Гала и дали история – Такая любовь бывает раз в никогда! История отношений гениального Дали и его музы Галы.

Содержание

Сальвадор Дали и Гала: история любви в картинах.

Совместная жизнь испанского художника и его русской жены была яркой, насыщенной, полной скандалов и сплетен. Насколько сильно ненавидел ее мир, считая алчной, хитрой и расчетливой — настолько превозносил ее Сальвадор, называя «победоносной богиней». Она была неиссякаемым источником его вдохновения: он писал ее портреты в течение многих десятков лет, в разных стилях и техниках. Позволим этим картинам рассказать историю их любви.

Сальвадор Дали и Гала

«Сон Галы. Мечты о рае»

Неудивительно, что Гала поразила Дали с первого взгляда. Она была необыкновенной женщиной: при весьма скромных внешних данных ей удавалось обращать на себя внимание всех, кто оказывался в ее поле зрения.

Сон Галы. Мечты о рае Сальвадор Дали 1972

По некоторым сведениям, Елена Дьяконова (настоящее имя Галы) родилась в Казани в 1894 году. Согласно другим данным, она была на два года старше. Девушка получила хорошее образование в Московской женской гимназии, а в 1912 году семья отправила ее на лечение от туберкулеза в Швейцарию. В санатории она познакомилась со своим первым мужем — поэтом Полем Элюаром. К слову, это она дала ему такое имя: до встречи с Еленой его звали Эжен Эмиль Поль Грендель. А ему, в свою очередь, она обязана своим прозвищем Gala («праздник» по-французски).

Это и правда была женщина-праздник: с ней никогда не было скучно — спонтанная, амбициозная, тщеславная, своенравная и неукротимая, она не давала расслабляться мужчине рядом с собой. «Я никогда не буду просто домохозяйкой. Я буду много читать и делать все, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не перетруждает. Я буду, как кокотка, сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с маникюром», — таковы были планы Галы на жизнь, которые она впоследствии успешно воплотила.

Сальвадор Дали. Портрет Галы, 1933

А вот муж на ее фоне был недостаточно ярким, и вскоре она завела роман с художником Максом Эрнстом, не скрывая отношения от законного супруга — более того, некоторое время вся троица проживала вместе. Но Элюар никогда не воспринимал соперника как угрозу, не веря, что он сможет разрушить их брак. Не видел он опасности и тогда, когда познакомил жену с молодым художником Сальвадором Дали. Даже после того, как Гала оставила его и дочь Сесиль ради испанца, Элюар ждал ее возвращения и писал письма до самой своей смерти.

«Галатея в момент творения»

В 1929 году Сальвадор Дали находится на пороге взлета своей карьеры. Вышел «Андалузский пес» — сюрреалистический фильм, совместное детище с Луисом Бунюэлем. С ним художник подружился во время учебы в Академии изящных искусств Мадрида. Дали молод, красив и харизматичен: одевается как настоящий пижон, тщательно укладывает волосы и ухаживает за щегольской растительностью на лице. Только с личной жизнью не клеится: ходят слухи, что в свои 25 он все еще никогда не бывал с женщиной, и лишь регулярно отбивается от настойчивых ухаживаний поэта Федерико Гарсиа Лорки.

Галатея в момент творения Сальвадор Дали 1954

Дали приглашает погостить к себе в Кадакес Поля Элюара с женой и 11-летней дочерью, которые прибывают в составе настоящего богемного десанта вместе с Рене Магриттом и Луисом Бунюэлем. Художник познакомился с поэтом в одном из ночных заведений Парижа и тогда не предполагал, что визит нового знакомого перевернет всю его жизнь раз и навсегда. Он вспоминает, что произвел неоднозначное первое впечатление на 35-летнюю гостью: «Она призналась, что приняла меня за противного и невыносимого типа из-за моих лакированных волос, которые придавали мне вид профессионального танцора аргентинского танго… У себя в комнате я всегда ходил нагишом, но, если надо было отправиться в селение, целый час приводил себя в порядок. Я носил безукоризненно белые брюки, фантастические сандалеты, шелковые рубашки, колье из фальшивого жемчуга и браслет на запястье».

Сальвадор Дали и Гала
Но все решил один немаловажный фактор: Гала имела безупречное чутье, позволившее определить в этом странном «типе» потенциал, который мог бы осуществить все её амбиции: «Я сразу поняла, что он — гений», — вспоминала она. «Она стала рассматривать меня как гения, — вторит ей Дали. — Полусумасшедшего, но обладающего большой духовной силой. И чего-то ждала — воплощения ее собственных мифов. Считала, что я, может быть, смогу стать этим воплощением».
Сальвадор Дали Портрет Поля Элюара, 1929

С тех пор они больше не расставались. Прогуливались вместе по окрестностям Кадакеса, все больше проникаясь друг другом. Гала вмиг приняла решение отречься и от мужа, и от дочери, а Дали не придумал ничего лучше, как написать портрет Поля Элюара в качестве возмещения морального ущерба: «Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз».

«Мадонна Порт-Льигата»

Начало совместной жизни было настоящим испытанием для пары. Дали еще не был высокооплачиваемым художником, своих доходов у Галы не было. Ко всему прочему прибавился скандал с одной из картин, где Дали оставил надпись о том, что «иногда он с наслаждением плюет на портрет моей матери», после чего его отец на полтора десятка лет разорвал все контакты с сыном и лишил его содержания.

Гала, Мадонна Порт-Льигата Сальвадор Дали 1950

Гнев родителя зашел настолько далеко, что тот объявил об отречении от своего сына во всеуслышание и призвал всех жителей Кадакеса и Фигераса также бойкотировать Дали. Многие действительно последовали призыву уважаемого в округе нотариуса и отказывали Сальвадору в крове и аренде жилья. Нашлась лишь одна вдова рыбака, некая Лидия Сабана де Коста, которая знала его с самого детства и всегда верила в его талант. Она за бесценок продала паре лачугу на отшибе недалеко от Кадакеса, в Порт-Льигате, где хранились рыболовные снасти. Там Сальвадор и Гала обустроили свой рай в шалаше.

Комната площадью 16 квадратных метров была одновременно гостиной, спальней и студией. Обедом им иногда служил один фрукт на двоих. Это время, проведенное с Дали почти в нищете, не вписывается в образ Галы как алчной и корыстной женщины, ведь ее прежний быт в хороших парижских апартаментах с Полем Элюаром был куда более благоустроенным. Но те, кто хочет видеть в ней только холодный расчет, все равно спишут этот эпизод на дар предвидения скорого богатства с многообещающим художником.

Сальвадор Дали Обнаженная Гала смотрит в невидимое зеркало, 1960

Чтобы продать несколько картин и выручить немного денег на ремонт ветхого жилища, они отправляются в Париж, где Элюар предоставляет им одну из своих квартир. Дали продолжает писать, а Гала с утра до вечера обивает пороги всех столичных галерей с папкой рисунков, предлагая приобрести его работы. Возвращаясь домой, она ведет домашнее хозяйство, полностью взяв на себя все заботы.

