«Джеки»: Натали Портман в своей лучшей роли хоронит Кеннеди
Станислав Зельвенский восхищается актрисой Портман в образе вдовы президента и работой чилийского режиссера Ларраина.
На излете осени 1963 года журналист (Билли Крудап) приезжает в резиденцию семьи Кеннеди в Новой Англии, чтобы взять интервью у Жаклин Кеннеди (Натали Портман). Это больше не ее дом: неделю назад, 22 ноября, она перестала быть частью могущественного клана и первой леди Америки, превратившись в первую вдову.
Интервью, переходящее во флешбэки, — достаточно тривиальный прием для биографических картин, но это ничего: с первого кадра «Джеки» мы уже чувствуем, что это фильм особенный. Ручная камера держит крупный план Портман, идущей по берегу на фоне голых деревьев, пожухлой травы и розового рассвета, и в ее лице за эти двадцать секунд читается все то, что будет содержанием следующих полутора часов: скорбь, опустошенность, растерянность, но и достоинство, и железная воля. Первое, впрочем, что обращает на себя внимание, — музыка, хотя это слово кажется не совсем точным определением страшных, невыносимо печальных искаженных звуков, которые извлекают за кадром смычки. Молодая англичанка Мика Леви, написавшая саундтрек к «Побудь в моей шкуре», снова разрывает ткань фильма, запускает туда вечный космический холод — притом что речь идет уже не об экспериментальной фантастике, а о консервативном жанре исторического эссе.
Русский трейлер «Джеки»
Так, во всяком случае, можно назвать этот фильм в отсутствие более пластичных определений. Каждый из героев «Джеки» — за исключением, возможно, священника, которого играет Джон Херт, — реальный персонаж с именем и фамилией (журналист по каким-то причинам остается безымянным, но его звали Теодор Уайт, и нашумевшее интервью вышло в журнале Life). Но, конечно, чилийский режиссер Пабло Ларраин, подхвативший проект у Даррена Аронофски, и сценарист Ноа Оппенхайм (приз в Венеции-2016) меньше всего заинтересованы в ЖЗЛ. Тем более что судьба Жаклин Кеннеди-Онассис давно изучена, описана и отснята вдоль и поперек и требует сериального формата: в один фильм ее жизнь — точнее, несколько жизней — было бы не втиснуть при всем желании.
Почти все действие «Джеки» умещается в три дня между убийством Кеннеди и его похоронами. Из прошлого — разве что экскурсия по Белому дому, которую первая леди, прекрасно разбиравшаяся в пиаре, провела для телевидения и которую Ларраин кропотливо переснял с Портман. Тут самое время сообщить, что Портман бесподобна: внешне она похожа на Джеки куда меньше, чем Рейчел Вайс (которая должна была ее играть изначально), но об этом забываешь через пять минут и навсегда. И технически — манеры, мимика, своеобразный выговор — и эмоционально это стопроцентное попадание в необходимый фильму образ и тончайшая работа внутри него. На сегодня эта самая сложная, лучшая ее роль.
Эти несколько дней Джеки посвящает в основном практическим вопросам: пешая процессия на похоронах или кортеж (все, естественно, напуганы), закрытый гроб или открытый, кто будет присутствовать, что делать с детьми, где именно на Арлингтонском кладбище будет могила и так далее. Но она не просто пытается, как часто бывает, укрыться от тяжести трагедии в ритуалах — хотя и это тоже. Она понимает, что убитый муж и все, что с ним связано, прямо в эти дни, в эти минуты превращается в миф — и делает все от нее зависящее, чтобы этот миф уже при рождении начал формироваться правильно. Чтобы Кеннеди помнили и почитали как Линкольна, а не как Уильяма Мак-Кинли. Отсюда же, конечно, и интервью. Ей больно его давать — и журналист, поскольку он хороший журналист, не слишком деликатен («Каким был звук пули?» — помявшись, интересуется он), — но оно необходимо, и это не диалог, а ее программная речь, что отлично сознают оба собеседника. И в ней появляется образ, который действительно останется навсегда в американской культуре: вспоминая мюзикл «Камелот», который любил Кеннеди, вдова сравнивает его администрацию с двором короля Артура, с мимолетной прекрасной легендой.
