Дочь сесиль гала: Почему дочь Галы не общалась с матерью, и как сложилась её жизнь: «дитя сюрреализма» Сесиль Элюар

Почему дочь Галы не общалась с матерью, и как сложилась её жизнь: «дитя сюрреализма» Сесиль Элюар


Как известно, у Сальвадора Дали не было детей. А вот у его музы и супруги Галы была дочь, появившаяся на свет в первом браке Елены Дьяконова и Поля Элюара. Сесиль Элюар прожила без малого сто лет и на протяжении всей своей жизни старательно избегала публичности. Была ли счастливой судьба этой девочки, получившей прозвище «дитя сюрреализма», и почему она никогда не давала интервью ни о своей матери, ни о её эпатажном муже, гениальном Сальвадоре Дали?

Плод любви

Елена Дьяконова Гала и Поль Элюар. / Фото: www.mtdata.ru

Знакомство Поля Элюара и Елены Дьяконова состоялось в 1912 году в швейцарском городке Клавадель, где они оба оказались на лечении в местном санатории. Разъехавшись после окончания курса, Поль и Елена не потеряли друг друга из вида. Первое для обоих чувство было ярким, а желание прожить вместе всю жизнь казалось вполне естественным.

Елена Дьяконова. / Фото: www.sm-news.ru

Разлука лишь распалила их страсть, а Первая мировая война стала тем катализатором, который лишь ускорил их воссоединение. Гала приехала к возлюбленному в Париж, а он даже не смог встретить её на вокзале из-за службы в армии. Впрочем, в его чувствах ей сомневаться не приходилось.

Семья Поля приняла подругу сына довольно прохладно, но для влюблённых это не имело никакого значения. В мае 1918 года, спустя почти полтора года после бракосочетания Поля и Галы, на свет появилась малышка Сесиль.

Дитя сюрреализма

Сесиль Элюар на руках матери. / Фото: www.izbrannoe.com

Поль сразу же проникся нежностью к крохе, ведь он находил в ней черты любимой женщины. Но для Галы рождение дочери стало помехой к привычному и свободному образу жизни. Молодая мама не могла больше вести споры о судьбе искусства, блистать в обществе, доказывая самой себе и окружающим собственную уникальность и возвышенность.

В то время, как муж встречался с деятелями искусства, Гала вынуждена была скучать в обществе дочери. В такие дни Гала сердилась и, кажется, даже ненавидела Сесиль. Со злостью, которую молодая мать даже не пыталась скрывать, гала отправляла дочь «погулять в саду». Она винила дочь в том, что оказалась оторвана от общества. И обрекала на тоскливое одиночество собственную дочь, проводившую время где-то за границами материнской любви. Сесиль не суждено было почувствовать на себе любовь мамы.

Сесиль Элюар с родителями. / Фото: www.izbrannoe.com

Зато отец души не чаял в своей малышке. Как только она подросла, он обязательно водил её повсюду с собой и с гордостью представлял своим друзьям. Другое дело, что Сесиль повышенное внимание со стороны отцовских друзей не слишком нравилось. Ей они все казались старыми и скучными. Кроме, может быть, Пабло Пикассо, посещавшем в компании девочки боксёрские матчи и позволявшим ей без предупреждения навещать его в мастерской.

Пабло Пикассо, портрет Сесиль Элюар. / Фото: www.pinimg.com

Макс Эрнст и Пабло Пикассо рисовали Сесиль, Майн Рэй фотографировал её, малышка терпеливо позировала, но ей и в голову не приходило гордиться своим окружением. Она считала такое положение вещей вполне естественным. Впрочем, другого она и не знала. Лишь одно беспокоило Сесиль – полнейшее равнодушие к ней матери.

Вечная боль

Елена Дьяконова Гала и Поль Элюар. / Фото: www.twimg.com

Могла ли Сесиль не видеть, что происходит в жизни родителей? Сначала с ними вместе поселился Макс Эрнст, а папа на глазах дочери становился всё мрачнее. Но Поль Элюар мужественно делал лицо, пытаясь оставаться верным пропагандируемым в их кругу принципам свободной любви. Он не представлял своей жизни без Галы и готов был на всё, чтобы только удержать её.

После Поль попытался сбежать от наваждения по имени Гала в Азию, но ничего у него не вышло. Но главное испытание ждало его впереди. Когда в жизни Галы появился Сальвадор Дали, ему пришлось навсегда проститься с женой. Как и Сесиль предстояло попытаться забыть о матери.

Гала и Сальвадор Дали. / Фото: www.vecernji.hr

После того, как Гала и Сальвадор Дали стали жить вместе, мать перестала даже вспоминать о том, что дочь вообще была в её жизни. Впрочем, точно с такой же лёгкостью она вычеркнула из памяти свою первую любовь. Поль Элюар отчаянно тосковал, взывал к жалости и материнским чувствам, но всё было тщетно, Гала свой выбор уже сделала.

Позже Поль приведёт в дом свою вторую жену, которая в то время была представительницей древнейшей профессии. Ранимая и хрупкая Нуш, волею судьбы оказавшаяся на панели, постаралась стать Элюару хорошей женой и стать матерью для девочки. Сесиль тепло относилась к Нуш, но это была совсем не мама.

