Художник картина поцелуй: Painting The Kiss by Gustav Klimt — History, Analysis & Facts

Поцелуй (картина) | это… Что такое Поцелуй (картина)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Поцелуй (значения).

«Поцелуй» (1907—1908) — картина австрийского художника Густава Климта.

Содержание

  • 1 Аура поцелуя
  • 2 Интересные факты
  • 3 См. также
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки

Аура поцелуя

Полотно принадлежит к периоду творчества Климта, названному «золотым»: в это время художник много работал с золотым цветом и настоящим листовым сусальным золотом. Популярность картин этого времени, и «Поцелуя» в том числе, связана не в последнюю очередь с применением художником золота в качестве цвета. Золото с незапамятных времён вызывает магические, религиозные ассоциации в равной мере с чувством материальной ценности, значимости.

Толика этой ценности и ослепительное сияние, исходящего от золота, тесно соединяются с содержанием картины. Ценность картины как бы освещает её смысл. Стилистические свойства этого периода, характеризующиеся сокращением глубины пространства и орнаментальной плоскостью изображения, подчёркивают значение самого изображения и пространства на картине. Аура полотна и его завораживающая красота выражают, с одной стороны, его «ценность», с другой же представляют влюблённую пару как символ беззаботного эротического счастья.

На скале, на краю цветочной поляны, в золотой ауре, стоят полностью погружённые друг в друга, отгороженные от всего мира влюблённые. Из-за неопределённости места происходящего кажется, что изображённая на картине пара переходит в неподвластное времени и пространству космическое состояние, по ту сторону всех исторических и общественных стереотипов и катаклизмов. Полное уединение и повёрнутое назад лицо мужчины лишь подчеркивают впечатление изоляции и отрешённости по отношению к наблюдателю.

Картина часто описывалась критиками как «Союз» с указанием на орнаментальную символику одеяний мужчины и женщины. Однако сама символика опровергает это название: мужчине соответствуют, характерные его полу «жесткие» формы, прямоугольные бело-черно-серые поля, тогда как женщине «мягкие» формы, цветочные, пёстрые округлые элементы.

Поэтому, хотя они и соединены посредством золотого одеяния, фона и объятия в единое целое, они все же отличаются друг от друга орнаментом. Однако эта разница является чисто символической и практически исчезает на фоне общей орнаментализации картины.

Ореол, окружающий слившихся воедино в поцелуе, определяется мужчиной, который своей спиной формирует его очертание. Его описывают как башне- или колоколоподобный, но в первую очередь — фаллическим. Подобные, более очевидные формы художник использовал в своих «Бетховенских Фризах». Этому главному символу мужского достоинства соответствует набыченный вирилитет мужчины. От него исходит вся энергия полотна. Это он обхватил своими руками голову женщины и повернул её к себе, чтобы поцеловать в щёку. В противоположность мужчине, женщина изображена на картине в пассивной роли. Она стоит преклонив колени — явный символ подчинённости.

Фрагмент

Интересные факты

  • Некоторые исследователи считают, что на картине изображён сам художник со своей возлюбленной Эмилией Флёге.
  • Экскиз картины использовался как оформление опенинга аниме сериала Elfen Lied. [1]

См. также

  • Портрет Адели Блох-Бауэр I

Литература

  • Gottfried Fliedl Gustav Klimt : 1862-1918 : the world in female form. — Köln: Benedikt Taschen, 1994. — 239 с. — ISBN 3-8228-0290-5
  • Wendy Beckett, Patricia Wright Sister Wendy’s 1000 Masterpieces. — London: Dorling Kindersley Limited, 1999. — С. 241. — 512 с. — ISBN 0-7894-4603-0

Ссылки

  • «Поцелуй» на сайте галереи Бельведер
  1. Эльфийская песнь

Все картины Густава Климта в Вене. Путеводитель по музеям

Для тех, кто хочет посмотреть все картины Климта в Вене

Густав Климт и его картины — одна из причин по которой миллионы туристов ежегодно приезжают в столицу Австрии. Но, хорошо это или плохо, одного «Музея Климта» в Вене нет и, чтобы увидеть «именно того» Климта, надо попасть в правильный музей или даже в несколько. Поскольку художник и родился и умер в Вене, то можно несколько дней переходить из одного музея в другой, чтобы увидеть если не все, то хотя бы главное. Если именно это вы и планируете сделать, вам пригодится этот список.

