Гала и дали разница в возрасте: Не была красавицей, была старше на 10 лет и имела гуляющую натуру. За что Сальвадор Дали полюбил русскую эмигрантку

Сюрреалистическая встреча Дали и Фрейда состоялась вновь на выставке в Вене

ВыставкиВена Австрия

Луис Бунюэль. Сальвадор Дали. 1929.

Фото: © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí/Bildrecht, Vienna 2022

№99

Материал из газеты

Проект в Нижнем Бельведере «Дали — Фрейд. Одержимость» рассказывает историю встречи художника и изобретателя психоанализа, произошедшую 19 июля 1938 года в Лондоне, за год до начала Второй мировой войны, и сильно повлиявшую на творчество сюрреалиста

Мартин Бейли

29.03.2022

Отнюдь не удивительно, что встреча испанского художника Сальвадора Дали и австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда стала выдающимся событием. Она произошла в Лондоне 19 июля 1938 года — за год до того, как в Европе разразилась война. Этой встрече мастера-сюрреалиста и изобретателя психоанализа посвящена выставка в Нижнем Бельведере в Вене.

Директор музея Стелла Роллинг отмечает, что их разделяли «не только разница в возрасте в 48 лет и языковой барьер, но и диаметрально противоположные взгляды на искусство». Зато оба питали «глубокий интерес к человеческой психике, ее глубинам и тайнам».

В юности Дали читал «Толкование сновидений», и Фрейд, наряду с Пабло Пикассо, был для него своего рода фигурой отца. Он долгое время мечтал познакомиться с великим австрийским психиатром.

Фрейд бежал из Вены после захвата Австрии нацистами в 1938 году и поселился в Примроуз-Хилл на севере Лондона. Дали узнал о его спешном отъезде, когда ужинал улитками. Рассказывают, что он прокричал на весь ресторан: «Череп Фрейда — улитка!»

Сальвадор Дали. «Портрет Зигмунда Фрейда». 1938. Музей Фрейда в Лондоне.

Фото: Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí/Bildrecht, Vienna 2022

Прибыв в Лондон из Парижа, Дали договорился о встрече с великим ученым через своего покровителя (и, возможно, любовника) Эдварда Джеймса и австрийского писателя Стефана Цвейга, также покинувшего родину с приходом к власти нацистов. Подъехав к лондонскому особняку Фрейда, художник заметил во дворе велосипед. На седле лежала грелка, а на ней сидела живая улитка.

Дали привез с собой одну из недавно написанных картин, «Метаморфозы Нарцисса» (1937), чтобы показать ее психоаналитику. Во время этой долгожданной встречи они общались на французском и обнаружили, что им практически нечего сказать друг другу. Позднее художник вспоминал: «Вопреки моим надеждам, говорили мы мало, но буквально пожирали друг друга глазами». Он сосредоточился на создании портрета Фрейда с черепом в форме улитки.

Сальвадор Дали. «Метаморфозы Нарцисса». 1937.

Фото: © Salvador Dali, Gala-Salvador Dali Foundation/DACS, London 2022

Эдвард Джеймс, также присутствовавший на встрече, вспоминал, что для него она стала «очень трогательным опытом». Восьмидесятидвухлетний Фрейд был «восхитителен» и «полон жизни, хотя время от времени и терял нить разговора из-за того, что в последнее время стал несколько туг на ухо». Что же касается Дали, то он выглядел «очень вдохновленным, его глаза буквально сияли, когда он делал набросок к портрету изобретателя психоанализа». Этот рисунок из коллекции лондонского Музея Фрейда представлен на выставке в Бельведере.

Пока Дали был поглощен рисованием, Фрейд шепнул Джеймсу: «Этот мальчик похож на фанатика. Если они все так выглядят, то нет ничего удивительного в том, что в Испании идет гражданская война». А увидев «Метаморфозы Нарцисса», отметил, что было бы «очень интересно проанализировать, что привело к созданию такой картины». К сожалению, это полотно, входящее в собрание Тейт Модерн, не удалось включить в венскую выставку, поскольку сейчас оно находится в Музее Мунка в Осло на выставке, посвященной связям между сюрреализмом и символизмом («Дикий взгляд», до 8 мая).

Вид экспозиции «Дали — Фрейд. Одержимость».

Фото: Johannes Stoll/Belvedere, Vienna/Margula Architects

Тем не менее организаторам удалось привезти в Бельведер отличную подборку из 20 картин Сальвадора Дали, в том числе «Мрачную игру» (1929) и «Лебедей, отраженных в слонах» (1937). В экспозиции также представлены графические работы и документальные материалы, рассказывающие об обстоятельствах, связанных с легендарной встречей двух великих людей ХХ века.  

