Haute couture что это: Высокая мода — Википедия – Чем коллекция Haute Couture отличается от prêt-a-porter, а круизная коллекция от pre-fall

Что такое haute couture в быстро изменяющемся мире?

Елена Стафьева
Елена Стафьева

На прошлой неделе в Париже и Риме прошли кутюрные показы ключевых модных домов. Елена Стафьева размышляет о будущем haute couture и о том, что высокая мода уже давно перестала быть лабораторией для рождения новых идей

Каждый сезон haute couture проходит одним и тем же образом: показывают 10 коллекций (5 из которых стоят обсуждения), а потом все начинают говорить о судьбах кутюра. И в центре этого разговора всегда оказывается его определение — что такое haute couture в середине второй декады XXI века? Это искусство, лаборатория идей или просто маркетинговый инструмент для продвижения парфюмерии и аксессуаров? Судя по тому, что из года в год эти вопросы повторяются, на месте ответа — зияние. То есть его попросту нет.

Духи и сумки в разговорах о кутюре всплывают непременно: о них так или иначе вспоминают все и всегда. Действительно, не стоит вульгаризировать кутюр и сводить все к продаже духов, ровно как не стоит лицемерно говорить: «Вы не подумайте, мы тут занимаемся искусством, а не флакончики продаем». Например, Жан-Поль Готье, закрывая год назад линию prêt-à-porter, сформулировал свое будущее так: сосредоточиться на haute couture и развивать парфюмерную линию. 

Высокая мода действительно в какой-то момент на рубеже прошлого и нынешнего веков стала выглядеть исключительно дорогим анахронизмом и в поисках ее практического оправдания возник вот такой вот концепт — да, дорого и затратно, но зато помогает продавать все остальное. Это на самом деле действенный маркетинговый механизм — и даже не самый затратный по нынешним временам. Но одно только это, очевидно, не выглядит достаточным оправданием haute couture.

Что такое haute couture в быстро изменяющемся мире? (фото 1)

Что такое haute couture в быстро изменяющемся мире? (фото 2)

Некоторое время назад о кутюре заговорили как о лаборатории идей в противовес prêt-à-porter, пребывающему в постоянном стрессе роста продаж и все более быстрого обновления в современном мире Instagram. Да, поддержание и развитие редких ремесленных техник декорирования, да, эксперименты с текстилем, но давайте вспомним, какие такие новые дизайнерские идеи, важные тренды и просто передовые формы и технологии появились в кутюре с начала этого века? Говоря же совсем честно, парижский кутюр последний раз был лабораторией идей в 60-е годы прошлого века. Ну хорошо, еще в 70-е. А потом он все больше клонился к закату и чуть было не умер в 90-е. Пространство идей сегодня где угодно, но только не в haute couture.

Отделять кутюр от мира, противопоставлять его всей остальной моде, подверженной влиянию социальных сетей и улиц больших городов, и всячески запихивать его в башню из слоновой кости — не самый продуктивный путь, как любое противопоставление современности. Думаю, Кристобаль Баленсиага был бы очень удивлен, если бы узнал, что его платья для Банни Меллон, Моны фон Бисмарк и Грэйс Келли — это лаборатория идей. Да, за полвека много всего изменилось самым радикальным образом, но сегодня самые успешные кутюрные линии — это традиционная, вполне конвенциальная красота с кружевом, вышивкой, аппликацией, кристаллами и шлейфами. Как показывает опыт новейшего Valentino, можно выстроить успешный кутюрный бизнес вокруг, собственно, одной-единственной, самой простой модели платья, с умом и фантазией варьируя ее на все лады.

Говоря же совсем честно, парижский кутюр последний раз был лабораторией идей в 60-е годы прошлого века. Ну хорошо, еще в 70-е. А потом он все больше клонился к закату и чуть было не умер в 90-е. Пространство идей сегодня где угодно, но только не в haute couture

Из всего показанного на только что закрывшейся неделе haute couture говорить о формах, пропорциях и вообще дизайнерских идеях можно было только применительно к Dior Рафа Симонса. Нельзя же всерьез в 2015 году считать свежими идеями платья из сетки, платья из одеяла и платья из мешковины, которые показал Джон Гальяно. Эксцентрикой — сколько угодно, но мы все это уже видели, в том числе и у самого Гальяно примерно 99 раз. Точно так же, как видели экстравагантные меховые фантазии Карла Лагерфельда еще в 1977 году в фильме Жака де Башера Histoire d’Eau, посвященном Fendi. 

