Правильная речь и грамотная речь
Искусство правильной и грамотной речи доступно не каждому, однако такая речь необходима для многих людей, особенно для тех, чья деятельность связана с активными коммуникациями – переговорами, выступлениями перед большой аудиторией, общением с клиентами.
Правила грамотной речи
Грамотно поставленная речь – красивая и информационно насыщенная, логично выстроенная и выразительная. К сожалению, современная школа уделяет мало времени построению грамотной и четкой речи, а результат этого – неумение множества людей свободно пользоваться богатством родного языка.
Правила грамотной речи предписывают исключить из лексикона тавтологии («станцевать танец», «молодой юноша», «спросить вопрос»), слова-паразиты («в общем», «так сказать», «как бы», «короче»). Кроме того, избавиться следует и от тех слов, значения которых вы не знаете, а также от неоправданного использования иностранных слов, имеющих русский аналог.
Следите за ударениями и родами некоторых слов. Несмотря на допущение употреблять «кофе», как слово среднего рода, образованные люди вряд ли это положительно оценят. А если в слове «звонит» ударение у вас падает на первый слог, а в слове «бармен» — на второй, это выдаст в вас безграмотного человека.
Используйте в речи красочные метафоры, оригинальные сравнения, описания, поговорки и афоризмы – все эти средства помогут сделать ваш рассказ оживленным и красивым.
Как научиться грамотной речи?
Лучше всего грамотной речи учит классическая художественная литература. Чтение позволяет расширить словарный запас, научиться красиво строить фразы, доступнее выражать свои мысли и чувства с помощью слов. А, кроме того, чтение улучшает и письменную речь, делая ее грамотнее и образнее.
Учиться грамотно поставленной речи нужно с помощью диктофона. Попробуйте записать свой пересказ литературного произведения или фильма. Затем прослушайте запись, найдите речевые ошибки – слова паразиты, повторы, плохо сформулированные фразы. В последующем старайтесь следить за тем, что вы говорите, и не допускать этих ошибок.
Узнав новые слова, старайтесь выяснять их значение и вводить в активный словарный запас. Однако избегайте пресыщать свою речь слишком большим количеством сложных слов – это не сделает вас хорошим собеседником.
Умение общаться Умение общаться не только делает из нас приятных собеседников, но и позволяет благодаря дару убеждения и правильно поставленной, грамотной речи достигать поставленных целей, например, во время важных переговоров. |
Коммуникативные навыки В современном обществе владение коммуникативными навыками крайне важно и в некоторых случаях даже необходимо. Эта статья расскажет о видах коммуникаций, их развитии и формировании. |
Выразительность речи В этой статье мы расскажем о том, для чего необходима выразительность речи, как она влияет на качество изложения информации и какие элементы языка смогут сделать речь выразительной и яркой. | Деловая речь Деловая речь является частью деловой культуры, без которой невозможно эффективное общение и ведение дел. Эта статья расскажет о правилах деловой речи и способах ее развития. |
7 книг, которые помогут научиться грамотно и красиво говорить
Грамотно говорить никому не помешает. Даже президенту, который путает ударение в Балашихе. Журналист интернет-издания Tvkinoradio.ru Александра Гагарина собрала лучшие словари и справочники по технике и культуре речи, которые помогут научиться говорить не только правильно, но и красиво.
1. Михаил Штудинер «Словарь трудностей русского языка для работников СМИ. Ударение, произношение, грамматические формы»
Михаил Абрамович Штудинер — доцент кафедры стилистики факультета журналистики МГУ и автор «Словаря образцового русского ударения». Эта книга — абсолютный must have не только для тех, кто работает в эфире и постоянно сталкивается с различными расхождениями в произношении, но и просто для тех, кто хочет говорить правильно. Словарь содержит 22 000 слов и словосочетаний с указанием предпочтительных вариантов произношения для работников радио и телевидения, чтобы раз и навсегда избавить их от сомнений. В издании собраны не только нарицательные слова, но и актуальные имена собственные — географические названия, имена политиков, деятелей науки и культуры и так далее. Для удобства в книге есть свободное место для заметок, куда можно вписать дополнительную информацию, слова и названия. А в приложении собраны статьи автора, посвящённые лингвистическим проблемам, с которыми ему пришлось столкнуться во время работы.