Нижний Бельведер
«Дали — Фрейд. Одержимость»
До 29 мая

Подписаться на новости

Сальвадор Дали

Открытое письмо сотрудников Третьяковки Зельфире Трегуловой

Мы получили письмо сотрудников Третьяковской галереи со словами благодарности теперь уже бывшему директору и решили откликнуться на просьбу его опубликовать

15.02.2023

Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина

Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею

22. 02.2023

Найдены археологические свидетельства восстания, упомянутого на Розеттском камне

Во время раскопок холма Тель-эль-Тимай на севере Египта обнаружили следы подавленного восстания против династии Птолемеев

07.02.2023

Новым директором Третьяковской галереи назначена Елена Проничева

Зельфира Трегулова, возглавлявшая главный музей национального искусства восемь лет, покидает должность в связи с истечением срока трудового договора

09.02.2023

Две семьи Шаляпина под одной крышей в Москве

К 150-летию певца два его мемориальных музея, московский и петербургский, открыли выставку «Шаляпин. Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву», где в том числе можно видеть картины знаменитых русских художников из коллекции артиста и его скульптуру

15.02.2023

Объявлен лонг-лист ХI Премии The Art Newspaper Russia

Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2022 год в пяти категориях: музей, выставка, реставрация, книга, личный вклад. Знакомьтесь с ее лонг-листом, а также с лауреатами специального приза

13.02.2023

Покровителем Вермеера оказалась женщина

Билеты на большую выставку Яна Вермеера, которая работает до 4 июня в Рейксмузеуме, раскуплены. А в каталоге опубликовано исследование, согласно которому покровителем художника была женщина

14.02.2023

Читать онлайн «Жизнь, придуманная ею самой», Гала Дали – Литрес

© ООО «Яуза-пресс», 2017

* * *

Предисловие. Вся ее жизнь – мистификация

Вся.

Скупые строчки официальной биографии справедливы лишь в том, что Елена Ивановна (Дмитриевна) Дьяконова училась в московской гимназии (с сестрами Цветаевыми), лечилась в швейцарском Клаваделе и была супругой Поля Элюара и Сальвадора Дали (в первом браке родила дочь, которой интересовалась крайне мало).

Все остальное от имени до отношений с теми, чьей Музой была Елена Дьяконова – Гала Дали, – вполне может оказаться выдумкой.

Два величайших мистификатора XX века – Сальвадор и Гала Дали жили в придуманном ими мире, и где граница этого мира и действительности, понять невозможно.

Ее имя переиначили с Гали на Галу, словно подчеркивая, что она праздник («гала» по-французски означает «праздник»), но праздником Гала Элюар, как и Гала Дали, не была, скорее наоборот.

В жизни Галы намешано столько всякого, что разобраться трудно.

Елена Дьяконова, по ее словам, родилась в Казани в 1894 году, но исследователи не смогли найти там документы, свидетельствующие о семье Дьяконовых. Мало того, в доме, на который указала Гала, родился и вырос писатель Василий Аксенов, история этого дома хорошо известна, и в нем Дьяконовы никогда не жили.

И братья ее не учились в указанное время в казанских гимназиях. И отец Иван Дьяконов не числился служащим Министерства сельского хозяйства, как утверждала Гала.

Ничто из предоставленных ею сведений о жизни до Москвы не подтвердилось.

Зачем Гала солгала? Возможно, из опасений доставить неприятности своей семье. Но возможно, просто не желая открывать правду о своем происхождении. Почему-то это было для нее важно.

Она покинула Россию навсегда в 1916 году, чтобы стать женой Эжена Гренделя – будущего Поля Элюара. По некоторым сведениям, однажды бывала в Москве и Ленинграде, но родные воспоминания об этом визите почему-то не сохранили.

Гала дружила с сестрами Цветаевыми, практически создала Поля Элюара, заставив того поверить в собственные силы, все время вращалась среди поэтов, писателей, художников… Но писала ли она сама?

Всегда считалось, что нет. Детские нелепые стихи не в счет, но подражать Марине Цветаевой не удавалось, и Леночка бросила затею с рифмой. Стихи мужа и его друзей Гала только читала.

А кисти и в руки не брала, в семье достаточно одного гения-живописца.

Недавно в ее последнем пристанище, замке Пуболь, найден дневник, он переведен на несколько языков и опубликован. Но в письме Галы к сестре однажды шла речь не только о дневнике, но и о романе.

