Элизабет тейлор в роли клеопатры фото – Клеопатра в мировом кино: Какая актриса стала самой красивой царицей Египта : picturehistory — LiveJournal

Содержание

В роли царицы: актрисы, сыгравшие Клеопатру

Посмотреть хорошее кино, немного освежить знания по истории и вдохновиться образом величественной женщины – сделать всё это можно за один вечер, достаточно включить любой из многочисленных фильмов про Клеопатру. С начала ХХ века по наши дни царицу играли лучшие актрисы с бесспорным талантом и яркой, запоминающейся внешностью. Её необычная судьба отражена в десятках картин, но мы выбрали четыре самых впечатляющих образа, способных вдохновить и сегодня.

Софи Лорен
Легендарная актриса сыграла Клеопатру на раннем этапе своей карьеры, в 1954 году. В итальянской комедии «Две ночи с Клеопатрой» ещё совсем молодая Софи исполняет сразу две роли: царицы и её двойника. Фильм не претендует на историческую точность и предлагает лёгкий смешной сюжет с забавными, даже немного наивными шутками. Современного зрителя сложно удивить историей про героинь-близняшек, однако подобная картина – то, что нужно, если хочется просто расслабиться и посмеяться. Кроме того, наблюдать за игрой Софи Лорен – всегда интересно!


Вивьен Ли
Клеопатру актриса сыграла в 1945 году, через несколько лет после своей звёздной роли в «Унесенных ветром». Фильм «Цезарь и Клеопатра» рассказывает о том, как юная героиня познакомилась с Юлием Цезарем. Вивьен Ли, которой на момент съемок было 32 года, удалось достоверно воплотить образ 16-летней девушки, только вставшей на сложный и опасный путь будущей царицы. Актриса смогла объединить кротость, наивность и намеки на жесткий, непоколебимый характер, на особую внутреннюю силу. Посмотреть фильм стоит из-за игры Вивьен Ли, её дуэта с Клодом Рейнсом, а также исключительных для своего времени декораций и костюмов.


Элизабет ТейлорЭлизабет Тейлор сыграла царицу в фильме «Клеопатра» 1963 года. Ей удалось создать многогранный, богатый и сложный образ, объединить разные представления о Клеопатре. Несмотря на то, что критики противоречиво отзывались о её игре, смотреть на Элизабет Тейлор в этой роли по-прежнему интересно. Захватывает и наблюдение за деталями, например, грим актрисы, её костюмы и внешний вид в целом оказали большое влияние не моду. После просмотра картины даже в наше время появляется желание повторить невероятный макияж глаз Клеопатры и выбрать наряд в античном стиле.


Моника Беллуччи
В 2002 году «очередь» играть Клеопатру дошла до Моники Беллуччи. Итальянская актриса предстала в роли царицы в комедийном фильме «Астерикс и Обеликс. Миссия Клеопатра». Ей выпала непростая задача – демонстрировать величественность Клеопатры и сохранять царскую невозмутимость, пока вокруг происходят абсурдные и смешные события. И Моника прекрасно с ней справилась. Оригинальные наряды, талант актрисы и её магнетический взгляд – всё это сделало Клеопатру из французской комедии роскошной, запоминающейся и достоверной. Теперь при упоминании царицы многим приходит на ум именно Моника Беллуччи, несмотря на то, что фильм «Астерикс и Обеликс. Миссия Клеопатра» очень далёк от истории.


Список наглядно показывает, что в разные десятилетия Клеопатру играли красивейшие актрисы своего времени. Неудивительно, что именно Клеопатра считается создательницей многих рецептов по уходу за собой, например, молочных ванн и умывания с розовой водой.

Практиковать подобные методы можно и сегодня: ценные свойства розовой воды учли эксперты NIVEA при создании новой линейки продуктов для очищения кожи. Средство MAKE UP EXPERT «Мицеллярная вода + розовая вода» легко снимает макияж и одновременно с этим ухаживает за кожей. Розовая вода, входящая в состав продукта, дарит нежный уход: питает и увлажняет на 24 часа, успокаивает чувствительную кожу, предотвращает сухость и раздражение после снятия макияжа. А мицеллы позволяют быстро и без раздражения удалить косметику, даже яркие стрелки в стиле Клеопатры!

7 прекрасных соперниц Анджелины Джоли в роли Клеопатры — tele.ru

Карьера актрисы пришлась на время дозвукового кино, поэтому ее голос зритель никогда уже не услышит. Тем не менее, утерянный фильм, где Теда Бара исполняет роль царицы Египта, находится в ТОП-10 самых разыскиваемых картин Американским институтом кино. Известны факты, что бюджет фильма  по тем временам был баснословным — 500 тысяч долларов, а в массовке находилось две тысячи человек. Премьера немой киноленты проходила 14 октября 1917 года в Нью-Йорке.

По тем временам, костюмы актрисы были максимально откровенными, что придавало премьере дополнительную притягательность. К примеру, на одном из чудом сохранившихся кадров, Теда Бара предстает в полупрозрачной юбке и  лифе, на котором переплетаются змеи. 

Роковая Клодетт Колбер, «Клеопатра», 1934, режиссер Сесил Б. ДеМилль

Сюжет картины с Клодетт Колбер в главной роли максимально приближен к реальной истории Клеопатры. Хотя Клодетт являлась комедийной актрисой, роль Клеопатры ей удалась потрясающе, и неожиданно для всех блондинка Колбер смогла передать всю страстную натуру роковой красавицы Египта. Примечателен тот факт, что британский актер Генри Вилкоксон появился в американском кино именно в истории про Клеопатру.  Несмотря на то, что итальянскому зрителю фильм пришелся не по вкусу и кинокритики назвали его «пародией и фарсом», картина в США получила несколько Оскаров. 

Имя Клеопатра имеет греческие корни и произошло от слов «клеос» – «слава» и «патрос» – отец, таким образом, оно означает «славная отцом».

Клодетт Колбер в роли Клеопатры Фото: East News

Капризная неженка Вивьен Ли, «Цезарь и Клеопатра», 1945, Великобритания, режиссер Гэбриел Паскаль

Из Вивьен Ли  получилась очень нежная Клеопатра. Но гениальная работа Вивьен в фильме «Унесенные ветром» никак не смогла повториться в Клеопатре. Картина была снята по мотивам пьесы Бернарда Шоу и в картине актриса предстает царицей Египта в ранние годы, когда Клеопатра только познакомилась с Цезарем и покорила своим очарованием римского правителя. 

Вивьен Ли в роли Клеопатры Фото: East News

Сексуальная соблазнительница Софи Лорен,  «Две ночи с Клеопатрой», 1954, Италия, режиссер Марио Маттоли

Клеопатра по-итальянски тянет на шекспировскую комедию. Легкий, наивный и добрый юмор присутствует в картине, а сама Софи Лорен исполнила роль Клеопатры так, что вошла в рейтинг самых эффектных и запоминающихся образов в кинематографе. Фильм получил массу положительных откликов от публики, хотя по существу он далек от исторических фактов: в нем рассказана история Клеопатры, вернее ее роман с неизвестным деревенским простаком. 

Софи Лорен в роли Клеопатры Фото: East News 

Роскошная Элизабет Тейлор, «Клеопатра», 1963, режиссер Джозеф Манкевич

Эта картина о Клеопатре стала наиболее известной, а Элизабет Тейлор, благодаря съемкам, встретила любовь всей жизни – актера Ричарда Бартона.

Фильм заслужил любовь зрителей и всеобщее признание: образ Клеопатры как нельзя лучше подошел именно роскошной Элизабет.

Известно очень много интересных фактов о съемках киноленты. Например: Элизабет из-за простуды решила отказаться от съемок в холодной Англии, и их было решено перенести в Италию, что послужило потерей нескольких актеров ведущих ролей, а сам режиссер оказался в больнице с нервным срывом.

