Комплекс из семи наградных гривен из Фельпа (Северный Брабант, Нидерланды)
Вес: Аар 1479 – 41,52 г; Аар 1478 – 76,77 г; Аар 1477 – 57,32 г; Аар 1474 – 58,05 г; Аар 1475 – 85,74 г; Аар 1476 – 70,25 г; Аар 1473 – 73,77 г.
Проба 750 – 800° .
Размеры: 14,9х14,1 см; 17,5х14,4 см; 19,2х15,7 см; 18,8х13,6 см; 24,3х16,7 см; 18,8х14,4 см; 24,3х16,7 см.
Комплекс из семи шейных золотых гривен (torques) является составной частью клада, включавшего также два перстня со щитками, спиральное кольцо и проволочную петлю1, изготовленные из золота. Клад был обнаружен в 1851 году, случайно, во время сельскохозяйственных работ в саду, в окрестностях селения Фелп, к востоку от города Арнхайм, лежащего на берегу реки Рейн в нижнем ее течении.
В 1852 году клад был продан находчиком и впоследствии приобретен Королевским музеем Берлина (ныне Музей древнейшей и ранней истории), в котором и хранился до 1939 года. В 1941 году находки из Фельпа, вместе с более чем 700 другими драгоценными экспонатами, в том числе и с Троянской коллекцией Шлимана, были помещены в противозенитный железобетонный форт в районе Берлинского зоопарка (Flakkturm am Zoo). 4 мая 1945 года три особых ящика с экспонатами были переданы директором Музея древнейшей и ранней истории Вильгельм Унферцагтом представителям Красной Армии, а 9 июля доставлены самолетом в Москву и направлены в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
В ряду семи гривен, входящих в состав клада несколько особняком стоит гривна Аар 1479, представляющая собой простой обруч с застежкой в виде крючка и 8-образной петли, выполненный из золотого прутка (дрота) круглого сечения. Это украшение типично для германских и балтских древностей второй четверти I тысячелетия н.э. Судя по значительной потертости ее поверхности, она длительное время носилась ее владельцем, что нельзя сказать о других гривнах комплекса.
Шесть других гривен из Фельпа представляют собой имитации гривен-торквесов, относящихся к так называемому типу «с расширенными концами» («Kolbenring»). Этот тип статусных украшений был распространен в III – V веках н.э. в среде германской дружинной аристократии в качестве знаков власти и военной доблести. Однако, несмотря на то, что шесть рассматриваемых гривен из Фельпа имитируют детали «варварского» убора, особенности их формы и декора, приемы изготовления (волочение; аккуратная расковка лицевых сторон; разнообразные формы примененных штампов, образующих четко выдержанные орнаментальные композиции декора) дают основания уверенно отнести их к продукции римских провинциальных мастерских2.
Особый интерес представляет декор гривен из Фельпа. Он образован композициями из оттисков круглых, полукруглых и треугольных штампов, нанесенных одиночными пуансонами. Такой тип орнаментации, именуемый в науке «стиль Untersiеbenbrunn», имеет достаточно длительную историю. Появление это стиля, известного как Opus interrasile, восходит к эпохе римских императоров династии Юлиев-Клавдиев. Впоследствии, на закате Империи, орнамент утрачивает свою глубину и рельефность, его элементы уплощаются, приобретая «полустертый» вид.
Украшения и детали воинского убора с такой орнаментацией поступали на север Европы непосредственно из римских провинций с возвращавшимися на родину ветеранами-германцами, служившими в римских войсках. Очевидно, что римские ювелиры, изготовлявшие такие наградные гривны и браслеты, специально ориентировались на образцы престижных германских украшений, высоко ценившихся «варварской» дружинной элитой.
Форма гривен, особенности орнаментации и специфика примененных для ее нанесения штампов-пуансонов позволяют датировать их временем около 370-400 годов н.э.3
Любопытна гипотеза, высказанная специалистом в области позднеантичной – раннесредневековой археологии и истории, доктором исторических наук В.И.Кулаковым относительно того, как эти украшения могли попасть на территорию современных Нидерландов4. Исследователь предполагает, что наградные гривны из Фельпа могли принадлежать одному из воинов, скорее всего военачальнику, защищавшему провинцию Галлию на одном из северных участков рейнского лимеса – стратегической системы обороны границ Империи. Он мог пасть в бою в ходе начавшегося 31 декабря 406 года вторжения «варваров» — гуннов, вандалов, аланов, свевов и бургундов. Его личная гривна (Аар 1479), перстни, а также гарнитур из шести боевых наград (dona militaria), стали добычей одного из этих «варваров», который позднее поместил свои трофеи в землю в качестве жертвы богам.
