно, что происходит в Казахстане»
Уже больше года документальный фильм Кати Суворовой «Завтра море», рассказывающий истории жителей сегодняшних берегов пересохшего Арала, путешествует по кинофестивалям. По словам режиссера, в каждой стране возникает своя уникальная привязка к теме, своя дискуссия и свой интерес. Кроме этого, международную аудиторию как правило интересует, где же остальные документалисты из Казахстана.
Я читала, что на последнем фестивале, где показывали «Завтра море» (фестиваль им. Жана Руша в Париже.— V) был аншлаг, зал был переполнен, а некоторым пришлось даже смотреть фильм из будки киномеханика. Как ты сама объясняешь такой интерес к фильму за рубежом?
С показом в Париже для меня в этом смысле не было ничего удивительного. Я вообще стала этот фильм снимать, потому что так много вопросов об Аральском море получала, когда ездила раньше куда-то на фестивали.
Это во-первых, а во-вторых, я за весь год заметила на разных фестивалях, что в каждой стране с этой темой часто бывает свое подключение. Например, в Тайване у нас было бурное обсуждение, потому что у них сейчас своя дискуссия идет, что они, возможно, убивают океанический шельф возле себя. Я когда улетала в эту сторону, у меня была пересадка в Сеуле, и я это увидела: длинный пустой пляж, сначала пролетаешь на самолёте ряд заводов, потом там полоса отчуждения жёлтая, и такая зелёная вода.
Мы, живя в Казахстане, находимся вообще полностью в неподключении к ситуации. И я считаю, что у нас и в прессе это не рассказывается так, чтобы людям было доступно. Это не рассказывается так, чтобы, например, школьникам было интересно сделать свое исследование, или в школьном автобусе съездить посмотреть на дамбу, как все это выглядит. Этого нет.
Что еще вскрылось на фестивале в Москве в прошлом году? Там спросили, почему от нас так мало документальных фильмов приходит. И я опять же, оторвав голову от рабочего стола, поняла, что действительно у меня не так много коллег здесь в Казахстане.
Этот год фестивальный для меня выяснил, что миру интересно узнать, что происходит в Казахстане, чем люди здесь живут, занимаются, о чём думают — именно в такой форме документального рассказа, который является прицельным и в каком-то смысле доказательным, такое погружение в среду. То есть людям интересен Казахстан так или иначе – как участник огромного интересного пространства реальности, и в отношении СНГ и всей этой постсоветской истории. И если этому [мировому] пространству более-менее понятно, что происходит с большинством из стран, то с Казахстаном им не понятно, что происходит. То есть они получают государственную какую-то медиа-упаковку, и все понимают, как к ней можно относиться… То есть это просто рекламный месседж.
Но даже если документальные фильмы докажут, что в Казахстане действительно такая жизнь, как в рекламных месседжах, это уже интересно. Но скорее всего все это опровергается, а этого опровержения нет. Нет потока фильмов молодых документалистов, которые объездили весь Казахстан и из своих разных городов шлют привет вселенной.
Ничего этого нет, и они задают вопрос: «А что у вас вообще происходит с документалистикой? Где ваши фильмы? Почему такой поток фильмов из Грузии, стран Прибалтики, даже из Киргизии – ведь у Киргизии вообще очень мощно кинематограф сейчас стоит? Что у вас там в Казахстане?». И я была очень ошарашена всем этим.
Я тогда подумала, что у нас самые политические фильмы все-таки снимает игровик Адильхан Ержанов. Я их еще и очень документальными при этом считаю, потому что когда в его сюрреалистичных фильмах они там строят выставочный павильон, я думаю: «А-а-а, вот как делается политическое документальное кино в Казахстане. Оно вот так делается просто».
А почему так происходит? Почему в Казахстане нет молодых документалистов, и нам самим не интересно, что происходит в стране?
Я думаю, что это все-таки следствие, в том числе, и политической стагнации.
