Гала дали биография личная жизнь: Гала Дали — биография и семья

Содержание

Великие истории любви. Гала Дали и ее любовные многоугольники — Жизнь — театр — 19 января — 43770353382

Автор Егор Новиков На чтение 21 мин. Опубликовано

Содержание

  • Биография
  • Детство и юность
  • Личная жизнь
  • Творчество
  • Лучшие картины
  • Последние годы
  • Смерть

Биография

11 мая 1904 года в семье состоятельного нотариуса-каталонца Сальвадора Дали-и-Куси появляется на свет сын. Супружеская пара к тому времени уже пережила потерю любимого первенца Сальвадора, который умер в двухлетнем возрасте от воспаления мозга, поэтому было принято решение второму ребенку дать такое же имя. В переводе с испанского оно означает «Спаситель».

Детство и юность

Мать младенца Фелипе Доменеч сразу начала опекать и баловать сына, тогда как отец оставался строг к своему отпрыску. Мальчик рос капризным и очень своенравным ребенком. Узнав в 5 лет правду о своем старшем брате, он стал тяготиться этим фактом, что еще больше повлияло на его неокрепшую психику.

В 1908 году в семье Дали появилась дочь Ана Мария Дали, которая в дальнейшем стала близкой подругой своего брата. Мальчик с раннего детства увлекся рисованием, и это у него неплохо получалось. В подсобном помещении Сальвадору соорудили мастерскую, где он часами уединялся для творчества.

Личная жизнь

1929 год принес перемены в личную жизнь Сальвадора Дали и его родственников. Он встретил единственную любовь всей жизни – Елену Ивановну Дьяконову, эмигрантку из России, которая на тот момент была женой поэта Поля Элюара. Она называла себя Гала Элюар и была старше художника на 10 лет.

После первой же встречи Дали и Гала никогда больше не расставались, а его отец и сестра пришли от этого союза в ужас. Сальвадор-старший лишил своего сына всех финансовых дотаций со своей стороны, а Ана Мария разорвала с ним творческие отношения. Новоиспеченные любовники поселяются на песчаном берегу в Кадакесе в небольшой лачуге без удобств, где Сальвадор начинает создавать свои бессмертные творения.

Через три года они официально расписываются, а в 1958 году состоялось их венчание. Долгое время пара жила счастливо, пока в начале 60-х годов не начался разлад в их отношениях. Пожилая Гала жаждала плотских утех с молоденькими мальчиками, а Дали стал находить утешение в кругу юных фавориток. Для своей жены он покупает замок в Пуболе, куда может приезжать только с согласия Галы.

Около 8 лет его музой была британская модель Аманда Лир, с которой Сальвадора связывали лишь платонические отношения, ему достаточно было часами наблюдать за своей пассией и наслаждаться ее красотой. Карьера Аманды разрушила их отношения, и Дали без сожаления расстался с ней.

Творчество

Несмотря на то, что в школе он вел себя вызывающе и плохо учился, отец отдал его на уроки живописи к местному художнику Рамону Пичоту. В 1918 году в родном Фигерасе состоялась первая выставка работ юноши. На ней были представлены пейзажи, на создание которых Дали вдохновили живописные окрестности города. До последних лет Сальвадор останется большим патриотом Каталонии.

Уже в первых работах молодого художника видно, что он с особой старательностью осваивает техники письма импрессионистов, кубистов и пуантилистов. Под руководством профессора художественных искусств Нуньенса Дали создает картины «Тетушка Анна за шитьем в Кадакесе», «Сумеречный старик» и другие. В это время молодой художник увлекается европейским авангардом, он читает труды Фрейда, Ницше. Сальвадор пишет и иллюстрирует небольшие рассказы для местного журнала. В Фигерасе он приобретает определенную известность.

Когда юноше исполняется 17 лет, его семья переживает большую утрату: от рака груди на 47 году жизни умирает мать. Отец Дали до конца жизни не снимет траур по своей супруге, а характер самого Сальвадора станет и вовсе несносным. Едва поступив в этом же году в Мадридскую Академию художеств, он тут же начнет вести себя вызывающе по отношению к педагогам и студентам. Выходки заносчивого франта вызывали возмущение среди профессуры Академии, и Дали два раза выгоняют из учебного заведения. Однако пребывание в столице Испании позволило молодому Дали завести нужные знакомства.

Его друзьями становятся Федерико Гарсиа Лорка, Пабло Пикассо и Луис Бунюэль, они существенно повлияли на художественный рост Сальвадора. Но не только творчество связывало молодых людей. Известно, что Гарсиа Лорка не стеснялся своей нетрадиционной ориентации, и современники даже утверждали о его связях с Дали. Но Сальвадор так и не стал гомосексуалистом, даже несмотря на свои странности в сексуальном поведении.

Скандальное поведение и отсутствие академического художественного образования не помешали Сальвадору Дали уже спустя несколько лет получить мировую известность. Его работами этого периода стали: «Порт-Альгер», «Молодая женщина, увиденная со спины», «Женская фигура у окна», «Автопортрет», «Портрет отца». А произведение «Корзинка с хлебом» даже попадает на международную выставку в США. Основной моделью, которая постоянно позировала художнику для создания женских образов в это время, становится его родная сестра Ана Мария.

Лучшие картины

Первой знаменитой работой художника считается полотно «Постоянство памяти», на котором изображены стекающие со стола жидкие часы на фоне песочного пляжа. Сейчас картина находится в США в Музее современного искусства и считается самой известной работой мастера. При содействии возлюбленной Галы начинают проходить экспозиции Дали в различных городах Испании, а также в Лондоне и Нью-Йорке.

Гения замечает меценат Виконт Шарль де Ноэйль, который по высокой цене скупает его картины. На эти деньги возлюбленные приобретают себе приличный дом рядом с городком Порт-Льигата, что находится на берегу моря.

В этом же году Сальвадор Дали делает еще один решительный шаг навстречу будущему успеху: он присоединяется к обществу сюрреалистов. Но и здесь эксцентричный каталонец не вписывается в рамки. Даже среди бунтарей и возмутителей традиционного искусства, таких как Бретон, Арп, де Кирико, Эрнст, Миро, Дали выглядит белой вороной. Он входит в конфликт со всеми участниками движения и в итоге провозглашает свое кредо – «Сюрреализм – это я!».

После прихода Гитлера к власти в Германии у Дали начинаются недвусмысленные сексуальные фантазии по поводу политика, что находит свое выражение в художественном творчестве, и это тоже возмущает его коллег. В итоге, накануне Второй мировой войны Сальвадор Дали разрывает свои отношения с группой французских художников и уезжает в Америку.

За это время он успел поучаствовать в создании сюрреалистического фильма Луиса Бонюэля «Андалузский пес», который имел большой успех у публики, а также приложил свою руку ко второй картине своего друга «Золотой век». Самой знаменитой работой молодого автора этого периода стала «Загадка Вильгельма Телля», в которой он изобразил советского лидера компартии с большой обнаженной ягодичной мышцей.