Сесиль Элюар с отцом. / Фото: www.liveinternet.ru

Сесиль Элюар впервые вышла замуж в 20-летнем возрасте за поэта Люка Декана, однако очень быстро с ним рассталась. В 26 лет она отправилась под венец с художником Жераром Вуллени. Позже она выходила замуж ещё два раза.

Спустя два года после второго замужества Сесиль скончалась Нуш, и любящая дочь, как могла, поддерживала отца, тяжело переживавшего утрату. Он пережил свою вторую жену всего на четыре года, правда, до того, как покинуть этот мир в 1952 году, он успел жениться на Доминик Лемор.

Гала и Сальвадор Дали. / Фото: www.pinimg.com

Гала никогда не поддерживала отношений с дочерью, и Сесиль лишь из газет узнала о тяжёлом состоянии матери. Тогда, в 1982 году дочь Галы сорвалась с места и отправилась в Порт-Льигат, надеясь на прощание увидеть женщину, вычеркнувшую её из своей жизни.

Но прислуга даже не пустила её на порог, поставив в известность: Гала не испытывает никакого желания видеть дочь. Блистательная Гала, вдохновительница и муза Дали, не позволила Сесиль обнять себя даже перед лицом смерти. А сама не вспомнила о ней, составляя завещание.

Сальвадор Дали «Портрет Поля Элюара».

/ Фото: www.artchive.ru

Но Сесиль проявила характер и по совету адвоката всё же заявила права на часть наследства. Спор между дочерью Галы и Испанским правительством закончился взаимовыгодно и даже без суда. Сесиль получила несколько экземпляров из коллекции своей матери, в том числе написанный Сальвадором Дали «Портрет Поля Элюара», и приличную сумму, исчисляемую миллионами долларов.

Сесиль Элюар. / Фото: www.elpuntavui.cat

После смерти матери Сесиль Элюар вовсе исчезла с поля зрения общественности. Она прожила тихую и незаметную жизнь, и всю жизнь занималась редкими и старинными книгами. Растила троих детей, позже радовалась появлению на свет внуков и правнуков. Им она и передала свою страсть к литературе и искусству.

Сесиль Элюар ушла из жизни 10 октября 2016 года и была похоронена рядом с отцом и его второй женой Нуш на кладбище Пер-Лашез.

Её имя вошло в историю искусств благодаря Сальвадору Дали, чьей женой и музой она была на протяжении многих лет. Ей удалось стать для него одновременно матерью, любовницей и другом, абсолютно незаменимой и обожаемой. Но Дали был далеко не единственным мужчиной для нее. Гала никогда не отказывала себе в своих желаниях и заставила художника потакать всем ее прихотям.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Нравится

«Дитя сюрреализма» Сесиль Элюар. Почему дочь Галы не общалась с матерью

Как известно, у Сальвадора Дали не было детей. А вот у его музы и супруги Галы была дочь, появившаяся на свет в первом браке Елены Дьяконовой и Поля Элюара. Сесиль Элюар прожила без малого сто лет и на протяжении всей своей жизни старательно избегала публичности.

Была ли счастливой судьба этой девочки, получившей прозвище «дитя сюрреализма», и почему она никогда не давала интервью ни о своей матери, ни о её эпатажном муже, гениальном Сальвадоре Дали?



Елена Дьяконова.

Знакомство Поля Элюара и Елены Дьяконовой состоялось в 1912 году в швейцарском городке Клавадель, где они оба оказались на лечении в местном санатории. Разъехавшись после окончания курса, Поль и Елена не потеряли друг друга из вида. Первое для обоих чувство было ярким, а желание прожить вместе всю жизнь казалось вполне естественным.

Разлука лишь распалила их страсть, а Первая мировая война стала тем катализатором, который лишь ускорил их воссоединение. Гала приехала к возлюбленному в Париж, а он даже не смог встретить её на вокзале из-за службы в армии. Впрочем, в его чувствах ей сомневаться не приходилось.

Семья Поля приняла подругу сына довольно прохладно, но для влюблённых это не имело никакого значения. В мае 1918 года, спустя почти полтора года после бракосочетания Поля и Галы, на свет появилась малышка Сесиль.

Поль сразу же проникся нежностью к крохе, ведь он находил в ней черты любимой женщины. Но для Галы рождение дочери стало помехой к привычному и свободному образу жизни. Молодая мама не могла больше вести споры о судьбе искусства, блистать в обществе, доказывая самой себе и окружающим собственную уникальность и возвышенность.

В то время, как муж встречался с деятелями искусства, Гала вынуждена была скучать в обществе дочери. В такие дни Гала сердилась и, кажется, даже ненавидела Сесиль. Со злостью, которую молодая мать даже не пыталась скрывать, гала отправляла дочь «погулять в саду». Она винила дочь в том, что оказалась оторвана от общества. И обрекала на тоскливое одиночество собственную дочь, проводившую время где-то за границами материнской любви. Сесиль не суждено было почувствовать на себе любовь мамы.


Сесиль Элюар с родителями.

Зато отец души не чаял в своей малышке. Как только она подросла, он обязательно водил её повсюду с собой и с гордостью представлял своим друзьям. Другое дело, что Сесиль повышенное внимание со стороны отцовских друзей не слишком нравилось. Ей они все казались старыми и скучными. Кроме, может быть, Пабло Пикассо, посещавшем в компании девочки боксёрские матчи и позволявшим ей без предупреждения навещать его в мастерской.


Пабло Пикассо, портрет Сесиль Элюар.

