Эдвард мунк поцелуи: Поцелуй, Эдвард Мунк, 1897

неизвестный Мунк: Искусство: Культура: Lenta.ru

Долгожданная выставка Эдварда Мунка, открывшаяся в Инженерном корпусе Третьяковской галереи — работает до 17 июля — оказалась самой щедрой из всех, показанных в последние годы в разных странах, и первой полноценной выставкой норвежского гения в нашей стране. Рассказывает обозреватель «Ленты.ру» Ирина Мак.

Экспонирование дважды в истории, в 1960 и 1977 годах, гравюр Мунка в ГМИИ имени А.С.Пушкина и в 1982-м — в Эрмитаже его живописи и графики сегодня трудно принимать во внимание — последняя из этих выставок прошла более 35 лет назад, сменились поколения зрителей. А умерший во время войны Эдвард Мунк (1863–1944) по сей день актуален и уместен — чем дальше, тем очевиднее, насколько он опередил свое время. И хотя термина «ретроспектива» в названии нынешней выставки нет, по сути проект «Эдвард Мунк» представляет собой ретроспективный взгляд на его творчество. Сочиняя экспозицию, куратор Татьяна Карпова отказалась только от совсем ранних вещей, созданных в годы, когда норвежец еще не стал тем Мунком, которого мы знаем. И не то что любим, а, скажем так, опознаем. Благодаря нынешней выставке, впрочем, этого художника трудно не полюбить.

Облака как кровь

Все, что мы тут видим, включая документы, фотографии, билет на Всемирную выставку в Антверпене 1885 года, где 22-летний живописец выставил портрет сестры Ингер, адресованное ему письмо Дягилева и романы Достоевского из его библиотеки — обожаемые Мунком «Братья Карамазовы» и «Бесы», лежавшие у его постели в момент смерти, — привезли из Музея Мунка в Осло. В этой главной сокровищнице его произведений находится все, что оставалось после смерти в его поместье Эклю и, согласно завещанию, предназначалось столичному муниципалитету. Музей был создан к столетию Мунка, в 1963 году, и сейчас рядом с оперным театром строится новое здание, в пять раз больше прежнего. Летом будущего года оно откроется, а пока главные произведения норвежца уже несколько лет путешествуют — по Европе, Штатам и теперь наконец добрались до Москвы.

К нам привезли 64 живописных холста, включая важнейшие, титульные вещи — «Танец жизни», «Поцелуй», «Созревание», «Меланхолию», первый вариант «Мадонны» и бесчисленные автопортреты, в том числе фотографические, которым отдан целый раздел, и по ним очень заметно, что всю жизнь автор оставался для себя идеальной моделью. В бесконечном позировании в обнаженном виде — там и правда есть на что посмотреть, Мунк был очень красив, — больше перформанса, чем самолюбования, в кадре он появлялся как на сцене. Так это и стоит воспринимать.

Кроме живописи, в Третьяковку привезли 37 графических листов, впечатляющих не меньше картин. По гравюрам, литографиям, офортам очень любопытно изучать эксперименты Мунка с различными техниками — и это едва ли не главная неожиданность выставки. Огрехи, возникавшие в процессе печати литографий или гравюр — подтеки краски, неточность оттиска, размытые слои цвета и перенесенная на бумагу с каменной формы грязь, — все это он обращал в достоинства. Эти листы, часто раскрашенные вручную, помимо прочего, еще и портрет эпохи, ее героев, среди которых мы различаем богемное окружение Мунка: Августа Стриндберга, Стефана Малларме, Хенрика Ибсена; старого друга Мунка, писателя Станислава Пшибышевского и прекрасную Эву Мудоччи (она же Эвангелина Маддок), скрипачку, отношения с которой у Мунка продолжались с перерывами почти все первое десятилетие XX века.

В графике много повторов, пусть не буквальных, живописных сюжетов Мунка, включая «Крик» — в Москву привезли не основной вариант его самой известной картины, но два других: выполненную в 1893 году восковую пастель и мрачную литографию. В резком черно-белом отпечатке легко считывается история, рассказанная художником, о том, как однажды вечером он шел по дороге, чувствуя себя больным и уставшим, и смотрел на фьорд: «Садилось солнце — облака окрасились красным — как кровь. Я почувствовал, будто природу пронзил крик — мне казалось, я слышал крик. И я написал эту картину — написал облака как настоящую кровь».

Такой ремаркой Мунк сопроводил «Крик» в 1928 году в официальной публикации, когда, уже знаменитый художник, после успешной ретроспективы в Берлине и выставок в США, Италии. Англии и Швеции, после болезни, заставшей его в Ницце, Мунк окончательно осел на родине и больше за пределы Скандинавии не выезжал. Он сохранил международную славу и репутацию в годы нацизма — даром что числился главным художником в стране, бывшей союзницей Третьего Рейха. Когда-то водивший знакомство с Кнутом Гамсуном, убежденным нацистом, Мунк вовремя дистанцировался от политики — впрочем, ему было в те годы много лет. Близкий к немецким экспрессионистам, много и удачно выставлявшийся в Берлине и Мюнхене, Мунк принадлежал к кругу художников, чьи работы неминуемо попадали на выставку так называемого «дегенеративного искусства», но его картины, как норвежца, всего лишь перестали экспонировать в Германии.