Список упорядочен по значимости и объему коллекций и постоянно актуализируется. Последнее обновление 14.02.23.

1. Верхний Бельведер / Schloss Belvedere

Именно в Дворце Бельведер экспонируются знаменитые картины «Поцелуй» и «Юдифь». В этом же собрании много десятилетий находился и «Портрет Адели Блох-Бауэр», известный как «Золотая Адель» или «венская Мона Лиза». Но, после мучительных реституционных разбирательств, портрет был передан наследнице семьи Блох-Бауэр Марии Альтман. Поэтому с 2006 года «Адель» проживает на Манхэттене в Новой Галерее. Именно туда Альтман продала портрет тёти за рекордную цену в 135 миллионов долларов. Теперь все три «золотые» работы Климта вместе можно увидеть лишь на сувенирных безделушках в магазине музея.

По счастью для посетителей Бельведера другой портрет Адели Блох-Бауэр в образе Юдифи остался в Бельведере. Поэтому всем, кого интересует проявление неприкрытой женской сексуальности в искусстве, стоит придти сюда, чтобы увидеть его вживую. (UPD Сегодня некоторые эксперты поддерживают версию искусствоведа Мариан Бизанц-Праккен, что моделью послужила вовсе не Адель Блох-Бауэр, а оперная дива Анна фон Милденбург).

В общей сложности в коллекции Бельведера находятся 30 полотен (не считая «Бетховенского фриза», см. Сецессион ниже), однако, увидеть их все за один визит невозможно. Музей ведет активную выставочную деятельность и поэтому от трети до половины работ или выставляются в Нижнем Бельведере и других венских музеях или находятся в международных турне. Вы всегда можете проверить, сколько работ Климта в настоящий момент находятся в экспозиции в специальной базе данных на сайте музея.


«Поцелуй», но не только

«Поцелуй» — главный туристический козырь Бельведера и пропустить его нельзя. Тем более, что все указатели в музее указывают путь именно к нему. Это единственная картина из собрания, которая освобождена от творческих командировок. Имейте в виду, что около этой работы Климта всегда собирается большая толпа почитателей и инстаграммеров, так что, чтобы насладится картиной в относительно спокойной обстановке, надо приходить к открытию музея.

Но Бельведер стоит посетить не только ради этого автопортрета художника с его музой. В перемешку с картинами Мунка и Ван Гога вы найдете портреты дам из общества, созерцательные пейзажи, написанные на Атерзее, и незаконченных «Адам и Ева» и «Невесту», картины, оставшиеся в мастерской, когда художника увезла скорая. Но главное в этом музее — контекст, в котором родилось искусство Модерна. И хотя из новой экспозиции убрали почти весь академизм, составить некоторое представление о предшественниках Климта, так же как о его сподвижниках, вполне можно.

NB С 3 февраля по 29 мая 2023 года значительную часть картин Климта из коллекции Бельведера и заимствований из частных и государственных собраний можно увидеть на выставке «Климт. Вдохновленный Ван Гогом, Роденом, Матиссом…» в Нижнем Бельведере. Настоятельно рекомендую посетить.

Адрес: Prinz Eugen-Straße 27, 1030 Wien
Режим работы: ежедневно, кроме понедельника с 10:00 до 18:00.
Официальный сайт Бельведера



2. Музей Леопольда / Leopold Museum

«Жизнь и смерть» — главное сокровище музея кисти Климта, ради которого стоит пойти в этот музей. Сейчас это полотно включено в экспозицию выставки «Вена в 1900». Здесь последняя работа «золотого периода» окружена ранними портретами высшей степени реалистичности, работами братьев художника и интересными историческими документами.

Также в экспозиции представлены ландшафтные работы, по которым легко проследить движение художника в сторону абстракции, а потом от нее. Музей Леопольда также реконструировал по фотографиям скандально известные «факультетские картины». Они размещаются в отдельном зале вместе с витринами, в которых лежат оригиналы газет с разгромной критикой не понявших художника современников.