Макс Эрнст и Пабло Пикассо рисовали Сесиль, Майн Рэй фотографировал её, малышка терпеливо позировала, но ей и в голову не приходило гордиться своим окружением. Она считала такое положение вещей вполне естественным. Впрочем, другого она и не знала. Лишь одно беспокоило Сесиль – полнейшее равнодушие к ней матери.


Елена Дьяконова Гала и Поль Элюар.

Могла ли Сесиль не видеть, что происходит в жизни родителей? Сначала с ними вместе поселился Макс Эрнст, а папа на глазах дочери становился всё мрачнее. Но Поль Элюар мужественно делал лицо, пытаясь оставаться верным пропагандируемым в их кругу принципам свободной любви. Он не представлял своей жизни без Галы и готов был на всё, чтобы только удержать её.

После Поль попытался сбежать от наваждения по имени Гала в Азию, но ничего у него не вышло. Но главное испытание ждало его впереди. Когда в жизни Галы появился Сальвадор Дали, ему пришлось навсегда проститься с женой. Как и Сесиль предстояло попытаться забыть о матери.


Гала и Сальвадор Дали.

После того, как Гала и Сальвадор Дали стали жить вместе, мать перестала даже вспоминать о том, что дочь вообще была в её жизни. Впрочем, точно с такой же лёгкостью она вычеркнула из памяти свою первую любовь. Поль Элюар отчаянно тосковал, взывал к жалости и материнским чувствам, но всё было тщетно, Гала свой выбор уже сделала.

Позже Поль приведёт в дом свою вторую жену, которая в то время была представительницей древнейшей профессии. Ранимая и хрупкая Нуш, волею судьбы оказавшаяся на панели, постаралась стать Элюару хорошей женой и стать матерью для девочки. Сесиль тепло относилась к Нуш, но это была совсем не мама.


Сесиль Элюар с отцом.

Сесиль Элюар впервые вышла замуж в 20-летнем возрасте за поэта Люка Декана, однако очень быстро с ним рассталась. В 26 лет она отправилась под венец с художником Жераром Вуллени. Позже она выходила замуж ещё два раза.

Спустя два года после второго замужества Сесиль скончалась Нуш, и любящая дочь, как могла, поддерживала отца, тяжело переживавшего утрату. Он пережил свою вторую жену всего на четыре года, правда, до того, как покинуть этот мир в 1952 году, он успел жениться на Доминик Лемор.


Гала и Сальвадор Дали.

Гала никогда не поддерживала отношений с дочерью, и Сесиль лишь из газет узнала о тяжёлом состоянии матери. Тогда, в 1982 году дочь Галы сорвалась с места и отправилась в Порт-Льигат, надеясь на прощание увидеть женщину, вычеркнувшую её из своей жизни.

Но прислуга даже не пустила её на порог, поставив в известность: Гала не испытывает никакого желания видеть дочь. Блистательная Гала, вдохновительница и муза Дали, не позволила Сесиль обнять себя даже перед лицом смерти. А сама не вспомнила о ней, составляя завещание.


Сальвадор Дали «Портрет Поля Элюара».

Но Сесиль проявила характер и по совету адвоката всё же заявила права на часть наследства. Спор между дочерью Галы и Испанским правительством закончился взаимовыгодно и даже без суда. Сесиль получила несколько экземпляров из коллекции своей матери, в том числе написанный Сальвадором Дали «Портрет Поля Элюара», и приличную сумму, исчисляемую миллионами долларов.


Сесиль Элюар.

После смерти матери Сесиль Элюар вовсе исчезла с поля зрения общественности. Она прожила тихую и незаметную жизнь, и всю жизнь занималась редкими и старинными книгами. Растила троих детей, позже радовалась появлению на свет внуков и правнуков. Им она и передала свою страсть к литературе и искусству.

Сесиль Элюар ушла из жизни 10 октября 2016 года и была похоронена рядом с отцом и его второй женой Нуш на кладбище Пер-Лашез.

источник

Cécile Éluard – alexanderadamsart

[Изображение: Эрик Шааль, Сальвадор Дали и Гала работают над павильоном «Сон о Венере», 1939 . © Fundació Gala-Salvador Dalí, Фигерас, 2018 г. Права на изображение Gala et Salvador Dalí защищены. Fundació Gala-Salvador Dalí, Figueres, 2018.]

I. Жизнь Гала

Гала Дали вызвал неоднозначную реакцию публики. Ее считали музой, загадкой, чуткой культиваторшей творчества и развратной сердцеедкой. Она — одна из самых противоречивых фигур среди историков сюрреализма. Ее тень вырисовывается большой, простираясь на манер Далиана через пейзаж сюрреализма. Она была поражена рядом крупных творческих людей — среди прочих, у нее были отношения с Дали, Элюаром, Эрнстом и де Кирико, — но многие, кто встречался с ней, описывали ее как трудную и требовательную, вызывающую у знакомых больше уважения, чем привязанности. Прежде всего, она осталась в памяти и воображении миллионов людей как центральный повторяющийся предмет искусства ее мужа Сальвадора Дали, который был так предан ей, что обычно подписывался «Гала Сальвадор Дали».

Англоязычный перевод каталога недавней выставки в Национальном музее искусства Каталонии в Барселоне (5 июля — 14 октября 2018 г.) исследует жизнь Гала Дали, показывая потрясающие фотографии и личные документы. Это обзор каталога.

