Годар режиссер: фильмография, фото, биография. Актер, Режиссер, Продюсер, Сценарист. – — (Jean-Luc Godard) — —

фильмография, фото, биография. Актер, Режиссер, Продюсер, Сценарист.

Краткая биография

В 1949 году будущий режиссер поступает в Сорбонну, чтобы изучать антропологию. Однако он остывает к науке, когда попадает в компанию молодых кинематографистов, среди которых оказываются Франсуа Трюффо, Жак Риветт, Эрик Ромер. В 1950 друзья создают свой журнал о кино, для которого Жан-Люк пишет статьи о современном кинематографе.

В 1951 году родители перестают финансировать недоучившегося антрополога, и Годар некоторое время живет в нищете, иногда подворовывая себе на пропитание, так как денег от написания статей не хватает даже на еду.

В 1953 году он снимает короткометражный фильм «Операция бетон». Деньги и материал для фильма он берет, благодаря своей кратковременной работе в качестве рабочего на дамбе.

Мировую известность и признание Годар получает в 1960 году после выхода в свет фильма «На последнем дыхании». Исполнитель главной роли Жан-Поль Бельмондо становится звездой, сам фильм — самым ярким представителем французской «новой волны», революционного движения в кинематографе 60-х годов. На съемках этого фильма Годар знакомится со своей будущей женой, актрисой и топ-моделью, красавицей Анной Кариной, с которой вскоре они создают свою киностудию «Аннушка». В 1965 году пара переживает развод.

Всю свою жизнь Жан-Люк был ярым приверженцем «левых» течений, активно участвующим в политической жизни страны. Его убеждения всегда находили свое отображение и в его фильмах. В 60-е годы он снимает «Жить своей жизнью», «Карабинеры», «Презрение», «Альфавиль». Эти фильмы становятся его манифестами, обличающими современное общество.

С 1967 по 1970 гг. Годар входит в состав творческой группы «Дзига Вертов», главной идеей которой было внедрение идей социализма в создание фильмов. Их основными постулатами были: коллективное авторство, свободная дистрибьюция. В этот период при участии Жана-Люка были сняты фильмы: «Здесь и там», «Владимир и Роза», «Ветер с Востока».

В 1967 году на съемках фильма «Китаянка» Годар знакомится со своей второй женой, актрисой Анной Вяземски.

Несмотря на опыт и славу, Годар никогда не прекращает экспериментировать и искать новые способы выразительности. В конце 70-х он увлекается новыми возможностями цифровых технологий, пытаясь достичь следующего уровня достоверности в кино, а в 80-е Годар обращается к телевидению как к попытке более близкого общения со своим зрителем. В это время он создает киноантологию «История кино», фильм «Моцарт-навсегда», участвует в создании киноальманаха короткометражек «На 10 минут старше».

Сегодня Жан-Люку Годару уже более 80 лет, но его фильмы по-прежнему обсуждают и ждут. Последние картины мастера «Фильм-социализм», «Прощай, речь» с успехом прошли на всех мировых кинофестивалях.

Путеводитель по фильмам Жан-Люка Годара, «первого философа» кино

Любовь к цитированию, «мертвецы в отпуске» и другие особенности антикинематографа живого классика французского кино.

16 ноября в российский прокат выходит новый фильм Мишеля Хазанавичуса «Молодой Годар», основанный на мемуарах актрисы Анн Вяземски. Лента рассказывает о ее совместной жизни и работе с  Жан-Люком Годаром в один из самых интересных периодов творчества режиссера. На экране разворачивается детальная реконструкция всего того, чем жило поколение французских бунтарей 1968 года, о чем они говорили, что чувствовали и что пытались совершить. Тем зрителям, для которых эти события не пустой звук, обязательно стоит посмотреть фильм Хазанавичуса.

По просьбе КиноПоиска киновед Владимир Виноградов, автор книги «Антикинематограф Ж.-Л. Годара, или „Мертвецы в отпуске“», составил путеводитель по творчеству «первого философа» кино.

Юный Годар: Кинокритик

Послевоенная кинокритическая жизнь Парижа буквально бурлила: все жаждали рождения чего-то нового, отличного от ставшего традиционным «поэтического реализма» Марселя Карне, «ирреального реализма» Жана Кокто или «психологического реализма» Жана Деланнуа. И хотя первые ростки нового уже появились (кинематограф Робера Брессона или зачатки авторской теории кино в статьях Александра Астрюка), до революции было еще далеко. Именно в этот момент из Швейцарии в Париж — в очередной раз — вернулся юный Годар.

Жан-Люк Годар / Фото: Getty Image

Поступив в Сорбонну на факультет этнологии, Годар вскоре бросил его ради подготовки к экзаменам в киношколу IDHEC (сейчас она называется La Fémis). Попытка не увенчалась успехом, однако Годар не оставил свое увлечение кино и продолжил самообучение на просмотрах в Синематеке Анри Ланглуа и Киноклубе Латинского квартала. Именно там он познакомился с еще тремя киноманами — будущими режиссерами Франсуа Трюффо, Жаком Риветтом и Эриком Ромером.

Молодым синефилам было мало только лишь посещать сеансы и участвовать в диспутах. В конце 1949 года Ромер начал издавать La Gazette du cinéma. Издание продержалось недолго, всего пять выпусков, и закрылось из-за финансовых проблем. Но это было ярким началом кинодеятельности непримиримых молодых критиков, которые впоследствии получили прозвище «молодые турки». Статьи, опубликованные в этом издании, стали для Годара первыми шагами на пути к кинематографу.

Молодой Годар: Вор, строитель, начинающий режиссер

В конце 1952 года Годар, мечтая снять свое кино, украл деньги из редакции недавно открывшегося журнала о кино Les Cahiers du cinéma и вернулся в Швейцарию, где мать помогла ему устроиться на работу на местное ТВ. Кража раскрылась, и Годара отправили в тюрьму, но благодаря вмешательству отца неудачливого преступника-киномана перевели в психиатрическую клинику.

После двухнедельного пребывания на лечении он вышел на свободу и, поддавшись на уговоры матери, устроился на строительство плотины. Работая на стройке, Годар нанял оператора и снял свою первую короткометражную картину под названием «Операция „Бетон“» (1954).

Затея Годара оправдалась: строительная компания купила этот небольшой ролик. Он бросил работу не задумываясь. Теперь у него была небольшая сумма, достаточная, для того чтобы начать режиссерскую карьеру. Переехав в Женеву, Годар снял еще одну короткометражную, но уже игровую работу «Кокетка» (1955) по новелле Ги де Мопассана «Знак». И вот с таким багажом из двух короткометражек да еще со сценарием о своей матери, недавно погибшей в автокатастрофе, в 1956 году он снова отправился в Париж, где через несколько лет поразил всех своим полнометражным дебютом.

Дебютный фильм Годара оказался для кинематографа эпохальным, этапным, знаковым, он стал олицетворением французской новой волны. Картина создавалась в период, когда ее режиссер увлекался американским нуаром, в котором часто переплетались элементы самых разных жанров — детектива, психологической драмы, даже комедии. Годару хотелось придумать нечто похожее.