По воспоминаниям одного из их посетителей, образ жизни этой пары тогда не отличался особой эксцентричностью — на тот момент они просто не могли себе этого позволить: «Гала считала каждый сантим и всегда разыскивала самые дешевые продукты. Супружеская чета умела ладить со всеми на свете. У Дали были обворожительные манеры, он был прекрасно воспитан, Гала тоже. Без нее он, может быть, и позволял бы себе какие-нибудь выходки, но она понимала значимость встреч, цену человеческих отношений и всячески их поддерживала. За взаимоотношения с внешним миром отвечала Гала».

Сальвадор Дали и Гала

Главным успехом того времени стал договор о персональной выставке, которая состоится в июне 1931 года в галерее Пьера Коля. 24 работы, представленные публике, наконец принесли Дали первый успех у критиков и покупателей. Ключевым экспонатом мероприятия стала картина «Постоянство памяти». Художник отдает дань возлюбленной, сделавшей все возможное для этого успеха: теперь он подписывает холсты именем Гала-Дали.

«Галарина»

Постепенно финансовое положение пары налаживается. В 1934 году они предпринимают путешествие, которое окончательно закрепит и упрочит его — в США. Но перед этим они официально оформляют свои отношения. Гала пойдет на это лишь после того, как ее первый муж женится во второй раз, хотя Элюар сам неоднократно призывает ее к заключению брака с Дали. Ее бывший возлюбленный переживал, что в противном случае Гала останется ни с чем, если вдруг отношениям с художником придет конец либо же с ним случится несчастье.

Галарина Сальвадор Дали 1945

Во время первой поездки в Америку семейному тандему удалось привлечь немало внимания публики, которое очень хорошо конвертировалось в доллары. Правда, перед отъездом домой произошел скандал — случайно или преднамеренно — который навсегда присвоил Гале репутацию жестокой и циничной женщины.

На организованный супругами с большой помпой прощальный «Бал галлюцинаций» она явилась в наряде, который венчала кукла в виде мертвого ребенка на шляпке. Пресса углядела в этом намек на недавнее преступление: похищение и убийство сына Линдберга — первого авиатора, пересекшего Атлантику. Несмотря на все заверения Дали о том, что маскарадный костюм Галы имел отношение не к трагедии, а к психоаналитическим теориям его кумира Фрейда, публику, уверенную в злом намерении и жестокости его супруги, разубедить не удалось.

Портрет Гала с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече Сальвадор Дали 1933
Тем временем привязанность или, вернее сказать, одержимость Дали Галой только росла. Он считал ее причиной всего хорошего, что только с ним происходило, и не стеснялся в эпитетах: «Я сразу ощутил покой, равновесие, ощутил, что моя жизнь течет плавно и размеренно. Я могу сказать, что моей жене достаточно было одного взгляда, чтобы моя параноико-критическая активность упорядочилась… Все разрозненные, выпирающие, доминирующие элементы моей жизни обретали архитектурную форму».
Гала боготворит его не меньше. Когда во время Второй мировой войны ее дочери Сесиль пришлось продать несколько работ Дали, чтобы свести концы с концами, мать ей этого простить не смогла. Более того, из-за этого случая она лишит свою Сесиль наследства. А Дали напишет на одной из картин признание: «Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег».

«Портрет Галы против света»

Но ничто не вечно: в то время как слава художника и его финансовое состояние растут в геометрической прогрессии, отношения с Галой постепенно начинают портиться. Причиной этому становится физический износ его супруги — она стареет, и неспособность смириться с неумолимым ходом времени влияет на ее и без того сложный характер не лучшим образом.

Портрет Галы против света Сальвадор Дали 1965

В попытке ухватить ускользающую молодость за хвост Гала начинает лихорадочно менять молодых любовников, делать пластические операции, и на все эти недешевые удовольствия ей требуется все больше денег. Ходят слухи, что в приступах алчности она чуть ли не запирает Дали на замок, чтобы тот работал безвылазно. Но все было не так просто, ведь Дали тоже оценил вкус денег и зарабатывал их всеми доступными методами, включая не самые честные. Такие, как согласие ставить подпись на десятках тысяч пустых листов для изготовления литографий, которые уходили к жуликам по 40 долларов за экземпляр.

Но и в этом случае Дали и Гала все еще блестяще дополняли друг друга, судя по отзывам окружающих: «В коммерческих отношениях Дали был дьявольски хитрой бестией и вдобавок очень жесток, — писал Джон Ричардсон, директор нью-йоркской галереи Кнедлер. — Гала умела манипулировать им, а он в свою очередь манипулировал ею. В артистическом мире существует непреложная аксиома: творец представляется свободной личностью, человеком не от мира сего, зато жена у него практична донельзя, настоящий черт в юбке. Но Гала в самом деле была чертовкой. Она могла вас поколотить, если не получала того, чего хотела. А хотела она, как мне кажется, власти, денег и роскоши».

Сальвадор Дали и Гала

В 1969 году Дали решает выполнить давнишнее обещание и подарить жене целый замок. Так Гала становится обитательницей настоящего средневекового замка Пуболь, куда Дали имеет право приезжать только по предварительному письменному уведомлению. Но его нисколько не расстраивает этот факт. Напротив, он находит в нем некоторое мазохистское удовольствие — добиваться аудиенции своей королевы.

Франсуаза Арди и Сальвадор Дали, 1968 год.

В то время, как за художником присматривает юная французская модель Аманда Лир (Дали обожает смотреть, как она принимает ванну, но на этом их физический контакт заканчивается), Гала находит себе зазнобу за океаном. Ее новой долгоиграющей пассией становится подходящий по возрасту во внуки американец Джеф Фенхольдт — звезда бродвейского мюзикла «Иисус Христос — суперзвезда». Она приглашает его погостить в свой замок, и златокудрый юноша принимает предложение.

«Галатея сфер»

В начале 1980-х состояние здоровья обоих супругов стремительно ухудшается. Дали начинает страдать от депрессии и, по иронии судьбы, от приступов паранойи, которую он ранее ставил во главу своего «параноико-критического метода». Восьмидесятипятилетняя Гала все еще бредит воссоединением с покинувшим ее Фенхольтом и вымещает агрессию на художнике. Их ссоры доходят даже до драк с серьезными увечьями.

Галатея сфер Сальвадор Дали 1952

В 1982 году Гала получает перелом шейки бедра при падении и вскоре умирает от остановки сердца.

Дали все еще не готов расстаться с возлюбленной и поначалу отрицает ее уход. «Если Галы не будет, никто не сможет мне заменить ее, — утверждал он. — Она незаменима. Я останусь одиноким».