[Изображение: Неизвестный автор, Портрет Гала «Тет в замке» . © Fundació Gala-Salvador Dalí, Фигерас, 2018. Права на изображение Gala et Salvador Dalí защищены. Fundació Gala-Salvador Dalí, Фигерас, 2018. ]

Елена «Гала» Ивановна Дьяконова Элюар Дали родился в Казани, Россия, 7 сентября 1894 года. В раннем возрасте Гала страдала от туберкулеза, и ее семья из среднего класса отправила Галу в горный санаторий в Швейцарии. По прибытии в 1912 году она познакомилась с подающим надежды поэтом Полем Элюаром (1895–1952). У них завязался роман, который в 1916 году привел к свадьбе. Он часто писал о ней, ее красоте и гипнотическом взгляде, который вдохновлял многих художников, фотографов и писателей, связанных с движениями Дада и Сюрреализма.

Она была сложным персонажем, но это часто упускалось из виду из-за того, насколько скрытной она была в некоторых отношениях. Распространенное обвинение в том, что Гала была охотницей за деньгами – в отношении отношений – несправедливо. Когда она ушла от Элюара к молодому и бедному Дали в 1929 году, она пошла на риск, и это кажется искренним эмоциональным обязательством с обеих сторон. Ее влечение к мужчинам никогда не кажется материалистичным, хотя она и была материалисткой. Гала была одновременно освобождена своим блуждающим взглядом и в то же время поймана в ловушку своим либидо. По мере того, как она использовала свою свободу, она становилась все более зависимой от своего эротического влечения и романтических отношений. Утверждение ее независимости в сексуальных вопросах заперло ее в образе жизни, который привел к тому, что ее публично считали музой и любовницей. Хотя Эстрелла де Диего, автор каталога, справедливо отмечает, что взгляды русских женщин и испанок были связаны с влиянием ориентализма (выдвинутого Эдвардом Саидом), этот момент подвергается критике. Все культуры развивают нарративы, включающие взгляды на себя и чужие культуры, которые утверждают и повторяют стереотипные черты своих и чужих групп. Это явление не уникально для Западной Европы, а повторяющееся универсальное явление.

Хотя образ таинственной пожирающей богини — той, что очаровывает и отталкивает, соблазняет, а затем избавляется от любовников — является клише, он также точно описывает роль, которую Гала исполняла в кругу сюрреалистов. Она действительно была плодовитой любовницей, уверенной в себе и напористой, пугающе резкой, вдохновляющей, но в то же время глубоко личной, не в последнюю очередь о своем русском прошлом и своих сокровенных чувствах. Хотя это клише не является полной правдой, оно хорошо описывает функцию Галы как музы сюрреалистов, игнорируя при этом правду (насколько это вообще возможно) о ее внутренней жизни.

В 1929 году Гала и Элюар отправились на лето в Кадакес в дом Дали. (См. мой обзор Магритта и Дали здесь.) Гала закрутила роман с Дали, который привел к браку и продлился до ее смерти. В первые годы они постоянно были вместе, посещая светские мероприятия, сюрреалистические балы и богемные собрания, где участвовали в сеансах и отвечали на вопросы анкеты. Они были эффектной парой, оба очень привлекательные и стильно одетые. Когда они проводили время в Нью-Йорке в 1930-х годов они сразу же стали хитом среди коллекционеров произведений искусства и прессы. Дали стал считаться безумным сюрреалистом по преимуществу, а таинственная Гала — его отчужденной и гламурной музой. Они провели 1940-е годы в Америке, братаясь с Уолтом Диснеем и Альфредом Хичкоком, а Дали зарабатывал на жизнь рисованием сюрреалистических портретов миллионеров. Когда они вернулись в Испанию в 1949 году, Дали считался продажным и предателем за поддержку генерала Франко. Когда Дали объявил, что будет писать религиозные картины, прославляющие божественное величие католической веры, с Галой в качестве модели, сюрреалисты и последователи модернистского искусства отвергли его как бессовестного искателя рекламы. В 1960-х Дали многие считали неуместным клоуном. Он нашел новую волну сторонников среди хиппи и поклонниц, которые приехали в дом Дали в Порт-Льигате. Его сказочные образы были идеальным сопровождением для ЛСД-трипов. Сексуальной распущенности Дали предавались андрогинные молодые люди на уединенном пляже, в то время как Дали вершил суд на каменном троне. (Он предпочитал смотреть, а не участвовать.)

Гала закрутила романы с молодыми мужчинами. Ее потребность в уединении — она презирала сексуальные выходки поклонниц на пляже — привела к покупке башни в Пуболе в 1919 году. 69. Эта башня недалеко от их дома в Порт-Льигате будет ее частной собственностью, и Дали не будет разрешено посещать ее без письменного приглашения от нее. (Это было проявлением его глубокого мазохизма, заявил он.) Вместе пара руководила ремонтом и проектировала украшения, некоторые из которых Дали нарисовал. Другие кажутся работой его помощников в студии. Образцы далийского вдохновения можно увидеть в иллюзионистских фресках, чучелах животных и сюрреалистических ансамблях. В этом каталоге представлено множество фотографий башни во времена Галы и ее нынешнее состояние, которое в основном такое же, как и было. В 1971 Vogue опубликовал фотографии пары в башне и новые произведения декоративно-прикладного искусства. Однако Гала была фанатично скрытной и отказывалась пускать посетителей, пока ее не было, максимально ограничивая доступ к своей башне. Историки часто упускают из виду Пуболя, который, как правило, бегло пропускает последние годы жизни художника. Это был совместный проект, хотя неясно — судя по приведенным здесь свидетельствам — кто за какие части отвечал. С 1990-х годов башня доступна для посетителей.