2. Майя Зарва «Слово в эфире: О языке и стиле радиопередач: справочное пособие»
Что такое радиотекст? Чем он отличается от любого другого? Почему так важно следить за каждым словом, знать его значение и контекст употребления? Как правильно произносить те или иные звуки, слова, имена? В книге есть много примеров на разные случаи и распространённые ошибки и трудности (интонирование, порядок слов, избыточность, лаконизм и так далее), с которыми сталкивается каждый, кто пишет тексты. Речевые обороты, восприятие речи, понятие какофонии и эвфонии, орфоэпия и произношение, выразительные средства языка и другие особенности русского языка показаны сквозь призму радио. Автор сборника — Майя Зарва много лет работала диктором Всесоюзного радио и преподавала стилистику русского языка и орфоэпию на факультете журналистики МГУ. В книге много ссылок на имена лингвистов, чьи справочные материалы и словари давно стали классикой. По ним до сих пор занимаются все школьники, студенты, аспиранты, которые так или иначе изучают русский язык: Дитмар Розенталь, Константин Былинский, Лев Щерба, Рубен Аванесов, Виктор Виноградов и другие.
3. Татьяна Иванова, Татьяна Черкасова «Русская речь в эфире. Комплексный справочник»
Полезный справочник, в котором систематизированы трудные случаи в орфоэпии, словообразовании, морфологии и синтаксических конструкциях устной речи. Первый раздел разделен по частям речи, во втором — словарь орфоэпических трудностей, третий — словарь имён собственных по темам: география, культура, политика, общественная жизнь, спорт. Кроме того, в книге есть приложение, в котором дан словарь русских эквивалентов иноязычных слов и выражений. Книга будет интересна не только тем, кто работает на радио и телевидении, но и всем, чья работа связана с общением и публичными выступлениями — преподавателям, общественным деятелям, переводчикам, политологам, специалистам по PR и рекламе и просто всем заинтересованным в повышении своей речевой культуры.
4. Юрий Левитан, Елизавета Емельянова «О культуре и логике речи»
Отличное руководство по работе с текстом, которое можно смело назвать книгой на все времена. В сборник вошли статьи дикторов Всесоюзного радио (Елизавета Емельянова, Юрий Левитан), народных и заслуженных артистов СССР (Ольга Высоцкая, Владимир Гецик, Владимир Всеволодов), а также филолога, специалиста по практической орфоэпии и культуре речи (Флоренция Агеенко). Они подробно разбирают популярные ошибки и рассказывают, как правильно готовиться к эфиру, делать разметку текста перед чтением, какие упражнения нужно делать, как читать сложные фразы, тренировать дыхание, не сбиваться с темпа, найти свой стиль и так далее.
5. Рубен Аванесов «Русское литературное произношение»
Книга для тех, кто решил пойти дальше словарей ударений и пособий по технике речи и хочет изучить тему произношения глубже. В этом издании подробно описывается русское литературное произношение, его закономерности, особенности и изменения за последние четыре десятилетия. В тексте много примеров, которые наглядно показывают типичные отклонения от нормы, ошибки в произношении и способы их устранения. Со времён первого выпуска в 1950 году книга была много раз переиздана и дополнена автором и его последователями.
6. Людмила Вансовская «Практикум по технике речи»
В книге собраны упражнения по постановке дыхания и голоса, много скороговорок и стихов классиков русской литературы для тренировки артикуляции и дикции. Автор даёт практические советы, например, как преодолеть предаудиторную лихорадку, держать дыхание и справляться со стрессом во время чтения. Пособие основано на спецкурсе, который вела сама Людмила Вансовская, доцент кафедры психологии развития на психфаке СПбГУ и преподаватель филологического факультета кафедры фонетики и методики преподавания иностранных языков.
7. Анна Петрова «Искусство речи для радио- и тележурналистов»
В книге кратко изложены основные пункты, с которыми необходимо ознакомиться всем, кто хочет работать у микрофона или в кадре. В первой части рассказывается о том, что такое разговорная речь, по каким законам и правилам формируется логика речи, её интонация, паузы и ударения в предложении. Целый раздел посвящён синтаксическим и стилистическим проблемам речи в эфире, среди них произношение, согласование, языковая норма, особенностям употребления тех или иных слов. Помимо ответов на эти вопросы, в книге описаны упражнения для тренировки позиций языка, губ, челюстей, шеи, дыхания, которые помогут улучшить дикцию. В конце есть краткий словарь ударений.
