Гала дали елена дьяконова жена гения и модель: Гала Дали (Елена Дьяконова), жена гения и модель

Сальвадор Дали — посвящение одному гению

Александр Рожин

Рубрика: 

ВЫСТАВКИ

Номер журнала: 

#3 2011 (32)

Сальвадор Дали и Пабло Пикассо — два великих испанца — оставили в тени своей мировой славы многих мастеров искусства ХХ века. Ни о ком так много не писали, не говорили, не спорили, как о них; никто не может сравниться с ними по количеству книг, альбомов, брошюр, статей, опубликованных о творчестве этих двух титанов.

Казалось бы, ничто не предвещало в ранних работах молодого Сальвадора появления грандиозного таланта, затмившего своим эпатирующим, взрывным, чудодейственным искусством все, что можно было бы вообразить. Нет такой силы, которую и сейчас можно было бы противопоставить его фантасмагориям.

Первая ретроспективная выставка произведений Дали из собрания Фонда «Гала-Сальвадор Дали.

Фигерас» в Москве, в залах ГМИИ им. А.С. Пушкина впервые так масштабно представила российской публике его творчество. Она стала праздником, открытием феномена выдающегося мастера для всех поклонников, адептов и даже недавних хулителей «сюрреализма».

О нем уже так много написано, что вряд ли кто-то возьмет на себя смелость прибавить к десяткам тысяч страниц уже напечатанных текстов что-то новое, но все же творчество Дали неисчерпаемо, оно остается загадкой, таинством «одного» гения. Для чуткого сердца и пытливого ума оно неиссякаемый источник фантазии и вдохновения. Еще не раз мы будем задаваться вопросом: в чем же феномен его искусства, судьбы, личности, — и каждый из нас будет искать свой собственный ответ.

Универсальный дар Сальвадора Дали, предназначение таланта оракула и мастерства демиурга повергали в смятение, вызывали восторг и гнев, вселяли одновременно надежду и разочарование.

Позволим себе некоторую вольность в ответе на бесконечное множество вопросов, возникающих по поводу этого Дон Кихота двадцатого столетия относительно его феномена, в чем же тайна, один из секретов гения Дали.

Мне представляется, что в жизни великого каталонца самую значительную роль играла его Муза — Гала — Елена Дмитриевна Дьяконова (в девичестве). Именно ей, неординарной русской женщине он, по собственному признанию, был обязан всем, что сделало его одним единственным гением среди всех других современников. Своим появлением в жизни Дали она, Гала, как ее нарек первый супруг, поэт Поль Элюар, что в буквальном переводе с французского на русский означает «праздник», пробудила и обострила в нем сверхчувственную интуицию, помноженную на комплексы, вселила веру в его уникальную непревзойденность и мессианское предназначение. Вероятнее всего, она познакомила его с литературным наследием Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского, о последующем влиянии которых можно лишь догадываться и выдвигать самые невероятные версии. Ей суждено было стать для гения не только моделью, матерью, женой и любовницей, но и его Alter Ego, полноценным соавтором, о чем красноречиво свидетельствует двойная подпись
Гала-Дали,
появившаяся на его картинах. Елена Дьяконова развивала в нем чудодейственный дар виртуозного рисовальщика, мастера композиции и цвета; возможно, многие мотивы, сюжеты и сценарии его полотен были подсказаны ею. Но это только предположение.

В нем органично уживались религиозный дух и рассудочное, материалистическое сознание; он был уникальным импровизатором и расчетливым прагматиком. Своими инсталляциями, арт-объектами, сценическими акциями, живописными и графическими образами Дали не развлекал публику, а гипнотизировал ее. В своих произведениях он превращал ироническую фабулу в гротеск. Несравненный колорист и рисовальщик постоянно удивлял зрителей неуемной фантазией и виртуозностью осуществления, всегда интригующего замысла. Он никому не льстил, за исключением той Музы, мадонны, которую боготворил всю жизнь, хотя в его окружении были самые достойные люди целой эпохи, такие как Пабло Пикассо, Луис Бунюэль, Гарсиа Лорка, Гийом Апполинер, Рене Магритт, Андре Бретон…

В микрокосме ранних, небольших, а порой миниатюрных по формату произведений Дали содержится необъятная, вселенская бездна чувств и мыслей автора, будоражущая фантазию множеством ассоциаций. Его творения — блестящий образец интеллектуальной игры в безрассудство и, вместе с тем, глубоко продуманные вариации и формулы особого философского смысла и масштаба.