Сальвадор Дали и Гала

Составляя год спустя введение к каталогу ретроспективной выставки, Дали называет его «Божественная Гала» и по-прежнему превозносит усопшую супругу: «Любовь к ней пламенела во мне еще до рождения. В миг высочайшего напряжения этой любви произошла мутация, породившая своеобразие. Благодаря ей возник мой знаменитый параноико-критический метод, и критический разум стал с максимальной точностью отслеживать бредовые видения».

Последние годы жизни художник скоротает в башне Галатея в Фигерасе. Изначально это был исторический памятник 13 века, который после реставрации стал частью театра-музея Дали. Он переименовал башню в честь Галы, и при ее жизни лишь она могла дать согласие на посещение достопримечательности.

Дали, повернувшись спиною, пишет портрет Галы, повернувшейся спиною и увековеченной шестью виртуальными роговицами, временно отраженными в шести зеркалах Сальвадор Дали 1973

Художник предсказывал, что в день смерти «близнецов Дали и Галы» огромная статуя, символизирующая сумасбродную пару в их доме в Порт-Льигате, заплачет. В день, когда почил Дали, местные рыбаки следили за скульптурой. Но слез они так и не увидели.

homsk.com

Сальвадор Дали и Гала: знакомство, история отношений

Он – эксцентричный и гениальный до невероятности испанец, она – амбициозная, жаждущая стать музой непризнанного таланта и способствовать его становлению. Сальвадор Дали и Гала… Такие разные, сложившиеся в единое целое, нашедшие друг в друге истинную вторую половину. Многие их современники и теперешние романтики восторгаются историей великого живописца и русской женщины Елены Дьяконовой, более известной как Гала. Но так ли все было хорошо и чудесно и в период их знакомства и во время совместного проживания?

Гала Дали была старше своего знаменитого на весь мир супруга на 10 лет

Они расходились и сходились, разрывали брачные узы, чтобы соединиться вновь. Гала не была идеальной женой: даже в преклонном возрасте она привлекала молодых мужчин и заводила любовников. Дали знал и все прощал, ведь она была его Музой, его Градивой.

Сальвадор Дали и Гала

К слову сказать, имя «Гала» Елена Дьяконова получила вовсе не с подачи Дали, как многие считают. Ее родное имя Елена еще с детства казалось девочке татарских кровей каким-то слишком простым, не отражающим ее предначертание. Она предпочитала представляться всем Галой – кто-то считал это чудаковатой затеей, но мать поддержала свою дочь и звала ее Галиной вопреки желанию мужа.

Знакомство

Энергичная, знающая себе цену и верящая в то, что может стать спутницей жизни великого во всех отношениях человека Елена откровенно скучала в браке. Ее первый муж Поль Элюар был французским поэтом, тоже вроде бы человек не чуждый творческому направлению, но по словам Елены далекий от гениальности. Уровень не тот: да, Поль (урожденный Эжен Грендель) во многом благодаря ее стараниям стал известным, но приобретенная слава была его личным потолком. Брак, тем не менее, продлился более 10 лет с 1918 по 1929 год, в нем родилась дочь Сесиль, которая проживет почти 100 лет, до 2016 года.

Поль Элюар и Елена Дьяконова

Гала изменяла Полю и не слишком скрывала это. Он же молодой и восхищенный обладающей невероятной энергетикой супругой, закрывал на ее увлечения глаза. С эксцентричным Дали Поль Элюар сам предложил Гале встретиться. Богемные круги Парижа только и говорили, что о выходках харизматичного испанца, и упустить возможность более близкого знакомства с ним было бы непростительной глупостью. Вероятно, уже тогда блистающая на вечерах Гала знала, что встреча с Дали в его собственном доме станет судьбоносной.

Сальвадор с детства, как и Гала, считал себя человеком незаурядным, предназначенным для чего-то великого. Во все времена он старался привлечь внимание, подчеркнуть свою индивидуальность, выделиться из толпы. И в этом он весьма преуспел: Гала с первых минут не могла не заметить его одаренность и впоследствии сделала все, чтобы об эпатажном, страдающем комплексами и фобиями маэстро узнал весь мир.

Гала с первого дня знакомства стала для Сальвадора Дали аккумулятором энергии и, как сказали бы сейчас, менеджером и агентом

Детская мечта Дали

Сальвадор увидел выходящую из машины Галу и позабыл обо всем на свете. Еще в детстве ему подарили шикарную авторучку, на которой была изображена прекрасная дама в шубке в санях, а сверху на нее медленно падал пушистый снег. И вот эта дама явилась прямо в его дом.

Гала Элюар

Со стороны Галы любовь с первого взгляда, впрочем, как и со второго, и с третьего не случилась. Все, что она видела в этом странном человеке ‒ напомаженные волосы, придурковатые выходки и абсолютную несносность. Но длительные прогулки, обходительность и великолепные манеры живописца, желание угодить даме с авторучки сделали свое дело.

Закрутился роман, который был, вероятно, неизбежен. Необладающая сколько-нибудь выдающимися внешними данными своенравная и неукротимая Гала всегда была магнитом для мужчин, не раз обманутый муж Поль Элюар закрыл глаза и на этот очередной роман, ведь она была его музой. Однако отношения Галы и Дали затянулись, тяжелый для обоих Элюаров развод состоялся, опекуном Сесиль стала мать Поля. Позднее Элюар был женат еще дважды, так же как дважды Гала выходила замуж, и оба раза за Дали. До конца своей жизни Поль писал письма Гале, не теряя надежды на ее возвращение.

Фотографии из семейного архива Дали

Жизнь в браке

Первый брак Галы и Сальвадора был заключен в 1934 году, спустя пять лет после развода с Полем. Для Дали Елена Дьяконова стала единственной женой, любовь к которой он пронес через всю жизнь. Семь лет после смерти Галы в 1982 г. Дали по его словам не жил, а просто поддерживал существование.

Гала не позволила своему новому супругу ограничивать свой потенциал только живописью: он пробовал себя и в роли костюмера для театра и кино, работал над логотипами известных брендов

Что заставило Галу променять безмятежную, весьма стабильную и обеспеченную жизнь со всепрощающим мужем и маленькой дочерью на, что и говорить, не всегда адекватного человека? Возможно, именно в этом и видела Гала свое предназначение, ведь она стала ему не только супругой, но и матерью, и наставником, и моделью для большинства работ.

«Портрет Гала с двумя ягнятами, находящимися в равновесии на ее плече» 1934 г.

Их совместная жизнь закончилась странно, но не был ли странен и сам их брак? Слава Дали росла, а отношения между супругами портились. В конце жизни стареющая и меняющая молодых любовников Гала переехала в подаренный ей Дали настоящий средневековый замок Пуболь, запретив супругу посещать ее без предварительного письменного разрешения. Там она скончалась от остановки сердца и там же была похоронена.