Читайте оригинальный текст на сайте tvkinoradio.ru
Модуль VIII: Публичное выступление Раздел 9: Доставка После завершения этого раздела учащиеся должны уметь:
Независимо от того, насколько хорошо построена речь, насколько квалифицированы источники доказательств и насколько хороши наглядные пособия, речь все равно остается спектаклем. Если речь поставлена плохо, речь слабая. Хорошо поставленная речь с более слабым содержанием будет восприниматься лучше, чем речь с сильным содержанием, но плохо поставленная. Например, очень умный, хорошо образованный учитель может иметь превосходную информацию, но если он не может общаться в ясной и приятной манере, ученики будут бороться за то, чтобы быть вовлеченными. То, как мы представляем информацию, так же важно, как и качество контента, и мы должны нести ответственность за то, чтобы сделать как можно лучше и то, и другое. В нашей высоко опосредованной культуре мы привыкли к тому, что информация упаковывается для нас в приятных формах. Мы ожидаем хороших телевизионных шоу, фильмов, музыки и веб-сайтов. Если нам не нравится, как они упакованы, мы переключаем канал, щелкаем выключателем или уходим прочь. Поскольку мы обращаемся к аудитории, которая ожидает, что оратор сделает речь интересной, мы должны взять на себя эту ответственность, чтобы сделать правильный выбор для эффективной презентации. Если речь скучна, то это потому, что говорящий решил сделать ее такой. Чтобы понять, какой выбор можно сделать, нам нужно рассмотреть различные методы произнесения речей, характеристики хорошего вербального и невербального произнесения, а также влияние нашей речевой тревожности на эффективное выступление.
Четыре способа произнесения речей: ЭкспромтI мгновенная речь — это речь практически без подготовки, когда говорящий не знал, что он/она будет говорить . Импровизированная речь считается только в том случае, если говорящий действительно не знал, что его попросят выступить. Просто неспособность подготовиться к известному выступлению не является экспромтом; это безответственность. Импровизированная речь является наиболее распространенной формой речи. Будь то в классе или на деловой встрече, нам часто приходится излагать наши идеи продуманно и организованно. Возможно, мы не стоим перед комнатой, когда делаем это, но даже если мы сидим, все равно судят о нашей достоверности и правдоподобности. На самом деле, каждый раз, когда человека просят сказать что-то умное, его помещают в импровизированную ситуацию. Есть три ключа к экспромту: организованность, плавность и подача. Во-первых, говорящий должен хорошо организовать информацию, чтобы слушатели могли следить за развитием идей. Во-вторых, говорящий должен быть плавным, тщательно следить за использованием нечетких слов, нерешительности и переформулировок. В-третьих, говорящий должен иметь сильную, внешне ориентированную речь с особенно хорошим зрительным контактом. Поскольку аудитория понимает, что это экспромт, соответствие трем стандартам демонстрирует мощную степень уверенности и способности. Импровизированные
Импровизированная речь — это речь по ограниченным заметкам, но хорошо подготовленная . Это стиль речи, который используют большинство говорящих использую и должен использовать. Этот метод правильно фокусирует говорящего на потоке идей, а не на потоке слов. Импровизированная речь сочетает в себе две очень важные черты хорошей речи: говорящий хорошо обучен и подготовлен, и он сохраняет гибкость формулировок, чтобы адаптироваться к текущей аудитории. Чтобы эффективно говорить импровизировано:
Рукописная речь — это речь по дословному (слово за словом) сценарию . Речь записывается, а затем буквально зачитывается аудитории. Для большинства ораторов в большинстве ситуаций устная речь не является подходящим методом подачи:
Тем не менее, в некоторых ситуациях может быть уместно говорить по рукописи. Если точная формулировка должна быть такой точной, подойдет рукопись. Когда президент говорит, он говорит по рукописи, поскольку простое искажение может иметь драматические последствия. Генеральный директор компании, выступая перед акционерами, будет говорить по рукописи, чтобы тщательно изложить проблемы. Вступительный оратор обычно говорит по рукописи. Тем не менее, для подавляющего большинства речевых ситуаций и ораторов рукописное говорение редко оправдано. Запомнено Заученная речь — это запоминание рукописи , что является очень слабым и опасным методом произношения речи. В нем есть все опасности рукописного разговора с дополнительными проблемами забывания и плохой доставки. Заученная речь обычно приводит к наивысшему уровню беспокойства. В целом, если нет какого-либо конкретного смягчающего обстоятельства, трудно представить себе ситуацию, в которой уместно заученное произношение.
Помните, что словесное и устное — не одно и то же. Вербальный компонент речи относится к выбору языка. Вокальные факторы являются частью невербальной коммуникации, о которой пойдет речь далее. Эффективное использование языка в речи очень важно. Конкретные соображения при формулировке речи включают: Удобный язык Используйте язык, удобный для говорящего и подходящий для аудитории. Не пытайтесь выпендриться и уж тем более не запутывайтесь. Если вы используете жаргон, обязательно определите термины для аудитории; не думайте, что они уже знают, что означают различные сокращения и технические термины. Точный язык Используйте точный и конкретный язык. Расплывчатый и абстрактный язык приводит к непониманию. Стиль устной речи Используйте устный стиль речи вместо письменного. При разработке речей важно, чтобы мы не записывали речь, поскольку мы неизменно переходим к письменному стилю, а не к более спонтанному, непринужденному, устному стилю. Язык описания Используйте красочный и яркий язык. Хорошие ораторы рисуют словесные образы для аудитории. Используйте прилагательные, примеры и описание. Избегайте оскорблений Будьте осторожны с оскорбительными выражениями. Некоторые выражения явно оскорбительны, и их легко избежать. Однако некоторые формулировки могут быть не столь заметны. Например, обращение к разнополой аудитории продавцов как к «продавцам», скорее всего, оскорбит женщин. Подумайте над формулировкой, чтобы не обидеть аудиторию. Быть адаптируемым Оставайтесь гибкими. Самой причиной использования импровизированного стиля является гибкость и адаптируемость, которые он допускает. Во время практики исследуйте различные способы формулирования речи, чтобы иметь больше вариантов для выбора во время презентации.
