ключевые элементы и основные подсистемы
Чем «умные города» отличаются от обычных, какие элементы и подсистемы составляют их основу, что тормозит их развитие и какое будущее ожидает современные мегаполисы — об этом рассуждает
Денис Сереченко, директор по развитию бизнеса Huawei Enterprise в РоссииКакой город считать «умным»
Для того чтобы город мог считаться «умным», он должен включать в себя три неотъемлемых элемента. Во-первых, это современная инфраструктура, которая позволяет эффективно следить за городом и управлять им — к примеру, сюда можно отнести системы развернутого видеонаблюдения и основанные на их базе системы распознавания, системы отслеживания состояния городского хозяйства, основанные на датчиках и сенсорах, которые оперативно передают информацию о проблемах, возникающих в жилищно-коммунальном хозяйстве, об износе разного рода оборудования, о потенциальных и уже случившихся авариях. Во-вторых, это централизованный командный центр, который собирает информацию из разных частей города и на основе ее анализа принимает различные стратегические и тактические решения. Наконец, третий элемент — это сеть, которая связывает инфраструктуру и командный центр в единую систему. Наличие этих трех элементов и их успешная интеграция и позволяют называть тот или иной город условно «умным».
Градостроительство
Как правило, любой «умный город» представляет собой комплекс из нескольких подсистем, в каждой из которых используются свои smart-решения для оптимизации текущих процессов и эффективного использования ресурсов. Одна из них — это градостроительство. Например, сегодня в процессе архитектурного планирования в крупных городах применяются современные технологии эмуляции, которые позволяют вычислить последствия тех или иных градостроительных решений на основе анализа большого массива данных с применением искусственного интеллекта. Все больше застройщиков в России стараются изначально закладывать в свои проекты различные smart-решения, начиная с видеонаблюдения и «умного» освещения и заканчивая «умным» мусоропроводом и климат-контролем. Учитывая, что на рынке недвижимости довольно много новостроек, подобный подход дает серьезное конкурентное преимущество.
Энергетика и ЖКХ
Одна из основных проблем экстенсивного роста городов заключается в нехватке электроэнергии. Существует два пути его решения: первый — это наращивание мощностей, второй — экономия и эффективное использование имеющихся ресурсов. Конечно же, «умные города» идут по второму пути, и зачастую это приводит к впечатляющим результатам. Например, в управлении городским освещением очень большой эффект дает внедрение «умных» ламп, которые следят за текущим уровнем освещенности и подстраиваются под него, тем самым потребляя меньше электроэнергии. Когда же при этом используются централизованные политики, общее сокращение потребления электроэнергии порой доходит до 30 — 40% — в масштабах города это огромные цифры.
Принцип бережного и эффективного использования ресурсов в «умном городе» относится и к системе ЖКХ, а воплотить его помогают «умные» датчики и счетчики. Например, их интеграция с системой водопровода позволяет следить за напором воды, вовремя определять протечки и другие проблемы и оперативно их ликвидировать, что существенно снижает не только потребление воды, но и расходы на эксплуатацию.
Транспорт
Управление транспортной системой в «умном городе» включает в себя довольно много направлений — начиная с управления светофорами и трафиком в городе вообще и заканчивая управлением парком общественного транспорта. В последнее время также набирают обороты решения для каршеринга.
Но, наверное, самое ожидаемое событие в данной подсистеме — это появление пятого поколения мобильных сетей, потому что эта технология откроет принципиально новые возможности управления транспортом в городе. Автомобили, оснащенные 5G-модулями, смогут обмениваться информацией о том, что происходит вокруг, в режиме реального времени. В таких условиях беспилотное управление автомобилем станет действительно реалистичным: машины смогут «общаться» друг с другом, вовремя останавливаться, договариваться о том, кто кого пропускает, сообщать друг другу о каких-то дорожных проблемах. Когда это станет мейнстримом, сказать сложно, но, скорее всего, этот момент не за горами.
Общественная безопасность
Основа обеспечения общественной безопасности в «умном городе» — это система видеонаблюдения, которую формируют десятки тысяч установленных в разных точках камер, а также программное обеспечение, которое стоит за этими камерами, то есть системы распознавания и автоматической обработки изображений, позволяющие с высокой точностью определять, что происходит перед камерами. Уже сейчас все это находится на достаточно высоком уровне развития: например, системам распознавания удается автоматически вычленять из толпы лица, которые числятся в базе, или разбирать предметы в руках людей — и если человек держит оружие, то система среагирует на это с высокой степенью вероятности.
От чего зависит развитие «умных городов»
«Умные города» в разных странах развиваются с разной скоростью, и это вполне закономерно. Часто развитие идет медленно не потому, что кто-то плохо работает, а потому, что масштабы проектов очень велики. Для того чтобы их построить, нужны огромные инвестиции. Причем мало внедрить какие-то решения и навесить датчики, все это нужно еще и регулярно обслуживать. Представьте себе, сколько средств уходит на эксплуатацию инфраструктуры в Шэньчжэне, где одних только водопроводных датчиков насчитывается свыше 2 млн. Поэтому при внедрении решений smart city очень важно ответить на вопросы: за чьи деньги все это будет строиться и работать и какая от этого будет финансовая отдача?
Еще один фактор, который тормозит развитие «умных городов», — это унаследованная инфраструктура. Конечно, есть отдельные «умные города», построенные или строящиеся с нуля. Для них эта проблема не стоит вообще. Но все же большинство проектов в области smart city сегодня реализуются в уже существующих городах, каждый из которых обладает обширной и местами устаревшей инфраструктурой, с которой приходится как-то интегрироваться. Тут нередко возникают разные сложности: например, бывает, что старую водопроводную систему нельзя не только снабдить «умными» датчиками. Не все светильники интегрируются с датчиками освещенности, и иногда для того, чтобы ввести «умное освещение», приходится все сносить и строить с нуля, но такой подход не всегда применим и оправдан с финансовой точки зрения. Подобных примеров масса.
Что ожидает города будущего
Несмотря на то, что отдельные технологии smart city внедряются повсеместно, города, в которых хотя бы две трети инфраструктуры составляли «умные» системы, можно пересчитать по пальцам одной руки. Но концепция идеального «умного города» — это то, к чему все постепенно движутся.
Из чего состоит «умный город»?