Среди нескольких десятков полотен этого времени, которые выставлялись на персональных выставках в Великобритании, США, Испании и Париже, можно выделить «Мягкую конструкцию с вареными бобами, или Предчувствие гражданской войны». Картина появилась буквально перед началом гражданской войны в Испании наряду с «Возбуждающим пиджаком» и «Телефоном-омаром».

После посещения Италии в 1936 году Дали начал буквально бредить искусством итальянского Возрождения. В его творчестве появились черты академизма, что стало еще одним из противоречий с сюрреалистами. Он пишет «Метаморфозы Нарцисса», «Портрет Фрейда», «Гала – Сальвадор Дали», «Осенний каннибализм», «Испания».

Последней работой в стиле сюрреализма считается его «Сон Венеры», который появился уже в Нью-Йорке. В США художник не только занимается живописью, он создает рекламные плакаты, оформляет магазины, работает с Диснеем и Хичкоком, помогая им с художественным оформлением фильмов. В это же время он пишет свою знаменитую автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим», которая моментально раскупается.

Последние годы

В 1948 году Сальвадор Дали возвращается в Испанию, в Порт-Льигат, и создает холст «Слоны», олицетворяющий послевоенную боль и опустошенность. Помимо этого, после ядерного взрыва в Японии в творчестве гения появляются новые мотивы, которые обращают взор зрителя к жизни молекул и атомов, что проявляется в картинах «Атомная Леда», «Расщепление атома». Критики отнесли эти полотна к стилю мистического символизма.

С этого периода Дали начинает писать также полотна на религиозные сюжеты, такие как «Мадонна Порт-Льигата», «Тайная вечеря», «Распятие или гиперкубическое тело», некоторые из них даже получили одобрение Ватикана. В конце 50-х он по предложению своего друга бизнесмена Энрике Берната разрабатывает логотип знаменитого леденца на палочке «Чупа-Чупса», которым стало изображение ромашки. В обновленном виде оно до сих пор используется дизайнерами производства.

Художник очень плодовит на идеи, что приносит ему постоянный немалый доход. Сальвадор и Гала знакомятся с законодательницей мод Коко Шанель и дружат с ней до конца ее жизни. Особый имидж Дали с его неизменно закрученными усами, которые он носил уже в молодости, становится приметой своего времени. В обществе создается культ художника.

Гений постоянно эпатирует публику своими выходками. Неоднократно он фотографируется с необычными животными, а однажды даже отправляется на прогулку по городу с муравьедом, чему подтверждением стали многочисленные фото в популярных изданиях того времени.

Закат творческой биографии художника начался в 70-х годы в связи с ухудшением его состояния здоровья. Но по-прежнему Дали продолжает генерировать новые идеи. В эти годы он обращается к стереоскопической технике письма и создает картины «Полигидрас», «Рыбак-подводник», «Оле, Оле, Веласкес! Габор!». Испанский гений начинает строить большой дом-музей в Фигерасе, который получил название «Дворец Ветров». В нем художник запланировал разместить большую часть своих картин.

В начале 80-х годов Сальвадор Дали получает множество премий и наград от правительства Испании, его делают почетным профессором академии искусств Парижа. В своем завещании, которое было обнародовано после смерти Дали, эксцентричный художник указал, что все его состояние в 10 млн долларов он передает Испании.

Смерть

В 70- е годы у Сальвадора начинается обострение его психической болезни. Он крайне истощен галлюцинациями, а также страдает от избытка психотропных медикаментов, которые ему прописывают врачи. Медики не без основания считали, что Дали страдает шизофренией, которая получила осложнение в виде болезни Паркинсона.

Постепенно старческое расстройство стало отнимать у Дали способность держать кисть в руке и писать картины. Смерть любимой жены в 1982 году окончательно скосила художника, и в течение некоторого времени он лежит в больнице с воспалением легких. Через 7 лет сердце старого гения не выдерживает, и он умирает от недостаточности миокарда 23 февраля 1989 года. Так закончилась история любви художника Дали и его музы Галы.

Сальвадор Дали и Гала | Фото: fakty.ua 35 лет назад, 10 июня 1982 г. ушла из жизни женщина, чье имя вошло в историю искусств благодаря

