Гуцульский орнамент – Гуцулы и гуцульские орнаменты

Гуцулы и гуцульские орнаменты

В живописных украинских Карпатах, утопающих в зелени лесов и синеве озер, живет самобытный и неповторимый народ, уже не одно десятилетие вызывающий интерес этнографов, культурологов и историков. Это гуцулы

Гуцулы

Живут гуцулы в Закарпатском районе Украины, Черновицкой и Ивано-Франковской области. Есть в горных районах Польши и Словакии и Румынии. В некоторых источниках говорится, что в США есть довольно крупная диаспора гуцулов — около 500 000.

Кто же такие гуцулы? Этнографы говорят, что это очень древняя народность, чистый этнический тип. Чужих примесей почти нет. Откуда произошли — нет однозначного мнения.

Сами себя гуцулы называют ирстени, поселяне, заселяющие горы. Гуцулы -ирстени вольнолюбивый народ, никогда не знавший барщины.

Пахотной земли в Карпатах мало, зато есть замечательные горные пастбища — полонины. Гуцульские чабаны ( пастухи) считаются самыми лучшими. Весной они угоняют отары овец на полонины и пригоняют осенью. Там они пасут овец,  доят их, делают овечий сыр. Половину продают, а вторую половину привозят хозяевам овец. Это летом. А зимой, когда скот в стойлах, занимаются различными промыслами.

Далеко за пределами Украины известны гуцульские вышивки, тканые ковры лижныки и килымы, резьба по дереву. До сих пор яркая и броская вышивка на одежде и бытовых вещах , красивейшая резная мебель отличает гуцулов от других народностей Украины. И дома у них так-же ярко украшены вышивками, ткаными вещами и резьбой.

Предлагаю вашему вниманию схемы гуцульских орнаментов для вышивки. Вышивать можно крестом простым или болгарским, счетной гладью. Как вам больше нравится. Вышивать удобнее всего по канве или на  льне с редким переплетением. Вышивают нитками мулине или как модно сейчас в гуцульских домах — акрилом. Акрил ярче и намного дешевле, чем мулине. Так, что вам решать. Распечатайте любую понравившуюся схему в нужном для вас формате. По крупной схеме удобнее вышивать.

Украсить вышивкой можно все, что угодно. Главное, чтобы работа делалась с любовью, ведь даже самая простая салфетка, вышитая вами и лежащая на столе, сделает ваш дом уютнее .

Удачи в творчестве!

С уважением, Елена.

Если статья понравилась, то поделитесь с друзьями в социальных сетях, буду благодарна!

izent.ru

Гуцульские вышивки Карпат. Искусство орнамента

Гуцульские вышивки Карпат. Искусство орнамента
Автор: Свйонтек И.В.
Название: Гуцульские вышивки Карпат. Искусство орнамента
Издательство: Народне Мистецтво
Год: 2005
Формат: Djvu
Размер: 40.1 Mb

В этом альбоме проработано 116 вышивок на 220 таблицах — удивительная красота народного наряда. Описание сделано по системе: материал, техника, орнамент, мотивы, местные названия, время вышивания, происхождения, место хранения и тому подобное. Альбом будет полезным для искусствоведов, этнографов, научных работников, художников, вышивальщиц, всех почитателей народного искусства.

Скачать:
Ссылки удалены по просьбе правообладателя.

Гуцульские вышивки Карпат. Искусство орнамента
Название: Гуцульські вишивки
Автор: Мирослава Шандро
Издательство: Букрек
Год: 2005
Страниц: 104
Формат: PDF
Размер: 54.2 mb
Язык: Украинский, румынский и английский

Мирослава Шандро — украинская исследовательница в Румынии — предлагает читателям приобщиться к волшебному миру вышивки.
Она первая в Румынии начала детальное изучение народного искусства этого края. Заинтересованность к нему у Мирославы Шандро возникла в юношеские годы. Рассказывала: “Все мое детство и юношеские годы прошли в горах, между гуцулами. Я знакомилась с их обычаями, бытом, сумела заглянуть в их искреннюю душу. С тех пор лелеяла к ним глубокую и сердечную симпатию, увлеклась материальной и духовной культурой высоко горцев. На протяжении 40 годов изучала ежедневную жизнь гуцулов.