В его задачу входило не только рассказать детективную историю, но и создать образ молодого французского бунтаря без причины, своего рода стихийного анархиста, «мертвеца в отпуске», как его называет в фильме сам режиссер. С одной стороны, движущийся «на последнем дыхании» Пуакар (Жан-Поль Бельмондо) воплощал образ благородного антигероя, человека, презирающего этот мир и обреченного в силу этого на гибель. С другой — ему ничего не стоило стянуть деньги у своей знакомой, что явно мелковато для героя, напоминавшего знаменитых американских бунтарей и персонажей Хамфри Богарта.

Картина потрясла зрителей необычайной степенью документальности, созданной репортажным стилем съемки: камера Рауля Кутара неотступно следила за персонажем. Не менее поразительной была и совершенно непривычная для того времени модель авторского повествования. Свободный принцип построения фильма включал в себя все что угодно, любые отступления и любые повороты.

После удачного проката дебютной картины Годар заявил, что ищет актрису на главную роль в своей следующей картине. В журнале La Cinématographie Française появилось объявление о том, что Жан-Люк Годар собирается снимать фильм «Маленький солдат» и ищет молодую женщину от 18 до 27 лет, которая «станет его актрисой и другом».

Жан-Люк Годар и Анна Карина / Фото: Getty Image

Это была попытка вернуть Анну Карину, отказавшуюся сниматься топлес в одном из эпизодов годаровского полнометражного дебюта. После этого объявления он послал Карине телеграмму: «Мадемуазель, на этот раз на главную роль». С этого шага начались бурные отношения между одним из ведущих режиссеров французской новой волны и его главной актрисой.

Карина приняла ухаживания режиссера, и 3 марта 1961-го состоялась их свадьба. Они прожили вместе четыре года и сняли совместно восемь картин. Они продолжат работать вместе даже после официального развода, а некоторые фильмы будут носить явные отпечатки их былых отношений: «Безумный Пьеро», «Альфавиль» и другие.

Главная черта стиля: Любовь к цитированию

Главная черта стиля Годара — любовь к цитированию — стала заметной уже в его самых ранних работах. Но за этим стояло не только желание блеснуть перед зрителями своими энциклопедическими знаниями или расписаться в синефильской любви к кумирам прошлого. Прежде всего Годар опирался на художественную традицию, схожую с тем, чем занимался на театральной сцене великий немецкий режиссер и драматург Бертольд Брехт.

Годар часто использует в качестве цитат всем хорошо известный материал (например, недавно вышедший фильм). Делая явную ссылку на него, режиссер добивается эффекта брехтовского «очуждения», когда между зрителем и действием создается необходимая критическая дистанция. Используя приемы «очуждения», Брехт и Годар не дают публике забыть, что она смотрит фильм или присутствует на спектакле. В дебютном фильме Годара актеры обращались с экрана к зрителям и комментировали происходящее, разрушая кинематографическую иллюзию. Одним из самых остроумных годаровских воплощений подобной стратегии стал почти анекдотический эпизод из «Уик-энда», когда герои останавливают машину и спрашивают сидящих в ней: «Вы настоящие или из фильма?» — «Из фильма!»

На съемках фильма «Уик-энд»

Благодаря этим приемам зритель начинает слышать авторский голос, понимать механизм авторского конструирования картины. Произведение лишается той самой иллюзии, характерной для жанрового кинематографа, и становится полем явного авторского высказывания.

Зрелый Годар: Убежденный брехтианец

К концу 1960-х повествование у Годара уже полностью напоминает брехтовское. Действие его фильмов часто прерывается комментарием — как текстовым, так и визуальным (например, фотографией), — разрушая иллюзию непрерывного развития события. Во многих своих лентах Годар применяет принцип членения действия на короткие эпизоды (часто не связанные друг с другом), которым он дает афористичные названия. Эти приемы становятся основой нового метода Годара. «Что такое кино?» — спрашивал в названии своей книги учитель Годара, известный французский кинокритик Андре Базен, основатель журнала Les Cahiers du cinéma. Работы Годара тех лет содержат ответ: кино — это способ аналитического постижения мира.

Жан-Люк Годар

«Кино — это правда 24 кадра в секунду», — любил прежде говорить Годар. Постепенно увлеченность демонстрацией этой правды отходит в его творчестве на второй план, уступая место попыткам вырваться из пут самых разных идеологий. Разрушая привычную модель кино, воюя всеми доступными средствами против волшебства обольщения, иллюзии, эффекта реальности, Годар создает свой собственный антикинематограф, с помощью которого он пытается дистанцироваться от любой идеологической ангажированности.

Новая муза: Анн Вяземски

Жан-Люк Годар и Анн Вяземски на съемках фильма «Один плюс один» / Фото: Getty Image

Новым предметом увлечения режиссера стала восемнадцатилетняя Анн Вяземски (представительница известного русского аристократического рода Вяземских, внучка нобелевского лауреата Франсуа Мориака), только что снявшаяся у Робера Брессона в фильме «Наудачу, Бальтазар». Интерес девушки и 36-летнего режиссера был взаимным. Для нее Годар был модным леворадикальным художником, а она для него представительницей нового поколения молодых французских бунтарей — последователей маоизма и анархизма. Благодаря этому союзу родились годаровские революционные фильмы: «Китаянка», «Уик-энд», «Один плюс один», «Ветер с Востока», «Владимир и Роза».

Став членом киногруппы «Дзига Вертов» (так звали известного советского кинодокументалиста 1920—1930-х годов), состоявшей из радикально настроенной студенческой молодежи, Годар демонстративно убрал собственную фамилию из титров. Замена ее названием группы, по мнению режиссера, свидетельствовала о приоритете коллективного социалистического, а не индивидуального капиталистического.

Жан-Люк Годар, 1968 год / Фото: Getty Image

Для достижения своей главной цели — осуществления культурной революцию и победы над буржуазной идеологией — члены группы «Дзига Вертов» решают создать новый кинематограф, который должен решать сугубо политические задачи. С одной стороны, они хотят осмыслить итоги мая 1968 года, с другой — подтолкнуть зрителей к практическим действиям. Группа отбрасывает традиционную повествовательную модель кинематографа и погружает зрителя в аналитический процесс. Ее ленты создаются в эстетике агитплаката: «Правда» — анализ политической ситуации после событий в Чехословакии; «Ветер с Востока» — размышление о теории революции; «Владимир и Роза» — пародия на правосудие; «Письмо к Джейн» — об идеологической репрезентации реальности в СМИ.

Немолодой Годар: Мыслю, следовательно снимаю на видео

В 1974 году после распада группы «Дзига Вертов» Годар вместе с новым сорежиссером Анн-Мари Мьевиль создал домашнюю экспериментальную видеостудию в Гренобле. Студия называлась Sonimage («son» — звук, «image» — изображение), а ее первой работой стала картина «Здесь и там», частично снятая на видео.

Обращение Годара к съемке на видео было вполне закономерно. Во-первых, для режиссера, отказавшегося от коммерческой модели кинематографа, вопрос себестоимости фильма стал важнейшим. Благодаря этому ему удается через 16 лет после своего дебюта «На последнем дыхании» снова снять картину с тем же бюджетом.

Во-вторых, видеотехнологии предоставили режиссеру широкое поле для деятельности. То, что было весьма затруднительно или невозможно сделать с помощью кинотехнологий, теперь становилось вполне достижимым. «Видео научило меня видеть кино и обдумывать работу в кино по-другому, — говорил Годар. — Занимаясь видео, возвращаешься к более простым элементам. Особенно важно то, что изображение и звук едины. Для людей кино они существуют раздельно».