На тот момент затраченный бюджет фильма уже превышал 5 млн. долларов, а по завершению работы над картиной, эта сумма уже составила 7 млн. долларов, что, если соотносить с сегодняшним днем, равносильно 47 млн. долларов.

И все же перенос места съемок, был не просто капризом актрисы, она чуть не умерла и  была доставлена во время прямо с площадки в больницу, где ей сделали трахеотомию.  И, если присмотреться, то невооруженным глазом можно увидеть шрам Тейлор, даже гримеры не смогли его замаскировать.

Как вспоминает Джозеф Манкевич, пришедший на смену первому режиссеру: «Этот фильм был зачат в спешке, снимался в истерике и был закончен в слепой панике».

Отдельной красной лентой может проходить рассказ о костюмах Клеопатры в этом фильме.  Cмена одежды у Лиз происходила  65  раз и на все ее наряды, которые были далеки от исторических и лишь подчеркивали достоинства актрисы,  было израсходовано  $ 195000. Но это не помешало им пользоваться огромным успехом и уходить после фильма с аукциона за бешеные деньги. К тому же, головные уборы в картине соответствовали действительным – в те времена. 

 

Элизабет Тейлор в роли Клеопатры Фото: East News  

Реалистичная Леонор Варела, «Клеопатра», Германия/ США , 1999,  режиссер Фрэнк Роддэм

По внешности чилийская киноактриса Леонор близка больше всего к египетской царице Клеопатре.  И нельзя не заметить, что для актрисы фильм стал также, как и для Тейлор, судьбоносным в личной жизни, рыцарем ее сердца стал Билли Зейн, игравший Марка Антония, хотя любовь и угасла спустя два года.

Ахматова сказала о мужчинах: «Вы все хотите любить Клеопатру, а женитесь на Пенелопе». 

Фильм «Клеопатра»  имел большое количество показов на телевидении, что принесло продюсерам картины круглую сумму в 150 млн. долларов.  Съемки проходили масштабно: шикарные декорации  были построены в Морокко и Лондоне,  1000 человек массовки и 600 лошадей. 

Леонор Варела в роли Клеопатры Фото: Global Look Press 

Притягательная Моника Белуччи, «Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра», Франция, 2002 год, режиссер Ален Шаба

Картина «Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра» стала ко времени своего выхода на экраны самой высокобюджетной во французском кинематографе. В каждом кадре неподражаемая Моника появлялась в новом костюме, которые после съемок продали с аукциона милосердия, а все вырученные средства пошли для организации защиты детей. Фильм стал еще одной комедийной версией, выдуманной и не имеющей отношения к истории, он стал продолжением популярных комиксов про Астерикса и Обеликса. Они и являлись главными персонажами, но все же все внимание кинокритиков были приковано и принадлежало Монике. Нельзя не отметить взгляд Белуччи – это взгляд настоящей королевы.

Моника Беллуччи в роли Клеопатры Фото: East News

Клеопатра в мировом кино: Какая актриса стала самой красивой царицей Египта : picturehistory — LiveJournal

2 ноября 69 г. до н.э. родилась последняя царица Египта из македонской династии Птолемеев Клеопатра. И хотя, если верить современным попыткам ученых воссоздать ее внешность, она не была красавицей, ее образ на экранах воплощали всегда самые красивые актрисы мирового кино. Кто из них наиболее органично смотрится в роли самой загадочной и притягательной правительницы – судить вам.


Звезда немого кино Теда Бара в роли Клеопатры, 1917

Теда Бара в роли Клеопатры, 1917

Первые фильмы о Клеопатре появились еще в эпоху немого кино. в 1899 режиссер Жорж Мельес выпустил фильм «Клеопатра», после чего вышло еще 2 фильма. Самой яркой в этом образе была звезда немного кино Теда Бара, которой на момент съемок было уже за 30. Ее красоту называли «вампирской», а наряды выглядели более чем откровенными для той эпохи. Никто не сомневался в том, что такая роковая красавица могла обольстить самого сурового римского правителя.

Клодетт Кольбер в образе Клеопатры

Кадр из фильма *Клеопатра*, 1934

В 1934 г. образ Клеопатры примерила на себя французская актриса Клодетт Кольбер. Во время съемок актриса вела себя не лучшим образом – ей постоянно казалось, что наряды Клеопатры недостаточно хорошо на ней сидят, их приходилось отправлять на переделки, из-за чего съемки систематически задерживались. В исполнении Клодетт Кольбер царица Египта выглядела земной женщиной со своими страстями и с непростым характером. Итальянские зрители фильм не оценили, критики назвали его «пародией и фарсом», а вот в США картина номинировалась на «Оскар» в 5 номинациях и получила статуэтку за лучшую операторскую работу.

Клодетт Кольбер в образе Клеопатры

Вивьен Ли в роли Клеопатры

В 1945 г. на экраны вышел британский фильм «Цезарь и Клеопатра», где главную роль сыграла несравненная Вивьен Ли. Эта картина стала последней экранизацией пьесы Бернарда Шоу, снятой при жизни драматурга, и она заслужила его строгий вердикт: актриса совершенно не подходит для этой роли! Многие кинокритики были с ним солидарны и назвали этот фильм не самой лучшей работой актрисы. Зато в одном они были единодушны: красота Вивьен Ли затмила ее неуверенное исполнение роли.

Вивьен Ли в фильме *Цезарь и Клеопатра*, 1945

Вивьен Ли в фильме *Цезарь и Клеопатра*, 1945

В комедии 1953 г. «Две ночи с Клеопатрой» главную роль исполнила Софи Лорен. Кроме того, она сыграла двойника царицы – наложницу по имени Ниска, которую Клеопатра выдает за себя. Изначально на эту роль приглашали Джину Лоллобриджиду, но она в последний момент отказалась, и тогда пригласили Софи Лорен. В результате был создан очень нетипичный образ игривой царицы, которая постоянно флиртует с мужчинами и крутит интриги. Фильм был далек от исторических фактов, но пользовался большим успехом у зрителей.

Софи Лорен в фильме *Две ночи с Клеопатрой*, 1953

Софи Лорен в роли Клеопатры

Эталонной Клеопатрой обычно называют образ, созданный Элизабет Тейлор. Несмотря на то, что фильм 1963 г. с ее участием провалился в прокате, именно ее героиня стала одной из самых ярких и незабываемых. После премьеры этого фильма в моду вошел макияж в таком стиле – с четко подведенными глазами и длинными стрелками. На 65 костюмов актрисы была потрачена рекордная по тем временам сумма – около 200 тысяч долларов. Фильм даже попал в Книгу рекордов Гиннесса за самое большое количество переодеваний главной героини. Зато результат был впечатляющим: однажды даже массовка чуть не сорвала сцену вхождения Клеопатры в Рим, когда вместо имени царицы публика начала восхищенно скандировать: «Лиз! Лиз!» Съемки заняли 4 года, за это время было потрачено около 44 млн долларов. Этот фильм стал одним из самых дорогостоящих проектов и одним из самых больших финансовых провалов, что привело компанию «20th Century Fox» на грань банкротства. И это несмотря на то, что «Клеопатра» получила 4 «Оскара»!

Кадр из фильма *Клеопатра*, 1963

Элизабет Тейлор в роли Клеопатры, 1963

В отличие от предыдущей героини, Клеопатра, созданная Еленой Кореневой, вряд ли известна широкой публике. Немногие знают о том, что и эта актриса примерила на себя образ египетской царицы в телеспектакле «Цезарь и Клеопатра» 1979 г. А ее партнером по съемкам стал Иннокентий Смоктуновский.