Гала умерла в 1982 году и была похоронена в подвале башни Пуболь. Дали, уже страдающий от симптомов болезни Паркинсона и неспособный ходить, отказался от еды, и впоследствии его кормили через носовую трубку. Он был неспособен рисовать из-за тремора и глубокой депрессии. Дали намеревались похоронить в башне рядом с Галой. Он спроектировал гробницы-близнецы так, чтобы их духи могли держаться за руки. После смерти Дали в 1989 году мэр Фигераса ошеломил людей, объявив, что в последние дни своей жизни Дали поделился с ним своим желанием быть преданным земле в Театро-музее в Фигерасе, сделав публичное заявление, которое застало всех врасплох. Никто из тех, кто знал Дали, не верил, что Дали хочет расстаться с Галой. Мэр совершил циничный переворот, сохранив тело художника из соображений гражданской гордости. Прежде чем кто-либо успел выступить с серьезным протестом, в Фигерасе состоялись похороны. Сегодня посетители музея бродят по его надгробию, не замечая его.

Дали следует перезахоронить в башне Пуболь рядом с Галой.

 

II. Выставка

Выставка в Барселоне была посвящена жизни Галы, подчеркивая ее роль музы и соавтора. Описание Галы как создателя спорно. (Это будет обсуждаться в части III.) На выставке используются фотографии, произведения искусства и имущество из ее башни в Пуболе в качестве точки фокусировки, которая олицетворяет взаимодействие между ней и Дали. Дали был лишь одним из художников в ее жизни, хотя, по общему признанию, самым важным для нее. Башня рассматривается куратором как коллаборация, отражающая не только характер Галы, но и как проявление ее творчества как сотворца.

В каталоге воспроизведены некоторые из ее вещей, включая книги, зеркала и иконы. С поэтессой Анастасией Цветаевой она была знакома с детства, и в коллекции хранится копия одной из ее книг с надписью Гале от автора, датируемая 1974 годом. Многие ее книги русскоязычные, в основном классика в твердом переплете. Это и несколько сентиментальных примет из России напоминают нам о невидимой стороне Галы как русского эмигранта. Есть примеры платьев и жакетов, которые Гала носила в 1940-х годов и сохранены. Гала оставалась стройной, поэтому платья подходили ей даже спустя десятилетия после того, как она их приобрела. Есть фотографии из ее детства вплоть до 1970-х годов. В самые последние годы Гала не любила фотографироваться. Есть и другие фотографии (далеко не все поздние), где Гала соскребла лицо, недовольная своей внешностью – признак ее тщеславия и неуверенности. Некоторые из самых интригующих фотографий — Гала в молодости с Элюаром в санатории: она стоит в ослепительном снегу, сидит внутри с другими пациентами с легкими, играет в шахматы или читает книгу. Поразительная пара фотографий показывает, что Гала и Элюар одеты как Пьеро. Одна из фотографий принадлежала Андре Бретону

На фотографиях молодой пары 1930-х годов можно увидеть сильную привязанность, которую они испытывали, их физическую близость и удовольствие от общества друг друга. Обнимающаяся пара в фотобудке — один из самых трогательных примеров их личной химии. Мы видим молодых влюбленных, живущих в домашних условиях, общающихся с другими сюрреалистами в галереях и на пляже в Испании. Есть фотографии Ман Рэя, которые укрепили ее репутацию главной музы сюрреализма. Есть знаменитый снимок лица Галы, демонстрирующий «взгляд, пронзающий стены», как выразился Элюар. Есть фотографии красивой пары, сделанные Битоном и Хорстом. Близкая дружба поэта Рене Кревеля с Галой проявляется в их фотографиях и письмах. Самоубийство Кревеля в 1935 сильно прочувствовали и Гала, и Дали. Такая дружба делает Гала более симпатичной, чем в биографиях Дали.

На многих фотографиях Гала изображена как муза модельеров. С ее хорошим костяком и стройным, но женственным телосложением, не говоря уже о ее известности в социальных кругах, ей часто давали наряды для публичных мероприятий. Есть фотография, на которой она изображена в знаменитой шляпе на высоком каблуке Скиапарелли — концепция, которую Дали и Гала придумали для сюрреалистического бала и которая была разработана кутюрье с их разрешения.

[Изображение: Андре Кайе. Гала со шляпкой Эльзы Скиапарелли  вдохновлен дизайном Сальвадора Дали  (1938) Андре Кайе. Париж. Права на изображение Гала и Сальвадора Дали защищены.
Fundació Gala-Salvador Dalí, Figueres, 2018.]