Прорабатывая собранную коллекцию народных вышивок (свыше 1500 образцов), решила подготовить альбом с узорами для опубликования. Свой замысел объяснила: чтобы прекрасные образцы вышивок не потерялись (во многих местах они уже заменяются другими и ненастоящими), решила отдать их опять людям. Выбрала из коллекции народных сборников самые типичные геометрические узоры, нарисовала их в цветах, разместила на отдельных таблицах, написала объяснительный текст и подала 11 января в 1982 г. в издательство «Критерион» м. Бухареста.

www.perunica.ru

Гуцульские узоры — Орнамент и стиль в ДПИ — LiveJournal

Оригинал взят у antonapostol в Гуцульские узоры.

Традиционные гуцульские узоры с рушников, вышиванок, кылымов, постилок и поясов.

Ивано-Франковская Область: Косов, Верховина и окрестности. Многие фотки сделаны в косовском музее, но не только там.


1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.


22.


23.


24.


25.


26.


27.


28.


29.


30.


31.


32.


33.


34.


35.


36.


37.


38.


39.

Увидимся на этой весёлой планете!

ornament-i-stil.livejournal.com

Гуцульские узоры. — Антон-протон — LiveJournal


Традиционные гуцульские узоры с рушников, вышиванок, кылымов, постилок и поясов.

Ивано-Франковская Область: Косов, Верховина и окрестности. Многие фотки сделаны в косовском музее, но не только там.


1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.


22.


23.


24.


25.


26.


27.


28.


29.


30.


31.


32.


33.


34.


35.


36.


37.


38.


39.

Увидимся на этой весёлой планете!

antonapostol.livejournal.com

Гуцульский костюм. Слайды 70х — По дороге с облаками… — LiveJournal

Unbenannt-33
Жители деревни Криворивня в народных костюмах

Диапозитивы, слайды, «обратимки»… в доцифровую эру, точнее, до начала 1990-х годов фотографам-любителям не надо было объяснять, что означают эти слова. Весь год был посвящен сложнейшему процессу создания слайдов. Зимой начиналась охота за обращаемой, или, как ее часто называли, обратимой цветной пленкой (откуда и слово «обратимки»). Пленка ORWOCHROM была гдровская, дефицитная, и запастись пленкой, чтобы хватило на весь фотосезон, было не просто. Весной и летом фотографы отправлялись в путешествия по необъятным просторам СССР — в Прибалтику и на Кавказ, в Среднюю Азию и на Украину, к морю и в горы — а некоторые даже за границу.

Unbenannt-7
Яремча. Гуцул со старинным деревянным велосипедом.

Фотографировали вдумчиво, экономно: щедро тратить драгоценную пленку, так, как мы тратим сейчас место на карте памяти, был никак не позволительно. Да и вообще в фотографировании было столько сложностей, что фотографам былых времен стоит поставить памятник. Недаром многие считают, что только тогда и существовали истинные фотографы: они были обязаны качеством фотографий своей смекалке и умению, а не достоинствам фотоаппарата. Вы только представьте себе: фотограф вручную определял экспозицию и выдержку, и проверить, не ошибся ли он, можно было только после проявки фотографий. И не было никакого фотошопа, чтобы улучшить цвет, осветлить снимок или «стереть» ластиком ненужные детали. Даже обрезать снимок было затруднительно: чтобы улучшить композицию, сбоку или сверху слайд в рамочке заклеивали черной фотобумагой.