Денис Сереченко, директор по сетевым решениям, Huawei Enterprise в РоссииГод только начался, а известия о новых проектах в области smart city не заставили себя ждать. Во-первых, власти канадского Маркема объявили, что собираются внедрить в городскую инфраструктуру «умные» технологии, которые позволят более эффективно управлять муниципальным имуществом, экономить электроэнергию и предупреждать наводнения. Во-вторых, стало известно, что в этом году в Испании начнется строительство «умного города развлечений» Элизиума, на территории которого появятся большой тематический парк, скоростная железная дорога, огромное поле для гольфа, различные отели и многое другое – безусловно, все это будет функционировать на основе
smart-технологий. Наконец, в России заработал Центр компетенций проекта «Умный город», который как раз переходит к активной фазе своей реализации.
Несмотря на явно растущую популярность концепции smart city, многие еще не до конца понимают, что она собой представляет. В этой статье мы расскажем о том, чем же «умные города» отличаются от обычных, какие элементы и подсистемы составляют их основу, что тормозит их развитие и какое будущее ожидает современные мегаполисы.
Какой город считать «умным»
Сегодня чаще всего «умными» называют города, в которых smart-технологии развиваются намного быстрее, чем в других местах. При этом на текущий момент ни в России, ни в мире нет общепринятых стандартов, которым должны соответствовать «умные города». Скорее, это пока просто раскрученный термин, который все стараются «подтянуть» под свой проект.
На мой взгляд, для того чтобы город мог считаться «умным», он должен включать в себя три неотъемлемых элемента. Первый – современная инфраструктура, которая позволяет эффективно следить за городом и управлять им. Например, сюда можно отнести системы развернутого видеонаблюдения и основанные на их базе системы распознавания; системы отслеживания состояния городского хозяйства, основанные на датчиках и сенсорах, которые оперативно передают информацию о проблемах, возникающих в жилищно-коммунальном хозяйстве, об износе разного рода оборудования, о потенциальных и уже случившихся авариях. Второй элемент – централизованный командный центр, который собирает информацию из разных частей города и на основе ее анализа принимает различные стратегические и тактические решения. Наконец, третий элемент – сеть, которая связывает инфраструктуру и командный центр в единую систему. Наличие этих трех элементов и их успешная интеграция и позволяют называть тот или иной город условно «умным» (smart).
Несмотря на отсутствие единых стандартов, различные организации – от консалтинговых компаний до ООН – регулярно формируют собственные рейтинги «умных городов», и именно с их участников стараются сегодня брать пример те, кто нацелен на реализацию очередного проекта в области smart city. В многочисленных рейтингах лидируют разные города: часто в первые строчки рейтингов попадают Барселона, Нью-Йорк, Лондон, Сингапур, Амстердам, Шэньчжэнь, Гуанчжоу и Пекин. Из российских городов ближе всех к концепции smart city находится Москва: в последние годы в российской столице идет активное развитие систем видеонаблюдения, управления парковками и трафиком, и хотя здесь еще есть над чем работать, шаги в сторону автоматизации налицо; по уровню развития «электронного правительства» Москва также занимает лидирующие позиции.
Градостроительство
Как правило, любой «умный город» представляет собой комплекс из нескольких подсистем, в каждой из которых используются свои smart-решения для оптимизации текущих процессов и эффективного использования ресурсов. Одна из них – градостроительство. Например, сегодня в процессе архитектурного планирования в крупных городах применяются современные технологии эмуляции, которые позволяют вычислять последствия тех или иных градостроительных решений на основе анализа большого массива данных с помощью искусственного интеллекта.
Если же говорить о самом строительстве, то в настоящее время все чаще прослеживается следующая тенденция: поскольку очевидно, что проще строить с нуля, чем пытаться переделывать существующие здания в «умные», то все больше застройщиков в России и особенно в Москве стараются изначально закладывать в свои проекты различные smart-решения, начиная с видеонаблюдения и «умного» освещения и заканчивая «умным» мусоропроводом и климат-контролем. Учитывая, что на рынке недвижимости довольно много новостроек, подобный подход дает серьезное конкурентное преимущество. Он же используется и при застройке новых районов: в современных городах их стараются планировать с учетом различных smart-систем.
Энергетика и ЖКХ
Одна из основных проблем экстенсивного роста городов заключается в явной нехватке электроэнергии, и если в России она ощущается не столь остро, то для многих стран этот вопрос действительно актуален.
Существуют два пути ее решения: первый – наращивание мощностей, второй – экономия и эффективное использование имеющихся ресурсов. Конечно же, «умные города» идут по второму пути, и зачастую это приводит к впечатляющим результатам. Например, в управлении городским освещением очень большой эффект дает внедрение «умных» ламп, которые следят за текущим уровнем освещенности и подстраиваются под него, тем самым потребляя меньше электроэнергии. Когда же при этом применяются централизованные политики, общее сокращение потребления электроэнергии порой доходит до 30–40% – в масштабах мегаполиса это огромная цифра. Вместе с тем активно развиваются проекты, связанные с использованием альтернативных источников энергии.
Принцип бережного и эффективного использования ресурсов в «умном городе» относится и к системе ЖКХ, а воплотить его помогают «умные» датчики и счетчики. Например, их интеграция с системой водопровода позволяет следить за напором воды, вовремя определять протечки и другие проблемы и оперативно их ликвидировать, что существенно снижает не только потребление воды, но и расходы на эксплуатацию.
То же самое применимо и к остальным сферам ЖХ. С бурным развитием Интернета вещей в последние два-три года наблюдается настоящая экспансия в этом направлении.
Транспорт
Управление транспортной системой в «умном городе» включает в себя довольно много направлений – начиная с управления светофорами и трафиком в городе вообще (когда системы следят за дорожной ситуацией и пытаются подстроить ее под возможности и текущие потребности города) и заканчивая управлением парком общественного транспорта (когда системы отслеживают состояние каждого отдельного транспортного средства и оперативно передают информацию о нем управляющему центру). В последнее время набирают обороты и решения для каршеринга (аренды автомобилей).
Но, наверное, самое ожидаемое событие в данной подсистеме – появление пятого поколения мобильных сетей, поскольку эта технология откроет принципиально новые возможности управления транспортом в городе. Автомобили, оснащенные 5G-модулями, смогут обмениваться информацией о том, что происходит вокруг, в режиме реального времени. В таких условиях беспилотное управление автомобилем станет действительно реалистичным: машины смогут «общаться» друг с другом на расстоянии, вовремя останавливаться, договариваться о том, кто кого пропускает, сообщать друг другу о каких-то дорожных проблемах или, например, о том, что на дорогу вот-вот вылетит ребенок на велосипеде и потому нужно притормозить.