Одержимый Галой Сальвадор проживет еще семь лет после ее смерти, страдая от приступов депрессии и паранойи. В его жизни появится юная французская модель Аманда Лир, отношения Дали с которой будут представлять странную смесь романа и дружбы. Последние годы жизни великий Дали проведет в Фигересе, отрицая уход «Божественной Галы».

Дали и его муза

В заключение предлагаем посмотреть видео, из которого вы подробнее узнаете об истории любви Дали и его музы:

sunmag.me

Такая любовь бывает раз в никогда! История отношений гениального Дали и его музы Галы.

Самые крутые сюжеты не увидишь в сопливых романтических фильмах, ведь их подкидывает сама жизнь. Одной из таких любовных историй можно смело считать отношения Сальвадора Дали и его музы Галы (настоящее имя — Елена Дьяконова), которые продлились больше 50 лет.

Елена родилась в Казани, в юном возрасте отправилась в Швейцарию для лечения туберкулеза. Там она познакомилась с поэтом Полем  Элюаром, с которым у нее завязался молниеносный роман. Через год после свадьбы женщина родила дочь Сесиль.

Именно первый муж назвал ее Гала, что с французского переводится как «праздник». И это действительно было правдой: не обладая особыми внешними данными, она могла очаровать любого мужчину, с ней никогда не было скучно.

С художником Гала познакомилась, когда тот пригласил ее супруга погостить у него. Он произвел неизгладимое впечатление на женщину: «Она призналась, что приняла меня за противного и невыносимого типа из-за моих лакированных волос, которые придавали мне вид профессионального танцора аргентинского танго».

Женщина практически сразу оставила супруга и дочь. Первое время Гале, привыкшей жить в роскоши, пришлось мириться с бедственным положением Дали. Возлюбленная художника стала практически продюсером талантливого Сальвадора: она всячески рекламировала его, обивая пороги галерей.

В 1931 году Гала договорилась о персональной выставке, которая сделала Дали знаменитым. Постепенно их финансовое положение становится лучше, а в 1934-м они оформляют брак. Любовь художника росла с каждым днем, прожитым рядом с музой.

Никто не мог описать Галу лучше, чем делал это сам Сальвадор Дали: «Тело у нее было нежное, как у ребенка, линия плеч — почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного, энергичного торса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной».

Еще до замужества с Дали Гала заслужила плохую репутацию, поскольку меняла любовников как перчатки. В браке с сюрреалистом это не прекратилось, однако сам Сальвадор не был против, он считал, что так даже интереснее.

Со временем внешность Елены начала увядать, а без того сложный характер становился вовсе несносным. Гала заводила всё больше любовников, делала пластические операции, а это всё требовало немалых денег.

Но и это не заставило Дали распрощаться с ней: он начал больше зарабатывать любыми доступными методами. Директор нью-йоркской галереи Кнедлер рассказывал: «В коммерческих отношениях Дали был дьявольски хитрой бестией и вдобавок очень жесток. Гала умела манипулировать им, а он в свою очередь манипулировал ею».

В 1969 году художник решил подарить своей музе замок, а она приняла подарок с условием, что он может приходить туда только по письменному уведомлению. И снова ему такая привередливость была по душе!

На старости супруги стали ссориться всё чаще, дело даже доходило до драк. После ухода Галы Дали долгое время не мог прийти в себя. Художник пережил музу на долгих, мучительных для него 7 лет.

Кажется, Сальвадор и Гала — это просто два безумца, которым удалось найти друг друга в этом бренном мире. Сейчас таких удивительных историй любви не бывает! А ты знал, какую тайну обнаружили в малоизвестном доме Дали? Это же просто фантастика!

ofigenno.com

Сальвадор Дали и Гала

Новости

«Викимедиа РУ» подготовила рекомендации по «Открытому наследию»
В рамках проекта «Открытое наследие», выполняемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в 2018—2019 годах НП «Викимедиа РУ» совместно с Ассоциацией интернет-издателей проведено исследование причин, препятствующих публикации в открытом доступе культурного наследия России. Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.

 

 

Мнения

Сергей Васильев, facebook.com
Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский
Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Николай Подосокорский
Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Марат Гельман
Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin
Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev
Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне «ыыы». Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Михаил Эпштейн
Симпсихоз. Душа — госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз — совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми — на психическом, а не биологическом уровне.

Лев Симкин
Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов
Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс
Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Александр Головков
Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.

www.chaskor.ru

Дали и Гала. Великие истории любви. 100 рассказов о большом чувстве

Сальвадор Дали — испанский живописец, график, скульптор, режиссер, писатель. Он родился в мае 1904 года в городе Фигерасе в семье зажиточного нотариуса.

Дали был сообразительным, но заносчивым и неуправляемым ребенком. Многочисленные комплексы и фобии мешали ему включиться в обычную школьную жизнь, завести со сверстниками обычные связи дружбы и симпатии. Он придумал себе роль эпатажного и непослушного ребенка, странного, чудаковатого, всегда поступающего вопреки чужим мнениям.

В 1916 году он отправился на каникулы в небольшой город Кадакес, где познакомился с современным искусством. В 1921 году Сальвадор решил поступать в Академию Сан-Фернандо. Рисунок, представленный им как абитуриентом, был высоко оценен преподавателями, но не принят из-за малых размеров. Сальвадору дали три дня на изготовление нового рисунка. Однако юноша не спешил с работой, чем очень беспокоил своего отца, который и без того за долгие годы натерпелся его причуд. В конце концов юный Дали сообщил, что рисунок готов, но он даже меньше предыдущего, и это стало для отца ударом. Однако преподаватели в силу чрезвычайно высокого мастерства сделали исключение и приняли молодого эксцентрика в академию.

В 1922 году он переезжает в студенческое общежитие в Мадриде для одаренных молодых людей и начинает учебу. В те годы все отмечают его щегольство. В это время он знакомится с Луисом Буньюэлем, Федерико Гарсиа Лоркой, Педро Гарфиасом. С увлечением читает работы Фрейда.

Когда в 1926 году его выгнали из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям, он впервые едет в Париж, где знакомится с Пабло Пикассо. Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х создает ряд работ под влиянием Пикассо и Жоана Миро.

В сентябре 1929 года Дали жил в каталонском поселке Кадакес, что в нескольких километрах от Порт-Льигата. Он был известен своими странными картинами и пристрастием к философии Ницше. Ему 25 лет, но он все еще девственник и даже более того — панически боится женщин. Он производит впечатление молодого человека «с большими странностями», болезненно застенчивого: то засмеется невпопад, то заплачет, боясь в одиночку перейти улицу. Он очень худ, носит длинные, закрученные вверх усы, смазывает волосы бриолином, одевается в шелковые рубашки диких расцветок. Он пригласил к себе погостить художника Магрита с женой Жоржет и супругов Элюар. Когда поэт Элюар представил Сальвадору свою жену Галу, тот утратил самообладание, а вместе с ним и дар речи, забыл о рукопожатии и мог лишь хихикать да пританцовывать вокруг этой дамы.