Unbenannt-23
Так выглядела церковь Рождества Богородицы в Кирворивне.
Сейчас она покрыта оцинкованным кровельным железом — «блехом».
.
Но не будем забегать вперед, нам еще далеко до слайда и до рамочки. Сначала надо проявить драгоценные пленки. Отдавать пленки в мастерскую по проявке настоящие фотолюбители опасались – вдруг их там испортят? Поэтому пленки пару месяцев хранились в холодильнике, а где-то в ноябре, когда вода становилась достаточно холодной, квартира и, в особенности, ванная комната, превращалась в фотолабораторию. Готовились сложные растворы для проявки, в них, накрученные на черные пластмассовые катушки, купались пленки. Потом черно-белые «полуфабрикаты» сушились, приколотые к бельевой веревке на кухне бельевой же прищепкой, затем засвечивались лампой и снова крутились в растворах, и снова сушились уже цветные ленты — пестрая летопись прошедшего лета. Так рождался диапозитив или слайд.
По определению Википедии, «диапозитив (греч. δια — «через», «сквозь») — позитивное изображение на прозрачной бесцветной подложке, предназначенное для рассматривания на просвет или проекции на экран. Диапозитивы могут быть изготовлены на обращаемой или позитивной фотоплёнке, а также на стеклянной фотопластинке, и просматриваться при помощи диапроектора или диаскопа». «Слайд — (англ. slide — «скользить», «сдвигаться») более распространённое название диапозитива, произошедшее от способа демонстрации на экране слайд-фильма, составленного из нескольких слайдов, которые вдвигались в кадровое окно слайд-проектора специальным механизмом или вручную. Под слайд-фильмом понимают набор слайдов одной тематики, законченного содержания».

Unbenannt31

Долгими зимними вечерами пленка разрезалась на отдельные кадры, которые вставлялись в картонные рамочки («доставание» или самостоятельное изготовление рамочек — отдельная тема), и вот, наконец, счастливый фотограф рассматривает свои снимки на экране маленького фильмоскопа! Слайды сортировались по тематике, перетасовывались, отбраковывались — готовился к показу слайд-фильм, и не один. Весной наступала пора демонстрации слайд-фильмов. Друзья-фотографы с семьями ходили друг другу в гости: хозяин выставлял громоздкий слайд-проектор, гости устраивались перед большим белым экраном, тушился свет, и все смотрели и обсуждали слайды. Как они сияли на экране — яркие, объемные, живые…

Unbenannt-10
Колокольня Церкви Рождества Богородицы в Криворивне

Во многих семьях сохранились большие, насчитывающие тысячи слайдов, коллекции. И наша семья не исключение – отец увлекался слайдами с 1960-х годов, история путешествий за 30 лет, до середины 1990х, сохранилась в слайдах. Многие, в особенности ранние слайд-фильмы, приобрели с годами настоящую архивную ценность, и давно пора переводить их в цифровой формат. Но увы – слайды, отсканированные с помощью слайд-сканнера, во многом утрачивают свою прелесть. Цвета огрубляются, теряют прозрачность, слайд становится похож на старую цветную фотографию, а ведь в свое время слайды значительно превосходили по качеству цветные фото! И тем не менее, я решаюсь представить небольшую часть семейной коллекции слайдов. Эти слайды сделаны моим отцом (который, кстати, довольно скептически оценил результаты сканирования) во время нашего путешествия по украинским Карпатам в конце 1970-х годов.

Unbenannt-8

Приглашаю вас в старинное, основанное в 17 веке, село Криворивня в Верховинском районе Ивано-Франковской области тогдашней УССР. Сейчас в Криворивне проживает полуторы тысячи человек, а в 70-е годы жителей было, возможно, еще меньше. Из Верховины в это живописное село на берегу реки Чёрный Черемош мы приехали в воскресный день на автобусе. Почему именно в Криворивню и почему в воскресенье? В путеводителе 1979 года «По Гуцульщине» из серии «Дороги к прекрасному» (или, как называли ее путешественники, «желтой серии») утверждалось, что в Криворивне бережно хранят народные обычаи, а кто-то где-то сказал нам, что в воскресенье гуцулы Криворивни приходят в церковь в красочных национальных костюмах.

