Французская новая волна в кино – «Как зародилась Французская новая волна в кино? Чем обусловлено появление нового взгляда на кино?» – Яндекс.Знатоки

Содержание

Французская новая волна — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Новая волна.

Французская новая волна (фр. Nouvelle Vague) — направление в кинематографе Франции конца 1950-х и 1960-х годов. Одним из его главных отличий от преобладавших тогда коммерческих фильмов был отказ от устоявшегося и уже исчерпавшего себя стиля съёмки и от предсказуемости повествования. Представителями новой волны стали, прежде всего, молодые режиссёры, ранее имевшие опыт работы кинокритиками или журналистами. Они были против далёких от реальности коммерческих фильмов и нередко прибегали в кинематографе к экспериментам и радикальным для того времени приёмам.

Термин «Новая волна» впервые появился в эссе журналистки Франсуазы Жиру в 1958 году по отношению к молодёжи, но позже стал обозначать обновление во французском кино.[1]

Одни из самых известных основоположников стиля — Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Эрик Ромер, Клод Шаброль, Жак Риветт — работали кинокритиками на созданный Андре Базеном и его соратниками влиятельный французский журнал «Cahiers du cinéma» и восхваляли фильмы таких режиссёров, как Жан Ренуар, Жан Виго, Джон Форд, Альфред Хичкок и Николас Рэй. Посредством критики и интерпретаций пионеры французской новой волны заложили фундамент для концептов, которые позже (в 1970-х) были объединены в кинематографическую теорию под названием «Теория авторского кино». Согласно этой теории, режиссёр должен быть автором фильма и принимать участие во всех этапах производства фильма, чтобы выработать свой собственный стиль. Таким образом, фильмы должны стать более индивидуальными и не подвергаться оценке по отдельности, но в свете всех работ режиссёра в целом.

Началом французской новой волны было, в некоторой степени, упражнение кинокритиков из журнала Cahiers du cinéma в воплощении их философии и теорий в действительность, путём создания собственных фильмов. «Красавчик Серж» Клода Шаброля (1958) считается первым фильмом новой волны. Франсуа Трюффо (с фильмом «Четыреста ударов», 1959) и Жан-Люк Годар (с фильмом «На последнем дыхании», 1960) имели неожиданный большой международный успех как с точки зрения критики, так и финансов. Это обратило внимание мировой общественности на происходящее во французской новой волне и позволило движению бурно развиваться.

Среди прочих режиссёров, работавших в то же время, но не обязательно напрямую связанных с новой волной, были Луи Малль, Ален Рене, Аньес Варда и Жак Деми.

Инновации французской новой волны проникли в схожие направления в кинематографах Европы, Японии и США.

В частности, новая волна оказала влияние на следующее поколение независимых американских режиссёров конца 1960-х и начала 1970-х годов (т.н. New Hollywood: Коппола, Де Пальма, Полански, Скорсезе) и позже на некоторых концептуальных режиссёров США, Канады и Европы, среди которых Вим Вендерс, Джим Джармуш, Квентин Тарантино, Камерон Кроу, Франсуа Озон, Уэс Андерсон и Ксавье Долан.

[2] Тарантино посвятил фильм «Бешеные псы» (1992) Годару, а также назвал свою кинокомпанию A Band Apart (игра слов с названием фильма Годара Bande à Part).

Основные фигуры французской новой волны[править | править код]

Принадлежность некоторых нижеперечисленных режиссёров и актёров к новой волне может быть спорна. Их объединяет то, что они работали в одно и то же время, и их работы имеют некоторые общие элементы, схожие кинематографические приёмы, или просто близки по духу.

Режиссёры[править | править код]

Актёры[править | править код]

  • 1958 — Красавчик Серж (реж. Клод Шаброль)
  • 1958 — Любовники (реж. Луи Маль)
  • 1959 — Кузены (реж. Клод Шаброль)
  • 1959 — Хиросима, любовь моя (реж. Ален Рене)
  • 1959 — Четыреста ударов (реж. Франсуа Трюффо)
  • 1960 — Маленький солдат (реж. Жан-Люк Годар)
  • 1960 — Милашки (реж. Клод Шаброль)
  • 1960 — На последнем дыхании (реж. Жан-Люк Годар)
  • 1960 — Стреляйте в пианиста (реж. Франсуа Трюффо)
  • 1962 — В прошлом году в Мариенбаде (реж. Ален Рене)
  • 1962 — Жить своей жизнью (реж. Жан-Люк Годар)
  • 1962 — Жюль и Джим (реж. Франсуа Трюффо)
  • 1963 — Блуждающий огонёк (реж. Луи Маль)
  • 1964 — Нежная кожа (реж. Франсуа Трюффо)
  • 1964 — Банда аутсайдеров (реж. Жан-Люк Годар)
  • 1965 — Альфавиль (реж. Жан-Люк Годар)
  • 1965 — Безумный Пьеро (реж. Жан-Люк Годар)
  • 1965 — Мужское — женское (реж. Жан-Люк Годар)
  • 1966 — Париж глазами… (реж. Эрик Ромер, Жан-Люк Годар, Клод Шаброль, Жан Душе, Жан Руш, Жан-Даниэль Поле)
  • 1967 — Далеко от Вьетнама (реж. Йорис Ивенс, Уильям Кляйн, Клод Лелуш, Аньес Варда, Жан-Люк Годар, Крис Маркер, Ален Рене)

Новая волна — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 декабря 2018; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 декабря 2018; проверки требуют 2 правки.