Насколько это романтическое сравнение оправданно, другой вопрос — даже Роберт Кеннеди (его прекрасно играет Питер Сарсгаард) позволяет себе сомнения: будут брата вспоминать как человека, разрешившего Карибский кризис, или как человека, который его заварил? «Что если мы просто красивые люди?» — в сердцах бросает Бобби (браво, Ноа Оппенхайм). Однако легенда есть легенда: Линдон Джонсон (Джон Кэрролл Линч), спешно принявший присягу, и его окружение ведут себя крайне предупредительно, но ощущение конца эпохи витает в воздухе, и контраст между новыми и старыми обитателями Белого дома очевиден. Помощницу Джеки Нэнси Такерман неброско и трогательно играет Грета Гервиг, друга Кеннеди художника Уильяма Уолтона — Ричард Э.Грант со своей английской выправкой. Другой британец, Херт, сам стоит на пороге смерти — это одна из его последних ролей, — и его спокойная попытка утешить Джеки получилась куда глубже и пронзительнее, чем, наверное, мог рассчитывать сценарист.
Ларраин слишком умен и недостаточно сентиментален, чтобы сделать по-настоящему популярный, народный фильм из этого более чем подходящего сюжета: молодая красавица, «икона стиля», как принято выражаться, склонилась над бездыханным телом всемогущего мужа. Режиссер не позволяет нам толком сочувствовать ей, потому что сочувствие — это дешево в отличие от восхищения: Джеки — актриса, прекрасно игравшая свою роль, вдруг оказавшаяся внутри совершенно другой пьесы и там открывшая в себе подлинное величие. Когда Ларраин не разглядывает лицо Портман на крупных планах, он помещает ее миниатюрную фигуру в центр открытых пространств, словно на сцену: поместье с огромными окнами, концерт, кладбище, улицы Вашингтона. Анфилады опустевшего Белого дома с неподвижными фигурами агентов в подходящем случаю черном где-то вдалеке. И конечно, жуткая картинка из Далласа, которая повторяется вновь и вновь: открытый президентский лимузин в сопровождении мотоциклистов плавно мчится по пустому шоссе в больницу, куда уже можно не спешить. На пути в Вашингтон Джеки отказывается переодеваться, сознательно превращая свой розовый костюм, забрызганный кровью, в самый знаменитый розовый костюм в истории — сойдя с трапа уже королевой Гвиневрой.
Подробнее на Афише
Натали Портман и еще 9 актрис, сыгравших Жаклин Кеннеди в кино
«Джеки» (2016): Натали Портман
Последняя – пока последняя – 100-минутная биографичная драма о Жаклин Кеннеди, кстати, не попавшая в итоге в список оскаровских претендентов на лучший фильм года, вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, его хвалят за любопытную полудокументальную подачу материала, хорошо переданную атмосферу непростых для Америки 60-х годов. С другой, называют скучным, невыразительным и приторным, отмечая общую сценарную слабость с медленной динамикой (жирный минус в копилку американского сценариста и продюсера Ноя Оппенхайма) и не слишком-то оригинальное видение хроники трагических событий («Джеки» ─ реконструкция четырех дней жизни хозяйки Белого Дома, последовавших после убийства президента Кеннеди в Далласе). Чилийскому режиссеру Пабло Ларраину уже успели попенять за то, что он взялся за историю, о которой написаны и сняты десятки книг и фильмов, но не сумел по-новому раскрыть ее. Фактически же, дело было запутанным: Ларраин подхватил идею у Даррена Аронофски, который хотел сам хотел режиссировать «Джеки» и даже снимать в главной роли свою жену, актрису Рэйчел Вайс. По мере того как затухали отношения между супругами (в 2010-м они развелись), «проект Кеннеди» откладывался во все более долгий ящик. Оттуда его извлекли в 2015-м: Аронофски в рамках «Берлинале» увидел ленту Ларраина «Клуб», «присмотрелся к парню» (особенно ему импонировал тот факт, что чилиец еще ни разу не снимал кино на английском и был «совершенно не отягощен историческим бэкграундом») и предложил ему поработать над «Джеки», оставшись при этом в кресле продюсера.