1Среди экспонатов, хранящихся в настоящее время в коллекции ГМИИ, эти предметы из клада отсутствуют
2Кулаков В.И. Римские наградные гривны из Вельпа (Нидерланды) // МАРС. Академия русской символики. Альманах №7, 2008. С. 149
3Там же. С. 149
4Там же. С. 153
Археологические жемчужины 2021 г.: клады из Суздаля и Старой Рязани
Неожиданную находку принес Суздальской экспедиции ИА РАН двадцатый сезон полевых работ. В ходе сплошного обследования одного из ранее неизученных участков Суздальского Ополья весной 2021 г. обнаружен комплекс женских украшений середины I тыс. н.э., сокрытый на территории одного из древних поселений, расположенного на правобережье Нерли. Он включает предметы из цветного металла, изготовленные в стиле поволжско-финских культур I тыс. н.э. и отличающиеся высокими художественными качествами. Клад открыт, документирован и извлечен из культурного слоя сотрудниками экспедиции; это нечастый случай, когда археологический контекст подобной находки точно зафиксирован учеными. Находка приоткрывает завесу над «финской предысторией» Суздальского Ополья, которое известно сегодня, преимущественно, как один из очагов древнерусской культуры и расселения.
Обнаруженный комплекс – украшения, относящиеся к женскому традиционному костюму, характерному для культуры поволжских финнов, и импортная металлическая чаша. Интересен положенный сверху и по этой причине распавшийся головной убор, состоящий из множества элементов – спиральных пронизок, пластинчатых обоймиц, накладок и различных привесок. Вероятно, он был сложен как минимум из трех частей: головного венчика, шапочки и височных кистей. К последним могли относиться шесть литых привесок-«уточек», подвешивающихся на кожаном шнурке с нанизанными металлическими бусинами. Образ водоплавающей птицы был широко распространен в металлопластике культур Волго-Уралья в конце I – начале II тыс. н.э., однако ранние типы подвесок-уточек представлены немногочисленными экземплярами. В Суздальском Ополье они ранее были неизвестны. Близкие формы подвесок известны в древностях Прикамья второй четверти I тыс. н.э., в частности в азелинской культуре. Принято считать, что бытование подобных орнитоморфных изделий связано с мифологическим сюжетом о создании мира, общим для многих финно-угорских культур. Специфику художественного стиля отражает также ажурная бляха-застежка, изготовленная в технике литья по утрачиваемой восковой модели, принадлежавшая обычно взрослой женщине. Не менее оригинальны три браслета из бус и спиральных пронизок, нанизанных в определенном порядке на металлическую основу. Крупным блоком выступает большое количество небольших бус и бисера (свыше 300 ед.), входящих, вероятно, в состав какого-то распавшегося украшения; им могла быть расшита шапочка.
Суздальский клад in situ
Каждое изделие, находившееся в составе комплекса, – образец поволжско-финского ювелирного дела, поэтому этот комплекс имеет большую художественную ценность. Но особенно важно, как писала исследовательница Н.И. Гаген-Торн, то, что эти «украшения», т.е. отметка одежды, понимались как связь человека с его родовой rpуппой: с ее видимой, живущей на земле частью…; и невидимой частью рода, предками…».
Фиксация места находки предметов из клада
В состав комплекса входила также металлическая чаша с петлевидной ручкой – предмет, совершенно необычный для местных культур. Его происхождение пока не может быть окончательно прояснено. На данный момент можно лишь предположить, что он является ближневосточным импортом, оказавшимся на территории Восточной Европы задолго до сокрытия данного комплекса в земле.
Суздальский клад
История и характер освоения Суздальского Ополья в I тыс. н.э. до сих пор остаются неизученными. Традиционно считается, что предшественниками славянскому населению на территории Северо-Восточной Руси была одна из групп поволжско-финских племен, зафиксированных в русских летописях под названием «меря». Тем не менее, долгое время эта территория оставалась белым пятном на карте финно-угорского расселения.