На мой взгляд, один из ярких характерных признаков непревзойденного, филигранного профессионального мастерства художника служит для нас возможность не только мысленно, но и фактически увеличивать почти до невероятных пределов как миниатюрные изображения живописца и рисовальщика, так и мельчайшие детали его фантастических композиций.

Брутальность и хрупкость, эпатаж и смиренность — это все он, человек с чувствительной и нежной душой, для которого искусство было не просто формой абсолютного самовыражения, но и средством защиты от мракобесия и ханжества, всезнающего раболепия безнравственных нравственников и непогрешимых грешников. Его видимая дерзость не знала границ, он бросал вызов всему тому, что было ему чуждо, при этом оставаясь личностью легко ранимой. Испанский темперамент помогал ему бороться как с окружающий миром, так и со своими внутренними комплексами.

Автору этих строк посчастливилось первым из российских художественных критиков написать весьма скромные монографические работы, одна из которых была опубликована в 1989-м, другая — в 1992 году. Исключительно из-за смелости, проявленной издательством «Знание» и «Республика», и благодаря огромным, массовым тиражам для публикаций об искусстве, они получили достаточно широкую огласку. Одним из радостных ее результатов стало для меня заочное знакомство с родной сестрой Гала — Лидией Дмитриевной Дьяконовой (в замужестве Яролимек). Упоминаю об этом в знак памяти и благодарности, а также в связи с тем, что она сообщала мне в письмах о своих встречах с Дали и впечатлениях о нем.

Позволю себе дословно привести одну цитату из ее маленького послания, полученного из Вены, где проживала Лидия Дмитриевна: «Теперь появляется много всяких статей и брошюр, полных неправдоподобных историй, пользуясь тем, что он был личностью необыкновенно странной и вызывающей самые разнообразные реакции». В своих воспоминаниях о Дали сестра Гала отмечала его скромность, застенчивость и удивительную отзывчивость, которую он проявлял в семейной обстановке по отношению к немногим, но самым близким его сердцу людям.

«При наших же встречах в Париже и в Италии он мог быть самым милым и простым человеком». В этих искренних словах не постороннего человека, как и в других ее высказываниях, она делилась со мной своими жизненными впечатлениями о неизвестном большинству, закрытом от любопытных глаз внутреннем мире Сальвадора Дали, что совпадало с моими домыслами о нем и его творчестве.

Содержание этого более чем скромного посвящения «одному гению» не предполагает описания графических и живописных произведений, представленных в московской экспозиции (кстати, в блестящей дизайнерской подаче Бориса Мессерера). В последнее время появилось немало переводных изданий о творческом наследии Дали, в том числе книг его ближайшего помощника, долгие годы работавшего с ним, основного биографа великого маэстро — Робера Дешарна, а также литературные труды художника в превосходных переводах Натальи Малиновской, которые в полной мере смогут удовлетворить интерес многомиллионной аудитории российских знатоков и любителей искусства.

Духовный, философский, символический смысл творчества Сальвадора Дали обладает магической притягательностью, выходит за условные границы конкретного времени не только потому, что мир созданных им образов обусловлен историческим масштабом художественного мышления, в котором пороки и достоинства человечества, добро и зло, красота и уродство сопрягаются, порождая неимоверную, всепоглащающую энергию провидения. Будучи подлинным творцом, гением, он обладал способностью предчувствовать и предвосхищать, создал свою эстетику смыслов, оживил искусство прошлых эпох и стал предтечей искусства будущего. Декларируя в этом тексте некие постулаты, не станем обольщаться в безукоризненности собственных чувств и восприятия мифа и реальности, отражающих противоречивую суть неведомого и известного.

Наследие Дали огромно, он проявил себя в разных эпостасях святости и грехопадения, в живописи, графике, скульптуре, кино и литературе, в декоративном искусстве и дизайне, стал всеобъемлющей драматической фигурой в художественной культуре ХХ века. Его творчество было, есть и будет непредсказуемым, неподвластным формальному, бесстрастному пересказу. В чем тайна феномена доктрины искусства Дали — покажет Время.