Сети 5G уже сегодня тестируют в разных странах мира. Когда это станет мейнстримом, сказать сложно, но, скорее всего, столь ожидаемый всеми момент уже не за горами.
Общественная безопасность
Основа обеспечения общественной безопасности в «умном городе» – это система видеонаблюдения, которую формируют десятки тысяч установленных в разных точках камер, а также программное обеспечение, которое стоит за этими камерами, т. е. системы распознавания и автоматической обработки изображений, позволяющие с высокой точностью определять, что происходит перед камерами.
Уже сегодня все это находится на достаточно высоком уровне развития: например, системам распознавания удается автоматически вычленять из толпы лица, которые числятся в базе, или определять предметы в руках людей – и если человек держит оружие, то система среагирует на это с высокой степенью вероятности.
В ближайшие годы можно ожидать существенного расширения возможностей: улучшения качества как самого оборудования, так и связанного с ним ПО; уплотнения сетей покрытия видеокамер.
Электронные госуслуги
Во всем мире активно развиваются государственные облака, на базе которых запускаются различные сервисы для населения. В последние годы в нашей стране также наблюдается явный прогресс электронных госуслуг. Например, в Москве на базе портала Mos.ru организована сквозная интеграция со многими важными системами и сервисами для населения, которые так или иначе затрагивают нашу жизнь, и это делает Москву по-настоящему «умной».
Общественные пространства и улучшение качества жизни горожан
Все упомянутые подсистемы «умного города», безусловно, делают жизнь проще и лучше, однако есть отдельная категория решений, направленная непосредственно на повышение качества жизни горожан и при этом не привязанная ни к одной из перечисленных выше подсистем. В качестве примера успешного развития подобных сервисов можно привести Барселону.
Так, по всей столице Каталонии установлено большое количество датчиков, отслеживающих качество воздуха, и есть приложение, которое с учетом информации с этих датчиков каждый день прокладывает новый маршрут для утренней пробежки по ближайшим районам с самым чистым воздухом.
Еще один пример – приложение для поиска и оплаты парковки. По мере вашего продвижения по маршруту оно подсказывает, где поблизости есть парковочные места, в каком количестве и какова их стоимость. Вы можете кликнуть на одно из них, и приложение зарезервирует для вас это место на 15 минут.
В России не хватает такого живого креатива во многом потому, что в стране пока нет в достаточном объеме соответствующей ИТ-инфраструктуры, которая позволила бы подобным сервисам эффективно функционировать.
От чего зависит развитие «умных городов»
«Умные города» в разных странах развиваются с разной скоростью, и это вполне закономерно. Часто развитие идет медленно не потому, что кто-то плохо работает, а просто в силу того, что масштабы проектов слишком велики.
Еще один фактор, который тормозит развитие «умных городов», – унаследованная инфраструктура. Конечно, есть отдельные «умные города», построенные или строящиеся с нуля, например южнокорейский Сонгдо или Масдар-Сити в ОАЭ, для которых эта проблема не стоит вообще. Но все же большинство проектов в области smart city сегодня реализуется в уже существующих городах, каждый из которых обладает обширной и местами устаревшей инфраструктурой, с которой приходится как-то интегрироваться. Тут нередко возникают различные сложности. Например, старую водопроводную систему нельзя не только снабдить «умными датчиками», но и трогать ее в принципе – такую ситуацию сложно представить в Москве, но для каких-то регионов она вполне реалистична. Не все светильники интегрируются с датчиками освещенности, и иногда, для того чтобы ввести «умное освещение», приходится все сносить и строить с нуля, хотя такой подход не всегда применим и оправдан с финансовой точки зрения. Подобных примеров масса.
Кстати, и денежный вопрос также играет важную роль в развитии «умных городов», ведь для того, чтобы их построить, требуются огромные инвестиции. Причем мало внедрить какие-то решения и навесить датчики – все это нужно еще и регулярно обслуживать.
Представьте себе, например, сколько средств уходит на эксплуатацию инфраструктуры в китайском Шэньчжэне, где одних только водопроводных датчиков свыше 2 млн. Поэтому при внедрении решений smart city очень важно ответить на ключевые вопросы: за чьи деньги все это будет строиться и работать и какая от этого будет финансовая отдача.
Наконец, на темпы строительства «умных городов» оказывают огромное влияние и вопросы безопасности. Как только ваши вещи и города становятся «умными», тут же появляется оборотная сторона медали: например, к вашему условно «умному» счетчику может получить доступ злоумышленник.
Тут речь идет уже не просто об информационной безопасности, а о безопасности физической, потому что ЖКХ вторгается в сферы, которые касаются непосредственно жизни и здоровья людей. Если хакеры положили ваш сервер, это может быть обидно и ужасно неудобно, но от этого вы не умрете. Если же вам затопили квартиру или устроили в ней пожар, взломав систему водопровода или отопления, это может угрожать вашей жизни и жизням ваших соседей.
Таким образом, сегодня нужно думать не только о том, как сделать город «умным», но и о том, как сделать его инфраструктуру безопасной. Конечно, уже сейчас существуют достаточно эффективные решения, направленные на устранение подобных угроз, однако все они должны быть архитектурно заложены в адекватные системы безопасности, и внедрение подобных систем требует всестороннего рассмотрения экспертов, а также, опять-таки, немалых финансовых вливаний.
Понятно, что стопроцентную гарантию безопасности не может дать никто и никогда, но максимально обезопасить горожан от подобных угроз – долг того, кто сегодня строит «умные города».
Что ожидает города будущего
Несмотря на то что отдельные технологии smart city внедряются повсеместно, города, где хотя бы две трети инфраструктуры составляют «умные» системы, сегодня можно пересчитать буквально по пальцам одной руки.
Тем не менее концепция идеального «умного города» – это то, к чему все постепенно движутся. Я не верю, что процесс будет стремительным, – такие масштабные проекты априори не могут реализовываться быстро, однако развитие в данном направлении будет стабильным. В первую очередь крупные и успешные проекты в области smart city будут развиваться там, где есть деньги, т. е. в мегаполисах, таких как наша Москва.