Но́вая волна́, нью вэйв (англ. New Wave) — термин, обычно использующийся для обозначения некоторых направлений в искусстве.

Термин «новая волна», вероятно, происходит от французского термина Nouvelle Vague, обозначавшего направление в кинематографе Франции конца 1950-х и 1960-х годов.

«Новой волной» называется ряд направлений в кинематографе различных стран во второй половине XX века. В целом, новая волна характеризуется введением нового стиля в кино. Зачастую этот стиль более художественный, более интеллектуальный, менее коммерческий и принципиально отличный от преобладавших ранее направлений в национальном кинематографе.

  • Новая волна (музыка) — музыкальное направление конца 1970-х — начала 1980-х, появившееся в США и Великобритании
  • Новая немецкая волна, нем. Neue Deutsche Welle — музыкальное направление конца 1970-х — начала 1980-х в Германии
  • Новая волна британского хеви-метала — музыкальное движение конца 70-х — начала 80-х годов XX века.
  • Новая волна в Югославии — Novi Val, Novi Talas или Nov Bran
  • Nueva ola, форма романтической музыки с текстами на испанском языке
  • Новая волна (конкурс) — международный конкурс молодых исполнителей поп-музыки, ежегодно проводимый в городе Юрмале (Латвия), в 2015 году переехал в Сочи (Россия)
  • Новая волна (фестиваль) — фестиваль молодёжной культуры, ежегодно проводимый в городе Находка (Россия, Приморский край)
  • Nouvelle Vague (с фр. — «Новая волна») — французская группа, играющая в стиле лаунж.
  • Альбом New Wave рок-группы The Auteurs 1993 года
  • Новая волна (фантастика) — направление в научной фантастике
  • Новая волна (фильм) — художественный фильм Жака-Люка Годара
  • Программное обеспечение New Wave: продукт фирмы Hewlett-Packard (выпуск: около 1988 года)
  • Новая Волна — Радиостанция, которая вещает в Волгограде и области
  • Новая Волна — радиостанция, вещавшая во Владивостоке и Приморье в 1995—2005 годах.

Кинематограф Европы — Википедия

Европе́йское кино́ — собирательное название для европейских киношкол.

Европейское кино — старейшее в мире. По популярности даже в самой Европе оно уступает американскому, но по уважению со стороны кинокритиков, возможно, даже превосходит. Европейское кино принято считать академичным, хотя и в Европе снимаются коммерческие кассовые фильмы. В отличие от американского кино, европейское часто спонсируется государством.

За время существования европейского кино в нём возникали различные течения и направления: немецкий экспрессионизм, итальянский неореализм, французская новая волна, Догма 95.

Перед Первой мировой войной фактически в каждой европейской стране появились свои национальные киностудии. В малых странах их было по две-три, а в больших, таких как Франция и Германия, по нескольку десятков. Конечно, война нанесла значительный урон производству фильмов, но все же многие студии выжили и даже подняли художественный уровень европейского фильма до невиданного ранее уровня.

В европейском кино появляются принципиально новые направления:

Французский кинематограф со времени своего создания и до наших дней всегда относился к числу доминирующих европейских киношкол.

«Золотой век» французского кино[править | править код]

1930-е годы считаются «золотым веком» французского кинематографа. Невероятно вырос авторитет кино. Впервые французским кинематографистам удалось несколько потеснить голливудскую продукцию на европейском кинорынке. Наиболее значимое направление в этот период — поэтический реализм.

Французская «новая волна»[править | править код]

«Новая волна» (Nouvelle vague), художественное движение, в корне преобразившее характер национального кинематографа Франции на рубеже 50—60-х годов. Само название вошло в обиход благодаря критику Пьеру Бийару, комментировавшему на страницах журнала «Синема-58» один из социологических опросов, касавшийся так называемой «молодежной проблемы».

Кратковременность этого радикального течения, затронувшего кинопрессу, прокат и телевидение (о её спаде стали писать уже в 1962), не отменяет принципиальной значимости этого явления как национального, так и международного масштаба. Зарождение «новой волны» принято связывать с именем крупнейшего французского критика и теоретика «десятой музы» Андре Базена (1918—1958) и созданным его учениками и единомышленниками кинематографическим журналом «Кайе дю синема» (Cahier du cinema, основан в 1951 А. Базеном и Ж. Дониоль-Валькрозом. В работе журнала принимали участие молодые реформаторы, будущие кинорежиссёры «новой волны» Ж.-Л. Годар, Ф. Трюффо, К. Шаброль, Э. Ромер.

После молодёжного протеста в 1968 во Франции сотрудники журнала призывали политизировать кинокритику, которая смогла бы соперничать с собственно политической природой фильма; вышло в свет более 400 номеров журналов). Молодых сотрудников «Кайе…», энтузиастов французской синематеки, объединяло неприятие мертвящего духа и однообразия штампов коммерческого кино, не отражавшего действительного богатства окружающей реальности. Вдохновленные примером итальянского неореализма, эти молодые люди требовали от кинематографа большей заземлённости и социальной направленности, отказа от традиционных костюмных и салонных сюжетов, обращения к жизни простого человека. Их любимыми лозунгами стали: от Дзиги Вертова — «жизнь врасплох», и от Александра Астрюка — «субъективная камера» и «камера-перо». И когда чуть позднее прозвучал лозунг Андре Базена — «теоретики — в практики!» многие из них действительно пришли в кинематограф, породив явление, которое стали называть «новой волной», просуществовавшее около десяти лет, и оказавшее огромное влияние на весь мировой кинематографический процесс.