Вернуться назад

Теги:

История жизни Елены Дьяконовой, благодаря которой Сальвадор Дали стал одним из величайших художников XX века / AdMe

Автобиография Сальвадора Дали «Дневник одного гения» начинается такими словами: «Я посвящаю эту книгу моему гению, моей победоносной богине Гале Градиве, моей Елене Троянской, моей Святой Елене, моей блистательной, как морская гладь, Гале Галатее безмятежной». Елену Дьяконову, которая сама себя называла Гала, что по-французски означает «праздник», одни считают той самой великой женщиной, стоящей за каждым великим мужчиной, а другие — злым гением, превратившим талант художника в средство для зарабатывания денег.

Хотя Дали и называл Елену Галатеей, ADME взял на себя смелость предположить, что в их паре настоящим Пигмалионом была именно она. А что думаете вы?

От Елены Дьяконовой до Галы Дали

Елена Ивановна Дьяконова, известная всему миру как Гала́, родилась 18 августа 1894 года в Казани. Через несколько лет ее отец умер, а мать вышла замуж во второй раз и вся семья переехала в Москву.

Своего отчима Елена очень любила — настолько, что даже взяла себе отчество по его имени — Дмитриевна. Словно бабочка из куколки, будущая муза Дали превращалась из Елены Ивановны в Елену Дмитриевну, из Елены Дьяконовой — в Елену Дьяконову-Элюар, затем в Галу и, наконец, в Галу Дали.

© EAST NEWS

В Москве Елена поступила в гимназию, где вместе с ней учились сестры Цветаевы. Марина Цветаева, с которой Елена была дружна, так описывала ее:

«В полупустой классной комнате на парте сидит тоненькая длинноногая девочка в коротком платье. Это Елена Дьяконова. Узкое лицо, русая коса с завитком на конце. Необычные глаза: карие, узкие, чуть по-китайски поставленные. Темные густые ресницы такой длины, что на них, как утверждали потом подруги, можно рядом положить две спички. В лице упрямство и та степень застенчивости, которая делает движения резкими».

В 1912 году 17-летняя Елена заболела туберкулезом и семья отправила ее в швейцарский санаторий Клавадель. Там она познакомилась с никому пока не известным поэтом Эженом Гренделем — впоследствии ее первым мужем. Самой Елене была уготована судьба стать музой и вдохновлять того, кого весь мир узнает под псевдонимом Поль Элюар, на написание самых пылких любовных стихов. Так Елена открыла в себе свой, пожалуй, самый главный талант — быть музой.

© EAST NEWS

Пара поженилась в 1917 году, а через год у них родилась дочь. В 1921 году Елена и Поль приехали в Кельн к художнику Максу Эрнсту — и это стало началом того типа отношений, которые принято называть любовным треугольником. В отличие от большинства подобных историй, их роман на троих был открытым — настолько, что они жили, не скрываясь, под одной крышей.

Неизвестно, сколько бы просуществовал этот необычный союз, если бы в 1929 году Поль Элюар и его жена не отправились в испанский город Кадакес в гости к 25-летнему художнику Сальвадору Дали. «Я сразу поняла, что он — гений», — напишет Гала позже.

«Я люблю Галу больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег»

© Anonymous / Public Domain / wikipedia

Из дома в Кадакесе Поль Элюар уехал без жены, забрав в качестве небольшой компенсации свой портрет, написанный Дали. «Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз», — скажет художник.

С того момента Гала и Сальвадор были неразлучны, а в 1932 году, когда она наконец-то оформила развод с Элюаром, пара официально поженилась. Их брак с самого начала был довольно странным: он панически боялся женщин, и, скорее всего, интимной близости (некоторые считают, что Гала была единственным человеком, который мог прикасаться к Дали), она же была сладострастна и страстолюбива.

Впрочем, Дали тоже был страстен — но только в своих фантазиях и творчестве, а она же утоляла свою жажду с многочисленными молодыми любовниками из числа местных моряков.

© EAST NEWS

Работы, написанные в годы совместной жизни, художник подписывал не иначе как «Гала — Сальвадор Дали». Именно Гала сумела сделать так, что их дом стали осаждать коллекционеры и любители живописи, желавшие «прикоснуться к гению Сальвадора Дали». Говоря современным языком, она была эффективным менеджером: если картины продавались плохо, она заставляла Сальвадора заниматься рекламой, моделированием одежды или, к примеру, оформлением витрин.