Поделиться:
Город | Британика
Древний Рим
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Льюис Мамфорд
- Похожие темы:
- разрастание городов район парк глобальный город капитал
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
город , относительно постоянный и высокоорганизованный населенный пункт, более крупный или важный, чем город или деревня. Название город дается некоторым городским сообществам в силу некоторых юридических или общепринятых различий, которые могут варьироваться в зависимости от региона или страны. Однако в большинстве случаев понятие города относится к определенному типу сообщества, городскому сообществу и его культуре, известному как «урбанизм».
Городское самоуправление почти везде является созданием высшей политической власти — обычно государственной или общенациональной. В большинстве западных стран передача полномочий городам происходит посредством законодательных актов, которые делегируют ограниченное самоуправление местным корпорациям. Некоторые европейские страны приняли общие муниципальные кодексы, которые разрешали централизованный административный контроль над подчиненными территориями через иерархию префектов департаментов и местных мэров. В социалистических странах обычно использовалась иерархическая система местных советов, соответствующих органам управления более высокого уровня и подчинявшихся им.
Как тип сообщества, город может рассматриваться как относительно постоянное скопление населения вместе с его разнообразными жилищами, социальным устройством и вспомогательной деятельностью, занимающее более или менее обособленное место и имеющее культурное значение, которое отличает его от другие типы человеческого поселения и ассоциации. Однако по своим элементарным функциям и рудиментарным характеристикам город нельзя четко отличить от города или даже от большой деревни. Простая численность населения, площадь поверхности или плотность заселения сами по себе не являются достаточными критериями различия, в то время как многие из их социальных коррелятов (разделение труда, несельскохозяйственная деятельность, центральные функции и творчество) в той или иной степени характеризуют все городские сообщества. из маленького провинциального городка в гигантский мегаполис.
История городов
Ранние города
Древний мир
В период неолита (новый каменный век; примерно 9000–3000 лет до н. э.) люди достигли относительно постоянных поселений, но, возможно, в течение 5000 лет такая жизнь была ограничена полупостоянными крестьянскими деревнями — полупостоянными, потому что, когда почва была истощена относительно примитивные методы выращивания, вся деревня обычно была вынуждена собраться и переехать в другое место. Даже когда деревня процветала в одном месте, она обычно разделялась на две после того, как население становилось относительно большим, так что все земледельцы имели свободный доступ к земле.
Эволюция неолитической деревни в город заняла не менее 1500 лет — в Старом Свете от 5000 до 3500 лет до н. э. Технологические разработки, позволившие человечеству жить в городских условиях, поначалу были в основном связаны с сельским хозяйством. Одомашнивание растений и животных в эпоху неолита в конечном итоге привело к усовершенствованию методов выращивания и разведения скота, что в конечном итоге привело к излишкам и позволило поддерживать более высокую плотность населения, а также высвободило некоторых членов сообщества для ремесленничества и производства несущественных товаров. товары и услуги.
По мере того, как населенные пункты увеличивались в размерах благодаря достижениям в области ирригации и земледелия, потребность в улучшении обращения товаров и людей становилась все более острой. Донеолитические люди, которые вели кочевой образ жизни в своих бесконечных поисках пищи, передвигались в основном пешком и перевозили свои основные товары с помощью других людей. Люди эпохи неолита, добившись приручения животных, использовали их для транспортировки, а также в пищу и шкуры, что позволяло путешествовать на большие расстояния. Затем последовало использование тягловых животных в сочетании с санями, оснащенными полозьями для перевозки более тяжелых грузов. Однако выдающимся технологическим достижением в ранней истории транспорта было изобретение колеса, которое впервые использовалось в долине Тигра и Евфрата около 3500 г. до н.э. и было изготовлено из твердых материалов (затем последовали разработки ступиц, спиц и ободов). Для эффективного использования колес требовались дороги, и так появилось дорожное строительство, искусство, наиболее развитое в древние времена римлянами. Параллельно совершенствовался водный транспорт: в 7 в. до н. э. были построены арыки и пути снабжения пресной водой, затем появились судоходные каналы, а на смену плотам, землянкам и тростниковым поплавкам пришли деревянные лодки.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Редакторы Британской энциклопедииПервые узнаваемые города появились примерно к 3500 г. до н.э. Как самое раннее городское население, они отличались грамотностью, техническим прогрессом (особенно в металлургии) и все более изощренными формами социальной и политической организации (оформленными в религиозно-правовых кодексах и символизированными в храмах и стенах). Такие места впервые появились в долине Нила и на шумерском побережье в Уре, появившись в долине Инда в Мохенджо-Даро в 3-м тысячелетии до н.э.; к 2000 г. до н.э. города появились и в долине реки Вэй в Китае. Сухопутные торговые пути привели к увеличению количества городов от Туркестана до Каспийского моря, а затем до Персидского залива и восточного Средиземноморья. Их экономическая база в виде сельского хозяйства (дополняемая торговлей) и их политико-религиозные институты дали городам беспрецедентную степень профессиональной специализации и социального расслоения. Однако городская жизнь не была изолированной, поскольку многие города придавали некоторую согласованность и направление жизни и обществу в своих внутренних районах.
Автономные и зависимые города
Именно в греческом городе-государстве, или полисе, идея города достигла своего апогея. Первоначально набожный союз патриархальных кланов, полис превратился в небольшое самоуправляемое сообщество граждан, в отличие от азиатских империй и кочевых групп в других странах мира. По крайней мере, для горожан город и его законы составляли моральный порядок, символизируемый акрополем, великолепными зданиями и публичными собраниями. Это была, по выражению Аристотеля, «общая жизнь ради благородной цели».
Когда исключительные требования к гражданству (граждане изначально были землевладельцами без истории рабства) были смягчены и поскольку новое коммерческое богатство превзошло богатство пожилых землевладельцев, социальные раздоры дома и соперничество за границей постепенно ослабили общественную жизнь города- республики. Креативность и разнообразие полиса уступили место объединяющим силам поклонения царю и империи, олицетворяемых Александром Македонским и его преемниками. Безусловно, многие новые города, часто называемые Александрией, потому что их основал Александр, были основаны между Нилом и Индом, что облегчило контакты между основными цивилизациями Европы и Азии и дало начало культурному обмену и коммерческой торговле, которые оставили неизгладимое влияние. как на Востоке, так и на Западе. Оставаясь культурно живым, сам город перестал быть автономным политическим телом и стал зависимым членом более крупного политико-идеологического целого.