Сальвадору Дали, чьей женой и музой она была на протяжении многих лет. Ей удалось стать для него одновременно матерью, любовницей и другом, абсолютно незаменимой и обожаемой. Но Дали был далеко не единственным мужчиной для нее. Гала никогда не отказывала себе в своих желаниях и заставила художника потакать всем ее прихотям. Елена Дьяконова | Фото: e-reading.club Елена Дьяконова | Фото: e-reading.clubЕлена Дьяконова (именно так ее звали на самом деле) уехала из России в 1912 г. Она заболела чахоткой, и ее отправили на лечение в швейцарский санаторий, где она встретила французского поэта Эжена Гренделя. Он потерял от нее голову и принял решение жениться, вопреки воле родителей, считавших этот брак мезальянсом. Он посвящал ей стихи и издавал по ее совету под звучным псевдонимом Поль Элюар. Он же называл ее Гала – «праздник». Гала и Поль Элюар | Фото: dali-genius.ruГала уже тогда имела четкие представления о том, каким хочет видеть свое будущее во Франции. «Я буду как кокотка сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями». И хотя, по свидетельству современников, она даже в молодости не была красива, в обществе умела производить фурор. Это происходило благодаря непоколебимой уверенности в себе и своих чарах, а также умению интриговать публику. Она появлялась в костюме от Шанель с колодой карт в сумочке и, объявив себя медиумом, принималась предсказывать будущее.
Мужчины называли ее «колдовской славянкой» и реагировали на нее так, словно действительно пребывали под действием магии. Сальвадор Дали, Гала, Поль и Нуш Элюар, 1931 | Фото: dali-genius.ruНе устоял перед ее чарами и немецкий художник и скульптор Макс Эрнст. Гала не только не скрывала роман от мужа, но и убедила его в необходимости жить втроем. Она всегда проповедовала идеи свободной любви, а ревность считала глупым предрассудком. Гала и Сальвадор Дали | Фото: e-reading.club Художник и его муза | Фото: dali-genius.ruНа момент знакомства с молодым художником Сальвадором Дали ей исполнилось 36 лет. Он был на 11 лет моложе, никогда не вступал в интимные отношения с женщинами и панически их боялся. Гала пробудила в нем чувства, которых раньше он не испытывал. По его признанию, она не только вызывала страсть, но и разжигала творческие способности. Он называл ее «демонесса моего гения». Сальвадор Дали. Портрет Галы с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече | Фото: personallife.
ruГала не только дарила мощный заряд вдохновения художнику, но и была его менеджером, создателем «бренда» Дали. Среди ее знакомых было немало влиятельных и состоятельных людей, которым она предлагала вкладывать деньги в творчество мужа. Он подписывал картины «Гала-Сальвадор-Дали», уже не мысля своего существования без своей музы, а она убеждала его: «Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть, мой мальчик». Художник и его муза | Фото: e-reading.club Сальвадор Дали, 1959 | Фото: aif.ruВпрочем, не все разделяли восхищение художника. В прессе о нем и его музе писали: «Беспомощный в житейском отношении, чрезвычайно чувственный художник был пленен жесткой, расчетливой и отчаянно стремящейся в верха хищницей, которую сюрреалисты окрестили Гала-Чума». Ее называли «алчной валькирией» и «жадной русской потаскухой». Художник и его муза | Фото: e-reading.club Елена Дьяконова, она же Гала | Фото: e-reading.clubГала никогда не отказывала себе в удовольствиях, на что ее муж реагировал спокойно: «Я разрешаю Гала иметь столько любовников, сколько ей хочется.
Я даже поощряю ее, потому что меня это возбуждает». А она заявляла: «Жаль, что моя анатомия не позволяет мне заниматься любовью сразу с пятью мужчинами». И чем старше она становилась, тем моложе были ее любовники, и тем большим было их количество. Сальвадор Дали и Гала | Фото: historytime.ru Художник и его муза | Фото: historytime.ruГоворили, что «ее мальчики стоят целое состояние» – она осыпала их деньгами и подарками, покупала им дома и машины. Однажды один из них, Эрик Сэмон, ужинал с ней в ресторане, а в это время его сообщники пытались угнать ее машину. А вот 22-летний Уильям Ротлейн, которому Гала помогала избавиться от наркотической зависимости, действительно был в нее влюблен. Но после того, как он не прошел актерские пробы у Феллини, ее страсть тут же угасла. А Уильям вскоре умер от передозировки наркотиков. Певец Джефф Фенхольт, исполнивший главную роль в рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда», получил в подарок от любовницы дом за 1,25 млн долларов и картины Дали, а после открещивался от связи с ней.
Сальвадор Дали и Гала, 1957 | Фото: aif.ru Художник и его муза | Фото: fakty.ua и personallife.ruКогда она почувствовала приближение старости, попросила Дали приобрести для нее средневековый замок в Пуболе, где устраивала настоящие оргии. А мужу было дозволено являться туда только по специальному письменному приглашению. И даже это, по его признанию, ему понравилось: «Это условие польстило моим мазохистским наклонностям и привело меня в полный восторг. Гала превратилась в неприступную крепость, какой и была всегда. Тесная близость и, особенно, фамильярность способны угасить любую страсть. Сдержанность чувств и расстояние, как показывает невротический ритуал рыцарской любви, страсть усиливают». Гала и Сальвадор Дали | Фото: e-reading.club Художник и его муза | Фото: e-reading.clubВ 1982 г. Гала неудачно упала, сломав шейку бедра. Ее здоровье уже было слабым, в последние дни в клинике она страдала от сильной боли, и вскоре скончалась. Дали усадил ее на заднее сиденье «кадиллака» и отвез в их семейный склеп в Пуболе.
Художник пережил свою музу на 7 лет, но это была не жизнь, а медленное угасание и прогрессирующее безумие. Сальвадор Дали и Гала | Фото: historytime.ruХудожник до конца дней любил свою музу, хотя на публике часто появлялся с другими женщинами: скандальная муза Сальвадора Дали Аманда Лир.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Life&LoveИстории любвиОтношения

Любовь Дали и его музы была полна безумия и провокаций, но в то же время — искренности и чистоты. В чем же секрет счастья одной ярких пар XX века?

Невозможно представить, каким было бы творчество Дали без ее участия в жизни художника. Гала — в девичестве Елена Дьяконова — стала музой всей жизни, любовью, женщиной, которая поняла мастера и сумела дать ему лучшее. Художник называл возлюбленную «Победоносной богиней», «Еленой Троянской», «Святой Еленой», «Галатеей безмятежной». Они были вместе 53 года. После смерти Галы в 1982 году Дали считал себя потерянным и брошенным.

У каждого художника должны быть и жена, и любовница

Женой Сальвадор Дали называл живопись:

«Законная жена войдет в вашу жизнь, вам будет лет двенадцать; ей же к тому времени стукнет ровно тысяча лет. Имя ей — Живопись… Для того, чтобы ваш брак с живописью был удачен, вовсе не обязательно любить друг друга с одинаковой силой. Однако совершенно необходимо, чтобы чувство это было разделенным…».

По теории Дали, любовницей в подобных отношениях должна быть женщина (Гала), которая либо будет постоянно вдохновлять художника, либо не станет ревновать его к живописи, и даже больше  — полюбит искусство еще сильнее, чем сам творец. Живопись приводила художника в платонический экстаз, а к любовнице, которой в данном случае является Гала, он испытывал физическое влечение.

Если переносить на современные реалии, нам стоит научиться уважать увлечения и работу и проявлять искренний интерес к делам своей второй половины (читайте также: «Инструкция по применению: как жить с творческим мужчиной»).

Совместная деятельность идет на пользу не только отношениям, но и бизнесу

В своей книге «50 магических секретов мастерства» Дали написал, что «любой художник, мечтающий об успехе, должен жениться на моей жене: да будет вам известно — жену художника зовут Гала, ибо именно Гала есть то грандиозное начало, благодаря которому исцеляются все безумия вашей души».

Пока художник занимался творчеством, Гала следила за его делами: вела экономические расчеты, отвечала за маркетинг и превращала художника в одного из самых престижных мастеров своего времени. Она считала, что женщина не должна быть простой домохозяйкой. «Победоносная богиня» советовала много читать и работать, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая не перетруждается. «Я буду как кокотка, сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с маникюром», — говорила Гала. 

Хотя Дали знают как успешного и популярного художника, в жизни мастера и Галы бывали и непростые времена, которые пара преодолевала вместе. «Мы выкручивались благодаря стратегической ловкости Галы. Мы никуда не ходили. Гала сама шила себе платья, а я работал в сто раз больше, чем любой посредственный художник», — вспоминал Сальвадор Дали.

Так, важно быть вместе и в успешные, и трудные времена, ибо справиться с неудачами можно только держась за руки. 

Женщина должна чувствовать себя королевой рядом с любимым мужчиной

Фрагмент картины Сальвадора Дали

«Я люблю Галу больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег»,  — говорил Дали.

На протяжении всей творческой жизни художника Гала была практически единственной женщиной-моделью Дали. Сюрреалист рисовал жену почти на всех картинах: «Сон Галы. Мечты о рае», «Портрет Галы», «Галатея в момент творения», «Мадонна Порт-Льигата», «Обнаженная Гала смотрит в невидимое зеркало» и так далее. Он изображал рядом с музой ангелов, которые символизировали их возвышенный союз, дарованный небесами.

В знак любви и благодарности за участие Галы в своей творческой жизни Дали купил музе замок в местечке Пуболь, где она могла бы почувствовать себя королевой. Забавно, что художник мог посетить замок только в случае, если он обратится с письменной просьбе к своей возлюбленной.