Unbenannt-9
Воскресное утро в Криворивне

Вот так мы впервые оказались Криворивне туманные воскресным утром, и наши ожидания оправдались: к деревянной церкви Рождества Богородицы по зеленым лугам шли нарядные гуцулы, приветливые, неторопливые, полные достоинства. Они не возражали против того, что их фотографируют, многие были не прочь продемонстрировать красоту своих костюмов. Старики, увидев фотоаппарат, клали руки на колени, переставали дышать, устремляли взгляд в одну точку и «каменели», вспоминая, очевидно, фотосессии своей молодости.

Unbenannt-15
Unbenannt-12
Unbenannt-11
Unbenannt-22
Жители ждут начала богослужения

Unbenannt-25
Unbenannt-20
Овчинную безрукавку-кептарь носят мужчины и женщины

Unbenannt-17
Старый гуцул приготовился к фотосессии

Unbenannt-13

Unbenannt-19

В разговоре с жителями мы узнали, что гораздо больше народу соберется 6 августа на праздник Преображения — Яблочный Спас. И костюмы будут еще красивее! Мы решили приехать в Криворивню еще раз – и не пожалели об этом. Все жители села, в лучших одеждах, с красиво уложенными корзинами цветов и фруктов, явились в этот день к церкви, приняли участие в крестном ходе под старинными хоругвями, а потом отправились со своими освящёнными корзинами на кладбище.
Зрелище было невероятно красочное — словно ожившие сцены из знаменитого кинофильма Сергея Параджанова «Тени забытых предков». Этот фильм по повести Михаила Коцюбинского был снят в Криворивне в 1964 году, и хотя он получил множество международных наград, в Москве его лишь изредка показывали в кинотеатре «Повторного фильма» или в «Иллюзионе».

Unbenann29
Unbenannt-66
Unbenannt-65
6 августа — Яблочный Спас

Криворивня – значимое место для западной Украины. В разные годы в Криворивне отдыхали украинские писатели, поэты, художники, историки, этнографы, музыканты и общественные деятели. Об этом много написано, а мыс вами почитаем уже упомянутый путеводитель «По Гуцульщине», автор которого, художник и этнограф с библейским именем Давид Ноевич Гоберман, с любовью и восхищением описывает народные промыслы Карпат и гуцульский костюм. Привожу цитаты полностью, они хорошо передают атмосферу своего времени.

Unbenannt-41
Unbenannt-40
Вышивка женской рубахи располагается в верхней части рукава прямоугольной вставкой — уставкой.

Unbenannt-67
Unbenannt-38

«Верховинцы владеют многими видами ремесла. Наиболее зримо их художественный вкус и мастерство проявились в национальном костюме, интерес к которому не утрачен в наши дни. Отдельные предметы народной одежды можно видеть на гуцулах и в будни, а на воскресный верховинский базар, где царит настроение праздничной приподнятости, многие горцы, мужчины и женщины, являются в красочных традиционных костюмах. Их надевают также во время семейных торжеств и в дни календарных праздников. Любопытен тот факт, что в последние годы, с ростом благосостояния гуцулов, они все больше внимания уделяют этому трудоемкому в изготовлении и дорогостоящему наряду. Правда, костюм в его классическом виде, со всеми свойственными ему в старину атрибутами, теперь явление редкое. Но по-прежнему в нем сохраняются основные предметы одежды и местные особенности их украшения».