В ходе 20-тилетней работы Суздальской экспедиции, направленной, преимущественно, на изучение древностей IX–XV вв., был накоплен определенный материал, относящийся и к более ранним эпохам. В последние годы развернуты целенаправленные поиски селищ I тыс. н.э. Находками на всех этих памятниках выступают, в основном, фрагменты керамической посуды, изготовленной без применения гончарного круга; металлические изделия редки, а их информационные возможности сильно ограничены. В целом они позволяют относить подобные памятники к материальной культуре поволжских финнов третьей четверти I тыс. н.э.
Слева: абак
Справа: привеска «уточка»
Новое селище под Суздалем на правом берегу р. Нерли, где был найден клад, выделяется среди прочих памятников этого времени своими размерами. Его площадь свыше 9 га. Выразителен собранный подъемный материал, позволяющий датировать центральную часть селища в рамках V–VI вв. н.э. Клад, найденный на поселении, впервые дает возможность представить костюм местного населения середины I тыс. н.э. и соотносить его с определенной этнографической группой.
Исторический контекст клада пока остается неизвестен. Сокрытие кладов в целом не характерно для поволжско-финских культур I тыс. н.э. в Волго-Окском регионе, тем интереснее новая суздальская находка. Она впервые открывает для нас окрестности Суздаля как одну из точек бытования ярких финских культур I тыс. н.э. и значительно дополняют этнокультурную картину Волго-Клязьминского междуречья.
Летом 2021 г. в Старорязанскую экспедицию ИА РАН и РИАМЗ, проводящую исследования на городище Старая Рязань и в ее округе, был передан клад украшений и денежных слитков из белого металла, найденный около села Исады в 4 км к востоку от городища. Клад был сокрыт в лесу на склоне мыса сырого оврага, правого притока небольшого ручья Студенец.
Место находки удалено от известных памятников археологии. Ближайшие из них – два небольших селища конца XII – XIII в. , Студенец 5 и Студенец 7, – расположены на берегу того же оврага в 0,6 км к северу (выше по течению) и югу (ниже по течению) от места сокрытия клада. Мыс берега оврага, где были найдены сокровища, был тщательно исследован, но признаки культурного слоя выявлены не были.
Вероятно, клад лежал в небольшом лубяном или берестяном туеске (диаметром 20–22 см – в размер самого большого из предметов – шейной гривны): сохранился тлен от его стенок, зафиксированный при обследовании места находки.
Исадский клад 2021 г. Браслеты. Фото: Максим Панкин
Клад включал тридцать два предмета, изготовленных из белого металла, в том числе 8 шейных гривен и 14 браслетов разной формы, техники изготовления и стилей, пять семилучевых височных колец, бусину с зернью, денежные гривны новгородского типа и их части. Общий вес клада – более 2,1 кг. Самыми тяжелыми предметами являются пара плетеных шейных гривен (весом 240 и 200 г), а также денежная гривна новгородского типа весом 204 г. Судя по составу, клад, скорее, представляет собой некое накопленное богатство, чем набор (или наборы) украшений конкретного костюма.
Шейные гривны относятся к трем основным типам. Две гривны изготовлены из дрота треугольного сечения с орнаментом «волчий зуб», аналогии которым хорошо известны из курганов XI–XII вв., преимущественно в бассейне Сожа, что и дало основание для наименования их гривнами «радимичского типа». Одна гривна относится к разновидности витых с завязанными концами, остальные пять – к типу плетеных с пластинчатыми окончаниями и разнообразными замками.
Столь же разнообразны браслеты из клада. Наиболее сложным по технике изготовления является комплект из трех плетеных разомкнутых браслетов с фигурными полыми головками, изготовленными методом тиснения. О включении их в один набор позволяет говорить сходство орнаментальных мотивов на фигурных окончаниях: на одном из браслетов изображены кресты, на другом – растительные пальметты, а третий является сочетанием двух вышеописанных: на одной головке помещен крест, на другой – пальметта.
Исадский клад 2021 г. Шейные гривны, браслеты и височные кольца. Фото: Максим Панкин
Остальные браслеты относятся к разным разновидностям разомкнутых и завязанных, гладких круглого и ромбического сечения и витых. Среди них нет полностью идентичных изделий, хотя отдельные приемы изготовления сходны для некоторых из них. Три пары браслетов образуют разомкнутые витые, гладкие ромбического и круглого сечения. Особую группу составляют четыре браслета с узлом из проволоки, оформленным в виде спирального щитка, но при этом все они имеют разное сечение и способ изготовления обруча.