Елена Коренева в роли Клеопатры

В 1999 г. на экраны вышел фильм «Клеопатра», где Цезаря сыграл Тимоти Далтон, а Клеопатру – актриса чилийского происхождения Леонор Варела. Съемки были достаточно масштабными: большие декорации были построены в Морокко и в Лондоне, в массовке были задействованы около 1000 человек. Картину часто показывали на телевидении, что принесло продюсерам 150 млн долларов. Для актрисы, сыгравшей главную роль, фильм стал судьбоносным в личной жизни – она повторила историю Элизабет Тейлор: во время съемок в «Клеопатре» у нее случился роман с Ричардом Бартоном, а у Леонор – с исполнившим роль Марка Антония Билли Зейном.

Леонор Варела в образе Клеопатры

Моника Беллуччи в фильме *Астерикс и Обеликс. Миссия Клеопатра*, 2002

В комедии «Астерикс и Обеликс. Миссия Клеопатра», которая стала продолжением популярных комиксов, роль египетской правительницы сыграла одна из самых красивых женщин мирового кинематографа Моника Беллуччи. Создатели фильма не преследовали целей исторической достоверности, что оправдывал жанр, и образ Клеопатры получился не реалистичным, а гламурно-гротескным. Царица Египта в исполнении Моники Беллуччи – властная и стильная. На костюмы главных героев были потрачены баснословные суммы, картина получила главную французскую кинопремию «Сезар» в номинации «Лучший дизайн костюмов».

Моника Беллуччи в роли Клеопатры


См.также:

Как снимали «Клеопатру»

Величайшая актриса Вивьен Ли / Vivien Leigh

Elizabeth Taylor

Monica Bellucci

Гай Юлий Цезарь – великий политик и полководец

как на самом деле выглядела царица Египта

Вивьен Ли, Элизабет Тейлор и Моника Беллуччи в роли Клеопатры


В кинематографе роль Клеопатры всегда доставалась самым эффектным и красивым актрисам своего времени: Вивьен Ли, Софи Лорен, Элизабет Тейлор, Монике Беллуччи. Но миф о красоте Клеопатры – одно из самых распространенных заблуждений. Ученые предприняли попытку реконструировать реальный образ египетской правительницы, и результаты оказались удивительными.

Эффектные экранные Клеопатры – Элизабет Тейлор и Моника Беллуччи


Кембриджский египтолог Салли Энн Эштон работала над реконструкцией образа Клеопатры в течение года. На основе ряда сохранившихся изображений, с помощью метода трехмерного компьютерного моделирования исследовательница воссоздала образ царицы, который оказался очень далеким от стереотипных представлений о ее привлекательности и неотразимости. Материалом для ученых послужили монеты с профилем Клеопатры, репродукции барельефов храма в египетском городе Дендера, представляющих царицу в виде богини Исиды, скульптурные изображения и анализ ее родословной.

Реконструкция внешнего облика Клеопатры от кембриджского египтолога Салли Энн Эштон

Реконструкция внешнего облика Клеопатры от кембриджского египтолога Салли Энн Эштон


В массовом сознании внешность Клеопатры ассоциируется с образом, созданным западным кинематографом: голливудская красавица европеоидной расы. Но во внешнем облике, воссозданном учеными, угадываются как европейские, так и египетские черты.

Бюсты Клеопатры (предположительно)

Изображения Клеопатры на монетах

Сохранившиеся изображения Клеопатры (предположительно)


«Она, вероятно, не была полностью европейкой, – поясняет Салли Энн Эштон. – Не забывайте, что ее семья жила в Египте уже 300 лет, когда она пришла к власти».

Звезда немого кино Теда Бара в роли Клеопатры, 1917

Клодетт Кольбер в фильме *Клеопатра*, 1934


Смуглолицая женщина с неправильными чертами лица вряд ли может претендовать на титул самой прекрасной. Судя по сохранившимся изображениям, у Клеопатры был довольно крупный нос, тонкие губы и острый подбородок. Историки Британского музея пришли к выводу, что фигура у нее была коренастой и полноватой, и при росте 152 см выглядела непропорциональной. По мнению ученых, подобное телосложение было обусловлено генетически: большинство потомков македонской династии Птолемеев унаследовали сходные черты.

Вивьен Ли в фильме *Цезарь и Клеопатра*, 1945

Софи Лорен в фильме *Две ночи с Клеопатрой*, 1953


Греческий историк Плутарх так писал о Клеопатре: «Говорят, внешняя красота ее была вовсе не бесподобной… однако беседовала она с неотразимым очарованием. С одной стороны, ее внешность в сочетании с обольстительной речью, а с другой – ее характер, необъяснимым образом проявлявшийся во всех поступках, в высшей степени покоряли окружающих. Голос ее звучал нежно».

Еще одна попытка воссоздания внешнего облика Клеопатры

Еще одна попытка воссоздания внешнего облика Клеопатры

Как говорится, найдите 10 отличий


Тем не менее, невыразительная внешность не помешала Клеопатре прослыть одной из самых прекрасных и желанных женщин в истории. Ей удалось покорить сердца Юлия Цезаря и Марка Антония. Говорили, что она обладала невероятной сексуальностью и недюжинным умом, и в совершенстве владела искусством обольщения. Кроме того, царица была прекрасно образована, знала несколько языков, могла поддержать разговор о литературе, философии или даже о стратегиях ведения войны, и хорошо разбиралась в политике.

Как говорится, найдите 10 отличий

Как говорится, найдите 10 отличий


Есть мнение, что миф о красоте Клеопатры появился благодаря Октавиану Августу, который не хотел признавать ее интеллектуальных достоинств и политического таланта, а потому распространял слухи о чисто женских причинах ее влияния на Юлия Цезаря и Марка Антония. Отсюда же появился миф о ее непомерных сексуальных аппетитах.

Элизабет Тейлор в роли Клеопатры, 1963

Элизабет Тейлор в роли Клеопатры, 1963


Следует отметить, что реконструкция внешнего облика Клеопатры, выполненная Салли Энн Эштон, вызывает сомнения у британского египтолога, профессора Оксфордского университета Джона Бейнса. Ученый заявил о том, что проект коллег из Кембриджа имеет популистский характер и не представляет научной ценности, поскольку сохранившиеся изображения Клеопатры нельзя признать подлинными и достоверными.

Моника Беллуччи в фильме *Астерикс и Обеликс: Миссия *Клеопатра*, 2002

Моника Беллуччи в фильме *Астерикс и Обеликс: Миссия *Клеопатра*, 2002

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться

Клеопатра (фильм, 1963) — Википедия

«Клеопа́тра» (англ. Cleopatra) — пеплум, драма режиссёра Джозефа Манкевича. Одна из вершин жанра, а также одна из наиболее известных работ актёрского дуэта Элизабет Тейлор и Ричарда Бёртона. Картина повествует о событиях 48—30 годов до н. э., рассказывая историю жизни и смерти Клеопатры, её отношений с Юлием Цезарем и Марком Антонием. Съёмки фильма прошли в Италии, Испании и Англии. Производство заняло более четырёх лет, и на съёмки было потрачено около 44 миллионов долларов (290 миллионов в ценах 2006 года). Элизабет Тейлор потребовала в качестве гонорара свыше 1 миллиона долларов и всего получила за участие в съёмках, по некоторым оценкам, до 7 миллионов[1].

«Клеопатра» считается одной из самых дорогостоящих картин и наиболее известным в истории кинематографа финансовым провалом

[2]. Собрав в прокате 1963 года около 38 миллионов долларов, на показатели окупаемости картина вышла только в 1967 году, когда были проданы права на телевизионный показ. Затянувшееся производство, смена режиссёров, отстранение продюсера, перерасход бюджета, привели компанию 20th Century Fox на грань банкротства и закончились смещением с поста президента компании Спироса Скураса. Пристальное внимание прессы привлёк скандальный роман на съёмочной площадке между Элизабет Тейлор и Ричардом Бёртоном.