Контекст вокруг работ Климта создают произведения его соратников по Сецессиону и документация культурной и общественной жизни того времени. Надо сказать, что музею вполне удалось дать зрителю почувствовать ту специфическую атмосферу короткого и яркого периода Fin de Siècle, продуктом которого в некоторой степени являются и работы Климта. Еще одно преимущество этой экспозиции состоит в том, что на фоне творений Вагнера и Лооса, Мозера и Шиле творческие поиски Климта не выглядят уникальными, а дают более цельное представление о Вене, как одном из центров глобальной смены парадигмы искусства.

Адрес: Museumsplatz 1, 1070 Wien
Режим работы: ежедневно, кроме вторника с 10:00 до 18:00. По четвергам до 21:00.
Официальный сайт музея Леопольда


3. Музей города Вены / Wien Museum

(музей находится на реконструкции до осени 2023 года. С 3 февраля по 29 мая 2023 года многие картины экспонируются на выставке «Климт. Вдохновленный Ван Гогом, Роденом, Матиссом…» в Нижнем Бельведере)

Еще один музей, где есть разноплановые работы Климта — это Музей истории города Вены. Портрет его музы (спутницы, подруги, возлюбленной) Эмилии Флёге — то, ради чего любители Климта сюда приходят. Но вы найдете здесь и «Афину Палладу», ставшую символом Сецессиона, и несколько портретов неизвестных нам дам, благодаря которым «портретист красивых женщин» стало первым апмплуа Климта. Эти работы находятся в историческом разделе «Эпоха модерна».

В коллекции музея также находятся рисунки и исторически ценный групповой портрет венского высшего общества работы Климта. «Вид старого придворного театра со стороны сцены» (в постоянной экспозиции только в факсимильной копии) это и документация архитектуры для вечности и миниатюрный портрет каждого и каждой из тех, кто что-то из себя представлял в Вене в 1888 году.

Адрес: 1040 Vienna, Karlsplatz 8
Режим работы: временно закрыт на реконструкцию
Официальный сайт Музея Вены


4. Сецессион

Если вы не заинтересованы в том, чтобы помещать работы Климта в контекст, переходить от периода к периоду, а хотите просто увидеть «правильного» Климта в дисцилированном виде, то идите в выставочный зал Сецессиона. Именно там находится «Бетховенский фриз» — программное произведение in situ, то есть именно в том месте, для которого и было создано изначально.

На фасаде выставочного зала стоит имя архитектора Йозефа Марии Ольбриха, но известно, что Климт принимал активное участие в его создании. Смотреть «Бетховенский фриз» под знаменитыми словами «Каждому времени свое искусство, а искусство его свободу» кажется мне необходимым, чтобы понять и прочувствовать и смысл и эстетику «молодого искусства». Согласно этому лозунгу главные выставочные площади Сецессиона и сегодня занимают сменяющиеся выставки современных художников, а за Климтом вам придется спуститься в подвал, в специально построенный для этого зал.

Мы можете взять аудиогид на кассе, чтобы послушать неплохие комментарии о значениях аллегорий на фризе. А, если вы предпочитаете язык музыки, то наденьте прямо в зале предлагаемые тут наушники и можете наслаждаться «Одой к радости», инстинктивно угадывая на какую из фигур на стене вам сейчас смотреть.

Адрес: Friedrichstraße 12, 1010 Wien
Режим работы: ежедневно, кроме вторника с 10:00 до 18:00.
Официальный сайт Сецессиона


5. Музей Театра

Если вы готовы вылавливать важные работы Климта по одной, то не пожалейте времени и зайдите в соседнее с Альбертиной здание.

«Нагую правду» купил театровед Херман Бар и поэтому сегодня эта работа прописана во Дворце Лобковиц в Музее Театра. «Нагая правда» — програмная работа, выдающая словами Шиллера манифест о неприемлемости излишней популярности хорошего искусства. Что впрочем не помешало Климту создать свои самые золотые (в обоих смыслах) работы уже после этого манифеста.