Римляне, ставшие наследниками эллинистического мира, переселили города в технологически отсталые районы за Альпами, населенные пастушеско-земледельческими кельтскими и германскими народами. Но если Рим принес порядок в цивилизацию и привел и то, и другое к варварам вдоль границы, он сделал из города средство для империи (центр военного умиротворения и бюрократического контроля), а не самоцель. Наслаждение имперским римским миром повлекло за собой принятие статуса municipium — респектабельный, но второстепенный ранг в римском государстве. муниципалитетов финансово поддерживались налогами на торговлю, взносами членов сообщества и доходами от земель, принадлежащих каждому муниципалитетам . Однако со временем идея общественного долга уступила место личным амбициям, особенно когда римское гражданство стало более универсальным ( см. civitas ). Муниципальные функции атрофировались, и город дожил до византийской эпохи главным образом как механизм финансового управления, хотя часто он оставался центром образовательного развития, религиозного и культурного самовыражения.
Средневековье и раннее Новое время
Средневековый город, от крепости до торгового центра
В Латинской Европе ни политические, ни религиозные реформы не могли поддержать римский режим. Крах государственного управления и нарушение границ привели к возрождению местнических взглядов и преданности, но центр внимания был не на городе. Вместо этого общинная жизнь была сосредоточена в крепости (например, в городе-крепости), тогда как civitas были прикреплены к окрестностям епископского престола, как в Меровингской Галлии.
Раннесредневековое общество было созданием лагеря и сельской местности, которые выполняли местные императивы пропитания и защиты. С германскими вариациями позднеримских форм общины были реструктурированы в функциональные сословия, каждое из которых имело формальные обязательства, иммунитеты и юрисдикцию. То, что осталось от города, было заключено в этом поместном порядке, и различие между городом и деревней было в значительной степени затемнено, когда светские и церковные лорды правили окружающими графствами — часто как вассалы варварских королей (9).0027 см. манориализм). Социальный дух и организация заставляли подчиняться общему благу земного выживания и небесной награды. Затухание городской жизни в большинстве стран Северной и Западной Европы сопровождалось провинциальным сепаратизмом, экономической изоляцией и религиозной отчужденностью. Только после прекращения нападений мадьяр, викингов и сарацин городские общины снова испытали устойчивый рост.
Восстановление после 10 века не ограничивалось городом или какой-либо одной частью Европы. Инициативы монашеских орденов, сеньоров или помещиков, а также купцов способствовали новой эре роста земледелия, ремесленничества и производства, денежного хозяйства, учености, роста сельского населения и основания «новых городов». из тех «римских» городов, которые уцелели от периода германских и других посягательств. Почти во всех «новых» средневековых городах роль купца была центральной в катализе торговли товарами и товарами первой необходимости на дальние расстояния.
До 1000 года контакты с богатыми византийскими и исламскими областями в Леванте оживили торговую власть в Венеции, которая разбогатела благодаря своему владению прибыльным путем в Святую Землю во время крестовых походов. Тем временем торговые общины присоединились к более доступным замковым городам и епархиям в северной Италии и на основных путях к Рейнской области и Шампани. Позднее они появились вдоль рек Фландрии и северной Франции, а также на западно-восточном пути из Кельна в Магдебург (9 г.0027 см. Ганзейский союз). Во всех этих городах торговля была ключом к их росту и развитию.
Не случайно XII и XIII века, когда было основано больше новых городов, чем когда-либо между падением Рима и промышленной революцией, также стали свидетелями особого подъема к гражданской автономии. По всей Западной Европе города приобрели различные виды муниципальных учреждений, свободно сгруппированных под обозначением коммуна . Вообще говоря, история средневековых городов — это история растущих классов купцов, стремящихся освободить свои общины от господской юрисдикции и закрепить за собой свое правительство. Везде, где была сильна монархическая власть, купцы должны были довольствоваться муниципальным статусом, но в других местах они создавали города-государства. Воспользовавшись возобновившимся конфликтом между папами и императорами, они объединились с местной знатью для установления общинного самоуправления в крупнейших городах Ломбардии, Тосканы и Лигурии. В Германии городские советы иногда узурпировали права высшего духовенства и дворянства; Фрайбург-им-Брайсгау получил свою образцовую хартию вольностей в 1120 году. Движение распространилось на Любек, а затем на связанные с ним ганзейские города на Балтийском и Северном морях, затронув даже христианские «колониальные» города к востоку от рек Эльбы и Заале. В 13 веке крупные города Брюгге, Гент и Ипр, кредиторы графов Фландрии, фактически управляли всей провинцией. Во Франции революционные восстания, направленные против дворянства и духовенства, иногда приводили к созданию свободных коммун, но большинство общин довольствовались избирательным правом своего суверена, несмотря на их ограниченность по сравнению с относительной свободой английских городков после норманнского завоевания. Наконец, корпоративная свобода городов принесла эмансипацию отдельным лицам. Когда епископы в старых немецких городах относились к новоприбывшим как к крепостным, император Генрих V подтвердил принцип Stadtluft macht frei (нем. «Городской воздух приносит свободу») в чартерах для Шпейера и Вормса; такие новые города, основанные на землях светских и духовных лордов, предлагали свободу и землю поселенцам, которые поселились более «года и дня». Во Франции villes neuves («новые города») и бастид (средневековые французские города, расположенные на прямоугольной сетке) также предоставляли права рабам.