Несмотря на всего лишь 10-летнюю разницу в возрасте, Сальвадор был для Галы скорее сыном, чем мужем: она называла его «мой мальчик» и любила гораздо больше, чем собственную дочь, которую воспитывала бабушка Элюара. Да и сам Сальвадор, чья мама, которую он просто обожал, умерла, когда ему было 15 лет, охотно принимал эту роль.

© East News

В течение многих десятилетий Дали писал Галу в разных ипостасях: на его картинах она запечатлена то обнаженной в полупристойной позе, то в образе Мадонны. Впрочем, некоторые искусствоведы считают — и, скорее всего, в этом есть большая доля истины, — что Гала не была безмолвной моделью: она выступала в роли соавтора, помогая выстраивать композицию будущего полотна.

Гала способствовала разрыву Сальвадора Дали с сюрреалистами, но в то же время во многом благодаря ее таланту и предпринимательской жилке, художник смог небезосновательно заявить: «Сюрреализм — это я».

Кстати, именно из-за одного из основоположников сюрреализма, поэта Андре Бретона, который всей душой ненавидел Галу, она после развода с Элюаром обрела сомнительную славу распутницы и сребролюбицы (в чем, конечно же, была значительная доля истины). Позже в газетах ее нарекли «алчной валькирией» и даже «жадной русской потаскухой». Впрочем, ни Галу, ни Сальвадора это не трогало: для него она была Градивой, Галатеей, золотцем.

Однако лучше всего об отношениях супругов говорит эта фраза из воспоминаний сестры Галы Лидии:

«Гала возится с Дали как с ребенком: читает ему на ночь, заставляет пить какие-то необходимые таблетки, разбирает с ним его ночные кошмары и с бесконечным терпением рассеивает его мнительность. Дали швырнул часами в очередного посетителя — Гала бросается к нему с успокоительными каплями: не дай бог, с ним сделается припадок».

Avida Dollars

© ASSOCIATED PRESS/East News

В 1934 году супруги отправились в Америку, как всегда, повинуясь безошибочному чутью Галы: она считала, что только там ее гениальный муж сможет обрести настоящее признание, и, само собой, разбогатеть. И она не ошиблась.

Именно здесь, в Америке, Сальвадор как нельзя больше стал соответствовать прозвищу, придуманному ему еще в Европе все тем же Андре Бретоном, — Avida Dollars. Оно было составлено из букв его имени, что в переводе означало примерно «жаждущий долларов». Пара устраивала многочисленные перформансы, а каждый свой выход в свет обставляла с большой помпой: спускаясь с борта корабля на американскую землю, Дали нес в руках двухметровый батон.

Спустя 6 лет после первого приезда в США Гала и Сальвадор снова вернулись сюда и провели здесь целых 8 лет. Они оба работали не переставая. Он писал картины, сценарии, создал декорации к фильму Альфреда Хичкока и даже работал над мультфильмом для Уолта Диснея (который увидел свет только в 2003 году), оформлял витрины, — словом, делал все, что приносило доход и приумножало славу. А она с неуемной энергией устраивала все это и заключала все новые договоры. Но и не забывала о собственных нуждах, постоянно заводя новых любовников значительно моложе себя.

Закат

© ASSOCIATED PRESS/East News

В 1948 году супруги Дали вернулись в Испанию: Сальвадор очень любил свою родину и всегда по ней скучал. У них было все: слава, состояние, успех, но одно обстоятельство омрачало жизнь Галы — она старела. И чем старше она становилась, тем моложе и многочисленнее были ее поклонники: она тратила на них баснословные деньги, дарила им драгоценности, машины и даже картины своего мужа.

Несмотря на все это, в 1958 году Гала и Сальвадор Дали заключили церковный брак. За более чем полувековую историю их союза Елена Дмитриевна дала массу интервью, но никогда не раскрывала подробностей совместной жизни с мужем. Сам Дали уверял, что в течение 4 лет его жена вела дневники на русском языке, но, где они находятся и существуют ли на самом деле, и сегодня никто не знает.

© AP/East News

В 1964 году Градиве исполнилось 70 лет, и они с мужем все больше отдалялись друг от друга: она проводила большую часть времени с поклонниками, а он — в компании своей платонической возлюбленной певицы Аманды Лир. В 1968 году Дали совершил один из своих «далианских» поступков — купил своей бессменной возлюбленный замок Пуболь, посещать который ему дозволялось только с письменного разрешения Галы.