Пришествие видео стало для режиссера явлением того же порядка, что и появление ручных камер в 1950-е годы, когда новая техника дала возможность передать ощущение потока жизни, подсмотренности, репортажности, естественности всего происходящего.

В 90-х годах ХХ века, когда отмечалось 100-летие кинематографа, критики и режиссеры часто задавались вопросами: кино умерло, умирает или у него все-таки есть будущее? Ответы на них пытался найти и Годар в своем многосерийном фильме «История(и) кино».

Режиссер погружает зрителей в бесконечный круговорот образов, которые напоминают о словах героя романа Джойса «Улисс»: «История — это кошмар,

Жан-Люк Годар

Актер Режиссер Сценарист Продюсер Монтажер Оператор

Лица, деревни

-film.ru

-зрители

7,9IMDb

Прощай, речь 3D

6film.ru

6,5зрители

5,9IMDb

Дневник Франции

-film.ru

6,8зрители

7,0IMDb

Двое на волне

-film.ru

-зрители

6,7IMDb

Жан-Люк Годар: Человек–кино

-film.ru

-зрители

6,8IMDb

Я – Куба Я – КубаSoy Cuba, O Mamute Siberiano2005, документальный

-film.ru

-зрители

7,6IMDb

Наша музыка

-film.ru

-зрители

7,0IMDb

Старые места

-film.ru

-зрители

7,6IMDb

Мы все еще здесь

-film.ru

7,3зрители

7,2IMDb

Параджанов. Последний коллаж

-film.ru

7,3зрители

3,7IMDb

Король Лир

-film.ru

-зрители

5,8IMDb

Защити свои права

-film.ru

-зрители

-IMDb

Имя Кармен Имя КарменFirst Name: Carmen1983, драма, комедия, мелодрама, музыка, триллер

-film.ru

-зрители

6,6IMDb

Комната 666

-film.ru

-зрители

6,5IMDb

Репортеры

-film.ru

-зрители

6,5IMDb

Здесь и там

-film.ru

-зрители

7,3IMDb

Письмо Джейн

-film.ru

-зрители

6,0IMDb

В час ночи

-film.ru

-зрители

6,3IMDb

Владимир и Роза

-film.ru

-зрители

6,3IMDb

Годар в Америке

-film.ru

-зрители

6,4IMDb

Правда

-film.ru

-зрители

5,5IMDb

Ветер с Востока

-film.ru

-зрители

6,6IMDb

Весёлая наука

-film.ru

-зрители

6,4IMDb

Далеко от Вьетнама

-film.ru

-зрители

7,5IMDb

Две или три вещи, которые я знаю о ней

-film.ru

7,2зрители

7,0IMDb

Сделано в США

-film.ru

-зрители

6,5IMDb

Шпион ШпионL’espion1966, драма, триллер

-film.ru

7,1зрители

5,7IMDb

Самые прекрасные мошенничества в мире

-film.ru

-зрители

5,8IMDb

-film.ru

-зрители

7,7IMDb

Клео от 5 до 7

-film.ru

-зрители

8,0IMDb

Знак Льва

-film.ru

-зрители

7,4IMDb

Париж принадлежит нам

-film.ru

-зрители

7,2IMDb

-film.ru

7,6зрители

7,9IMDb

Прощай, речь 3D

6film.ru

6,5зрители

5,9IMDb

3x3d 3x3d3x3D2013, комедия, драма

-film.ru

6,5зрители

5,9IMDb

Социализм

8film.ru

6,5зрители

5,8IMDb

Наша музыка

-film.ru

-зрители

7,0IMDb

На десять минут старше: Виолончель

-film.ru

-зрители

6,8IMDb

Старые места

-film.ru

-зрители

7,6IMDb

Моцарт – навсегда

-film.ru

-зрители

6,6IMDb

Германия девять ноль

-film.ru

-зрители

7,2IMDb

Увы, мне…

-film.ru

-зрители

-IMDb

Против забвения

-film.ru

7,3зрители

7,0IMDb

Новая волна

-film.ru

-зрители

7,2IMDb

Ария

-film.ru

7,2зрители

5,8IMDb

Король Лир

-film.ru

-зрители

5,8IMDb

Защити свои права

-film.ru

-зрители

-IMDb

Приветствую тебя / Мария! / Я вас приветствую / Мария

-film.ru

7,3зрители

6,7IMDb

Имя Кармен Имя КарменFirst Name: Carmen1983, драма, комедия, мелодрама, музыка, триллер

-film.ru

-зрители

6,6IMDb

Страсть

-film.ru

-зрители

6,2IMDb

Спасай, кто может (жизнь)

-film.ru

-зрители

7,1IMDb

Здесь и там

-film.ru

-зрители

7,3IMDb

Письмо Джейн

Десять фильмов Годара, которые стоит увидеть

Его первый полнометражный фильм «На последнем дыхании» с Жаном-Полем Бельмондо и Джин Сиберг буквально перевернул представление о кино, сделав 1960 год точкой отсчета в истории «новой французской волны». Французский историк кино Анри Ланглуа, после выхода этого фильма сказал: «отныне существует кино «до» и «после Годара». Поклонники и последователи Годара пытались копировать манеру съемок этого фильма, а иногда и просто цитировали некоторые сцены, например, ту, где Патриция продает New York Herald Tribun. Не так давно фильм «На последнем дыхании» вошел в десятку лучших кинодебютов всех времен и народов по версии американских кинокритиков.

«Женщина есть женщина» (1961) – один из ярких примеров «новой волны» с одной стороны, с другой эта картина — неординарный пример музыкальной комедии. Легкий и смешной фильм, который смотрится на одном дыхании (даже если оно последнее). Рассказывают, что даже сам Годар (человек с весьма тяжелым характером) смеялся на съемках, наблюдая за реакцией парижских прохожих, которых герой фильма (Жан-Клод Бриали) вежливо спрашивал, не могут ли они сию минуту сделать ребенка его жене Анджеле (Анна Карина). Кстати, Анна Карина — тогдашняя жена Годара, ставшая «символом» его фильмов 60-х годов.

«Жить своей жизнью» (1962) – Годар продолжает «препарировать» проблемы буржуазного общества. Фильм состоит из 12 новелл, в центре которых одна героиня – Нана (Анна Карина) – парижская продавщица, которая пытается стать актрисой, но становится проституткой.

«Презрение» (1963) – кино о кино, одна из знаковых работ для «киномана-синефила» Годара. На Капри снимается кино: режиссер ругается с продюсером, а сценарист ревнует к тому же продюсеру свою жену, которую играет Брижит Бардо, так что грех не ревновать. Во время съемок «Презрения» Годар, чувствовавший себя неуютно среди кинозвёзд, папарацци и эгоистичных продюсеров, сублимировал свое презрение на кинопленке.

«Карабинеры» (1963) – один из самых странных фильмов Годара, снятый по нереализованному проекту Роберто Росселини. Антивоенная сатирическая притча о маленьких людях, которых заманили на войну возможностью безнаказанно грабить и убивать.