В 14 веке рост городских центров замедлился, поскольку Европа пережила серию потрясений, включая голод с 1315 по 1317 год, появление Черной смерти, которая распространилась по Европе с 1347 года, а также период политической анархии и экономического упадка. которая продолжалась до 15 века. Турецкие посягательства на пути в Азию ухудшили условия как в городе, так и в деревне. Европа замкнулась в себе, и, за исключением нескольких крупных центров, деятельность на рынке была подавлена. В то время, когда местная специализация и межрегиональный обмен требовали более либеральной торговой политики, ремесленный протекционизм и корпоративный партикуляризм в городах, как правило, мешали экономическому росту. Более того, классы ремесленников и рабочих стали достаточно сильными, чтобы бросить вызов олигархическому правлению богатых бюргеров и дворян посредством потрясений, таких как восстание Чомпи (1378 г.), в то время как пик социальной войны пришелся на крестьянские восстания, типичным примером которых была Жакерия (1358 г.) , но это, как правило, были кратковременные восстания, которые не привели к прочным социальным изменениям. Некоторые утверждают, что эпоха упадка была облегчена медленным процессом индивидуальной эмансипации и культурным расцветом эпохи Возрождения, который фактически вырос из уникальной городской среды Италии и был усилен высоким уважением к классическому наследию. Эти ценности заложили интеллектуальную основу для великой эпохи географических и научных открытий, воплощенных в новых технологиях пороха, добычи полезных ископаемых, книгопечатания и навигации. Фактически, только после триумфа княжеского правления политическая лояльность, экономические интересы и духовная власть снова стали сосредоточены в жизнеспособной организационной единице, абсолютистском национальном государстве.
Город и национальное государство
Достоинство абсолютизма раннего Нового времени заключалось в его способности широко использовать новые технологии. Благодаря централизации власти, экономики и веры она принесла порядок и прогресс в Европу и обеспечила основу, в которой индивидуальная энергия могла снова быть направлена на общую цель. В то время как нация лишила города их оставшихся претензий на политическую и экономическую независимость (до сих пор символизировавшихся их стенами и тарифными барьерами), она создала более крупные системы взаимозависимости, в которых могло действовать территориальное разделение труда. Национальное богатство также выиграло от новой меркантилистской политики, но слишком часто богатство, создаваемое городами, захватывалось государством в виде налогов, а затем растрачивалось либо на войну, либо на поддержку великолепия придворной жизни и барочной славы дворцов и церквей. Только в колониальных районах, особенно в Америке, в эпоху экспансии появилось много новых городов, и примечательно, что столицы и порты колонизирующих наций пережили свой самый быстрый рост в эти годы. Однако при абсолютистских режимах несколько крупных политических и коммерческих центров росли за счет более мелких отдаленных общин и сельских районов.
К 18 веку торговый класс все больше разочаровывался в монархическом правлении. Торговцев возмущало отсутствие у них политического влияния и гарантированного престижа, и они возражали против устаревших правил, которые создавали барьеры для торговли, особенно те, которые мешали их усилиям связать коммерческие операции с усовершенствованными производственными системами, такими как фабрики. В конце концов, торговцы объединились с другими диссидентскими группами, чтобы обуздать эксцессы абсолютизма, стереть остатки феодализма и обеспечить себе больший голос в формировании государственной политики. В северо-западной Европе, где эти либеральные движения зашли дальше всего, городское население и его влиятельная буржуазная элита играли решающую роль, несоразмерную их численности. В других местах, как в Германии, буржуазия более примирилась с существующими режимами или, как в северной Италии, взяла на себя пассивную, если не полностью паразитическую роль.
Однако, за исключением Великобритании и Нидерландов, доля национального населения, проживающего в городских районах, нигде не превышала 10 процентов. Еще в 1800 году только 3 процента населения мира проживало в городах с населением более 5000 человек. Не более 45 городов имели население более 100 000 человек, и менее половины из них находились в Европе. В Азии проживало почти две трети населения крупных городов мира, а такие города, как Пекин (Пекин), Гуанчжоу (Кантон) и Токио (Эдо), были больше, чем древний Рим или средневековый Константинополь на пике своего развития.
Древний город — Энциклопедия всемирной истории
При изучении древнего мира город обычно определяется как большой населенный городской центр торговли и управления с системой законов и, как правило, регулируемыми средствами санитарии. Однако это только одно определение, и название «Город» может быть основано на таких факторах, как:
- население поселения
- высота зданий
- плотность застройки/население
- наличие какой-либо канализационной системы
- уровень административного управления
- наличие стен и/или укреплений
- географический район населенного пункта
- или «поселение» называлось «городом» в древности и соответствовало хотя бы одному из вышеперечисленных условий.
В древнем мире «город» очень часто описывает городской центр с плотным населением и определенной структурой зданий, простирающихся от центрального религиозного комплекса, такого как храм (хотя, к сожалению, иногда это могло быть одинаково хорошо применимо к «деревня» или «поселок»). Слово «город» происходит от латинского 9.0129 civitas , хотя городское развитие началось на много веков раньше Рима. Профессор М. Э. Смит из Аризонского государственного университета пишет в The Sage Encyclopedia of Urban Studies , что «демографическое определение, основанное на концепциях Луи Вирта, определяет города как большие, плотные поселения с социальной неоднородностью» (26), что означает, что они определяются как большие сообщества людей, которые решили жить вместе для достижения общей цели в соответствии с законами, соблюдаемыми всеми. Это определение, однако, может быть одинаково хорошо применимо как к большим деревням, так и к городам.
Удалить рекламу
Реклама
Профессор Джордж Модельски из Вашингтонского университета поддерживает определение, основанное на работе историка Терциуса Чендлера (в его книге «Четыре тысячи лет роста городов »), которое определяет город, в отличие от деревни, на основе численности населения. . Модельски пишет:
В оценку численности населения входят два элемента: оценка археологического участка (будь то площадь городского поселения в целом или оценка или фактическое количество домов) и коэффициент плотности населения, будь то «макро» для весь городской участок, или «микро», отношение к дому… Микрооценка требует надежного подсчета домов, а это недоступно для большинства участков. С другой стороны, макрофактор подвержен ошибкам, таким как игнорирование местных условий (3).
Несмотря на проблемы, присущие этим оценкам, Модельски утверждает, что они по-прежнему являются лучшим способом отличить большое поселение от реального города, поскольку плотность населения считается наиболее надежным фактором для такого определения. Таким образом, принимая средства определения Чендлера, такие поселения, как Телль-Брак в современной Сирии (впервые основанные примерно в 6000 г. до н.э.), нельзя считать городами. Профессор Смит пишет:
Удалить рекламу
Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!Концепция «городской революции», впервые сформулированная В. Гордоном Чайлдом (1892–1957 гг. н. э.), описывает ряд социальных изменений, которые привели к развитию самых ранних городов и государств… Эти изменения (такие как происхождение социальные классы и производство сельскохозяйственных излишков) обеспечили социальный контекст для самых ранних городов. Как только классовые государственные общества закрепились в регионе, отдельные города возникли и упали в ответ на различные силы (26).