Адрес: Lobkowitzpl. 2, 1010 Wien
Режим работы: ежедневно, кроме вторника с 10:00 до 18:00.
Официальный сайт Музея театра


6. Бургтеатр

Чтобы заглянуть в декоративно-историческое начало карьеры Климта, вам стоит зайти в Бургтеатр. Здесь вы увидите во всем блеске работы того времени, когда он, недавний выпускник художественного училища, вместе с братом Эрнстом и коллегой Францем Матчем мечтал не о эстетической революции, а о хорошем гонораре. Молодые авторы так удачно отличились при росписи интерьеров, что удостоились почетной награды от императора.

Кисти Густава Климта принадлежат четыре сцены. Особенно интересно изображение английского театра: там, где на сцену смерти Ромео и Джульетты взирает королева Елизавета I, среди публики пристроился и сам Климт с своими компаньонами. Это единственный автопортрет Климта (в «Поцелуе» его без подсказки узнать трудно, это искусствоведческая спекуляция), сделанный с целью самопозиционирования.

Увидеть росписи можно, если можно придти на ежедневную экскурсию по театру или, что еще лучше, на представление.

Адрес: Universitätsring 2, 1010 Wien
Экскурсии проводятся по четвергам и пятницам в 15:00, по субботам, воскресеньям и в праздничные дни в 11:00. Экскурсии исключительно на немецком языке, но для желающих выдаются тексты на русском, английском и пр.
Страница экскурсий на сайте Бургтеатра


7. Музей истории искусства

Если ради интерьерных росписей вы не хотите идти в театр, то в Музее истории искусства вы тоже сможете найти работы Климта, сделанные для создания антуража, а не самовыражения.

Во время климтовских юбилеев музей даже ставит конструкцию из строительных лесов, чтобы почитатели могли залезть под потолок и посмотреть работы поближе, на что художник, конечно, в свое время не рассчитывал. Но и стоя на парадной лестнице вы сможете различить работы Густава и Эрнста Климтов, и их коллеги Матча, если приложите некоторые усилия. Хотя художники стремились писать в одной манере, если вы уже натренировали глаз, то почерк каждого из них вы сможете узнать.

Адрес: Maria-Theresien-Platz, 1010 Wien
Режим работы: ежедневно, с 10:00 до 18:00, по четвергам до 21:00
Официальный сайт Музея истории искусства


8. Музей декоративно-прикладного и современного искусства

Картоны к фрескам дворца Стокле экспонируются в постоянной экспозиции Музея декоративно-прикладного искусства. В окружении мебели и фарфора Венских мастерских они смотрятся очень органично. На поверхности бумаги встречаются многочисленные пометки художника, что имеет определенную притягательность выставленного на обозрение черновика.

Также музей установил рядом инсталляцию «Волшебный сад Климта». Надев очки виртуальной реальности вы сможете побродить по смальтовым дорожкам под серебряными колокольчиками вокруг люпинов из ляпис-лазури. Занятие это очень затягивающее и, хотя создатели компьютерной симуляции вдохновлялись именно картонами, этот опыт все же имеет в первую очередь ценность аттракциона, а не искусства.

Адрес: Stubenring 5, 1010 Wien
Режим работы: ежедневно, кроме понедельника с 10:00 до 18:00, по вторникам до 21:00
Официальный сайт Музея прикладного искусства


9. Альбертина

Порядка 170 рисунков хранится в собрании Альбертины, но с ними есть та же проблема, что и со всей графикой — она очень хрупкая. Поэтому в последнем из парадных залов прямо за печкой вы найдете три высококачественные, но все же факсимильные копии: портреты одной неизвестной дамы в шляпе и двух обнаженных девушек. Имейте в виду, что Альбертина довольно часто меняет эту экспозицию и вместо Климта вы можете обнаружить рисунки Дюрера или Микеланджело, тоже в копии.

В экспозиции «От Моне до Пикассо» в одном зале с Роденом и Моне выставляется одна из «Рыбок» Климта (с 3 февраля по 29 мая 2023 на выставке в Нижнем Бельведре). Довольно интересно видеть эту работу в окружении французского искусства, сегодня имеющего статус мирового, тогда как сам Климт, конечно, очень популярен, но пока все еще имеет статус одного из национальных вариантов модернизма.