В общем, считайте хорошую доставку расширенным разговором . Говорите с аудиторией разговорно, но организованно. Аудитория должна чувствовать, что оратор просто разговаривает с ними, а не читает им лекции или представляет какую-то искусственную личность. Аудитория, как правило, больше вовлекается, когда чувствует, что получает некоторое представление о человеке, слушая, как он говорит о чем-то важном. Подобно хорошему рассказыванию историй, хорошие публичные выступления энергичны, полны энтузиазма и динамичны. Для подавляющего большинства выступающих их естественный разговорный стиль послужит основой их стиля публичных выступлений, эффективно привлекая аудиторию. В дополнение к расширенному разговору следует учитывать некоторые конкретные невербальные элементы: Зрительный контакт Хорошие ораторы устанавливают зрительный контакт с аудиторией, что развивает связь между аудиторией и говорящим и демонстрирует уверенность. Постарайтесь в какой-то момент установить зрительный контакт со всеми частями аудитории, работая слева направо и спереди назад. Выражение лица Хорошие ораторы используют свою естественную выразительность перед аудиторией, чтобы отразить общий тон речи. Эмпирическое правило заключается в том, что оратор должен показывать то, что он хочет, чтобы его аудитория чувствовала. Зрители удивительно быстро чувствуют и реагируют на эмоциональный тон говорящего. Параязык Хорошие ораторы говорят четко, хорошо произносят речь, сохраняют хорошую громкость и темп, а также используют вокальное разнообразие для акцентирования внимания. Голос является основным инструментом оратора, поэтому важно правильно его использовать. Разрывы Дифферентность — это такие звуки, как «ух», «хм» и «а», или такие слова, как «нравится», «вы знаете», «я имею в виду» или «хорошо», которые используются для заполнения пауз и прерывания плавного течения речи. слов. Цель оратора должна состоять в том, чтобы свести их к минимуму, но при использовании импровизированного стиля речи следует ожидать некоторых. По мере роста неточностей доверие аудитории падает, но некоторые из них не представляют серьезной проблемы. Жесты Хорошие ораторы понимают, что мы обычно используем руки, когда говорим, поэтому важно использовать жесты рук. Удобные жесты демонстрируют уверенность, раскрывают позу говорящего и помогают донести его сообщение до аудитории. Однако их следует использовать в верхней части тела, и они не должны отвлекать внимание. Например, не вертите карточку, не заламывайте руки и не играйте с украшениями. В идеале делайте то, что кажется естественным, но не кладите руки в карманы, не скрещивайте руки и не сцепляйте руки за спиной. Движение тела Хорошие динамики, если их не заставят оставаться у микрофона, будут до некоторой степени перемещаться. Движение не должно быть признаком беспокойства. Наоборот, движение может добавить визуального разнообразия, помочь в переходах между точками и помочь говорящему справиться с волнением. Общее правило эффективного выступления таково: «Как только фактор подачи замечен, это причиняет вред говорящему». Подача хорошего оратора вписывается в контент как единое целое. Если аудитория сосредотачивается на чем-то вроде жестов, движений тела или зрительного контакта, они не сосредотачиваются на сообщении речи.
Чтобы провести эффективную презентацию, выступающие должны понимать, ценить и справляться с речевым беспокойством. Речевая тревога — это совершенно нормальная, естественная и здоровая реакция на речевую ситуацию. Каждый, кто здоров и понимает динамику разговорной ситуации, будет испытывать некоторую степень речевого беспокойства. Разница между новичком и опытным спикером в том, что опытные спикеры не боятся своей тревожности и знают, как с ней работать, а не бороться с ней. Речевая тревожность не проходит; он может исчезнуть и стать второстепенной проблемой, но он всегда присутствует, по крайней мере, у психически здоровых ораторов. Мы не занимаемся «избавлением» от беспокойства; скорее, мы обращаемся к пониманию и преодолению этого, а не к борьбе с ним.