Семилучевые кольца из клада, судя по особенностям орнамента и формы, изготовлены в одной литейной форме и относятся к типу ранних, с каплевидными лопастями, орнаментацией городками, бытовавших во второй половине XI – первой половине XII в.
В составе клада всего одна бусина, полностью покрытая зернью.
Денежные слитки включают целую гривну новгородского типа весом 204 г., две половинки одной разрубленной гривны общим весом 102 г и отрубленный кусок слитка-палочки весом 40 г.
Предварительная датировка, сделанная на основании аналогий некоторых входящих в состав клада украшений, укладывается в конец XI – первую половину XII века. Именно этим временем можно датировать височные кольца, XI–XII века – время наиболее широкого бытования шейных гривен. Хронология браслетов имеет более широкий временно отрезок, но укладывается в предложенную дату их попадания в землю. При этом некоторые из предметов клада имеют довольно ранние аналогии, включенные, в частности, в свод Г.Ф. Корзухиной. Например, браслеты с узлами в форме спирального щитка входили в состав клада, датированного X в., а большинство иных форм браслетов клада, в том числе с полыми наконечниками, а также витых и плетеных шейных гривен широко представлены в кладах XI – начала XII в. из уже упомянутого свода.
Крюки шейных гривен с орнаментом «волчий зуб». Фото: Максим Панкин
Если принять указанную датировку, то находка оказывается более ранней, чем поселения округи Старой Рязани, большая часть которых возникла в конце XII в. В момент сокрытия клада существовали, помимо самого города, немногочисленные сельские поселения вдоль гипотетически реконструируемой дороги, соединявшей Старую Рязань с ее отдаленной пристанью, располагавшейся у с. Исады в 6 км от Старой Рязани, на противоположной стороне Спасской Луки. Место пристани пока не локализовано, но на этом участке окского берега известно несколько селищ, в материалах которых встречена керамика конца XI – начала XII в. Тем не менее, гипотезу о существовании пристани на этом участке подтверждает и само наименование этого села, известного по письменным источникам с 1217 г. Один из вариантов значения этого слова, согласно словарю В.И. Даля, это место высадки на берегу, пристань.
Клад был сокрыт, таким образом, в километре к югу от этой дороги, в тогда еще не освоенной части микрорегиона, в глухом лесу на берегу сырого оврага.
Состав и дата находки существенно отличаются от широко известных старорязанских кладов, сокрытых в городе во время его штурма войском Батыя в декабре 1237 г. Исадский клад явно древнее старорязанских, включает иные типы украшений, выполненные в более простой технике и более архаичной манере. Найденные предметы в большинстве своем пока уникальны для региона Среднего Поочья. Период рубежа XI–XII столетий представлен здесь небольшим числом известных памятников. Дальнейшие исследования предметов клада, техники их изготовления, состава металла дополнят наши знания о ранней истории Старой Рязани и ее округи, а также, возможно, приоткроют подробности исторического контекста самого события, связанного с сокрытием клада.
А.С. Морозов, И.Ю. Стрикалов
Новость в СМИ:
Вести
Телеканал Культура
Научная Россия
Родина/Российская газета
ТАСС
Интерфакс
N+1 о суздальском кладе
N+1 об исадском кладе
Lenta. ru
Газета Культура
Экономика сегодня
HeritageDaily – Old Ryazan
HeritageDaily – Suzdal Opolye
LiveScience
Archaeology.org
Daily Mail
гривен — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
( 257 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик.
украинских гривен — Вики | Золотой
Денежная единица в Украине, как и многое другое в стране, имеет долгую и сложную историю. Первыми монетами Киевской Руси стали банкноты, которые вскоре были заменены купонами. Так что же на самом деле представляет собой история валюты Украины?
Хотя многие используют аббревиатуру UAH или даже знак ₴, не каждый из них знает, как на самом деле называется валюта Украины и почему. Гривна происходит от похожего по звучанию древневосточнославянского «гривна» — ожерелье из золота или серебра. В свою очередь украшение носится на шее, «грива» по-старославянски, что дает полное этимологическое представление.