Любовь как смерть

В посконной, деревенской в то время Норвегии Эдвард Мунк, художник номер один — так же как композитором номер один был Эдвард Григ, а писателем Генрик Ибсен — был обречен на известность. Но прославился он не дома, где консервативная провинциальная публика не спешила оценить далекую от канона экспрессивную манеру, а за границей, выставляя работы на Салонах Независимых в Париже (в 1903 году именно там одну из версий мунковских «Девочек на мосту» купил Михаил Морозов, и теперь эта работа представлена в ГМИИ им. Пушкина) и участвуя в экспозициях Берлинского Сецессиона. В 1908 году берлинская пресса констатировала, что Эдвард Мунк «входит в число признанных гигантов современного искусства», и только после этого в Кристиании, как тогда назывался город Осло, устроили его гигантскую выставку, завершившуюся триумфом.

В Германии же, в Лейпциге и Берлине, впервые были показаны и холсты из «Фриза жизни» — главного живописного цикла Эдварда Мунка, над которым он работал с 1890-х, и который окончательно оформился и получил название в 1918-м. Годы спустя Мунк, склонный к теоретизированию и любивший комментировать свои произведения, объяснял, что «Фриз…» был «…задуман как серия декоративных работ, которые вместе должны создавать картину жизни. В них петляет извилистая береговая линия, рядом раскинулось море, всегда в движении, а под кронами деревьев бурлит многообразная жизнь с ее радостями и печалями».

Если исследовать биографию Мунка по его работам, кажется, что печалей было больше, чем радостей. В пять лет он потерял умершую от чахотки мать. Когда ему исполнилось 15, умерла сестра — об этом свидетельствуют вызвавшая когда-то нездоровый ажиотаж картина «Больной ребенок» (1886) и многочисленные ее живописные и графические вариации. Мысли о собственной смерти — сначала от чахотки, потом от душевной болезни, от которой он лечился в клинике доктора Якобсона, преследовали Мунка. «Через мгновение я уже буду трупом, застывшим и холодным», — эту реплику трудно воспринимать как кокетство, особенно, если иметь в виду, что подобные интонации и в текстах Мунка, и в его искусстве возникали всю жизнь.

Мысли о смерти и рефлексия по поводу собственной неправильной, маргинальной жизни считываются не только в вещах с изначально заложенной траурной программой, будь то «Смерть в комнате больного» (1893), или «Запах смерти» (1895), или написанная через 20 лет «Агония». Реальные любовные сюжеты Мунка к тому моменту, когда он был готов перенести их на холст, оказывались столь же безрадостны и чреваты трагедией. Несмотря на формальное благополучие — он был успешен и удачлив как художник, почитаем и финансово состоятелен, — становится понятно, что на картинах все было как в жизни.

Еву в картине «Метаболизм. Жизнь и смерть» (1898-1899), изображающей сцену в Райском саду, он писал с Туллы Ларсен, дочери виноторговца, в пору начала их романа. Спустя много лет он изобразит ее же, «признавшую поражение» — отвергнутая Тулла будет преследовать Мунка, угрожать убить себя, и однажды, пытаясь вырвать из ее рук пистолет, художник случайно прострелит себе палец.

Всю жизнь он будет прокручивать в голове и на полотнах историю с Дагни Юль, другой своей возлюбленной: она входила в тот же богемный кружок (который в начале 1890-х собирался в Берлине, в винном погребке «У черного поросенка»), что Мунк и Пшибышевский, за которого Дагни в итоге и вышла замуж. Черты Дагни Юль можно обнаружить в героинях многих работ Мунка — она и в «Вампире», и в «Мадонне», и в «Поцелуе». К 1925 году, когда Мунк напишет картину «Ревность», расставив по местам героев любовного треугольника, Дагни давно не будет в живых — ее убьет в Тифлисе молодой любовник, именно из ревности. А Мунк так никогда и не женится, потому что будет считать, что «брак — это значит застрять в этом аду на всю жизнь».

Искусство поцелуя: 6 страстных картин, которые круче любой валентинки

Фандом

«Поцелуй», Густав Климт

1907-1908, Австрия

Тот самый «Поцелуй», который точно знают все 😎

Фото
@daily_paintings

«Поцелуй», Малкольм Липке

2016, США

Малкольм Липке начинал учиться в художественном колледже Art Center College of Design в Лос-Анджелесе, но через полтора года бросил и уехал в Нью-Йорк. И здесь уже самостоятельно изучал творчество выдающихся художников. Сейчас он сам уже стал вдохновением для многих современных художников. Его творчество, кстати, украшало обложки самых топовых изданий — Time, Newsweek и Forbes. И пишет он, как правило, вот такие чувственные картины.