Потому что тот факт, что молодые ребята не ходят на выборы, уже говорит о том, что они предпочитают от некоторых вопросов держаться в стороне, и им это удается.
Все-таки документальное кино не столько дает возможность для самовыражения и художественного жеста, для какой-то лирики – это скорее размышление все время. Это необходимость постоянно быть включенным в поток времени, в настоящий момент и желание делать некий анализ.
Вообще в англоязычной среде мы говорим не «documentary», a «live action cinema». Потому что в слове «документальность» есть как будто некая доказательность, что вот как есть, так и зафиксировалось. Но на самом деле это не так. Ты собираешь массу фрагментов реальности для того, чтобы рассказать еще и то, что ты знаешь за рамками этой конкретной истории. И все это пропуская через себя, ты делаешь рассказ. То есть тут документа как такового нет. Есть твое очень личное восприятие реальности, и ты его через любую историю можешь выразить.
И вот я размышляла, почему этого нет, и мой ответ был такой, что это все-таки в целом политическая стагнация в стране.
Например, в Тайване я была восхищена тем, что там в этом отношении происходит. Там организатор фестиваля мне рассказал, что существует госпрограмма, по которой он ведет уже несколько лет кружок документалистов, спонсируемый государством. Это школа документалистов, в которую поступить может любой человек любого возраста, и у него есть и школьники, есть и старики – разные люди. Государство выдает тебе стипендию на дорогу, чтобы ездить в этот город на электричке из любой части острова, или на камеру маленькую. Хочешь, на телефон снимай. Единственный принцип, по которому ты поступаешь в эту школу, это заявка на идею фильма. Он говорит: «Мы убеждаем наше правительство, что нам необходимо документальное кино, чтобы показать людям, что мы индивидуальны, что у нас есть своя культура, свой взгляд, что мы не часть Китая, а люди, которые живут тут по историческим причинам, и что мы в чём-то, да, другие».
Поэтому тот факт, что иногда Адильхан все еще получает финансирование от государства, меня всегда вдохновляет и как-то воодушевляет. Но я все еще вижу, что основной поток документальных фильмов, которые получают госфинансирование — это очень нейтральные картины, это портреты ныне живущих выдающихся людей или исторических личностей. Но репортажи с мест событий, в которых не заложена никакая рекламная коннотация, а показана просто реальность, которая, да, двусмысленна часто и противоречива — вот эти фильмы я не вижу, чтобы они производились. Чтобы хоть на десять рекламных портретов казахстанских кинодеятелей выходил один фильм молодого выпускника академии, который поехал в свою деревню и снял, как каспийских рыбаков переселяют, потому что шельф Каспия очень сильно в сторону нефтяной добычи переходит. Я этого фильма не вижу. И я не вижу такого фильма, снятого на телефон, тоже. Но это другая плоскость. Это из-за того, что ребята, уже будучи студентами, чувствуют, что они не найдут вообще никакую поддержку в этой зоне, и потихоньку туда и не идут.
Какая тогда у тебя вообще мотивация рассказывать в Казахстане наши местные истории? Если, во-первых, к ним достаточно пассивно относятся, и во-вторых, не финансируют…
Ну, никакой нет мотивации (смеется).
Почему ты не снимаешь рекламу?
Мы на днях разговаривали с Наргиз Шукеновой, которая сейчас руководит фестивалем Clique, а по образованию она продюсер кино. И мы поделились тем, что поняли: у нас иллюзия того, для чего мы учились, спала. Мы поняли, что реальность довольно сурова. Довольно сложно делать то, для чего мы поступили учиться. Просто ты к этому моменту уже полжизни идёшь в эту сторону, и что дальше? Дальше просто начинаешь уже в предлагаемых обстоятельствах действовать.