Unbenannt-68

«Гуцульский костюм — весьма сложный комплекс, соединяющий в себе плоды разновидного мастерства — узорного ткачества, вышивки, художественной обработки металла и кожи. Для мужского костюма характерна рубаха туникообразного покроя — с рукавами, вшитыми по прямой, и клиновидными вставками в подмышках. Ее носят, подпоясывая, навыпуск. Просты по крою и штаны — заправляемые в чулки полотняные поркеницы и белые шерстяные холошни.
Самая цветистая часть костюма — кептарь, распашная овчинная безрукавка. Очень удобная в условиях ветреной, резко изменчивой погоды, она распространена у всего населения горноскотоводческих районов Карпат, и носят ее круглый год. Гуцулы украшают кептарь вышивкой, аппликацией и плетенкой из цветной кожи, кистями-дармовисами, латунными колечками-капслями. При этом в отдельных селах существуют свои определенные формы украшения кептаря, в значительной мере определяющие локальные черты всего костюма. Верховинские безрукавки отличаются пышностью узора, почти сплошь закрывающего грудь и понизу идущего широкой полосой рельефного шитья».

Unbenannt-32
Unbenannt-30
Старинные головные уборы — уплитки — заменили яркие платки.

«В стужу поверх безрукавки надевается суконный сердак — укороченный кафтан свободного покроя. Его украшают яркие шнуровые петли, помпоны, выложенная из галунной тесьмы орнаментика, алая на черно-коричневых сердаках и золотистая на красных кафтанах-байбараках. «Байбарак на рукава взятый — просто одежда, но… когда его гуцул легко на плечи накинет, голову приподнимет и быстрым шагом подастся вперед, а байбарак ветром поднимается, кажется, что видишь перед собой героя из старинных сказаний», — так опоэтизировал эту часть костюма исследователь края С. Ковалев в своем очерке «Гуцулы». Сердак вместе с расшитыми понизу штанами-крашеницами из такого же сукна составляют единый по материалу и цвету комплект. Зимней одеждой служат также овчинный кожушок и суконная манта с высоким воротником или капюшоном».

Unbenannt-18
Unbenannt-14
Традиционная гуцульская шляпа-кресань

«Когда-то мужчины опоясывались широким кожаным чересом, который, точно корсет, подтягивал фигуру, облегчая ходьбу в горах. Он был удобен и тем, что на приделанных крючках можно было носить складной нож, огниво, протычку для трубки. За пояс закладывали пистолет, топорик, кисет, люльку. Для необходимых в пути предметов служили также набедренные кожаные сумки. На ноги надевали вязаные чулки-капчуры и остроносые постолы, тачавшиеся из цельного кожаного лоскута. Нарядное, искрящееся латунными пуговками, но совсем не легкое по весу оснащение не мешало, однако, гуцулу ни в пути, ни в те минуты, когда в праздничной толпе, выйдя на круг, он с завидной легкостью исполнял свой народный танец».

Unbenannt-37
Традиционная гуцульская шляпа-кресань

«Головной убор — предмет особой заботы мужчины. В старину гуцулы носили длинные волосы, пожилые заплетали их в косы. Шляпы «повивали» по тулье латунной бляхой с просечным узором. Теперь же модны, особенно у верховинцев, черные шляпы-кресани, обвитые пушистыми гарусными «червячками», у молодых сверх того украшенные петушиными или тетеревиными перьями, придающими парням весьма бравый вид».

Unbenannt-42
Unbenannt-47

«Еще более нарядна женская одежда, у верховинских гуцулок привлекающая особо контрастными цветосочетаниями. Она состоит из длинной присобранной у ворота и обшлагов рубахи, двух набедренных запасок, головного убора. Кроме предметов теплой одежды и обуви, аналогичных мужским, в женский гардероб входит гугля — суконная накидка с капюшоном, в праздничном варианте ярко украшенная. Примечательна вышивка женской рубахи. Она располагается в верхней части рукава прямоугольной вставкой — уставкой, но нередко покрывает и весь рукав. Вышивают крестиком, низью, настилом, мережкой, в некоторых селах — узелковой техникой, дающей офактуренный рельефный узор. Гуцулки занимаются вышивкой с увлечением. Едва ли сыщется женщина, не отдавшая этому искусству частицу души. Прежде девушки вышивали с юных лет. Долгие часы проводя за иглой, в одиночестве или в зимние сумерки с подружками на вечерницах, они готовили в приданое расшитые сорочки — столь важные для невесты свидетельства ее вкуса и трудолюбия».