Город Урук, который сегодня считается старейшим в мире, был впервые заселен в ок. 4500 г. до н.э.
Первый Город
Первые города, соответствующие определениям «города» Чендлера и Вирта (а также ранней работе археолога Чайльда), возникли в регионе, известном как Месопотамия, между 4500 и 3100 годами до нашей эры. Город Урук, который сегодня считается старейшим в мире, был впервые заселен в ок. 4500 г. до н.э. и города, обнесенные стеной для защиты, были обычным явлением к 29 г.00 г. до н.э. по всему региону. Город Эриду, расположенный недалеко от Урука, считался шумерами первым городом в мире, в то время как другими городами, которые претендуют на звание «первого города», являются Библос, Иерихон, Дамаск, Алеппо, Иерусалим, Сидон, Лоян, Афины. , Аргос и Варасани. Все эти города, безусловно, древние и расположены в районах, заселенных с очень давних времен. Урук, однако, является единственным претендентом на звание «старейшего города», у которого есть вещественные доказательства и письменные документы в виде клинописных текстов, датирующие деятельность общины с самого раннего периода. Такие места, как Иерихон, Сидон и даже Эриду, которые, без сомнения, были заселены до Урука, не имеют такой же документации. Их возраст и непрерывность проживания были оценены на основе фундаментов зданий, обнаруженных в ходе археологических раскопок, а не первичных документов, найденных на месте.
Население в древних городах
Население древних городов, в зависимости от того, какое определение «города» использовать, резко отличалось от того, что можно было бы считать подходящим для современного города. Профессор Смит утверждает: «Многие древние города имели лишь скромное население, часто менее 5000 человек» (26), в то время как другие ученые, такие как Модельски, указывают на более высокую вероятность населения в диапазоне от 10 000 до 80 000 человек в зависимости от рассматриваемого периода. Модельски, например, указывает, что население Урука составляло 14 000 человек в 3700 г. до н. э., но 80 000 человек к 2800 г. до н. э. (12). Для сравнения, население города Эдинбурга в Шотландии составляло 49 человек.5360 человек в 2011 году нашей эры, население Лондона, Англия, 8,174 миллиона человек в 2011 году нашей эры, а население Нью-Йорка в Соединенных Штатах Америки составляло 8,337 миллиона человек в 2012 году нашей эры. Историк Льюис Мамфорд, однако, отмечает, что «вероятно, ни один город в древности не имел населения, намного превышающего миллион жителей, даже Рим; и, за исключением Китая, не было более поздних «Римов» до девятнадцатого века» (6). Точка зрения Мамфорда подчеркивает проблему использования населения как средства определения древнего города, поскольку было доказано, что городские центры, обозначенные как «поселения» (такие как Телль-Брак), имели большее население, чем многие современные города в наши дни. Скопление населения региона в городской центр становилось все более и более распространенным явлением после возникновения городов в Месопотамии, и, когда-то заключенное в стены города, население увеличивалось или, по крайней мере, такой рост становился более измеримым.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Увеличение населения привело к субурбанизации и распространению поселения за пределы первоначальных границ. Затем современные ученые сталкиваются с еще одной проблемой при определении города, поскольку некоторые утверждают, что пригородные пространства не следует учитывать, в то время как другие настаивают на том, что это необходимо. Наиболее отчетливо эта проблема, как и многие другие, связанные с определением города, проявляется на примере Телль-Брака. Хотя первоначальное поселение, возможно, было меньше, чем Урук, ко 2-му тысячелетию до нашей эры его размер вырос до более чем 320 акров (130 гектаров), и, поскольку оно было основано ранее, это свидетельствует о том, что он претендует на звание самого старого города в мире. Его население было бы значительно больше, чем население современного Эдинбурга, если выбрать один пример, и поэтому его следует определить как город в зависимости от численности населения; тот факт, что многие эксперты в этой области не считают его городом, служит примером современных научных дебатов по поводу определения древних городских центров как «городов» или «поселений». Эти дебаты также касаются вопроса о том, должна ли поселение быть окружено стеной, чтобы его можно было по-настоящему назвать «городом».
Львиные ворота в Микенах
Андреас Трепте, www.photo-natur.de (CC BY-SA)
Город-крепость
Города-крепости были обычным явлением в Месопотамии. Самым известным, а сегодня, пожалуй, и самым спорным городом древнего мира был Вавилон. Он остается спорным по той же причине, что и его слава, поскольку город занимает видное место — и негативное — во многих библейских повествованиях. Однако далеко не «город зла», Вавилон был великим и процветающим культурным и интеллектуальным центром, первым, среди прочих достижений, усовершенствовавшим искусство изготовления стекла c. 1500 г. до н.э., а также дальнейшее развитие искусств и наук, известных сегодня как астрономия, астрология, ранняя физика, математика, право, литература, архитектура и скульптура. Великий царь Хаммурапи впервые окружил Вавилон стенами в 179 г.2 г. до н.э. и построил первый священный храмовый комплекс бога Мардука (Эсагила), включая зиккурат, высокую ступенчатую башню (которая, возможно, породила знаменитое библейское повествование о Вавилонской башне), сосредоточенную вокруг реки Евфрат. Однако своего расцвета Вавилон достиг во время правления Навуходоносора II (который жил в 634–562 гг. до н. э., правил с 605–562 гг. до н. э.), который трижды окружил город стенами высотой 40 футов и такой толщины, что на них проводились гонки на колесницах. . Стены Вавилона, и особенно великие ворота Иштар, фигурировали в списках некоторых писателей среди семи чудес древнего мира и считались чудом, окружающим город на десять миль.
Удалить рекламу
Реклама
Месопотамские, а позже греческие и римские города характеризовались своими стенами, и это справедливо и для других цивилизаций. Стены города, известного как Великий Зимбабве (в современном Зимбабве), определяли его, а стены города Бенина (в современной Нигерии) в равной степени считались визитной карточкой этого места. Маловероятно, что Месопотамия напрямую повлияла на эти другие культуры, и кажется более вероятным, что стены возводились по всему миру без влияния культурной передачи и просто как естественная реакция на возможность нападения соседних городов и неопределенность мира природы. В Китае продолжалась традиция возведения стен вокруг города (за исключением, в частности, Анъяна, который никогда не был обнесен стеной). Тем не менее, были культуры, которые строили города без стен или, по крайней мере, без валов большой высоты или длины. В городах майя Мезоамерики не было значительных стен (хотя у них были ворота), и египтяне, похоже, полностью отказались от концепции города-крепости. Смит пишет:
Поскольку археологам не удалось найти больших городов в Египте до столицы Эхнатона в Амарне в период Нового царства (1350 г. до н. э.), Египет иногда противопоставляли Месопотамии как «цивилизацию без городов». Однако этот ярлык маскирует отличительную форму урбанизма. Хотя возможно, что наводнение реки Нил разрушило более ранние крупные столицы, представляется более вероятным, что египтяне создали форму рассредоточенного урбанизма, характеризующуюся более мелкими, более специализированными городскими поселениями (25).