По-настоящему ее звали Еленой Дьяконовой, она родилась в Казани. В 1913 году заболевшая туберкулезом Елена Дьяконова переезжает в Швейцарию, на курорт Клаваделе. И там она всем объявляет, что зовут ее Гала. На курорте Дьяконова знакомится с молодым поэтом Эженом Гренделем, который станет широко известным под псевдонимом Поль Элюар. Он с удовольствием читал ей свои стихи. Он скоропалительно женился на ней вопреки воле родителей, считавших брак с «какой-то русской девочкой» полнейшим мезальянсом. Но девочка обладала поистине фантастическим даром: у нее было чувство на талант. И неизвестно, узнал бы мир великого поэта Поля Элюара, если бы не его женитьба. Молодая жена придумала ему звучный псевдоним, вдохновила на цикл стихотворений и, поселившись в Париже, быстро обрела полезные связи в мире искусства. Через год у них родилась дочь Сесиль. Ее интересовала не только поэтическая слава, она хотела сделать своего мужа состоятельным, респектабельным человеком. Спустя некоторое время к огромной старинной кровати, единственному подарку родителей Поля на свадьбу, добавятся шикарный особняк, куча нарядов и драгоценностей. Гала могла позволить себе жить в свое удовольствие, ее украшениям из драгоценных камней завидовали многие парижские модницы.

Посещая какой-либо светский раут, Гала производила сенсацию. Элегантные наряды от Шанель, умение вести себя в обществе, непреодолимое очарование ставили ее на недосягаемый пьедестал. Вскоре у нее завязался роман с художником из Германии Максом Эрнстом. В то время в свете были популярны идеи свободной любви, и о поведении Гала и Макса муж узнал в числе первых.

Итак, ко времени первой встречи с Сальвадором Дали, Гала было 36 лет, а брак с Элюаром давно стал чистой формальностью.

Дали ей сначала показался «невыносимым» и «неприятным». Каталонец же, напротив, очень скоро стал глядеть на нее не отрываясь. Любовь поражает его, как удар молнии. Что же касается Гала, она сдержанна и холодна, более высокомерна, чем когда-либо, а поведение Дали ее, несомненно, раздражает, тем более, что она предпочитала в одежде стиль строгий и даже аскетичный, а не его шелковые рубашки немыслимых расцветок. Однако что-то подсказывает Гала, что у Дали великое будущее.

Однажды Дали и Гала отправились вдвоем на прогулку. Они забираются на скалы, идут вдоль маленьких бухточек туда, где Сальвадор чувствует себя счастливым и сильным; там он открывает для Гала свой мир — уголок Испании, где ему нравится жить. Дали внезапно набросился на нее и начал душить. «Что ты хочешь от меня, отвечай?! Что ты хочешь, чтобы я с тобой сделал?!» — исступленно кричал он, все туже сжимая пальцы на ее шее. «Взорвите меня», — неотрывно глядя в глаза, прохрипела ему в ответ женщина. И потрясенный Дали вдруг почувствовал, что он мужчина. «Тело Гала, — говорит ослепленный Дали, — мне казалось сделанным из божественной плоти цвета золотистого муската». И вот она под лучами солнца превратилась в глазах влюбленного Дали в королеву. Через два месяца он приезжает к ней в Париж. Гала приступает к главному делу своей жизни — созданию «бренда Дали». Благородный Элюар оставляет им свою квартиру, которую с большой любовью когда-то обставлял. У Гала появляются новые заботы: где взять деньги на еду, кино, холсты и краски? Она без особого успеха пытается продать работы Дали. А вечером Гала занимается хозяйством и кухней, не забывая подбадривать Сальвадора, чтобы он продолжал писать картины. В Париже Дали живет как в изгнании. Гала — его опора, без нее он никогда не осмелился бы ходить по враждебным улицам: «Гала, дай мне руку. Я боюсь упасть». Но именно в Париже о них начнут говорить. Она внушила ему, что он гений. «Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть, мой мальчик», — говорила Гала. И он, как ребенок, верил каждому ее слову.

У художника начался период огромного творческого подъема, он писал картины, не отдыхая, но не чувствуя особого физического или нервного утомления. Он писал легко — как дышал. И картины его завораживали, меняли представления о мире. Свои картины он подписывал так — «Гала-Сальвадор Дали». Гала оградила Дали от всего, что мешало ему работать, взвалив на свои плечи и быт, и продюсерские функции. Она предлагала работы мужа галереям, уговаривала своих богатых приятелей — а среди них были такие знаменитости, как Стравинский, Дягилев, Хичкок, Дисней, Арагон — вкладывать деньги в творчество Дали. Результат не заставил себя долго ждать. К Сальвадору еще не пришла всемирная слава, а он уже получил чек на 29 тысяч франков за еще не написанную картину.

С этого момента супруги начинают буквально купаться в роскоши и не устают поражать публику эксцентрическими выходками. О Дали говорили, что он извращенец, болен шизофренией. И действительно, его длинные усы, выпученные глаза невольно наталкивают на мысль, что гениальность и сумасшествие идут рука об руку. Но эти слухи лишь забавляли влюбленных.

Гала часто позирует своему мужу — она присутствует на его картинах и в аллегории сна, и в образе Богоматери или Елены Прекрасной. Одну из работ Дали преподнес во время аудиенции папе римскому Пию XII. Периодически интерес к сюрреалистическим картинам Дали начинает затухать, и Гала выдумывает новые способы заставить богачей раскошелиться. Так Дали начал создавать оригинальные вещицы, и это принесло ему серьезный успех. «Далимания» повторилась с новой силой: богачи со всего мира принялись раскупать странные часы, слонов на длинных ногах и красные диваны в форме губ. Теперь художник был уверен в том, что точно знает, что же такое сюрреализм на самом деле. «Сюрреализм — это Я!» — говорил он.

Тридцатые годы — время, когда Дали всерьез заявляет о себе на весь мир. Добиваясь богатства, Дали, по его собственным словам, преследовал цель обрести как можно больше власти. Под воздействием жены он за хорошую плату берется за любую работу. Дали иллюстрирует книги и рисует костюмы и декорации к балетам. Он делает рекламу, украшает витрины больших магазинов, рисует новые модели платьев и украшений, предлагает свои услуги в качестве декоратора кинопродюсерам, пишет статьи для первых полос популярных изданий. Все это приносит немалый доход. Дали — самый верный мужчина в мире. Несмотря на то что художника окружают юные соблазнительные модели, позирующие ему чаще всего обнаженными, он остается верным Гала. Она становится главным персонажем полотен художника. Для знаменитой «Атомной Леды» — картины размером 61 на 45 сантиметров — Гала позировала в течение нескольких месяцев. В 1948 году Дали решают вернуться в Испанию. Разбогатев, они расширяют и перестраивают свои владения в Каталонии. Но в округе их дом будут по-прежнему называть Casa Dali. До конца пятидесятых годов супруги лишь изредка принимали избранных гостей — потенциальных клиентов, приехавших посмотреть, как работает мастер в своем ателье.