Женщина и мужчина должны обрести друг в друге и родственную душу, и страстных любовников, и преданных друзей в одном лице

Гала заменяла художнику семью, с которой у Дали не сложились отношения, близкого друга и любовниц. Гений практически не интересовался другими женщинами, о чем свидетельствуют слова его друга Луиса Бунюэля: «…даже в молодости он не был женолюбом и насмехался над друзьями, увлекавшимися женщинами. Невинности его лишила Гала. После чего он написал мне на шести страницах великолепное письмо с описанием радостей плотской любви.

Гала — единственная женщина, которую он действительно любил. Ему случалось обольщать и других женщин, в особенности американок-миллиардерш. Но при этом он только раздевал их, варил крутые яйца, клал им на плечи и, не говоря больше ни слова, отправлял домой».

После смерти Галы краски жизни для гения померкли: он перестал творить, потерял аппетит, стал агрессивен. Художник утратил дар членораздельной речи, и окружающим казалось, что гений сошел с ума.

Имя «Гала» в переводе значит «праздник», «торжество». Именно так, празднично и торжественно, она вошла в жизнь гения, наполнив ее вдохновением. Подобная история любви напоминает романтический фильм и проследить ее на картинах мастера вы можете в Центральном выставочном зале «Манеж» с 28 января по 25 марта 2020 года на выставке «Сальвадор Дали. Магическое искусство», организованной Музеем Фаберже и Культурно-историческим фондом «Связь времен».

Фото: Getty Images, архивы пресс-служб

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Updated: 05.12.2019

Дали и Гала встретились в 1929 г. Ему было двадцать пять, ей — на десять лет больше. Она была замужем, воспитывала ребенка. Только такой женщине, как Елена Дьяконова, ничто не могло помешать. Сегодня ее девиз звучал бы так: «Вижу цель — не вижу препятствий». Молоденький Сальвадор Дали (Salvador Dalí), на момент знакомства не имевший успеха и выглядевший подростком, не являлся ее целью, хотя стал легкой добычей. «Мой малыш, никогда я не оставлю тебя», — этих слов оказалось достаточно, чтобы талантливый, но патологически робкий юноша пал к ногам властной женщины навеки. Она стала его музой, любовницей, женой… Его Гала… И оставалась ею до конца жизни.

Однако в биографических изданиях о Дали Гала часто упоминается как паразит, «демоническая доминанта», «алчная русская валькирия», превратившая художника в хайп-монстра с манией величия. Вылепила из скромного девственника подобие себя. Пристрастила к сексу, причем не только в рамках семьи. Пробудила непомерные амбиции. Только не благодаря ли ей, ее сильному характеру, пресловутой алчности, удачным связям Дали стал тем, кем стал? Пусть где-то сумасшедшим и безумным, пусть сексуально озабоченным, странным, но — гением сюрреализма, сумевшим разбогатеть при жизни. Настолько, что подарил Гала замок, где она принимала любовников и куда самому Дали — законному мужу — дозволялось приходить исключительно по приглашению.

Именно Гала, отлично разбиравшаяся в искусстве, имевшая нюх на деньги, подталкивала супруга на создание все новых и новых работ. Когда дела шли неважно, женщина лично бегала по галереям, лавкам, убеждая хозяев, что уже через год предлагаемые картины не просто окупятся, они принесут прибыль. Поверившие Гала хвалили себя и господа, отвергшие — грызли локти. Сами же супруги Дали, являясь «двумя полушариями единого мозга», жили, как хотели — в страстях, любви, изменах, примирениях… деньгах…

У маленького Сальвадора Дали была большая неприятность: мир постоянно отказывался его слушать. Когда он в школе проигрывал в детские игры другим мальчишкам, то, чтобы исправить это, кричал, плясал и вообще вёл себя так, словно это он, Сальвадор, всех обыграл. Но для себя он знал, увы, что всё опять случилось не по его. В этом мире он мог положиться на очень мало вещей и только на одного человека – своего маленького круглощёкого пажа. Паж был четырьмя годами младше и вообще девочкой. То была сестра Сальвадора – Анна Мария.

Сальвадор Дали: биография, интересные факты, видео

Ранние годы

Сальвадор Доменек Фелип Жасинт, маркиз де Дали де Пу́боль, более известный под именем Сальвадор Дали, родился 11 мая 1904 года в каталонском городе Фигерасе. Его родители — нотариус Сальвадор Дали Кузи и Фелипа Доменек Форрес. За девять месяцев до его рождения, не дожив и до двух лет, умер его старший брат, также названный Сальвадором. Четырьмя годами позже у Дали появилась младшая сестра Анна-Мария.

Уже в детстве юноша выделялся своей эксцентричностью. Он рос капризным и избалованным, а склонность скрывать истинные чувства за экстравагантным поведением стала своеобразным барьером между правдой и вымыслом, сопровождавшим Сальвадора всю дальнейшую жизнь.

В 1921 году, когда будущему художнику было 17, умерла его горячо любимая мама, а отец женился на ее сестре. В краткой биографии Сальвадора Дали именно этот момент следует назвать началом ссор с семьей, за которыми последовало полнейшее отречение сына от отца.

В 1922 году Дали переехал в Мадрид и поступил в Королевскую академию изящных искусств в Сан-Фернандо. Тогда в его поведении чередовались то юношеский анархизм, то замашки изящного денди. В академии он познакомился с двумя талантливыми юношами: Федерико Гарсиа Лоркой и Луисом Бунюэлем. Как следует из биографии Сальвадора Дали, эти два юноши являются важными героями. Вместе с новыми приятелями начинающий художник увлекся трудами Фрейда и психоанализом.

В становлении Дали как гения сюрреализма большую роль сыграло влияние импрессионизма и кубизма, хотя по-началу ему было проще следовать классической живописи. Первой настоящей выставкой биографы художника Сальвадора Дали называют ту, которая состоялась в Барселоне в 1925 году (хотя он уже выставлял свои ранние работы в местном театре в возрасте 14 лет). Картины произвели настоящий фурор, сделав имя художника знаменитым на территории Испании.



«Сюрреализм — это я»

Один из самых именитых представителей сюрреализма, великий и неординарный Сальвадор Дали родился в семье состоятельного нотариуса. К моменту его рождения родители уже пережили потерю первенца и дали второму сыну имя покойного. Мать Дали, как глубоко верующий человек, была уверена, что он — реинкарнация старшего брата, в чем и убеждала сына.

Сальвадор уже в самом маленьком возрасте осознал конечность человеческого бытия. Особенно тревожилась его душа, когда он смотрел на надгробную фотографию очень похожего на него мальчика с таким же именем. Мать чрезмерно опекала и баловала сына. Дали рос очень капризным и своенравным ребенком, часто манипулировал родителями с помощью публичных сцен и истерик. Уже с детства проявлялась его сложная личность. Он обладал набором фобий и комплексов, которые мешали ему найти общий язык со сверстниками.