По-настоящему оценить собрание Альбертины можно лишь попав на одну из временных выставок, как, например, юбилейная выставка в Альбертине Модерн.

Адрес: Albertinaplatz 1, 1010 Wien
Режим работы: ежедневно с 10:00 до 18:00.
Официальный сайт Альбертины


Другие климтовские места

По вышеперечисленным адресам вы найдете все картины Климта в Вене, сохранившееся в оригинале. Некоторые полотна (в том числе «Даная»), не говоря уже о рисунках находятся в частных коллекциях и лишь изредка выставляются в музеях. Если вы интересуетесь реконструкциями, то вам могут быть интересны Вилла Гермес и Вилла Климта, расположенные на окраине города.


Вила Гермес

Это загородный дом Габсбургов, ныне филиал Музея города Вены. Среди богатых интерьеров, оформленных разными важными местными художниками вы можете найти и восстановленную потолочную фреску «Весна» написанную Климтом в соавторстве с братом Георгом и коллегой Францем Матчем.

Адрес: 1130 Wien, Lainzer Tiergarten
Режим работы: с 15 марта по 1 ноября ежедневно, кроме понедельника с 10:00 до 18:00. Зимой музей закрыт.
Официальный сайт Музея города Вены и Виллы Гермес


Вилла Климт

Этим чисто маркетинговым именем сегодня называется здание, находящемся на месте последнего ателье Климта. То есть этого здания Климт не видел, он жил в другом, гораздо более скромном доме на этом месте, смотритель виллы укажет вам на ту часть стены, что осталась от оригинального строения. Однако, если в фокусе вашего интереса не только творчество, но и личность художника, то эта вилла хорошее место, чтобы попробовать представить в какой обстановке Климт и жил и творил.

Сегодняшние владельцы наполнили виллу не только репликами картин и копиями документов. Они также постарались воспроизвести интерьеры мастерской, пользуюсь для этого фотографиями приятеля и коллеги Климта Морица Нера. Комнаты, не занятые реконструкциями, наполнены информационными панелями. Здесь вы найдете и каталог утерянных произведений, и список заказчиков, и описание встречи с японским художником Кихиро Охта (Kijiro Ohta), и газетную хронику процесса о передаче портрета Адели Блох-Бауэр ее наследнице Марии Альтман.

И сама вила и сад, в котором теперь насадили «климтовские» кусты и цветы, прекрасны. «Память места», какой бы субтильной она ни была, тут чувствуется, и она по-своему интересна. 

Адрес: Feldmühlgasse 11, 1130 Wien
Режим работы: ежедневно, кроме понедельника с 10:00 до 18:00.
Официальный сайт Виллы Климт


Могила Климта

В этом же тринадцатом районе находится и могила Климта. От Виллы Климта до Хицингского кладбища совсем недалеко. Могилу легко найти, она расположена в левой части кладбища (если смотреть от входа) в группе 5 под номером 194. Лаконичный вид надгробного камня выдает послевоенную работу. Ее автор австрийский скульптор Йозеф Шагерль мл., работавший над восстановлением многих знаковых объектов культурного наследия после войны, видимо хорошо знал, что работа с наследием это не лучший повод для самовыражения. На наклонной плите стоит лишь имя художника, его автограф. В 1962 года, когда этот памятник был установлен, было очевидно, что и даты и эпитафии рядом с этим именем излишни.

Адрес: Friedhof Hietzing, Maxingstraße 15, 1130 Wien
Режим работы: ноябрь, февраль с 8:00 до 17:00; март, октябрь с 7:00 до 18.00; с апреля по сентябрь с 07:00 до 19:00, а летом кладбище, как и многие венские музеи, открыто дольше по четвергам — до 20:00.
Официальный сайт кладбища


Карта

Если вы пройдетесь хотя бы по паре музеев, то убедитесь сами, что наследие Климта — это гораздо больше, чем томные фигуры на золотом фоне. Пусть популярность «золотого» стиля художника в массовом представлении перевешивает все остальное, что он сделал. Но поклонники его творчества знают, что Климт написал не только «Поцелуй». Его œuvre гораздо более разнообразно и стоит всяческого внимания. И, может быть, именно полные спокойствия пейзажи или озорные «Рыбки» станут для вас главной его работой.