Торжественный кортеж президентской четы в Lincoln Continental по улицам Далласа, 22 ноября 1963 г. В 50-ю годовщину трагедии, в 2002 году машина была продана на аукционе за $225000.
Кадр из фильма «Джеки». По признаниям актеров, сцена убийства Кеннеди далась им нелегко. В отличие от других биографических кинолент ее снимали не сбоку, а непосредственно с заднего сиденья автомобиля, чтобы зритель чувствовал себя вовлеченным в действие.
Большинство киноманов, привыкших не только смотреть, но и думать, называют «Джеки» фарсом на избитую тему. Историческая драма исторической драмой, но реальным деталям, безусловно тогда, полвека назад, наложившим отпечаток на ее настоящий характер (ставшая со временем исключительно публичной идеальность ее брака с Джоном Кеннеди, страдания от измен и постоянных интрижек мужа, мысли о разводе) места не нашлось. Вместо этого слишком большой акцент делается на пример для подражания – безупречный образ первой леди с несгибаемой силой воли и львиной отвагой.
Кадр из фильма «Джеки»
Впрочем, есть у картины один козырь, которым она отбивается от всех преследующих ее негативных выпадов. Это хрупкая, аристократичная и завораживающая Натали Портман в роли миссис Кеннеди. В Каннах (там в прошлом мае показали первые кадры фильма) критики были заинтригованы, а в Венеции, где на 73-м Венецианском кинофестивале состоялась премьера «Джеки», выразили единодушное мнение: «Самая сильная работа Портман со времен «Черного лебедя» и, возможно, лучшая роль в ее карьере». Внешнее сходство, правильно поставленная речь, тщательно выверенные жесты, неподдельные эмоции – этому бенефису невозможно не поверить. По общему мнению, именно ее игра вытягивает весь фильм, и номинация на «Оскар» ─ хорошее тому подтверждение.
На съемочной площадке «Джеки»
Кстати, «Джеки» номинирована на награды киноакадемии в еще двух категориях – «Лучшая музыка к фильму» (атмосферный «траурный» саундтрек 29-летней британской композиторши Мики Ливай собрал больше хвалебных отзывов, чем картинка, которую он сопровождает) и «Лучший дизайн костюмов». О последних разговор особый. Джеки Кеннеди была иконой стиля 60-х, а ее образ – воплощением идеального баланса индивидуальности, модных тенденций и официального протокола. Малейшая неточность в его передаче влечет за собой бурю критики и возмущения. Рукав ¾ и длинные перчатки, юбки до колена, маленькие сумочки и изящные шляпки, преимущественный монохром в цветах, простой, но элегантный и женственный трапециевидный крой, «люксовые» бренды (по большому счету, французского происхождения) – все детали нужно было передать с максимальной четкостью. Художник по костюмам француженка Мадлин Фонтен (пожалуй, главная из ее знакомых нам работ ─ «Амели») тщательно изучила все архивные материалы, получила множество консультаций и личных фотографий у родственников Жаклин, заручилась поддержкой модных домов Chanel и Dior и – вуаля! ─ справилась с задачей очень хорошо, что не осталось незамеченным на «раздаче» премии BAFTA. Там «Джеки» обошла и «стиляжный» «Ла Ла Ленд», и вычурно-шикарный «Флоренс Фостер Дженкинс», и немыслимых в своем воплощении «Фантастических тварей», получив статуэтку за лучшие наряды.