Сальвадор Дали, 1934 год. Источник: ru. wikipedia.org

Природный талант к рисованию проявился у Сальвадора в раннем детстве, и отец отдал его на уроки живописи к местному художнику. Уже в четырнадцатилетнем возрасте юноша представил свои работы на выставке в родном городе. Неоспоримый талант позволил ему поступить в Мадридскую академию изобразительных искусств. Однако эпатажный студент не смог надолго там задержаться: через пять лет его исключили за высокомерное отношение к преподавателям. Сальвадор по этому поводу не переживал. Он был счастлив, что в Мадриде завел много интересных и полезных знакомств, которые повлияли на его художественный рост. Дали работал в популярных на тот момент художественных стилях, но все чаще его окутывал сюрреалистический мир искусства. Отсутствие художественного образования не помешало амбициозному художнику организовывать собственные выставки, которые посещал сам Пабло Пикассо.



Дебют в кино

Дали не спешил завоевывать Париж, стараясь подготовить свои лучшие работы для французской выставки. Однако его парижский дебют оказался неожиданным и поистине эффектным — ведь начинающий гений начал с кино. Первым фильмом в карьере Сальвадора Дали стала авангардистская лента «Андалузский пес», снятая вместе с Луисом Бунюэлем. Это был бессюжетный цикл сюрреалистических образов и сцен, не поддающихся логическому объяснению. Сам Сальвадор Дали, в написанной им самим биографии, назвал свой кинодебют «сновидением, записанным на пленку». Короткометражный фильм «Андалузский пес», в котором художник выступил режиссером и актером, можно посмотреть ниже.

Он утверждал, что помнит свое существование в утробе матери

Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 года в 8:45 по Гринвичу. Он сам описал этот момент как страдание «от ужасного травматизма при рождении». Да, Сальвадор Дали утверждал, что явно помнит его перинатальный опыт и идеальный мир, из которого он пришел. Он сказал, что помнит свое существование в утробе матери, как будто это было вчера.

Жареное яйцо на тарелке без тарелки (1932) — Сальвадор Дали

В 1932 году Дали создал картину под названием «Жареное яйцо на тарелке без тарелки». Эту картину Дали создал, якобы вдохновленный одним из своих внутриутробных воспоминаний. Дали сказал, что самое прекрасное видение, которое он лицезрел в утробе матери, — это «пара яиц, жаренных на сковороде без сковороды». Он воспроизвел это видение в этой картине вместе с цветами, которые он видел: красный, оранжевый, желтый и голубоватый; цвета пламени. Часто его одержимость фантазиями объясняется тем, что Дали жаждал воссоздать райский идеальный мир, который он помнил, в противовес суровой реальности этой жизни.

Первый успех

Несколько месяцев спустя в парижской галерее Камиля состоялся дебют Дали и в качестве живописца. Молодой художник прокладывал себе путь в Париже с удивительной быстротой и расчетливостью — например, он заручился поддержкой виконта Шарля де Ноая, купившего его картину «Мрачная игра». Вот как объяснял художник выбор своего пути к успеху много лет спустя:

Вы же знаете, на фасоль и хлеб нужно зарабатывать тяжелым трудом, в то время как жить на икре и шампанском ничего не стоит — этим добром совершенно бесплатно кормят утонченные и благоухающие дамы в своих дорогих гостиных.

Успех Дали был огромным. Художник обращался к классической живописи — от Бронзино до Сурбарана, от Вермеера до Веласкеса, преследуя двойную цель: продемонстрировать свое отличие от «современников», а также заставить неискушенного зрителя забыть о привычном восприятии образов и оценить искусство за рамками того, что до сих пор вызывало восхищение.

Первое признание

Первая знаменитая картина Дали называется «Постоянство памяти». Это изображение стекающих со стола жидких часов, фоном которым служит песчаный пляж. Возлюбленная художника Гала активно занимается организацией его выставок в нью-йоркских, лондонских и испанских галереях.

Многие картины начального периода творчества Дали были приобретены за большие деньги известным меценатом Виконтом Шарлем де Ноэйлем. Средства, вырученные с их продажи, Сальвадор и Гала потратили на покупку дома, расположенного недалеко от городка Порт-Льигат, на морском побережье.

Гала

Невозможно говорить о творчестве и краткой биографии Сальвадора Дали без знакомства читателя с главной музой художника, его неповторимой Галой Галадриэль. В 1929 году Сальвадор пропустил открытие своей большой выставки в галерее Гоэманса. Причиной послужила обуявшая его всепоглощающая страсть. Тем летом к нему в гости приехали художник Рене Магритт, поэт Поль Элюар и его жена Елена, которую все называли Гала (ударение на последний слог). Буквально с первого взгляда эта женщина пленила Дали. Несмотря на разницу в возрасте — Гала была почти на 11 лет старше Сальвадора — чувства между ними вспыхнули настолько сильные, что она решилась уйти от мужа. Вместо того чтобы явиться на выставку в Париже, пара, забыв обо всем, уехала в небольшой городок Ситжес неподалеку от Барселоны. Влюбленные сняли свой первый дом в пригороде Кадакеса и с тех пор оставались неразлучны. Гала оказалась очень деловой женщиной, с талантами к стратегии и организации чего бы то ни было. Она сразу же взяла на себя всю деловую часть жизни своего нового избранника. Гала и Дали стали мужем и женой в 1934 году.

Гала не скрывала от супруга свои многочисленные внебрачные связи. Он никогда не возражал, а наоборот — поощрял их, стараясь удовлетворить любую прихоть боготворимой им женщины.

Гала Дали — «демонесса гения»

В 25 лет Дали встретил единственную любовь всей своей жизни — эмигрантку из России Елену Дьяконову, которая называла себя Галой Элюар. Она была старше художника на десять лет и состояла в браке с его другом. Этот союз супруги позиционировали как свободный. Между Сальвадором и Галой возникла серьезная страсть, и женщина оставила своего мужа, чтобы стать для Дали любовницей, а затем и женой. Для художника Гала была не только музой, но и своего рода менеджером. Благодаря ее усилиям картины Дали стали популярны во многих странах, и его слава приобрела совершенно иные масштабы. Сальвадор слыл в обществе эпатажной личностью с весьма причудливой манерой поведения. Даже его внешний вид говорил о том, что он — натура эгоцентричная и бесконечно творческая. Постоянные безумные выходки Дали шокировали его отца, из-за чего у них были напряженные отношения. Последней каплей стала надпись на одной из картин художника о том, что он с наслаждением плюет на портрет умершей матери. Хотя в действительности он всей душой любил свою мать и тяжело переживал ее уход из жизни. Дали вело неудержимое стремление шокировать и изумлять публику. Однажды он перессорился и с членами сюрреалистической тусовки, к которой принадлежал, на прощание заявив, что сюрреализм есть он. А его эпатаж с нездоровым восхищением Гитлером и вовсе шокировал коллег. В преддверии Второй мировой войны, успев окончательно разорвать отношения с единомышленниками, Сальвадор вместе с Галой отбыли в США.