Причин речевого беспокойства много, и то, как они влияют на конкретного человека, может быть разным. Однако некоторые распространенные включают: Отсутствие опыта По мере того, как предсказуемость падает, а неопределенность возрастает, тревожность также имеет тенденцию расти. Это нормально, что мы склонны бояться тех вещей, которые, по нашему мнению, мы не можем предсказать и предвидеть. Первокурсник может испытывать сильное беспокойство по поводу поступления в колледж просто потому, что это новый опыт, но как только он освоится в кампусе и войдет в рутину, беспокойство исчезнет. Говорить так же; как только человек произнес несколько речей, он узнает, чего ожидать от себя и своей аудитории. Теперь у них гораздо более высокий уровень предсказуемости, что приводит к более высокому уровню комфорта и более низкому уровню беспокойства. Отсутствие подготовки Еще одной важной и контролируемой причиной речевой тревожности является отсутствие подготовки. Если мы чувствуем, что не готовы к какой-либо ситуации, наше беспокойство будет возрастать. Представьте себе, что вы входите в класс, совершенно не готовый к тесту; скорее всего, тревога при тестировании возрастет. Однако, если вы войдете в помещение надлежащим образом подготовленным к выступлению, уверенность возрастет, а тревога уменьшится. Чтобы это сработало, спикеры должны доказать себе, что они готовы, а не кому-либо еще. Страх быть отвергнутым Большинству из нас не нравится, когда нас отвергают, и ситуации, в которых мы рискуем быть отвергнутыми, могут нервировать. Реальность такова, что ораторов судит и оценивает слушатель. Примите эту реальность и будьте уверены в послании и доставке. Ни один оратор никогда не будет полностью принят каждым слушателем, но если он сможет проявить уверенность в себе и подготовиться к ситуации выступления, подавляющее большинство аудитории будет вежливо и уважительно. Ложные ожидания Из-за отсутствия опыта начинающие ораторы особенно подвержены ложным ожиданиям. Ожидания начинающих ораторов обычно либо слишком грандиозны, либо слишком негативны. И то, и другое может быть вредным. Если говорящий имеет нереально высокие ожидания, говорящий установил недостижимые стандарты, увеличивая его/ее тревогу. С другой стороны, если ожидания слишком занижены, это может стать самоисполняющимся пророчеством, основанным на предположении: «У меня все получится плохо, поэтому зачем вообще практиковаться», что ведет к неудаче9.0006 Цикл тревоги/страха Когда мы беспокоимся о том, чтобы говорить, мы боимся, что это беспокойство приведет к провалу. Страх неудачи может увеличить нашу тревогу в бесконечном цикле. Страх — это страх тревоги. Мы думаем, что нервозность — это признак надвигающейся неудачи, поэтому мы боимся своего беспокойства. Чем больше у нас страха, тем больше у нас беспокойства. Беспокойство не может заставить человека потерпеть неудачу; однако страх может заставить человека потерпеть неудачу. Уважайте нормальность беспокойства, но не бойтесь его. Управление тревогойЧтобы справиться с тревогой, важно помнить три вещи:
При управлении тревогой сосредоточьтесь на трех ключевых областях: подготовка, ожидания и практика. Подготовка : Подготовка затрагивает две области: подготовку речи и подготовку выступающего. Во-первых, уверенность в количестве и качестве подготовки поможет уменьшить тревогу. Если говорящий считает, что он достаточно подготовлен и сделал все необходимое для подготовки, это может помочь уменьшить тревогу. Некоторые другие предложения включают:
Ожидания : Тщательно продумайте, что может произойти во время выступления, чтобы иметь разумные ожидания. Избегайте крайне позитивных или негативных ожиданий и предвидите событие как можно реалистичнее. Большинство зрителей ведут себя тихо, внимательно и уважительно. В то время как мы видим, как критики кричат на политиков, подавляющее большинство речей произносится перед аудиторией, которая внимательно слушает и отвечает вежливо и уместно. Если вы пытаетесь пошутить, улыбка или смешок — отличные признаки успеха. Редко спикер заставит аудиторию ответить хриплым смехом. Даже если в аудитории есть несколько невнимательных участников, сосредоточьтесь на тех, кто следит за речью; дайте им то, за чем они пришли сюда. Как спикер, шансы действительно «бомбить» очень малы, при условии соответствующей подготовки и практики. Говорящие, использующие импровизированный разговорный стиль, будут иметь несколько неточностей, могут исказить слово или должны будут проверить свои записи, чтобы напомнить им, что сказать. Эти незначительные оговорки, как правило, не имеют значения, если говорящий не обращает на них внимание. Аудитория определяет, как реагировать на ошибки говорящего, основываясь на реакции говорящего. Если оратор просто пройдет мимо них или быстро поправится, аудитория не обратит на них особого внимания. Если говорящий выглядит взволнованным или рассеянным, аудитория начнет предчувствовать