Фильм получил разноречивую оценку специалистов. Одним из главных недостатков стала стилистическая и жанровая неоднородность двух частей картины. Первая часть снята в традиции исторического фильма, а вторая как мелодрама. Высокую оценку заслужила визуальная составляющая картины, актёрская игра Рекса Хэррисона, воплотившего образ Гая Юлия Цезаря, и исполнителей второго плана. Несмотря на четыре выигранные премии «Оскар», фильм обозначил закат эпохи пеплумов и всей студийной системы кинематографа.

События фильма начинаются примерно в 48 году до н. э., с поражения Гнея Помпея в битве при Фарсале[3]. Помпей бежит в Египет в поисках союзника в лице юного правителя Птолемея XIII и его сестры Клеопатры. Преследуя Помпея, в Александрию с военным отрядом прибывает Гай Юлий Цезарь. В Египте римскому диктатору преподносят голову Помпея, и далее он оказывается вовлечён в династический конфликт. Птолемей заявляет, что Клеопатра изгнана и погибла, но оказывается, что она жива. Хитростью египетская царица проникает в покои римлянина. Гай Юлий Цезарь пленён красотой и умом Клеопатры и встаёт на её сторону. Имея ограниченный военный отряд, Цезарь тем не менее отстаивает Александрию[en], разгромив повстанцев, но в ходе боевых действий от пожара гибнет знаменитая библиотека. Клеопатра восстанавливает своё влияние при помощи Цезаря и становится де-факто правительницей государства и фавориткой Цезаря. Римлянин надолго задерживается в Египте. Сын, которого приносит Цезарю Клеопатра, признан отцом как наследник и должен стать порукой покровительства Рима над Египтом. Цезарь уезжает в Рим и через несколько лет вызывает к себе Клеопатру. Египетская царица в столице империи устраивает свой приезд с необычайной роскошью. Клеопатра вместе с сыном остаётся жить на вилле Цезаря. Политическим деятелям в Риме не понравилось, что Цезарь оказывает такие почести своей провинциальной фаворитке. Сложная политическая борьба закончилась покушением и смертью Цезаря. Клеопатра вынуждена поспешно и тайно покинуть Рим.

Вторая часть картины начинается сразу после окончания битвы при Филиппах, в которой Антоний и Октавиан Август расправились с убийцами Цезаря. Управление провинциями империи после смерти диктатора распределилось между несколькими высокопоставленными римлянами, и контроль над Египтом перешёл к Марку Антонию. Для реализации своих политических и военных амбиций Антонию нужны деньги и ресурсы, и единственное место, где он может их получить — это Египет. Антоний и Клеопатра встречаются и заключают любовный и политический союз. Такое развитие событий совершенно не входит в планы Октавиана. После прибытия Антония в Рим он устраивает брак по расчёту между своей сестрой и Антонием. Узнав об измене своего любовника, Клеопатра отказывается платить дань империи. Пытаясь найти компромисс, Антоний возвращается к египтянке; они встречаются на роскошном королевском корабле на рейде Тарсуса. Их любовные отношения разгораются с новой силой, и римлянин подчиняется воле Клеопатры. В сенате сообщение об этом вызывает негодование, которое Октавиан умело подогревает до такой степени, что Рим готов перейти к военным действиям. Решающее выяснение отношений в разразившейся гражданской войне происходит в морском сражении при Акциуме. Антоний, более привычный к битвам на суше, терпит поражение. В решающий момент Клеопатре сообщают о смерти Антония, и она покидает акваторию сражения. Антонию, корабль которого заманили в ловушку, удаётся спастись, и он бежит в Египет. Он не может простить Клеопатре предательство, между ними возникает размолвка. Тем временем армия Октавиана, не встречая сопротивления, вступает в Египет и быстро приближается к столице. Антоний безуспешно пытается противостоять Октавиану, но его немногочисленный отряд без боя сдаётся на милость противнику. Соратник Антония Руфион кончает жизнь самоубийством[4]. Антоний возвращается в Александрию, но не находит Клеопатру во дворце. Решив, что любимая тоже покинула его, он закалывает себя мечом. Смертельно раненного Антония перевозят в храм, где укрывалась Клеопатра, и он умирает у неё на руках. Римские войска занимают город. Октавиан пытается заключить сделку с Клеопатрой и доставить её живой в Рим, но та замечает на его пальце перстень её сына. Клеопатра понимает, что Цезариона нет в живых. Царица, которая не хочет доставаться как главный приз победителю Октавиану, также погибает, положив руку в корзину с ядовитой змеёй[5].

В ролях[править | править код]

Съёмочная группа[править | править код]

Предыстория[править | править код]

«Это образ шестидесятых: остатки прежней роскоши студийной системы, амбиции и Голливуд в состоянии своего рода управляемого хаоса. Война с телевидением проиграна. Энергичные боссы, заставлявшие крутиться все эти камеры, почти исчезли. Звёзды, способные собирать полные залы, рассеялись. Новое Кино постоянно побеждает Старое. Большой Фильм? Почему бы не поднять такую шумиху, чтобы толпы пришли просто из любопытства? Почему бы не снять, например, Клеопатру?».

Оригинальный текст (англ.)

This is a sixties form, partly out of post-Studio exuberance, partly out of ambition, and partly because Hollywood was in a kind of controlled chaos. The war on television has been lost. The energizing moguls who kept their hosts of cameras turning are almost entirely defunct. The audience-baiting stars are dispersed. And New Cinema continually beats out Old. So why not pour fortunes into gigantic versions of Old Cinema, Big

Film? Why not raise up such a noise with the size of the thing that the crowds will come simply out of curiosity? Why not make, for instance, Cleopatra?

Конец 1950-х годов — время, когда телевидение начало составлять серьёзную конкуренцию кинотеатрам, и студии были вынуждены искать новые возможности для привлечения зрителей в залы. В такой сложной обстановке постановка высокобюджетных картин была как никогда рискованной, но крупные компании вынужденно шли на затраты. Зрителей ещё могли привлечь роскошные постановки и кинозвёзды, то, что телевидение пока не могло себе позволить[8]. Технологический потенциал кинематографа также не был исчерпан. С 1950-х начала успешно развиваться технология широкоэкранного и широкоформатного кино, как нельзя лучше соответствовавшая подобным масштабным постановкам[9]. В 1955 году был снят первый фильм в широкоформатной технологии Todd AO. Передовая разработка распространялась в одно время с новшеством в сфере проката — системой roadshow[en]. Дистрибьютеры опробовали такой вариант, когда первоначально лента попадала на экраны в избранной, достаточно малочисленной сети кинотеатров с дорогим тогда прокатным оборудованием, рассчитанным на плёнку 65-70 мм. Билеты на roadshow, стоившие дороже билетов в обычные кинотеатры, продавались по системе предварительного бронирования мест[10].

Конец 1950-х — начало 1960-х — трудное время для студии 20th Century Fox. В 1960 году её финансовые потери составили $2,9 миллиона, а в 1961 году — $22,5 миллиона. Проект 1960 года «Канкан» (снятый в Todd AO) провалился в прокате, и студия искала новые имена[11].

Начало[править | править код]

История создания «Клеопатры» берёт начало в сентябре 1958 года. Проработав почти сорок лет в крупнейших студиях США, Уолтер Вангер подводил итоги вполне успешной карьеры в киноиндустрии. Он продюсировал фильмы Джона Форда и Фрица Ланга, был известен как специалист, открывший в своё время имя Рудольфо Валентино. Будучи независимым продюсером, участвовал в постановке картины «Я хочу жить!», получившей высокие оценки критики. В 1958 году Вангер перешёл в студию 20th Century Fox. 30 сентября, в свой первый рабочий день на новом месте, Уолтер Вангер встретился в нью-йоркском офисе с президентом Fox Спиросом Скурасом и вице-президентом Джозефом Московицем. Обсуждались планы производства будущих картин, и Вангер предложил давно вынашиваемый замысел — экранизацию «Клеопатры»[12].