Первые письменные упоминания о гривне как о денежной единице, как и о многих вещах в Украине, относятся к Повести Летописца Нестора Летописца. Исторический источник доказывает, что в 8-9 веках Киевская Русь уже имела свою официальную валюту. С тех пор гривна много раз трансформировалась, чтобы стать тем, с чем мы знакомы сегодня.
Киевская Русь и исчезновение гривны
В XI веке гривна использовалась как денежная единица в Киевской Руси и изготавливалась из золота.
Согласно «Первой летописи», 300 гривен в год были «новгородской податью», установленной Олегом Новгородским, правившим в то время в Киеве. Денежная единица называлась «гривна кун» и в разные периоды времени равнялась разному количеству монет, называемых ногат, кун, ризан и вывериц. Как денежная и весовая единица, гривна на протяжении многих столетий оставалась постоянным платежным средством.«Вес гривны» изменялся в зависимости от веса монет кун, которым он равнялся. Денежная гривна не претерпела изменений и чеканилась в разных регионах. Всего историки говорят о нескольких типах гривны: киевской, новгородской, черниговской, татарской и литовской.
Другие монеты, отчеканенные русскими князьями, не назывались гривнами, но имеют историческое значение, так как были первыми государственными документами, на которых был изображен украинский символ — трезубец. Чеканка национальной валюты была основана Владимиром Великим. Историки связывают это событие с победой Владимира над Византией, принятием христианства и политической силой Киевской Руси.
Монеты, отчеканенные Владимиром Великим, соответствовали византийской традиции чеканки. Многие страны Западной Европы копировали дизайн римских монет, когда переходили на чеканку. Монеты Киевской Руси, напротив, имели уникальные портреты князей и древневосточнославянские надписи. Точные названия монет не сохранились, но в нумизматике их принято называть «злантык» и «срибляник», происходящие от золота и серебра соответственно.
На аверсе монеты изображены князь, сидящий на троне, трезубец и надпись — «Владимир на столе». На оборотной стороне изображен Иисус Христос и надпись «А это его золото». Традицию чеканки монет продолжили Ярослав Мудрый и Святополк I Киевский.
Однако в конце 12-14 вв., когда Киевская Русь вступила в период феодальной раздробленности, чеканка монет прекратилась. В качестве денег использовались серебряные слитки, которые назывались «гривнами». В XV веке рубль, отчеканенный в Новгороде, вытеснил из обращения гривну — она осталась просто единицей веса, равной примерно 200 граммам.
В XVII веке Богдан Хмельницкий планировал ввести в Украину монеты как денежную единицу. Во время восстания 1648-1654 годов Хмельницкий хотел ввести самостоятельную фискальную политику, считая ее одной из главных черт государства. Однако нет никаких археологических артефактов, подтверждающих, воплотились ли его намерения в жизнь.
Октябрьская революция 1917 года изменила расстановку сил в бывшей Российской империи. Большевистский государственный переворот оставил свой след и на Украине — после военной борьбы за власть в Киеве 20 ноября Центральная Рада приняла III Универсал Украинской Народной Республики. В документе провозглашалась независимость Украинской Республики с столицы в Киеве как автономной части Российского государства. Этим же документом было инициировано создание новой валюты, что помогло бы укрепить позиции нового государства и оживить рынок, потрясенный после событий 19 октября. 17 восстание в Петрограде.
В декабре 1917 года (январь 1918 года по григорианскому календарю) Центральная Рада приняла закон о преобразовании Киевской конторы Государственного банка России в Украинский государственный банк. Его первый директор Михаил Кривецкий подписал первую банкноту независимого украинского государства — 100 карбованцев.
Карбованец оставался основной валютой Украины на протяжении всего ХХ века. Его название, скорее всего, происходит от «карбуватый», что в переводе с украинского означает «чеканить». Каждый карбованец содержит 17,424 части чистого золота. Карбованцы, выпущенные в эпоху Украинской Народной Республики, часто считаются самой детализированной и художественной валютой, когда-либо принятой в Украине.
Новая банкнота была разработана Георгием Нарбутом, автором герба Украины. Банкнота номиналом 100 карбованцев была украшена элементами и мотивами украинского барокко 17-18 веков. Для надписей использовались изысканные шрифты, в том числе «100 карбованцев», написанных на четырех языках самых многочисленных народов, проживающих на территории Украины, – украинском, русском, польском и идише.