Все последние годы, которые были омрачены борьбой с недугами и попытками противостоять неизбежной старческой немощи, Гала провела в замке. В 1982 году она сломала шейку бедра, и после нескольких дней, проведенных в больнице, Гала Дали, урожденная Елена Ивановна Дьяконова, скончалась в возрасте 88 лет.

© East News

Дали похоронил ее в склепе замка Пуболь, в гробу с прозрачной крышкой. Он прожил без своей единственной любви еще 7 лет, страдая от глубокой депрессии и прогрессирующей болезни Паркинсона. В 1989 году на 85-м году жизни Сальвадор Дали скончался. Все свое состояние, включая картины, он оставил той, которую любил почти так же сильно, как свою неповторимую Галу, — Испании.

Конечно, можно относиться к Гале по-разному, но одно остается совершенно ясным: если бы в 1929 году не состоялась судьбоносная встреча художника с его Градивой, мир вряд ли бы узнал о том, кто такой Сальвадор Дали. Тот, который и есть сюрреализм.

Фото на превью AP/East News

AdMe/Художники/История жизни Елены Дьяконовой, благодаря которой Сальвадор Дали стал одним из величайших художников XX века

Гала, русская жена Дали | Вселенная Дали.

Мой секрет в том, что я никогда не расскажу тебе все свои секреты , — сказала она.

Родилась в Казани, одном из старейших университетских городов России. Ее родители Иван и Антонина Дьяконовы назвали ее Еленой Делювиной Дьяконовыми.

В годы учебы в Москве она выучила французский язык и брала уроки рисования. Позже она продолжила обучение в Санкт-Петербургском университете и выросла сильной и самостоятельной девушкой.

Молодая русская девушка часто одевалась в матроски и смотрела проницательно.

Характер у нее был эмоциональный и неуравновешенный, Гала писала о себе, что она нервная, агрессивная и истеричная. Гала заболела туберкулезом, и болезнь оказала на нее негативное влияние, закалив ее и сделав менее общительной и занятой. В результате в 18 лет она переехала с семьей в Давос в Швейцарии, чтобы посещать санаторий.

Именно здесь она познакомилась с Эженом Эмилем Полем Гринделем, более известным как Поль Элюар, который прибыл в санаторий в 1912 году, когда ему было 17 лет, когда он выздоравливал от приступа кровохарканья.

Гала и Поль Элюар начали отношения, и по возвращении соответственно в Россию и Париж они были официально помолвлены.

Четыре года спустя Гала уехала из России в Париж, чтобы присоединиться к своему поэту, взяв с собой несколько книг и личные вещи. В 1917 году они поженились, а в следующем году у них родилась дочь Сесиль.

Гала прибыла в Париж, когда Элюара призвали в армию. Гала жила со свекровью в Сен-Дени, посвящая свое время изучению французского языка и его литературы, чтобы стать профессиональным переводчиком.

Она продолжала писать стихи на русском языке и по-прежнему интересовалась русской литературой; ее любимыми писателями были Толстой и Достоевский.

В Париже Гала познакомилась с самыми важными представителями сюрреалистического движения, с которыми общался Элюар, в том числе с Андре Бретоном, Филиппом Супо и Луи Арагоном.

Весной 1929 года Элюар познакомился с Дали, когда тот приехал в Париж на презентацию своего фильма «Андалусский человек», созданного вместе с Луисом Бунюэлем.

Тем летом Дали пригласил Элюара в Кадакес, именно тогда Гала по-настоящему встретила Дали, и у них начался роман на всю жизнь; она стала его музой и моделью.

Кто знает, какой дорогой пошел бы Дали, если бы не встретил Елену Дьяконову.

Русская девушка была не только источником вдохновения Дали, она стала центром его вселенной, его бизнес-менеджером, создателем бренда «Дали», побуждая художника подписывать свои работы «Гала-Сальвадор-Дали». Действительно, он написал: « Гала стала солью моей жизни, моим маяком, моим двойником, самим собой». Гала, безусловно, сыграла большую роль в том, чтобы Дали стал знаменитым.

Гала, вечная Алиса, умела держать Дали под постоянным финансовым и творческим давлением. Эта позиция, которая со стороны могла показаться жадной и жестокой, вероятно, была необходима такому плохо организованному художнику, как Дали. Он видел в Гале гения, божество, свою собственную Галатею.

 Гала всю жизнь была вдохновляющей музой Дали.
  — это ось моей жизненной силы и моего мозга, пружина, которая бросает меня вперед с эластичностью и ловкостью, с большей ясностью и точностью во всех движениях моих чувств, моих импульсов, моего знания ».
 