Теда Бара в картине 1917 года

Скурас тогда разделял мнение о коммерческой перспективности картин на библейские темы. Успех «Плащаницы» и готовящийся дорогостоящий проект MGM «Бен-Гур» давал на то все основания. Тем не менее предложение понравилось. Глава компании вспомнил о фильме 1917 года с Тедой Бара в главной роли. Вангер скептически отнёсся к идее ремейка. В ответ Скурас отправил секретаршу в архив за материалами картины, снятой сорок лет назад, попутно заметив, что сценарий уже практически готов и его лишь надо «немного дописать». Московиц иронически бросил: «Нам же не нужна Лиз Тейлор. Любая эпизодница за сто долларов в неделю справится с этой ролью»[12]. Вангер не стал спорить с шефом (хотя речь шла о сценарии немого фильма, где практически отсутствовали диалоги). Он только приступал к работе и ему уже предлагали большой проект в производство[12]. Вангер отдавал себе отчёт о том, что в условиях работы в Fox он столкнётся с устаревающей студийной системой, при которой картина полностью снимается силами одной кинокомпании. С творческой инициативой могут возникнуть проблемы, и на каждое действие необходимо будет получать одобрение[13].

Предварительное соглашение было достигнуто. Первым делом Вангер выкупил за $15 тыс. права на книгу Карло Мариа Франзеро «Жизнь и время Клеопатры»[14]. К 20 октября 1958 года у Вангера уже имелись первые наброски плана работ. Глава отдела производства студии Бадди Адлер предложил ему ориентироваться на «бюджетный» пеплум в пределах $2 миллионов, рассматривая возможное приглашение на заглавную роль Джоан Вудворд, Джоан Коллинз или Сьюзи Паркер[en][13]. Эти актрисы были на зарплате студии Fox, и их привлечение в картину не сильно повлияло бы на стоимость проекта[15]. Вангер доказывал, что бюджет окажется значительно более $2 миллионов, иначе не получить необходимого эффекта. Адлер начал торговаться, утверждая, что легко найдёт специалиста, который снимет картину даже за $800 тыс., но через некоторое время согласился. Контракт с Вангером на продюсирование «Клеопатры» был подписан в конце октября 1958 года[16]. Планировалось, что бюджет картины составит $3 миллиона (без расходов на персонал и актёров). Картина должна была запуститься в производство в 1959-м и после 64 съёмочных дней и монтажа в следующем году выйти на экраны[15][17].

Подбор команды и исполнителей[править | править код]

В начале 1959 года к команде присоединился в качестве художника Джон Декур, который занялся набросками декораций и раскадровкой. 14 февраля совету директоров были презентованы первые эскизы и модели декораций. Концепция будущего фильма менялась — продюсер всё больше склонялся к идее, что фильм будет дорогостоящим и с первоклассным актёрским составом[18]. Сценария ещё не было, позиция режиссёра картины оставалась вакантной, а Вангер уже начал прощупывать почву и согласовывать кандидатуру исполнительницы главной роли. Поиски будущей Клеопатры стали самой сложной частью предварительной подготовки. Увидев в картине 1951 года «Место под солнцем» Элизабет Тейлор, Вангер уже тогда, по его выражению, «запал» на неё[14]. В ноябре 1958 года он встретился с тогдашним мужем Элизабет Майклом Тоддом и оставил ему книгу о жизни Клеопатры[18]. Компания была против кандидатуры. Скурас неодобрительно отзывался об Элизабет: «от неё только и жди проблем»[19].

Между тем, Тейлор до лета 1959 года была полностью занята личной жизнью: в марте в авиакатастрофе погиб Майкл Тодд, и в мае она снова вышла замуж. В сентябре Вангер впервые связался с агентом актрисы, занятой на съёмках картины «Внезапно, прошлым летом» в Лондоне. Тейлор, которая была на тот момент одной из самых высокооплачиваемых кинозвёзд мира, поставила свои условия. Во время первого обсуждения актриса оговорила $750 000 гонорара и 10 % от проката, но позже пересмотрела условия. Первым кандидатом на роль была Тейлор, однако в списке студии на случай отказа были звезды первой величины: Бриджит Бардо, Софи Лорен, Одри Хепбёрн и другие. С некоторыми из них были проведены предварительные переговоры. В частности, Лорен выдвинула требование о том, что съёмки могут пройти только в Италии[20]. До последнего момента в шорт-листе оставались Одри Хепбёрн (между прочим, давшая согласие на участие в фильме) и Сьюзен Хэйворд[21].

Рубен Мамулян

После длительных дискуссий и торговли руководство Fox согласилось на участие Тейлор. Контракт Тейлор на участие в «Клеопатре» был подписан в ходе её съёмок в картине «Баттерфилд, 8» 15 октября 1959 года. Рекордное соглашение предусматривало оплату по $125 000 в неделю за 16 недель съёмок, плюс процент с проката и дополнительные издержки[22]. Актриса выдвинула и некоторые другие условия, в частности, проведение съёмок за пределами США, дабы уменьшить свои налоговые издержки[15]. Тейлор прочитала набросок сценария и нашла его слишком фривольным — в первом варианте сюжет сразу начинался со сцены знакомства Клеопатры с Цезарем. О своём образе она сказала: «главная героиня — проститутка» и попросила переработать сценарий в более консервативном ключе[22].

После этого принципиального решения были согласованы другие кадровые вопросы. Выбор режиссёра с Вангером не обсуждался и был решён непосредственно руководством студии. Режиссёрское кресло картины занял голливудский ветеран Рубен Мамулян, близкий друг Скураса[23]. До войны Мамулян был одним из самых востребованных специалистов, однако после увольнения с картины «Лора» он нечасто возглавлял съёмки[24]. К работе над сценарием были привлечены известные литераторы: Найджел Балчин[en], Дейл Вассерман и Лоренс Даррелл. Руководила процессом Луди Клэр. Оператором картины стал Джек Хилдьярд[25].

Процесс подбора актёров оказался приостановленным в начале 1960 года. Первая всеобщая забастовка SAG в марте-апреле парализовала работу крупнейших студий США, и ассистентам по подбору исполнителей пришлось ждать её окончания. Забастовка стала ещё одной причиной переноса основной съёмочной площадки в Европу. На роли второго плана широко привлекались британские и европейские актёры. Возможность воплощения образа Юлия Цезаря обсуждали с Лоренсом Оливье, благодаря его нашумевшему исполнению роли диктатора в спектакле по пьесе Шоу «Цезарь и Клеопатра», в театре Олд Вик. Тем не менее, Оливье больше привлекали перспективы сняться в картине «Бекет». Переговоры проводились и с Фредриком Марчем, но успехом не увенчались. В конце концов, на роль Цезаря был приглашён Питер Финч, Антония — Стивен Бойд, Октавиана — Кит Бакстер[en][26]. После всех поправок и изменений в актёрском ансамбле бюджет картины оценивался в $5 миллионов[15][27].