Джеки Кеннеди в Белом Доме во время съемок программы для CBS, 14 января 1962 г.
Натали Портман в копии коктейльного комплекта от Dior
Натали Портман в копии костюма Chanel (известно, что на нем была бирка Chez Ninon ─ вместе со стилистом Олегом Кассини Джеки занимались «контрафактом наоборот»: на дизайнерскую одежду нашивались ярлыки демократичных марок)
Жаклин Кеннеди с Джоном Кеннеди в день трагедии приземлились в аэропорту Далласа (22 ноября 1963 г.)
Жаклин Кеннеди с детьми Кэролайн и Джоном на похоронах Джона Кеннеди (Вашингтон, 25 ноября 1963 г.)
Натали Портман в копии траурного наряда от Dior
«Дворецкий» (2013): Минка Келли
Фильм американца Ли Дэниелса, не избалованный наградами, но очень тепло принятый критикой и публикой (говорят, при его просмотре прослезился даже Барак Обама) ─ биографическая драма «по политическим мотивам». Жаклин можно увидеть здесь лишь в эпизодической роли, так как чета Кеннеди ─ всего лишь одна из восьми президентских семей Белого Дома, в подчинении у которых за время службы оказывается чернокожий дворецкий Сесил Гейнс. После выхода фильма все согласились с тем, что не смотря на внешний лоск Джеки в исполнении красотки Минки Келли, голливудской актрисы с не самым впечатляющим послужным списком, получилась весьма невыразительная.
«Парклэнд» (2013): Кэт Стиффенс
Свое название этот биографический триллер позаимствовал у больницы, куда после покушения доставили тяжелораненого президента, а сценарий – у книги Винсента Буглиози «Восстановленная история: Убийство президента Джона Кеннеди». Для его написания создатели провели настолько емкую и плодотворную работу, пообщавшись с очевидцами убийства президента, что основные съемки заняли всего 24 дня. Врачи, медсестры и прочий «спасательный» персонал отодвигает жену убитого президента не на второй, а на двадцать второй план, фокусируя на себе все внимание.
Для героини Кэт Стиффенс было пошито 3 одинаковых розовых комплекта Chanel, идентичных тому, в котором Джеки была в день убийства мужа. Но это не спасло малоизвестную актрису, внешность которой при всех стараниях гримеров не имеет даже отдаленного сходства с Жаклин Кеннеди, от язвительных комментариев о том, что она похожа на подростка, оказавшегося на съемочной площадке случайно.
«Убийство Кеннеди» (2013): Джиннифер Гудвин
Еще один фильм, вышедший в 2013-м и посвященный все тому же историческому поводу, больше сосредоточен на событиях, предшествующих национальной трагедии 1963 года. Центральная роль в нем отведена официальной версии происшествия и убийце – Ли Харви Освальду. У президентской супруги здесь больше времени, и образ, который получился у Джиннифер Гудвин («Улыбка Моны Лизы», «Переступить черту», «Обещать ─ не значит жениться»), можно назвать правдивым и реалистичным. В «визуальное попадание» сначала было очень сложно поверить, но благодаря стараниям стилистам и визажистам, оно удалось на 100% процентов.
«Клан Кеннеди» (2011 г.): Кэти Холмс
Мини-сериал производства студии Muse Entertainment Enterprises стал несколько вольным пересказом жизни семьи Кеннеди на протяжении трех десятков лет (он включил в себя и драматический эпизод убийства 35-го президента США). На создание оригинального сценария у продюсера проекта Стивена Крониша ушло около 1,5 лет – по его признанию, он проштудировал более 30 томом мемуаров о знаменитом семействе. Сериал был отмечен многими наградами, в том числе премиями «Эмми» за лучшие работы художников по гриму и по прическам.