Именно по этой причине в 1916 году Гала покинула родину и порвала все связи с Россией из-за любви к поэту Элюару. И снова из-за любви в 1929 году Гала бросила мужа Элюара и дочь Сесиль, чтобы стать музой Дали.

Кем была Елена Делювина Дьяконова?

Молодая девушка из России, которая стала источником вдохновения для художников и стала частью поколения сюрреалистов, архетипическая женщина, которая вдохновляла великих художников и продолжает вдохновлять.

картин с названиями и описаниями

Сальвадора Дали без преувеличения можно назвать самым известным сюрреалистом XX века, ведь его имя знакомо даже тем, кто совсем далек от живописи. Одни считают его величайшим гением, другие — сумасшедшим. Но и первое, и второе безоговорочно признают уникальный талант художника. Его картины представляют собой иррациональное сочетание реальных предметов, парадоксальным образом деформированных. Дали был героем своего времени: творчество мастера обсуждалось как в высших кругах общества, так и в пролетарской среде. Он стал настоящим воплощением сюрреализма со свободой духа, присущей этому направлению искусства, противоречивому и эпатажному. Сегодня любой желающий может увидеть шедевры за авторством Сальвадора Дали. Картины, фото которых можно увидеть в этой статье, способны произвести впечатление на каждого поклонника сюрреализма.

Роль Гала в творчестве Дали

Огромное творческое наследие оставил после себя Сальвадор Дали. Картины с названиями, вызывающими у многих смешанные чувства, настолько привлекательны сегодня для любителей искусства, что заслуживают подробного рассмотрения и описания. Вдохновителем, образцом, опорой и главной поклонницей художника была его жена Гала (эмигрантка из России Елена Дьяконова). Все его самые известные полотна были написаны при совместной жизни с этой женщиной.

Скрытый смысл «Постоянства памяти»

Рассматривая известные картины Сальвадора Дали, стоит начать с самой узнаваемой его работы – «Постоянство памяти» (иногда называемой «Время»). Полотно было создано в 1931 году. На написание шедевра художника вдохновила его жена Гала. По словам самого Дали, идея картины возникла при виде плавящегося под солнечными лучами сыра камамбер. Что хотел сказать мастер мягкими часами на холсте на фоне пейзажа?

Три мягких циферблата, украшающие передний план картины, отождествляются с субъективным временем, которое свободно течет и неравномерно заполняет все свободное пространство. Символично и количество часов, ведь цифра 3 на этом полотне показывает прошлое, настоящее и будущее. Мягкое состояние предметов указывает на связь между пространством и временем, которая для художника всегда была очевидной. На картинке также есть солидные часы, представленные циферблатом вниз. Они символизируют объективное время, течение которого идет против человечества.

Его автопортрет также изобразил на этом полотне Сальвадор Дали. Картина «Время» содержит на переднем плане непонятный растущий объект, обрамленный ресницами. Именно в этом образе автор нарисовал себя уснувшим. Во сне человек дает волю своим мыслям, которые тщательно скрывает от окружающих в бодрствующем состоянии. Все, что можно увидеть на картине, — это мечта Дали — результат торжества бессознательного и гибели реальности.

Муравьи, ползающие по корпусу твердых часов, символизируют тлен, тлен. На картине насекомые выстраиваются в виде циферблата со стрелками и показывают, что объективное время само себя уничтожает. Муха, сидящая на мягких часах, была для художника символом вдохновения. Древнегреческие философы проводили много времени в окружении этих «средиземноморских фей» (именно так называл мух Дали). Зеркало, увиденное на картине слева, свидетельствует о непостоянстве времени, оно отражает как объективный, так и субъективный миры. Яйцо на заднем плане символизирует жизнь, сухая олива — забытую древнюю мудрость, а водная гладь — вечность.

«Жираф в огне»: интерпретация изображений

Изучая картины Сальвадора Дали с описанием, вы сможете глубже проникнуть в творчество художника, лучше понять подтекст его картин. В 1937 году из-под кисти живописца вышла работа «Жираф в огне». Это был сложный период для Испании, так как чуть раньше в ней началась гражданская война. Кроме того, Европа стояла на пороге Второй мировой войны, и Сальвадор Дали, как и многие прогрессивные люди того времени, чувствовал ее приближение. Несмотря на то, что мастер утверждал, что его «Жираф в огне» не имеет ничего общего с политическими событиями, сотрясающими континент, картина насквозь пропитана ужасом и тревогой.