Начало съёмок картины[править | править код]

Приступить к съёмкам планировалось в начале 1960 года. Так же, как и для многих высокобюджетных пеплумов того времени («Бен-Гур», «Лоуренс Аравийский»), производство картины перенесли в Европу из соображений экономии. Студии Италии и Испании были оснащены всем необходимым для производства картины класса «Клеопатры». Первое же решение кинокомпании о ходе работ поставило Вангера в тупик. Ему было предписано управлять процессом из Нью-Йорка, поэтому на первом этапе его непосредственное участие в производстве было ограниченным[23]. Съёмки должны были пройти под Римом, однако летом 1960 года в столице Италии начались Олимпийские игры, что стало сюрпризом для руководства съёмочной группы[26]. Все гостиницы были заняты, возникали трудности с наймом персонала, и студия решила перенести основную съёмочную площадку в окрестности Лондона[28]. Помимо прочего, британское правительство обещало субсидии иностранным кинокомпаниям, ведущим производство в Англии[18]. Продюсер пытался доказать руководству, что Англия — не лучшее место для изображения Египта и что сами английские режиссёры, как правило, выезжают на натуру за пределы страны, например, в Испанию. Хорошо известно было и то, что Элизабет Тейлор не отличается крепким здоровьем и склонна к простуде. Однако всё было бесполезно[29]. В июле 1960 года скоропостижно скончался глава производственного отдела Fox Бадди Адлер, и в руководстве компании возник некоторый вакуум власти. Происходили задержки с принятием решений или же решения принимались не самым адекватным образом[19].

Magnify-clip.pngДекорации гавани Александрии.

В мае 1960 года Рубен Мамулян впервые прибыл в Лондон. Он обнаружил ситуацию, которую Вангер в своём дневнике охарактеризовал как «полная катастрофа». Всё началось с того, что вещи Мамуляна потеряли в аэропорту и номер в отеле не был заказан[30]. Когда режиссёр впервые увидел «Египет», воспроизведённый на студии Pinewood[en], ему стало плохо. Студия не располагала мощностями, соответствующими калибру картины. Не было достаточного количества просторных павильонов, а в тех, что имелись, потолки оказались слишком низкими. Другая крупнейшая британская студия Denham[en] неожиданно прекратила существование, и выбор у продюсеров был невелик[18][31]. Между тем «Клеопатру» планировалось снять с ещё большим размахом. Первоначально фильм собирались запечатлеть по «бюджетному» варианту на 35 мм плёнку в технологии CinemaScope. В июне было решено использовать 65-миллиметровую плёнку формата Todd AO[~ 3]. Технология, принципиально меняющая подход к визуальному решению, была выбрана опять-таки без ведома продюсера и режиссёра[32]. Лето для съёмок было потеряно, и представители студии занимались переделкой декораций и подготовкой процесса производства. Съёмки картины начались 1 сентября 1960 года в окрестностях Лондона, так как руководство студии отдало приказ снимать в любых условиях. На фильм было уже потрачено около $6 миллионов[27].

Первый же съёмочный день начался с конфуза. Тейлор отказалась от услуг местного британского стилиста и решила дождаться прибытия из Калифорнии её персонального парикмахера. На третий день съёмки вновь остановились — актриса сказалась больной[19]. В процесс вмешалась нестабильная английская погода. Дожди шли неделями подряд. Изо рта актёров шёл пар — «всё это больше напоминало северный полюс, но никак не Египет», — вспоминал Мамулян[33]. Режиссёр успел снять шесть дублей сцены, в которой Клеопатру, завёрнутую в ковёр, приносят Цезарю. Затем состояние актрисы ухудшилось, и у неё началась лихорадка. Элизабет осмотрел личный врач королевы Елизаветы II и обнаружил у неё абсцесс зуба. 28 декабря, после кратковременного улучшения состояния, актриса появилась на съёмочной площадке, но в холодной студии не удалось быстро организовать отопление. Затем, после нового года, состояние Тейлор снова ухудшилось[34]. Студия начала спешные поиски замены. Главная роль могла отойти к Мэрилин Монро[35]. Мамулян на ранних этапах подготовки предлагал большее участие темнокожих актёров и рассматривал на роль Клеопатры кандидатуру Дороти Дэндридж[28]. Однако Вангер уговорил руководство студии дождаться выздоровления Тейлор[13]. Режиссёр тем временем занялся второстепенными сценами, но даже их он не мог начать полноценно снимать. Дело было не только в расслабленном (по американским меркам) отношении к делу английских подрядчиков, но и в проблеме со сценарием[18].

Вангер поменял нескольких авторов — лучших специалистов, к каким только можно было обратиться, но и к осени 1960 года законченного сценария картины у продюсера не было. В картину был привлечён новый сценарист — Наннэли Джонсон. Решение об этом было принято «импульсивно», в ходе телефонного разговора, несмотря на сопротивление Мамуляна. Один из самых авторитетных специалистов Голливуда по экранизациям написал 75-страничный сценарий первой части картины, да и тот оказался впоследствии невостребованным[36]. Представители студии безрезультатно обращались к Пэдди Чаефски. Писатель запросил не менее полугода на работу, что было неприемлемо[37]. Без внятного сценария невозможно было поставить задачу художнику-постановщику, подрядчикам, ответственным за строительство декораций, костюмерам и другим специалистам[18].

Таким образом планы закончить съёмки в феврале 1961 года оказались далёкими от реальности, и проект пришлось отложить, запросив расширение бюджета. После двух лет съёмок студия имела в результате всего 12 минут материала, пригодного для финального монтажа. Весной 1961 года, после кратковременного улучшения, состояние Элизабет Тейлор резко ухудшилось. Пневмония вызвала осложнение. У актрисы диагностировали отёк лёгких, и 15 марта ей пришлось делать экстренную трахеотомию. Состояние больной было критическим, и она находилась в больнице, в реанимационной палате[38][39]. В прессе появилась информация о том, что актриса при смерти, но Тейлор пришла в себя и постепенно пошла на поправку. После болезни она взяла отпуск и улетела домой в Калифорнию, на церемонию, связанную с вручением Оскара за картину «Баттерфилд, 8». Шрам от трахеотомии на шее у актрисы так и не зажил, и гримёрам приходилось его скрывать. Страховая компания Lloyd’s выплатила около $2 миллионов компенсации за задержку в съёмочном процессе, вызванную болезнью Тейлор[36].

Смена режиссёра[править | править код]

Ричарда Бёртона и Родди Макдауэла режиссёр заметил в мюзикле «Камелот»[en], где они также сыграли непримиримых врагов[40]

Студия Fox была вынуждена принять экстренные меры для оживления работы над фильмом. Рубен Мамулян был не согласен с ходом съёмок, сценарием и никак не находил взаимопонимание с Элизабет Тейлор. Он начал угрожать студии тем, что покинет съёмочную площадку. Элизабет Тейлор была больше, чем актрисой в проекте: она имела право голоса в принятии ключевых решений[41]. Студия приняла в этом конфликте сторону актрисы и согласилась с отставкой режиссёра[33]. Тейлор, вспомнив об успешной совместной работе над картиной «Внезапно, прошлым летом», представила кандидатуру Джозефа Манкевича, и продюсеры её поддержали. Джозеф в этот момент был независимым агентом и неспешно занимался подготовкой сценария картины «Джустин»[en], будучи в творческом отпуске на островах Карибского моря. Он выслушал предложение Скураса без особого энтузиазма. Манкевича не вдохновляла затея забирать работу из чужих рук, но Скурас буквально умолял его спасти проект. Fox сделала Манкевичу предложение, «от которого он не мог отказаться», полностью выкупив его киностудию Figaro Inc. и предложив процент от проката будущего фильма. В сумме гонорар Манкевича и сделка от продажи студии принесли ему около $1 миллиона, что стало самой высокой оплатой за услуги режиссёра в истории кинематографа на тот момент[42]. Стороны договорились о том, что новый режиссёр может полностью переписать сценарий и внести любые изменения в список актёров. Замена обошлась Fox в дополнительные $3 миллиона[9][18]. Со всеми поправками картина теперь должна была по плану выйти на экраны осенью 1962 года[36].

Скурас убеждал Манкевича, что сценарий готов, декорации построены и актёры подобраны. Джозеф Манкевич не считал себя «блокбастерным» режиссёром, полагая, что его стиль ориентирован на более камерные постановки, где психология и диалоги героев выходят на первый план. Поэтому он и оговорил в контракте условие радикального изменения концепции[43].