Что это за текст – действительно незавершенный рассказ о самой себе, некое оправдание собственной жизни или попытка объяснить всему миру, кем же была Гала Дали, Муза трех Гениев (кроме Элюара и Дали Гала некоторое время вдохновляла и художника Макса Эрнста)?

Говорят, в ней притягивал прежде всего взгляд. Не глаза, а именно взгляд – пронзительный, проникающий внутрь, прожигающий насквозь.

Он таков на многих фотографиях, но далеко не на всех. Посмотрите на снимки, для которых Гала не позировала, те, на которых она запечатлена случайно. Там совсем иная женщина, во взгляде которой… неуверенность.

Сальвадор Дали почти всю жизнь играл – сначала не вполне осознанно, затем сознательно изображал сумасшедшего. «Разница между сумасшедшим и мной только в том, что я не сумасшедший». Но если очень долго играть роль, в нее вживаешься. Конечно, он не сошел с ума, но надевал маску с вытаращенными глазами мгновенно, стоило заподозрить присутствие чужого. Тем более это делалось перед репортерами. Маска стала его вторым «я».

А Гала, носила ли она маску женщины-вамп, самоуверенной, жесткой, меркантильной?

Какой в действительности была Елена Дьяконова – Гала Дали?

Мы никогда не узнаем об этом, хотя Гала оставила дневник и даже попыталась рассказать о себе вот этим текстом.

И дневнику, и незавершенным мемуарам едва ли можно вполне доверять, ведь их писала великая мистификаторша, женщина, создавшая Сальвадора Дали. Несомненно, она показывает нам себя такой, какой хотела быть, но это не менее интересно – понять, какой же видела сама себя Гала Дали.

Интересно наблюдать, как она препарирует, а затем интерпретирует свою жизнь, что-то объявляя неважным, что-то выпячивая, а в чем-то откровенно привирая. Гала вправе делать это – ведь это описание ее жизни.

Несомненно, Гала писала о себе, это выдает местами взволнованное повествование, попытка даже спорить, только вот с кем – с теми, кто так и не понял ее, или вообще с самой собой?

Рефреном звучит фраза о том, что если окружающие ошибаются во мнении о ней, то какая разница, как и в чем именно ошибаются?

В воспоминаниях о детстве и жизни в Клаваделе она сбивается на «Галю», как называла себя сама еще тогда, а еще на «я». Позже она стала Галой, согласившись на более понятный французский вариант имени. Гала – праздник. Ей очень хотелось быть праздником…

В ее повествовании довольно четко разделены Елена (рассказ идет от первого лица) и Галя-Гала, какой она стала в Клаваделе, словно родившись заново с этим новым именем.

Наверное, так и было, потому Гала пишет о себе до санатория в швейцарских Альпах и встречи с Полем Элюаром как о Елене, а потом как о Гале.

Сальвадор Дали и сама Гала очень любили говорить о себе в третьем лице: «Сальвадор подумал», «Сальвадор считает», «Гала не хочет»…

И все-таки в одном месте – рассказывая о противостоянии с сестрой Сальвадора Аной Марией – Гала сбивается на первое лицо. Утверждая, что просто не замечала «эту шавку», Гала слишком эмоциональна, чтобы поверить, что это правда. Она даже не заметила перехода на первое лицо, явно выдавая собственные эмоции.

В том, что Гала удивительная, не сомневался никто из знавших эту женщину, не сомневаются и те, кто исследует ее жизнь сейчас. К ней не относились равнодушно, обычно ненавидели даже те, кому Гала не сделала ничего дурного, особенно женщины, или любили и обожали те, кто знал лучше нас с вами, – Поль Элюар и Сальвадор Дали. Любви одного из гениев Гале вполне хватало, чтобы не замечать ненависти остального мира.

Это великое умение – жить своей жизнью, подстраиваясь только под одного-единственного. Но этот единственный должен быть гением. Просто Гением.

Гала не только подстраивалась, Дали и Элюар признавались, что полностью подчиняясь их воле, не возражая, не произнося ни слова, эта женщина умудрялась диктовать волю свою. Как-то так получалось, что, будучи послушной, она правила, будучи подчиненной, властвовала, будучи ненавистной, оказывалась безумно популярной, находясь в тени своих гениев, временами затмевала их, даже Дали, затмить которого было просто невозможно.

Ее можно не любить, даже ненавидеть, но не восхищаться ею невозможно.

Приглашаем заглянуть во внутренний мир этой необычной женщины, даже если это всего лишь очередная ее мистификация.