На переднем плане Дали нарисовал женщину, стоящую в отчаянной позе. Ее руки и лицо окровавлены, создается впечатление, что с них содрана кожа. Женщина выглядит беспомощной, она не может противостоять надвигающейся опасности. За ней дама с куском мяса в руках (это символ саморазрушения и смерти). Обе фигуры стоят на земле благодаря тонким подпоркам. Их Дали часто изображал в своих произведениях, чтобы подчеркнуть слабость человека. На заднем плане нарисован жираф, в честь которого и названа картина. Он намного меньше женщин, верхняя часть его тела охвачена огнем. Несмотря на свои небольшие размеры, он является главным героем полотна, олицетворяющим монстра, несущего апокалипсис.

Анализ «Предчувствия гражданской войны»

Не только в этом произведении выразил свое предчувствие войны Сальвадор Дали. Картины с названиями, указывающими на его приближение, неоднократно появлялись у художника. За год до «Жирафа» художник написал «Мягкую конструкцию с вареной фасолью» (иначе ее называют «Предчувствие гражданской войны»). Строение частей человеческого тела, изображенных в центре полотна, напоминает контуры Испании на карте. Конструкция сверху слишком громоздка, она нависает над землей и может рухнуть в любой момент. Под сооружением рассыпаны бобы, которые здесь выглядят совершенно неуместно, что только подчеркивает абсурдность политических событий, происходящих в Испании во второй половине 30-х годов.

Описание «Лики войны»

«Лицо войны» — еще одна работа, оставленная сюрреалистом своим поклонникам. Картина датируется 1940 годом – временем, когда Европа была охвачена боевыми действиями. На полотне изображена человеческая голова с застывшим в агонии лицом. Его со всех сторон окружают змеи, вместо глаз и рта у него бессчетное количество черепов. Кажется, что голова буквально набита смертью. Картина символизирует концлагеря, лишившие жизни миллионы людей.

Интерпретация «Сон»

«Сон» — картина Сальвадора Дали, созданная им в 1937 году. На ней изображена огромная спящая голова, держащаяся на одиннадцати тонких подпорках (точно таких же, как женщины на полотне «Жираф в Огонь»). Везде костыли, они поддерживают глаза, лоб, нос, губы. Тело человека отсутствует, зато есть неестественно вытянутая тонкая шея. Голова олицетворяет сон, а костыли указывают на поддержку. Стоит только каждой части лица найти свою опору, как человек рухнет в мир снов. Поддержка нужна не только людям. Если внимательно присмотреться, то в левом углу полотна можно увидеть маленькую собачку, туловище которой также опирается на костыль. Можно рассматривать опоры как нити, которые позволяют голове свободно парить во время сна, но не дают ей полностью оторваться от земли. Синий фон полотна еще больше подчеркивает оторванность происходящего на нем от рационального мира. Художник был уверен, что именно так выглядит сон. Картина Сальвадора Дали вошла в цикл его произведений «Паранойя и война».

Образы Гала

Любимую жену тоже нарисовал Сальвадор Дали. Картины с названиями «Анжелюс Гала», «Мадонна Порт-Лигат» и многие другие прямо или косвенно указывают на присутствие Дьяконовой в сюжетах гениальных произведений. Например, в «Галатее со сферами» (1952) он изобразил свою спутницу жизни в образе божественной женщины, лицо которой просвечивает сквозь большое количество шаров. Жена гения парит над реальным миром в верхних эфирных слоях. Его муза стала главной героиней таких картин, как «Галарина», где она изображена с обнаженной левой грудью, «Атомная Леда», в которой Дали представил обнаженную жену в образе правителя Спарты. Практически все женские образы, присутствующие на полотнах, были навеяны его верной женой.

Впечатление от работ художника

Фотографии с изображением картин Сальвадора Дали, высокого разрешения позволяют изучить его творчество до мельчайших деталей. Художник прожил долгую жизнь и оставил после себя несколько сотен работ. Каждый из них – это уникальный и ни с чем не сравнимый внутренний мир, изображенный гением по имени Сальвадор Дали. Картинки с названиями, известными каждому с детства, могут воодушевить, вызвать восторг, недоумение или даже отвращение, но никто не останется равнодушным, увидев их.