Чтобы вам было легче ориентироваться, я нанесла все эти адреса на карту и надеюсь, что, взглянул на нее, вы согласитесь, что один музей Климта есть — и это вся Вена.



Вам также может быть интересно:





Густав Климт «Поцелуй»

Наличие: В наличии

Начиная с $149


Краткий обзор

Масло на хлопковом холсте премиум-класса. Репродукция Густава Климта «Поцелуй» написана тонкой кистью и тонкими слоями масла.

* Пожалуйста, выберите размер вашей картины
  • 12X16 дюймов / 30X40 см
  • 16X20″ / 40X50см +20$
  • 20X24″ / 50X60см +40$
  • 24X30″ / 60X75см +60$
  • 30X40″ / 75X100см +$ 80
  • 36X48″ / 90X120см +140$
  • 48X60″ / 120X150см +240$
Подпись исполнителя
  • Я хочу, чтобы художник подписал мою картину
* Уровень обслуживания
  • Свернутый в трубу — стандартная служба
  • Свернутый в трубку — Premium Service +$23

* Обязательные поля

Дополнительная информация

Описание

 

Густав Климт был скандальным художником. Он рисовал все, что ему нравилось, как ему нравилось и не заботился о «благородных стандартах» высокого искусства. Часто новаторские, откровенно сексуальные и шокирующие для публики, его работы бросают вызов нашему визуальному восприятию и заставляют задуматься, понимаем ли мы хотя бы отдаленно смысл сообщения, зашифрованного во всех этих хитрых образах и неожиданных цветах. Одна из самых обсуждаемых и восхваляемых картин Климта — «Поцелуй».

Модели близости

На полотне изображена влюбленная пара, заключенная в крепких и пылких объятиях. Они так близко, что их тела сливаются в один массивный узорчатый силуэт. Оба одеты в причудливо украшенные одежды: мужчина одет в золотой плащ с неправильными черно-белыми прямоугольниками, а женщина изображена в облегающем платье с цветочными мотивами. У нее также есть цветы в волосах, а бахрома ее золотой одежды струится по ее босым ногам в траву, как распускающиеся ветви деревьев. Эти двое, кажется, стоят на клочке цветущего луга, который резко переходит в плоский мерцающий фон.

Странное сочетание минималистичных образов и бескомпромиссной роскоши, эта уникальная работа приобретает все большую глубину с каждой новой культурной отсылкой, которую вы находите.

Композиционные особенности

  • — В отличие от большинства картин того времени, ориентированных либо горизонтально, либо вертикально, «Поцелуй» представляет собой идеальный квадрат .
  • — Голова мужчины помещена в самом верху картины, что необычно для западного искусства. Такая композиция считается влиянием японской гравюры.
  • — Климт наносил на холст слои сусального золота, имитирующие средневековые мозаики, которые он видел в церкви Сан-Витале.
  • — Узоры на одежде пары напоминают современный стиль модерн и более раннюю концепцию декоративно-прикладного искусства.
  • — Картина предположительно представляет самого Климта и его партнершу Эмили Флёге. Некоторые также считают, что на нем изображен Аполлон, целующий Дафну в тот момент, когда она превращается в лавровое дерево, как рассказано в греческом мифе.

 

Таким образом, «Поцелуй» Густава Климта можно рассматривать не только как яркое произведение искусства, но и как коллаж стилей и рисунков, способствующих его вызывающему эффекту. Иметь такую ​​картину дома было бы большой удачей. Не разочаровывайтесь, это все еще возможно, если вы закажете тщательно написанную маслом репродукцию самого известного холста Климта. С каждым оттенком, смешанным в соответствии с оригинальной палитрой, и каждым штрихом, тщательно скопированным с кисти художника, реплика дает очень хорошее представление о реальной вещи. Добавьте стиля и чувственности в свой интерьер, сделав Gustav

Климт «Поцелуй» станет украшением вашей комнаты !