После 70-ти Гала начала безудержно стареть. Пришла очередь пластических операций, новомодных витаминов, бесконечных диет и молодых любовников в большом количестве. Желая отдохнуть, она совершает длительные поездки на средиземноморские курорты или в крупные города. Большие деньги позволяют ей менять молодых любовников как перчатки. Дали придерживался «легенды»: «Я разрешаю Гала иметь столько любовников, сколько ей хочется. Я даже поощряю ее, потому что меня это возбуждает».

Осенью 1965 года художник познакомился с очаровательной Амандой Лир. Она находит в нем очаровательного собеседника, забавного и интересного, ее покоряют ум и фантазия Дали. В течение десяти лет Аманда большую часть своего времени будет проводить в компании Сальвадора Дали. Она позирует обнаженной для картин художника, которые называются «Анжелика и Дракон», «Святой Георгий». Вместе с ней Дали появляется в 1974 году на открытии своего музея в Фигерасе. Гала не стала менее внимательной и заботливой по отношению к своему «маленькому Дали». Когда он болеет, она ухаживает за ним; когда он совершает ошибки, она старается их исправить. Сначала Гала очень недоверчиво относилась к Аманде Лир, но вскоре поняла, что девушка оказывает благотворное влияние на Дали. С Амандой он вновь улыбается, к нему возвращается желание рисовать и работать. Гала же устала и готовится к отъезду. Своего «маленького Дали» эта удивительная женщина оставляет на попечение Аманды Лир, которую считает своей преемницей.

Несмотря ни на что, Гала остается для Дали божеством. Он купил ей средневековый замок — Пуболь, где она наслаждалась последними радостными днями со своими юношами. Сальвадор не мог посещать замок без предварительного письменного разрешения своей жены. Она сломала шейку бедра, альфонсы, конечно же, бросили свою госпожу, и она осталась в одиночестве. Гала умерла в клинике в 1982 году. 10 июня, во второй половине дня Дали, отдыхавший в своей комнате, вдруг громко закричал. Гала умерла.

Сальвадор знал о желании Гала быть похороненной в Пуболе, однако один из испанских законов запрещал перевозить тела погибших без специального разрешения властей. Сальвадор Дали надел на покойную жену ее самое красивое алое шелковое платье, большие солнцезащитные очки и, усадив как живую на заднее сиденье «Кадиллака», повез к месту последнего приюта — в их семейный склеп в Пуболе. Забальзамированное тело Гала положили в гроб с прозрачной крышкой и тихо похоронили. Дали не пришел на погребение, а лишь несколько часов спустя заглянул в склеп, чтобы произнести всего одну фразу: «Видишь, я не плачу»…

Через месяц после смерти Гала король Хуан Карлос наградил Дали большим крестом Карла III и пожаловал ему титул маркиза де Пуболя. Сальвадор гордился именем, сближающим его с Гала.

С уходом Гала странности художника стали проявляться еще сильнее. Он навсегда оставил холст и кисти и мог целыми днями ничего не есть. Если его пытались уговорить, развлечь беседой, Дали становился агрессивен. Казалось, он утратил дар членораздельной речи — мычание художника никто не мог понять. Теперь уже все были уверены в том, что безумие полностью овладело сознанием гения.

Без своей музы Дали прожил еще семь лет. Забальзамированное тело Сальвадора Дали, одетое в белую тунику, выставили под «геодезическим куполом» в фамильном склепе подле Гала. Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди. Тело Дали замуровано в пол в одной из комнат театра-музея Дали в городе Фигерас.

Свое состояние и работы художник завещал Испании. 

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Сальвадор Дали и Гала | Великие истории любви

Великие истории любви 11 июля 2018, в 12:49

Об истории любви великого испанского художника-сюрреалиста Сальвадора Дали и его жены Елены Дьяконовой, больше известной под именем Гала, можно написать не один захватывающий роман. Однако в рамках этой книги попробуем рассказать ее кратко.

Сальвадор Дали

Елену Дьяконову никто не назвал бы писаной красавицей, однако было в этой женщине нечто такое, что заставляло бросаться к ее ногам художников, поэтов и вообще людей того круга, который принято называть богемой.

Родилась Леночка в Казани в 1894 году. Рано овдовев, мать девочки вскоре снова вышла замуж, и вся семья переехала в Москву. Здесь Лена Дьяконова училась в одной гимназии с сестрой будущей прославленной русской поэтессы Марины Цветаевой, Анастасией. Сама Анастасия также не чуждалась литературного поприща; вот составленный ею словесный портрет Галы той поры: «В полупустой классной комнате на парте сидит тоненькая длинноногая девочка в коротком платье. Это Елена Дьяконова. Узкое лицо, русая коса с завитком на конце. Необычные глаза: карие, узкие, чуть по-китайски поставленные. Темные густые ресницы такой длины, что на них, как утверждали потом подруги, можно рядом положить две спички. В лице упрямство и та степень застенчивости, которая делает движения резкими».

Болезненная хрупкость Леночки Дьяконовой, похожей на маленькую певчую птичку, происходила от слабых легких. В 1912 году ее отправили лечиться в Швейцарию – тогдашнюю Мекку туберкулезных больных. Именно там, в санатории «Клавадель», «русская птичка» и знакомится со своим первым любовником – молодым французским поэтом Эженом-Эмилем-Полем Гренделем.

Больные легкие были только у Елены, а вот Поля его отец, богатый торговец недвижимостью, отправил в швейцарские Альпы, для того чтобы сын излечился от… поэзии! О, то была тяжкая болезнь, совершенно несовместимая с представлениями Гренделя-старшего о приличной жизни! К сожалению богатого папаши, альпийский воздух подействовал на Поля чудотворным, но самым непредсказуемым образом: сын не только не выздоровел, но стал самым настоящим поэтом, прославившимся под псевдонимом Поль Элюар.

Леночка распрощалась со своей болезнью навсегда, но подцепила другую, не менее опасную хворь – она влюбилась. Любовь оказалась взаимной. Поль души не чаял в новой подружке. Именно в то время она и обрела свое второе имя – Гала, с ударением на последнем слоге. По-французски Гала значило «оживленная, веселая» – и так оно и было. У Галы был легкий характер, и влюбленным было хорошо вместе. Настолько хорошо, что они решили завершить свою связь браком. Но прежде жениху и невесте пришлось расстаться – Поль уехал во Францию, а Гала вернулась в Россию. Письма, полные признаний в любви и той замечательной легкости, которая так хорошо характеризовала наступивший век автомобилей, отказа от корсетов и длинных платьев, а заодно и от надоевшей миру мещанской морали, неслись от страны к стране стремительно, как почтовые голуби.