Благодаря Нарбуту на украинской гривне появился и трезубец — забытый символ древнейшей национальной валюты, золотых и серебряных монет, чеканенных Владимиром Великим. Банкнота номиналом 100 карбованцев была напечатана на обычной бумаге без водяных знаков, что обусловило высокий тираж фальшивых банкнот. 19 марта18 декабря Центральная Рада приняла закон о новой денежной единице — гривне, которая равнялась ½ карбованца или 100 шахам.
Павел Скоропадский и послевоенное время
1918 год стал для украинской валюты непростым годом. В апреле 1918 года власть на Украине захватил Павел Скоропадский, последний украинский гетман. Он сохранил номинал прежней власти: 1 гривна равнялась 1/2 карбованца или 100 шахам. В то время рынок был полон всевозможной валюты: царский карбованец, карбованец Украинской Народной Республики и гривны, местный одесский карбованец, немецкая марка и серебряные монеты Российской империи.
Новое правительство во главе со Скоропадским объединилось с австрийско-немецкими оккупационными войсками, что служило гарантией целостности Украинского государства. Новые деньги также были необходимы для продолжения реформирования государства. Поэтому Центральная Рада во главе со Скоропадским заказала новые банкноты из Берлина. В течение 1918 года в Германии печатались банкноты номиналом 2, 10, 100, 500, 1000 и 2000 гривен.
Георгий Нарбут, ранее оформлявший все деньги Украины, на этот раз украсил только 100-ю банкноту — на ней были изображены рабочий с молотом и крестьянин с серпом, узнаваемые советские символы, на фоне венка из цветов и фруктов.
Несмотря на усилия Скоропадского, его правительство не смогло ликвидировать то, что осталось от прежней власти — огромный государственный долг. Кроме того, Рада должна была поддерживать нынешнее государственное управление, поэтому печатать больше денег было неизбежно. В итоге это привело к инфляции и всплеску валютных спекуляций во всех регионах Украины.
В декабре 1918 года власть снова сменилась — режим Скоропадского был свергнут Директорией Украины во главе с Владимиром Винниченко и Симоном Петлюрой. Новые власти решили вернуть гривну как основную украинскую валюту. В частности, Директория планировала увеличить содержание золота в чеканке монет: местные жители должны были предоставить все имеющееся золото и серебро для чеканки монет. Все медные памятники русским царям планировалось переплавить и превратить в мелкие монеты. На золотой гривне планировалось изобразить Тараса Шевченко, а на серебряной – дом Центральной Рады.
Однако планам не суждено было сбыться — большевистское нашествие 1920 года привело к запрету обращения всех украинских денег. Всего за период 1917-1921 годов на территории Украины было введено и использовалось 24 вида бумажных денежных знаков.
Советская эпоха и Вторая мировая война
Большевистское нашествие и последующее провозглашение Украинской Советской Социалистической Республики привели к очередной денежной реформе. Гривну оттеснили сначала советские червонцы, а в 1924 — советский карбованец. Власти ввели новый курс валюты, по которому 1 советский карбованец равнялся 1/10 червонца. Советский карбованец стал официальной валютой Украины до начала Второй мировой войны.
В первые годы оккупации нацистские власти разрешили использовать национальную валюту, карбованец, наряду с рейхсмарками. Официальный курс валюты гласил, что 10 карбованцев равнялись 1 рейхсмарке. В 1942 году нацистские оккупанты создали Центральный эмиссионный банк в Ровно, столице рейхскомиссариата Украины. Позднее в том же году банк выпустил новую валюту — рейхкарбованец. Новая валюта была выпущена в банкнотах номиналом 1, 2, 5, 10, 20, 5, 100, 200 и 500, каждая из которых имела водяной знак.
Банкноты отпечатаны в Берлине на высококачественной бумаге. На аверсе банкноты изображены «счастливый украинский народ», надписи на немецком языке и орел со свастикой. На реверсе была надпись на немецком и украинском языках: «Фальсификация денежных знаков карается тюрьмой». В 1944 году, после вторжения Красной Армии, на оккупированных территориях произошла стремительная девальвация валюты. Рейх Карбованец был сразу же оставлен и не принят на освобожденных территориях, как для торговли, так и для обменных операций.