«Банда аутсайдеров» (1964) – драма-нуар, о которой сам Годар сказал так: «Алиса в стране чудес встречает Франца Кафку». Этот фильм, который некоторые называют любим фильмом Тарантино, стал источником цитат. Так эпизод, в котором троица героев бежит через Лувр, повторяют герои фильма Бернардо Бертолуччи «Мечтатели» — ярые поклонники кинематографа.

«Безумный Пьеро» (1965) – один из самых жестких фильмов Годара, и один из самых кассовых (если к его творчеству можно применить этот термин). После просмотра «Безумного Пьеро» французский писатель Луи Арагон спрашивал: «Что такое искусство? Я сражаюсь с этим вопросом с тех пор, как посмотрел «Пьеро» Жан-Люка Годара, фильм, в котором сфинкс Бельмондо задает американскому кинорежиссеру вопрос «Что такое кино?» Я уверен в одном… искусство сегодняшнего дня — это Жан-Люк Годар».

Многие критиковали Годара за «злоупотребление» насилием в фильме — крови и трупов там действительно предостаточно. В ответ Годар парировал: «Это не кровь, просто красное».

Жан-Люк Годар — фото, биография, личная жизнь, фильмы, новости 2020

Биография

Жан-Люк Годар – знаковый французский и швейцарский режиссер, один из участников кинематографического движения «Новая волна». Фильмы, снятые им, в 1960-е годы отразились на последующей истории мировой кинематографии, особенно сильный след оставив в европейском кино.

Детство и юность

Жан-Люк Годар родился в Париже 3 декабря 1930 года. Будущий режиссер был вторым из четверых детей. Отец мальчика, профессиональный врач, до этого успел пожить как во Франции, так и в Швейцарии. Мать происходила из старинной династии Моно, восходящей к женевскому протестантскому богослову Жану Моно. Через 3 года после рождения Жан-Люка отец нашел место в швейцарской клинике, и семья уехала из Франции. Начальное образование Годар получил в Ньоне.

Жан-Люк ГодарЖан-Люк Годар

В молодости Жан-Люк увлекался спортом, особенно его привлекали футбол, баскетбол и катание на лыжах. Еще одним важным моментом детства и юности режиссера стал протестантизм – семья была верующей.

Переходный возраст проходил тяжело: Годар, несмотря на обеспеченность семьи, начал воровать. Привычка переросла в болезненную манию, и мальчик начал красть даже у родственников и друзей. Когда это вскрылось, Жан-Люку было 17 лет, и семья такое «увлечение» не одобрила.

Жан-Люк Годар в молодости

В 1946 году юноша уехал в Париж, где продолжил образование в лицее Буффон. Семейные связи помогли ему стать вхожим в элитные круги столицы Франции, а жил Годар в это время у писателя Жана Шлюмберже. Не сдав в 1948 году экзамен на степень бакалавра, Жан-Люк вернулся в Швейцарию, где вместе с родителями поселился в Лозанне.

В тот период старшая сестра научила юношу рисовать, и Годар с увлечением начал писать картины в абстрактном стиле. Через год юноша вернулся в Париж, где все же сумел получить степень бакалавра. В этот период биографии в его жизнь и вошло киноискусство. Новыми друзьями Годара стали молодые кинокритики, которые встречались в киноклубах.

Фильмы

Годар стал частью поколения, для которого кино имело особенное значение. По его словам, в 1950-е фильмы были столь же важны, как и хлеб, а его сверстники думали, что кино станет инструментом познания, подобно микроскопу или телескопу. Сначала Жан-Люк увлекся кинокритикой. Совместно с Морисом Шерером он даже основал журнал «Gazette du cinéma», выпустивший 5 номеров. В то время Годар не делал фильмы – он был зрителем, который писал о них и помогал их снимать.

Режиссер Жан-Люк ГодарРежиссер Жан-Люк Годар

Осенью 1952 года Жан-Люк покинул Францию и вернулся в Швейцарию, к маме – брак родителей к тому моменту распался. В этот период он подружился с любовником матери, работавшим на гидрокомплексе Клезон-Диксенс, и благодаря ему устроился туда строителем. Тогда же Годар задумал снять о гидрокомплексе документальный фильм. В 1954 году ленту «Операция бетон», снятую на 35-миллиметровую кинокамеру, купила управляющая компания, чтобы затем использовать в рекламных целях. После этого до 1960 года Годар снимал короткометражное кино.

В 1960-м Жан-Люк выпустил первый полнометражный фильм «На последнем дыхании» с Жан-Полем Бельмондо в главной роли, ставший одной из картин «Новой волны» кинематографа. Лента сочетала в себе различные элементы актуальной в те годы культуры, в частности – жанровые особенности нуара.

Жан-Люк Годар на съемках фильма «На последнем дыхании»Жан-Люк Годар на съемках фильма «На последнем дыхании»

С этого периода Годар начинает включать в фильмы отсылки к творчеству коллег. В «На последнем дыхании», например, можно заметить постер картины «Тем тяжелее падение» с Хамфри Богартом в главной роли. Также в ленте можно обнаружить визуальные цитаты из фильмов Ингмара Бергмана, Фрица Ланга и других режиссеров.

Еще один фильм Годара 1960-го, «Маленький солдат», сначала был запрещен к показу цензурой и увидел свет только в 1963 году. Ленту, жестко и правдиво рассказывающую о войне в Алжире, обвинили в чрезмерном детализировании сцен насилия. Однако есть предположения, что причиной запрета стало неприглядное отображения Франции и ее роли в Алжирской войне.

Фильм Жан-Люка Годара «Маленький солдат»Фильм Жан-Люка Годара «Маленький солдат»

Главную женскую роль в «Маленьком солдате» исполнила начинающая франко-германская актриса Анна Карина. Неопытность девушки перед кинокамерами была использована режиссером для придания картине еще большей реалистичности. Совместная работа привела к тому, что к моменту окончания съемок между Жан-Люком и Анной начался роман.

В 1963 году Годар снял свой самый коммерчески успешный фильм – «Презрение», в котором главную роль исполнила главная звезда французского кино – Брижит Бардо. Картину признали вершиной модернизма в кинематографии. Следующий год для Жан-Люка ознаменовался выходом картины «Посторонние» (она же – «Банда аутсайдеров»), которую сам Годар в интервью охарактеризовал так:

«Алиса в Стране Чудес встречает Франца Кафку».
Фильм Жан-Люка Годара «Презрение»Фильм Жан-Люка Годара «Презрение»

После этого, в 1965 году, режиссер снял «Альфавиль» — фантастическую нуарную дистопию, поднимающую вопросы тоталитарной власти и освещающую негативные стороны технократии.

На волне социальных изменений в мировом сообществе Жан-Люк Годар начал затрагивать в работах политическую тему. В 1967 году он снял фильм «Китаянка», который, не будучи самой известной картиной режиссера, считается одним из лучших в его фильмографии. Лента является вольной адаптацией романа Федора Михайловича Достоевского «Бесы» и пытается художественно переосмыслить учение Мао Цзэдуна.

Фильм Жан-Люка Годара «Китаянка»Фильм Жан-Люка Годара «Китаянка»

К 1980-м, оставив политико-социальную тематику, Жан-Люк вернулся к нейтральному кинематографу и творчеству ради искусства. В этот период сняты такие картины, как «Спасай, кто может (свою жизнь)», «Страсть» и очередная экспериментальная экранизация шекспировского «Короля Лира».