Прочитав рабочий сценарий «Клеопатры» Мамуляна, новый режиссёр поразился размаху картины, хотя с литературной точки зрения материал никак не годился для работы. «Не то что снимать по нему… его даже прочитать было невозможно», — отзывался о сценарии Джозеф[36]. Манкевич начал работу над новым сценарием, более соответствующим событиям древней истории. В качестве помощника он привлёк опытного Раналда Макдугала[en]. Именно вклад Макдугала оказался самым значительным среди всех соавторов. Основой стали труды Плутарха, Светония, Аппиана; а также, частично, произведения Бернарда Шоу и Шекспира[44]. Манкевич видел Клеопатру в образе тонкого политика, ведущего сложную дипломатическую игру с могущественным Римом. Манкевич чётко разделил картину на две серии, соответствующих отношениям с Цезарем и Марком Антонием[45][18].

Моя концепция Клеопатры не имеет отношения ни к Шоу, ни к Шекспиру. И ни к Птолемею, если на то пошло. Клеопатра, которую я задумал — поразительная и бесстрашная женщина. Она почти смогла стать повелительницей, подчинив себе двоих самых сильных мужчин мира, причём оба подвели её. Один был неожиданно убит, второй оказался трусом. Нет, Клеопатра не скроется счастливо в лучах заката. Он умрёт так, как она и умерла, и я обещаю, что у меня в картине никто не будет лениво жевать виноград в горизонтальной позиции

Оригинальный текст (англ.)

Well, my conception of Cleopatra is neither Mr Shaw’s nor Mr Shakespeare’s … Nor is my conception Mr Ptolemy’s either, for that matter. The Cleopatra I have in mind is the story of a remarkably brilliant, ruthless woman who nearly made herself Empress of the then-known world, utilizing for her purpose the two strongest men in the world, both of whom failed her. The first failed her because he was inconsiderately assassinated, and the other because he turned coward. Cleopatra will not ride off into the sunset. She will die as she died I can also promise you that no-one will eat grapes from a horizontal position.

Студия Чинечитта

Летом 1961 года произошёл рестарт проекта. Тот небольшой материал, что был снят Мамуляном, оказался не востребован. Затраты компании Fox составили уже более $7 миллионов. Студия была вынуждена заморозить большинство проектов и полностью приостановить работу своей телевизионной студии[19].

В сентябре 1961 года производство картины продолжилось на студии Чинечитта. Длительная задержка привела к тому, что контракты с актёрами и некоторыми специалистами пришлось приостановить и проводить кастинг заново. Хилдьярда заменил оператор Леон Шамрой. Питер Финч начал съёмки в другой картине. Манкевич предложил роль Цезаря Рексу Харрисону, с которым имел продолжительный совместный опыт работы. В роли Марка Антония Манкевич поначалу видел Марлона Брандо, но актёр оказался занят. Ричарда Бёртона и Родди Макдауэлла Манкевич заметил в мюзикле «Камелот». Бёртона он знал давно как прекрасного театрального актёра и предложил ему роль Марка Антония[42]. Студия встретила кандидатуру Бёртона в штыки — актёр был известен своенравием и неумеренной любовью к спиртному. Манкевичу удалось уговорить руководство. Сам Ричард с удовольствием покинул мюзикл, так как, по его утверждению, ему до смерти надоело целый год подряд играть Короля Артура. Контракт с Бёртоном обошёлся компании в $300 тыс. и стал его самой высокооплачиваемой работой на тот момент времени[47].

Тейлор вспоминала о курьёзном случае на одной из вечеринок студии в 1961 году. Спирос Скурас обратился к Элизабет Тейлор по имени её героини. Актриса удивилась:
— Вы же платите мне миллионы. Неужели вы не помните моё имя? Если вспомните, верну половину денег назад.
— Э-э… Клеопатра? — ответил Скурас[19].

Продолжение съёмок[править | править код]

Magnify-clip.png Съёмочная площадка картины, студия Чинечитта. Слева направо: хореограф Гермес Пан, глава отдела производства студии Fox Сид Рогелл[en], оператор Леон Шамрой, продюсер Уолтер Вангер, режиссёр Джозеф Манкевич, помощник режиссёра Фред Симпсон.

Манкевич де-факто отстранил от работы над фильмом Вангера и стал сценаристом, режиссёром и продюсером в одном лице. К осени 1961 года Манкевич написал 132 страницы нового сценария, но это едва соответствовало по объёму половине будущей картины. Болезнь Тейлор дала некоторое время, но всё закончить не удалось. Оставшиеся 195 страниц были написаны в ходе съёмок. В качестве помощников студия привлекала Лоренса Даррелла и Сиднея Бахмана[en], хотя их помощь казалась минимальной. Манкевич вспоминал о следующих нескольких месяцах жизни как работе на износ. Днём шли съёмки, а по ночам он писал. Получившийся трёхсотстраничный сценарий соответствовал фильму длительностью 5-6 часов, но Манкевич не мог ничего сократить[48][18].

В ходе производства оказалось, что строительство декораций провалено и всё пришлось переделывать. Дополнительные затраты приносила многолюдная массовка картины, которая была вынуждена постоянно ожидать перестройки декораций, прямо в промежутках между дублями. Возведение декораций Манкевич также взял под свой контроль. На территории студии на площади 20 акров были построены новые декорации: возведён римский Форум и александрийский храм Клеопатры. Вангер вспоминал, что при разработке декораций первоначально планировалось воссоздать полную реплику римского форума. Впрочем, позже выяснилось, что исторически форум представлял собой не очень фотогеничный ансамбль из довольно разных по стилю сооружений. Пришлось оставить только два здания и расположить их так, чтобы найти выгодную точку съёмки для оператора[44].

Съёмки корабля Клеопатры и батальные сцены битвы при Акциуме прошли в районе острова Ивиса в Средиземном море[49]. «Александрия» была построена около местности Торе Астуро[en], на побережье Тирренского моря. Отдельные натурные сцены были сняты около городов Анцио и Ланувио, в районе острова Искья и в окрестностях Александрии в Египте[27][19]. Порт Александрии был возведён около Анцио, на берегу Средиземного моря. В ходе масштабных работ по подготовке бульдозерами причала порта произошёл печальный инцидент: рабочие наткнулись на мину, оставшуюся со Второй мировой войны, — один из них погиб и несколько были ранены[50].

Манкевич постоянно сталкивался и с другими обстоятельствами, которые тормозили работу. Заметив, что у Элизабет Тейлор подозрительно много выходных дней, режиссёр попытался призвать актрису к порядку. Вчитавшись в контракт, подписанны

Украшения царицы Клеопатры: легенды, кино и винтаж

Красивейшая женщина Древнего мира. Великая царица Египта, имеющая божественное происхождение. Непревзойденная любовница, способная околдовать любого мужчину — будь он даже Цезарем. Таинственный и притягательный образ Клеопатры до сих пор таит много загадок и очаровывает вот уже более двух тысяч лет.

Украшения царицы Клеопатры: легенды, кино и винтаж, фото № 1

—————— Один из портретов царицы Клеопатры VII —————————————

Историки древности, наблюдавшие жизнь Клеопатры, были так ею впечатлены, что не сомневались в магических способностях этой женщины. Но если внимательнее почитать древние тексты, ни в одном из них египетская царица не называется красавицей. Восхваляются лишь ее острый ум и решительность, а также блестящая образованность. Клеопатра знала семь языков и даже писала философские трактаты и труды о мерах и весах. К тому же она была непревзойденным знатоком в области женских искусств — знала особые секреты приготовления косметических снадобий (и ядов!), в совершенстве владела искусством одеваться и выбирать украшения.