Я достаточно много путешествовала в своей жизни, в других странах жила. Мне часто друзья говорят: «Может, тебе еще куда-то поехать? Пожить, поучиться, мир посмотреть?». И я думаю, да, я могу поехать смотреть мир как сторонний наблюдатель.
Но на самом деле делать высказывание, в котором есть хоть какая-то платформа действительно реальных событий и взаимосвязь моего понимания и происходящего — я могу это делать только там, где я долго и основательно живу. А в любом месте, куда я зачем-то приеду делать что угодно, я буду все время болтаться на поверхности и делать рекламные видосики. Я думаю так. Путешествуя и видя, какая крутая поддержка у документалистов в других странах, я, конечно, думаю: не сжигаю ли я свою жизнь на сопротивление обстоятельствам? Ну а с другой стороны, те люди, которые родились в других странах, они и работают в других обстоятельствах. Мы родились здесь, мы работаем в тех условиях, которые нам даны, поэтому ситуация не в выборе. Ситуация в том, что ты принимаешь свою жизнь такой, какая она есть.
фото — Катя Суворова
фото
jpg",
"mediaFocalPoint": {
"x": 0.5,
"y": 0.5,
"source": 3
},
"colorData": {
"topLeftAverage": "535353",
"topRightAverage": "464646",
"bottomLeftAverage": "383838",
"bottomRightAverage": "686868",
"centerAverage": "9a9a9a",
"suggestedBgColor": "545454"
},
"urlId": "8dx8xarpiqy28wtqm2czg9ec95pex9",
"title": "",
"body": null,
"likeCount": 0,
"commentCount": 0,
"publicCommentCount": 0,
"commentState": 2,
"unsaved": false,
"author": {
"id": "5e5aa42a8b68430760fa5c0f",
"displayName": "Katya Suvorova",
"firstName": "Katya",
"lastName": "Suvorova",
"bio": ""
},
"assetUrl": "https://images.
squarespace-cdn.com/content/v1/5e5aa430c791cf3c57025333/1649642224837-O9V075V23VMOXY5B86SY/SugaredSpring.jpg",
"contentType": "image/jpeg",
"items": [ ],
"pushedServices": { },
"pendingPushedServices": { },
"recordTypeLabel": "image",
"originalSize": "3089×2048"
}
}, {
"title": "Star 82 issue 10.2",
"description": "<p class=\"\" style=\"white-space:pre-wrap;\"><a href=\"http://star82review.com/10.2/suvorova-dawdlin.html\">dawdlin’<\/a><\/p>",
"button": {
"buttonText": "Click Here",
"buttonLink": "/"
},
"imageId": "62b9feb95d66ec7ea7b9f05f",
"mediaFocalPoint": {
"x": 0.5,
"y": 0.5
},
"image": {
"id": "62b9feb95d66ec7ea7b9f05f",
"recordType": 2,
"addedOn": 1656356537220,
"updatedOn": 1656356542394,
"workflowState": 1,
"publishOn": 1656356537220,
"authorId": "5e5aa42a8b68430760fa5c0f",
"systemDataId": "1656356538794-LG8OBP7Q6OANQHMPPSA2",
"systemDataVariants": "1565×1037,100w,300w,500w,750w,1000w,1500w",
"systemDataSourceType": "JPG",
"filename": "dawdlin’original.
jpg",
"mediaFocalPoint": {
"x": 0.5,
"y": 0.5,
"source": 3
},
"colorData": {
"topLeftAverage": "a2a297",
"topRightAverage": "a19e97",
"bottomLeftAverage": "a09d99",
"bottomRightAverage": "b3afa7",
"centerAverage": "bbb59a",
"suggestedBgColor": "9c9782"
},
"urlId": "ufyfk9qdwbrhzfrp51pztmuk6iy52c",
"title": "",
"body": null,
"likeCount": 0,
"commentCount": 0,
"publicCommentCount": 0,
"commentState": 2,
"unsaved": false,
"author": {
"id": "5e5aa42a8b68430760fa5c0f",
"displayName": "Katya Suvorova",
"firstName": "Katya",
"lastName": "Suvorova",
"bio": ""
},
"assetUrl": "https://images.