«Мой дорогой возлюбленный, душенька моя, мой дорогой мальчик! – писала Элюару Гала. – Мне не хватает тебя, как чего-то незаменимого». Она, которая была всего лишь немного старше, обращалась к Полю как к маленькому мальчику. В ней всегда было сильно именно материнское начало, стремление оберегать, наставлять, держать за руку… быть прежде всего матерью, а уж потом – любовницей.

В 1916 году Гала, не выдержав более разлуки, отправилась в Париж. Ей было уже двадцать два, но жених до сих пор не надел ей обручальное кольцо. Впрочем, у него были на то серьезные причины: Поль служил в армии. Русская девушка с по-французски звучавшим именем добилась своего – свадьба все-таки состоялась. В начале февраля 1917-го влюбленные обвенчались.

Поль Элюар превратил скромную русскую девицу, сидевшую у окна с книгами Толстого и Достоевского, в настоящую женщину-вамп, разбивательницу сердец и музу, роковую, знающую себе цену дочь парижской богемы.

Несмотря на то что через год у пары родилась дочь Сесиль, обожаемая обоими родителями, Элюар и Гала в конце концов расстались. Возможно, дело было в том, что, несмотря на всю поэтичность натуры, Поль требовал от своей жены вести домашнее хозяйство? Сама же Гала без обиняков признавалась: «Я никогда не буду просто домохозяйкой. Я буду много читать, очень много. Я буду делать все, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не переутруждает. Я буду, как кокотка, сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями!»

Полю не сиделось на месте, а постоянные переезды утомляли жену. Гала желала быть равнозначной единицей, а не просто музой и супругой поэта. В довершение всего Поль приобрел привычку показывать всем и каждому снимки обнаженной жены. Результаты не заставили себя ждать: Галу стали считать доступной, а то, что поэты, как и художники, смотрят на мир совершенно другими глазами, обыватели просто сбрасывали со счетов.

Поль и Гала постоянно ссорились и бурно выясняли отношения, частенько вынося свои скандалы на люди. И если Элюар находил утешение и разрядку в стихах, то его жене для этого вскоре потребовалось дружеское плечо. Образовался любовный треугольник: Поль Элюар – Гала – художник Макс Эрнст. Свободная любовь тогда была в моде, и Гала не чувствовала себя виноватой. Более того, она уже ощутила на своих губах привкус той вольной жизни, к которой всегда стремилась.

Летом 1935 года Элюар с женой, которой уже исполнилось тридцать пять, и одиннадцатилетней дочерью отправились на отдых в Испанию, в небольшую деревушку Кадакес. Там их с нетерпением ожидал молодой испанский художник Сальвадор Дали, с которым Поль познакомился в парижском ночном клубе. Семья ехала в испанскую глушь отдохнуть от шума столицы, и всю дорогу Поль с восторгом рассказывал жене о ломающем классические каноны живописи творчестве молодого испанца, о его эпатажном фильме «Андалузский пес», о странностях характера и красоте… Гала, утомленная поездкой, слушала вполуха. Позже она в разговоре с друзьями заметила: «Он не переставал восхищаться своим милым Сальвадором, словно нарочно толкал меня в его объятия, хотя я его даже не видела!»

Молодой и действительно чрезвычайно талантливый испанец, которому на тот момент исполнилось всего двадцать пять, волновался перед встречей с поэтом, а особенно – с той самой знаменитой Галой. Он был настолько наслышан о ней, что решил предстать перед незнакомкой, прибывшей из Парижа, в самом экстравагантном виде. Сальвадор выбрил подмышки и выкрасил их в синий цвет, а свою шелковую рубашку распустил на длинные полосы. Чтобы поразить не только зрение, но и обоняние, он натер тело смесью рыбьего клея, лаванды и козьего помета. За ухо герой дня воткнул красную герань, цветы которой в изобилии росли возле его маленького домика, и, с удовлетворением посмотревшись в зеркало, уже собирался выйти к гостям. Нечего и говорить, что эффект от такого появления превзошел бы все ожидания!

Однако, выглянув в окно, он внезапно заметил Галу. Элегантная парижанка показалась ему верхом совершенства: лицо ее было словно выточено резцом скульптора, а худощавое тело было не телом взрослой женщины – оно принадлежало молодой девушке… Не зря Элюар писал ему о ягодицах своей жены: «Они удобно лежат у меня в руках!» Посмотрев на собственные руки, выпачканные козьим пометом, Дали ринулся в ванную. Смыть рыбий клей, а особенно синюю краску, оказалось делом нелегким, но зато теперь он мог выйти к гостям с чистыми и блестящими волосами – и с бурей в душе…

Едва взяв в свои руки узкую прохладную ладонь Галы, Дали понял, что вот она – единственная любовь всей его жизни, женщина, которую он искал и которой могло не существовать вовсе… Однако же она существовала: дышала, улыбалась и смотрела на него во все глаза. Потому что от потрясения на Сальвадора напал приступ истерического хохота!

Гала сразу поняла, что Дали не просто талантлив – он гениален. Рядом с этим гигантом, который, когда его исключили из группы сюрреалистов, заявил: «Сюрреализм – это я!», ее собственный муж казался просто мальчишкой, а не видавшим виды парижанином, известным поэтом… Любовь сразила наповал не только Сальвадора – она прострелила навылет их обоих. И поэтому Елена-Гала почти сразу и безоговорочно покинула Поля. Любовная лихорадка, которой она заболела, была так сильна, что она оставила не только супруга, но даже дочь!

Элюару, который явно был лишним здесь, где эти двое – его бывший друг и его уже бывшая жена – не сводили друг с друга глаз, оставалось только собрать чемоданы и уехать. Дали отнюдь не был монстром, которым он так часто любил себя выставлять и которым его нередко рисуют биографы, он также не был лишен понятий о чести, достоинстве и дружбе. Может быть, поэтому на прощание он подарил Элюару его собственный портрет? Сам Дали скажет об этом так: «Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз».

Несмотря на внешний эпатаж, Гала наверняка чувствовала себя неловко перед бывшим мужем и перед дочерью, которая уж никак не могла стать для нее «бывшей». Поэтому обвенчались они с Сальвадором лишь после смерти Элюара, через двадцать девять лет после своей первой встречи. До этого Гала и Сальвадор, хоть и зарегистрировали светский брак, вели достаточно вольный образ жизни. Вернее, вела богемную жизнь лишь Гала, которую второй муж к этому даже поощрял. У нее не переводились любовники, как правило, намного моложе ее – словом, это был странный брак во всех отношениях. Но на самом деле это был даже и не брак – это был творческий союз!