Иллюстрации включают исходные фотографии Галы, позировавшей для Leda Atomica (1947), Galarina (1945) и других картин. (Гала не стеснялась позировать обнаженной.) Есть фотография профиля 1933 года, которая использовалась для Портрет Галы с лобстером (1933). На выставке было представлено множество картин, рисунков и гравюр Дали. Это показывает, как часто Гала появлялась в творчестве Дали, часто как центральный мотив. Гала стала целым миром, который населяет и оживляет воображение Дали. Она — Мадонна, которая безукоризненно плывет ( Мадонна Порт-Льигата ), воплощение классической грации ( Леда Атомика ), вечная женщина, распыленная ( Плоть декольте моей жены, одетая, опережающая свет на полной скорости ), таинственное параноидальное видение ( Моя жена, Обнаженная , Созерцание собственной плоти, ставшей лестницей , Три позвонка колонны , Небо и архитектура ), приснившаяся женщина-ребенок ( Раскаяние ), непознаваемая фигура из картина старых мастеров ( Сахарный сфинкс ) и уверенная в себе сексуальная современная женщина ( Галарина ).

Многие работы Дали с изображением Гала были выставлены на выставке в Барселоне и проиллюстрированы в каталоге. Ассортимент был хорошим, работая в каждом периоде. Несколько слабых поздних работ показывают усталость Дали в XIX веке.60-х и 1970-х годов. Есть несколько рисунков на кальке, показывающие Дали, обведенные фотографиями во время подготовки картин. Гелиогравюры — метод светочувствительного переноса рисунка на пластину для травления — показывают, как Дали использует технические средства для воспроизведения искусства. Хотя это допустимый способ создания отпечатков, его использование препятствует художнику изучать технику гравюры и развивать способности в гравюре. Уже к началу 1930-х годов Дали использовал ярлыки для создания искусства. Растущее коммерческое и общественное давление с целью создания произведений искусства привело к тому, что Дали стал работать с меньшим участием, включая использование помощников, фоторепрографию и, в конечном итоге, лицензирование других для производства материалов, которые он одобрял.

[Изображение: Сальвадор Дали, Память о женщине-ребенке. Императорский памятник женщине-ребенку (1929 г.), Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía, Мадрид. Завещание Дали. © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, VEGAP, Барселона, 2018.]

К счастью, большая часть искусства здесь сделана хорошо, с оригинальностью и искренним чувством. Он включает кредиты из Театро-музея и известных музейных и частных коллекций. Для поклонников Дали здесь есть чем насладиться, не в последнюю очередь исходными фотографиями Галы, которые использовал Дали. Любители Дали будут очарованы сочетанием искусства и источников. Было включено несколько произведений искусства, созданных не Дали, но с участием Гала.

Есть горстка экскизов трупов , в которых Гала участвовала в показе. Игра состоит из сложенного листа бумаги, который передается по кругу, и игроки рисуют часть изображения, не зная остальной его части. Также есть версия со словами. Журнальная иллюстрация документирует ныне утерянную сюрреалистическую сборку, сделанную Галой. Такие объекты обычно изготавливались художниками и нехудожниками из группы сюрреалистов, настолько, что примерно в 1930–1932 годах это считалось манией. Документальные фотографии Гала, Дали и группы производителей, создающих Dream of Venus (вклад Дали на Всемирную выставку в Нью-Йорке 1939 года) показывают вклад Гала в творческий процесс. Павильон был отчасти сюрреалистической средой, отчасти аттракционом тематического парка, отчасти витриной магазина; его разобрали, когда ярмарка закрылась.

Были выставлены некоторые личные открытки и письма к Гале и от нее. К ним относится черновик письма ее отцу в Россию, написанный в 1945 году. Гала поддерживала связи со своими братьями, сестрами и родителями, несмотря на географическое разделение. Единственным величайшим вкладом этой выставки было раскрытие аспектов Галы, отсутствующих в искусстве других, а именно ее личного чтения и ее русского происхождения.

 

III. Каталог

Этот каталог представляет Галу как активную участницу искусства, вдохновленного ею, а также предполагает, что она была чувствительным писателем, на основании ее писем и незаконченного фрагмента воспоминаний. Рукопись была найдена совсем недавно и опубликована в 2011 году. Судя по приведенным здесь кратким цитатам, это определенно информативный и интересный документ. Гала была переводчиком Дали в первые годы их жизни в США. Она управляла его карьерой и использовала обаяние и упорство для продвижения его искусства. Однако здесь не следует переоценивать ее влияние. Дали уже добился значительных успехов в Испании до того, как встретил Гала, и нет никаких оснований думать, что его уникальное видение, эксцентричность и стремление к славе (все это установлено к 1929) не добился бы большого успеха без Галы. Де Диего обсуждает возможность того, что Гала приложила руку к опубликованным произведениям Дали, но помимо доказательств того, что Гала исправляла французский язык Тайная жизнь Сальвадора Дали , она представляет не более чем предположение. Несомненно, некоторые произведения Дали восходят к разговорам с Галой, но, повторюсь, Дали уже был плодовитым писателем еще до того, как встретил Галу.

[Изображение: Сальвадор Дали, Гала Плацидия. Галатея сфер ( 1952), Гала-фонд Сальвадора Дали, Фигерас. Сальвадор Дали, Fundació Gala-Salvador Dalí, VEGAP, Барселона, 2018.]

Похоже, Гала была довольна работой с другими творческими людьми и через них, вместо того, чтобы представлять себя в качестве главного творца. Она публиковалась очень мало. Де Диего отмечает предисловие Гала к раннему сборнику стихов Элюара. В конечном счете, казалось, что сотрудничество с моделью вполне удовлетворило Галу. Возможно, она не была уверена в своих способностях и в окружении известных авторов стеснялась представлять свои сочинения. Определенно кажется, что материала высокого уровня достаточно, чтобы собрание сочинений, включая ее мемуары, случайные статьи и письма, было опубликовано в виде отдельного тома.