Немецкий кинематограф мало уступал французскому, а в технических разработках зачастую даже опережал.

Так было, во всяком случае, до прихода нацистов к власти, когда большая часть творческой интеллигенции уехала из Германии, и кинематографисты не были исключением. Но были и плюсы, к таким можно отнести мощную поддержку кинематографа правительством национал-социалистов: государство вкладывало значительные средства в развитие кинопромышленности, позволяя ей, в свою очередь, совершенствоваться в техническом плане. Было налажено производство первых цветных картин.

Шведский кинематограф является одним из старейших в Европе (после Франции и Германии).

Несмотря на относительно небольшое количество выпускаемых фильмов, значение их для мирового кинематографа чрезвычайно велико. Шведское кино никогда не подражало ни одному кино в мире, а разрабатывало собственный путь, черпая идеи из национальной литературы.

Датский кинематограф в течение 1910-х — 1930-х гг., несмотря на скромное количество выпускаемых фильмов, держал очень высокий художественный уровень, особенно в изобразительном плане и монтаже.

За годы Второй мировой войны этот уровень был утрачен, известность получили только фильмы Карла Дрейера. Лишь в конце 1970-х гг., с появлением группы молодых кинематографистов, позднее ставшими ядром проекта «Догма 95», началось возрождение датского кино. (Одним из инициаторов проекта был режиссёр Ларс Фон Триер).

Английское кино всегда стояло несколько особняком от остального европейского. В Великобритании к моменту распространения кинематографа существовала всемирно известная актёрская школа и значительные культурные традиции. Самым известным британским кинорежиссёром остаётся Альфред Хичкок, поставивший значительную часть своих фильмов за пределами Великобритании, в США.

Итальянский кинематограф начал развиваться в 1900-е — 1910-е годы. С приходом к власти фашистов, в кинематографе Италии была установлена жёсткая цензура, но, вместе с тем, создана инфраструктура, способствующая развитию кино и открыт первый в мире кинофестиваль (в Венеции). Расцвет итальянского кино пришёлся на 1950-е — 1970-е. К этому времени относится появление кинематографического неореализма, центром которого стала Италия. Широкую известность получил также жанр спагетти-вестерна. Начиная с 1980-х, итальянское кино переживает кризис. Художественное развитие итальянского кино началось в 1912 г., когда Жассе ещё весьма пессимистически относился к итальянцам. Амброзио снимал «Камо грядеши?», Гуаццони ставил «Освобожденный Иерусалим», Паскуали руководил постановкой «Спартака», Джузеппе ле Лигуоро — съемками «Одиссеи» и «Ада».

Самые известные европейские киношколы[править | править код]

  • Ю. А. Кравцов, Основы Киноэстетики. Теория и история кино. Учебное пособие, СПБ, 2006 г.

Новая волна (фильм) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 октября 2018; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 октября 2018; проверки требуют 2 правки. У этого термина существуют и другие значения, см. Новая волна.

«Новая волна» (фр. Nouvelle Vague) — франко-швейцарский фильм режиссёра Жак-Люка Годара, вышел в прокат 23 мая 1990 года. Фильм показывает взаимоотношения высшего общества с наёмными рабочими.

Богатая и красивая графиня Елена Торлато-Фаврини (Она) сбивает путешествующего автостопом Роже (Он). Она отвозит его в свой дом на Женевском озере, устраивает на работу и делает своим возлюбленным. Роже Ленокс — тихий и молчаливый человек, полная противоположность её деятельной жизни. Однажды он ей говорит: «Вы никогда не поймёте, что на свете есть другие люди, которые думают, страдают. Вы озабочены только своими делами!» Он ей быстро надоедает, и она топит его в озере. Позже появляется Ришар Ленокс, такой же деятельный и энергичный, как и она. Он заменяет её во всех делах. Она говорит, что он «украл у неё жизнь». Поэтому она и не умеет плавать. Ришар Ленокс сбрасывает её с лодки, но в последний момент хватает за руку. Он увозит её из дома.

Годар утверждал, что дал Алену Делону роли «героев Ветхого и Нового Заветов». Фронтальные планы, сцены природы, цитата из «Божественной комедии» напоминают фильмы А. Тарковского. Книга Анны Редклиф «Тайна Удольфского замка» (Les Evades des tenebres)[1], лежащая в чемодане Роже, отсылает к мужу Мэри Шелли Перси. Он также, как и главный герой, одно время жил на Женевском озере и утонул в Лигурийском море. Цикл гравюр Гойи «Бедствия войны» Ришар меняет с арабом на картину «Маха обнажённая».

Маха обнажённая

_____________________________________________

Кинематограф Франции — Википедия

Французский билет в кино, существовавший до 1980-х годов

Францу́зское кино́ (фр. Cinéma français) — национальный кинематограф и кинопроизводство Франции.

Именно во Франции родился кинематограф, когда 28 декабря 1895 года в салоне «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок (Париж)[1] состоялся публичный показ «Синематографа братьев Люмьер» (в кафе было несколько залов с модными в те времена «экзотическими» названиями; показ состоялся в зале с названием «Индийская пещера», в результате чего в некоторые иностранные справочники попала нелепая версия, будто показ фильма происходил в некоем «индийском салоне»). Французское кино с тех пор сохраняет свою популярность во Франции и за рубежом, а по кассовому успеху у широкой публики уступает лишь американскому и индийскому.