Для каждого из центральных персонажей теленовеллы, в том числе и Жаклин Кеннеди, было пошито около 50 костюмов – из современных тканей, но по оригинальным образцам. Здесь есть все, что составляло фирменный стиль любимой первой леди американцев: туфли на небольшом каблуке, бежевые тренчи и элегантные пальто, маленькие шляпки, платки и солнечные очки. Образ миссис Кеннеди идеально подошел исполнительнице главной роли Кэти Холмс – кинокритики единогласно сошлись во мнении, что, как и в случае с Портман, он стал едва ли не лучшим в ее карьере.
Не смотря на то, что выход сериала был сопряжен со скандалом (телеканал History, по заказу которого создавался проект, отказался его демонстрировать, поддавшись давлению членов семьи Кеннеди), решено было снимать продолжение. Планировалось, что второй сезон ─ «Клан Кеннеди: После Камелота» ─ выйдет в 2017 гг, но пока точной информации нет (возможно, с учетом выхода на большие экраны «Джеки», создатели решили взять паузу).
«Серые сады» (2009): Джинн Трипплхорн
Эта лента, основанная на реальных событиях, выделяется из череды «фильмов про Джеки» прежде всего, тем, что центральное место в ней отведено не собственно Жаклин Бувье-Кеннеди-Онассис, а ее родственницам. Картина рассказывает об Эдит Бувье (ее сыграла Джессика Лэнг) и Эдит Бувье-старшей (Дрю Бэрримор), приходящимся первой леди соответственно кузиной и тетей. Сама она в исполнении американской актрисы, номинантки на премию «Эмми» появляется на экране, будучи супругой Онассиса. Биографическая драма с завораживающей игрой актрис подкупает не глянцевой безупречностью, но естественной реалистичностью, а также помогает пролить немного света на образ безупречной первой леди.
«Леди нового Камелота» (2001): Джилл Хеннесси
В вольном пересказе временного отрезка, охватывающего 20 лет, фокус смещен на женскую компанию, представительниц которой объединяет то, что все они ─ жены братьев Кеннеди. Мелодрама очень эмоционально повествует о том, как Этель, Джоан и Джеки Кеннеди ежедневно совершают маленькие подвиги «больших жен». Канадская актриса Джилл Хеннесси (сериал «Закон и порядок», «Робот-полицейский-3») смогла добавить несколько новых штрихов к портрету Жаклин как первой леди: у нее она не только самоотверженная, но также расчетливая и трезво мыслящая.
«Первая леди» (2000): Джоэн Уэлли
К моменту, когда Джоэн Уэлли сыграла Джеки Кенеди в еще одном биографическом фильме, она была уже достаточно известна в США. Супруга Вэла Килмера (актеры познакомились в 1988-м на съемках фильма «Уиллоу», поженились, но позже развелись) участвовала в популярных телевизионных проектах «Поющий детектив» и «Скарлетт». По отзывам критиков «Первая леди» вышла чересчур идеализированной – характеру недоставало непосредственности, эмоциональности и доли эксцентричности, которые отличали истинную Жаклин. Сериал интересен прежде всего тем, что значительная часть времени отводится в нем описанию жизни первой леди США после смерти супруга и последующего бракосочетания с миллиардером Аристотелем Онассисом.
«Женщина по имени Джеки» (1991): Рома Дауни
Мини-сериал, вышедший в начале 90-х, занял еще одну строчку в списке кинолент, посвященных Жаклин Кеннеди. Биографическая лента отличается от других подобных работ прежде всего тем, что имеет в активе премию «Эмми» как лучший телевизионный продукт. Сценарий был написан по одноименной книге и аналогично ее содержанию жизнь главной героини концептуально поделена на три отрезка («Годы Бувье», «Годы Кеннеди» и «Годы Онассис»). В сериале показан довольно большой период времени, поэтому Джеки сыграли сразу несколько актрис. Наиболее впечатляющим образ получился у Ромы Дауни, американки ирландского происхождения, более известной по роли в сериале «Прикосновение ангела», который был снят позже.