Почему «Поцелуй» Густава Климта — эротический шедевр

Искусство

Alexxa Gotthardt

8 мая 2019 г. 16:52

Густав Климт 9 0003

Поцелуй , 1907

Музей Бельведер

 

Немногие произведения искусства пользуются такой популярностью или широко воспроизводятся, как « Поцелуй » Густава Климта (1907–08). Роскошные позолоченные объятия украшают плакаты в комнатах общежитий и футболки за 10 долларов по всему миру, но история картины гораздо шире, чем ее коммерческая вездесущность сегодня. Когда Климт создал свой шедевр в разгар венского авангарда и его психосексуальной революции, он был нагло эротичным, политически заряженным и художественно революционным.

Климт уже был бесстрашным лидером венского авангарда, когда начал рисовать Поцелуй в 1907 году. Он сделал страстными помощниками молодых амбициозных художников, таких как Эгон Шиле и Оскар Кокошка, которые стремились выразить чистые человеческие чувства. . Он также нажил себе заклятых врагов из чопорного австрийского художественного истеблишмента, которому не нравилась беззастенчивая чувственность и эстетический декаданс его работ.

Густав Климт, Юдифь I, 1901. Изображение с Викисклада.

Густав Климт, Даная, 1907–08. Изображение с Викисклада.

Реклама

Художник достиг совершеннолетия в момент резкого культурного перехода в Австрии.

Художественные институты старой гвардии, вдохновленные католической праведностью и викторианскими репрессиями, стремились ограничить творческое самовыражение и сексуальную свободу. В то же время такие интеллектуалы и художники, как Климт, Зигмунд Фрейд, архитектор Отто Вагнер и композиторы Густав Малер и Арнольд Шенберг, оттеснили их работами, которые смело выражали их впечатления от окружающего мира.

В 1897 году Климт объединился с группой дальновидных художников и дизайнеров, чтобы основать трансгрессивное движение, известное как Сецессион, слово, заимствованное из древнеримского термина, определяемого как «восстание против правящих сил». Под стать им был выбран героический девиз: «Каждому веку свое искусство, а искусству — свобода». Художники Сецессиона отказались от академического стиля своих предшественников в пользу работы, которая стирала границы между искусством и жизнью, искусством и дизайном. Картины Климта все чаще выдвигали на первый план такие темы, как смертность, желание и психологические исследования.

Густав Климт

Движущаяся вода , 1898

Galerie St. Etienne

Символизм, аллегория и украшение стали средством, чтобы скрыть — хотя и тонко — его более радикальные взгляды. До Поцелуй художник исследовал жизненный цикл — и роль секса в нем — в нескольких монументальных настенных проектах. В 1900 году Венский университет поручил Климту создать три потолочные росписи на темы философии, медицины и юриспруденции. Его растянутая композиция на Лекарство , в частности, возмутил своих покровителей, когда представил его. Они особенно возражали против беспорядка переплетенных тел и проблесков женских лобковых волос (беспрецедентных в то время), которые покрывали панель, высмеивая это как порнографию. В конце концов Климт вышел из проекта, отправив своим критикам мощное послание в виде картины под названием « Золотая рыбка » (1901–02), которая первоначально называлась « моим критикам ». В нем нимфа утыкается голыми ягодицами в лицо зрителю.

Густав Климт

Медицина (Подробно: Гигиея) , 1900/07

Музей Бельведер

 

Густав Климт, Золотая рыбка, 90 119 1901–02. Изображение с Викисклада.

В знаменитой картине Климта «Бетховенский фриз » (1902 г.), установленной в здании Венского сецессиона, он был еще более откровенным, представляя мотивы, связанные с любовью и сексом, которые возникнут в «Поцелуй» . В этой метафорической картине любовь — эликсир, побеждающий чудовищное зло, избавляющий человечество от страданий. Его заключительный раздел, названный «Тоска по счастью находит удовлетворение в счастье», показывает пару, обнимающуюся так восторженно, что они кажутся единым целым. Золотая овулярная форма окружает их, подчеркивая их союз. В прочтении искусствоведа Патрика Бэйда композиция явно сексуальна, приравнивая спасение к физической страсти и продолжению рода: «Абстрактное декоративное окружение пары довольно явно предполагает форму эрегированного фаллоса внутри окружающего влагалища», — писал он в 2011 году. книга Густав Климт .