squarespace-cdn.com/content/v1/5e5aa430c791cf3c57025333/1656356538794-LG8OBP7Q6OANQHMPPSA2/dawdlin%27original.jpg",
"contentType": "image/jpeg",
"items": [ ],
"pushedServices": { },
"pendingPushedServices": { },
"recordTypeLabel": "image",
"originalSize": "1565×1037"
}
}, {
"title": "Star 82 issue 10.2",
"description": "<p class=\"\" style=\"white-space:pre-wrap;\"><a href=\"http://www.star82review.com/10.2/suvorova-slender.html\">slender<\/a><\/p>",
"button": {
"buttonText": "Click Here",
"buttonLink": "/"
},
"imageId": "62b9fea485c21b011bd5302c",
"mediaFocalPoint": {
"x": 0.5,
"y": 0.5
},
"image": {
"id": "62b9fea485c21b011bd5302c",
"recordType": 2,
"addedOn": 1656356516310,
"updatedOn": 1656356521172,
"workflowState": 1,
"publishOn": 1656356516310,
"authorId": "5e5aa42a8b68430760fa5c0f",
"systemDataId": "1656356517598-T9ZN8QRCSHDFLFBD0EAK",
"systemDataVariants": "1565×1037,100w,300w,500w,750w,1000w,1500w",
"systemDataSourceType": "JPG",
"filename": "slenderoriginal.
squarespace-cdn.com/content/v1/5e5aa430c791cf3c57025333/1656356517598-T9ZN8QRCSHDFLFBD0EAK/slenderoriginal.jpg",
"contentType": "image/jpeg",
"items": [ ],
"pushedServices": { },
"pendingPushedServices": { },
"recordTypeLabel": "image",
"originalSize": "1565×1037"
}
}, {
"title": "Tiny Seed Literary Journal",
"description": "<p class=\"\" style=\"white-space:pre-wrap;\"><a href=\"https://tinyseedjournal.com/2022/05/31/almost/\">almost<\/a><\/p>",
"button": {
"buttonText": "Click Here",
"buttonLink": "/"
},
"imageId": "629d2c2aba24eb3bd4aa542e",
"mediaFocalPoint": {
"x": 0.5,
"y": 0.5
},
"image": {
"id": "629d2c2aba24eb3bd4aa542e",
"recordType": 2,
"addedOn": 1654467626099,
"updatedOn": 1654467631353,
"workflowState": 1,
"publishOn": 1654467626099,
"authorId": "5e5aa42a8b68430760fa5c0f",
"systemDataId": "1654467626190-ICHVC5BHI2989TXH81M6",
"systemDataVariants": "470×311,100w,300w",
"systemDataSourceType": "JPG",
"filename": "almost.
jpg",
"mediaFocalPoint": {
"x": 0.5,
"y": 0.5,
"source": 3
},
"colorData": {
"topLeftAverage": "8b7a65",
"topRightAverage": "72665e",
"bottomLeftAverage": "795241",
"bottomRightAverage": "3e424c",
"centerAverage": "beb6a8",
"suggestedBgColor": "7e7062"
},
"urlId": "wpfuqj7n3ihr416axjgwxhnypdhmoo",
"title": "",
"body": null,
"likeCount": 0,
"commentCount": 0,
"publicCommentCount": 0,
"commentState": 2,
"unsaved": false,
"author": {
"id": "5e5aa42a8b68430760fa5c0f",
"displayName": "Katya Suvorova",
"firstName": "Katya",
"lastName": "Suvorova",
"bio": ""
},
"assetUrl": "https://images.