«Жаклин Бувье-Кеннеди» (1981): Жаклин Смит
Первый фильм, вышедший при жизни Джеки Кеннеди. Главную роль в нем сыграла яркая харизматичная шатенка, тезка своей экранной героини Жаклин Смит, более всего известная по сериалу «Ангелы Чарли». Автобиографичная лента сфокусирована на жизни Жаклин Кеннеди, начиная с того времени, когда она жила в Нью-Йорке и работала журналисткой. За этот фильм актриса была номинирована на «Золотой глобус», но награду не получила.
Фото: Getty Images, архивы пресс-служб
Евгения Карповская
ОбзорДжеки – Натали Портман умна и готова стать вдовой Джона Кеннеди | Джеки
Джеки — это фильм с хорошим вкусом. Он движется в искусно контролируемом темпе кортежа и почти в обмороке поражен своей собственной исторической значимостью. Это портрет Джеки Кеннеди, хорошо и добросовестно сыгранной Натали Портман; он представляет ее ошеломленное, потрясенное существование в дни между жестоким убийством президента Кеннеди и его государственными похоронами: период, который фильм призван вызывать почти момент за моментом, с бессловесными одинокими сценами в коридорах, крупным планом на лицах, усиленным заговорщическим шепотом, острые воспоминания о банальных счастливых временах. Оркестровая партитура Мики Леви со сливочным диссонансом струнных проделывает большую работу, предлагая как элегическую печаль, так и посттравматическое стрессовое расстройство. Режиссер — чилийский режиссер Пабло Ларраин, снявший свой первый англоязычный фильм.
Это было время, когда миссис Кеннеди приходилось бороться за свое личное право участвовать в поминовении и трауре, и она чувствовала себя вытесненной самодовольным мальчишеским клубом, состоящим из мужчин Кеннеди и новой команды Линдона Б. Джонсона. . В частности, ее возмутило предложение не ходить открыто возле гроба. Были соображения безопасности — немыслимый ужас повторного убийства — но она возмущалась тем, что ее вычеркнули из истории.
Игра Натали Портман осторожна и интеллектуальна, ухожена, причесана и озвучена: аристократическая грациозность Джеки сосуществует с зажатой тревогой, щепоткой права и острого высокомерия. Иногда в голосе звучит странная хрипотца в стиле Монро. Ее сцены всегда хорошо организованы, хотя каждая из них каким-то образом выглядит специально созданной для показа в клипе с церемонии награждения.
Джеки в окровавленном костюме Шанель. Фотография: Twentieth Century FoxНо вместо того, чтобы просто показать нам потрясенный и яркий опыт здесь и сейчас, все это представлено как воспоминание с глупым и натянутым приемом кадрирования. Джеки объясняет все после события кривому интервьюеру, надменно сыгранному Билли Крудапом: чуть помятый, с не застегнутым доверху галстуком – осмелился бы какой-нибудь журналист предстать перед настоящей миссис Кеннеди в таком виде? Она обменивается с ним знанием и избыточным диалогом о том, что ему разрешено и что ему не разрешено писать. Вместе они открывают красивый, но бесцветный рассказ о Жаклин Кеннеди.
Питер Сарсгаард играет мрачного Бобби Кеннеди; Каспар Филлипсон — Джон Кеннеди; Грета Гервиг мало чем занимается в качестве подруги и наперсницы Джеки Нэнси Такерман, которая показана наблюдающей за знаменитым, душераздирающе неестественным и высокомерным телевизионным документальным туром Джеки по Белому дому в 1961 году, тщательно воссозданным во всей его благонамеренной неловкости. Макс Касела играет назойливого пресс-секретаря Джека Валенти, впоследствии ставшего президентом Американской киноассоциации и изобретателем рейтинговой системы, а у Эйдана О’Хара есть крошечная эпизодическая роль советника Кеннеди Кенни О’Доннелла, которого 17 лет назад сыграл Кевин Костнер в кубинской ракетной драме «Тринадцать дней». Джон Хёрт играет стареющего священника, которому Джеки (как бы) признается в своих тревогах по поводу верности покойного мужа.