За 10 лет – с 1988 по 1998 годы – Годар снял свой, пожалуй, наиболее объемный и монументальный труд: документальный сериал «История кино: только история».

Фильм Жан-Люка Годара «Наша музыка»Фильм Жан-Люка Годара «Наша музыка»

В 2004-м в искусство режиссера вновь вернулась социальная тема – Жан-Люк снял фильм «Наша музыка», посвященный арабо-израильскому конфликту и вообще теме современных войн. Стилистической особенностью картины является то, что она состоит из 3 частей, названных, как в «Божественной комедии», «Адом», «Чистилищем» и «Раем». Причем «Рай» выглядит как побережье, которое неустанно патрулируют морпехи США.

2010-е годы в творчестве Годара – период экспериментов. Благодаря 3D-фильму «Прощай, речь» режиссера наградили призом жюри Каннского фестиваля. За 3 года до этого заслуги Жан-Люка перед мировой киноиндустрией были отмечены премией «Оскар» за вклад в развитие кинематографа.

Личная жизнь

Личная жизнь режиссера неоднократно оказывалась под пристальным вниманием прессы и общественности. Первой женой Годара стала Анна Карина, творческий союз с которой привел к созданию наиболее популярных фильмов Жан-Люка. В 1960-е годы Карина и Годар считались одной из самых знаменитых пар кинематографа, фото супругов регулярно мелькали в прессе. После развода супруги прекратили общение.

Жан-Люк Годар и Анна КаринаЖан-Люк Годар и Анна Карина

В 1967 году на съемках «Китаянки» Жан-Люк встретил Анну Вяземски, актрису, которая приходилась внучкой Франсуа Мориаку, известному французскому писателю. Брак продлился до 1979-го и также закончился разводом. Детей у режиссера нет.

Жан-Люк Годар и Анна ВяземскиЖан-Люк Годар и Анна Вяземски

В начале 80-х Годар познакомился с Анн-Мари Мьевиль, которая фактически стала его третьей женой, пусть и без официальной брачной церемонии. Как и остальные женщины, оставившие след в жизни Жан-Люка, Анн-Мари имеет отношение к кино — она режиссер и неоднократно помогала Годару в работе.

Политические и личные воззрения Годара также неоднократно вызывали интерес журналистов, публики и коллег по цеху. С 1970-х годов Жан-Люк занял пропалестинскую позицию, что отразилось в фильмах «Наша музыка» и «Здесь и там».

Жан-Люк Годар и Анн-Мари МьевильЖан-Люк Годар и Анн-Мари Мьевиль

В мае 2018 года режиссер присоединился к бойкоту израильского кино. Годар отрицает факт холокоста, а в 1978 году признался, что в его семье откровенно симпатизировали нацистам. Про своего деда Жан-Люк сказал, что тот был антисемитом, а свое мнение о государстве Израиль выразил, назвав страну

«раковой опухолью Ближнего Востока».

Сомнительной сочли и поддержку Годаром опального режиссера Романа Полански, в 2009 году арестованного по обвинению в изнасиловании 13-летней Саманты Геймер.

Жан-Люк Годар сейчас

Сейчас режиссер продолжает творческую работу, несмотря на возраст – в 2018 году Годару исполнилось 88 лет. Причем вскоре после этого Жан-Люка едва не «похоронили» — в Интернете появилась ложная информация о смерти режиссера.

Жан-Люк Годар в 2018 годуЖан-Люк Годар в 2018 году

Позже выяснилось, что аккаунт в «Твиттере», удачно стилизованный под официальную страницу Министерства культуры Швейцарии, принадлежал скандальному итальянцу Томмасо Дебенедетти, который до этого неоднократно публиковал фейковые заявления от лица популярных персон.

Фильмография

  • 1954 — «Операция бетон»
  • 1960 — «На последнем дыхании»
  • 1960 — «Маленький солдат»
  • 1963 — «Карабинеры»
  • 1963 — «Презрение»
  • 1964 — «Посторонние»
  • 1965 — «Альфавиль»
  • 1966 — «Сделано в США»
  • 1967 — «Китаянка»
  • 1972 — «Письмо Джейн»
  • 1980 — «Спасай, кто может (свою жизнь)»
  • 1982 — «Страсть»
  • 1987 — «Король Лир»
  • 1987 — «Ария» (фрагмент «Армида»)
  • 1996 — «Моцарт — навсегда»
  • 2004 — «Наша музыка»
  • 2010 — «Социализм»
  • 2014 — «Прощай, речь 3D»
  • 2018 — «Книга образа», или «Образ и речь»

Жан-Люк Годар / Jean-Luc Godard / Биография и фильмография

Дата рождения:

Место рождения:

Париж, Франция

Фильмография: Режиссер

  • Социализм (2010) /Socialism/
  • Une catastrophe (2008)
  • Vrai faux passeport (2006)
  • Наша музыка (2004) /Notre musique/
  • Moments choisis des histoire(s) du cinema (2004)
  • На десять минут старше: Виолончель (эпизод «Во тьме времени») (2002) /Ten Minutes Older: The Cello (partie Dans le noir du temps)/
  • Хвала любви (2001) /Еloge de l’amour/
  • Ради истории XXI века (2000) /L’Origine du XXIe siecle/
  • Старые места (1998) /The Old Place/
  • История кино (1997-1999) /Histoire(s) du cinema/ (V)
  • Моцарт — навсегда (1996) /For Ever Mozart/
  • ЖЛГ — автопортрет в декабре (1995) /JLG — Autoportrait de decembre/
  • Сто лет французского кино (1995) /Deux fois cinquante ans de cinema francais/
  • Увы, мне (1993) /Helas pour moi/
  • Дети играют в русских (1993) /Enfants jouent a la Russie, Les/
  • Германия, девять — ноль (1991) /Allemagne 90 neuf zero/
  • Забвенью вопреки (1991) /Contre l’oubli/
  • Новая волна (1990) /Nouvelle Vague/
  • Histoire(s) du cinema: Une histoire seule (1989) (V)
  • Rapport Darty, Le (1989)
  • Сила слова (1988) /Puissance de la parole/
  • Береги правую (1987) /Soigne ta droite/
  • Король Лир (1987) /King Lear/
  • Ария (фрагмент «Армида») (1987) /Aria (partie Armide)/
  • Встреча с Вуди Алленом (1986) /Meetin’ WA/
  • Мягко стелет (1986) /Soft and Hard/
  • Детектив (1985) /Detective/
  • Приветствую тебя, Мария (1985) /Je vous salue, Marie/
  • Имя: Кармен (1983) /Prenom Carmen/
  • Письмо Фредди Буаш (1981) /Lettre a Freddy Buache/
  • Страсть (1982) /Passion/
  • Спасайся кто может (1980) /Sauve qui peut (la vie)/
  • Как дела? (1978) /Comment ca va?/
  • Здесь и всегда (1978) /Ici et ailleurs/
  • Номер два (1975) /Numero deux/
  • Письмо Джейн (1972) /Letter to Jane/
  • Все хорошо (1972) /Tout va bien/
  • В час ночи (1972) /One P.M./
  • Лотта в Италии (1970) /Lotte in Italia/
  • Восточный фланг (1970) /Vent d’est, Le/
  • Звуки Британии (1970) /British Sounds/
  • Правда (1970) /Pravda/
  • Владимир и Роза (1970) /Vladimir et Rosa/
  • Радость познания (1969) /Gai Savoir, Le/
  • Любовь и гнев (эпизод «Любовь») (1969) /Amore e Rabbia (sketch L’Amour)/
  • Дьявольское очарование (1968) /Sympathy for the Devil/
  • Фильм, как фильм (1968) /Un film comme les autre/
  • Уик-энд (1967) /Week end/
  • Далеко от Вьетнама (1967) /Loin du Vietnam/
  • Китаянка (1967) /Chinoise, La/
  • Древнейшая профессия в мире (1967) (эпизод «Предвидение, или какой будет любовь в 2000 году») /Le Plus Vieux Metier du monde (sketch Anticipation, ou l’amour en l’an 2000)/
  • Две или три вещи, которые я знаю о ней (1967) /2 ou 3 choses que je sais d’elle/
  • Сделано в США (1966) /Made in U.S.A./
  • Мужское — женское (1966) /Masculin feminin: 15 faits precis/
  • Безумный Пьеро (1965) /Pierrot le fou/
  • Париж глазами…(1965) (эпизод «Монпарнас-Леваллуа») /Paris vu par… (sketch Montparnasse-Levallois)
  • Альфавиль (1965) /Alphaville, Une etrange aventure de Lemmy Caution/
  • Замужняя женщина (1964) /Une femme mariee: Suite de fragments d’un film tourne en 1964/
  • Самые красивые мошенники мира (1964) /Plus Belles Escroqueries du monde, Les (sketch Le Grand Escroc)/
  • Посторонние (1964) /Bande a part/
  • Репортаж из Орли (1964) /Reportage sur Orly/
  • Презрение (1963) /Mepris, Le/
  • Карабинеры (1963) /Les Carabiniers/
  • РоГоПаГ (1963) (эпизод «Новый мир») /Ro.Go.Pa.G. (sketch Il nuovo mondo)/
  • Маленький солдат (1960) /Petit Soldat, Le/
  • Жить своей жизнью (1962) /Vivre sa vie/
  • Семь смертных грехов (1962) (эпизод «Лень») /Sept Peches capitaux, Les (sketch La Paresse)/
  • История воды (1961) /Une histoire d’eau/
  • Шарлотта и ее хахаль (1960) /Charlotte et son Jules/
  • На последнем дыхании (1960) /A bout de souffle/
  • Все парни по имени Патрик (1959) /Charlotte et Veronique, ou Tous les garcons s’appellent Patrick/
  • Кокетка (1955) /Une femme coquette/
  • Операция бетон (1954) /Operation beton/

Фильмография: Актер

  • Apres la reconciliation (2000)
  • История кино (1997) /Histoire(s) du cinema/ (V)
  • Мы все еще здесь (1997) /Nous sommes tous encore ici/
  • Rapport Darty, Le (1989)
  • Береги правую (1987) /Soigne ta droite/
  • Ария (фрагмент «Армида») (1987) /Aria (partie Armide)/
  • Король Лир (1987) /King Lear/
  • Мягко стелет (1986) /Soft and Hard/
  • Имя: Кармен (1983) /Prenom Carmen/
  • Ne (1975)
  • Восточный фланг (1970) /Vent d’est, Le/
  • Владимир и Роза (1970) /Vladimir et Rosa/
  • Радость познания (1969) /Gai Savoir, Le/
  • Cine-girl (1969)
  • Две или три вещи, которые я знаю о ней (1967) /2 ou 3 choses que je sais d’elle/
  • Сделано в США (1966) /Made in U.S.A./
  • Замужняя женщина (1964) /Une femme mariee: Suite de fragments d’un film tourne en 1964/
  • Самые красивые мошенники мира (1964) /Plus Belles Escroqueries du monde, Les (sketch Le Grand Escroc)/
  • Посторонние (1964) /Bande a part/
  • Маленький солдат (1960) /Petit Soldat, Le/
  • История воды (1961) /Une histoire d’eau/
  • Fiances du pont Mac Donald ou (Mefiez-vous des lunettes noires), Les (1961)
  • Шарлотта и ее хахаль (1960) /Charlotte et son Jules/
  • На последнем дыхании (1960) /A bout de souffle/

Фильмография: Сценарист

  • Une catastrophe (2008)
  • Vrai faux passeport (2006)
  • Наша музыка (2004) /Notre musique/
  • Moments choisis des histoire(s) du cinema (2004)
  • Ради истории XXI века (2000)  /L’Origine du XXIe siecle/
  • История кино (1997 — 1998) /Histoire(s) du cinema/ (V)
  • Старые места (1998) /The Old Place/
  • Моцарт — навсегда (1996) /For Ever Mozart/
  • ЖЛГ — автопортрет в декабре (1995) /JLG — Autoportrait de decembre/
  • Сто лет французского кино (1995) /Deux fois cinquante ans de cinema francais/
  • Дети играют в русских (1993) /Enfants jouent a la Russie, Les/
  • Новая волна (1990) /Nouvelle Vague/
  • Histoire(s) du cinema: Une histoire seule (1989) (V)
  • Береги правую (1987) /Soigne ta droite/
  • Ария (фрагмент «Армида») (1987) /Aria (partie Armide)/
  • Король Лир (1987) /King Lear/
  • Встреча с Вуди Алленом (1986) /Meetin’ WA/
  • Письмо Фредди Буаш (1981) /Lettre a Freddy Buache/
  • Страсть (1982) /Passion/
  • Спасайся кто может (1980) /Sauve qui peut (la vie)/
  • Лотта в Италии (1971) /Lotte in Italia/
  • Восточный фланг (1970) /Vent d’est, Le/
  • Правда (1970) /Pravda/
  • Владимир и Роза (1970) /Vladimir et Rosa/
  • Фильм, как фильм (1968) /Un film comme les autre
  • Жить своей жизнью (1962) /Vivre sa vie/

Премии и награды

КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ

Номинирован на «Золотую пальмовую ветвь» за фильмы:

2001 — Хвала любви /Еloge de l’amour/
1990 — Новая волна /Nouvelle Vague/
1987 — Ария /Aria/
1985 — Детектив /Detective/
1982 — Страсть /Passion/
1980 — Спасайся кто может /Sauve qui peut (la vie)

 

БЕРЛИНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ

Победитель в категориях:

1966 — Лучший художественный фильм для молодежи — Мужское — женское /Masculin feminin: 15 faits precis/

1961 — Особый приз — Женщина есть женщина /Une femme est une femme/

1960 — Лучший режиссер — На последнем дыхании /A bout de souffle/

СЕЗАР

Номинирован в категориях:

Лучший режиссер

1982 — Страсть /Passion/
1980 — Спасайся кто может /Sauve qui peut (la vie)/

Лучший фильм

1982 — Страсть /Passion/
1980 — Спасайся кто может /Sauve qui peut (la vie)/

ВЕНЕЦИАНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ

1983 — Обладатель награды «Золотой лев» за фильм «Имя: Кармен» /Prenom Carmen/

Номинирован на «Золотого льва» за фильмы:

1996 — Моцарт — навсегда /For Ever Mozart/
1991 — Германия, девять — ноль /Allemagne 90 neuf zero /
1967 — Китаянка /Chinoise, La/
1965 — Безумный пьеро /Pierrot le fou/
1962 — Жить своей жизнью /Vivre sa vie/

Победитель в категориях:

1967 — Специальный приз жюри — Китаянка /Chinoise, La/
1983 — Обладатель награды «Золотой лев» за фильм «Имя: Кармен» /Prenom Carmen/

Советская кинокритика о Жан-Люке Годаре — Статьи на КиноПоиске

«Самовлюбленное кривляние», «политическая безответственность», «наглая демагогия» и другие оценки, которые кинокритики в СССР ставили режиссеру.