К этому моменту в своей карьере Климт вступил в «золотую фазу» — период, когда он украшал картины замысловатыми полосами сусального золота, нанося на них узоры, которые усиливали блеск и многозначительность картин. (Как сыну ювелира и гравера, работа с материалом была для него естественной.) В то время как такие работы, как Юдифь и голова Олоферна (1901) и Бетховенский фриз , включали золото, он увеличил использование техника после 1903 поездка в Равенну, Италия, где он столкнулся с чрезмерным использованием золотых инструментов и мозаичными работами византийского искусства.

Густав Климт, Портрет Адели Блок-Бауэр I, 1907 год. Изображение с Викисклада.

Вскоре после своего возвращения в Вену Климт создал величайшие произведения своей Золотой фазы и, возможно, всей своей карьеры: Портрет Адели Блох-Бауэр I (1907) и Поцелуй . Обе картины сочетают в себе сусальное золото и серебро с закрученными узорами, намекающими на энергичные жизненные силы и телесные изгибы. Как писал искусствовед Людвиг Хевеси, «орнамент Климта — это образное выражение первоматерии, которая всегда, без конца, находится в состоянии течения, вращаясь и закручиваясь по спирали, запутываясь, водоворот, принимающий все формы, зебру. полосы, сверкающие, как молния, устремленные вперед языки пламени, усики виноградной лозы, плавно связанные цепи, развевающиеся вуали, нежные сети».

Действительно, с этими картинами Климт достиг вершины своего фирменного стиля — слияния линейных композиций модерна, органических форм движения искусств и ремесел и собственного интереса к человеческим страстям.

В The Kiss , как и в последней фазе Beethoven Frieze , мужчина и женщина сливаются друг с другом. Их тела скрыты толстым золотым плащом, но Климт не удерживает себя от предположения, что скрывается под ним. Узор из прямых прямоугольников покрывает мужчину, а концентрические круги украшают женщину. Опять же, их отдельные формы сливаются в единую фаллическую колонну, окруженную овальным вагинальным ореолом. Бэйд даже заходит так далеко, что описывает цветы, спадающие каскадом вниз по боку женщины, как «украшение, похожее на сперматозоиды», указывая на то, что «момент кульминационного экстаза только что прошел». Независимо от того, имел ли Климт в виду сперму или нет, это построение паттернов, безусловно, иллюстрирует моменты в его творчестве, когда «анатомия моделей становится украшением, а украшение становится анатомией», как писал историк искусства Алессандра Комини.

Густав Климт, Поцелуй (детали), 1907 год. Изображение с Викисклада.

Необходимо учитывать выражение лица и позу героини Климта. В то время как некоторые историки считали ее вытянутую шею и закрытые глаза признаками сексуального экстаза, другие отмечали, что она могла пытаться оторваться от мужчины, который мог быть замечен как пытающийся обогнать или затмить ее. При жизни Климт имел репутацию Казановы. Совсем недавно его эротические работы, особенно его рисунки, были названы женоненавистническими. Тем не менее, другие отмечают, как нежно Климт изобразил эту женщину как ангельскую героиню, а не как опасную девочку. 0013 роковая женщина — типология, исследованная во многих других его картинах, таких как Юдифь и голова Олоферна .

В то время как влюбленные в Поцелуй имеют плотские, глубоко человеческие качества, широкое использование Климтом золота также делает их вечными, почти бессмертными. «Трудно не думать о религиозной иконе», — сказала искусствовед доктор Бет Харрис. «Я думаю, в некотором смысле Климт пытался создать современную икону — что-то, что предлагало бы ощущение трансцендентности». В конечном счете, картина — это песня о силе любви. «Хотя Климт видел человечество в безжалостной хватке бесконечного круговорота жизни и смерти, — писал Гетти, — он находил утешение в жизнеутверждающих силах любви и продолжения рода, священный характер которых он прославлял с поразительной поэтичностью». сила.»

Когда картина была выставлена ​​в 1908 году на ежегодной выставке «Kunstschau» в Вене, она почти повсеместно была отмечена как шедевр. Еще до закрытия выставки король Австрии приобрел ее за колоссальную сумму в 25 000 крон (эквивалент около 250 000 долларов сегодня).