squarespace-cdn.com/content/v1/5e5aa430c791cf3c57025333/1654467626190-ICHVC5BHI2989TXH81M6/almost.jpg",
"contentType": "image/jpeg",
"items": [ ],
"pushedServices": { },
"pendingPushedServices": { },
"recordTypeLabel": "image",
"originalSize": "470×311"
}
}, {
"title": "Las Laguna Art Gallery",
"description": "<p class=\"\" style=\"white-space:pre-wrap;\"><a href=\"https://www.laslagunaartgallery.com/2022women\"> cobwebs<\/a><\/p>",
"button": {
"buttonText": "Click Here",
"buttonLink": "/"
},
"imageId": "62aa2d1ea67c463a4f69f8aa",
"mediaFocalPoint": {
"x": 0.24825174825174826,
"y": 0.6243386243386244
},
"image": {
"id": "62aa2d1ea67c463a4f69f8aa",
"recordType": 2,
"addedOn": 1655319838137,
"updatedOn": 1655319843314,
"workflowState": 1,
"publishOn": 1655319838137,
"authorId": "5e5aa42a8b68430760fa5c0f",
"systemDataId": "1655319839704-B7IOZL4S52V1Zh2K38h5",
"systemDataVariants": "3091×2048,100w,300w,500w,750w,1000w,1500w,2500w",
"systemDataSourceType": "JPG",
"filename": "cobwebs.
jpg",
"mediaFocalPoint": {
"x": 0.5,
"y": 0.5,
"source": 3
},
"colorData": {
"topLeftAverage": "504f45",
"topRightAverage": "1f1e19",
"bottomLeftAverage": "171814",
"bottomRightAverage": "131412",
"centerAverage": "383933",
"suggestedBgColor": "32352f"
},
"urlId": "ff7uk3kaq1bobtoqaxreboz66w0ar1",
"title": "",
"body": null,
"likeCount": 0,
"commentCount": 0,
"publicCommentCount": 0,
"commentState": 2,
"unsaved": false,
"author": {
"id": "5e5aa42a8b68430760fa5c0f",
"displayName": "Katya Suvorova",
"firstName": "Katya",
"lastName": "Suvorova",
"bio": ""
},
"assetUrl": "https://images.
squarespace-cdn.com/content/v1/5e5aa430c791cf3c57025333/1655319839704-B7IOZL4S52V1Zh2K38h5/cobwebs.jpg",
"contentType": "image/jpeg",
"items": [ ],
"pushedServices": { },
"pendingPushedServices": { },
"recordTypeLabel": "image",
"originalSize": "3091×2048"
}
} ],
"styles": {
"imageFocalPoint": {
"x": 0.5,
"y": 0.5
},
"imageOverlayOpacity": 0.3,
"backgroundColor": "white",
"sectionTheme": "light",
"imageEffect": "none",
"backgroundMode": "image",
"backgroundImage": null
},
"video": {
"filter": 1,
"videoFallbackContentItem": null,
"nativeVideoContentItem": null,
"videoSourceProvider": "none"
},
"backgroundImageFocalPoint": null,
"backgroundImageId": null,
"options": {
"maxColumns": 3,
"isCardEnabled": false,
"isMediaEnabled": true,
"isTitleEnabled": true,
"isBodyEnabled": true,
"isButtonEnabled": false,
"mediaAspectRatio": "4:3",
"layoutWidth": "full",
"mediaWidth": {
"value": 100,
"unit": "%"
},
"mediaAlignment": "left",
"contentWidth": {
"value": 100,
"unit": "%"
},
"titleAlignment": "left",
"bodyAlignment": "left",
"buttonAlignment": "left",
"titlePlacement": "center",
"bodyPlacement": "center",
"buttonPlacement": "center",
"cardVerticalAlignment": "top",
"contentOrder": "content-first",
"verticalPaddingTop": {
"value": 10,
"unit": "vmax"
},
"verticalPaddingBottom": {
"value": 10,
"unit": "vmax"
},
"spaceBetweenColumns": {
"value": 60,
"unit": "px"
},
"spaceBetweenRows": {
"value": 60,
"unit": "px"
},
"spaceBetweenContentAndMedia": {
"value": 6,
"unit": "%"
},
"spaceBelowTitle": {
"value": 6,
"unit": "%"
},
"spaceBelowBody": {
"value": 6,
"unit": "%"
},
"cardPaddingTop": {
"value": 20,
"unit": "px"
},
"cardPaddingRight": {
"value": 20,
"unit": "px"
},
"cardPaddingBottom": {
"value": 20,
"unit": "px"
},
"cardPaddingLeft": {
"value": 20,
"unit": "px"
},
"titleFontSize": "heading-2",
"bodyFontSize": "paragraph-2",
"buttonFontSize": "button-medium",
"customOptions": {
"customTitleFontSize": {
"value": 1.