В качестве биографического исследования (по общему признанию, не полной биографии) текст каталога Эстреллы де Диего имеет серьезные недостатки. Анна-Мария, сестра Дали, не освещена подробно, и ее важность не прояснена. Братья и сестры были очень близки, и Анна Мария является героиней многих ранних портретов. Анна-Мария и Гала невзлюбили друг друга с самого начала, и между (с одной стороны) Анной-Марией и Дали-старшим и (с другой) Дали и Галой начался взаимный разрыв. Еще одно упущение — Сесиль, дочь Галы от Элюара, с которой плохо обращалась ее мать: брошенная в детстве и отвергнутая во взрослой жизни. После смерти Галы Сесиль обменяла искусство Дали, которое у нее было, на фотографии и письма, относящиеся к ее отцу, в поместье ее матери. Нелюбовь Галы к собственному материнству и ее холодность по отношению к дочери практически отсутствуют в этом рассказе. Де Диего предполагает, что полное отсутствие Сесиль в черновом тексте мемуаров Гала было тем, к чему Гала вернулась и добавила его позже. Хотя интересно.

Де Диего излагает «Гала-творца без видимой работы». Она также считает Гала соавтором искусства Дали, отчасти на основании присутствия здесь в его творчестве, подписи Дали «Гала Сальвадор Дали» и его постоянных ссылок на нее в публичных заявлениях о его идеях и искусстве. Это приводит ее к идеям делегированного авторства искусства и концепциям, предложенным постмодернистами. Эти аргументы не более и не менее понятны или убедительны, чем любые другие аргументы постмодернизма. Идея о том, что башня Пуболь похожа на концептуальное произведение искусства, может быть обоснованной. Однако другое утверждение де Диего о том, что Театро-музей не является концептуальным произведением искусства — из-за того, что он отдает приоритет постановке ранее существовавшего искусства и является общественным пространством, — необоснованно. Большая часть опыта посещения Театра-музея — это концептуальная постановка искусства, коллабораций и сборок, созданных специально для этого места. Действительно, существование музея, занимающего театр из детства Дали, переосмысленный как частично разрушенная, частично преобразованная сцена для его искусства, является концептуальным проектом.

Автор очень тонко проводит параллели между Галой и другими творцами. Из-за ограниченного общественного понимания Галы этот каталог, возможно, лучше было бы использовать для описания ее деятельности с использованием цитат из писем и ее неполных воспоминаний, включая личные фотографии Галы и фотографии Дали для картин, чтобы расширить общие знания о Гале. Существует всеобъемлющая хронология, которая будет источником для исследователей; это указание на то, каким мог бы быть этот каталог.

Возможно, одна из причин, по которой де Диего предпочитает останавливаться на спекулятивных параллелях с Клодом Кэхуном и Джорджией О’Киф, а не обсуждать жизнь Галы, — это моральная мрачность. Это не ссылка на открытый брак Дали — вопрос, который пара должна обсудить наедине, — а скорее причастность Галы к неэтичному поведению. Де Диего опускает проверенные рассказы о том, как Гала заставляла Дали производить все больше и больше коммерческих работ, в большинстве из которых он мало участвовал в творчестве. Дали авторизовал скульптуры произведений мастеров, в том числе серию вариаций, изготовленных мошенническим путем в «дополнительных» изданиях. Дали подписал десятки (возможно, более сотни) тысяч чистых листов для изготовления разрешенных, пиратских и откровенно поддельных репродукций. Это нанесло огромный ущерб художественной репутации Дали. Мир искусства наводнен фальшивыми Дали, что признают даже эксперты и музеи Дали. Гала была замешана в этом мошенничестве.

У Дали была тяга унижать себя и окружающих, получая удовольствие, наблюдая, как товарищи меняют свою мораль до тех пор, пока не сломаются, поддавшись своей жадности. Тем не менее, если бы Гала проявила свою личную власть, она могла бы предотвратить или обуздать это. Гала был замешан в мошенничестве, контрабанде валюты, уклонении от уплаты налогов и подделке документов. На рейсах она возила чемоданы с незадекларированной наличностью; она поехала из Парижа в Нью-Йорк, чтобы положить чеки в свой банк, чтобы уклониться от налогов в Испании. Гала участвовала на всех уровнях в личной, художественной и юридической коррупции Дали и последующем ограблении тысяч коллекционеров Дали.

Это только один аспект Галы, но он центральный, потому что связан с ее стяжательством и эгоизмом. Эта коррупция нигде не упоминается в этой книге. Да, Гала была оклеветана, и эта книга стремилась выявить творческую сторону Галы и ее связи с художниками и писателями, но без признания темной стороны характера Галы мы получаем неузнаваемый портрет. Читатели этой книги уйдут, зная только половину Галы.