Сальвадор и его муза, 1939 год. Источник: zen. yandex.ru

Художник был узнаваем и в этой стране и быстро добился еще большего успеха. Любители роскоши скупали его картины за огромные суммы. К тому времени Дали нажил приличное состояние. В Америке он пробовал себя как дизайнер, ювелир, иллюстратор, сотрудничал с Хичкоком и Уолтом Диснеем. Сальвадор не изменял себе и продолжал совершать эксцентричные поступки. Он мог провести выставку в акваланге или в экстравагантном костюме метафизического куба, мог выйти на прогулку с муравьедом, о чем потом писали многочисленные издания. Но по-настоящему известность он почувствовал после выпуска своей автобиографии под названием «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Ее экземпляры разлетелись как горячие пирожки. Книга, написанная в легком жанре, получилась несколько странной и даже шокирующий, но, безусловно, индивидуальной. Постепенно Дали прискучило в Америке. Он выдохся от излишне насыщенной и эпатажной жизни. После восьми лет, проведенных в этой стране, художник и его жена возвратились на родину, в любимую Каталонию. Здесь Дали построил большой дом-музей, который получил название «Дворец ветра». Живопись Сальвадора в Испании приобрела особенно академический характер: работы, в основном пейзажи и классические картины, стали более спокойны. Дали проникся идеями католицизма, и в картинах засквозила религиозная тема. На 54-м году жизни художник обвенчался со своей музой. Но, несмотря на венчание, их чувства охладевали. Гала, как и раньше, придерживалась свободной любви, и ее все чаще видели в окружении молодых кавалеров. Супруги нередко ссорились. Все это привело Дали к глубокой депрессии, что не замедлило сказаться на творчестве — полотна наполнились печалью и скорбью. Сальвадор купил для Галы замок, в котором она жила отдельно от него. Он же имел право посещать свою возлюбленную только с ее письменного разрешения. Это длилось более десяти лет.

Время шедевров

В своей биографии Сальвадор Дали о фильмах, созданных с Бунюэлем, говорил следующее: «Посмотрите на творчество Луиса Бунюэля с Дали, и без Дали. Теперь понимаете, кто здесь настоящий гений?» В 1930 году вышел еще один фильм, созданный в их соавторстве, — «Золотой век», считающийся стилистическим продолжением культового «Андалузского пса».

В то же время на двух персональных выставках были выставлены работы, ставшие первыми шедеврами в живописной биографии Сальвадора Дали — картины «Постоянство памяти» и «Частичное помрачение». В невероятно тщательном, блестящем и точном исполнении прослеживалось влияние итальянца Кирико и американца Танги.

В этот период Дали отшлифовывал свой метод создания картин, который он сам называл параноидально-критическим. Художник объяснял его как не поддающийся словесному определению метод, основанный на незнакомых ассоциациях знакомых образов.

Зависимость от мастурбации

Будучи подростком, Сальвадор Дали любил, если можно так выразиться, померяться пенисами с одноклассниками, причём свой он называл «маленьким, жалким и мягким». Ранние эротические переживания будущего гения этими безобидными шалостями не закончились: как-то к нему в руки попал порнографический роман и больше всего его поразил эпизод, где главный герой хвастался, что «может заставить женщину скрипеть, как арбуз». Юноша был так впечатлён силой художественного образа, что вспоминая об этом, корил себя за неспособность делать с женщинами тоже самое.

В автобиографии «Тайная жизнь Сальвадора Дали» (в оригинале — «The Unspeakable Confessions of Salvador Dali») художник признаётся: «В течении долгого времени мне казалось, что я импотент». Вероятно, чтобы преодолеть это гнетущее чувство, Дали, как и многие мальчишки его возраста, занимался мастурбацией, к которой он настолько пристрастился, что на протяжении всей жизни гения онанизм был для него основным, а иногда даже единственным способом сексуального удовлетворения. В то время считалось, что мастурбация может привести человека к безумию, гомосексуализму и импотенции, так что художник постоянно пребывал в страхе, но ничего не мог с собой поделать.

Король эпатажа

На публике сюрреалист Дали поддерживал образ харизматичной и эпатажной личности. Именно в этот период художник отпустил усы, впоследствии ставшие его визитной карточкой — с 1940 года он носил их изогнутыми вверх, сделавшись звездой журнальных обложек. Он не переставал удивлять мир своими провокационными манерами и неординарным поведением, выражая их в том числе и на холстах. Чего только стоит иронический образ Ленина и композиция о Гитлере, навевающая чувство плохого предзнаменования. Автор показал исторические фигуры в виде нейтральных двухмерных изображений, тем самым выразив свое полное безразличие к общепринятой морали. Впоследствии этот подход усовершенствовал американский художник Энди Уорхолл.

В 1936 году на Международной сюрреалистической выставке в Лондоне Дали предстал в водолазном скафандре, а позируя известному фотографу Сесилу Битону для журнала Vogue, он надел на Гала фехтовальную маску.

Дали открывается Америке

В 1936 году творчество и биография Сальвадора Дали стали известны за пределами Европы. В 1936 году в Нью-Йоркском музее современного искусства было представлено несколько картин художника — впервые на территории США. В американском обществе, благосклонном к щегольству и шику, эксцентричность Дали пришлась к месту, и уже в 1939 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке Дали представил целый собственный павильон под названием «Сон Венеры».

Тем временем в Испании разразилась Гражданская война, на которой погиб лучший друг юности Сальвадора Федерико Гарсиа Лорка. За этим последовало вторжение Германии во Францию, и Сальвадору пришлось остаться в Нью-Йорке вплоть до 1948 года.

В Штатах у испанского гения появилось много поклонников. Так, в 1941 году Нью-Йоркский музей современного искусства организовал его персональную выставку в восьми крупных городах США. В то же время Сальвадор продолжил изучать традиционную живопись, нарочито искажая в своих работах идеи античного искусства.

То, что поначалу было в жизни Сальвадора Дали способом самоутверждения в мире искусства, теперь превратилось в культурный феномен. Лицо с закрученными усами не сходило со страниц модных журналов, а в 1942 году художник выпустил «Тайную жизнь Дали, рассказанную им самим». Эта книга с «биографией» Сальвадора Дали явила собой один сплошной вымысел автора, однако разошлась огромным тиражом. В тот же период он написал либретто и создал эскизы костюмов и декораций к двум балетам Леонида Мясина — «Вакханки» и «Лабиринт». Также Дали разработал эскизы украшений для Фулько ди Вердуды и его ювелирного бутика на Пятой авеню, проиллюстрировал «Дон Кихота» Сервантеса и придумал декорации к сценам кошмаров в фильме Хичкока «Завороженный». Вместе с фотографом Филиппом Халсманом, родоначальником фотографического сюрреализма, художник создал серию виртуозных снимков, по сей день являющихся классикой художественной фотографии. Ниже представлена одна из этих совместных фоторабот — «Дали Атомикус».