В начальный период развития французское кино было преимущественно трюковым, важная роль принадлежала изобретателю кинотрюковой съёмки — автору «кинофеерий» Жоржу Мельесу и фирме «Фильм д’ар», привлёкшей к работе в кино видных драматургов, театральных актёров и композиторов. В 1910-е годы международной известностью пользовались кинокомедии с участием М. Линдера, авантюрные серии Л. Фейада. До Первой мировой войны французское кино выпускало около 90 % мировой кинопродукции (в основном усилиями компаний «Пате́» и «Гомо́н»).

В послевоенные годы во Франции возникло движение против использования кино в коммерческих целях. Движение возглавили представители киноавангарда того времени. Занимаясь формальными экспериментами, авангардисты в то же время значительно расширили выразительные возможности кино. Ими создавались киноклубы, пропагандировавшие лучшие достижения мирового кино.

История современного французского кино[править | править код]

Современный облик французского кино сформировался уже после Второй мировой войны, после осмысления наследия войны и немецкой оккупации.

С 1946 года раз в два года, а с 1951 года — ежегодно, проводятся Международные кинофестивали в Каннах.

В конце 1940-х — начале 1950-х годов получают известность актёры: Жерар Филип, Бурвиль, Жан Маре, Мари Казарес, Луи де Фюнес, Серж Реджани и другие.

После войны получили мировую известность экранизации французской классики: «Пармская обитель» (1948), «Красное и чёрное» (1954), «Тереза Ракен» (1953)[2]. Ещё в конце 1950-х очень важную роль в развитии французского кино сыграл новаторский фильм Алена Рене «Хиросима, любовь моя» (1959).

1950-е, Новая волна[править | править код]

На пике «новой волны» (конец 50-х) во французское кино за короткий срок приходят более 150 новых режиссёров, среди которых ведущие места заняли Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Клод Лелуш, Клод Шаброль, Луи Маль.

Тогда же появились фильмы-мюзиклы режиссёра Жака Деми — «Шербурские зонтики» (1964) и Девушки из Рошфора (1967). Большинство фильмов конца 1950-х — это развлекательные ленты, далёкие от социальной тематики.

В 1960—1970-х годах во французском кино появилось множество новых актёров, среди которых наиболее известные — Жанна Моро, Жан-Луи Трентиньян, Жан-Поль Бельмондо, Жерар Депардьё, Катрин Денёв, Ален Делон, Анни Жирардо, Жак Перрен, Жан-Пьер Лео, Клод Жад, Жан-Пьер Кассель, Анни Дюпре, Брижит Фоссе, Мишель Пикколи, Франсуаза Дорлеак, Изабель Аджани и Изабель Юппер. Популярность приобрели комики Пьер Ришар и Колюш.

В 1976 году учреждена ежегодная национальная кинопремия «Сезар» (по типу американского «Оскара»).

Современность[править | править код]

Современное французское кино — это зачастую весьма утончённое кино, в котором психология и драматизм сюжета часто сочетаются с высокохудожественной операторской работой. Стиль всегда определяют модные режиссёры; а в начале XXI века в моде Люк Бессон, Жан-Пьер Жёне, Франсуа Озон, Серж Бозон, Филипп Гаррель. Популярны актёры Жан Рено, Одри Тоту, Софи Марсо, Кристиан Клавье, Луи Гаррель, Матьё Кассовиц. Среди режиссёров жанрового кино выделяется Паскаль Ложье, пытающийся использовать традиции хоррора для осмысления серьёзных философских и моральных проблем («Мученицы», 2008).

Правительство Франции активно содействует развитию и экспорту национального кинематографа[прояснить].

Прославились французские кинокомедии и комики, снимавшиеся в них: Фернандель (40-е — 60-е), Бурвиль (50-е — 60-е), Луи де Фюнес (60-е — 70-е), Пьер Ришар (70-е — 80-е, знаменитый комический дуэт Ришара и Депардьё).

см. также Категория:Комики Франции

Считается, что первый рисованный фильм создал Эмиль Рейно в 1892 году, используя особый прибор — праксиноскоп[3]. В 1908 году Эмиль Коль создал мультфильм, нарисованный вручную на бумаге.

В межвоенный период именно во Франции продолжили свои эксперименты, начатые на родине, русские эмигранты Александр Алексеев (с игольчатым экраном) и Владислав Старевич.

Крупными мультипликаторами, получившими международную известность стали Поль Гримо, Рене Лалу и Жан-Франсуа Лагиони, Жан-Лу Фелисиоли, Мишель Осело.

  • 2016 — Шарль Пате, Леон Гомон, первые гиганты кино / Charles Pathé et Léon Gaumont, premiers géants du cinéma (реж. Эммануэль Нобекур / Emmanuelle Nobécourt, Гаэль Руайе / Gaëlle Royer)
  • 2016-2017 — Путешествие в мир французского кино / Voyage à travers le cinéma français (реж. Бертран Тавернье / Bertrand Tavernier) — 10-серийный документальный фильм

Годар, Жан-Люк — Википедия

Жан-Люк Года́р (фр. Jean-Luc Godard, род. 3 декабря 1930 (1930-12-03), Париж, Франция) — франко-швейцарский кинорежиссёр, кинокритик, актёр, сценарист, монтажер и кинопродюсер, стоявший у истоков французской новой волны в кинематографе. Его фильмы 1960-х годов оказали революционное влияние[7] на мировое киноискусство.