Именно это умение Клеопатры преподнести себя и талант создавать при помощи костюма и драгоценностей незабываемый образ превратились позднее в миф о ее непревзойденной красоте. В наши дни это назвали бы хорошей работой стилиста 🙂

По словам современников, царица никогда не расставалась с украшениями. Меняя их в течение дня, она даже ванну принимала в драгоценностях. Их задача была не только в том, чтобы украшать Клеопатру, они также выполняли роль оберегов. Во многих традиционных культурах до сих пор женщина не считается одетой и защищенной от злых духов, если на ней нет колец, серег, браслетов, украшения для волос и ожерелья.

Украшения царицы Клеопатры: легенды, кино и винтаж, фото № 2

————— Древнеегипетская золотая диадема, украшенная символами царской власти —————

Драгоценности египетской царицы упоминаются во многих легендах о Клеопатре. Чего стоит известная история о бесценной жемчужине, растворенной в уксусе, или об удивительных аметистах, не позволяющих своей хозяйке пьянеть на пирах.

Когда мы пытаемся представить себе образ легендарной царицы, мы неизбежно вспоминаем великолепные голливудские экранизации. Фильмов на эти сюжеты снято немало, но два из них затмили всех — это «Цезарь и Клеопатра» 1945 года с Вивьен Ли в главной роли, и «Клеопатра» 1963 года с Элизабет Тейлор.

Следуя устояшемуся мифу о Клеопатре, на роль царицы выбирались главные красавицы Голивуда. Их костюмы и украшения были фантастически роскошными. А фильм с Элизабет Тейлор до сих пор считается самой дорогой постановкой за всю историю кино.

При этом украшения киногероинь не были полностью вымышленными — художники по костюмам старались копировать головные уборы и костюмы Клеопатры, известные по ее портретам.

Украшения царицы Клеопатры: легенды, кино и винтаж, фото № 3Украшения царицы Клеопатры: легенды, кино и винтаж, фото № 4

———— Головной убор Вивьен Ли и его первоисточник — алебастровый портрет Клеопатры ———-

Украшения царицы Клеопатры: легенды, кино и винтаж, фото № 5Украшения царицы Клеопатры: легенды, кино и винтаж, фото № 6

——— В этом случае источником вдохновения стал головной убор другой царицы — Меритамон ———

Еще более впечатляющий образ Клеопатры был создан Элизабет Тейлор, над египетским гардеробом которой (и особенно над украшениями) работала целая армия художников, костюмеров и декораторов. Устоять перед короной Меритамон они тоже не смогли, и венец из кобр вновь появляется на голове голливудской Клеопатры.

Украшения царицы Клеопатры: легенды, кино и винтаж, фото № 7

Украшения царицы Клеопатры: легенды, кино и винтаж, фото № 8

———— В течение фильма Элизабет Тейлор меняла множество костюмов и украшений ————————————

Сохранившиеся после съемок «Клеопатры» костюмы Элизабет Тейлор долгое время экспонировались на выставках, и не так давно были проданы с аукциона в частные коллекции. Например, вот этот бутафорский головной убор царицы с короной из змей ушел с торгов за 100 000 долларов.

Украшения царицы Клеопатры: легенды, кино и винтаж, фото № 9

В частной коллекции теперь находится и колье, которое Элизабет Тейлор надевала в нескольких сценах — его металлические детали расписаны эмалями и закреплены на основании из льна телесного цвета.

Украшения царицы Клеопатры: легенды, кино и винтаж, фото № 10

Более чем в 3000 долларов был оценен на торгах еще один головной убор для роли Клеопатры в виде сокола, распростершего крылья. Он искусно выполнен из позолоченой кожи, каждое перо сделано вручную и закреплено особым образом с помощью золотой проволоки, сохраняющей форму этого необычного украшения.

Украшения царицы Клеопатры: легенды, кино и винтаж, фото № 11

Для «Клеопатры» 1963 года был заказан и этот необычный пояс в виде змеи, призванный подчеркнуть формы Элизабет. Заказ выполнила известная марка винтажной бижутерии «Joseff of Hollywood», чьим основным бизнесом как раз являлось создание украшений для голливудских исторических фильмов.

Украшения царицы Клеопатры: легенды, кино и винтаж, фото № 12

Роль Клеопатры оказалась знаковой для Элизабет Тейлор. И хотя актриса не получила заветного «Оскара» за этот фильм, да и сама постановка из-за фантастического бюджета едва не разорила компанию «20th Century Fox», не принеся ожидаемой прибыли в прокате, именно эта экранизация создала самый впечатляющий воображаемый портрет великой царицы Египта.

Мало кто знает, что роль Клеопатры в этом фильме могли сыграть и другие актрисы — переговоры велись с Бриджит Бардо, Софи Лорен и Одри Хэпберн, и все актрисы ответили согласием. Когда во время съемок Элизабет Тейлор не на шутку заболевает, продюсеры начинают рассматривать новую кандидатуру на главную роль — Мерилин Монро. Но именно Тейлор было суждено остаться в истории кино самой известной Клеопатрой.

Тридцать лет спустя Элизабет Тейлор вернется к ювелирной истории египетской царицы — она создаст коллекцию украшений в стиле Клеопатры по заказу компании «Avon», которая на рубеже 1980-1990-х годов выпускала лимитированные серии люксовой бижутерии по эскизам известных дизайнеров своего времени.

В наши дни эта винтажная бижутерия великолепного уровня работы, покрытая 24-каратной позолотой, является предметом охоты для колекционеров. Элизабет Тейлор создала всего три предмета в этой египетской серии — браслет, кольцо и клипсы с подвесками.

Когда я впервые увидела их вживую, была поражена — насколько эти украшения подобны экспонатам Каирского музея (самой известной сокровищницы древнеегипетских золотых украшений, включая драгоценности Тутанхамона). Я давно стремилась заполучить эти украшения и знала о том, что Элизабет принимала участие во всех технологических моментах их разработки и даже внимательно контролировала вес изделий, но не могла оценить это по-настоящему, пока не взяла в руки кольцо и браслет. Обладая коллекцией великолепных драгоценностей, Элизабет хорошо знала вес золота и настоящих драгоценных камней. Эти браслет и кольцо весят ровно столько же, сколько весили бы такие украшения из чистого золота.

Украшения царицы Клеопатры: легенды, кино и винтаж, фото № 13Украшения царицы Клеопатры: легенды, кино и винтаж, фото № 14

————- Браслет и кольцо, созданные Элизабет Тейлор по мотивам «Клеопатры» —————-

От рассказов Плутарха до средневековых легенд… От масштабных голливудских постановок до сверкающего аметистовым кристаллом кольца на руке… Так затейливо протягивается удивительная нить истории — от египетских берегов и Клеопатры VII Филопатор, последней царицы из рода Птолемеев, до шкатулки с винтажными украшениями. Возможно — вашей?

Кто играл Клеопатру — фото из фильмов

Актрисы, сыгравшие роль Клеопатры Роль Клеопатры всегда доставалась самым красивым актрисам. Ведь Клеопатра до некоторых пор считалась эталоном красоты.

Некоторые считают, что красота ее была в обаянии и харизме. Кто-то утверждает, что царица Египта обладала необыкновенно красивыми чертами.

А третьи говорят о том, что в Древнем Египте существовали свои каноны красоты, согласно которым Клеопатра считалась очень красивой.

Актрисы, сыгравшие роль Клеопатры

  • Теда Барра в фильме «Клеопатра» 1917
  • Клодетт Кольбер в фильме «Клеопатра» 1934
  • Вивьен Ли в фильме «Цезарь и Клеопатра» 1945
  • Барбара Брыльска в фильме «Фараон» 1966
  • Элизабет Тейлор в фильме «Клеопатра» 1963
  • Леонор Варела в фильме «Клеопатра» 1999
  • Моника Белуччи в фильме «Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатры» 2001