На этой неделе в Каннах состоялась премьера фильма «Молодой Годар» — биографической ленты Мишеля Хазанавичуса («Артист») об одном эпизоде из жизни живого классика французского кино, режиссера Жан-Люка Годара, роль которого сыграл Луи Гаррель (подробнее мы писали о картине в нашем репортаже). Чтобы скрасить тягостные месяцы ожидания осени 2017 года, когда фильм Хазанавичуса выйдет в российский прокат, КиноПоиск вспомнил, что писали советские критики о Годаре и его фильмах.

Съемки фильма «На последнем дыхании». Жан-Люк Годар и актеры Жан-Поль Бельмондо и Джин Сиберг

«Долговязый парень с перебитым носом. Не вынимает изо рта сигареты. Они у него всегда разжеванные, мокрые. Это, кажется, его единственное устойчивое пристрастие — сигарета в углу рта. Кто же он такой? Может быть, просто дегенерат? В нем слишком много нормального. Может быть, режиссер Жан-Люк Годар и актер Жан-Поль Бельмондо ищут в Мишеле помесь нормальности и дегенератства? Нормальный кретинизм или кретинизм нормальности — так, возможно, понимают они своего Мишеля, главного героя фильма „На последнем дыхании“».

Вольский Я., «На экранах мир», журнал «Искусство кино», 1962, № 9

«Жить своей жизнью»

«Попытка ассоциативно связать с муками Жанны д’Арк судьбу и страдания парижской проститутки явно не удалась. Рассказ о ее жизни ведется без стремления разобраться в общественной стороне проблемы. Образ и судьба Нана (ее отлично играет Анна Карина) лишены большой жизненной перспективы. Это частный случай, психологический казус, обусловленный лишь индивидуальными свойствами характера героини. На панель ее толкнул не трагизм жизненных обстоятельств, а скорее, слабость и безволие. Мастерство правдивого, почти документального воссоздания печальных страниц ее жизни, мастерство филигранное, отточенное вступает в разительное противоречие с беспристрастным объективизмом авторской позиции. Показав зло, Годар лишь соболезнует: „Такова жизнь!“»

Писаревский Д., журнал «Искусство кино», 1963, № 1

На съемках фильма «Презрение»

«Еще во время съемок фильм „Презрение“ по роману Моравиа служил источником сенсации для прессы: в нем снималась Брижитт Бардо. Уже несколько месяцев, как фильм закончен, но сенсации, связанные с ним, по-прежнему следуют одна за другой. В прессе появилось сообщение о том, что режиссер фильма Жан-Люк Годар заявил о намерении снять свое имя с титров итальянской версии фильма, потому что продюсер Карло Понти вырезал в нем финальный эпизод размером около трехсот метров, исказил при дубляже многие диалоги, перемонтировал некоторые эпизоды, ввел не предусмотренное Годаром музыкальное сопровождение на гавайской гитаре и т. п.

«Презрение»

Столь решительное отстаивание режиссером своих творческих прав сделало бы ему честь, если бы не некоторые добавочные обстоятельства, связанные все с тем же фильмом. Последним аргументом в споре Годара с 70-летним представителем продюсера в Париже был удар кулаком, сваливший старика наземь. Против Годара возбуждено ныне судебное дело. Что же касается „непреклонности“ Годара в отстаивании им своих прав, то выплыли на свет подробности, связанные с выпуском на этот раз не итальянской, а американской версии фильма. «Американские прокатчики, посмотрев „Презрение“, надули губы. В фильме с Брижитт Бардо нет ни одной „голой“ сцены! И пуританская Америка потребовала доснять такую сцену. Четыре минуты. Только четыре минуты о самых восхитительных ногах в мире! Годар рассердился. ББ тоже. Прокатчики выложили деньги. Много денег — 10 миллионов Брижитт за ее голые ляжки и 7 миллионов режиссеру за съемку крупным планом. И сцена была вставлена в фильм…»»

«Цена непреклонности Жан-Люка Годара», журнал «Искусство кино», 1964, № 3

Бельмондо создал тип маленького сверхчеловечка, «Раскольникова без угрызений совести», породивший ходовой термин «бельмондизм».
На съемках фильма «Безумный Пьеро»

«Густо насыщена элементами психопатологии и новая картина Жан-Люка Годара „Пьеро безумный“ (или „Демон в одиннадцать часов“). Здесь реальные гангстеры — причем гангстеры различной политической окраски — преследуют героя, которого играет Бельмондо. Иногда кажется, что он вбежал сюда из известной картины Годара „На последнем дыхании“. Там Бельмондо создал тип маленького сверхчеловечка, „Раскольникова без угрызений совести“, породивший ходовой термин „бельмондизм“. Но там герой к концу фильма начинает что-то понимать, и в этот момент его настигает пуля, а он еще долго бежит по инерции, пока не падает мертвым с проклятием на устах. Здесь Фердинанд-Бельмондо бежит в обратном направлении и в финале сам обрывает свое бессмысленное существование».

Новогрудский А., журнал «Искусство кино», 1965, № 12

«Китаянка»

«Вероника определяет задачу ячейки: „Борьба на два фронта“. Что скрывается за этим понятием, становится ясным из первого же эпизода. В комнату втаскивают студента Анри, по виду скромного, как мы бы назвали, очкарика, избитого в кровь во время демонстрации. Но если вы думаете, что молодой коммунист стал жертвой полиции, то вы ошибаетесь. Из диалога выясняется, что Анри избили коммунисты во время дискуссии в Сорбонне о „культурной революции“ в Китае. Это позволяет Веронике торжествующе подтвердить правильность ее линии: им не по пути с Французской компартией, больше того, она их главный враг.

На этом мотиве сознательно-провокационного искажения правды в фильмах Годара стоит задержаться, так как появляется он у него не впервые. Такого же рода „недоразумение“ произошло несколько лет назад с картиной «Маленький солдат», запрещенной французской цензурой якобы за политически опасную для государства трактовку событий в Алжире. В защиту режиссера выступила вся прогрессивная пресса, но когда вскоре фильм был разрешен, то выяснилось, что палачами в нем изображены не оасовцы — агенты колонизаторов, а борцы подпольной организации за освобождение Алжира. Это они зверски пытают журналиста, заглушая его крики патефонными пластинками с записью речей вождей революции, и в том числе Ленина. И в этой циничной браваде Годар неоригинален — она и раньше была свойственна, например, „вождям“ сюрреализма Андре Бретону и Сальвадору Дали».