В 1954 году Халсман выпустил книгу под названием «Усы Дали», в которую вошли уникальные фотографии харизматичного испанца и его знаменитых усов.

Коммерческий гений

С 50-х годов Дали стал использовать живопись лишь как инструмент для саморекламы. Слава и коммерческий успех заботили его гораздо больше творчества. В этот период он увлекся религиозными сюжетами, отнесясь к святым образам с тем же цинизмом и самолюбованием, с которыми ранее воздавал должное Гитлеру и Ленину.

Как гласит краткая биография Сальвадора Дали, последним большим проектом было строительство монументального «памятника» самому себе. Он писал:

Я хочу, чтобы мой музей был огромным сюрреалистическим предметом. Посетители будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон.

Музей был построен в Фигерасе, на руинах городского театра, разрушенного в ходе гражданской войны. Именно здесь 14-летний Дали впервые представил публике свои живописные произведения. В архитектурных и оформительских решениях этого проекта воплотились самые экстравагантные идеи художника. Начиная с 1970 года Дали потратил целое десятилетие на создание своего музея. Завершить дело самостоятельно ему помешала болезнь Паркинсона, проявившаяся в начале 80-х годов. Ниже представлено фото этого фантастического музея, ставшего самым грандиозным творением в жизни Сальвадора Дали.

Сюрреалистическая полемика

Интересной в биографии Сальвадора Дали является история его исключения из группы сюрреалистов. В 1929 году в рядах приверженцев сюрреализма произошел раскол. Две образовавшиеся в итоге группы были возглавлены художниками Андре Бретоном и Жоржем Батаем. В начале 1934 года Дали, причисленный после раскола к первой группе, ощутил на себе всю силу осуждения Бретона и его сторонников. Будучи поклонником коммунистических идей, Бретон был возмущен образом обнаженного Ленина в картине испанца «загадка Вильгельма Телля». К тому же ему не нравилось увлечение Сальвадора образом Гитлера.

Группа устроила разбирательство, на которое Дали явился в теплой одежде и с термометром во рту. Под предлогом, что у него жар, художник начал раздеваться и в полуголом виде заявил, что имеет право на любой творческий эксперимент, так как суть сюрреализма и есть полная свобода. Он признался Бретону, известному гомофобу, что если бы хоть на минуту мечтал заняться с ним любовью, то не преминул бы изобразить это в самых мельчайших подробностях. Так эпатажный провокатор обескуражил самих провокаторов.

Дали подозревал, что на самом деле Бретона раздражали успех и признание, которыми испанский художник пользовался в США, оставляя других сюрреалистов в своей тени. Правильно будет сказать, что сюрреализм до Дали и сюрреализм после Дали — это совершенно разные понятия. «Сюрреализм — это я», — заявил художник и навсегда покинул группу Андре Бретона.

Дали поощрял внебрачные связи своей жены Галы

В 1929 году Сальвадор Дали впервые встретил Елену Дьяканову Девулину, более известную как Гала. Гала была на 9 лет старше Дали, и в то время она была замужем за французским поэтом-сюрреалистом Полом Элюаром. Несмотря на это, у обоих начался роман вскоре после того, как они встретились. В конечном итоге Гала оставила своего мужа и вышла замуж за Дали в 1934 году. У Галы и Дали были нетрадиционные отношения. Известно, что у Галы были многочисленные внебрачные связи, в основном с молодыми художниками. Одна из этих связей была с ее бывшим мужем Элюардом. Дали знал об этих связях и фактически поощрял их.

Сальвадор и Гала

Сальвадор Дали был практикующим кандаулизм «сексуальную практику или фантазию, в которой мужчина выставляет свою партнершу или ее образы другим людям для их вуайеристских удовольствий». Тем не менее, у Галы и Дали были длительные и успешные отношения, в течение которых она была его постоянной и самой важной музой; а также его величайшей страстью и его бизнес-менеджером.

Дизайнерское наследие Дали

Интересным фактом в биографии Сальвадора Дали является его абсолютно новаторский подход к дизайну всего, что его окружало. Мастер эффектно применил свой талант составителя неожиданных визуальных обстановок, когда увлекся созданием предметов мебели и интерьера. Его дизайнерский дебют состоялся в середине тридцатых годов с инсталляцией «Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты». Облик голливудской звезды «вписан» в интерьер: на полу стоит диван в форме губ и камин в форме носа; на стене висят две картины — глаза актрисы; обрамляет композицию штора в виде ниспадающих волос. Немного позже известный дизайнер Жан-Мишель Франк воплотил эту идею в жизнь, создав настоящий диван в виде губ Мэй Уэст. Тогда, в 30-х, такое решение казалось невероятным авангардом, но уже в начале 70-х подобная обстановка была модным писком стиля хай-тек. На фото ниже представлена репродукция картины Дали рядом с ее воплощением Жана-Мишеля Франка.

Впоследствии использование губ и носа в дизайне еще раз эксплуатировалось художником — при создании флакона его авторской туалетной воды. К созданию собственной линии духов его подтолкнула Гала, обожавшая парфюмерию. Она же и научила мужа разбираться в запахах. Полотно «Явление лица Афродиты Книдской» стало основой для создания авторского флакона в виде фрагмента лица богини красоты и любви, а репродукция картины была напечатана на каждой коробочке «сюрреалистических духов».

Как уже упоминалось выше, Сальвадор Дали разрабатывал ювелирные украшения. В 1941 году он подготовил серию из 22 предметов для американского миллионера Камминса Катервуда, а еще создал эскизы пяти изысканных украшений для нью-йоркского ювелира Фулько ди Вердуры. В 1941 году эта коллекция была представлена на персональной выставке Дали в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

В 1969 году художник создал свое самое массовое творение — красочный логотип для леденцов «Чупа Чупс», которые выпускала фабрика каталонца Эрика Берната. Художник предложил форму цветка наподобие маргаритки, выкрасил его в яркие желтые и красные оттенки — цвета Каталонии, а название разместил в центре сверху, а не сбоку, чтобы сделать его более заметным.

Экстравагантные финансовые потребности вынуждали художника браться за самые разные коммерческие проекты — так он разработал дизайн бутылок для итальянского ликера Rosso Antico Buton и принял участие в рекламах шоколада Lanvin и немнущихся рубашек.

Библиография

За свою жизнь художник выпустил две псевдобиографии. Одна из них — «Тайная жизнь Сальвадора Дали» — уже была упомянута выше. Вторая — «Дневник одного гения» — вышла в свет 20 лет спустя. В 1973 году Дали создал уникальную книгу, обозначенную как «поваренная» — «Обеды Гала». Рецепты в этом произведении такие же сюрреалистические, как и все творчество мастера — среди них, например, «телячьи котлеты, фаршированные улитками», «тосты из авокадо» и «пирожки с начинкой из молодых лягушек». Но главную ценность произведения представляют не сами рецепты (хотя и они тоже), а иллюстрации к ним, выполненные, разумеется самим автором. Их настолько много, что книгу можно считать скорее живописным альбомом, а не сборником рецептов. Иллюстрации вообще занимали отдельное место в творчестве Сальвадора Дали — помимо упомянутых выше иллюстраций к «Дон Кихоту», в 60-х годах он проиллюстрировал Библию, «Божественную комедию» Данте и «Алису в Стране чудес» Льюиса Кэрролла. Книги с этими рисунками являют собой подлинную ценность для коллекционеров живописи.