Что такое haute couture в быстро изменяющемся мире? (фото 3)

Убедительный ответ на вопрос о том, что такое кутюр сегодня, дает выставка The Fashion World of Jean Paul Gaultier, которая проходит в парижском Grand Palais. Очередь на нее заметно больше, чем на выставку Веласкеса, работающую буквально последние дни в соседнем крыле того же Grand Palais. Искусство или мода? Для людей, которые стояли в этой очереди, мода, очевидно, более важное искусство, чем Веласкес. Но искусство совершенно другого рода. Это современное искусство.

Как всякое современное искусство мода тесно связана с entertainment, то есть с развлечением. На любой выставке современного искусства должно непременно что-то светиться, двигаться и вступать в непосредственный контакт со зрителем: публику нужно завлекать и увлекать, без этого сейчас никак. Манекены на выставке Готье улыбались, закатывали глаза и все время обращались к зрителю (специальная проекция), и больше всех сам Готье в норковой матроске и красной косынке на шее. У публики это вызывало детский восторг — к говорящему Готье было не протиснуться, все снимали видео для Instagram и Facebook (благо, в Grand Palais, как и во всех продвинутых центрах современного искусства, сейчас есть бесплатный Wi-Fi). Кутюр — это развлечение для публики, желающей увидеть нечто диковинное, нечто несообразное, нечто экстравагантное, в чем на поверку нет ничего революционного, ничего оригинального, никакого вызова. Говорящие манекены Готье — это то самое развлечение, где у каждого кутюрного наряда (а haute couture там заметно больше, чем prêt-à-porter) стоит табличка с указанием даже рабочих часов, на него потраченных. Так же хорошо это понимает Карл Лагерфельд — каждый следующий его кутюрный показ имеет все более сложный сценарий: от супермаркета к казино и далее везде.

Выставка The Fashion World of Jean Paul Gaultier также отлично комментирует тему шока, трепета, безумных идей и вообще haute couture как лаборатории идей. Все уже было: платья из мусорных мешков, мужчины в корсетах из атласа и перьев, всевозможная эстетика БДСМ и борделя, и уж тем более сетка всех сортов и видов. Все это уже было даже в пространстве одной карьеры — Жан-Поля Готье. Какая угодно экстравагантность уже была использована и отработана — как это еще может кого-то шокировать и рождать новые идеи?

Что такое haute couture в быстро изменяющемся мире? (фото 4)

Что такое haute couture в быстро изменяющемся мире? (фото 5)

Вещи Готье при этом смотрятся исторически. Видишь черную кожу, мешки из-под мусора, металл и думаешь: Sex Pistols, панк-рок, 70-е (действительно, 1977 год). Видишь корсеты и латекс и понимаешь: Мадонна, конусообразные бюстгальтеры, агрессивная сексуальность второй половины 90-х (впрочем, с нижним бельем Готье до сих  пор не расстался). И все эти наряды выглядят куда менее футуристично, чем платья главного гения и футуриста всех времен и народов Кристобаля Баленсиаги. 

И если мода — искусство, то именно такое — современное и массовое. Можно, конечно, поместить платья среди скульптур и картин, и это может быть завораживающе красиво, но будущее кутюра скорее в говорящих манекенах Готье, чем рядом со скульптурами Бернини. Ну и в новых клиентах с Дальнего Востока, которых все ждут с надеждой и упованием. А пока жены и дочери китайских миллиардеров занимают свои места в первых рядах показов haute couture, Рианна заказывает платье в стиле дикой азиатской роскоши у китайской кутюрье Гуо Пей. Так что будущее, как всегда, имеет разные сценарии.

Что такое haute couture в быстро изменяющемся мире? (фото 6)

Что такое haute couture в быстро изменяющемся мире? (фото 7)

Как и почему возрождается Haute Couture

«Когда люди говорят, что кутюр мертв, я думаю, что для них это, возможно, и так. Но мы уверены в обратном», — сказал Карл Лагерфельд перед тем, как показать свою кутюрную коллекцию Chanel весна-лето 2018 из 68 созданных вручную нарядов. Этот комментарий, который был запечатлен режиссером Эндрю Росси для одной из серий документального сериала Netflix 7 Days Out, — лаконичный ответ каждому, кто считает, что дни кутюра сочтены. Если слова пусть даже одного из лучших дизайнеров нашего времени кажутся вам неубедительными, поверьте фактам.

Бренды первого эшелона один за другим заявляют о намерении вдохнуть новую жизнь в haute couture и делают ставку на индивидуальный пошив, а не на массовое производство. Так, Balmain под руководством креативного директора Оливье Рустена возвращается в расписание кутюрной Недели моды — впервые за 16 лет. Эди Слиман намерен запустить кутюрную линейку Celine, чтобы обновить имидж Дома. И даже молодые бренды, такие как Richard Quinn и Marine Serre, реализуют свои творческие порывы в категории ready-to-wear couture, сочетая высокую моду и прет-а-порте.