Де Диего приводит обоснованные доводы в пользу оценки Галы в более сочувственной и округленной манере. Письма, фотографии и личные вещи, которые она обнаружила в коллекции Музея Дали (и представленные на этой выставке), достаточны, чтобы свидетельствовать о сложном, культурном характере и творчестве Галы. Однако, судя по этой книге, де Диего плохой защитник. Нападки автора на Андре Бретона достигают невообразимого — они заставляют Бретона казаться сочувствующим и достойным, обрушивая на него мелочную критику. Бретон был человеком с огромными недостатками: высокомерным, авторитарным, отчужденным, агрессивным, носившим пожизненные обиды, настоящим тираном. Тем не менее, де Диего так увлечена отстаиванием Галы (и других женщин-сюрреалистов), что ее аргументы делают — посредством переноса — эти женщины кажутся слабыми и сварливыми, забитыми и раздражительными. Любой, кто изучал женщин-сюрреалистов — как я это делал для многочисленных обзоров — знает лучше. Когда ваши аргументы отпугивают естественно сочувствующих читателей, вам как защитнику необходимо проанализировать свои ошибки.

Де Диего настолько убеждена в том, что Гала — еще одна талантливая женщина, вычеркнутая шовинистами из истории, и так воодушевлена ​​своей ролью защитника Галы, что увлекается неопубликованными произведениями Галы, видя в ней « художник без тела работы». Мы подходим опасно близко к феминистской ошибке: из-за прошлой несправедливости сегодняшний недостойный человек должен в качестве компенсации получить незаслуженный статус. Быть художником требует усилий, целеустремленности, достижений и концентрации художника. Быть художником не случайно. Гала Дали, талантливый автор прозы и корреспонденции, не был художником.

Подводя итог: первичный материал выставки и каталога дают нам гала-концерт более сложный и симпатичный, чем представленный до сих пор; доводы Гала как независимого творческого художника-писателя не подтверждаются материалами и концепциями, изложенными в каталоге, хотя материал достоин обширной публикации; Представление каталога жизни Галы и отношений с Дали настолько неполно, что может ввести в заблуждение. Если оставить в стороне партийную позицию автора и его слепые пятна, эта книга содержит ценные исходные фотографии и факты о Гала Дали и творчестве Сальвадора Дали.

 

Estrella de Diego, Gala Salvador Dalí. Собственная комната в Пуболе , Национальный музей искусства Каталонии / Музеи Дали, 2018 г., мягкая обложка, 255 стр., полностью иллюстрированный, 40 евро, ISBN 978 8480 433396 (доступны версии на испанском и каталонском языках)

© 2019 Александр Адамс

Мои произведения и книги можно посмотреть здесь: www.alexanderadams.art

В картинках: Гарольд Брэдли получает награду Cecil Scaife Visionary Award 2016

Гарольд Брэдли (в центре) с дочерьми Беверли Брэдли и Бари Брэдли Брукс

Легендарный гитарист из Нэшвилла Гарольд Брэдли получил награду Cecil Scaife Visionary Award 2016 во время торжественного мероприятия в Зале славы музыкантов 17 мая. Рея, Рэй Уокер, Рэй Стивенс, Джо Скейф, Боб Фишер, Бренда Ли, Чарли Маккой

Награда, учрежденная именем пионера и ветерана музыкальной индустрии, Сесил Скейф , ежегодно вручается человеку, чья жизнь и работа позволила будущим поколениям сделать карьеру в музыкальной индустрии.

На снимке (слева направо): внучка Сесила Скейфа Джаэла; сын Джо; внук Тристан; Жена Джо, Даниэлла.

В начале 1970-х Скейф задумал создать программу музыкального бизнеса для музыкантов, артистов, авторов песен и будущих руководителей музыкального бизнеса, чтобы официально изучить индустрию, которую он так любил. Его видение превратилось в Колледж развлечений и музыкального бизнеса Майка Керба в Нэшвилле. Скейф умер в 2009 году.

Дел и Дейн Брайант с Джо Скейфом

«Для меня это было невероятное путешествие в Нэшвилл, начиная с моей первой записи в 1946 году и до наших дней. Эта награда очень много значит для меня, Сесил Скейф был замечательным парнем, и его видение заключалось в том, чтобы объединить весь этот талант с Колледжем Белмонт», — заявил Брэдли. «Я принимаю эту награду от имени моей семьи и моего брата Оуэна, который является настоящим провидцем».

На фото (слева направо): Бекки Джадд; Гарольд Брэдли; сопредседатель мероприятия Памела Дэвис Нидхэм

«Гарольд, никто так не заслуживает награды Сесила Скейфа как провидца, как ты. Спасибо за то, что являетесь таким прекрасным примером для всех нас», музыкант и друг Дэвид Бриггс заметил.

На фото (слева направо): Энди Валентайн; бывший обладатель премии Cecil Scaife Visionary Award Дэвид Бриггс; Берген Уайт

«Будучи молодым художником в студии с Гарольдом Брэдли, я знала, что нахожусь в присутствии величия», — сказала Бренда Ли . «Для меня и бесчисленного множества других артистов, с которыми он работал и работает до сих пор, хиты приходили и продолжают приходить, когда Гарольд Брэдли находится в комнате».

Бренда Ли позирует с внучкой Трейси Хаттон

«Гарольд Брэдли олицетворяет все, что вы хотели бы видеть в своем сыне, все, чем вы хотели бы быть. Если кто-то сможет соответствовать стандартам Гарольда Брэдли как музыкант, как человек, как человек веры, он может добиться успеха в этом мире», — сказал исполнительный директор лейбла Майк Керб .

Гарольд Брэдли

  • Автор
  • Недавние посты

Craig_shelburne

Последние посты от Craig_shelburne (см.