Жан-Люк Годар родился 3 декабря 1930 года в Париже. Его отец, Поль Годар, был врачом[8] и имел собственную клинику, а мать, Одиль (в девичестве Моно́), была родом из семьи швейцарских банкиров, принадлежавших к известной французской протестантской фамилии, которую носили многие известные люди, включая нобелевского лауреата Жака Моно, композитора Жак-Луи Моно, натуралиста Теодора Моно и историка Габриэля Моно[9][10].

Когда Годару было 4 года, семья переехала в Швейцарию. Здесь, в Ньоне, он получил начальное образование, затем с 1946 года обучался в Париже, в Лицее Бюффона (фр.)русск.[11]. Однако в этот момент он увлёкся кино и предпринял первые попытки заняться литературным творчеством. В результате он провалил экзамен на степень бакалавра и вернулся домой в Швейцарию[12]. В 1949 году поступил в Сорбонну и некоторое время изучал там антропологию. Будучи студентом, много времени проводил в кинематографических клубах Парижа, во французской синематеке. В 1951 году начал писать статьи о кино в специализированном журнале «Les Cahiers du cinéma».

В 1954 году дебютирует как кинорежиссёр короткометражным фильмом «Операция бетон». В 1960 году у Годара выходит первый полнометражный фильм «На последнем дыхании», ознаменовавший собой появление новой волны в кинематографе. Следующий фильм Годара «Маленький солдат» (1960) был запрещён цензурой и увидел свет только спустя три года.

Следующие фильмы Годара «Жить своей жизнью», «Карабинеры», «Презрение» исследуют сложные социально-психологические проблемы, переживаемые обществом. В 1965 году выходит фильм «Альфавиль» — фантастическая антиутопия, обличающая технократию и тоталитаризм.

Jean Luc Godard Signature.svg

Годар активно участвует в майских событиях 1968 года, является одним из идейных вдохновителей «нового левого движения», снимает ряд пропагандистских фильмов.

Позднее Годар возвращается к «большому кино» и создаёт несколько значимых лент: «Спасай, кто может (свою жизнь)», «Страсть», «Имя: Кармен».

В 1990-х годах Годар создаёт масштабную киноантологию «История кино». Фильм «Моцарт — навсегда» (1996) затрагивает близкую Годару тему взаимоотношений искусства и художника.

В последнее время Годар часто принимает участие в совместных режиссёрских проектах, таких как, например, «На десять минут старше».

В 2011 году был награждён премией «Оскар» за вклад в развитие кинематографа.

В 2014 году поставил экспериментальный 3D-фильм «Прощай, речь», удостоенный приза жюри Каннского кинофестиваля и ряда других наград. При подведении киноитогов 2014 года «Прощай, речь» вошёл в большинство списков лучших фильмов года.

Творчество Ж.-Л. Годара систематизируется по 5 периодам, которые определяются переходом режиссёра на новый уровень развития политических воззрений и философского осмысления мира.[13]

1. Новая волна (1960—1966)[править | править код]

«На последнем дыхании» (1960), «Маленький солдат» (1960), «Безумный Пьеро» (1965), «Карабинеры» (1963), «Две или три вещи, которые я знаю о ней» (1966), «Мужское-женское» (1966).

Характерные приемы: съемки «парящей» камерой по концепции А. Астрюка «Камера-стило», jump cuts, переосмысленным из советского кинематографа, когда два кадра образуют резкую склейку смысловые отсылки через газеты, картины и постеры.

Характерные темы: герой-бунтарь, находящийся в поисках новых правил жизни, политические события в стране, понимание режиссёром того, что существующая система ненавистна, жертвы социальных механизмов.

2. Маоистский период (1967)[править | править код]

«Китаянка» (1967), «Уик-энд» (1967).

Характерные приемы: техника коллажа, цветопись.

Характерные темы: яркий радикализм и революционная агрессия.

3. Группа «Дзига Вертов» (1967—1970)[править | править код]

«Здесь и там» (1976), «Владимир и Роза» (1971), «Борьба в Италии» (1971), «Правда» (1970), «Ветер с Востока» (1970).

Характерные приемы: вскрытие и деконструкция нарративности.

Характерные темы: пытается применить идеи социализма в процессе создания кино (снимает коллективно, отсутствует один автор, свободная дистрибьюция), аналитика существующих в обществе проблем.

4. Студия «Sonimage» (1973—1979) — Сотрудничество с Анн-Мари Мьевиль[править | править код]

«Номер два» (1975), «Как дела» (1978).

Характерные темы: исследование новых технологий (цифрового телевидения) в целях обретения новых средств выразительности, воспроизведение реальности в кино, обращается к способам фиксации реальности, вопросу достоверности видео и фотографии, допущения того, что в виртуальном формате реальность соразмерна той, в которой мы живем.

5. Поздний этап (с 1980-х гг. по н. в.)[править | править код]

Характерные приемы: переходит от осмысления цифрового формата как средства художественной выразительности к специфике телеязыка, использует возможности нового языка.

Характерные темы: сложные социальные вопросы, исследование природы образов, поиск изображения, отсылающего к ментальным образам зрителя (которые появляются в обход аналитическому восприятию и являются процессом постоянного осознания мира).