неудачу. Лучшее, что может сделать оратор, — это иметь реалистичные ожидания относительно того, что произойдет во время выступления: не идеально и не ужасно. Благодаря тщательному разговору с самим собой и практике у спикеров будет хорошее, реалистичное представление о том, на что будет похож разговорный опыт. Практика: Наконец, и, возможно, самое главное, занимайтесь активной практикой. Активная практика означает максимально реалистичную речь, а не просто размышления или бормотание. Выступающим предстоит многое сделать, и, как и в любой другой сложной деятельности, необходима практика, чтобы научиться делать свою работу наилучшим образом. Благодаря активной практике говорящий становится более удобным в физическом процессе стояния, движения, жестикулирования, при этом говоря хорошо организованное, связное сообщение. Если используются наглядные пособия, они привыкают к тому, когда их открывать и когда удалять, и как управлять ими наиболее эффективно. Идеальная ситуация, если это возможно, состоит в том, чтобы практиковаться в реальном пространстве, в котором будет произноситься речь. Используя хорошую, активную практику, говорящий уменьшает количество неизвестных, так что меньше причин для беспокойства. Одно предостережение по поводу практики: существует тенденция повторять первые части речи снова и снова, но более поздним частям уделяется очень мало внимания. На практике говорящий начинает, делает ошибку и начинает сначала. После того, как вы сделали это несколько раз, введение и начальная часть тела привлекают большое внимание; однако, как только говорящий произнесет всю речь, мало усилий прилагается для того, чтобы одинаково проработать все части речи. Хотя этот процесс остановки/перезапуска поначалу удобен, в какой-то момент говорящий должен отрепетировать всю речь, от начала до конца, несколько раз. Делая это, оратор учится справляться с оговорками, делая их менее значимыми, когда они случаются в реальной презентации.
Термины и понятия, с которыми учащиеся должны быть знакомы из этого раздела, включают: Способы доставки
Факторы устной доставки
Факторы невербальной доставки
Речевая тревога
| ||||||||||||||
Глава 32: Методы произнесения речи – эффективное профессиональное общение: риторический подход
К концу этой главы вы должны уметь:
- Различать четыре метода подачи речи: импровизированную речь, рукописную речь, заученную речь и импровизированную речь
- Перечислите преимущества и недостатки четырех типов речей
- Объясните, почему импровизированный стиль речи является предпочтительным при использовании риторической теории
- экспромт
- рукопись
- запомнил
- импровизированный
Мы установили, что презентации включают в себя гораздо больше, чем просто передачу информации. Конечно, вы могли бы рассматривать презентацию как возможность просто прочитать отчет, который вы написали, вслух для группы, но вы не смогли бы ни заинтересовать аудиторию, ни установить с ней связь. Другими словами, вы оставите их в недоумении, почему именно они должны слушать вашу презентацию, а не 9 раз.0046 читают на досуге.
Одним из способов обеспечить эффективное взаимодействие с аудиторией является тщательное обдумывание того, как лучше всего произнести свою речь. Каждый из вас присутствовал на занятии, презентации или собрании, где вы не чувствовали интереса к информации, которой поделился докладчик. Частично причина вашего отстранения, вероятно, возникла из-за метода ведущего произнесения речи .
Для наших целей существует четыре различных метода или типа передачи речи, используемых в технической коммуникации:
Что приходит на ум, когда вы думаете о четырех способах произнесения речи? Как вы думаете, чем они отличаются друг от друга? Вы уже выступали с речью, используя какой-либо из этих методов?
Посмотрите видео ниже с кратким обзором каждого из них. После того, как вы закончите, ответьте на следующие вопросы:
- Какой метод вам больше всего нравится? Почему?
- Какой метод вы минимум устраивает? Почему?
- Какой метод, по вашему мнению, лучше всего подходит для связи с вашей аудиторией? Почему?
В разделе публичных выступлений этого курса вам потребуется произнести речь, используя стиль , но давайте посмотрим, чем все четыре подхода отличаются друг от друга:
Импровизированные речи
говорение – это презентация короткого сообщения без предварительной подготовки. Вы, вероятно, сделали экспромтом говорит много раз в неформальной, разговорной обстановке. Представление себя в группе является примером импровизированной речи: « Привет, меня зовут Шонда, я учусь в Университете Саскачевана ».
Еще один пример экспромта разговора происходит, когда вы отвечаете на такой вопрос, как «Что вы думаете о фильме?» Ваш ответ не был заранее спланирован, и вы выстраиваете свои аргументы и аргументы, пока говорите. Хуже того, вы можете оказаться на совещании, когда ваш начальник без предупреждения объявит вам: «Я хочу, чтобы вы рассказали о последнем этапе проекта».