ГАЛА ДАЛИ, СПОСОБИЛА СВОЕГО МУЖА-ХУДОЖНИКА К СЛАВЕ И БОГАТСТВУ

ГАЛА ДАЛИ, СПОСОБИЛА СВОЕГО МУЖА-ХУДОЖНИКА К СЛАВЕ И БОГАТСТВУ

https://www.nytimes.com/1982/06/11/obituaries/gala-dali-impelled -her-artist-husband-to-fame-and-wealth.html

Реклама

Продолжить чтение основной истории

Джеймс М. Маркхэм

  • 900 17 Кредит … Новый Архив York Times

    См. статью в исходном контексте с
    11 июня 1982 г., раздел D, стр. 18Купить репринты

    Посмотреть на Timesmachine

    TimesMachine — это эксклюзивное преимущество для абонентов с доставкой на дом и цифровых абонентов.

    Об архиве

    Это оцифрованная версия статьи из печатного архива The Times до начала публикации в Интернете в 1996 году. Чтобы сохранить эти статьи в первоначальном виде, The Times не изменяет, не редактирует и не обновляет их.

    Иногда в процессе оцифровки возникают ошибки транскрипции или другие проблемы; мы продолжаем работать над улучшением этих архивных версий.

    Гала Дали, жена и муза художника-сюрреалиста Сальвадора Дали на протяжении более 50 лет, скончалась сегодня в своем замке 12 века на северо-востоке Каталонии. Предположительно ей было 89 лет.

    Воспетая г-ном Дали в многочисленных картинах и бесчисленных заявлениях в прессе, русская женщина оказала сильное влияние на жизнь и творчество художника, железной волей подтолкнула его к славе и богатству.

    Елена Делювина Дьяканова, так как она родилась в Казани, впервые встретилась с господином Дали в 19 лет.29 лет в Кадакесе на побережье Коста-Брава, когда она была замужем за французским поэтом Полем Элюаром. Очарованная мистером Дали, она ушла от мистера Элюара, и после этого новая пара осталась вместе; у них никогда не было детей. В знаменитом выступлении в Сорбонне в 1955 г. г-н Дали похвалил свою жену «за то, что она, вероятно, спасла меня от того, чтобы стать настоящим сумасшедшим». «Дали-Гала» переплетенным шрифтом. Художник часто говорил, что она занимается его финансовыми вопросами, а в последние годы известно, что она лично заключала выгодные контракты на коммерциализацию его работ. Недавно ухудшилось здоровье

    Чрезвычайно энергичная в свои 80 лет миссис Дали в прошлом году сломала два ребра в парижском отеле Meurice, где пара ежегодно проводила несколько месяцев. Когда мистер Дали два года назад начал страдать от депрессии и болезни Паркинсона, его жена оставалась рядом с ним, но в начале этого года ее собственное здоровье стало ухудшаться.

    В заявлении, сделанном домочадцами художницы, говорится, что она умерла сегодня днем ​​в своем замке в Пуболе — подарок мужа — «при постоянной любви и внимании Дали». В нем говорилось, что художница сначала сообщила королю Хуану. Карлос и королева София, которые прошлым летом посетили Дали в их доме на побережье Коста-Брава в Порт-Льигате, «как доказательство его любви к Каталонии и Испании».0003

    78-летний артист, говорится в заявлении, «выражает эмоциональную благодарность за все проявления сочувствия и привязанности, которые он получает от друзей и поклонников со всего мира, и особенно за внимание, которое он оказывает». получение от профессионалов в области средств массовой информации в эти трудные для него моменты, теперь, когда Гала является бессмертной историей». , СТРОИЛИ СВОЕГО МУЖА-ХУДОЖНИКА К СЛАВЕ И БОГАТСТВУ. Заказать репринты | Сегодняшняя газета | Подписаться

    Дали — Краткая биография | Библиотека

    В 1904 году в Фигерасе, Испания, родился Сальвадор Дали, названный в честь своего отца Сальвадором. У него был старший брат, который умер незадолго до его рождения. Из-за того, что рождение и смерть были близки друг к другу, его родители думали, что он был реинкарнацией своего старшего брата. Всю оставшуюся жизнь Дали беспокоили загадочные воспоминания об ушедшем из жизни брате. Его родители считали, что он был и собой, и своим братом.

     

    Это было для него ошеломляюще. Считалось, что его напряженный образ жизни объясняется его странным и сильным характером. Во многих произведениях Дали он сообщает, что необходимость жить как он, так и его брат были причиной его одержимости гниением и разложением. Это причина всех разлагающихся тел, насекомых и большинства других тревожных изображений.

     

    В 1908 году в семье родился еще один ребенок. Ее звали Анна Мария Дали. Дали был к ней очень привязан, и позже она стала моделью для его академических работ.

     

    Дали начал серьезно рисовать примерно в десять лет, а в тринадцать это стало заметно. Он часто навещал семью Пишо, они были очень артистичной семьей; и некоторые из его самых ранних влияний на искусство можно напрямую проследить до них.

     

    Семья Пишо побудила отца основать у Дали небольшую студию. Большая часть подростковых работ Дали была связана с пейзажами, которые

    окружали его в Фигерасе. Некоторые из наиболее важных пейзажей, которые появляются в его работах, – это римские руины, в которых он играл. У Дали было

    глубокая связь с его каталонским наследием, и это снова и снова проявляется в его работах.

     

    Он начал свое формальное художественное образование в Муниципальной школе рисования под руководством Хуана Нуньеса. Дали впитывал азы рисовальщика корабля, живописи и гравюры. Примерно в то же время, когда в 1921 году умерла его мать, Дали в основном считал себя художником-импрессионистом. Его внимание по-прежнему было сосредоточено на пейзажах, и его влияние по-прежнему исходило от семьи Пишо.

     

    Вскоре после того, как его отец снова женился на своей тете в 1922 году, Дали был принят в Академию Сан-Фернандо в Мадриде. В этой школе он изучал живопись, скульптуру и гравюру. В возрасте 18 лет он жил в общежитии и работал с молодой и элитной группой интеллектуалов, которые оказали на него большое влияние.

     

    Дали не закончил школу и не получил официального диплома в области искусства. Фактически, в 1926 году он был исключен из академии Сан-Фернандо просто за то, что отказался сдать выпускные экзамены. Говорят, что он думал, что знает по этому предмету больше, чем преподаватели. Дали много путешествовал и работал с доступными ему материалами. Не было до 1928, что он получил международную известность на Международной выставке Карнеги в Питтсбурге, штат Пенсильвания, со своей картиной «Корзина с хлебом».