Balmain весна-лето 2019

«Высокая мода сегодня — растущий рынок, она приносит брендам все большую прибыль, да и аудитория становится шире и разнообразнее, — уверен Ральф Толедано, президент Федерации высокой моды и прет-а-порте — организации, ответственной за функционирование всей индустрии haute couture. — Кутюр всегда был и остается для дизайнеров инструментом творческого самовыражения, в котором традиции сочетаются с инновациями». Новые технологии, уверен Толедано, помогают модным домам расширить свой кутюрный «диапазон»: современные материалы, техники и подход позволяют им привлечь внимание новой аудитории, в том числе миллениалов.

Подготовка к показу Christian Dior Couture весна-лето 2018. Фото: Luc Braquet

«Причина растущего интереса к кутюру в том, что вся модная индустрия сегодня работает преимущественно на масс-маркет-культуру», — считает парижский дизайнер Алексис Мабий, отмечая, что на этом фоне большинство из нас подсознательно стремится к вещам более индивидуализированным и аутентичным. Для него кутюр подразумевает прежде всего тесное взаимодействие между брендом и клиентом, персональный подход, магию созданной по индивидуальным меркам вещи — все то, что в современном мире однотипного потребления стало настоящей роскошью. «Сенсорные впечатления — важный аспект, — согласен Толедано. — До тех пор, пока существуют клиенты, которые ценят особый продукт и подход, кутюр будет жить».

Chanel Couture осень-зима 2018

Безусловно, клиентам столь особенные наряды нужны для важных мероприятий — от свадеб до ковровых дорожек. Спрос на вечерние образы растет: Элизабет фон дер Гольтц, директор по закупкам Net-a-Porter, уверяет, что онлайн-магазин за год увеличил ассортимент праздничной одежды на 50 процентов. «Значительный спрос идет со стороны наших VIP-клиентов, которым для торжественных выходов нужны исключительные вещи», — говорит Гольтц и отмечает, что наибольшим успехом пользуются кутюрные линейки Alexandre Vauthier и Ralph & Russo.

Анджелина Джоли в Ralph & Russo Couture на службе в кафедральном соборе Святого Павла в Лондоне

Некоторые дизайнеры в коллекциях ready-to-wear сегодня используют перья, объемный крой и декоративные элементы, которые неизменно ассоциируются с кутюрными работами. «Это то, что мы называем современным кутюром», — говорит фон дер Гольтц. Примером может служить коллекция Mary Katrantzou в честь 10-летия бренда: дизайнер использовала по-настоящему кутюрные техники — около 90 процентов вещей были созданы по всем канонам высокой моды.

Mary Katrantzou весна-лето 2019. Фото: Jamie Stoker

Не стоит забывать про бренды, которые обходятся без линеек ready-to-wear, концентрируются на кутюре и прекрасно себя чувствуют. Например, Jean Paul Gaultier, чья прибыль растет с каждым годом, или Viktor & Rolf, креативные образы которых выглядят куда органичнее в контексте высокой моды, нежели в рамках очень коммерческого формата прет-а-порте.

Viktor & Rolf Couture осень-зима 2018

«Магия, которую дарит кутюр, — доказательство того, что возможно практически все, — говорит Алексис Мабий. — Это тайный мир, который создается для одного-единственного клиента». Заманчивое предложение — чистой воды эксклюзив, по-прежнему доступный лишь очень ограниченному числу покупателей. Как говорит стилист по волосам Сэм Макнайт в документальном фильме 7 Days Out, «большинство людей в мире никогда не купит эти вещи, не увидит их вживую, даже не окажется с ними в одной комнате. Но именно этот факт делает их такими желанными». Похоже, кутюр нашел свое место в эпохе инстаграма и «быстрой моды».

Balmain весна-лето 2019

Читайте также: Почему миллениалы начали покупать кутюр

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Что значит «от кутюр»?