После Второй мировой войны Украинская советская республика приняла советский рубль в качестве основной валюты. Стоит отметить, что официально Рубль переводится как «Карбованец». Украинское название валюты появилось на ценниках в магазинах Украинской ССР.
В ноябре 1990 года, когда Советский Союз находился в процессе распада, в качестве вспомогательной валюты в Украине были введены одноразовые карбованцы. Многие украинцы до сих пор помнят штамповку или вырезку до 19 года.91 одноразовый талон в кассе для оплаты таких вещей, как обувь и одежда:
Независимая Украина и современность
В 1991 году Украина провозгласила себя независимым государством. Выпуск новой валюты возник сразу же, и Национальный банк Украины выпустил купоны (также называемые «купоны-карбованцы») многократного использования, которые обращались с сентября 1991 по 1996 год. Введение купонов означало, что украинцы использовали две валюты — советский рубль. и украинский купон-карбованец. Для оплаты продуктов питания и товаров легкой промышленности, таких как одежда и обувь, люди использовали талон-карбованец. В качестве оплаты за услуги принимались рубли и карбованцы.
К апрелю 1992 года весь денежный поток был заполнен купонами-карбованцами. Хотя изначально планировалось, что купонные-карбованцы заменят национальную валюту лишь на пару месяцев, в реальности валюта циркулировала несколько лет. В 1992-1995 годах купоны-карбованцы переживали гиперинфляцию. Для сравнения, в 1992 году средний курс карбованца к доллару США составлял 1 доллар США = 208 карбованцев. В 1993 году 1 доллар США равнялся 4539, а годом позже – 31700 карбованцам.
Ситуация требовала новой стабильной реформы — 19 сентября96 года гривна была принята в качестве национальной валюты Украины. Национальный банк Украины выпустил банкноты номиналом 1, 2, 5, 10, 20, 50 и 100 гривен. Что касается монет, то Копейка впервые чеканилась в Луганске и Италии. Монеты были выпущены номиналом 1, 2, 5, 10, 25 и 50 номиналов. Банкноты гривны, выпущенные с 1992 года, принято делить на четыре «эпохи» — эра 1992 г., эра 1994-2001 гг., эра 2003-2016 гг. и эра 2014-2018 гг.
Несмотря на изменения в дизайне, банкноты сохранили свой узнаваемый вид и лица, изображенные на разных номиналах. Например, на 1 гривне изображен Владимир Великий, на банкноте номиналом 100 гривен можно узнать по портрету писателя Тараса Шевченко, на 200 гривнах изображена писательница Леся Украинка. На банкноте старшего номинала в 500 гривен на аверсе изображен философ Григорий Сковорода, а на реверсе — Киево-Могилянская академия.
В настоящее время дизайн украинской национальной валюты имеет водяные знаки для защиты, а также множество замысловатых элементов, которые интересно исследовать.
Источники: westudents.com.ua, hrivna.info, bank.gov.ua, intkonf.org, Нумизматика Романа Шуста.
Источники фото: bank.gov.ua, uk.wikipedia.org, allnumis.com, worbes-verlag.de, banknota-shop.ru, depositphotos.com. Все изображения принадлежат их законным авторам.
В 2019 году Национальный банк Украины ввел банкноту номиналом 1000 гривен и выпустил в обращение 25 октября 2019 года. Введение новой банкноты стало ответом на усилия Национального банка Украины по упорядочению количества монет и банкнот, уже находящихся в обращении.
Монеты
Монет первой гривны не выпускалось.
Монеты были впервые отчеканены в 1992 году для новой валюты, но не были введены в обращение до сентября 1996 года. Первоначально выпускались монеты достоинством от 1 до 50 копеек. В марте 1997 года были добавлены монеты номиналом 1 гривна. С 2004 года отчеканено несколько памятных монет номиналом 1 гривна.
В октябре 2012 года Национальный банк Украины сообщил, что изучает возможность вывода из обращения монет номиналом 1 и 2 копейки. Производство монет стало слишком дорогим по сравнению с их номинальной стоимостью. Монеты номиналом 1 и 2 копейки не производились после 2013 г., но оставались в обращении до 1 октября 2019 г.
Также 26 октября 2012 г. Национальный банк Украины объявил, что рассматривает возможность введения монеты номиналом 2 гривны.
По состоянию на 1 июля 2016 года официально в обращении находилось 12,4 млрд монет номиналом 1,4 млрд грн.