Им было хорошо вместе – и в постели, и вне ее. Как ни странно, в быту эти, такие непохожие во всем люди, также оказались гармоничной парой. Гала стала для непрактичного Дали всем: матерью, нянькой, секретарем, психоаналитиком… Странности Дали проявлялись не только в живописи или экстравагантных выходках – он действительно не переносил и боялся многого: ездить в лифтах, присутствия детей, животных, особенно различных насекомых. Кузнечики и замкнутые пространства вызывали у него приступы паники.

Дали был великим художником, но не слишком удачливым коммерсантом. Именно Гала уговорила его писать более понятные для зрителя картины, она искала для них покупателей и внимательно просматривала договоры, прежде чем ее муж ставил на них свою подпись. Сама Гала вспоминала об этом так: «Утром Сальвадор совершает ошибки, а во второй половине дня я их исправляю, разрывая легкомысленно подписанные им договоры».

Позже, когда имя Дали уже гремело, Гала станет еще и талантливым менеджером при муже, превратит его имя в ходовой товар. Когда стопорилась продажа картин, она заставляла мужа сниматься в рекламе, придумывать логотипы компаний, оформлять витрины магазинов, заниматься дизайном бытовых вещей, таких как пепельницы или чашки. Некоторые говорят, что Гала давила на Дали, но, возможно, она, постоянно предлагая мужу заниматься все новыми видами творчества, вынуждала его расти.

Эта звездная пара очень любила сниматься. Сохранился огромный фотоархив портретов Дали с женой. Они жили на редкость дружно, несмотря на то что у Галы постоянно были любовники. Однако, заключая брак, они оговорили и эту деталь. Жене гения не возбранялось иметь свою личную жизнь, – а она всегда была охоча до плотских утех. И если в молодые годы она брала у любовников что-либо на память: украшения, картины, книги, то, постарев, уже сама приплачивала им…

В 1964 году жене Дали исполнилось семьдесят, она уже носила парик и подумывала о пластической операции – потому что в этом возрасте ей хотелось любви как никогда! Гала пыталась соблазнить буквально каждого, кто появлялся на ее пути. «Сальвадору все равно, у каждого из нас – своя жизнь», – убеждала она друзей мужа или же его поклонников, затаскивая их в постель.

Среди многочисленных любовников Галы оказался и Джефф Фенхольт – исполнитель одной из главных ролей в рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда». Эта связь разбила брак певца, и жена, только что родившая ребенка, ушла от него. Должно быть, Гала чувствовала себя виноватой: она подарила певцу роскошный дом на Лонг-Айленде и в дальнейшем помогала ему продвинуться. Это была последняя громкая связь Галы – дальше пошли годы, омраченные старческими болезнями, дряхлостью, неминуемым распадом организма…

Умерла муза великого художника в возрасте восьмидесяти восьми лет. Сам Дали не пошел на ее похороны, не он озаботился памятником для любимой, потому что настоящим монументом истории их любви и творческого союза остались его многочисленные полотна, где чаще других встречались ее лицо и тело.

Автор: Сальвадор Дали и Гала

lyudi.org

История любви: Гала и Сальвадор Дали

Накануне дня святого Валентина мы решили вспомнить красивые истории любви.

Она: дочь русского провинциального чиновника, дама из парижского бомонда

Он: испанский художник

Счастливые часов не наблюдают…

В сентябре 1929 года начинающий художник Дали, человек, в глазах окружающих, «с большими странностями», пригласил погостить французского поэта Поля Элюара. Тот приехал в каталонский курортный поселок Кадакес не один, а с женой. Ее звали Елена Дьяконова, но все знали уроженку Казани и законодательницу вкусов парижского бомонда под блистательным именем Гала – в переводе с французского оно означает «праздник». Встреча 25-летнего эпатажного живописца и 35-летней светской кокетки стала судьбоносной, оба в воспоминаниях признавались, что любовь сразила их одновременно, как удар молнии. Отношения Галы, Поля и Сальвадора превратились в любовный треугольник, которым правила «роковая славянка». В 1932-м Гала получила развод, оставив бывшему мужу дочь-подростка, а в 1934-м стала женой Дали. В 1958 году муза и художник скрепили светский брак венчанием в церкви.

Гала была для супруга не только музой-вдохновительницей, первой и единственной любимой женщиной, но и натурщицей, сиделкой и нянькой, а также, выражаясь современными реалиями, коммерческим директором и пиар-агентом. Она организовывала выставки и вела переговоры с покупателями картин, искала заказы, приводила в порядок студию-мастерскую, поддерживала экстравагантный имидж мужа и неустанно придумывала поводы, чтобы привлечь к его творчеству внимание прессы и богатых коллекционеров, следила за здоровьем гения. Без заботы жены он мог забыть даже о необходимости поесть, принять душ или одеться по погоде. Именно с подачи Галы Сальвадор известен не только как живописец-сюрреалист, но и как дизайнер мебели, предметов интерьера, сценических костюмов и декораций, украшений и логотипов, режиссер короткометражных фильмов и актер рекламы. Она побуждала его пробовать силы на том или ином новом поприще, и всякий раз дела Дали складывались так, что ему сопутствовали финансовый успех и возможность полного творческого самовыражения, за что бы он ни брался.

Галы не стало в 1982-м. Дали пережил ее на семь лет, но это было время, наполненное физическим недомоганием и глубокой депрессией с постепенной потерей рассудка. Без своей музы и ангела-хранителя гений не создал ничего равного по художественной ценности его прежним полотнам. Детей у пары не было.

Формула любви

Галу и сегодня иногда представляют удачливой хищницей, которая купалась в роскоши до конца своих дней, пользуясь тем, что в жизненных вопросах ее гениальный муж был неопытнее ребенка. Однако такая оценка несправедлива: да, эта женщина была амбициозна и еще в молодости пообещала себе, как Скарлетт О’Хара, что бедность и удел домохозяйки минуют ее. Но у нее был уникальный дар инвестирования своей женской энергии в по-настоящему талантливых мужчин. В отношениях с французским поэтом Полем Элюаром, немецким живописцем Максом Эрнстом происходило то же самое, что позже явило миру феномен Дали: мужчины Галы становились более знаменитыми, обеспеченными, уверенными в собственных творческих силах.

Единственное, с чем она не могла справиться, – это возраст. Стареть на глазах любимого Гала не хотела, и в 1968-м он купил ей замок в каталонском местечке Пуболь. Здесь муза Сальвадора Дали прожила до самой смерти, принимая мужа только тогда, когда ей этого хотелось (он не имел права приезжать без письменного приглашения Галы).

Ювелирным символом любви Галы и Дали можно считать драгоценную композицию «Королевское сердце». Она создана художником в 1953 году по просьбе его второй половины из золота, рубинов, бриллиантов и изумрудов. Центр «валентинки» движется благодаря особому механизму, создавая иллюзию биения живого сердца. Ныне это творение можно увидеть в Театре-музее Дали в испанском Фигерасе.

Цитата для валентинки

Я люблю Галу больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег

sunmag.me