Inyaz-school.ru

«Мои платья – эфемерные предметы архитектуры, предназначенные для того, чтобы прославлять пропорции женского тела»

Кристиан Диор

Все женщины мира приходят в невероятный восторг от одного лишь слова «От кутюр». Откуда же пришло к нам это понятие, и что оно на самом деле означает? Haute couture — в переводе с французского дословно «высокая мода/высокое швейное ремесло».  То есть haut(e) читается по правилам французского языка «от» — и означает высокий(ая) / верхний(ая) / дорогой(ая) /значительный(ая).
Couture в переводе  — пошив, швейное ремесло, мода. К Высокой моде относится творчество ведущих домов мод, которые задают тон всей международной моде, а так же уникальные модели, которые производятся в знаменитых салонах мод по заказу клиента, в единственном экземпляре. Само понятие «от кутюр» появилось в середине XIX века. Тогда стали появляться первые салоны мод и первые модельеры. Haute couture обязана своим появлением Чарльзу Фредерику Уорту. В 1858 году этот английский модельер открыл в Париже свой Дом моделей и первым распределил коллекции по сезонам. Сегодня к домам Высокой моды относят: Коко Шанель, Карл Лагерфельд, Кристиан Диор, Жанна Ланвен, Юбер де Живанши, Ги Ларош, Ив Сен Лоран, Кристиан Лакруа, Жан-Поль Готье, Ральф Руччи, Джанфранко Ферре, Джанни Версаче, Валентино Гаравани, Джон Гальяно и другие. Количество Домов высокой моды меняется не часто, и почти всегда держится около цифры 20. Причина — очень жесткий отбор и крайне высокие требования к кандидатам. Если хотите сказать дома высокой моды, модные дома и другие синонимы на французском языке, то запомните следующие фразы:  les grandes maisons de couture, les maisons de haute couture, les maisons de mode, les grandes  maisons de mode.  Как рассказать про моду на французском языке, вы можете узнать, прочитав ниже  короткий топик на французском, написанный лично мной.

 La mode francaise

La France est la capitale de la mode mondiale, des parfums raffinés et des designers talentieux. Les noms Chanel, Dior, Yves Saint-Laurent, Givenchy sont associés à l’ère de la Haute Couture quand les vêtements ont devenu l’art.

Coco Chanel est la personne la plus importante dansl’histoire de la mode du XXe siècle. Chanel a crée une petite robe noire et des chapeaux pour les femmes extraordinaires. Un tailleur «de Chanel» est devenu un symbole d’une nouvelle génération: fait en tweed, avec une jupe étroite, une veste sans col avec des boutons dorés. Coco Chanel a inventé beaucoup de vêtements modernes, qui nous semblent tout à fait ordinaires: un sac en bandoulière et des pantalons pour les femmes. En plus, l’un des parfums les plus connus dans le monde est le Chanel № 5.

Christian Dior a créé un concept entièrement nouveau dans sa première collection en 1947. C’étaient des robes romantiques en soie et en mousseline. Il a aussi aimé des parfums. Il y a totalement  97 parfums Dior, le premier d’entre eux a été lancé en 1947 — Christian Dior Miss Dior.

La Maison de Givenchy a été fondée en 1952 par  M. Hubert de Givenchy. Il a été le premier couturier qui a inventé le terme “prêt-à-porter”. Audrey Hepburn présentait cette maison, ses personnages sur l’écran portaient toujours des robes Givenchy.

Yves Saint Laurent était le successeur de la maison Dior. C’est grâce à lui la garde-robe féminine a revêti le caractère masculin : vestes en cuir, bottes à l’écuyère et des costumes pour les femmes. On le nomme le fondateur du style unisexe.

HAUTE COUTURE — перевод на русский c примерами предложений

/ɔːt kuːˈtjʊə/

Be strong, sophisticated, very feminine, and show what is Haute Couture.

Будь сильной, но утончённой и женственной. Покажи, что значит высокая мода.

The armscye’s tight, the middy collar doesn’t go with the shawl lapel the hems are clearly machine-stitched, the pleats are uneven, the fabric looks like toile you used a backstitch here when it clearly called for a topstitch or maybe a traditional blanket stitch and the overdesign is reminiscent of prêt-à-porter and not true French haute couture. But, uh… you know… um, whatever you want to do is fine.

— Высокая мода это неплохо.

I thought about going with something a little bit more risqué, but then, you know, you look in the mirror, see what you’re working with, realize that maybe not everyone’s meant for haute couture.

Я думал подобрать что-то более рискованное, но затем, ну знаешь, ты смотришь в зеркало, видишь, с чем работаешь, понимаешь, что, возможно, не все предназначены для высокой моды.

Subsequent news coverage exposed horrific working conditions, which were blamed by activists on the factory’s primary contractor, fit thread jeans, and their CEO, haute couture designer, Cynthia Brooks.

Последующие репортажи раскрыли ужасающие условия труда, в которых активисты обвинили главного подрядчика фабрики, «Фит тред джинс» и их директора, дизайнера высокой моды Синтию Брукс.

Knockoffs of haute couture.

Всякие подделки под высокую моду.

Отправить комментарий

Смотрите также

Check it at Linguazza.com