Unbenannt-49
Unbenannt-48
В корзинках овощи, фрукты, хлеб, яйца

Искусство вышивания овеяно поэзией народных поверий. Иногда в них заключена мысль о том, что создавать прекрасное можно, лишь заимствуя от чудодейственной красоты самой природы. Так, чтобы стать хорошей мастерицей, девушка отправлялась ранним утром на поиски швальки — яркоцветной гусеницы соснового бражника — и, проделывая с нею все предписанное поверьем, произносила слова, выражающие желание так же «мудро» вышивать, как «мудро и выписано» это создание природы.Гуцульские вышивки различаются местными особенностями. Чуть ли не в каждом селе существуют свои узоры и расцветки. Приметно также своеобразие верховинских уставок с доминирующей сине-сиреневой гаммой красок. Основные мотивы их узора — ромбические фигуры, крупные, но дробно разработанные, обросшие, словно ствол побегами, мелкой орнаментикой из городчатых и крюковидных элементов.

Unbenannt-54
Unbenannt-43
Unbenannt-44
Unbenannt-62
Кресный ход вокруг церкви

Unbenannt-52
Unbenannt-53
Unbenannt-46
Unbenannt-50
Unbenannt-45
Unbenannt-55

«Существенную роль в женском костюме играют шерстяные узорнотканые запаски. Их небольшие полотнища, укрепленные на талии завязками, скрытыми тканым поясом-попружкой, образуют подобие юбки с боковыми разрезами. Запаски из разных сел различаются по окраске, которая в каждой местности согласуется с цветовой гаммой вышивок и кептаря, создавая с ними живописную сыгранность всего костюма. Верховинские женщины предпочитают темно-коричневые запаски, приятно контрастирующие с холодными сине-сиреневыми вышивками».

Unbenannt-51
Unbenannt-58
Сверкают на солнце узорчатые юбки-запаски

«В Верховине дольше, чем в других селах края, сохранялись традиционные формы женского головного убора. Девушки укладывали вокруг головы уплитки — подобие кос из волокон конопляной кудели, обмотанной красным гарусом. Голову невесты увенчивало чильце — налобник из ремешка или бляхи с мелкими металлическими подвесками. В старину женщины после венчального обряда стрижки простоволосыми на людях не появлялись и носили узорный платок или перемитку — любопытный головной убор в форме полотенца, особым образом повязывавшийся вокруг головы и свисавший узорными концами. Эти узорнотканые концы (перемитковые заборы) поражают разнообразием рисунка, живописным великолепием розовых и красных, приподнятых вкраплениями зеленого, блеском мишурных нитей. Верховинцы и здесь продемонстрировали свой вкус к цветонасыщенной орнаментике. Теперь полотенчатого головного убора не носят. Только редкая из старых гуцулок еще может показать хранимые как реликвии заборы от сношенных перемиток, ставшие предметом вожделенных поисков музеев и коллекционеров».

Unbenannt-56
Unbenannt-57
Unbenannt-39
Дукач — ожерелье из монет и бусин красного янтаря

«Женский костюм дополняли всевозможные украшения. Гуцулки носили кольца и серьги, на шее и груди — связанные витой проволокой крестики (згарды) или бубенцы (шелесты), скреплявшиеся сзади застежками (чепраги), бисерные ленты (силянки, герданы), ожерелья монет (дукачи), кораллов и различных бус, в том числе из высушенных семян и плодов растений».

Unbenannt-60
Unbenannt-61
Женщины идут на кладбище

Сегодня Криворивня – известный туристический центр, здесь несколько этнографических музеев и домов-музеев, массово отмечаются народные праздники. Но когда я смотрю на отличные цифровые фотографии радостно позирующих участников в новых, с иголочки, народных костюмах, мне видится в этом что-то театральное, и я вспоминаю сцены, запечатленные на наших слайдах более 30 лет назад.