2,
"unit": "rem"
},
"customBodyFontSize": {
"value": 0.9,
"unit": "rem"
},
"customButtonFontSize": {
"value": 0.8,
"unit": "rem"
}
}
},
"layout": "simple",
"isSectionTitleEnabled": true,
"sectionTitle": "<p class=\"\" style=\"white-space:pre-wrap;\">photos<\/p>",
"spaceBelowSectionTitle": {
"value": 70,
"unit": "px"
},
"sectionTitleAlignment": "left",
"isSectionButtonEnabled": false,
"sectionButton": {
"buttonText": "Make It",
"buttonLink": "#",
"buttonNewWindow": false
},
"sectionButtonSize": "large",
"sectionButtonAlignment": "left",
"spaceAboveSectionButton": {
"value": 70,
"unit": "px"
}
}» data-media-alignment=»left» data-title-alignment=»left» data-body-alignment=»left» data-button-alignment=»left» data-title-placement=»center» data-body-placement=»center» data-button-placement=»center» data-layout-width=»full» data-title-font-unit=»rem» data-description-font-unit=»rem» data-button-font-unit=»rem» data-space-between-rows=»60px» data-space-between-columns=»60px» data-vertical-padding-top-value=»10″ data-vertical-padding-bottom-value=»10″ data-vertical-padding-top-unit=»vmax» data-vertical-padding-bottom-unit=»vmax»>Свет, пространство и время Интернет-галерея искусств
s ugared spring
Звезда 82 выпуск 10.
2бездельник
Звезда 82 выпуск 10.2
тонкий
Литературный журнал Tiny Seed
Почти
Художественная галерея Лас-Лагуна
паутина
Мода для ногтей, новости, фотографии и видео
Мода для ногтей, новости, фотографии и видео | МодаПерейти к основному содержанию
Знаменитые мастера маникюра о зимнем дизайне ногтей, которые стоит попробовать
Киана Мерден
Это кольцо из палетки для ногтей стало сенсацией в Instagram0044 Лучшие бьюти-инстаграмы недели: Эшли Грэм, Алисия Киз и другие
8 цветов осеннего лака для ногтей, которые лучше черного
By Jenna Rennert
5 самых шоу — Похищение тенденций красоты на Неделе моды в Нью-Йорке
new-york-fashion-week-fall-2019-beauty-trends-makeup-hair
org/Person»> By Zoe Ruffner
5 Головокружительная вечеринка Маникюр для завершения года на ура
Зои Раффнер
Почему бледный маникюр так подходит для осени
Дженна Реннерт
By Jenna Rennert
Ногти Мисси Эллиотт настолько большие, что на них есть портрет принца
org/Person»> By Jenna Rennert By Monica Kim Селия Элленберг icon История инкрустированного кристаллами маникюра Cardi B на церемонии вручения премии «Грэмми» в 2018 году
5 ослепительных идей праздничного маникюра от культового мастера маникюра
Темные ногти — это так прошлым летом! Почему бледный маникюр подходит для осени Inline