Политические взгляды и обвинения в антисемитизме[править | править код]

Годар широко известен антисионистскими взглядами, критикой государства Израиль и поддержкой палестинцев. В 1976 году на основе съёмок, которые Годар смог провести во время своего путешествия на Ближний Восток несколькими годами ранее, он выпустил документальный фильм «Здесь и там (фр.)русск.». В нём Годар средствами монтажа проводит параллель между угнетением палестинцев и Холокостом. Биограф режиссёра Ричард Броди (англ.)русск. основную идею фильма излагает следующим образом: «Гитлер — это реакция на коммунизм, Израиль — результат Холокоста, а страдания палестинцев — последствия результатов Холокоста»[14].

В 2010 году, после объявления о том, что Годару будет вручён почётный «Оскар», в прессе прошла бурная дискуссия о высказываниях режиссёра разных лет, вызвавших обвинения в антисемитизме, и о том, достоин ли он в связи с этим награды[15]. Броди, комментируя эти обвинения, основанные в том числе и на приводимых в его работе цитатах, охарактеризовал Годара как режиссёра, который «как никто другой кроме Клода Ланцмана подходил к Холокосту с величайшей этической серьёзностью; в своих фильмах Годар рассматривал его как центральный политический и даже эстетический кризис своего времени и утверждал, в фильмах и интервью, что неспособность кинематографа задокументировать Холокост в надежде предотвратить его может считаться безусловным и невосполнимым поражением» этого вида искусства[16].

В 1961 году Годар женился на актрисе датского происхождения Анне Карине. Она играла главную героиню, проститутку, в фильме Жить своей жизнью. В 1967 году они развелись.

В 1967 году во время съёмок Китаянки Жан-Люк Годар встретил свою вторую жену, актрису, внучку французского писателя Франсуа Мориака — Анн Вяземски. В 1979 году они тоже расстались.