Unbenannt-64
Unbenannt-63

kruchanna.livejournal.com

Закарпатская вышиванка

У каждого района – своя

Закарпатская вышиванка – вещь удивительно интересная и разнообразна. Если в случае с Буковинской мы говорили о ее большом разнообразии, то что тогда говорить о закарпатской рубашке, которая различна в каждом районе региона! Трудно представить себе, чтобы в условном Киеве люд носил на Соломенке одни вышиванки, а на Борщаговке – совсем другие. А на Закарпатье примерно такая ситуация. Ситуация, складывавшаяся и прочно оседавшая на протяжении многих веков, ведь, кроме, собственно, коренного населения здесь еще проживают словаки, венгры, румыны, немцы и т.д.

От одноцветных «полтавского» стиля «белым по белому», закарпатская вышивка в течение 19-середины 20 в. развилась в самобытное сочетание красного с синим (местами с вкраплениями других цветов) на белом фоне, а также – полихромные вышивки с доминирования одного или нескольких цветов.

Причем так же видоизменялось и приобретало распространение вышитых вещей в быту. Если сначала на Закарпатье вышивали только салфетки и скатерти, то со временем начинает набирать обороты и вышиванка. Изменяется значение домашней утвари: с чисто декоративного эстетического оно трансформируется в обрядовое, обереговое, магическое.

Тот же процесс охватывает и орнаменты, которые проходят эволюцию от простых геометризованных объектов сложных натуралистических композиций с цветами (20-30 гг. ХХ века, когда стремительно распространяется вышивка гладью и фабричные нити). Основная черта закарпатских орнаментов – зигзаги, т.н. «каракули», прекрасно дополняли традиционные ромбы и пышно украшали как мужские, так и женские рубашки.


Разновидности мотива ромба и его элементов, встречающиеся в традиционной вышивке украинцев Закарпатья: 1 – вичка; 2-5 – ромбово-точечные мотивы; 6-9 – ромбы с щетинками; 10-11 – ромбы загнутыми концами «люльки», «пипы»; 12 – ромб с баранячьими рожками.

Всего орнаментов на Закарпатье было четыре основных вида (по крайней мере так их условно выделяют, но, конечно, общее количество и структурная сетка куда более разветвленные): бойковский (скромный орнамент из геометрических фигур), гуцульский (яркий и наиболее разнообразный), лемковский (изящные цветочные мотивы) и венгерский (исключительно растительный).

Чтобы разобраться, какой же является вышивка каждой отдельно взятой закарпатской местности, давайте сначала поговорим о главных очагах (они фактически совпадают с упомянутыми несколькими сантиметрами выше видами орнаментов), а затем обратим внимание на рубашки долинян – жителей области.

Закарпатская Гуцульщина

Раховщина – центр, который почти полностью населяют гуцулы, именно здесь лучше всего сохранились традиции вышивки до сегодняшних дней. Сорочка здесь – обряд не только праздничный, но и повседневный.

Интересно, что, кроме привычных шерстяных, льняных и металлических нитей, здесь в активном употреблении были и те, что завозились из американского континента. Как такое возможно, спросите вы? Дело в том, что Карпаты как такие и Раховщина, как высшая точка гор, никогда не были в «топах» промышленных регионов, и люди искали прибыли далеко за пределами Родины. Сейчас – это Чехия, Польша, а тогда «мейнстримом» была Америка, причем одинаково популярными были как Северная, так и Южная. Выходцы из Западной Украины поддерживали связи с родственниками, оставшимися дома, и высылали им различные подарки из-за границы.

Гуцульская вышивка – это большое количество разнообразных техник: низина (доминирующая, ее особенностью является то, что орнамент получается густым на обратной стороне и закрывает все полотно), стебнивка, штапивка, крестик, сетка гладь, верхоплут, выкалывание.