Преимущество такой речи в том, что она спонтанна и отзывчива в оживленном групповом контексте. Недостатком является то, что говорящему дается мало времени или совсем нет времени для обдумывания центральной темы своего сообщения. В результате сообщение может быть неорганизованным, и слушателям будет трудно его понять.
Вот пошаговое руководство, которое может быть полезно, если вам предстоит произнести импровизированную речь на публике:
- Найдите минутку, чтобы собраться с мыслями и спланировать главное, что вы хотите сделать (например, мини-тезис).
- Поблагодарите человека за приглашение выступить. Не делайте замечаний о том, что вы неподготовлены, вызваны в последний момент, на месте или обеспокоены. Другими словами, старайтесь избегать самоуничижения!
- Донесите свое сообщение, излагая основную мысль как можно короче, но при этом освещая ее адекватно и в темпе, который могут понять ваши слушатели.
- Если вы можете использовать структуру, по возможности используйте цифры: «Две основные причины. . ». или «Три части нашего плана. . ». или «Два побочных эффекта этого препарата. . ». Прошлое, настоящее и будущее или Восточное побережье, Средний Запад и Западное побережье — это сборные конструкции.
- Еще раз поблагодарите человека за возможность высказаться.
- Прекрати говорить. Легко «болтаться», когда у вас нет ничего подготовленного. Если вы выступаете перед публикой, не продолжайте говорить, возвращаясь на свое место.
Экспромт Речи, как правило, наиболее успешны, когда они кратки и сосредоточены на одном вопросе.
Мы рекомендуем регулярно практиковать вашу импровизированную речь. Хотите поработать над уменьшением вокализованных пауз в формальной обстановке? Большой! Вы можете начать этот процесс, осознавая свои вокализованные наполнители во время неформальных разговоров и настроек.
Ниже приведены два примера речи. В первом видео учитель демонстрирует своим ученикам импровизированную речь на тему клубники. Он быстро записывает некоторые заметки перед презентацией.
Что работает в его речи? Что можно улучшить?
Ссылка на оригинальное видео: tinyurl.com/impromptuteacher
В приведенном выше примере учитель хорошо справился с заданием, учитывая, как мало времени у него было на подготовку.
В следующем примере вы увидите, насколько плохим может быть импровизированное выступление. Это видео выступления шафера на свадьбе. Имейте в виду, что говорящий — брат жениха.
Есть ли что-то, что он делает хорошо? Какие проблемы с его речью?
Ссылка на оригинальное видео: tinyurl.com/badimpromptubestman
Рукописные речи
говорение — это дословное повторение письменного сообщения. В речи рукописи говорящий удерживает свое внимание на печатной странице, за исключением случаев использования средств презентации.
Преимущество чтения рукописи заключается в точном повторении слов оригинала. Это может быть чрезвычайно важно в некоторых обстоятельствах. Например, при чтении заявления о юридических обязанностях вашей организации перед клиентами может потребоваться, чтобы исходные слова были точными. При чтении по одному слову по порядку единственными ошибками, как правило, будут неправильное произношение слова или спотыкание о сложной структуре предложения. А рукопись речь также может быть уместна на более официальном мероприятии (например, на похоронах), когда ваша речь должна быть произнесена точно так, как написано, чтобы передать правильные эмоции, которых заслуживает ситуация.
Однако есть расходы, связанные с рукописью разговором. Во-первых, обычно это неинтересный способ подачи. Если оратор не отрепетировал чтение как целостное представление, оживляемое голосовой мимикой и жестами (известные авторы часто делают это при чтении книг), презентация имеет тенденцию быть скучной. Прикосновение взгляда к сценарию предотвращает зрительный контакт с аудиторией.
Для того, чтобы такая «прямая» рукопись речь привлекла внимание аудитории, аудитория должна быть уже заинтересована в сообщении и выступающем еще до начала выступления. Наконец, поскольку требуются полные заметки, выступающим часто требуется кафедра для размещения своих заметок, что ограничивает движение и возможность взаимодействия с аудиторией. Без чего-то, на чем можно размещать заметки, выступающим приходится управлять заметками на всю страницу, и это может отвлекать.
Стоит отметить, что профессиональные ораторы, актеры, репортеры новостей и политики часто читают с помощью автоподсказок, таких как телесуфлер. Это устройство особенно распространено, когда эти люди появляются на телевидении, где зрительный контакт с камерой имеет решающее значение. С практикой говорящий может достичь разговорного тона и создать впечатление, что он говорит импровизировано и поддерживает зрительный контакт при использовании устройства автоподсказки.
Однако успех в этой среде зависит от двух факторов:
- оратор уже является опытным оратором, который научился использовать разговорный тон при передаче подготовленного сценария, и
- речь написана в стиле разговорной речи.