Ларраин откровенно инсценирует важные исторические моменты, такие как напряженная экстренная присяга Линдона Джонсона (которого играет Джон Кэрролл Линч) в самолете. Есть также само убийство, которое показано гораздо более откровенно, чем я ожидал, или чем когда-либо, я думаю, показывалось раньше. Фильм, конечно, нельзя обвинить в приукрашивании событий в этом отношении, хотя я менее уверен в сценах, в которых миссис Кеннеди, наконец, снимает легендарный розовый костюм Шанель с пятнами крови, который она демонстративно настаивала на сохранении. на. Опять же, есть в этом что-то фетишистское.
Он хорошо сделан, красиво обставлен, тщательно спроектирован, и использование звучных тонов Ричарда Бертона на пластинке Кеннеди с мюзиклом «Камелот» — приятный момент. Но, как и во многих фильмах, основанных на реальных и хорошо известных событиях, я чувствую, что Джеки получает немного бесплатного проезда, просто создавая внешний вид знаковых изображений, моментов и общественных деятелей. Несомненно, Ларраин сделал нечто более визуально требовательное, чем обычный биографический фильм; нет хамства или напряжения для эффекта. Но есть своего рода самодовольство в почти трансовом ощущении того, насколько фильм прекрасен, и что-то почти бойкое в предположении, что его зрители будут знающими, но почтительными, как интервьюер Крадапа. Что ж, это в высшей степени смотрибельное олицетворение Натали Портман, которая вполне может получить Оскар, на который претендует фильм.
Рецензия на фильм «Джеки»: Натали Портман достойно сыграла бывшую первую леди | Кино/телевидение
В конце ноября 1963 года, всего через неделю после того, как ее муж умер у нее на коленях в Далласе, Жаклин Кеннеди вызвала писателя журнала Life Теодора Х. Уайта в резиденцию Кеннеди в порту Хайаннис. Она все еще скорбела, все еще была разбита, но — всегда помня о важности имиджа — она хотела быть человеком, который будет создавать наследие президента Джона Ф. Кеннеди.
Получившееся эссе, состоящее примерно из 1000 слов, было в той же степени мифотворчеством, как и чем-либо еще. Среди прочего, это породило прочную метафору Кеннеди-Камелот. Но это был миф, в котором отчаянно нуждалась шатающаяся страна в то время.
Именно с этого интервью режиссер Пабло Ларрейн («Неруда», «Фуга») начинает свой великолепный биографический фильм «Джеки». Однако ему требуется всего несколько мгновений, чтобы отойти от устоявшегося мифа о Кеннеди и приступить к тому, что становится эмоциональным, проницательным повествованием.
На публике первая леди была уравновешенной, грациозной и элегантной даже на фоне невообразимой трагедии. Но Ларрейна не интересует эта Джеки Кеннеди. Скорее, его «Джеки» копается за кулисами в поисках личных моментов, которые Кеннеди так ловко скрывал, колеблясь между восхитительной силой и мучительной болью. Результатом является мощный, интимный портрет очень публичного горя.
В то время как фрагментированный сценарий Ноя Оппенгейма приводит к временами бессвязному повествованию, «Джеки» в остальном является неоспоримым техническим достижением, от кинематографии Стефани Фонтейн до скорбной музыки Мики Леви и точного художественного направления Жана Рабасса.
Но настоящая заслуга принадлежит Натали Портман, которая оживила Кеннеди тем, что на данный момент считается лучшим достижением в ее карьере. Есть причина, по которой люди говорят о потенциале «Оскара» с тех пор, как фильм дебютировал на кинофестивалях в Венеции и Торонто в сентябре. Это настолько хорошо, что достойно признания в сезоне наград.