  1. 1954 — «Операция бетон» / Opération béton (короткометражный)
  2. 1955 — «Кокетка» / Une femme coquette (короткометражный)
  3. 1956 — «Всех парней зовут Патрик» / Tous les garçons s’appellent Patrick (короткометражный)
  4. 1957 — «Шарлотта и её Жюль» / Charlotte et son Jules (короткометражный)
  5. 1957 — «История воды» / Une histoire d’eau (совместно с Ф. Трюффо)
  6. 1960 — «На последнем дыхании» / À bout de souffle
  7. 1960 — «Маленький солдат» / Le Petit Soldat
  8. 1961 — «Женщина есть женщина» / Une femme est une femme
  9. 1962 — «Семь смертных грехов» (эпизод «Лень») / Les Sept Péchés capitaux (sketch La Paresse)
  10. 1962 — «Жить своей жизнью» / Vivre sa vie
  11. 1962 — «РоГоПаГ» (эпизод «Новый мир») / Ro.Go.Pa.G. (sketch Il nuovo mondo)
  12. 1963 — «Карабинеры» / Les Carabiniers
  13. 1963 — «Презрение» / Le Mépris
  14. 1964 — «Посторонние» (Банда аутсайдеров) / Bande à part
  15. 1964 — «Самые красивые мошенники мира» / Les Plus Belles Escroqueries du monde (sketch Le Grand Escroc)
  16. 1964 — «Замужняя женщина» / Une femme mariée
  17. 1965 — «Альфавиль» / Alphaville, Une étrange aventure de Lemmy Caution
  18. 1965 — «Париж глазами…» (эпизод «Монпарнас-Леваллуа») / Paris vu par… (sketch Montparnasse-Levallois)
  19. 1965 — «Безумный Пьеро» / Pierrot le fou
  20. 1966 — «Мужское — женское» / Masculin, féminin
  21. 1966 — «Сделано в США» / Made in U.S.A.
  22. 1967 — «Две или три вещи, которые я знаю о ней» / 2 ou 3 choses que je sais d’elle
  23. 1967 — «Древнейшая профессия в мире» (эпизод «Предвидение, или какой будет любовь в 2000 году») / Le Plus Vieux Métier du monde (sketch Anticipation, ou l’amour en l’an 2000)
  24. 1967 — «Китаянка» / La Chinoise
  25. 1967 — «Далеко от Вьетнама» / Loin du Vietnam (sketch Caméra-œil)
  26. 1967 — «Уик-энд» / Week end
  27. 1968 — «Один плюс один» («Сочувствие дьяволу») / One plus one (Sympathy for the Devil)
  28. 1968 — «Фильм, как фильм» / Un film comme les autre
  29. 1968 — /Cinétracts
  30. 1969 — «Весёлая наука» / Le Gai Savoir
  31. 1969 — «Любовь и ярость» (эпизод «Любовь») / Amore e Rabbia (sketch L’Amour)
  32. 1969 — «Ветер с востока» / Le Vent d’est
  33. 1970 — «Владимир и Роза[fr]»
  34. 1970 — «Правда» / Pravda
  35. 1970 — «Лотта в Италии» / Lotte in Italia
  36. 1970 — «Звуки Британии» / British Sounds
  37. 1972 — «В час ночи» / One P.M.
  38. 1972 — «Всё в порядке» / Tout va bien
  39. 1972 — «Письмо Джейн» / Letter to Jane
  40. 1975 — «Номер два» / Numéro deux
  41. 1976 — «Здесь и там» / Ici et ailleurs
  42. 1977 — /Six fois deux / Sur et sous la communication (TV)
  43. 1977 — /France / tour / détour / deux / enfants (TV)
  44. 1978 — «Как дела?» / Comment ça va?
  45. 1980 — «Спасай, кто может (свою жизнь)» / Sauve qui peut (la vie)
  46. 1981 — «Письмо Фредди Бюашу» / Lettre à Freddy Buache (короткометражный)
  47. 1982 — «Страсть» / Passion
  48. 1983 — «Имя: Кармен» / Prénom Carmen
  49. 1985 — «Приветствую тебя, Мария» / Je vous salue, Marie
  50. 1985 — «Детектив» / Détective
  51. 1986 — «Величие и падение маленькой кинокомпании» / Grandeur et décadence d’un petit commerce de cinéma (TV)
  52. 1986 — «Мягко стелет» / Soft and Hard
  53. 1986 — «Встреча с Вуди Алленом» / Meetin’ WA
  54. 1987 — «Король Лир» / King Lear
  55. 1987 — «Ария» (фрагмент «Армида») / Aria (partie Armide)
  56. 1987 — «Тренируй правую» / Soigne ta droite
  57. 1988 — «Сила слова» / Puissance de la parole
  58. 1988 — /On s’est tous défilé (TV)
  59. 1989 — /Le Rapport Darty
  60. 1990 — «Новая волна» / Nouvelle Vague
  61. 1991 — «Забвенью вопреки» / Contre l’oubli
  62. 1991 — «Германия, девять — ноль» / Allemagne 90 neuf zéro
  63. 1993 — «Увы мне» / Hélas pour moi
  64. 1993 — «Дети играют в Россию» / Les enfants jouent à la Russie
  65. 1995 — «ЖЛГ — автопортрет в декабре» / JLG — Autoportrait de décembre
  66. 1995 — «Сто лет французского кино» / Deux fois cinquante ans de cinéma français
  67. 1996 — «Моцарт — навсегда» / For Ever Mozart
  68. 1998 — «Старые места» / The Old Place
  69. 1998 — «История(и) кино» / Histoire(s) du cinéma (V)
  70. 2000 — «Происхождение XXI века» / L’Origine du XXIe siècle
  71. 2001 — «Хвала любви» / Éloge de l’amour
  72. 2002 — «На десять минут старше: Виолончель» (эпизод «Во тьме времени») / Ten Minutes Older: The Cello (partie Dans le noir du temps)
  73. 2004 — «Наша музыка» / Notre musique
  74. 2010 — «Социализм» / Film Socialisme
  75. 2014 — «Прощай, речь 3D» / Adieu au Langage
  76. 2018 — «Книга образа», или «Образ и речь» / Le livre d’image
  1. ↑ Encyclopædia Britannica
  2. ↑ SNAC — 2010.
  3. ↑ filmportal.de — 2005.
  4. ↑ Museum of Modern Art online collection
  5. ↑ http://www.telegraph.co.uk/culture/film/cannes-film-festival/7736026/Cannes-Film-Festival-2010-as-it-happened-day-six.html
  6. ↑ http://www.theguardian.com/film/2000/feb/11/culture.features
  7. ↑ godard revolutionized — My library — Google Books
  8. ↑ Morrey, 2005, p. 1.
  9. ↑ Jean Monod (1765-1836), pasteur (фр.).
  10. ↑ The Religious Affiliation of Director Jean-Luc Godard (англ.).
  11. ↑ Chiesi, 2005.
  12. ↑ Brody, 2008, p. 7.
  13. ↑ Жан-Люк Годар: «Я делаю фильмы, чтобы показывать собственное изображение.»
  14. ↑ Brody, 2008, pp. 375–376.
  15. Cieply, M. An Honorary Oscar Revives a Controversy (англ.). The New York Times (1 November 2010). Дата обращения 9 октября 2017.
  16. Brody, R. Jean-Luc Godard: the Oscar Question (англ.). The New Yorker (2 November 2010). Дата обращения 9 октября 2017.
на русском языке
  • Виноградов В. Антикинематограф Ж.-Л. Годара, или «Мертвецы в отпуске». — Канон+РООИ «Реабилитация», 2012. — 280 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-88373-323-8.
  • Медведев К., Адибеков К. Борьба на два фронта. Жан Люк Годар и группа Дзига Вертов. — М.: Свободное марксистское издательство, 2010. — 111 с.
  • Прощай, речь? Философия фильма Годара и современная концепция человека (Статьи Андрея Бычкова, Фёдора Гиренка, Владимира Мартынова, Натальи Ростовой, Вадима Руднева). — М.: Летний сад, 2015. — 120 с. — ISBN 978-5-98856-230-6. — (Серия «Современная русская философия»).
  • Вим Вендерс. Логика изображения. — Б&К, 2003. — 432 с. — ISBN 5-93414-100-7.
  • Жан-Люк Годар. Страсть. Между чёрным и белым / сост. М. Б. Ямпольский. — 1997. — 156 с.
  • Тарасов А. Н. «Годар как Вольтер» // Тарасов А. Н. Страна Икс. — М.: АСТ; Адаптек, 2006. (с незначительными сокращениями опубликовано в журнале «Дом Союзов», 1993, № 2)
  • Трофименков М. С. Две или три вещи, которые я знаю о нём. К 60-летию Жан-Люка Годара. // Искусство кино. — 1991. — № 2.
  • Трофименков М. С. Годар о Годаре: составление, комментарии, перевод // Искусство кино. — 1991. — № 2.
  • Годар, Жан-Люк / Трофименков М. С. // Гермафродит — Григорьев [Электронный ресурс]. — 2007. — С. 292. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 7). — ISBN 978-5-85270-337-8.
  • Трофименков М. С. Годар, Жан-Люк // Большая российская энциклопедия : электронная версия. — 2017. — 13 января. — Дата обращения: 08.11.2018.
на других языках

Французская новая волна — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Новая волна.