Ниже представлено видео, в котором показан пример рукописной речи. На видео историк президентов США Дорис Кернс Гудвин произносит речь о разных президентах США.
Что работает в ее речи? Что можно улучшить?
Ссылка на оригинальное видео: tinyurl.com/goodwindepauw
Вот видео, которое показывает опасность полагаться на рукопись для вашего выступления:
Майкл Бэй сильно полагался на свой , поэтому, когда он внезапно потерял доступ к этому он остался в смущении и был вынужден поспешно покинуть сцену. В результате испытал.
Ссылка на оригинальное видео: https://tinyurl. com/MBayManuscript
Заученные речи
говорение — это чтение письменного сообщения, которое говорящий запомнил. Актеры, конечно, декламируют по памяти всякий раз, когда играют по сценарию в постановке, телевизионной программе или фильме. Когда дело доходит до речей, запоминание может быть полезным, когда сообщение должно быть точным, а говорящий не хочет ограничиваться заметками.
Преимущество запоминания в том, что оно позволяет говорящему поддерживать зрительный контакт с аудиторией на протяжении всей речи. Отсутствие нот означает, что вы можете свободно перемещаться по сцене и использовать свои руки для жестов. Если в вашей речи используются средства презентации, эта свобода является еще большим преимуществом.
Однако запоминание может оказаться непростой задачей. Во-первых, если вы потеряете свое место и начнете импровизировать, контраст в вашем стиле подачи предупредит вашу аудиторию о том, что что-то не так. Если во время презентации у вас ничего не получится, вам будет крайне сложно найти свое место и продолжить. Очевидно, что запоминание типичной семиминутной речи в классе требует много времени и усилий, и если вы не привыкли к запоминанию, это очень трудно осуществить.
Ниже приведено видео, в котором показан пример
.0039 запомнил речь. В видео бывший губернатор Луизианы Бобби Джиндал отвечает на обращение Барака Обамы к Конгрессу США в 2009 году.
Что работает в его речи? Что можно улучшить?
Ссылка на оригинальное видео: tinyurl.com/jindalresponse2009
говорение — это презентация тщательно спланированной и отрепетированной речи, произнесенной в разговорной манере с использованием кратких заметок.
Говоря экспромтом имеет некоторые преимущества. Это повышает вероятность того, что вас, говорящего, будут воспринимать как знающего и заслуживающего доверия, поскольку вы знаете речь достаточно хорошо, чтобы вам не нужно было ее читать. Кроме того, ваша аудитория, скорее всего, обратит больше внимания на сообщение, потому что оно привлекает как вербально, так и невербально.
Используя заметки, а не полную рукопись (или все, что вы собираетесь сказать), импровизированный оратор может установить и поддерживать зрительный контакт с аудиторией и оценить, насколько хорошо они понимают речь по мере ее развития. Это также обеспечивает гибкость; вы работаете на прочной основе плана, но если вам нужно удалить, добавить или перефразировать что-то в последнюю минуту или адаптироваться к вашей аудитории, вы можете это сделать. Схема также помогает вам отличать основные идеи от второстепенных.
По сравнению с тремя другими типами подачи речи, импровизированный стиль лучше всего подходит для привлечения аудитории и позволяет вам звучать как естественный оратор.
Видео ниже содержит несколько советов о том, как произнести речь с помощью этого метода:
Ссылка на оригинальное видео: tinyurl.com/deliverextempres
На слайде ниже представлен краткий обзор советов по подготовке импровизированной презентации :
Ниже приведено видео, в котором показан пример речи . На видео бывшая студентка Университета Саскачевана пытается убедить своих сверстников проводить больше времени на улице в одиночестве.
Что работает в ее речи? Что можно улучшить?
Ссылка на оригинальное видео: tinyurl.com/rcm401speech
- При разработке любой речи важно учитывать, как вы будете ее произносить. В технической коммуникации существует четыре различных типа передачи речи, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. Их: , , и .
- Импровизированная речь может принимать разные формы, например, тост на свадьбе, просьбу рассказать о проекте на собрании или даже просто встреча с кем-то в первый раз. Хотя этот тип речи может быть спонтанным и отзывчивым, говорящий обычно почти не предупреждает о том, что ему нужно будет говорить.
- рукопись речь полностью записана и прочитана дословно. Часто это хороший стиль, когда вы хотите прибить конкретную формулировку и не хотите сделать ошибку. Однако этот тип речи не очень убедителен, потому что он не использует непосредственность публичного выступления. Это также полностью исключает связь с аудиторией из процесса.
- заученная речь — это когда говорящий запоминает всю речь целиком. Этот стиль также вредит отношениям с аудиторией, поскольку оратор больше сосредоточен на запоминании текста речи, чем на общении с аудиторией.