Проще говоря, Портман владеет фильмом Ларрейна от начала до конца.
Это особенно замечательно, если учесть, насколько сложно известному актеру сыграть известную историческую личность. Часто, как бы ни старался актер, зрители не могут избавиться от ощущения, что они смотрят спектакль, наблюдают, как кто-то играет.
Прекрасным примером является главная роль Вуди Харрельсона в грядущем фильме Роба Райнера «LBJ». Этот местный фильм, который был показан на Октябрьском кинофестивале в Новом Орлеане, кажется чем-то вроде неофициального дополнения к «Джеки», поскольку оба предлагают разные частные взгляды на убийство Кеннеди.
Чего нельзя сказать о Портман в «Джеки». В самом первом кадре фильма Ларрейн дает нам крупный план лица Портман, смотрящего в ответ покрасневшими глазами. Не говоря ни слова, Портман изображает раненую, потерянную, брошенную на произвол судьбы женщину.
Когда она, наконец, заговорила, настойчиво сообщая журналисту Life Уайту (Билли Крудап), что она полностью намерена отредактировать его историю, прежде чем разрешить ее публикацию, она прекрасно передает хриплый восточный диалект Кеннеди. Но именно эти бессловесные моменты, в которых она так мастерски передает молчаливую печаль, больше всего впечатляют Портман. В отличие от Харрельсона, ей удается превзойти собственную известность, и она становится Джеки Кеннеди.
Есть одна такая сцена, в которой она вытирает кровь с лица на борту Air Force One после убийства ее мужа. Есть еще одна, в которой она бродит, ошеломленная и под действием снотворного, из комнаты в комнату в Белом доме, месте, которое она так усердно восстанавливала, но которое ей вскоре придется покинуть.
Возможно, наиболее мастерски сконструирована сцена, в которой она едет в машине, направляясь к мемориалу своего мужа. Она скорбно смотрит в окно, когда собравшиеся толпы людей отражаются в стекле. Это грустный, красивый кадр, который напоминает незабываемый кадр Роберта Блейка, снятый оператором Конрадом Холлом в фильме «Хладнокровие», в котором отражение дождя в ближайшем окне, кажется, течет по лицу Блейка, как слезы.
Разница в том, что Портман не нужно говорить ни слова. Одним лишь взглядом мы видим проблеск достоинства, ума и разбитого сердца одновременно.
Можно только представить, что такое представление эмоционально утомительно для актера. Это, несомненно, окажется одинаково эмоциональным для зрителей и в то же время захватывающим.
Во время недавнего показа фильма Ларрейна местный критик цинично спросил: «Что они могут сказать нам такого, чего мы еще не знаем?» Много, как оказалось.
Мы все, конечно, знаем, что произошло в тот ноябрьский день, и у всех нас навсегда останутся в памяти эти образы: кабриолет, присяга, пухово-розовое платье, запятнанное президентской кровью. .
Но «Джеки» выходит за их рамки, копая глубже, чтобы заполнить пробелы. Неясно, насколько это факт, а насколько собственная форма мифотворчества. Тем не менее, фильм Ларрейна предлагает что-то человеческое, что-то проницательное и что-то совершенно незабываемое.
___________
ДЖЕКИ
5 звезд, из 5
Снимок : Натали Портман играет главную роль в биографическом фильме, посвященном убийству Жаклин Кеннеди в Белом доме и периоду жизни ее мужа Джона Джона. Ф. Кеннеди.
В ролях : Портман, Питер Сарсгаард, Грета Гервиг, Билли Крудап, Джон Хёрт, Джон Кэрролл Линч Режиссер : Пабло Ларрейн. рейтинг MPAA : R, для короткого, сильного насилия и некоторых выражений.