Как кошка…

Говорят, мои глаза похожи на кошачьи, хотя и не желтые – взгляд цепкий и сверлящий.

Но у кошки есть две особенности, она всегда падает на четыре лапы и имеет девять жизней.

Жизнь научила меня приземляться на лапы и вскакивать, чтобы жить дальше.

И девять жизней у меня тоже есть, вернее, восемь из них уже прошли. Предстоит девятая, которая может оказаться самой короткой, а потому должна получиться самой насыщенной. Нет, не событиями, но пользой.

Я не хочу и не собираюсь исправлять ничего в предыдущих жизнях, не намерена оправдываться. Я жила так, как жила. Может, кому-то и не нравится, но это моя жизнь, а каждый осуждающий пусть представит, что его также судят другие.

Как некрасивая молчаливая московская девочка стала властительницей жизней сначала Поля Элюара, а потом величайшего художника и мистификатора нашего века Сальвадора Дали?

Очень просто – я во многом их и создала. Не смущаясь, могу сказать, что и в том, и в другом половина меня.

Конечно, из трухлявой деревяшки не выточишь Аполлона, для этого нужен мрамор. Но не всякий скульптор сможет разглядеть в куске мрамора будущего Аполлона, и не у всякого достанет терпения и таланта извлечь скульптуру из этого куска.

Да, я ставлю себе в заслугу то, что разглядела в скромном стеснительном мальчике Эжене Гренделе, сочиняющем неплохие стихи, будущего замечательного поэта Поля Элюара.

Я увидела и помогла утвердиться странному молодому человеку Сальвадору из Кадакеса, над которым окружающие просто смеялись, помогла ему стать великим Сальвадором Дали.

И еще кому-нибудь помогу, этому будет посвящена моя девятая жизнь.

Проще всего подняться по отвесной стене, встав на спину, плечи или даже подставленные ладони друга.

Я именно это и делала – подставляла спину, плечи и ладони. А если потом, поднявшись, мои Поль и Сальвадор помогали подняться и мне, так как можно за это осуждать?

Дали написал о себе в «Тайной жизни Сальвадора Дали».

Та книга – такая же мистификация, как и эта.

Не существовало Сальвадора Дали, который описан в «Тайной жизни…», он показан таким, каким Сальвадор сам себя видел. Другие (например, его сестра Ана Мария), как выясняется, видели его иным.

Именно «Тайная жизнь» подвигла и меня на попытку рассказа о той Гале, какой я вижу себя сама. Наплевать на то, что думают при этом чужие, они всегда не правы, так какая разница, как именно не правы?

Меня обвиняют в любви к деньгам.

Я люблю деньги. Почему бы нет?

Все, у кого они есть или были, деньги любят. Деньги помогают создать нужный уровень комфорта. Не любить их могут только те, кто не познал вкуса обладания деньгами.

Я – «серый кардинал» для Дали, заправляю его жизнью, как своей собственной.

 

Почему бы нет?

Я всегда на полшага позади и обычно молчу. Интересно, что сказали бы, поставь я Сальвадора позади? И да, я заправляю, но не его, а нашей общей жизнью. Много лет мы с Сальвадором неразделимы, как сиамские близнецы. Это началось тогда, когда я стала Дали, а сам Сальвадор не был ни известен, ни богат, наоборот, был нищим, всеми порицаемым чудаком. Так имею я право распоряжаться нашей общей жизнью, находясь на полшага сзади гениального Дали?

Говорят, человек не забывает ничего из того, что когда-либо видел или слышал в жизни. Просто какие-то факты и видения прячутся глубоко в закоулках памяти, чтобы дать о себе знать обрывками мыслей, картинок или чувств.

Я помню только то, что хочу помнить.

В моей жизни было несколько рождений и смертей – моих собственных.

И если кому-то интересно, я вполне могу преподать урок, как умирать и возрождаться. Как кошка.

Первое рождение – физическое. Документы утверждают, что оно произошло в 1894 году. От того, что я изменю дату, сам возраст не изменится.

Где? Какая разница? Пусть будет Казань – большой красивый город.

Это жизнь, о которой я просто не желаю помнить, а если я не желаю помнить, значит, и рассказа не будет.

Или все же стоит рассказать о «счастливом периоде жизни в Казани»? Лида спрашивала, почему именно Казань? Не знаю, просто пришло в голову. Большой город, там легко затеряться и люди друг друга не знают, как в маленьких.

Из Казани была Аня, мы встречались с ней в Коктебеле.

Второе рождение – переезд в Москву.