Французская новая волна (фр. Nouvelle Vague) — направление в кинематографе Франции конца 1950-х и 1960-х годов. Одним из его главных отличий от преобладавших тогда коммерческих фильмов был отказ от устоявшегося и уже исчерпавшего себя стиля съёмки и от предсказуемости повествования. Представителями новой волны стали, прежде всего, молодые режиссёры, ранее имевшие опыт работы кинокритиками или журналистами. Они были против далёких от реальности коммерческих фильмов и нередко прибегали в кинематографе к экспериментам и радикальным для того времени приёмам.

Термин «Новая волна» впервые появился в эссе журналистки Франсуазы Жиру в 1958 году по отношению к молодёжи, но позже стал обозначать обновление во французском кино.[1]

Развитие

Одни из самых известных основоположников стиля — Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Эрик Ромер, Клод Шаброль, Жак Риветт — работали кинокритиками на созданный Андре Базеном и его соратниками влиятельный французский журнал «Cahiers du cinéma» и восхваляли фильмы таких режиссёров, как Жан Ренуар, Жан Виго, Джон Форд, Альфред Хичкок и Николас Рэй. Посредством критики и интерпретаций пионеры французской новой волны заложили фундамент для концептов, которые позже (в 1970-х) были объединены в кинематографическую теорию под названием «Теория авторского кино». Согласно этой теории, режиссёр должен быть автором фильма и принимать участие во всех этапах производства фильма, чтобы выработать свой собственный стиль. Таким образом, фильмы должны стать более индивидуальными и не подвергаться оценке по отдельности, но в свете всех работ режиссёра в целом.

Началом французской новой волны было, в некоторой степени, упражнение кинокритиков из журнала Cahiers du cinéma в воплощении их философии и теорий в действительность, путём создания собственных фильмов. «Красавчик Серж» Клода Шаброля (1958) считается первым фильмом новой волны. Франсуа Трюффо (с фильмом «Четыреста ударов», 1959) и Жан-Люк Годар (с фильмом «На последнем дыхании», 1960) имели неожиданный большой международный успех как с точки зрения критики, так и финансов. Это обратило внимание мировой общественности на происходящее во французской новой волне и позволило движению бурно развиваться.

Среди прочих режиссёров, работавших в то же время, но не обязательно напрямую связанных с новой волной, были Луи Малль, Ален Рене, Аньес Варда и Жак Деми.

Влияние

Инновации французской новой волны проникли в схожие направления в кинематографах Европы, Японии и США.

В частности, новая волна оказала влияние на следующее поколение независимых американских режиссёров конца 1960-х и начала 1970-х годов (т.н. New Hollywood: Коппола, Де Пальма, Полански, Скорсезе) и позже на некоторых концептуальных режиссёров США, Канады и Европы, среди которых Вим Вендерс, Джим Джармуш, Квентин Тарантино, Камерон Кроу, Франсуа Озон, Уэс Андерсон и Ксавье Долан.[2] Тарантино посвятил фильм «Бешеные псы» (1992) Годару, а также назвал свою кинокомпанию A Band Apart (игра слов с названием фильма Годара Bande à Part).

Основные фигуры французской новой волны

Принадлежность некоторых нижеперечисленных режиссёров и актёров к новой волне может быть спорна. Их объединяет то, что они работали в одно и то же время, и их работы имеют некоторые общие элементы, схожие кинематографические приёмы, или просто близки по духу.

Режиссёры

Актёры

Список значимых фильмов

  • 1958 — Красавчик Серж (реж. Клод Шаброль)
  • 1958 — Любовники (реж. Луи Маль)
  • 1959 — Кузены (реж. Клод Шаброль)
  • 1959 — Хиросима, любовь моя (реж. Ален Рене)
  • 1959 — Четыреста ударов (реж. Франсуа Трюффо)
  • 1960 — Маленький солдат (реж. Жан-Люк Годар)
  • 1960 — Милашки (реж. Клод Шаброль)
  • 1960 — На последнем дыхании (реж. Жан-Люк Годар)
  • 1960 — Стреляйте в пианиста (реж. Франсуа Трюффо)
  • 1962 — В прошлом году в Мариенбаде (реж. Ален Рене)
  • 1962 — Жить своей жизнью (реж. Жан-Люк Годар)
  • 1962 — Жюль и Джим (реж. Франсуа Трюффо)
  • 1963 — Блуждающий огонёк (реж. Луи Маль)
  • 1964 — Нежная кожа (реж. Франсуа Трюффо)
  • 1964 — Банда аутсайдеров (реж. Жан-Люк Годар)
  • 1965 — Альфавиль (реж. Жан-Люк Годар)
  • 1965 — Безумный Пьеро (реж. Жан-Люк Годар)
  • 1965 — Мужское — женское (реж. Жан-Люк Годар)
  • 1966 — Париж глазами… (реж. Эрик Ромер, Жан-Люк Годар, Клод Шаброль, Жан Душе, Жан Руш, Жан-Даниэль Поле)
  • 1967 — Далеко от Вьетнама (реж. Йорис Ивенс, Уильям Кляйн, Клод Лелуш, Аньес Варда, Жан-Люк Годар, Крис Маркер, Ален Рене)

См. также

Примечания

Ссылки