Орнаменты восточного Закарпатья, в их основе лежал ромб или полуромб, а также другие геометрические вариации, несколько похожи на ивано-франковские. Цветом №1 является красный во всех его оттенках и проявлениях. Активно вышивают зеленым, желтым, синим и черным.

Береговщина

Местность, заселена венграми, плотно пропитана мадьярскими обычаями в вышивке. Бордовый, красный, реже желтый и фиолетовый – это гамма цветов, которую чаще всего можно увидеть на сорочках данного региона.


«Влияние мадьярской вышивки на украинскую»

Интересно, что основным центром вышивки края является село Слобода, но вышивают здесь в основном переселенцы – по бойковскому и лемковским образцу.

Чаще всего береговская вышивка включает в себя растительный орнамент (тюльпан, роза, георгин, гвоздика), иногда рубашки украшены листьями. Среди геометрических орнаментов наибольшее распространение получили полихромные «раковци».

Мукачевщина

Мукачево – местность полинациональная: тут вам и венгры со словаками, и евреи с немцами. Последние, кстати, бурно промышляют в селе Павшино, где построили собственную мастерскую и вышивают на заказ, а иногда и на выставки собственные товары отправляют.

Неудивительно, что здесь можно встретить как растительные, так и геометрические орнаменты. Популярны и «Минты» (с венг. «Minta» – пример, образец) с растительными вкраплениями. Среди привычных мотивов – клевер («команичка»), листья дуба, цветы.

Сегодня мукачевские вышивальщицы несколько теряют интерес к исконным традициям, однако цветовая гамма остается прежней: зеленый, синий, бордовый, красный и т.д.

Ужгородщина

Вышивка этого региона претерпела заметного влияния словацких и венгерских мотивов (собственно, именно здесь проходят границы государств). Именно поэтому здесь популярностью пользуются рубашки с красно-черным, красно-желтым, розовым орнаментом (венгерский след), а также темно-синие, голубые и разнообразные сочетания с красным (словацкий).

Лемковщина

Эти территории охватывают Ужанскую долину, юго-западную Великоберезнянщину и десяток сел в верховьях правого берега р. Уж. Заметными в этом месте есть влияния соседей-бойков и словаков.

Сначала здесь доминировал геометрический орнамент, и только в 30-е годы прошлого века стали появляться цветы и растения, которые выстраивались в определенные замкнутые композиции. Цветовая гамма (в то же время) становится красно-синей, а среди техник популярные – крестик и гладь.

Бойковщина

Своеобразной визитной карточкой края были «оплича» – давние женские рубашки, что вышивались двумя иглами сразу: грубой, протянутой швом, и тонкой, закрученную в сетчатый узор. Кроме привычных для края (описанных в предыдущем разделе) орнаментов, бойки использовали решетку и антропоморфные мотивы. Колористика: красный, синий, белый.

Долиняне Закарпатья

Ну и напоследок несколько слов о закарпатской области. Народ, проживавший между Карпатами и границей со Словакией (с востока на запад) и от Малого Березного до границы с Румынией (с севера на юг), назывался долинянами. Каждый район расписывать не будем, а выделим определенные общие черты: вышивка по сборникам, доминирование геометрических узоров, вышивка мужских рубашек белыми нитками, а женских – разноцветными, низина, крестик и вырезание как распространенные техники вышивки.

etnoxata.com.ua

Вышивки «Гуцульские мотивы». Схемы | Домохозяйка



















































?сточник: http://fotki.yаndex.ru/users/mаd1959/view/769628/?page=0
Фотографии в альбоме «гуцульские мотивы» mad1959 на Яндекс.Фотках

Автор: Svetlana — Апрель 16th, 2013 | Категория: Вышивка | Нет комментариев —

Загрузка…

Оставить комментарий

Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставить комментарий.

www.domohozyajka.com