Считается, что нас осчастливил отчим – Дмитрий Ильич Гомберг, чье имя в качестве отчества я приняла, а вот фамилию нет. Почему? Не предлагали. Осталась Дьяконовой. Странно, не правда ли? Но вполне символично – Дмитрий Ильич то ли считал себя моим отцом, то ли нет.

Щедрости нашего отчима умилялись, как же, он не жалеет денег на содержание не только четверых детей супруги от ее первого брака, но и двух ее племянников.

Не буду комментировать ни щедрость, ни тайные пружины и мотивы таких поступков, скажу только, что Дмитрий Ильич Гомберг действительно был хорошим человеком, большим либералом и даже демократом и действительно не жалел на нас денег.

У нас было все, что нужно, но не более.

Забота об эстетике жилища и самой жизни – удел женщины, маме же было все равно. Она перепоручила домашнее хозяйство прислуге, а детей няням.

Отчим был адвокатом, а мама писала детские рассказы. Я не помню их изданными, но в своем кругу литераторов мама их читала. Рассказы больше походили на переработанные сказки с нотациями, которые одни звери и птицы читали другим.

Стиль общения с нами самой мамы был похож: нотации, правда, в укороченном варианте.

Именно от нее я глубоко впитала уверенность, что дети – это обуза, их достаточно родить и отдать на воспитание. Позже меня много и с удовольствием упрекали в полном невнимании к собственной дочери Сесиль, но я не могла делить материнскую любовь между своими мужьями-мальчиками и дочерью. Оба супруга требовали именно материнской заботы, причем с полным в нее погружением. А Сесиль воспитала ее бабушка Жанна-Мария Грендель и добрые наставницы пансиона.

Это не эмоциональный холод, а просто неумение делить себя между кем-то, я всегда принадлежала кому-то одному. Позже, когда физически пришлось принадлежать двум сразу, это привело к краху.

Но до таких страстей еще далеко.

Рядом были сестры Цветаевы, вернее, Ася, мы учились вместе и дружили. Марина уже почти взрослая, у нее своя жизнь. Она старше нас с Асей на два года, но эмоционально на все десять.

Сестры Цветаевы дружили между собой по-настоящему, на них было так завидно смотреть!

У Цветаевых был странный дом, хотя не странней нашего собственного. Но много богаче.

И семья странная, тоже отличная от нашей.

Кто воспитал меня больше? Боюсь, что Цветаевы.

Своей маме я безразлична, братья родные и двоюродные учились и жили своей жизнью, а Лида еще маленькая и воспитывалась больше няней. Мама в это время писала детские рассказы. Сочиняя истории для других детей, она словно забывала о существовании собственных.

Маме бы задуматься – наша квартира на шестом этаже в доме на Трубниковской улице в Москве вовсе не была местом, откуда хотелось бежать. Дмитрий Ильич Гомберг – адвокат, он большой либерал, к нам – четверым детям от первого брака супруги и двум ее племянникам – относился как к родным, был щедр и терпелив. Дом – полная чаша, дети определены в хорошие учебные заведения, собранная Дмитрием Ильичом библиотека вызывала зависть у его приятелей, таких же свободомыслящих и образованных людей.

Но дочь при этом при любой возможности спешила в другой, чужой дом – к Цветаевым на Трехпрудный.

И дело было не в том, что там старенький деревянный особняк, просто у Цветаевых атмосфера иная.

Я никогда не видела их маму. Мария (уже не помню ее отчества, пусть будет просто Мария) умерла до нашей с Асей встречи. Знаю только, что она училась у Рубинштейна, но после замужества посвятила себя семье.

Мама Марины и Аси умерла от чахотки незадолго до того, как они перебрались в Москву окончательно. В последние годы жизни она лечилась в санаториях в Швейцарии и Германии, а девочки жили в пансионатах там же.

У сестер Цветаевых я научилась тому, что чужая страна, чужие правила и чужой язык – это вовсе не страшно, можно ко всему привыкнуть и на любом языке научиться говорить. Ася и Марина прекрасно владели французским, глядя на них, и я пыталась разговаривать с нашей горничной Жюстин по-французски. Жюстин – швейцарка, она с удовольствием рассказывала о великолепии Альп, чистом воздухе и замечательных людях.

Сестры Цветаевы научили самостоятельности, меня вовсе не пугала чужая жизнь и необходимость самой отвечать за свои поступки.

Марина научила меня еще одному: умению создавать людей.

Нет, она не учила нарочно, более того, не желала замечать прилипчивую девчонку вообще. Не потому, что моложе, ведь общалась же на равных с Асей, просто я «из других».

У Марины была особенность: она не просто влюблялась (неважно в кого – мужчину или женщину), но боготворила того, кто вдруг становился мил. То есть придумывала себе человека, в кого влюблялась. Даже непонятно, что именно происходило сначала – влюбленность или выдумка. Я подозревала, что второе, Марина по одному слову, одному взгляду, жесту вдруг очаровывалась кем-то и выдумывала его таким, каким тот и близко не был.

Богатейшая фантазия немедленно подсказывала тысячу прекрасных черт возлюбленного, которые вскоре оказывались дымом и развеивались, оставляя горьковатый привкус обмана. Но обманывала она себя сама, объекты ее влюбчивости в том виноваты не были.

Находясь рядом, я постоянно видела рождение и смерть таких идеалов.

Наблюдая за Мариной, я поняла, в чем ее ошибка, – нужно не мысленно наделять очаровавшего тебя человека какими-то качествами, а развивать их, «делать» свою любовь самой.

Однажды я сказала Асе, что, когда полюблю, не стану ждать, а просто превращу любимого человека в такого, каким хотела бы его видеть.

Подруга возмутилась, мы поспорили, а потом едва не поссорились.

Марина училась с нами недолго, она, шестнадцатилетняя, сумела убедить отца позволить слушать курс по старой французской литературе в Сорбонне. Зачем Марине старая французская литература? Неважно, она уехала в Европу, не очень-то печалясь об оставленной в Москве сестре. Во всяком случае, нам с Асей тогда казалось так. Мне казалось.

Вскоре закончилась и наша учеба в гимназии, а следом за ней и дружба.

1912 год оказался переломным во всем.

Ася влюбилась (внушила себе, что влюблена) и собралась замуж. Марина к тому времени из Парижа вернулась и замуж вышла.

Между нами уже не было тех девчоночьи доверительных отношений, мы не сидели за одной партой, а ходить в дом Цветаевых нежеланной гостьей не хотелось. И все же Ася призналась, что ждет от любимого человека ребенка. Сознание предстоящего материнства переполняло ее, сдержаться было трудно.

Ася – мама?! Такое не могло прийти в голову. Наличие детей я связывала с семьей, но при чем здесь влюбленность? Разве обязательно рожать детей, если ты кого-то любишь, во всяком случае, разве это обязательно делать сразу? Во мне укоренилось убеждение, что любовь – это одно, а дети – нечто совсем иное. Любовь – счастье и воля, а дети – обязанность.

Но Ася Цветаева была влюблена, беременна и счастлива.

Она отдалилась окончательно – со своими заботами, планами, здоровьем…

Вторым жутким изменением в жизни было именно здоровье. Не Асино – мое собственное.

Первые сомнения возникли внезапно, как-то вдруг.

– Елена Ивановна Дьяконова… – делая книксен перед большим старым зеркалом, я невесело усмехнулась, – московская барышня. Нет, купчиха, так верней. Провинциальная девица с провинциальной фамилией и отчеством. Да и имя не лучше.

В зеркале отражалось узкое лицо с близко посаженными темными глазами, длинным прямым носом, обрамленное тонкими и оттого не желавшими выглядеть ухоженно волосами.

Внешность – просто беда. Глаза словно ввалились, узкие губы, чтобы не показывать не самые красивые на свете зубы, приходилось держать сомкнутыми, это вошло в привычку и привлекательности не добавляло. А еще проклятая бледность – не интересная, аристократическая, а слегка мертвенная, словно я больна. Может, и правда больна?

Наверное, в тот момент родилось предчувствие возможной беды, краха.

Ася Цветаева говорила, что мертвенно бледной была их мама, а она болела чахоткой, от которой и умерла.

Сердце сжалось от страшной мысли: вдруг и у меня чахотка?! Постоянное покашливание, боль в груди, простуды… и эта самая бледность. Кашляя, стала непременно прикладывать платочек к губам – вдруг там кровь? Быстро комкала, чтобы никто не увидел, а потом осторожно разглядывала, отвернувшись. Крови не было, но беспокойство не отпускало. Я чувствовала, что внутри что-то не так, что-то черное.

А потом появилась и кровь на платочке. Немного, едва заметно, но это уже приговор.

Кашель, температура, легкая лихорадка, бледность и потеря сил…

Бесконечные врачи и диагноз: чахотка. Не скоротечная, есть надежда…

Я понимала такое по рассказам Цветаевых, у их мамы была вялотекущая чахотка, которую та лечила несколько лет в санаториях в Альпах, а потом вялотекущая стала быстрой и также быстро свела женщину в могилу.

Третья моя жизнь началась в Клаваделе.

гала-дали2

гала-дали2
  
 Дом |Александр Заказать |Гербы | Статьи | Искусство Подарки

Первый портрет-бюст музы Дали — Желание Мастер свершился — Хелена «Гала» изображена как принцесса

Джо Ф. Боденштейн

 

Гала Дали

Портрет Мирко Донста

Dali-Collection , Европейская культура Фонд

© MARCO, Бонн, 2001 г. . Фото оригинального гипса модель.

 

Париж. (bpb) Желание Сальвадора Дали было наконец выполнено: портрет-бюст Елены Дали, известной как Гала. Это создал европейский скульптор Мирко Донст (Берлин). Европейский художественный фонд (Europäische Kultur Stiftung) в настоящее время официально приняли его в свою Королевскую коллекцию Дали в Париже. история этого искусного произведения искусства столь же далевская, как жизнь и работы и самого Сальвадора Дали.

Пока скульптор Арно Брекер работал над портрет Дали в его доме в испанском Фигерасе в 1974/1975 гг., Дали предложил ему сделать еще и бюст «Божественное торжество» его жены. Елена. Нужно было принять во внимание две вещи: Дали хотел удивить свою музу этим портретом. И Гала отказалась от впринципе сидеть модели за бюстом, из-за ее преклонного возраста. «Она похожа на Марлен Дитрих и не может смириться с тем, что время коснулся ее», — пошутил Дали в разговоре с Брекером на терраса их дома у моря.

«Она тоже прячет зеркало, как Марлен в Париж? — спросил Брекер.

«Нет, еще нет, но она затемняет комнату, и она любит свечи.»

Итак, Дали показывал ему фотографии, а также картины и рисунки, которые он сделал ранее Гала. Среди них был рисунок красным мелом, который основатель музея А. Рейнольдс Морзе и его жена Элеонора Морс имеют в своей коллекции Дали в США: Gala с лицом Мадонны. Брекер, наблюдавший за Галой во время их совещаний, в итоге не смог создать работу, из-за множества другие проекты. Совместный проект окончательно уснул в архивы.

 

Гала во всей красе с CHANNELL шарф

Наконец, Европейский Художественный Фонд взял инициатива, и поэтому желание Дали о бюсте станет реальностью. хранитель архива Сальвадора Дали Детлеф Леманн сделал доступным портретные фотографии Елены Гала Дали разных периодов ее жизнь. Из них Донст, как высокоталантливый специалист по портретов, сумел воплотить в жизнь подобие Галы. Он сделал это согласно видению Дали: Гала-Дивина-Божественное Гала.

«Я изобразил Галу так, как совокупность многих граней выражений ее лица была на мне», объяснил Донст его о работе. Он увидел царевну, русскую принцесса, может быть, даже императрица.

Обаятельный, мстительный, упрямый и властный все аспекты присутствуют в портретном бюсте, а также сила и интрига.

«С самого начала мне было ясно, что положительные качества должны затмевать в портрете другие», — говорил Донст. «Гала была не только замужем за гением, но и гениальна в Некоторым элементам скульптор придал особую выразительность: великолепие прически Галы и черный шарф CHANNELL, который Гала носили как корону. Также Дали увековечил ее таким образом. в его картинах.

Куратор Дали Детлеф Леманн отметил сходство портрета Галы с лицом Марлен Дитрих. Это относилось «особенно к скулам». Отличия имеют форму носа. В то время как у Дитриха было больше эротического жирный нос, удлиненная переносица Гала символически сигнализировала: «Я крут и намного впереди тебя».

Директор Музея европейского искусства США, Консул Б. Джон Заврел назвал бюст «великолепным произведением вневременной красоты и гармонии». Гала Дали была одной из самых необычных и самые известные женщины 20 века. «История этой работы, авторизованный Дали, позволяет говорить о нем как о единственном подлинном портрет Галы. Это важный документ искусства. история».

 

(© ПРОМЕТЕЙ 31.10.2001)

 

 

  Будьте в курсе – присоединяйтесь к нашему бюллетень:

 

Copyright 2001 West-Art

PROMETHEUS, Интернет-бюллетень по искусству, политике и Наука,

№. 81, зима 2001 г.
 

Сальвадор Дали (1904-1989)

Детали

Сальвадор Дали (1904–1989)
Le Christ de Gala
холст, масло
каждая 39 3/8 x 39 3/8 дюйма. (100 x 100 см.)
Окрашены в 1978 году
Пара (2)

Происхождение

Гала Дали, Пуболь, написанная для нее художником.
Частная коллекция, Канада, приобретенная у вышеуказанных лиц до 1982 г.
Deutsche Bank AG, Дюссельдорф, кем приобретенная у вышеуказанных лиц.
Приобретен нынешним владельцем в 1993 году.