Обнесенные стеной города были центрами жизни древних жителей Месопотамии, однако население Вавилона (200 000 человек во время правления Навуходоносора II) не отличалось от других городов-государств в том, что они полагались на городские стены, которые их разделяли. от неопределенности и опасности внешнего мира. За стенами города простирались длинные поля для возделывания и выпаса скота, но также скрывались неконтролируемые аспекты природы и враждебность тех, кто враждебен городу. Хотя значительная часть населения ежедневно покидала пределы города, чтобы пасти поля и скот и заниматься торговлей, жизнь людей разворачивалась в основном за городскими стенами. Концепция города была настолько важна для жителей Месопотамии, что они считали город Эриду местом рождения человечества, а не садом, таким как Эдем из библейской Книги Бытия.
Акведук Пон-дю-Гар
Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)
Преимущества и стоимость города
У ученых нет единого мнения о том, почему урбанизация началась в Месопотамии, и предположения варьируются от отсутствия осадков в регионе до факторов окружающей среды, таких как длинные открытые равнины, которые оставили жителей на милость стихии (а со временем и захватчиков) без городов-крепостей, к простому объяснению, что процветающие деревни привлекали больше людей и неуклонно превращались в городские центры. Льюис Мамфорд предполагает, что:
Удалить рекламу
Реклама
Физическая безопасность и социальная преемственность были двумя важными вкладами в развитие города. В этих условиях стали возможны любые конфликты и вызовы, не нарушая общественного порядка… Благодаря хранению, канализации и орошению город с самого начала своего возникновения на Ближнем Востоке оправдывал свое существование, ибо освобождал общину от капризов. и насилия природы, хотя немалая часть этого дара была сведена на нет дальнейшим следствием более униженного подчинения общества капризам и насилию людей (5).
Это отделение людей от их естественной среды породило искусственный мир, в котором людям больше не нужно было заботиться о природных циклах, чтобы выжить. Дождевую воду можно было хранить для последующего использования, как и собранный урожай, а поля можно было орошать благодаря человеческой изобретательности, а не полагаться на то, что боги посылают дождь. По мере роста городов росло и их могущество, и, как отмечает Смит, «правители использовали городскую архитектуру для передачи сообщений о власти, богатстве, легитимности и других идеологических темах» (27). Старая система сельской жизни, в которой человеческие сообщества зависели от отношений с землей, изменилась с появлением городских центров; теперь люди контролировали природную среду и подчинили окружающую землю своей воле. Мамфорд отмечает, что «под защитной мантией города, казалось бы, такой постоянной, эти иллюзии поощряли привычки к хищничеству и паразитизму, которые в конечном итоге подорвали всю социальную и экономическую структуру, после того как нанесли ущерб окружающему ландшафту и даже в отдаленных районах. . В городе отсутствовали многие элементы, доставляемые природой, необходимые как для здоровья, так и для душевного равновесия» (6).
Однако это не означает, что город и процесс урбанизации не принесли долгосрочных выгод. Историк Пол Кривачек пишет:
Вместе с городом пришли централизованное государство, иерархия социальных классов, разделение труда, организованная религия, монументальное строительство, гражданское строительство, письменность, литература, скульптура, искусство, музыка, образование, математика и право, не говоря уже об огромном множество новых изобретений и открытий, от таких простых предметов, как колесные транспортные средства и парусные лодки, до гончарных печей, металлургии и создания синтетических материалов. И вдобавок ко всему этому была огромная коллекция понятий и идей, столь фундаментальных для нашего взгляда на мир, как, например, понятие числа или веса, совершенно не зависящее от реальных предметов, которые подсчитываются или взвешиваются, — число десять или один килограмм. – что мы давно забыли, что их нужно было открыть или изобрести (20-21).
Sacred Precinct, Tenochtitlan
Steve Cadman (CC BY-SA)
Тем не менее, искусственный характер городской среды является причиной того, что так много древних городов, не разрушенных при завоевании, были разрушены их жителями или заброшены. Все великие городские центры майя были заброшены до 900 г. н.э., а многие из наиболее важных месопотамских городов, таких как Урук и Эриду, опустели задолго до этого. Перенаселение и истощение ресурсов привели к упадку многих древних городов, и Мамфорд утверждает, что это происходит с городскими центрами, «когда город больше не находится в симбиотических отношениях с окружающей его землей; когда дальнейший рост истощает местные ресурсы, такие как вода, и делает их ненадежными; когда, чтобы продолжать свой рост, город должен выходить за свои непосредственные пределы по воде, по топливу, по строительному материалу» (6). Именно это произошло с городом майя Копан и многими другими в древнем мире. В Копане и многих других центрах майя нехватка воды для снабжения населения все более и более становилась серьезной проблемой.
Удалить рекламу
Реклама
Эта же парадигма, будь то нехватка воды или других ресурсов, привела к падению других великих городов в других странах древнего мира и сохраняется и в наши дни. В регионе, который когда-то дал начало первым городам, Плодородный Полумесяц в настоящее время далеко не плодороден. Дэвид Майкл из Stimson Global Security пишет: «Рост населения, стремительный рост спроса, усиление нагрузки на окружающую среду и потенциально неустойчивые программы развития могут привести к непоправимому бремени на пресноводные ресурсы региона». Эта ситуация, узнаваемая в прошлом, представляет угрозу для окружающей среды в наши дни. Люди создали искусственную среду, города, чтобы сохранить их в безопасности и дать им подобие контроля над жизнью, и тем самым дистанцировались от естественной среды, необходимой им для выживания, так что, в случае со многими древними городов, ни одна из окружающей среды не была устойчивой, и обе остались в руинах.