Юткевич С., статья «Черный экран антисоветизма» из книги «Модели политического кино». М.: «Искусство», 1978

«В обществе, которое рисует Годар, нет классов, нет социальных противоречий. Есть некий обезумевший мир, состоящий из обезумевших индивидуумов. Картина уродства, аномалий буржуазного мира, показанная Годаром, впечатляюща. Но Годар как безумный автоматчик стреляет во все стороны, не вглядываясь в суть явлений, которые поражают его пули. А поражают они и то, что в жизни противостоит уродству буржуазного мира. Он против всего, однако его взгляд обходит социальные противоречия, а истинно революционные движения для него не существуют».

Баскаков В., «Фестивали, фестивали…». Сборник «Экран 1968—1969». М.: «Искусство», 1969

«Уик-энд»

«Скажу сразу: я не принадлежу к числу поклонников Годара. В своих последних картинах „Китаянка“, „Уик-энд“ и „Очарование дьявола“ Годар затрагивает такие серьезные темы, как общественные выступления молодежи, бездуховность и машинизация жизни, расовая дискриминация, террор, борьба политических систем и идеологии, но дает им крайне субъективное, анархичное и путаное, я бы сказал, намеренно декларативно несерьезное толкование.

Развязности рассказа соответствует и разрушенная, алогичная форма этих фильмов. Сюжет в них отсутствует. Герои не действуют, а выговаривают, выкрикивают свои декларации в публику. Эти декларации намеренно сумбурны, пестрят модными политическими терминами, именами популярных государственных деятелей, упоминаниями нашумевших событий. Из всего этого можно понять, что Годар отрицает все существующие и предшествовавшие политические и философские доктрины, не давая себе труда противопоставить им хоть что-то определенное.

Многие западные кинокритики, да и кое-кто у нас, склонны называть это новаторством, экспериментаторством, творческими поисками. Я назову это эпатацией зрителя, политической безответственностью и самовлюбленным кривлянием».

Юренев Р., журнал «Искусство кино», 1969, № 9

Годар как безумный автоматчик стреляет во все стороны, не вглядываясь в суть явлений, которые поражают его пули.

1968-й год

«Начну по порядку… Когда уже прошла первая неделя [Каннского] фестиваля, однажды ранним утром я зашел в пресс-центр узнать о новостях. Среди множества бумажек, расклеенных на щитах — анонсов о приемах и коктейлях или объявлений о том, что „прибывшая в Канн всемирно известная красавица, артистка (имярек) сегодня (в таком-то часу) будет на Гавайском пляже, господ журналистов просят не забыть…“, — был прикреплен листок с несколькими строками, напечатанными на машинке. Листок был озаглавлен: „Декларация“. В нем сообщалось, что французские кинематографисты, собравшиеся накануне вечером на митинг в Париже, постановили в знак солидарности со студенческим и рабочим движением закрыть Каннский фестиваль. Осуществить это они призывают французских участников конкурса вкупе с иностранными коллегами. Под декларацией стояла подпись в духе Великой революции конца XVIII века: „Генеральные штаты кинематографистов Франции“.

 Жан-Люк Годар / Фото: Diane Miller/Jonathan Lenard — © 1987 Lightyear Entertainment LP.

Я спросил дежурного чиновника, нельзя ли получить текст этого заявления.

— Что вы, мсье! — усмехнулся тот. — Какая-то чушь! Не знаю, кто это вывесил.

На ступенях Дворца кино я увидел режиссера Годара, окруженного группой молодежи. Он объяснял, что ведутся переговоры с членами жюри фестиваля, чтобы те забастовали. Лидерами „движения протеста“ в Канне, как оказалось, были Клод Лелуш, Жан-Люк Годар, Луи Малль, Франсуа Трюффо, Альбикоко и еще несколько представителей разных поколений французских кинематографистов. У дверей большого фестивального кинозала уже не было видно привычных контролеров. Зал оккупировали организаторы мятежа. Они держали речи с просцениума, призывая положить конец фестивалю в знак единства с бастующими студентами и рабочими.

К началу объявленного фестивального сеанса в зал набивается, однако все больше публики, купившей дорогие билеты. Эти скандируют: „Просмотр! Просмотр!“, „Лелуша за дверь!“, „Годара к чертям!“

Какой-то краснолицый старик, смахивающий на трактирщика, вопит:

— Негодяи! Мы вложили деньги в этот дворец!

На просцениуме перед экраном уже идет драка между „мятежниками“ и теми, кто хочет их оттуда вытеснить. Фестивальный фотограф бьет Годара… Кого-то сбрасывают в партер…»

Новогрудский А., «Буря на Лазурном Берегу», журнал «Искусство кино», 1968, № 9

«Сочувствие дьяволу»

«Попробую описать фильм „Очарование дьявола“, хотя сделать это из-за отсутствия в нем характеров, сюжета и логического течения мысли очень трудно. Фильм начинается с репетиции, которую проводит в радиостудии популярная бит-группа „Роллинг Стоунз“. Несколько длинноволосых юношей среди микрофонов, звукоотражателей, проводов пытаются сыграть на электрогитарах, фортепьяно и ударных инструментах, а также спеть довольно монотонную мелодию. Дело не ладится. Бросая нечленораздельные реплики, юноши всё повторяют и повторяют музыкальную фразу, которая осточертевает зрителю уже через пять минут. Но длится это много дольше. А аппарат медленно и монотонно ездит справа налево и слева направо, изредка наезжая на маловыразительные лица музыкантов. Неожиданно это прерывается.

Аппарат медленно ползет вдоль автомобильного кладбища, свалки искореженных и проржавевших кузовов. Среди лома сидят и стоят молодые негры, торопливо высказывающие свои экстремистские воззрения. Они обещают отомстить белым за все их несправедливости. Приводят несколько одетых в белые балахоны белых девиц, которых (к счастью, за кадром) негры насилуют и убивают.

«Сочувствие дьяволу»

Вновь репетиция „Роллинг Стоунз“. Дело подвигается у них плохо. Слушать их звукоизвлечения становится все труднее. И снова „Роллинг Стоунз“ терзали слух. (Впрочем, их уже не было слышно, так как публика орала, топала ногами, пела что-то свое.) Да! Между этими эпизодами были напиханы еще коротенькие сценки: на окраинных улицах Лондона какие-то юноши писали на стенах некие лозунги-логогрифы. Например, вначале писали „Ветконг“, а потом впереди приписывали „Со“ — получалось „Совьетконг“. На животе обнаженной рекламной красавицы сверху вниз писали „Маркс“, а слева направо к „иксу“ приписывали „секс“.

Смотреть все это было невыносимо тягостно. Вникнуть в содержание непрерывно льющихся словоизвержений персонажей трудно. Сознание задевали только имена политических деятелей, политические термины, но употреблялись они чаще всего в бессмысленных, а порою и провокационных контекстах.

Конечно, было понятно, что Годар не одобряет черных экстремистов, неофашистов. Но также не одобряет он и коммунизм… Может быть, положительную программу Годара проскрежетали незадачливые „Роллинг Стоунз“? Развязная, манерная, унылая картина Годара вызвала у меня глубокое отвращение».

Юренев Р., журнал «Искусство кино», 1969, № 9

«Ветер с Востока»

«Озлобленные нападки на советское киноискусство — закономерная ступень как в эстетической, так и в политической эволюции Годара. После майских событий 1968 года во Франции он объявляет себя революционером, полномочным представителем воинствующего политического кино. Среди анархически ориентированной бунтующей молодежи, на роль идейного вождя которой претендовал Годар, тогда были в моде левацкие и маоистские н