Литература

Р. Дешарн, 9 лет0131 Сальвадор Дали, Работа, Человек , Нью-Йорк, 1984, с. 409 (иллюстрировано).
К. против Маура, Сальвадор Дали, 1904–1989 , Штутгарт, 1989, №. 312 (иллюстрировано стр. 404-5).
Р. Дешарн и Г. Нере, Сальвадор Дали 1904-1989 , vol. II, 1946-1989 , Кёльн, 1994, №№. 1485 и 1486 (иллюстрировано стр. 666-7).

Выставлен

Париж, Центр Жоржа Помпиду, Сальвадор Дали, Ретроспектива, 1920-1980 гг. , декабрь 1979 г. — апрель 1980 г., вып. 331 (цветные иллюстрации в каталоге, стр. 394-5). Позже эта выставка отправилась в Лондон, в галерею Тейт.

Мадрид, Музей Прадо, предоставлено во временное пользование, 1981 г.
Кельн, Музей Людвига, предоставлено во временное пользование, 1983 г. 434. Позднее эта выставка переместилась в Барселону, Palau Reial de Pedralbes.
Вена, Кунстерхаус, в аренде, 1987.
Штутгарт, Государственная галерея, Сальвадор Дали , май-июль 1989 г. , вып. 312 (цветные иллюстрации в каталоге, стр. 404-5). Позже эта выставка отправилась в Цюрих, Кунстхаус.
Берлин, Мартин-Гропиус Бау, предоставлено взаймы, 1990 г.
Корея, Bienale de Kwangjiu, 1997 г. (иллюстрация на стр. 86 каталога). Хартфорд, Художественный музей Уодсворта Атенеум, Оптические иллюзии Дали , январь-март 2000 г., №№ 64-5 (иллюстрировано в каталоге стр. 182-3). Позже эта выставка побывала в Вашингтоне, округ Колумбия, в музее Хиршхорна и в Саду скульптур, а также в Эдинбурге, в Шотландской национальной галерее современного искусства.

Особое примечание


НДС по ставке 5% уплачивается с цены молотка плюс премия покупателя.

Le Christ de Gala («Христос Гала») — большая стереоскопическая картина, которую Дали написал в подарок своей жене Гале в 1978 году. Много лет она висела в спальне ее дома в замке Пуболь, где она провела последние лет ее жизни.

Замок в Пуболе был летним убежищем, которое Дали построил и украсил для Галы, чтобы она могла спрятаться и развлекать своих многочисленных любовников в уединении. Дали, заядлый мазохист, был в восторге от того, что ему разрешили пройти через ворота Пуболя только при наличии письменного приглашения от жены. Изображение каштановолосого молодого человека, мистическим образом подвешенного на кресте, подобно знаменитой картине Дали 1951 года «Святой Иоанн Креста,

», возможно, является портретом актера Джеффа Фентона, частого гостя в Пуболе. играл Христа в фильме «Иисус Христос — суперзвезда», которым Гала была увлечена много лет.

В то же время картина представляет собой образ откровения и далинское видение превосходства над смертью. В старости Дали все больше озаботился собственной смертностью и научной возможностью преодоления смерти. Le Christ de Gala объединяет христианское представление о трансцендентности смерти через Христа с собственными экспериментами Дали с оптическими эффектами как путем к четвертому измерению.

С раннего детства, когда учитель впервые показал ему несколько стереоскопических слайдов, Дали был одержим «волшебством» оптических эффектов. После своих экспериментов с голограммами Дали начал в 1970-х написать серию стереоскопических картин. Как и в

Le Christ de Gala , стереоскопическая картина состоит из пары почти идентичных картин — одна нарисована с точки зрения левого глаза, другая с точки зрения правого — которые при просмотре рядом с использованием наклонные зеркала, а в идеале через специальные линзы сливаются в единое трехмерное изображение. Для Дали создание трехмерного изображения из двухмерного было мистическим актом трансцендентности и духовной значимости, поскольку он устанавливал научную возможность сделать еще один шаг вперед и избежать третьего измерения, войдя в мистическое четвертое. В его Десять рецептов бессмертия , написанных в 1973 году, Дали проводит четкую параллель между стереоскопической живописью и письмом Святой Троицы: «Бинокулярное зрение — это Троица трансцендентного физического восприятия.