Фото
@daily_paintings

«Поцелуй», Одд Нердрум

2002, Норвегия

Норвежский художник Одд Нердрум — большой поклонник Рембрандта и Караваджо (и по его картинам это заметно). Правда, сам он просит его творчество рассматривать как китч. Если немножко погуглишь другие его картины, сама поймешь, в чем там фишка 😁 Однако среди множества его «стебных» картин имеется и, например, такой вот страстный «Поцелуй».

Фото
@daily_paintings

«Поцелуй», Эдвард Мунк

1897, Норвегия

Мунка знают все. Вернее, так — все знают картину «Крик» Эдварда Мунка. Кстати, «Криков» было несколько — ты знала? Это целая серия картин, которую художник писал несколько лет — с 1893 по 1910 годы. Но даже в это время он, конечно, создавал не только «Крик».

Фото
@daily_paintings
Фото
Wikimedia

«В кровати, поцелуй», Анри де Тулуз-Лотрек

Франция, 1892

Ну, да, тут в названии чуть больше слов, но все-таки из темы картина точно не выбивается 😊

Фото
@daily_paintings

«Поцелуй», Франческо Айец

1859, Италия

Этого художника ты, может, вообще не знаешь и не слышала, если никогда особо не интересовалась искусством. А он, между прочим, личность выдающаяся — итальянские знаменитости того времени считали честью позировать для его картин. Этот «Поцелуй», кстати, — одна из самых известных его работ. Есть даже несколько авторских копий — настолько картина была популярна.

Фото
@daily_paintings

Елена Бугай


Теги

  • 14 февраля
  • education
  • искусство

Эдвард Мунк | Поцелуй (1892)

Средний

Состояние

Подпись

Сертификат подлинности

Ценовые диапазоны малых гравюр Пабло Пикассо

Просмотрите работы в этой категории

Возможно, самый влиятельный художник 20-го века, Пабло Пикассо может быть наиболее известен новаторским кубизмом и разрушением двумерной плоскости изображения для передачи трехмерного пространства. Вдохновленный африканским и иберийским искусством, он также способствовал возникновению сюрреализма и экспрессионизма. Значительное творчество Пикассо выросло до более чем 20 000 картин, гравюр, рисунков, скульптур, керамики, театральных декораций и эскизов костюмов. Он написал свою самую известную работу «Герника» (1937) в ответ на гражданскую войну в Испании; тотемическое полотно гризайль остается определяющим произведением антивоенного искусства. На аукционе несколько картин Пикассо были проданы более чем за 100 миллионов долларов. Неутомимый художник был героем выставок в самых престижных учреждениях мира, от Музея современного искусства и Центра Помпиду до Stedelijk Museum и Tate Modern.

Холст, масло

Нью-Йорк

Получать уведомления о похожих работах

Хотите продать работу этого художника? Продажа с искусством

Средний

Состояние

Подпись

Сертификат подлинности

Ценовой диапазон малых гравюр Пабло Пикассо

Просмотрите работы в этой категории

Пабло Пикассо, возможно, самый влиятельный художник 20-го века. наиболее известен новаторским кубизмом и разрушением двумерной плоскости изображения для передачи трехмерного пространства. Вдохновленный африканским и иберийским искусством, он также способствовал возникновению сюрреализма и экспрессионизма. Значительное творчество Пикассо выросло до более чем 20 000 картин, гравюр, рисунков, скульптур, керамики, театральных декораций и эскизов костюмов. Он написал свою самую известную работу «Герника» (1937) в ответ на гражданскую войну в Испании; тотемическое полотно гризайль остается определяющим произведением антивоенного искусства. На аукционе несколько картин Пикассо были проданы более чем за 100 миллионов долларов. Неутомимый художник был героем выставок в самых престижных учреждениях мира, от Музея современного искусства и Центра Помпиду до Stedelijk Museum и Tate Modern.

Серия «Художник»

  • Портреты художников и скульпторов

    113 available

  • Portraits of Artists and Sculptors

    113 available

  • Portraits of Artists and Sculptors

    113 available

  • Portraits of Artists and Sculptors

    113 available

  • Portraits of Artists and Скульпторы

    113 в наличии

  • Портреты художников и скульпторов

    113 в наличии

  • Портреты художников и скульпторов

    113 available

  • Portraits of Artists and Sculptors

    113 available

  • Portraits of Artists and Sculptors

    113 available

  • Portraits of Artists and Sculptors

    113 available

Other works by Пабло Пикассо

Просмотреть все

Имя художника

Название произведения

Партнер

Имя художника

Название произведения

Партнер

Название художника

Искусство названии

Партнер

Название художника

Название произведения

Партнер

Имя художника

Название произведения

Партнер

Другие работы Пабло Пикассо

Посмотреть все

Название художника

Искусство названии

Партнер

Название художника

Имя

Название произведения

Партнер

Имя художника

Название произведения

Партнер

Имя художника

Название произведения

Partner

Artist Name

Artwork Title

Partner

Related artists

Georges Braque

French 1900-2000

Georges Braque

French 1900-2000

Georges Braque

French 1900-2000

Georges Braque

French 1900-2000

Edward Munch Kiss — Etsy Turkey

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных.